Льготы для выпускников детских домов

На какие льготы могут претендовать выпускники детских домов?

Краткий обзор законодательства субъектов РФ по мерам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выпустил благотворительный фонд «Берега». Пособие предназначено, в первую очередь, для выпускников детских домов, которые, как правило, бывают плохо подготовлены к самостоятельной жизни. Книга содержит информацию о гарантиях, положенных детям-сиротам в различных регионах России. Проект стал победителем грантового конкурса «Православная инициатива».

Социальная поддержка сирот устроена таким образом, что значительная часть функций регулируется именно региональным законодательством. В местных актах порой не ориентируются не только выпускники, воспитатели, социальные работники, но порой даже чиновники, работающие в сфере социального обеспечения на местах. В помощь всем этим людям и был выпущен справочник, включивший в себя, помимо прочего, материалы, посвященные воспитанию детей-сирот, усыновлению, патронату и другими формам семейного воспитания.

«Справочник был задуман еще в 2011-ом, сперва как сборник для Центрального федерального округа, где и расположено большинство детских домов, которым мы помогаем, — рассказывает Сергей Карпуненков, один из создателей справочника и руководитель благотворительного фонда «Берега», специализирующегося на помощи православным детским домам. – Однако очень скоро мы пришли к выводу, что подобный сборник нужно делать для всей России. Тогда мы приняли участие в конкурсе «Православная инициатива» и получили грант. Частично выпуск книги был профинансирован на наши собственные деньги, частично — по гранту. Все-таки мы выпустили некоммерческое издание, на хорошей бумаге, а это стоит немалых денег».

Справочник распространяется бесплатно, первые его экземпляры уже были разосланы в ряд православных детских домов. Бумажную версию пособия можно получить в Москве, по адресу: улица Покровка дом 27 строение 6. Тел: (495) 917-44-99

Электронную версию справочника можно скачать на официальном сайте фонда.

Льготы для выпускников детских домов

Вопрос:
Какие льготы есть для выпускников детских домов?

Ответ:
Дети-сироты, после получения среднего образования, имеют право бесплатно обучаться на подготовительных курсах в учереждения высшего и среднего проффессионального образования.
Они имеют право на бесплатное первое и второе профессиональное образование. Во время обучения во всех типах учреждений проффессионального образования эти дети должны иметь полное государственное обеспечение.
При выпуске из интернатов дети-сироты обеспечиваются одеждой, обувью и денежным пособием.
В федеральных государственных учреждениях образования выпускники детских домов должны получать стипендию которая на 50% выше стипендии данного учреждения, пособие сумма которого равняется сумме трёхмесячной стипендии на покупку литературы и 100% заработной платы за производственную практику.
Также они имеют право на бесплатный проезд на городском транспорте.
При предоставлении академического отпуска они продолжают получать стипендию.

Заявка на бесплатную консультацию

Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах — см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию .

Для этого нужно либо заполнить и отправить находящуюся ниже форму заявки на консультацию, либо (для тех, кто является жителем Москвы или Санкт-Петербурга) просто позвонить по бесплатным телефонам юридической помощи в Москве: (499) 703-15-39 или в Санкт-Петербурге: (812) 309-86-84

Социально-правовая страничка

Все дети, живущие в детских домах, школах-интернатах рано или поздно задумываются о выходе из стен учреждения, о том, как они будут жить дальше. Кого-то эта мысль удручает, и он испытывает страх перед ранее неизведанной жизнью, а кто-то наоборот – ждет своего выпуска и предвкушает ощущение свободы. И большая часть выпускников даже не подозревают о том, какими правами они обладают. Они не знают о том, что существуют некие программы по соцзащите детей, они не знают, что существуют льготы и пособия, которые могут значительно помочь выпускнику при выходе. И дабы повысить уровень подготовки наших выпускников к «новой» жизни, мы и предлагаем эту полезную информацию, которая понадобиться выпускнику в реализации своих прав.

Первый документ, на который стоит Вам обратить внимание, это ЗАКОН «О РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ».
Суть этого Закона сводится к тому, что в нем перечислены все виды социальной помощи, которые должны оказываться не только детям, которые еще не вышли из учреждения, но и выпускникам (18-23 лет).

В Постановлениях говорится, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право бесплатно обучаться на курсах в учреждении среднего или высшего профессионального образования (по их выбору). Так что, смело идите к руководителю учреждения и узнавайте о своих возможностях на то, чтобы учиться на каких-нибудь курсах.
Если Вы учились в специальной (коррекционной) школе-интернате и имеете неполное среднее образование, то есть возможность доучиться в вечерней школе. Во всяком случае, многие выпускники так и поступают для того, чтобы затем выучиться и устроиться на интересную и высокооплачиваемую работу.

По Закону выпускники, которые окончили обучение в своем учебном заведении, должны обеспечиваться денежным пособием в сумме 500 рублей, а также одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием. Руководители школ-интернатов могут по желанию выпускников выдавать взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования денежную компенсацию в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислять указанную компенсацию в качестве вклада на имя выпускника в Сбербанк РФ.
Если Вы обучаетесь в учреждениях начального и среднего профессионального образования, то до окончания обучения Вам должно выплачиваться ежегодное (один раз в год) пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.

СТИПЕНДИЯ И ЗАРПЛАТА

Следующая статья говорит о том, что воспитанникам при получении первого или второго начального профессионального образования, помимо полного государственного обеспечения, выплачивается стипендия, а также заработная плата, которая начисляется в период производственной практики. Организация производственной практики осуществляется на основании трудового договора (это очень важный для вас документ, который вы должны обязательно заключить) между образовательным учреждением и учащимися детьми-сиротами, который заключается за 15 дней до начала производственных работ. В договоре указываются взаимные обязательства сторон по изготовлению продукции с последующей ее реализацией.
С начала организации производственного обучения или производственной практики на учащихся и студентов — детей-сирот распространяются требования стандартов, инструкций, правил и норм охраны труда, правил внутреннего трудового распорядка, действующие в учебно-производственных мастерских образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Начисление заработной платы производится ежемесячно и по завершении производственной практики в размере 100% за выполненные работы.

Наиболее болезненной и острой проблемой при выходе из детского дома является жилищная. Существует ряд Федеральных законов, которые гарантируют предоставление жилья в течение трех месяцев, но это право не реализуется в связи с нехваткой жилья. Те, за кем было сохранено право на жилье, часто возвращаются к родителям, ведущим паразитический, аморальный образ жизни.
А как обеспечить жильем выпускников сиротских учреждений, оставшихся без собственной квартиры или комнаты, если даже некоторые выпускники до сих пор «без определенного места жительства»? Только в процветающем Санкт-Петербурге бомжами могут себя назвать 450 молодых петербуржцев, оставшихся без жилья за последние 6 лет. Чтобы обеспечить их собственным углом — комнатой в коммуналке, надо около 85 млн. рублей. Что же говорить о Российской глубинке?!

Дорогой выпускник, ты должен знать, что в случае возникновения проблем с квартирой (непригодность для проживания, её отсутствие и др.) ты, согласно Закону «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда» имеешь право на получение бесплатной жилой площади, путем заключения договора социального найма. Для заключения этого договора необходим коротенький перечень документов:
— документы, подтверждающие личность и правовой статус ребенка;
— документы о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченном органе по месту жительства, первичного выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения;
— документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания;
— документы, подтверждающие срок окончания пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания;
— медицинское заключение о состоянии здоровья для лиц, имеющих право на дополнительную площадь при наличии соответствующих медицинских показаний.
Предоставляет этот перечень документов Органы опеки и попечительства муниципальных образований Тверской области. Затем комиссия рассматривает поступившие документы, формирует списки лиц для предоставления жилплощади и передает их в Департамент социальной защиты населения. После этого остается только запастись терпением и ждать.
С января 2007 года в основной Закон внесены изменения: дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании обучения в учреждениях профобразования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из мест лишения свободы, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет и не получившие жилое помещение по достижении ими указанного возраста, сохраняют свое право на внеочередное получение жилого помещения.
Предлагаем Вам несколько советов «бывалого» выпускника А. Гезалова: «Часто администрация говорит, что жилья нет — тогда возьмите комнату, это должно быть оформлено как временное жилье, требуйте свою квартиру. Если Вы оказались в чужом городе, Вы можете подать запрос в органы опеки того города, откуда Вы прибыли (просить выслать документы о Вашем пребывании в детском доме). Так как если Вы проживаете и учитесь в новом городе и прописаны в общежитии (до 23 лет), Вы можете требовать от администрации города предоставить Вам жилье. Они теперь являются Вашими государственными опекунами до 23 лет. Вы можете даже контролировать свою очередь на получение жилья. Не затягивайте получение жилья, так как потом будет сложнее это сделать. Чем Вы старше, тем меньше шансов получить квартиру. Получив жилье, постарайтесь там жить сами, так как сегодня народ разный, и может быть потом всякое».
Помни: в решении жилищных проблем многое зависит от твоей собственной активной позиции. Начиная самостоятельную жизнь, сразу обращайся в нужные организации и представляй необходимые документы. Получить вне очереди благоустроенное жилое помещение ты можешь в срок, зависящий от:
• количества таких же льготников, как и ты, ожидающих жилья;
• даты обращения в жилищные органы;
• объема местного жилого фонда, предназначенного для этих целей.

Смотрите так же:  Исковое заявление к собственнику нежилого помещения

На основании представленных комиссией документов решается вопрос о принятии тебя на учет нуждающихся либо об отказе. Отказ в предоставлении тебе жилья вне очереди, как выпускнику детского дома, школы-интерната, может быть обжалован в суде по месту нахождения того жилищного органа, которые нарушили твои жилищные права.
Ты считаешься принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи заявления со всеми документами, представление которых возложено на тебя. Не забывай, что ежегодно ты должны приходить на сверку учетных данных.
Нередко возникает вопрос: обязан ли ты после окончания учебного заведения возвращаться в закрепленное за тобой жилье или можешь выбрать для дальнейшего жительства любой другой населенный пункт. Да, ты имеешь право жить там, где захочешь, но постарайся здраво оценить ситуацию с обеспечением жильем, и поймешь, что лучше возвращаться в свои родные места, особенно, если есть закрепленное жилье.
Многие выпускники интернатных учреждений, в маленьких городах и
поселках, ждут квартир и комнат не один год. Есть одна закономерность: выпускники интернатов, решившие продать государственную жилплощадь или поменять ее на худшую с доплатой, или оформить дарение комнаты или квартиры, делают это в короткие сроки, однако при этом они лишаются крыши над головой на долгие-долгие годы, а некоторые — навсегда. Скитаются без угла, без прописки, без работы, становятся бомжами, причем не только сами, но и их дети.

Сейчас вышел новый Закон «О патронате», где предусматривается возможность временного проживания и содержания выпускников.
Постинтернатный патронат — форма оказания социальной помощи выпускникам детских домов и школ – интернатов в возрасте от 18 до 23 лет после завершения обучения в учреждениях интернатного типа, в случае признания их нуждающимся в государственной поддержке: наличие инвалидности, отсутствие жилья и других причин, затрудняющих социальную адаптацию. Для этого нужно личное заявление выпускника и ряда документов, подтверждающих его затруднительное положение.
Постинтернатный патронат осуществляется с целью оказания социальной помощи на период адаптации и устройства после окончания образовательного учреждения в форме:
— предоставления услуг учреждением по патронату по организации временного проживания и содержания;
— помощи в трудоустройстве;
— подготовки правовых документов для защиты прав и интересов.
При этом период проживания и содержания не может превышать один год. Однако выпускнику, претендующему на проживание и содержание, может быть отказано в случае отсутствия оснований признания его нуждающимся в господдержке.

Дорогие выпускники! Не бойтесь и не ленитесь обращаться за подробностями по этим вопросам к инспектору по охране прав, социальному педагогу вашего образовательного учреждения, в Органы соцзащиты, опеки и попечительства, юридическую консультацию и т.д.

…На самом деле… принятая в России законодательная база по социальной защите выпускников детских домов в некоторых регионах (в частности по Тверской области) совершенно не гарантирует права выпускников в жизненно важных сферах. Многие выпускники по выходу из стен общежития вынуждены жить с родителями-алкоголиками или, имея непригодное для проживания жилье, ждут годами своей очереди на получение жилья, перекочевывая из общежития в общежитие. Не обеспечивается льготный проезд в общественном транспорте после достижения 18 лет, скромной стипендии не хватает даже на самое необходимое.

В разработке этой странички принимал участие выпускник детского дома г. Москвы, учащийся юридического факультета Щербаков Александр

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Социальная и правовая помощь выпускникам

При выходе из детского дома воспитанник получает необходимый набор документов (свидетельство о рождении, паспорт, справку о пребывании в детском доме, состоянии здоровья, свидетельства о родителях, других родственниках, документы, подтверждающие право на имущество, жилую площадь и пр.), а также телефоны и адреса государственных органов, которые должны помочь молодому человеку устроиться в дальнейшей жизни.

Список специалистов, с которым выпускнику придется общаться, довольно велик, но без помощи не обойтись. Вот только основные из них.

Отдел опеки — оказывает помощь при решении жизненных проблем.

Служба занятости населения, комиссия по делам несовершеннолетних — помогают при устройстве на работу.

Управление социальной защиты населения — курирует получение и назначение пенсий, занимается другими вопросами социального обеспечения.

Отдел учета и распределения жилой площади — жилищные вопросы (по закону выпускник детского дома имеет право без очереди единовременно получить государственную жилую площадь при отсутствии наследуемой).

Народный суд — консультация по гражданским, уголовным делам, судебный исполнитель.

Нотариальная контора (ближайшая или любая муниципальная) — подтверждение правильности оформления любых документов.

Юридическая консультация — консультирование по юридическим вопросам.

ЗАГС — регистрация актов, запросы архивных данных (родители, родственники, место рождения и пр.).

Местная администрация — все вопросы, касающиеся социальной защиты выпускников.

К процедуре выпуска воспитанников администрации детских домов подходят очень тщательно. Для каждого из них назначается социальный педагог или инспектор по делам несовершеннолетних, который курирует дальнейшую жизнь молодого человека. Конечно, самым острым вопросом, помимо жилищного, является устройство на работу. Очень важно, чтобы бывший воспитанник, который зачастую не привык к жизни в обществе, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, смог успешно устроиться на работу. На данном этапе очень важно, чтобы юноша или девушка четко знали свои права и могли грамотно ими пользоваться. Для этого в детских домах готовят детей к выпуску, практически во всех учреждениях вместе с необходимыми документами и справочными адресами выдают специальные памятки выпускника — подборки, своеобразные справочники законодательных и нормативно-правовых документов. В данные справочники обязательно входят разъяснения или официальные документы, где перечислены все права и льготы выпускников детских домов — это дополнительные гарантии права на образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд.

Решением одного из главных вопросов для несовершеннолетнего выпускника детского дома становится трудоустройство. Решением этой проблемы обязаны заниматься органы государственной службы занятости населения по месту регистрации (проживания).
Органы занятости обязаны:

  • принять и дать бесплатную консультацию по вопросам возможного трудоустройства и наличия вакантных рабочих мест с учетом профессиональной пригодности;
  • провести профориентационную работу с молодым человеком и профессиональную диагностику с учетом полученного образования и состояния здоровья;
  • при необходимости направить на БЕСПЛАТНОЕ обучение с целью получения определенной профессии;
  • зарегистрировать в качестве безработного, если ребенку уже исполнилось 16 лет, и он представил все необходимые документы;
    после регистрации в качестве безработного (если человека по каким-то причинам не могут трудоустроить) государство обязано выплачивать пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившей в регионе;
  • направлять на общественные и временные работы;
  • предложить самостоятельный поиск работы.

При трудоустройстве воспитаннику детского дома необходимо знать, как подготовиться к первому собеседованию, какие документы надо подготовить, какие права и обязанности имеет несовершеннолетний работник, на какие пункты в трудовом договоре нужно обратить особое внимание. Для этого мы готовы представить некоторые практические советы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВСТРЕЧИ С РАБОТОДАТЕЛЕМ

К встрече с работодателем надо тщательно готовиться внутренне и внешне.

Очень важно прибыть на собеседование вовремя. Необходимо подумать, каким транспортом ехать, сколько на это потребуется времени (с учетом времени суток и возможных перерывов в движении транспорта). Лучше приехать чуть раньше и погулять на свежем воздухе — это поможет сосредоточиться и окончательно подготовиться к разговору. Но входить в кабинет раньше назначенного времени не стоит. Работодатель может быть занят — не стоит мешать ему.

В дверь кабинета нужно постучать точно в назначенное время. Возможно, для этого придется предпринять пробную поездку, чтобы оценить время, которое надо затратить на дорогу.

При встрече надо иметь документы: паспорт, аттестат, диплом, трудовую книжку, а также ручку, записную книжку.

Не стоит приходить на собеседование в состоянии усталости или стресса. Заранее невозможно предугадать, с каким человеком придется разговаривать. Ориентироваться следует на благожелательного работника, заинтересованного в подборе хорошего специалиста. Ваша задача — убедить своим поведением, что вы являетесь именно таким хорошим специалистом.

Смотрите так же:  Как происходит купля продажа комнаты

Поздоровавшись, не стоит без приглашения торопливо садиться на стул. Желательно составить первое впечатление о собеседнике. Если был предварительный разговор с работодателем по телефону, то необходимо напомнить ему об этом. Держаться нужно свободно, но не развязно. Не позволяйте себе курить, развалившись сидеть на стуле и т. п.

Лучше подождать, пока вас будут готовы выслушать или начнут разговор. Всегда внимательно выслушивайте собеседника, не стоит прерывать его ни под каким предлогом.

Взгляд на собеседника должен быть открытым, доброжелательным, выражающим интерес и понимание. Упорный, пристальный взгляд смущает его, мешает сосредоточиться. Такая манера смотреть часто воспринимается как вмешательство в личные переживания, бесцеремонность, желание соперничать. Если же собеседник не смотрит в глаза партнеру, избегает его взгляда, это тоже производит неблагоприятное впечатление. Но такой взгляд может выражать и застенчивость, неуверенность в себе. Оптимальным в большинстве случаев оказывается такой «режим», при котором беседующие то смотрят друг на друга, то отводят взгляд. Как показывают исследования, лучше не задерживать взгляд дольше 10 секунд. Правильный зрительный контакт позволяет выразить и почувствовать внимание, одобрение, произвести благоприятное впечатление. Собеседники смотрят друг на друга, как правило, в важных для каждого «местах» разговора.

Говорить нужно ясно, кратко, избегая длинных объяснений. Важно избегать вопросов, на которые собеседник может ответить «нет». Желательно повторять в ходе беседы основные мысли собеседника: «Если я правильно вас поняла, то…». Не стоит повторять свои собственные слова и мысли, навязывать собеседнику свое мнение, неуместные или непродуманные предложения. Это не поможет созданию у собеседника хорошего впечатления о соискателе работы. Желательно выражаться оптимистично, уверенно. И вообще, надо быть уверенным в себе (хотя бы внешне). Ответы на вопросы работодателя — убедительные, правдивые, уверенные — помогут ему понять, что перед ним именно тот человек, которого он ищет.

Необходимо позаботиться о внешнем виде. Все знают пословицу: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Однако следует руководствоваться следующими советами:

  • внешний вид должен соответствовать той работе, на которую соискатель претендует;
  • необходимо избегать сверхмодных вещей, особенно если они не гармонируют с другими элементами туалета;
  • девушкам не стоит надевать очень короткую юбку или приходить в спортивном костюме;
  • косметику или макияж лучше использовать умеренно, чтобы не выглядеть вульгарно;
  • обувь должна быть начищенной, не стоптанной, не стоит надевать туфли, которые тесны, даже если они новые;
  • девушкам лучше выбрать туфли на среднем каблуке;
  • следует обратить внимание на прическу.

Предпочтительно использовать деловой или классический стиль. Это может быть скромный, но сшитый со вкусом, чистый и отглаженный повседневный костюм, позволяющий чувствовать себя естественно и непринужденно.

Важно занять правильную позицию во время деловых разговоров. В современной психологии выделены три позиции поведения, которые могут занимать собеседники во время переговоров:

  • позиция одного из собеседников является приниженной и просительной. Она названа «подставка снизу» и означает, что он ставит себя ниже своего партнера;
  • позиция в беседе может быть надменной, покровительственной, когда партнер по беседе осуществляет нажим на собеседника, т.е. занимает позицию силы, навязывая ему свое мнение, принижая его. Такая позиция получила название «подставка сверху»;
  • собеседники не впадают ни в позицию униженного просителя, ни в другую крайность. Эта позиция получила название «подставка рядом» и она помогает достигнуть взаимопонимания собеседниками.

Необходимо помнить: чем короче предстоящая деловая беседа, тем тщательнее стоит к ней готовиться. Нужно заранее отработать ответы на наиболее вероятные вопросы, продумать аргументы и даже формулировки. Желательно изучить организацию, в которую соискатель обращается по поводу трудоустройства: виды производимой продукции, климат в коллективе и т. п. Эту информацию можно получить и в органах труда и занятости, и в самой организации.

Надо быть готовым к анкетированию или тестированию. Цель анкетирования — получить достаточно полную информацию об образовании, квалификации, семейном положении соискателя для осуществления предварительного отбора кандидатов. Цель тестирования — выявить профессиональную пригодность, деловые и личностные качества, психологические особенности соискателя и т. п. Тестирование надо рассматривать как нормальное явление, которое помогает руководству подобрать на вакантное место нужного работника из числа претендентов, а соискателю — избежать работы, с которой он не справится, принеся неприятности и себе, и делу.

Собеседование — запланированный разговор, который имеет определенную цель, поэтому его ход можно спрогнозировать.

Заранее попробуйте разыграть диалог с работодателем, постарайтесь грамотно и четко сформулировать ответы на возможные вопросы: какое у Вас образование, почему Вас интересует именно эта должность, где Вы работали раньше, какие профессиональные навыки имеете, хорошо ли ладите с другими людьми, каковы Ваши увлечения и наклонности.

Соискатель должен продумать вопросы, ответы на которые он хочет услышать от работодателя. Самые важные это: режим работы, условия труда, перечень должностных обязанностей, размер, форма и график выплаты заработной платы, социальные гарантии, предоставляемые предприятием (оформление трудовой книжки, отпуск, медицинская страховка, выплаты в пенсионный фонд).

СОВЕТЫ ЮРИСТА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

1. Если ребенок достиг необходимого возраста, по общему правилу — 16 лет, (если не учится — 15 лет), или хочет учиться и работать, и с согласия попечителя (опекуна) и органа опеки и попечительства принял решение трудоустроиться, то он должен до заключения трудового договора представить документы, необходимые для приема на работу:
— паспорт;
— документ об образовании (если он необходим для выполнения этой работы);
— пенсионное страховое свидетельство (если он есть);
— справку о состоянии здоровья. Медицинский осмотр соискатель обязан пройти, иначе работодатель имеет право отказать в работе;
— справку о том, что соискатель являетесь учащимся (если ребенок еще учится).
2. После представления необходимых документов, работодатель обязан заключить с несовершеннолетним трудовой договор в письменной форме в двух экземплярах — второй экземпляр выдается работнику на руки.

Получив трудовой договор на руки, внимательно прочитайте его условия!

В содержании трудового договора с несовершеннолетним выпускником детского дома (сиротой) должны быть закреплены следующие условия:
— при приеме на работу не устанавливается испытательный срок;
— должно быть установлено сокращенное рабочее время: от 14 до 16 лет — 24 часа в неделю; от 16 до 18 лет — 36 часов в неделю. А если ребенок учится, то на половину меньше — т.е. или 12 часов, или 18 часов;
— ежегодный очередной оплачиваемый отпуск составляет 31 календарный день;
— Если ребенок совмещает работу с обучением в вечерней школе, училище, колледже или в ВУЗе, то ему предоставляется право на оплачиваемые дополнительные учебные отпуска для сдачи экзаменов, а при обучении в вечерней школе — сокращенная рабочая неделя или сокращенный рабочий день;
— несовершеннолетнего не могут принять на подземные работы, работы с вредными и опасными условиями труда. А также работы, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах; производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, изделиями наркотического и токсического направления), а также, если она связана с переноской и передвижением тяжестей, превышающим предельные нормы;
— несовершеннолетнего не могут направлять в командировки; привлекать к сверхурочным работам; к работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (кроме творческих работ, работ в области искусства, спорта и кино);
— не могут заключать договоры о полной материальной ответственности;
— оформлять трудовые договоры по совместительству;
— работодатель по своей инициативе может расторгнуть трудовой договор только с согласия государственной инспекции по труду и комиссии по делам несовершеннолетних (кроме случая ликвидации предприятия).
— Работодатель не имеет право не предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск, отозвать из отпуска и заменить отпуск денежной компенсацией.
— Должностные лица, виновные в нарушении условий трудового договора (контракта), регулирующими их отношения с гражданами из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Как работник несовершеннолетний обязан:

1. При приеме на работу пройти предварительное медицинское освидетельствование при заключении трудового договора;
2. Выполнять обязанности, определяемые трудовым договором;
3. Ежегодно проходить медицинский осмотр (за счет средств работодателя);
4. Соблюдать трудовую дисциплину и правила техники безопасности и охраны труда.

Материалы для статьи предоставлены Г. В. Семья, Н. П. Слугиной (проект «Разработка системы социально-профессиональной адаптации выпускников при первичном трудоустройстве», 2006 г.)

Новости Минпросвещения

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

Смотрите так же:  Налоговое нарушение и ответственность за их совершение

Проблема семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетов государственной семейной политики.

22 Октября 2018

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы сообщает, что 27 октября 2018 года с 11до 14 часов пройдет общегородское мероприятие «День Аиста».

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

Сироты вне конкурса

— Принятием этих поправок мы возвращаем социальную справедливость, ведь поступление в вуз — это подчас единственный шанс для сирот занять достойное место в жизни, — заявила корреспонденту «РГ» один из авторов законопроекта, заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ирина Соколова.

По ее словам, не секрет, что возможности детей-сирот при поступлении в ВУЗы на общих основаниях несравнимы с домашними детьми. Проблема в том, что зачастую уровень среднего образования выпускников детских домов гораздо ниже, чем у выпускника среднестатистической школы. Кроме того у обычных детей есть подготовительные курсы, репетиторы, которые натаскивают их на сдачу ЕГ и за которых платят родители. У сирот этого ничего нет. Но, по мнению депутата, это не повод закрывать перед ними двери университетов и лишать права на высшее образование.

Напомним, что новый Закон «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, оставил право на внеконкурсное поступление детям-инвалидам и лишил его детей-сирот. Вместо поступления вне конкурса сиротам, как и еще 12 категориям льготников, дали право преимущественного поступления при равных баллах с другими абитуриентами. А еще им дали возможность учиться на бесплатных подготовительных курсах при государственных вузах при наличии у них среднего общего образования. Хотя тот, кто учился на подготовительных курсах, и даже платных, знает, что это далеко не гарантия поступления в вуз.

Почему норма о внеконкурсном поступлении сирот выпала из нового Закона «Об образовании в РФ», объяснил во время прений перед первым чтением законопроекта председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов. По его словам, для этого было как минимум две причины.

— Первое обстоятельство — это то, что не так важно, сколько детей-сирот поступят в высшие учебные заведения, а сколько из них окончат вузы, — пояснил парламентарий.

По его словам, есть статистика минобрнауки, согласно которой после первой же сессии «отсеивается» 40 процентов детей-сирот, а всего вузы не могут окончить порядка 80 процентов поступивших сирот.

Второе обстоятельство, как отметил Никонов, это позиция Союза ректоров. Ректоры считали, что, конечно, дети-сироты, не способные поступить сразу, должны проходить через подготовительное отделение.

По словам председателя думского комитета, в итоге после принятия «внеконкурсных» поправок сирота может выбрать: идти на подготовительное отделение или поступать в высшее учебное заведение сразу.

— У меня, конечно, есть подозрение, что подавляющее большинство будет сразу поступать в вузы, и опять же не все из них будут вузы оканчивать. Но, тем не менее, попробовать нужно, — считает Вячеслав Никонов.

Инициатором прошлогодних «антисиротских» поправок в Закон «Об образовании в РФ» стало минобрнауки, впрочем ведомство и сейчас выступило против возвращения льгот для сирот.

Чиновники от образования мотивировали это тем, что большинство сирот имеет низкий уровень среднего образования и отчисляется из вузов еще на первом курсе. При этом, по данным минобразования, сироты вместе с детьми-инвалидами выбирали до 10 процентов бюджетных мест в престижных вузах. Как считают в образовательном ведомстве, на эти места могли бы претендовать обычные, но более образованные студенты, которые способны успешно учиться и осваивать знания. Кроме того, по мнению чиновников, существующих льгот для детей сирот вполне достаточно, ведь выпускники детдома имеют возможность обучения на подготовительных курсах, и дальнейшее зависит уже от них самих и от мотивации. Если они успешно отучатся на курсах, то и в ВУЗе им будет учиться уже значительно легче.

Но позиция минобразования не смогла убедить два профильных думских Комитета по образованию и вопросам семьи в нецелесообразности новых поправок. В итоге перед самым окончанием сессии в конце декабря депутаты большинством голосов приняли этот законопроект в первом чтении.

— Возвращение льгот для сирот никак не помешает поступить в университеты другим детям, — не согласна с чиновниками от образования депутат Ирина Соколова.

По ее словам, из 10-процентной квоты дети-инвалиды выбирают 2 процента, еще примерно 3 процента — это дети-сироты, то есть речь идет примерно о 13-14 тысячах человек в год.

— Так, например, в прошлом году правом внеконкурсного поступления воспользовались чуть больше 12 тысяч детей — это примерно 3 процента от всех бюджетных мест, что вряд ли может как-то сказаться на снижении общего уровня государственного вузовского образования в стране, — подытожила Соколова.

В то же время, по словам Никонова, Комитет по образованию уже дал поручение минобразования тщательно следить за реализацией этой нормы, и проанализировать ее итоги в конце 2015-го — начале 2016-го года.

Что положено выпускнику детского дома

К сожалению, наша страна занимает одно из лидирующих мест в мире по количеству детей, которые по той или иной причине оказались на попечении государства. Так только за один год детские учреждения в России принимают больше полусотни детей, из которых только чуть больше десяти тысяч потом находят новые семьи. Безусловно, малыши, о которых некому позаботиться из взрослых, оказываются на полном содержании государства, но что происходит с детьми, которым уже исполнилось 18 лет и которые вынуждены покинуть детский дом или интернат и остаться наедине с окружающей реальностью?

Выпускаясь из детского дома, молодые люди часто не имеют представления о том, что делать и как строить жизнь дальше. Раньше у них были и еда, и одежда, и книги, а теперь они оказываются лишены и крыши над головой, и всего остального. Конечно, законодатель, прекрасно понимая абсолютную неприспособленность таких детей к современным реалиям жизни, не мог оставить этот вопрос не решенным и не предоставить такой молодежи какой-либо поддержки, хотя конечно, она не такая разносторонняя, как для несовершеннолетних детей, но, считается вполне достаточной для приспособления человека к жизни.

По общему правилу государство предоставляет выпускникам детских домов два вида помощи:

  • материальную поддержку
  • помощь в решении жилищного вопроса.

При этом в каждом из этих случаев закон предусматривает определенное количество условий, при которых подобная поддержка будет оказана.

Так, социальная выплата, в размере, установленном региональным законом (в среднем от 400 до полутора тысяч рублей), будет начисляться только тем, кто поступил на очную форму обучения, только в этом случае выпускник детского дома может рассчитывать на подобное дополнительное пособие, а также целый ряд других видов поддержки.

К примеру, выпускникам детских домов общежитие при учебном учреждении предоставляется бесплатно, как и питание в столовых при общежитии или учебном заведении, при этом предусматривается обязательное бесплатное трёхразовое питание. К этим же льготам относится и бесплатный проезд до окончания обучения, а также дополнительные выплаты – ежегодная выплата на покупку книг и канцелярии в размере трех ежемесячных стипендий и оплата периода прохождения практики. Стоит также отметить, что в само учебное учреждение выпускники детских домов могут поступить вне основной очереди, при условии успешно сданных единых экзаменов.

Все эти льготы и выплаты предоставляются выпускнику детского дома только в том случае, если он решил продолжить свое обучение профессии, причем обязательным условием является поступление именно на очную форму обучения, так как считается, что иные виды предполагают возможность работать и иметь собственный заработок, потому надобность в пособиях и льготах отпадает.

Второй, важный вид поддержки – предоставление жилья. Установлен норматив, по которому жилье на одного человека должно быть площадью не менее 33 квадратных метров. Именно таким жильем и обеспечивают выпускников детских домов, причем выделяют им квартиры и комнаты вне основной очереди.

Важно отметить, что далеко не все выпускники получают жилье от государства. В основном у детей, оставшихся без родителей остается жилплощадь, в которой они были прописаны, которая находится у них в собственности либо была получена в собственность или социальный наём по наследству от родителей. Во всех этих случаях дети считаются обеспеченными жильем и не нуждаются в помощи государства. Остальные же выпускники в обязательном порядке должны получить жилье, поскольку государство не может выпустить молодых людей из стен детского дома в никуда.

Конечно, в нашей стране такое количество людей, которые должны обеспечиваться жильем вне очереди, что из них формируется отдельная очередь и жилье многие получают далеко не сразу. К примеру, те, кто поступил на очную форму обучения и последующие пять лет будет проживать в общежитии получат свое жилье уже по окончании обучения. Это даст возможность остальным выпускникам детских домов не оказаться на улице в прямом смысле этого слова.

Поддержку выпускников детских домов со стороны государства нельзя назвать разносторонней и обширной, однако важно, что такие дети не остаются предоставлены сами себе и получают хоть и небольшую, но все же помощь от государства.

Author: admin