Красноречие для адвоката является

Мастерство юристов-ораторов иногда называют крас­норечием. Словарь русского языка (в 4-х томах) опреде­ляет красноречие, во-первых, как способность, умение говорить красиво, убедительно, ораторский талант; во-вторых, как ораторское искусство.

Красноречие — это умение говорить не только краси­во, но и убедительно. Значит, это сочетание таланта ора­тора и определенных знаний и умений, усвоенных в про­цессе изучения.

Красноречие является эффективным средством эмоци­онального воздействия. Средствами языка судебный ора­тор акцентирует внимание суда на тех или иных деталях дела.

Поэтому, раскрывая в речи картину преступления, объективно анализируя действия подсудимого, собранные доказательства, мотивы преступления и его последствия, необходимо помнить, что при произнесении защититель­ной речи важно обратить внимание на следующие факто­ры:

  1. язык речи должен быть понятным и не изобиловать словами-паразитами («значит», «вот», «таким образом», «как бы» и др.). Лучше промолчать, чем заполнить пау­зу этими выражениями;
  2. осторожно обращайтесь с иностранными словами. Не все могут понять их и оценить вашу эрудицию;
  3. избегайте сокращений. Эффектнее звучит и произ­водит большее впечатление полное наименование;
  4. соблюдайте ясность речи, просто и точно формули­руя предложения;
  5. не уводите речь в сторону, наполняя ее излишними подробностями, чтобы Вас не прерывали предложениями типа: «Говорите по существу»;
  6. не увлекайтесь жестикуляцией, когда произносите речь, и не отводите глаза. Это производит неприятное впечатление;
  7. не старайтесь копировать чьи-то приемы произне­сения речи. Ищите свой стиль. Не все может подойти адвокату по многим признакам (одежда, обувь, манеры и т.п.);
  8. звучание речи рассчитывайте на аудиторию, пло­щадь суда и др.

Нельзя кричать или говорить шепотом. Это крайнос­ти, которые никто не любит. Используйте все приемы речи — паузы, темп речи, громкость — для достижения своей цели.

Соблюдение перечисленных факторов позволит Вам не только хорошо составить защитительную речь, но и дос­тойно ее произнести и достичь необходимого результата.

Красноречие для адвоката является

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 558 917
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 501 806

Вполне допустимо, что данная книга не избавлена от некоторых дискуссионных выводов, тем не менее, я надеюсь, что она окажет юристам практическую помощь.

Тема 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

…какое у нас с вами в руках бесценное богатство — живое слово, какими громадными возможностями — психологическими, художественными, информативными — обладает современная публичная речь, какая это вообще замечательная штука — выступление…

И.А. Шведов. Искусство убеждать

В состязательном уголовном процессе… адвокат или прокурор, не владеющий ораторским искусством, в лучшем случае бесполезен, в худшем — источник повышенной опасности и для потерпевшего, и для обвиняемого, и для всего общества.

В.В. Мельник. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе

Прежде чем говорить подробно об особенностях судебного красноречия, дадим в общих чертах понятие этого явления; поговорим о значении речевой культуры в профессиональной деятельности юриста; выявим качества убеждающей речи.

1. Понятие судебного красноречия

Прокурора и адвоката, выступающих в судебных прениях, называют судебными ораторами. Это предполагает большую ответственность. Почему? Для ответа на этот вопрос давайте вспомним, кто такой оратор.

Слово оратор заимствовано в XVIII в. из латинского языка (лат. orator — от orare — говорить, излагать). Слово многозначное. Первое его значение — «тот, кто произносит речь», «лицо, произносящее речь». В этом значении слово употребляется как термин: прокурор и адвокат, защищая или оспаривая права истца и ответчика в гражданском процессе и поддерживая государственное обвинение или защищая права подсудимого в уголовном процессе, выполняют свою функцию в соответствии с процессуальным положением в судебном разбирательстве. Роль оратора в этом понимании слова сводится к выполнению действий, предусмотренных процессуальным законом: проанализировать, дать правовую оценку.

Не ошибемся, если скажем, что чаще всего человек, произносящий публичную речь по долгу службы, формально, без любви к делу, без уважения к своей профессии, говорит, как правило, невнятно, неуверенно, монотонно, сбивчиво, заученными стандартными фразами, с речевыми ошибками. Речь его засорена пустыми, ненужными словами типа в общем-то, как бы и др. Об ораторских приемах и говорить не приходится. Слушать такую речь скучно. Да и нужна ли она в суде? Выполняет ли она свое назначение? А оратор даже не задумывается, что речь можно произнести иначе, так, чтобы она стала убедительной, чтобы судья прислушался к ней.

Совсем недавно пришлось слушать речь молодого адвоката, который в течение нескольких минут три раза произнес просторечную форму средства. И когда после окончания процесса я объяснила ему его ошибку, он отреагировал смеясь: «А, да, такое со мной случается. А знаете, ораторское искусство сейчас не востребовано».

Говорить чисто, грамотно, красиво — стыдно? Немодно?

Можно оценивать говорящего как хорошего или плохого оратора, умелого или неумелого, скучного. Но важно помнить, что «От некачественной, неубедительной судебной речи страдают не только интересы правосудия, потерпевшего и подсудимого, но и репутация и имидж судебного оратора, особенно адвоката» [143. С. 279].

Но у слова оратор есть еще второе значение: «тот, кто обладает даром произносить речь, красноречием». Это не только говорящий человек, но человек, умеющий говорить перед аудиторией. Он знает, как привлечь внимание слушателей, потому что он мастер; он владеет ораторским искусством; он любит свое дело. Оратор — это человек, глубоко изучивший тему выступления, материалы дела и свободно владеющий ими; человек, который умеет четко и определенно сформулировать тезис выступления, составить рабочий план; человек, который логично, ясно, убедительно излагает материал. «Оратор есть тот, — писал Цицерон, — кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении». Такими ораторами были выдающиеся юристы прошлого. С большим уважением говорил о них В.М. Савицкий: «Задумайтесь, почему мы с благоговением произносим имена старых русских юристов? Почему часто вспоминаем их?» (Из разговора за «круглым столом» в редакции газеты «Неделя»).

Что такое ораторское искусство? Слово «искусство» обозначает «отрасль творческой художественной деятельности» (выделено мною. — Н.И.); «высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности». Специфической сферой деятельности является ораторское искусство. Это творческая деятельность по подготовке и произнесению публичной речи. Деятельность, основанная на большом упорном труде, в результате которого человек может овладеть умением произносить речь перед аудиторией: говорить логично, доходчиво, увлекательно и убедительно. В теории публичной речи ораторское искусство понимается как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи: это умение формулировать тезис и подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения с целью оказать определенное воздействие на слушателей; это умение доказывать и опровергать, умение убеждать; это речевое мастерство.

Одной из разновидностей ораторского искусства является судебное ораторское искусство, которое нередко называют судебным красноречием. Что такое красноречие?

М.В. Ломоносов писал, что «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить». Но может ли говорить «красно» прокурор, поддерживающий обвинение в убийстве? Уместна ли красивая, образная речь при изложении результатов судебно-медицинской экспертизы? или, например, при правовой квалификации преступления? при определении меры наказания подсудимому?

М.М. Сперанский определял красноречие как «дар потрясать души». Но как может потрясать души судебный оратор?

А.Ф. Кони различал понятия «красноречие» и «ораторское искусство». Красноречие он понимал как «дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений», т.е. как умение говорить образно, как природное дарование. Ораторское же искусство, по его убеждению, «есть умение говорить грамотно, убедительно».

Слово красноречие В.И. Даль определял как науку «и умение говорить и писать красно, убедительно (выделено мною. — Н.И.) и увлекательно».

Современные словари толкуют его так: «1. Способность, умение говорить красиво, убедительно (выделено мною. — Н.И.); ораторский талант || Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика».

Значит, красноречие — это умение говорить не только красиво, но и убедительно, это сочетание таланта и определенных знаний и умений.

Судебное красноречие, основное назначение которого — способствовать установлению юридической истины по делу, формированию внутреннего убеждения судей, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами процессуального закона и предполагает оценочно-правовой характер речи[3]. Эту специфику охарактеризовал Н.П.Карабчевский: «Судебное красноречие — красноречие особого рода. На него нельзя смотреть лишь с точки зрения эстетики. Вся деятельность судебного оратора — деятельность боевая. Это вечный турнир перед возвышенной и недосягаемой «дамой с повязкой на глазах». Она слышит и считает удары, которые наносят друг другу противники, угадывает и каким орудием они наносятся» [96. С. VI]. Тактика речи, стиль, ораторские приемы и речевые средства у каждого оратора свои, проверенные, отработанные. Одни покоряют судебную аудиторию силою своего вдохновения, как Ф.Н. Плевако, другие — глубиной мысли и ясностью изложения, как А.Ф. Кони. Но каждому судебному оратору важно уметь говорить доступно, грамотно, аргументировано. Это главное.

Адвокатура в Российской Федерации (М. Б. Смоленский, 2003)

Учебник освещает проблемы адвокатской деятельности и адвокатуры в России, ее исторического развития, принципов и организации, ораторского искусства и этнических основ профессии адвоката, методов адвокатского расследования. Изложены стандарты адвокатов по конкретным категориям дел, даны практические рекомендации по участию адвоката во всех видах судопроизводства на базе нового законодательства РФ по состоянию на 15.06.2002, а также нового Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Рекомендуется для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, научных работников, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов, а также всех, кто интересуется работой адвокатов и деятельностью адвокатуры в России.

  • Введение
  • Глава 1. Понятие адвокатской деятельности, формы и задачи адвокатуры
  • Глава 2. История развития адвокатуры в России
  • Глава 3. Адвокатура России с 1991 г.: пути развития и законодательная база
  • Глава 4. Конституционные основы адвокатуры и ее роль в становлении правового государства и укрепления гражданского общества в России
  • Глава 5. Этика адвоката
  • Глава 6. Основы ораторского искусства адвоката
  • Глава 7. Психология и имеджелогия в деятельности адвоката
  • Глава 8. Адвокатское расследование
Смотрите так же:  Федеральный закон ст.22 23

Из серии: Учебники и учебные пособия (Юридический Центр Пресс)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Адвокатура в Российской Федерации (М. Б. Смоленский, 2003) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Основы ораторского искусства адвоката

6.1. Значение ораторского искусства для деятельности адвоката

Искусство судебного красноречия зародилось еще в Древней Греции. С развитием государственности оживилась деятельность народных масс во внутренней жизни греческих полисов. Политическим деятелям приходилось публично отстаивать свои позиции и интересы. Политическая судьба многих граждан во многом зависела от умения говорить публично. Этому учились и эти знания ценили.

Первые теоретики судебного красноречия Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен. В Древнем Риме расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом Республики – Марк Порций Катон, Гальба, Марк Антоний, Марк Красс, Марк Тулий Цицерон.

Век XIX в России дал большое число гениальных ораторов-адвокатов. Речи Ф.Н. Плевано, С.А. Андриевского, А.И. Урусова, К.Д. Хартулари, В.Д. Спасовича и др. вошли в классику судебных речей мирового уровня.

Их выступления отличались безупречной логикой, остроумием, выдержкой, глубиной познаний, всесторонним исследованием дела.

Все это позволяло им выигрывать безнадежные казалось бы дела. потому что судебная речь – это момент истины, концентрация усилий защитника или представителя, итог упорного труда и надежд. Можно с уверенностью сказать, что в определенный момент человеческая судьба, так или иначе ставится в зависимость от двух составляющих: знания закона и способности убеждения, основанных на искусстве красноречия. Особенно это важно в суде с участием присяжных, где человеческий фактор играет немаловажную роль.

Речь построенная по всем правилам ораторского искусства на основе знаний закона, приемов судебного красноречия, по законам логики и здравого смысла, да еще произнесением талантливым оратором может изменить ход судебного процесса в сторону нужную адвокату. Вот в чем значение ораторского искусства.

6.2. Защитительная речь адвоката

Адвокат, выступающий в прениях, произносит речь, называемую защитительной. Это вид судебной речи. Судебная же речь – это публичное выступление, которое представляет собой изложение выводов оратора по конкретному делу и его возражения оппоненту. Она адресуется определенной аудитории: суду, другим участникам процесса и всем присутствующим в зале судебного заседания, формирует внутреннее убеждение судей, помогает им глубже разобраться во всех обстоятельствах дела, всесторонне, полно и объективно исследовать эти обстоятельства, установить истину по делу и принять правильное решение.

Прения – заключительная часть работы адвоката в суде. Подытоживается вся кропотливая работа в ходе следствия как предварительного так и судебного. Главная задача адвоката в прениях состоит в том, чтобы содействовать формированию у суда убеждения, благоприятного для подзащитного. Поэтому судебная речь должна отвечать ряду требований выработанных адвокатской практикой, хотя в каждом отдельном случае содержание защитительной речи определяется конкретными задачами защиты по делу, которое, в свою очередь обусловлено характером преступления и другими особенностями дела.

Из каких составных частей как правило должна состоять защитительная речь?

1. Позиция по делу.

2. Вступительная часть речи (описательная часть).

3. Анализ и оценка доказательств.

4. Данные, характеризующие личность подсудимого.

5. Анализ причин и условий способствовавших совершению преступления.

6. Гражданский иск.

Рассмотрим эти пункты более подробно.

Позиция по делу

Раз речь идет об уголовном преступлении, то уголовный Кодекс должен содержать те статьи в которых обвиняется подзащитный. Причем обвинение должно доказать все элементы состава преступления. Если отсутствует хотя бы один элемент то преступления нет и подозреваемый не виновен. Поэтому очень важно определить какие элементы состава преступления наиболее слабо доказаны и их следует оспаривать и на этом строится версия защиты и выстраивается фактическая версия. Фактическая версия призвана объяснить суду, что произошло и почему. Версия должна быть логичной, простой, реальной и соответствовать юридической версии.

Вступительная часть речи

Во времена Древней Греции еще античные ораторы делили речь на: вступительную, главную и заключительную части. Значительная доля успеха адвоката определялась удачным вступлением, которое знакомит с темой выступления и подготавливает к восприятию фактов, подчас сухих и малоинтересных, но как правило очень важных. И их восприятие будет зависеть именно от вступления.

Прежде всего необходимо обратить внимание на здравый смысл ибо как писал известный адвокат Р.Гаррис «…здравый смысл есть основание адвокатского искусства» [6] .

Второе это сдержанность в речи. От шума, треска и пены появляется только раздражение и даже верные вещи очень плохо воспринимаются.

Следующее на что следует обратить особенное внимание – это логика рассуждений. Люди лучше усваивают доводы, изложенные в логической последовательности, и следует избегать сложных оборотов речи, непонятных фраз и риторики.

Необходимо толково и просто изложить обстоятельства дела. Это вызывает доверие. Нельзя спешить обосновывать свои доводы. Просто выскажите их и пусть над ними думает обвинение. И последнее. Примеры. Они нужны, но злоупотреблять ими нельзя. Лучше всего примеры судебной практики из Пленумов Верховного суда. Ум человека склонен подчиняться сравнению, особенно если нарисован красивый образ, да еще подкрепленный фактической стороной дела.

Анализ и оценка доказательств

В соответствии с законом, доказательствами являются любые фактические данные, удостоверяющие в установленном порядке наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, обвиняемого в его совершении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются показаниями свидетелей, показаниями, заключением экспертов и т. п.

Каждое в отдельности взятое доказательство анализируется и оценивается с позиции защиты, с учетом особенностей данного дела. Затем все собранные по делу доказательства рассматриваются в совокупности, устанавливается их взаимная связь или отсутствие ее.

Анализ и оценка каждого вида доказательств имеет свои особенности. В ходе проверки показаний свидетелей и их оценки подход к этому выбирается в зависимости от того свидетель это со стороны обвинения или защиты.

Адвокат должен попытаться найти убедительное объяснение, почему он считает показания свидетеля обвинения недостоверными, и наоборот, почему следует доверять свидетелю защиты. Все свидетельские показания нужно сопоставить между собой, с другими материалами дела. При несоответствии показаний необходимо на это обратить внимание суда и в защитительной речи рассмотреть их с позиции защиты.

Особой оценки заслуживают показания потерпевшего. Иногда обстоятельства дела вынуждают защитника касаться в своей речи морального облика свидетеля или потерпевшего. В этих случаях необходима сдержанность в оценках и тактичность. Есть категория дел, по которым исследование в защитительной речи морально-психологического облика потерпевшего необходимо (например, дела о хулиганстве, побоях, изнасилования).

Для правильной оценки показаний потерпевшего необходимо проанализировать поведение последнего в момент совершения преступления, так как иногда сами жертвы своим неправомерным оскорбительным или вызывающим поведением провоцируют на совершение в отношении их противоправных действий.

При оценке экспертиз как доказательств необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) личность эксперта, т. е. его компетентность и его объективность;

2) факты, которые были представлены эксперту;

3) обоснованность техническая и юридическая выводить эксперта в заключении.

Оценку вещественных доказательств необходимо вести так же по нескольким позициям:

1) их наличие или оспаривание (например, нож – он есть или его нет и если есть то тот ли это нож).

Обязательно в защитительной речи после оценки собранных доказательств необходимо обратится к личности подсудимого. Это данные о прошлой и настоящей жизни подзащитного, его семье, здоровье, психологии и др.

Адвокат должен постараться раскрыть внутренний мир подсудимого, его мировоззрение, проникнуть в его психологию, переживания, объяснить его поступки. Речь будет яркой и убедительной, когда вы будете «болеть» за своего подзащитного, будете искренним в желании помочь ему. Необходимо выявить и показать суду то особенное, что присуще данному человеку и особенно подчеркнуть факт раскаяния, если он признается в совершении деянии.

В любом, даже очень непривлекательном для защиты деле можно и нужно найти объяснения, почему было совершено то, что вменяется в вину вашему клиенту.

Это объяснение должно быть простым, понятным и убедительным, иначе может получиться эффект обратный желаемому.

Смотрите так же:  Могут ли дать штраф за летнюю резину

В заключении Вы подводите итог сказанному.

Адвокат, формулируя окончательные выводы, обращается к суду с просьбой оправдать подсудимого или назначить условное наказание и т. д. Это зависит от позиции защитника по конкретному делу. На наш взгляд, в заключении необходимо еще раз кратко, несколькими фразами подчеркнуть самые существенные, узловые моменты речи. Чтобы ваши последние фразы запомнились, они должны быть яркими, выразительными.

Следует избегать выражать личное мнение, а ссылаться на показания свидетелей, заключение экспертов, оценку вещественных доказательств. Нельзя подчеркивать слабость обвинения, а необходимо обращать внимание на сильные позиции защиты. О своих слабых местах упомянуть необходимо, но очень осторожно и вскользь.

И в течение своего вступления свою позицию по делу не забывать повторять многократно, но в разных вариациях.

Что касается формы защитительной речи, то Вы должны помнить о том, умение говорить красиво – талант и он дан не каждому. Поэтому старайтесь готовиться к выступлению тщательно и продуманно.

Ваша речь должна быть ясной и последовательной. Время выступления должно быть ограниченно тем временем, которое Вам необходимо для изложения всего того, что Вы тщательно взвесив, хотите сказать.

Есть речи, которые говорили по несколько часов (дело Дрейфуса во Франции), а есть в две минуты (речь Ф.Н. Плевано о священнослужителе укравшем деньги из дароносицы – «Он столько раз отпускал Вам грехи, неужели Вы не отпустите ему его грех».

И все. Человек оправдан.

6.3. Адвокатское красноречие

Мастерство юристов ораторов иногда называют красноречием. Словарь русского языка (в 4-х томах) определяет красноречие: во-первых как способность, умение говорить красиво, убедительно, ораторский талант; во-вторых как ораторское искусство.

Красноречие это умение говорить не только красиво, но и убедительно. Значит это сочетание таланта оратора и определенных знаний и умений усвоенных о процессе изучения.

Красноречие является эффективным средством эмоционального воздействия. Средствами языка судебный оратор акцентирует внимание суда на тех или иных деталях дела.

Поэтому, раскрывая в речи картину преступления, объективно анализируя действия подсудимого, собранные доказательства, мотивы преступления и его последствия необходимо помнить, что при произнесении защитительной речи важно обратить внимание на следующие факторы:

1) язык речи должен быть понятным и не изобиловать словами-паразитами («значит», «Вот», «таким образом», «как бы» и др.). Лучше промолчать, чем заполнить паузу этими выражениями;

2) осторожно обращайтесь с иностранными словами. Их не все могут понять и оценить Вашу эрудицию;

3) избегайте сокращений. Эффектнее звучит полное наименование и производит большее впечатление;

4) соблюдайте ясность речи, просто и точно формулируя предложения;

5) не уводите речь в сторону, наполняя ее излишними подробностями, что бы Вас не прерывали предложениями типа: «Говорите по существу»;

6) не увлекайтесь жестикуляцией, когда произносите речь и не отводите глаза. Это производит неприятное впечатление;

7) не старайтесь копировать чьи-то приемы произнесения речи. Ищите свой стиль. Не все может подойти адвокату по многим признакам (одежда, обувь, манеры и т. п.);

8) звучание речи рассчитывайте на аудиторию, площадь суда и др.

Нельзя в речи кричать или говорить шепотом. Это крайности которые никто не любит. Необходимо использовать все приемы речи-паузы, темп речи, громкость для достижения своей цели, чтобы убедить присяжных или судей в своей правоте.

Особо следует помнить, что нельзя пренебрегать мелкими фактами. Они как правило бесспорны, а большое их количество создает уверенность у слушателей о том, что объективно речь идет о проверенных фактах и уже не вызывает сомнения.

Соблюдения перечисленных факторов позволит не только хорошо составить защитительную речь, но и достойно ее произнести и достичь необходимого результата.

  • Введение
  • Глава 1. Понятие адвокатской деятельности, формы и задачи адвокатуры
  • Глава 2. История развития адвокатуры в России
  • Глава 3. Адвокатура России с 1991 г.: пути развития и законодательная база
  • Глава 4. Конституционные основы адвокатуры и ее роль в становлении правового государства и укрепления гражданского общества в России
  • Глава 5. Этика адвоката
  • Глава 6. Основы ораторского искусства адвоката
  • Глава 7. Психология и имеджелогия в деятельности адвоката
  • Глава 8. Адвокатское расследование

Из серии: Учебники и учебные пособия (Юридический Центр Пресс)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Адвокатура в Российской Федерации (М. Б. Смоленский, 2003) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Судебное красноречие

один из древнейших видов ораторского искусства.

Как прокурорская, как и адвокатская речи носят оценочный характер и

отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность,

аргументация и доказательность в деталях являются необходимыми условиями

полная характеристика обвиняемого и его мотивов. Суд – орган должен быть не

только карающий, но и воспитывающий. Естественно, что природа правосудия

определяет характер судебного красноречия. Отметим прежде всего, что в нем

состязательный момент между прокурором и адвокатом является совершенно

необходимым хотя бы потому, что прокурор как обвиняющий выступает от имени

общества и адвокат как защищающий выступает от имени обвиняемого, но цель

которых на суде – установление конкретной истины и достижение вполне

юридически обоснованного и поэтому справедливого приговора.

Бывают и отклонения от этих, законом установленных, принципов и норм.

Нередко как прокурор, так и адвокат стремятся создать себе славу. Делается

это с расчетом повлиять на вывод суда. Речи обеих сторон должны быть в суде

адресованы к судьбе определенного индивидуума, ставшего объектом юридическо-

правовой и судебно-процессуальной характеристики и оценки. Но эти же речи

прямым образом обращены не только к судьям, но и к совести и сознанию

общественности. В этом опосредованном своем значении названные речи имеют и

Однако прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защитительная) речи

вместе с тем отличаются друг от друга. Прокурору, или, как писал А. Ф.

Кони, публично говорящему судье, всегда легче.

от имени государства и народа. Структура прокурорской речи чаще всего

состоит из характеристики рассматриваемого дела, из оценки установленных

фактов, формулировок, определения и разбора, из характеристики подсудимого,

его деяний. Такая речь завершается рекомендацией или предложением о мере

наказания или об оправдании, если для этого имеются основания.

Прокурорская речь, как бы сурова она ни была, не может быть лишена

чувства такта и предельной объективности. Об этом такте, корректности,

исчерпывающей продуманности формулировок в обвинительной речи обстоятельно

и мотивированно говорил в своей работе «Задачи обвинения» А. Ф. Кони. Он

писал об огромной моральной и, разумеется, юридической ответственности

прокурора, выступающего на процессе, о том, что прокурор облечен большими

правами и доверием и поэтому обязан умело пользоваться ими, речь должна

быть образом объективности. В прокурорской речи неуместны не только

издевательский тон, подтрунивание по отношению к обвиняемому, но даже юмор.

По своему существу они принципиально не отличаются от прокурорской

обвинительной и адвокатской защитительной речей. Как общественный

обвинитель, так и защитник не только оперируют параграфами кодексов, но и

обращаются к морально-нравственным принципам и нормам общества, добиваясь

справедливого приговора суда.

Самозащитительная речь, или допускаемая законом речь подзащитного –

третий основной вид судебного красноречия. Хотя она по сути примыкает к

адвокатской речи, но ведется в иной форме и в более трудных условиях.

Красноречие для адвоката

Красноречие определяется как способность, умение говорить лаконично, грамотно, убедительно.

Особенно важно это для специалистов, работающих в сфере юриспруденции. Не зря ведь прокуроры и адвокаты, которые выступают на суде, называются судебными ораторами.

Адвокатское красноречие представляет собой совокупность юридических знаний и навыков по произнесению речи на публике. Во время судебного процесса речь должна быть красивой и с соблюдением соответствующих норм и законов. Это способность беспристрастно и доказательно рассуждать, формировать научно-правовые убеждения, влиять на правовое сознание людей.

Ораторское искусство адвоката взаимосвязано с требованием логичности, убедительности высказываний. Аргументированность – одна из самых важных составляющих в произнесении речи в суде. Все высказывания адвоката должны быть максимально обоснованными. От низкокачественной, малоубедительной адвокатской речи могут пострадать не только интересы правосудия, истца и ответчика. Под ударом может оказаться и авторитет самого юриста.

Исходя из этого, при произнесении юристом речи в защиту подопечного немаловажно учитывать особенности:

  1. Говорить нужно понятно и не употреблять слова–паразиты («это», «вот», «так» и пр.). Целесообразнее сделать паузу, нежели заполнять ее ими.
  2. Следует аккуратно обращаться с заимствованными с другого языка словами. Их не все понимают.
  3. Рекомендуется избегать аббревиатур. Эффектнее будет произнести полное название и произвести тем самым большее впечатление.
  4. Излагайте речь ясно, лаконично и четко.
  5. Не отходите от темы, забивая речь ненужными деталями, чтобы вас не прервали высказыванием вроде: «Говорите по делу».
  6. Не стоит чрезмерно жестикулировать и отводить взгляд. Это производит плохое впечатление на окружающих.
  7. Не копируйте чужие техники судоговорения. Найдите свой собственный стиль. Не все подходит другому юристу по многочисленным причинам (тембр голоса, интонация, манеры и прочие факторы).
  8. Ваша речь должна звучать настолько громко, чтобы ее мог услышать каждый присутствующий в помещении.
Смотрите так же:  Налог с продажи квартиры 2019 в собственности менее 3 лет

Крайне нежелательно в речи говорить на повышенных тонах или, наоборот, шептать. Это крайности, которые никому не нравятся. Нужно применять различные приемы речи-паузы, скорость, громкость для достижения поставленной цели. А ей в данном случае является убеждение аудитории в собственной правоте.

Особенно важно не забывать о том, что нельзя пренебрегать мелкими деталями. Обычно они неоспоримы, а большое их число делает аудиторию уверенной в том, что объективно говорится о проверенных фактах. Что, в свою очередь, редко подлежит сомнению.

Основная миссия для адвоката — установить правовую истину, убедить присяжных и судей. И красноречие для адвоката имеет свои специфические особенности, обусловленные нормами процессуального законодательства. Оно предусматривает оценочно-правовой характер речи. Следование вышеперечисленным факторам позволяет составить адвокатскую речь, достойно ее проговорить и добиться желаемого эффекта.

Значение ораторского искусства для деятельности адвоката.

Искусство судебного красноречия зародилось еще в Древней Греции. С развитием государственности усилилась деятельность народных масс во внутренней жизни греческих полисов. Политическим деятелям приходилось публично отстаивать свои позиции и интересы. Политическая судьба многих граждан во многом зависела от умения говорить публично. Этому учились, и эти знания ценили.

Первые теоретики судебного красноречия — Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен.

В Древнем Риме расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом Республики — Марк Порций Катон, Гальба, Марк Антоний, Марк Красс, Марк Тулий Цицерон.

XIX век в России дал большое число гениальных ораторов-адвокатов. Речи Ф.Н. Плевако, С.А. Андриевского, А.И. Урусова, К.Д. Хартулари, В.Д. Спасовича и др. вошли в классику судебных речей мирового уровня.

Их выступления отличались безупречной логикой, остроумием, выдержкой, глубиной познаний, всесторонним исследованием дела.

Все это позволяло им выигрывать безнадежные, казалось бы, дела, потому что судебная речь — это момент истины, концентрация усилий защитника или представителя, итог упорного труда и надежд. Можно с уверенностью сказать, что в определенный момент человеческая судьба так или иначе ставится в зависимость от двух составляющих: знания закона и способности убеждения, основанных на искусстве красноречия. Особенно это важно в суде с участием присяжных, где человеческий фактор играет немаловажную роль.

Речь, построенная по всем правилам ораторского искусства на основе знаний закона, приемов судебного красноречия, по законам логики и здравого смысла, да еще произнесенная талантливым оратором, может изменить ход судебного процесса в сторону, нужную адвокату. Вот в чем значение ораторского искусства.

Адвокат, выступающий в прениях, произносит речь, называемую защитительной. Это вид судебной речи. Судебная же речь — это публичное выступление, которое представляет собой изложение выводов оратора по конкретному делу и его возражения оппоненту. Она адресуется определенной аудитории: суду, другим участникам процесса и всем присутствующим в зале судебного заседания, формирует внутреннее убеждение судей, помогает им глубже разобраться во всех обстоятельствах дела, всесторонне, полно и объективно исследовать эти обстоятельства, установить истину по делу и принять правильное решение.

Прения — заключительная часть работы адвоката в суде. Подытоживается вся кропотливая работа в ходе следствия, как предварительного, так и судебного. Главная задача адвоката в прениях состоит в том, чтобы содействовать формированию у суда убеждения, благоприятного для подзащитного. Поэтому судебная речь должна отвечать ряду требований, выработанных адвокатской практикой, хотя в каждом отдельном случае содержание защитительной речи определяется конкретными задачами защиты по делу, которое, в свою очередь, обусловлено характером преступления и другими особенностями дела.

Из каких составных частей, как правило, должна состоять защитительная речь?

1. Позиция по делу.

2. Вступительная часть речи (описательная часть).

3. Анализ и оценка доказательств.

4. Данные, характеризующие личность подсудимого.

5. Анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления.

6. Гражданский иск.

Рассмотрим эти пункты более подробно. Позиция по делу

Раз речь идет об уголовном преступлении, то Уголовный кодекс должен содержать те статьи, в которых обвиняется подзащитный. Причем обвинение должно доказать все элементы состава преступления. Если отсутствует хотя бы один элемент, то преступления нет и подозреваемый не виновен. Поэтому очень важно определить, какие элементы состава преступления наиболее слабо доказаны; их следует оспаривать, и на этом строится вер сия защиты и фактическая версия. Фактическая версия призвана объяснить суду, что произошло и почему. Версия должна быть логичной, простой, реальной и соответствовать юридической версии.

Вступительная часть речи

Во времена Древней Греции античные ораторы делили речь на вступительную, главную и заключительную части. Значительная доля успеха адвоката определялась удачным вступлением, которое знакомит с темой выступления и подготавливает к восприятию фактов, подчас сухих и малоинтересных, но, как правило, очень важных. И восприятие этих фактов будет зависеть именно от вступления.

Прежде всего необходимо обратить внимание на здравый смысл, ибо, как писал известный адвокат Р. Гаррис, «. здравый смысл есть основание адвокатского искусства»1.

Второе — это сдержанность в речи. От шума, треска и пены появляется только раздражение, и даже верные вещи очень плохо воспринимаются.

Следующее, на что следует обратить особенное внимание, — это логика рассуждений. Люди лучше усваивают доводы, изложенные в логической последовательности, поэтому следует избегать сложных оборотов речи, непонятных фраз и риторики.

Необходимо толково и просто изложить обстоятельства дела — это вызывает доверие. Нельзя спешить обосновывать свои доводы. Просто выскажите их и пусть над ними думает обвинение. И последнее: примеры. Они нужны, но злоупотреблять ими нельзя. Лучше всего приводить примеры судебной практики из пленумов Верховного суда. Ум человека склонен подчиняться сравнению, особенно, если нарисован красивый образ, да еще подкрепленный фактической стороной дела и законом.

Анализ и оценка доказательств

В соответствии с законом, доказательствами являются любые фактические данные, удостоверяющие в установленном порядке наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, обвиняемого в его совершении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются показаниями свидетелей, заключением экспертов и т.п.

Каждое в отдельности взятое доказательство анализируется и оценивается с позиции защиты с учетом особенностей данного дела. Затем все собранные по делу доказательства рассматриваются в совокупности, устанавливается их взаимная связь или отсутствие ее.

Анализ и оценка каждого вида доказательств имеет свои особенности.

В ходе проверки показаний свидетелей и их оценки подход к этому выбирается в зависимости от того, свидетель это со стороны обвинения или защиты.

Адвокат должен попытаться найти убедительное объяснение, почему он считает показания свидетеля обвинения недостоверными, и наоборот, почему следует доверять свидетелю защиты. Все свидетельские показания нужно сопоставить между собой, с другими материалами дела. При несоответствии показаний необходимо на это обратить внимание суда и в защитительной речи рассмотреть их с позиции защиты.

Особой оценки заслуживают показания потерпевшего. Иногда обстоятельства дела вынуждают защитника касаться в своей речи морального облика свидетеля или потерпевшего. В этих случаях необходима сдержанность в оценках и тактичность. Есть категория дел, по которым исследование морально-психологического облика потерпевшего в защитительной речи необходимо (например, дела о хулиганстве, побоях, изнасилованиях).

Для правильной оценки показаний потерпевшего необходимо проанализировать поведение последнего в момент совершения преступления, так как иногда сами жертвы своим неправомерным оскорбительным или вызывающим поведением провоцируют на совершение в отношении их противоправных действий.

При оценке экспертиз как доказательств необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) личность эксперта, т.е. его компетентность и его объективность;

2) факты, которые были представлены эксперту;

3) техническая и юридическая обоснованность выводов эксперта в заключении.

Оценку вещественных доказательств необходимо вести также по нескольким позициям, учитывая их наличие или оспаривание (например, нож — он есть или его нет, и если есть, то тот ли это нож).

Обязательно в защитительной речи после оценки собранных доказательств необходимо, обратиться к личности подсудимого. Это данные о прошлой и настоящей жизни подзащитного, его семье, здоровье, психологии и др.

Адвокат должен постараться раскрыть внутренний мир подсудимого, его мировоззрение, проникнуть в его психологию, переживания, объяснить его поступки. Речь будет яркой и убедительной, когда вы будете «болеть» за своего подзащитного, будете искренним в желании помочь ему. Необходимо выявить и показать суду то особенное, что присуще данному человеку, и особенно подчеркнуть факт раскаяния, если он признается в совершении деяния.

В любом, даже очень непривлекательном для защиты деле можно и нужно найти объяснения, почему было совершено то, что вменяется в вину вашему клиенту.

Это объяснение должно быть простым, понятным и убедительным, иначе может получиться эффект, обратный желаемому.

В заключении подводится итог сказанному.

Адвокат, формулируя окончательные выводы, обращается к суду с просьбой оправдать подсудимого или назначить условное наказание и т.д. Это зависит от позиции защитника по конкретному делу. На наш взгляд, в заключении необходимо еще раз кратко, несколькими фразами подчеркнуть самые существенные, узловые моменты речи. Чтобы ваши последние фразы запомнились, они должны быть яркими, выразительными.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 45 ; Нарушение авторских прав

Author: Advokat