Горелов а.а культурология учеб пособие

Горелов А.А.. Книги онлайн

Анатолий Алексеевич Горелов (23 сентября 1946, Зарайск, Московская область) — специалист по философским проблемам экологии и социальной философии, доктор философских наук.

Окончил геологический факультет МГУ (1971) и аспирант ИФ АН СССР (1974). С 1973 работает в этом институте (ныне ИФ РАН), в настоящее время — ведущий научный сотрудник. Кандидатская диссертация — «Философские вопросы моделирования биосферы» (1974); Докторская диссертация — «Человек и природа: пути гармонизации» (1988).

Горелов разрабатывает проблемы гармонизации взаимоотношений человека и природы, а также проблемы «русской идеи» и будущего России. В трудах Горелова в качестве универсальной тенденции развития рассматривается тенденция рационализации.

В развитии «русской идеи» Горелов выделяет два этапа — православие, русский коммунизм и ныне наступающий третий этап. Его течение и судьба России в XXI в. в целом зависит от соответствия направленности ее развития общемировым тенденциям: информатизации, глобализации, экологизации и др.

Горелов анализирует значение жертвы в становлении новых отраслей культуры (от искусства через мифологию, философию, религию, науку, идеологию к экологии) и занятии ими лидирующих позиций, а также механизм подмены, который приводит к упадку некогда передовых отраслей и вызывает необходимость новых жертв. В плане социальной и политической философии. Горелов развивает теорию справедливого общества. В последние годы им написаны учебные пособия для вузов по культурологии, социологии и политологии.

Сборник посвящен истории советской фольклористики 1920-1930-х гг., публикации неизданных былин, баллад, духовных стихов, песенного фольклора, а также библиографических обзоров.

История русской культуры — обязательный предмет для изучения в педагогических вузах Российской Федерации.

Предлагаемый учебник написан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывает все необходимые программные темы. Книга направлена на создание у студентов целостного представления о русской культуре, ее сущности, месте, роли в обществе, закономерностях развития. Особое внимание уделено значению искусства, философии и религии. Для удобства изучения предмета каждая глава сопровождается списком необходимой литературы.

Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

В учебнике в доступной форме представлена философия как отрасль культуры, охарактеризованы ее основные проблемы в их становлении, начиная с Античности и до XX в. включительно: природа человека и смысл его существования, человек и Бог, наука и ее роль и др.

Курс разбит на два раздела: первый посвящен историческому развитию философии, а второй — ее специфике, методам, внутреннему строению. Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть интересен всем, увлекающимся философией.

В предлагаемом учебном пособии в сжатой форме изложен полный курс предмета «Политология». Книга направлена на создание у студентов целостного представления о политике, ее сущности, месте и роли в человеческом обществе, закономерностях ее развития, а также на выработку умения ориентироваться в сложных политических проблемах и формировать собственную мировоззренческую позицию.

Компактная подача и доступное изложение материала делают эту книгу незаменимой для студентов вузов, позволяют им сэкономить время и максимально быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам по данному курсу.

Сборник научных статей, посвященных проблемам поэтики, стилистике художественного слова: былин, песен, сказаний, пословиц и поговорок.

В сборник включены обзоры и рецензии, а также биографии выдающихся литературоведов.

Автор в популярной форме рассказывает об одной из наиболее актуальных и тревожных глобальных проблем, стоящих перед человечеством, — об экологической. Речь идет не только о неотложных научно-технических и социально-экономических задачах, решения которых она требует, но и о философском осмыслении самих основ отношения человека к природе.

В книге использован большой исторический и современный фактический материал.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология», соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В пособии даны тематика изучаемых проблем, планы семинаров, рекомендуемая к ним литература, темы докладов, требования к публичному выступлению на семинаре, вопросы для самопроверки, справочные статьи, словарь важнейших терминов и понятий по культурологии. Предназначено для всех студентов УГАТУ, изучающих дисциплину «Культурология».

История мировой культуры. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложена история развития мировой культуры в ее целостности и многообразии отраслей культуры от мистики до идеологии. Последние рассматриваются как ценностно равнозначные (за исключением, пожалуй, идеологии, которая выступает как основная причина нынешнего культурного кризиса, которую культура должна преодолеть, чтобы двигаться вперед). Такого подхода требует научная методология. Наука, писал И. Тэн во Введении к «Философии искусства», «симпатизирует всем формам искусства, даже таким, которые кажутся противоположными; она рассматривает их как проявление человеческого духа; она полагает, что чем многочисленнее и противоречивее они, тем более граней человеческого духа обнаруживается в них». Этот вывод можно распространить на все отрасли культуры.

Согласимся и с таким замечанием: «… мы должны бороться с инстинктивным отвращением при виде того, как разум превращает предметы нашего благоговейного почитания в объекты научных наблюдений и исследований. Разум прежде всего стремится найти место объекта среди других предметов. А когда что‑нибудь имеет для нас такое безграничное значение, что вызывает в душе благоговейное чувство, нам невольно начинает казаться, что мы имеем дело с чем‑то исключительным, единственным в своем роде» (Джемс В. Многоообразие религиозного опыта. СПб., 1992. С. 24). Но, продолжает В. Джемс, «нет такой идеальной организации, которая могла бы надеяться обрести истину во всей ее полноте» (Там же. С. 36).

Ни одна отрасль культуры не может рассматриваться как истина в последней инстанции, а лишь как образец. Религиозные и философские учения, произведения искусства вносят вклад в «копилку» моделей, из которых каждый может выбрать то, что ближе его индивидуальной природе. При этом имеет значение традиция, в которой человек родился; детский и юношеский опыт; полученное образование; выполняемая работа. Но важно сохранить непредвзятость подхода к действительности и к отраслям культуры как части мира, не ставя ни одну из них на верхнюю ступень пьедестала. Если и говорить о высшей ценности, то таковой является культура в ее целостности и ее прогресс.

Новое можно строить только на основе всего доступного опыта и культуры. Здесь опасна ориентация на «расчистку» места, о которой говорил герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров. Изучая культуру, мы встречаемся со многими явлениями, которые противоречат общепринятым представлениям и свидетельствуют о том, что мир культуры – особый мир. Попытки объяснить развитие культуры экономическими причинами или вывести ее из деятельности подсознания были, на наш взгляд, неудачными, поскольку нельзя объяснить качественно своеобразное явление из чего‑либо другого, кроме как из самой внутренней сущности его. Другими словами, нужно искать внутрикультурные механизмы развития культуры.

Глава 1
Структура и основные понятия культурологии

Без жертвы нет жизни. Вся жизнь – это, – хочешь ли ты или не хочешь этого, – жертва телесного духовному.

Структура культурологического знания

Понятие культурологии как науки о культуре возникло в середине XX в. Одна из главных задач культурологии, как любой науки, – выявление закономерностей той области, которую данная наука изучает. В данном случае речь идет о закономерностях развития культуры, отличных как от законов природы, так и от законов материальной жизни человека и порождающих специфику культуры как самоценной сферы бытия.

Смотрите так же:  Алиэкспресс вернуть деньги не возвращая товар

Своеобразие законов культурологии, впрочем, не означает, что они не могут быть подобны законам других сфер бытия. В дальнейшем мы увидим, что закономерности культуры в чем‑то аналогичны законам синергетики и законам развития экосистем.

Культурология выделилась из философии культуры, так же как ранее из философии природы выделились физика, химия, биология, из философии человека – психология, из социальной философии – социология и политология. Соответствующая отрасль научного знания отпочковывается от философии, когда у нее, как у любой науки, появляется эмпирический базис. Таковой начал складываться в культурологии в конце XIX в., когда появилась этнография, изучающая различные культуры, дополненная затем этнологией – наукой о закономерностях становления и развития этносов.

Наука начинается с изучения простых систем, переходя потом к более сложным. Такой путь проходит каждая наука. Поэтому неудивительно, что культурология возникла из этнографии и этнологии, изучающих первобытную и современные примитивные культуры, а затем распространилась на исследование более сложных культурных систем.

Причины становления культурологии можно разделить на внутренние, определяемые логикой развития научного знания и постепенным выделением из философии новых дисциплин, изучающих все более сложные феномены реальности, и внешние. К последним следует отнести понимание ведущей роли и самостоятельности сферы культуры; кризис культуры и его связь с экологическим кризисом и кризисами социально-политическими и угрозой уничтожения человечества в термоядерной войне. Появлению культурологии способствовал и кризис евроцентризма в конце XIX в., накопление в недрах этнографии данных о различных культурах неевропейских народов, сложности их структуры и своеобразии.

Как каждая наука, культурология имеет два уровня: первый, эмпирический, и второй, теоретический. Целью первого являются эмпирические обобщения, первоначальная систематизация знания о культуре как уникальном феномене. Целью второго – создание теорий и формулировка законов. Поскольку культурология – молодая наука, а предмет ее исследования очень сложен, она находится пока преимущественно на эмпирическом уровне, хотя можно говорить о теоретических конструктах, принадлежащих Д. Вико, Н. Я. Данилевскому, О. Шпенглеру, А. Тойнби и другим.

Культурология изучает характерные черты и соотношение различных отраслей и типов культур, их эволюцию, проблему лидера в культуре. Хотя это наука о культуре как таковой, она в большей степени занимается проблемами духовной культуры. Культурология является основой гуманитарного знания, так как сообщает наиболее общие сведения, нужные студентам, обучающимся самым различным дисциплинам.

Как отрасль знания, выделившаяся из философии, культурология имеет прочные связи с философией культуры. Философия культуры выполняет по отношению к культурологии методологические и мировоззренческие задачи, как философия вообще по отношению к любой конкретной науке, анализирует природу и значение культуры. Термин «философия культуры» впервые введен в начале XIX в. немецким романтиком А. Мюллером (1779–1829).

С другой стороны, как гуманитарная наука культурология связана с общественными науками – социологией, антропологией и другими. Соответственно выделяют социологию культуры и культурную антропологию. Социология культуры изучает такие проблемы, как отношение к культуре различных слоев общества. То, что такие особенности есть, не подлежит сомнению, хотя утверждение, что в каждой культуре существует столько разновидностей культур, сколько классов в обществе, будет преувеличением. Но специфическое отношение каждого социального слоя к культуре заставляет выделять и изучать так называемые субкультуры, например молодежную, и т. д. Под социологией культуры понимается также применение социологических методов к объяснению развития культуры; рассмотрение культуры как фрагмента социального бытия с точки зрения ее функционирования в системе общественных отношений.

Список источников, рекомендуемых для подготовки по дисциплине:

Багновская Н. М. Основы культурологии: учеб. пособие / Н. М. Багновская. – М.: Академ.Проект; Мир, 2004. – 288с. – (Gaudeamus).

Бачинин В. А. Культурология: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – СПб.: Михайлова В.А., 2005. – 288с.

Борзова Е. П. История мировой культуры: Учеб.пособие / Е.П. Борзова. – 4-е изд.,стер. – СПб.: Лань, Омега-Л, 2005. – 672с.: ил. – (Мир культуры, истории и философии).

Быстрова А. Н. Мир культуры (основы культурологии): Учеб.пособие для вузов/ А.Н. Быстрова. – М.: Новосибирск: Изд-во Федора Конюхова: ЮКЭА, 2002. – 712с.

Викторов В. В. Культурология: учеб. пособие / В.В. Викторов; под ред. Р.П. Трофимовой. – М.: Экзамен, 2002. – 544с.

Горелов А. А. Культурология: Учеб. пособие / А.А. Горелов. – М.: Юрайт, 2002. – 400с.

Гуревич П. С. Культурология: Учебник для вузов / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2006. – 280с.

Исламгалиева С. К. Культурология: Курс лекций / С.К. Исламгалиева, К.Е. Халин, Г.В. Бабаян. – М.: Экзамен, 2005. – 192с.

История. Культура. Общество. Междисциплинарные подходы. Ч.II: История. Культурология / Под ред. Л.П. Репиной, Г.И. Зверевой. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 623с.

Кармин А. С. Культурология: экзаменационные ответы: учеб. пособие / А. С. Кармин, Е. А. Гусева. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.

Кармин А. С. Культурология / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – СПб.: Питер, 2006. – 464с.

Кирамова К. И. Культурология в вопросах и ответах: Учеб.пособие / К.И. Кирамова. – М.: Проспект, 2005. – 208с.

Козлова О. Д. Антропология культуры: Учеб.пособие / О.Д. Козлова. – Пермь: ПГТУ, 2006. – 556с.

Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность: Западная Европа: от античности до 20 века. Учеб.пособие / М.И. Козьякова. – М.: Весь мир, 2002. – 360с.

Кравченко А. И. Культурология: Учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2005. – 288с.

Культурология / Н. В. Шишова и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 320с. Культурология: учеб. пособие / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2003. – 304с.

Культурология: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Драча. – 10-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 576с.

Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Шаповалова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 320с.

Культурология: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Хмелевской. – М.: Логос, 2002. – 144с.

Культурология: учебник / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2007. – 709с.

Культурология. История мировой культуры: Учеб. для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 600с.

Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. – 607с.

Левяш И. Я. Культурология: Учеб.пособие / И.Я. Левяш. – 5-е изд., испр.и доп. – М.: Айрис Пресс, 2004. – 576с.

Малюга Ю. Я. Культурология: Учеб. пособие / Ю. Я. Малюга. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 333с.

Мареева Е. В. Культурология: Теория культуры / Е.В. Мареева. – 2-е изд.,испр.и доп. – М.: Экзамен, 2002. – 192с.

Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии / Э.Е. Платонова Элеонора Евгеньевна. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 304с.

Практикум по культурологии: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Кармина и др. – СПб.: Лань, 2002. – 64с.

Розин В. М. Культурология: Учебник / В.М. Розин. – М.: ИНФРА-М, ФОРУМ, 2002. – 344с.

Садохин А. П. Культурология. Теория и история культуры: Учеб.пособие / А.П. Садохин. – М.: ЭКСМО, 2005. – 624с.

Самохвалова В. И. Культурология: Краткий курс лекций / В.И. Самохвалова – М.: Юрайт-Издат, 2002. – 269с.

Соловьев В. М. Культурология: Учеб. пособие / В. М. Соловьев. – М.: Академ. проект, 2006. – 366с.

Столяренко Л. Д. Культурология: Учеб. пособие / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко, С. И. Самыгин. – М.: Ростов н/Д.: ИКЦ» МарТ», 2004. – 352с.

Смотрите так же:  Образец заявления о взыскании денежных средств в банк

Торосян В. Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: Учеб.пособие / В. Г. Торосян. – М.: Владос, 2005. – 735с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

Горелов а.а культурология учеб пособие

Культурология — Учебное пособие (Феклиной О.Б.)

10. список литературы по курсу «культурология»

Альбедиль, М. Ф. Буддизм. – СПб.: Питер, 2006.

Арутюнов, С. А., Рыжакова, С. И. Культурная антропология. – М.: Весь мир, 2004.

Балакина, Т. И. Хрестоматия по мировой художественной культуре. Россия IX–начала XX в. – М.: ООО Фирма МХК, 2000.

Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996.

Белик, А. А. Культурология. Антропологические теории культуры. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000.

Борзова, Е. П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2001.

Васильев, Л. С. История религий Востока. – М.: Книжный дом «Университет», 2004.

Георгиева, Т. С. Русская культура: история и современность. – М.: Юрайт, 1998.

Горелов, А. А. История мировых религий. – М.: Флинта: МПСИ, 2005.

Горелов, А. А. Культурология: учеб. пособие. – М.: Юрайт-М, 2002.

Гриненко, Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1998.

Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура. – М.: Академия, 2001.

Журавский, А. Ислам. – М.: Весь мир, 2004.

Игнатенко, А. Зеркало ислама. – М.: Русский институт, 2004.

История и культура Отечества: учебное пособие для вузов. 3-е изд. / под ред. В. В. Гуляевой. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005.

История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О. Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004.

Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004.

Кармин, А. С., Новикова, Е. С. Культурология. – СПб.: Питер, 2005.

Кондаков, И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект-Пресс, 1997.

Кононенко, Б. И. Основы культурологии. – М.: ИНФРА-М, 2002.

Кравченко, А. И. Культурология. – М.: Проспект, 2005.

Кравченко, А. И. Культурология: хрестоматия для высшей школы. 2-е изд. – М.: Академический Проект; 2003.

Культура и культурология: Словарь / Сост. и ред.

А. И. Кравченко. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

Культура народов Башкортостана с древнейших времен до современности. Краткий словарь-справочник. – Уфа: Башкортостан, 1999.

Культурология в вопросах и ответах / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001.

Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф.

Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003.

Культурология / под ред. Г. В. Драча. 10-е изд. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. (или любое издание)

Культурология / отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Библионика, 2005. (или любое издание)

Культурология. Курс лекций. Хрестоматия. Практикум / под ред. проф. С. В. Лапиной. – Минск: Тетра Системс, 2003.

Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина,

М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005.

Культурология: учебник для студ. техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2005. (или любое издание)

Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт; ЮНИТИ-Дана, 2006. (или любое издание)

Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1-2. – СПб.: Университетская книга, 1998.

Лисаковский, И. Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. – М.: РАГС, 2002.

Малерб, М. Религии человечества. – М.; СПб.: «Рудомино», «Университетская книга», 1997.

Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. – М: ИНФРА-М, 2004.

Мамонтов, С. П. Культурология. – М.: ИНФРА-М, 2005.

Мировая художественная культура / под ред.

Б. А. Эренгросс. В 2-х т. – М.: Высшая школа, 2005.

Мифология. Большой энциклопедический словарь. – М.: Бол. Рос. энциклопедия, 1998.

Моррис, Г. Сотворение мира: научный подход. 3-е изд. испр. – Калифорния, Институт креационных исследований, 1990.

Никитин, Л. А. Культурология: Теория, философия, история культуры. – М.: ЮНИТИ, 2005.

Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: «Бол. Рос. энциклопедия», 1998.

Органов, А. А., Хангальдиева, И. Г. Теория культуры. – М.: Фаир-пресс, 2003.

Основы религиоведения / под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2000.

Платонова, Э. Е. Культурология. 2-е изд. – М.: Академический Проект; 2003.

Полищук, В. И. Культурология. – М.: Гардарика, 1998.

Полная популярная иллюстрированная библейская энциклопедия Архимандрита Никифора. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.

Романов, В. Н. Историческое развитие культуры. Психолого-типологический аспект. – М.: Издатель Савин С.А., 2003.

Садохин А. П., Грушевицкая, Т. Г. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Сапронов, П. А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. – СПб.: Союз, 1998.

Словарь библейских крылатых слов и выражений. – СПб.: Издательство «Петербург-XXI век», 2000.

Соколова, М. В. Мировая культура и искусство. – М.: Академия, 2004.

Теоретическая культурология. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005.

Торосян, В. Г. Культурология: история мировой и отечественной культуры: учеб. пособие для вузов. – М.: Владос, 2005.

Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра, 1999.

Флиер, А. Я. Культурология для культурологов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

Флоренский, П. А. Христианство и культура. – М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «ФОЛИО», 2001.

Хрестоматия по культурологии: учеб. пособие для вузов / под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 1998.

Чумакова, Т. Православие. – СПб.: Питер, 2006.

Ширшов, И. Е. Культурология: теория и история культуры. – М.: БГЭУ, 2004.

Ширяев, Л. А., Коровина, С. В. Словарь культурологических терминов. – Уфа: Издание Башкирского университета, 1999.

Аджи, М. Европа, тюрки, Великая Степь / М. Аджи. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

Аджи, М. Полынь половецкого поля. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000.

Балакина, Т. И. Мировая художественная культура. Россия IХ–начало ХХ века: учеб. пособие. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

Березовая, Л. Г., Берлякова, Н. П. История русской культуры: учебник для вузов. В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.

Васюкова, И. А. Словарь иностранных слов. – М.: АСТ Пресс, 1999.

Гаврилов, Д. А., Наговицын, А. Е. Боги Славян. Язычество. Традиция. – М.: Рефл-бук, 2002.

Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Курс лекций. – М.: Академия, 1998.

Грушевицкая, Т. Г., Гузик, М. А., Садохин, А. П. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2001.

Гуревич, П. С. Культурология. – М.: Гардарики, 2003.

Древнерусская культура: Литература и искусство. На (CD). – М.: ДиректМедиа, 2004.

Ионин, Л. Г. Социология культуры. – М.: Логос, 1998.

Кадыров, А. М. Культура России конца XIX–начала XX веков. «Серебряный век» русской культуры. – Уфа: УГАТУ, 2002.

Кнабе, Г. С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России: Программа-конспект лекционного курса. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000.

Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: ООО Изд-во «Вече», ООО Изд-во АСТ, 2003.

Коровина, С. В. Многоцветность духовной жизни общества. – Уфа: БашГУ, 2003.

Кравченко, А. И. Культурология: словарь. – М.: Академический Проект, 2000.

Криничная, Н. А. Русская мифология: Мир образов фольклора. – М.: Академический Проект, 2004.

Культурология. ХХ век: словарь. – СПб.: Университетская книга, 1997.

Лихачев, Д. С. Избранное: Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. Заметки о русском. – СПб.: «Logos», 1998.

Смотрите так же:  Калькулятор страховки каско и осаго

Лотман, Ю. С. Семиосфера. – СПб.: Искусство, 2001.

Михайлов, А. В. Языки культуры: учеб. пособие по культурологии. – М.: Языки русской культуры, 1997.

Новиков, В. И. Масонство и русская культура. – М.: Искусство, 1998.

Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник 1996 / РАН. Науч. совет по истории мировой культуры. Отв. ред. Д. С. Лихачев; сост.

Т. Б. Князевская. – М: Наука, 1998.

Панченко, А. М. О русской истории и культуре. – СПб.: Азбука, 2000.

Розин, В. М. Культурология: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2004.

Российская наука в лицах: В 2-х кн. / под ред. Н. А. Платэ. – М.: Academia, 2003.

Синенко, С. Г. Город над Белой рекой. Краткая история Уфы в очерках и зарисовках. 1574-2000. – Уфа: Гос. респ. изд-во «Башкортостан», 2000.

Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия. учеб. пособие для студ. вузов / Б. С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Феклина, О. Б. Христианство и культура: учеб. пособие / – Уфа: УГАТУ, 1999; Феклина, О. Б. Христианство и культура [Электронный ресурс]: учебное электронное издание / О. Б. Феклина. – Уфа: УГАТУ, 2004.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM);

Хачатуров, С. В. «Готический вкус» в русской художественной культуре ХVIII века. – М.: Прогресс-Традиции, 1999.

Хроника человечества: Большая энциклопедия / Б. Харенберг. – М.: БРЭ, 1996.

Шаяхметова, А. М. Античная культура и ее влияние на культуру последующих веков. – Уфа: УГАТУ, 1995.

Энциклопедия русской живописи / под ред. Т. В. Калашниковой. – М.: ОЛМА-Пресс, 2000.

Архив научных статей

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Бенин Владислав Львович
Башкирский государственный педагогический университет
Кафедра культурологии

Статья подготовлена при поддержке гранта РГНТИ в рамках работы по проекту 13.11.25 «Фундаментальные социокультурные основы обеспечения национальной безопасности России».

А.А. Горелов. Социология. Конспект лекций. Учебное пособие

1 А.А. Горелов Социология Конспект лекций Учебное пособие КНОРУС МОСКВА 2013

2 УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 Г68 Рецензенты: И.Ф. Албегова, заведующая кафедрой социальных технологий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, д-р соц. наук, проф., Н.А. Селиверстова, проф. кафедры социологии Московского гуманитарного университета, д-р соц. наук, проф. Горелов А. А. Г68 Социология. Конспект лекций : учебное пособие / А. А. Горелов. М. : КНОРУС, с. (Конспект лекций). ISBN Учебное пособие охватывает все необходимые программные темы по дисциплине «Социология». Направлено на создание у студентов целостного представления о человеческом обществе, основных предпосылках и причинах его развития, его динамике и закономерностях. Позволяет максимально быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам по данному курсу. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов бакалавриата и преподавателей высших учебных заведений, а также для всех, кто интересуется проблемами социологии. УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 Горелов Анатолий Алексеевич Социология. Конспект лекций Сертификат соответствия РОСС RU. АЕ51. Н от Изд Подписано в печать Формат 60 90/16. Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная. Усл. печ. л. 12,0. Уч.-изд. л. 9,9. Тираж 2000 экз. Заказ ООО «КноРус» , Москва, ул. Новодмитровская, д. 5а, стр. 1. Тел.: (495) Отпечатано в ГУП «Брянское областное полиграфическое объединение» , г. Брянск, пр-т Ст. Димитрова, 40. Горелов А. А., 2013 ISBN ООО «КноРус», 2013

3 Содержание Предисловие 5 Лекция 1. Социология: предмет и методы 6 Предмет социологии 9 Методология социологии 10 Методы, применяемые в социологии 15 Структура и функции социологии 17 Основные этапы изучения общества 20 Понятие «закон» в социологии 20 Лекция 2. Теория социологии 22 Социально-политическое учение М. Вебера 22 Теория индустриального и постиндустриального общества 24 Теория социального действия Т. Парсонса 28 Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса 31 Теория «здорового» общества Э. Фромма 34 Лекция 3. Теории социологии. Продолжение 36 Теория справедливости Дж. Ролза 36 Теории среднего уровня 41 Теория конфликта 42 Теория социального обмена 44 Лекция 4. Личность и ее социализация 46 Природа и потребности человека 46 Социализация личности 51 Социальный статус и социальные роли 56 Социальные типы и социальный характер 56 Акты деятельности и девиантное поведение 58 Становление личности, социализация и самоактуализация 62 Лекция 5. Социальное взаимодействие и социальная структура 66 Социальное взаимодействие 66 Социальное пространство и социальная структура 72 3

4 Лекция 6. Социальные группы, движения, организация 76 Социальные группы 76 Социальные движения 81 Социальная организация 83 Лекция 7. Социальные институты и типы общества 88 Социальные институты 88 Типы общества 91 Лекция 8. Формы развития общества, прогресс и неравенство 99 Формы развития общества 99 Общественный прогресс 102 Социальное неравенство 105 Лекция 9. Социальная стратификация и мобильность 108 Социальная стратификация 108 Социальные классы 109 Экономическая стратификация 111 Политическая стратификация 114 Профессиональная стратификация 122 Социальная мобильность 124 Лекция 10. Детерминация развития общества 128 Мировая система и процессы глобализации 128 Культура как фактор социальных изменений 133 Лекция 11. Отраслевая социология 135 Социология семьи 135 Социология поселений 138 Социология межнациональных отношений 142 Политическая социология 146 Лекция 12. Отраслевая социология. Продолжение 156 Экономическая социология 156 Социология общественного мнения 157 Социология коллективного поведения 161 Социология религии 164 Лекция 13. Программа и методика эмпирических социологических исследований 171 Разработка концепции и программы исследования 171 Выборка в социологическом исследовании 175 Документы как источник социологической информации 176 Наблюдение и эксперимент в эмпирических исследованиях 178 Социологические опросы: интервьюирование, анкетирование 180 Социометрия 182 Анализ и обобщение результатов социологических исследований 183 Список литературы по всему курсу 186 4

5 Предисловие Как только человек рождается, он оказывается погружен в природное и социальное бытие. Он существует внутри сфер культуры, общественного сознания и социальных связей, которые изучают культурология, социология и политология. Для того чтобы лучше ориентироваться в этих сферах, понять, в каком обществе живешь, и дать себе ответ на вопрос: «Что значит человек?» нужно изучать указанные дисциплины, а также философию. Древнегреческий философ Гераклит считал, что в мире «все течет, все изменяется». И если можно возразить Гераклиту, что по крайней мере берега остаются, то в социальном «море» часто не видно «берегов». Люди живут при царском режиме, социализме, капитализме, и социальное целое постоянно модифицируется, с чем человек вынужден бороться или, что бывает чаще, к чему он должен приспосабливаться. В любом случае знание развития общества способно помочь как в выработке мировоззренческой позиции, так и в решении конкретных жизненных проблем. Выбор материала для данного учебного пособия обусловливался стремлением, с одной стороны, познакомить студентов с основными социологическими понятиями, представлениями и теориями, а с другой дать сведения, которые помогли бы им разобраться в современном устройстве общества с точки зрения социологии. Структурно и содержательно книга соответствует Госстандарту по социологии для вузов и может служить пособием для самостоятельной работы студентов. Текст учебного пособия полезно дополнить чтением классических социологических трудов Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. А. Сорокина, Л. Н. Толстого, М. Мид, Э. Фромма и др. 5

6 Тематическая подборка издательства «КНОРУС» Волков Ю.Г. Социология : учебник. М. : КНОРУС, Граждан В.Д. Социология управления : учебник. М. : КНОРУС, Демидов Н.М. Основы социологии и политологии : учеб. пособие. М. : КНОРУС, Ксенофонтова Х.З. Социология управления : учеб. пособие. М. : КНОРУС, Мумладзе Р.Г. Экономика и социология труда : учебник. М. : КНОРУС, Самыгин С.И. Социология и психология управления : учеб. пособие. М. : КНОРУС, 2012.

Author: Profi