Методика преподавания психологии история теория практика учебное пособие

Методика преподавания психологии: история, теория и практика учебное пособие

Ближайший электронный читальный зал

Приложения для работы в НЭБ

Разработка OOO ЭЛАР по заказу Министерства Культуры РФ

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Полное или частичное копирование произведений запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами.

Методика преподавания психологии: история, теория, практика. Учебное пособие

При преподавании каждого предмета можно и следует требовать:

1) отсутствия неряшливости и лени в рассуждениях;

2) тщательного взвешивания всех доводов за и против, хотя бы по отношению к любимой гипотезе;

3) устранения в рассуждении собственного самолюбия, пристрастий, слепой покорности авторитетам и принятым господствующим мнениям;

4) стремления учиться, расширять свои знания, совершенствовать свой ум;

5) смелого высказывания своих мнений и мужественной, энергичной защиты положений, признанных истинными.

Слова «психолог» и «психология» мало кого оставляют равнодушными. Люди ждут от психологии избавления от своих многочисленных проблем и, к сожалению, часто бывают обмануты в своих ожиданиях. Поэтому слово «психолог» произносится по-разному: от суеверного почтения до разочарования и пренебрежения.

Одна из специализаций студента-психолога, получаемых в вузе, – преподаватель психологии. Как показывает практика, студенты во время учебной деятельности часто не связывают свой будущий профессиональный рост с этим видом деятельности (чего не скажешь, например, о карьере психолога-консультанта или психолога-психотерапевта). Как нам кажется, дело не только в материальной стороне, на которую так часто привыкли ссылаться студенты.

Кому из студентов-психологов не рисуется картина задушевного диалога между ним, психологом-консультантом, и клиентом, в результате которого последний приходит к осознанию своих жизненных ошибок и с чувством глубокой благодарности уходит от психолога, не забыв щедро одарить его? Ведь сколько раз слышали, что психологическое консультирование, как и психотерапия, располагается между наукой и искусством. А представить, что вы – преподаватель в вузе или школе? Какое уж тут искусство?! Столько нужно знать, чтобы все это уметь рассказать.

Но если рассматривать пример с удачливым психологом-консультантом и дальше, то задаешься вопросом: как, каким образом, процесс специально организованного воздействия ведет к изменению поведения, мыслей другого человека? С помощью некой психологической (психотерапевтической) теории – специально сформулированных для клиента психологических знаний, объясняющих суть проблемы. А знание клиентом теории даже в очень простой форме абсолютно необходимо, так как оно создает установку: действия, которые клиент производит, связываются в его сознании с разрешением проблем. Поэтому, если вы даже знаете теорию, надо уметь рассказать ее, сделать ее понятной для различных людей, т. е. «донести», «преподать». Это если вы видите себя психологом-консультантом.

Методика преподавания психологии история теория практика учебное пособие

  • Добавить в избранное

Вопросы методики преподавания психологии рассматриваются автором в двух контекстах сопоставления: истории и современности, традиции и новаторства. Это позволило изменить представление о методике преподавания психологии как учебном предмете и о способах организации освоения его содержания. Автор анализирует опыт преподавания психологии в историческом аспекте, обращая внимание читателей на логику развития методики преподавания психологии в отечественном образовании на протяжении двух столетий. Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Пособие адресовано студентам факультетов и отделений психологии вузов, магистрам и аспирантам, учителям психологии, руководителям школ и учреждений образования.

Стоюхина Наталья Юрьевна

Участие в конкурсе «Золотая Психея»

  • «500 лет использования понятия «Психология»: седьмая завершающая научно-практическая конференция», декабрь 2017 года (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2017 г.), номинант
  • «VI Международная научно-практическая конференция по проекту «500 лет использования понятия “Психология”»», декабрь 2016 года (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2016 г.), номинант
  • «История советской психотехники: психология воздействия», учебное пособие (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2012 г.), номинант
  • «Жизнь и научное творчество С.М. Василейского», учебное пособие (в номинации «Проект года в психологической науке», 2006 г.), номинант

Психологический клуб — место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!

В г. Брянске кафедра социальной психологии и коррекционной педагогики курачева Лариса Геннадьевна рабочая программа (2)

Тема 2. Методы обучения психологии

Объяснительно-иллюстративные методы. Практические методы обучения психологии. Методы закрепления изученного материала. Методы проверки и оценки знаний по психологии.

Программированное обучение. Проблемное обучение психологии. Интерактивное обучение. Методика организации и управления групповой дискуссией.

Раздел 4. Средства контроля освоения студентами содержания учебных занятий по психологии

Тема 1.Педагогический контроль

Основные формы контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов: эк­замены, зачеты, письменные (контрольные) работы, рефераты, доклады, курсовые работы и дипломные проекты. Человеческая (личная) и машинная формы контро­ля знаний. Спонтанный и программированный (тестовый) контроль. Особенно­сти названных этих форм контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов, их достоинства и недостатки. Рейтинговая система контроля знаний студентов. Личность студента и индивидуализация форм кон­троля и оценки знаний и умений.

Раздел 5.Психология преподавателя

Тема 1. Личность преподавателя

Преподаватель средней и высшей школы и современные социокультурные условия. Задачи профессиональной деятельности преподавателя. Функции преподавателя психологии. Требования к личностным особенностям преподавателя психологии. Индивидуальные стили преподавания психологии. Педагогическая позиция. Творческая направленность. Имидж. Профессиональная компетентность. Этические проблемы в преподавательской деятельности.

Тематика и планы семинарских/практических занятий

Семинарское занятие 1. Введение в курс «Методика преподавания психологии»

Методика преподавания психологии как научно-практическая гуманитарная дисциплина, ее место в системе педагогических и психологических дисциплин.

Понятие о предмете, объекте, целях и задачах методики преподавания психологии.

Отношение между научной психологией и психологией как учебной дисциплиной.

Вопрос для обсуждения ++ Основные проблемы методики преподавания психологии. Теоретическая проблема (чему учить?). Общественно-практическая проблема (для чего нужно учить?), проблема субъекта учебной деятельности в курсе «Методика преподавания психологии».

Задание студентам: переработать лекционный материал и рекомендованную литературу. Материал представить в виде тезисов, схем, таблиц.

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. 250 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. –М., 2000.

Стоюхина Н.ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учеб. пособ..-М., Флинта, МПСИ, 2009.-С. 10-28..

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии:Учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. -М. :Владос, 2001.-303 с.

Хроменко О.В. Методика преподавания психологии: Конспект лекций-Ростов-на-Дону:Феникс,2004.-251с.

Семинарское занятие 2. Особенности преподавания психологии в учебных заведениях разного типа

Типы учебных заведений, в которых преподается психология как учебная дисциплина.

Факторы, определяющие выбор и содержание конкретных психологических дисциплин.

Цели и задачи изучения психологии как учебной дисциплины в учебных заведениях разного типа.

Таксономия учебных задач при изучении психологии.

Концепция В.Я. Ляудис.

Задание студентам: защита индивидуальных рефератов, реферат вдвоем, оппонирование.

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии:Учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. /Б.Ц.Бадмаев .-М. :Владос, 2001.-303с.

Стоюхина Н.ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учеб. пособ..-М., Флинта, МПСИ, 2009.- с. 29-75.

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. 250 с.

Хроменко О.В. Методика преподавания психологии: Конспект лекций-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.-251с

Методика преподавания психологии. Материалы научно-практической конференции. – Ростов н/Д: ЮРГИ, 1999.

Попова М.В. Как преподают психологию на Западе / Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 102–105.

Рубцов В.В., Марголис А.А. Стратегия развития высшего психологического образования / Психол. наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 57–67.

Шмелева И.А. Синтез традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии на пороге 21 века / Прикладная психология. – 1999. – № 1. – С. 29–40.

Семинарское занятие 3

Содержание и способы построения различных курсов психологии

Учебные дисциплины по психологии и специфика их содержания.

Теоретическая и прикладная психология.

Междисциплинарные связи различных курсов психологии.

Задание студентам: защита индивидуальных рефератов, реферат вдвоем, оппонирование.

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии:Учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. /Б.Ц.Бадмаев .-М. :Владос, 2001.-303с.

Стоюхина Н.ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учеб. пособ..-М., Флинта, МПСИ, 2009.- с. 29-75.

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. 250 с.

Хроменко О.В. Методика преподавания психологии: Конспект лекций-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.-251с

Ермолаева А.А. Перестройка учебных программ и методики преподавания психологии / Специалист. – 1997. – № 11. – С. 25–27.

Корнилова Т.В. К проблеме переструктурирования базовых курсов по психологии (на примере «Введения в психологический эксперимент» / Психол. журн. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 6–12.

Селиванов, В. В. Преподавание теории субъекта в курсе возрастной психологии //Психология в вузе. 2009.- № 2. — С. 54-72.

Семинарское занятие 4.

Подготовка и проведение лекционных занятий

Дидактические цели лекций.

Методика чтения лекции.

Формирование лекционного мастерства.

Задание студентам: Подготовить доклады по представленным вопросам.

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М., 2001, с.95-117

Карандашев В.Н.Методика преподавания психологии. СПб., 2005, с.11-116

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. –М., 2000.

Хроменко О.В. Методика преподавания психологии: Конспект лекций-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.-251с.

Семинарское занятие 5. Анализ лекционного занятия

Задание студентам: Просмотр лекции в видеозаписи и ее анализ.

Семинарское занятие 6. Разработка собственного конспекта лекции

Задание студентам: разработать лекцию любого вида. Обсуждение и анализ конспектов в группах.

Семинарское занятие 7. Организация семинарских занятий

Смотрите так же:  Как вернуть налог за второе высшее образование

в курсе психологии

Требования к организации и проведению семинара.

Семинар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов.

Смешанная форма семинара.

Задание студентам: Выделить положительные и отрицательные стороны семинаров.

Форма проведения занятия: студент-преподаватель. Самоанализ деятельности. Оценка деятельности студентами.

Практические упражнения в методике проведения семинара.

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.,2001, с.117-127

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб., 2005, с.116-121

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. –М., 2000.

Кулюткин Ю.Н. Культура групповых дискуссий. СПб., 1997.

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. –М., 2001.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное общение в современной школе. –М., 1996.

Семинарское занятие 8. Организация практических занятий по психологии

Лабораторные занятия в курсе психологии.

Практические занятия в курсе психологии.

Дидактические цели и задачи лабораторных и практических занятий.

Задание студентам: Разработка продуктивных и творческих заданий для лабораторных и практических занятий.

Упражнения в методике проведения практических занятий.

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М., 2001, с. 117-127

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. – СПб., 2005, с.121-125

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. –М., 2001.

Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. –М., 1971.

Турусова О.В. Сборник задач по психологии. – Самара, 1994.

Семинарское занятие 9. Управление самостоятельной работой студентов

Умение студента самостоятельно работать с литературой.

Работа с учебником и изучение научной литературы по психологии.

Особенности самостоятельной работы с психологической литературой при заочном обучении.

Самостоятельная работа по психологии и проникновение во внутренний мир личности.

Задание студентам: Защита стенгазет (приемы рационального конспектирования, приемы подготовки к экзаменам, правила эффективного слушания на лекциях, правила конспектирования на лекциях, правила написания научных текстов и т п.). Стенгазета готовится группой по 4-5 человек.

Работа с эссе, их анализ и оценка.

Вачков И.В. и др. Введение в профессию «Психолог»: Учеб. Пособ./ Под ред И. Б. Гриншпуна. М.. 2007.

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии:Учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец.-М. :Владос, 2001.-303с.

Технологии в изучении психологии:Учеб. пособ. для студ.вузов,обуч.по спец.031000-педагогика и психология /А.С.Чернышев,Н.Н.Гребеньков,С.В.Сарычев и др.-М.: Педагогическое общество России,2003 .-253с.

Хроменко О.В. Методика преподавания психологии: Конспект лекций/О. В.Хроменко.-Ростов-на-Дону:Феникс,2004.-251с.

Семинарское занятие 10. Формы учебных занятий и методика их проведения

Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии.

Практика студентов по психологии.

Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе.

Задание студентам: Подготовится по позиционной модели обучения.

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии:Учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. /Б.Ц.Бадмаев .-М. :Владос, 2001.-303с.

Хроменко О.В. Методика преподавания психологии: Конспект лекций/О. В.Хроменко.-Ростов-на-Дону:Феникс,2004.-251с

Шрагина Л. И. Повышение эффективности усвоения научных понятий при изучении психологии//Психология в вузе. 2005.-N 2. — С. 57 — 61.

Деловые дискуссии. //Энциклопедия студента / Сост. И.Н.Кузнецов. Минск, 2004.-С. 428-441.

Семинарское занятие 11. Урок как основная форма обучения.

Требования к уроку.

Методика и техника ведения урока.

Задание студентам: Практические упражнения методики ведения урока.

Карандашев В.Н.Методика преподавания психологии. – СПб., 2005, с.125-131

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. –М., 2001.

Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. –М., 1971.

Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. –М., 2000.

Харламов И.В. Педагогика. 2-е издание. –М., 1990.Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. –М., 1985.

Семинарское занятие 12. Анализ урока

Просмотр урока лекции (видеофильм), анализ урока. Отработать схему психологического анализа урока по психологии.

Карандашев В.Н.Методика преподавания психологии. – СПб., 2005, с.125-131

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. –М., 2001.

Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. –М., 1971.

Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. –М., 2000.

Харламов И.В. Педагогика. 2-е издание. –М., 1990.Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. –М., 1985.

Семинарское занятие 13. Методы обучения психологии

Понятие о методе обучения. Проблема классификации методов обучения.

Общая классификация методов активного обучения (МАО), принципы создания системы методов активного обучения.

Игровые имитационные МАО (игровое проектирование, имитационный тренинг, деловые игры и др.).

Неигровые имитационные МАО (классическая ситуация, «живая» ситуация, инцидент и др.).

Неимитационные МАО (проблемный метод, метод Гальперина П.Я., дискуссия и др.).

Задание студентам: пресс-конференция (защита рефератов), защита бизнес-плана, подготовка и проведение элементов активного обучения.

Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения. Деловая игра. – М.: МГУ, 1989.

Андрущенко Т.Ю., Кисляков В.П. Об использовании игрового метода в процессе преподавания психологии будущим педагогам / Вестник МГУ. – Серия 14. – 1991. – № 4. – С. 65–70.

Ахметов М.К. Игра как процесс обучения. – Алма-Ата, 1985.

Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга / Вопр. психол. – 1999. – № 4. – С. 52–74.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1988. – С. 449–509.

Джонс Дж. К. Методы проектирования. – М., 1986.

Емельянов Е.Ю. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985.

Игровое моделирование. Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 1987.

Козелецкий Ю. Психологическая теория решений / Под ред. В.В. Бирюкова. – М.: Прогресс, 1979.

Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.

Петровская Л.А. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. – М.: МГУ, 1982.

Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: ВШ, 1991.

Семинарское занятие 14. Контроль и коррекция учебной деятельности студентов

Контроль как учебное действие студента.

Контроль и коррекция учебной деятельности студента.

Методические приемы обеспечения.

Оценка результатов учебной деятельности студентов.

Задание студентам: Разработать контрольные задания по одной из тем курса «методика преподавания психологии».

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии:Учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. /Б.Ц.Бадмаев .-М. :Владос, 2001.-303с.

Хроменко О.В. Методика преподавания психологии: Конспект лекций/О. В.Хроменко.-Ростов-на-Дону:Феникс,2004.-251с

Сигина, С. А. Память и приемы запоминания. Методы психологической подготовки к экзаменам//Учительский журнал. 2009.-N 2. — С. 103-111.

Кринчик, Е. П. Экзамен и психика: восемьдесят лет спустя///Психология в вузе. 2009.-N 2. — С. 29-39.

Остапенко А. Может ли школьная оценка быть справедливой?// Народное образование. 2006.-N 1. — С. 125 — 131.

Размахнина Д. Ю. Психологическая подготовка к экзаменам/ //Психология и школа. 2006.-N 3. — С. 63 — 75.

Хакимова Н. Р. Особенности интернальности эмоционального состояния студентов в ситуации экзамена//Психология в вузе. 2007.-N 1. — С. 83 — 91.

Семинарское занятие 15.Профессиональная компетентность преподавателя

Преподаватель средней и высшей школы и современные социокультурные условия.

Личностные качества преподавателя: педагогическая позиция, педагогический такт, творческая направленность, имидж.

Индивидуальные стили преподавания психологии.Педагогическая позиция. Творческая направленность. Имидж. Профессиональная компетентность.

Этические проблемы в преподавательской деятельности.

Личностный рост преподавателя как условие совершенствования профессиональной компетентности.

Задание студентам: Написать эссе 2-3 страницы, ответив на вопрос: «Какая проблема в вашей профессиональной подготовке имеет для вас приоритетное значение?». Защита творческого проекта «Какой преподаватель психологии нам нужен?»

Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя //Педагогика. – 1998, № 1.

Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования преподавателя. –М., 1994.

Ризз Г.И. Размышление о педагогической деятельности, культуре, мастерстве. -//Педагогика. –1995, № 4.

Психология /Под ред. Сосновского Б.А. –М., 2005.- с. 622 –629.

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М., 2002.- С.73 -105

Жаркова, Л. Г. К здоровью ученика через здоровье учителя/Л. Г. Жаркова.-ил. //Учитель в школе. 2009.-N 2. — С. 102-105.

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М., 2002, стр. 135 –165

Кондратьев С. В. Типические особенности педагогического взаимодействия// С. В. Кондратьев. //Вопросы психологии. 2004.-N 4. — С. 130 — 137.

Маматова, С. И. Профессионально-ориентированные речевые ситуации в формировании психологической культуры учителя//Педагогическое образование и наука. 2009.-N 1. — С. 19-23.

Мартишина Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога// Педагогика. 2006.-N 3. — С. 48 — 57.

Медведская Е. И. Отражение отношений учитель — ученик в сознании педагогов/Е. И. Медведская. //Психология и школа. 2006.-N 3. — С. 87 — 100.

Фефелова, В. И. Коммуникативные отношения в вузе «по вертикали» в системе «преподаватель — студент» //Инновации в образовании. 2009.-N 3. — С. 48-52.

Штейнмец, А. Э. К вопросу о психологической подготовке студентов к педагогической деятельности//Психология в вузе. 2009.-N 1. — С. 6-22.

Вопросы к зачету

по дисциплине «Методика преподавания психологии»

для контроля знаний студентов по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ»

Методика преподавания психологии – это…

А) научно-практическая отрасль знаний, это составная часть педагогической теории и практики

б) сфера профессиональной деятельности преподавателя психологии

в) отрасль психологической науки

г) отрасль педагогической науки

д) частная методика преподавания

предметом методики преподавания психологии является (ются)

а) педагогический процесс вуза

б) педагогический процесс преподавания психологии

в)закономерности и другие особенности преподавания психологии

г) психические особенности студентов

д) личность преподавателя психологии

объектом методики преподавания психологии выступает

а) педагогический процесс преподавания психологии

б)личность студента и учебная студенческая группа

в) педагогический процесс в вузе

д) организационные формы учебного процесса

основной задачей преподавания психологии в области формирования и развития личности студента является:

а улучшение физического состояния студентов

б) формирование мотивации профессионально-познавательной деятельности

в) формирование и развитие памяти и мышления у студентов

г) наращивание коммуникативного познавательно-интеллектуального потенциала личности студентов

д) формирование у студентов социальных ориентаций

основные дидактические принципы методики преподавания психологии:

Смотрите так же:  Когда нужна отчетность в ифнс

а) лекция, семинар, практическое занятия, самостоятельная работа

б) слово, психика, мимика, жест преподавателя

в) единство обучения и воспитания, наглядность, научность, систематичность и последовательность в преподавании психологии

г) убеждение, поощрение, принуждение, стимулирование студентов

д) идентификация, рефлексия, каузальная атрибутика, эмпатия

основными средствами преподавания психологии являются:

а) убеждение, поощрение, принуждение

б) лекция, беседа, рассказ, семинар

в) преподаватель, студенческая группа, администрация ВУЗа

г) слово, речь, психика человека, технические средства

д) наглядность, систематичность и последовательность преподавания психологии

процесс обучения психологии – это…

а) процесс деятельности преподавателя в ходе обучения психологии

б) процесс учебно-познавательной деятельности студентов

в) процесс взаимодействия преподаватель – студент, в ходе которого осуществляется познание психологии и вносится существенный вклад в воспитание и развитие личности студента

г) целенаправленный процесс и результат овладения студентами системой психологических знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, личностных качеств, развитие ее творческих сил и способностей

д) процесс взаимодействия преподавателя и аудитории с учетом ее психологических особенностей

основными организационными формами обучения психологии являются:

а) беседа, рассказ, разъяснение

б) лекция, семинарское занятие, практическое занятие, индивидуальное собеседование, самостоятельная работа студентов

в) наглядность, систематичность, последовательность, прочность, доступность

г) поощрение, принуждение, пример, убеждение

д) вступительная часть занятия, основная часть, заключение

основным, ведущим принципом методики преподавания психологии является:

а) единство обучения и воспитания

в) поощрения и наказания

г) функциональная и структурная полнота процесса преподавания психологии

д) взаимосвязи процесса преподавания психологии с другими институтами социализации личности

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. /Б.Ц.Бадмаев .-М. :Владос, 2001.-303с.

Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. – С-П., 2005.

Ляудис в. я. Методика преподавания психологии: учеб. пособ..-М., 2003.

Методика преподавания психологии: Конспект лекций\ О.Ю. Тарская. В.И. Валовик, Е.В. Бушуева и др. М.: Высшее образпвание, 2007.

Стоюхина Н.ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учеб. пособ..-М., Флинта, МПСИ, 2009.-184 с.

Борисова Н.В. Деловая игра. Методика конструирования деловой игры. – М., 1988.

Боярчук В.К. Методика преподавания психологии в Вузе. – Ростов н/Д, 1982.

Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов / Вопр. психол. – 1994. – № 3. – С. 122–129.

Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.: МГУ, 1981.

Джонс Дж. К. Методы проектирования. – М., 1986.

Емельянов Е.Ю. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985.

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М., 2002

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.

Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. –М., 1971.

Пидкасистый П.И., Портнов М.Г. Искусство преподавания. – М., 1999

Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. –М., 2000.

Практическая психология для преподавателей. – М.: Филин, 1997.

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. –М., 2001.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Академия, 2001. 304 с.

Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: ВШ, 1991.

В электронной библиотеке МПСИ создана папка по предмету «МПП», включающая в себя разделы:

Основные учебники и учебные пособия курса

Статьи по проблемам преподавания

Доклады к семинарским занятиям

В процессе преподавания используются фрагменты лекций ведущих специалистов, видеозапись урока по психологии в школе.

УММ для самостоятельной работы

Тема «История преподавания психологии в средних учебных заведениях»

Задание №1

1) Толстых, И.Э. К вопросу о преподавании психологии в школе. Исторический анализ [Текст] / И.Э. Толстых // Электронный журнал PSYEDU.ru. 2010. №1.

2) Стоюхина, Н.Ю. Преподавание психологии в российской школе: историческая ретроспектива [Электронный ресурс] / Н.Ю. Стоюхина // Вестник психологии образования – 2008. – № 3. – С. 101-105. – Режим доступа: psyjournals.ru

3) Карандашев, В.Н. Психологическое образование в мире: ретроспектива изучения и современное состояние [Текст] / В.Н. Карандышев // Психология в вузе . – 2008. – № 6. – С. 7- 27.

Задание №2

Выпишите основные периоды истории преподавания психологии в высшей школе и их характеристики (Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб. : Питер, 2009. – С. 11-27).

Задание №3

Подготовка к практическому занятию.

Список литературы

1. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб. : Питер, 2009.

2. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе [Текст] : учеб.-метод.пособие / М.В. Попова. – М. : ВЛАДОС, 2002.

3. Стоюхина, Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учебное пособие вузов [Текст] / Н.Ю. Стоюхина. – М.: Флинта: Наука, 2011.

Тема «Методика преподавания психологии как основа подготовки к педагогической работе»

Задание №1

1) Кейн, Р., Сандретто, С., Хит, К. Анализ лучших методик преподавания в высшей школе: с упором на рефлексивную практику [Текст] / Р. Кейн, С. Сандретто, К. Хит // Психология обучения. – 2005. — №2. – С.27-30;

2) Кондаков, И.М. Психологическое образование: ресурсы Internet [Текст] / И.М. Кондаков // Журнал прикладной психологии. – 2001. – № 5. – С. 47–56.

Задание №2

Подбор Интернет-ресурсов, раскрывающих вопросы преподавания психологии.

Задание №3

Подготовка к дискуссии по проблеме методики преподавания психологии на базе прочитанной литературы.

Задание №4

Подготовка к практическому занятию.

Задание №5

Подготовка к коллоквиуму.

Список литературы

1. Герасимова, В.С. Методика преподавания психологии [Текст] / В.С. Герасимова. – М. : Ось-89, 2005.

2. Методика преподавания психологии как отрасль психологической науки и практики[Электронный ресурс] – Режим доступа: psycholog.ucoz.ru›index/0-27

3. Стоюхина, Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учебное пособие вузов [Текст] / Н.Ю. Стоюхина. – М.: Флинта: Наука, 2011.

4. Якубовская, Л.П. Методика преподавания психологии [Текст]. Тема 1. §1 / Л.П. Якубовская. – Владивосток, 2003.

Тема «Цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений»

Задание №1

1) Дубровина, И.В. Основания для развития. О преподавании психологии в средней общеобразовательной школе [Текст] / И.В.Дубровина // Школьный психолог. – 2004. — №3. – С.6.

2) Стоюхина, Н.Ю. Преподавание психологии как научного человековедческого знания в системе образования [Текст] / Н.Ю. Стоюхина // Психология и школа. – 2006. – №1. – С. 119- 135.

Задание №2

Задание №3

Подготовка к практическому занятию.

Список литературы

1. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие / В.Н.Карандашев. – СПб. : Питер, 2009.

2. Лызь, Н.А. Методика преподавания психологии [Текст] / Н.А. Лызь. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.

3. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие / В.Я. Ляудис. – 5-е изд. – СПб. : Лидер, 2007.

4. Хроменко, О.В. Методика преподавания психологии [Текст] : конспект лекций / О.В. Хроменко. – Ростов н/Д : Феникс, 2004.

5. Стоюхина, Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учебное пособие вузов [Текст] / Н.Ю. Стоюхина. – М.: Флинта: Наука, 2011.

Тема «Содержание обучения психологии »

Задание №1

Марцинковская, Т.Д. Психология в вузе: проблемы и перспективы развития [Текст] / Т.Д. Марцинковская // Психология в вузе. – 2004. – № 3 . – С.3- 17.

Задание №2

Анализ учебников, учебных пособий, подготовка рецензий:

1) Андреева, А.Д., Данилова, Е.Е., Дубровина, И.В., Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Преподавание психологии в школе. 3-11 классы [Текст] / А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М. : МПСИ, МОДЭК, 2007.

2) Локалова, Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы) [Текст] / Н.П. Локалова – М. : ОСЬ-89, 2001.

3) Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе [Текст] : учеб.-метод.пособие / М.В. Попова. – М. : ВЛАДОС, 2002.

4) Реан, А.А., Гатанов, Ю.Б., Баранов, А.А. Психология. 8–11 классы [Текст] : учебник / А.А. Реан, Ю.Б. Гатанов, А.А. Баранов. – СПб. : Питер, 2000.

5) Селевко, Г.К. Научи себя учиться [Текст] / Г.К. Селевко – М. : Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.

Задание №3

Подготовка к практическому занятию.

Задание №4

Подготовка к коллоквиуму.

Список литературы

1. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб. : Питер, 2009.

2. Лызь, Н.А. Методика преподавания психологии [Текст] / Н.А. Лызь. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.

3. Хроменко, О.В. Методика преподавания психологии [Текст] : конспект лекций / О.В. Хроменко. – Ростов н/Д : Феникс, 2004.

Тема «Общие аспекты организации процесса обучения психологии»

Задание №1

1) Айсмонтас, Б.Б. Некоторые психолого-педагогические особенности создания и использования компьютерных обучающих программ в вузе [Текст] / Б.Б. Айсмонтас // Психологическая наука и образование. – 2004. – №4. – С.51-59.

2) Ардзинба, В.А. Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки [Текст] / В.А. Ардзинба // Электронный журнал Психологическая наука и образование. 2010. – №5.– Режим доступа: http://www.PSYEDU.ru.

3) Волкова, М.В. Экскурсия как метод обучения студентов – психологов [Текст] / М.В. Волкова // Психология в вузе. – 2009. – № 4. – С. 5- 18.

4) Козина, Г.П., Кобазова, Ю.В. Организация дистанционного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Г.П. Козина, Ю.В. Кобазова // Психология обучения. – 2011. – № 4. – С. 128-133.

5) Кондаков, И.М. Использование иллюстраций в преподавании общей психологии [Текст] / И.М. Кондаков. / Журнал прикладной психологии. – 2002. – №1. – С. 68–73.

6) Лекерова, Г.Ж. Активные методы обучения как психологическая основа развития мотивации в процессе обучения [Текст] / Г.Ж. Лекерова // Психология обучения. – 2009. – № 6. – С. 17-28.

Смотрите так же:  Skyrim как заплатить штраф

7) Наконечная Т. Острые углы «круглого стола» [Текст] / Т. Наконечная // Школьный психолог. –№33. – 2004. –С.18.

Задание №2

Разработка наглядных средств в обучении психологии (тема на выбор).

Задание №3

Подбор отрывков художественных произведений, иллюстрирующих психологические явления.

Задание №4

Подбор психологических экспериментов, опытов, иллюстрирующих психологические явления.

Задание №5

Подбор примеров, которые могут помочь в осмыслении психологического понятия (на выбор).

Задание №6

Подбор игр и упражнений, которые могли бы использоваться в процессе изучения темы («Восприятие», «Темперамент»).

Задание №7

Подбор кейс-ситуации для объяснения учебного вопроса (на выбор).

Задание №8

Разработка опросного листа для оценки курса учащимися.

Задание №9

Подготовка к практическому занятию.

Список литературы

1. Бадмаев, Б.В. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие / Б.В. Бадмаев. – М. : Владос, 2004.

2. Герасимова, В.С. Методика преподавания психологии [Текст] / В.С. Герасимова. – М. : Ось-89, 2005.

3. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб. : Питер, 2009.

4. Лызь, Н.А. Методика преподавания психологии [Текст] / Н.А .Лызь. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.

5. Современные способы активизации обучения [Текст] / Под ред. Т.С.Паниной. – М. : Академия, 2006.

6. Стоюхина, Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учебное пособие вузов [Текст] / Н.Ю. Стоюхина. – М.: Флинта: Наука, 2011.

7. Хроменко, О.В. Методика преподавания психологии [Текст] : конспект лекций / О.В. Хроменко. – Ростов н/Д : Феникс, 2004.

8. Якубовская, Л.П. Методика преподавания психологии [Текст] Тема 1, 6 / Л.П. Якубовская. – Владивосток, 2003.

Тема «Подготовка и проведение объяснения содержания знаний на лекционных, практических и самостоятельных занятиях по психологии»

Задание №1

1) Близнецова, О.И., Снегирева, Т.В. Отношение, целеполагание и самореализация в структуре самостоятельной работы студентов [Текст] / О.И. Близнецова, Т.В. Снегирева // Психология обучения. – 2009. – № 4. – С. 49-60.

2) Братцева, С.А. Неделя психологии в школе [Текст] / С.А. Братцева, Н.В. Бякова // Психология и школа. – 2009. – № 2. – С. 107- 117.

3) Нартова-Бочавер С.К. Специфика педагогического взаимодействия на экзамене по психологии [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер // Психология в вузе. – 2005. — №1. — С.51-62.

4) Никушкина, Н. Психологический КВН [Текст] / Н.Никушкина // Школьный психолог. – №15. – 2006. – С.40-42.

5) Шрагина Л.И. Повышение эффективности усвоения научных понятий при изучении психологии [Текст] / Л.И. Шрагина // Психология в вузе. – 2005. — №2. – С.57-61.

Задание №2

Проведение анализа плана-сценария урока (см. Дополнительные материалы или учебник Лызь, Н.А. Методика преподавания психологии [Текст] / Н.А. Лызь. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – С. 364-372).

Задание №3

Проведение методического анализа лекции по курсу психологии (см. Лызь, Н.А. Методика преподавания психологии [Текст] / Н.А. Лызь. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – С. 372-374 или Дополнительные материалы).

Задание №4

Конструирование плана-конспекта лекции по психологии (см. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие / В.Я. Ляудис. – 5-е изд. – СПб. : Лидер, 2007. – С.149-162 или Дополнительные материалы).

Задание №5

Конструирование семинарских занятий, сценария психологического тренинга.

Задание №6

Конструирование слайд-лекции по психологии.

Задание №7

Конструирование плана-конспекта психологической олимпиады в средней школе.

Задание №8

Конструирование учебной программы по курсу психологии.

Задание №9

Подготовка к практическому занятию.

Список литературы

1. Бадмаев, Б.В. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие / Б.В. Бадмаев. – М.: Владос, 2004.

2. Герасимова, В.С. Методика преподавания психологии [Текст] / В.С. Герасимова. – М. : Ось-89, 2005.

3. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб. : Питер, 2009.

4. Лызь, Н.А. Методика преподавания психологии [Текст] / Н.А. Лызь. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.

5. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие / В.Я.Ляудис. – 5-е изд. – СПб. : Лидер, 2007.

6. Стоюхина, Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учебное пособие вузов [Текст] / Н.Ю. Стоюхина. – М.: Флинта: Наука, 2011.

7. Хроменко, О.В. Методика преподавания психологии [Текст] : конспект лекций / О.В. Хроменко. – Ростов н/Д : Феникс, 2004.

7. Якубовская, Л.П. Методика преподавания психологии [Текст] Тема 4,5,7. / Л.П. Якубовская. – Владивосток, 2003.

Тема «Подготовка и проведение отработки компетенций на практических и самостоятельных занятиях и контроля усвоения на контрольных занятиях»

Задание №1

1) Дьячкова, Е.С. Модульно-рейтинговый подход к преподаванию психологических дисциплин в Вузе [Текст] / Е.С. Дьячкова // Психология в вузе . — 2010. – № 1. – С.107- 131.

2) Львов, Л.В. Проективно-рефлексивное задание как средство формирования учебно-профессиональной компетентности [Текст] / Л.В. Львов // Психология обучения. – 2011. – № 1. – С. 86-98.

3) Шмелев А.Г. Компьютерное тестирование знаний у студентов – психологов [Текст] / А.Г. Шмелев // Вестник МУ. – 2003. — № 1- С.35-49.

Задание №2

Подбор задания для контрольной работы по разделу курса «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» (раздел 1. «Введение в методику преподавания психологии» или раздел 2. «Характеристика психологии как учебного предмета»).

Задание №2

Конструирование учебных задач (вопрос по курсу «Общей психологии», «Социальной психологии», «Психология развития и возрастная психология») отработки компетенций на практических и самостоятельных занятиях (с применением таксономии).

Задание №2

Конструирование вопросов для коллоквиума по теме «Подготовка и проведение объяснения содержания знаний на лекционных, семинарских и самостоятельных занятиях по психологии».

Задание №2

Конструирование тестовых заданий по вопросу «Таксономия учебных задач».

Задание №2

Подготовка к практическому занятию.

Список литературы

1. Бадмаев, Б.В. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие / Б.В. Бадмаев. – М. : Владос, 2004.

2. Герасимова, В.С. Методика преподавания психологии [Текст] / В.С. Герасимова. – М. : Ось-89, 2005.

3. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб. : Питер, 2009.

4. Лызь, Н.А. Методика преподавания психологии [Текст] / Н.А. Лызь. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.

7. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие / В.Я. Ляудис. – 5-е изд. – СПб. : Лидер, 2007.

8. Хроменко, О.В. Методика преподавания психологии [Текст] : конспект лекций / О.В. Хроменко. – Ростов н/Д : Феникс, 2004.

9. Якубовская, Л.П. Методика преподавания психологии [Текст] Тема 8. / Л.П. Якубовская. – Владивосток, 2003.

Тема «Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя психологии»

Задание №1

Проработка конспекта лекции.

Задание №2

Задание №2

Выполнение тестовых заданий – Анализ самооценки педагогических знаний и умений (см. Лызь, Н.А. Методика преподавания психологии [Текст] / Н.А. Лызь. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – С.360-364.).

Задание №2

Подготовка к практическому занятию.

Список литературы

1. Герасимова, В.С. Методика преподавания психологии [Текст] / В.С. Герасимова. – М. : Ось-89, 2005.

2. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб. : Питер, 2009.

3. Лызь, Н.А. Методика преподавания психологии [Текст] / Н.А. Лызь. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.

4. Стоюхина, Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учебное пособие вузов [Текст] / Н.Ю. Стоюхина. – М.: Флинта: Наука, 2011.

5. Хроменко, О.В. Методика преподавания психологии [Текст] : конспект лекций / О.В. Хроменко. – Ростов н/Д : Феникс, 2004.

АТТЕСТАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. История преподавания психологии в средней школе в XIX веке.

2. Преподавание психологии в средней школе в начале XX века.

3. Преподавание психологии в средней школе во второй половине XX века.

4. Современное психологическое образование в средних образовательных учреждениях.

5. Опыт преподавания психологии английской школы.

6. Опыт школ США и Канады в преподавании психологии.

7. Преподавание психологии в дореволюционной России.

8. Методика преподавания психологии в системе психологического знания.

9. Особенности усвоения психологических знаний.

10. Преподавание психологии как компонент профессиональной деятельности психолога.

11. Основные тенденции современного психологического образования в мире

12. Цели обучения психологии учащихся средних специальных учебных заведений.

13. Цели обучения психологии в общеобразовательных средних учебных заведениях.

14. Принципы обучения психологии.

15. Психология как область гуманитарного познания.

16. Образовательные программы и преподавание психологии.

17. Учебные программы преподавания психологии.

18. Образовательные программы средне специального образования.

19. Программы обучения психологии в российских школах.

20. Психология как научная и учебная дисциплина.

21. Факторы формирования содержания психологического образования.

22. Отрасли психологии как научной дисциплины.

23. Учебные дисциплины по психологии.

24. Формы организации учебных занятий.

25. Планирование и организация занятий по целому курсу.

26. Подготовка и проведение лекционных занятий в курсе психологии.

27. Подготовка и проведение семинарских занятий в курсе психологии.

28. Управление самостоятельной работой обучаемых.

29. Наглядные методы обучения.

30. Словесные методы обучения.

31. Практические методы обучения.

32. Метод программированного обучения

33. Метод проблемного обучения.

34. Методы интерактивного обучения.

35. Дистанционное обучение.

36. Печатные и электронные источники знаний для преподавания психологии.

37. Технология разработки учебного курса.

38. Типы учебных задач для отработки умений.

39. Подготовка и проведение контроля усвоения в процессе обучения психологии.

40. Урок психологии в средней школе.

41. Лекционная форма обучения.

42. Семинарские занятия в курсе психологии.

43. Практические занятия в курсе психологии.

44. Специфика проведения лабораторных занятий по психологии.

45. Задачи преподавателя по организации самостоятельной работы.

46. Конструирование и презентация методических разработок.

47. Критерии эффективной самоорганизации деятельности преподавателя психологии.

48. Знания и умения, личностные качества преподавателя психологии.

49. Конструктивно-проектировочная деятельность преподавателя.

50. Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с) .

Author: admin