Налог за негативное воздействие

Экологические платежи: Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. Общая информация об экологических платежах.
2. Кто платит за НВОС?
3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС?
4. Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи.
5. Куда сдавать Расчет платы за НВОС, и уплачивать экологические платежи?
6. С какого времени необходимо платить экологические платежи?
7. Как рассчитать сумму платы за НВОС?
8. Коэффициенты инфляции
9. Что нужно знать для расчета экологических платежей?
10.Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС

1. Общая информация об экологических платежах.

Действующим законодательством РФ предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которая заменила ранее взимавшуюся плату за загрязнение окружающей среды. Необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот закон устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного (вредного) воздействия на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В настоящее время плата за НВОС взимается только за следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными объектами;
  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

За другие виды вредного воздействия, указанные в Федеральном законе от 10.01 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т. п., экологические взносы не уплачиваются из-за отсутствия нормативов платы, т.к. невозможно определить размер этих взносов.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду по Определению Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом . Этот платеж носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

В соответствии с п. 2 статьи 8 Налогового кодекса, под сбором понимается обязательный взнос , уплата которого является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). УМНС РФ в письме за № 06-01-25/21 91 от 10.02.2004 и в официальном Разъяснении от 15.01.2004г. однозначно подтверждает обязательность платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Однако в соответствии с законодательством внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан загрязнением окружающей среды.

2. Кто платит за НВОС?

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, российские и иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, то есть имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду. В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009г., все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 г. также осуществлять данные платежи.

3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС?

Согласно п. 1 Приказа Ростехнадзора РФ от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» все экологические платежи нужно перечислять до 20-го числа месяца , следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

4. Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи

Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду должен производиться организацией самостоятельно исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью. Форма расчета, порядок ее заполнения и сдачи отчетности утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 (в редакции приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 г. №182).

Расчет платы за загрязнение окружающей среды включает в себя:

  • Титульный лист
  • Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет
  • Раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»
  • Раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»
  • Раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»
  • Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления»

В расчет платы включаются только те разделы , которые необходимы организации в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду. Например, если организация не имеет стационарные объекты, которые выбрасывают в атмосферный воздух загрязняющие (вредные) вещества, то раздел 1 заполнять и прикладывать к расчету платы не нужно.

Расчет платы нужно сдавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчет предоставляется следующим образом:

  • на бумажном носителе через представителя организации или по почте заказным письмом с уведомлением;
  • и в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.

Расчеты в электронном виде должны предоставляться в формате XML , согласно образцу, расположенному на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по адресу: http://www.gosnadzor.ru. Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 тыс. рублей, представления расчета платы в электронном виде не требуется, в противном случае сдача расчетов в электронном виде является обязательной.

5. Куда сдавать Расчет платы за НВОС, и уплачивать экологические платежи?

В настоящее время согласно Постановления Правительства РФ № 717 от 13.09.2010 г. и приказа Росприроднадзора № 311 от 20.10.2010 г. полномочиями администратора доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду наделены только территориальные Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Заполненный расчет платы прошитый, пронумерованный, скрепленный печатью нужно сдавать в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и месту государственной регистрации передвижного загрязняющего объекта. В те же территориальные органы Росприроднадзора осуществляется плата на НВОС в соответствии с представленными Расчетами платы отдельными платежными поручениями по каждому КБК.

Таким образом, если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах Российской Федерации, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. При эксплуатации нескольких объектов загрязнения на территории одного субъекта плата по ним отражается в едином расчете. Однако лист расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, заполняется отдельно по каждому муниципальному образованию (ОКТМО муниципального образования).

Список кодов бюджетной классификации (КБК) экологических платежей:

6. С какого времени необходимо платить экологические платежи

Экологические платежи необходимо платить со времени вступления в силу Постановления Правительства № 344, а именно с 30 июня 2003 года. Те предприятия, которые уже существовали в это время, но не вносили экологические платежи, должны внести плату за загрязнение окружающей среды именно с 30 июня 2003 г., а те предприятия, которые образовались позже, должны платить с момента начала своей деятельности. Однако в 2008 году в связи с истечением срока исковой давности — три года (согласно ст.196 Гражданского кодекса РФ №230-ФЗ) плата с «должников» взимается с 1 января 2010 года.

7. Как рассчитать сумму платы за НВОС

Порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410).

Сумма платы рассчитывается отдельно по каждому загрязняющему веществу и отходу, а также по каждому виду топлива для передвижных объектов. При расчете платы за выбросы нужно учитывать коэффициенты экологической значимости региона и дополнительные коэффициенты 2 и 1,2. При расчете платы за сбросы — коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент для взвешенных веществ. При расчете платы за отходы учитываются коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент месторасположения объекта размещения отходов (1 или 0,3). Ко всем рассчитанным суммам платы должен быть применен коэффициент, учитывающий инфляцию, который устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной календарный год.

8. Коэффициенты инфляции

Коэффициенты, учитывающие инфляцию платы за НВОС по всем разделам расчета платы, устанавливаются каждый год Федеральным законом «О федеральном бюджете». В 2010 году нормативы платы, установленные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344, применялись с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,79. Нормативы платы, изменённые Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005г. №410, применялись с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,62.

  • Коэффициенты инфляции в 2011г.: 1,93 (вместо 1,79) и 1,58 (вместо 1,46)
  • Коэффициенты инфляции в 2012г.: 2,05 (вместо 1,93) и 1,67 (вместо 1,58)
  • Коэффициенты инфляции в 2013г.: 2,20 (вместо 2,05) и 1,79 (вместо 1,67)
  • Коэффициенты инфляции в 2014г.: 2,33 (вместо 2,20) и 1,89 (вместо 1,79)
  • Коэффициенты инфляции в 2015г.: 2,45 (вместо 2,33) и 1,98 (вместо 1,89)
  • Коэффициенты инфляции в 2016г.: 2,56 (вместо 2,45) и 2,07 (вместо 1,98)

Эти коэффициенты ежегодно обновляются в нашей программе для расчета платы за НВОС «ЭКО-Эксперт».

9. Что нужно знать для расчета экологических платежей?

Чтобы рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо знать:

  1. Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и лимиты на размещение отходов.
  2. Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы временно согласованных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
  3. Количество топлива, израсходованного передвижными источниками в отчетном периоде.
  4. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410).
  5. Коэффициенты, учитывающие инфляцию нормативов платы и коэффициенты экологической значимости региона.
  6. Фактические массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов с разбивкой:
    • в пределах утвержденных нормативов (ПДВ, ПДС и ЛРО);
    • в пределах утвержденных временно согласованных нормативов (ВСВ и ВСС);
    • сверх утвержденных нормативов и временных нормативов.
  7. Повышающий коэффициент, который применяется при расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов. Значение этого коэффициента составляет 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Фактическая масса выбросов, сбросов и размещения отходов определяется по данным учета, который должны вести все организации, обязанные вносить плату за загрязнение окружающей среды (ст. 30 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, подп. 5 п. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, ст. 19 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, используется порядок, предусмотренный п.5.6 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г.

Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, используется порядок, предусмотренный п.5.7 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г.

Учет отходов (образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещенных, переданных другим лицам или полученных от других лиц) следует вести в специальном журнале учета обращения с отходами (приказ МПР РФ от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»).

Расчет платы за НВОС это весьма трудоемкий и кропотливый процесс . Поэтому существует множество предприятий, оказывающих услуги по расчету экологических платежей. Кроме того имеется много программ, позволяющих автоматизировать расчет платы за НВОС . Такие программы позволяют пользователю самому рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду и подготовить всю необходимую экологическую отчетность, даже если он не является большим специалистом в области экологии.

10. Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС

Штрафных санкций за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено . Однако такие действия могут квалифицироваться как сокрытие экологической информации, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

Смотрите так же:  Федеральный закон по потребительским кредитам

В соответствии со статьей 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Налог за негативное воздействие

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Жилищно-коммунальное хозяйство, риэлторская деятельность ›
  • Коммунальные услуги — оказание ›
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду и вывоз твердых бытовых отходов

Плата за негативное воздействие на окружающую среду и вывоз твердых бытовых отходов

Плата за негативное воздействие на окружающую среду и вывоз твердых бытовых отходов

Негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с российским законодательством является платным, об этой плате мы и поговорим в статье. Также коснемся платы за вывоз твердых бытовых отходов.

Итак, как мы только что отметили, негативное воздействие на окружающую среду является платным, что установлено пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды).

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

– выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

– сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

– загрязнение недр и почвы;

– размещение отходов производства и потребления;

– загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

– иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 284-О, по смыслу названной выше статьи Закона № 7-ФЗ платежи за различные виду негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и тому подобное. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения – виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база – нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и так далее, а также перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно Законом № 7-ФЗ. Что же касается порядка определения платы и ее предельных размеров, то федеральный законодатель предоставил право его установления Правительству Российской Федерации.

В письме Росприроднадзора от 5 октября 2010 года № СМ-06-01-31/7167 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» названы лица, являющиеся плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду:

– юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

– иностранные физические лица.

В письме отмечено, что обособленное подразделение юридического лица (филиал или представительство) самостоятельным плательщиком платы не является и вправе осуществлять уплату платежей от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии доверенности у руководителя обособленного подразделения со всеми необходимыми полномочиями.

Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Обязанность по уплате должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.

В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия плательщиком является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым негативное воздействие на окружающую среду.

Также следует учитывать, что обязанность по уплате не снимается в случае простоя, консервации и иного приостановления деятельности предприятия, в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Должны ли организации жилищно-коммунального хозяйства вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 9 сентября 2013 года утверждено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 – 2016 годы» (далее – Соглашение). В Приложении № 1 к Соглашению приведен перечень организаций жилищно-коммунального хозяйства, на которые распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к этому соглашению. В этот перечень включены следующие организации:

– специализированные комбинаты радиационной безопасности «Радон»;

– организации коммунального водоснабжения и водоотведения;

– организации коммунального электроснабжения;

– организации коммунального теплоснабжения;

– организации по газификации и эксплуатации газового хозяйства;

– организации по эксплуатации и ремонту лифтового хозяйства;

– организации по эксплуатации и ремонту дорожно-мостового хозяйства;

– ремонтно-строительные организации, осуществляющие капитальный ремонт жилищного фонда и другие работы в жилищно-коммунальном хозяйстве;

– мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы, мусороперегрузочные станции, полигоны захоронения твердых бытовых отходов;

– подрядные и другие организации, оказывающие услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

– организации ритуального обслуживания, в том числе по организации похоронного дела;

– организации по механизированной уборке, санитарной очистке и благоустройству муниципальных образований;

– организации банно-прачечного хозяйства;

– организации гостиничного хозяйства;

– организации, осуществляющие прочие виды деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве;

– многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства.

Отметим, что в состав организаций ЖКХ включены также жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ), что следует из пункта 5.11 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденных Приказом Росстата от 31 января 2013 года № 41.

Таким образом, если деятельность перечисленных организаций ЖКХ будет негативно воздействовать на окружающую среду, вносить плату за негативное воздействие организации обязаны, поскольку плата является необходимым условием получения юридическими лицами права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, о чем мы уже говорили.

О том, что обязательство по плате, в частности, за размещение отходов возникает у образователя отходов, а не у специализированных организаций, осуществляющих изоляцию таких отходов и непосредственно не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, указывает и Росприроднадзор в письме от 3 июня 2013 года № ВК-06-01-36/7676 «О плате за размещение отходов».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 утвержден «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее – Порядок № 632).

«Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года № 344 (далее – Нормативы платы).

Как видите, нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу установлены отдельно по стационарным и передвижным источникам негативного воздействия на окружающую среду.

Так, нормативы платы для стационарных источников установлены за тонну загрязняющего вещества, выброс которого был произведен (в зависимости от вида), а для передвижных – за 1 единицу измерения (тонна, тысяча куб. метров) в зависимости от вида израсходованного топлива. Нормативы платы по каждому загрязняющему веществу для стационарных источников негативного воздействия также дифференцируются в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов.

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления установлены в рублях за размещение тонны отходов в пределах установленных лимитов размещения. Причем отходы разделены на 5 классов опасности для окружающей среды.

Следует отметить, что нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно Приложению № 2 к Нормативам платы. При применении указанных коэффициентов определяющим является год, в котором установлен тот или иной норматив платы.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2014 году с коэффициентом соответственно 2,33 и 1,89. Такой порядок применения нормативов определен пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

В 2013 году нормативы платы применялись соответственно с коэффициентами 2,20 и 1,79 (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).

Как рассчитать плату за загрязнение окружающей среды?

Расчет платежей за загрязнение производится в соответствии с пунктами 3 – 6 Порядка № 632. Так, плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (пункт 3 Порядка № 632).

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (пункт 4 Порядка № 632).

Плата за сверхлимитное загрязнение определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка № 632).

В случае отсутствия у природопользователя (в нашем случае у организации ЖКХ) оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (пункт 6 Порядка № 632). Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка № 632.

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) утвержден Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 года № 650.

Кратко хотелось бы затронуть вопрос о загрязнении окружающей среды таким видом передвижных источников загрязнения, как автомобильный транспорт.

В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 24 ноября 2005 года № 867 «О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» транспортные средства являются передвижными объектами негативного воздействия.

Нормативы платы по передвижным источникам загрязнений установлены в зависимости от вида и объема используемого топлива.

Статьей 17 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещено производство и эксплуатация транспортных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов. Транспортные средства подлежат регулярной проверке на соответствие выбросов техническим нормативам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 года № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух», а именно подпунктом «а» пункта 2 установлено, что проверка на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух автотранспортных средств осуществляется во время их государственного технического осмотра.

Для автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации с 22 апреля 2006 года, вопросы содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах двигателей транспортных средств проверяются, в том числе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года № 609 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

В письме Ростехнадзора от 4 сентября 2007 года № 04-09/1242 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» отмечено, что относительно расчета платы при превышении технических нормативов выбросов дополнительный повышающий коэффициент к нормативам платы не применяется, а запрещается эксплуатация транспортного средства в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух».

Смотрите так же:  Доверенность для выезда в белоруссию на автомобиле

Форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую средств утверждена Приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 года № 204. Расчет состоит из титульного листа, который является единым для всего Расчета, расчета суммы платежа, подлежащего уплате в бюджет, а также четырех разделов:

– раздела 1 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;

– раздела 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;

– раздела 3 «Сбросы вредных веществ в водные объекты»;

– раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления».

В пункте 20 Порядка заполнения расчета указано, что плательщик производит уплату отдельно по передвижным объектам негативного воздействия, зарегистрированным на территории одного муниципального образования.

К передвижным объектам негативного воздействия отнесены транспортные средства, в том числе автомобильные, передвижные дизель-генераторные установки и иные передвижные установки, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

К сожалению, действующая редакция Порядка заполнения расчета не расшифровывает, что следует относить к стационарным объектам негативного воздействия. Мы решили обратиться к недействующей редакции, согласно которой стационарным объектом негативного воздействия признавался объект, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно (то есть, объект недвижимости), а также объект размещения отходов производства и потребления, крышные котельные и так далее.

Следует отметить, что многие организации ЖКХ имеют на своих балансах как котельные, так и достаточно большой парк автотранспортных средств, а эти объекты, как мы выяснили, являются источниками негативного воздействия. Следовательно, при наличии таких объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, организации ЖКХ обязаны вносить плату, о которой мы ведем речь в статье, а также представлять отчетность.

Плательщик заполняет расчет самостоятельно либо пользуется по своему усмотрению услугами любой специализированной организации. Расчет может быть представлен непосредственно плательщиком либо через уполномоченного представителя или направлен по почте.

Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

В письме Ростехнадзора от 4 сентября 2007 года № 04-09/1242 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» указано, что обязательного согласования представленного расчета платы с сотрудниками Ростехнадзора действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено. Отказ в принятии расчета недопустим.

Обращаем Ваше внимание, что функции Ростехнадзора в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору), что определено Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 года № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Расчет необходимо представить не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчет представляется в составе титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, разделов 1, 2, 3, 4 – в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду. Плательщик заполняет и включает в свой Расчет только те разделы, которые ему необходимы.

В письме Ростехнадзора от 11 декабря 2008 года № 14-05/6488 указано, что плата подлежит расчету и уплате отдельно по месту нахождения производственных территорий, объектов размещения отходов плательщика по соответствующим муниципальным образованиям, а также отдельно по передвижным объектам, зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления (муниципального образования).

Местом регистрации передвижных объектов считается место (порт) приписки или место государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового – место регистрации на территории Российской Федерации владельца передвижного объекта. Применительно к передвижным объектам данный подход обусловлен тем, что в настоящее время нормативными правовыми актами не установлен порядок определения объема негативного воздействия, оказываемого на конкретной территории, в зависимости от количества времени перемещения соответствующего объекта.

Раздел 2 Расчета заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого передвижные объекты зарегистрированы, и представляется в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения каждого передвижного объекта. В целях применения Приказа Ростехнадзора от 5 апреля 2007 года № 204 для транспортных средств место нахождения и место государственной регистрации совпадают.

Уплатить в бюджет исчисленную плату следует не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчетным периодом признается календарный квартал, что установлено Приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Еще на один момент, касающийся внесения платы, хотелось бы обратить внимание читателей. Пунктом 9 Правил № 632 определено, что по истечении установленных сроков уплаты суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке. Так вот, Решением Верховного суда Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № ГКПИ 03-49, оставленным без изменения Определением Верховного суда Российской Федерации от 15 мая 2003 года № КАС 03-167, пункт 9 Порядка № 632, предусматривающий бесспорный порядок взыскания платы за негативное воздействие, признан недействующим, в связи с чем взыскание платы производится в судебном порядке.

Не следует забывать о том, что за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:

на должностных лиц – в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей;

на юридических лиц – в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Поскольку принцип платности за негативное воздействие на окружающую среду установлен Федеральным законом «Об охране окружающей среды», срок давности привлечения к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ составляет один год. Такой вывод подтверждает арбитражная практика, в частности, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 января 2008 года № Ф088826/2007-3331А по делу № А61-1740/2007-7.

Вопрос о предоставлении льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду был дан в письме Минфина России от 24 июля 2008 года № 03-06-06-04/1. Специалисты Минфина сообщили в письме, что в соответствии с Порядком № 632 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих администрирование платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, могут понижать размер платы за загрязнение окружающей среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, Порядком № 632 не установлено, в какой части платы за негативное воздействие на окружающую среду (федеральной, региональной или муниципальной) могут быть понижены ее размеры.

Статьями 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в размере:

20% – в федеральный бюджет;

40% – в бюджеты субъектов Российской Федерации;

40% – в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат зачислению в полном объеме единым платежом на счета территориальных органов Федерального казначейства с последующим распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в установленном порядке.

Таким образом, понижение размера платы за негативное воздействие на окружающую среду и (или) освобождение от ее уплаты приведет к снижению поступлений в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, что противоречит принципу самостоятельности бюджетов, предусмотренному статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Осуществление корректировки размера указанной платы (или) освобождения от ее уплаты отдельных категорий плательщиков без оказания негативного влияния на утвержденные доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, по мнению Минфина, возможно после внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632, а также в бюджетное законодательство Российской Федерации.

В начале статьи мы перечисляли виды негативного воздействия, и среди них был назван такой, как размещение отходов производства и потребления. Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), а именно статьей 23 закона, установлено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормативные акты, в соответствии с которыми исчисляется плата за негативное воздействие на окружающую среду, были названы в предыдущих разделах статьи, в частности, Порядок № 632.

При осуществлении хозяйственной деятельности организаций ЖКХ также образуются отходы производства и потребления.

В Информации «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду» Росприроднадзор дает разъяснения о том, кто и почему должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду?

В Информации сказано, что в отношении определения плательщика платы за размещение отходов приоритетным является вопрос определения собственника отходов.

Статьей 4 Закона № 89-ФЗ установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, действующим законодательством установлено, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.

В соответствии со статьей 236 ГК РФ собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество. При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

При этом передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие только договора на оказание услуг по транспортировке, размещению отходов (мусора) не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В отношении вопросов о переходе права собственности на отходы. Росприроднадзор отмечает, что предусмотренное гр. 14 Порядка заполнения Раздела 4 (Размещение отходов производства и потребления) приложения 1 к Приказу Ростехнадзора от 5 апреля 2007 года № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» конечное размещение отходов предусматривает заключение договоров о конечном размещении отходов.

Такие договора предполагают переход права собственности на отходы к специализированной организации (полигону) аналогично договорам купли-продажи, мены или дарения. Договор о конечном размещении отходов является самостоятельным видом договора отчуждения собственности (отходов). В соответствии с таким договором контрагент (специализированная организация) принимает на себя все обязанности по размещению отходов, в том числе по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет.

В случае если специализированная организация в соответствии с заключенным договором не принимает в собственность образованные хозяйствующим субъектом отходы, то право собственности на отходы, а, следовательно, и обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остаются за хозяйствующим субъектом.

В отношении расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду арендаторами производственных помещений, Росприроднадзор отмечает, что вопросы права собственности на образованные арендатором отходы могут быть оговорены между арендодателем и арендатором в договоре аренды.

В случае если в договоре аренды предусмотрен переход права собственности на образованные арендатором отходы к арендодателю, то арендодатель осуществляет внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов. В случае если вопрос собственности на образованные арендатором отходы не урегулирован в договоре аренды, то обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остаются за арендатором согласно указанным выше положениям Закона № 89-ФЗ и ГК РФ.

Смотрите так же:  Судебные приставы новосильского района орловской области

Дополнительно Росприроднадзор сообщает, что базовые нормативы платы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года № 344, а Приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду: ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Как мы уже отмечали в статье, к организациям ЖКХ относятся управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы. Их обязанностью в соответствии с законодательством является содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Обратимся к Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила содержания общего имущества).

Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества, такое содержание включает в себя, среди прочего, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Если для организаций образование отходов в результате их деятельности подлежит нормированию, то в отношении жилищного сектора нормирование не предусмотрено. Об этом, в частности, сказано в письме Минрегионразвития России от 6 марта 2009 года № 6177-АД/14. В письме отмечено, что органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13, 14 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов. Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Указанные нормативы не могут являться измерителем количества отходов, образовавшихся в жилищном секторе, и применяться для оплаты содержания и ремонта жилых помещений.

Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил № 491, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления ТСЖ, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов или в случае, указанном в пункте 34 Правил № 491, органом местного самоуправления как одна величина. При этом стоимость отдельных работ должна указываться только в прилагаемом к договору управления многоквартирным домом перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В более раннем письме Минрегионразвития России от 3 октября 2008 года № 25080-СК/14 (утратило силу) также было отмечено, что услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию «содержание жилого помещения». При согласии потребителя стоимость утилизации отходов может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению твердых бытовых отходов.

Попутно отметим, что оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, что прямо отражено в пунктах 1.8, 3.7, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170.

Эксплуатация таких объектов и оборудования заключается в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов. В частности, согласно пункту 3.7 названных правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:

– установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов;

– своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;

– организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;

– свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;

– содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Таким образом, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего многоквартирного дома и тому подобное), является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. К такому решению пришел Верховный суд Российской Федерации в Определении от 21 февраля 2008 года № КАС07-764.

Кстати, за невыполнение обязанностей по содержанию контейнеров и мусоросборников для отходов, организации ЖКХ, обслуживающие жилищный фонд, могут быть привлечены к административной ответственности, что подтверждает постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 февраля 2010 года по делу № А17-8095/2009.

Как отражаются платежи за негативное воздействие на окружающую среду в целях бухгалтерского и налогового учета?

В бухгалтерском учете плата будет признаваться расходом по обычным видам деятельности, что следует из пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 33н.

В статье мы уже говорили о том, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально – возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

Таким образом, поскольку платежи за негативное воздействие на окружающую среду не являются налоговыми платежами, их начисление следует отражать по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Перечисление платы, соответственно, будет отражено по дебету счета 76 и кредиту счета 51 «Расчетные счета».

В целях налогообложения прибыли организаций платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов включаются в состав материальных расходов в пределах утвержденных лимитов, что следует из подпункта 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Платежи за сверхнормативные выбросы на основании пункта 4 статьи 270 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Таким образом, организация, производя выплаты за негативное воздействие на окружающую среду, вправе учитывать в целях налогообложения прибыли эти суммы в составе расходов только в пределах утвержденных лимитов, на что обращено внимание в письме УФНС России по городу Москве от 28 октября 2009 года № 16-15/112957.

В заключение хотелось бы обратить Ваше внимание на изменения, внесенные в законодательство.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закон об охране окружающей среды дополнен статьями 16.1 – 16.5.

Сама статья 16 Закона об охране окружающей среды изложена в новой редакции.

Согласно ее положениям плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ);

– сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ);

– размещение отходов производства и потребления.

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает лиц, обязанных вносить эту плату, от осуществления мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, от обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде в результате осуществления ими хозяйственной и (или) иной деятельности, и от ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Особенности взимания платы за сбросы загрязняющих веществ с организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В части размещения отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления.

Особенности учета лиц, обязанных вносить плату за сбросы загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения (канализации), устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Статья 16.2 Закона об охране окружающей среды регламентирует, что платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Особенности определения платежной базы для лиц, обязанных вносить плату за сбросы загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения (канализации), устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Статья 16.3 Закона об охране окружающей среды подробно регламентирует порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В силу статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания установленного для уплаты срока.

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется в соответствии со статьей 16.5 Закона об охране окружающей среды уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.

Особенности осуществления контроля за правильностью исчисления платы за сбросы загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения (канализации), полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Обратите особое внимание на сроки вступления указанных норм в силу.

Author: admin