Как оформить сказку в детском саду

Добро пожаловать в СКАЗКУ! Сказочные композиции на участке детского сада

В городе Алексеевка Белгородской области есть детский сад под названием СКАЗКА. Детский сад с лихвой оправдывает свое название. Попадая на его территорию, оказываешься словно в волшебном мире, при этом из одного сказочного сюжета просто оказаться в другом, достаточно сделать пару шагов.

Каждая группа имеет свое сказочное название, поэтому групповые клумбы оформлены соответствующе.

Просто удивительно, насколько интересным можно сделать оформление детского сада. Смотря на эту красоту, в который раз убеждаешься, что воспитатели — народ талантливый.

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК

Название «Золотой ключик» натолкнуло воспитателей на мысль создать целую композицию, в которой присутствует и выносной материал, и замечательное цветочное оформление.

Буратино не отличить от настоящего, разве что волосы сделаны из ниток, а тело — из чурбанчиков. Для лягушки понадобились картон и краска. Пластиковые бутылки, раскрашенные краской, составили целый камышовый ряд. Озеро совсем не глубокое, в его основе — старое копыто, вкопанное в землю и обложенное камнем.

Авторы композиции: воспитатели Солощенко Н.Н. и Литовкина М.А..

Клумба «Колобок» располагается на площадке для детей ясельной группы.

Для Колобка использован металлический каркас, обклеенный папье-маше и раскрашенный.

Грибы-боровики «выросли» из пеньков и пластмассовых тарелок.

Фигурки Бабы и Деда сшиты и набиты опилками.

Авторы композиции: воспитатели Харланова С.В. и Шевченко Н.Н..

ЧАСЫ ДЛЯ ЗОЛУШКИ

В этих часах стрелка застыла на одном месте. Они словно напоминают Золушке о том, что пора возвращаться домой.

Циферблат часов сделан из разноцветных пробок, стрелки вырезаны из фанеры.

Авторы композиции: воспитатели Короп Н.И. и Попова Л.М..

ЗОЛОТАЯ РЫБКА

Отойдя немного в сторону, можно попасть в сказку «Золотая рыбка»: здесь бедный старик закинул невод и ждет улова.

Золотая рыбка сделана из совсем несказочного материала — фанеры, море выложено крашеной галькой. Эффект волны создан при помощи монтажной пены. Для этого на каркас из проволоки необходимо нанести пену, после высыхания ее раскрасить.

Фигуры Бабы и Деда сшиты из плотной ткани и набиты поролоном.

Авторы композиции: воспитатели Шконда О.А. и Черных О.А..

ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

Оказывается, цветик-семицветик можно сделать из обычных пластиковых бутылок. Для этого необходимо в месте пробки отрезать верх, прокрасить бутылку изнутри и вкопать в землю вверх дном.

Отрезанная верхняя часть бутылок не выбрасывается, ее помещаем в середину цветка.

Полюбоваться на цветик-семицветик и подумать о семи желаниях можно в тени, присев за бревенчатые стол и стулья.

На некоторых участках можно встретить и таких сказочных существ.

В качестве основы послужили огромные пни спиленных деревьев. Благодаря фантазии педагогов старые пни превратились в интересную сказочную композицию. Например, как этот старичок-лесовичок. Стоило только добавить волосы из монтажной пены, глаза из пластмассовых тарелок, нос из коряги дерева, а брови из кусочков меха, и старый пень не узнать.

Авторы композиции: педагоги Гапченко Н.В., Куманина М.В., Ткаченко Л.П., Бобровникова Е.В..

ЦАРЬ-ЛЕБЕДЬ И МУХОМОРЫ

Недалеко от игровой площадки раскрыл свои крылья царь-лебедь.

Лебедь вырезан из шины, корона — из пластиковой бутылки. Озеро выложено камнями. Эффект свечения достигается за счет СД-дисков, разложенных внутри «озера».

Можно на территории детского сада и найти грибы, правда, не настоящие.

Авторы композиции: воспитатели Цымбал Н.И., Индукторова И.А. и помощник воспитателя Мальцева Н.В..

ТРИ МЕДВЕДЯ

Нашлось на участке и место для сказки «Три медведя».

Авторы композиции: Фоменко Л.И. и Шконда О.А..

Благодарим за предоставленный материал педагога детского сада «Сказка» Таничеву Ирину Юрьевну.

консультация для родителей на тему «Как и для чего читать детям сказки»

Описание материала: предлагаю вашему вниманию материалы к консультации для родителей, которыми могут воспользоваться воспитатели всех возрастных групп.

Цель: помочь родителям понять роль русских народных сказок в развитии ребенка.

Ход

Воспитатель: — Здравствуйте уважаемые родители. Мы с вами очень редко видимся в детском саду, и сегодня мы пригласили вас, чтобы поговорить о том, как и для чего, читать детям сказки.

Мини-дискуссия.

Воспитатель: — В нашем детском саду было поведено анкетирование среди родителей, по русским народным сказкам.

Из анализа анкет, многие родители на вопрос: «Хотели бы вы получить помощь со стороны педагогического коллектива?»

Подчеркнули – открытые просмотры,

— выставка детской литературы,

— чтение специально рекомендованной литературы.

Воспитатель: — Таким образом, тема нашей беседы звучит так: «Как и для чего читать детям сказки?»

Воспитатель: — Какие русские народные сказки вы знаете?

Воспитатель: — А вы знаете, что русские народные сказки по тематике и стилистике делятся на 4 группы?

Воспитатель: — Может быть, вы знаете на какие? (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые, докучные сказки).

Воспитатель: — Какие русские народные сказки о животных вы знаете? («Лиса и журавль», «Лиса и кувшин»).

Воспитатель: — А волшебные русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Хаврошечка»).

Воспитатель: — Социально-бытовые?

Воспитатель: — В социально-бытовых сказках нет ничего чудесного, нет волшебных помощников. Персонажи действуют в знакомой обыденной обстановке. Герои сказок мужик, батрак, солдат побеждает своих врагов благодаря своему уму. Приведите пример.

Воспитатель: — Докучные сказки — от слова докучать, надоедать. Это шутки, балагурки сказочного характера. (« Жили-были два гуся, вот и сказка вся»).

Воспитатель: — Скажите, за что дети любят сказки?

Воспитатель: — В чем ее впечатляющая сила воздействия?

Воспитатель: — А вот в чем! Все животные лиса, петух, коза, волк взяты из жизни, они разговаривают. Сказки о них носят аллегорический характер, под ним подразумеваются люди. Все это сказочно и привлекает детей.

Воспитатель: — В волшебных сказках много фантастики, волшебства. Яркая фантастика очаровывает детей, и они верят в самое невероятное.

Воспитатель: — Для чего детям читать сказки?

Воспитатель: — Русские народные сказки являются идеально доступным для ребенка носителем основных моральных этических категорий, менталитете русского народа, а также моделей поведения людей и типов взаимодействия между ними.

Воспитатель: — А как вы читаете своему ребенку сказки?

Воспитатель: — Я предлагаю вам определить этапы работы со сказкой.

1.Прочитайте сказку предварительно.

2.Объясните сложные и непонятные слова, фразеологизмы (либо перед рассказыванием, либо в процессе или после рассказывания).

3.Сказку нужно читать, а лучше рассказывать очень выразительно, передавая речь героев, интонацией голоса, показывая жестом, мимикой их особенности.

4.Делайте паузы, логические ударения, выделяйте главные слова, идею произведения.

5.После прочтения побеседуйте с ребенком (обсудите поведение персонажей, мотивы их поступков), используя при этом иллюстрации из книги.

6.Расскажите сказку еще раз.

Прочитайте ребенку:

«Заяц-хвастун»

«Лиса и кувшин»

«Крылаты, мохнатый да масляный»

«Царевна-лягушка»

«Сивка-Бурка»

«Финист-Ясный сокол»

«Хаврошечка»

«Никита Кожемяка»

«Рифмы»

«Докучные сказки»

Воспитатель: — Предлагаю вашему вниманию памятки.

Памятка для родителей.

1. С чего начинать знакомство с книгой?

Начинать нужно с собирания новых книг для детской биб¬лиотеки или с обновления имеющихся.

В вашей библиотеке может быть несколь¬ко типов детских книг: книжки игрушки с изображением пред¬метов, книжки-вырубки, обложка ко¬торых вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь в тексте, книжки панорамы с движущимися фигурками, книги с юмористическим характером.

У ребёнка должны быть разные виды русской и зару¬бежной детской

литературы (проза, поэзия и драматургия), про¬изведения разных жанров

(рассказы, стихи, авторские сказки, повести, романы-сказки), тем и

направлений, фольклорные (пе¬сенки, потешки, считалки, загадки,

пословицы, народные сказ¬ки и другое). Чтобы дополнить и разнообразить общение ребён¬ка с книгой, у него должна быть фоно- и видеотека с детскими литературными и фольклорными произведениями.

2. С каково возраста можно читать детям?

Знакомство с книжкой нужно начинать с самого раннего возраста ребёнка, лучше с рождения.

Безусловно, ребенку луч¬ше не читать, а рассказывать или петь (если это колыбельные песенки).

Смотрите так же:  Кипр гражданство

3. Как вызвать интерес к книжке?

Пусть у ребёнка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное — не показывайте ему все книги сразу, а знакомьте с ними постепенно, чтобы был элемент новизны.

Не нужно навязывать ребёнку незнакомую книгу, даже если вам хочется её прочитать. Пусть он сам через какое-то время заинтересуется этой книгой.

Можно положить её на видное место, чтобы она привлекла внимание ребенка, или самому увлечься её чтением на глазах у ребёнка, а потом про¬читать из неё какой-нибудь интересный отрывок.

4. Как организовать чтение?

Чтение (слушание) литературного произведения будет лучше восприниматься тогда, когда для этого будут созданы необходимые условия: особый эмоциональный настрой ребёнка и взрослого, определённое время в режиме дня, отведённое для чтения, желание взрослого не только читать для ребёнка, но и беседовать с ним о прочитанном, побуждать к творческому восприятию произведения (например, совместному рисованию иллюстраций к понравившимся моментам книги).

Можно посадить ребёнка к себе на колени, вместе рассмотреть обложку книжки, прочитать её на¬звание и фамилию автора, а затем предположить, о чём может быть написана эта книга.

5. Как сделать так, чтобы ребенку понравилось слушание сказки?

Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты,

активно пользоваться мимикой, подчёркнуто преувеличивая

различные эмоциональные состояния героев произведения.

6. Как, часто нужно читать ребенку сказки?

Ни дня без книги — это должно стать для вас руководством

к действию.

Детская книжка — это не просто развлечение для

ребёнка, она источник информации о мире, лучшее средство

постижения человеческого опыта, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

7. До каково времени нужно читать ребёнку сказки?

Не прекращайте чтение вслух, даже если ребёнок уже умеет это делать сам. Поощряйте его желание читать самостоятельно и в то же время не забывайте, что для дошкольника чтение — очень трудоёмкий процесс, поэтому не принуждайте ребёнка читать художественную литературу, если у него нет такого желания.

Если у ребёнка возникает желание самому прочитать художественное произведение, то целесообразно это делать по очереди вместе с ним, постепенно предоставляя ему всё больше возможности для самостоятельного

Оформление участка детского сада «Сказка в огороде»

Юлия Готовкина
Оформление участка детского сада «Сказка в огороде»

Уважаемые коллеги, в разгаре лета считаю актуальной тему оформления территории ДОУ, ведь это время, когда дети относительно продолжительное время находятся на участке детского сада, который и является единственным местом общения с природой.

Всем нам известно, что огород — это традиционный элемент территории дошкольного образовательного учреждения, и что он является немаловажным для полноценного развития и воспитания детей (расширяет круг представлений о растительном мире, приучает к труду, развивает их инициативу). В связи с этим наша с вами первостепенная задача — это привлечение внимания детей к огороду и к соответствующим трудовым действиям.

На мой взгляд, любая скульптура, фигура — это не только украшение, но и побудитель для игры.

Всё выше сказанное и привело меня к созданию «сказки в огороде» на территории моего детского сада:

возле бревенчатой избушки — «Петушок Золотой Гребешок» всем желает доброго утра,

«Мишка косолапый» ворует у пчёл мёд,

а все герои «Репки» — «тянут-потянут, вытянуть не могут» удачно выращенный дедом урожай.

Для создания фигур я использовала фанеру, эмалевые краски, «золотые руки » нашего плотника и своё художественное мастерство.

Надеюсь моя идея оформления огорода на территории ДОУ вам понравилась. Спасибо за внимание!

Оформление участка «Герои сказок на участке детского сада» ДОУ №167 в июне был объявлен конкурс на «Лучший участок детского сада». За этот период все работники детского сада отремонтировали игровое.

Зимнее оформление участка детского сада Любимое время года. Уважаемые коллеги! Приглашаю вас в зимнюю сказку. Кругом глубокие снега, Куда я взгляд ни кину, Метёт и кружится пурга.

Оформление участка детского сада Композиция «Сказка в двери к нам стучится» Композиция «Тише, мыши. кот услышит! Композиция «Хорошо у нас в саду, я с друзьями в лес.

Фотоотчет. Снежные постройки на участке детского сада для зимних игр и забав детей. Лучшее оформление участка Зима — благодатная пора. Очень важно организовать жизнь дошкольников так, что бы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным.

Летнее оформление участка детского сада Вот и наступило лето – чудесная пора! Всё вокруг цветёт и сияет, и нам хочется тоже сделать что–нибудь необыкновенное, красивое и неповторимое.

Оформление участка детского сада Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию варианты оформления территории детского сада, для украшения которого я использовала обычные.

Оформление участка детского сада снежными постройками Как же красиво зимой! Мягкий пушистый снежок, все деревья стоят в серебре, легкий морозец кусает за румяные щечки наших детей. Как же сделать.

Оформление участка детского сада снежными постройками «Волшебная зима» Пребывание ребенка на свежем воздухе в любое время года имеет большое значение для гармоничного развития ребенка. В декабре 2016 года и.

Оформление участка детского сада своими руками Чтобы детишкам было интереснее гулять на своей площадке, я решила придать ей новый вид. Детская площадка играет большую роль в развитии.

Оформление участка детского сада в летний период Работа совместно с Васюхно Е. А Вот и наступило лето- самая счастливая и радостная пора. Но мы не перестаем решать развивающие задачи,даже,.

Оформление группы «Сказка»

наталья веригина
Оформление группы «Сказка»

В группе, которой работаю, пол года (новый модульный корпус) оформила раздевалку. Группа называется «Сказка». При оформлению раздевалки группы учитывала новые стандарты. Выдержка из стандарта.

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

-создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

-поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

Основной стенд с названием группы «Сказка«.Все стенды выполнены в одной тематики.

Стенд с названием группы «Сказка«.

Стенд для родителей.

Информация сменяющаяся для родителей «Оказание первой медицинской помощи»,»Здоровье сберегающие мероприятия»

Стенд «Жизнь в детском саду» для фото. Фото режимные моменты,праздника и.

Наше творчество. Для выставки работ детей на леске с зажимами,просто и удобно.

Оформление группы «Сказка на окне» На поляне закружили Звери дружный хоровод Лисы, зайцы и медведи вокруг елки – Вместе встретят новый год. Дед мороз спешит на праздник Со.

Новогоднее оформление группы «Зимняя сказка» Вот уже несколько лет мы с детьми создаём уют в нашей группе. Каждый уголок продумываем, оформляем, чтобы детям было уютно и комфортно.

Оформление группы к Новому 2016 Году. Сказка «Русалочка». Здравствуйте уважаемые коллеги! Вот и приближается долгожданный праздник, который ждут и дети, и взрослые. Праздник чуда, волшебства и исполнения.

Оформление группы к Новому году «Новогодняя сказка» Город светится огнями гирлянд, повсюду продают зеленых красавиц, а по радио звучат только самые искренние и теплые песни про одну ночь в.

Оформление группы к празднику «Новогодняя сказка» Скоро, скоро Новый год! Он торопится, идет! Постучится в двери к нам: -Дети, здравствуйте, я к вам! А как ждут Новый год и взрослые, и.

Оформление группы «Новогодняя сказка» силами педагогов и детей старшей группы Дорогие друзья и коллеги! Впереди самый любимый праздник нашей детворы – Новый год. И, конечно же, все — дети, родители, педагоги готовятся.

Оформление группы «Зимняя сказка-2016» Скоро, скоро Новый год! Он торопится, идет! Постучится в двери к нам: Дети, здравствуйте, я к вам! Приближается любимый всеми: и взрослыми.

Пусть сказка не кончается! Оформление группы к новогоднему празднику К нам сказка в дом стучится, В мир таинства зовёт! Мы знаем: всё случится Под вечер, в Новый год! Придут герои сказок, И Дед Мороз придёт,.

Смотрите так же:  Автостраховка осаго техосмотр

Волшебная сказка для детей. Оформление группы к Новому году Новогодний праздник — самый замечательный праздник, как для детей так и для взрослых. Он дарит нам радость, восторг, фейерверк удовольствий.

Зимняя сказка. Новогоднее оформление группы Скоро праздник, скоро праздник, В декабре мы чуда ждем, А вот в группе «Солнышко», Чудо сами создаем! Сказка к нам стучится в дверь,.

Оформление детского сада «Мои сказки»

Ольга Баглей
Оформление детского сада «Мои сказки»

сказка должна жить рядом с детьми. Учить добру, народной

мудрости и другим человеческим качествам. Это моя первая работа по оформлению интерьера групповой комнаты

младшей группы с использованием рельефной лепки.

Веселые персонажи к любимому детскому мультфильму

«Маша и медведь» в интерьере ясельной группы.

Любимые герои мультфильма находятся с детьми в одной комнате, помогают

создать не только положительный эмоциональный настрой в течение дня, но и

решают обучающие и развивающие задачи: назвать и запомнить лесных жителей,

описать их внешний вид и настроение, запомнить названия цветов, насекомых,

деревьев др. Ну кто же будет плакать, приходя в детский сад, если его встречает

Оформление интерьера для детей старшей группы «Солнечная система»

Дети растут и кругозор их интересов расширяется. Такое «наглядное пособие» поможет сформировать начальные представление о космосе и вселенной, о планетах солнечной системы. Даст толчок к расширению познавательной и исследовательской деятельности. Поможет увидеть и полюбить свою прекрасную голубую планету «Земля»

Оформление детского сада. Оформление групповой комнаты Уважаемые коллеги хочу показать как я оформила свою группу. В дверях нашей группы встречает наших деток «Золотая осень!». наша любимая.

Праздничное оформление детского сада К каждому празднику мы украшаем нашу группу и организовываем тематические выставки!В этом, конечно же, участвуют наши дети и родители, которые.

Оформление детского сада. Моя группа Представляю вашему вниманию мою группу «Теремок».Каждый раз перед началом учебного года,хочется сделать в группе что то новое,необычное. Вот.

Новогоднее оформление детского сада Праздник ожидания праздника. Эти слова Фазиля Искандера очень точно отражают всю предновогоднюю суету. Новый год… Есть в нeм что-то волшeбное.

Оформление детского сада На территории детского сада срубили деревья и осталось много пеньков. Для того,чтобы эти пеньки выглядели привлекательно мы их преобразили.

Оформление детского сада Выставка детских рисунков обычно оформляется накануне праздников, смены времён года, изучения определённых тем: День защиты детей, Праздник.

Оформление приёмной детского сада «Паровозик лучших моментов из жизни младшей группы детского сада» Как часто наблюдая за детьми в детском саду, воспитатели замечают очень интересные и забавные моменты в поведении детей! Так и хочется взять.

Оформление детского сада Детский сад – это заведение, которое посещают не только дети и их родители, но и многочисленные гости: комиссии, проверяющие, инспектора.

Оформление участка детского сада Очень приятно, когда участок детского сада летом выглядит ярко, красочно и интересно! Участок детского сада можно всегда и без особых.

Оформление участка детского сада поделками из бросового материала по мотивам сказки «Колобок» Оформление участка детского сада из бросового материала Ф. И. О педагога – Федорова Ирина Софроновна Место работы: Муниципальное бюджетное.

Уроки сказки в детском саду

Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, судя по страницам психолого-педагогической периодики, в детских садах недостаточно используемый. В нашем детском саду взаимодействие с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно.

Наш город последнее время “прославился” отнюдь не героическими достижениями, многие знакомы с информацией о наводнениях, перемерзших системах отопления, финансовых проблемах и других бедах Усть-Кута, регулярно выдаваемой СМИ. Из этого становиться понятным, сколь непроста обстановка в нашем городе. Бытовые и производственные неурядицы, бесперспективность в возможности их разрешений, усугубляется сложностями существования микрорайона бывших БАМовцев, которые, потеряв здесь молодость и здоровье, теперь оказались ненужными государству. Дети этих людей – основной контингент воспитанников нашего детского сада. Конечно, мы не можем изменить что-либо в жизни их родителей, но постараться убрать “безнадегу” из глаз ребятишек мы можем.

Таким образом, задачей психолога в этих условиях становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, мы пришли к заключению о незаменимости такого метода, как сказкотерапия. Требование излечить душу ребенка наиболее удачно подходит именно к сказочному материалу: сказкам народным как огромному пласту зашифрованной социально-исторической и генетически-национальной информации, литературным – как мощному морально-нравственному моменту. Ведь еще Шарль Перро сказал, что сказки пишутся специально с целью определенного нравственного урока.

Кроме того, чрезвычайно важную задачу устранения внутренней дисгармонии ребенка возможно успешно решить только метафорическим проживанием определенных ситуаций, без навязчивого нравоучения. Конечно, можно целенаправленно учить ребенка, как поступать и что предпринимать в тех или иных жизненных ситуациях, но, как правило, это оказывается малоэффективным. Гораздо полезнее для ребенка косвенное воздействие, когда он сам делает выводы, определяет возможные модели поведения и методы решения проблемных ситуаций, изыскивая эти ресурсы из столь близкого его душе сказочного лицедейства.

Мы не случайно называем здесь свои сказкотерапевтические тренинги сказочным лицедейством. Основной формой работы по сказкотерапии в нашем ДОУ признана деятельность, организованная по типу программы Н.Погосовой “Погружение в сказку”.

Такое занятие строится, как сказочный спектакль, где артисты– дети, а психолог, ведущий сказочного действа, озвучивающий параллельно текст сказки и приглашающий участников выполнять определенные действия. Эта замечательная форма занятия-сказки позволяет включить в него ряд разнообразных упражнений, вплетая их в канву сказочного повествования. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Этот результат достигается как особой подачей сказочного материала психологом, где используется все разнообразие голосовых и мимических средств, так и средствами психогимнастики, психодрамы, логопедическими и физическими упражнениями, элементами визуализации, медитации, релаксации.

Конечно, эти занятия требуют тщательной подготовки, включающей организацию определенной предметной среды, запись фонограммы, возможность использования средств цвето- и ароматерапии. Естественно, что подобные занятия, предполагают наличие у педагога-психолога режиссерского и актерского таланта. Дети же, как правило, все изумительно талантливые актеры и отвечают на усилия взрослого открытием своей маленькой прекрасной души.

Занятия других циклов строятся по классической схеме сказкотерапетического занятия, включающей в себя: повторение (вспомнить о том, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились), расширение (познакомиться с новой сказкой или драматизировать знакомую, активизировать восприятие действий персонажей сказки, вызвать эмоциональный отклик), закрепление (приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности через различные игры, упражнения, символические действия: путешествия, превращения и т.п., практической деятельности), интеграцию (связать новый опыт с реальной жизнью), резюмирование (обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся). Такими циклами проводятся, например, занятия по темам: “Волшебная страна чувств”, “Плохие привычки”, “Школа – это трудный и радостный путь к знаниям”, “Кто я?”, “Что такое счастье?” и т.д.

Очень нравится детям то, что любое сказкотерапевтическое занятие начинается и заканчивается определенным ритуалом. Они с удовольствием выполняют в начале каждого занятия упражнение на единение и эмпатию такие, как передача по кругу “волшебного” огонька свечи, “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг другу. Дети знают, что войти в сказку можно лишь человеку с открытым сердцем и добрыми намерениями, и только тогда он познает все мудрые уроки сказки. Заканчивается каждое занятие релаксационной паузой или медитацией, когда дети представляют себе что-то заданное психологом, “переваривают” и усваивают полученную информацию, снимают возбуждение от активной деятельности, готовясь к возвращению в группу. По окончании отдыха дети выполняют символические действия, забирая с собой все важное, что было сегодня с ними, и чему они научились у сказочных героев. Занятие заканчивается обязательным построением башенки из кулачков и произнесением слов: “Всем-всем – до-свиданья и спасибо за вниманье!” Постоянное соблюдение этих ритуалов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности. Важно, что дети вскоре сами начинают следить за неуклонным соблюдением этих ритуалов, подсказывая психологу, какое действие перенесет их в сказку на этот раз. Очень удачной оказалась предложенная детям в этом году идея передачи красивого стеклянного шара. Они смотрят при этом друг другу в глаза с доброй улыбкой, согревают шарик своими ладошками. Передают его очень бережно, зная какой хрупкий этот проводник в сказку, его невозможно уронить. Шар из рук последнего в кругу ребенка принимает психолог и ставит его на специальную подставку, незаметно включая ее. Шарик загорается и начинает вращаться, путь в сказку открыт, ведь дети были предупреждены, что шарик загорится, если их мысли были добрыми и улыбки искренними. Выключается шарик так же незаметно, пока дети расслабляются на ковре. Конечно старшие дети знают, что шарик работает от розетки, но усомниться в его волшебных качествах они не смеют. А малыши воспринимают манипуляцию с шариком, как настоящее чудо. Порой от психолога требуется мастерство электромонтера, чтобы создать атмосферу сказки, безопасно включив в сказочное оформление огоньки, всполохи, цветовые переливы и другие возможности современной техники. Путь в сказку должен быть волшебным и легким для детей, но никто не утверждал, что он должен быть легким для того, кто сказку организует.

Смотрите так же:  Вопросы приёма в гражданство рф решает

Замечательно то, что в детском саду имеется помещение для проведения занятий по сказкотерапии. Через просторный кабинет психолога, зонированный по назначению индивидуально-групповой работы, дети проходят в зал релаксации, где все предусмотрено для проведения активных групповых занятий: много свободного места, светло и тепло, много зелени, под коврами – мягкая подложка, для использования детьми и персоналом ДОУ элементов натуротерапии имеются осиновые плашки и березовые поленца. Оформление зала выполнено в едином спокойном стиле берестяной шкатулочки, стена напротив входа оклеена фотообоями во весь размер с видом уходящей вдаль за горизонт тропинки в березовой роще. Противоположная стена оформлена зеркалами для отработки эмоциональных проявлений в упражнениях, и возможности детей видеть себя со стороны в собственном лицедействе. Оборудование для создания сказочной атмосферы (трон, лавочки, столик, кубы, мягкие модули) размещены в подоконном пространстве и используются по мере необходимости. Полога, занавеси, дорожки и т.п., куклы, сказочная атрибутика (картины, таблички, наряды, короны, парики, маски, мечи и др.) хранится в шкафах в кабинете психолога. Зал оснащен музыкальным центром, цветомузыкой, ароматизатором, имеется телевизор с видеомагнитофоном, фильмоскоп и слайды.

Основой для планирования занятий по сказкотерапии являются разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Ю. Соколова, Т.М. Грабенко и других авторов методик по креативной терапии. Используются психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические и медитативные сказки, написанные ими специально для сказкотерапии.

Дифференцированный подход к детям определяет содержание наших занятий, они модифицируются в зависимости от направления и преследуемых целей. Таким образом, не бывает похожих занятий, каждое подготовлено и сориентировано по-своему. Занятия на одну и ту же тему разных лет могут сильно отличаться друг от друга, потому как сильно зависят от личностных особенностей, как воспитанников, так и педагога-психолога. Вкладывать всю душу в свое дело – давно стало правилом работы сотрудников нашего ДОУ, недаром ему присвоен в 2003 году статус Центра развития ребенка. И,

поскольку сказка является давним и неизменным увлечением педагога-психолога, то собственный сказочный материал также активно используется. В частности, для цикла “Философия для малышей” были написаны сказки о законах жизни в контексте философского подхода к ней. Например, в доступной сказочной форме дети подготовительной группы познают смысл “закона подлости”, “закона бутерброда”, “закона изменчивости”, “закона бумеранга” и других из девяти общеизвестных житейских законов, в их неизменной действенности, противоречивости и взаимодействии, значении их в человеческой жизни. Детям нравятся эти занятия – беседы; рассуждения ребятишек о смысле жизни и смерти, проблемах человека на его жизненном пути, духовности, о любви, радости и печали, самоценности человека и значимости его для окружающих порой поражают своей эмоциональной прочувствованностью, зрелостью и логической завершенностью. Сказки создаются автором как по библейским сюжетам, мифам, легендам, так и являются продуктом собственного творческого мышления, фантазии и воображения. Особенно удачно сказки собственного сочинения используются автором в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Свою увлеченность, если она настоящая, можно передать детям. Элементы ТРИЗ, включаемые в развивающие сказкотерапевтические занятия, дают прекрасный результат в развитии креативности детей. Они с упоением занимаются переиначиванием знакомых сказок и сочинением новых. Альбом детского творчества “Наши сказки” постоянно пополняется новыми шедеврами к немалому удовольствию сверстников, педагогов и родителей. Детское сочинительство, к тому же, позволяет развивать все интеллектуальные качества личности ребенка, его чувство юмора. Кроме ТРИЗовских приемов детям помогают в сочинении сказок так называемые “карты Проппа”, моделировать сказку легче, имея перед глазами схематичное изображение всех ее двадцати функций.

Детские сказки не бывают неинтересными и всегда достаточно диагностичны. Диагностика эмоционального фона ребенка, особенностей его мироощущения, проблемных моментов занимает особое место в работе психолога ДОУ. Диагностика при помощи сказки обязательно проводится в начале и конце учебного года. Сочиняя сказку, ребенок в герое всегда подразумевает себя, а его рисунки на заданную сказочную тему дополняют диагностическую картину. Это дает возможность правильно планировать индивидуальную работу и выделить проблемные группы, определив направления развития, коррекции и профилактики в сказкотерапевтическом взаимодействии с детьми.

Любовь детей к сказочным занятиям, отзывы педагогов и родителей о положительном влиянии таковых на детей, данные итоговой диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности этой работы и необходимости продолжать ее с целью формирования у детей положительного мировосприятия, адекватной самооценки, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.

Неправильным будет присвоить себе все лавры хорошего воспитательного результата, это плод труда всего коллектива ДОУ, но объективным будет утверждение, что сказкотерапия занимает достойное место в педагогическом процессе нашего детского сада.

Выпускники ДОУ с благодарностью и ностальгией вспоминают уроки сказки в детском саду, и при встрече представляют школьным друзьям педагога-психолога: “ Это Ольга Олеговна, воспитательница из сказки!”

  1. Гнездилов А.В.Дым старинного камина. – СПб., 1998. – 236с.
  2. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб., 2002. – 135 с.
  3. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб., 2001. – 152 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003. – 400 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб., 2003. – 144 с.
  7. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., 2002. – 160 с.
  8. ЛютоваЕ.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001. – 190 с.
  9. Погосова Н.Мн Цветовой игротренинг. – СПб., 2003. – 152 с.
  10. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М., 2003. – 79 с.
  11. Смид Р.Групповая работа с детьми и подростками. – М.,2000. – 272 с.
  12. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с.
  13. Страунинг А.М. “Росток” Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста. 2т. – Обнинск, 1996. – 420 с.
  14. Тренинг по сказкотерапии. П/р Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д.– СПб., 2000. – 254 с.
  15. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков, 2000. – 464 с.
  16. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М., 2001. – 224 с.
  17. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990. – 143 с.
  18. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Думаем, изобретаем, открываем мир. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М., 1996. – 216 с.
  19. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Как попасть в сказку: для младшего и среднего школьного возраста. – М., 1995, – 160 с.

Author: admin