Исламский налог

Исламский налог

В развивающихся странах доля прямых налогов в государственных доходах относительно невелика (20—40% налоговых поступлений в центральные бюджеты и 50—60% — в местные). В странах с преобладанием натурального хозяйства основными прямыми налогами остаются поземельные, поимущественные (на строения, скот, воду, плодовые деревья и т.п.), подушные налоги и повинности в ряде исламских стран они базируются на нормах шариата (исламские налоги). Также незначительны поступления по налогам на личное состояние, дарение, передачу имущества. [c.631]

ЗАКЯТ — исламский налог, взимаемый с владельцев скота, наличных денег, драгоценностей, торговой прибыли. [c.112]

ИСЛАМСКИЕ НАЛОГИ — установленные в соответствии с Кораном религиозные налоги, взимавшиеся в целях обеспечения нужд мусульманской общины, оказания помощи бедным, ведения религиозных войн и т.д. К основным исламским налогам относятся закят, ушр. [c.135]

При феодализме закят и ушр стали частью государственных податей. В современный период исламские налоги сохраняются в некоторых мусульманских странах в Йеменской Арабской Республике ушр уплачивается в размере 10% сбора зерновых с неорошаемых и 5% с поливных земель закят взимается в размере 3% с наличного капитала, золота, серебра, других драгоценностей, с торгового оборота в городах и расходуется на содержание больниц, школ и помощь неимущим. В Саудовской Аравии на исламские налоги приходится около 5% доходов государственного бюджета. В Пакистане с 1980 г. установлен закят в размере 2,5% доходов с 11 видов видимого имущества , в частности, с банковских счетов (кроме текущего), акций, облигаций государственных инвестиционных трестов и компаний, ренты, страховых и пенсионных фондов. С 12 видов скрытого имущества (золота, серебра и изделий из них, наличных денег и текущих счетов, ценных бумаг, небанковских ссуд, полезных ископаемых, продукции земледелия, рыболовства, пастбищного скотоводства и лесного хозяйства) налог уплачивается в местные фонды закята. С 1983 г. взимается ушр в размере 10% с продуктов земли (5% — обязательный взнос 5% — добровольный). Величина исламских налогов определяется путем самооценки, эти налоги вносятся в денежной или натуральной (пшеница и рис) форме. [c.135]

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебно-методическом пособии представлены теоретические положения по налогам и налогообложению стран с исламской экономикой в сравнительном аспекте. Учебное пособие состоит из четырёх глав. В первой главе «Экономическая сущность налогов и основы налогообложения» рассматриваются вопросы: экономическое содержание налога, принципы налогообложения и элементы налога, классификация налогов. Во второй главе «Налоговая система Российской Федерации и налоговая политика государства» дано понятие налоговой системы, рассмотрены принципы ее организации, налоговая политика, её цели и задачи. В третьей главе «Основные виды налогов в отдельных странах с исламской экономикой» дано понятие исламских налогов, рассмотрено их значение и специфика взимания в отдельных исламских странах в Новейшее время, а также указаны особенности формирования налоговых систем стран с исламской экономикой. В четвертой главе «Особенности налогообложения в отдельных странах СНГ (Казахстане, Таджикистане и Киргизии)» исследованы особенности налогообложения в Казахстане, Таджикистане и в Киргизской республике. Пособие предназначено для студентов очной формы обучения по направлению «Теология», для студентов других специальностей, аспирантов, преподавателей и всех, интересующихся вопросами налогообложения.

‘Ушр (транзитный налог)

Уважаемый хазрат, расскажите об ушре (мусульманском налоге). Мы сейчас проходим эту тему, и я никак не могу ее понять. Ушр действует только в исламской стране? Или это аналог государственному налогу?

‘Ушр – транзитный налог, который может собираться как в исламской стране, так и в любой другой. Стоит отличать ‘ушр от государственных налогов и сборов, а также от закята.

Государственные налоги

Государственные налоги – это инфраструктура, которой мы все бесплатно пользуемся: посещение нашими детьми садика и их бесплатное обучение в школе, а также в университете, если поступают на бюджет. К тому же это и бесплатная медицина, наша безопасность (МВД, ФСБ, судебные органы) и т. д. В той или иной степени, на том или ином этапе жизни мы этим бесплатно пользуемся, и именно налоги являются нашей платой и участием в безопасности, благополучии и процветании общества. Если государственные или налоговые органы используют наши выплаченные в качестве налогов деньги не по назначению («пилят» бюджет в корыстных, личных целях), то это их грех пред обществом и Богом, и им за него отвечать, а не нам.

Закят (ежегодный мусульманский налог)

Люди, занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в торговом обороте, выплачивают 2,5% закята раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльны, а не убыточны. В то же время с того, что используется для ведения торговли (а это основные фонды – офисы, транспорт, оргтехника и т. д.), закят не выплачивается.

Те, кто имеет собственные предприятия по добыче нефти, золота, алмазов и иных ценных ископаемых, драгоценных металлов, добываемых из-под земли, по мнению большинства ученых, должны платить закят в размере 20% от стоимости получаемой продукции. Данное каноническое утверждение основано на хадисе: «[Закят] с клада – пятая часть»[1]. «В этом случае закят должен выплачиваться в размере 20% от стоимости всего ценного, что добывается из-под земли», – прокомментировали этот хадис исламские богословы, в числе которых Абу Ханифа и Абу ‘Убейда.

Закят также выплачивается и с урожая:

«Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а вот уже после полного созревания] передавайте[2] соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть [‘ушр] урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось заниматься поливом, орошением угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).

‘Ушр как транзитный налог

‘Ушр может собираться как в мусульманских странах, так и в немусульманских.

В данном случае ‘ушр – это транзитная пошлина, то есть налоговый сбор официальных органов мусульманского государства в 10% от стоимости товара, накладываемый на иностранные товары, которые не ввозятся в страну для сбыта в ней, а лишь провозятся через нее в другую страну. Такая пошлина гарантирует безопасную транспортировку по всей территории[3].

В Коране об этой форме налогообложения не сказано. Хадис, говорящий об этом, имеет низкую степень достоверности[4]. Сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) практиковали сбор такого налога, что помогало выстраивать межгосударственные торговые отношения в тот период. Государственные органы, собиравшие налог, гарантировали грузам безопасность на своей территории, защиту от воров и разбойников. Собранные таким образом в казну деньги шли на нужды и потребности общества. Также следует учесть, что, по рекомендации мусульманских ученых, правители выстраивали с другими государствами отношения так, чтобы они были равным и взаимовыгодным партнерством, а потому процентная ставка данного налога менялась либо он вообще аннулировался по обоюдному согласию и на взаимовыгодной основе[5].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, Абу Са‘ляба, а также от Джабира и Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 367, хадис № 5926, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фикх аз-закя. Т. 1. С. 434.

[2] Передается это тем же восьми категориям людей, кому выплачивается и ежегодный закят, первыми среди которых являются малоимущие родственники человека, собравшего урожай. Подробнее о закяте читайте, например, в моей книге «Финансы Триллионера».

[3] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 30. С. 101; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 312.

[4] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 345, хадис № 3046, «да‘иф».

[5] Подробнее см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 30. С. 101–103 и 115.

Смотрите так же:  Страховка от дтп росгосстрах

Различие между закятом и налогами. Условия, при которых можно назначать налоги

Дата публикации : 26-02-2014

Выплата закята является одним из столпов Ислама, который Всевышний Аллах сделал обязательным для богатых мусульман. Он является своего рода социальной поддержкой, а также тратится на помощь и удовлетворение общих интересов, например, для военных действий на пути Аллаха.

Во многих аятах Всевышний Аллах упоминает закят наряду с молитвой, что еще более подтверждает его важность. Обязательность закята подтверждается Кораном, Сунной и единодушным мнением ученых /иджма‘/.

Что касается налогов с людей, то их устанавливают государства, и они никак не связаны с закятом имущества, который Аллах сделал обязательным.

Налоги – это материальные обязательства, которыми государство облагает людей, чтобы использовать полученную сумму на удовлетворение общих интересов: транспорт, здравоохранение, образование и пр.

Налоги являются продуктом человеческого ума и существующих политических систем, что же касается закята, то он установлен Божественным Законом. Его выплата является одним из важных видов поклонения.

Некоторые люди не отдают закята с имущества и выплачивают только налоги, которые они отдают государству. Это не дозволено. Налоги – это одно, а закят – другое.

Ученые Постоянного Комитета по выдачам фетв сказали:

«Не дозволено считать налоги, которые человек платит с имущества, закятом, который он должен выплатить. Человек, если он обязан выплатить закят, должен выплатить его на нужды, которые оговорены Шариатом, о которых Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ

„Пожертвования предназначены для неимущих и бедных“ (сура „ат-Тауба“, аят 60)» (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 9. С. 285).

В основе облагать людей налогом запрещено, и это является одним из больших грехов, из-за которого человек не войдет в Рай. В Сунне пророка приводится доказательство, которое указывает на то, что налог – больший грех по сравнению с прелюбодеянием. Об этом более подробно – в ответе на вопрос № 39461.

В некоторых исключительных случаях при выполнении определенных условий государство может обложить свой народ налогом. Среди этих условий следующие.

1. Налог должен быть справедливым, то есть по справедливости распределяться между людьми. Не должна быть притеснена ни одна община. Ни одна община не должна быть выделена этим налогом среди других. Налог должны платить богатые, каждый человек в соответствии со своим богатством. Не дозволено облагать налогом бедных, как не дозволено равнять в этом бедных и богатых.

2. Бейту-ль-маль или казна, как называют это сейчас, должен быть пустым. Если же государство богато ресурсами, то людей налогами облагать не дозволено. Если люди будут облагаться налогом при таких условиях, то это будет считаться одним из больших грехов.

3. Это должно делаться в исключительных экстренных случаях и не должно превращаться в систему, которая будет работать всегда.

В Энциклопедии по фикху сказано, что доходы бейту-ль-маль это: Налоги, назначенные населению, ради их интересов: ради военных действий или другого. (Они) не взимаются кроме случаев, когда в казне недостаточно имущества, и имеется крайняя в них необходимость. В ином случае подобный доход не соответствует Шариату (аль-Маусу‘ату-ль-фикхийа. Т. 8. С. 247).

Источники, которыми можно пополнить бейту-ль-маль мусульман, и которые соответствуют Шариату, очень много. Об этом подробно говорилось в ответе на вопрос № 138115.

Если бы мусульмане использовали это, то Всевышний Аллах обогатил бы их, и им не нужны были бы налоги, кроме очень редких случаев.

4. Налог должен быть использован в общественных интересах. Ничего не должно быть потрачено на пути ослушания Аллаха, например, на певцов, актеров, спортсменов и пр.

Шейх Ибн Джибрин, да помилует его Аллах, сказал:

«Налоги, которыми облагают правительства: налог с продаж, налог с прибыли, налог на производство, налог с рабочих и прочие налоги, то здесь место иджтихаду. Если государство собирает налоги вместо обязательного закята, например, с торговцев, то их необходимо платить. Если налогом облагаются люди наряду с закятом, то, в случае, когда казна действительно нуждается в финансировании на школы, мосты, мечети, работников государства, то их дозволено платить, и скрывать налоги запрещено.

Если же государство получает от граждан другие налоги, помимо закята, и растрачивает их впустую, проявляет расточительство, тратит на греховные деяния, на пустые развлечения и запретное, не распределяет их между теми, кто имеет право получать закят, то в этом случае разрешено скрывать имущество или прибыль, и не содействовать в совершении запретных действий. Ведь Всевышний Аллах сказал:

وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ

„…но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве“ (сура „аль-Маида“, аят 2)».

Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, говоря о разнице между нововведениями и неограниченными интересами , сказал:

«Что касается неограниченныхинтересов (блага, о котором нет упоминания в Шариате /масляха мурсаля/ — прим. пер.), то они совершенно отличаются от так называемого благого нововведения /бид‘а хасана/.

Под неограниченными интересами понимают осуществление интереса, которого требует место или время, и которое подтверждает Ислам. В этом случае имам аш-Шатыби подтверждает законность обложение налогами, но это отличается от налогов, которые установлены путаными законами во многих, если не сказать во всех мусульманских странах. Это совершается в уподобление неверующим, которые лишены пути и метода Аллаха, указанных в Книге Аллаха и Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Люди, лишенные прямого пути Корана и Сунны, были вынуждены выработать свои методы и законы, регулирующие и решающие их проблемы.

Что же касается мусульман, то Всевышний Аллах сделал для них достаточным то, что ниспослал в Книге Своей, и что разъяснил им посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому мусульманам нельзя менять Шариат на (другие) законы, ведь в подобном случаи они будут относиться к тем, о ком Всевышний сказал:

أَتَسْتَبْدِلُونَ الَّذِي هُوَ أَدْنَى بِالَّذِي هُوَ خَيْرٌ

„Неужели вы просите заменить лучшее тем, что хуже?“ (сура „аль-Бакара“, аят 61).

Категорически запрещено делать налоги постоянным законом, превращать их в закон, ниспосланный свыше и действующий до скончания веков. Налог, который мусульманское государство может установить, оговаривается определенными обстоятельствами, которые касаются того государства. Например, по-моему, этот пример привел имам аш-Шатыби, если было совершено нападение на мусульманское государство, но в казне не было средств, достаточных для вооружения и снаряжения армии, дабы она могла отразить удар врагов. В подобных обстоятельствах государство (может) обложить определенным налогом определенных людей. Таких, которые в состоянии оплатить возложенные на них государством налоги. Но этот налог не становится постоянным налогом и постоянным законом, как мы говорили об этом ранее. Поэтому, если исчезнет причина налога – нападение врага и защита мусульманского государства, то налог с мусульман снимается. Постановление, как говорят ученые фикха, связано с наличием или отсутствием причины. И если исчезнет причина или повод, из-за которого был установлен налог, то и налог при исчезновении причины отменяется.

Вкратце, в Исламе нет налогов, которые имеют положение законов. Но мусульманское государство при особых обстоятельствах может установить определенные налоги. Если же причина установления этих налогов исчезнет, то будет отменен и сам налог».

Ссылка на источник аудио (ар.): http://audio.islamweb.net/audio/index.php?page=FullContent&audioid=109346-44k

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

Всё, что забирают у человека не по праву, является налогом. И это запрещено. Человеку не дозволено отнимать имущество брата без права, как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: „Если ты продал своему брату плоды, но плоды погибли (из-за града, или сильного зноя), то тебе не дозволено брать у него (плату за них). Почему ты (желаешь) взять имущество брата не по праву?“ Мусульманин должен прислушаться и повиноваться, слушать правителя мусульман и повиноваться ему. Если он потребовал деньги на подобные вещи, то человек должен отдать их. И если будут попраны его права, то он найдет (воздаяние) впереди (то есть в День Суда). Если же налоги взяли у него справедливо, то у человека нет прав на это. Важно, что мы должны слушать и повиноваться правителю мусульман. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Слушай и повинуйся, даже если он станет бить тебя по спине и отнимет твое имущество“. Подобные случаи нельзя использовать для того, что бы порочить мусульманских правителей, ругать их на разных встречах и пр. Нам следует проявлять терпение, а то, что мы не понимаем сейчас, поймем в Следующей жизни (Ликаъу-ль-баб аль-мафтух. Т. 12. С. 65).

Исламские налоги в системе налогообложения мусульманских стран

Зәкят түләмәгән бай – мохтаҗлар өлешен ашаучы ул .

Бесплатное обучение

Исламские налоги в системе налогообложения мусульманских стран

Среди исследователей так и не сформировалось единое мнение о том, какие налоги могут быть отнесены к числу исламских. По нашему мнению, речь должна идти о налогах, которые существовали во времена Пророка Мухаммада и о которых имеется прямое или косвенное упоминание в Коране и/или Сунне.

Смотрите так же:  Рязань осаго цены

Общепринято считать исламскими налогами закят (очистительный налог); его разновидности ‘ушр (десятина) и закят аль фитр; джизию и харадж (поземельный налог), а также ганиму (военная добыча), хумс (1/5 военной добычи) и фай’ (любое имущество, получаемое мусульманами мирным путем)[1], хотя практически все они имеют доисламское происхождение.

В современном мире лишь закят и его разновидности ‘ушр и закят аль-фитр сохранили свое значение в качестве обязательных регулярных платежей. При этом они зачастую выполняют функции, которые не были свойственны им при Пророке (мир ему). Например,закят аль-фитр не считался в халифате таким же значимым налогом, как закят, тем не менее в ряде стран (Малайзия, Йемен) он давно выполняет функции одного из основных налогов.

В среде шиитов функции главнейшего мусульманского налога выполняет хумс, зачастую дублируя и подменяя собой закят. Сунниты же не признают хумс в качестве основного мусульманского налога.

Харадж, как средневековый поземельный налог нигде в современном мире не взимается, но в ряде местностей это название сохранилось за некоторыми местными налогами.

В Средние века ‘ушр имел, по меньшей мере, три значения. Прежде всего под ‘ушромпонимался налог с продуктов земледелия, полученных с земель, не подлежавших обложению хараджем. В этом смысле ‘ушр выступал как разновидность закята. Однако на практике лишь единицы получали право платить ‘ушр вместо хараджа. Таким образом, мусульманин — владелец так называемой хараджной земли должен был платить не только поземельный налог, но и ‘ушр. Кроме того, с ‘ушровых земель, орошаемых искусственно, взималась 1/20 часть урожая.

В двух других значениях ‘ушр употреблялся, как правило, во множественном числе — ‘ушур. Под ‘ушуром понималась торговая пошлина (1/10 цены товара), взимаемая с купцов, которые не были ни мусульманами, ни зиммиями[2], а также все торговые сборы с мусульман помимо закята.

Подобно закяту, ‘ушр в наши дни не может подменить собой все сельскохозяйственные налоги.

Исламский закят и светский налог, история вопроса, факты и выводы — в журнале «Налоговая политика и практика»

Р. И. Беккин, старший научный сотрудник Института Африки РАН, кандидат юридических наук

Исламский налог

Мера позволит минимизировать влияние спонсоров из исламских стран

Власти Германии приступили к проработке инициативы по введению «налога на мечеть», аналогичного «церковному налогу». Его отчисляют на содержание своих приходов все зарегистрированные немецкие протестанты, католики и иудеи. Как пояснил «Известиям» член бундестага от правящих консерваторов Александр Радван, конечная цель властей — вывести мусульманские организации Германии на самообеспечение и тем самым минимизировать влияние иностранных исламских институтов и правительств. В настоящее время все мечети и религиозные школы на территории ФРГ финансируют Турция и Саудовская Аравия, что вызывает у Берлина определенные опасения. Церковные сборы в разном виде существуют и в ряде других стран Европы, но взимаются они с христиан. В случае введения налога для приверженцев ислама Германия обещает стать первопроходцем.

Каприз за ваши деньги

Впервые идея ввести так называемый налог на мечеть в Германии появилась в конце 2016 года, однако всерьез за эту затею правящие круги взялись только сейчас. Старт активной проработке этой инициативы был положен в конце ноября, вслед за проведением в Берлине Германской исламской конференции под председательством главы МВД Хорста Зеехофера. Одним из главных посылов политика, не так давно заявлявшего, что «ислам не принадлежит Германии», стала мысль, что эта вера всё же является частью современной ФРГ. Но при этом стране нужен свой, «доморощенный» ислам, не зависящий от денег иностранных спонсоров.

— Исламское сообщество в Германии получает львиную долю финансирования из-за рубежа. Отслеживать и контролировать, каким образом жизнь мусульман в ФРГ подвергается влиянию иностранных исламских стран, практически невозможно. И сейчас главная цель — найти независимый способ финансирования исламского сообщества и минимизировать влияние исламских стран и заграничных организаций, — пояснил «Известиям» член бундестага от фракции правящих христианских демократов (ХДС/ХСС) Александр Радван. Он, к слову, первым выступил с идеей «налога на мечеть».

В настоящее время в Германии проживает около 4,5 млн приверженцев ислама. Большинство из них посещают мечети и отправляют детей в мусульманские школы. А расходы по их содержанию несут власти Турции и Саудовской Аравии, действуя по принципу «кто платит, тот и заказывает музыку». Например, именно Анкара отбирает имамов для крупнейшего в Германии Турецкого исламского союза по делам религий, в чьем ведении находится около 900 мечетей по всей стране.

И выбор турецких властей немецкому правительству импонирует далеко не всегда. В прошлом союз не раз подозревали в излишне тесных связях с исламскими фундаменталистами — в частности, с организацией «Братья-мусульмане», считающейся в ряде стран террористической группировкой.

Еще в 2017 году Федеральное ведомство Германии по защите конституции (служба внутренней разведки, отвечает за сбор и анализ информации об экстремистах и террористах и деятельности иностранных разведслужб) предупредило об опасной тенденции роста популярности в Германии салафизма. По оценкам ведомства, на позапрошлый год в ФРГ насчитывалось свыше 10 тыс. сторонников этой фундаменталистской формы суннитского ислама, осуждающего любые теологические инновации и поддерживающего строгое соблюдение законов шариата.

Почем опиум для народа

«Налог на мечеть» должен постепенно вывести деятельность мусульманских организаций в Германии из-под влияния иностранных спонсоров. Он будет взиматься по принципу церковного сбора, который в ФРГ платят официально зарегистрированные прихожане протестантских, католических и иудейских приходов. Этот налог составляет 8–9% от подоходного налога, однако малообеспеченные верующие от него освобождаются.

По данным, предоставленным «Известиям» Немецкой епископской конференцией, в 2018 году в Германии насчитывалось 23,3 млн зарегистрированных членов католической церкви, 21,5 млн прихожан протестантской церкви и порядка 100 тыс. последователей иудаизма. За год церковные отчисления от верующих этих конфессий принесли почти €12 млрд, которые правительство затем передало на нужды христианских и иудейских конгрегаций.

— «Церковный налог» — это не налог, которым государство облагает церковь. Это налог самой церкви для своих членов, который государство всего лишь помогает собрать, — пояснил «Известиям» глава пресс-службы Немецкой епископской конференции Маттиас Копп.

Уплата «церковного сбора» дает верующим право участвовать во всех приходских мероприятиях вроде причастия и исповеди, а также становиться крестными родителями и венчаться в церкви. Соответственно те, кто его не платит, этих привилегий лишены.

Такая налоговая система, принятая в Германии еще в начале XX века и действующая также примерно в десятке европейских стран, сделала церковь финансово независимой от государства. С одной стороны, она избавила духовенство от необходимости вести сложную бухгалтерию (налог отчисляется напрямую в минфин). Но с другой — отпугнула некоторых верующих, особенно после финансового кризиса. Например, в 2010 году от католической церкви «отписалась» 181 тыс. прихожан, годом позже — еще 126 тыс. Хотя в Немецкой епископской конференции подчеркивают, что налог — далеко не самая веская причина оттока прихожан.

Свои трудности могут возникнуть и в случае введения налога для мусульманской диаспоры Германии, хотя они несколько иного рода. Часть немецких экспертов указывает, что если шиитская община имеет четкую структуру, то сунниты, коих в стране большинство, не могут этим похвастаться. Что ставит перед немецкими властями прежде всего проблему организационного характера — определить, с кем именно вести диалог по теме «сбора на мечеть».

Исламские финансовые инструменты: тенденции в практике налогообложения

Традиционными лидерами в выпуске исламских финансовых продуктов считаются Малайзия, Саудовская Аравия, Бах-рейн и ОАЭ (Дубаи). В Европе столица Великобритании, будучи важнейшим финансовым центром, позиционирует себя таковым и в части обращения исламских финансовых инструментов. В Люксембурге и Нидерландах ведутся дебаты о внесении изменений в законодательство, которые позволят этим странам стать крупными исламскими финансовыми цен-трами.

Рассмотрим наиболее распространенные исламские финансовые продукты.

Операции, основанные на участии в капитале

Довольно распространенными операциями в исламском финансовом деле являются мудараба и мушарака.

Мудараба представляет собой аналог венчурного финансирования сноска 1 . Банк выступает представляющей капитал стороной, а заемщик сноска 2 – предпринимателем, оперирующим этим капиталом. Прибыли от проекта разделяются по согласованию между банком и предпринимателем. Риск возможных убытков лежит на банке. Довольно распространена двойная мудараба, когда вкладчик является поставщиком капитала в сделке с банком, а банк вкладывает этот капитал от своего имени в венчурный проект с участием предпринимателя.

В отличие от мударабы, в мушараке обе стороны участвуют в капитале. Прибыли могут делиться по соглашению сторон, а убытки – пропорционально участию в капитале. Популярна убывающая мушарака, когда предприниматель постепенно выкупает долю банка в партнерстве.

Смотрите так же:  Договор отстоя судов

Операции, основанные на долговом финансировании

Мурабаха – это сделка, когда банк покупает необходимую для клиента вещь, а затем продает ее клиенту с рассрочкой платежа. При этом банк обязательно должен стать собственником продаваемого имущества хотя бы на некоторый срок. Премия за платеж в рассрочку обязательно должна быть фиксированной.

Иджара – это аналог лизинга. Основное отличие состоит в том, что банк не перестает быть собственником имущества с пере-дачей его клиенту. Соответственно, банк несет связанные с собственностью риски. Помимо этого, если в сделке мурабахи пре-мия банка является фиксированной, в контрактах иджары она может пересматриваться со временем сообразно обстоятельствам. Иджара должна быть срочной. Иджара может комбинироваться с мударабой и мушаракой. В этой ситуации клиент, будучи партнером банка, одновременно будет арендатором имущества в рамках партнерства и может выкупить его у банка по оконча-нии срока иджары. Допустим обратный лизинг, когда клиент продает банку свое имущество и затем берет его в лизинг у банка.

Салам – контракт, по которому клиент обязуется поставить определенный товар к конкретному сроку и получает оплату до поставки. Соответственно, такой контракт можно рассматривать как оплату с отсрочкой поставки. Довольно часто этот контракт заключается параллельно с мубарахой, и полученный от клиента в контракте салама товар передается клиенту в контракте мурабахи.
Для облегчения участия в проектах мелких вкладчиков может производиться секьюритизация. Ценные бумаги (сукук) представляют собой сертификаты участия в проекте и в самом наименовании содержат указание на суть проекта (сукук аль мудараба, сукук аль мушарака, сукук аль иджара и т. п.). Наиболее популярны с точки зрения размеров проектов и вовлечения в них европейских инвесторов проекты секьюритизации лизинговых сделок (сукук аль иджара). Одним из крупнейших до настоящего вре-мени является размещение сукук аль иджара на сумму 3,52 млрд долл. девелоперской группой Nakheel (Дубаи).

Существенные отличия в некоторых механизмах финансирования сделок по стандартам шариата в отличие от традиционных ведут к изменению видов получаемых участниками доходов и, соответственно, к различным налоговым последствиям. Так, при финансировании через обычный заем получаемым доходом будут проценты. Налоговые последствия для уплачивающей и по-лучающей стороны в российском и международном механизмах финансирования известны. В случае же финансирования с использованием мушараки или мурабахи квалификация выплат будет иной – это либо предпринимательский доход в широком смысле, либо доход от участия в партнерстве, хотя не исключена квалификация мурабахи как продажи товара в кредит.

Возникают иные налоговые последствия, иные налоговые риски, например: ограничения по вычету выплат, риски постоян-ного представительства в России, иной период признания доходов или расходов, неблагоприятные последствия в части уплаты налога на добавленную стоимость. Выявление этих рисков, их оценка и поиск способов их минимизации требуют хорошего знания принципов как исламских финансовых инструментов, так и российского налогового права, а также международного на-логообложения, если речь идет об инвестициях с иностранным элементом.

Квалификация дохода по исламским финансовым продуктам в целях налогообложения

В условиях сделок между корпоративными резидентами доходы (расходы) банка и заемщика будут определяться универсаль-ными правилами, и здесь квалификация выплат в виде процентов или предпринимательского дохода (расхода) не будет играть особой роли в целях налогообложения.

Однако в ситуации, когда получателем является нерезидент, квалификация выплат как процентов или предпринимательского дохода будет иметь различные налоговые последствия. С процентов в российских условиях будет удерживаться налог по ставке 20% или по сниженной ставке в договоре об избежании двойного налогообложения.

Из российских договоров об избежании двойного налогообложения могут иметь значение соглашения с Малайзией, Катаром, Египтом, Кувейтом, Великобританией, США и с 2010 г. – с Сингапуром. В Иране, Казахстане, Турции и Южной Африке сущест-вуют исламские финансовые институты, но они недостаточно активны. Потенциальные кандидаты в список – Люксембург и Ни-дерланды. Подписано, но не вступило в силу соглашение об избежании двойного налогообложения с таким крупным игроком на рынке исламских финансовых продуктов, как Саудовская Аравия.
Как правило, в России не облагаются налогом предпринимательские доходы (ст. 7 Модельной конвенции ОЭСР) по ислам-ским финансовым продуктам, не являющиеся процентами сноска 3 .

Будут ли выплаты в контрактах мударабы, мушараки, мурабахи, иджары и салама квалифицироваться как проценты? В контракте салама на момент его завершения доход банка, заключающийся в возможности реализовать приобретенный со скидкой товар, еще отсутствует, поэтому нельзя говорить ни о процентах, ни о налогооблагаемом доходе. В контрактах мударабы и мушараки финансо-вое учреждение (его специальное подразделение) по сути будет участником партнерства с заранее неизвестными финансовыми ре-зультатами, а значит, будет нести риск финансовых убытков. Вопрос о квалификации выплат по мурабахе как процентов будет зави-сеть от деталей сделки. В контрактах иджары премия в части превышения выплат над покупной ценой включает и премию за риск собственника. Это и служит основным легитимным основанием выплаты премии. Требование выделения запрещенных к взиманию и уплате процентов за временное пользование денежными средствами делает сомнительной с точки зрения требований исламского права всю конструкцию иджары. Соответственно, выплаты по иджаре с точки зрения идеи самого инструмента также не должны квалифицироваться как проценты.

Сопоставив приведенные данные с договорами об избежании двойного налогообложения и комментариями к Модельной конвенции ОЭСР сноска 4 , можно прийти к выводу, что относительно немногие исламские финансовые продукты будут рассматривать-ся как займы в смысле квалификации платежей по ним как процентов. Пожалуй, единственным бесспорным «кандидатом» для подобной квалификации будут платежи по мушараке в части превышения платежей над покупной ценой имущества.

Британский опыт

Великобритания начиная с 2005 г. последовательно вводит специальные правила налогообложения выплат по исламским финансовым продуктам. Смысл этих изменений сводится к приравниванию таких выплат к процентам (там, где это воз-можно). От выбора между квалификацией выплат как обычных бизнес‑расходов (доходов) или как процентов зависит на-логообложение. Если выплаты признать обычным бизнес-доходом, то согласно статье 7 Модельной конвенции ОЭСР они могут облагаться у источника лишь при наличии у получателя в стране-источнике постоянного представительства.

Первыми в число включаемых в налоговый режим исламских (в терминологии британских налоговых актов – альтернатив-ных) финансовых продуктов входят ярко выраженные долговые (мурабаха, основанный на долге сукук) либо квазиисламские выплаты, которые по своей сути не соответствуют базовым критериям, предъявляемым к исламским финансовым продук-там сноска 5 . Делаются попытки представить заемными отношения, которые таковыми не являются.

Попытки квалификации выплат по исламским финансовым инструментам как подлежащих обложению налогом у источ-ника наверняка будут предприниматься и в других странах, встретившихся с необходимостью квалифицировать такие вы-платы в целях налогообложения. Поэтому стороны должны структурировать сделки так, чтобы максимально исключить возможность интерпретации отношений как заемных. Помимо риска квалификации выплат как процентов и обложения их налогом у источника, такая конструкция может оказаться чрезвычайно сомнительной с точки зрения исламского права, что в стране получателя дохода может привести к признанию всей сделки недействительной.

Уменьшить риски переквалификации выплат в проценты могут помочь существующие разъяснения законодательных и нало-говых органов. В силу широкого использования в целях налогового планирования гибридных инструментов сноска 6 многие страны выпускали разъяснения, какие сделки не относятся к заемным. В частности, широко распространено основание отказа в квали-фикации отношений как заемных участие представляющей капитал стороны в убытках получателя капитала, а это как раз прин-ципиальные характеристики мударабы и мушараки. Представляется, что при наличии сделки, явно содержащей элементы, ис-ключающие ее квалификацию как заемной с точки зрения законодательных норм о гибридных инструментах, попытки налого-вого органа доказать обратное с целью налогообложения процентов у источника будут затруднены.

В заключение отметим, что исламские финансовые инструменты служат средством доступа к дешевым заемным средствам исламских финансовых рынков. Причины тривиальны – избыток кредитных ресурсов и невысокое налоговое бремя (либо от-сутствие налогообложения вообще) в странах – участниках сделки, предоставляющих финансирование.

Однако нужно четко понимать, что такое исламские финансовые продукты и нужны ли они участникам сделки. Тогда не возникнет необходимости придания обычным заемным сделкам вида исламских.

Исламские финансовые инструменты довольно гибкие, но существует ряд абсолютных запретов, при невозможности со-блюдения которых использование этих инструментов теряет смысл. Правила национального и международного налогообложения создают возможность структурирования сделок с использованием исламских финансовых инструментов с более благоприятными налоговыми последствиями, чем традиционных заемных сделок. Это не требует внесения изменений в законодательство, следовательно, возможно уже сейчас.

В то же время новизна практики применения исламских финансовых инструментов наряду с отсутствием законодательной проработки отдельных аспектов делают необходимой тщательную подготовку сделок с точки зрения уменьшения налоговых рисков.

Author: consultant