Избыточные требования это

Избыточные требования к товарам по 44-ФЗ

В состав любой закупочной документации должно быть включено техническое задание. В нем заказчик указывает параметры товаров, которые он в результате планирует получить. Правила составления такого документа регламентированы статьей 33 44-ФЗ. Иногда, преследуя определенные интересы, заказчик перечисляет все возможные характеристики, которые удается соотнести с желаемой продукцией. В такой ситуации можно говорить об установлении избыточных требований, что нарушает нормы действующего законодательства.

Какие требования избыточны

Напрямую термин «избыточные требования» или «излишние требования» в действующем законодательстве не применяется. Считается, что заказчик может прописывать в своем техническом задании любые характеристики необходимых ему товаров. При этом они должны соответствовать определенным требованиям:

  1. Не вводить участников в заблуждение. Из описания должно быть четко понятно, какой именно товар заказчик желает получить.
  2. Приведенному описанию должно соответствовать несколько аналогичных товаров различных марок.
  3. Такой товар должен существовать. Нередко заказчики описывают продукцию, которая уже давно не производится или вовсе никогда не производилась.
  4. В техническом задании не должны прописываться характеристики, соответствие которым можно установить только путем лабораторных исследований.
  5. Не должны быть указаны конкретные марки закупаемой продукции. Они могут быть приведены только в качестве примера и сопровождаться надписью «или эквивалент».

Отступление в ТЗ от этих правил приравнивается к нарушению законодательства. Заказчик должен понимать, с какой именно целью он указывает те или иные характеристики. Если поставщик обратится с жалобой в ФАС на установление избыточных требований — представителям стороны заказчика может потребоваться обосновать выбор необходимых параметров закупаемого товара.

Для чего прописываются

Причин установления заказчиком избыточных требований к товару может быть несколько:

  1. Недостаточный уровень квалификации сотрудников. Нередко технические задания готовятся людьми, которые имеют весьма смутные представления о закупаемом товаре. Для составления описания они черпают информацию из интернета и других общедоступных источников. При этом они пытаются вписать в документацию все найденные ими сведения.
  2. Попытка получить именно тот товар, который необходим. Описывая характеристики изделия максимально подробно, некоторые заказчики пытаются дать понять потенциальным поставщикам, что необходимо поставить именно эту продукцию и никакая другая не подойдет.
  3. Намеренное нарушение законодательства. Недобросовестные заказчики таким способом пытаются завуалировано ограничить конкуренцию и тем самым помогают победить в тендере конкретной аффилированной компании.

Если у потенциального поставщика возникают основания полагать, что заказчик предъявляет излишние требования к товару, он может попросить их исключить отправив запрос на разъяснение документации или же обратиться с жалобой ФАС. В случае выявления факта попытки ограничения конкуренции, заказчик будет привлечен к ответственности. При этом сама закупка приостанавливается или полностью отменяется.

Пример из практики

В последнее время все большее количество жалоб на установление заказчиками избыточных требований стали решаться в пользу заявителя. Одним из показательных стало дело, рассматриваемое 2 марта 2017 года в Курском отделении УФАС.

Участник закупки подал жалобу на действия заказчика при проведении аукциона с НМЦК 1,9 миллиардов рублей. В техническом задании было указано, что при выполнении работ должен быть использован щебень с определенным процентным содержанием в нем комков глины, пылевидных частиц, а также слабых пород. Помимо этого к некоторым материалам требования были составлены таким образом, что участнику невозможно было понять, что именно необходимо прописать в своей заявке.

По результатам рассмотрения жалобы ФАС усмотрела в действиях заказчика нарушение требований статьи 30 44-ФЗ, а именно признаки попытки ограничения конкуренции. Заказчику было выдано предписание на изменение технического задания и устранение всех недочетов. Сроки проведения аукциона были отложены.

Обойти установленные заказчиком излишние требования к товарам достаточно сложно. Единственным вариантом для потенциальных поставщиков становится обращение в контролирующие органы. Попытка указания в заявке недостоверных сведений может повлечь за собой внесение сведений о компании в РНП, что крайне отрицательно скажется на деловой репутации.

Правительство исключило избыточные требования при строительстве ветроэлектростанций

МОСКВА, 19 января. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которое позволит не распространять правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии на ветроэлектростанции. Соответствующий документ опубликован в субботу на сайте кабмина.

«Из правил установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, исключена необходимость установления охранных зон в отношении ветроэлектростанцй», — говорится в пояснительной записке к документу.

Отмечается, что изменения сделано с целью «исключения избыточных требований к проектированию, строительству и эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии». В кабмине пояснили, что необходимость установления охранных зон в отношении ветроэлектростанций исключена, поскольку указанные объекты не относятся к критически важным, а технологические нарушения в их работе не влекут социально-экономических, экологических и других последствий для населения и социально значимых объектов.

«Принятое решение позволит устранить административные барьеры при строительстве ветроэлектростанций, использовать в полном объеме земельные участки, расположенные вблизи ветроэнергетических установок», — уточняется в пояснительной записке.

Установка избыточных требований при составлении технического задания по 44-ФЗ

Составляя техническое задание для будущей закупки, заказчики, как правило, стремятся к тому, чтобы получить товар какой-то определенной марки или производителя, не нарушив при этом нормы законодательства о контрактной системе.

Смотрите так же:  Развод с иностранцам

В погоне за желаемым результатом, описывая технические и функциональные характеристики даже самых обычных вещей, заказчики порой заходят так далеко, что обычное техническое задание превращается в огромный набор информации, за которым потенциальному поставщику становится сложно понять, что же именно имел в виду заказчик и какой товар он желает получить.

ГОСТ и ТУ в техническом задании

Очень часто при составлении технического задания заказчики переписывают перечень требований, характеристик и показателей того или иного товара из ГОСТа, утвержденного регламента, стандарта или иного нормативного документа. При этом они не указывают реквизиты такого документа.

С одной стороны, применение ГОСТов – это правильное и зачастую наиболее оптимальное решение. С другой — результатом подобного подхода становится объемное техническое задание, содержащее огромное количество требований к характеристикам и показателям товара. При этом зачастую заказчики сами не имеют представления о том, что же представляет из себя та или иная указанная ими характеристика товара.

Объективность описания объекта закупки

При описании объекта закупки заказчики руководствуются текстом статьи 33 Закона № 44-ФЗ, согласно которой описание должно в первую очередь носить объективный характер. На практике на эту фразу мало кто обращает внимание, однако, когда дело доходит до рассмотрения дела ФАСом или судом, ее значимость раскрывается в полной мере.

Требования к предмету закупки должны быть обоснованы и обусловлены реальными потребностями заказчика. Иными словами, составляя техническое задание, следует понимать реальное значение каждого устанавливаемого критерия и быть готовым объяснить, зачем он был установлен.

Действия заказчика при описании объекта закупки

К сожалению, мало кто из заказчиков знает о том, что такое избыточные требования к характеристикам товара – это и неудивительно, ведь в законе о контрактной системе об этом нет ни слова. Вместе с тем, суды активно используют данное понятие при рассмотрении дел.

Составляя техническое задание, представителю заказчика следует помнить:

  • описание не должно вводить потенциального участника в заблуждение – из него должно быть понятно, какой товар необходимо поставить;
  • под описание должны попадать как минимум несколько товаров – иными словами, описываемый предмет должен существовать. Как бы абсурдно это не звучало, но нередко заказчики заходят так далеко, что под их описание не подходит ни один из существующих товаров;
  • не должно быть требований, которые можно определить исключительно путем каких-либо испытаний или при наличии специального оборудования;
  • если необходимо соответствие ГОСТу, достаточно просто указать это – закон не обязывает переписывать тест ГОСТа, к тому же документы товара не содержат описания всех этих характеристик, в них указывается лишь соответствие тому или ному ГОСТу или стандарту;
  • следует знать и понимать, какие требования Вы устанавливаете и чем они обусловлены – ведь Вам придется каким-то образом проверять эти характеристики при приемке товара, а возможно и обосновывать их необходимость в суде.

Расписав какой-либо товар на несколько страниц, следует знать о том, что поставщик имеет право пожаловаться на наличие избыточных требований, а закупка может быть приостановлена или отменена в том случае, если заказчик не сможет объяснить, зачем он их установил. Для того, чтобы этого избежать, при рассмотрении документации о закупке, я всегда задаю заказчикам несколько вопросов:

  1. Что означает установленный критерий или требование?
  2. Чем обусловлено данное требование?
  3. Как Вы сможете проверить его при приемке товара?

Если Вы, глядя на техническую часть документации о закупке, можете ответить на эти вопросы, скорее всего все в порядке.

Подготовка требований к материалам для электронного аукциона по 44 ФЗ. Инструкция для Заказчика.

Центр содействия предпринимательству осуществляет подготовку требований к применяемым материалам и товарам со стороны Заказчика для аукционной документации с последующей проверкой форм 2 участников торгов.

Стоимость разработки требований к материалам от 5000 рублей.

Для чего Заказчику предъявлять требования к применяемым товарам и материалам?

Для того чтобы обезопасить себя от использования некачественных товаров и материалов, без соответствующих документов, паспортов качества, сертификатов.

На основании Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

п. 3 ч. 3 ст. 66 первая часть заявки должна содержать, в том числе, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в техническом задании указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

Как составить требования к товарам без нарушения действующего законодательства и максимально точно отобразить запрашиваемые функциональные и технические характеристики?

  1. Необходимо определить все используемые материалы при исполнении работ. Сделать это можно, выпустив ресурсную ведомость из сметной программы, в которой была посчитана конкретная смета для ремонта, строительства, благоустройства или прокладки любых инженерных сетей. Аналогично можно определить необходимый для поставки товар.
  2. На каждый материал или товар сегодня есть ГОСТ или ТУ. В данных документах отображены максимальные и минимальные показатели всех функциональных характеристик запрашиваемого материала. Выбрав потребные характеристики, которые влияют на качество исполнения работ, вы отображаете это в требованиях к материалам, виде предлагаемых максимальных и минимальных значений тех или иных характеристик. Количество запрашиваемых Вами характеристик должно точно отображать требования к материалам и не ограничивать конкуренцию между производителями товаров. Требования не должны указывать на конкретный материал или товар. В противном случае, участник, который хотел предложить Вам товар аналог со схожими по функциональным характеристиками может обратится в ФАС с целью привлечь Вас к ответственности за ограничение конкуренции.
  3. При составлении требований к функциональным и техническим характеристикам товаров вы должны пользоваться общепринятыми правилами русского языка и отражать все нюансы в инструкции по заполнению первой(обязательный документ), таким образом, чтобы участники могли точно понять ваши требования. При любых двояких толкованиях вы навлекаете на себя риск жалобы в ФАС, а это может привести к затягивания сроков электронного аукциона и следовательно проведению работ. К тому же при нечеткой инструкции придется постоянно отвечать на запросы и так же, после внесения изменений сдвигать сроки проведения госзакупки. Четкая, понятная и выверенная до единого слова, знака препинания, символа инструкция позволит в отведенные сроки провести закупку с минимальными усилиями от вас.
Смотрите так же:  Договор дарения с выделением супружеской доли образец

Если же цель усложнить и запутать участника то, в этом случае рекомендуем более подробно запрашивать характеристики товаров, что увеличит объем работ по подготовке первой части заявки, а при четкой инструкции и без изменения по ходу процедуры госзакупки сократит время и неизбежно приведет к неточностям. Наши специалисты всегда очень точно находят подобные несоответствия при заполнении на скорую руку.

Пример требований к функциональным и техническим характеристиками товаров.

Материал — Кирпич керамический одинарный

Должен соответствовать ГОСТ 530-2012. Размер 250Х120Х65мм. Полнотелый или пустотелый. Поверхность граней изделий плоская, ребра – прямолинейные. Марка по прочности должна быть 100.Марка по морозостойкости не менее F50. Класс средней плотности должен быть 1,0-1,4.Водопоглащение не должно быть менее 6%. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов (Аэфф) не должна быть более 370 Бк/кг. Группа по теплотехническим характеристикам должна быть: условно-эффективная, эффективная или повышенной эффективности. Средняя плотность, кг/м3, не более 1400. Предел прочности при сжатии, МПа, средний для пяти образцов, не должен быть менее 10,0. Предел прочности при изгибе, МПа, средний для пяти образцов, не должен быть менее 1,6. Коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии. Вт/(мС) должен быть выше 0,20 до 0,46.

Инструкцию, как заполнять участнику Ваши требования можете взять на нашем сайте в разделе «Полезно знать» или написать самостоятельно. При написании инструкции самостоятельно, очень важно четко ей соответствовать самому при написании требований, дабы избежать дополнительных запросов и разъяснений относительно требований.

Что значит избыточные требования к товарам и материалам?

Многие участники, испытывая трудности при заполнении формы 2, жалуются на избыточные требования со стороны Заказчика, поэтому очень важно запрашивать только те характеристики, которые действительно обоснованны и регламентированы ГОСТ. В этом случае контролирующий орган всегда будет на стороне аукционной комиссии.

Закон не содержит такого понятия, как избыточные требования к используемому при выполнении работ товару.

ст. 33 «Правила описания объекта закупки» должно носить объективный характер. «В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) ………».

Все требования к материалам или товарам со стороны Заказчика, которые прописаны в нормативно-технической документации обоснованны и должны соблюдаться участниками заказа, а следовательно не могут вести к ограничению конкуренции. Этот факт уже неоднократно подтвержден в решениях ФАС и подобные жалобы, как правило, всегда признаются необоснованными, за исключением случаев грубых нарушений.

Заказывайте подготовку требований к техническим и функциональным характеристикам товаров у нас. Наши специалисты готовят требования к товарам и материалам в строгом соответствии с ГОСТ, СНиП и другими нормативными документами. При проверке первых частей участников мы не пропустим ни одной ошибки и неточности и отклоним с аукциона ваших конкурентов. Понижения на электронных аукционах, подготовленных нашей компанией 0,5% от начальной цены контракта. Гарантия качества предоставляемых услуг- 100%.

Работаем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказать услугу Вы можете, обратившись по телефонам компании или написав письмо на электронную почту.

Кабмин исключил избыточные требования к строительству ветроэлектростанций

Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Правительство России исключило избыточные требования к строительству ветроэлектростанций, сообщается на сайте кабмина.

В частности, из Правил установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, исключена необходимость установления охранных зон в отношении ветроэлектростанций.

Решение позволит устранить административные барьеры при строительстве ветроэлектростанций, использовать в полном объёме земельные участки, расположенные вблизи ветроэнергетических установок.

Интересное за неделю

Популярно в соцсетях

«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике «Деловая экспертиза» могут публиковаться материалы на правах рекламы

Избыточные требования промышленной безопасности будут отрезаны регуляторной гильотиной!

Гайдаровский форум, проходящий в эти 3 дня в столице России, богат на цитаты от высокопоставленных государственных лиц. Вчера мы упоминали высказывание вице-премьера Татьяны Голиковой о статистической зависимости между уровнями образования и бедности, сегодня осветим выступление Премьер-министра Дмитрия Медведева.

Смотрите так же:  Пошлина при купле продаже недвижимости

«Избыточные требования промышленной безопасности будут отрезаны регуляторной гильотиной!» — данный слоган из уст первого лица государства видимо должен усилить стремления законодателей в вопросах актуализации современной базы НПА. Её пересмотр необходим, по мнению премьер-министра, для выхода бизнеса на новый экономический уровень. Предложено совершить данный рывок почему-то с 1 февраля 2020 года. Хотя, актуализация требований НПА идет уже давно, и даже с 1 января 2019 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2018 г. № 1680, где указано, что органам надзора требуется размещать на своих официальных сайтах конкретные перечни и тексты НПА с требованиями, оценка соблюдения которых является предметом контроля.

Аргумент, который привел Дмитрий Медведев, в эти дни считается, как это модно говорить, хайповым, то есть трендовым. Избыточность требований была показана на примере яичной темы, а именно требований к приготовлению омлета согласно СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». В п. 8.20 документа указано, что смесь яйца (или яичного порошка) с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5-3,0 см и ставят в жарочный шкаф с температурой 180-200°С на 8-10 мин. «Иначе жарить нельзя — пометьте себе, если кто-нибудь планирует заняться этим видом деятельности», — отметил Медведев.

Озвучена информация о пользе для бизнеса: требование уберется – административная нагрузка снизится. Практическое исполнение такой актуализации уже заметно на примере той же спец.оценки условий труда – количество идентифицируемых факторов снизилось, вредные условия труда тут же исчезли, нагрузка на бюджет предприятий уменьшилась. Жаль, что об уровне травматизма и профзаболеваний это никак не скажешь. Так же и действующий СанПиН 2.2.4.3359-16, предъявляющий требования к оценке физических факторов на рабочих местах, — «сборная солянка» из ранних санитарных норм, которые на данный момент так и не отменены. Кроме того, его текст идет вразрез с требованиями Методики № 33н о порядке проведения спец.оценки условий труда.

В общем, озвученная на форуме идея правильная, вот только уже существующие этапы её реализации пока не сильно внушают доверия. Ведь лозунговая система, еще с советских времен, навевает впечатление иллюзорности.

Установление заказчиком избыточных и излишних требований при описании объекта закупки по 44-ФЗ

Согласно положениям статьи 33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Вместе с тем, при составлении описания объекта закупки должно быть использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Заказчики часто при описании объекта закупки устанавливают показатели, которые сложно или невозможно проверить при приемке товаров без специальных экспертиз. Как вариант, заказчик устанавливает требования к товару, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара и т.д.

Распространенным примером является установление требований к химическому составу товара, как следствие, участник закупки должен указать (угадать) в своей заявке показатели требуемого состава.

При рассмотрении жалоб на вышеуказанные требования заказчика (химический состав или иные характеристики, которые невозможно проверить сопоставлением с технической документацией на товар, визуальным осмотром, проверкой параметров при включении аппарата и т.д., т.е. без специальных экспертиз, познаний и т.д.), органы антимонопольной службы указывают на избыточность требований (излишние требования) при описании объекта закупки по 44-ФЗ.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что избыточные или излишние требования при описании объекта закупки по 44-ФЗ являются оценочными категориями, критерии которых не указаны в действующем законодательстве (Закон 44-ФЗ, Закон 223-ФЗ, Закон 135-ФЗ и т.д.).

Данная категория принята исключительно практикой органов антимонопольной службы, а также позиция сформирована в Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 .

Согласно п. 3 Письма ФАС России от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Анализируя и систематизируя практику антимонопольной службы, могу рекомендовать заказчикам при составлении технического задания изначально продумывать, каким образом будет проводиться проверка запрашиваемых показателей, т.к. при рассмотрении жалобы это будет ключевым вопросом при разбирательстве в ФАСе или суде.

Author: admin