Ликвидация последствий чс в мирное время

Основные вопросы гражданской обороны

Организация гражданской защиты в современных условиях. Деятельность государственных органов исполнительной власти по вопросам предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Место Гражданской обороны в общегосударственной системе. Основные задачи органов управления по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения. Планирование мероприятий в случае возникновения ЧС. Структура ГО на промышленном предприятии.

реферат [18,4 K], добавлен 26.08.2015

Федеральный закон о гражданской обороне и его содержание. Основные понятия и система мероприятий. Структура гражданской обороны Российской Федерации. Задачи в области гражданской обороны, принципы ее организации и ведения. Руководство гражданской обороны.

презентация [2,7 M], добавлен 03.09.2014

Основные задачи государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и органы управления РСЧС, режимы ее функционирования. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Виды спасательных служб и их функции.

презентация [212,7 K], добавлен 14.12.2015

Российская система предупреждения и действий в чрезвычайной ситуации, ее предназначение и структура. Основные силы и средства гражданской обороны. Единая государственная политика в области предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий.

реферат [352,2 K], добавлен 13.02.2014

Общие сведения о чрезвычайных ситуациях; локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные чрезвычайные ситуации. Подготовка объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и населения к действиям в условиях ЧС.

контрольная работа [225,7 K], добавлен 19.05.2010

Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона, ее структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

контрольная работа [30,5 K], добавлен 14.04.2012

Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий в условиях мирного времени от ЧС природного и техногенного характера. Задачи МЧС России по ликвидации последствий катастроф.

презентация [2,7 M], добавлен 16.07.2015

Гражданская оборона России — составная часть общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Задачи, связанные с подготовкой населения и промышленности. Роль, место и задачи ОВД в системе гражданской обороны.

контрольная работа [22,0 K], добавлен 09.04.2012

Основные задачи, принципы организации, структура и нормативно-правовая база гражданской обороны (ГО). Характеристика выполняемых мероприятий, соответствующих степени готовности ГО. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере ГО.

лекция [24,9 K], добавлен 13.02.2012

Порядок создания медицинской службы гражданской обороны, её место в системе здравоохранения. Задачи службы медицины катастроф Министерства здравоохранения субъекта РФ. Организация медицинской разведки и медицинского обеспечения населения в военное время.

реферат [1,6 M], добавлен 03.07.2015

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Ликвидация последствий ЧС мирного времени.

При ликвидации последствий стихийных бедствий основной задачей является спасение людей и (по возможности) материальных ценностей. Успех действий зависит от своевременной разведки и учета конкретной обстановки. Обычно стихийные бедствия возникают внезапно (их прогнозирование еще весьма далеко от совершенства). Поэтому от быстроты принимаемых решений, оперативности в организации и доставке специализированных формирований зависит эффективность дальнейших действий по локализации и ликвидации последствий ЧС (Л.39,41).

Прогнозирование угрозы наводнений дает возможность своевременно осуществить целый ряд противопаводковых предупредительных мероприятий, позволяющих в значительной степени уменьшить потери от ЧС, создать более благоприятную обстановку для проведения спасательных и неотложных работ в зонах затопления. Наводнения, вызываемые заторами также можно предвидеть заранее (их места обычно постоянны и известны) и заблаговременно принять необходимые меры.

При ураганах возможны различные повреждения производственных и жилых зданий, сооружений, обрываются провода на высоковольтных линиях электропередач, нарушается телефонная и телеграфная связь, возникают аварии и пожары. Для ослабления разрушительного действия ураганов (в зонах, где они наиболее часто происходят) производят посадку лесозащитных полос, проводят агротехнические мероприятия по защите почв от ветровой эрозии, строительство производственных и жилых зданий осуществляют с усиленным креплением и защитными устройствами для кровли, окон и других элементов конструкции.

Для расчистки дорог от снежных заносов привлекаются сводные отряды, оснащенные автотракторной дорожной и снегоочистительной техникой. По решению местных органов власти к этой работе может привлекаться все трудоспособное население.

Тушение пожаров производят объектовые и городские противопожарные команды с привлечением, в необходимых случаях, невоенизированных формирований.

Для ликвидации последствий землетрясений в пострадавших районах решением органов власти могут привлекаться не только силы МЧС, но и специализированные подразделения ведомств, территориальные и объектовые формирования, воинские части, а также специальные формирования (аварийно-технические, пожарные, медицинские и др.), комендантская служба с контрольно-пропускными пунктами и патрулированием.

Охрана лесов и руководство тушения лесных пожаров возлагается на органы лесного хозяйства страны. Однако при перерастании отдельных очаговых пожаров в массовые руководство по их тушению возлагается на МЧС и местные органы власти.

Весь комплекс операций по тушению таких пожаров включает в себя:

а) разведку районов и очагов; б) их локализацию и тушение; в) дотушивание и

окарауливание (для предупреждения повторных загораний).

Для борьбы с такими пожарами привлекаются мобильные, технически оснащенные специализированные пожарные формирования МЧС, формирования воинских частей, пожарные формирования предприятий лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, а также при необходимости – трудоспособное население, проживающее в прилегающих районах.

Основными мероприятиями по ликвидации последствий крупных аврий техногенного характера являются: своевременное оповещение рабочих и служащих , объектовых формирований и населения, проживающего вблизи объекта об опасности, комплексная разведка аварийной обстановки на объекте, спасение людей, оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в медицинские учреждения, тушение пожаров, локализация аварии, устройство проездов, проходов к местам аварии, обрушение неустойчивых конструкций, разборка завалов, демонтаж оборудования, которому угрожает опасность, организация комендантской службы.

Для ликвидации производственных аварий применяется специальная техника (краны, бульдозеры, экскаваторы и т.д.) а также средства малой механизации (домкраты, лебедки, насосы и др.).

Ликвидация очагов заражения, образованных СДЯВ в результате производственной аварии организуется и проводится под руководством руководителя объектового формирования с привлечением, в случае необходимости, формирований МЧС и других специализированных формирований. Спасательные работы организуются после проведения разведки. В зоне заражения определяются участки или объекты, в которые вводятся спасательные и медицинские формирования, Работы ведутся с соблюдением мер предосторожности с использованием средств индивидуальной защиты. Население, оказавшееся в зоне заражения, эвакуируется, пораженные, после оказания медицинской помощи доставляются на незараженные участки территории, и при необходимости, — доставляются в лечебные учреждения. На выходе из зоны заражения организуется санитарная обработка населения и личного состава формирований, дегазация транспорта и имущества.

Порядок действий при локализации очагов химического заражения в каждом конкретном случае зависит от вида ядовитого вещества, характера повреждений, технологической схемы производства и ряда других условий.

После локализации места аварии (разлива СДЯВ) приступают к его обеззараживанию. Возвращение населения в зону заражения допускается в том случае, если проведенные анализы воздуха, почвы и различных поверхностей показали значения концентраций ниже предельно-допустимых.

При аварии на атомной электростанции (АЭС) первоначально силами обслуживающего персонала, аварийных служб и объектовых формирований проводятся мероприятия по ее ликвидации и предотвращению выброса РВ

в атмосферу. Силами пожарных формирований производится локализация и тушение пожаров. Одновременно проводятся спасательные работы.

Все последующие мероприятия проводятся после уточнения и анализа складывающейся радиационной обстановки на объекте и прилегающей территории. Организуется радиационная разведка и лабораторный контроль службами радиационной безопасности и радиационной разведки объекта, определяются границы зон радиоактивного заражения местности, в которых потребуется проведение специальных мероприятий по защите населения и ликвидации последствий заражения.

К основным мерам защиты населения при радиоактивном заражении

относят: использование коллективных и индивидуальных средств защиты; применение средств медицинской профилактики; соблюдение режимов поведения в условиях радиоактивного загрязнения; ограничение доступа людей на зараженную территорию; исключение потребления загрязненных продуктов питания и воды; санитарная обработка людей, дезактивация одежды, техники, сооружений; эвакуация населения из зон радиоактивного заражения. Лица, находившиеся в зонах загрязнения, проходят обязательный медицинский контроль, получившие лучевые поражения отправляются на лечение.

Мероприятия по ликвидации последствий аварии на АЭС носят, как правило, общегосударственный характер и требуют концентрации усилий всей страны. Поэтому и создается Государственная комиссия, осуществляющая общее руководство всеми работами по ликвидации последствий аварии.

Ликвидация последствий чс в мирное время

ГОСТ Р22.8.01,-96 БЧС «Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования».

ГОСТ Р22.8.02.-94 БЧС «Захоронение радиоактивных отходов агропромышленного производства. Общие требования».

ГОСТ Р22.8.03.-95 БЧС «Технические средства разведки. Общие технические требования».

ГОСТ Р22Л04.-96 БЧС «Технические средства санитарной обработки людей. Дезинфекционно-душевые установки. Общие технические требования».

ГОСТ Р22.8.05.-95 БЧС «Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствии аварии на химически опасных объектах. Общие требования».

ГОСТ Р22.8.06.-95 БЧС «Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на радиационно-опасных объектах. Общие требования».

ГОСТ Р22.8.06.-95 БЧС «Аварийно-спасательные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями на акваториях. Общие требования».

ГОСТ Р22.8.06.-95 БЧС «Аварийно-спасательные работы при ликвидации аварий и катастроф на транспорте. Общие требования».

Ликвидация ЧС заключается в проведении в зоне ЧС и в прилегающих к ней районах соответствующими силами и средствами разведки и неотложных работ, а также организации жизнеобеспече­ния пострадавшего населения и личного состава этих сил.

Смотрите так же:  Возврат билет победа отзывы

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федерального подчинения, в том числе регионального формирования.

Мероприятия по ликвидации ЧС включают в себя: спасение людей; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих спасательным работам; ликвидация аварий, угрожающих жизни людей (на АЭС, химически опасных объектах; энергетических и коммунальных сетях; нефте- и газопроводах и т.д.); создание необходимых условий проведения восстановительных работ.

Аварийно-спасательные работы в ЧС включают в себя работы в зоне ЧС по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды в очагах поражения, по поиску и спасению людей, оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в загородные зоны.

Неотложными работами в ЧС являются первоочередные работы в зоне ЧС по устранению или снижению степени опасности от воздействия поражающих факторов, затрудняющих поиск и спасение пострадавших, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы на объектах жизнеобеспечения населения, а также работы по оказанию экстренной медицинской помощи, проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий и обеспечению охраны общественного порядка в зоне ЧС

Одной из главных задач гражданской обороны страны является проведение спасательных и других неотложных работ (СиДНР, СДНР).

Спасательные и другие неотложные работы – это комплекс организационных мероприятий, направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также выполнение задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или нападения противника.

Организационные мероприятия по подготовке СДНР проводятся в мирное время или когда угроза возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий отсутствует или маловероятна, при угрозе нападения противника, или угрозе возникновения ЧС и после нападения противника или после возникновения ЧС.

В мирное время или когда отсутствует угроза возникновения ЧС проводятся:

1. Сбор информации о субъектах ЧС военного и мирного времени.

2. Создание системы управления для действий в ЧС военного времени и обеспечения ее постоянной готовности.

3. Создание, оснащение и подготовка сил и средств для проведения СДНР.

4. Планирование СДНР в возможных очагах поражения, районах ЧС мирного времени.

5. Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов окружающей среды.

6. Организация взаимодействия с органами военного командования.

При угрозе нападения противника или угрозе возникновения ЧС (аварий, катастроф, стихийных бедствий) проводятся:

1. Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению задач.

2. Уточнение планов ГО, планов действий органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.

3. Создание группировки сил и средств и приведение их в готовность к выполнению СДНР.

4. Уточнение с органами военного командования вопросов взаимодействия.

После нападения противника или факта возникновения ЧС осуществляются:

1. Восстановление нарушенных систем управления.

2. Восстановление боеспособности группировки сил и средств или создание их, если они были уничтожены, и их защита,

3. Организация сбора информации и наблюдение за обстановкой.

4. Организация и управление СДНР.

Спасательные работы проводятся в целях:

— розыска пораженных и извлечения их из под завалов, разрушенных сооружений;

— оказания им первой медицинской и врачебной помощи;

— эвакуации из очагов поражения или районов ЧС в лечебные учреждения.

Спасательные работы включают:

— разведку маршрутов движения и участков работ;

— локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения;

— розыск пораженных и извлечение из задымленных помещений завалов;

— вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений;

— оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;

— вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

— санитарную обработку людей, ветеринарную сельскохозяйственных животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и т.д.

Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спасательных работ и обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи.

Другие неотложные работы включают:

— прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах, зоне заражения;

— локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

— укрепление конструкций зданий и сооружений.

СДНР в очаге поражения или ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ и выполняются во взаимодействии с силами других министерств.

Мероприятия по ликвидации ЧС планируются и готовятся заранее.

При подготовке мероприятий учитывается, что каждому виду ЧС присущи свои специфические особенности, из которых вытекают определенные требования к составу привлекаемых сил, их техническому оснащению и способам действия.

Мероприятия по ликвидации ЧС включают в себя; спасение людей; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; локализацию аварий и устранение повреждений, препятствующих спасательным работам; ликвидацию аварий, угрожающих жизни людей (на АЭС, химически опасных объектах, энергетических и коммунальных сетях, нефте- и газопроводах и т.д.); создание необходимых условий проведения восстановительных работ.

В ходе спасательных работ проводят:

— разведку очагов поражения и маршрутов выдвижения формирований на объекты работ;

— локализацию и тушение пожаров па участке проведения работ и путях выхода к ним;

— подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляцией;

— санитарную обработку людей;

— дезактивацию техники, транспорта и средств защиты.

При проведении таких работ прокладывают колонные пути; устраивают проезды в завалах и на зараженных участках; восстанавливают поврежденные мосты и наводят переправы и т.д.

Для предотвращения и уменьшения ущерба, ожидаемых ЧС предусматривается проведение комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, таких как строительство берегозащитных и берегоукрепляющих сооружений, обваловка и подсыпка дамб и т.д.

Основные причины производственного травматизма с т…

1. Опрокидывание. 2. Нахождение в зоне маневрирования. 3. Нарушение нормативной документации. 4. Падение с высоты. 5. Нарушение ПДД. 6. Отсутствие.

Защита населения в ЧС

ГОСТ Р22.3.01-94 БЧС «Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования». ГОСТ Р22.3.02.-94 БЧС «Лечебно-эвакуационное обеспечение населения.

Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий

Организация предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Концепция гражданской защиты населения. Гражданская защитаэто защита населения, объектов народного хозяйства и окружающей среды от действия чрезвычайных ситуаций любого происхождения, а также постоянная готовность к ликвидации их последствий.

Гражданская защита предусматривает:

  • защиту населения и территорий,
  • гражданскую оборону ГО.

Защита населения и территорий достигается:

  • уменьшением возможных масштабов источников аварий, катастроф и стихийных бедствий (АКСБ);
  • локализацией и сокращением времени существующих поражающих факторов;
  • снижением опасности поражения людей путем задания требований к размещению опасных объектов, планированию населенных пунктов,
  • строительством устойчивых зданий и сооружений;
  • повышением устойчивости функциональных объектов экономики и жизнеобеспечения;
  • проведением аварийно спасательных и других неотложных работ (АСДНР);
  • ликвидацией последствий ЧС и реабилитацией населения, территории и окружающей среды.

Гражданская оборона (Федеральный Закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г., № 28-ФЗ) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

ГО рассматривается как элемент стратегического оборонного потенциала страны, составная часть общей системы национальной безопасности.

Способы защиты в чрезвычайных ситуациях предусматривают:

  • защиту населения и систем жизнеобеспечения,
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ,
  • жизнеобеспечение пострадавшего населения,
  • повышение устойчивости функционирования промышленных объектов.

Различают несколько периодов защиты:

  • мирный период,
  • период возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий ,
  • период действия АКСБ,
  • период ликвидации последствий АКСБ,
  • период угрозы нападения противника,
  • период внезапного нападения противника,
  • период ведения военных действий.

Из числа возможных защитных мероприятий выделяют:

  • заблаговременно проводимые,
  • мониторинг среды,
  • планирование порядка действий,
  • мероприятия при угрозе и возникновении ЧС,
  • оповещение,
  • мониторинг и разведка.

Структура и задачи службы ГО-РСЧС. Общее руководство по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС военного и мирного времени осуществляет (рис. 6.1) премьер-министр и заместитель начальника ГО — министр МЧС, на региональном уровне — региональные центры, на территориальном уровне — подразделения в соответствующих администрациях, на уровне объекта — специальный орган или отдельное лицо.

Для повседневного управления в составе ГО-РСЧС существуют:

  • оперативно-дежурные службы всех уровней в органах управления по делам ГО и ЧС,
  • дежурно-диспетчерские службы, созданные параллельно с оперативно-дежурными в министерствах и ведомствах федерального уровня и в органах управления местного уровня.

РСЧС содержит в своем составе функциональные и территориальные подсистемы. Функциональные подсистемы — это аварийно-спасательные отряды (постоянная готовность и способность работать в автономном режиме не менее трех суток) и внештатные формирования. Территориальные подсистемы включают в себя:

  • поисково-спасательные, службы и отряды (отряд имеет в своем составе 30-40 человек ),
  • региональные авиационные поисково-спасательные отряды ;
  • центральный аэромобильный отряд (Центроспас) — готовность к вылету — 3 часа, готовность вылета медицинской службы — 15 минут.

Министерство по чрезвычайным ситуациям России ставит перед собой следующие задачи:

  • разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения;
  • руководство гражданской обороны Российской Федерации, Войсками гражданской обороны Российской Федерации, поисково-спасательной службой МЧС России;
  • обеспечение функционирования и дальнейшего развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС);
  • организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнением мероприятий по их предупреждению;
  • руководство по поручению Правительства Российской Федерации работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, контроль за осуществлением мероприятий в этой области;
  • организация разработки и реализации федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращения и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф, защиту населения, территории страны, а также на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • координация работ по созданию и использованию системы чрезвычайных резервных фондов, включая государственные резервы, для проведения первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль за целевым расходованием средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • организация международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
  • организация разработки и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе последствий радиационных аварий и катастроф, подъему затопленной военной техники, боеприпасов, в том числе снаряженных отравляющими веществами, и контейнеров с радиоактивными отходами;
  • организация подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и выживанию в экстремальных условиях;
  • осуществление руководства функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по проведению поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, вредных химических и радиоактивных веществ на море и внутренних водоемах страны;
  • организация оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, контроль за созданием и работой соответствующих территориальных и локальных систем оповещения;
  • организация совместно с заинтересованными организациями и координация работ по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированию территории Российской Федерации по наличию потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий , разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектах народного хозяйства и территориях;
  • организация формирования и доставки гуманитарной помощи населению Российской Федерации и зарубежных стран, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций;
  • определение совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления состава размещения и оснащения сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создание учебных и реабилитационных центров;
  • рассмотрение и согласование программ учебных и специальных учебных заведений по вопросам гражданской обороны, подготовки к действиям при чрезвычайных ситуациях;
  • организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам защиты населения и территории при чрезвычайных ситуациях, совершенствования существующих и создания новых высокоэффективных аварийно-спасательных средств, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при чрезвычайных ситуациях;
  • координация разработки, утверждение или согласование программы обучения населения, подготовки должностных лиц и органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и осуществление аттестаций спасателей и аварийно-спасательных формирований;
  • осуществление связи с общественностью, гражданами и средствами массовой информации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, защиты жизни и здоровья людей, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
  • осуществление международного сотрудничества по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, оказания помощи пострадавшему населению, проведения подводных работ особого назначения и другим вопросам, относящимся к компетенции МЧС России.
Смотрите так же:  Завещание контрольная работа

Решения этих задач во многом возможно на региональные центры МЧС (приказ МЧС №396 от 10 сентября 2001 г).

В результате анализа чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Российской Федерации, необходимо отметить, что на фоне снижения количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера вероятность возрастания общего количества чрезвычайных ситуаций сохраняется. Увеличивающееся расходование средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, в целом, не решает проблему обеспечения безопасности населения и территорий. В связи с этим основными направлениями государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности населения и территорий представляются следующие:

Cилы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС)

Cилы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенные или привлекаемые для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других работ в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения, состоят из:

  • формирований поисково-спасательной службы МЧС России;
  • военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
  • сил Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф
    формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  • военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • формирований гражданской обороны территориального, местного и объектного уровней;
  • специально подготовленных сил и средств войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  • служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России; восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения Российской Федерации;
  • аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

    В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

    на постоянной штатной основе — профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
    на нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования;
    на общественных началах — общественные аварийно-спасательные формирования.

    Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций


    Для ведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются:

  • соединения и части войск гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы и Государственной противопожарной службы МЧС России центрального подчинения, авиация МЧС России – решением МЧС России или начальников региональных центров (ГОЧС) с немедленным докладом по команде;
  • территориальные поисково-спасательные службы, муниципальные противопожарные подразделения — решением руководителя соответствующей территориальной комиссии по чрезвычайным ситуациям;
  • силы и средства функциональных подсистем — решениями соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, их региональных органов, объектов и организаций.

    По мере прибытия в район чрезвычайной ситуации силы и средства РСЧС поступают в распоряжение руководителей соответствующих КЧС или иного органа управления (руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации), на который возложены задачи организации ликвидации чрезвычайной ситуации.

    В целях оперативного решения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций организуется всестороннее обеспечение действий сил и средств РСЧС, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В зависимости от их вида и масштаба обеспечение организуется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС. При необходимости используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Ответственность за всестороннее обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается на соответствующих руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям.

    Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяются на 3 этапа:

    начальный этап — проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению работ.

    I этап — проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;

    II этап — завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

    На каждом этапе проведения аварийно-спасательных работ руководителем ОГ МЧС России, соответствующей КЧС (руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации) принимаются, в зависимости от складывающейся обстановки, решения (постановления) и отдаются распоряжения о проведении необходимых мероприятий.

    На начальном этапе решаются следующие основные задачи:

    1. Зашита населения и оказание помощи пострадавшим:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;
  • эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где сохраняется опасность поражения;
  • розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи;
  • соблюдение режимов поведения населения и спасателей.

    2.Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий поражающих факторов:

  • локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений);
  • приостановка или прекращение технологических процессов;
  • тушение пожаров;
  • санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.

    3.Подготовка к проведению работ группировками сил и средств:

  • ведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;
  • приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств;
  • выдвижение сил и средств в зону чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ.

    В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы, обеспечения безопасности граждан, а также восстановления жизнедеятельности людей в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    После выполнения аварийно-спасательных работ создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих КЧС, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи управления в зоне чрезвычайной ситуации местным организациям.

    Комиссия оценивает объем выполненных работ, готовит акт на передачу объектов и пострадавшей территории соответствующим органам исполнительной власти, местного самоуправления или руководителям организаций.

    В акте указывается объем выполненных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и объем необходимых работ по созданию условий для функционирования объектов экономики и условий жизнедеятельности населения в пострадавшем районе.

    Акт подписывается членами комиссии и утверждается соответствующим руководителем органа исполнительной власти или руководителем объекта социального и производственного назначения.

    С утверждением акта на передачу окончательное восстановление всей инфраструктуры возлагается на руководителя соответствующего органа исполнительной власти, местного самоуправления или руководителя организации (объекта).

    Силы и средства РСЧС из зоны чрезвычайной ситуации выводятся на основании решения руководителя соответствующей КЧС или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

    В целях организованного вывода сил и средств разрабатывается план вывода, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

    На завершающем этапе работ, при необходимости, проводятся мероприятия в целях восстановления деятельности пострадавших объектов и инфраструктуры. К ним относятся: восстановление или строительство зданий, восстановление производственного оборудования или установка нового, восстановление энергоснабжения и транспорта, восполнение запасов материальных средств, восстановление плотин, восстановление хозяйственных связей и т.п.

    Смотрите так же:  Ул.полярная нотариус

    Эти мероприятия проводятся под руководством федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, к которым относятся пострадавшие объекты.

    Следует подчеркнуть, что силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций при проведении работ используются эшелонированно: первый, второй, третий эшелоны и резерв.

    В состав первого эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 30 мин.

    Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

    В состав второго эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 3 часов.

    Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

    Для завершения аварийно-спасательных и других неотложных работ может создаваться третий эшелон.

    В состав третьего эшелона включаются силы и средства РСЧС, привлекаемые к ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно планам действия (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с готовностью более 3 часов.

    В состав резерва включаются силы и средства, предназначенные для решения внезапно возникающих задач.

    Действия органов управления, сил и средств в составе группировок при ликвидации чрезвычайных ситуаций регламентируются положениями и требованиями соответствующих нормативных правовых актов. Основными положениями являются следующие.

    Органы управления и силы РСЧС в мирное время, в зависимости от обстановки, функционируют в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Режимы их работы устанавливают соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в зависимости от масштабов прогнозируемой или возникшей на их территории чрезвычайной ситуации.

    Воинские части и соединения гражданской обороны приводятся в готовность к выполнению поставленных задач в мирное время по степеням готовности № 1, 2 (Директива МЧС России от 3 ноября 1998 г . № 1).

    Порядок применения региональных и территориальных поисково-спасательных служб и формирований МЧС России и временные нормативы их действий определены приказом МЧС России от 23 октября 1997 г . № 384.

    Силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также на основе Руководства по взаимодействию МЧС России с Минобороны России по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Доставка сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зону (район) чрезвычайной ситуации и возвращение их в места постоянной дислокации осуществляются транспортными средствами Минтранса России и МПС России. По заявкам МЧС России за счет ассигнований, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также авиацией МЧС России.

    Наращивание группировки сил и средств РСЧС в районе действия осуществляется по мере их готовности.

    Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной или функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. При невозможности ликвидировать чрезвычайную ситуацию своими силами, территориальная или ведомственная КЧС обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

    Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия, средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения работоспособности человека при работе в определенных условиях.

    При планировании круглосуточного ведения аварийно-спасательных работ продолжительность рабочих смен (рабочих циклов), включая перерывы на отдых, не должна превышать 8 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени.

    В ночное время продолжительность работы спасателей уменьшается на 25 %, соответственно увеличивается время отдыха.

    В ходе работы назначаются микропаузы для кратковременного отдыха продолжительностью 2—3 мин. после завершения одного или нескольких рабочих циклов.

    Продолжительность перерывов в ходе работ смены 10—15 минут.

    Взаимодействие при ликвидации чрезвычайных ситуаций организуется во всех органах управления РСЧС по целям, задачам, месту и времени. Основой для его организации является решение на ликвидацию чрезвычайной ситуации и указания по взаимодействию.

    В указаниях по взаимодействию определяются: цели и задачи взаимодействия по возможным вариантам развития чрезвычайной ситуации; привлекаемые силы, средства, состав группировок сил и их задачи: обеспечение их выдвижения и ввода на объекты работ; организация использования техники и средств механизации; порядок действий формирований в условиях возникновения вторичных поражающих факторов; порядок смены формирований на участках работ; порядок переподчинения воинских частей гражданской обороны соответствующим комиссиям по чрезвычайным ситуациям и согласования их действий с воинскими частями и формированиями других министерств и ведомств; организация обеспечения сил необходимыми материальными и техническими средствами; места размещения пунктов управления, порядок использования связи, организации информационного обеспечения; меры по поддержанию взаимодействия, отработке документов и организации контроля.

    Мероприятия по взаимодействию планируются и организуются заблаговременно при разработке и согласовании планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые уточняются ежегодно, а также при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    План взаимодействия является составной частью плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Разрабатывается с пояснительной запиской и приложением необходимых расчетов, графиков, таблиц и справочных данных. В плане отражаются: основные задачи, выполняемые силами РСЧС и взаимодействующими силами; расположение важнейших потенциально опасных объектов, районы возможных стихийных бедствий; характеристики потенциально-опасных объектов; маршруты перевозок опасных грузов различными видами транспорта; состав и группировка сил РСЧС и других привлекаемых сил для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, их дислокация, сроки готовности, закрепление за объектами, территориями; задачи органов управления, подчиненных и взаимодействующих сил, порядок приведения их в готовность, маршруты выдвижения в район бедствия, вид транспорта, сроки прибытия; организация дорожно-комендантской службы и охраны объектов; организация управления, оповещения, обмена взаимной информацией и всестороннего обеспечения действий сил; порядок взаимодействия с органами управления соседних субъектов Российской Федерации, региональных центров, военных округов (флотов) и другие вопросы, обусловленные спецификой региона, субъекта Российской Федерации и других территориальных образований.

    Планы согласовываются с взаимодействующими органами управления, подписываются соответствующими начальниками, организующими их разработку, и утверждаются начальниками (руководителями) вышестоящих органов управления.

    Взаимодействие организует старший орган управления с органами управления и силами, расположенными на подведомственной ему территории (начальники региональных центров, руководители субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, организаций, командиры воинских частей и формирований).

    На начальников региональных центров ГОЧС возлагается разработка планов действий (взаимодействия) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласование его с управлениями военных округов, флотов, территориальными органами министерств, ведомств, расположенных в регионе, по вопросам:

  • совместной разработки и корректировки планов действий (взаимодействия), готовности подчиненных соединений и частей гражданской обороны, поисково-спасательных служб, учреждений и формирований регионального подчинения;
  • создания группировки сил и средств, привязки их к конкретным потенциально опасным объектам и районам возможных стихийных бедствий, определение их численности, порядка обеспечения техникой, вооружением, материальными и техническими средствами;
  • оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и организации взаимного информирования об обстановке;
  • выделения сил и средств для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядка их вызова;
  • использования загородных зон, транспортных средств и средств связи военного округа (флота);
  • организации проведения медицинского, тылового и технического обеспечения учреждениями военного округа (флота);
  • планирования совместных действий органов исполнительной власти и органов военного командования по защите населения и территорий в регионе;
  • согласования планов действий с соседними регионами, субъектами Российской Федерации и управлениями военных округов (флотов).

    На руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям в части организации взаимодействия возлагается:

  • обеспечение готовности органов и пунктов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях;
  • координация деятельности подчиненных и взаимодействующих КЧС;
  • организация оповещения органов управления, в том числе взаимодействующих сил РСЧС и населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, принятых мерах по обеспечению безопасности, о прогнозируемых возможных последствиях аварий, катастроф и стихийных бедствий, приемах и способах защиты;
  • организация и координация действий сил наблюдения и контроля, разведки всех видов за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;
  • распределение задач, согласование планов действий между подчиненными, приданными и взаимодействующими органами управления;
    согласование действий с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних субъектов, органов местного самоуправления и других административных образований по вопросам совместных действий и обмена информацией;
  • своевременная информация и отчетность перед вышестоящим органом управления о ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и изменениях обстановки.

    Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи, должны:

    При необходимости, взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.

    Организация связи в зонах чрезвычайных ситуаций зависит от следующих основных факторов: характера и масштаба чрезвычайной ситуации, структуры системы управления, состава, задач и возможностей сил, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, их места в составе группировки сил, мобильности и способов восстановления готовности.

    Связь в каждой части, подразделении, формировании осуществляется силами и средствами подразделений связи (рот, взводов, отделений) и служб связи с использованием имеющихся технических средств в соответствии с ранее разработанной структурой управления.

    Развертывание связи осуществляется поэтапно по мере прибытия сил в зону чрезвычайной ситуации. На начальном этапе работ связь аварийно-спасательных формирований объектов (объединений), поисково-спасательных отрядов, противопожарных подразделений, бригад скорой медицинской помощи осуществляется по ведомственной принадлежности и координируется местными комиссиями по чрезвычайным ситуациям и органами управления ГОЧС, а при объектовых авариях — администрацией (КЧС) объекта.

    С прибытием дополнительных сил для ликвидации глобальных (региональных) чрезвычайных ситуаций общую координацию использования сил и средств связи в зоне работ осуществляет оперативная группа МЧС России или соответствующего регионального центра ГОЧС.

  • Author: admin