Исковое заявление об обжаловании отказа в предоставлении земельного участка

Исковое заявление об обжаловании отказа в предоставлении земельного участка

В Центральный районный суд г. Омска

Заявитель: Ж., г. Омск, ул. . д. . ;

Ответчик: Федеральная регистрационная служба
Управление федеральной регистрационной
службы по Омской области,
644002 г. Омск, ул. Красный путь, д. 5

заявление об оспаривании отказа
в государственной регистрации права собственности на земельный участок

Решением Кировского районного суда г. Омска от 25.06.2009г. за мной признано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, расположенным по адресу: г. Омск, ул. . д. . площадью 640 кв.м., с кадастровым номером 55:36.

Я обратился в Управление федеральной регистрационной службы по Омской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок.

8 декабря 2009 года я получил отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок на том основании, что не предоставлен документ, устанавливающий право собственности на данный участок.

Считаю данный отказ необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 271 ГК РФ , при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса РФ , при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Аналогичные нормы содержались и в ранее действовавшем законодательстве, ст. 10 Основ законодательства СССР и союзных республик о земле, ст. 87 Земельного кодекса РСФСР.

Согласно договора застройки земельного участка № 30 от 15.06.1940г., земельный участок по адресу: г. Омск, ул. . . (в настоящее время ул. . . ), был предоставлен для индивидуального жилищного строительства У. Омским Райкомхозом.

По сведениям ГП Омской области «ОЦТИиЗ», подтверждается переход ко мне права собственности на жилой дом от первоначального собственника У. Следовательно, ко мне перешло право пользования земельным участком, на котором расположен указанный жилой дом.

В соответствии со ст. 25.2. ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, является документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок, даже если нельзя установить вид этого права.

В соответствии с п. 2 ст. 25.2. ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:

  • акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
  • иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Обязательным приложением к представляемому в соответствии с настоящей статьей документу является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка.

Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.

Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.

Спорный земельный участок может быть предоставлен в частную собственность.

Решением суда установлено право пользования данным земельным участком заявителем, для государственной регистрации права собственности заявителя на спорный земельный участок на основании ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», были предоставлены все необходимые документы.

Таким образом, оснований для истребования дополнительных документов и для отказа в проведении государственной регистрации права собственности не имелось.

На основании изложенного, прошу суд:

признать отказ в проведении государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Омск, ул. . д. . площадью 640 кв.м., с кадастровым номером 55:36. за Ж. незаконным.

1.Копия заявления;
2.копия решение суда;
3.копия отказа УФРС по Омской области;
4.копия кадастрового паспорта земельного участка;
5.квитанция об оплате госпошлины.

Образец искового заявления «Исковое заявление о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность недействительным»

• Примерный образец искового заявления о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность недействительным.

Важно: обращаясь в суд с исковым заявлением о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность недействительным, не пренебрегайте помощью профессиональных юристов (адвокатов).

• Этот примерный образец искового заявления о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность недействительным подготовлен для Вас специалистами МЦПИ «Планета Закона», которые готовы не только составить исковое заявление с учётом Вашей конкретной ситуации, но и дать Вам юридическую консультацию относительно порядка подачи искового заявления и линии поведения в суде, а также, при необходимости, обеспечить защиту Ваших законных интересов при рассмотрении Вашего искового заявления.

Исковое заявление
о признании решения об отказе в предоставлении
земельного участка в собственность недействительным

«___» __________ _____ г. Истец обратился в администрацию г. ___________________ с заявлением о предоставлении мне в собственность земельного участка размером _______ кв. м (соток, гектар), расположенного по адресу: _____________________________________________
___________________________________________________________ (указать местоположение земельного участка), принадлежащего Истцу на праве пожизненного наследуемого владения на основании ________________________________________ (указать правоустанавливающие документы).
Решением администрации г. ___________________ от «___» __________ _____ г. № ___________ Истцу было отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка по мотивам _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
По мнению Истца, данное решение администрации г. ___________________ является незаконным по следующим основаниям: _______________________________________________
___________________________________________________________________________________
_____________________ (указать, в чем видятся нарушения закона со ссылками на имеющиеся доказательства).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 15, ст. 21, ст. 28, ст. 61, ст. 64 ЗК РФ, ст. 254, 256 ГПК РФ, прошу:

Признать решение Ответчика от «___» __________ _____ г. № ___________ об отказе в предоставлении Истцу в собственность земельного участка площадью _______ кв. м (соток, гектар), расположенного по адресу: ____________________________________________________
_____________________________________________________, недействительным.
Обязать Ответчика предоставить Истцу данный участок в собственность.

Приложения:
1. Решение администрации г. ___________________ об отказе в предоставлении земельного участка.
2. Правоустанавливающие документы на земельный участок.
3. Другие доказательства, обосновывающие доводы заявителя.
4. Квитанция об уплате госпошлины.
5. Копия искового заявления для Ответчика.

Дата подачи заявления: «____» __________ 20____ г.

Практика по спорам о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка и отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введение в действие Земельного кодекса РФ

Примечание. С 01.03.2015 ряд норм Земельного кодекса РФ, регулирующих приватизацию земельных участков, утратил силу. Вместе с тем Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ЗК РФ был дополнен новой гл. V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которая содержит новые правила предоставления, в том числе, в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В частности, действующая редакция ЗК РФ предусматривает возможность предоставления земельных участков в безвозмездное пользование граждан для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства. Если указанные земельные участки использовались в соответствии с разрешенным использованием более пяти лет, граждане вправе получить их в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ).

Обратите внимание! В связи с вступлением в силу с 01.03.2015 поправок, внесенных в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и утратой силы ряда норм ЗК РФ о приватизации земельных участков информация об оспаривании отказа в приватизации, приведенная в данном материале, применима к ситуациям, когда заявление о приватизации было подано до 01.03.2015.

Федеральные нормативные правовые акты

Гражданский кодекс РФ

— ст. 166 «Оспоримые и ничтожные сделки»

— ст. 218 «Основания приобретения права собственности»

— ст. 247 «Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности»

— ст. 253 «Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности»

— ст. 260 «Общие положения о праве собственности на землю»

— ст. 261 «Земельный участок как объект права собственности»

— ст. 264 «Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков»

— ст. 273 «Переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений»

— ст. 552 «Права на земельный участок при продаже здания, сооружения или другой находящейся на нем недвижимости»

Земельный кодекс РФ

— ст. 10 «Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений»

— ст. 25 «Основания возникновения прав на землю»

— ст. 27 «Ограничение оборотоспособности земельных участков»

— ст. 35 «Переход прав на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение»

— ст. 39.20 «Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение»

— ст. 85 «Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий»

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

— ст. 9 «Реестр прав на недвижимость»

— ст. 13 «Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости»

— ст. 28 «Удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав»

— ст. 34 «Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия»

— ст. 42 «Особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество»

— ст. 62 «Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости»

— ст. 63 «Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости»

Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

— ст. 28 «Отчуждение земельных участков»

Нормативные правовые акты г. Москвы

Закон города Москвы от 17.12.2008 N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы»

Постановление Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве»

Постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год»

Обратите внимание! Приведенные ниже позиции судов основаны в том числе на нормах Земельного кодекса РФ, утративших силу с 01.03.2015.

Федеральная судебная практика

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

(П. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»)

Передача земельных участков из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность в случае принятия соответствующего решения не означает разрешение на приватизацию земельных участков, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий, которые в соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждению не подлежат. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Смотрите так же:  Налог на недвижимость физических лиц с 2019 свердловская область

(Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2013 N АПЛ13-524)

Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Приведенные нормы не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.

(Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N 11-В09-19)

Никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этими зданием, строением, сооружением.

(Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2014 N 310-ЭС14-3089 по делу N А08-4584/2010)

Практика Московского городского суда

Поскольку спорный земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет в том порядке, который требует действующее земельное законодательство, то в настоящее время он не может быть объектом спорных правоотношений и объектом права собственности.

(Определение Московского городского суда от 27.12.2017 N 4г-17100/2017)

Поскольку границы спорного земельного участка отсутствуют, то невозможно установить пересечение границ земельного участка с территориями с особыми условиями использования, запрещающими передачу земельного участка в собственность.

(Определение Московского городского суда от 11.05.2017 N 4г-4901/2017)

Поскольку истцом не доказаны основания приобретения спорного земельного участка на безвозмездной основе, как и не представлены доказательства предоставления земельного участка, не определены размеры и границы участка с учетом характера расположенного на нем объекта недвижимости, в приватизации земельного участка отказано.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 12.02.2018 по делу N 33-4724/2018)

Отказ в приватизации земельного участка правомерен, если истец не представил достоверных доказательств того, что до введения в действие Земельного кодекса РФ был предоставлен земельный участок в размерах и границах, в которых он имеется в настоящее время, а также доказательств возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 18.04.2017 по делу N 33-14126/2017)

ДГИ г. Москвы не допустил нарушения прав истца, указав на отсутствие в г. Москве очереди на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по причине отсутствия таковых участков.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 30.08.2017 по делу N 33-33736/2017)

Коротко о важном

В случае оспаривания отказа в приватизации земельного участка:

Основное: о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации.

Дополнительное: об обязании уполномоченного органа осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

В случае оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ (до 30.10.2001):

Основное: о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Дополнительное: об обязании уполномоченного органа осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

— Обратите внимание! Как показывает анализ судебной практики, несмотря на то, что одним из исковых требований является требование о признании незаконным отказа уполномоченного органа в заключении договора приватизации или в государственной регистрации права собственности на земельный участок, данная категория споров рассматривается в порядке гражданского судопроизводства согласно нормам ГПК РФ, а не КАС РФ. Как следует из п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36, по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ споры о признании недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления, исполнение которых привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

— Надлежащим ответчиком в спорах об оспаривании отказа в приватизации земельного участка является Департамент городского имущества (ДГИ) города Москвы. Именно этот орган уполномочен принимать решения о передаче в собственность граждан земельных участков от имени Правительства Москвы.

— В случае оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок надлежащим ответчиком является орган, осуществляющий государственную регистрацию, вынесший решение об отказе — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

— Дела данной категории рассматриваются в качестве суда первой инстанции районным судом (ст. 24 ГПК РФ).

Иск о признании права собственности на земельный участок нужно предъявлять по месту его нахождения по правилам исключительной подсудности (ч. 1 ст. 30 ГПК РФ). В противном случае судья возвращает исковое заявление в связи с тем, что дело неподсудно данному суду (п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

— Перед подачей искового заявления о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации рекомендуем ознакомиться с Постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП. Этот документ утвердил Перечень территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы для государственных нужд, который на текущий момент сохраняет свое действие. Если спорный земельный участок расположен в границах указанных в этом документе территорий, приватизировать его не представляется возможным.

— Следует иметь в виду, что в силу прямого указания ряд земельных участков ограничен в обороте или изъят из оборота. Приватизация таких участков невозможна (ст. 27 Земельного кодекса РФ).

— Следует учитывать, что с 01.01.2017 действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Обращаем внимание, что с 15.07.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

С 01.01.2017 государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

— Размер госпошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера составляет для физических лиц 300 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

— Обязательный досудебный порядок урегулирования спора о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка и отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ, законом не предусмотрен.

— Исковое заявление может быть подано в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде — в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, — посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 1.1 ст. 3 ГПК РФ).

— Если причиной отказа в приватизации стало то, что часть спорного земельного участка является земельным участком общего пользования, который не подлежит приватизации в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, следует обратить внимание суда на то, что данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования, только если они уже заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования (например, Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N 11-В09-19).

— Необходимо иметь в виду, что земельным законодательством не предусмотрена возможность трансформации права временного пользования земельным участком в право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения, несмотря на длительность пользования участком. Кроме того, законодательство не допускает предоставления временно выделенных земельных участков в собственность в порядке бесплатной приватизации, поскольку это означало бы изменение вида пользования земельным участком.

— Несоответствие фактического вида использования земельного участка содержащемуся в государственном кадастре недвижимости (до 01.01.2017)/ЕГРН (после 01.01.2017) виду разрешенного использования этого участка не отнесено законодательством к числу оснований для отказа в приватизации земельного участка. Такой отказ не соответствует закону и подлежит отмене (например, Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2016 N 308-КГ16-4772 по делу N А53-7475/2015).

— Что касается дел о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на предоставленный ранее земельный участок, то следует иметь в виду, что для участков, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (т.е. до 30.10.2001) на основании документов, в которых не указано право, на котором представлен такой земельный участок, действует порядок государственной регистрации права собственности, определенный в ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч. 1 этой статьи государственная регистрация права собственности гражданина на такой земельный участок осуществляется на основании: 1) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка; 2) акта (свидетельства) о праве гражданина на указанный земельный участок; 3) выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок.

— Государственная регистрация права собственности на участок, предоставленный до введения Земельного кодекса РФ, в пользу лица, к которому в порядке наследования или по иным основаниям перешло право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями той же статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности могут быть представлены: 1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение (предоставление таких документов не требуется, если право собственности гражданина зарегистрировано в ЕГРН) (ч. 3 ст. 49 Закона N 218-ФЗ); 2) один из документов, предусмотренных ч. 1 ст. 49 Закона N 218-ФЗ и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

Подробнее о признании права собственности на земельный участок см. материал «Спор о признании права собственности на земельный участок (на основании судебной практики Московского городского суда)».

— При заявлении исковых требований, касающихся приватизации земельного участка, на котором расположены здания или сооружения, необходимо учитывать особенности предоставления таких участков в собственность, закрепленные в ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.

Для принятия решения в пользу истца необходимо доказать обстоятельства, указанные в таблице.

Центральный районный суд г. Сочи Решение Гражданское дело 2а-215/2017 (2а-7206/2016;)

К делу № 2а-215/17

Именем Российской Федерации

г. Сочи 19 января 2017 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шевелева Н.С.,

при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,

рассмотрев в помещении Центрального районного суда города Сочи в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курганского С.С. к администрации города Сочи, департаменту имущественных отношений администрации города Сочи, заместителю директора департамента имущественных отношений администрации города Сочи Руденко С.С. о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги «предоставление земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства»,

Административный истец Курганский С.С. обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к администрации города Сочи, департаменту имущественных отношений администрации города Сочи, заместителю директора департамента имущественных отношений администрации города Сочи Руденко С.С. о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги «предоставление земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства».

В обосновании своих исковых требований административный истец указал на то, что постановлением главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью) по , Курганскому С.С. предварительно согласовано предоставление в аренду без проведения торгов на основании ст. 39.18 Земельного кодекса РФ земельного участка, площадью 590 кв.м., расположенного в кадастровом квартале № по . Указанным Постановлением также Курганскому С.С. было поручено обеспечить выполнение кадастровых работ по земельному участку, постановку его на кадастровый учет, регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок (пункты 4 и 5.1 Постановления) и направить в департамент имущественных отношений администрации города Сочи кадастровый паспорт образованного земельного участка для заключения договора аренды. Пунктом 8 данного Постановления департаменту имущественных отношений администрации города Сочи было поручено заключить с Курганским С.С. договор аренды земельного участка. Постановление вступило в силу с даты его подписания и действует в течение двух лет. Порученные Курганскому С.С. мероприятия были выполнены им в полном объеме, земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера № . ДД.ММ.ГГГГ Курганский С.С., руководствуясь указанным Постановлением: а также Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйствам его деятельности», утвержденным Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № , через МАУ МФЦ г. Сочи обратился на главу города Сочи с заявлением о предоставлении предварительно согласованного ему и сформированного им земельного участка в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства. По истечении 21 дня, письмом Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ Курганскому С.С. было отказано в предоставлении данной муниципальной услуги. Курганский С.С. считает отказ департамента имущественных отношений администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ему муниципальной услуги в отношении испрашиваемого земельного участка незаконным, необоснованным, нарушающим его гражданские права и охраняемые законом интересы. Из правовой нормы Земельного кодекса РФ абсолютно явно следует, что предварительное согласование предоставления земельного участка может быть осуществлено исключительно в случае отсутствия заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе. Сроки и последовательность действий муниципального органа по исполнению указанных в ст. 39.18 ЗК РФ процедур на территории г. Сочи установлены в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским фермерским хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», утвержденном Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № . Пункт 88 указанного Административного регламента гласит, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлении иных граждан о намерении участвовать в аукционе Департамент в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении. Пунктами 89 и 90 данного Административного регламента установлено, что в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги исполнитель в течение 2 дней осуществляет подготовку проекта постановления (распоряжения) о предоставлении земельного участка в аренду и далее в течение 7 (семи) дней обеспечивает его согласование и издание в соответствии с порядком подготовки проектов муниципальных правовых актов администрации города Сочи, утвержденным постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке подготовки проектов муниципальных правовых актов администрации города Сочи». Решение о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов принимается в форме постановления администрации города Сочи. Административный истец обратился с заявлением на главу города Сочи о предварительном согласовании предоставления ему в аренду для ИЖС земельного участка. Результатом данного обращения стало изданное органом местного самоуправления нормативного акта (Постановления главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № ) о предварительном согласовании административному истцу предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Издание органом местного самоуправления указанного Постановления означает, что на момент истечения срока, предусмотренного частью 5 ст. 39.18 ЗК РФ и пунктом 88 Административного регламента, в уполномоченный орган заявления от других лиц о намерении участвовать в аукционе не поступили, иначе, если бы таковые были, данное постановление выпущено бы не было. О том, что администрацией города Сочи перед изданием Постановления от ДД.ММ.ГГГГ была соблюдена процедура опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных людей, следует из мотивировочной части указанного нормативного акта. Сроки и последовательность действий муниципального органа по предоставлению в предварительно согласованных земельных участков также урегулирован обозначенным выше Административным регламентом. Так, в соответствии с положениями данного регламента, результатом предоставления Курганскому С.С. указанной муниципальной услуги должна была быть выдача ему через 30 дней с даты обращения подписанного директором департамента имущественных отношений администрации города Сочи договора аренды испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован наличием заявлений других лиц о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка. В данном письме Курганскому С.С. разъяснено, что он имеет право принять участие в этих торгах. При наличии действующего постановления о предварительном согласовании предоставления Курганскому С.С. испрашиваемого земельного участка в аренду, отказ департамента по указанному им постановлению является незаконным. Также ссылка административного ответчика на то, что земельный участок готовят на торги, информация о которых будет опубликована, также не может служить основанием к отказу, поскольку таких оснований ст. 39.16 ЗК РФ не предусмотрено. Кроме того, при наличии действующего Постановления о предварительном согласовании предоставления Курганскому С.С. в аренду испрашиваемого земельного участка, надлежащими законными действиями администрации города Сочи и его органа – департамента имущественных отношений, являются действия по предоставлению отказа лицам обратившимся за пределами установленного ч. 5 ст. 39.18 срока по основанию пункта 22 абзаца 1 ст. 39.16 Земельного кодекса в предоставлении испрашиваемого земельного участка, а не действия по подготовке торгов и действия по предоставлению отказа административному истцу. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, надлежащим результатом предоставлению административному истцу муниципальной услуги является выдача ему подписанного директором департамента имущественных отношений администрации города Сочи договора аренды земельного участка с кадастровым номером № .

Смотрите так же:  Заявление об отпуске ребенка из школы одного

На основании изложенного, административный истец просил: признать решение департамента имущественных отношений администрации города Сочи об отказе в предоставлении муниципальной услуги по заявлению Курганского С.С. незаконным; обязать департамент имущественных отношений администрации города Сочи исполнить Постановление главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью) по и предоставить Курганскому С.С. в течение девяти календарных дней с даты вынесения решения суда подписанный директором Департамента имущественных отношений администрации города Сочи договор аренды земельного участка с кадастровым номером № , площадью 590 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, ; обратить решение по административному делу к немедленному исполнению.

В судебном заседании административный истец Курганский С.С. и его представитель по доверенности Костюк Е.В. поддержали доводы, изложенные в административном исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивали. Дополнительно суду пояснили, что копия поступившего заявления другого лица Сафоновой В.В. о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды данного земельного участка, была сфальсифицирована. Также была сфальсифицирована копия письма заместителя директора департамента имущественных отношений директору департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи о том, что поступившее в адрес департамента имущественных отношений заявление по вопросу участия в аукционе на право предоставления в аренду земельного участка направляется в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи для рассмотрения вопроса по подведомственности. Копия заявления Ходорова И.Т. о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды данного земельного участка не соответствует требованиям допустимости, достоверности и относимости доказательств.

Представитель административного ответчика администрации города Сочи, и административного ответчика департамента имущественных отношений администрации города Сочи Богодухова В.В., действующая на основании соответствующих доверенностей, заявленные требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу было издано преждевременно, и оно находится на стадии отмены, торги не проведены, так как поступили другие заявки об участии в аукционе на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка.

Административный ответчик заместитель директора департамента имущественных отношений администрации города Сочи Руденко С.С. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил.

В соответствии с п. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного ответчика заместителя директора департамента имущественных отношений администрации города Сочи Руденко С.С..

Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п. 1 ст. 39 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Смотрите так же:  Как продлевать патент иностранному гражданину

Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, в редакции, действующей с 01.03.2015 года, предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Нормы Земельного кодекса РФ в редакции, действующей с 1 марта 2015 года, предусматривают, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1 пп. 1 ст. 39.1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2); если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20); для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, совместно обращаются в уполномоченный орган (п. 5 ст. 39.20); любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (п. 6 ст. 39.20).

Подпунктом 15 пункта 2 названной статьи 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.

Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства.

Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее — извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).

Пункт 2 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ устанавливает требования к извещению. Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4). Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7).

Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для ведения индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.

Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса РФ. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

Как следует из представленных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Курганский С.С. обратился в администрацию города Сочи с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью) по без проведения торгов, на основании ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В целях формирования земельного участка и последующей постановки его на государственный кадастровый учет выполнена в установленном порядке схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью) по города Сочи, площадь которого составила 590 кв.м.

Постановлением администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ Курганскому С.С. предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 590 кв.м., образованного из земель неразграниченной государственной собственности, в границах кадастрового квартала № по в аренду, без проведения торгов, для целей использования – индивидуальное жилищное строительство, с условием его образования в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с п. 8 указанного постановления, Департаменту имущественных отношений было дано указание заключить с Курганским С.С. договор аренды данного земельного участка.

Согласно Постановлению, в части его касающейся (пункты 4 и 5), за личные средства, Курганским С.С. были выполнены кадастровые работы по указанному земельному участку и осуществлен его государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера № .

Соответствующий пакет документов с заявлением о предоставлении земельного участка (заявлением по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности») Курганским С.С. был представлен ДД.ММ.ГГГГ в Департамент имущественных отношений администрации города Сочи через МАУ МФЦ города Сочи.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований Постановления администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании Курганскому С.С. предоставления земельного участка, Департаментом имущественных отношений администрации города Сочи ему было отказано в заключении договора аренды указанного земельного участка.

Согласно письменному ответу Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности».

В обоснование отказа указано, что извещение о возможности предоставления земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № площадью 590 кв.м. по , опубликовано в газете «Новости Сочи» от ДД.ММ.ГГГГ № (2619).

В связи с поступившими заявлениями других лиц о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды данного земельного участка, в настоящее время испрашиваемый земельный участок готовят на торги в форме аукциона, в которых Курганский С.С. вправе принять участие.

Информация о проведении аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка с указанием его местоположения, площади, разрешенного использования будет опубликована в периодическом печатном издании (на территории города Сочи — газета «Новости Сочи»), а также будет размещено сообщение на официальном сайте в сети «Интернет» (официальный сайт администрации города Сочи — «www.sochiadm.ru»), (официальный сайт Российской Федерации — «www.torgi.gov.ru»).

Учитывая изложенное, в соответствии с п. 88 приложения к постановлению администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности» департамент имущественных отношений администрации города Сочи отказывает в предоставлении указанной муниципальной услуги по заявлению Курганского С.С. (дело № от ДД.ММ.ГГГГ ).

Статьей 30.1 Земельного кодекса РФ были предусмотрены особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, в силу пункта 2 данной статьи земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, — в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков осуществляется на аукционах.

В силу части 3 статьи 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка.

Сведений о том, что истец имеет какие-либо постройки на испрашиваемом земельном участке, которые являются его собственностью, в деле не имеется, истцом не представлено. Также не представлено документов о том, что данный участок ему в установленном порядке ранее был предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу изложенного, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю в аренду без соблюдения вышеприведенной предусмотренной законом процедуры.

Кроме того, как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в адрес департамента имущественных отношений администрации города Сочи от гражданки Сафоновой В.В. поступило заявление по вопросу участия в аукционе на право предоставления в аренду земельного участка в кадастровом квартале № по , в соответствии с публикацией от ДД.ММ.ГГГГ .

Данное заявление направлено в адрес департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи для рассмотрения вопроса по принадлежности, о чем имеется соответствующее письмо департамента имущественных отношений администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ в адрес департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи поступило также заявление от гражданина Ходорова И.Т. о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанного земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Доводы административного истца о том, что копии поступивших заявлений других лиц о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды данного земельного участка, а также письмо департамента имущественных отношений администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ являются сфальсифицированными, суд считает необоснованными и не принимает во внимание, поскольку административным истцом в подтверждение данных доводов не представлено суду надлежащих доказательств.

Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд учитывает также то обстоятельство, что по утверждению представителя администрации г.Сочи Постановление администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании Курганскому С.С. предоставления земельного участка площадью 590 кв.м., в границах кадастрового квартала № по в аренду, находится в стадии отмены.

Так, ДД.ММ.ГГГГ департаментом имущественных отношений администрации города Сочи Главе города Сочи направлена просьба дать поручение департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи подготовить нормативно-правовой акт об отмене постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью) по ».

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для возложения обязанности на ответчика исполнения вышеуказанного постановления администрации г. Сочи.

С учетом установленных фактических обстоятельств, суд пришел к выводу, что действия органа местного самоуправления не нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку он не лишен права на участие в аукционе на предоставление муниципальной услуги.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд —

Административное исковое заявление Курганского С.С. к администрации города Сочи, департаменту имущественных отношений администрации города Сочи, заместителю директора департамента имущественных отношений администрации города Сочи Руденко С.С. о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги «предоставление земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства» — оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.С. Шевелев

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано судьей 24.01.2017 года.

Решение в законную силу не вступило

При необходимости можно задать вопрос об Центральный районный суд г. Сочи Решение Гражданское дело 2а-215/2017 (2а-7206/2016;)

Author: admin