Общие требования к системе управления охраной труда в организации гост

Система управления охраной труда

Подборка наиболее важных документов по запросу Система управления охраной труда (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Система управления охраной труда

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Система управления охраной труда

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Система управления охраной труда

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Что такое система управления охраной труда

Система управления охраной труда (СУОТ) – это единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда, признано прави­тельством, работодателями и работниками.

В настоящее время действует национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», а также следующие стандарты: ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» и ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования».

Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Действующее в настоящее время Типовое положение о системе управления охраной труда утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н.

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому указанные стандарты являются практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.

Организующим звеном при внедрении и функционировании системы управления охраной труда (СУОТ) является служба охраны труда или специалист по охране труда. Успешная деятельность системы управления охраной труда в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области охраны труда.

Требования к системам управления охраной труда

Руководство организации, работодатель, несущие ответственность за безопасные условия и охрану труда, должны обеспечивать разработку, внедрение и функционирование систем организации работ по охране труда и систем управления охраной труда (профессиональными риска­ми) в соответствии с требованиями государственных, национальных и международных стандартов.

Управление безопасностью труда

Управление безопасностью труда – это действия руководящих работников организаций, предприятий, объединений (работодатель, административно-управленческий аппарат), направленных на созда­ние и сохранение безопасных и безвредных условий труда.

Управлять безопасностью труда – это значит поддерживать состояние организации работ, условий труда, орудий труда, технологических процессов, машин и оборудования такими, чтобы исключить (или свести до минимума) воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов. Основная цель – предупреждение аварий, чрезвычайных ситуаций, производственного травматизма и профзаболеваний.

Система управления охраной труда (СУОТ)

Система управления охраной труда (СУОТ) – это ком­плекс взаимосвязанных правовых, организационных, технических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-про­филактических и иных мер, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда.

Субъектом управления (органом управления) является руко­водство предприятия и структурных подразделений (работодатель, должностные лица), имеющее четкое распределение функциональных обязанностей.

Объектом управления является деятельность функцио­нальных служб и структурных подразделений по обеспечению безопас­ных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, цехах и предприятиях в целом.

При создании СУОТ необходимо:

  1. Определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию;
  2. Выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, с тем, чтобы определять наиболее существенные;
  3. Определять политику организации в области охраны труда;
  4. Определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
  5. Разрабатывать организационную схему и программу реализации политики по охране труда и достижение ее целей, выполнение поставленных задач.

Структура органов управления безопасностью труда

Органы управления безопасностью труда организуются на пред­приятии в соответствии с его структурой, состоящей из подразделений: цехов, участков, служб, управлений, отделов.

Структуру нужно формировать так, чтобы она выполняла следующие функции:

  • обеспечивала сочетание централизованного управления и необ­ходимой самостоятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений;
  • отвечала целям, содержанию и внешним условиям деятель­ности, технологической специализации и территориальному размещению подразделений, производств и служб;
  • четко определяла место и роль каждого подразделения в об­щей работе по повышению безопасности труда, не допускала дублирования;
  • имела оптимальное число звеньев, содержала оптимальную численность специалистов и рабочих;
  • обладала внутренними резервами и гибкостью.

В каждом подразделении необходимо единство обязанностей, прав и ответственности. Права должны делать реальным выполнение обязанностей. Чем больше прав, тем выше ответственность. Последняя должна увязываться с обязанностями.

Возглавлять управление безопасностью труда на предприятии (в объединении) и нести ответственность за ее состояние (в соответствии с положением или должностной инструкцией) рекомендуется директору (генеральному директору, работодателю), а также руково­дителям каждого подразделения.

Обязанности, права и ответствен­ность остальных специалистов, служащих и рабочих определяются утвержденными в установленном порядке должностными (производственными) инструкциями, положениями о подразделениях, правилами и инструкциями по охране труда.

При создании органов управления безопасностью труда необхо­димо определять для каждого подразделения цели и границы деятель­ности, функции, управленческие действия и мероприятия, которые должны ими выполняться для обеспечения безопасности труда; уста­навливать связи между подразделениями, методы и средства взаимо­действия и обмена информацией, а также подчиненность между ними и внутри них. Это позволит избежать путаницы, дублирования и без­ответственности в работе.

В практической работе по управлению безопасностью труда следует применять методы и управляющие действия, отвечающие особенностям предприятия. Однако для обеспечения эффективности функционирования СУОТ и достижения поставленных целей необ­ходимо, чтобы она была построена на основе общепризнанных научно обоснованных принципов в соответствии с объективными законами науки управления.

Основные принципы построения и функционирования системы управления охраной труда

Рекомендуется использовать следующие основные принципы построения и функционирования СУОТ:

1. Комплексный системный подход

Управлять безопасностью труда следует на основе научных методов комплексного и системного подходов. Комплексный подход включает учет всех факторов, влияющих на состояние безопасности труда: физиологические и психологические свойства человека, его подготовленность (обученность) к труду, соци­ально-психологический климат в коллективе, методы, стиль и уровень руководства, моральное стимулирование, форма организации труда, трудовые приемы, предметы и орудия труда, технологии, средства за­щиты, окружающая среда, оплата труда, формы материального стимулирования, меры ответственности. Системный подход позволяет рассматривать безопасность труда как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, которая по­зволяет определить объективные связи этих элементов, выяснить их взаимовлияние и взаимозависимости, установить функциональную роль каждого элемента и системы в целом.

Система имеет дополнительные качества, которых нет у элемен­тов, ее образующих. Это важнейшее свойство системы, именуемое эмерджентностью, определяет основу и преимущества системного подхода. Зачастую на практике СУОТ называется набор отдельных функциональных обязанностей, не обладающих признаками системы. Как правило, это общие положения с указанием цели и общих (без учета специфики предприятия) задач и должностные инструкции руководи­телей и других должностных лиц. Такой подход значительно снижает эффективность функционирования СУОТ.

Системность предусматривает:

  • органическое единство кадров, структуры, методов (экономических, организационно-распорядитель­ских, социально-психологических) и техники управления при решаю­щей роли кадров;
  • тесную взаимосвязь субъекта и объекта управления;
  • единство и взаимообусловленность производственно-технических, экономических, социально-психологических, правовых и кибернети­ческих аспектов управления.

2. Плановость и непрерывность

Работа по улучшению без­опасности труда может быть эффективна, если ее вести планомерно и непрерывно. При отсутствии плановости в работе будут преобладать элементы случайности и беспорядка, многие важные вопросы могут быть упущены.

3. Профилактическая направленность

Действия и вся работа по повышению безопасности труда должны в основном иметь профи­лактическую направленность. Это значит, что главные усилия следует направлять на выявление и устранение причин, условий и мотивов, порождающих неправильные действия людей, проявление возможных опасностей и вреда.

Эффективный метод профилактики – прогнозирование на этапах проектирования, конструирования и испытания новой техники, техно­логий и форм организации труда возможных опасностей и условий, при которых люди подпадают под их воздействие, а также порождающих их причин.

Большое профилактическое значение имеют улучшение подго­товки людей к труду, строгое выполнение графиков профилактических осмотров и ремонтов оборудования, хорошая организация материаль­но-технического обеспечения работ предметами, необходимыми для создания безопасных условий труда, распространение передового опыта работы без травм и аварий.

4. Законность

Управлять безопасностью труда необходимо, строго соблюдая законность. Применять незаконные действия, даже если они направлены на повышение безопасности труда (например, наказывать нарушителей правил безопасности, применяя незаконные не методы и средства), недопустимо. Незаконное действие все равно будет отменено, лицо, его допустившее, будет наказано, а вера людей в право­вые документы подорвана.

5. Создание и внедрение новой, более безопасной и безвредной техники и технологии

Главное направление улучшения безопасности труда – создание и внедрение новой, более безопасной и безвредной техники и технологии, устраняющей тяжелый и монотонный труд, а также рациональная организация труда. При этом важное значение имеет система управления и защита.

6. Контроль за выполнением мероприятий, планов и задач

Контроль за выполнением планов, мероприятий и всей работы по повы­шению безопасности труда, как и состоянием безопасности на рабочих местах, должен быть систематическим, глубоким и принципиальным. В процессе контроля надо добиваться устранения обнаруженных не­достатков, шире использовать современные средства контроля и при­влекать к контролю и самоконтролю не только всех руководителей, специалистов, мастеров и бригадиров, но и передовых рабочих.

Смотрите так же:  Заявление в уфмс для получения патента

7. Четкое распределение обязанностей, привлечение к участию всех членов трудовых коллективов к работе по созданию безопасных условий труда

8. Открытость информации о состоянии охраны труда и конеч­ных результатах функционирования системы

9. Включение экономического механизма управления

Необхо­димо шире применять экономические рычаги для повышения безопас­ности труда. Аварии и несчастные случаи, как и профессиональные заболевания, наносят немалый экономический ущерб предприятию. Следовательно, сокращение числа производственного травматизма и заболеваний улучшает экономику предприятия.

Для уменьшения числа аварий и случаев производственного травиатизма полезно применять не только технические и организационные, но и экономические методы и мероприятия.

С этой целью рекомендуется:

  • убеждать каждого члена коллектива в том, что соблюдение норм и требований по технике безопасности и производственной сани­тарии для коллектива и государства, в конечном счете, более выгодно, чем их нарушение;
  • подсчитывать экономический ущерб, который приносят пред­приятию и государству аварии, несчастные случаи и заболевания, про­исшедшие на предприятии;
  • поощрять материально и морально коллективные п индивиду­альные успехи в доле улучшения охраны труда, особенно и тех случаях, когда трудящиеся по своей инициативе вскрывают и устраняют нару­шения правил безопасности и предотвращают аварии или несчастные случаи;
  • предъявлять к лицам, чьи действия вызвали аварию или трав­мирование людей, иски о компенсации (в соответствии с законом) ущерба, вызванного этими событиями.

К сожалению, на практике при создании СУОТ научно обосно­ванные рекомендации (принципы) учитываются только частично или совсем не учитываются. На производственном уровне чаще всего функ­ционируют не целостные системы управления, а только отдельные их составляющие. В качестве нормативной базы служат отдельные стан­дарты предприятия, регламентирующие организационные процедуры и должностные инструкции, определяющие обязанности должностных лиц по охране труда. Они не охватывают всей инфраструктуры трудоохранных мер и действий, не формирующих таким образом целостную систему управления, организации и исполнения.

Более того, имеющиеся стандарты ни по составу, ни по содержанию, ни по уровню их исполне­ния во многом не соответствуют требованиям системы стандартизации, теории и практике управления. Они не учитывают наиболее значимых требований рынка в области управления взаимосвязанными процесса­ми, формирующими качество продукции и услуг, охраны окружающей среды, безопасности. В этой связи, учитывая интеграционные процессы, вхождение в рыночные отношения и вступление в ВТО, актуальным становится внедрение в стране новых нормативов, гармонизированных с западными нормами.

Сегодня трудоохранная политика даже в рамках одного пред­приятия не может строиться без учета международных стандартов, отражающих современные тенденции развития систем управления. Совершенно очевидно, что для эффективного решения трудоохранных проблем нужны транснациональная, внутригосударственная, межотраслевая и внутриотраслевая интеграция и координация, при этом в основе должна лежать целостная концепция, в соответствии с которой функции управления охраной труда должны в максимальной степени перейти на производственный уровень (уровень предприятия). Реализация этой концепции потребует создания реальных управленческих, экономиче­ских предпосылок и соответствующих нормативно-правовых условий.

Методология создания и функционирования систем управления охраной труда

Методология создания и функционирования систем управления (менеджмента) по ряду направлений определяется общепризнанными международными стандартами ИСО серии 9000 (управление каче­ством) (ISO 9000) и ИСО серии 14000 (управление охраной окружаю­щей среды) (ISO 14000). В основу методологии создания и функциони­рования системы управления, определяемой этими международными стандартами, положены известные принципы: «планируй – выпол­няй – контролируй – совершенствуй», реализуемые в рамках политики в рассматриваемом направлении.

Международный стандарт OHSAS 18001-99 (OHSAS Occupa­tional Health and Safety Assessment Series) «Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала», разработанный на основе британского стандарта BS 8800-96 «Руководство по системам управ­ления охраной здоровья и безопасностью персонала», ориентирован на создание системы управления охраной труда организации, которая в виде подсистемы могла бы быть объединена с другими подсистемами системы управления (менеджмента) в рамках единой интегрированной системы управления организации.

В июле 2007 года опубликована новая версия OHSAS 18001. В от­личие от документа 1999 года, который именовался «Спецификация» теперь OHSAS имеет статус международного стандарта, признанного Международной организацией по стандартизации ISO. В новой версии Стандарта OHSAS I8001 большое внимание уделено аспекту «здоро­вье», тогда как раньше наблюдался перекос в сторону безопасности. Поведенческие, личностные и другие человеческие факторы включены в качестве элементов, рассматриваемых при выявлении опасностей, оценке риска и определении мер контроля. Используется термин «про­исшествие» вместо термина «несчастный случай», термин «приемлемый риск» заменен термином «допустимый риск».

По инициативе Федерации независимых профсоюзов России раз­работан ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования», идентичный Руководству по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001. Данный стандарт принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации с приданием ему статуса международного стандарта.

Приказом Федерального агентства по техническому регулирова­нии и метрологии межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230 2007 с 01.07.2009 введен в действие на территории Российской Федерации и качестве национального стандарта.

Особенностью системы управления в соответствии с ГОСТ 12.0.230 2007 является то, что в ней предусмотрен один из основных руководящих принципов Международной организации труда (МОТ) – это участие работников и их представителей в реализации системы управления охраной труда, т.е. система должна быть выстроена на принципах социального партнерства. Для этого рекомендуется создание в организациях профсоюзов, чтобы система работала эффективно. Либо там, где их нет, должны быть созданы комитеты (комиссии) по охране труда, которые формируются на па­ритетной основе.

Система предусматривает, чтобы все работники и их представители были бы проконсультированы и проинформированы обо всех измене­ниях в организации работы по охране труда.

Кроме того, система предполагает, чтобы работники и их предста­вители были обучены и проинструктированы по поводу данной системы управления охраной труда и имели возможность участвовать во всех процессах, связанных с реализацией системы (формирование политики, планирование, организация и внедрение системы, оценка и действия, направленные на улучшение и совершенствование системы).

В данной системе делается упор на распределение и на осознание ответственности в вопросах охраны труда. Каждый сотрудник должен не только знать свои обязанности, но и иметь представление о распре­делении обязанностей по вопросам охраны труда внутри организации.

Для определения индивидуальной ответственности системой предусмотрена реализация так называемой триграммы«власть, компетенция и средства».

В триграмме «компетентность» занимает особое место, так как от компетентности участников процесса зависит эффективность функци­онирования системы управления охраной труда. Причем требования по компетентности должны предъявляться не только к руководителям организации, но и к работникам. Особенно это касается работающих в местах с повышенными рисками.

Международная организация труда определяет компетентность в вопросах охраны труда как сочетание знаний и умений, приобретенных посредством подготовки, профессионального опыта, обучения. Для формирования компетент­ности как у руководителей, так и у работников в организации должен быть составлен план обучения и подготовки, а также программа по предупреждению рисков.

Создание системы управления охраной труда изначально предпо­лагает, что система будет нацелена на предотвращение опасностей, т.е. система должна работать на профилактику.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые про­филактические меры и защитить здоровье работников на основе общих профилактических принципов, а именно:

  • избегать производственных рисков;
  • оценивать риски, которые не могут быть устранены;
  • бороться с источниками рисков;
  • адаптировать труд к человеку;
  • учитывать техническое состояние организации;
  • заменять то, что опасно тем, что не опасно или менее опасно;
  • осуществлять планирование мер но предупреждению рисков;
  • принимать индивидуальные и коллективные меры по защите работника.

Система предусматривает также постоянную оценку степени опас­ностей и рисков, поэтому в организации должны быть разработанные методики по процедуре идентификации опасностей и оценке степени рисков.

В 2009 году были разработаны и утверждены четыре национальных стандарта Российской Федерации по системам управления охраной труда:

  • ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»
  • ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Системы управления охраной груда в организациях. Проверка (аудит)».
  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Позже были разработаны и введены в действие:

  • ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»
  • ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования»

В стандарте ГОСТ 12.0.007-2009 учтены основные нормативные положения МОТ-БГТ 2001 «Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда (ILO-OSH).

В документе МОТ-БГТ 2001 использованы международные прин­ципы охраны труда и практика построения систем управления. В связи с этим МОТ-БГT 2001 является международным практическим инст­рументом улучшения охраны труда в организациях.

Основной целью MOT-BIT 2001 является развитие и поддержание культуры обеспечения охраны труда, достижение конкретных резуль­татов охраны труда, при этом не затрагиваются вопросы сертификации. Однако документ МОТ не запрещает проведение сертификации третьей стороной функционирующей системы управления охраной труда на соответствие документу МОТ-БГТ 2001 (ILO-OSH 2001).

Системный подход к управлению охраной труда в организации в форме, установленной в документе МОТ-БГТ 2001, является основ­ной для обеспечения непрерывного совершенствования. Он является основной концепцией охраны труда, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.

Профилактическая работа основывается на непрерывном и аффек­тивном контроле и оценке действии по улучшению, совершенствованию и развитию системы управления охраной труда.

В документе установлено, что руководство организации несет ответственность за организацию работ по охране труда, соответственно результаты применения системы управления охраной труда зависят от заинтересованности высшего руководства организации.

Однако очевид­но, что система управления охраной труда не может быть полноценно внедрена без участия работников, причем на всех стадиях создания и внедрения системы управления охраной труда, включая формирова­ние концепции охраны труда. Исходя из этого обеспечение правильной организации и работы комитетов (комиссий) и уполномоченных (до­веренных) лиц профессиональных союзов имеет огромное значение.

Смотрите так же:  Образец приказа на увольнение работника по инициативе работодателя

Особенность ILO-OSH 2001, отличающая его от других существующих стандартов по системам управления охраной груда, состоит в том, что он регламентирует участие всех социальных партнеров в управлении охраной труда, которое при грамотной реализации обеспечит создание и эффективное функционирование системы управления охраной труда.

Государственные органы, работодатели и работники считают, что применение системы управления охраной труда в организации явля­ется эффективной работой, так как она сокращает уровни опасности трудового процесса и рисков, производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость, положительно влияет на повы­шение производительности труда и, следовательно, на экономический рост организации.

Кроме этого внедрение системы управления охраной груда в организации способствует сокращению затрат на штрафы и компенсационные выплаты в связи с нарушением охраны труда, улучшение отношений с органами государственной власти и общественностью, способствует выходу на международный рынок, возможности получения кредитов, инвестиций и заказов.

Профессиональные заболевания и травмы не являются неизбежными спутниками трудовой деятельно­сти, поэтому организации должны проводить работы по обеспечению безопасности труда и сохранению здоровья работников. Доверие к ор­ганизации достигается не только улучшением качества ее продукции и снижением цены, но также приобретением определенного имиджа организации, в том числе путем улучшения условий и охраны труда.

И основе стандарта ГОСТ 12.0.007-2009 лежит методология, основанная на принципе последовательного выполнения функций управления: «концепция – организация – планирование и применение – оценка (контроль) – действия по совершенствованию», кратко описываемого следующим образом:

  • «концепция» (политика) разрабатывает руководящую идею (замысел), теоретическое построение системы управления ох­раной труда в организации;
  • «организация» предусматривает организацию работ по созда­нию, применению и обеспечению функционирования системы управления охраной труда;
  • «планирование и применение» – разрабатывают цели и процес­сы, необходимые для достижения результатов в соответствии с концепцией (политикой) охраны труда организации, а также внедряют процессы обеспечения охраны труда;
  • «оценка (контроль)» осуществляет проверку процессов обе­спечения охраны труда, при которой процессы контролируют и измеряют, а также анализируют на соответствие концепции (политики) охраны труда, целевым и плановым показателем, законодательным и прочим требованиям. Результаты анализа докладывают высшему руководству организации;
  • «действия по совершенствованию» рассматривают результа­ты анализа, принимают решения по улучшению результатив­ности системы управления охраной труда и осуществляют ее постоянное совершенствование.

ГОСТ 12.008-2009 содержит руководящие указания по принципу аудита, управления, управлению программами аудита, проведению аудита системы управления охраной труда, а также по компетентности аудиторов для проведения этих аудитов. Стандарт предназначен для организаций, которым необходимо проводить внутренний и (или) внешний аудит системы управления охраной труда или управлять программой аудита. В стандарте использованы руководящие указания нормативы рассмотренного выше ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р ИСО 3011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента».

ГОСТ 12.0.010-2009 устанавливает правила и методы оценки исков, связанные с ущербом здоровью и жизни работника в процессе го трудовой деятельности и может быть использован на различных уровнях – национальном, в отрасли экономики, в организации и на отдельном рабочем месте.

Оценку профессиональных рисков выполняют прямыми и кос­венными методами. Выбор прямого и косвенного методов зависит от целей оценки рисков, имеющегося объема статистической информации и особенностей решаемых задач.

Прямые методы оценки рисков используют статистическую информацию по вы­бранным показателям риска или непосредственно показателям ущерба вероятности их наступления. К прямым методам относят методы много­мерного статистического анализа, статистический по объединенной выработке, вероятностно-статистический, экспертно-статистический и экспертный.

Косвенные методы оценки рисков для здоровья и жизни работни­ков используют следующие показатели:

  • отклонение значений (измеренных или рассчитанных) вредных и опасных производственных факторов (концентрация, доза, уровень и т.д.) от идеально допустимых концентраций, уровней и других известных предельных значений;
  • отношение не выполненных на рабочем месте государственных нормативных требований охраны труда к их общему количеству и т.д.

Косвенные методы оценки рисков могут применяться на осно­ве:

  1. Определения класса условий труда;
  2. Ранжирования уровня требований.

Каждому классу условий труда соответствует определенный риск, выраженный как качественной величиной (от пренебрежительно малого до сверхвысокого), так и количественной величиной – индексом профессиональной заболеваемости.

В основе метода ранжирования уровня требований лежит предположение, что выполнение в полном объеме нормативных требований, например по охране труда, не причиняет ущерба здоровью и жизни работника. В этом случае риски минимальны. Чем больше доля невыполненных требований, тем выше риски.

Результаты оценки профессионального риска по степени весомо­сти доказательств подразделяют на следующие категории доказанности риска:

  • Категория 1А (доказанный профессиональный риск) – на ос­нове результатов гигиенической оценки условий труда по кри­териям Руководства Р 2.2.2006-05, материалов периодических медосмотров, физиологических, лабораторных и экспериментальных исследований, а также эпидемиологических данных.
  • Категория 1В (предполагаемый профессиональный риск) – на основе результатов гигиенической оценки условий труда по кри­териям Руководства Р 2.2.2006-05, дополненных отдельными клинико-физиологическими, лабораторными, экспериментальными данными (в том числе данными литературы).
  • Категория 2 (подозреваемый профессиональный риск) – на основе результатов гигиенической оценки условий труда по критериям Руководства Р 2.2.2006-05.

Мерой профессионального риска является класс условий труда, а мерой доказанности риска является его категория. При принятии управленческих решений по снижению риска следует учитывать кате­горию доказанности риска, его уровень, численность занятых на этом участке работников, а также наличие уязвимых групп – несовершенно­летних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов.

Из других официальных нормативно-технических документов, устанавливающих методические принципы, термины и понятия анализа риска, общие требования к выбору и реализации методов, процедуре и оформлению результатов, а также представляющих основные методы анализа опасностей и риска в настоящее время имеются:

  • «Методические указания по проведению анализа риска опас­ных производственных объектов. РД 03-418-01»
  • ГОСТ Р 51901-2002 «Управление надежностью. Анализ риска технических систем»
  • «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принцип и критерии оценки. Р 2.2.1766-03»

Из приведенного перечня нормативных актов следует выделить Р 2.2.1766-03, предназначенное для специалистов центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, которые должны проводить оценку профессионального риска при осуществлении госу­дарственного санитарно-эпидемиологического надзора, производствен­ного контроля, проведению социально-гигиенического мониторинга, а также при решении других задач.

Исходными данными для оценки профессионального риска явля­ются результаты:

  • производственного контроля, проводимого согласно СП 1.1.1958-01;
  • государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • санитарно-эпидемиологической оценки производственного оборудования и продукции производственного назначения;
  • специальной оценки условий труда.

По этим данным производится гигиеническая оценка условий труда, устанавливаются классы условий труда.

С учетом медико-биологических показателей здоровья работников, тяжести нарушения здоровья работников, степени связи нарушений здоровья с работой по эпидемиологическим данным рассчитывают относительный риск и этиологическую долю вклада факторов рабочей среды в развитие патологии, и в зависимости от их величины заболевание относят к общим, профессионально обусловленным или профессиональным.

Этот нормативный документ акцептирован на определение и анализ так называемых «проявленных рисков» заболевания работников от воздействия вредных производственных факторов. Он не содержит методических основ оценки и прогнозирования рисков аварий и несчаст­ных случаев от воздействия опасных производственных факторов. Для полной (интегральной) оценки профессионального риска необходимо учитывать также и эти составляющие, т.е. необходима комплексная щенка травмоопасности процессов и рисков по показателям вредности и опасности факторов производственной среды.

  • РД 03.418-01 устанавливают общие требования к процедуре оформлению результатов, а также представляют основные методы анализа опасностей и риска аварий на опасных производственных объектах.
  • ГОСТ Р 51901-2002 устанавливает руководящие указания по выбору и реализации методов анализа риска, главным образом для оценки риска отказов технологических систем.

Эти два документа рекомендуют для анализа риска отказов, аварий, других опасных событий, которые могут принести вред здоровью, имуществу или окружающей среде, такие методы как: «Анализ дерева событий», «Анализ опасности и работоспособности», «Анализ видов и последствий отказов», «Анализ дерева неисправностей», «Анализ влияния человеческого фактора», «Анализ скрытых процессов», «Мо­дель описания последствий», «Метод Монте-Карло» и другие методы моделирования.

Для реализации этих методов также требуется специальная подготовка и высокая квалификация исполнителей, а также проведение специальных исследований по выявлению закономерностей проявления опасностей, установлению наиболее значимых факторов, разработки структурно-логических схем реализации вероятных сценариев проявления опасностей и пр.

Выполнить эти работы силами организаций и даже органами надзора практически невозможно. Необходимо привлечение научных кадров для проведения научных исследований, адаптации имеющихся методик и разработки методических основ системы мониторинга про­фессиональных рисков применительно к конкретным условиям производства. Это позволит определять, регистрировать профессиональные риски и управлять ими, т.е. влиять на уровни профессиональных рисков, учитывающих воздействие не только вредных и опасных про­изводственных факторов, но и эколого-обусловленную заболеваемость и преждевременную смертность.

Охрана труда. Конкурс

Требования охраны труда

1. Организация работы по охране труда на предприятии

1.1. Система управления охраной труда в организации

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. № 843. О мерах по улучшению условий и охраны труда.

3. Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14. Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации.

4. Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г № 10. Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

5. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 413. Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда.

6. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.04 2010 г. № 205н. Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

7. Постановление Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11. Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда.

Смотрите так же:  Оплатил один и тот же штраф два раза

8. ГОСТ 12.0.230-2007. ССБТ. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования. ГОСТ 12.0.230-2007.

9. ГОСТ 12.0.007-2009. ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию.

10. ГОСТ 12.0.009-2009. ССБТ. Система управления охраной труда на малых

предприятиях. Требования и рекомендации по применению.

Система управления охраной труда (далее СУ ОТ):

Набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.

Требования к системе управления содержит межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007, который учитывает международный опыт обеспечения охраны труда.

Внедрять СУОТ на уровне организации позволяют национальные стандарты:

— ГОСТ 12.0.007-2009 ≪ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию≫. Применяется на территории РФ в качестве национального стандарта с учетом требований российского законодательства по охране труда. Стандарт не устанавливает обязательных для всех конкретных требований охраны труда. Но он служит основанием для разработки корпоративных стандартов крупных промышленных, хозяйственных комплексов, корпораций и организаций;

— ГОСТ 12.0.009-2009 ≪ССБТ. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению≫.

Развивает положения ГОСТ 12.0.230 с учетом особенностей малого предприятия, законодательства и национальной нормативной правовой базы по охране труда, его применение позволит существенно снизить прямые и непрямые затраты на обеспечение функционирования СУОТ, а также время внедрения.

Стандарты распространяются на любую организацию независимо от ее организационно-правовой формы и представляют практический инструмент для разработки и построения СУОТ в организациях.

Основными задачами стандартов являются:

— содействие защите работников от опасностей и рисков;

— оказание помощи организациям и работодателям в разработке и применении сформулированной концепции (политики) охраны труда и целей с учетом требований законодательства и нормативных актов по охране труда;

— организация работы по охране труда;

— подготовка предприятия к аудиту, представление контрольным органам.

Основные элементы управления охраной труда (ГОСТ 12.0.230-2007):

— планирование и применение;

— действия по совершенствованию.

Политика в области охраны труда должна включать принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:

• обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников путем предупреждения несчастных случаев и профзаболеваний на производстве;

• соблюдение национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и др.;

• обязательства по проведению консультаций с работниками и привлечению их к активному участию во всех элементах СУ ОТ;

• непрерывное совершенствование функционирования СУОТ.

Работодатель после консультации с работниками и их представителями излагает в письменном виде политику в области охраны труда.

Политика как документ должна быть краткой, четко изложенной, иметь дату создания, вводиться в действие подписью работодателя и предоставляться всем работникам.

Организация работ по охране труда предусматривает:

— распределение обязанностей и ответственности по охране труда между руководством высшего звена и специалистами организации, подразделениями и работниками;

— участие работников и их представителей в управлении охраной труда;

— обучение и подготовку работников;

— организацию службы охраны труда;

— разработку процедур по формированию документации СУОТ;

— разработку системы сбора и передачи информации по охране труда.

В связи с этим работодатель должен:

• нести общие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников;

• распределить обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц по разработке и применению СУОТ;

• определить требования к необходимой компетентности работников в области охраны труда путем различных мероприятий, в том числе, с применением программы подготовки персонала;

• быть компетентным в области охраны труда для определения и оптимизации опасностей и рисков, связанных с работой.

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации.

Однако без участия работников система не будет внедрена. Чтобы система работала эффективно необходимо участие всех социальных партнеров:

— уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов.

Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организации и особенно ее высшим руководством.

Компетентность по охране труда означает наличие и демонстрацию необходимой подготовки, достаточных знаний, умений и опыта для выполнения конкретной работы.

Работодателем должны быть определены требования к необходимой компетентности работников в области охраны труда.

Работодатель должен быть достаточно компетентным в области

охраны труда для определения и оптимизации опасностей и рисков, связанных с работой и применения системы управления охраной труда.

Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и о существляться, по возможности, в рабочее время.

• Документация системы управления охраной труда:

— должна быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям;

— периодически анализироваться и своевременно корректироваться;

— быть легкодоступной и распространяться среди тех, кому она предназначена и кого касается.

Комплект документов системы управления охраной труда должен быть минимальным. Он зависит от:

• характера, вида деятельности организации и ее размера;

• требований национальных законов, правил и иных нормативных правовых документов;

• компетентности и способности работников.

Документы системы управления допускается разрабатывать в виде стандартов организации, руководства или других видов документов.

Планирование и применение

Мероприятия по качественному планированию должны обеспечивать безопасность и охрану здоровья на работе.

Цель планирования в системе управления охраной труда в организации заключается в разработке комплекса мероприятий, которые будут применяться на тех или иных уровнях и направленных на обеспечение охраны труда, включающих:

— соответствие условий труда требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов;

— основные элементы системы управления охраной труда в организации;

— непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

Планирование должно включать виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и рисками.

Опасности (риски) должны быть определены и оценены на постоянной основе. С этой целью в организации должны быть установлены процедуры или мероприятия по предупреждению и минимизации опасностей и рисков.

Предупредительные меры должны осуществляться в порядке приоритетности:

— устранить опасности (риски);

— ограничить риски путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;

— минимизировать риски путем проектирования безопасных производственных систем;

— работодатель должен бесплатно предоставить соответствующие средства индивидуальной защиты.

Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий должны гарантировать, то при возникновении такой ситуации сработает внутренняя система с*язи, которая обеспечит защиту всех людей в рабочей зоне.

Постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда следует разрабатывать, устанавливать и периодически анализировать.

Важно, чтобы все планируемые мероприятия были о5еспечены необходимыми ресурсами и контролировалось их своевременное исполнение.

Выбор показателей результатов деятельности проводят в соответствии с размерами и характером деятельности организации.

Измерения должны быть как качественные, так и количественные. Они должны:

— базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательств, связанных с политикой и целями по охране труда;

— поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.

Текущий контроль должен включать:

• контроль выполнения мероприятий;

• проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;

• контроль производственной среды, включая организацию труда;

• контроль состояния здоровья работников путем соответствующих медицинских осмотров;

• оценку соответствия национальным законам и иным нормативным правовым актам, коллективным соглашениям и другим обязательством по охране труда, принятым на себя организацией.

Текущий административно-общественный контроль применяют в крупных организациях с многоуровневой структурой. Такой контроль является трехступенчатым (ГОСТ 12.0.007-2009):

I ступень — мастер и уполномоченное (доверенное) лицо обходят все рабочие места ежедневно. Обнаруженные неполадки устраняются немедленно. Наиболее квалифицированным работникам I ступень контроля допускается выполнять самостоятельно путем самоконтроля;

II ступень — начальник цеха (большого участка), уполномоченный по охране труда и инженер по охране труда совершают обход один раз в неделю. Результаты проверки заносят в журнал с назначением исполнителя и срока устранения несоответствия;

III ступень — комиссия организации изучает состояние охраны труда в подразделении один раз в месяц. По итогам проверки оформляют акт о нарушениях и издают приказ об их устранении.

Организации с незначительной численностью работников применяют двухступенчатый контроль:

I ступень — ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест. Наиболее квалифицированным работникам I ступень контроля допускается выполнять самостоятельно путем самоконтроля.

Отклонения устраняются до начала работы.

II ступень — ежемесячное углубленное обследованием комитетом (комиссией) по охране труда с участием ведущих специалистов малого предприятия и уполномоченного (доверенного) лица по охране труда.

В специальный журнал заносят:

• предложения по их устранению;

подпись исполнителя, ответственного за выполнение мероприятия.

Реагирующее наблюдение должно включать определение, уведомление и расследование (ГОСТ 12.0.230-2007):

— несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве;

— неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности труда и охраны здоровья и недостатки системы управления охраной труда;

— программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.

Действия по совершенствование

Одним из основных свойств любой системы является ее постоянное улучшение.

На основании анализа данных (информации, фактов) руководство осуществляет меры по повышению эффективности системы, улучшению условий труда и потребности в ресурсах.

Принятые решения официально доводятся до сведения:

— лиц, ответственных за конкретный элемент системы;

— комитета (комиссии) по охране труда;

— работников, их представителей.

Применение СУОТв организации позволит:

сократить уровни опасности трудового процесса и рисков, производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость;

• положительно влиять на повышение производительности труда, на экономический рост организации;

• сократить затраты на штрафы и компенсационные выплаты в связи с нарушением охраны труда;

• повысить престиж предприятия и доверие к организации со стороны инвесторов, партнеров и контрагентов.

Author: Advokat