Экспертиза при травме вопросы

18. Транспортная травма. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой

Судебно-медицинская экспертиза при расследовании данной категории дел имеет возможность разрешить следующие вопросы:

1) причинены ли повреждения, имеющиеся на одежде и теле потерпевшего, частями движущегося транспорта, каков характер и локализация этих повреждений;

2) что имело место в данном случае: столкновение автомобиля с потерпевшим, переезд колесом, придавливание тела автомашиной к какой-либо преграде, повреждения в кабине или комбинация нескольких видов травм.

Если имело место столкновение автомобиля с потерпевшим:

1) какие повреждения причинены в результате непосредственного удара частями движущегося автомобиля, удара о его выступающие части, общего сотрясения тела, последующего падения тела (от удара и трения о грунт);

2) с какой стороны и в каком направлении по отношению к потерпевшему был нанесен удар выступающей частью автомобиля;

3) с какой скоростью двигалось транспортное средство в момент столкновения с потерпевшим;

4) в каком положении по отношению к движущемуся автомобилю находился потерпевший в момент удара и последующего падения;

5) одновременно ли возникли эти повреждения или они могли быть причинены в разное время, какова возможная последовательность повреждений;

6) какой частью движущегося автомобиля (бампером, капотом, фарой, подножкой) был причинен удар, не могли ли повреждения быть причинены данной частью автомобиля (с указанием типа, марки последнего), если имел место переезд колесом (колесами) автомобиля: был ли он полным (полное перекатывание колеса через тело жертвы) или неполным (частичный въезд колеса на лежачее тело)? Не было ли колесо в момент переезда заторможено, в частности, при движении автомобиля «юзом»;

7) с какой стороны и в каком направлении по отношению к телу потерпевшего был совершен переезд;

8) в каком положении находился потерпевший в момент переезда колесом (колесами) автомобиля;

9) какими колесами (передними, задними, левыми, правыми) и в какой последовательности был совершен переезд через тело потерпевшего.

Если имело место сдавление тела между автомобилем и какой-либо преградой (другим транспортным средством, частями самой автомашины, стеной, забором и т. п.):

1) каковы были поза потерпевшего и взаимоположение его тела и движущегося автомобиля в момент придавливания к преграде;

2) в каком направлении двигался автомобиль по отношению к потерпевшему в момент придавливания к преграде.

Если имело место падение потерпевшего из движущегося автомобиля: какие из обнаруженных повреждений могли возникнуть при ударе о грунт и скольжении по нему, а какие – от общего сотрясения тела и при ударе им о части автомобиля.

19. Железнодорожная травма. Механизмы возникновения повреждений. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой

Железнодорожная травма относится к рельсовой травме . Разновидности рельсовой травмы имеют много сходного с видами автотравмы.

Механизмы образования повреждений:

1) сдавление и размозжение тканей;

2) ножницеобразное разделяющее действие гребня колес с одной стороны и рельса – с другой;

3) трение о полотно железнодорожных путей.

При перекатывании колеса через тело выявляются следующие повреждения.

Полоса давления. Представляет собой участок уплотнения и осаднения кожи пергаментной плотности шириной до 15 см с четкими границами, розово-фиолетового, а спустя 12 ч – буро-коричневого цвета. Образуется на начальном этапе соприкосновения колеса с телом, гребень его (реборда) придавливает и натягивает книзу участок тела. При дальнейшем вращении колеса возникает ножницеобразное действие реборды с одновременным придавливанием остальной части тела к головке рельса катящейся плоской поверхностью колеса (бандаж).

В начале полосы давления образуется Т-образная ссадина , возникающая от первичного «щипка» колесом.

Разминаются мягкие ткани, разрушаются кости, а также внутренние органы в области полосы давления.

По краям полосы давления возникают участки осаднения и обтирания со множеством дугообразных ссадин, надрывов и разрывов кожи, которые возникают от действия боковых поверхностей колесного диска (полосы обтирания).

По краям кожи образуются угловидные лоскуты в месте разделения, вершины которых обращены в сторону направления движения колеса.

Возникают спиралевидные и продольные лампасовидные разрывы кожи конечностей большой протяженности с раздроблением длинных трубчатых костей на значительной площади.

Образуются полосы давления и участки обтирания на одежде в виде наложений смазочных веществ.

Может произойти полное разделение тела или его частей вследствие перекатывания колеса через тело либо неполное разделение, когда кожа остается целой.

Переезд, сопровождающийся волочением тела по железнодорожному полотну, влечет за собой удары о шпалы и рельсы, трения о балластный слой.

В случаях железнодорожной травмы на рассмотрение эксперта целесообразно поставить следующие вопросы:

1) все ли из имеющихся повреждений нанесены железнодорожным транспортом;

2) имеются ли повреждения другого происхождения, их характер и травмирующее орудие, не являются ли они признаками борьбы и самообороны;

3) какими частями железнодорожного транспорта могли быть нанесены повреждения.

20. Повреждения острыми предметами, режущими орудиями. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой

В зависимости от механизма действия острые орудия подразделяются на режущие, колющие, колюще-режущие, рубящие, колюще-рубящие, пилящие. Проявлением их действия являются раны, хотя могут возникать и другие повреждения (ссадины, переломы). Такие раны имеют линейную форму с ровными краями, зияют и кровоточат. При действии разных подвидов острых предметов эти общие признаки дополняются, и тогда возникают резаные, колотые, колото-резаные, рубленые, пиленые раны, которые имеют свои особенности.

Повреждения режущими орудиями.

Предметы, имеющие острый повреждающий край, относятся к режущим предметам. Резаные повреждения могут образовываться и от действия топора, осколка стекла, острого края консервной банки и т. п.

Резаные повреждения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов ран.

Резаные раны в зависимости от того, как двигался повреждающий предмет, подразделяются на: длинные и узкие, прямолинейные, веретенообразные, дугообразные, в виде ломаной линии, а также лоскутные.

Признаки резаной раны:

1) длина раны преобладает над глубиной;

2) концы раны всегда острые;

3) в глубине раны отсутствуют тканевые перемычки;

4) края ран ровные, гладкие, неосадненные;

5) резаные раны обильно кровоточат, поскольку при разрезании пересекаются кровеносные сосуды.

Края раны могут быть неровными и осадненными, если резаная рана причинена тупым лезвием, имеющим зазубрины, однако характерные признаки позволяют дифференцировать и анализировать эти виды ран.

Вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение СМЭ в случаях резаных повреждений:

1) каким предметом причинено повреждение;

2) какова степень остроты режущего предмета; С использованием микроскопии, метода светового профилирования концов поврежденных волокон ткани одежды изучается характер краев раны и особенностей повреждения одежды;

3) сколько раз и в каком направлении действовал режущий предмет. Глубина резаной раны не одинакова. Она более глубока в начальной части, затем сила давления ослабевает. Иногда неоднократные воздействия режущего орудия образуют одну общую рану. Несколько продольных повреждений наружной костной пластинки, надкостницы, хряща (насечки) может быть обнаружено при исследовании тканей, лежащих на дне раны. Эти надрезы могут свидетельствовать о количестве движений в глубине раны;

4) собственной или посторонней рукой причинены повреждения. Характерные признаки ран нанесенных собственной рукой – расположение ран на доступных частях тела, чаще всего в области шеи, запястьев, локтевых сгибов.

7. Примерный перечень вопросов, выносимых на разрешение экспертам при проведении судебно-медицинской экспертизы трупа

При судебно-медицинской экспертизе трупа разрешаются следующие вопросы:

1. Какова причина смерти?

2. Что явилось причиной смерти – травма или заболевание?

3. Изменялась ли поза трупа?

5. Способен ли был потерпевший после причинения ему повреждений (или иных внешних воздействий) совершать какие-либо самостоятельные действия (например, пробежать определенное расстояние, кричать и т.д.)?

6. Какие повреждения имеются на трупе, каков их характер и расположение? Какие из них нанесены при жизни и какие после смерти?

7. Какое именно из повреждений явилось причиной смерти?

8. Какова последовательность нанесения повреждений?

9. Если ни одно из повреждений не могло само по себе причинить смерть, то не обусловили ли смерть все повреждения в своей совокупности?

10. Есть ли прямая причинная связь между полученным повреждением (или тем или иным внешним воздействием) и смертью?

11. В какой примерно позе находился пострадавший в момент травмы?

12. Какое количество повреждений установлено при исследовании трупа и при осмотре его одежды; соответствуют ли повреждения на одежде повреждениям на трупе (по характеру, количеству, расположению и др.), и если нет, то чем это можно объяснить?

13. В какой степени травма повлияла на течение болезни и время наступления смерти?

14. Наступила ли смерть сразу после повреждения (или иного внешнего воздействия) или через какой-то определенный промежуток времени?

15. Имеются на трупе следы, указывающие на возможную борьбу или самооборону?

16. Какова групповая принадлежность и тип крови погибшего?

17. Принимал ли погибший незадолго перед смертью алкоголь, и если принимал, то в каком количестве?

18. Принимал ли потерпевший незадолго до смерти пищу и какую именно?

19. Соответствуют ли показания обвиняемого (или свидетеля) об обстоятельствах смерти данным, установленным при исследовании трупа?

20. Каков возраст покойного?

21. Принадлежат ли останки, найденные на месте происшествия, человеку или животному?

22. Принадлежат ли части человеческого тела одному трупу или нескольким?

23. Какова давность расчленения трупа? Каким способом оно совершено и с применением каких возможных орудий?

Смотрите так же:  Адреса ювелирных магазинов залог успеха

24. Принадлежат ли останки трупа конкретному лицу?

25. Какими заболеваниями страдал умерший?

26. Какие хирургические операции перенес потерпевший?

27. Каков рост, пол и возраст потерпевшего?

28. Нет ли на трупе следов бывших повреждений? Если они есть, то когда были причинены?

29. Не могло ли расчленение быть совершено данным орудием?

30. Нет ли на трупе признаков, указывающих на род занятия и привычки потерпевшего?

31. Нет ли признаков, указывающих на то, что лицо, расчленившее труп, обладало познаниями в области анатомии и секционной техники?

При судебно-медицинской экспертизе смерти от сдавления шеи

(удавления) руками могут разрешаться следующие вопросы:

1. Не наступила ли смерть от удавления шеи руками?

2. Можно ли определить какой рукой (правой или левой) или обеими произошло удавление?

3. Каково происхождение повреждений, имеющихся в других (кроме шеи) областях тела?

При судебно-медицинской экспертизе трупа, извлеченного

из воды, могут разрешаться следующие вопросы:

1. Не явилось ли причиной смерти утопление?

2. Если смерть наступила от утопления, то какими объективными данными это подтверждается?

3. Не имеется ли каких-либо причин, которые могли способствовать утоплению?

4. От чего произошли обнаруженные на вскрытии телесные повреждения; являются ли они прижизненными или причинены после наступления смерти?

5. Можно ли установить и по каким признакам последовательность возникновения повреждений, обнаруженных на трупе?

6. Какими заболеваниями страдал при жизни покойный и не явились ли они причиной смерти в воде?

7. Какова давность наступления смерти?

8. Сколько времени труп находится в воде?

При судебно-медицинской экспертизе трупов

в случаях задушения могут разрешаться следующие вопросы:

1. Не наступила ли смерть в результате закрытия отверстий рта и носа?

2. Какими предметами могли быть закрыты дыхательные отверстия?

3. Не закрывались ли они ладонью руки и какими объективными данными это доказывается?

4. Не наступило ли удушие от закрытия дыхательных путей инородным телом (предметом) и каким (какими)?

5. Не имеется ли на трупе каких-либо повреждений, которые могут указывать на сопротивление жертвы во время удушения?

6. Не явилось ли причиной смерти попадание пищевых масс в дыхательные пути?

7. Можно ли утверждать, что обнаруженные при судебно-медицинском исследовании трупа пищевые массы в дыхательных путях не имеют отношения к смерти; попали туда после смерти?

8. Нет ли каких-либо объективных данных, указывающих на то, что инородное тело в полость рта и глотки было введено собственной (или посторонней) рукой?

При судебно-медицинской экспертизе в случаях смерти от

сдавления шеи петлей могут разрешаться следующие вопросы:

1. Не наступила ли смерть от сдавления органов шеи петлей?

2. Нет ли признаков, указывающих на наложение петли после наступления смерти?

3. Если наложение петли было посмертным, то что является причиной смерти?

4. Сколько времени труп находился в петле?

5. Судя по особенностям странгуляционной борозды, из какого материала была сделана петля?

6. Не наступила ли смерть от удавления петлей, и чем это можно обосновать?

7. Не изменялось ли первоначальное положение трупа в петле, судя по характеру трупных явлений?

8. Имело ли место в данном случае повешение или удавление петлей?

При судебно-медицинской экспертизе смерти от сдавления

груди и живота могут разрешаться следующие вопросы:

1. Не явилось ли причиной смерти сдавление груди и живота?

2. Какими предметами вызвано сдавление груди и живота?

При судебно-медицинской экспертизе

электротравмы разрешаются следующие вопросы:

1. Наступила ли смерть от поражения электрическим током, молнией или от другой причины?

2. Какова поза пострадавшего в момент поражения электрическим током?

3. Какая часть тела пострадавшего соприкасалась с источником электротока?

5. Имелись ли у погибшего какие-либо заболевания, которые могли способствовать наступлению смерти от поражения электрическим током?

При судебно-медицинской экспертизе в случаях смерти

от отравлений могут разрешаться следующие вопросы:

1. Последовала ли смерть от отравления или от других причин?

2. Каким ядовитым веществом вызвано отравление?

3. Каким путем был введен яд в организм?

4. Какова примерная доза введенного яда?

5. Не попал ли яд в труп случайно (например, из почвы, из обивки гроба) при вскрытии трупа?

6. Каково происхождение данного пищевого отравления – бактериальное или небактериальное?

7. Если отравление бактериальное, то какой группой микробов оно вызвано?

8. Если отравление небактериальное, то не вызвано ли оно употреблением каких-либо ядовитых веществ растительного или животного происхождения? Каких именно?

9. Не могло ли отравление произойти в результате попадания в пищу ядовитых химических и растительных примесей? Каких именно?

При судебно-медицинской экспертизе смерти от действия

высоких температур могут разрешаться следующие вопросы:

1. Наступила ли смерть от ожогов или других причин?

2. Чем вызваны ожоги (раскаленными газами, горячей жидкостью и др.)?

3. Каково взаимное расположение источника высокой температуры и потерпевшего? Какова его поза в момент получения ожогов?

4. Произошли ли обнаруженные на трупе повреждения от действия высокой температуры или от других причин?

5. Была ли на потерпевшем одежда и какая?

6. Сколько времени необходимо для того, чтобы труп полностью сгорел в данных конкретных условиях?

7. Человеку или животному (какому?) принадлежат обгоревшие останки костей?

При судебно-медицинской экспертизе смерти от

действия холода могут разрешаться следующие вопросы:

1. Было ли причиной смерти охлаждение?

2. Что могло способствовать наступлению охлаждения (алкогольное опьянение, повреждение ног, препятствующее ходьбе, тяжелое ранение или сильное кровотечение, заболевание и т.п.)?

3. Как быстро наступила смерть от охлаждения?

4. Являются ли обнаруженные на трупе повреждения следствием действия холода или они возникли от других причин? Каково, в частности, происхождение повреждений черепа у погибшего, не явилось ли оно следствием замерзания трупа?

При судебно-медицинской экспертизе автомобильной

травмы разрешаются следующие вопросы:

1. Расположение следов и повреждений на теле и одежде пострадавших и их особенности; давность возникновения повреждений; прижизненное или посмертное их происхождение; механизм возникновения повреждений (удар, сотрясение, сдавление, трение); в одно или разное время причинены повреждения; место приложения силы и ее направление; способность пострадавшего к самостоятельным действиям; причина смерти; тяжесть вреда здоровью; наличие или отсутствие у пострадавшего заболеваний, предшествующих травме; наличие и степень алкогольной интоксикации.

2. Установление вида автомобильной травмы: конкретный ее вид (от удара автомобилем человека, переезда колесом, выпадения, удара внутри автомобиля, придавливание между частями автомобиля и другими предметами); механизм образования повреждений при конкретном виде автомобильной травмы, ее фазы и последовательность их; какими частями автомобиля причинены следы и повреждения; положение потерпевшего во время травмы и взаимное расположение тела человека и частей автомобиля; направление удара, переезда, придавливания и другие.

3. Групповая принадлежность крови пострадавшего.

4. Давность наступления смерти.

При судебно-медицинской экспертизе железнодорожной

травмы разрешаются следующие вопросы:

1. Морфологическая характеристика повреждений.

2. Могли ли они быть причинены железнодорожным транспортом?

3. Механизм образования повреждений: при ударе движущимся железнодорожным транспортом, переезде колесами, падении с крыши вагона, переходных площадок или спрыгивание на ходу, сдавлении вагонами или они возникли внутри вагона при катастрофе.

4. Нет ли повреждений, не связанных с железнодорожной травмой?

5. Прижизненное или посмертное происхождение повреждений?

6. Состояние здоровья погибшего, предшествующее железнодорож-ной травме, в частности, не было ли заболеваний органов слуха и зрения.

7. Причина наступления смерти.

8. Давность смерти.

9. Наличие или отсутствие алкоголя в трупе.

10. Групповая принадлежность крови погибшего.

При судебно-медицинской экспертизе колотых, колото-резаных

и рубленых ран разрешаются следующие вопросы:

1. Не нанесена ли рана острым предметом, и если нанесена, то каким: режущим, колющим, колюще-режущим, рубящим, пилящим?

2. Одним или несколькими острыми предметами нанесены повреждения?

3. Каковы были групповые признаки клинка: длина и ширина клинка, число лезвий, форма кончика, наличие и форма ограничителей и рукоятки?

4. Не нанесены ли повреждения данным конкретным ножом или топором?

5. Какова форма колющего орудия и размеры его поперечного сечения?

6. Каковы признаки топора, судя по характеру ран: длина и острота его лезвия?

7. Каково возможное расположение потерпевшего и нападавшего в момент нанесения ранений?

8. С какой силой был нанесен удар?

9. В какой последовательности были нанесены повреждения?

10. Мог ли пострадавший сам нанести себе данные повреждения?

При судебно-медицинской экспертизе огнестрельных

повреждений разрешаются следующие вопросы:

1. Является ли данное повреждение огнестрельным? Если оно огнестрельное, то пулевое или осколочное?

2. На каком расстоянии произведен выстрел?

3. Каково направление пулевого канала в теле и одежде (определение входного и выходного отверстий)?

4. Каковы вид и модель оружия, из которого был произведен выстрел в потерпевшего?

5. Сколькими пулями нанесены повреждения?

6. Какова последовательность нанесения повреждения?

7. Каким было взаимное расположение оружия и тела пострадавшего при выстреле?

Экспертиза при травме вопросы

Глава 22. Транспортная травма, классификация транспортной травмы

В последнее десятилетие значительно возрос транспортный травматизм.

Смотрите так же:  Льготы ветеранам труда по оплате электроэнергии в москве

УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение безопасности движения и эксплуатацию транспорта (ст.263, 264, 268 УК РФ).

Расследование транспортных происшествий вообще и автодорожных в частности, нередко вызывает большие трудности, поскольку они скоротечны и часто происходят при отсутствии свидетелей. Это предъявляет высокие требования к проведению судебно-медицинской экспертизы повреждений, возникших в результате транспортного происшествия. Результаты экспертизы могут иметь решающее значение для установления деталей происшествия.

В соответствии с особенностями повреждений, механизмами их возникновения и типами транспортных средств, принято выделять повреждения дорожно-транспортными средствами, авиационную и травму на водном транспорте.

Дорожно-транспортные средства делятся на безрельсовые (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, автобусы и др.), и рельсовые (поезда, трамваи и др.).

Все повреждения, образующиеся при разных видах травмы, в зависимости от их диагностической ценности условно принять делить на специфические, характерные и нехарактерные.

К специфическим относятся контактные повреждения, образовавшиеся в месте соприкосновения частей транспорта с телом. В таких повреждениях отображаются форма, рисунок, а иногда и размеры, полностью или частично, определенных частей транспорта.

К характерным относятся такие повреждения, механизм образования которых соответствует механизму и фазам определенного вида травмы.

К нехарактерным относятся все остальные повреждения, не имеющие признаков, описанных в двух предыдущих группах.

Глава 23. Автомобильная травма

Автомобильная травма — повреждения, причиняемые наружными либо внутренними частями движущегося автомобиля или полученных пострадавшим при выпадении из него.

23.1. Виды автомобильной травмы

травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом),

травма от переезда тела (пешехода) колесом автомобиля,

травма от выпадения человека (водителя, пассажира) из движущегося автомобиля

травма водителя и пассажира внутри автомобиля от воздействия внутренних его частей,

травма от сдавления человека (пешехода) между частями движущегося автомобиля и другими преградами,

комбинированные виды травмы.

При автомобильной травме повреждения у пострадавших могут возникнуть от удара и сотрясения тела, сдавления, растяжения и трения. Степень выраженности повреждений от каждого из указанных механизмов может варьировать в зависимости от особенностей конкретного случая.

23.1.1.Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом)

Этот вид автомобильной травмы встречается наиболее часто. Может быть переднее, боковое и столкновение с задней поверхностью автомобиля при движении его назад.

При столкновении с легковым автомобилем выделяют четыре фазы травмирования:

удар частями движущегося автомобиля с телом,

падение тела на автомобиль,

отбрасывание тела и падение его на дорогу,

движение тела по поверхности дороги (удар и трение телом о дорогу).

При столкновении с грузовым автомобилем отсутствует вторая фаза (падение тела на автомобиль).

В первой фазе отмечаются повреждения от удара частями автомобиля и сотрясения тела, во второй — в результате удара о корпус автомобиля, в третьей — вследствие удара тела о землю, в четвертую — трение.

В первой фазе возможны специфические повреждения мягких тканей в области головы, верхних и нижних конечностей — ссадины и кровоподтеки, раны, отображающие на коже форму строения, а иногда и размеры части бампера, радиатора, его облицовки, фары, ее ободка, болтов, гаек, других деталей автомобиля «Бампер-повреждения» — бампер -ссадины, кровоподтеки, бампер-ушибленные раны, бампер-переломы берцовых и бедренных костей, резаные раны открытых частей тела.

В результате сотрясения тела возникают кровоизлияния в местах прикрепления внутренних органов, иногда разрывы связочного аппарата, отрывы сердца и селезенки. Повреждения позвоночника в результате чрезмерного сгибания или разгибания позвоночного столба (1-2 фазы ) — «хлыстообразные» повреждения шейного отдела позвоночника (кровоизлияния в связочный аппарат, разрывы в области сочленения затылочной кости и первого шейного позвонка и связок, переломы остистых отростков, клиновидная компрессия и вывих тел позвонков, нарушение целости продолговатого и спинного мозга.

Часто наблюдаются повреждения головы (1, 2 и 3 фазы ) наряду с повреждением мягких тканей, т.е. возникают переломы костей свода и основания черепа, повреждения головного мозга.

Повреждения, образующиеся в третью фазу, располагаются обычно на стороне, противоположной месту первичного приложения силы.

В четвертой фазе образуются повреждения кожных покровов от скольжения о грунт (земля, асфальт — глубокие ссадины (царапины или поверхностные раны на спине, лице, коленях, локтях.)

23.1.2. Травма от переезда тела человека (пешехода) колесом автомобиля

Переезд как самостоятельный вид автомобильной травы встречается редко, чаще в сочетании с травмой от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом или с травмой от выпадения человека из движущегося автомобиля, т.е. комбинированная автомобильная травма.

Наиболее типичные повреждения возникают от удара, трения, растяжения и сдавления колесом и трения о грунт.

Специфическими для переезда загрязнениями и повреждениями являются отпечатки рисунка протектора колеса. Отпечатки-загрязнения можно обнаружить на одежде и теле, а отпечатки-повреждения на кожных покровах в виде ссадин и кровоподтеков, что позволяет устанавливать по отпечаткам рисунка протектора положение в момент переезда, тип и марку, а иногда и конкретный экземпляр колеса.

В подлежащей подкожной жировой клетчатке и мышцах наблюдаются обширные кровоизлияния, размозжения и разрывы, образуются отслоения кожи в виде «карманов», заполненных кровью, которые образуются в результате вращения и скольжения движущегося колеса.

При переезде через голову наблюдаются множестственным оскольчатым переломам костей черепа, размозжением и выдавливанием головного мозга из полости черепа, что сопровождается деформацией (сплющиванием) головы.

При переезде через грудную клетку возникают двустронние двойные и тройные прямые (по месту приложения) и непрямые переломы ребер, деформация грудной клетки, переломы грудины, повреждения внутренних органов (легких, сердца и др.).

При переезде через живот образуются параллельно расположенные растрескивания кожи «полосовидные ссадины» — от перерастяжения кожи при переезде через живот, поврежедения внутренних органов.

При переезде колесом через область таза возникают множественные переломы костей тазового кольца.

23.1.3. Травма от выпадения человека (пассажира, водителя) из движущегося автомобиля

Повреждения, которые возникают при этом виде травмы, зависят от вида падения, от места нахождения человека (в кабине или кузове), положения в момент удара о грунт, скорости автомобиля, высоты падения, особенностей поверхности, на которую падает человек, площади соприкосновения и др.

Чаще наблюдается выпадение пассажира из кузова. Повреждения образуются от удара о покрытие дороги и сотрясения тела имеют сходство с повреждениями при падении с высоты.

При ударе головой возникают многооскольчатые переломы черепа, ушибы мозга, кровоизлияния под оболочки мозга, травма шейного отдела позвоночника, повреждение внутренних органов вследствие сотрясения.

При падении на выпрямленные ноги переломы пяточных костей, вколоченные переломы бедренных костей компрессионные переломы позвоночника в поясничном и нижне-грудном отделах, разрывы и отрывы внутренних органов.

При на ягодицы переломы таза и компрессионные переломы поясничных позвонков, повреждения внутренних органов.

При соударении любой поверхностью тела возникают повреждения на стороне соударения. Характерны несоответствия наружных и внутренних повреждений.

23.1.4. Травма водителя и пассажира внутри автомобиля

Повреждения внутри автомобиля возникают чаще при столкновении движущегося автомобиля с другими транспортными средствами или неподвижными предметам, реже при опрокидывании автомобиля и его падении с высоты.

Основным механизмом образования повреждений у водителя и пассажира является удар о внутренние части салона и сотрясение тела.

Водитель плотно фиксирует свое тело, а тело пассажира переднего сидения менее устойчиво, поэтому травмируется значительно чаще.

При лобовом столкновении у водителя возникают повреждения о рулевое колесо, панель щитка приборов управления, ветровое стекло.

При ударах о рулевое колесо у водителя возникают ссадины и кровоподтеки на передней поверхности грудной клетки — полулунные и дугообразные формы-отпечатки, разрывы кожи между 1- 2 пальцами кистей, ушибленные и рвано-ушибленные раны лица, резаные раны от осколков ветрового стекла, переломы костей лица, свода и основания черепа, повреждения головного мозга, переломы грудины и ребер, ушибы и разрывы сердца, легких. Кроме того, у водителя возникают переломы шейного отдела позвоночника, переломы костей стопы (плюсневых) при ударе о педали, повреждения в области нижних конечностей — ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны, переломы берцовых костей, надколенника, бедренных костей (при ударе о панель приборов).

У пассажира переднего сидения возникают ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны лица, головы, переломы костей лицевого черепа, «хлыстообразные» повреждения шейного отдела позвоночника (при этом тело отбрасывается на спинку сиденья, голова запрокидывается с резким разгибанием шейного отдела позвоночника, возникает разрыв передней продольной связки и межпозвоночного диска, перелом отростков и тел позвонков), резаные раны лица, кистей рук; переломы костей нижних конечностей, повреждения внутренних органов и др. Если тело было закреплено ремнями безопасности, то в области плечевого пояса, на груди и иногда животе могут образоваться полосовидные кровоподтеки, ссадины, иногда переломы ребер, ключиц, разрывы грудино-ключичных суставов.

23.1.5. Травма от сдавления человека (пешехода) между частями движущегося автомобиля и другими преградами

Самый редкий вид автомобильной травмы. Встречается при перевертывании и опрокидывании автомобиля, при вертикальном положении тела сдавление между частями автомобиля и другим транспортным средством или неподвижными преградами.

Повреждения определяются степенью сдавления, площадью контакта, быстроты и длительности, положением человека. Наиболее характерны следующие повреждения: уплощение сдавливаемой части тела, множественные закрытые двусторонние переломы грудной клетки, разрывы, размозжения внутренних органов, закрытые двусторонние переломы костей таза др.

Смотрите так же:  Могу ли я получить материнский капитал по месту жительства

23.1.6. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при автомобильной травме :

2. Являются ли обнаруженные повреждения характерными для автотравмы?

3. Каков конкретный вид автомобильной травмы (удар, переезд и т.д.)?

4. В каком положении находился пострадавший в момент получения повреждений по отношению к транспорту?

5. Какой частью автомобиля причинены повреждения?

6. Какова последовательность повреждений?

7. Какие из них прижизненные, какие посмертные?

8. Какова причина смерти?

9. Как давно наступила смерть?

10. Не страдал ли пострадавший заболеваниями органов зрения и слуха?

11. Не принимал ли пострадавший незадолго до наступления смерти спиртные напитки?

12. Какова группа и тип крови погибшего?

Глава 24. Рельсовая травма

К рельсовой травме относится железнодорожная и трамвайная травмы, которые по числу погибших и пострадавших выходят на второе место после автомобильной.

24.1. Виды рельсовой травмы

Различают следующие виды рельсовой травмы:

  • от удара по телу частями движущегося подвижного состава,
  • от переезда через тело колес рельсового транспорта,
  • от выпадения человека из движущегося поезда, от сдавления тела между частями подвижного состава и другими предметами,
  • травма пассажиров внутри вагонов при катастрофах

24.1.2. Травма от удара частями движущегося подвижного состава

Наиболее часто встречается травма от удара по телу частями движущегося подвижного состава и травма от переезда через тело колес рельсового транспорта.

Отличительной чертой рельсового транспорта является движение тяжелых механизмов по специальной колее, эти условия и определяют особенности рельсовой травмы.

При травме от удара по телу частями движущегося подвижного состава так удар приходится на значительную площадь и со значительной силой, то возникают обширные и тяжелые повреждения по всей поверхности тела пострадавшего: открытые многооскольчатые перломы костей черепа, двусторонние множественные переломы ребер, массивные кровоизлияния в мягких тканях, переломы лопаток, позвоночника, с повреждением позвоночника, множественные разрывы внутренних органов.

Наличие специфических повреждений от подножки сбрасывателя, фар, буферов и др. От удара этими частями на коже возникают рельефные ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны, а на костях свода черепа дырчатые и вдавленные переломы, полностью или частично повторяющие контуры и размеры травмирующих поверхностей.

После удара поездом происходит отбрасывание тела, удар о железнодорожное полотно и скольжение по нему. Возникают повреждения тела на стороне, противоположной месту первичного удара. Возникают обширные загрязнения одежды и тела смазочными веществами, частями балластного слоя (песок, гравий, шлак и др.).От удара о рельсы и шпалы образуются переломы костей черепа, ребер, таза, плечевого пояса, повреждения внутренних органов.

24.1.3. Травма от переезда через тело человека колес рельсового транспорта

При переезде через тело колес железнодорожного транспорта возникают многообразные повреждения одежды и тела, в механизме образования которых лежит сдавление и размозжение тканей в сочетании с ножницеобразным разделяющим действием колесного гребня (реборды), в результате чего происходят отделения и разделение частей тела. Часто при этом кожа не разделяется и образуется полоса давления и осаднения. Она в 2 раза шире (12-15 см.), чем полоса от головки рельса (6-7 см.)

Наиболее типичные повреждения при переезде через тело колес железнодорожного транспорта: полоса давления от колес, полоса давления от рельса, полоса обтирания, отделение головы от туловища (полное или неполное) разделение туловища, отделение конечностей, разрывы кожи конечностей от колес и др.

24.1.4. Травма от выпадения из движущегося поезда

Наблюдается при езде на крышах вагонах, на ступеньках, при спрыгивании на ходу, при выбрасывании человека из движущегося поезда. При этом возникают повреждения такие же, как и при падении с высоты, степень выраженности которых зависит от скорости движения поезда и расположения первичного удара о грунт.

Сдавление вагонами является редким видом повреждений. Тело может быть раздавлено между платформой и вагоном, между буферами или в автосцепном механизме. При этом происходит сильное сдавление, иногда с отпечатками на коже буферных тарелок или частей автосцепного механизма.

24.1.5. Травма внутри вагонов

При железнодорожных катастрофах мало изучена. Повреждения образуются от ударов о тупые твердые предметы, при падении с полок, со спинки сидений, сдавливание тела частями вагона и др. Осколки разбитых оконных стекол причиняют резаные раны.

24.1.6. Вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при рельсовой травме

2. Могли ли они быть причинены железнодорожным транспортом?

3. Причинены ли обнаруженные повреждения от удара частями движущегося железнодорожного транспорта? В какую часть тела был нанесен первичный удар?

4. Есть ли повреждения от переезда? По какой части тела, в каком направлении перекатились колеса поезда?

5. В каком положении находился потерпевший в момент травмы?

6. Прижизненно или посмертно причинены повреждения?

7. Нет ли повреждений не связанных с железнодорожной травмой?

8. Какова причина смерти?

9. Когда наступила смерть?

10. Какое состояние здоровья погибшего, предшествующее железнодорожной травме? Не было ли заболеваний органов слуха и зрения?

11. Не употреблял ли погибший незадолго до смерти спиртные напитки?

12. Какова группа и тип крови погибшего?

Глава 25. Авиационная травма

25.1. Понятие об авиационной травме

Авиационная травма — комплекс повреждений, причиненных наружными или внутренними частями самолета при его эксплуатации в полете или на земле, взрыве и воспламенении горючего.

Современные турбовинтовые и реактивные самолеты движутся с большой скоростью, высоким потолком полета, значительной вместимостью.

Причины авиакатастроф: технические неисправности, неблагоприятные погодные условия во время полета, при взлете и посадке и др.

25.2. Виды авиационной травмы

Повреждения при авиакатастрофах могут быть разделены на три основные группы: травма внутри самолета во время полета, травма внутри самолета при падении его ударе его о землю, травма частями самолета на земле.

25.3. Травма внутри самолета во время полета

Может быть вследствие взрыва, пожара, разгерметизации кабины и салона, катапультировании, столкновения с другим самолетом, птицей и др. Наиболее характерные изменения: ссадины, кровоподтеки, раны, переломы, разрывы одежды и обуви, отравление окисью углерода (образование карбоксигемоглобина), баротравма , признаки воздействия низкой температуры, компрессионные переломы позвоночника.

25.4. Травма внутри самолета при падении его на землю и ударе о землю

Причиняются тупыми твердыми предметами, окружающими летчика и членов экипаж. Могу возникнуть грубые разрушения тела с отрывом отдельных его частей, обширными разрывами и размозжениями мягких тканей, раздроблением костей, с размозжением внутренних органов с выбросом их наружу с внедрившимися частичками материалов разрушенного самолета.

25.6. Травма на земле вне самолета

Может быть причинена наружными частями самолета (от удара крыльями, переезда колесами самолета, травмы от воздействия струи реактивного двигателя, от воздействия лопастей пропеллера). Она может быть множественной, сходной с рублеными повреждениями (от лопастей), с ампутацией конечностей, отделением головы, разрубами туловища и др.

25.7. Вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при авиационной травме

1. Какова причина смерти пилота и других членов экипажа, пассажиров?

2. Какие повреждения обнаружены у членов экипажа и механизм их образования?

3. Каково положение тел членов экипажа и пассажиров в момент травмы?

4. Какова последовательность образования повреждений?

5. Каково состояние здоровья пилота и других членов экипажа?

6. Не обнаружено ли признаков отравления окисью углерода членов экипажа и пассажиров?

7. Имеются ли признаки прижизненного или посмертного воздействия пламени на членов экипажа и пассажиров?

8. Имеется ли наличие алкоголя у погибших?

9. Не обнаружено ли на трупах погибших огнестрельных, колото-резаных и других повреждений?

10. Какому члену экипажа, кому из пассажиров принадлежат обнаруженные останки, предметы снаряжения, одежды и обуви?

Глава 26. Травма водным транспортом

Возникает от действия различных видов судов и их частей: подводных крыльев, гребных винтов, тросов, якорей на тело человека, находящегося в воде.

В зависимости от того, какой частью транспортного средства они причинены раны могут быть одиночными, множественными, более или менее обширными.

При повреждении частями подводных крыльев возникают раны, похожие на воздействие острых или тупых рубящих предметов, иногда при действии подводных крыльев могут быть раны с осаднением краев, скальпированные раны и может быть отделение конечностей, расчленение тела, отделение головы.

Повреждения гребными винтами (лопасти винта имеют острые ребра) причиняют значительные повреждения: лоскутные раны с осадненными краями, переломы костей черепа, конечностей, разрывы внутренних органов.

От действия винтов маломерных судов возникают множественные веретенообразные, рубленые раны.

При сдавлении тела между пирсом и бортом судна имеет место удар тупым твердым предметом и сдавление тела. Для этого вида травмы характерно уплощение сдавливаемых частей тела, множественные переломы ребер, костей таза, размятие и разрывы внутренних органов и др.

Глава 6. Лабораторные методы исследования при транспортной травме

Судебная фотография запечатлевающая дает представление об общем виде транспортной травмы, характере травмы, следов на ни них и др.

Непосредственная микроскопия (стереомикроскопия) выявляются свойства повреждений на теле, одежде, наличие наложений и др.

Гистологическое исследование с целью определения характера и давности повреждения.

Контактно-диффузионный метод и метод эмиссионного спектрального анализа для выявления наличия металлов.

Исследование в ультрафиолетовых лучах инфракрасных лучах для выявления наличия маслянистых веществ и резины.

Судебно-химическое исследование для определения наличия этилового спирта.

Author: Advokat