Как оформить отзывы о прочитанных книгах

Отзывы о прочитанных книгах (3 класс): примеры. План отзыва о прочитанной книге (3-4 классы)

Чтение — одна из важных составляющих жизни человека, будь то ребенка или взрослого. Читать нужно каждому, и вряд ли это необходимо доказывать. Именно поэтому детей уже с детства приучают любить книги.

Не секрет, что в школе существует определенная программа обязательных к прочтению книг на лето. Каждое окончание учебного года знаменуется выдачей этих списков. Кто-то из детей любит читать запоем, а для кого-то это сущая мука.

Однако все дело в том, что уже в новом учебном году ученикам нередко задают написать отзывы о прочитанных книгах. В 3 классе эта задача может показаться невыполнимой. Но давайте разберемся по порядку, как же писать подобные отзывы.

Занимаемся вместе с ребенком

Вне зависимости от того, любит ли ваш ребенок читать или нет, данное задание лучше выполнить вместе. Что для этого потребуется?

  1. Прежде всего вам необходимо запастись черновиком. Для начала туда мы будем записывать основные мысли, которые позже перенесутся в чистовик.
  2. Найдите любимую книгу или произведение ребенка. Оно понадобится для того, чтобы освежить текст в памяти ученика, а также сделать из него выписки, аргументы. Такой насыщенный отзыв о прочитанной книге в 3 классе с примерами будет удостоен высокой оценки.
  3. Если есть возможность, посмотрите вместе с ребенком фильм по книге — он поможет лучше разобраться в хитросплетениях многих произведений.

Ну вот и все. Когда вы подготовили все необходимое, можно приступать к работе.

Прежде чем приступить к написанию отзывов о прочитанных книгах в 3 классе, попросите вашего ребенка пересказать вам те моменты, которые он помнит. Ведь наверняка за лето многое успело забыться. Прекрасно, если вы самостоятельно прочитали данную книгу. В таком случае вы поможете ребенку восстановить моменты из произведения.

Но если же у вас не хватает на это времени, то вы можете воспользоваться кратким содержанием, в котором, кстати, содержится главная информация о книге.

План обсуждения

После того как ребенок пересказал вам основное содержание, вам вместе потребуется обратить внимание на следующие пункты:

  1. Вспомните всех главных героев, охарактеризуйте их.
  2. Обсудите с ребенком взаимосвязь персонажей, определите, кто из них играет положительную, а кто отрицательную роль. Есть ли такие герои, классифицировать которых достаточно сложно?
  3. Определите основную мысль произведения и посыл автора.
  4. Обсудите концовку книги, выявите мораль. Попросите высказать ребенка свое мнение или впечатление о прочитанном.

После того, как вы оговорили все главные моменты, можно перенести некоторые пункты на черновик, чтобы не забыть. Также воспользуйтесь самой книгой, попросите ребенка выписать из нее интересные цитаты и важные моменты. Однако не следует злоупотреблять цитированием.

Переходим к написанию

Теперь можно переходить к структуре сочинения-отзыва о прочитанной книге в 3 классе. Вы должны помнить, что каждая письменная работа имеет следующий вид:

  • Вступление — часть, где ученик задает начало своему отзыву. Эта часть не должна быть слишком большой, в ней необходимо лишь описать, какую книгу и почему именно ее выбрал ребенок.
  • Основная часть — самая непростая. Она должна быть крупнейшей среди остальных и содержать в себе всю основную информацию о книге, в том числе цитаты, аргументы и примеры.
  • Заключение — в данной части ребенок должен подвести итог своей работе и сделать свой отзыв более конкретным, закончив его собственным мнением о прочитанном произведении.

Но это лишь основная структура любого сочинения. В нашем же случае необходимо составить план отзыва о прочитанной книге в 3 классе.

Вы должны понимать, что план ученика не имеет строгих рамок, он может быть составлен по желанию самого ребенка и включать в себя те пункты, которые вы сами посчитаете необходимыми. Вот лишь пример того, как должен выглядеть подобный план:

  1. Название произведения, автор. Пара предложений из биографии писателя.
  2. Краткая история о том, как ребенок узнал об этой книге (к примеру, если ее не было в списке литературы).
  3. Знакомство с основными персонажами, переходящее в краткий пересказ содержания книги с личными комментариями ребенка, цитатами и примерами.
  4. Объяснение, почему именно эта книга оказалась в центре внимания ученика, аргументация.
  5. Плюсы и минусы произведения, почему тот или иной герой не понравился, что ребенок, возможно, хотел бы переписать в данном произведении.
  6. Личная оценка концовки книги.
  7. Завершение отзыва о прочитанной книге в 3 классе, более конкретное мнение (понравилась или не понравилась книга).

Примерно так вы можете составить свой план, добавляя или убирая из него пункты, внося что-то необычное.

Ну а теперь перейдем от теории к практике и рассмотрим конкретные примеры работ.

Вступление, к примеру, отзыва о прочитанной книге в 3 классе, может выглядеть так. «Моей любимой книгой стало произведение В. Осеевой «Динка». Валентина Осеева — это советская детская писательница, которой удалось отобразить в своих книгах всю атмосферу того времени и познакомить нас с детством детей начала 20-го века».

Такое небольшое вступление удачно впишется как в сочинение среднего, так и крупного размера. В нем мы заложили главную информацию о нашей книге, после чего можем переходить к основной части.

Написать основную часть отзыва к прочитанной книге 3-4 класса достаточно просто. Начать вы можете уже с высказывания собственного мнения.

«Данную книгу я полюбила за персонажей, которые в произведении Осеевой имели свои неординарные характеры. Ее герои оживали на страницах книги «Динка».

Главная героиня — задорная девчонка, которая живет в большой семье без отца. Она знакомится с мальчиком Ленькой, ставшим впоследствии для нее не просто другом, а настоящим братом. Вместе они переживают множество различных событий, как горьких, так и радостных».

Конечно, это всего лишь краткий пример основной части. Ваша задача — еще больше раскрыть ее.

Ну а закончить свой отзыв и вовсе не составит труда. «Я считаю, что книги подобного плана ребята должны обязательно читать. Они рассказывают о том, как правильно дружить, любить и помогать друг другу. Такие произведения учат доброте и взаимопониманию, что очень важно в наши дни».

Вот так легко нам удалось справится с отзывом о прочитанной книге в 3 классе. Теперь ребенок справится с поставленной задачей на «ура».

Как написать отзыв о прочитанной книге: план, образцы и примеры для читательского дневника, проекта, о рассказе, сказке, краткий

В школе ученики периодически сталкиваются с заданием написать отзыв о прочитанном произведении. Однако далеко не каждый представляет себе, что значит понятие «отзыв», чем он отличается от рецензии, и какие требования к нему предъявляются. При выполнении работы целесообразно придерживаться правил, как написать отзыв о прочитанной книге грамотно и обоснованно.

Что такое отзыв

Распространенная ошибка учеников и некоторых учителей — смешение понятий «отзыв» и «рецензия».

Рецензия — критический разбор произведения, сильных и слабых мест, оценка проделанной автором работы. Рецензия подробно и тщательно анализирует произведение, часто с привлечением литературоведческого материала, сравнений с другими произведениями, отзывов других критиков. От разбора подобного рода требуется непредвзятость — автору нужно отстраниться от прочитанного. В рецензии недопустимы эмоции и оценки вида «нравится-не нравится».

Отзыв — выражение читательского мнения о произведении. От него не требуется ни объема, ни подробного анализа, ни привлечения сторонних источников.

Ученик 1-4 класса уже вполне может справиться с такой задачей.

Все сказанное вовсе не означает, что читательский отзыв «хуже» или «менее серьёзен». Это два разных явления, смешивать которые не стоит. Как в литературной критике не приветствуются эмоции и предвзятость, так и в читательском отзыве неуместны пространный анализ и обилие спецтерминов.

При этом отзыв следует не только выразить, но и обосновать, почему книга, рассказ, повесть понравились или нет. Определить, какие моменты обратили на себя внимание, а какие – нет? Почему именно эта идея показалась главной? Любое мнение всегда имеет под собой основания, и их нужно донести до того, кто прочитает отзыв.

Несмотря на то, что отзыв — выражение субъективного мнения, у него тоже есть своя структура, которой желательно придерживаться. В противном случае вместо связного текста может получиться сумбурный «поток сознания».

Начать с указания, о каком произведении пойдет речь –— название, автор, время создания. Также во введении кратко (буквально в паре предложений) рассказать свои историю «знакомства» с произведением – когда его прочитали, при каких обстоятельствах и так далее. Можно немного порассуждать о названии — интересное ли оно, притягивает ли внимание, насколько точно отражает содержание.

Это главная и самая объемная часть отзыва. Чтобы она не получилась «скомканной», следует придерживаться плана:

    Тема и проблемы произведения. Необязательно проводить масштабный анализ того, что хотел сказать автор на самом деле.

Целесообразно сделать итоговый вывод о прочитанном: сравнить с другими произведениями того же автора или того же жанра и стиля, порекомендовать книгу читателям или отсоветовать ее читать: в обоих случаях следует объяснить причину.

Как правильно пишется отзыв

В зависимости от ситуации и анализируемой книги, отзывы различаются. Требования для ученика 1, 2 или 3 класса не похожи на задания для старшеклассника, с возрастом восприятие одной и той же книги меняется — отзывы на «Алису в стране чудес» или «Робинзона Крузо» у школьников разного возраста заметно отличаются.

Меняются с возрастом и тематики: в младшей школе уместно написание отзыва на сказку «Мороз Иванович», «Электроник», «Старик Хоттабыч» или «Волшебник изумрудного города», в средней — на «Муму», «Рикки Тикки Тави» или «Повесть Белкина», а в старшей можно рассмотреть что-то монументальное, например, «Войну и мир». Однако без должной практики написать отзыв на серьезное масштабное произведение не получится — для этого и нужна практика с первых классов.

Для читательского дневника

Он используется в начальной школе: с его помощью преподаватели контролируют чтение и понимание литературы у учеников, а для самих школьников он служит своеобразной шпаргалкой. Иногда читательские дневники ведутся и в средней школе — 5, 6 или 7 классе. Требования к тому, как составить записи, могут включать:

  • фамилия и имя автора произведения;
  • название произведения;
  • количество прочитанных страниц;
  • жанр;
  • основные действующие лица (можно просто перечислить);
  • краткий пересказ сюжета;
  • собственные впечатления от книги.

В средней школе могут потребоваться дополнительные сведения:

  • краткая биография автора;
  • обзор критической литературы по прочитанному.

Запись в читательском дневнике не следует делать длинной — это не пересказ и не анализ, а, скорее, напоминание.

Отзыв о рассказе надо оформить согласно требованиям, указанным выше: в нем должно быть введение, история «знакомства» с рассказом, обзор темы, проблематики, действующих лиц и сюжета, и обязательно обобщение и выводы. Такой отзыв самый простой для написания: в отличие от повести, романа или поэмы, в рассказе обычно одна тема и узкий круг проблем.

Если речь идет о народной сказке или мифе, то указать автора и год создания в таком случае невозможно. Сказка — специфическая литературная форма, она во многом условна, и выделить в ней тему и проблематику практически невозможно (разбор сказок — сложная и серьезная работа, даже не литературная, а этнографическая).

Так, в сказках «Финист-ясный сокол», «Аленький цветочек», «Сивка-Бурка», «Летучий корабль» или «Царевна-лягушка» вряд ли возможно выделить актуальные проблемы — поэтому в отзыве лучше написать о том, какие эмоции остаются после прочтения этих сказок и чему они могут научить сегодня.

Однако есть и сказки, несущие в себе вполне явную мораль, например, «Гадкий утенок», «Жаба и роза», «Морозко». В некоторых же сказках – «Цветик-Семицветик», «Черная курица», «По щучьему велению», «Лягушка-путешественница» или «Русалочка» можно порассуждать о том, как поступить на месте героев по-другому, «вжиться» в ситуацию.

Работа с литературными сказками намного проще: у них есть автор, конкретная дата создания, и, как правило, в них несложно выделить тему и проблематику. Разбор авторских сказок, таких, как «Снежная королева», «Конек-горбунок», «Сказка о царе Салтане» или «Городок в табакерке», практически ничем не отличается от разбора рассказа или повести.

Сложности возникают, если авторская сказка написана по мотивам народной — «Огниво» Андерсена, «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце» Бажова (чьи повести сами по себе являются литературно обработанными народными легендами). В таких случаях в отзыве есть смысл упомянуть о том, что данная литературная сказка имеет фольклорный прототип (можно даже указать, какой именно, если он известен).

Особенно интересны ситуации, когда автор берет народную сказку и вводит в нее проблематику и мораль, оставляя ее практически неизменной. Примеры таких сказок – «Кот в сапогах» (и в целом все сказки Ш. Перро) или «Дикие лебеди» Андерсена. В отзыве на такие произведения можно немного порассуждать о том, где заканчивается фольклорная часть, и начинаются авторские вставки.

В сокращенном отзыве рекомендуется опустить некоторые моменты: биографию писателя, пересказ сюжета (оставить только ключевые моменты) и уделить внимание собственным впечатлениям и мыслям по поводу прочитанного. Однако даже в кратком отзыве свое мнение надо обосновывать.

Отзыв о книге может стать частью школьного проекта — в этом случае следует отнестись к нему особенно внимательно. Как же пишутся подобные проекты? В случае с разбором книг все просто — это тот же отзыв, только подробнее. Проект предполагает элемент исследования, поэтому нелишним будет включить в работу обзор критики на прочитанную книгу и краткий анализ условий, при которых оно создавалось.

Образцы и примеры написания

Здесь представлены примеры читательских отзывов о некоторых произведениях.

Повесть «Дубровский»

После первого прочтения повесть «Дубровский» мне не понравилась. Повествование заканчивается печально, как в жизни, а я люблю счастливый конец. Мне кажется, было бы справедливее, если бы Маша вышла замуж за Дубровского, и они жили счастливо.

Потом, подумав, я понял, что судьба героев — это следствие их собственных поступков, а поступки обусловлены чертами характера.

Если бы Маша действовала смелее и не боялась лишиться отцовского наследства, она отказалась бы от насильного венчания в церкви и дождалась помощи от Дубровского.

Если бы отец Андрей Дубровский не был таким гордым и не осуждал другого, он не вызвал бы гнева Троекурова. Владимир Дубровский вначале книги беспечный, легкомысленный офицер-кутила. Лишившись отца, дома и имущества, он посвятил жизнь мести, принес людям много зла, стал невольным виновником гибели судейских в пожаре. За это и придет позже расплата.

Но судьба помогает добрым людям. Маша найдет счастье в своих детях, возможно, даже полюбит мужа. Владимир отказался от мести и разбоя и попытается найти свой путь в труде.

Конец книги открывает начало новой жизни героев, и этот конец не так уж и пессимистичен.

Эта книга о судьбе. Она учит нас обдумывать последствия своих чувств и действий до их совершения и получения расплаты.

«Маленький принц»

Повесть «Маленький принц» создана в 1943 году. Трагедия Второй мировой войны и воспоминания автора об оккупации Франции накладывают на неё свой отпечаток. Эта повесть-сказка пронизана ощущением светлой печали и одновременно неистребимой верой в человечность.

Сент-Экзюпери недаром выбирает для своего произведения именно сказочно-притчевую форму. Сказка — древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жизни, преподнося модели мышления и поведения в «оболочке» фантастической фабулы. Сказка отличается простым сюжетом и вместе с тем яркими и выразительными образами.

Отнести повесть «Маленький принц» к категории сказок можно на основании характерных признаков: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). В основу сюжета положена распространенная фабула: герой (принц) покидает дом и отправляется в бесконечные странствия, проходит через множество испытаний и в конце обретает награду.

Именно эта фабула взята Сент-Экзюпери за основу, однако кардинально и даже иронически им переосмыслена. Герой-принц превращается в ребенка, страдающего от взбалмошной «принцессы»-Розы. Его привязанность к Розе не имеет ничего общего с куртуазной любовью — она искренна, болезненна и в итоге трагична. А в своих странствиях Маленький принц сталкивается не с чудовищами, а с самыми обычными людьми, которые одержимы гипертрофированными человеческими страстями.

Однако «Маленький принц» — это не просто сказка, это философская притча, в которой за причудливой иносказательной формой скрывается глубокий смысл.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное взрослому человеку. Да и «взрослые», которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой — он выбирает телесную смерть.

В сказке сильны романтические традиции. Ярким признаком является выбор именно фольклорного жанра — сказки. Романтики нередко обращаются к устному народному творчеству как к источнику «естественных», незамутненных идей и образов, в которых сочетаются простота и выразительная сила.

Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Автор рассматривает тему Зла в двух различных аспектах. С одной стороны, это зло внутреннее — оно олицетворяется жителями разных планет с их опустошенностью. С другой — это зло внешнее, которое выражается в виде неразрешимого противоречия между принцем и «странными взрослыми», которых он встречает. Это противоречие неустранимо, Маленький принц и взрослые, обитающие буквально в разных мирах, совершенно чужды друг другу.

Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относиться ко всему прекрасному и постараться не растерять внутреннюю красоту души и сердца.

Роман «451 градус по Фаренгейту»

Роман «451 градус по Фаренгейту» — одно из самых известных произведений знаменитого фантаста Рэя Брэдбери. Оно заслуженно считается классикой антиутопии, хотя на первый взгляд типичных черт этого жанра в романе не наблюдается. Мир, описанный автором, спокоен, благополучен, в нем нет ни бедности, ни войн, ни сильного социального расслоения. Этот мир мог бы показаться утопичным, если бы не запрет на книги — их не просто запрещают, а уничтожают физически. Сожжением ведают специальные отряды «пожарных», к которым принадлежит и главный герой, Гай Монтэг.

Монтэг успешно «встроен» в мир — ему не на что жаловаться, а от своей работы он даже получает удовольствие. Его при этом нельзя назвать глупым или недалеким человеком, напротив, он умен и не лишен рефлексии, однако долгое время она ему попросту не нужна.

Сдвиг в восприятии мира происходит дважды: в первый раз — при встрече с Клариссой Макеллан, «выпадающей» из привычных для Монтэга рамок нормального рационального мира. Второй раз — после переливания крови Милдред, его жене. Монтэг никогда не думал о Милдред как о близком человеке, он воспринимал ее холодно-отстраненно, но увидев ее на пороге смерти, он испытал совершенно иные чувства. Он смотрит на человека, который мог быть для него близким, но не стал и уже не станет, в Милдред в буквальном смысле слова нет своей крови, она превратилась в чужую окончательно.

С этого момента «выпадение» из мира самого Монтэга становится делом времени. Увидев столько вещей, необъяснимых привычными правилами, он начинает задумываться, рефлексировать. Он по-другому смотрит на свою работу, осознавая, что настоящая задача «пожарных» — уничтожение не книг, а любых проявлений «странности», всего, чересчур «нерационального», что может расшатать «нормальную» картину мира, вызвать сомнения и тревогу.

К дальнейшим размышлениям его подталкивает случайно прочитанный на работе фрагмент «Путешествий Гулливера» Свифта, нарочито абсурдный и совершенно непонятный вне контекста. Монтэг пытается найти объяснение многочисленным нерациональным явлениям и понимает, что в привычном ему мире места для них нет. Ответ лежит за его пределами, и Монтэг решается выйти за них — этот поступок убедительно показывает его внутреннюю силу.

Но вне своего мира Монтэг вместо ответов находит еще больше вопросов. Встреча с «хранителем книг» Фабером должна расставить все по местам — однако становится источником еще больших сомнений и раздумий. Разгадка кроется вовсе не в книгах, и даже не в их содержании. Ответ нужно искать во взаимоотношении человека и истории, которую рассказывает книга.

Как написать отзыв о прочитанной книге: план, образцы и примеры для читательского дневника, проекта, о рассказе, сказке, краткий

В школе ученики периодически сталкиваются с заданием написать отзыв о прочитанном произведении. Однако далеко не каждый представляет себе, что значит понятие «отзыв», чем он отличается от рецензии, и какие требования к нему предъявляются. При выполнении работы целесообразно придерживаться правил, как написать отзыв о прочитанной книге грамотно и обоснованно.

Что такое отзыв

Распространенная ошибка учеников и некоторых учителей — смешение понятий «отзыв» и «рецензия».

Рецензия — критический разбор произведения, сильных и слабых мест, оценка проделанной автором работы. Рецензия подробно и тщательно анализирует произведение, часто с привлечением литературоведческого материала, сравнений с другими произведениями, отзывов других критиков. От разбора подобного рода требуется непредвзятость — автору нужно отстраниться от прочитанного. В рецензии недопустимы эмоции и оценки вида «нравится-не нравится».

Отзыв — выражение читательского мнения о произведении. От него не требуется ни объема, ни подробного анализа, ни привлечения сторонних источников.

Ученик 1-4 класса уже вполне может справиться с такой задачей.

Все сказанное вовсе не означает, что читательский отзыв «хуже» или «менее серьёзен». Это два разных явления, смешивать которые не стоит. Как в литературной критике не приветствуются эмоции и предвзятость, так и в читательском отзыве неуместны пространный анализ и обилие спецтерминов.

При этом отзыв следует не только выразить, но и обосновать, почему книга, рассказ, повесть понравились или нет. Определить, какие моменты обратили на себя внимание, а какие – нет? Почему именно эта идея показалась главной? Любое мнение всегда имеет под собой основания, и их нужно донести до того, кто прочитает отзыв.

Несмотря на то, что отзыв — выражение субъективного мнения, у него тоже есть своя структура, которой желательно придерживаться. В противном случае вместо связного текста может получиться сумбурный «поток сознания».

Начать с указания, о каком произведении пойдет речь –— название, автор, время создания. Также во введении кратко (буквально в паре предложений) рассказать свои историю «знакомства» с произведением – когда его прочитали, при каких обстоятельствах и так далее. Можно немного порассуждать о названии — интересное ли оно, притягивает ли внимание, насколько точно отражает содержание.

Это главная и самая объемная часть отзыва. Чтобы она не получилась «скомканной», следует придерживаться плана:

    Тема и проблемы произведения. Необязательно проводить масштабный анализ того, что хотел сказать автор на самом деле.

Целесообразно сделать итоговый вывод о прочитанном: сравнить с другими произведениями того же автора или того же жанра и стиля, порекомендовать книгу читателям или отсоветовать ее читать: в обоих случаях следует объяснить причину.

Как правильно пишется отзыв

В зависимости от ситуации и анализируемой книги, отзывы различаются. Требования для ученика 1, 2 или 3 класса не похожи на задания для старшеклассника, с возрастом восприятие одной и той же книги меняется — отзывы на «Алису в стране чудес» или «Робинзона Крузо» у школьников разного возраста заметно отличаются.

Меняются с возрастом и тематики: в младшей школе уместно написание отзыва на сказку «Мороз Иванович», «Электроник», «Старик Хоттабыч» или «Волшебник изумрудного города», в средней — на «Муму», «Рикки Тикки Тави» или «Повесть Белкина», а в старшей можно рассмотреть что-то монументальное, например, «Войну и мир». Однако без должной практики написать отзыв на серьезное масштабное произведение не получится — для этого и нужна практика с первых классов.

Для читательского дневника

Он используется в начальной школе: с его помощью преподаватели контролируют чтение и понимание литературы у учеников, а для самих школьников он служит своеобразной шпаргалкой. Иногда читательские дневники ведутся и в средней школе — 5, 6 или 7 классе. Требования к тому, как составить записи, могут включать:

  • фамилия и имя автора произведения;
  • название произведения;
  • количество прочитанных страниц;
  • жанр;
  • основные действующие лица (можно просто перечислить);
  • краткий пересказ сюжета;
  • собственные впечатления от книги.

В средней школе могут потребоваться дополнительные сведения:

  • краткая биография автора;
  • обзор критической литературы по прочитанному.

Запись в читательском дневнике не следует делать длинной — это не пересказ и не анализ, а, скорее, напоминание.

Отзыв о рассказе надо оформить согласно требованиям, указанным выше: в нем должно быть введение, история «знакомства» с рассказом, обзор темы, проблематики, действующих лиц и сюжета, и обязательно обобщение и выводы. Такой отзыв самый простой для написания: в отличие от повести, романа или поэмы, в рассказе обычно одна тема и узкий круг проблем.

Если речь идет о народной сказке или мифе, то указать автора и год создания в таком случае невозможно. Сказка — специфическая литературная форма, она во многом условна, и выделить в ней тему и проблематику практически невозможно (разбор сказок — сложная и серьезная работа, даже не литературная, а этнографическая).

Так, в сказках «Финист-ясный сокол», «Аленький цветочек», «Сивка-Бурка», «Летучий корабль» или «Царевна-лягушка» вряд ли возможно выделить актуальные проблемы — поэтому в отзыве лучше написать о том, какие эмоции остаются после прочтения этих сказок и чему они могут научить сегодня.

Однако есть и сказки, несущие в себе вполне явную мораль, например, «Гадкий утенок», «Жаба и роза», «Морозко». В некоторых же сказках – «Цветик-Семицветик», «Черная курица», «По щучьему велению», «Лягушка-путешественница» или «Русалочка» можно порассуждать о том, как поступить на месте героев по-другому, «вжиться» в ситуацию.

Работа с литературными сказками намного проще: у них есть автор, конкретная дата создания, и, как правило, в них несложно выделить тему и проблематику. Разбор авторских сказок, таких, как «Снежная королева», «Конек-горбунок», «Сказка о царе Салтане» или «Городок в табакерке», практически ничем не отличается от разбора рассказа или повести.

Сложности возникают, если авторская сказка написана по мотивам народной — «Огниво» Андерсена, «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце» Бажова (чьи повести сами по себе являются литературно обработанными народными легендами). В таких случаях в отзыве есть смысл упомянуть о том, что данная литературная сказка имеет фольклорный прототип (можно даже указать, какой именно, если он известен).

Особенно интересны ситуации, когда автор берет народную сказку и вводит в нее проблематику и мораль, оставляя ее практически неизменной. Примеры таких сказок – «Кот в сапогах» (и в целом все сказки Ш. Перро) или «Дикие лебеди» Андерсена. В отзыве на такие произведения можно немного порассуждать о том, где заканчивается фольклорная часть, и начинаются авторские вставки.

В сокращенном отзыве рекомендуется опустить некоторые моменты: биографию писателя, пересказ сюжета (оставить только ключевые моменты) и уделить внимание собственным впечатлениям и мыслям по поводу прочитанного. Однако даже в кратком отзыве свое мнение надо обосновывать.

Отзыв о книге может стать частью школьного проекта — в этом случае следует отнестись к нему особенно внимательно. Как же пишутся подобные проекты? В случае с разбором книг все просто — это тот же отзыв, только подробнее. Проект предполагает элемент исследования, поэтому нелишним будет включить в работу обзор критики на прочитанную книгу и краткий анализ условий, при которых оно создавалось.

Образцы и примеры написания

Здесь представлены примеры читательских отзывов о некоторых произведениях.

Повесть «Дубровский»

После первого прочтения повесть «Дубровский» мне не понравилась. Повествование заканчивается печально, как в жизни, а я люблю счастливый конец. Мне кажется, было бы справедливее, если бы Маша вышла замуж за Дубровского, и они жили счастливо.

Потом, подумав, я понял, что судьба героев — это следствие их собственных поступков, а поступки обусловлены чертами характера.

Если бы Маша действовала смелее и не боялась лишиться отцовского наследства, она отказалась бы от насильного венчания в церкви и дождалась помощи от Дубровского.

Если бы отец Андрей Дубровский не был таким гордым и не осуждал другого, он не вызвал бы гнева Троекурова. Владимир Дубровский вначале книги беспечный, легкомысленный офицер-кутила. Лишившись отца, дома и имущества, он посвятил жизнь мести, принес людям много зла, стал невольным виновником гибели судейских в пожаре. За это и придет позже расплата.

Но судьба помогает добрым людям. Маша найдет счастье в своих детях, возможно, даже полюбит мужа. Владимир отказался от мести и разбоя и попытается найти свой путь в труде.

Конец книги открывает начало новой жизни героев, и этот конец не так уж и пессимистичен.

Эта книга о судьбе. Она учит нас обдумывать последствия своих чувств и действий до их совершения и получения расплаты.

«Маленький принц»

Повесть «Маленький принц» создана в 1943 году. Трагедия Второй мировой войны и воспоминания автора об оккупации Франции накладывают на неё свой отпечаток. Эта повесть-сказка пронизана ощущением светлой печали и одновременно неистребимой верой в человечность.

Сент-Экзюпери недаром выбирает для своего произведения именно сказочно-притчевую форму. Сказка — древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жизни, преподнося модели мышления и поведения в «оболочке» фантастической фабулы. Сказка отличается простым сюжетом и вместе с тем яркими и выразительными образами.

Отнести повесть «Маленький принц» к категории сказок можно на основании характерных признаков: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). В основу сюжета положена распространенная фабула: герой (принц) покидает дом и отправляется в бесконечные странствия, проходит через множество испытаний и в конце обретает награду.

Именно эта фабула взята Сент-Экзюпери за основу, однако кардинально и даже иронически им переосмыслена. Герой-принц превращается в ребенка, страдающего от взбалмошной «принцессы»-Розы. Его привязанность к Розе не имеет ничего общего с куртуазной любовью — она искренна, болезненна и в итоге трагична. А в своих странствиях Маленький принц сталкивается не с чудовищами, а с самыми обычными людьми, которые одержимы гипертрофированными человеческими страстями.

Однако «Маленький принц» — это не просто сказка, это философская притча, в которой за причудливой иносказательной формой скрывается глубокий смысл.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное взрослому человеку. Да и «взрослые», которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой — он выбирает телесную смерть.

В сказке сильны романтические традиции. Ярким признаком является выбор именно фольклорного жанра — сказки. Романтики нередко обращаются к устному народному творчеству как к источнику «естественных», незамутненных идей и образов, в которых сочетаются простота и выразительная сила.

Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Автор рассматривает тему Зла в двух различных аспектах. С одной стороны, это зло внутреннее — оно олицетворяется жителями разных планет с их опустошенностью. С другой — это зло внешнее, которое выражается в виде неразрешимого противоречия между принцем и «странными взрослыми», которых он встречает. Это противоречие неустранимо, Маленький принц и взрослые, обитающие буквально в разных мирах, совершенно чужды друг другу.

Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относиться ко всему прекрасному и постараться не растерять внутреннюю красоту души и сердца.

Роман «451 градус по Фаренгейту»

Роман «451 градус по Фаренгейту» — одно из самых известных произведений знаменитого фантаста Рэя Брэдбери. Оно заслуженно считается классикой антиутопии, хотя на первый взгляд типичных черт этого жанра в романе не наблюдается. Мир, описанный автором, спокоен, благополучен, в нем нет ни бедности, ни войн, ни сильного социального расслоения. Этот мир мог бы показаться утопичным, если бы не запрет на книги — их не просто запрещают, а уничтожают физически. Сожжением ведают специальные отряды «пожарных», к которым принадлежит и главный герой, Гай Монтэг.

Монтэг успешно «встроен» в мир — ему не на что жаловаться, а от своей работы он даже получает удовольствие. Его при этом нельзя назвать глупым или недалеким человеком, напротив, он умен и не лишен рефлексии, однако долгое время она ему попросту не нужна.

Сдвиг в восприятии мира происходит дважды: в первый раз — при встрече с Клариссой Макеллан, «выпадающей» из привычных для Монтэга рамок нормального рационального мира. Второй раз — после переливания крови Милдред, его жене. Монтэг никогда не думал о Милдред как о близком человеке, он воспринимал ее холодно-отстраненно, но увидев ее на пороге смерти, он испытал совершенно иные чувства. Он смотрит на человека, который мог быть для него близким, но не стал и уже не станет, в Милдред в буквальном смысле слова нет своей крови, она превратилась в чужую окончательно.

С этого момента «выпадение» из мира самого Монтэга становится делом времени. Увидев столько вещей, необъяснимых привычными правилами, он начинает задумываться, рефлексировать. Он по-другому смотрит на свою работу, осознавая, что настоящая задача «пожарных» — уничтожение не книг, а любых проявлений «странности», всего, чересчур «нерационального», что может расшатать «нормальную» картину мира, вызвать сомнения и тревогу.

К дальнейшим размышлениям его подталкивает случайно прочитанный на работе фрагмент «Путешествий Гулливера» Свифта, нарочито абсурдный и совершенно непонятный вне контекста. Монтэг пытается найти объяснение многочисленным нерациональным явлениям и понимает, что в привычном ему мире места для них нет. Ответ лежит за его пределами, и Монтэг решается выйти за них — этот поступок убедительно показывает его внутреннюю силу.

Но вне своего мира Монтэг вместо ответов находит еще больше вопросов. Встреча с «хранителем книг» Фабером должна расставить все по местам — однако становится источником еще больших сомнений и раздумий. Разгадка кроется вовсе не в книгах, и даже не в их содержании. Ответ нужно искать во взаимоотношении человека и истории, которую рассказывает книга.

Как написать отзыв о прочитанной книге: план, образцы и примеры для читательского дневника, проекта, о рассказе, сказке, краткий

В школе ученики периодически сталкиваются с заданием написать отзыв о прочитанном произведении. Однако далеко не каждый представляет себе, что значит понятие «отзыв», чем он отличается от рецензии, и какие требования к нему предъявляются. При выполнении работы целесообразно придерживаться правил, как написать отзыв о прочитанной книге грамотно и обоснованно.

Что такое отзыв

Распространенная ошибка учеников и некоторых учителей — смешение понятий «отзыв» и «рецензия».

Рецензия — критический разбор произведения, сильных и слабых мест, оценка проделанной автором работы. Рецензия подробно и тщательно анализирует произведение, часто с привлечением литературоведческого материала, сравнений с другими произведениями, отзывов других критиков. От разбора подобного рода требуется непредвзятость — автору нужно отстраниться от прочитанного. В рецензии недопустимы эмоции и оценки вида «нравится-не нравится».

Отзыв — выражение читательского мнения о произведении. От него не требуется ни объема, ни подробного анализа, ни привлечения сторонних источников.

Ученик 1-4 класса уже вполне может справиться с такой задачей.

Все сказанное вовсе не означает, что читательский отзыв «хуже» или «менее серьёзен». Это два разных явления, смешивать которые не стоит. Как в литературной критике не приветствуются эмоции и предвзятость, так и в читательском отзыве неуместны пространный анализ и обилие спецтерминов.

При этом отзыв следует не только выразить, но и обосновать, почему книга, рассказ, повесть понравились или нет. Определить, какие моменты обратили на себя внимание, а какие – нет? Почему именно эта идея показалась главной? Любое мнение всегда имеет под собой основания, и их нужно донести до того, кто прочитает отзыв.

Несмотря на то, что отзыв — выражение субъективного мнения, у него тоже есть своя структура, которой желательно придерживаться. В противном случае вместо связного текста может получиться сумбурный «поток сознания».

Начать с указания, о каком произведении пойдет речь –— название, автор, время создания. Также во введении кратко (буквально в паре предложений) рассказать свои историю «знакомства» с произведением – когда его прочитали, при каких обстоятельствах и так далее. Можно немного порассуждать о названии — интересное ли оно, притягивает ли внимание, насколько точно отражает содержание.

Это главная и самая объемная часть отзыва. Чтобы она не получилась «скомканной», следует придерживаться плана:

    Тема и проблемы произведения. Необязательно проводить масштабный анализ того, что хотел сказать автор на самом деле.

Целесообразно сделать итоговый вывод о прочитанном: сравнить с другими произведениями того же автора или того же жанра и стиля, порекомендовать книгу читателям или отсоветовать ее читать: в обоих случаях следует объяснить причину.

Как правильно пишется отзыв

В зависимости от ситуации и анализируемой книги, отзывы различаются. Требования для ученика 1, 2 или 3 класса не похожи на задания для старшеклассника, с возрастом восприятие одной и той же книги меняется — отзывы на «Алису в стране чудес» или «Робинзона Крузо» у школьников разного возраста заметно отличаются.

Меняются с возрастом и тематики: в младшей школе уместно написание отзыва на сказку «Мороз Иванович», «Электроник», «Старик Хоттабыч» или «Волшебник изумрудного города», в средней — на «Муму», «Рикки Тикки Тави» или «Повесть Белкина», а в старшей можно рассмотреть что-то монументальное, например, «Войну и мир». Однако без должной практики написать отзыв на серьезное масштабное произведение не получится — для этого и нужна практика с первых классов.

Для читательского дневника

Он используется в начальной школе: с его помощью преподаватели контролируют чтение и понимание литературы у учеников, а для самих школьников он служит своеобразной шпаргалкой. Иногда читательские дневники ведутся и в средней школе — 5, 6 или 7 классе. Требования к тому, как составить записи, могут включать:

  • фамилия и имя автора произведения;
  • название произведения;
  • количество прочитанных страниц;
  • жанр;
  • основные действующие лица (можно просто перечислить);
  • краткий пересказ сюжета;
  • собственные впечатления от книги.

В средней школе могут потребоваться дополнительные сведения:

  • краткая биография автора;
  • обзор критической литературы по прочитанному.

Запись в читательском дневнике не следует делать длинной — это не пересказ и не анализ, а, скорее, напоминание.

Отзыв о рассказе надо оформить согласно требованиям, указанным выше: в нем должно быть введение, история «знакомства» с рассказом, обзор темы, проблематики, действующих лиц и сюжета, и обязательно обобщение и выводы. Такой отзыв самый простой для написания: в отличие от повести, романа или поэмы, в рассказе обычно одна тема и узкий круг проблем.

Если речь идет о народной сказке или мифе, то указать автора и год создания в таком случае невозможно. Сказка — специфическая литературная форма, она во многом условна, и выделить в ней тему и проблематику практически невозможно (разбор сказок — сложная и серьезная работа, даже не литературная, а этнографическая).

Так, в сказках «Финист-ясный сокол», «Аленький цветочек», «Сивка-Бурка», «Летучий корабль» или «Царевна-лягушка» вряд ли возможно выделить актуальные проблемы — поэтому в отзыве лучше написать о том, какие эмоции остаются после прочтения этих сказок и чему они могут научить сегодня.

Однако есть и сказки, несущие в себе вполне явную мораль, например, «Гадкий утенок», «Жаба и роза», «Морозко». В некоторых же сказках – «Цветик-Семицветик», «Черная курица», «По щучьему велению», «Лягушка-путешественница» или «Русалочка» можно порассуждать о том, как поступить на месте героев по-другому, «вжиться» в ситуацию.

Работа с литературными сказками намного проще: у них есть автор, конкретная дата создания, и, как правило, в них несложно выделить тему и проблематику. Разбор авторских сказок, таких, как «Снежная королева», «Конек-горбунок», «Сказка о царе Салтане» или «Городок в табакерке», практически ничем не отличается от разбора рассказа или повести.

Сложности возникают, если авторская сказка написана по мотивам народной — «Огниво» Андерсена, «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце» Бажова (чьи повести сами по себе являются литературно обработанными народными легендами). В таких случаях в отзыве есть смысл упомянуть о том, что данная литературная сказка имеет фольклорный прототип (можно даже указать, какой именно, если он известен).

Особенно интересны ситуации, когда автор берет народную сказку и вводит в нее проблематику и мораль, оставляя ее практически неизменной. Примеры таких сказок – «Кот в сапогах» (и в целом все сказки Ш. Перро) или «Дикие лебеди» Андерсена. В отзыве на такие произведения можно немного порассуждать о том, где заканчивается фольклорная часть, и начинаются авторские вставки.

В сокращенном отзыве рекомендуется опустить некоторые моменты: биографию писателя, пересказ сюжета (оставить только ключевые моменты) и уделить внимание собственным впечатлениям и мыслям по поводу прочитанного. Однако даже в кратком отзыве свое мнение надо обосновывать.

Отзыв о книге может стать частью школьного проекта — в этом случае следует отнестись к нему особенно внимательно. Как же пишутся подобные проекты? В случае с разбором книг все просто — это тот же отзыв, только подробнее. Проект предполагает элемент исследования, поэтому нелишним будет включить в работу обзор критики на прочитанную книгу и краткий анализ условий, при которых оно создавалось.

Образцы и примеры написания

Здесь представлены примеры читательских отзывов о некоторых произведениях.

Повесть «Дубровский»

После первого прочтения повесть «Дубровский» мне не понравилась. Повествование заканчивается печально, как в жизни, а я люблю счастливый конец. Мне кажется, было бы справедливее, если бы Маша вышла замуж за Дубровского, и они жили счастливо.

Потом, подумав, я понял, что судьба героев — это следствие их собственных поступков, а поступки обусловлены чертами характера.

Если бы Маша действовала смелее и не боялась лишиться отцовского наследства, она отказалась бы от насильного венчания в церкви и дождалась помощи от Дубровского.

Если бы отец Андрей Дубровский не был таким гордым и не осуждал другого, он не вызвал бы гнева Троекурова. Владимир Дубровский вначале книги беспечный, легкомысленный офицер-кутила. Лишившись отца, дома и имущества, он посвятил жизнь мести, принес людям много зла, стал невольным виновником гибели судейских в пожаре. За это и придет позже расплата.

Но судьба помогает добрым людям. Маша найдет счастье в своих детях, возможно, даже полюбит мужа. Владимир отказался от мести и разбоя и попытается найти свой путь в труде.

Конец книги открывает начало новой жизни героев, и этот конец не так уж и пессимистичен.

Эта книга о судьбе. Она учит нас обдумывать последствия своих чувств и действий до их совершения и получения расплаты.

«Маленький принц»

Повесть «Маленький принц» создана в 1943 году. Трагедия Второй мировой войны и воспоминания автора об оккупации Франции накладывают на неё свой отпечаток. Эта повесть-сказка пронизана ощущением светлой печали и одновременно неистребимой верой в человечность.

Сент-Экзюпери недаром выбирает для своего произведения именно сказочно-притчевую форму. Сказка — древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жизни, преподнося модели мышления и поведения в «оболочке» фантастической фабулы. Сказка отличается простым сюжетом и вместе с тем яркими и выразительными образами.

Отнести повесть «Маленький принц» к категории сказок можно на основании характерных признаков: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). В основу сюжета положена распространенная фабула: герой (принц) покидает дом и отправляется в бесконечные странствия, проходит через множество испытаний и в конце обретает награду.

Именно эта фабула взята Сент-Экзюпери за основу, однако кардинально и даже иронически им переосмыслена. Герой-принц превращается в ребенка, страдающего от взбалмошной «принцессы»-Розы. Его привязанность к Розе не имеет ничего общего с куртуазной любовью — она искренна, болезненна и в итоге трагична. А в своих странствиях Маленький принц сталкивается не с чудовищами, а с самыми обычными людьми, которые одержимы гипертрофированными человеческими страстями.

Однако «Маленький принц» — это не просто сказка, это философская притча, в которой за причудливой иносказательной формой скрывается глубокий смысл.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное взрослому человеку. Да и «взрослые», которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой — он выбирает телесную смерть.

В сказке сильны романтические традиции. Ярким признаком является выбор именно фольклорного жанра — сказки. Романтики нередко обращаются к устному народному творчеству как к источнику «естественных», незамутненных идей и образов, в которых сочетаются простота и выразительная сила.

Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Автор рассматривает тему Зла в двух различных аспектах. С одной стороны, это зло внутреннее — оно олицетворяется жителями разных планет с их опустошенностью. С другой — это зло внешнее, которое выражается в виде неразрешимого противоречия между принцем и «странными взрослыми», которых он встречает. Это противоречие неустранимо, Маленький принц и взрослые, обитающие буквально в разных мирах, совершенно чужды друг другу.

Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относиться ко всему прекрасному и постараться не растерять внутреннюю красоту души и сердца.

Роман «451 градус по Фаренгейту»

Роман «451 градус по Фаренгейту» — одно из самых известных произведений знаменитого фантаста Рэя Брэдбери. Оно заслуженно считается классикой антиутопии, хотя на первый взгляд типичных черт этого жанра в романе не наблюдается. Мир, описанный автором, спокоен, благополучен, в нем нет ни бедности, ни войн, ни сильного социального расслоения. Этот мир мог бы показаться утопичным, если бы не запрет на книги — их не просто запрещают, а уничтожают физически. Сожжением ведают специальные отряды «пожарных», к которым принадлежит и главный герой, Гай Монтэг.

Монтэг успешно «встроен» в мир — ему не на что жаловаться, а от своей работы он даже получает удовольствие. Его при этом нельзя назвать глупым или недалеким человеком, напротив, он умен и не лишен рефлексии, однако долгое время она ему попросту не нужна.

Сдвиг в восприятии мира происходит дважды: в первый раз — при встрече с Клариссой Макеллан, «выпадающей» из привычных для Монтэга рамок нормального рационального мира. Второй раз — после переливания крови Милдред, его жене. Монтэг никогда не думал о Милдред как о близком человеке, он воспринимал ее холодно-отстраненно, но увидев ее на пороге смерти, он испытал совершенно иные чувства. Он смотрит на человека, который мог быть для него близким, но не стал и уже не станет, в Милдред в буквальном смысле слова нет своей крови, она превратилась в чужую окончательно.

С этого момента «выпадение» из мира самого Монтэга становится делом времени. Увидев столько вещей, необъяснимых привычными правилами, он начинает задумываться, рефлексировать. Он по-другому смотрит на свою работу, осознавая, что настоящая задача «пожарных» — уничтожение не книг, а любых проявлений «странности», всего, чересчур «нерационального», что может расшатать «нормальную» картину мира, вызвать сомнения и тревогу.

К дальнейшим размышлениям его подталкивает случайно прочитанный на работе фрагмент «Путешествий Гулливера» Свифта, нарочито абсурдный и совершенно непонятный вне контекста. Монтэг пытается найти объяснение многочисленным нерациональным явлениям и понимает, что в привычном ему мире места для них нет. Ответ лежит за его пределами, и Монтэг решается выйти за них — этот поступок убедительно показывает его внутреннюю силу.

Но вне своего мира Монтэг вместо ответов находит еще больше вопросов. Встреча с «хранителем книг» Фабером должна расставить все по местам — однако становится источником еще больших сомнений и раздумий. Разгадка кроется вовсе не в книгах, и даже не в их содержании. Ответ нужно искать во взаимоотношении человека и истории, которую рассказывает книга.

Смотрите так же:  Госпошлина за изменения в свидетельстве о рождении

Author: admin