Пенсия в 1989 году

Как формировалась пенсия в Советском Союзе?

Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии. Чтобы понимать суть сегодняшней пенсионной реформы, каждый гражданин должен знать, с чего все начиналось, поэтому сегодня речь пойдет о самых важных исторических моментах реформы пенсионеров СССР.

Когда появилась?

Пенсия в СССР зародилась в 1956 году, а именно 14 июля после подписания соответствующего закона.

В принятом законопроекте были такие важные моменты, как:

  • общие требования пенсионной системы;
  • возрастные критерии и период трудового стажа;
  • порядок выплата пенсии;
  • единый порядок расчета;
  • размер пенсионных отчислений для разных категорий граждан.

Спустя 10 лет после вышеуказанного законопроекта, была разработана новая система пенсионного обеспечения, по итогу которой все пенсионные выплаты осуществлялись за счет государства.

Плюс советской пенсионной системы — все граждане страны получали минимальный уровень пенсии.

Характеристика пенсионной реформы СССР

Выделим основные особенности пенсионной реформы СССР:

  1. Пенсионный возраст не отличается от показателей настоящего времени — 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины).
  2. Пенсию назначали по следующим категориям:
    • по старости;
    • инвалидности;
    • по потере кормильца;
    • за выслугу лет.
  3. Пенсионные выплаты инвалидам войны или детства выплачивали из союзного бюджета, а военнослужащим — из бюджетных средств Министерства Обороны. В итоге главная проблема пенсионной структуры — несбалансированные расходы и доходы бюджетных средств.
  4. Все граждане пенсионного возраста получали пенсионные выплаты не ниже прожиточного минимума.

  1. С 1964 года разработана система пенсионных выплат для колхозников, в соответствии с которой пенсию назначали из союзного бюджета.
  2. С 1967 года был увеличен размер пенсионных отчислений, но уже в 80-х годах пенсия постепенно уменьшалась, поскольку не было действующего механизма ежегодной индексации.
  3. В 90-е нужно было изменить реформу по ряду причин:
    • активное старение жителей страны;
    • уменьшение численности работающего населения;
    • распространение системы досрочного оформления пенсии;
    • низкий уровень доходов;
    • падение цены на нефть;
    • сокращение объема производства;
    • дефицит бюджета.
  4. С 1987 года были внесены изменения, в соответствии с которыми каждый гражданин мог добровольно пополнять свои пенсионные накопления.
  5. В 1990 году был создан ПФР (Пенсионный фонд).

Пенсионные отчисления в СССР назначали при наличии стажа 20 (среди женского населения) и 25 лет (среди мужского).

Однако часть пожилых людей могли оформить пенсию на 5 лет раньше, а именно:

  • шахтеры;
  • сотрудники горячего цеха;
  • работники текстильной промышленности;
  • граждане, проработавшие на Крайнем Севере 15 (женщины) и 20 лет (мужчины);
  • женщины, имеющие 5-х детей, которым уже исполнилось 8 лет — стаж не меньше 20 лет;
  • женщины, воспитывающие инвалидов детства — стаж 20 лет.

Пенсию назначали при соблюдении таких условий, как:

  • достижение соответствующего возраста;
  • общий стаж от 5 лет;
  • стаж перед оформлением пенсионных отчислений — 3 года и выше.

Средние показатели пенсии

Суммарный объем пенсионных выплат в СССР зависел от окладной части и количества проработанных лет.

Пенсионные выплаты сельских жителей были на 15% ниже, нежели размер пенсионных выплат сотрудников города!

Так, средние показатели пенсионных отчислений по городу варьировались от 70-120 рублей в месяц.

Но были и более высокие показатели, например, руководитель крупной организации мог получать 250 рублей в месяц после оформления пенсии.

Граждане, которые не работали официально получали социальные выплаты в размере 35 рублей.

Кроме базового размера пенсионных выплат, граждане могли рассчитывать на надбавки со стороны государства при выполнении следующих условий:

  1. Непрерывный стаж от 15 лет — 10% к пенсии;
  2. Длительный стаж более 30 и 35 лет (женщины и мужчины) — 10%;
  3. Стаж более 25 лет на одном предприятии — 20%.

Сколько была минимальная пенсия?

Минимальные показатели пенсии СССР составляли 35 рублей.

Пенсия в таком объеме выплачивалась следующим категориям пожилых людей:

  • не работающим лицам;
  • не имеющим стаж выше 20 лет;
  • колхозники — большинство жителей сельских поселений продолжали работать при достижении пенсионного возраста, чтобы поучить доплату к пенсии размером 10 рублей за каждый переработанный год. Сумма надбавок могла быть не больше 40 рублей.

В 1986 году минимальный размер подняли до 76 рублей!

По сути, минимальные пенсионные отчисления получала четвертая часть пожилых людей СССР.

Максимальные критерии пенсионных выплат

Максимальные показатели пенсионных выплат составляли 120 рублей.

На данную сумму могли рассчитывать жители города, которые занимались умственным трудом, например, врачи, учителя, инженеры и прочее.

При этом сумма пенсии зависела от суммы ежемесячного оклада. Например, при заработной плате до 50 рублей, гражданин пенсионного возраста мог рассчитывать на пенсионные отчисления в размере 85% от оклада, то есть всего на 40 рублей.

Пенсия народных депутатов

В 1989 году высшим органом власти были назначены народные депутаты, которые проводили съезды для обсуждения государственных вопросов. Последний съезд состоялся 05.09.1991. Именно в этот день было принято решение о самороспуске депутатов.

В настоящий момент большинство народных депутатов вышли на пенсию по старости и в Государственной думе подняли вопрос о повышении пенсионных выплат для данной категории граждан. На сегодняшний день количество «бывших» народных депутатов составляет всего 285 человек.

Министерство труда и социальной защиты предлагает установить размер пенсии 200 000 рублей. Основная причина разработанного законопроекта — ликвидация положения о персональных пенсиях для данной категории граждан, в соответствии с которым народные депутаты и их семьи могли получать достойную пенсию.

К числу народных депутатов хотели добавить категорию граждан, которые выполняли аналогичные функции в союзном парламентарии. Но новый законопроект не вступил в законную силу!

Основные условия для повышения пенсии будут следующими:

  • возраст 65 лет;
  • наличие российского гражданства;
  • депутатская деятельность до 1994 года не меньше 1 года.

В настоящий момент разработанный законопроект не одобрен в Государственной думе. Основная причина отказа — высокий размер бюджетных расходов.

Пенсионные выплаты колхозникам

В настоящий момент есть заблуждение, что в советские времена колхозники не получали пенсионных отчислений.

В действительности, пенсия выплачивалась всем категориям граждан страны, но из разных финансовых источников. Так, колхозники получали пенсию из артелей, которые создавали собственный фонд для осуществления пенсионных выплат.

Созданный фонд должен был оплачивать пенсию в виде денежных выплат, выдачи продуктов питания либо начислялись дополнительные трудодни. Сумму пенсионных выплат устанавливали отдельно для каждого колхозника на общем собрании членов артели или на собрании уполномоченных лиц.

Выделим основные особенности:

  • возраст 60 и 65 лет (соответственно женщины и мужчины);
  • стаж — от 20лет;
  • минимальные показатели пенсии — 12 рублей;
  • максимальные критерии — 102 рубля;
  • размер пенсии рассчитывали из половины оклада за последние 2 года работы либо за любые 5 лет трудовой активности;
  • граждане пенсионного возраста могли при желании продолжать рабочую деятельность;
  • на дополнительные пособия и прибавки имели право:
    • беременные женщины;
    • дамы, ухаживающие за ребенком до 3 лет;
    • лица, имеющие на попечении иждивенцев;
    • инвалиды.

Инвалиды войны могли получать дополнительные выплаты из государственного бюджета!

В 1964 году, когда вступил в силу законопроект о назначении пенсии членам колхоза, выплаты начинают производить из государственного бюджета. Однако колхозы, по своему усмотрению, могли сохранить выплаты пенсии из собственного бюджета.

Основным законопроектом СССР, который регулировал вопросы начисления пенсии, является закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956.

В законе закреплены такие важные моменты, как:

  • максимальный пенсионный возраст;
  • стаж;
  • среднемесячный размер пенсии и прочее.

Многие пункты законопроекта давно устарели, однако разработанная реформа в 1956 году позволила пожилым людям получать достойную пенсию. При этом не учитывалась ежегодная инфляция, ведь цены на товары с каждый годом только росли. Поэтому в реформу постоянно вносились коррективы и даже в настоящий момент органы власти планируют кардинально изменить пенсионную систему, чтобы граждане смогли самостоятельно формировать будущую пенсию.

С какими проблемами рабочего стажа столкнулись пенсионеры после развала СССР, смотрите в этом видео.

Следовательно, каждый гражданин должен понимать процедуру начисления пенсии с самого начала ее образования, чтобы знать, в каком направлении двигается пенсионная политика страны. Как говорил Цицерон «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

Пенсии в России от Николая II
до Путина

20 — 40% от последней месячной зарплаты (военные, чиновники, врачи, учителя, рабочие).

Военные и чиновники, вне зависимости от возраста выхода в отставку, а лишь от выслуги лет и чина, получали 20 — 40% последней зарплаты. Рабочие государственных заводов — 1,5% от населения страны — получили право на пенсию перед самым началом Первой мировой войны. Но не по старости, а лишь по инвалидности — около 25% зарплаты. Аналогичные пенсии были и на отдельных частных заводах.

5 — 10% от последней месячной зарплаты (рабочие и служащие).

К этому году сталинская пенсионная система сложилась окончательно. В 1932 году был установлен пенсионный возраст: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но выйти на заслуженный отдых можно было лишь при стаже не менее 20 и 25 лет соответственно. Заметный скачок вперед по тем временам. Выплаты по старости полагались большей части рабочих и городских жителей. А вот колхозников обошли стороной. У сталинской пенсии оставалось два больших недостатка. Прожить на нее было невозможно. А получить ее — только при наличии свидетельства о рождении, справок с мест работы о стаже и зарплате. Но во время разрухи и войн терялись документы — доказать свои права и заслуги многим не удавалось.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 — 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие).

Средние пенсии по стране составляли около 70 руб. (в пересчете на деньги после денежной реформы 1961 года). Максимальная пенсия не превышала 120 рублей. При этом в 55 и 60 лет можно было оставить работу и без стажа 20 и 25 лет. Но тогда полагалась лишь минималка — 35 руб. Прожить на нее было невозможно. Колхозники же в пенсионную систему снова включены не были. Лишь 10% деревенских жителей получали пособия (ветераны, механизаторы, председатели), но и у них пенсия составляла 31 руб., что не превышало 4 — 6% от общего дохода семьи. Но и им деньги платило не государство, а сельхозартели — фактически сами же крестьяне.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 — 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие); 15% (колхозники) (1) .

В России за всю ее историю появилось первое поколение деревенских стариков, которое формально уже не зависело от молодого поколения. Вот только на пенсию они могли выйти на 5 лет позже городских: в 60 и 65 лет. 12 руб., которые получало большинство сельских пенсионеров, едва хватало на жизнь за городом. Учитывая, что большую часть еды они получали от подсобного хозяйства и огородов.

Смотрите так же:  Заявление ректору от студентки

В 1973 году государство вспомнило об инвалидах и семьях, потерявших кормильца. Если до 1973 года выделяемые им пособия оставались совсем мизерными, то теперь стали приравнены к средним пенсиям по старости.

33% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Забавно, но окончательно классовая дискриминация исчезает лишь на самом закате советской власти: селянам позволяют выйти на пенсию одновременно с городскими — вводится единый пенсионный возраст для всех, 55 и 60 лет. Так же уравнивают и размер пенсий колхозников с рабочими и служащими. В трудовой стаж, который остается 20 и 25 лет, включили учебу (если до вуза или техникума ты успел потрудиться), службу в армии, декретный отпуск. Изменился принцип расчета пенсии. Стали учитывать зарплату не за один последний год, а за два либо за любые пять лет непрерывного стажа.

34% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Началась разработка предпоследней российской пенсионной системы, которая заработала с 2001 года. Родившиеся до 1967 года получают пенсию по старым правилам. Учитываются советский, российский стаж и зарплата за последние несколько лет. За большой советский стаж дается солидная прибавка. Появившиеся на свет после 1967 года уже копят на свою пенсию — учитывается не зарплата за последние трудовые годы, а доход за весь стаж. Причем не только на основном месте работы, а любые официальные выплаты по трудовым договорам.

Формально заявлено о 37% от последней месячной зарплаты (все граждане страны), но в действительности это фикция (2) .

Нынешний вариант пенсионной системы. Теперь в копилку идут и трудовой стаж, и официальные зарплатные выплаты. Все это переводится в баллы, число которых в момент выхода на пенсию и определяет ее размер. Стоимость балла каждый год устанавливается правительством. Как это выглядит на практике, узнать, видимо, не удастся — правительство обещает предложить новую систему без всяких баллов.

КАК ЭТО БЫЛО

Расчет по пятилетке

В советское время сумма пенсии привязывалась к зарплате на основном месте работы в последний год. Теоретически всю жизнь можно было проработать дворником, в последний момент стать большим начальником — обеспечить себе приличную пенсию. Другой вариант: по желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней. То есть можно было получать пенсию за то, что ты работал большим начальником когда-то раньше. К 1980 году из-за увеличения продолжительности жизни количество пенсионеров заметно увеличилось. Но государство продолжало платить пособия — средняя пенсия на момент проведения Московской Олимпиады составляла 67 рублей — половину зарплаты молодого инженера в НИИ.

В 1985 году средняя пенсия в СССР достигла 72 рублей у городских жителей и 47 рублей у сельских: пиковый уровень в России за всю историю.

ВАЖНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

1. О пенсиях при «развитом социализме»

В реальности 50% от последней зарплаты получали далеко не все пенсионеры, а лишь самые малооплачиваемые. Если твоя зарплата была, например, 250 рублей (как у высококвалифицированного рабочего), ты мог рассчитывать на пенсию максимум 80 — 90 рублей. Северяне, зарабатывавшие 800 — 900 и даже 1200 рублей в месяц, получали пенсию максимум в 120 рублей. Одновременно появилась система так называемых персональных пенсий — местного (областного и республиканского) и союзного значения — от 110 до 130 рублей.

2. О пенсиях в наше время

Т. н. балльная система исчисления пенсий привела к колоссальной путанице, и в итоге 37% от последней зарплаты превратились в полную фикцию и тотальную уравниловку: будь ты хоть дворником, хоть миллиардером из списка «Форбс», но при расчетах ваши пенсии окажутся примерно одинаковыми — в пределах максимум 20 тысяч рублей в месяц с разницей в 1 — 2 тысячи рублей между нижней и верхней границами.

Подготовил Сергей ПОНОМАРЕВ.

Пенсия в 1989 году

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

Смотрите так же:  Пришел приказ и по приказу мы встаем под гитару

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Пенсионное обеспечение в СССР в 80-е гг. XX века. Основные причины реформирования

Статья просмотрена: 6368 раз

Библиографическое описание:

Акбулатов Р. С. Пенсионное обеспечение в СССР в 80-е гг. XX века. Основные причины реформирования // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 203-208. — URL https://moluch.ru/archive/42/5072/ (дата обращения: 21.01.2019).

Известно, что в СССР пенсионное обеспечение населения гарантировалось стратегией КПСС и Советского государства, высшей целью которого был неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства, увеличения производительности труда, роста социальной и трудовой активности советских людей [1, с. 50]. Поэтому в СССР действовала и развивалась государственная система социального обеспечения. На материальное обеспечение пожилых и нетрудоспособных граждан, помощь семьям, где есть дети, расходовалось около 40% общественных фондов потребления. Государство принимало на себя основные расходы по содержанию и обслуживанию престарелых и нетрудоспособных через систему социального обеспечения влияло на общий уровень жизни народа, выравнивая доходы семей, в состав которых входили престарелые и нетрудоспособные граждане [2, с. 10].

Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая охватывала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных. Данная система обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень потребления [3, с. 308]. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который входил составной частью в государственный бюджет страны, и был основан на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависел от сбалансированности государственного бюджета страны [4, с. 105], в соответствии с установленными видами обеспечения и обслуживания по социальному страхованию. В общем бюджете государственного социального страхования чётко определялись источники доходов и направление средств.

Благоприятный показатель соотношения числа работающих и пенсионеров, а также динамичный послевоенный экономический рост СССР способствовали развитию пенсионной системы и совершенствованию законодательства о пенсионном обеспечении. По мнению Е.И. Астрахана, к характерным чертам социального законодательства (включая пенсионное) в СССР можно отнести: расширение субъектов права; расширение видов обеспечения; гуманизация условий, определяющих право на пенсию.

Вместе с этим, система государственного пенсионного обеспечения не содержала комплекса необходимых экономических признаков, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система наряду с многочисленными экономическими особенностями содержала одно важное преимущество – обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, начиная с середины 60-х гг. и до 1990 года, получила определение системы государственного пенсионного обеспечения (рис. 1).

Рис. 1. Система пенсионного обеспечения в системе

социального обеспечения СССР [5, с. 123]

На этапе своей экономической и социальной «зрелости» советская система государственной пенсионной политики отличалась от пенсионной политики стран с рыночной экономикой своей многоукладностью, то есть в ней отсутствовали взаимодополняющие пенсионные институты и механизмы обязательного (и добровольного) социального и личного пенсионного страхования. Теоретической платформой, на базе которой развивалось отечественное пенсионное законодательство, служил идеологизированный подход, в соответствии с которым пенсии рассматривались как форма содержания нетрудоспособных граждан обществом и за счет общества – так называемая алиментарная (безвозмездная) сущность пенсии, а финансовым источником выступали общественные фонды потребления [6, с. 37]. Понимание трудовой сущности пенсий, как отложенной формы оплаты труда, имело ограниченный характер и трактовалось весьма упрощенно, прежде всего, с позиции фактора, дополняющего алиментарную сущность пенсии. Например, В.А. Ачаркан в 1970-е годы отмечал, что хотя право на пенсию и ее размер зависят от прошлого труда, тем не менее «она не является и сбереженной частью заработной платы, так как трудящиеся освобождены от взносов на пенсионное обеспечение» [7, с. 58]. В качестве других обоснований алиментарной сущности пенсий выдвигался следующий аргумент: пенсионное обеспечение предоставляется «не в качестве прямого, непосредственного вознаграждения за выполненный труд», ибо этот труд «уже был полностью оплачен в свое время по мере выполнения работы» Автор подчеркивал принципиальную установку на данную трактовку сущности пенсий: «пенсии при всех условиях должны оставаться материальным обеспечением, носящим алиментарный характер, гарантирующим на определенном уровне средства к существованию. Такое обеспечение необходимых средств к существованию – это не «один из принципов» пенсионного обеспечения, а самая суть, цель и смысл пенсионного обеспечения престарелых и трудоспособных» [8, с. 52]. На наш взгляд, данное высказывание, совершенно неправомерно, а уж тем более в связи с последующим переходом на рыночную экономику. Кроме того, необходимо отметить то, что, по сути, данные слова отождествлялись с общим иждивенческим подходом в государственной пенсионной политике в описываемый период.

Пенсионное обеспечение как по численности обеспечиваемых, так и по объему средств занимало доминирующее положение в системе социального обеспечения. В этом можно убедиться, обратившись к данным таблицы 1. Рост расходов на пенсионное обеспечение увеличивался в среднем на 2 млрд. в год (1980 г. – 19,9, 1985 г. – 26,7, 1986 г. – 29,1, 1987 г. – 30,6, 1988 – 32,4, 1989 г. – 33,8). Общий прост за 19 лет составил порядка 13,9 млрд. рублей, или практически в 2 раза. Доля выплат на пенсии в общем распределении в системе общественных фондов потребления по годам составил: 1980 г. – 29,3 %, 1985 г. – 31,3 %, 1986 г. – 32,4 %, 1987 г. – 32,6 %, 1988 г. – 31,8 %, 1989 г. – 30,2 %. Таким образом, необходимо сделать вывод, что доля пенсионных выплат в общей системе фондов потребления занимала крайне высокий процент и являлась большой обузой, имеющей к тому же крайне высокую динамику роста.

Распределение средств в системе общественных фондов потребления[9, с. 67]

Выплаты и льготы всего,

Из них: на просвещение

в том числе стипендии

на социальное обеспечение и социальное страхование

в том числе: пенсии

Расходы государства на содержание жилищного фонда

Так же, в таблице 1 представлены данные в системе общественных фондов потребления, более четко отражают доминирующее положение пенсий. Приведенные в таблице 2 данные показывают, что из всех видов пенсионного обеспечения наибольший удельный вес по численности пенсионеров имело пенсионное обеспечение по старости. Основанием для назначения этого вида пенсии являлось достижение пенсионного возраста, который в России определен для мужчин – 60 лет; для женщин – 55 лет. Однако существует целый ряд категорий работников, для которых этот «барьер» был снижен до определенных пределов.

Структура получателей пенсий по основаниям для назначения [10, с. 15]

Все пенсионеры, в том числе получают пенсии:

по случаю потери кормильца

По данным М.С. Ланцева, возраст 70 лет можно рассматривать как предельный, при котором мужчины теряют трудоспособность вследствие старости. Период от 60 до 70 лет является переходным, а в возрастной группе 60 — 64 года сосредоточено наибольшее число лиц, сохранивших полную или частичную трудоспособность. На возможность и необходимость перемещения границ трудоспособного возраста указывал еще в начале 70-х годов советский экономист и демограф М.Я. Сонин. Он писал: «Мы отклоняем установки некоторых ученых о том, что увеличение продолжительности жизни должно быть использовано, в основном, для увеличения периода отдыха, и исходим из того, что продолжительность активной жизни должна увеличиваться, также как и продолжительность фактической жизни. Это положение дает основания полагать, что в течение ближайших трех-четырех десятилетий верхняя граница трудоспособности поднимется в СССР на 5 лет (для мужчин и женщин)» [11, с. 25].

Смотрите так же:  Как оформить садовый участок для цветов

Льготное пенсионное обеспечение занимало в системе пенсионного обеспечения значительное место. Система льготных пенсий впервые была введена в 1932 году для отдельных категорий трудящихся. Тогда был утвержден «Временный список вредных профессий, дающих право на понижение стажа и повышение пенсий». Пенсия по старости назначалась на 10 лет раньше как мужчинам, так и женщинам. Дифференциация пенсионного обеспечения производилась по усредненным, характерным для определенной отрасли условиям труда. По мере развития законодательной базы к 1956 году список вредных профессий пополнился и был значительно расширен круг лиц, имеющих право на льготные пенсии.

Наряду с условиями труда стали учитываться опять-таки усредненные, но нефактические отраслевые, медикобиологические и региональные факторы. Эта система пенсионного обеспечения распространялась главным образом на важнейшие ведущие отрасли народного хозяйства. Однако круг отраслей, на которые распространялись эти льготы, не всегда определялся только их значением. Учитывались потребности данного момента – обеспечение квалифицированными кадрами тех производств, в которых наиболее остро ощущался дефицит рабочей силы. Таким образом, проблемы рынка трудовых ресурсов решались за счет льгот и компенсаций в области пенсионного обеспечения, тем самым увеличивая нагрузку на пенсионную систему, при этом не обеспечивая компенсаций из какого-либо бюджета кроме государственного. Закон о государственных пенсиях, принятый в июле 1956 года, ликвидировал множественность списков на льготное пенсионное обеспечение и утвердил два, известных как Списки № 1 и № 2, составленные в зависимости условий труда и медико-биологических факторов.

По масштабам охвата работников, занятых в производстве, наша система льготного пенсионного обеспечения по сравнению с мировой практикой – уникальное явление, порождающее острые социально-экономические и демографические проблемы, которые нарушали естественный ход жизни общества, крайне негативно влияли на процесс воспроизводства населения, вызывают социальную напряженность в трудовых активах. Отметим также, что с применением льготных пенсий уменьшался трудовой потенциал общества и продолжительность активной трудовой жизни работников, усиливалось отрицательное воздействие на их трудовую мотивацию в зрелые годы, когда достигался пик профессиональной квалификации. Перечисленные факторы являются одним из серьезнейших социальных факторов, повлиявших впоследствии на изменение нормативно-правовой базы. Отметим так же, что на финансирование льготного пенсионного обеспечения вместе с другими пенсионными выплатами в 1991 г. пришлось до 17 % национального дохода страны.

С точки зрения социальной функции система льготных пенсий обеспечивала защиту трудящихся, занятых на рабочих местах с вредными условиями труда. Подразумевается, что при отработке определенного времени (10-20 лет) в неблагоприятной производственной среде и достижении возраста 50-55 лет (для мужчин) и 45-50 лет (для женщин), занятые в этих условиях утрачивают трудоспособность. Таким образом, вместо того, чтобы обеспечить защиту человека в процессе труда, акцент защиты переносился на этап, когда человек утратил свое здоровье, тем самым, льготная пенсия лишается профилактической направленности.

Итак, постараемся указать основные причины, объясняющие необходимость изменения законодательства в сторону снижения числа льготных пенсий.

Во-первых, идеологический аспект недавнего прошлого о преимуществах социалистической системы в области условий, охраны и гигиены труда в условиях рыночной экономики где «каждый за себя» становится неактуальным.

Во-вторых, фактическая подмена индивидуального метода определения утраты трудоспособности массовыми списками льготных пенсий позволяла упрощать сложную медико-организационную и правовую процедуру. Это приводило к тому, что предварительные, а также периодические медицинские осмотры осуществлялись в большинстве случаев формально. О неудовлетворительной диагностике профессиональных заболеваний свидетельствует тот факт, что в целом по России в 1991 году третья часть всех профзаболеваний была диагностирована при обращении самих больных в лечебные учреждения, а не при периодических медицинских осмотрах [12, с. 106].

В-третьих, существующая система льготных пенсий оказалась «выгодной» и для предприятий, так как не затрачивались средства на финансирование для проведения дорогостоящих мероприятий, связанных с улучшением условий и охраны труда, на создание сложной системы профилактики профзаболеваний, на организацию медицинской, профессиональной и социальной реабилитации пострадавших на производстве.

В-четвертых, система льготных пенсий стала непомерной ношей для бюджета страны.

В отличие от большинства развитых стран система социального страхования в СССР строилась не на принципах самофинансирования страхователями (работодателями и наемными работниками), ее финансирование в значительной степени (свыше 60 – 70%) покрывалось за счет государственного бюджета. Поскольку предприятия практически не несли никакой экономической нагрузки, связанной с предоставлением льготных пенсий, в их интересах было добиваться от государства права на них для максимально большего числа своих работников [13, с. 25]. Также, государственная политика в области льготного пенсионного обеспечения, привела к тому, что все основные субъекты правоотношений (предприятия – государство – работники) были ориентированы не на улучшение условий труда, а на развитие системы льгот и компенсаций; не на совершенствование механизма социальной защиты трудящихся (в том числе с помощью института определения индивидуальной утраты трудоспособности), а на массовое предоставление льготных пенсий. Очевидные недостатки действующей системы льготного пенсионного обеспечения свидетельствуют о необходимости проведения реформы государственного льготного пенсионного обеспечения с учетом экономической и социальной ситуации в нашей стране, которая неизбежно затронет интересы миллионов работников.

Переход России в новую экономическую систему сопровождался кризисными явлениями в области и политических, и экономических, и социальных отношений. Либерализация цен, проведенная в 1992 году дала спад производства практически во всех отраслях экономики, сокращение бюджетных поступлений на нужды социального комплекса на всех уровнях, падение реальных доходов населения сказались на всех показателях, характеризующих пенсионное обеспечение. За 1992 год (к декабрю 1991 года) потребительские цены на товары народного потребления и услуги выросли в 26 раз, оптовые цены на промышленную продукцию — в 34 раза [14, с. 28]. . Положение усугублялось тем, что высокая инфляция обесценила сбережения населения, значительная часть которых предназначалась для поддержания материального положения после ухода на пенсию. Компенсационные меры, призванные смягчить последствия роста цен, ликвидировали всякую дифференциацию в пенсионном обеспечении. Большинство пенсионеров стали получать минимальную пенсию. При этом повышение пенсий постоянно отставало от роста цен. Уровень же минимальной пенсии не превышал официально рассчитанного физиологического прожиточного минимума. Относительное улучшение положения пенсионеров произошло после принятия 3 апреля 1992 г. Закона РФ «О досрочном введении в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в котором предусматривался механизм осовременивания заработков, из которых исчислялась пенсия.

Реальное содержание средней пенсии по старости (вместе с компенсацией) в сопоставимых ценах в декабре на конец месяца 1994 г. было почти в два раза ниже, чем до либерализации цен в декабре 1991 г. В 1992 году средний размер пенсии составил 25% средней заработной платы, в 1993 году – 34% и в 1994 – около 35%. При исчислении пенсий заработная плата почти не играла роли, так как действовал ограничитель в три минимальные пенсии при установлении максимальной. Доходы пенсионеров существенно отставали от роста цен. Если в 1992 году минимальный уровень пенсионного обеспечения в среднем составил почти 85% прожиточного минимума пенсионера, то в марте 1995 года упал до 45 – 47 % [15, с. 28]. Традиционной формой, позволяющей пенсионерам улучшить свое материальное положение, являлась занятость в первые годы после достижений пенсионного возраста. Однако в условиях перехода к рыночным отношениям реализовать право пожилых граждан на труд становилось все труднее. Лишь 12,5% пенсионеров из числа обратившихся по вопросу трудоустройства получили положительное решение.

Идеологизированная трактовка в советский период финансового обеспечения пенсионной системы – якобы за счет государства, вступала в противоречие с трудовой сущностью этого института и блокировала развитие пенсионного страхования. Это во многом было связано с проводимой государством политикой оплаты труда. Ограничивая и минимизируя оплату труда, перераспределяя большую часть финансовых ресурсов, созданных трудом, государство при этом декларировало как высшее достижение и преимущество социалистического общественного устройства практически полное освобождение трудящихся от уплаты страховых взносов на их пенсионное обеспечение.

Действительно, расходы на выплату пенсий ввиду низких страховых взносов финансировались в основном за счет дотаций из государственного бюджета. Все это приводило к искажению реальной стоимости расходов на воспроизводство рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не сами работники (потенциальные пенсионеры). Как отмечают М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова, на протяжении многих десятилетий советское государство фактически «экономило» на старшем поколении, финансируя расходы на пенсионное обеспечение по принципу «разумной достаточности», что позволяло сознательно замораживать уровень пенсионного обеспечения на длительные периоды, не гарантируя пенсионерам непрерывного улучшения жизни по мере роста оплаты труда в стране, повышения уровня жизни, появления у государства дополнительных экономических возможностей [16, с. 9].

Таким образом, исходя из вышеперечисленных недостатков действовавшей системы пенсионного обеспечения, необходимость ее реформирования диктовалась следующим:

Финансирование пенсионного обеспечения осуществлялось из государственного бюджета, через общественные фонды потребления. Бюджетное финансирование государственных пенсий противоречило соблюдению требований, провозглашенных в конвенциях Международной организации труда, в соответствии с которыми управление финансами государственных фондов пенсионного обеспечения осуществляется отдельно от управления государственными средствами.

Отсутствовала заинтересованность работников в формировании фондов пенсионного обеспечения, в связи с тем, что сбор средств на нужды пенсионеров осуществлялся за счет взносов только работодателей.

Ранний возраст выхода на пенсию привел к увеличению иждивенцев, порождал антиобщественные явления. Трудовой потенциал большинства пенсионеров остается невостребованным.

Необоснованное количество льготных пенсий являлось слишком расточительным для действовавшей государственной пенсионной системы.

Отсутствовала тесная связь размеров пенсий с оплатой труда и продолжительностью трудового стажа.

Существовавшая пенсионная система имела ущербное и дискриминационное разделение пенсий на «основную» и «для колхозников».

Вайсфельд Л.Д. Пенсионное обеспечение в СССР. Сборник официальных материалов. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957. С 50.

Захаров М.Л. Социальное обеспечение в СССР: Сборник нормативных актов. М.: Юрид. лит.1986. С. 10.

Под общ. ред. Н.А. Волгина – 2-е издание Социальная политика: Учебник. М.: Экзамен, 2004. С. 308.

Пономарева Ю.Е. Социологический анализ отражения модернизационных социальных изменений в региональных СМИ в начале XXI века (на материалах Красноярского края). Красноярск. 2008. С. 105.

Бродский Г.М..Право и экономика пенсионного обеспечения. СПб, 1998. С. 123.

Астрахан Е.И. Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих в СССР. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1967, С. 37,40.

Ачаркан В.А.Государственные пенсии. НИИтруда Госкомтруда СССР. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1967. С. 58.

Астрахан Е.И. Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих в СССР. Госюриздат. М. 1961, С. 52-53.

Бабич А.М., Егорова Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М.: Тезис, 1998, С. 67.

Груа Ж. О государственных пенсионных системах в странах СНГ. К реформе социального обеспечения: принципы и прагматизм. М.: Издание бюро МОТ в Москве. 1999. С. 15.

Ланцев М.С. Основы страховой деятельности. М.: Изд-во БЭК, 2001, С. 25.

Сонин М.Я. Актуарные расчеты. М.: Финансинформ,1996. С. 106.

Чернышов С.Д. История и проблемы пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда. Охрана труда и социальное страхование. М.: Изд-во Арго, 2000. С 25.

Четыркин Е., Кабалкин С. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: уроки для России. М.: Изд-во Дело, 2000. С. 28.

Author: Profi