Налог на имущество граждан 2019

Оглавление:

Отмена налога на движимое имущество

Отмена налога на движимое имущество

Похожие публикации

Власти давно пришли к выводу, что нужна отмена налога на движимое имущество. С 01 января 2019 года вступают в силу изменения в законодательство по налогу. Принятые Федеральным законом № 302-ФЗ от 03.08.2018 поправки касаются объектов налогообложения налогом на имущество.

Что относят к движимому имуществу

Отмена налога на движимое имущество с 2019 года вновь побудила напомнить, что относят к такому виду имущества (ст.130 ГК): любое имущество, не относящееся к недвижимому, которое возможно переместить без причинения ему ущерба, считается движимым. То есть транспорт, машины, оборудование, инвентарь, инструмент, мебель – по ГК РФ это все движимое имущество, исключаются только воздушные, морские и речные суда. Более точные критерии разграничения недвижимости и движимого имущества приводятся в письме ФНС от 01.10.2018 № БС-4-21/[email protected] Подробнее о движимом имуществе читайте в нашей статье.

С 01 января 2019 года из-за поправок, указанных в п.19 ст. 2 закона об отмене налога на движимое имущество № 302-ФЗ, меняется текст п.1 ст.374 НК. Необлагаемым становится любое движимое имущество, то есть происходит уменьшение базы налога на имущество. Движимые объекты не будут больше отражаться в декларации по налогу, даже справочно.

Отмена налога на движимое имущество с 2018 г.

Налоговой базой в 2018 признается как движимое, так и недвижимое имущество, за исключением (п. 4 ст.374 НК):

движимого имущества, относимого к I-II группе классификации основных средств;

стоимости приобретенных участков земли;

ядерного оборудования, установок и пунктов хранения;

ледоколов и судов с атомными и ядерными установками;

федеральное имущество, используемое для обороны и госбезопасности, охраны правопорядка органами военной и приравненной к ней службы;

исторических объектов, признаваемых культурным наследием;

судов, числящихся в Российском международном реестре судов.

В ряде регионов остальное движимое имущество (или отдельные объекты) местным законодательством льготировалось в 2018 году. Среднегодовая стоимость таких объектов отражалась в разделе 2 декларации, учитывалась при заполнении строк 210 и 270.

Принятие нового закона об отмене налога на движимое имущество не меняет правила, действующие в нынешнем году. Если льготы были – они сохраняются до конца 2018 года, в годовой декларации-2018 все указывается без учета новых поправок (они вступят в силу с 01.01.2019).

Что поменяется для организаций и физлиц

В 2019 году платить налог на имущество нужно будет по недвижимости, которая учтена в составе основных средств (в этой части законодательство не поменялось, если недвижимость учитывается как товар и предназначена для перепродажи, налог с ее стоимости не берется).

Отмена налога на движимое имущество организаций вызвала необходимость вносить изменения не только в расчеты базы и суммы налога, но и в порядок заполнения декларации по налогу. Поэтому приказом ФНС от 04.10.2018 № ММВ-7-21/[email protected] в бланки декларации и авансового расчета внесены изменения, учитывающие принятые поправки. Применяться новые формы будут с отчетности за 1 квартал 2019 года. За 2018 год представляется декларация в соответствии с приказом ФНС от 31.03.2017 г. № ММВ-7-21/[email protected] Напомним, заполняют ее только организации — граждане, в том числе ИП, данный расчет не представляют.

Изменения, принятые законом № 302-ФЗ затрагивают налогообложение для организаций. Отмена налога на движимое имущество физических лиц не касается. Для них с 01.01.2019 меняются отдельные положения налога на имущество физлиц (поправки введены 03.08.2018 законом № 334-ФЗ):

Налог взимается от кадастровой стоимости имущества во всех регионах России.

Отменен понижающий коэффициент 0,8 для расчета налога на имущество физических лиц, для четвертого года применения расчета по кадастровой стоимости (поправка действует с 2018 г. при расчете налога за 2017 год).

Вводится ограничение по росту налога по сравнению с предыдущим годом – размер увеличения не должен быть более 10% от суммы.

Запрещена увеличивающая размер уплаченного налога корректировка за прошлый период, изменения рассчитываются текущим периодом; уменьшающий перерасчет производится за срок не более трех лет.

При успешном оспаривании кадастровой стоимости собственником или изменения из-за ошибки в расчетах, перерасчет производится за весь период неверного исчисления.

Расширен перечень льгот и срок их действия; в том числе льготы для детей-инвалидов будут применяться с 01.01.2015 (ИФНС обязана сделать перерасчет).

Поправки, принятые 03.08.2018, снижают налоговую нагрузку по налогу на имущество для организаций. Данные меры позволят уменьшить перечисляемые в бюджет суммы по указанному налогу, что является положительным нововведением с точки зрения плательщиков. Но в то же время, нужно учесть грядущее повышение других налогов и платежей (в т.ч. НДС и акцизов).

Налог на имущество с 2019 года для большинства норильчан снизится

Вопрос внесения изменений в решение норильского Горсовета «О налоге на имущество физических лиц» сегодня был рассмотрен на заседании депутатской комиссии по бюджету и собственности.

В соответствии с законом Красноярского края с 1 января 2019 года на территории региона налог на имущество физлиц будет исчисляться, исходя из кадастровой стоимости объектов, а не инвентаризационной, как это происходит сейчас. Если во многих городах это приведёт к росту налогов для населения, то в Норильске для большинства жителей налоговая нагрузка значительно снизится, в некоторых случаях – в несколько раз. Установление налоговых ставок и определение льготных категорий относится к полномочиям представительного органа Норильска – Городского Совета.

Предлагаемая ставка для применения на территории с 2019 года – 0,3 (в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, гаражей и машино-мест (в том числе расположенных в объектах налогообложения из числа административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания), объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн рублей и хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства). Для остальных объектов предлагается установить налоговую ставку от 0,5 до 2,0.

По расчётам, проведённым специалистами Финансового управления Администрации города, применение таких ставок приведёт к снижению поступлений в местный бюджет от данного вида налогов примерно в 1,5 раза, но значительно снизит налоговую нагрузку на граждан.

Кроме того, в целях недопущения увеличения налоговой нагрузки на социально незащищённые категории населения, предлагается оставить без изменений категории граждан, освобождённых от уплаты налога на имущество физических лиц, за исключением жителей посёлка Снежногорск. В настоящее время для данной категории ставка налога снижена на 50%. При переходе к исчислению налога от кадастровой стоимости актуальность данной льготы утрачивается, так как кадастровая стоимость объектов налогообложения, находящихся на территории поселка Снежногорск, не будет превышать кадастровую стоимость объектов налогообложения, находящихся на территории других районов муниципального образования город Норильск. Льгота в настоящее время применяется в связи с тем, что инвентаризационная стоимость объектов в Снежногорске значительно выше, чем в других районах города.

Таким образом, предлагаются следующие льготные категории граждан, освобождённых от уплаты налога на имущество:

· дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся под опекой или попечительством в приёмных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет – на весь период пребывания их (нахождения на полном государственном обеспечении) в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности или состоящих на учете в КГКУ «Центр занятости населения города Норильска»;

· многодетные семьи (семьи, имеющие трех и более детей (усыновленных, пасынков, падчериц, а также приёмных и опекаемых), не достигших восемнадцатилетнего возраста, проживающие совместно);

· инвалиды III группы;

· родители (законные представители), воспитывающие детей-инвалидов, если ребёнок не находится на полном государственном обеспечении;

· матери, имеющие несовершеннолетних детей, у которых в свидетельстве о рождении отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце ребенка произведена на основании заявления матери, не состоящие в браке;

· отцы (матери), воспитывающие несовершеннолетнего ребенка без второго родителя (в случаях, когда мать либо отец ребенка умерли, признаны безвестно отсутствующими, лишены родительских прав), не состоящие в браке;

Смотрите так же:  Заявление кончаловского о дочери

· несовершеннолетние дети, находящиеся на иждивении родителей, указанных в подпунктах 5, 6 настоящего пункта; несовершеннолетние дети из семей, где оба родителя – инвалиды или неработающие пенсионеры.

Члены комиссии по бюджету и собственности большинством голосов поддержали внесение предложенных Администрацией города изменений в решение «О налоге на имущество физических лиц». Окончательное решение будет принято на сессии норильского Горсовета, которая состоится 20 ноября 2018 года.

Налог на имущество граждан 2019

В связи с переходом Тюменской области на исчисление налога на имущество исходя из кадастровой стоимости с налогового периода 2018 года, уже в следующем, 2019 году, налогоплательщики увидят изменения в сводных налоговых уведомлениях (СНУ).

Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы по земельному налогу применяется с 2006 года, налог на имущество организаций и физических лиц в отношении отдельных объектов (административно-деловые, торговые центры) исчисляется на ее основании с 2015 года.

Данные виды объектов утверждаются Перечнем, определяемым уполномоченным органом исполнительной власти субъекта. В Тюменской области на 2015 год в Перечень включили 33 объекта, к 2018 году их число возросло (56). В Перечень за налоговый период 2017 года включены 36 зданий, в отношении которых их владельцам (456 физических лиц) налог на имущество исчислен исходя из кадастровой стоимости.

В настоящее время на территории Тюменской области налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости объекта с учетом коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Минэкономразвития. Расчет также производится на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, которые были представлены в налоговую службу до 1 марта 2013 года органами технической инвентаризации.

На основании Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», начиная с 1 января 2013 года государственный технический учет объектов недвижимости и расчет инвентаризационной стоимости объектов не осуществляются, так как после этого периода определяется лишь кадастровая стоимость. Соответственно, объекты недвижимости, введенные в эксплуатацию после 1 января 2013 года, не подпадали под налогообложение налогом на имущество физических лиц по причине отсутствия по ним налогооблагаемой базы — так называемой инвентаризационной стоимости имущества.

Таким образом, налог в отношении объектов недвижимости, в том числе введенных в эксплуатацию после 1 января 2013 года, в Тюменской области начнут исчислять исходя из кадастровой стоимости с налогового периода 2018 года (соответственно, расчет по новому порядку произведут в 2019 году).

Что касается налогового периода 2017 года, то при расчете налога на имущество применено новое значение коэффициента-дефлятора (1,425), размер которого ежегодно утверждается Министерством экономического развития РФ. В прошлом году данный показатель составил 1,329.

Уплатить исчисленные суммы по налогу на имущество, землю и транспорт необходимо не позднее 3 декабря 2018 года.

Все о налоговом уведомлении тюменцы узнают в новом разделе сайте ФНС России

На официальном сайте ФНС России nalog.ru появился новый раздел «Налоговое уведомление-2018».

Обратившись к нему, тюменские налогоплательщики могут получить основную информацию, касающуюся вопросов формирования сводного налогового уведомления (СНУ) — документа, отражающего начисления по всем имущественным объектам, принадлежащим гражданину и находящимся на территории страны.

Номер и дата начисления, адресный блок, количество месяцев владения объектом собственности — в разделе пошагово разъясняют, из чего состоит СНУ, выгружаемое впоследствии в «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Не покидая страницы, тюменцы могут наглядно оценить, каким образом формируется сумма по тому или иному виду налога, обратившись к специальной формуле, либо перейти в интернет-сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», чтобы узнать о льготах и ставках, применяемых в конкретном муниципальном образовании.

Случается, что налогоплательщикам не приходит налоговое уведомление. Причины могут быть разными, и подробнее об основных из них (сумма по налоговому периоду не превысила 100 рублей, не истек трехлетний срок направления налоговой службой уведомления налогоплательщику, отсутствуют начисления в периоде, документ еще не сформирован или СНУ не доставлено почтой) тюменцы узнают в подразделе «Из чего состоит налоговое уведомление?» (вкладка «Жизненные ситуации»).

Стоит также отметить, что наибольшая сумма, предъявленная к уплате по сводному уведомлению за 2017 год составила более 10 млн рублей.

Помимо имущественных налогов налогоплательщики найдут в уведомлениях исчисленный НДФЛ

Некоторые жители Тюменской области, которым уже пришли сводные налоговые уведомления (СНУ), отметили, что помимо налогов на землю, имущество, транспорт в документе указан к уплате еще один вид налога.

Речь идет о налоге на доходы физических лиц (НДФЛ), который впервые пришел тем гражданам, с чьих доходов налоговым агентом не был удержан вышеуказанный вид налога за 2016, 2017 годы. Как и имущественные налоги, указанные в уведомлении, не позднее 3 декабря 2018 года необходимо уплатить НДФЛ.

Сегодня тюменцы могут самостоятельно выбрать способ уплаты имущественных налогов, среди предложенных ниже вариантов:

1. Онлайн-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Если вы уже являетесь пользователем сервиса, информация о начислениях ждет вас в личном кабинете – достаточно зайти под собственными логином и паролем и произвести оплату. Зайти в кабинет можно также при помощи пароля от «Госуслуг». В дальнейшем функционал «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» поможет не только уплачивать имущественные налоги, но также подавать декларации, предоставлять документы для получения налогового вычета и пр.

2. Интернет-сервис «Заплати налоги». Также как и предыдущий, сервис размещен на официальном сайте ФНС России nalog.ru. Чтобы воспользоваться данным способом уплаты, не обязательно иметь учетную запись в «Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц», однако необходимо знать точную сумму налога.

3. Оплата через банкомат или систему онлайн-банка по 20-значному набору цифр или QR-коду. Достаточно ввести код из 20 цифр, указанных в квитанции к налоговому уведомлению в поле «индекс документа» или поднести к телефону нанесенный на квитанции QR-код, чтобы всего за пару минут уплатить имущественные налоги и НДФЛ.

Отделения банка. К примеру, распечатав сформированную квитанцию в сервисах «Заплати налоги», в личном кабинете или получив СНУ заказной корреспонденцией по почте, тюменцы могут обратиться в отделение банка для исполнения обязанности по уплате налогов.

Налог на имущество физических лиц в 2019 году

Главная » Налоги и вычеты » Налог на имущество физических лиц в 2019 году

Суть изменений в налоговом законодательстве

03.08.2018 года был принят закон №334-ФЗ, внесший изменения в положение граждан-налогоплательщиков. Нововведения вступили в силу с начала 2019 года. Они коснулись обеих частей Налогового кодекса.

Были существенно пересмотрены правила начисления налогов на все недвижимое имущество, включая землю и жилые помещения. Сюда же закон относит гаражи и места для автомобилей. Теперь за точку расчета размера платежей принимается кадастровая стоимость принадлежащей гражданину недвижимости.

Считается, что новый порядок призван оптимизировать налоговое бремя, возложенное на физических лиц действующим прежде законодательством.

Согласно данным Росреестра, за первые три месяца 2018 года гражданами было подано больше 4 000 требований относительно снижения кадастровой стоимости принадлежащих им участков и строений. Число состоящих на учете объектов, рассмотренных в целях оспаривания стоимости, достигло 7797. В результате рассмотрения 57,1% обращений оказались обоснованными и повлекли пересмотр стоимости.

Проблема требовала решения, и весной 2018 года Президент, обращаясь к законодательному органу России с ежегодным посланием, включил в него соответствующее указание. Он признал необходимым изменение существующего порядка расчета стоимости имущества, которая одновременно является основой расчета сумм платежей в бюджет.

Результатом выполнения задания стала разработанная вновь методика расчета. Все изменения были внесены на федеральном уровне законом № 334-ФЗ. Введенные им правила для собственников недвижимости вступили в силу на всей территории страны.

Суть внесенных законодателем положений в том, какая именно стоимость имущества рассматривается в качестве базы для начисления обязательных платежей в бюджет.

Ранее налог рассчитывался как результат инвентаризационной стоимости, а теперь базой признается кадастровая стоимость.

В результате применения обновленного порядка предъявляемая гражданам сумма налога может превысить прежнюю, поскольку отраженная в кадастре (Росреестре) стоимость зачастую превышает инвентаризационную. Чтобы избежать существенного разрыва, предусмотрены такие моменты.

Во-первых, налоговая ставка будет дифференцированной. Ее точный размер для конкретного объекта будет определяться его видом и местом расположения. Решение данных вопросов возложено на местных законодателей. Они же принимают решение о наличии или отсутствии льгот у отдельных категорий собственников.

Во-вторых, закон предусматривает уменьшение площади находящегося в собственности недвижимого имущества для произведения расчета налога.

Уменьшение предусмотрено:

  • на 20 кв. м – для квартиры;
  • на 50 кв. м – для дома;
  • на 10 кв. м – для комнаты.

Обратите внимание! Согласно законодательству, налог на имущество, начисленный за 2019 год, должен быть уплачен его законными собственниками в следующем, 2020 году.

Основные положения, которые были изменены

До разработки новых положений расчет платежей осуществлялся по сложной схеме, сочетавшей в себе и кадастровую и инвентаризационную оценки. При этом необходимо было применять специальные коэффициенты понижения этого размера поэтапно от 0,2 до 1. Итогом должен был стать приход к расчету от полной величины стоимости по данным кадастра.

Применявшийся прежде порядок предполагал, что 2019-й станет завершающим подготовительным годом в указанном выше переходе. Для этого пограничного периода был предусмотрен коэффициент в размере 0,8 (понижающий). Внесенные в законодательство изменения отменили эту схему. Указанный коэффициент не подлежит применению, а сама схема расчета также поменялась.

Смотрите так же:  Осаго калькулятор вологда 2019

Расширение перечня объектов налогообложения

Новые нормы изменили данный ранее список объектов, при владении которыми собственник обязан уплачивать налог. Ранее в него не входили части каких-либо строений или помещений.

Теперь соответствующее положение появилось в ст. 406 НК РФ. Внесено оно уже упомянутым законом № 334-ФЗ. Закон регламентирует размер ставок в отношении определенных видов имущества.

К сведению! Согласно положениям Налогового кодекса РФ, к видам недвижимости, являющимся объектами налогообложения, относятся:

  • участки земли;
  • индивидуальные дома;
  • квартиры, а также отдельные комнаты;
  • комплексы недвижимости;
  • объекты, которые еще строятся;
  • прочие помещения и здания;
  • связанные с жилыми домами другие подобные им жилые строения, находящиеся на участке. Имеются в виду участки, выделенные для ИЖС, ЛПХ, земли дачных, садоводческих и огороднических товариществ, кооперативов и прочих объединений граждан;
  • части жилых помещений (домов и квартир).

Иногда вопрос вызывают помещения общего пользования в многоэтажных многоквартирных домах. Они в данном случае как объект налогообложения не рассматриваются.

Налогообложение вновь построенного жилья (новостроек) без официально установленной и зафиксированной стоимости также может вызывать сложности. Платежи будут начисляться никак не раньше чем с 2019 года, собственники не обязаны платить налог за прежние периоды.

Подсобные строения на участках, например туалеты, беседки, душевые кабинки и пр., не подлежат налогообложению.

Собственникам участков, выделенных для строительства индивидуальных домов и ведения хозяйства, следует учесть, что возведенные на них постройки, отнесенные к жилым, облагаются налогом. Порядок аналогичен применяемому при ИЖС.

Какие понижающие коэффициенты применяются при расчете налогов с 2019 года

В зависимости от региона начисление платежей производится по-разному. В некоторых основой уже является стоимость по данным кадастра. Чтобы новый порядок был доступен, необходимо, чтобы ее размер был установлен на уровне субъекта РФ. Также региональные власти должны установить дату, которая станет начальной для новых расчетов.

Если эти условия не соблюдены, такой регион временно продолжает применять прежний порядок, а именно – отсчет от суммы инвентаризационной стоимости.

Полный перечень субъектов Федерации с указанием порядка начисления платежей в бюджет приведен для сведения заинтересованных лиц на соответствующей странице сайта ФНС РФ.

Коэффициенты разработаны и внедряются в зависимости от условий конкретного региона. Если в результате применения вновь введенных правил сумма платежа оказалась больше начисляемой ранее по старой схеме, нужно включать в формулу коэффициент с целью понижения. А если начисленный по новому правилу налог оказался меньше, чем рассчитанный прежде, коэффициенты не нужны.

Введение новой схемы расчета платежей предполагает следующий порядок внедрения коэффициентов:

  • на протяжении первых трех стадий перехода к полной величине стоимости по кадастру коэффициент будет повышаться до 0,6 (это максимально возможная его величина). Размер платежа для физических лиц будет расти не больше чем на 0,1 за год, если сравнивать с предыдущим годом. Напомним, что прежний порядок допускал ежегодный рост налогового бремени на 0,2;
  • формула с новым коэффициентом (понижающим) предусмотрена для регионов с прежде применяемым коэффициентом 0,6;
  • методика расчета сумм платежей постоянна в тех регионах, где в 2017 году формула включала коэффициенты в размере 0,2 или 0,4;
  • применять для расчетов в целях налогообложения прежнюю стоимость и коэффициенты допускается только на протяжении трех налоговых периодов с момента вступления введенного порядка в силу, но не четырех, как было установлено ранее.

Итак, после окончания третьего периода понижающие коэффициенты перестают использоваться.

Из рассмотренных положений вытекает следующее:

  • налогообложение недвижимости производится исходя из размера ее стоимости, указанной в Едином реестре (ЕГРН);
  • период времени, выделенный для перехода к 100% размеру такой стоимости, сокращен до трех вместо четырех прежних, налоговых периодов. Соответственно, уменьшен период допустимого включения в формулу коэффициентов.

Посмотрите видео. Налог на имущество физических лиц:

Перерасчет налогов при изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости

По положениям закона № 334-ФЗ общие схемы, разработанные для начисления сумм платежей, относятся к взносам собственников в бюджет:

Учтите! Сущность правил начисления сумм такова:

  • вновь рассчитанная стоимость принимается к учету с момента, когда она отразилась в ЕГРН, а именно – когда была сделана такая запись;
  • при начислении налога принимается к расчету по формуле коэффициент, представляющий собой отношение числа месяцев, когда применялась прежняя официальная стоимость, к числу месяцев, когда действовала уже новая.

Перечисленные положения закреплены в Налоговом кодексе РФ. Стоимостные данные кадастра могут меняться ввиду различных факторов.

Так, если вести речь об участке, на их размер может влиять изменение следующих параметров:

Важно! Для зданий и расположенных в строениях помещений к таким данным относятся параметры, касающиеся:

Подобные изменения называются изменением характеристик. Все они должны пройти предусмотренную законом регистрацию в ЕГРН, которая сопровождается переменами в размере стоимости объекта по сведениям кадастра.

Итак, изменение характеристик недвижимости становится причиной корректировки ее стоимостного показателя в кадастре. А тот влечет за собой пересмотр суммы налога, начисленного на данный тип недвижимого имущества.

НК РФ в статье 391 предписывает, рассчитывая налог на участок в собственности, принимать к сведению налоговый период, рассматриваемый при его начислении:

  • с даты вступления в силу нововведений в формуле используется стоимость по данным кадастра в полном соответствии с записью в ЕГРН;
  • более ранние изменения, касающиеся характеристик имущества, в расчет не принимаются.

Запомните! Если в ЕГРН был откорректирован стоимостной показатель недвижимости, запись является основанием для нового подсчета сумм, которые уплачиваются в бюджет.

Перерасчет делается с той же даты согласно соответствующим правилам:

  • если новые стоимостные данные вносились в кадастровый учет до вступления в силу новых положений, то при проведении начисления данная корректировка в расчет не берется (положения ст. 378.2 НК РФ);
  • с начала 2019 года платежи в бюджет рассчитываются с учетом стоимости, соответствующей записи в ЕГРН (кадастре).

Если показатель стоимости по кадастру по какой-то причине менялся, необходимо учитывать дату, когда соответствующие корректировки были внесены в сведения Единого реестра:

  • если регистрация подобных изменений была произведена в промежуток времени между 1 января и рассматриваемой датой, то при производстве расчета используется прежняя стоимость по кадастру с применением коэффициента, представляющего собой отношение числа полных месяцев с 1 января до рассматриваемой даты к числу месяцев данного налогового периода. Такой порядок предписывает п. 5.1 ст. 382 НК РФ;
  • если изменения показателя стоимости объекта в кадастре были зарегистрированы 15 числа текущего месяца или более раннего числа, данный месяц признается полным. С даты регистрации до окончания календарного года начисление делается на основании откорректированной стоимости в кадастре с применением коэффициента. В качестве коэффициента рассматривается величина, равная отношению количества месяцев с даты регистрации до окончания налогового периода к числу месяцев данного налогового периода.

Внимание! Помимо уже указанных причин, стоимостной показатель в кадастре может меняться ввиду:

  • необходимости устранения технической неточности;
  • вынесения судом решения, признавшего обоснованным требование собственника имущества пересмотреть кадастровую стоимость;
  • пересмотра данных комиссией Единого госреестра недвижимости (Росреестра) на основании заявления собственника. Такие комиссии были созданы в 2012 году в каждом регионе России согласно приказу Минэкономразвития № 620 от 17 ноября 2017 г. Изменения, содержащиеся в законе № 334-ФЗ, закрепили порядок изменения кадастровой стоимости и перерасчета суммы налога. Руководствоваться следует п. 1.1 ст. 391 НК РФ.

В отдельных случаях закон о корректировке сумм имеет обратную силу. При обнаружении технической ошибки размеры налога на имущество и земельного налога пересматриваются с момента допущения этой ошибки в течение всех последующих периодов.

Если кадастровые данные были откорректированы на основании решения суда или соответствующей комиссии, пересмотр сумм налогов производится по следующим правилам:

  • ранее 2019 года – начиная с налогового периода, когда было подано требование о пересмотре, но не раньше, чем в ЕГРН была внесена запись об оспариваемой стоимости (статьи 378.2, 403, 391 НК РФ);
  • с 2019 года – с применением обратной силы за все периоды, в которых была применена откорректированная позднее стоимость. Таким образом, пересмотр включает в себя все периоды начисления на основании ошибочно определенной стоимости, а не промежуток времени с даты подачи заявления. Так, например, если налог на имущество был рассчитан для собственника с 2016 года, а с заявлением о корректировке стоимости он обратился в 2019 году, то налог подлежит пересмотру, начиная с 2016 года.

Налоговые ставки с учетом расширенного состава объектов налогообложения

Согласно п. 2 ст. 406 НК РФ, для различных видов объектов недвижимости устанавливаются разные налоговые ставки.

Налог в размере 0,1% уплачивается за следующие виды имущества:

  • квартиры и жилые дома, части квартир и жилых домов, а также комнаты;
  • незавершенные строящиеся объекты, представляющие собой по проекту жилые дома;
  • комплексы недвижимости, если в них включены жилые дома;
  • гаражи;
  • машиноместа;
  • хозяйственные и подсобные строения площадью не более 50 кв. м, если они находятся на участках земли, выделенных для ИЖС, ЛПХ, дачных участках и землях для садоводства и огородов.
Смотрите так же:  Кому оставили льготы

Учтите! Налогообложению в виде 2% налоговой ставки подлежат такие объекты:

  • нежилые строения и помещения, предназначенные для обустройства офисных единиц, торговых залов, предприятий общественного питания или обслуживания населения, либо строения и помещения, которые фактически уже используются для ведения указанной деятельности;
  • недвижимость, принадлежащая иностранным юридическим лицам, у которых отсутствуют филиалы в России;
  • недвижимость жилого типа, принадлежащая организациям, но не состоящая на их балансе в качестве основных средств;
  • дорогостоящая недвижимость со стоимостью выше 300 млн. рублей.

Прочие объекты облагаются налогом в размере 0,5%.

Налог на имущество граждан относится статьей 399 НК РФ к категории местных. Налоговая ставка устанавливается непосредственно законодательными актами муниципальных властей. Для Севастополя, Санкт-Петербурга и Москвы законы принимаются на уровне города.

Регулируя размеры налоговых ставок, местные органы власти должны действовать в следующих пределах, установленных ст. 406 НК РФ:

  • допускается уменьшение ставки до нулевой;
  • разрешается увеличить ставку, но не больше чем втрое.

Закон допускает дифференциацию налоговых ставок на основании показателей:

  • кадастровой стоимости;
  • вида объекта;
  • места расположения объекта недвижимости;
  • территориальной зоны, к которой относится данный объект недвижимого имущества.

Обратите внимание! Если при расчете налога используется инвентаризационная стоимость объекта, нужно руководствоваться ст. 406 НК РФ (пункты 4–6). При этом ставка налога умножается на коэффициент-дефлятор. Если речь идет о наличии общей собственности, должна учитываться доля конкретного собственника в отношении объекта недвижимости.

Коэффициенты-дефляторы применяются следующим образом:

  • дефлятор в размере не более 0,1% предназначен для расчета налога на недвижимость, инвентаризационная стоимость которой не более 300 млн. рублей;
  • дефлятор свыше 0,1% и не более 0,3% – для недвижимости с установленной инвентаризационной стоимостью от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей включительно;
  • дефлятор размером от 0,3% до 2% предусмотрен для тех объектов, инвентаризационная стоимость которых превышает 500 тыс. рублей.

Местные органы власти могут дифференцировать налоговые ставки на основании таких данных:

  • суммированная инвентаризационная стоимость объектов, помноженная на дефлятор. При этом учитывается доля данного собственника в праве общей собственности на каждый объект;
  • вид объекта недвижимости;
  • место расположения;
  • категория территориальной зоны, где расположен объект.

Если ставка налога не была определена местными властями в предусмотренном законом порядке, при налогообложении нужно применять следующие правила.

Если используется в качестве базы кадастровая стоимость имущества, применяются налоговые ставки, данные в п. 2 ст. 406 НК РФ.

Важно! Если в качестве базы применяется инвентаризационная стоимость недвижимости, порядок таков:

  • для имущества, инвентаризационная стоимость которого при умножении на дефлятор дает 500 млн. руб. и менее, – 0,1%;
  • для прочего недвижимого имущества – 0,3%.

Правила уменьшения кадастровой стоимости

Если собственник имущества считает его стоимость, применяемую для налогообложения, неоправданно высокой, закон позволяет ее оспорить.

После того как новый порядок вступил в силу, комиссия Росреестра рассмотрела большое количество обращений граждан по поводу уменьшения кадастровой стоимости их имущества. Примерно 40% требований были удовлетворены.

Если же комиссия ответила на подобное заявление отказом, собственник вправе оспорить ее решение в суде. Если стоимость недвижимости окажется завышенной, суд своим решением обяжет Росреестр ее снизить.

Для подачи заявления в суд понадобятся следующие документы:

  • заявление;
  • справка об оспариваемой кадастровой стоимости имущества;
  • копии документов, подтверждающих права на имущество, заверенные нотариусом;
  • правильный расчет стоимости объекта с указанием на допущенные ранее ошибки;
  • отчет о стоимости;
  • банковская квитанция об уплате пошлины в размере 300 рублей.

Если собственник сомневается в собственной компетентности или не имеет возможности участвовать в судебных заседаниях, представление интересов можно доверить юристу, который сможет выступать в суде на основании доверенности.

Важно! Расходы на оплату пошлины и услуг оценщика имущества не возмещаются, эти издержки придется нести истцу. Результатом удовлетворения требований станет только уменьшение стоимости объекта. Но при этом, что немаловажно, снижается и сумма налога.

К примеру, в кадастре значится стоимость 5 млн. рублей, но при этом рыночная цена жилья – 4 млн. рублей. Если ставка налога 0,1%, то платеж в бюджет составляет 5 000 рублей. После уменьшения официальной стоимости сумма к уплате составит 0,1% от 4 млн. рублей, а именно – 4 000 рублей.

Ежегодная выгода составит 1 000 рублей. Допустим, услуги оценщика обошлись в 3 000 рублей, добавим к ним 300 рублей государственной пошлины. Ясно, что выгода от уменьшения суммы налога позволит через 3,5 года расходам окупиться.

Оставшееся не обжалованным решение суда вступает в силу через 10 дней после того, как было вынесено. Именно тогда начинает применяться новая кадастровая оценка объекта. При расчете суммы налога будут пересмотрены платежи, начиная с момента предыдущей оценки имущества.

Увеличение объема налоговых льгот

П. 1 ст. 407 НК РФ предоставляет для ознакомления перечень лиц, имеющих льготы по данному виду налога. Список был расширен за счет еще одной категории лиц – детей-инвалидов. До этого в перечень входили только инвалиды с детства. Изменения были внесены уже многократно упомянутым законом № 334-ФЗ.

Данная льгота позволяет облегчить налоговое бремя семей, воспитывающих детей с тяжелыми диагнозами. Перечень достаточно велик. В него входят лица, имеющие звание Героев России и СССР, награжденные орденами Славы, участвовавшие в войнах и инвалиды войны.

Также льготами пользуются граждане, пострадавшие в результате Чернобыльской аварии, и ликвидаторы ее последствий, близкие погибших военнослужащих, потерявшие кормильца. Кроме того, в него включены иные лица, получающие дополнительную социальную поддержку, в том числе в связи с определенным возрастом. Для мужчин это возраст 60 лет и более, а для женщин – 55 лет и более.

Каждая из перечисленных категорий граждан имеет право на льготу по данному виду платежей за имеющееся у них имущество.

Рассматривается в качестве льготного один объект из каждого разряда:

  • отдельная комната, выделенная часть квартиры или сама квартира;
  • выделенная часть дома или сам дом;
  • помещение, которое используется в качестве жилого дома, комнаты или квартиры для обустройства негосударственных библиотек, галерей и музеев;
  • хозяйственная постройка площадью не больше 50 кв. м, находящаяся на участке, выделенном для ИЖС, ЛПХ, дачных, садовых и огородных работ;
  • машиноместо или гараж.

Все перечисленные категории граждан пользуются льготами на федеральном уровне. Региональные власти вправе устанавливать льготы для иных категорий населения относительно уплаты налога собственниками имущества.

Запрет на увеличение налога при его перерасчете по причине изменения кадастровой стоимости объекта

Принимая новые положения, законодатель ввел определенное ограничение. Согласно п. 2.1 ст. 52 НК РФ, налоги, касающиеся недвижимости (земельный и имущественный), не могут быть увеличены при проводимом перерасчете вне зависимости от его причины.

Таким образом, будь причиной перерасчета техническая ошибка или изменение характеристик объекта, принято решение комиссией Росреестра или судом, начисленный ранее налог перерасчету в сторону увеличения не подлежит.

Важно! Правила таковы:

  • если в результате перерасчета суммы платежей стали меньше, налог пересчитывается за 3 предшествующих года по отношению к году, когда лицо получило данное налоговое уведомление;
  • перерасчет, увеличивающий суммы налога за предшествующие годы, невозможен.

Пример: владелец участка земли получил в 2018 году уведомление и оплатил согласно его данным налог. Однако в дальнейшем сотрудники ИФНС обнаружили в собственных расчетах ошибку, показавшую, что налог должен был уплачиваться в большем размере.

Для гражданина такие выводы не имеют значения, поскольку проводимый перерасчет не вправе ухудшать положение налогоплательщика и вынуждать его вносить в бюджет разницу между уже уплаченным налогом и заново рассчитанным. Предъявлять таких требований налоговые органы не могут.

Если же проведенная проверка покажет, что налог уплачен в большей сумме, чем следовало, то статьи 78 и 79 НК РФ позволяют налогоплательщику воспользоваться правом на возврат или зачет излишне внесенной суммы.

В первом случае сумма изымается из бюджета и поступает на счет гражданина. Во втором случае внесенная сумма учитывается как часть платежа следующего периода. Соответственно, во втором случае объем налоговых обязательств в последующем периоде будет снижен.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Штрафные санкции за неуплату

Налоговое законодательство предусматривает санкции за уклонение от внесения налоговых платежей в бюджет. Также закон оговаривает последствия уклонения от сообщения в налоговый орган информации о появлении новых или изменении прежних объектов налогообложения.

Штраф за сокрытие подобных сведений для собственника составляет 20% установленной в кадастре стоимости недвижимости. В связи с этим важно своевременно сообщать в ИФНС о появлении в собственности новых объектов.

Сделать это можно путем личного визита в налоговый орган или обращения с помощью электронной почты либо сервиса личного кабинета. Также допускается извещение налогового органа по почте путем оформления заказного письма с уведомлением.

Закон ФЗ№ 2003-1 устанавливает для налоговых органов срок исковой давности в отношении взыскания сумм налогов. Он равен 3 годам. Если ФНС обращается в суд позже, иск рассматриваться судом не будет.

В случае уклонения гражданина от уплаты налога налоговый орган имеет возможность взыскивать платежи в бюджет лишь за 3 последних года, но не более.

Посмотрите видео. Как не платить налог с продажи квартиры:

Author: admin