Налог может быть взыскан в течении

Как и в какой срок налоговый орган может взыскать задолженность по налогам?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Уплачивать налоги необходимо в установленные сроки. Так, налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги уплачиваются на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 2 п. 1 ст. 45, п. п. 1, 4 ст. 57, п. 6 ст. 58, абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ).

В этот же срок, по общему правилу, следует уплатить НДФЛ, если налог не был удержан налоговым агентом и налоговый агент представил сведения об этом в налоговый орган. Исключением является уплата НДФЛ в отношении доходов за 2016 г., его нужно уплатить не позднее 01.12.2018. Учитывая, что эта дата приходится на субботу, заплатить НДФЛ можно не позднее понедельника 03.12.2018 (п. 7 ст. 6.1, п. п. 6, 7 ст. 228 НК РФ).

В ряде случаев НДФЛ необходимо уплатить не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода (п. п. 1, 4 ст. 228 НК РФ).

При неуплате налога у вас образуется задолженность (недоимка), которую налоговый орган может взыскать через суд. Таким же образом могут быть взысканы не уплаченные вовремя пени и штрафы (п. 2 ст. 11, п. п. 2, 8 ст. 45, п. 1 ст. 48, п. 2 ст. 57, п. 1 ст. 75, ст. 122 НК РФ).

Нормативным актом субъекта РФ, на территории которого налог на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости всех или отдельных объектов налогообложения, может быть установлено, что на сумму недоимки по налогу на имущество, подлежащему уплате за 2015 г., пеня начисляется начиная с 01.05.2017, за 2016 г. — начиная с 01.07.2018, за 2017 г. — начиная с 01.07.2019 ( п. 4.1 ст. 75 , п. 3 ст. 402 НК РФ; ст. 1 Закона г. Москвы от 14.12.2016 N 45; п. 2 ст. 7 Закона г. Москвы от 29.11.2017 N 45; Письмо Минфина России от 29.12.2016 N 03-05-04-01/79213).

Условия взыскания налоговым органом недоимки (пеней, штрафов)

Взыскание с вас задолженности по налогу (пеней, штрафов) в судебном порядке возможно только при наличии совокупности условий.

1. Налоговый орган направил вам требование об уплате налога (пеней, штрафов), которое должно содержать, в частности, сведения об основаниях взимания налога и установленном сроке его уплаты, о сумме имеющейся недоимки, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования (п. п. 2, 4, 8 ст. 69 НК РФ).

Требование может быть передано следующими способами (п. 6 ст. 6.1, п. п. 6, 8 ст. 69 НК РФ; п. 23 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/[email protected]):

  • вручено лично под расписку (в том числе вашему законному или уполномоченному представителю);
  • отправлено по почте заказным письмом. При этом требование считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления письма;
  • передано в электронной форме, в частности, через личный кабинет налогоплательщика. Днем получения требования в данном случае является день, следующий за днем размещения требования в личном кабинете.

2. Вы не исполнили требование об уплате налога (пеней, штрафов) в установленный срок (по общему правилу — восемь рабочих дней с даты его получения). Иной, более продолжительный срок может быть установлен в самом требовании. Так, ФНС России рекомендовала нижестоящим налоговым органам предоставлять налогоплательщикам от 30 до 45 календарных дней для добровольной уплаты недоимки (пеней, штрафов) (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 48, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ; Письмо ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/[email protected]).

3. Общая сумма задолженности (то есть недоимки, пеней и штрафов), подлежащей взысканию, превышает 3 000 руб. Для случаев, когда данная сумма не превышает 3 000 руб., установлено особое правило: основанием для взыскания задолженности является истечение трех лет со дня окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов. Если сумма задолженности определяется по нескольким требованиям, то учитывается срок исполнения самого раннего из них (абз. 4 п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).

ФНС России рекомендует нижестоящим налоговым органам по истечении срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов информировать налогоплательщика (его представителя) по телефону о наличии задолженности, если сумма такой задолженности перед федеральным бюджетом превышает 10 000 руб. (перед бюджетом г. Москвы — 50 000 руб.) ( п. 5 Письма ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/[email protected]).

Срок обращения налогового органа в суд для взыскания недоимки (пеней, штрафов)

Для взыскания недоимки (пеней, штрафов) налоговый орган подает в суд заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет вашего имущества (п. 1 ст. 48 НК РФ).

По общему правилу налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если задолженность по нему превышает 3 000 руб. (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если суммарная задолженность определяется по нескольким требованиям об уплате налога, пеней, штрафов, налоговая инспекция должна подать заявление о взыскании в следующие сроки (абз. 2, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ):

  • в течение шести месяцев со дня, когда суммарная задолженность превысила 3 000 руб.;
  • в течение шести месяцев после истечения трехлетнего срока со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, если суммарная задолженность не превысила 3 000 руб.

В случае если с вас взыскивается недоимка (пени, штрафы), налоговый орган должен направить вам копию заявления о взыскании не позднее даты подачи его в суд (абз. 5 п. 1 ст. 48 НК РФ).

Порядок взыскания налоговым органом недоимки (пеней, штрафов)

Налоговый орган подает заявление о взыскании задолженности по налогу, пеней, штрафов в порядке административного судопроизводства (п. 3 ст. 48 НК РФ; ст. 286 КАС РФ).

По заявлению налоговой инспекции мировой судья по месту вашего жительства без судебного разбирательства и вызова сторон может вынести судебный приказ. В течение трех дней с даты издания приказа вам направляют его копию. До вынесения судебного приказа, а также в течение 20 дней после направления копии приказа вы вправе представить свои возражения (ст. 17.1, ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ).

Если возражения представлены в указанный срок, в принятии заявления о вынесении судебного приказа налоговому органу будет отказано, а уже вынесенный судебный приказ будет отменен. В таком случае налоговый орган может подать административное исковое заявление о взыскании налога, пеней, штрафов в районный суд общей юрисдикции (ч. 1, 2 ст. 123.7, ст. ст. 286, 289 КАС РФ; п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).

Если возражения в указанный срок не представлены, судебный приказ передается судебному приставу-исполнителю для взыскания долга (ч. 1 ст. 123.8 КАС РФ).

Вступивший в силу судебный приказ можно обжаловать в суде кассационной инстанции. Кассационная жалоба подается не позднее шести месяцев с момента вступления приказа в силу (ч. 3 ст. 123.8, ч. 2 ст. 318 КАС РФ).

Последовательность обращения взыскания на имущество физического лица

Взыскание задолженности по налогу (пеней, штрафов) за счет вашего имущества производится судебным приставом-исполнителем последовательно в отношении (п. 5 ст. 48 НК РФ; ч. 2 ст. 5 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ):

1) денежных средств на счетах в банке и персонифицированных электронных денежных средств;

2) наличных денег;

3) имущества, переданного другим лицам без перехода к ним права собственности, если соответствующие договоры о передаче имущества во владение, пользование и распоряжение расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного использования вами или членами вашей семьи.

По ходатайству налогового органа на ваше имущество может быть наложен арест (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Если из-за ошибки налогового органа физическому лицу неправомерно был предоставлен налоговый вычет по НДФЛ, полученная налогоплательщиком денежная сумма может быть взыскана с него в порядке возврата неосновательного обогащения, если это единственно возможный способ защиты интересов государства. Порядок взыскания налоговой недоимки, например, в части начисления пеней, направления требования об уплате задолженности в таком случае не применяется ( п. 1 ст. 11 , ст. 1102 ГК РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 N 9-П; Письмо ФНС России от 04.04.2017 N СА-4-7/[email protected]).

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.4 Налоговое обязательство и его исполнение

Обязанность по уплате налогов и сборов возникает у налогоплательщика с момента его государственной регистрации, а также с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налогов и сборов. Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:

  • с уплатой налога (сбора);
  • со смертью налогоплательщика;
  • с ликвидацией организации-налогоплательщика;
  • с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога (сбора).

Обязанность по уплате налога (сбора) должна быть исполнена в срок. Несвоевременная уплата налога (сбора) рассматривается как использование налогоплательщиком бюджетных средств и становится основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (сбора).

Налогоплательщик имеет право исполнить обязанность по уплате налога(сбора) досрочно.

Требование об уплате налога (сбора) — налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов (если иное не предусмотрено законодательством) в установленные сроки. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога служит основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование об уплате налога — это письменное извещение налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее в срок. Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:

  • сумму задолженности по налогу;
  • размер пени, начисленной на момент направления требования;
  • срок уплаты налога, установленный НК РФ;
  • срок исполнения требования;
  • меры, которые могут быть предприняты по взысканию налога в случае невыполнения требования налогоплательщиком (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога (сбора) вручается представителю организации под расписку, а в случае уклонения от получения требования оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога (сбора) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога (сбора) по результатам налоговой проверки должно быть направлено не позднее 10 дней после вынесения соответствующего решения.

Взыскание налога (сбора) в принудительном порядке . В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по его уплате осуществляется за счет:

  • денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке (ст. 46 НК РФ);
  • имущества налогоплательщика (ст. 47 и 48 НК РФ).

Взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика . Взыскание налога с налогоплательщика-организации проводится по решению налогового органа, который направляет в банк, где открыты счета налогоплательщика, инкассовое поручение на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств. Решение о взыскании налога за счет денежных средств должно быть вынесено налоговым органом не позднее 60 дней по истечении срока, указанного в требовании.

Вынесение решения о взыскании налога за счет денежных средств, принятое по истечении указанного срока, недействительно. Тогда взыскание задолженности с налогоплательщика возможно только в судебном порядке.

В инкассовом поручении должны быть указаны:

  • расчетные счета налогоплательщика, с которых должно осуществляться списание;
  • сумма, подлежащая списанию.

Взыскание налога возможно как с рублевых, так и с валютных счетов налогоплательщика. Если взыскание налога происходит с валютных счетов, то руководитель налогового органа направляет в банк дополнительное инкассовое поручение на продажу валюты.

При взыскании налога за счет денежных средств налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по расчетному счету налогоплательщика (для накопления денежных средств). Приостановление операций по расчетному счету налогоплательщика-организации означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Решение о приостановлении расходных операций направляется в банк с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика — индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может быть принято в случае непредставления ими налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока.

Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций в банке. Банк не вправе открывать другие расчетные счета налогоплательщику, если имеет решение налогового органа о приостановлении операций по расчетному счету.

Процедура взыскания налога за счет денежных средств налогоплательщика показана на схеме.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на расчетном счете налогоплательщика или отсутствии информации

О его расчетных счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в бесспорном порядке, а с налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в судебном порядке.

Налог взыскивается за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя на основании решения, вынесенного руководителем налогового органа, которое должно быть направлено судебному приставу в течение трех дней с момента вынесения. Постановление должно быть подписано руководителем налогового органа и заверено гербовой печатью. Исполнительные действия выполняются судебным приставом в двухмесячный срок с момента поступления к нему такого постановления.

Взыскание налога за счет имущества должно проводиться последовательно в отношении:

  • наличных денежных средств;
  • имущества, не участвующего непосредственно в производственном процессе (ценные бумаги, непроизводственные помещения, легковой транспорт);
  • готовой продукции (товаров), материальных ценностей, не Участвующих в производственном процессе;
  • сырья и материалов, участвующих в производственном процессе, а также станков, оборудования и других основных средств.

Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество, реализуемое в счет погашения задолженности по уплате налога.

С 1 января 2000 г. взыскание налога за счет имущества налогоплательщика проводится службой судебных приставов. Обращение взыскания на имущество должника состоит из изъятия и принудительной реализации этого имущества.

Если есть основания полагать, что имущество, с помощью которого будет погашаться задолженность по налогам (сборам), может быть сокрыто, уничтожено или вывезено, то проводится арест этого имущества.

Арест имущества — ограничение права собственности налогоплательщика-организации в отношении этого имущества, проводится только с санкции прокурора и может быть полным или частичным.

Полный арест — ограничение права собственности на имущество, при котором налогоплательщик не вправе распоряжаться имуществом (продавать, сдавать в аренду), а владеть и пользоваться может, но с разрешения налогового органа.

Частичный арест — ограничение права собственности на имущество, при котором налогоплательщик может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, но с разрешения налогового органа.

Аресту может подлежать только то имущество, которое необходимо для погашения задолженности по налогам, а также все имущество налогоплательщика-организации. Решение о наложении ареста на имущество выносит в форме постановления руководитель налогового органа.

Аресту подлежит только имущество, необходимое и достаточное для исполнения обязанности по уплате налога. Арест осуществляется только в том случае, когда принято решение о взыскании налога за счет имущества. Арест возможен только в отношении имущества юридического лица.

Арест имущества проводится с участием понятых. При аресте имущества может присутствовать сам налогоплательщик либо его представитель.

Проведение ареста имущества в ночное время не допускается.

Должностные лица, осуществляющие арест, должны предъявить:

  • санкцию прокурора;
  • документы, удостоверяющие их полномочия;
  • постановление о наложении ареста.

При аресте имущества составляется соответствующий протокол, в котором указываются:

  • имущество, подлежащее аресту;
  • его описание;
  • его количество;
  • стоимость (по возможности).

Руководитель налогового органа определяет место, где должно храниться арестованное имущество.

Решение об аресте имущества отменяет руководитель налогового органа в случае выполнения налогоплательщиком своих обязательств по уплате налога.

Давность взыскания налогов, пени, штрафов


Давность взыскания налогов, пени, штрафов

Н.Н. Орлова,
заместитель директора
департамента налогов и права «ФБК»

Для руководителя и бухгалтера любого предприятия важно знать, за какой срок к нему могут быть предъявлены претензии со стороны налоговых органов в отношении налогов, начислены пени и штрафы. Этот вопрос возникает, когда предприятие узнает о предстоящей налоговой проверке или принимает решение заказать в аудиторской компании налоговый аудит за предыдущие годы деятельности. Предприятие может самостоятельно выявить ошибку в исчислении налогов, которую оно продолжает делать уже несколько лет, и необходимо твердое понимание того, за какой период целесообразно подать исправленные декларации, а за какой этого можно не делать, так как наказать его за давностью уже невозможно.

1. Налоговые санкции

Вопрос о сроке давности разрешен налоговым законодательством только в отношении налоговых санкций (штрафов).

Различаются два понятия: давность привлечения к налоговой ответственности и давность взыскания.

1.1. Давность привлечения к налоговой ответственности

В соответствии со ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

При этом исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ, а по остальным правонарушениям — со дня совершения правонарушения.

1.2. Давность взыскания

Согласно ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

2. Давность взыскания налога, пени *1

*1 Понятие исковой давности к налогам (пеням) в принципе неприменимо, так как оно взято из гражданского законодательства. В соответствии со ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Этот подход был подтвержден п. 1 Обзора практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства, утвержденного письмом ВАС РФ от 31.05.1994 N С1-7/ОП-373. Скорее можно говорить о давности взыскания налога (пени).

2.1. Бесспорное взыскание налога налоговым органом

В соответствии со ст. 46 НК РФ обязанность по уплате налога может исполняться принудительно путем взыскания средств со счета налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, то есть свыше 60 дней, считается недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Таким образом, для налогового органа, во-первых, установлены четкие процедуры бесспорного взыскания налога, а во-вторых, определен срок, нарушение которого лишает налоговый орган права на бесспорное взыскание.

Как следует из текста приведенной статьи, решению о взыскании должно предшествовать выставление требования на уплату налога.

В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а требование, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, — в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Следовательно, налоговый орган вправе выставить требование или непосредственно после наступления срока уплаты налога (не позднее истечения 3 месяцев), или по итогам налоговой проверки. Других возможностей для выставления требования у налоговых органов нет.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

1) налоговый орган не вправе выставлять требования по налогам, причитающимся к уплате ранее, чем за три предыдущих года;

2) налоговый орган не вправе взыскать налоги (и пени по ним), которые могут быть выявлены и предъявлены к уплате только по результатам налоговой проверки, ранее, чем за три предыдущих года.

Однако согласно п. 3 ст. 46 НК РФ в случае пропуска срока для бесспорного взыскания налога (пени) налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

При этом НК РФ не содержит каких-либо ограничений на сроки, в течение которых налоговые органы вправе обращаться в суд. По мнению, например, С.Д. Шаталова, таких ограничений нет, следовательно, сроков давности взыскания налогов и пени через суд не установлено *1.
_____
*1 С.Д. Шаталов. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (постатейный). — М.: МЦФР, 2000.

Как следует из ст. 45 НК РФ, в качестве основания прекращения обязанности по уплате налогов, сборов и пени истечение срока давности взыскания не установлено. Отсутствует также норма, устанавливающая срок давности для взыскания налогов, сборов, пени, и в других статьях НК РФ.

Судебной практики применения исковой давности по аналогии со сходными отношениями, предусмотренными другими законодательными актами, не выработано.

Однако при решении этого вопроса необходимо учесть следующие обстоятельства.

2.2. Аналогия норм налогового законодательства

До принятия НК РФ действовал Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Данным Законом был определен срок для взыскания налога и пени, но не был установлен такой срок для взыскания штрафных санкций. Этот пробел был восполнен судебной практикой.

В письме ВАС РФ от 31.05.1994 N С1-7/ОП-373 «Обзор практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства» было указано следующее:

«Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” впервые установлен срок давности на взыскание недоимок по налогам. Согласно статье 24 названного Закона бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки.

Между тем срок на бесспорное списание финансовых санкций новым налоговым законодательством установлен не был.

В этой связи арбитражным судам необходимо исходить из следующего.

В соответствии со статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное отношение, арбитражный суд применяет законодательство, регулирующее сходные отношения.

Поэтому установленный статьей 24 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” срок давности на списание в бесспорном порядке сумм недоимок по налогам применяется и при взыскании финансовых санкций за нарушения налогового законодательства».

В НК РФ ситуация складывается наоборот — давность привлечения к ответственности налогоплательщика установлена, а давность предъявления к нему требования на взыскание налога (пени) — нет. Давность привлечения к ответственности, как указано выше, составляет три года.

Кроме того, не только у государства возникают права требования к налогоплательщикам по налогам (пеням), но и у налогоплательщика может возникнуть требование к бюджету. В этом случае ст. 79 НК РФ предусмотрен возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд — в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ трехлетний срок равным образом установлен для подачи заявления налогоплательщиком о возврате суммы излишне уплаченного налога (со дня уплаты указанной суммы).

Таким образом, НК РФ установил трехлетний срок для предъявления требований налогоплательщиками по налогам. Этот срок будет действовать и в отношении пеней (п. 7 ст. 79 НК РФ).

2.3. Соблюдение досудебных процедур

Необходимо учитывать процедурную возможность налогового органа по взысканию налога (пени). По нашему мнению, срок для обращения налоговых органов в суд не может рассматриваться как бесконечный в связи с тем, что налоговому органу необходимо соблюдать ряд досудебных процедур, установленных НК РФ.

Как представляется из смысла ст. 46 НК РФ, до предъявления иска в суд налоговый орган все же обязан выполнить такие процедуры, как выставление требования об уплате налогоплательщику и принятие решения о взыскании. Разница заключается только в способе исполнения данного решения — не в административном, а в судебном порядке.

При этом опять же будут действовать сроки, установленные для выставления требования (ст. 70 НК РФ), — не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а по результатам налоговой проверки — в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

При несоблюдении досудебного порядка урегулирования споров арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения (п. 5 ст. 87 АПК РФ).

Однако в имеющейся у фирмы «ФБК» арбитражной практике решения споров относительно необходимости соблюдения досудебного порядка подход судов разноречив, и пока сложившейся практики нет.

1) по итогам налоговых проверок налоги (и пени по ним) могут быть взысканы в бесспорном или судебном порядке не ранее, чем за три года, предшествующие году проверки;

2) по недоимкам и пени, числящимся за налогоплательщиком, давность взыскания не установлена, и такие суммы не следует списывать с учета до тех пор, пока данный вопрос не будет решен в арбитражной практике или на законодательном уровне.
Следует отметить, что поскольку Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» был установлен срок давности взыскания налогов и пени, то этот срок применялся до введения в действие НК РФ. Иными словами, если по некоторым суммам недоимок и пени этот срок истек к 1 января 1999 года, то он в соответствии с НК РФ восстановлен быть не может.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (с изменениями) положения части первой НК РФ применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после ее введения в действие, если иное не предусмотрено ст. 5 части первой Кодекса.

2.4. Взносы в социальные внебюджетные фонды

Поскольку согласно НК РФ под понятие налога подпадают также взносы в социальные внебюджетные фонды, то и правила Кодекса в полной мере распространяются на эти взносы, что было также подтверждено в п. 1 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», а также п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 12.07.2000 N 55.

Срок исковой давности по налогам

Срок исковой давности по налогам

Похожие публикации

Срок исковой давности необходим, чтобы сторона, понесшая ущерб, могла в этот период обратиться в суд, даже если прошло немало времени. Общий срок исковой давности по Гражданскому законодательству равен трем годам. А есть ли срок давности по налогам и переплатам, и какова его продолжительность? В нашей статье мы рассмотрим, какие сроки отведены налоговым законодательством для взыскания налогов с юрлиц, предпринимателей и обычных граждан, а также для возврата им налоговых переплат.

Срок давности по налогам

При совершении лицом налогового правонарушения, срок исковой давности, по истечении которого его уже не привлечь к ответственности, равняется трем годам. Отсчет срока начинается со дня совершения правонарушения либо сразу по завершении налогового (отчетного) периода, в котором оно совершено (ст.113 НК РФ, ст. 196 ГК РФ). Но налоговым законодательством не устанавливается никаких сроков, по истечении которых с должника снималась бы обязанность заплатить налог. Поэтому понятие «срок давности по уплате налогов» предполагает период, в течение которого неуплаченный (или не полностью уплаченный) налог может быть взыскан с налогоплательщика фискальными органами.

Если налог не перечислен в положенный срок в госбюджет и по нему возникла недоимка, для ИФНС это становится основанием обратиться к налогоплательщику с требованием о его уплате (п. 1 ст. 45 НК РФ). Требование передается лично в руки плательщика-должника или отправляется ему почтой заказным письмом. Исполнить требование нужно в течение 8 дней с даты получения, или в срок, прямо указанный в нем. После этого начинается исчисление срока исковой давности по уплате налогов.

При невыполнении налогоплательщиком-должником требования в срок, в течение 2-х месяцев, налоговики могут принять решение о взыскании неуплаченных сумм. Если по окончании и этого срока недоимка не будет погашена, ее взыскание возможно только через суд.

Для подачи в суд заявления о взыскании недоимки за счет денег, имеющихся на банковских счетах налогоплательщика, срок исковой давности по налогам юридических лиц и ИП составляет полгода после завершения срока, отведенного для исполнения выставленного ранее требования ИФНС (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Если взыскание недоимки «нацелено» на имущество должника, в том числе его наличные деньги, то срок давности по налогам ИП и организаций, взыскиваемым в судебном порядке, составит 2 года с момента окончания срока исполнения требования налоговиков (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Все перечисленное одинаково относится как к налогоплательщикам, так и к налоговым агентам, имеющим долги по перечислению соответствующих платежей.

В случае, когда налоговиками срок исковой давности по неуплате налогов для подачи заявления пропущен, суд по ходатайству ИФНС может его восстановить, если сочтет уважительными причины такого пропуска.

Срок исковой давности по налогам, переплаченным в бюджет

Установив переплату налогов, пеней, штрафов, ИФНС должна сообщить об этом факте налогоплательщику в 10-дневный срок (п. 3 ст. 78 НК РФ). Переплата идет в зачет будущих налоговых платежей либо возвращается на счет плательщика налога.

Когда переплата возникла по вине налогоплательщика, он вправе написать в инспекцию заявление на возврат (зачет) в течение 3 лет со дня уплаты им лишней суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ), а при неправомерном отказе налоговиков зачесть или вернуть переплату – подать исковое заявление в суд.

Срок давности по налогам, излишне взысканным, составляет 3 года. Это означает, что налогоплательщик, переплативший налог по вине ИФНС, может подать на нее в суд в трехлетний период с момента обнаружения им такой переплаты. Заявление в инспекцию о возврате переплаченной в бюджет суммы подается в течение 1 месяца после того, как плательщику стало известно об излишне «снятом» налоге, либо со дня вступления в силу судебного решения о взыскании суммы, превышающей реальный размер задолженности (п. 3 ст. 79 НК РФ).

Срок давности по налогам физических лиц

Исковая давность по налогам, уплачиваемым физлицами, не являющимися ИП, установлена в ст. 48 НК РФ.

ИФНС может обратиться за взысканием налогового долга в суд, если со дня окончания срока исполнения самого первого ее требования прошло 3 года, а гражданин за это время задолжал государству более 3000 рублей. Срок для обращения – полгода со дня, когда сумма долга превысила 3000 рублей.

Если же за 3 года задолженность не стала больше этой суммы, то у налоговиков для обращения в суд есть полгода после окончания трехлетнего срока.

Итак, срок исковой давности по налогам не надо путать со сроком привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. В данном контексте – это временной отрезок, в котором налоговики имеют право взыскать с налогоплательщика недоимку, либо — время для обращения налогоплательщика за возвратом (зачетом) налоговой переплаты.

Какой срок исковой давности по транспортному налогу?

Срок давности транспортного налога — это период времени, по истечении которого налоговики утрачивают возможность взыскания налога. В статье мы расскажем о сроке давности транспортного налога для плательщиков-физлиц.

Понятие срока давности в налогообложении

Налоговый срок давности закреплен в п. 1 ст. 113 НК РФ. Данная норма гласит: «Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года».

Как видим, данное положение устанавливает давностный лимит только для ответственности за правонарушение, однако не касается давности исполнения обязанности по уплате налога. Отсюда выходит, что временных рамок, по истечении которых с налогоплательщика снималась бы обязанность уплатить налог, в НК РФ нет.

Но это в общем случае. Для срока давности по транспортному налогу на физлиц кодекс делает исключение.

Срок давности транспортного налога для физических лиц

Всем известно, что физлица не рассчитывают транспортный налог самостоятельно, а уплачивают его на основании уведомления, полученного из налоговой инспекции (п. 3 ст. 363 НК РФ). Такое уведомление налоговики должны направить не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ). С 2016 года транспортный налог должен быть уплачен гражданами не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

При этом Налоговый кодекс РФ ограничивает срок направления уведомления на ТН: оно может направляться не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 363 НК РФ). Например, в 2016 году инспекция вправе потребовать уплату налога лишь за 2015, 2014 и 2013 годы. Вносить платеж за более ранние периоды налогоплательщик не обязан. То есть фактически НК РФ устанавливает 3-годичный срок исковой давности по транспортному налогу физических лиц.

Срок на принудительное взыскание транспортного налога

Право на принудительное взыскание появляется у инспекции, если обязанность по уплате налога не исполнена налогоплательщиком в срок. Причем в отношении транспортного налога такая обязанность возникает у последнего не ранее даты получения налогового уведомления. Это следует из п. 2 ст. 44, п. 3 ст. 363 НК РФ.

Если срок уплаты нарушен, налоговики начинают процедуру взыскания. Сначала выставляется требование об уплате ТН. Причем срок направления требования зависит от суммы задолженности. Так, для недоимки в размере 500 руб. и более он составляет 3 месяца со дня обнаружения факта неуплаты. Если недоимка менее 500 руб., требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня ее выявления (п. 1 ст. 70 НК РФ).

На исполнение требования НК РФ отводит 8 рабочих дней, если более продолжительный срок не указан в самом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). В случае неисполнения в указанный срок налоговики вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Срок на обращение в суд — 6 месяцев. Однако начало его течения завязано на размер взыскиваемой суммы. Так, для задолженности свыше 3000 руб. он начинается с момента истечения срока, отведенного на исполнение требования (п. 2 ст. 48 НК РФ). За меньшей суммой недоимки налоговики должны наблюдать в течение 3 лет. Если в этот период сумма задолженности налогоплательщика по различным требованиям превысит указанный лимит, отсчет 6-месячного срока пойдет с даты, когда сумма перевалила за 3000 руб. Если за 3 года накопить столько долгов не удастся, срок начнет исчисляться по окончании этих 3 лет.

Когда все эти сроки истекут, право на взыскание долга контролеры утратят. Суд, конечно, может восстановить пропущенный срок взыскания, но сделать он это может только по уважительным причинам (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Статья 58 НК РФ. Порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов

Новая редакция Ст. 58 НК РФ

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;

вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящим пунктом обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию и организацию федеральной почтовой связи от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые от налогоплательщиков (налоговых агентов) в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).

8. Правила, предусмотренные пунктами 2 — 6 настоящей статьи, применяются также в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

Комментарий к Статье 58 НК РФ

В соответствии с п. 37 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 58 НК РФ, устанавливающая порядок уплаты налогов и сборов, изложена в новой редакции.

Следует выделить четыре существенных нововведения в ст. 58 НК РФ. Рассмотрим их подробнее.

В п. 3 ст. 58 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) закреплена норма, согласно которой предусматривается уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей.

Забежим вперед и скажем следующее. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.

Напомним, что в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ (далее — Постановление N 5) Пленум ВАС РФ разъяснил, как следует действовать судам при рассмотрении споров, связанных с взысканием пеней. Так, судьи должны исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 — 54 НК РФ.

В п. 20 Постановления N 5 дано такое обоснование этой позиции. По смыслу п. 1 ст. 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога. В соответствии со ст. ст. 52 — 55 НК РФ сумму налога нужно исчислить по итогам не только каждого налогового, но и — в установленных законодательством случаях — каждого отчетного периода.

Из такой позиции ВАС РФ следовало, что начисление пени возможно только в случае, если авансовый платеж предусмотрен по результатам отчетного периода, если Налоговым кодексом РФ установлена более частая периодичность уплаты авансовых платежей, то пени не начисляются.

Налоговый орган направил налогоплательщику требование об уплате пеней за несвоевременное перечисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу. Налогоплательщик в добровольном порядке пени не уплатил, поэтому налоговый орган обратился в арбитражный суд.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

В соответствии с положениями ст. ст. 52 — 55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, — отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (п. 1 ст. 55 НК РФ).

В п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 НК РФ.

Налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 240 НК РФ).

Согласно ст. 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Минфином России.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Из указанных норм следует, что за неуплату (несвоевременную уплату) ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу пени не могут быть начислены, поскольку отчетным периодом по этому налогу календарный месяц не является.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25 мая 2006 г. N А29-6611/2005а.)

Аналогичные выводы делались в отношении ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу также в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27 марта 2006 г. N А29-5202/2005а, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 21 июля 2005 г. N А29-8573/2004а, Постановлении ФАС Поволжского округа от 11 апреля 2006 г. N А65-36384/2005-СА2-34, Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2006 г. N Ф08-1311/2006-542А.

Заметим, что такая ситуация была также характерна для ежемесячных авансовых платежей, рассчитанных исходя из фактически полученной прибыли.

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка, по результатам проверки составлен акт, на основании которого вынесено решение, которым налогоплательщику предложено уплатить пени по ежемесячным авансовым платежам по налогу на прибыль. Не согласившись с вынесенным решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.

Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии со ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признан календарный год. Отчетными периодами по данному налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно ст. 286 НК РФ по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном ст. 286 НК РФ.

Исходя из изложенного, сумма ежемесячного авансового платежа является промежуточным (внутри отчетного периода) платежом и исчисляется на основании данных за предшествующие отчетные периоды, то есть расчетным путем. Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность взыскания с налогоплательщика авансовых платежей по налогам, исчисляемым расчетным путем вне привязки к реальным финансовым результатам деятельности налогоплательщика и уплачиваемым в течение налогового периода.

В соответствии со ст. 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается пенями. При этом пенями является денежная сумма, которую налогоплательщик обязан выплатить при уплате причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.

Пунктом 20 Постановления Пленума ВАС РФ N 5 от 28 февраля 2001 г. «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что пени могут быть взысканы с налогоплательщика только в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 НК РФ.

Налоговым законодательством не предусмотрено взыскание с налогоплательщика пеней за нарушение срока уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.

Судом первой инстанции установлено, что налоговым органом начислены пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей, рассчитанных исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога, что противоречит вышеназванным нормам НК РФ.

Поскольку налоговым органом не представлено доказательств перехода налогоплательщика в спорном периоде на ежемесячную уплату авансовых платежей, рассчитанных исходя из фактически полученной прибыли, а налоговым законодательством не предусмотрено взыскание с налогоплательщика пеней за нарушение срока уплаты ежемесячных авансовых платежей, рассчитанных исходя из предполагаемой суммы прибыли, то вывод суда о недействительности оспариваемого решения в части начисления пеней по авансовым платежам по налогу на прибыль является законным.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 июня 2006 г. N Ф04-3470/2006(23270-А45-26).)

Аналогичные выводы также, например, имели место в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29 июля 2004 г. N А17-3556/5/342, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26 апреля 2005 г. N А13-11533/04-05.

Принятие новой редакции п. 3 ст. 58 НК РФ позволяет начисление пени даже в случае, если сумма ежемесячного авансового платежа является промежуточным (внутри отчетного периода) платежом.

В п. 3 ст. 58 НК РФ также закреплена норма, согласно которой нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Заметим, что ввиду отсутствия такой нормы в Налоговом кодексе РФ ситуация с привлечением к ответственности за нарушение сроков уплаты авансовых платежей была противоречивая.

Например, в Письме МНС России от 7 августа 2002 г. N ШС-6-14/[email protected] авансовые платежи по единому социальному налогу исчисляются налогоплательщиками — работодателями исходя из реальных финансовых результатов деятельности, применение ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) единого социального налога по итогам отчетных периодов является правомерным.

А в Письме Минфина России от 16 февраля 2005 г. N 03-02-07/1-31 указано:

«Пунктом 1 статьи 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) по результатам налогового периода. Налоговым кодексом РФ не предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату авансовых платежей по результатам отчетных периодов».

В п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 был сделан аналогичный вывод:

«В случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный статьей 122 НК РФ».

Несмотря на позицию Минфина России и Президиума ВАС РФ налоговые органы «на местах» формировали практику привлечения к ответственности за неуплату или неполную уплату авансовых платежей по результатам отчетных периодов. Подтверждением тому является обильно сформировавшаяся положительная для налогоплательщика арбитражная практика по данному вопросу. Суды единодушно приходили к выводу, что в ст. 122 НК РФ прямо указывается на наступление ответственности в случае неуплаты или неполной уплаты только сумм налога, а не авансового платежа по налогу, взыскание штрафа налоговыми органами с налогоплательщика по итогам отчетного периода (квартала или месяца) неправомерно (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 28 сентября 2005 г. N Ф03-А51/05-2/3168, ФАС Северо-Западного округа от 3 ноября 2005 г. N А56-26472/04; ФАС Московского округа от 11 ноября 2004 г. N КА-А41/10387-04).

Норма, введенная Законом N 137-ФЗ в п. 3 ст. 58 НК РФ, фактически закрепляет позицию Минфина России и судов относительно неправомерности привлечения к ответственности за нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей.

В п. 4 ст. 58 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) закреплен механизм уплаты налога через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Так уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;

вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему РФ по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему РФ.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящим пунктом обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию и организацию федеральной почтовой связи от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ денежные средства, принятые от налогоплательщиков (налоговых агентов) в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

В п. 6 ст. 58 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) закреплена норма, согласно которой налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Другой комментарий к Ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с п. 1 ст. 17 Кодекса порядок уплаты налога является одним из элементов налогообложения, причем обязательным элементом налогообложения, т.е. если порядок уплаты налога не определен, то налог не может считаться установленным (см. комментарий к ст. 17 Кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 58 Кодекса уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Как указал КС России в Определении от 9 апреля 2001 г. N 82-О , внесение платежей до истечения налогового периода не противоречит общим началам налогового законодательства. В тех же случаях, когда налогоплательщик не имеет достаточных средств для внесения авансового платежа, он вправе обратиться за предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты налога (ст. 64 Кодекса).

2. Согласно п. 2 ст. 58 Кодекса подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В пункте 3 ст. 58 Кодекса предусмотрены две формы уплаты налогов — наличная и безналичная.

Приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. N 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» в целях обеспечения органами Федерального казначейства, налоговыми органами и таможенными органами автоматизированной обработки информации, содержащейся в расчетных документах, утвержденных соответствующими нормативными документами Банка России утверждены:

Правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу);

Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение N 2 к Приказу);

Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности (приложение N 3 к Приказу);

Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение N 4 к Приказу);

Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение N 5 к Приказу).

Уплата налогов в наличной форме осуществляется через структурные подразделения Сбербанка России платежными документами формы N ПД (налог) или N ПД-4сб (налог) (см. комментарий к ст. 52 Кодекса).

Для налогоплательщиков и налоговых агентов, являющихся физическими лицами, на случай отсутствия банка п. 3 комментируемой статьи предусмотрена возможность уплаты налогов через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

При уплате налога через кассу органа местного самоуправления в соответствии с п. 13 Инструкции Минфина СССР от 12 марта 1975 г. N 21 «О порядке приема от населения и внесения в учреждения Госбанка налоговых и страховых платежей сельскими Советами депутатов трудящихся» в подтверждение приема денег в уплату налога плательщикам выдается квитанция по форме N 24 (сельсоветский учет). Следует отметить, что указанная Инструкция не только еще действует, но и предусмотренная ею форма N 24 (сельсоветский учет) на практике применяется даже при уплате налогов и сборов через налоговые органы.

В соответствии с п. 2 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

4. Согласно п. 4 ст. 58 Кодекса конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с комментируемой статьей применительно к каждому налогу.

В соответствии с п. 4 комментируемой статьи порядок уплаты налогов устанавливается:

федеральных налогов — Кодексом;

региональных налогов — законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Кодексом;

местных налогов — нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом.

Положения п. 4 комментируемой статьи основаны на нормах ст. 12 Кодекса, закрепляющих полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (см. комментарий к ст. 12 Кодекса):

при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом (п. 3 ст. 12);

при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом (п. 4 ст. 12).

Как указал ВС России в Определении от 14 апреля 2004 г. по делу N 1-Г04-3 , в законе субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена как единовременная уплата налога по итогам календарного года, так и уплата авансовых платежей в течение календарного года с последующим пересчетом суммы налога по окончании года.

5. Правила ст. 58 Кодекса о порядке уплаты налогов согласно ее п. 5 применяются также в отношении порядка уплаты сборов.

Смотрите так же:  Отзывы о страховых компаниях осаго в ярославле

Author: admin