Футбол-методические пособия

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Описывается история, правила игры, технические приемы, тактика футбола и особенности игры в мини-футбол. Составлено в соответствии с учебной программой курса для студентов факультетов физической культуры университетов. Подготовлено на кафедре игровых видов спорта УГТУ-УПИ.

22 книги, которые стоит прочитать футбольному тренеру

Советы от Алексея Брусенцова, тренера юношеской команды мини-футбольного клуба «Норильский Никель».

Знакомлю вас с подборкой книг о футболе, мини-футболе, которые пригодятся в тренерской деятельности. Автобиографические пока опустил, напишу про них в следующей заметке.

Энциклопедии тренерской деятельности:

Райнер Мартенс — Успешный тренер. 2014 год.

В этой книге вы найдете информацию обо всем, что угодно. О физподготовке, о питании спортсменов, о том, как бороться с наркотиками и другими вредными привычками. О методах, принципах обучения и управления, психологии. В общем, все то, что мжет встретится в работе тренера.

Школа испанского футбола. 2015 год.

Различные упражнения, в том числе и игровые, которые помогут улучшить понимание игры и технических навыков ваших воспитанников. Есть детали. Плюс есть несколько советов для тренеров и молодых игроков.

Дейв Чемберс. Профессия — тренер. Наука и искусство. 2013 год.

Похожа на книгу Райнера Мартенса, но это не совсем так. Ее советую прочитать первой, а потом Мартенса. В ней личная организованность, управление командой, физподготовка и многое другое.

Николай Озолин. Настольная книга тренера. Переиздание. 2011 год.

Прочитал от корки до корки и рекомендую всем, кто хочет стать тренером или им уже является. Однозначно настольная.

Александр Кочетков. Управление футбольной командой. 2002 год.

Начинал свой тренерский путь именно с этой книги, а потом пошли и другие. Однозначно стоит прочесть. В продаже нет, можно поискать в библиотеках.

Ден Бланк. IQ в футболе. 2016 год.

Книга не только для новичков в футболе, но и для опытных игроков и тренеров. Раскрываются различные футбольные хитрости.

Методические пособия:

В. Лях, З. Витковски — Координационная тренировка в футболе. 2010 год.

Эта научное пособие поможет вам в подборе упражнений и нагрузок для тренировки координационных способностей.

Дональд Киркендалл — Анатомия футбола. 2012 год.

Иллюстрированное руководство по развитию силы, скорости и выносливости. Рекомендую тренерам старших возрастных групп.

Брет Контрерас — Анатомия силовых упражнений с использованием в качестве отягощений собственного веса. 2014 г.

Иллюстрированное пособие по развитию силы, выносливости и координации движений. Много упражнений без тяжестей, которые можно выполнять дома, либо в спортзале без тренажеров.

Жан-Люк Чесно, Жерар Дюрз — Футбол. Обучение базовой технике. 2002 год.

Много схематичных упражнений и деталей в обучении футбольной техники. Ее уже не продают, возможно найдете на полках вашей ДЮСШ. У меня она в бумажном варианте. Буду делиться тем, что там есть.

Хорст Вайн. Как научиться играть в футбол. 2004 год.

Оригинальная методика воспитания и обучения юных футболистов, основанная на системе так называем “упрощенных игр” с учетом уровня физического и психического развития детей каждой возрастной категории. Однозначно в библиотеку тренера.

Учебники по мини-футболу:

Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.П. Губа — Мини-футбол (футзал). Учебник. 2012 год.

Учебник пятилетней давности, но для тренеров, кто начинает свой путь в мини-футболе вполне может помочь. Здесь описана и техника и тактика игры, характеристики физических качеств и способностей. Организация и проведение мероприятий и соревнований по мини-футболу.

С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, В.С. Левин, К.В. Еременко. Программа по мини-футболу (футзалу). 2008 год.

Примерная программа содержит учебный материал по основным видам подготовки. Сенситивные периоды, примерный план-график на год. Программный материал для практических занятий по технической, тактической и вратарской подготовке. Книжка на которой зиждится вся система мини-футбола в России.

В.П. Губа. Теория и методика мини-футбола. 2016 год.

В этом учебном пособии собрано все вышеназванное с несколькими добавлениями тактической подготовки.

В.С. Левин, С.С. Соколов. Мини-футбол (футзал). Тактика игры в атаке и обороне. 2016 год.

Совершенно новое и полезное пособие, которое поможет постичь азы расстановок в футзале, а также узнать несколько комбинций со стандартных положений (ауты, угловые, удары от ворот). Вышла ограниченным тиражом.

С. Андреев, Сирило. Техника дриблинга и финтов в мини-футболе (футзале). 2016 год.

Тоже новое пособие, которое показывает нюансы и технические элементы в отработке мини-футбольных финтов.

Tim Burns. Holistic Futsal. A total mind-body-spirit approach. 2003 год

Книга на английском языке. Часть своих статей я перевел из этой книги, и возможно буду еще переводить.

Vic Hermans/Rainer Engler. Futsal. Technique. Tactics. Training. 2011 год.

Еще одна книга на забугорном. Есть упражнения, которые я тоже переводил для блога. Особенно для начальной подготовки. Постараюсь снова выбрать что-то оттуда.

Книги по психологии:

Дэниел Койл — Код таланта. 2010 год.

Система выявления и развития таланта. Подойдет как для тренеров, так и для родителей. Советую прочитать самой первой из всех.

Эту книгу сейчас тяжело найти. Я успел ее купить. В электронном варианте не видел.

Джона Лерер. Как мы принимаем решения. 2010 год.

Книга с приставкой “супер”. Рекомендуется к прочтению. Просто берите и читайте.

В бумажном варианте вряд ли ее можно найти, зато можно скачать. Ссылка.

У. Тимоти Гэллуэй. Теннис. Психология успешной игры. 2010 год.

Книга про психологию. Вы узнаете, как научиться сосредоточению, узнаете что значит “Первое Я” и “Второе Я”.

Марвин Маршалл. Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться. 2014 год.

Отличное пособие о том, как общаться с детьми, какие методы применять, и что внешняя мотивация это не самый важный инструмент.

Подборку автобиографических книг сделаю в следующей части. Если у вас есть интересные книги по психологии, педагогике, методике — делитесь названиями в комментариях.

Методическое пособие: «Футбол. Методика обучения и поочередность отдельных приемов игры»

Столичный учебный центр
г. Москва

ФУТБОЛ: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ПООЧЕРЕДНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВ ИГРЫ

В каждой фазе игры возможен выбор различных тактических вариантов. Уметь оценить обстановку, выбрать лучший тактический вариант вот что главное в тактике отдельного игрока. Взаимодействие двух игроков это уже следующая, более высокая ступень владения тактикой. Игрок, начинающий комбинацию и привлекающий к ее выполнению своего партнера, должен дать ему понять, что именно он намерен делать и что следует делать другому игроку, вовлекаемому в комбинацию. Тактика двух игроков, связанных одним тактическим замыслом, зародившимся у начинающего комбинацию, сложное действие. Если же в тактическую комбинацию вовлекаются трое и больше игроков, то это еще более сложная ступень тактики футбола.

Численное преимущество, полученное в результате маневрирования, «открывания», «отрывания» от противника, «закрывания» противников как в нападении, так и в защите один из важнейших принципов тактики. Большое значение имеет тактическая связь линий как в защите, так и в нападении. Тактическое взаимопонимание внутри одной линии, не связанной с другими, не может быть полноценным для команды. На тактическое взаимопонимание и связь между всеми линиями, а главное между полузащитой и нападением в атаке и между защитными линиями и вратарем в обороне, должно быть обращено особое внимание.Тактическая тренировка строится с учетом технических качеств игроков и на выработке тактических навыков.

Основные разделы тактической тренировки: а) тактическая подготовка изолированно от игры, б) тактическая подготовка в двусторонней игре.

В изолированной от игры тактической подготовке различают индивидуальную и групповую подготовку; последняя проводится с помощью игровых упражнений и разыгрыванием специальных тактических комбинаций.

2.1. Индивидуальная тактическая тренировка в футболе

В индивидуальной тактической тренировке игрока главная цель развитие уже имеющихся тактических качеств игрока, выработка у него новых тактических приемов, основанных на индивидуальных особенностях, и устранение неправильных тактических навыков.

В индивидуальной тактической тренировке имеет большое значение выработка умения выбирать место или, как принято говорить, «планироваться».

Тренируются в «плассировке» следующим образом: на поле на ограниченном участке площадью приблизительно 10 Х 10 м расставляют без всякой системы 6 7 стоек. Обучающийся движется с мячом вокруг этой группы стоек, имея против себя на другой стороне игрока. Уловив удобный момент, тренер посылает мяч по земле так, чтобы он прошел между несколькими стойками. Обучающийся, находясь все время в движении, старается угадать путь, по которому может пройти мяч, «плассируется» и принимает его. Постепенно количество стоек и густота расстановки их увеличиваются, благодаря чему появляется больше возможных коридоров, в которые может быть послан мяч.

В индивидуальной тренировке вратаря, в целям выработки умения ловить момент для выбегания на противника, применяют следующий способ. Игроку вменяется в обязанность двигаться с мячом по направлению к воротам; вратарь должен. выбрать момент, чтобы, выбегая, отобрать мяч. Это тренировочное упражнение проводят после серьезной подготовки вратаря и при соблюдении нападающим максимальной осторожности.

В каждой такой тренировке проводят по 20 30 »выбеганий». Вначале нападающий должен немного уступать вратарю.

Такой способ очень быстро дает положительные результаты.

Индивидуальной тактической тренировке должен предшествовать тщательный выбор способов, обеспечивающих исправление недостатков и привитие игрокам необходимых качеств.

2.2. Групповая тактическая тренировка посредством различных заданий и упражнений

Хорошо подобранные, представляющие интерес для занимающихся, упражнения всегда проходят успешно. Ниже приведены примерные задания и игровые упражнения для групповой тренировки.

1. Ведение мяча передачами вдвоем со сменой мест. При этом упражнении нужно очень быстро перемещаться без мяча. Кроме того, мяч посылают на ход. Проводится это упражнение на дистанцию 50 60 м.

2. Ведение мяча передачами втроем. Здесь игроки, бегущие без мяча, также должны передвигаться максимально быстро. Упражнение проводят на дистанцию 60 80 м.

3. Ведение мяча передачами втроем со сменой мест. Получивший мяч немного задерживается для обработки мяча, предоставляя время партнерам переместиться.

4. Ведение мяча передачами втроем с переменой мест. Мяч идет зигзагообразно. Дистанция 80-100 м.

5. Мяч в кругу с одним водящим. 6 8 играющих образуют круг радиусом 7 10 м. В центре круга один водящий. Игроки, стоящие по кругу, заранее условленным способом (например, только левой ногой или только правой) передают мяч друг другу. Водящий пытается отобрать мяч или хотя бы дотронуться до него.

Дотронувшись до мяча, водящий меняется местом с тем, кто неудачно сделал передачу.

6. Мяч в кругу с двумя водящими. Та же игра, но в кругу двое водящих, действующих с определенным тактическим замыслом.

7. Водящий в квадрате. По углам очерченного квадрата размером 10 x 10 м (или 15х 15м) располагаются 4 игрока. В середине квадрата водящий. Игроки передают по любому направлению друг другу мяч только в пределах квадрата. Потерявший мяч меняется местом с тем из водящих, кто дольше водит.

В этой игре также возможны усложнения путем уменьшения квадрата, ограничения способов передачи и т. д. Иногда можно разрешать обводить одного водящего.

8. Трое против двух в квадрате. На ограниченном участке поля (или в зале) двое водящих отбирают мяч у троих игроков, которые передают его друг другу определенным способом. Разрешается перемещаться в пределах квадрата (прямоугольника) в любом направлении. Потерявший мяч меняется местами с водящим.

В этом, весьма полезном для тренировки техники и тактики игроков, упражнении возможны всякие усложнения путем уменьшения или увеличения квадрата, ограничения способа передачи, вводных заданий и т. п.

Иногда можно разрешать обводить одного водящего. Описанное игровое упражнение наиболее часто применяется в командах мастеров и дает хорошие результаты.

9. «Пять на пять» («партия на партию»). На одной половине поля играют две партии, по пяти человек в каждой.

Каждая партия имеет свои ворота, обозначенные стойками, поставленными на боковых линиях. Ширина ворот условная, лучше всего 1 1,5м. Игра ведется со счетом забитых мячей. Обводка противника запрещается. Всю игру строят на «открывании» и «закрывании», на правильных перемещениях и точных передачах. Игру проводят по всем правилам футбола, которые могут быть применены в этом упражнении.

Методическое пособие футбол для детей.

1 Методическое пособие футбол для детей. Тренировочные занятия для детей (спортивно-оздоровительная группа, футбол) Занятие 1. Инвентарь: мячи, жилеты, конусы, маркеры, стойки. Первое тренировочное занятие самое важное. Оно должно подтвердить, что мальчик не ошибся и не разочарован: он шел играть в футбол, и он играл в него. Было очень интересно, и не только когда они играли, но и когда выполняли разные футбольные упражнения. Тренер замечательный человек, он понятно объясняет и красиво показывает что надо делать, помог мальчику выполнить упражнение и похвалил его. Если такие мысли будут в головах начинающих футболистов после первого и последующих занятий, то они будут с нетерпением ждать очередную тренировку, бежать на нее, старательно тренироваться. Потому что всем им интересно, а некоторые дети понимают: хорошие тренировки могут сделать из них хороших игроков. В каждом тренировочном занятии необходимо: Сделать краткое введение в тренировку, которое должно настроить детей на нее; Дать юным футболистам по мячу; необходимо, чтобы размеры и масса мяча соответствовали возрасту и двигательным возможностям ребенка (футбольный мяч 3, волейбольный мяч) Как можно чаще поощрять детей за выполнение заданий; например, во время ведения мяча поощрять изменение направления, скорости и т.п. Должен быть безупречный показ упражнений тренером («что и как нужно делать»); Тренер делает краткое заключение по тренировке, с которой дети должны уйти с положительными эмоциями. Задачи первой тренировки: Начинаем знакомить детей с футболом. Начинаем обучать элементарному владению мячом, то есть тем двигательным действиям, которые необходимы для освоения техники футбола. Например, чтобы освоить технику ведения мяча, нужно уметь делать, стоя на месте, перекатывание мяча влево вправо с остановкой его поочередно внутренней и внешней сторонами стопы; перекатывание мяча подошвой в движении; катить мяч вперед подъемом и тянуть мяч назад подошвой, поочередно правой и левой ногой и т.д. Разминка. Ее продолжительность не более 10 минут. В ходе разминки дети перемещаются по площадке, выполняя упражнения с мячом и без мяча. Например, такие: исходное положение основная стойка. На счет «раз» — руки вперед, на счет 2 руки вверх, на счет 3 руки в стороны, на счет 4 основная стойка. Теперь изменим исходное положение. В нем: левая рука вниз, правая поднята вперед. На счет 1 левая рука вперед, правая вверх. На счет 2 левая рука вверх, правая в сторону. На счет 3 левая рука в сторону, правая вниз. На счет 4 вернуться в исходное положение (левая рука вниз, правая вперед). Другие упражнения разминки: ходьба по периметру площадки, сгибание и разгибание рук, круговые движения руками. Наклоны из положения стоя, стопы на ширине плеч. Во время разминки тренер не молчит, а разговаривает с детьми. Во-первых, он отмечает все то хорошее, что видит в упражнении. Во-вторых, не называя конкретных имен, анализирует ошибки и что надо сделать для их исправления. В-третьих, кратко обсуждает вопросы, которые он считает важными и своевременными.

2 Основная часть (ее продолжительность минут). В основных частях подавляющего большинства занятий с детьми решается следующая задача: ознакомление с техническими приемами и обучение технике их выполнения в стандартных условиях. Главная задача этой части тренировки: обучение элементарному владению мячом. Используются следующие упражнения: Перекатывание мяча влево вправо с остановкой его поочередно внутренней и внешней частями подъема. Упражнение выполняется поочередно то левой, то правой ногой; Перекатывание мяча подошвой в движении, поочередно обеими ногами; Покатить мяч вперед подъемом и тянуть мяч назад подошвой, поочередно правой и левой ногой; Подвижная игра «Передача мячей в колоннах над головой». В каждой колонне по 8 детей, мяч передается от первого игрока к последнему; Легкими движениями ребенок направляет мяч от одной стопы к другой, двигаясь при этом по прямой линии; Ведение мяча по кругу, по часовой или против часовой стрелки (в этом и последующих упражнениях с ведением мяча тренер должен четко указать какой частью ноги осуществляется ведение). Например, «ведение мяча левой ногой, внутренней или внешней частью подъема»; Ведение с остановками мяча. В этом и последующих упражнениях такого типа тренер должен четко указать, какой ногой, и какой частью стопы осуществляется остановка мяча. Например, «попеременные остановки мяча подошвой правой и левой ног»; Ведение мяча правой ногой с последующим ударом по мячу в маленькие ворота; Ведение мяча левой ногой с последующим ударом по мячу в маленькие ворота; Ведение мяча попеременно то правой, то левой ногой с последующим ударом по мячу в маленькие ворота. Может оказаться так, что непрерывное, в течение 25 минут, выполнение упражнений в стандартных условиях приведет к снижению мотивации занимающихся. Поэтому в этой части тренировки тренер дает детям несколько раз поиграть в футбол от 1 против 1 до 4 против 4 на маленьких площадках. Мотивация восстановится, и в последующие 10 минут разучивание технических приемов будет проходить нормально. Можно использовать для этого эмоциональную подвижную игру. Игровая часть тренировки: воспроизведение изученного материала в игровых условиях. Продолжительность этой части минут. В начале этой части игра 3х3 или 4х4 на маленькой площадке (не более 20 м на 10 м). Если тренируются 16 детей, то из них можно сформировать 4 команды, которые будут играть на двух площадках по 1,5 2 минуты с последующей остановкой игры. В этих паузах тренер объясняет детям, что у них получается хорошо, и что плохо. После игр можно устроить соревнование, в котором дети будут соревноваться в следующих заданиях: Ведение мяча через несколько ворот (или вокруг 2-3 конусов, маркеров, стоек). То же самое, но с ударом в маленькие ворота внутренней частью подъема. Остановка мяча, посланного партнером, внутренней частью подъема. Удары с расстояния 6 м в маленькие ворота из точек, расположенных справа и слева от ворот. Сидя, сгибание туловища в тазобедренном суставе, коснуться кистями рук пальцев стоп. Стоя, быстрые повороты на 900 вправо, а потом на 1800 влево. На это соревнование уйдет 10 минут, а в оставшиеся 5 минут можно сыграть 4х4 на маленькой площадке. В этой игре победители первого раунда встречаются в борьбе за 1-2 места, а проигравшие за 3-4 места. Но можно изменить составы четверок, и сыграть без розыгрыша мест. В заключительной части тренировки тренер должен найти поощрительные слова для всех детей. Они сегодня хорошо выполняли упражнения и играли в футбол. Но можно играть лучше, и как это сделать, тренер расскажет на следующем занятии.

Смотрите так же:  Оценка работы персонала практическое пособие для руководителей

3 Занятие 2. Инвентарь: мячи, жилеты, конусы, маркеры, стойки Задачи: Продолжаем знакомить детей с футболом; Продолжаем учить элементарному владению мячом; в этой тренировке обучение технике ведения мяча ударами по нему. Разминка в течение 15 минут, которая начинается с подвижной игры, например, «Волк во рву». Так как дети пришли на тренировку играть, то настроение после этой игры будет хорошим. Поинтересуйтесь, помнит ли кто-нибудь, что они делали на прошлой тренировке? Может ли ктонибудь показать упражнения, которые понравились на прошлой тренировке? Если может, то пусть покажет. После этого тренер покажет упражнения еще раз и начнется повторение основных УПРАЖНЕНИЙ ПЕРВОГО ЗАНЯТИЯ ( каждый ребенок с мячом); далее в разминке дети выполняют следующие задания: Ведение мяча легкими ударами подъемом правой и левой ноги в нижнюю часть мяча. В первых тренировках внутренней частью подъема правой ноги. В последующих занятиях постепенно добавлять ведение внешней частью подъема как правой, так и левой ноги; Перекатывание мяча подошвой в движении, поочередно обеими ногами; далее катить мяч подъемом и тянуть мяч назад подошвой, поочередно правой и левой ногой; Упражнения на гибкость и координацию; В заключение разминки любая подвижная игра на внимание. Например, такая. Все дети делятся на 3 группы: зеленые, желтые и красные. Задача: в квадрате 15 на 15 м зеленые должны осалить красных, желтые зеленых, красные желтых. Игра заканчивается либо по сигналу тренера (когда определенная часть детей будет осалена, либо когда будут осалены дети в жилетках одного цвета); Основная часть, минут: обучение технике ведения мяча в стандартных условиях. Ведение мяча правой (левой) ногой. Вначале в ходьбе, а потом в медленном беге юный футболист наносит легкие удары в нижнюю часть мяча; Легкими движениями юный футболист направляет мяч от одной стопы к другой, двигаясь при этом по прямой линии; То же самое задание, но периодически он останавливает мяч подошвой стопы, и после остановки изменяет направление движения; Ребенок тянет мяч подошвой и толкает подъемом, продвигая его вперед; Игра 1 против 1 на площадке 5 на 5 м; Мальчик двигает мяч назад подошвой, затем толкает его вперед подъемом, останавливает мяч подошвой той же стопы, заступает за него, поворачивается и ведет его подъемом той же стопы в другом направлении. В этом задании 6 элементов, и оно выполняется поначалу медленно. В том числе и потому, что скорость перехода от одного элемента к другому минимальная. По мере освоения упражнения эта скорость постепенно увеличивается, что создает условия для слитного выполнения задания; В заключение этой части тренировки выполняется любимое стандартное упражнение детей удары по воротам. Для этого на половине поля устанавливаются много маленьких ворот шириной в 1 м. Для начала удары наносятся любым способом, с минимального расстояния, каждый мальчик сам считает число попаданий в ворота из 5 10 попыток.

4 Игровая часть тренировки: воспроизведение изученного материала в игровых условиях. Продолжительность этой части минут. Она включает в себя следующие задания: Игра 2 против 2 на площадке 10 на 15 м 5 минут; Игра 3 против 3 на площадке 15 на 20 м 5 минут; Игра 4 против 4 на площадке 15 на 25 м с вратарями 2 тайма по 3 минуты. В этих играх дети играют по 1 2 минуты, и как только тренер видит, что некоторые из них останавливаются, отвлекаются, он прерывает игру и проводит «эмоциональную встряску» (это может быть анализ увиденного им в игре, показ приема, выполнение кратковременного задания и т.п.). Повторение задания из первой части тренировки: легкими движениями мальчик направляет мяч от одной стопы к другой, двигаясь при этом по прямой линии 2 раза по 2 минуты. Медленный бег, ходьба, упражнения на гибкость и расслабление. В заключительной части тренировки тренер должен найти положительные слова для всех детей, которые сегодня хорошо тренировались и играли в футбол. Кроме того, он дает им домашнее занятие (например, выполнить простые упражнения с теннисным мячом). Занятие 3. Инвентарь: мячи, жилеты, конусы, маркеры, стойки Задачи: Продолжаем учить детей элементарному владению мячом: обучение технике ведения мяча внутренней и внешней частями подъема; Ознакомление с вбрасыванием и ловлей мяча. Разминка: продолжительность до 10 минут. Начинаем ее с ходьбы по периметру площадки, потом ходьба на носках, затем ходьба с подниманием рук над головой и хлопком на счет «раз», опускание рук на счет «два». Ходьба с периодическим увеличением длины шага и уменьшением ее. Повторение упражнений с мячом, которые изучали на предыдущих занятиях. Упражнения со скакалкой (скакалка сложена вчетверо). Упражнение 1. прыжки без продвижения вперед через скакалку, которую дети должны вращать вперед. Отталкиваться двумя ногами. То же самое, но скакалку вращать назад. Прыжки через скакалку с продвижением вперед. Упражнение 2. на счет 1 прыжок через скакалку вперед; 2 прыжок через скакалку назад; 3-4 круг руками назад. на счет 1 прыжок через скакалку назад; 2 прыжок через скакалку вперед; 3-4 круг руками вперед. Упражнение 3. на счет 1 прыжок, ноги в стороны; 2 прыжок на правую ногу, левая сзади в скрестном положении; 3 прыжок, ноги в стороны; 4 прыжок на левую ногу, правая сзади в скрестном положении; 5-8 прыжки с ноги на ногу. Упражнение 4.

5 на счет 1-2 прыжок на правой ноге, руки в стороны; 3-4 прыжок на левой ноге, руки скрестно; 5-6 прыжок на левой ноге, руки в стороны; 7-8 прыжок на правой ноге, руки скрестно. Прыжки выполнять ритмично, следить за положением спины. Основная часть: 25 минут, упражнения по элементарному владению мячом: Дети катят мяч по какой-нибудь геометрической фигуре (квадрат, треугольник) внутренней стороной подъема одной ноги и останавливают его подошвой другой ноги. Для того, чтобы сделать это, нужно толкать мяч в заданном направлении определенной частью стопы, либо наносить по мячу легкие удары. «Толкать» и «наносить легкие удары» — это синонимы для данной ситуации. Перекатывание мяча подошвой в движении, поочередно обеими ногами; Покатить мяч вперед подъемом и тянуть мяч назад подошвой, поочередно правой и левой ногой; Ведение мяча внутренней стороной подъема с переменной скоростью. Понятно, что юные футболисты только начинают осваивать ведение, и «переменная скорость» для них означает «чуть быстрее, а потом чуть медленнее». Но постоянно делая такие упражнения юный игрок со временем поймет, что футбол это игра переменной интенсивности, и в какие-то моменты игры скорость должна мгновенно возрастать до максимума. Только так нападающему можно с помощью финта сохранить мяч и обойти защитника. Подвижная игра «Запрещенное движение». Юные футболисты и тренер становятся в круг. Тренер просит детей выполнять вслед за ним движения. Но перед этим он показывает им одно движение, повторять которое запрещено. Например, руки вперед-вверх. Дети повторяют за тренером движения: руки в стороны-вверх, руки на пояс, правая рука вверх, левая нога в сторону и т.п. внезапно тренер делает запрещенное движение: руки вперед-вверх. Тот из играющих, который ошибочно повторил его за тренером, делает шаг вперед или каким-то образом штрафуется. Например, штрафом может быть кувырок, прыжки и т.п. Вбрасывание и ловля мяча. В первых тренировках можно вбрасывать мяч различными способами, но потом постепенно акцентировать внимание на технике вбрасывания мяча в соответствии с правилами футбола; Броски мяча на землю и ловля его на отскоке. Игровая часть тренировки: воспроизведение изученного материала в игровых условиях. Продолжительность этой части минут. Она включает в себя следующие задания: Игра 2 против 2 на площадке 10 на 15 м 5 минут; Игра «К своим флажкам». Все играющие, разделившись на несколько групп по 3 5 человек, становятся в кружки, располагаясь по всей площадке. В центре каждого кружка становится один играющий с флажком. По сигналу тренера все, кроме стоящих с флажками, отбегают к краям площадки, поворачиваются к ней спиной и закрывают глаза. В это время игроки с флажками быстро и тихо меняются местами. По сигналу тренера «все к своим флажкам» дети открывают глаза, быстро поворачиваются, ищут свой флажок и быстро бегут к нему, становясь там в кружки. Победители: а) в индивидуальном зачете игрок, прибежавший к флажку первым; б) в командном зачете группа, собравшаяся первой вокруг своего флажка. Флажки должны быть разного цвета, можно строиться не в кружки, а в колонны или в любые другие фигуры 5 минут. Игра 4 против 4 с 4-мя маленькими воротами на площадке 20 на 25 м 2 тайма по 5 минут. В заключительной части тренировки медленная ходьба и упражнения для восстановления дыхания. В заключение тренер должен найти положительные слова для всех детей, которые сегодня хорошо тренировались и играли в футбол. Кроме того, он дает им домашнее занятие (например, выполнить простые упражнения с теннисным мячом).

6 Занятие 4. Инвентарь: мячи, жилеты, конусы, маркеры, стойки Задачи: Продолжаем обучать элементарному владению мячом; Анализируем, как дети выполнили домашнее задание; Улучшаем координацию движений при выполнении легких ударов по мячу (при ведении). Разминка в течение 5 10 минут, после которой дети готовы к работе. Спросите у них, как они выполняли домашнее задание. Выберите 2-3 мальчиков или девочек, которые покажут, что они делали дома. Затем повторение основных упражнений первого третьего занятий (каждый игрок с мячом): Перекатывание мяча подошвой в движении, поочередно обеими ногами; далее катить мяч подъемом и тянуть мяч назад подошвой, поочередно правой и левой ногой; Легкими движениями занимающийся направляет мяч от одной стопы к другой, двигаясь при этом по прямой линии; В заключение разминки эстафета. Например, такая. Все дети делятся на группы, по 4 игрока каждая. У каждой группы мяч, его держит в руках первый номер группы. Игроки всех групп располагаются на одной линии, и по сигналу тренера должны как можно быстрее бежать к другой линии (она в 10 м от линии старта), передавая при этом мяч руками друг другу; 3 повторения в эстафете, когда мяч передается руками. В 4-м повторении мяч внизу, в ногах у первого в каждой четверке мальчика. По сигналу тренера все они начинают бежать к другой линии, а первый мальчик делает «пас на ход» второму игроку в команде, потом второй третьему, третий четвертому. Объясните детям, что в этой эстафете 2 победных критерия: хорошие передачи мяча и быстрота бега. При этом быстрый бег никому не нужен, если передачи мяча выполняются технически неправильно и не вовремя. Основная часть, минут: обучение технике ведения мяча в стандартных условиях. Дети выполняют как знакомые, так и новые упражнения: Мальчик двигает мяч назад подошвой, затем толкает его вперед подъемом, останавливает мяч подошвой той же стопы, заступает за него, поворачивается и ведет его подъемом той же стопы в другом направлении. В этом задании обращать внимание на качество выполнения каждого элемента и скорость перехода от одного элемента к другому; Игроки вначале «уводят» мяч от соперника внешней стороной стопы. После этого они меняют направление движения, делают несколько шагов и «уводят» мяч внутренней стороной стопы. Понятно, что техника этого задания может быть не совсем правильной, но пусть дети иногда делают что-нибудь сложное для этого возраста; Игроки выполняют эти же самые игровые приемы, но в зигзагообразных перемещениях. В этом случае они учатся сочетать «увод» мяча от соперника с одновременным изменением направления и скорости перемещений; В ЗИГЗАГООБРАЗНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЯХ ИГРОКИ СОВЕРШАЮТ поворот мяча внутренней и внешней сторонами подъема. У некоторых из них эти повороты не получаются совсем. Причина недостаточная подвижность в суставах, особенно в тазобедренном и голеностопном. Для постепенного исправления этого недостатка сделайте следующее. Первое: в домашнем задании дайте упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах. Второе: такие же упражнения должны быть включены в разминку следующих занятий. Игровая часть тренировки: воспроизведение изученного материала в игровых условиях. Продолжительность этой части минут. Она включает в себя следующие задания:

7 Игры от 1 против 1 до 4 против 4 на площадках от 10 на 10 м до 40 на 20 м 2 тайма по 5 минут; Эстафеты, которые начинаются из разных исходных положений (стоя или сидя, вперед лицом или спиной по направлению движения и т.п.) 10 минут; Индивидуальная работа с мячами, каждый игрок выполняет технический прием, который у него хорошо получается 5 минут. В заключительной части тренировки тренер должен найти положительные слова для всех детей, которые сегодня хорошо тренировались и играли в футбол. Кроме того, он дает им домашнее занятие (например, выполнить упражнения для развития гибкости). Занятие 5. Инвентарь: мячи, жилеты, конусы, маркеры, стойки Задачи: Продолжаем обучать элементарному владению мячом: ведение мяча разными способами; Анализируем, как дети выполнили домашнее задание; Ознакомление с ударами по мячу ногой. Разминка в течение 5 10 минут, в которой есть повторение как освоенных ранее упражнений, так и новых. Каждый ребенок с мячом. Ведение мяча правой и левой ногой. Вначале внутренней стороной подъема правой и левой ноги. Потом внешней стороной подъема как правой, так и левой ноги; Перекатывание мяча то влево, то вправо с остановкой его поочередно внутренней и внешней сторонами стопы. Упражнение выполняется поочередно правой и левой ногой; Рис. 7. Любая подвижная игра, например, такая. На площадке 10 на 10 м (или в круге, диаметром 10 м) находятся 10 футболистов. Двое из них в течение минуты должны осалить как можно больше партнеров. Нельзя выходить за пределы площадки, в этом случае мальчик или девочка считаются осаленными и выходят из игры. Упражнение на координацию: исходное положение основная стойка, ноги на ширине плеч. На счет 1 правая рука на пояс, 2 левая на пояс, 3 правая перед грудью, левая перед грудью, 5-6 два рывка вперед согнутыми в локтях руками, 7-8 1,5 круга руками вперед. Выполнять упражнение с максимальной амплитудой. Упражнение на координацию: исходное положение основная стойка, ноги на ширине плеч. На счет 1 левая рука к плечу, 2 правая к плечу, 3 левая перед грудью, 4 правая перед грудью, 5-6 два рывка назад согнутыми в локтях руками, 7-8 1,5 круга руками назад. Основная часть, минут: обучение технике ударов в ворота в стандартных условиях. Первое упражнение: удары по маленьким воротам низом внутренней стороной подъема. Для выполнения этого упражнения каждому футболисту на поле ставят, сделанные из стоек (конусов, маркеров и т.п.) индивидуальные ворота, шириной в 1 м. Дистанция удара 5 м, первые 5-10 ударов дети наносят, как умеют. Тренер смотрит на «технику» выполнения своего задания, а потом говорит: сейчас я вам расскажу и покажу, как нужно бить по воротам. Он делает это, объясняя и показывая удар внутренней стороной подъема. При объяснении акцент на самые существенные моменты: как подойти (подбежать) к мячу, куда и как ставить опорную ногу, что в этот момент должно происходить с бьющей ногой и т.д.

Смотрите так же:  Как узаконить коридор

8 После этого удары должны быть продолжены, и юные футболисты выполняют очередные 5-10 попыток. Но в этой серии тренер останавливает удары, и объясняет, что и почему делается неверно. И вновь повторяет основные положения правильной техники удара. В третьей серии вводится соревновательный элемент: кто забьет больше. Второе упражнение: игра 1 против 1, после отбора мяча удар по воротам. Игровая часть тренировки: удары в игровых условиях. Продолжительность этой части минут. Она включает в себя следующие задания: Игра 4 против 4 на площадке 24 на 12 м с маленькими воротами. При первой возможности футболисты должны бить по воротам 4 тайма по 2,5 минуты; Игра 1 против 1 на площадке 10 на 10 м 3-4 раза по 1 минуте; Индивидуальная работа с мячами, каждый игрок повторяет технические приемы, которые у него пока получаются плохо 5 минут. В заключительной части тренировки тренер должен найти положительные слова для всех детей, которые сегодня хорошо тренировались и играли в футбол. Кроме того, он дает им домашнее занятие (например, выполнить упражнения со скакалкой для развития ритма движений и прыгучести). Занятие 6. Инвентарь: мячи, жилеты, конусы, маркеры, стойки Задачи: Продолжаем знакомить детей с футболом; Осваиваем элементарные движения с мячом: ведение мяча разными способами. Разминка в течение минут, в которой есть повторение как освоенных ранее упражнений, так и новых. Каждый занимающийся с мячом. Перекатывание мяча то влево, то вправо с остановкой его поочередно внутренней и внешней сторонами стопы. Упражнение выполняется поочередно правой и левой ногой; Перекатывание мяча назад и вперед как подошвой, так и подъемом, поочередно меняя ноги; Движение вперед: поворот мяча носком одной стопы по направлению к другой стопе. После нескольких повторений продолжение упражнения, только движение вперед осуществляется внутренней частью подъема. Голова при ведении мяча должна быть приподнятой, чтобы видеть игровую ситуацию, в которой находятся игроки противника и футболисты своей команды. Любая подвижная игра, например, такая, как круговая лапта. Или «Лиса и куры», и т.п. Упражнение на координацию: Исходное положение стоя на одной ноге (свободная нога прижата к пятке опорной), руки на поясе. На счет 1 — наклон вперед, на счет 2 исходное положение, на счет 3 поворот туловища вправо, руки в стороны; на счет 4 — исходное положение; на счет 5 мах правой рукой вперед, на счет 6 исходное положение; на счет 7 подъем на носки, на счет 8 исходное положение. То же на другой ноге. Выполнять задание с максимальной амплитудой, следить за осанкой, стараться не терять равновесия и не касаться свободной ногой пола. Для усложнения задания можно на счет 8 сделать перепрыжку на другую ногу. Ведение мяча внешней стороной подъема с последующим ударом по маленьким воротам (по 3 5 раз). Упражнение на координацию: Исходное положение стоя на одной ноге (свободная нога прижата к пятке опорной), руки на поясе. На счет 1 подъем на носки, на счет 2 исходное положение, на счет 3 опора на пятку; на счет 4 — исходное положение; на счет 5 поворот на 900, на

9 счет 6 исходное положение; на счет 7 мах ногой вперед, на счет 8 исходное положение. То же на другой ноге. Можно чередовать махи ногой (вперед, назад и в сторону), во время маха спина прямая, стараться сохранять равновесие. Основная часть, минут: освоение элементарных движений с мячом. Первое упражнение: дети движутся по большому треугольнику или четырехугольнику. Они должны катить мяч перед собой внутренней стороной подъема одной ноги и останавливать его стопой другой ноги. При выполнении этого упражнения тренер контролирует расстояние, на которое мяч отлетает от футболиста после удара (толчка) внутренней стороной подъема. Он объясняет детям, что это расстояние должно быть таким, чтобы игрок постоянно контролировал мяч и мог укрыть его от соперника. Второе упражнение: игра 1 против 1 на площадке 5 на 5 м. Третье упражнение: тренер усложняет задание. Футболисты продолжают движение по треугольнику или четырехугольнику, но теперь они поочередно меняют стопы: ведут мяч внутренней стороной подъема правой ноги останавливают его стопой левой ноги. Затем ведут мяч внутренней стороной подъема левой ноги останавливают его стопой правой ноги и т. д. Четвертое упражнение. Оно направлено на развитие механизмов координации движений. Исходное положение основная стойка. На счет 1 правую руку на пояс, на счет 2 левую руку на пояс, на счет 3 правую руку к плечу, на счет 4 левую руку к плечу, на счет 5 правую руку вверх, на счет 6 левую руку вверх, на счет 7 и 8 два хлопка руками вверху. На счет 9 левую руку к плечу, на счет 10 правую руку к плечу, на счет 11 левую руку на пояс, на счет 12 правую руку на пояс, на счет 13 правую руку вниз, на счет 14 левую руку вниз, на счет 15 и 16 два хлопка руками внизу. Постепенно увеличивать темп движений. Для усложнения задания движения руками можно сочетать с прыжками. Например, на счет 1 прыжок, ноги вместе; на счет 2 прыжок, ноги врозь, на счет 9 прыжок, ноги в стороны, на счет 10 прыжок, ноги скрестно. Игровая часть тренировки: обучение технике ведения мяча в игровых условиях. Продолжительность этой части минут. Она включает в себя следующие задания: Эстафета «ведение мяча с обводкой конусов (стоек)», дистанция от 5 до 10 м, тренер формирует группы из 4-5 футболистов, продолжительность задания 5 минут. Число групп должно быть таким, чтобы не было длительного простоя; Игра 4 на 4 на площадке 20 на 15 м, 2 тайма по 3 минуты. Игра 2 на 2 на площадке 10 на 15 м, 2 тайма по 3 минуты. Индивидуальная работа с мячами, каждый игрок делает упражнения, в которых у него не все получается 5 минут. В заключительной части тренировки тренер должен найти положительные слова для всех детей, которые сегодня хорошо тренировались и играли в футбол. Кроме того, он дает им домашнее занятие. Например, выполнить упражнения с маленьким мячом. Бросить его на пол и поймать на отскоке. Затем ударить мячом о пол, чтобы он взлетел повыше, быстро повернуться на , и поймать мяч на отскоке и т.д.

10 Занятие 7. Инвентарь: мячи, жилеты, конусы, маркеры, стойки Задачи: Продолжаем знакомить детей с футболом; Анализируем, как дети выполнили домашнее задание; Осваиваем умение сочетать в связке несколько элементарных движений с мячом: обучение сочетанию «ведение, обводка, удар внешней частью подъема». Разминка в течение минут, в которой есть повторение как освоенных ранее упражнений, так и новых. Каждый занимающийся с мячом. Футболист двигает мяч назад подошвой, затем толкает его вперед подъемом, останавливает мяч подошвой той же стопы, заступает за него, поворачивается и ведет его подъемом той же стопы в другом направлении. В этом задании обращать внимание на качество выполнения каждого элемента и скорость перехода от одного элемента к другому; Игроки вначале уводят мяч от соперника внешней стороной стопы. После этого они меняют направление движения, делают несколько шагов и делают то же самое внутренней стороной подъема; Игроки выполняют эти же самые игровые приемы, но в зигзагообразных перемещениях. В этом случае они учатся сочетать увод мяча от соперника с одновременным изменением направления и скорости перемещений; Затем выполняются координационные упражнения, которые «разбудят» механизмы, управляющие движениями: Исходное положение основная стойка. На счет 1 приседание на опорной ноге, свободная в сторону, на счет 2 исходное положение, на счет 3 подъем на полупальцы; на счет 4 — исходное положение; на счет 5 поворот влево на 900, на счет 6 исходное положение; на счет 7 мах свободной ногой в сторону, на счет 8 исходное положение. То же на другой ноге. Исходное положение основная стойка. На счет 1-2 круг плечами вперед, на счет 3-4 круг плечами назад; на счет 5-6 круги (правое плечо вперед, левое назад), на счет 7-8 круги (левое плечо вперед, правое назад). Руки расслаблены, лопатки «опущены». Амплитуда движений — максимальная. Основная часть, минут. Освоение элементарных движений с мячом: обучение сочетанию «ведение, обводка, удар». Подводящие упражнения: Юные футболисты выполняют удары по неподвижному мячу, посылая его партнерам; Выполняют удары какой-либо частью подъема с шага; Затем удары с небольшого разбега низом и верхом. Юные футболисты выполняют упражнения на площадке 30 на 30 м, в одном из концов которой устанавливаются 5 маленьких ворот. Расстояние между воротами 5 м. На другом конце площадки стоят группы футболистов по 4-5 игроков в каждой. У каждого мяч. С 10-го по 20-й метры дистанции устанавливают по 4-5 стоек. В первом задании осваивается связка «ведение, обводка, ведение». Футболист по сигналу тренера ведет мяч внутренней стороной подъема; потом обводит стойки (конусы); поворачивается и ведет мяч в конец своей колонны. Упражнение выполняется поочередно правой и левой ногой.

11 Во втором задании осваивается связка «ведение, обводка, удар по воротам». Футболист по сигналу тренера ведет мяч внутренней стороной подъема; потом обводит стойки (конусы); делает небольшое ускорение (3 5 м) перед ударом; наносит удар по воротам. Упражнение выполняется поочередно правой и левой ногой. Игровая часть тренировки: обучение технике ведения мяча, обводки и ударов по воротам в игровых условиях. Продолжительность этой части минут. Она включает в себя следующие задания: Квадрат 4 на 2 на площадке 20 на 20 м 5 минут; основное внимание тренера на умение юных игроков открыться, занять активно выгодную позицию для получения мяча. Индивидуальная работа с мячами, каждый игрок делает все, что ему вздумается 5 минут. Если кто-то из детей останавливается, тренер на ходу изменяет задание, внося в него какие-то новые элементы. Можно выбрать такой режим: 1,5 минуты упражнение, потом пауза с объяснениями. Игра 4 на 4 на площадке 24 на 12 м, с 4 маленькими воротами 5 минут. Игра 1 против 1 на площадке 5 на 5 м 5 минут. Индивидуальная работа с мячами, каждый игрок делает упражнение, которое у него получается хуже всего 5 минут. В заключительной части тренировки юные футболисты чередуют бег трусцой с ходьбой по периметру площадки, и выполняют упражнения стретчинга в положении «стоя». Тренер должен найти положительные слова для всех детей. Вместе с тем, заключение по тренировке делается по схеме «тренировались хорошо, но можно лучше». И далее краткий анализ того, что можно делать лучше. Кроме того, он дает им домашнее занятие (например, продолжить выполнение упражнений с маленьким мячом: ловля на отскоке, ведения, обводка стула и т.д.). Занятие 8. Инвентарь: мячи, жилеты, конусы, маркеры, стойки Задачи: Продолжаем обучать элементарному владению мячом; Анализируем, как дети выполнили домашнее задание; Осваиваем технику передач мяча и знакомим детей с техникой ударов головой. Разминка в течение минут, в которой есть повторение как освоенных ранее упражнений, так и новых. Начинается разминка с подвижной игры (5 минут). Затем юные футболисты повторяют однодва упражнения по элементарному владению мячом, которые они выполняли в предыдущих занятиях. Работа с мячом на месте, поочередно правой и левой ногой; передней частью подошвы мяч двигается вперед и назад к внутренней стороне этой же стопы. Работа с мячом на месте, поочередно правой и левой ногой; подъемом ноги мяч откатывается в сторону и возвращается назад подошвой стопы. Затем дети выполняют координационные упражнения, состоящие из прыжков и бега. Исходное положение стоя боком, руки на пояс. На счет 1-4 бег скрестным шагом (2 шага), на счет 5 прыжок с поворотом на 900, ноги врозь; на счет 6 прыжок на правую ногу, левая в скрестном положении сзади; на счет 7 прыжок с поворотом на 900, ноги врозь; на счет 8 прыжок на левую ногу, правая в скрестном положении сзади. То же самое в другую сторону. Увеличивать темп движений по мере освоения упражнения в серии последовательных занятий. Бег с изменением направления движения по числу хлопков. Если 1 хлопок — поворот направо, 2 хлопка поворот налево. Хлопать четко, чтобы дети слышали, что им нужно делать. Основная часть, минут: обучение технике передач и ударов головой в стандартных условиях.

12 Первое упражнение: «передачи мяча головой», выполняется в парах. Мальчики встают лицом друг к другу на расстоянии 3-5 м, в руках у одного мяч. Он набрасывает партнеру мяч на голову, который согласованными движениями туловища и головы бьет по мячу лбом, посылая его партнеру обратно. Партнер ловит мяч в воздухе или на отскоке, и вновь набрасывает мяч под удар. После 5 повторений партнеры меняются местами. Второе упражнение: «передачи мяча головой» в группе из трех юных футболистов. Игрок «А» набрасывает мяч на голову игроку «В» и тот должен ударом головой послать мяч партнеру «С». Игровая часть тренировки: обучение технике передач мяча и ударов головой в игровых условиях. Продолжительность этой части минут. Она включает в себя следующие задания: Эстафета, которая выполняется следующим образом. Команды А и В против команд С и Д. В каждой команде не более 4-х футболистов. В начальном положении стоят лицом друг к другу на расстоянии не более чем 3-5 м, так же располагаются команды С и Д. Футболисты А1 и Д1 с мячами. По сигналу тренера они руками набрасывают мяч на голову партнерам по команде В1 и С1, и сразу же бегут в конец колонн своих партнеров (как это указано на рисунке). Игроки В1 и С1 бьют по мячу головой, посылая его соответственно игрокам А2 и Д2, после чего бегут в конец противоположных четверок 5 минут. Игра 4 на 4 на площадке 20 на 20 м. Передачи мяча руками, ногами и головой. Для передачи мяча головой или удара по мячу головой один из игроков берет в руки мяч и набрасывает на голову другого 5 минут; Индивидуальная работа с мячами, каждый игрок бросает руками мяч над собой и бьет по опускающемуся мячу головой 5 минут. Игра 4 на 4 на площадке 20 на 40 м с четырьмя маленькими воротами 5 минут; Повторение эстафеты 5 минут. Индивидуальная работа с мячами, каждый игрок делает все, что ему вздумается 5 минут. В заключительной части тренер анализирует качество передач и ударов головой. Он обращает особое внимание на движение головой перед ударом. И далее, что нужно делать для того, чтобы улучшить игру головой. Кроме того, он дает им домашнее занятие (например, продолжить выполнение упражнений с маленьким мячом: ловля на отскоке, ведения, обводка стула и т.д.). Занятие 9. Инвентарь: мячи, жилеты, конусы, маркеры, стойки Задачи: Продолжаем обучать владению мячом: контроль мяча в сочетании с защитой его от соперника; Улучшаем координацию движений; Осваиваем сочетание «ведение мяча и удар ногой по воротам». Разминка в течение минут, в которой есть повторение как уже выполнявшихся ранее упражнений, так и новых заданий. Каждый футболист с мячом выполняет следующие задания: Перекатывание мяча влево вправо с остановкой его поочередно внутренней и внешней сторонами стопы. Упражнение выполняется поочередно то левой, то правой ногой; Перекатывание мяча подошвой в движении, поочередно обеими ногами; Покатить мяч вперед подъемом и тянуть мяч назад подошвой, поочередно правой и левой ногой;

13 Ведение мяча по зигзагообразной линии с использованием передней части подошвы для поворота мяча в нужном направлении; То же самое упражнение, но теперь игрок ведет мяч, быстро передавая его от одной стопы к другой; Подвижная игра на внимание 5 минут. Координационное упражнение. Исходное положение средний присед. На счет 1-3 ходьба «гусиным шагом» вперед, на счет 4 поворот через левое плечо (в положении среднего приседа). На счет 5-7 ходьба «гусиным шагом» назад, на счет 8 поворот через правое плечо (в положении среднего приседа). На счет 9-11 прыжки в приседе вперед, на счет 12 прыжок поворотом на 1800 (в приседе) влево. На счет прыжки в приседе назад, на счет 16 прыжок поворотом на 1800 (в приседе) вправо. Координационное упражнение. Прыжки на двух ногах в игре «классики». Число квадратов и их размеры определяются возрастом и тренировочным стажем юных футболистов. Ведение мяча. Каждый ведет свой мяч так, как ему хочется и как он умеет. Тренер внимательно смотрит на «достижения» своих учеников, накапливая материал для анализа. Основная часть, минут: обучение умению сочетать ведение мяча с последующим ударом по воротам. Защита мяча от соперника. Первое упражнение: ведение мяча с обводкой 4-5 стоек, расставленных на прямой линии 2 повторения. Второе упражнение: ведение мяча с обводкой тех же стоек, но расставленных зигзагообразно 2 повторения. Третье упражнение: удары в маленькие ворота (1-2 м шириной, сделанные из конусов или стоек) с небольшого разбега (4-6 м от места удара до ворот) по 3 удара каждым футболистом. Четвертое упражнение: ведение мяча (в первых повторениях прямолинейно, в последующих зигзагообразно), пас вперед на ход самому себе, рывок и удар по воротам 2 повторения. Пятое упражнение: в парах, контроль мяча и прикрытие его от соперника частью тела или всем телом. Усложнение задания: добавляется третий партнер, который выполняет передачу мяча. Принять мяч, прикрыть его от соперника, увести в сторону 3 повторения. Игровая часть тренировки: обучение ведению мяча и ударов ногой по воротам в игровых условиях. Продолжительность этой части минут. Она включает в себя следующие задания: Игра 2 против 2 на площадке не более чем 20 на 20 м, с маленькими воротами, но без вратарей. Два футболиста, владеющих мячом, постоянно перемещаются, контролируя мяч, и при первой возможности бьют по воротам 3 серии по 1, 5 минуты. Эстафета, в колоннах по 4 футболиста, передачи мяча через голову партнеру вперед и назад по 2 повторения. Игра 4 против 4 на площадке не более чем 30 на 15 м, с 4 воротами. Четверо футболистов, владеющих мячом, постоянно перемещаются, контролируя мяч, и при первой возможности бьют по воротам 3 повторения по 2-3 минуты. В заключительной части тренер анализирует качество выполнения связки: «ведения пас себе на ход удары». Он обращает особое внимание на слитность выполнения всех компонентов связки Кроме того, он дает им домашнее занятие (например, продолжить выполнение упражнений с маленьким мячом: ловля мяча на отскоке, ведения, обводка стула и т.д.).

Смотрите так же:  Приказ о досрочном окончании испытательного срока

14 Занятие 10. Инвентарь: мячи, жилеты, конусы, маркеры, стойки Задачи: Продолжаем знакомить детей с футболом; Продолжаем обучать элементарному владению мячом; Анализируем, как дети выполняют задания тренера; Осваиваем умение выполнять передачи мяча в малых группах (из 2-х 3-х игроков). Разминка в течение минут, в которой есть повторение как уже выполнявшихся ранее упражнений, так и новых заданий. Каждый футболист с мячом. Ведение мяча сначала по прямой, а потом по зигзагообразной линии; После этого подвижная игра «Кот идет» (Совушка)». В углу площадки очерчивается «дом» для «кота». По периметру остальной части площадки в холодную или сырую погоду расстилают на газоне 5-8 ковриков. Из играющих выбирается водящий «кот», остальные играющие «мышки». «Кот» уходит в свой дом, а «мышки» садятся на свои коврики. Тренер выходит на середину площадки и говорит: «Мышки, мышки, выходите, Порезвитесь, попляшите, Выходите поскорей, Спит усатый кот-злодей». «Мышки» выбегают на середину площадки и начинают приплясывать со словами: «Тра-та та, тра-та та Не боимся мы кота». По сигналу тренера «Кот идет» все «мышки» застывают на месте без движения, а «кот» крадется к ним и смотрит, кто шевелится из «мышей». Если какая-нибудь «мышка» пошевелится, «кот» забирает ее к себе в дом. «Кот» ловит «мышей» до тех пор, пока тренер не скажет: «кот ушел». «Кот» уходит в свой дом, а «мышки» опять начинают бегать, танцевать и припевать до следующего сигнала «Кот идет». «Кот» по сигналу тренера выходит несколько раз, после чего подсчитываются пойманные им «мышки», выбирается новый «кот» из не пойманных, а пойманные начинают играть со всеми. После нескольких игр отмечаются лучшие «мышки», ни разу не попавшиеся «коту», и лучший водящий «кот», сумевший поймать наибольшее число «мышек». Правила игры: Когда кот выходит на площадку, мыши замирают, и шевелиться могут только те, которых кот не видит; Если дети устают, то пойманные «мыши» не принимают участия в очередной игре и отдыхают. Вариант игры. Построение игры то же, только тематическое содержание другое. Вместо кота в качестве водящего выбирается сова. Все остальные изображают мышей. По сигналу тренера «День» сова засыпает, а мышки начинают бегать и играть. По сигналу «Ночь» сова просыпается и идет ловить мышей, а они останавливаются и не шевелятся. Выполняем два упражнения для развития координации:

15 Исходное положение ноги на одной линии, руки на поясе. Круговые движения головой. На счет 1-4 вправо, 5-8 влево. Спина прямая, амплитуда движения — максимальная. Для усложнения упражнения его можно выполнять с закрытыми глазами. Исходное положение основная стойка. На счет 1-2 круг руками вперед, 3 поворот вправо, руки в стороны, 4 исходное положение, 5 наклон вперед к левой ноге (правой рукой коснуться стопы левой ноги, левую руку вверх), 6 исходное положение. Затем на счет 7 8 круг руками назад, и далее на счет 9-12 упражнение выполняется в другую сторону. При наклоне вперед ноги в коленных суставах не сгибать. Можно постепенно увеличивать темп движения. Перекатывание мяча влево вправо с остановкой его поочередно внутренней и внешней сторонами стопы. Упражнение выполняется поочередно то левой, то пра вой ногой; Перекатывание мяча подошвой в движении, поочередно обеими ногами; Покатить мяч вперед подъемом и тянуть мяч назад подошвой, поочередно правой и левой ногой; Последнее упражнение в разминке для развития и оценки гибкости: Исходное положение основная стойка, ноги шире плеч. Наклониться к правой ноге, потом к левой ноге. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 7 раз. Это упражнение юный футболист будет выполнять в течение всей своей «футбольной» жизни для развития и поддержания гибкости. Но кроме этого, результат упражнения это хороший показатель гибкости. Тренер должен быть внимателен при выполнении этого задания, после которого он будет знать, у кого гибкость недостаточна и нужно начинать работу над ее развитием. Основная часть, минут: обучение умению выполнять передачи мяча в малых группах (из 2-х 3-х игроков). Для этого можно использовать следующие упражнения. Первое упражнение: передачи мяча в парах на месте. Сразу же скажите юным футболистам, что в современном футболе «на месте» ничего не делается. Только в движении. Название этому упражнению дали в старое время, когда многие футболисты ожидали мяч стоя. Футболисты располагаются в 5-7 м друг от друга, у одного из них мяч. Внутренней стороной стопы правой ноги он делает передачу партнеру, и тот идет на мяч. Останавливает его подошвой правой или левой ноги, и делает возвратный пас. Оба мальчика играют попеременно то правой, то левой ногой. Сила удара по мячу должна быть такой, чтобы скорость перемещения мяча по газону соответствовала возрасту игроков и их умению делать передачи мяча. Это упражнение футболист будет делать до конца своей футбольной карьеры. Но год от года, в последующих тренировках будут возрастать скорости передвижения игроков в моменты паса или приема мяча, и скорость перемещения мяча 2 серии по 2 минуты. Во втором упражнении футболисты также располагаются в 5-7 м друг от друга, у одного из них мяч. Внутренней стороной стопы правой ноги он делает передачу партнеру, но не прямо ему, а под некоторым углом. Чтобы обработать этот мяч, игрок, принимающий его, должен сделать рывок на 3-5 м, остановить мяч в движении, развернуться более чем на 900, и, сделав возвратный пас, тут же бежать к той точке, в которую партнер пошлет мяч. После 3-5 передач он пробегает в челночном беге м. Это не мало, поэтому партнеры меняются местами, а после 3-4 повторений следует пауза отдыха. И, наконец, в третьем упражнении футболисты также располагаются в 5-7 м друг от друга, у одного из них мяч. Они перемещаются параллельно друг другу, посылая мяч партнеру «на ход». Передача мяча делается не в ноги партнеру, а в зону перед ним. Поэтому передающий мяч должен учиться соразмерять время и скорость паса, а также точку, в которую нужно послать мяч, с одной стороны, и скорость передвижения принимающего мяч футболиста. В первых тренировках юные футболисты передвигаются шагом, потом переходят на бег, и постепенно от тренировки к тренировке увеличивают скорость бега 2 серии по 2 минуты.

16 Игровая часть тренировки (воспроизведение изученного материала в игровых условиях) длится минут и включает в себя следующие задания: Игра 2 против 2 на площадке 20 на 20 м 2 тайма по 5 минут. Нужно объяснить детям, что в первые 2-3 минуты команда без мяча не должна активно отбирать мяч. Задача футболистов этой команды помешать сделать передачу мяча в свободную зону «на ход» бегущему игроку. Соответственно, задача команды с мячом стараться уйти от соперника и принять мяч от партнера в относительно свободных условиях. В следующей серии активность борьбы за мяч повышается; Эстафеты, которые начинаются из разных исходных положений (стоя или сидя, вперед лицом или спиной по направлению движения и т.п.) 10 минут; Индивидуальная работа с мячами, каждый игрок делает все, что ему вздумается 2 серии по 2 минуты. В паузе показ как правильно делать упражнения В заключительной части тренировки тренер должен найти положительные слова для всех детей, которые сегодня хорошо тренировались и играли в футбол. Кроме того, объясняя домашнее занятие (выполнение упражнений для развития гибкости) он должен отметить, что плохая гибкость (подвижность в суставах ног) не позволит юным футболистам иметь хорошую технику передач и ударов. Занятие 11. Инвентарь: мячи, жилеты, конусы, маркеры, стойки Задачи: Продолжаем знакомить детей с футболом; Продолжаем обучать элементарному владению мячом; Анализируем, как дети выполняют задания тренера; Осваиваем умение выполнять передачи мяча в малых группах (из 4-х игроков). Разминка в течение минут, в которой есть повторение как уже выполнявшихся ранее упражнений, так и новых заданий. Один мяч на двух футболистов. Первое упражнение: передачи мяча в парах на месте. Напомните юным футболистам, что в современном футболе «на месте» ничего не делается. Только в движении. Футболисты располагаются в 5-7 м друг от друга, у одного из них мяч. Внутренней стороной подъема правой ноги он делает передачу партнеру, и тот идет на мяч. Останавливает его подошвой правой или левой ноги, и делает возвратный пас. Оба партнера играют попеременно то правой, то левой ногой 2 серии по 3 минуты. Второе упражнение: передачи мяча в парах в движении. Футболисты располагаются в 5-7 м друг от друга, у одного из них мяч. Они перемещаются параллельно друг другу, посылая мяч партнеру «на ход». Передача мяча делается не в ноги партнеру, а в зону перед ним. Поэтому передающий мяч должен учиться соразмерять время и скорость паса, а также точку, в которую нужно послать мяч, с одной стороны, и скорость передвижения принимающего мяч футболиста. Так как это упражнение выполняется в разминке, то вначале юные футболисты передвигаются шагом, а потом переходят на легкий бег 3 минуты. Третье упражнение: подвижная игра (по выбору тренера) 2 серии по 2 минуты. Следующее упражнение повторение движений «школы техники футбола». Перекатывание мяча влево вправо с остановкой его поочередно внутренней и внешней сторонами стопы. Упражнение выполняется поочередно то левой, то правой ногой; Перекатывание мяча подошвой в движении, поочередно обеими ногами; Покатить мяч вперед подъемом и тянуть мяч назад подошвой, поочередно правой и левой ногой; Последнее упражнение разминки направлено на развитие координации. Исходное положение основная стойка. На счет 1 правую руку на пояс, на счет 2 левую руку на пояс, на счет 3 правую

17 руку к плечу, на счет 4 левую руку к плечу, на счет 5 правую руку вверх, на счет 6 левую руку вверх, на счет 7 и 8 два хлопка руками вверху. На счет 9 левую руку к плечу, на счет 10 правую руку к плечу, на счет 11 левую руку на пояс, на счет 12 правую руку на пояс, на счет 13 правую руку вниз, на счет 14 левую руку вниз, на счет 15 и 16 два хлопка руками внизу. Постепенно, от занятия к занятию, увеличивать темп движений. Для усложнения задания движения руками можно сочетать с прыжками. Например, на счет 1 прыжок, ноги вместе; на счет 2 прыжок, ноги врозь, на счет 9 прыжок ноги в стороны, на счет 10 прыжок ноги скрестно по 2 повторения. Основная часть, минут: обучение умению выполнять передачи мяча в малых группах (из 3-х игроков) в движении. Для этого можно использовать следующие упражнения. Первое упражнение: передачи мяча в тройках на месте. Футболисты располагаются на одной линии, в 7-8 м друг от друга. Мячи у крайних игроков. Один из них делает переда чу центральному игроку, тот идет навстречу движущемуся к нему мячу, останавливает его и возвращает мяч партнеру. Быстро разворачивается на 1800 к другому партнеру, идет на посланный им мяч и после остановки делает возвратный пас. После 3-4 повторений происходит смена партнеров. Второе упражнение: передачи мяча в тройках в движении. В исходном положении футболисты располагаются на трех параллельных линиях в 7-8 м друг от друга, у одного из крайних игроков мяч. По сигналу тренера все трое начинают движение по этим параллельным линиям, и одновременно крайний делает пас на ход футболисту, движущемуся по центральной линии. Тот, не прекращая движения, обрабатывает мяч и делает передачу на другой край. Упражнение выполняется на площадке 30 на 20 м, и с учетом низкой скорости перемещений футболистов, каждый из них сделает по 3-4 паса в этом задании. Третье упражнение: квадрат 3х3 на площадке 15 на 15 м с заданием остановить мяч на бровке «противника». Первая тройка начинает упражнение и повторяет его 4-5 раз, каждый раз начиная его с исходного положения (есть 2 варианта завершения упражнения: мяч зафиксирован на бровке соперника или потерян в борьбе). После этого упражнение выполняет вторая тройка, победитель определяется по числу доставок мяча на бровку соперника. Четвертое упражнение: игра 3х3 на площадке 20 на 20 м с четырьмя 1-метровыми воротами. Игровая часть тренировки (воспроизведение изученного материала в игровых условиях) длится минут и включает в себя следующие задания: передачи мяча в движении, по схеме, изображенной на рис. 19. После прохождения двух кругов футболисты 1 и 2 меняются местами с партнерами, например, 3 и 6. передачи мяча в тройках в движении; то же самое, но упражнение завершается ударом по маленьким воротам, который с 7-8 м наносят девочка или мальчик, движущийся по центральной линии. Тренер фиксирует число попаданий в ворота каждой тройкой. Игра 1х1. Юные футболисты еще не разучивали финты, которые очень важны для успеха в этом задании. Тем не менее, они выполняют это упражнение, как умеют, а тренер контролирует эти «умения». Игра 3х3 на площадке 10 на 20 м. Индивидуальная работа с мячами, каждый игрок делает все, что ему вздумается 5 минут. В заключительной части тренировки футболисты бегут трусцой по периметру площадки, скорость бега задает тренер, который бежит впереди и немного сбоку (чтобы видеть всех ребят). После бега он должен найти положительные слова для всех мальчиков и дать каждому домашнее задание. Занятие 12. Инвентарь: мячи, жилеты, конусы, маркеры, стойки Задачи:

Author: Advokat