Гражданский кодекс сроки заключения контракта

Глава 28. Заключение договора (ст.ст. 432 — 449.1)

Глава 28. Заключение договора

См. схему «Заключение договора»

О некоторых вопросах применения общих положений о заключении договора см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 49

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 528. Порядок заключения государственного или муниципального контракта

1. Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

2. Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.

3. Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.

4. В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.

5. Если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт.

Комментарий к Ст. 528 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит основные правила заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд. При толковании этих правил важно не только уяснить смысл их содержания, но также выяснить сферу их применения, т.е. установить, к каким случаям заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд данные правила применяются.

Для выявления сферы применения комментируемых правил необходимо определить их юридическую взаимосвязь с другими правилами заключения гражданско-правового договора, договора поставки и государственного (муниципального) контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд.

Правила комментируемой статьи являются специальными по отношению к правилам заключения гражданско-правового договора (ст. ст. 432 — 449 ГК) и правилам заключения договора поставки (ст. 507 ГК).

В то же время правила настоящей статьи сами являются общими по отношению к правилам заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, содержащимся в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах.

При применении общих и специальных правил, регламентирующих заключение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, следует руководствоваться принципом приоритета применения специальных правил по отношению к общим правилам. Исходя из указанного принципа правила ст. 528 ГК РФ, с одной стороны, имеют приоритет применения по отношению к общим правилам заключения гражданско-правового договора и правилам заключения договора поставки, а с другой — сами применяются постольку, поскольку иное не установлено специальными правилами, предусмотренными Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами. Принцип приоритета применения специального правила по отношению к заключению государственного (муниципального) контракта нашел отражение в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, которая гласит: «…государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона».

Для того чтобы определить, на какие случаи заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд и в какой мере распространяются правила комментируемой статьи, эти правила необходимо предметно и содержательно соотнести со специальными правилами заключения государственного (муниципального) контракта и прежде всего с правилами, предусмотренными Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.

Названный Закон включает значительное количество правил заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд, которые установлены в отношении всех или нескольких способов размещения государственного (муниципального) заказа (ст. ст. 9, 60 и др.) либо в отношении отдельных способов размещения заказа. В последнем случае указанным Федеральным законом предусматриваются специальные правила заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд при размещении заказа:

— путем проведения конкурса (ст. ст. 20 — 31);

— путем проведения аукциона (ст. ст. 32 — 41);

— путем проведения открытого аукциона в электронной форме (ст. ст. 41.1 — 41.12);

— путем запроса котировок (ст. ст. 42 — 54).

Вместе с тем Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ не предусматривает специальных правил заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд при размещении заказа у единственного поставщика (содержащиеся в ст. ст. 55 — 55.2 Закона положения, устанавливающие случаи размещения заказа у единственного поставщика, вряд ли относятся к правилам заключения контракта и в любом случае предметно не пересекаются с правилами комментируемой статьи).

При соотнесении специальных правил заключения государственного (муниципального) контракта с правилами комментируемой статьи следует учитывать, что последние различаются по степени общности. При этом правила, содержащиеся в п. п. 1 — 3 и 5 этой статьи, имеют общий характер (т.е. установлены безотносительно к какому-либо способу размещения заказа), а правило, содержащееся в п. 4, устанавливает особенности заключения государственного (муниципального) контракта по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ специальные правила заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд при размещении заказа путем проведения конкурса (ст. ст. 20 — 31), путем проведения аукциона (ст. ст. 32 — 41), путем проведения открытого аукциона в электронной форме (ст. ст. 41.1 — 41.12), путем запроса котировок (ст. ст. 42 — 54) содержат положения, которые предметно совпадают с правилами, предусмотренными п. п. 1 — 3 комментируемой статьи (т.е. регулируют те же вопросы заключения контракта), но содержательно от них отличаются (т.е. регулируют соответствующие вопросы заключения контракта иным образом).

Предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ специальные правила заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд при размещения заказа путем проведения конкурса (ст. ст. 20 — 31), путем проведения аукциона (ст. ст. 32 — 41), путем проведения открытого аукциона в электронной форме (ст. 41.1 — 41.12) содержат положения, которые предметно совпадают с правилом, предусмотренным п. 4 комментируемой статьи (т.е. регулируют тот же вопрос заключения контракта), и содержательно от него не отличаются (т.е. не регулируют соответствующие вопросы заключения контракта иным образом).

Предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ специальные правила заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд при размещения заказа путем проведения конкурса (ст. ст. 20 — 31), путем проведения аукциона (ст. ст. 32 — 41), путем проведения открытого аукциона в электронной форме (ст. ст. 41.1 — 41.12), путем запроса котировок (ст. ст. 42 — 54) содержат положения, которые предметно совпадают с правилами, предусмотренными п. 5 комментируемой статьи (т.е. регулируют те же вопросы заключения контракта), и содержательно от них не отличаются (т.е. не регулируют соответствующие вопросы заключения контракта иным образом).

Из изложенного следуют практически важные выводы о том, что:

— правила заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, предусмотренные п. п. 1 — 3 комментируемой статьи, не применяются в отношении заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд при размещения заказа путем проведения конкурса, аукциона, открытого аукциона в электронной форме, путем запроса котировок, поскольку предусмотренными Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ специальными правилами заключения государственного (муниципального) контракта при размещении заказа указанными способами установлен иной порядок заключения контракта;

— правила заключения государственного (муниципального) контракта, предусмотренные п. п. 1 — 3 и 5 комментируемой статьи, применяются в отношении заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд при размещения заказа у единственного поставщика постольку, поскольку Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, иными федеральными законами не установлен иной порядок заключения контракта при размещении заказа указанным способом;

— правило о сроке заключения контракта, предусмотренное п. 4 ст. 528 ГК РФ, применяется в отношении заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров государственных (муниципальных) нужд при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, открытого аукциона в электронной форме постольку, поскольку Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, иными федеральными законами не установлен иной срок заключения контракта при размещении заказа указанным способом;

— правило о понуждении к заключению контракта, предусмотренное п. 5 комментируемой статьи, применяется к заключению государственного (муниципального) контракта при размещении заказа любым способом, поскольку Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, иными законами не установлено исключений из данного правила.

Приведенные выше общие пояснения к комментируемой статье далее конкретизируются при толковании ее отдельных положений.

2. Согласно п. 1 комментируемой статьи проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Смотрите так же:  Договор о выплате стипендий

Исходя из юридической взаимосвязи приведенного правила со специальными правилами заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд (подробнее см. п. 1 комментария к данной статье) могут быть сделаны следующие выводы о сфере применения данного правила.

Содержащееся в п. 1 комментируемой статьи правило не применяется в отношении заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, открытого аукциона в электронной форме, путем запроса котировок, поскольку предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ специальные правила заключения государственного (муниципального) контракта при размещении заказа указанными способами по-иному регламентируют вопросы, урегулированные п. 1 комментируемой статьи.

Так, в отношении контракта, заключаемого по результатам проведения конкурса, указанным Федеральным законом установлено, в частности, что заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе передают победителю конкурса один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации (ч. 10 ст. 28 Закона). По смыслу приведенных положений заказчик и поставщик своим соглашением не могут отступить от установленного законом порядка составления проекта государственного (муниципального) контракта и передачи его победителю конкурса.

Вместе с тем предусмотренное п. 1 комментируемой статьи правило применяется в отношении заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд при размещении заказа у единственного поставщика постольку, поскольку Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, иными федеральными законами не установлен иной порядок заключения контракта при размещении заказа указанным способом.

При уяснении содержания п. 1 комментируемой статьи необходимо иметь в виду, что в нем подразумевается то, что заказчик направляет поставщику подписанный проект контракта, т.е. порядок оферты.

В соглашении, о котором говорится в п. 1 комментируемой статьи, заказчик и поставщик (исполнитель) могут предусмотреть, что проект государственного или муниципального контракта разрабатывается поставщиком (исполнителем) и направляется государственному (муниципальному) заказчику. Указанное соглашение может быть заключено как письменно, так и устно. Наличие соглашения может явствовать из поведения сторон, например в случае, когда поставщик по своей инициативе подготовил проект контракта, подписал и направил его заказчику, а заказчик подписал контракт.

3. Согласно п. 2 комментируемой статьи сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.

Исходя из юридической взаимосвязи приведенного правила со специальными правилами заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд (подробнее см. п. 1 комментария к данной статье) могут быть сделаны следующие выводы о сфере применения указанного правила.

Содержащееся в п. 2 комментируемой статьи правило не применяется в отношении заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, открытого аукциона в электронной форме, путем запроса котировок, поскольку предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ специальные правила заключения государственного (муниципального) контракта при размещении заказа указанными способами по-иному регламентируют вопросы, урегулированные п. 2 комментируемой статьи.

Например, в отношении контрактов, заключаемых по результатам проведения конкурса, Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ установлены, в частности, следующие правила. Срок подписания и возвращения контракта предусматривается конкурсной документацией. В случае если победитель конкурса или участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, в срок, предусмотренный конкурсной документацией, не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в соответствии с ч. 10 ст. 28 вышеуказанного Федерального закона, а также обеспечение исполнения контракта, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, победитель конкурса или участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта. При этом государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса — со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ч. ч. 1, 1.1 ст. 29 Закона).

Следует обратить внимание на то, что специальными правилами заключения государственного (муниципального) контракта при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, открытого аукциона в электронной форме, путем запроса котировок не предусмотрена возможность составления протокола разногласий или отказа от заключения государственного (муниципального) контракта, между тем как п. 2 комментируемой статьи такая возможность предусмотрена. Из этого следует, что в случае заключения контракта при размещении заказа указанными выше способами поставщик не имеет права на составление протокола разногласий или отказ от заключения контракта. Возвращение поставщиком подписанного контракта с протоколом разногласий может быть расценено как отказ от заключения контракта. Сказанное подтверждается судебной практикой (впрочем, не всегда последовательной). Примером такого рода практики может служить следующее дело.

———————————
См., например: Постановления ФАС Центрального округа от 29 сентября 2008 г. N Ф10-4155/08 по делу N А09-636/08-11; Северо-Кавказского округа от 16 января 2009 г. N Ф08-8265/2008 по делу N А53-7484/2008-С4-4; Московского округа от 6 августа 2009 г. N КА-А41/7129-09 по делу N А41-14808/08; Уральского округа от 14 октября 2009 г. N Ф09-7961/09-С5 по делу N А60-4338/2009-С7; решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июля 2008 г. по делу N А60-12221/2008-С9.

Федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Екатеринбургский колледж транспортного строительства» (далее — Заказчик) была размещена информация о проведении запроса котировок цен на поставку материалов и приборов системы видеонаблюдения. Общество с ограниченной ответственностью «СМУ N 8″ (далее — Поставщик), согласившись с объявленными условиями запроса котировок, направило котировочную заявку на поставку запрошенного в заявке оборудования. Согласно протоколу котировочной комиссии победителем в проведении запроса котировок был признан Поставщик и ему был передан для подписания проект государственного контракта, составленный путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке. Поставщик подписал государственный контракт с протоколом разногласий. Заказчик отклонил протокол разногласий в связи с тем, что составление последнего не предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ. Кроме того, составление протокола разногласий Заказчик расценил как отказ от заключения контракта. Не согласившись с отказом Заказчика от подписания государственного контракта на условиях протокола разногласий, Поставщик обратился в арбитражный суд с иском о понуждении Заказчика к заключению государственного контракта.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 июля 2008 г. по делу N А60-9508/2008 в удовлетворении иска отказано, поскольку оформление Поставщиком протокола разногласий к государственному контракту противоречит положениям ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ. Поставщик с указанным решением не согласился, в связи с чем подал апелляционную жалобу.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд Постановлением от 1 октября 2008 г. N 17АП-6934/2008-ГК решение Арбитражного суда Свердловской области оставил без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения. При этом апелляционный суд подтвердил правомерность вывода суда первой инстанции о том, что законом не предусмотрена процедура подписания государственного контракта с протоколом разногласий, а также указал следующее. Согласно ст. 47 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок. Таким образом, после размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок в контракт может быть включено только условие о его цене. Возможность заключения контракта на условиях, отличных от условий, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ не предусмотрена.

Содержащееся в п. 2 комментируемой статьи правило применяется в отношении заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд при размещении заказа у единственного поставщика постольку, поскольку Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, иными федеральными законами не установлен иной порядок заключения контракта при размещении заказа указанным способом.

При уяснении содержания п. 2 комментируемой статьи необходимо иметь в виду, что отказаться от заключения контракта не могут те поставщики, для которых заключение контракта является обязательным. К последним относятся, например, поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, которые в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от производства этой продукции (подробнее о поставщиках, для которых заключение контракта обязательно, см. п. 5 комментария к ст. 527 ГК).

4. Согласно п. 3 комментируемой статьи сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть указанные разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в срок не позднее 30 дней на рассмотрение суда.

Приведенные правила развивают положения п. 2 комментируемой статьи в части регламентации порядка заключения государственного (муниципального) контракта в ситуации, когда проект контракта подписан с протоколом разногласий. Поэтому изложенные в п. 3 комментария к данной статье разъяснения относительно сферы применения положений п. 2 комментируемой статьи приложимы и к п. 3 статьи. Таким образом, правила п. 3 комментируемой статьи:

— не применяются в отношении заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, открытого аукциона в электронной форме, путем запроса котировок, поскольку предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ специальные правила заключения государственного (муниципального) контракта при размещении заказа указанными способами по-иному регламентируют вопросы, урегулированные указанным пунктом;

Смотрите так же:  Защита прав потребителей в минске телефон

— применяются в отношении заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд при размещении заказа у единственного поставщика постольку, поскольку Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, иными федеральными законами не установлен иной порядок заключения контракта при размещении заказа указанным способом.

При применении п. 3 комментируемой статьи (в тех случаях, когда он применяется) следует учитывать изложенные в п. п. 4, 5 комментария к ст. 527 ГК РФ разъяснения относительно обязательности заключения государственного (муниципального) контракта.

5. Согласно п. 4 комментируемой статьи в случае когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов.

Приведенное правило применяется в отношении заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд при размещении заказа путем проведения торгов, в том числе путем проведения конкурса, аукциона и открытого аукциона в электронной форме.

Порядок заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд при размещении заказа указанными способами детально регламентирован Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (подробнее см. п. 1 комментария к данной статье).

Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает один, но важный элемент порядка заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд при размещении заказа путем проведения торгов, а именно срок заключения контракта, который не должен превышать 20 дней со дня проведения торгов. День проведения торгов определяется днем подписания протокола о результатах торгов (что следует из п. 5 ст. 448 ГК). Момент заключения контракта определяется моментом подписания контракта обеими его сторонами. Срок заключения контракта начинает течь со дня, следующего после дня подписания протокола о результатах торгов, и заканчивается в момент истечения 20-го дня.

Специальные правила заключения государственного (муниципального) контракта при размещении заказа путем проведения торгов отдельных видов, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, предельных сроков заключения контракта не устанавливают (такой срок определен п. 4 комментируемой статьи), но влияют на реальные сроки заключения контракта.

Так, согласно правилам заключения государственного (муниципального) контракта при размещении заказа путем проведения конкурса протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в течение дня, следующего после дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю конкурса один экземпляр протокола и проект контракта (ч. 10 ст. 28 Закона). В случае если победитель конкурса или участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, в срок, предусмотренный конкурсной документацией, не представил заказчику подписанный контракт, а также обеспечение исполнения контракта, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, победитель конкурса или участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта (ч. 1 ст. 29 Закона). Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса — со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ч. 1.1 ст. 29 Закона).

Кроме того, Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ предусмотрена возможность отступления в некоторых случаях от установленного срока заключения контракта. Так, заказчик не вправе заключить государственный или муниципальный контракт до рассмотрения органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов, жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу (ч. 5 ст. 60 Закона).

Юридическое значение установленного п. 4 комментируемой статьи 20-дневного срока заключения контракта состоит главным образом в том, что с его истечением закон связывает наступление различных последствий. Так, необоснованное неподписание заказчиком проекта контракта в установленный срок означает его уклонение от заключения контракта и дает возможность поставщику реализовать установленное законом право обратиться в суд с требованием о понуждении заказчика к заключению контракта.

Заключение государственного (муниципального) контракта при размещении заказа путем проведения торгов после истечения 20-дневного срока заключения контракта является правонарушением, которое, однако, не влечет за собой недействительность контракта.

6. Согласно п. 5 комментируемой статьи, если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт.

Приведенное правило применяется к заключению государственного (муниципального) контракта при размещении заказа любым способом, так как предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, иными законами специальные правила заключения государственного (муниципального) контракта при размещении заказа отдельными способами не содержат исключений из общего правила п. 5 комментируемой статьи. При этом Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ в отношении заключения контракта при размещении заказа путем проведения торгов или запроса котировок конкретизирует отдельные вопросы понуждения к заключению контракта.

Как следует из п. 5 комментируемой статьи, к заключению контракта может быть понуждена сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным. Заключение государственного (муниципального) контракта является, в частности, обязательным:

— для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 527 ГК);

— для поставщика, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которого государственный оборонный заказ превышает 70% — в случае поставки материальных ценностей в государственный резерв (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ);

— для поставщика, ставшего победителем торгов или победителем при проведении запроса котировок, проводимых при размещении заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 29, ч. 2 ст. 38, ч. 13 ст. 41, ч. 13 ст. 41.12, ч. 7 ст. 47 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ).

Подробнее об обязательности заключения государственного (муниципального) контракта см. п. п. 4, 5 комментария к ст. 527 ГК РФ.

Статья 445 ГК РФ. Заключение договора в обязательном порядке

Новая редакция Ст. 445 ГК РФ

1. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

2. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

3. Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.

4. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Комментарий к Ст. 445 ГК РФ

Заключение договора в обязательном порядке предусматривается не только ГК (например, предварительный договор), но и рядом иных законов: «О государственном материальном резерве», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях» и т.д.

Статья 445 ГК относится к числу тех, которые, не определяя сферы своего действия, ограничились ссылкой к соответствующим, изданным на этот счет нормам. Придавая особое значение самому принципу договорной свободы, составляющему основу современного договорного права в стране, указанная статья предусмотрела: обязательное заключение договора возможно лишь при условии, если соответствующая норма принята на основе Кодекса или иного закона.

Пропуск тридцатидневного срока, установленного статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации для передачи протокола разногласий на рассмотрение арбитражного суда, не является основанием для отказа в принятии искового заявления.

В случае получения извещения об акцепте оферты на иных условиях оферент вправе либо известить акцептанта о принятии договора в его редакции, либо передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения или истечения срока для акцепта.

Названный срок не должен рассматриваться как срок, ограничивающий возможность заинтересованной стороны на передачу разногласий по договору в арбитражный суд.

Поэтому в тех случаях, когда заинтересованная сторона передала разногласия на рассмотрение суда по его истечении, а другая сторона не возразила против этого, суд рассматривает такое исковое заявление по существу (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14).

Смотрите так же:  Типовой договор аутсорсинга

Другой комментарий к Ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Положения комментируемой статьи применяются только в тех случаях, когда для одной или для всех сторон договора заключение договора является обязательным в соответствии с ГК или иным законом, т.е. в тех случаях, когда принцип свободы заключения договоров ограничивается. В частности, этот принцип ограничивается для публичных договоров (ст. 426 ГК РФ), для основных договоров, заключаемых на основе предварительных договоров (ст. 429 ГК РФ), для торгов о праве на заключение договора (абз. 2 п. 5 ст. 448 ГК РФ), для некоторых договоров, связанных с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути или с подачей и уборкой вагонов, для договоров купли-продажи, заключаемых при приватизации. В дальнейшем сторона, которая обязана заключить договор на основании ГК или иного закона, именуется обязанной стороной.

Пункт 1 комментируемой статьи относится к тем ситуациям, когда оферта получена обязанной стороной. Эта оферта, как поясняет ГК, может быть представлена в форме проекта договора.

Абзац 1 п. 1 устанавливает, что обязанная сторона, получив такую оферту, должна направить оференту ответ-извещение. По своему характеру это извещение может либо, во-первых, представлять собой акцепт оферты, либо, во-вторых, извещать об отказе от акцепта, либо, в-третьих, содержать акцепт оферты, но на иных условиях. ГК поясняет, что в этом последнем случае акцепт на иных условиях может быть выражен в форме протокола разногласий к договору.

Таким образом, данная норма не предусматривает того, что обязанная сторона никак не ответит на полученную оферту. Молчание является нарушением абз. 1 п. 1; его последствия указаны в п. 4 комментируемой статьи.

Указания на особые формы оферты и ответа на нее, а именно на «проект договора» и «протокол разногласий к проекту договора», носят примерный, рекомендательный, а не обязательный характер; в таких же формах могут быть выражены оферта и акцепт на иных условиях и в других случаях (ст. ст. 432 — 443 ГК РФ).

В абз. 1 п. 1 указан срок, в течение которого ответ (извещение) должен быть направлен оференту: 30 дней со дня получения оферты. Следует обратить внимание на правила исчисления этого срока: он начинает течь со дня получения оферты (а не с даты ее направления), а истекает в день направления ответа (а не в момент получения ответа оферентом). Впрочем, эти правила могут быть изменены (см. п. 3 комментируемой статьи).

Абзац 2 п. 1 относится только к случаю, когда оферент получил от обязанной стороны извещение о том, что она готова заключить договор, но на иных условиях, чем те, что были указаны в оферте. Это извещение, как отмечается в законе, может быть выражено в форме протокола разногласий, обычно это лист бумаги, разделенный вертикальной чертой по середине, где слева помещены определенные условия из оферты, а справа — иные условия, предлагаемые в извещении.

В рассматриваемом случае оферент, получив такое извещение, может либо вообще не ответить на него (если только он, в свою очередь, не является обязанной стороной), либо акцептовать поступившее извещение (в этом случае применяются нормы ст. 443 ГК РФ), либо передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Абзац 2 п. 1 содержит норму, предусматривающую возможность выбора оферентом этого третьего варианта — принуждения партнера к заключению договора на его условиях. Исковые требования в таком случае состоят в том, чтобы понудить ответчика заключить договор на условиях оферента или на компромиссных условиях, которые могут быть определены судом.

При этом речь идет не о том, чтобы принудить обязанную сторону заключить договор, поскольку принципиальное, «рамочное» соглашение между сторонами по данному вопросу уже достигнуто, а об условиях такого договора.

Исковое заявление в суд должно поступить в течение тридцати дней «со дня получения. извещения либо истечения срока для акцепта».

Срок акцепта определить не совсем просто, поскольку он составляет 30 дней со дня получения оферты плюс время на нормальный «пробег» извещения.

Что касается исчисления срока «со дня получения такого извещения», то следует учитывать, что он не может продлевать «срока акцепта», а может лишь укорачивать его.

Пропуск указанного 30-дневного срока для передачи протокола разногласий на рассмотрение арбитражного суда не является основанием для отказа в принятии искового заявления; указанный срок не должен рассматриваться как ограничивающий возможность заинтересованной стороны на передачу разногласий по договору в арбитражный суд. Поэтому в тех случаях, когда заинтересованная сторона передала разногласия на рассмотрение суда по его истечении, а другая сторона не возразила против этого, суд рассматривает такое исковое заявление по существу (п. 1 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» // Вестник ВАС РФ. 1997. N 7). Следует полагать, что в данном случае к указанному сроку применимы по аналогии (п. 1 ст. 6 ГК РФ) нормы, содержащиеся в ст. 199 ГК.

2. В п. 2 рассматривается случай, когда инициатива в заключении договора исходит от обязанной стороны; именно эта сторона направила оферту другой стороне, которая не обязана заключать договор. Такая оферта подчиняется общим нормам об оферте. Лицо, получившее ее, не обязано давать на нее ответ или принимать ее.

Однако если сторона, получившая такую оферту, направит оференту акцепт на иных условиях (в п. 2 он именуется «протокол разногласий»), причем сделает это в течение 30 дней, то оферент (напомним, что он является обязанной стороной) должен в течение 30 дней со дня получения этого протокола разногласий известить другую сторону либо о принятии договора в ее редакции, либо об отклонении протокола разногласий (т.е. об отклонении акцепта на иных условиях). Закон запрещает в этих случаях оференту (являющемуся обязанной стороной) не реагировать на поступивший протокол разногласий. Если же оферент молчит, то наступают последствия, указанные в абз. 2 п. 2 и в п. 4 комментируемой статьи.

В абз. 1 п. 2 упоминаются два различных 30-дневных срока. Первый — срок, в течение которого оференту направлен протокол разногласий. Полагаем, что этот 30-дневный срок должен исчисляться точно так же, как и тот срок, который указан в абз. 1 п. 1, а именно с момента получения (а не отправки) оферты до момента отправки оференту (а не получения оферентом) протокола разногласий.

Второй срок установлен для извещения об отношении к протоколу разногласий. Правила его исчисления указаны в ГК: он начинает течь со дня получения оферентом протокола разногласий, а заканчивается датой получения другой стороной извещения о принятии или отклонении протокола разногласий.

В абз. 2 п. 2 устанавливается, что если оферент в течение 30-дневного срока с момента получения им акцепта на иных условиях (протокола разногласий) сообщит об отклонении протокола разногласий либо в течение этого срока не получит извещения о результатах рассмотрения оферентом протокола разногласий, то сторона, направившая протокол разногласий, может передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. В этом случае ответчиком будет лицо, для которого заключение договора обязательно в силу закона, а суд вправе и обязан рассмотреть этот спор.

К сожалению, в абз. 2 п. 2 не указан срок, в течение которого такой иск может быть заявлен в суд. Полагаем, что в этом случае должен применяться с соответствующими изменениями срок, который указан в абз. 2 п. 1, — 30 дней со дня получения извещения об отклонении протокола разногласий или, если в течение 30 дней со дня получения оферентом протокола разногласий оферент никак на него не прореагирует, 60 дней со дня получения оферентом протокола разногласий.

О последствии пропуска этого срока см. п. 1 данного комментария.

3. В п. 3 предусмотрено, что законом, иным правовым актом или соглашением сторон могут быть установлены иные сроки (т.е. более продолжительные или более короткие), чем те, которые указаны в п. п. 1 и 2 комментируемой статьи. Таким же образом могут быть изменены положения о начале и окончании течения срока, о порядке его исчисления и т.п.

В абз. 1 п. 2 говорится о 30-дневном сроке, в течение которого оференту (являющемуся обязанной стороной) может быть направлен протокол разногласий. Указанный срок в 30 дней, таким образом, выступает в данном случае как минимальный срок ответа на оферту; во всех остальных отношениях — это срок для акцепта (ст. 440 ГК РФ), который устанавливается односторонне. Представляется, что оферент может в одностороннем порядке увеличить продолжительность этого срока.

Все остальные сроки, указанные в п. п. 1 и 2, не могут быть односторонне изменены; это может быть сделано только по соглашению сторон.

4. В абз. 2 п. 1 и в абз. 2 п. 2 указано на возможность передачи на рассмотрение суда «разногласий, возникших при заключении договора». При этом стороны уже ранее выразили намерение заключить договор, а разногласия возникают лишь относительно отдельных его условий.

В отличие от этого в п. 4 рассматривается случай, когда обязанная сторона вообще не выразила волю на заключение договора, когда она уклоняется от его заключения. Само это «уклонение» может быть выражено либо в отсутствии ответа, либо в отрицательном ответе. В таком случае другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обязанной стороны заключить договор. Естественно, при этом обычно возникает вопрос и об условиях данного договора.

Если суд установит, что обязанная сторона необоснованно уклоняется от заключения договора (т.е. имеет возможность заключить его), то он обязывает ответчика заключить договор и указывает условия, на которых он должен быть заключен сторонами.

Кроме того, если истец будет об этом ходатайствовать, суд взыскивает убытки с ответчика, необоснованно уклонявшегося от заключения договора.

Вместе с тем истец может потребовать только возмещения своих убытков, не выдвигая требования об обязании ответчика заключить договор.

Хотя в п. 4 комментируемой статьи ничего не говорится о сроке, в течение которого может быть заявлено требование о понуждении заключить договор и о возмещении убытков, следует полагать, что и в этом случае применяются сроки, указанные в п. п. 1 и 2 комментируемой статьи.

Author: Profi