Компетенция и полномочия международной организации

Функции международных организаций

Функция международной организации — это совокупность действий, направленных на выполнение стоящих перед организацией задач. Если задачу рассматривать как нормативную или эталонную модель, которую организация должна достичь, то функция определяет какими методами и средствами она может добиться желаемого результата.

Различные функции международных организаций возникли в разное время, что обусловливалось потребностями развития международных отношений. Следовательно, развитие функций международной организации, как и появление новых в будущем, неизбежно. Само название функций (нормативная, контрольная, информационная) и тем более их содержание свидетельствуют о том, что международным организациям принадлежит важное место в системе международно-правового регулирования международных отношений.

Все функции международных организаций должны осуществляться с соблюдением основополагающих принципов ее деятельности, прежде всего таких, как принцип суверенного равенства государств-членов, принцип невмешательства международной организации во внутренние дела государств-членов, принцип уважения государственного суверенитета, имеющих в праве международных организаций характер норм jus cogens.

Основная функция международных организаций.

Основой деятельности каждой международной организации должен быть политический процесс достижения наиболее широкого согласия по возможности всех ее членов, и в особенности главных держав и главных группировок стран-участниц, от сотрудничества которых зависит выполнение задач организации. В максималистском понимании это означало бы стремление к полному единодушию всех членов международной организации. В понимании же более практическом это означает стремление к согласованию такого содержания решений, которое не вызывало бы формальных возражений со стороны кого бы то ни было из членов (так называемый консенсус).

Основное призвание международных организаций заключается в облегчении процесса достижения согласия, содействии его поступательному движению, формировании правил его нормального течения и устранении либо уменьшении препятствий на его пути.

Поэтому основная функция международных организаций заключается в политическом процессе:

  1. выявления сферы соответствия интересов государств-членов;
  2. достижения общего согласия в вопросе о совместных задачах, отвечающих сфере соответствия интересов;
  3. достижения согласия в вопросе о средствах выполнения таких совместных задач.

Эта основная функция должна составлять главное направление деятельности каждой международной организации и определять все конкретные типы и виды ее функций.

Классификация функций международных организаций.

Существуют различные варианты классификации функций международных организаций. Польский профессор В. Моравецкий предлагает использовать в качестве базового признака классификации тип процесса деятельности, иначе говоря, методы и средства, используемые организацией с целью выполнения различных задач. В соответствии с данным критерием польский ученый выделяет три типа функций международных организаций: регулирующие, контрольные и оперативные.

  • регулирующие функции — установление норм и образцов морального, политического или юридического характера, призванных соответствующим образом формировать поведение членов организации;
  • контрольные функции — установление фактического состояния и его сопоставлении с содержанием норм и образцов с целью приведения в соответствие с ними поведения членов организации;
  • оперативные функции — непосредственное оказание услуг на основании собственных решений организации и с помощью людских и материальных ресурсов, находящихся в ее распоряжении.

Разграничение этих главных типов функций международной организации не означает, что они выступают совершенно изолированно друг от друга или что ими исчерпываются все виды возможных функций международной организации. Одна и та же деятельность организации может отвечать разным типам функций: например, проведение административным органом инспекции на месте является одновремен­но видом контрольных и оперативных функций.

Генеральные функции международных организаций.

Функции, выполняемые международными организациями, весьма многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагали на них участвующие страны. Наиболее важными являются следующие функции: функция форума, нормативная, правотворческая, контрольная, оперативная и информационная функции.

Функции международных организаций. Схема.

1. Функция форума.

Международные организации выполняют функцию форума или «площадки» для обсуждения ключевых вопросов социального, экономического или политического характера. Нередко международные организации инициируют, организуют и ведут обсуждение того или иного вопроса, затрагивающего интересы многих стран мира. Инициаторам зачастую приходится прикладывать немало усилий для того, чтобы проблема была осознана как международная и ее обсуждение привлекло бы внимание государств и негосударственных сил, как на мировом уровне, так и в отдельных странах. Обсуждение проблемы превращается в длительную процедуру, включающую разнообразные мероприятия. В идеале речь идет о том, чтобы выявить, определить и четко сформулировать практические задачи, решение которых способствовало бы устранению существующего противоречия и общественному прогрессу.

2. Нормативная функция.

Нормативная функция заключается в утверждении норм как юридического, так и морального и политического характера в целях формирования определенных правил поведения различных участников международных отношений на глобальном, региональном и национальном уровнях. Нормативная функция также включает поддержку реализации этих норм на политическом уровне, то есть их интеграцию в законодательство, политику и планы развития государств, входящих в состав организации.

3. Правотворческая функция.

Правотворческая функция подразумевает деятельность международной организации, направленную на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Многие нормы международного права являются результатом деятельности международных организаций и отражаются в конвенциях, разрабатываемых и принимаемых при помощи данных организаций, а также в международных кодексах, создаваемых Комиссией международного права. Некоторые рекомендательные решения ММПО имеют характер, близкий к нормам международного права, и налагают на государства соответствующие международные обязательства.

Основным критерием возможности участия международных организаций в международном правотворчестве является их правосубъектность, которая в первую очередь зависит от воли их государств-учредителей, определяющих сферу действия, функции и полномочия конкретной организации, границы которых определены соответствующим учредительным актом.

4. Контрольная функция.

Контрольная функция международных организаций направлена, прежде всего, на содействие соблюдению положений международных документов. Формулирование и обнародование официальных точек зрения организации на те или иные проблемы, способствует созданию общественного мнения и оказания тем самым воздействия на экономическую и социальную политику страны.

Функция контроля значительно улучшилась после Второй мировой войны. Существует много международных правовых актов – хартий, многосторонних конвенций, пактов, пактов – установления различных форм контроля за соблюдением норм, содержащихся в этих документах, а также обеспечения создания специальных органов для осуществления этого контроля.

В целом контроль со стороны международных организаций считается излишне политизированным и в целом не обладает такими важными чертами судебного контроля, как независимость, объективности критериев, определенность правовой процедуры и обязательность исполнения постановлений.

5. Оперативная функция.

Оперативная функция международной организации подразумевает деятельность, направленную на непосредственное осуществление организацией своих задач путем оказания определенных услуг. Оперативная функция отличается от других функций тем, что при их осуществлении международная организация осуществляет свои задачи при помощи имеющихся в ее распоряжении людских и материальных ресурсов.

Оперативные функции организации можно разделить на внешние и внутренние.

К внутренним оперативным функциям можно отнести решение финансовых проблем (сбор членских взносов, составление бюджета организации), подготовка повестки дня заседаний высших органов, делопроизводство, руководство деятельностью персонала (вопросы назначения должностных лиц) и основных органов. Таким образом, содержание внутренней оперативной функции заключается в обеспечении непрерывной работы самой международной организации.

Под внешними оперативными функциями понимается деятельность международных организаций по отношению к государствам, организациям, юридическим лицам и индивидуумам, так называемого внешнего назначения. Данные функции варьируются в зависимости от компетенции международной организации. Это может быть предоставление финансирования (МБРР, МВФ), решение торговых споров (ВТО), анализ эксплуатационной безопасности АЭС (МАГаТэ), помощь беженцам (МОМ), оказание гуманитарной помощи (МККК).

6. Информационная функция.

Информационная функция является одной из старейших функций международных организаций. Она включает деятельность по сбору, обработке и распространению информации, относящейся к сфере компетенции организации, а также подготовку и распространение информации о целях, задачах, стратегиях и результатах деятельности самой организации. Кроме того, международные организации регулируют некоторые средства информации, а в ряде случаев даже владеют этими средствами.

40. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(Право международных организаций представляет собой крупную группу однородных международно-правовых норм, регулирующих статус и деятельность особых субъектов международного права — международных организаций.

^ Право международных организаций — значительная 1

И по объему подотрасль международного права, поскольку в настоящее время существует несколько ты-

сяч международных организаций, список которых постоянно пополняется, а в рамках существующих международных организаций принимаются все новые и новые соглашения.

Право международных организаций значительно трансформировалось в начале XX в. в силу объективных закономерностей развития международного права, с усилением роли международных организаций на международной арене качественно изменились и нормы права международных организаций.

Международные организации являются специфическим, полноправным субъектом международных отношений и международного права. Их правосубъектность производна от правосубъектности государств-участников. При формировании международной организации государства передают ей часть своих полномочий, однако при этом не теряют свой суверенитет. Государства могут выйти из состава международной организации.

Смотрите так же:  Детское пособие в 2019 году рб

Роль международных организаций постоянно возрастает в связи с тем, что возрастают роль многосторонних международных договоров, необходимость создания системы контроля за исполнением этих международных договоров, функцию которого нередко осуществляют международные организации.

Международные организации значительно облегчают принятие международных договоров, большинство из которых принимается в рамках той или иной международной организации. Многие международные конфликты разрешаются благодаря посредничеству различных международных организаций.

Международные организации призваны координировать государства в области международных отношений, а также выполняют и правозащитную функцию.

К международным организациям относятся ООН, ОБСЕ. Совет Европы, СНГ, Союз Белоруссии и России, ЕвроАзС, НАТО и др.

Источниками права международных организаций служат многосторонние и двусторонние международные соглашения, принятые по вопросам учреждения и функционирования соответствующих организаций, к которым относятся Устав ООН, Устав СНГ и др.

По своей юридической природе международные организации — это специфические субъекты международного права, правосубъектность которых обусловлена полномочиями, переданными им государствами-участниками и закрепленными в соответствующих международных договорах.

Международная организация — это вторичный субъект международного права.

В основе деятельности любой международной организации заложен международный договор между государствами-участниками. В соответствии с таким договором международная организация формируется и действует.

Международные организации начинают свое существование с момента вступления в силу договора об их действии и прекращают свое существование в момент признания недействительным этого договора. В отношении международных организаций допустимы отношения правопреемства: в данном случае к вновь созданной международной организации переходят права и обязанности организации, прекратившей существование.

Большое практическое значение имеет классификация международных организаций, способствующая лучшему уяснению сущности соответствующих международных организаций.

В зависимости от масштаба деятельности и состава участников международные организации делятся на универсальные и региональные.

Универсальные международные организации осуществляют свою деятельность по всему миру, их членом может стать любое государство, как правило, членами универсальных организаций является значительное число государств. К универсальным международным организациям относится ООН.

Региональные международные организации преследуют цель осуществления деятельности в определенном регионе (Европе, Азии и т.п.). Главным признаком региональной организации служит регионально ограниченный ареал, в пределах которого решаются соответствующие проблемы. К региональным организациям относятся СНГ, Совет Европы.

По характеру компетенции международные организации принято разделять на организации обшей и специальной компетенций.

Международные организации общей компетенции осуществляют деятельность по широкому кругу вопросов международного характера (ООН), направленную на реализацию принципов международного права в различных областях сотрудничества.

Международные организации специальной компетенции осуществляют деятельность в соответствии с их специализацией (экономическое, научное, военное сотрудничество и т.п.). К специализированным организациям относятся ОПЕК, ЮНЕСКО и др.

Характер компетенции, разумеется, служит предпосылкой правоспособности международных организаций. Если универсальная международная организация может осуществлять любую деятельность в рамках международного права, то специализированная организация вправе принимать решения и осуществлять действия только в рамках предписанной ей компетенции.

Тем не менее международные организации, первоначально созданные как организации, наделенные специальной компетенцией, переросли в универсальные международные организации.

По характеру участников международные организации принято разделять на межправительственные и межгосударственные.

Выделяют также неправительственные международные организации, однако их статус не произволен от государственного.

Компетенция международных межправительственных организаций

Деятельность ММПО имеет правомерной характер, если она осуществляется в соответствии с компетенцией, которой обладает данная организация. Можно выделить два вида компетенции ММПО – предметную (круг вопросов, подлежащих ведению организации) и юрисдикционную (юридическая сила актов ММПО по вопросам, входящим в ее предметную компетенцию).

Предметная компетенция ММПО связана с понятием внутренних дел государства: ст. 2 Устава ООН – недопустимо вмешательство ООН во внутренние дела государств-членов. В международно-правовой доктрине и практике выделены три разновидности предметной компетенции ММПО.

  • 1. Уставная – круг вопросов, непосредственно предусмотренных в учредительных документах организации. ММПО вправе действовать только в тех пределах, которые прямо определены в ее уставе. В настоящее время концепция уставной компетенции устарела и на практике не применяется.
  • 2. Подразумеваемая – полномочия организации, прямо не предусмотренные в ее уставе, но непосредственно вытекающие из его положений, и такие полномочия необходимы ММПО для ее успешного функционирования. Подразумеваемая компетенция должна «разумно» устанавливаться в соответствии с целями и задачами организации. Консультативное заключение Международного Суда ООН – ООН обладает качеством международной правосубъектности на основе концепции подразумеваемой компетенции (1949 г.). Концепция подразумеваемой компетенции закреплена и в международных договорах – ст. 235 Римского договора об образовании ЕЭС 1957 г., ст. 157 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
  • 3. Имманентная – ММПО вправе иметь любые полномочия, не предусмотренные в ее уставе и с необходимостью не вытекающие из его положений, если такие полномочия не противоречат целям и задачам организации и способствуют наиболее успешному их достижению. Имманентная компетенция присуща ММПО в силу ее внутренних свойств. Эта концепция отражена в консультативном заключении Международного Суда ООН 1962 г. и в настоящее время является наиболее популярной.

Юрисдикционная компетенция ММПО определена в ее уставе. Решения организации по «внешним» вопросам в основном принимаются в форме резолюций, имеющих рекомендательный характер и юридически необязательных для государств-членов (исключение – решения, принимаемые руководящими органами ЕС; право СБ ООН принимать решения, обязательные для государств). Юридически обязательные решения ММПО вправе принимать по ограниченному кругу вопросов («внутреннее» право организации) – организационным, финансовым, процедурным.

Процедура принятия решений в ММПО.

  • – полное – обязательно одинаковое голосование всех членов организации. Отсутствие какого-либо члена организации либо его воздержание от голосования делает невозможным принятие решения (Лига Наций). СБ ООН: принцип единогласия великих держав (постоянных членов СБ ООН) – своеобразное выражение их особой ответственности за поддержание мира и безопасности;
  • – относительное – единогласие государств-членов, присутствующих и участвующих в голосовании. Воздержание от голосования или отсутствие какого-либо члена организации не препятствует принятию решения. В настоящее время принцип единогласия применяется именно в такой форме.

Принцип большинства голосов (принят в подавляющем большинстве ММПО):

  • – простое большинство – 50% голосов присутствующих и участвующих в голосовании плюс один голос;
  • – квалифицированное – две трети голосов присутствующих и участвующих в голосовании;
  • – высококвалифицированное – три четверти голосов присутствующих и участвующих в голосовании.

Принцип взвешенного голосования – члены организации обладают неравным количеством голосов. Количество голосов для каждого государства определяется различными критериями в зависимости от характера и целей организации:

  • – Совет ЕС (один из главных органов ЕС) – количество голосов определяется пропорционально величине территории и количеству населения (ФРГ – 10 голосов, Ирландия – три, Люксембург – два и т.д.);
  • – ММ ПО финансового характера (МБРР, МВФ, МАР, МФК, ЕБРР) – количество голосов у каждого государства- члена определяется пропорционально его финансовому вкладу (доле участия) в организации (МВФ: квота США – 18,8%, Великобритании – 6,5, ФРГ – 5,7, Франции – 4,7, Японии – 4,2, России – 3% уставного капитала);
  • – ИНМАРСАТ – при решении вопросов технического и финансового характера в исполнительных органах число голосов каждого члена организации определяется размерами его взносов в бюджет организации.

Внешне голосование в подобной форме производит впечатление нарушения принципа суверенного равенства государств (одно государство – один голос). На самом деле это не так: принцип взвешенного голосования установлен в согласительном порядке – по договору между государствами при создании данных организаций.

Принцип консенсуса – широкое распространение в последние два десятилетия XX в. Впервые был применен в 1946 г. при голосовании в СБ ООН. Это принятие решения на основе общего согласия (нет требования единогласия) без голосования (обязательное условие – отсутствие возражений). Принцип консенсуса наилучшим образом обеспечивает баланс интересов и соблюдение принятых решений. Консенсус трудно достижим – необходимо выработать общую согласованную позицию государств – членов организации на основе учета всех мнений и интересов. Степень согласованности, необходимая для принятия решения, определяется отсутствием прямых возражений со стороны хотя бы одного государства. В настоящее время на основе консенсуса принимается более 80% всех резолюций ГА ООН. Аккламация – разновидность консенсуса – применяется при принятии решений по процедурным вопросам: решение принимается без голосования при отсутствии возражений.

Принцип принятия решений в пакете – несколько вопросов, по которым голосование в каждом случае могло бы проводиться отдельно, объединяются в один пакет и по нему в целом проводится голосование. Это обеспечивает принятие согласованного решения большинством голосов. Голосование в пакете широко применялось в практике III Конференции ООН по морскому праву при разработке Конвенции 1982 г.

Компетенция, полномочия и функции международной организации

Международная организация, создаваемая государствами для выполнения конкретных целей и задач, наделяется ими зафиксированной в учредительном акте определенной компетенцией. По мнению большинства юристов, компетенция международной организации это объект или сфера ее предметной деятельности.

Смотрите так же:  Евро-5 требования

Однако недостаточно характеризовать понятие компетенции международной организации только через круг вопросов, которыми ей надлежит заниматься. Для более полного определения этого понятия необходимо включить в него полномочия, которыми наделяется организация для выполнения возложенных на нее задач. Следовательно, в компетенцию международной организации включается как круг проблем, которыми ей надлежит заниматься, так и предоставленные ей для этого

Что касается функций международной организации, то под ними следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач (например, регулирующие, контрольные, оперативные и другие функции). При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.

Компетенция международной организации, так же как и ее правосубъектность, имеет договорную основу и ограничена договорными рамками. Вместе с тем в западной доктрине распространено расширительное толкование компетенции международных организаций. Сторонники концепций «имманентной компетенции» (норвежский юрист Ф. Сейерстед и др.) и «подразумеваемой компетенции» (английский юрист Д. Боуэт и др.) исходят из того, что любая международная организация может предпринять любые действия, необходимые для достижения ее целей, независимо от конкретных постановлений учредительного акта или других международных соглашений, либо в силу имманентных, внутренне присущих международной организации свойств, либо на основе подразумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации.

Обе концепции близки друг другу, так как выводят компетенцию международной организации из ее целей и задач, что в корне противоречит договорной природе современных международных организаций.

Вместе с тем в определенном смысле о подразумеваемой компетенции может идти речь. На это обращали внимание некоторые юристы (например, Г. И. Тункин, американский юрист Г. X. Хэкворт). Подразумеваемые полномочия возможны тогда, когда они вытекают из явно предоставленных организации или ее органу полномочий и функций и необходимы для их осуществления.

Именно в этом смысле следует рассматривать закрепленную в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года подразумеваемую компетенцию для Международного органа по морскому дну. В ст. 157 конвенции говорится, что орган обладает полномочиями и функциями, которые четко предоставлены ему согласно настоящей конвенции. Далее указано: «Орган имеет такие подразумеваемые полномочия, соответствующие настоящей Конвенции, которые вытекают из этих полномочий и функций, связанных с деятельностью в районе, и необходимы для их осуществления».

Компетенция и полномочия международной организации

Компетенция, полномочия и функции международной организации

Международная организация, создаваемая государствами для выполнения конкретных целей и задач, наделяется ими зафиксированной в учредительном акте определенной компетенцией. По мнению большинства юристов, компетенция международной организации это объект или сфера ее предметной деятельности.

Однако недостаточно характеризовать понятие компетенции международной организации только через круг вопросов, которыми ей надлежит заниматься. Для более полного определения этого понятия необходимо включить в него полномочия, которыми наделяется организация для выполнения возложенных на нее задач. Следовательно, в компетенцию международной организации включается как круг проблем, которыми ей надлежит заниматься, так и предоставленные ей для этого полномочия.

Что касается функций международной организации, то под ними следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач (например, регулирующие, контрольные, оперативные и другие функции). При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.

Компетенция международной организации, так же как и ее правосубъектность, имеет договорную основу и ограничена договорными рамками. Вместе с тем в западной доктрине распространено расширительное толкование компетенции международных организаций. Сторонники концепций «имманентной компетенции» (норвежский юрист Ф. Сейерстед и др.) и «подразумеваемой компетенции» (английский юрист Д. Боуэт и др.) исходят из того, что любая международная организация может предпринять любые действия, необходимые для достижения ее целей, независимо от конкретных постановлений учредительного акта или других международных соглашений, либо в силу имманентных, внутренне присущих международной организации свойств, либо на основе подразумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации.

Обе концепции близки друг другу, так как выводят компетенцию международной организации из ее целей и задач, что в корне противоречит договорной природе современных международных организаций.

Вместе с тем в определенном смысле о подразумеваемой компетенции может идти речь. На это обращали внимание некоторые юристы (например, Г.И. Тункин, американский юрист Г. X. Хэкворт). Подразумеваемые полномочия возможны тогда, когда они вытекают из явно предоставленных организации или ее органу полномочий и функций и необходимы для их осуществления.

Именно в этом смысле следует рассматривать закрепленную в Конвенции ООН по морскому праву подразумеваемую компетенцию для Международного органа по морскому дну. В ст. 157 конвенции говорится, что орган обладает полномочиями и функциями, которые четко предоставлены ему согласно настоящей конвенции. Далее указано: «Орган имеет такие подразумеваемые полномочия, соответствующие настоящей Конвенции, которые вытекают из этих полномочий и функций, связанных с деятельностью в районе, и необходимы для их осуществления».

В понятие органов международной организации входит следующее: это составная часть международной организации, ее структурное звено; орган создается на основании учредительного или иных актов международной организации; он наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями; он обладает внутренней структурой и имеет определенный состав; разработан порядок принятия им решений; в учредительном или иных актах закреплен его правовой статус.

Положения о компетенции международной организации в целом тесно связаны с компетенцией ее органов. Компетенция органа международной организации определяется в учредительном акте или в иных международных соглашениях и носит договорный характер. Она не может быть произвольно изменена без согласия государств — членов международной организации, выраженного в соответствующей форме.

Органы международных организаций можно классифицировать по различным критериям. Исходя из характера членства, можно выделить органы межправительственные, межпарламентские, административные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп (например, представители от профсоюзов и предпринимателей в органах Международной организации труда).

Наиболее важными органами являются межправительственные, в которые государства-члены направляют своих представителей, имеющих соответствующие полномочия и действующих от имени правительств.

Совершенно не обязательно, чтобы представители были дипломатами. В ряде организаций требуется, чтобы представителем был соответствующий специалист (например, лицо, имеющее медицинское образование, для Всемирной организации здравоохранения или специалист в области культуры для ЮНЕСКО).

Межпарламентские органы характерны для Европейского Союза. Они состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения. Начиная с 1976 года депутаты в Европейский парламент избираются населением государств-членов путем всеобщих прямых выборов. Одним из органов Совета Европы является Парламентская ассамблея.

Административные органы являются важным структурным звеном во всех без исключения международных организациях. Они состоят из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней. Набираются такие лица в соответствии с установленными для государств-членов квотами на контрактной основе.

Довольно существенную роль в деятельности международных организаций играют органы, состоящие из лиц в личном качестве (например, арбитражные и судебные органы, комитеты экспертов).

Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов, и органы ограниченного состава. В организациях с наиболее демократической структурой пленарный орган, как правило, определяет политику организации. За ним резервируются решения по наиболее фундаментальным вопросам: определение общей политики организации и ее принципов; принятие проектов конвенций и рекомендаций; бюджетные и финансовые вопросы; пересмотр устава и принятие поправок к нему; вопросы, связанные с членством в организации, — прием, исключение, приостановление прав и привилегий и др.

Вместе с тем в деятельности ряда международных организаций, особенно специализированных учреждений ООН, наблюдается тенденция к повышению роли в руководстве их деятельностью органов ограниченного членства (например, в МОТ, ИМО, ИКАО).

Для органов с ограниченным членством важное значение имеют вопросы их состава. Эти органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы принимаемые ими решения в наибольшей степени отражали интересы всех государств, а не одной-двух групп. В практике деятельности международных организаций для формирования органов ограниченного состава наиболее часто применяются следующие принципы: справедливого географического представительства; специфических интересов; равного представительства групп государств с несовпадающими интересами; наибольшего финансового вклада; политического представительства (учет представительства постоянных членов Совета Безопасности в органах, где за ними не закреплено постоянное место).

При формировании органов чаще всего применяется какой-либо один из принципов. Например, п, 3 ст. 15 Конвенции ВПС гласит: «Страны — члены Исполнительной комиссии по связи назначаются Конгрессом на основе справедливого географического распределения». В Международной морской организации Ассамблея избирает членов Совета на основе принципа специфических интересов, учитывая группы стран, имеющих наибольший или существенный интерес в предоставлении судоходных услуг, а также группы стран, имеющих наибольший или существенный интерес в международной морской торговле. На основе принципа паритетного представительства государств с несовпадающими интересами формировался, например, Совет по Опеке ООН.

Смотрите так же:  Ходатайство об учителе от родителей

В ряде случаев органы формируются с учетом двух и более критериев. Например, выборы непостоянных членов Совета Безопасности проводятся с учетом в первую очередь степени участия членов ООН в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливого географического представительства.

Для характеристики органов международных организаций возможно применение и других критериев, например иерархия органов (главные и вспомогательные), периодичность заседаний (постоянные и сессионные) и др.

Компетенция, полномочия и функции международной организации

Международная организация, создаваемая государствами для выполнения конкретных целей и задач, наделяется ими зафиксированной в учредительном акте определенной компетенцией. По мнению большинства юристов, компетенция международной организации это объект или сфера ее предметной деятельности.

Однако недостаточно характеризовать понятие компетенции международной организации только через круг вопросов, которыми ей надлежит заниматься. Для более полного определения этого понятия необходимо включить в него полномочия, которыми наделяется организация для выполнения возложенных на нее задач. Следовательно, в компетенцию международной организации включается как круг проблем, которыми ей надлежит заниматься, так и предоставленные ей для этого

Что касается функций международной организации, то под ними следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач (например, регулирующие, контрольные, оперативные и другие функции). При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.

Компетенция международной организации, так же как и ее правосубъектность, имеет договорную основу и ограничена договорными рамками. Вместе с тем в западной доктрине распространено расширительное толкование компетенции международных организаций. Сторонники концепций «имманентной компетенции» (норвежский юрист Ф. Сейерстед и др.) и «подразумеваемой компетенции» (английский юрист Д. Боуэт и др.) исходят из того, что любая международная организация может предпринять любые действия, необходимые для достижения ее целей, независимо от конкретных постановлений учредительного акта или других международных соглашений, либо в силу имманентных, внутренне присущих международной организации свойств, либо на основе подразумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации.

Обе концепции близки друг другу, так как выводят компетенцию международной организации из ее целей и задач, что в корне противоречит договорной природе современных международных организаций.

Вместе с тем в определенном смысле о подразумеваемой компетенции может идти речь. На это обращали внимание некоторые юристы (например, Г. И. Тункин, американский юрист Г. X. Хэкворт). Подразумеваемые полномочия возможны тогда, когда они вытекают из явно предоставленных организации или ее органу полномочий и функций и необходимы для их осуществления.

Именно в этом смысле следует рассматривать закрепленную в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года подразумеваемую компетенцию для Международного органа по морскому дну. В ст. 157 конвенции говорится, что орган обладает полномочиями и функциями, которые четко предоставлены ему согласно настоящей конвенции. Далее указано: «Орган имеет такие подразумеваемые полномочия, соответствующие настоящей Конвенции, которые вытекают из этих полномочий и функций, связанных с деятельностью в районе, и необходимы для их осуществления».

29. Оон: история создания, цели деятельности и система оон.

Организация Объединенных Наций была создана в период Второй мировой войны, когда человечество основательно задумывалось над тем, как предотвратить в будущем такие страшные войны.

14 августа 1941 г. Президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались «работать вместе с другими свободными народами как в войне, так и в мире». Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на Конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре — октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован пятью постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН.

ООН является самой авторитетной универсальной международной межправительственной организацией. ООН — универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН обязателен для всех государств.

Цели ООН:

Поддерживать международный мир и безопасность.

Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.

Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.

Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Принципы ООН:

суверенное равенство всех ее членов;

добросовестное выполнение обязательств по Уставу;

разрешение международных споров мирными средствами;

отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства;

обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддержания международного мира и безопасности;

невмешательство во внутренние дела государств;

уважение основных прав и свобод человека;

равноправие и самоопределение народов;

сотрудничество и разоружение.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Секретариат и Международный суд.

Структура и содержание Устава ООН: цели и принципы ООН; члены организации; органы, мирное разрешение споров; действия в отношении угрозы миру; самоуправляющиеся территории; региональные соглашения; международная система опеки.

Правовая природа, компетенция, полномочия и функции международных организаций

В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов.

Принцип суверенного равенства государств является руководящим в построении международных организаций. Его проявление характеризуется в основном следующими чертами:

договорная основа создания международной организации; добровольность членства;

в основном рекомендательный характер решений организаций;

ее межгосударственный характер, сохранение суверенности и равноправия государств.

Для правовой природы международной организации существенным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют согласованную договорную основу.

Наделение международных организаций правами и обязанностями не означает их приравнивания к государствам – основным субъектам международного права. Объем их правосубъектности значительно меньше и носит целевой и функциональный характер.

Чтобы выполнять свои функции, международные организации должны обладать необходимыми юридическими средствами. В ст. 104 Устава ООН предусмотрено в этих целях, что « Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей». Международные организации наделяются договорной правоспособностью, то есть вправе заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции.

Договорная правоспособность закрепляется в них, как правило, двумя способами: либо в общем положении, предусматривающем право заключать любые договоры, способствующие выполнению задач организации, либо в специальном положении.

Международные организации обладают способностью участвовать в дипломатических сношениях. При них аккредитуются представительства государств, они сами имеют представительства в государствах (например, информационные центры ООН) и обмениваются представителями между собой.

Как субъекты международного права международные организации несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности.

Международные организации наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе. Это не представители государств, а международные должностные лица, подчиняющиеся исключительно международной организации и действующие от ее имени.

Международные организации действуют также со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств. Так, ст. 39 Устава Международной организации труда устанавливает, что МОТ имеет все права юридического лица, в частности право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, возбуждать судебные дела.

Компетенция международной организации представляет собой объект или сферу ее предметной деятельности и проявляется в компетенции ее органов.

В компетенцию международной организации включаются и предоставленные ей полномочия.

Что касается функций международной организации, то под ними следует понимать, например, регулирующие, контрольные, оперативные и другие функции. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.

Компетенция международной организации так же, как и ее правосубъектность, имеет договорную основу и ограничена договорными рамками.

Государства не только устанавливают компетенцию организации, но и договариваются о распределении ее между органами организации. Так, согласно п.2 ст.11 Устава ООН любой вопрос, по которому необходимо предпринять действия, т.е. применить санкции против государства-агрессора, входит в исключительную компетенцию Совета Безопасности.

Организация объединенных наций и международное экономическое сотрудничество.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Author: admin