Осаго и животные

Оглавление:

Что делать при ДТП с животными? Страховые случаи по ОСАГО и КАСКО, связанные со сбитыми зверями.

Нередко в ДТП принимают участие не только автомобиль и пешеходы, но и «братья наши меньшие». Невнимательность водителя, езда не по правилам, неожиданное поведение животного — а в итоге не такие уж безобидные повреждения автомобиля и предстоящие расходы.

Рассмотрим более подробно, в каких ситуациях страхование ОСАГО или КАСКО компенсирует материальный ущерб пострадавшим.

В летнюю пору движение по магистралям вне города становится более интенсивным, так как подавляющее большинство людей выходят в отпуска и выезжают кто на природу, кто на рыбалку, пикник, дачу и т.д. Минуя проселочные дороги, водители частенько встречают на своем пути гордо шагающих по трассе домашних животных. И вроде бы при соблюдении обеими сторонами необходимых правил движения риск попасть в ДТП минимален, однако, такие инциденты — далеко не редкость.

В связи с этим следует вспомнить несколько пунктов ПДД (см. п.п. 24.5, 24.6, 24.7), в которых указывается на запрет проводить животных по асфальтированным и цементобетонным дорогам при наличии поблизости иных путей, а также оставлять без надзора и прогонять через дороги вне специально организованных для этого мест, в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Что касаемо светлого времени суток, то при отсутствии иных путей животные должны перегоняться как можно ближе к правому краю проезжей части.

Далее разберем тот случай, когда автомобиль сталкивается, например, с коровой. Самое первое действие при любом ДТП — это вызвать работников ДПС. Дальнейшая судьба обоих участников определяется только после выяснения всех обстоятельств происшествия. Здесь есть два варианта:

Водителя автомобиля признают виновником ДТП, если он превысил скорость, либо не принял во внимание знаки «Дикие животные» или «Перегон скота». В таком случае владелец травмированного в результате аварии животного, имеет полное право обратиться со всеми нужными бумагами в ту страховую компанию, в которой состоит виновный, и получить компенсацию (при условии наличия у водителя полиса ОСАГО). Были случаи получения выплат ОСАГО и за диких зверей, получивших травмы или погибших из-за происшествий на дорогах. Также право на получение выплат по ОСАГО имеют и владельцы сбитых породистых собак, если предоставят страховщикам соответствующие документы о реальной стоимости животного во время его покупки.

Водитель автомобиля окажется пострадавшим в ДТП. Он четко и беспрекословно следовал всем правилам дорожного движения, а несчастный случай произошел по вине животного, его хозяина или пастуха, смотрящего за стадом; либо сам пастух пренебрег правилами перегона скота. ГАИ, в свою очередь, записывает все обстоятельства случившегося, оформляет документы. Однако, данном случае полис ОСАГО не подойдет, так как он защищает, главным образом, интересы третьих лиц, а следовательно, для автовладельца будет бесполезным. Только договор КАСКО предоставит шанс возместить урон. И то, лишь в некоторых случаях.

Большинство страховщиков неохотно возмещают урон, который был причинен действиями представителей животного мира. Никого не волнует то, что автомобиль, например, боднула корова или поклевали птицы; этого пункта просто нет в их правилах. Даже самые крупные и зарекомендовавшие себя компании расценивают инциденты с участием животных (не только поломка, но и полное уничтожение ТС), как «не страховой случай».

Из всего вышесказанного следует, что так как в договор КАСКО не входит защита от «противоправных» действий зверей или автовладелец и вовсе не имеет такую страховку, то единственным выходом будет добиваться выплату морального ущерба от хозяина животного через суд.

Страховые случаи с животными: как получить компенсацию по КАСКО и ОСАГО?

ДТП по вине животных – достаточно распространённое явление. От действий братьев наших меньших страдают автомобили на трассах и в городской черте. Порой «достаётся» даже припаркованным авто. Что стоит знать о таких происшествиях и как получить выплату, если машину повредили животные?

Если автомобиль повредили животные (КАСКО)

Например, в городе кузов автомобиля может пострадать от когтей и клювов птиц. А иногда бездомные собаки и кошки наносят ещё более серьёзные повреждения припаркованным машинам. За городом авто может стать «жертвой» кабанов, а также других диких и домашних животных.

При этом если «под удар» попадает припаркованный транспорт, инцидент не считается дорожно-транспортным происшествием, и подобные убытки можно возместить только по КАСКО . Разумеется, при условии, что нужные риски включены в страховое покрытие полиса.

Первичные действия

Сразу после инцидента с животными сообщите в страховую организацию о наступлении страхового случая. В зависимости от обстоятельств алгоритм дальнейших действий может разниться от компании к компании. Ниже приведены общие рекомендации для подобных ситуаций:

  • Номер телефона страховщика обычно указан на бланке полиса.
  • Запишите фамилию оператора, ответившего на звонок, и время звонка. Эта информация послужит доказательством факта обращения в компанию.
  • Сразу уточните, какие именно справки и документы потребуются для оформления выплаты.
  • Запишите контактные данные очевидцев инцидента, если таковые имеются.
  • Если происшествие могло быть зафиксировано на видеокамеру или автомобильный регистратор, постарайтесь получить запись.
  • Далее следует определить хозяина животного (при наличии). Если зверь кому-то принадлежит, нужно непременно установить его владельца. В противном случае страховщик может быть лишен права на суброгацию, что является причиной для отказа в выплате.
  • Сообщите о происшествии в полицию по телефону. Не покидайте место происшествия и не перемещайте авто без разрешения властей. В отдельных случаях происшествие фиксируется не полицией, а другими службами (например, лесничествами и тому подобное). Согласуйте со страховщиком по телефону, какие именно службы нужно вызвать на место инцидента.

Бывает, что событие произошло на большом удалении от населённых пунктов. В подобных случаях не всегда возможно вызвать официальные лица на место происшествия. Если сотрудники компетентных органов отказываются подтвердить повреждения автомобиля (или нет возможности до них дозвониться), нужно:

  • Зафиксировать обстоятельства происшествия на фото.
  • В дальнейшем необходимо подать письменное заявление на получение подтверждающих документов в компетентных органах. Чем больше доказательств и материалов удастся приложить к такому заявлению, тем лучше. При этом официальный отказ также понадобится для получения выплаты.

Необходимо помнить, что факт подачи письменного заявления о происшествии должен подтверждаться документально.

Полиция при этом выдаёт талон-уведомление о приёме заявления, в остальных случаях делается отметка о принятии на копии документа. Если ответа на заявление не поступит, необходимо будет доказать страховщику факт подачи такого заявления.

Как получить выплату?

Соотносите действия, описанные в данной статье, с правилами страхования и требованиями страховщика. Точный порядок действий сильно зависит от конкретной компании и обстоятельств происшедшего.

Как правило, в любом случае необходимо получить документ, подтверждающий факт и обстоятельства повреждения автомобиля. Нередко соответствующие бумаги оформляются компетентными органами через какое-то время после фиксации инцидента.

При отказе компетентных органов от выдачи подтверждающих документов следует направить им письменное заявление для получения официального отказа. Кроме того, в некоторых случаях может потребоваться официальный запрос от страховой компании.

Следует направить в страховую компанию заявление на выплату с прилагаемыми документами, которые удастся получить. Это нужно сделать в срок, установленный договором страхования. Не ждите, пока оформят все необходимые документы. Вместо них приложите к заявлению документы, подтверждающие факт обращения по случившемуся происшествию. Это может быть талон-уведомление полиции или копии заявлений с отметкой о принятии. Остальные бумаги можно донести по мере их поступления.

Полный перечень документов, необходимых для выплаты, нужно получить у страховщика. Порядок и сроки подачи документов регламентируются правилами страхования КАСКО конкретной компании. В типовой список документов, необходимых для рассмотрения заявления на выплату, могут входить:

  • Подтверждающие документы компетентных органов (в том числе талон-уведомление).
  • Свидетельство о регистрации автомобиля.
  • Гражданский паспорт.
  • Страховой полис.
  • Документы об оплате страховой премии.
  • Диагностическая карта.
  • Банковские реквизиты для перечисления выплаты.

Если произошёл наезд на животное (КАСКО, ОСАГО)

В городе на проезжую часть неожиданно может выскочить собака, а на лесной дороге на пути автомобиля порой оказываются лоси или кабаны. Следует понимать, что такие случаи относятся к ДТП и накладывают определённые обязательства на водителей.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Первичные действия

Прежде всего не стоит паниковать. Вы целы, всё остальное поправимо. Поэтому главное – сохранять спокойствие. Нельзя покидать место происшествия без оформления ДТП. Помните, что забор, столб, дикое или домашнее животное и другие объекты – это чья-то собственность. Если не оформить аварию надлежащим образом, впоследствии вам могут предъявить регрессное требование.

Кроме того, виновной стороной может быть признан и владелец животного. Например, погонщик стада приравнивается к водителю и должен соблюдать ряд требований.

В первую очередь, необходимо обеспечить безопасность на дороге:

  1. Включите аварийную световую сигнализацию.
  2. Не изменяйте расположение машины и предметов, относящихся к ДТП. Это требование Правил дорожного движения. Изменение расположения машин без фотофиксации места происшествия послужит причиной отказа в выплате возмещения или регресса. Ни в коем случае не поддавайтесь на уговоры сторонних лиц с требованием передвинуть автомобиль до фиксации обстоятельств ДТП.
  3. Выставьте на проезжей части знак аварийной остановки. Расстояние от знака до ближайшего повреждённого автомобиля должно быть 15 метров в населённом пункте и 30 метров за городом. Игнорирование данного требования Правил дорожного движения наказывается штрафом 1 000 рублей (п. 1 статьи 12.27 КоАП РФ). Будьте предельно внимательны и осторожны на дороге, чтобы не угодить под колеса других автомобилей.

Конечно, указанные действия следует выполнить при наличии возможности. Например, раненый дикий зверь может быть весьма опасен. В этом случае лучше оставаться в машине. Кстати, если животное ранено, стоит обратиться в Комитет по охране животного мира или иную профильную структуру (частную компанию) для организации ветеринарной помощи. По Правилам ОСАГО страхователь принимает меры по уменьшению убытков, а направленные на это расходы компенсируются страховщиком.

Помните, что нельзя покидать место происшествия (п. 2 статьи 12.27 КоАП РФ). Зафиксируйте обстоятельства ДТП:

  1. Если Вы не уверены, где именно произошла авария, включите навигатор и уточните своё местоположение. Альтернативный вариант: узнайте адрес ближайшего дома, а на трассе найдите ближайший знак километра шоссе.
  2. Зафиксируйте расположение и повреждения транспортного средства и других объектов на фото или видео. Заснимите место аварии как минимум с четырёх сторон.
  3. Также крупным планом сфотографируйте следы торможения, оторванные детали машины и иные предметы, связанные с ДТП. Подобные детали помогут полицейским точнее понять обстоятельства происшествия и определить степень виновности сторон.
Смотрите так же:  Приказ об изменении системы оплаты труда на предприятии

Для фиксации используйте устройства, способные снимать фото в хорошем разрешении. Фотографируйте автомобиль с расстояния четыре-пять метров. Каждый автомобиль должен быть полностью запечатлён как минимум на двух снимках. Недостаточно подробная фотофиксация места происшествия может стать причиной затягивания сроков рассмотрения выплатного дела по ОСАГО или КАСКО. В отдельных случаях страховщик может отказать в выплате страхового возмещения.

Узнайте, есть ли свидетели происшедшего. Попросите их оставить свои данные (номер телефона, паспортные данные или другое). Свидетельские показания являются важным доказательством обстоятельств происшествия. Нелишне иметь подобный аргумент на случай возникновения вопросов касательно случившегося.

Уберите авто с проезжей части, если создаётся препятствие. Препятствием считается занятие полосы движения вне зависимости от возможности объезда. Невыполнение данной нормы наказывается административным штрафом 1 000 рублей (п. 1 статьи 12.27 КоАП РФ). Однако перед тем, как убрать автомобиль, нелишне скоординировать свои действия с полицией по телефону. Позвоните в ГИБДД и получите дальнейшие указания.

В зависимости от обстоятельств аварии порядок последующих действий может разниться. Поэтому важно получить дальнейшие инструкции от компетентных органов. Возможные указания сотрудников полиции:

  • Убрать авто с проезжей части, если создаётся препятствие и заполнить извещение о ДТП.
  • Или ехать на пост ДПС или в подразделение полиции для оформления документов.
  • Или ждать прибытия наряда ГИБДД.

Заполнить извещение о ДТП нелишне при любых обстоятельствах. Документ может пригодиться в дальнейшем. В идеале следует заполнить извещение о ДТП непосредственно на месте происшествия. Правда, в большинстве случаев данный документ можно заполнить в офисе страховщика при подаче документов на выплату или дома.

Сообщите о происшествии в страховую компанию с места события. По «Правилам ОСАГО» водитель обязан сообщить своему страховщику информацию о месте, времени и обстоятельствах ДТП. Представитель компании должен иметь возможность присутствовать при оформлении документов. Чаще всего правила КАСКО также обязывают сообщить своему страховщику информацию о месте, времени и обстоятельствах ДТП. Лучше сделать это с места аварии во избежание возможных проблем при урегулировании убытка.

Как мы уже отмечали, телефон страховщика обычно указан на бланке полиса. Запишите время звонка и фамилию оператора, ответившего на звонок. По возможности получите информацию относительного дальнейшего урегулирования убытка.

Как получить выплату по КАСКО?

Алгоритм действий, описанных в данном разделе, также необходимо соотносить с правилами страхования и требованиями страховщика. В целом, он схож с действиями при повреждении стоячего автомобиля животными.

Для начала необходимо получить документы полиции, подтверждающие факт и обстоятельства повреждения автомобиля. Конкретный перечень документов зависит от обстоятельств произошедшей аварии. При получении документов удостоверьтесь, что их содержание соответствует действительности. Любые исправления должны быть заверены подписью должностного лица и печатью.

Далее следует направить в страховую компанию заявление на выплату с прилагаемыми документами. Помните:

  • Это нужно сделать в срок, установленный договором страхования.
  • Предварительно у страховщика следует получить полный перечень документов, необходимых для выплаты.
  • Порядок и сроки подачи документов регламентируются правилами страхования КАСКО конкретной компании.

Опять же, при затягивании процесса компетентными органами не стоит ждать, пока оформят все необходимые документы. Вместо них приложите к заявлению документы, подтверждающие факт обращения по случившемуся происшествию. Это может быть талон-уведомление полиции.

Типовой список документов, необходимых для рассмотрения заявления на выплату может выглядеть следующим образом:

  • Подтверждающие документы компетентных органов.
  • Свидетельство о регистрации ТС.
  • Гражданский паспорт.
  • Страховой полис.
  • Документы об оплате страховой премии.
  • Диагностическая карта.
  • Банковские реквизиты для перечисления выплаты.

Осаго и животные

Каждый водитель, выезжающий за город, сталкивается с дикой природой, которая может преподнести неприятный сюрприз в виде ДТП с животным. Да и в городе столкновения с животными бывают довольно часто. О том, что делать при ДТП с животными, и какую ответственность несет водитель — читайте в этой статье.

Столкновение с животным — ДТП или нет?

Столкновение автомобилей с животными, особенно с дикими — ситуация довольно частая на наших дорогах. Наверняка, каждый водитель, хотя бы изредка выезжающий за город, видел перебегающих дорогу зверей — лисиц, зайцев, косуль или даже лосей. Животные, как существа дикие и нецивилизованные, правил дорожного движения не знают и не соблюдают, поэтому в самый неожиданный момент могут выскочить на дорогу и попасть под колеса (или в лобовое стекло).

К подобным ситуациям очень многие водители относятся довольно легкомысленно, воспринимая это, как отличную возможность бесплатно увезти немного дичи, или просто скрываются. Но в действительности дело обстоит куда более серьезно, так как согласно действующему законодательству столкновение с животным приравнивается к ДТП со всеми вытекающими из него последствиями.

Согласно пункту 1.2 ПДД дорожно-транспортным происшествием является событие, возникшее при участии транспортного средства в процессе движения, и повлекшее за собой ранение или гибель людей, а также какой-либо материальный ущерб автомобилю, строениям и различному имуществу. Согласно статье 137 Гражданского кодекса РФ домашние и сельскохозяйственные животные являются имуществом, поэтому их столкновение с транспортными средствами является ДТП. А согласно статье 4 Федерального закона «О животном мире», все дикие животные на территории РФ являются собственностью государства, то есть — имуществом, а значит, и их столкновение с транспортными средствами также является ДТП.

Таким образом, наезд или столкновение автомобиля с домашними, дикими и сельскохозяйственными животными при условии их ранения или гибели официально классифицируется, как дорожно-транспортное происшествие. Причем размер животного здесь не имеет значения — ДТП возникает при столкновении не только с кабаном или с лосем (а это может привести к серьезным повреждениям автомобиля, ранению и даже гибели людей), но и наезд на белку, кошку или курицу.

Но если при столкновении животные и люди не пострадали, а транспортное средство не получило повреждений, то данный случая ДТП не считается и, соответственно, никаких последствий за собой не влечет.

Что делать при ДТП с животным?

Итак, в процессе движения автомобиль столкнулся с животным, что делать в этой ситуации? Здесь все зависит от вида животного, тяжести аварии и наличия страховки.

Самый простой случай — легкое столкновение с животным, в результате которого никто не пострадал, а животное покинуло место происшествия. Довольно часто животные в испуге сбегают, и в этом случае водителю ничего не остается, как просто продолжить движение. И если даже автомобиль пострадал (разбита фара, появились вмятины и т.д.), то получить какую-либо компенсацию по страховке практически невозможно, ремонт придется делать за свой счет.

К сожалению, данная норма зачастую толкает водителей при серьезном ДТП со смертельным для животного исходом покидать место аварии, захватив с собой теплую тушу. Это уже преступление, так как в данном случае нарушается два закона — виновник ДТП покидает место происшествия и в придачу становится браконьером.

Если ДТП произошло с диким животным, которое серьезно пострадало или погибло, то в общем случае порядок действий следующий:

  1. Ни в коем случае не покидать место аварии!
  2. Сообщить об аварии в ГИБДД. Обычно сотрудники ГИБДД вызывают егеря или иного представителя хозяйства, на территории которого произошло столкновение;
  3. Если пострадали люди — сообщить об этом при вызове ГИБДД или вызвать скорую помощь;
  4. Если животное погибло — оставить его на месте, но позаботиться, чтобы другие участники дорожного движения не наехали на него;
  5. Если животное получило травмы, оно небольшое и неагрессивное — попытаться оттащить его на обочину, чтобы оно вторично не попало под колеса;
  6. Если животное большое и агрессивное, то в целях безопасности лучше не трогать его;
  7. Сообщить об аварии в свою страховую компанию.

Если ДТП произошло с домашним или сельскохозяйственным животным, то порядок действий тот же, за исключением вызова егеря — необходимо попытаться найти владельца животного.

На месте происшествия сотрудники ГИБДД и егерь составят протоколы, а в ходе дальнейшего разбирательства будет определена ответственность водителя.

Ответственность водителя при ДТП с диким животным

При столкновении с диким животным ответственность несет водитель, даже если он докажет, что ДТП произошло без умысла и вследствие непреодолимой силы. Все дело в статье 1079 Гражданского кодекса РФ, которая сводится к следующему: частные и юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить ущерб, причиненный источником повышенной опасности. Автомобиль и любые транспортные средства — это, согласно закону, источник повышенной опасности, а при столкновении с дикими животными, как мы выяснили выше, наносится ущерб государству, и этот ущерб придется возместить.

Размер ущерба при ДТП, повлекшем гибель животного, устанавливается приказом Минприроды №948. В частности, приказ устанавливает следующие базовые «цены» сбитых зверей:

«ОСАГО не спасет»: как автомобилистов ставят на деньги

Получив на руки полис ОСАГО, подавляющее большинство автомобилистов уверено, что в случае совершения ими ДТП с пострадавшей стороной за них расплатится страховая компания. По крайней мере, если ущерб не превышает установленного страхового лимита. Ситуация, о которой пойдет речь, показывает, что это далеко не так.

Автогражданская безответственность

В 2016 году Алексей Банковский стал виновником ДТП. Как рассказал он сам «Ридусу», его автогражданская ответственность была застрахована в компании «Тинькофф Страхование». Поскольку сумма ущерба, нанесенного им автомобилю другого участника аварии, была заведомо меньше лимита выплат по ОСАГО, Алексей, будучи уверенным, что его СК уладит все вопросы, не придал этому событию особого значения.

Однако летом 2018 года стало ясно, что быстрого решения у этой истории не будет. Страховая компания потерпевшего от его действий — СК «Согласие» — подала в суд иск к Банковскому на сумму 12 138 рублей. Суд вынес решение в пользу истца.

Эта странная цифра представляет собой разницу между стоимостью ремонта пострадавшего автомобиля по КАСКО, оплаченного СК «Согласие» (31 238 рублей) и страховым покрытием по ОСАГО, выплаченным страховщиком Банковского, СК «Тинькофф Страхование». Оно равнялось 19 100 рублям с учетом износа поврежденных деталей и 21 826 рублям без учета оного.

Сумма покрытия была рассчитана по результатам экспертизы, проведенной ООО «Межрегиональный экспертно-технический центр» по заказу СК «Согласие».

Немаловажно и то, что, в соответствии с документами (имеются в распоряжении «Ридуса»), пострадавший от действий Банковского автомобиль был направлен СК «Согласие» на экспертизу уже после ремонта.

Почему я, имея полис ОСАГО с покрытием 400 тысяч рублей, обязан доплачивать пострадавшему за ремонт его авто, если ущерб десятикратно покрывается страховой суммой? — недоумевает Алексей Банковский.

Смотрите так же:  Какие льготы у молодой семьи с двумя детьми

«Ридус» попытался отыскать ответ на этот вполне логичный вопрос.

Ерундой занимаемся

На первый взгляд, возмущение Алексея в самом деле оправданно.

Почему пострадавший автомобиль был отправлен на ремонт до получения заключения экспертизы? Почему ремонт был осуществлен на сумму, существенно превосходящую указанную в заключении экспертизы, даже с учетом износа? Почему претензия в адрес страховой компании Банковского была направлена на сумму, указанную в заключении экспертизы, а не на реальную сумму ремонта?

И главное: почему разница между реальной стоимостью ремонта и выплатой страховой компанией Банковского была взыскана с него, а не с СК «Тинькофф Страхование», при том что стоимость ремонта не превышает лимитов ОСАГО?

Эти вопросы мы задали страховой компании «Согласие», как истцу по судебному спору. Нельзя сказать, что общение с представителем СК проходило в атмосфере сотрудничества и полного взаимопонимания.

Представитель СК «Согласие» Елена Григорьева прежде всего дала «Ридусу» дельный совет — писать о действительно важных национальных проблемах, а не тратить свое и ее время на «выяснение ерунды».

Закон об ОСАГО действует уже более десяти лет, и кому-то все еще интересно это обсуждать? Вы бы нашли якобы мухлюющие с расценками автосервисы и послали запрос не только в нашу компанию, а еще в сто других. Тогда это был бы хороший обзорный материал, — высказала она свое видение редакционной политики «Ридуса».

Григорьева сообщила, что запрос «Ридуса» на самом деле обсуждался с юристами компании. Но на прямой вопрос, к какому заключению они пришли, сообщила, что «это не важно».

Позднее госпожа Григорьева все же прислала ссылки на ряд законодательных актов (ГК РФ, закон № 40-ФЗ от 25.04.2002 об ОСАГО, Конституцию РФ, решения Конституционного суда) в обосновании законности требований СК «Согласие» к Банковскому.

Общий смысл этих ссылок сводится к тому, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не может подменять собой институт обязательств, регламентируемый главой 59 ГК РФ, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший.

С лица, причинившего вред, может быть взыскана сумма в размере части требования, оставшейся неудовлетворенной в соответствии с данным Федеральным законом, — закон об ОСАГО.

Именно на это указал и Конституционный суд РФ в марте 2017 года. В силу указанного выше, страховщик вправе в порядке ст. 15, п. 1, ст. 1064, ст. 1072 и п. 1 ст. 1079 предъявить требования непосредственно к причинителю вреда в части суммы, превышающей страховое возмещение, установленное законом об ОСАГО.

В компании «Тинькофф Страхование» «Ридусу» отказались разъяснить, почему компания не выплатила полную сумму ремонта автомобиля, пострадавшего от действий их клиента (при том что страховое покрытие по ОСАГО многократно ее превышает). Представители СК сослались на невозможность комментировать ситуации, затрагивающие интересы этих самых клиентов.

С паршивого страхователя

Бывший сотрудник одной из страховых компаний Сергей Казанцев в целом подтвердил «Ридусу», что ситуация, в которой оказался Банковский, действительно совершенно рутинная: «Страховые компании всегда стараются минимизировать выплаты и взять с виновника ДТП по максимуму».

Для этого страховые компании имеют «прикормленные» автосервисы, куда направляют машины своих клиентов, и там производят ремонт по ценам, заведомо превышающим экспертную оценку. Расчет здесь простой: стоимость ремонта, указанную в экспертной оценке и согласно установленным тарифам Союза автостраховщиков, выплачивает страховщик противоположной стороны. А разницу между официальной и фактической стоимостью компания пострадавшего кладет себе в карман, — объясняет он механизм образования этой «прибавочной стоимости».

По мнению Казанцева, ссылки страховщиков на то, что реальная стоимость ремонта превысила ту, которую определила экспертиза, не могут являться головной болью виновника ДТП. «Поэтому их требования к Банковскому незаконны», — настаивает он.

Проблема в том, что из-за спора о нескольких тысячах или даже десятках тысяч рублей большинство автомобилистов не считают рациональным входить в энерго- и времязатратные судебные процессы, копаться в справочниках РСА, нанимать адвокатов и т. д. Потому что по большинству таких ДТП доплаты составляют меньшие суммы, чем те, что уйдут на оплату юристов, не говоря уже про безвозвратно убитые нервные клетки. Страховщики же и вступившие с ними в сговор СТО именно на это и рассчитывают: с миру по нитке, компании — прибыль, учитывая количество страховых случаев.

То, с чем столкнулся Алексей Банковский, — чистой воды развод. Страховая потерпевшего поставила машину своего клиента на «свою» СТО, где расценки в полтора раза выше указанных в справочниках РСА. В данном случае «Тинькофф» заплатил «Согласию» по полису ОСАГО исходя из расценок РСА. А вся разница вылилась на виновника, — формулирует суть данной истории Казанцев.

Закон коряв, но он закон

Несмотря на солидную нормативно-правовую базу, представленную СК «Согласие», нас не оставляло ощущение, что что-то здесь не так. И слова Казанцева только укрепляли нас в этом ощущении.

Если статьи ГК РФ и прочие документы имеют больший вес, чем полис ОСАГО, то какой смысл тогда в последнем вообще? За что страхователь платит немалые взносы страховщику, если тот в критический момент отказывается платить по счетам?

Чем с большим количеством автоюристов и страховых экспертов мы разговаривали, тем сильнее становилось ощущение, что в сфере автогражданской ответственности страховые компании руководствуются принципом «Обещать — не значит жениться». Но автовладельцы идут на условия страхователей по двум причинам: во-первых, без полиса ОСАГО вообще нельзя садиться за руль.

Во-вторых, в пользу страховщиков, как мы выяснили, работает юридический принцип, о котором вряд ли осведомлен кто-либо из страхователей до той минуты, когда ему приходит повестка в суд. (Те же, кто водит аккуратно и в ДТП не попадает, могут прожить долго и счастливо, так и не узнав, что это за принцип такой.)

Принцип этот называется труднопроизносимым словом «суброгация». Это когда к страховщику, выплатившему возмещение своему страхователю, переходит право требовать покрытие убытков с причинителя вреда, согласно ст. 965 ГК РФ.

Эта маленькая правовая деталь действительно представляет собой серьезную опасность для всех обладателей полиса ОСАГО.

Суброгация фактически превращает эти полисы в фикцию даже в тех случаях, когда сумма ущерба оказывается ниже страхового покрытия. И получается, что выплаты по суброгации могут оказаться любыми, так как верхнего предела стоимости ремонта не существует по умолчанию.

Как сказал «Ридусу» сам Алексей Банковский, ему еще повезло, что доплата составила всего 12 тысяч с небольшим, а не, скажем, 200 тысяч рублей. «И хорошо, если вы вовремя получите повестку и решения суда, а не узнаете о своем долге на границе», — говорит он.

Незнание закона не освобождает от ответственности, даже если этот закон кажется корявым с точки зрения здравого смысла. Это противоречие разрешил 10 марта 2017 года Конституционный суд РФ.

Он признал законным право потерпевшего получить компенсацию всей суммы, затраченной на ремонт, а не только рассчитанной по документу с длинным названием «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов».

Таким образом, получается, что страховщик потерпевшего в самом деле имел право требовать с виновника компенсацию разницы между осаговской и реальной стоимостью ремонта авто.

Как быть, кому жаловаться

Во Всероссийском союзе страховщиков тем не менее не считают эту (и подобные ей) ситуации столь уж однозначно проигрышными для виновников ДТП.

В частности, СК «Согласие» не могла выдать своему клиенту направление на ремонт до того, как был проведен осмотр поврежденного транспортного средства потерпевшего или его независимая техническая экспертиза, сказали «Ридусу» в ВСС.

О том, как по максимуму избежать таких ситуаций, рассказал «Ридусу» (и всем автомобилистам) зам. исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов.

В тех случаях, когда виновник ДТП оказывается вынужденным доплачивать за ремонт чужой машины, он виноват не только в самой аварии, но и в том, что не сообщил в 5-дневный срок об этом в свою страховую компанию, как того требует закон об ОСАГО. А незнание закона — или нежелание его выполнять — никак не освобождает от ответственности, — подтвердил он.

В случае своевременного оповещения виновником аварии собственной страховой компании у последней есть необходимое время для того, чтобы приступить к выполнению своих обязательств перед клиентом по ОСАГО. Это означает, что ответственность за ремонт поврежденного автомобиля будет лежать полностью на ней, что исключает возможности манипуляций с завышением его цены (за ремонт платит сама СК). По крайней мере, если эта стоимость находится в рамках страхового лимита.

При этом, с 1 января 2018 года если пострадавший выбирает ремонт, а не денежную выплату, то осмотр и ремонтные работы будет проводить СТО не по выбору потерпевшего, а та с которым страховая компания заключила договор о сотрудничестве.

В случае, когда за ремонт берется СК пострадавшей стороны (если машина застрахована по КАСКО), не связанная с виновником (и его страховой) какими-либо обязательствами, суброгация практически неизбежна. Страховой компании пострадавшего нет надобности выискивать оптимальные расценки и втискиваясь в жесткие нормативы. Все затраты впоследствии будут переадресованы ею виновнику ДТП и его страховой.

Это не чья-то бюрократическая выдумка, а следствие реального процесса восстановления автомобиля в сервисе, объясняет Ефремов.

Страховщик виновной стороны хочет быть уверенным, что пострадавшая сторона выставляет ей счет, в котором отражены реальные затраты на ремонт, а не накрученные в соответствии с аппетитами СТО. Поэтому страховщик торопится увидеть реальное состояние автомашины как можно скорее после ДТП, пока к ней не прикоснулась рука ремонтника, — говорит он.

Впрочем, оперативное обращение в свою страховую после совершения ДТП не является абсолютной гарантией того, что та сразу же бросится отстаивать интересы своего клиента по ОСАГО. Очевидно, что многое будет зависеть от ее политики по отношению к клиентам и. «коллегам» по рынку, в лице СК, представляющих потерпевшую сторону. Вполне возможно, что отстаиванию реноме клиентоориентированной компании, в ряде случаев страховая предпочтет отделаться формальной выплатой на основе установленных нормативов.

Happy end отменяется

Последний гвоздь в наши «поиски справедливости» вбил эксперт по автострахованию Дмитрий Руденков, который уверил нас, что мы пытаемся пролезть в игольное ушко.

Какого-то универсального рецепта, чтобы ездить на автомобиле со спокойной душой, в самом деле не существует, сказал он.

Если у вас есть ОСАГО, все равно стоимость реального ремонта может отличаться от стоимости, рассчитанной по экспертной оценке и по таблицам Единой методики, потому что эти таблицы не могут диктовать автосервисам, какую цену за запчасти просить. Это как повезет: уложится сервис в сумму методики — вы никому ничего не должны. Не уложится — придется доплачивать разницу, — сказал он «Ридусу».

Смотрите так же:  Налог на продажу транспортного средства 2019

Даже приобретение ДСАГО («расширения») не дает гарантии, что на вас не повесят ответственность по суброгации, подчеркивает Руденков.

Страховые компании, как правило, при заключении ДСАГО оговаривают франшизу, то есть сумму, в пределах которой страховщик снимает с себя ответственность по компенсации за страховой случай. Эта франшиза может достигать 400 тысяч рублей, то есть «минималки» по ОСАГО. В таком случае, чтобы получить что-либо по расширению, вам надо повредить чужой автомобиль на сумму, не меньшую, чем франшиза, а это надо очень постараться, — объясняет он.

Можно представить себе фантастическую ситуацию, когда обладатель ДСАГО — виновник ДТП, видя, что нанесенный им ущерб не дотягивает до предела, с которого прекращается франшиза, достает молоток и начинает крушить пострадавший автомобиль, чтобы превысить требуемую сумму и тем самым устроить «суброгацию наоборот» — перевести ответственность на своего страхователя.

При всей бредовости такого допущения это именно то, к чему гипотетически подталкивает виновника ДТП существующая система страхования вкупе с Гражданским кодексом и законом об ОСАГО.

Выход один — заключать договор ДСАГО в такой страховой компании, которая не оговаривает франшизу. «Если только вам такую удастся найти», — предупреждает эксперт.

Конечно, добавляет он, всегда можно пойти в суд как последнюю линию обороны: сделать собственную экспертизу и эти данные предъявить в составе иска к страховой компании, пытаясь доказать, что та существенно превысила сумму ущерба.

Но, как уже было дважды сказано другими экспертами, большинство людей, если они не клинические сутяжники, вряд ли будут заниматься судебными тяжбами при том относительно небольшом ущербе, какой фиксируется в большинстве аварий. Они предпочитают заплатить эти несколько тысяч или десятков тысяч, но сберечь нервы. Хотя, как в анекдоте, осадочек остается надолго.

Законодатели признают, что такая проблема в самом деле существует, сообщил «Ридусу» депутат Госдумы Ярослав Нилов.

К нам поступали обращения по подобным ситуациям, когда из-за того, что нанесенный ущерб рассчитывался по разным методикам, с виновников ДТП через суд взыскивалась разница. Мы запросили Центральный банк, в котором тоже согласились, что такая проблема существует, — сказал он.

Некоторое время назад в Госдуме прошли слушания на тему совершенствования федерального закона об ОСАГО, однако в защиту прав автоводителей выступающие если и говорили, то в самых общих словах. В основном же страховщики жаловались депутатам и друг другу на тяжелую жизнь и мошенничество со стороны тех самых водителей. Об отмене суброгации и других приемов, используемых страховщиками в отношении виновников ДТП, говорить они даже не собираются.

Из чего напрашивается вывод, что ситуации, подобные той, в которой оказался Алексей Банковский, будут повторяться и дальше. Это вполне объяснимо, учитывая выгодность подобного положения дел для самих СК, располагающих значительными лоббистскими возможностями на всех этажах государственной власти.

Что же касается автомобилистов, то всем им следует понимать, что, в отличие от большинства развитых стран, в России полис ОСАГО не является абсолютной гарантией от того, что виновнику ДТП не придется платить из своего собственного кармана. Даже в том случае, если нанесенный ущерб полностью перекрывается установленным страховым лимитом.

Страхование домашних животных: возможные варианты и полезные рекомендации владельцам

Индустрия предоставления всевозможных услуг хозяевам домашних животных только набирает обороты.

Наряду со специализированными ветеринарными клиниками уже существуют гостиницы, шикарные SPA-салоны и даже элитные кладбища для питомцев.

Что касается страхования домашних животных, то оно уже давно не является блажью хозяев, и порой продиктовано острой необходимостью.

В нашем государстве сегодня можно застраховать практически все: дом, машину, здоровье и даже любимого домашнего питомца – при большом желании и готовности идти до конца.

Неважно, идет речь о пушистой Мурке, гребенчатой игуане или австралийском кенгуру, который проживает на вашей лоджии.

Страхование животных не запрещено законом, т.к. согласно статье 137 Гражданского Кодекса животные приравниваются к имуществу. Но в России страхование домашних животных находится на начальной стадии развития.

Нужна ли страховка вообще?

Вы души не чаете в своем питомце, для вас это ласковый комочек счастья, еще один полноправный член семьи, ваш верный друг и самый понимающий собеседник. И это весомые причины оградить его от всяческих неприятностей, будь то случайная травма на улице, хроническая болезнь или утеря.

А вот большинство российских брокеров придерживаются иного мнения. Если вы обратитесь к ним с просьбой застраховать вашего ненаглядного Мурзика или Полкана, то вероятнее всего вам выложат такой длинный перечень необходимых для оформления справок, документов и свидетельств и назовут такие суммы взносов и процентов, что вы махнете рукой и откажетесь от страхования.

Какой же выход? Большинство владельцев домашних животных – в том числе и тех, кто занимается профессиональным разведением для продажи котят или щенят – предпочитают просто покупать годовое обслуживание в хорошей ветеринарной клинике.

Если же вам непременно нужно именно застраховать вашего питомца, давайте рассмотрим, какие именно преграды могут возникнуть и можно ли их обойти.

Причины, затрудняющие страхование домашних животных


Главная причина – отсутствие в России специальных программ.

Всего их не более 10, но опять же, страхуют в основном животных ценных пород, состоящих в клубах и участвующих в выставках и соревнованиях.

Немаловажный фактор — стоимость. Если вы хотите оформить индивидуальное страхование домашних животных, вам придется выложить сумму в 5–10 % от его стоимости.

И это за базовый пакет, не предполагающий ветеринарное обслуживание. Полный пакет обойдется минимум вдвое дороже.

Если у вас нет справки, подтверждающей реальную стоимость животного, вам порекомендуют найти эксперта, выдающего подобный документ – его услуги тоже не бесплатны. Но даже готовность заплатить сполна не решает всех вопросов, есть еще определенные условия для страхования, которые каждая фирма выставляет индивидуально.

Некоторые страховщики никогда не станут заключать договор, если:

  • животное моложе 2 месяцев или старше 8 лет;
  • не относится к элитным породам;
  • не имеет родословной;
  • не является призером каких-либо соревнований;
  • условия проживания и уход за животным неудовлетворительные.

Вы не можете застраховать в России таких домашних питомцев, как рыбки, хомячки, бабочки, пауки, мухи и приматы, исключение – пчелы в ульях.

А как обстоят дела у заграничных братьев меньших

Наилучшие условия созданы владельцам домашних животных в США. Здесь можно без проблем застраховать кота, собаку или даже крокодила, выбрав одну из многочисленных программ.

Минимальный пакет включает в себя необходимые прививки, плановые осмотры у ветеринара, несчастные случаи, кастрацию, стерилизацию и прочие медицинские услуги.

Дополнительно можно выбрать санобслуживание конуры или клетки животного, эвтаназию, справки в случае транспортировки животного в другую страну и даже страховку на случай гибели вследствие терракта.

В Европе страхование домашних животных является правилом: минимальный пакет обеспечивается каждому зарегистрированному питомцу независимо от его возраста, состояния здоровья, породы и назначения.

Кого все-таки проще застраховать – элитную лошадь или страуса?


В действительности проще всего получить страховой полис на любой крупный и мелкий рогатый скот. По данным экспертов, именно на коров, коз и прочую мясо-молочную живность приходится около 80 % всего объема рынка страхования питомцев.

Труднее оформить страховку на породистую лошадь, участвующую в скачках. Хотя стоимость ее велика, риск получить травму на соревнованиях перекрывает видимую выгоду от заключения подобной сделки.

Чаще всего речь идет о страховании лошадей, разводимых для дальнейших продаж на конзаводах – тут главный риск инфекционные заболевания – и животных, принадлежащих зоопаркам, циркам, дельфинариям и т.д.

На этот сектор приходится от 10 до 15 % общего объема. И лишь мизерные 5 % приходятся на долю индивидуального страхования.

Читайте о видах страхования спортсменов и лошадей в конном спорте.

Возможно вам также будет интересно узнать из материалов ЭТОЙ статьи о сельскохозяйственном страховании.

Как правило, это даже не коты, морские свинки или попугайчики – тут дело практически безнадежно, а собаки, в основном, те, которые являются необходимостью для своих хозяев: поводыри слепых, например, или специально обученные служебные животные.

Что же касается пресловутых страусов, то не так давно их также причислили к домашнему скоту ввиду растущей популярности ферм по разведению этих пугливых птиц. Так что, как ни комично звучит, но компенсировать страусинные хвори, преждевременную кончину или кражу легче, нежели любимого лохматого двортерьера!

Какие еще виды страхования возможны

Намного проще застраховать не само животное, а гражданскую ответственность перед третьими лицами.

Всерьёз стоит подумать о страховании ответственности владельцам собак бойцовских пород или хозяевам животных, которых приходится выгуливать в тесном дворе в непосредственной близости от детской площадки или рядом с другими социальными объектами.

Или наоборот, застраховать животное от неправомерных действий со стороны третьего лица. Зачастую так и поступают, детально оговаривая отдельные моменты.

Есть еще такой вариант: Попытайтесь застраховать животное в комплексе с домом, квартирой, машиной или собственной жизнью. При заключении выгодной для компании сделки, где процент будет не менее 20, страховку на домашнего любимца вам могут выдать в качестве бонуса.

Можно застраховать любимое животное и при выезде заграницу. Но в этом случае вы получаете льготы только на необходимое медицинское обслуживание.

Другой вариант – страхование питомца перед любой поездкой, в которой он может быть травмирован или погибнуть. Особенно это актуально, когда нужно транспортировать породистое животное на выставку или соревнования.

В такую программу страхования может быть также включен пункт, защищающий от срыва путешествия в случае непредвиденной болезни или травмы животного, требующей срочной операции.

Тогда компания обязуются возместить вам все расходы, связанные с отменой поездки или досрочным возвращением.

Читайте зачем нужна страховка от невыезда за границу.
Об особенностях приобретения медицинского полиса для шенгенской визы читайте ЗДЕСЬ.
Как вернуть деньги при банкротстве туристической фирмы: //resp/otvetstvennost-turoperatora.html

Не путайте страховой полис с ветеринарным обслуживанием.

Если вас интересует именно оказание медицинской помощи вашему питомцу в случае необходимости, возможно, вам удобнее и дешевле будет оплатить услуги хорошей ветклиники сроком от нескольких месяцев до года.

Проще всего застраховать хозяйственных животных, выращиваемых на продажу, средней стоимости.

Если при оформлении индивидуальной страховки на собачку или кота возникают трудности, попробуйте зайти с другой стороны: оформите комплексную страховку на дом, машину, а заодно и на животное.

Не забывайте о возможности страховки своих питомцев от противозаконных действий третьих лиц.

Если страховой случай наступил, постарайтесь не поддаваться отчаянию и следовать согласно правилам действующего законодательства. Чем скорее вы обратитесь в соответствующие органы и сделаете заявку на компенсацию ущерба, тем больше шансов на успех.

Счет идет на сутки, поэтому любое промедление может обернуться досадным проигрышем.

Видеосюжет о страховании домашних питомцев

Author: urist