Когда подорожал транспортный налог

У кого транспортный налог больше/меньше? Составлен список регионов

Подсчитано, жители каких регионов платят в казну самые большие и маленькие суммы по статье «транспортный налог». Как ни странно, несмотря на большое количество весьма мощных автомобилей, зарегистрированных в обеих столицах, на первом месте оказалась не Москва.

Впрочем, Москва и Санкт-Петербург заняли почетные второе и третье места со средней выплатой по этой статье в пересчете на одного жителя региона в 1 710 и 1 625 рублей соответственно. А вот регионом, где транспортный налог оказался выше всего, назван Камчатский край – там каждый житель в среднем платит в казну по 1 979 рублей. Эти данные публикуют «Известия» со ссылкой на исследование консалтинговой группы «Финэкспертиза», которое основано на данных МВД и Федерального казначейства.

В пятерку регионов с самым высоким средним уровнем транспортного налога также вошли Московская область (1 601 рубль) и Сахалинская область (1 229 рублей). Определены также и регионы, где этот показатель ниже всего. К примеру, самым низким в России транспортный налог оказался в Ингушетии: в пересчете на одного жителя он составляет всего 91 рубль. На втором месте Чечня (172 рубля), а на третьем — Дагестан (175). В среднем по России транспортный налог за 2017 год составил 869 рублей на каждого гражданина страны.

Интересно, что Камчатский край оказался в лидерах и по темпам роста транспортного налога: за два года он вырос здесь на 859 рублей на человека. Далее следуют Ханты-Мансийский автономный округ (прибавка составила 375 рублей) и Приморский край (+298 рублей). Ставки налога на транспорт за это время в этих регионах выросли в среднем на 40-45%.

Аналитики, впрочем, связывают результаты исследования не только с региональными ставками транспортного налога, которые могут отличаться друг от друга. Лидерство Камчатки по средним размерам выплат объясняется в том числе и большим количеством автомобилей в пересчете на одного жителя, а в Москве и Санкт-Петербурге зарегистрировано множество автомобилей с высокой паспортной мощностью двигателя.

Транспортный налог в России в 2018 году

Споры вокруг транспортного налога, взимаемого с российских автовладельцев, не утихают на протяжении последних нескольких лет. С одной стороны, данный сбор является весьма значительной доходной статьей бюджета, которая помогает наполнять казну РФ на 146 миллиардов рублей ежегодно. В текущих экономических условиях найти способ изыскать данные средства при отмене указанного фискального сбора будет не так-то просто.

С другой стороны, данный налог совсем не радует автовладельцев – особенно в регионах, фискальная политика которых характеризуется повышенными налоговыми ставками. Понятное дело, что власти не могут не учесть народное недовольство – особенно когда на горизонте маячат очередные выборы главы государства. В правительстве не утихают дискуссии по поводу того, какие решения можно применить при реформировании транспортного налога.

Среди возможных вариантов рассматривается как возможность полной отмены данного сбора, так и его преобразование, а также внедрение альтернативных видов фискальных сборов. К какому варианту в итоге придут депутаты, пока что невозможно спрогнозировать. Зато можно узнать, какие потенциальные налоговые трансформации могут быть реализованы в 2018 году!

Суть транспортного сбора

Данный сбор, как понятно из его названия, взимается с владельцев транспортных средств. Сумма отчислений зависит от количества «лошадей» под капотом, а также времени, на протяжении которого транспортное средство находится в пользовании. Для владельцев высококлассных транспортных средств налог корректируется – к сумме сбора добавляется процент, который нужно уплатить за то, что авто стало не просто средством передвижения, но и предметом роскоши. Критерий – стоимость автомобиля, если она составляет более 3 млн.р.

Также отметим, что в разных административных субъектах РФ базовая налоговая ставка может отличаться. Итоговые ставки утверждаются представителями местной власти, так что за один и тот же автомобиль в разных регионах РФ владельцы платят по-разному. Кроме того, местная власть имеет право освободить от уплаты сбора или уменьшить ее ставку льготным категориям граждан – многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам, чернобыльцам. Часто от уплаты транспортного сбора освобождают предприятия, относящиеся к муниципалитету.

Основная цель введения данного сбора – аккумулирование средств, необходимых для ремонта дорожного покрытия и прокладки новых дорог. Собранные с автовладельцев деньги поступают в региональные бюджеты. Причем стоит отметить тот факт, что средства, получаемые путем взимания данного налога, часто составляют существенную часть доходных статей.

Транспортный налог уйдет на ремонт дорог, поврежденных автомобилями

Хотя данный сбор часто именуют налогом на авто, объектами налогообложения являются не только автомобили – сбор взимается с мотоциклов, моторных лодок, квадроциклов, вертолетов, автобусов, гусеничного автотранспорта, яхт, снегоходов и т.д. Некоторые владельцы транспортных средств имеют налоговые льготы. К числу льготных видов транспорта причислены:

  • автомобили, полученные в рамках социальных программ и переоборудованные для водителей, имеющих инвалидность. Отдельно упомянута мощность двигателя такого авто, которая не должна превышать 100 лошадиных сил;
  • транспортные средства, которые числятся в угоне. Данный факт должен быть зарегистрирован в полиции;
  • промышленные плавсредства, относящиеся к морскому и речному транспорту;
  • машины, предназначенные для перевозки скота, удобрений, молока, сена, а также тракторы;
  • лодки (моторные и весельные), которые оснащены двигателем с мощностью не более 5 лошадиных сил.

Причины недовольства автовладельцев

Основным предметом критики в транспортном налоге является принцип, по которому происходит начисление сумм платежей. Налог зависит от мощности транспортного средства, но факт его использования на протяжении года совершенно не учитывается. Эксперты и автовладельцы считают, что такой подход не отражает целевого назначения сбора – получение денег на дорожные ремонтные работы. Ущерб, нанесенный покрытию, не зависит от мощности авто, но имеет прямую взаимосвязь с интенсивностью поездок.

Не секрет, что многие пенсионеры используют свою «Волгу» или «ВАЗ» лишь для того, чтобы пару раз в сезон выехать на дачу. Остальное время железный конь простаивает в гараже, но все равно за него нужно отдать полную сумму налога. Еще один важный момент – мощность авто. Далеко не каждый автомобиль, скрывающий под капотом «табун лошадок», является новым, а владельцы новых и старых машин вынуждены платить одни и те же суммы.

Помимо транспортного налога вам предстоит платить акциз на бензин!

Кроме того, покупая машину, человек становится плательщиком акцизного сбора на бензин, а в совокупности с транспортным налогом это приводит к двойному фискальному обложению. Причем такая ситуация для большей части стран является парадоксальной, однако в российской практике никого из депутатов не удивляет. Свое возмущение высказывают также владельцы авто с повреждениями, из-за которых машина не эксплуатируется.

Далеко не каждый автолюбитель может мгновенно восстановить своего железного коня – большей части россиян необходимо сначала собрать деньги, так что ремонт часто растягивается на год и больше. Тем не менее, для таких случаев льгот не предусмотрено – налог все равно приходится платить в полном объеме. Некоторые водители пытаются избежать фискального сбора, снимая авто с учета, однако в этом случае нужно сначала сравнить пошлины за регистрацию авто и сумму налога, чтобы не поменять шило на мыло.

Как может измениться налог в 2018 году?

В правительственных кругах выдвинули несколько альтернатив транспортному налогу, которые могут быть со временем внедрены в практику.

  • Отмена транспортного налога с одновременным увеличением сумм акциза на топливо. Предполагается, что именно такое решение поможет справедливо распределить налоговую нагрузку, ведь больше будут платить автолюбители, которые чаще ездят и нарушают целостность покрытия. Однако в правительстве есть не только сторонники, но и противники такого решения. Они считают, что акцизы придется повышать постепенно, так что на протяжении нескольких лет местные бюджеты будут терять значительную сумму. В первый год отмены транспортного сбора она достигнет 146 миллиардов рублей;
  • Привязка сбора к показателю экологичности транспортного средства. Инициаторами такого решения стали представители Минпромторга. Они подчеркнули, что в европейских странах показатель выбросов в окружающую среду жестко контролируется соответствующими органами. Автовладельцы постепенно отказываются от вредных типов двигателей, что позитивно сказывается на природе. Меньшая сумма сбора простимулирует российских водителей приобретать инновационные машины, не вредящие окружающему миру;
  • Пересмотр способа начисления налоговых сумм. Согласно данной инициативе предлагается начислять сбор, исходя не из количества лошадок под капотом, а из объема двигателя.

Отменят ли транспортный налог в 2018 году?

Несколько лет назад депутаты, представляющие политический блок ЛДПР, предложили упразднить транспортный сбор уже с 2017 года. Тем не менее, инициатива не получила соответствующую поддержку. Как было сказано выше, основным правительственным аргументом в пользу транспортного налога является то, что данный сбор существенно наполняет региональные бюджеты.

Минэкономразвития полагает, что отказаться от данной доходной статьи невозможно. Статистика показала, что суммарная задолженность регионов уже сейчас достигает 2 триллионов рублей, а 5 российских административных субъектов давно превысили норматив, гласящий, что долг не должен быть выше 50% доходной части бюджета. Потерять еще 150 миллиардов – значит, обострить и без того существенные проблемы финансирования расходов.

Единственной категорией владельцев авто, к которым решились применить льготу, стали те, кто имеет машины массой от 12 тонн. До этого момента владельцы крупногабаритного автотранспорта оплачивали как компенсацию вреда, который наносили федеральным трассам, так и делали отчисления в пользу системы «Платон», то есть попадали под серьезную финансовую нагрузку. Теперь налог, взимаемый с владельцев большегрузов, корректируется на сумму отчислений в систему «Платон». Если этот сбор больше транспортного налога или равен ему, автовладелец вообще освобождается от фискального сбора за транспортное средство.

Налоговые инновации 2018 года

Напомним, что на протяжении последних лет в закон о налоге на транспорт то и дело вносятся поправки. Так, с 2014 года покупатель авто обязан сам сообщать об этом в регистрирующие и фискальные органы. С 01.01.2017 сокрытие факта приобретения авто приводит к штрафным взысканиям в размере 20% от суммы налогового сбора. Уплачивать налог должны и те граждане, которым не была доставлена платежка. Если вы не получили квитанцию, не стоит радоваться – вас точно не освободили от необходимости совершить расчет с бюджетом.

Смотрите так же:  Алименты кас

Суммы и сроки совершения платежей

Автовладельцы должны помнить, что налоговые платежи за 2018 год нужно заплатить до окончания 2019 года. Владельцы авто, которые относятся к категории физлиц, делают это единоразово, а юридические лица обязаны совершать расчеты с бюджетом поквартально в виде авансовых платежей.

Как уже было сказано выше, не все владельцы одинаковых автомобилей платят одну и ту же сумму. Всё зависит от окончательного решения региональных властей. Если говорить о ситуации в отдельно взятых административных единицах, то тут можно оперировать следующими данными (для примера возьмем авто, мощность двигателя которого равна 100 лошадиным силам).

Размер налога зависит от того, в какой области РФ проживает автовладелец

  • Самая весомая налоговая нагрузка ложится на плечи автовладельцев, зарегистрировавших машину в столице или Питере. Им придется платить от 12 до 24 рублей за каждую лошадку под капотом;
  • жители Томской области отчисляют в бюджет по 6,5 рублей за единицу мощности;
  • граждане, зарегистрировавшие авто в Татарстане или Башкортостане, а также Республике Марий Эл, Сахалинской или Вологодской областях, должны уплатить по 25 рублей;
  • крымчане отчисляют в местный бюджет 5 рублей за лошадку под капотом;
  • жители Калининградской и Калужской областей подвержены взиманиям в размере 14 рублей;
  • в Оренбургской области предусмотрен налог в размере 20 рублей;
  • ростовчане и жители области платят 12 рублей за единицу мощности, если автомобилю еще не исполнилось 10 лет, и 8 – за машины с годом выпуска постарше;
  • в Республике Коми введена ставка в размере 15 рублей;
  • в Республике Тыва автолюбители платят по 5 рублей за лошадку;
  • автовладельцы Карелии рассчитывают налог, исходя из ставки в 6 рублей;
  • население Челябинской области облагается налогом в 7,7 рублей;
  • администрации Ульяновской и Тульской областей ввели фискальный сбор в размере 10 рублей;
  • власти Ярославской области утвердили сбор в 13,1 рублей;
  • в Еврейском автономном округе жителям нужно платить, исходя из ставки в 8 рублей;
  • жители Хакасии подвергаются налогообложению транспортным сбором, исходя из ставки в 6 рублей за лошадку;
  • автолюбители Краснодарского края вынуждены оценить каждую л.с. в 12 рублей;
  • вполне посильный налог уплачивается в Республике Ингушетия – власти установили сбор в 5 рублей за одну лошадку;
  • гражданам, зарегистрировавшим авто в Самарской области, придется заплатить по 16 рублей за единицу мощности;
  • архангельцам и жителям области – по 14 рублей;
  • автовладельцам Нижегородской области власти утвердили фискальную ставку в размере 13,5 рублей;
  • весьма интересна ситуация в Чечне. Несмотря на то, что регион традиционно считается дотационным, власти не спешат пополнять бюджет за счет транспортного сбора. Для обозначенного авто мощностью до 100 лошадок налог равен нулю. Лишь для автовладельцев, мощность машины у которых превышает показатель в 150 лошадок, введен сбор в размере 5 рублей за 1 л.с., а для автомобилистов, транспортное средство которых имеет от 250 лошадей под капотом, налог возрастает до 15 рублей за 1 л.с.

Стоит также разобраться с вопросом, касающимся коэффициентов налога на роскошные авто.

  • Коэффициент от 1,1 до 1,5 применяется в случае, если автомобиль, стоимость которого превышает 3 миллиона рублей, был выпущен менее 3 лет назад;
  • Коэффициент 2 используется для авто, которые стоят 5-10 миллионов рублей и были выпущены не более 5 лет назад;
  • Коэффициент 3 применяется для автомобилей, возраст которых исчисляется 10-20 годами, а стоимость равна 10-15 миллионам рублей.

Ситуация в Крыму

Напомним, что с 2016 года более 200 тысяч жителей Крымского полуострова должны были впервые уплатить сбор на транспортные средства. В августе 2017 года в прессе появилась информация, что власти данной территории подумывают об увеличении налоговой нагрузки. Якобы местный транспортный налог и так является одной из самых низких на территории РФ. Вполне возможно, что в 2018 году сумма налога будет повышена до уровня, который зафиксирован в других областях, относящихся к Южному федеральному округу.

В качестве примера приводятся следующие данные: с владельцев авто мощностью менее 100 л.с. в Крыму взимают 5 рублей за лошадку. Автовладельцы Краснодарского края платят за такое же авто, исходя из ставки в 12 рублей, а ростовчане – 8-12 рублей (налог зависит еще и от того, в каком году была выпущена машина). За транспортное средство мощностью 100-150 лошадок крымские автовладельцы уплачивают по 7 рублей за 1 л.с. Для Ростовской области и Краснодарского края эти цифры измеряются 25 и 15 рублями соответственно.

По словам Ирины Кивико, занимающей пост министра финансов Крыма, буквально за семь месяцев транспортный сбор пополнил бюджет на 72 миллиона рублей, а до конца указанного периода запланировано собрать поступления в размере 200 миллионов. Увеличение уровня налоговой нагрузки хотя бы на 40-50% поможет существенно пополнить бюджет полуострова, что позитивно скажется на скорости и качестве проведения дорожных работ.

(1 голосов, среднее: 1.00 с 5)

На сколько повысят транспортный налог в 2018 году

Уже пару дней сотрудникам портала «АвтоВзгляд» от друзей и знакомых в месенджеры сыпятся сообщения и ссылки на странички в соцсетях примерно одного и того же сенсационного содержания. Все они сводятся к тому, что власти, якобы, готовят поправки в налоговое законодательство, согласно которым суммы транспортного налога уже в 2018 году вырастут прямо таки радикально. Правда, речь в анонсируемом повышении налога идет в основном о машинах мощностью 200 л. с. и выше.

Неизвестный автор этой налоговой паники даже не поленился нарисовать картинку-табличку, судя по которой налог на машину мощностью 200—300 л. с. составит 897 рублей/л. с.; 300—400 л. с. — 925 рублей за каждую «лошадку»; 400—500 л. с. — 965 рублей, а при мощности свыше 500 л. с. — по 1084 за л. с. То есть, исходя из этой информационной бомбы, за машину с достаточно распространенным мотором мощностью 200 л. с. ежегодно придется «отстегивать» государству почти 180 000 рублей налога! При том, что сейчас он составляет, например, в Москве 50 рублей за л. с., то есть 10 000 рублей в год. Интернет-пользователи прочувствовали и, разумеется, всполошились.

Редакцию же «АвтоВзгляда» в этой «новости» сразу смутило то обстоятельство, что в ней речь идет о конкретном — с точностью до рубля — размере грядущего транспортного налога.

Дело в том, что на территории всей страны разом можно изменить лишь диапазон, в рамках которого регионы будут потом, к началу следующего года, определять свои «транспортные хотелки» в отношении кошельков автовладельцев. В этой связи нас напрягло еще и то обстоятельство, что «повышение транспортного налога» якобы планируется уже в 2018 году. То есть за оставшиеся три недели декабря 2017-го правительство должно успеть подготовить и внести в Госдуму соответствующий законопроект, ее депутаты и Совет Федераций принять во всех чтениях, президент — одобрить… Для сказки такой сценарий годится, но никак не для отечественных реалий.

Немного покопавшись в материалах о последних налоговых новеллах, мы обнаружили и первоисточник налоговой «сенсации». Дело в том, что в ноябре Госдума приняла поправки в налоговое законодательство, которые повышали в 2018 году акцизы на моторное топливо и (внимание!) на приобретение новых машин. Оказалось, что в первоначальном варианте правительство предлагало установить акциз, который должен будет единовременно уплатить счастливый покупатель мощной машины, как раз на уровне: 897 рублей/л. с. — за мотор 200—300 л. с., 925 рублей/л. с. — за двигатель 300—400 л. с. и так далее. В процессе принятия этого законопроекта в Госдуме, ставки были чуть снижены. А вот теперь некий весельчак выволок их на свет божий, упаковал в обертку «повышения транспортного налога» и запустил гулять фейк по соцсетям. А народ поверил, испугался и, видимо, изрядно повеселил автора незамысловатой хохмы.

Натуральный оброк. С нового года автомобили и их содержание станут дороже

Увы, но это практически свершившийся факт: с нового года подорожают автомобили. Все. Кроме того, дороже станет их содержать. Главная причина тому — в бюджете заложено сразу несколько новых сборов с автомобилистов. И рассчитана сумма, которую они заплатят дополнительно. Причем если в СМИ по этому поводу периодически возникали шумные дискуссии, то депутатов эти вопросы не взволновали; при рассмотрении проекта бюджета никаких публичных споров и возражений не было.

Новогодние подарки

Итак, начнем с утилизационного сбора, который выплачивают производители или импортеры с каждого выпущенного или ввезенного в страну авто. Минимальный сбор за легковушку сегодня составляет 20 000 рублей, но реально средняя выплата — около 50 000. Теоретически полученные средства, как следует из названия сбора, должны направляться на утилизацию старых машин, но практически такой отрасли промышленности у нас нет, поэтому средства уходят (обезличенно) в бюджет.

С января утилизационный сбор увеличивается на 15%. В результате в 2018-м сумма поступлений от сбора вырастет на 58,4 млрд рублей и составит внушительные 223,4 млрд, а в 2019-м — и того больше: 259,8 млрд рублей. И хотя отечественным производителям правительство эти суммы по большей части компенсирует (правда, с отсрочкой), конечная цена для покупателей авто все равно вырастет. К гадалке не ходи!

Но это только начало: уже с будущего года Минпромторг планирует ввести обязательства о полной утилизации продукции для производителей ряда товаров. В том числе автомобильных шин. Естественно, этот сбор будет включен в цену, причем немедленно, хотя в стране не существует системы приема изношенных покрышек у населения, а у предприятий — нет ресурсов для их переработки. Возможно ли создать практически новую отрасль промышленности с чистого листа за год? Вопрос риторический, но сбор могут ввести уже через несколько месяцев. Правда, сумма еще не определена, но скоро мы ее узнаем.

В бюджет 2018-2020 годах Минфин заложил и увеличение акциза на наиболее мощные авто. Сейчас действует шкала из трех категорий, причем мощными считаются машины с моторами от 150 л. с.; акциз для них составляет 420 рублей за 1 л. с. Его платят производители (импортеры), но понятно, что эти суммы заложены в любом ценнике. Минфин предложил четыре новые категории: 200-300, 300-400, 400-500 и свыше 500 лошадиных сил. Размер акцизов для них — соответственно 897, 925, 965 и 1084 рубля. Получается, что разница в цене популярного внедорожника Toyota Land Cruiser 200 с двигателем 4,6 л (309 л. с.) сегодня и в 2018 году — только за счет роста этого — составит 156 000 рублей. А для спорткара с мотором в 500 «лошадок» новый сбор составит уже порядка 0,5 млн рублей!

Смотрите так же:  Требования к заключению договоров между юридическими лицами

Но Минфин с оптимизмом рассчитал, что это повышение даст возможность федеральному бюджету получить дополнительный доход в размере 13,9 млрд рублей. Сложно сказать, ведь для части покупателей это, наоборот, станет поводом отложить покупку.

Бессмертный налог

Однако и это еще не все: в сентябре правительство одобрило повышение акцизов на бензин и дизельное топливо. Если кто помнит, эти акцизы появились в 2012 году как шаг на пути введения справедливого сбора с владельцев автомобилей. Ведь нынешний транспортный налог не учитывает — ездили на машине ежедневно или заточили навсегда в гараже. А так получается честно: больше едешь — больше платишь, ведь дорожный акциз уплачивается с каждого литра топлива, залитого в бак. Подобная практика существует во многих странах; не так давно на такую систему перешли в Китае. Отменив, естественно, транспортный налог.

В 2012 году акциз ввели и у нас; он увеличивается практически ежегодно и сейчас составляет чуть больше 9 рублей — в каждом литре (с учетом НДС). Ждет нас повышение акцизов и в 2018 году, постепенно — на 50 копеек в январе и еще столько же — с июля. В результате только из-за повышения акциза топливо в рознице подорожает на 3% — примерно на 1,2 рубля. В Минфине при этом обещают, что полученные дополнительные 60 млрд рублей (это только в 2018-м) пойдут на крупные инфраструктурные проекты — такие как строительство новых автомобильных дорог в Крыму, Калининграде, на Дальнем Востоке.

Поставлены все точки над i в вопросе отмены транспортного налога взамен повышения акцизов. Хотя в разные времена нам это обещали глава Совета Федерации, два вице-премьера и даже президент уверял, что «нужно в этом направлении двигаться», буквально на днях комитет Госдумы по бюджету и налогам отклонил сразу три законопроекта и рекомендовал не рассматривать тему отмены транспортного налога. Хотя авторы проектов уверены, что даже небольшое увеличение топливного акциза, всего на 53 копейки за 1 л бензина, полностью компенсирует потери региональных бюджетов, большинство парламентариев с такими выводами не согласилось.

Видимо, потому что идею эту не поддержали в правительстве: по подсчетам чиновников, это может привести к выпадению из бюджета суммы в объеме 146,2 млрд рублей, и компенсировать ее нечем (новые сборы и акцизы не в счет). В общем, комитет по бюджету Госдумы отмену транспортного налога не одобрил.

Недавно попалось на глаза большое экономическое исследование совсем из другой области, исторической. Так вот, оказывается, по Уставу сельхозартели 1935 года «каждый колхозный двор… мог иметь в личном пользовании одну корову… Содержание скота сверх установленных Уставом норм запрещается». И если советский колхозник решил вдруг завести корову, кроме обычного подоходного налога он должен был заплатить за каждое животное в своем хозяйстве. Ставки росли ежегодно. Например, в 1948-м в РСФСР за корову ежегодно надо было выплатить государству налог в размере 198 — 530 рублей. Много это, мало? Для примера: в 1950 году средний денежный годовой доход семьи колхозника в Республике Коми составлял… 374 рубля.

Кроме того, с начала 1930-х годов крестьяне со своего личного хозяйства должны были выполнять обязательные нормы поставки: государство по мизерным ценам выкупало у них большую часть продовольствия. Фактически это был натуральный оброк, объем которого регулярно увеличивался. С 1948 года, например, колхозный двор, имеющий корову, был обязан сдать в год 40-60 кг мяса и 150-300 литров молока. Если молока не было, то налог взымался по эквиваленту другими продуктами — маслом, яйцами и т.п. Закупочные цены государство устанавливало чисто символические: в 1946 году, например, оно покупало молоко по 25 копеек за литр, а в магазине за него просили 5 рублей.

Фактически эти нормы были полностью отменены лишь в 1988 году (!). И совсем неудивительно, что поголовье тех же коров в СССР увеличивалось только на бумаге; на деле крестьяне вынуждены были забивать скот, вырубать фруктовые деревья (каждое из которых облагалось налогом, даже если оно перестало плодоносить). И сегодня Россия вынуждена закупать за рубежом примерно треть необходимого мяса и молочных продуктов.

К чему это? Да просто так, почему-то вспомнилось.

Транспортный налог не отменят. А топливо все равно подорожает

Ранее законопроект получил отрицательную оценку и в Правительстве Российской Федерации. И там, и там посчитали, что замена транспортного налога приведет к тому, что региональные бюджеты будут недополучать средства, которые направляются на ремонт и строительство дорог.

«Реализация изменений, предлагаемых законопроектом, приведет к возникновению выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем источники компенсации выпадающих доходов дорожных фондов субъектов Российской Федерации не определены», — говорится в заключении комитета. При этом комитет рекомендовал отклонить в первом чтении еще четыре подобных законопроекта. Так что шансы на то, что депутаты примут решение об отмене транспортного налога, ничтожно малы.

Законопроект был подготовлен депутатами от КПРФ Валерием Рашкиным и Сергеем Обуховым и первоначально внесен в Госдуму еще полтора года назад. Авторы заявили, что более справедливым будет внести дополнительный акциз в топливо. Тогда платить больше будут те, кто больше ездит и, соответственно, наносит дорогам наибольший урон.

Впрочем, акцизы на топливо и так вырастут, причем дважды: в начале года и с 1 июля 2018 года. Оба раза акциз будет увеличен на 50 копеек, то есть общее повышение акциза за год составит один рубль.

  • Ранее идею отмены транспортного налога и замены его дополнительным акцизом в топливо поддержала глава Совета федерации Валентина Матвиенко.
  • В Минтрансе и вовсе предложили заменить транспортный налог экологическим. Владельцы современных автомобилей тогда платили бы меньше, а те, кому принадлежит старый автомобиль, соответственно, больше.

Для кого отменили транспортный налог?

В Сети много разговоров про отмену транспортного налога. Эта волна вызвана введением налоговой амнистии в 2018 году. Нужно ли платить транспортный налог сейчас, рассказывает член Ассоциации юристов России, адвокат Кристина Флеер.

Действительно, в последнее время шло много разговоров о том, что транспортный налог отменят либо внесут определенные изменения в его начисление. В частности, сумму налога планировалось внести в акцизы на топливо. То есть по принципу «ездишь — плати». На рассмотрение Государственной думы даже поступил законопроект N 480908-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части отмены транспортного налога».

Попытка отмены налога не прошла

Президент Российской Федерации еще в ноябре 2012 года, встречаясь с лидерами партийных фракций Государственной думы, подчеркнул, что поддерживает отмену транспортного налога, и заявил, что вопрос является крайне чувствительным для огромного числа людей нашей страны. По словам президента, региональные власти не спешат отменять налог для владельцев транспортных средств, так как опасаются сокращения поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации, поскольку, согласно действующей редакции Бюджетного кодекса, транспортный налог отчисляется в бюджет субъекта России. Тем не менее, согласно предоставленной Комитету по транспорту Государственной думы информации, собираемость данного налога в субъектах России не превышает 50%.

Также стоит отметить, что Федерация автовладельцев России (ФАР), являющаяся активнейшим сторонником отмены транспортного налога, буквально за месяц собрала более 100 тысяч подписей в поддержку данного решения. Министерство транспорта Российской Федерации также высказывалось в поддержку идеи отмены транспортного налога в 2016 году.

Одним из аргументов для введения транспортного налога было финансирование за счет него дорожной сферы. В то же время сегодня существует другой источник: от стоимости каждого проданного литра топлива в дорожный фонд поступает 9 рублей.

В то же время предполагается, что включение этого обременения в акцизы на топливо сильно повлияет на рост цен на бензин и солярку. А это, в свою очередь, существенно повлияет и на другие стороны жизнедеятельности. В частности, скорее всего, это приведет к повышению стоимости товаров, так как их транспортировка станет дороже.

Разговоры идут, но на настоящий момент изменений в законодательстве, вступивших в законную силу нет. А соответственно, на настоящий момент транспортный налог не отменен и подлежит оплате.

Кто из водителей должен платить транспортный налог?

Согласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность по уплате соответствующего налога.

В соответствии со ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кто может не платить налог?

Налоговые льготы при оплате транспортного налога регламентированы ст. 361.1 НК РФ.

Согласно ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.

По регионам налоговые льготы имеют более конкретизированный порядок. В частности, согласно ст. 4 Закона г. Москвы «О транспортном налоге» от уплаты налога освобождаются:

— Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

— ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

— ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

— инвалиды I и II групп — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

— бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

— один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

— лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно, — за одно транспортное средство указанной категории, зарегистрированное на этих лиц;

— один из родителей (усыновителей) в многодетной семье — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

— а также некоторые иные категории граждан.

Транспортный налог наращивает мощности

После Нового года транспортный налог в регионах существенно подрос. Обещают познакомить автомобилистов и с новым принципом его расчета. Каких перемен стоит ждать и какой налог устроил бы всех?

Предчувствуя негативные последствия кризиса, регионы решили «поднажать» на автомобилистов и пополнить бюджеты за счет прибавки к транспортному налогу. Каждый субъект определяет эту ставку самостоятельно и практически произвольно, поэтому на сегодня существует аж 80 разных налоговых ставок (одна из самых высоких — в Санкт-Петербурге; самая низкая — в Чечне).

Смотрите так же:  Претензия по оплате электроэнергии

Соответствующие поправки в региональный закон «О транспортном налоге в Московской области» были приняты в окончательном чтении депутатами Мособлдумы в октябре прошлого года. Налоговая ставка для легковых автомобилей до 100 л.с. увеличилась с 3 до 10 рублей за 1 л.с. Для остальных автомобилей и мотоциклов она повысилась на 5,1%. Не повезло грузовикам и автобусам старше пяти лет: для них транспортный налог теперь установлен на максимальном уровне, предусмотренном федеральным налоговым законодательством. Ожидается, что дополнительные доходы бюджета Московской области от повышения ставок транспортного налога должны достичь 868,5 млн рублей. Выросли ставки (примерно на 15%) и в других регионах — в Ивановской, Ульяновской, Пензенской, Хабаровской, Волгоградской областях, в Приамурье.

Все выше и выше

На протяжении последних пяти лет транспортный налог стабильно рос. Если поступления в консолидированный бюджет страны в 2008 году составляли 53 млрд рублей, то за последние годы его сумма увеличилась примерно вдвое — до 100 млрд. Как же расходуются эти средства?

Увы, размер сборов напрямую не соотносится с улучшением ситуации в экологии и на дорогах. «Влияние транспортного налога на инфраструктуру, в частности на дорожное строительство, не стоит преувеличивать», — отмечает управляющий директор компании Auto Pro Logistic Леонид Шляпников. Дело и в возможностях местных бюджетов, и в эффективности расходования средств. Транспортно-логистическая инфраструктура по своей природе требует крупных и долгосрочных инвестиций, кооперации с межрегиональными и федеральными бизнес-структурами. Добиться весомого результата на региональном уровне в текущих условиях невозможно, за исключением отдельных показательных проектов. Поэтому федеральный бюджет и его инвестиционные проекты продолжают оставаться базовыми и определяющими для инфраструктуры отрасли.

«Транспортный налог впадает маленьким ручейком в полноводную реку, из которой идет финансирование самых различных экологически значимых проектов, — считает первый вице-президент Союза машиностроителей России, зампред комитета по промышленности Госдумы Владимир Гутенев. — Обычно финансируются экологические инициативы, которые позволяют наиболее эффективно использовать денежные ресурсы. Например, переработка твердых бытовых отходов улучшит ситуацию в городе на 20%, тогда как новые исследовательские проекты в области снижения эмиссий — всего на 2–3%. Логично выбрать первое». С его точки зрения, при грамотном перераспределении бюджета прямая увязка транспортного налога с решением проблем тех же выбросов не так уж и необходима.

Сам транспортный налог, и особенно принцип его расчета исходя из лошадиных сил автомобиля, давно возмущает как автовладельцев, так и общественные организации. «Мы бьемся с этим транспортным налогом уже несколько лет подряд. Он не только бессмысленный, но и несправедливый», — отметил Максим Юрченко, координатор межрегиональной общественной организации «Федерация автовладельцев России» (ФАР). К примеру, у автомобилиста есть мощный внедорожник, но он стоит у него в гараже, и он по большим праздникам пять раз за лето вывозит свою семью на прогулку за город. Или противоположный случай — какой-нибудь «антиэкологичный» старенький «жигуленок» ежедневно перевозит товар в лавку, с пробегом до 70–100 тыс. км. Кто из них наносит больше ущерба окружающей среде и дорожному покрытию? Максим Юрченко упомянул и мотоциклы: в последнее время мотоциклетный парк в России сильно вырос, но получается, что байкеры вынуждены выплачивать суммы, аналогичные тем, что вносят в бюджет владельцы легковых машин.

Как будем считать?

В этом году автомобилистов обещают познакомить с новым механизмом расчета транспортного налога. Возможно, вскоре основным критерием налоговой величины станет объем двигателя, а не лошадиные силы. «Кубики» в этом плане являются более прогрессивным фактором, — заявил еще полтора года назад замминистра финансов РФ Сергей Шаталов. — Старые модели имеют меньшую мощность с большим объемом двигателей, чем современные модели с меньшим объемом, но большим числом лошадиных сил».

Исчисление транспортного налога в зависимости от объема двигателя и возраста автомобиля — общемировая практика. «Вызовет ли новая схема повышение налогового бремени — однозначно сказать нельзя», — считает лидер партии «Правое дело» Вячеслав Маратканов. При таком расчете должны обязательно учитываться экологический класс автомобиля и его возраст, а также понижающие коэффициенты на эти показатели и альтернативные двигатели. Все это в комплексе должно вдохновлять на покупку новых экологически чистых авто и как следствие — стимулировать промышленность. «Конечно, многие наши соотечественники не могут позволить себе новый экологичный автомобиль, поэтому параллельно должна быть усовершенствована программа утилизации на более выгодных условиях, — отметил эксперт. — Ну и конечно, очень важно контролировать, куда потом направятся собранные средства. А то зачастую, когда оцениваешь состояние дорог за МКАД, задаешь себе один вопрос: а где собственно мои деньги?»

Депутат Владимир Гутенев считает расчет налога по объему двигателя промежуточным этапом. «Когда-то мы должны будем отойти и от лошадиных сил, и физического размера двигателя. Налог логично рассчитывать из основы эмиссии и использования экологического топлива «Евро-5» и «Евро-6», — уверен он. — Ведь основная задача — не налогообложение как таковое, а улучшение экологической ситуации в больших городах». Положительные примеры уже есть: при покупке электромобиля «Тесла» вы можете ввезти его в страну беспошлинно.

Федерация автовладельцев России уже несколько лет предлагает ввести стоимость транспортного налога в стоимость бензина в форме акцизов. Эту идею уже давно поддерживают как автовладельцы, так и часть депутатов Госдумы РФ. И даже президент Владимир Путин ее одобрил! Но до сих пор вместо полезных и рациональных нововведений, по словам Максима Юрченко, «продолжаются безумства», и от лошадиных сил мы, вероятно, все-таки перейдем к литрам, а не к акцизам.

По данным агентства «Автостат», в России двигатели от 1 до 1,2 л имеют всего 1,8% продаваемых автомобилей. Малолитражки не без оснований считаются «несолидными» и даже «опасными», учитывая климатические условия и жестокую реальность российских дорог. В Европе ситуация обратная: желающих платить весомый налог за машину с большим литражом немного, и компактные модели распространены куда больше. Но там и дороги, и доходы другие.

«Растущий транспортный налог ударит по малоимущим, среднему классу, это еще один плюс к подорожанию бензина и стоимости запчастей, — отмечает Максим Юрченко. — Речь идет об огромной стране, не только о Москве, а о регионах, где автомобили экономкласса составляют большую часть автопарка». Избавиться от старых автомобилей «с карбюраторами» (47% всего автомобильного парка в России принадлежит «железным коням» старше 10 лет) и обзавестись экологичными моделями иностранного производства в условиях падения рынка — задача из области фантастики. «Наступивший 2015 год станет одним из самых сложных для автомобилистов», — уверена руководитель проектов Русского АвтоМотоКлуба Наталья Акаткина. Впереди не только повышение транспортного налога, но и подорожание автомобилей и автокредитов, рост цен на страхование транспортного средства, запчасти, бензин. Эти факторы приведут к увеличению стоимости владения автомобилем и, возможно, заставят многих задуматься о целесообразности подобных трат.

Глобальные последствия

Итак, субъекты РФ вправе сами устанавливать транспортный налог. Главное — чтобы он не превышал норму, установленную Налоговым кодексом, более чем в 10 раз. Если в Москве ставка составляет 70 рублей за лошадиную силу в год, то в Смоленске величина ставки — более чем в четыре раза ниже. Закономерно, что Центральный федеральный округ, где находится больше всего налогоплательщиков (юридических лиц), все равно обеспечивает треть налоговых поступлений. Из них — так же треть — приходится на Москву. «Таким образом, транспортный налог — один из факторов, который может влиять на процесс принятия собственником транспортных активов решения по локализации своего парка. — отмечает Леонид Шляпников. — В регионах парк размещать сегодня дешевле».

При этом наряду с транспортным налогом с 15 ноября 2015 года будет введен обязательный дорожный сбор с большегрузов весом свыше 12 т в размере 3,70 руб. за 1 км пробега по федеральным трассам. «В случае повышения транспортного налога и введения дорожных сборов на фоне дорожающего топлива и импортных комплектующих себестоимость у коммерческого перевозчика большегрузным транспортом вырастет на 20–35% уже во второй половине 2015 года, — считает эксперт. — Это скажется на транспортном тарифе, который вырастет не менее чем на 5–7% уже в I квартале».

Подавляющая масса потребительских товаров импортируется и развозится до конечной точки реализации автомобильным транспортом. Поэтому повышение налогов и сборов с транспортных компаний через 1–3 месяца после введения подобных мер отразится на розничных ценах для потребителей.

Пока падает рубль, а вместе с этим растут инфляция и, как ни странно, цены на бензин, перспективы ведения транспортно-логистического бизнеса выглядят туманно. Очевидно, что отрасль требует мер по ее поддержке. «В этом смысле рационально было бы отложить введение дополнительных сборов и роста налогов для участников рынка и вместе с этим заняться регулированием рынка», — добавляет Леонид Шляпников.

Большинство перевозчиков в России (более 70%) — это мелкие ТЭК с парками до пяти автопоездов, которые часто уходят от уплаты налогов, именно это и приводит к недостаточным сборам в местные бюджеты. Сейчас жизненно необходимо, чтобы государство регулировало отечественный рынок грузоперевозок. В этом помогут партнерство с бизнесом и борьба с «черными» и «серыми» перевозчиками. Крупные и средние компании, которые платят налог, не могут конкурировать с частниками, которые уходят от их уплаты. Правила игры должны стать единообразными, прозрачными, цивилизованными и рациональными. В этом случае рынок будет саморегулироваться, что приведет к формированию адекватных транспортных тарифов.

Это правильное решение

Станислав Емельянов, заместитель генерального директора разработчика и производителя системы спутникового мониторинга транспорта компании Omnicomm

На мой взгляд, ситуация с повышением транспортного налога — это первый серьезный шаг к переходу к так называемой экологической налоговой выплате. Все мы прекрасно понимаем, что, приняв один закон, мы не избавимся от ряда экологических проблем, но решение, безусловно, будет способствовать снижению вредных выбросов.

Это неверное решение

Денис Смольянов, главный редактор Авто Mail.Ru

В настоящий момент транспортный налог в России не несет никакой другой функции, кроме сбора денег с водителей. Более того, он практически не стимулирует их к покупке автомобилей с современными двигателями. Налог в нынешней форме лишь пытается ограничить покупку машин с мощными моторами. Тем не менее к экологии такие ограничения имеют только опосредованное отношение. Ведь какой-нибудь Porsche с современным высокотехнологичным агрегатом выбрасывает меньше вредных веществ, чем двадцатилетние «Жигули». Между тем наказывают рублем именно владельца Porsche. Где справедливость?

Author: admin