Федеральный закон ст.22 23

Федеральный закон «О ветеранах» РФ 2019 года (N 5-ФЗ (редакция 2018-2019))

Федеральный закон «О ветеранах» — N 5-ФЗ — утверждает такие категории ветеранов, как ветераны боевых действий на территории СССР, ветераны ВОВ, ветераны труда, ветераны боевых действий на территории нашего государства и территориях других стран, ветераны военной и госслужбы (это касается не только граждан РФ, но и постоянно проживающих на территории нашей страны иностранцев и людей без гражданства, относящихся к одной из выше перечисленных категорий ветеранов). Регулирует задачи, связанные с политикой государства в отношении ветеранов, расходных обязательств по соц. защите и поддержке лиц, относящихся к той или иной категории ветеранов. Описывает нюансы таких вопросов, как оказание ритуальных услуг, ежемесячная денежная выплата ветеранам и т.д.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ был принят 16.12.1994 г.

ст 22 . Закон 400-ФЗ о Страховых Пенсиях 2019

В соответствии со статьей 36 Новый закон О Страховых пенсиях вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г. Обсуждение закона .

Статья 22. Сроки назначения страховой пенсии

1. Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

2. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

3. В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

4. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.

5. Страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи, в следующих случаях:

1) страховая пенсия по старости — со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

2) страховая пенсия по инвалидности — со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца — со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Размер страховой пенсии по старости лиц, получавших страховую пенсии по инвалидности, при соблюдении условий, содержащихся в нижеследующей части, и размер страховой пенсии по старости лиц, получавших страховую пенсию по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера ранее установленной им страховой пенсии по инвалидности по состоянию на день, с которого была прекращена выплата указанной пенсии (часть двадцать четвертая статьи 15 данного документа).

6. Страховая пенсия по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренного частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, имеющему не менее 15 лет страхового стажа и величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, назначается со дня достижения им указанного возраста без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости извещает данное лицо о назначении ему страховой пенсии по старости.

7. Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

8. В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

9. В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.

10. Страховая пенсия назначается на следующие сроки:

1) страховая пенсия по старости — бессрочно;

2) страховая пенсия по инвалидности — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не более чем до дня назначения (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости либо до дня достижения возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, а при отсутствии 15 лет страхового стажа и (или) величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 — до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.

11. Перевод с одного вида страховой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на страховую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой либо с другой пенсии на страховую пенсию со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (если их нет в его выплатном деле), но не ранее дня приобретения права на страховую пенсию.

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги.

В случае, если при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации заявитель не имел намерения нести обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, а целью приобретения гражданства Российской Федерации являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, решение о приобретении гражданства Российской Федерации также подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

2. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. При этом установленный вступившим в законную силу приговором суда факт совершения лицом хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3 — 205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1 — 282.3 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 277 — 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности, приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

3. Если документы, на основании которых в отношении лица было принято решение о приобретении им гражданства Российской Федерации, представлялись им одновременно (совместно) с документами для приобретения гражданства Российской Федерации его супругом (супругой) и (или) детьми либо если в отношении указанного лица, его супруга (супруги) и (или) детей было принято общее решение о приобретении ими гражданства Российской Федерации и впоследствии было установлено, что в отношении указанного лица такие решения принимались на основании представленных им подложных документов или заведомо ложных сведений, отмена соответствующего решения о приобретении гражданства Российской Федерации в части, касающейся указанного лица, не влечет за собой отмену решения о приобретении гражданства Российской Федерации в части, касающейся супруга (супруги) и (или) детей указанного лица.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.95 N 5-ФЗ (ред. от 18.11.98) «О ВЕТЕРАНАХ»
  • В данном виде документ опубликован не был.
  • (в ред. от 12.01.95 — «Российская газета», N 19, 25.01.95,
  • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 3, ст. 168)
Смотрите так же:  Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет для безработных

Статья 22. Меры социальной защиты ветеранов труда

Ветераны труда при выходе на пенсию сохраняют права членов трудового коллектива предприятия, учреждения, организации, в которых они работали до выхода на пенсию. За ними сохраняется право на улучшение жилищных условий, на пользование объектами социально-бытовой сферы и услугами культурно-просветительных учреждений, на участие в приватизации, акционировании предприятия, учреждения, организации.

Ветеранам труда при выходе на пенсию в качестве мер социальной защиты предоставляются следующие права и льготы:

пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым они были прикреплены в период работы, бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;

при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов) в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства;

предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до одного месяца в году;

бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от их места жительства, а в сельской местности — также на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения;

50-процентная сезонная скидка со стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;

50-процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы), в том числе членам семей указанных лиц, совместно с ними проживающим (в коммунальных квартирах — 50-процентная скидка в оплате занимаемой жилой площади). Льготы по оплате жилья предоставляются ветеранам труда, проживающим в домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях;

50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия — в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, абонентная плата за телефон, радио, коллективная антенна), а ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — в оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

Предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, органы местного самоуправления вправе устанавливать исходя из специфики и условий труда дополнительные льготы гражданам, имеющим особые заслуги перед предприятием, учреждением, организацией.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе устанавливать ветеранам труда дополнительные льготы.

Статья 22. Применение боевой и специальной техники

1. Боевая и специальная техника, состоящая на вооружении войск национальной гвардии, применяется в следующих случаях:

1) для освобождения заложников, захваченных охраняемых войсками национальной гвардии объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, собственных объектов войск национальной гвардии, боевой, специальной и иной техники;

2) для защиты граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;

3) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна) путем его повреждения, если водитель (капитан) отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников полиции или военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

4) для отражения группового или вооруженного нападения (в том числе с использованием транспортных средств) на охраняемые войсками национальной гвардии объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, собственные объекты войск национальной гвардии, на помещения, занимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями;

5) для пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований;

6) для подавления сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии о прекращении противоправных действий и сдаче имеющихся у этих лиц оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и военной техники;

7) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8, 10 и 11 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, по указанию соответствующего командира (начальника) — от командира воинской части войск национальной гвардии, ему равных и выше — или его заместителя могут применяться бронемашины с последующим обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента их применения.

Федеральный закон «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 19.07.2018 N 197-ФЗ ст 22

Статья 22. Виды и срок действия контракта

1. С гражданином, впервые поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе, заключается первый контракт.

2. Контракт заключается на определенный срок (срочный контракт) или на неопределенный срок. Срочный контракт может заключаться в случаях, установленных частью 9 настоящей статьи.

3. Контракт вступает в силу со дня (календарной даты), определенного правовым актом о назначении гражданина на должность в уголовно-исполнительной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

4. Контракт прекращает свое действие:

1) со дня увольнения сотрудника со службы в уголовно-исполнительной системе, в связи с гибелью (смертью) сотрудника, признанием его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявлением умершим;

2) со дня заключения с сотрудником нового контракта.

5. Срочный контракт заключается в случаях, когда правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе или условий прохождения службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

6. Срочный контракт считается заключенным на неопределенный срок, если за два месяца до истечения срока его действия стороны не заявят о желании заключить новый срочный контракт или расторгнуть контракт.

7. Контракт, заключенный на неопределенный срок, действует до достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

8. С гражданином, поступающим в образовательную организацию высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме, не достигшим возраста 18 лет, контракт заключается с письменного согласия его законных представителей (родителей, усыновителей, попечителей), за исключением случаев, предусмотренных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Срочный контракт заключается:

1) с гражданином, впервые поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе для замещения должности:

а) рядового состава и младшего начальствующего состава, — на три года;

б) среднего и старшего начальствующего состава, — на пять лет;

2) с гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе, или с сотрудником для замещения должности временно отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами сохраняется должность в уголовно-исполнительной системе, — на период отсутствия сотрудника;

3) с гражданином, поступающим в образовательную организацию высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме, — на период обучения с обязательством заключить контракт о последующей службе в уголовно-исполнительной системе в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона;

4) с сотрудником, зачисляемым в образовательную организацию или научную организацию федерального органа уголовно-исполнительной системы, а также направляемым в образовательную организацию федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрен иной вид государственной службы, для обучения по очной форме обучения, — на период обучения и обязательной последующей службы в учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, направивших сотрудника на обучение, в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона;

5) с сотрудником, изъявившим желание заключить новый срочный контракт по окончании срока действия предыдущего срочного контракта, — на период, определяемый по соглашению сторон, но не менее чем на один год;

6) с сотрудником, назначаемым на должность, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, — на период замещения этой должности;

7) с сотрудником, достигшим предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, — на период, определяемый в соответствии со статьей 91 настоящего Федерального закона;

8) с сотрудником, назначаемым на должность руководителя (начальника), — на период замещения должности в уголовно-исполнительной системе;

9) с гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе, или с сотрудником для замещения должности педагогического работника образовательной организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы по результатам конкурса — на пять лет.

10. Действие контракта приостанавливается в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Статья 22 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 22 Конституции РФ гласит:

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Комментарий к Ст. 22 КРФ

1. В соответствии со ст. 1 Всеобщей декларации прав человека «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Исходя из закрепленного во Всеобщей декларации идеала свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в частности, предусматривается, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность (п. 1 ст. 9), никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии, не должен понуждаться к принудительному труду (ст. 8), ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам (ст. 7).

Конституционное право на свободу является одним из наиболее значимых социальных благ, которое не только создает условия, необходимые для всестороннего удовлетворения запросов личности, но и обеспечивает демократическое развитие общества.

Как видно из системного анализа положений названных международных документов, свобода и личная неприкосновенность трактуются в них достаточно широко, охватывая сферу как биологической, так и социальной жизни. Право на свободу, в частности, включает в себя комплекс конкретных правомочий, реализуемых в сфере личной (свобода выбора места пребывания, свобода передвижения, свобода действий и т.д.), политической (свобода мысли, свобода слова и т.д.), профессиональной (свобода труда, свобода творчества и т.д.) жизни. Возможность такой широкой трактовки понятия «свобода» никоим образом не опровергается наличием в Конституции Российской Федерации и в отраслевых законодательных актах норм, специально посвященных тем или иным проявлениям свободы личности, поскольку в этом всего лишь проявляется обычная для законодательства практика включения в закон наряду с общими нормами (ч. 1 ст. 22 Конституции) наиболее значимых специальных норм (например, ст. 23, 26, 27, 29 Конституции).

Одним из прав, тесно связанных с правом на свободу, является право на личную неприкосновенность, о котором также говорится в ст. 22. Личная неприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности личности и включает в себя физическую (телесную) неприкосновенность и неприкосновенность психическую.

Обеспечение физической неприкосновенности личности предполагает создание достаточных государственных гарантий от каких-либо посягательств на ее жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, свободу физической активности как со стороны государства в лице его органов и должностных лиц, так и со стороны отдельных граждан. Обеспечение психической неприкосновенности охватывает комплекс мер, направленных на защиту от посягательств психического и нравственного здоровья личности, интеллектуальной и волевой сфер сознания человека. Причем, как отметил Конституционный Суд в Определении от 4 декабря 2003 г. N 459-О (ВКС РФ. 2004. N 3). «понятием «физическая неприкосновенность» охватывается не только прижизненный период существования человеческого организма, но и создаются необходимые предпосылки для правовой охраны тела умершего человека».

Обеспечивая свободу и личную неприкосновенность, законодатель широко использует как регулятивные, так и охранительные возможности права.

Так, принятые 22 июля 1993 г. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (Ведомости РФ. 1993. N 33. ст. 1318) устанавливают, что любое медицинское вмешательство допускается только с согласия пациента или его законных представителей (если речь идет о несовершеннолетних, не достигших 15 лет, или о недееспособных гражданах). Без согласия пациента медицинская помощь может оказываться лишь в случаях, когда его состояние не позволяет ему выразить свою волю (ст. 32 Основ). При этом решение о медицинском вмешательстве вправе принимать консилиум, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения (и законных представителей); решение о принудительной госпитализации вправе принять только суд.

Смотрите так же:  Договор газ китай

Сходное правило закреплено и в ст. 11 Закона от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (Ведомости РФ. 1992. N 33. ст. 1913), в соответствии с которой лечение без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя может проводиться лишь в случаях, предусмотренных УК, или когда, как сказано в ст. 29, психическое расстройство обуславливает опасность лица для себя или окружающих; его беспомощность или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения состояния. Трансплантация органов или тканей человека, согласно ст. 1 Закона от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (Ведомости РФ. 1993. N 2. ст. 62) допускается лишь при наличии согласия на то донора и только при условии, что его здоровью не будет причинен значительный вред. ФЗ от 30 мая 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (СЗ РФ. 1995. N 14. ст. 1212), вводя комплекс мер, обеспечивающих профилактику и лечение этого заболевания, предусматривает, что медицинское освидетельствование граждан с целью выявления ВИЧ-инфекции проводится только добровольно, за исключением случаев обязательного освидетельствования отдельных категорий лиц (доноры; работники медицинских учреждений, учреждений общественного питания и т.п.; осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы).

Значительный круг норм, предписания которых гарантируют неприкосновенность личности, содержится в законодательстве, регламентирующем юрисдикционную деятельность государственных органов. Так, в ходе уголовного судопроизводства привод, задержание, домашний арест, заключение под стражу, личный обыск и др., принудительные по своему характеру действия допускаются лишь при наличии перечисленных в законе оснований и в установленном им порядке (ст. 91, 107, 108, 113, 184 УПК). А проведение таких процессуальных действий, как освидетельствование и следственный эксперимент, допускается, согласно ст. 179 и 181 УПК, лишь при условии, если этим не создается опасность здоровью человека.

Исчерпывающе указаны в законе и случаи ограничения свободы и личной неприкосновенности в сфере административных правоотношений: при доставлении административного правонарушителя, задержании, личном досмотре (ст. 3.9, 27.1-27.7 КоАП).

К этой же группе правовых актов, обеспечивающих неприкосновенность личности, относятся законы и иные нормативные акты, вводящие меры государственной защиты (личная охрана, выдача оружия, переселение на другое место жительства и др.) для отдельных категорий должностных лиц и граждан (ФЗ от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»//СЗ РФ. 1995. N 17. ст. 1455; ФЗ от 27 мая 1996 г. «О государственной охране»//СЗ РФ. 1996. N 22. ст. 2594; ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»//СЗ РФ. 1995. N 33. ст. 3349).

Вторую группу правовых гарантий неприкосновенности образуют нормы, наделяющие граждан определенными правами по защите своей жизни, здоровья, половой неприкосновенности от противоправных посягательств на них. Центральное место в этой группе занимают положения УК о необходимой обороне. В силу ст. 37 УК каждый, независимо от профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам и органам власти, имеет право на защиту своей личности и прав, прав других лиц от общественно опасного посягательства. Защита личности и ее прав от посягательства является правомерной, если в процессе ее не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Защита неприкосновенности личности обеспечивается также с помощью норм Закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» (СЗ РФ. 1996. N 51. ст. 5681) и принятых на основе этого Закона нормативных актов (см., в частности: постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»//СЗ РФ. 1998. N 32. ст. 438), предоставляющих гражданам право приобретения и использования гражданского оружия в целях самообороны.

Третью группу правовых средств, обеспечивающих право на свободу и личную неприкосновенность, составляют нормы уголовного, административного, гражданского и иного законодательства, устанавливающие ответственность за посягательства на это право и предусматривающие порядок возмещения вреда, причиненного в результате подобных посягательств.

Так, на защиту жизни человека направлены, в частности, статьи 105-110 УК, на защиту его здоровья — статьи 111-125 УК, на защиту свободы — статьи 126, 127, 128 УК, на защиту половой неприкосновенности и половой свободы — статьи 131-135 УК, на защиту психической неприкосновенности — статьи 119, 120, 163, 286, 299, 301, 302 УК и др.

В случае причинения гражданину физического, морального или имущественного вреда вследствие нарушения его права на свободу и личную неприкосновенность этот вред подлежит обязательному возмещению в соответствии с правилами, установленными главой 18 УПК, статьей 16 и главой 59 ГК.

Конституция и законодательство Российской Федерации, наряду с общими нормами об обеспечении свободы и неприкосновенности личности, закрепляют ряд положений, касающихся обеспечения неприкосновенности отдельных категорий лиц, чья служебная деятельность, сопряженная с выполнением особо значимых социальных функций и повышенным профессиональным риском, немыслима вне режима независимости от каких бы то ни было внешних влияний.

Речь идет, в частности, о ст. 91 Конституции, устанавливающей, что Президент обладает неприкосновенностью. В силу ст. 98 (ч. 1) Конституции, ст. 19, 20 ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1994. N 7. ст. 304; с послед. изм. и доп.) и ст. 448 УПК уголовное дело в отношении названных лиц может быть возбуждено, а сами они могут быть привлечены в качестве обвиняемых лишь при условии, что по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ коллегией судей Верховного Суда РФ будет дано заключение о наличии в действиях соответствующего парламентария признаков преступления, а соответствующей палатой Федерального Собрания — согласие на его уголовное преследование. Задержание, заключение под стражу, а также обыск и досмотр члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы могут быть произведены лишь на основании судебного решения, принятого с согласия палаты Федерального Собрания, которое получено по представлению Председателя СК при прокуратуре РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 ФЗ о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы неприкосновенность указанных лиц распространяется на их жилье и служебные помещения, транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, а также на их переписку. Представляется, однако, что в этой части гарантии неприкосновенности не во всем оправданны, поскольку они, предполагая получение согласия соответствующей палаты Федерального Собрания на производство обыска и выемки в занимаемых членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы помещениях и на прослушивание переговоров, ведущихся по принадлежащим им телефонам, делают эти действия практически бессмысленными.

Положения, гарантирующие неприкосновенность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации в связи с их обвинением в противоправных действиях, связанных с исполнением депутатских полномочий, содержатся в ст. 448 УПК и ст. 13 ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.): эти депутаты могут быть привлечены к уголовной ответственности лишь по решению Председателя СК при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии судей верховного, областного и приравненного к ним суда о наличии в их действиях признаков преступления.

Такого же рода гарантии установлены в отношении судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда Российской Федерации, к которым вышеназванные принудительные меры могут быть применены лишь после получения согласия на то соответствующей квалификационной коллегии судей или Конституционного Суда (ст. 16 Закона от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» с послед. изм. и доп.//Ведомости РФ. 1992. N 30. ст. 1792; СЗ РФ. 1995. N 26. ст. 2399; ст. 15 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»//СЗ РФ. 1994. N 13. ст. 1447), а также в отношении Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и, отчасти, инспекторов Счетной палаты Российской Федерации (ст. 29 ФЗ от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации»//СЗ РФ. 1995. N 3. ст. 167).

Правовая обоснованность установления для членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и судей дополнительных гарантий неприкосновенности была подтверждена постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. N 5-П, от 7 марта 1996 г. N 6-П, от 12 апреля 2002 г. N 9-П (СЗ РФ. 1996. N 9, ст. 828; N 14, ст. 1549; 2002. N 16, ст. 1601). При этом Конституционный Суд неоднократно подчеркивал, что гарантии неприкосновенности парламентариев распространяются лишь на те случаи их преследования, которые связаны с их служебной деятельностью (Определение от 8 февраля 2007 г. N 1-О).

2. Наиболее существенные ограничения права на свободу и личную неприкосновенность человека связываются с применением ареста, заключения под стражу и задержания, в связи с чем часть 2 ст. 22 Конституции специально определяет условия, при наличии которых эти меры правового принуждения могут быть применены.

При этом термином «задержание» соответственно обозначаются: 1) задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, осуществляемое в соответствии с гл. 12 УПК; 2) административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.3 КоАП). Под арестом с учетом принятого в действующем законодательстве словоупотребления могут пониматься: 1) мера пресечения, применяемая в ходе уголовного судопроизводства к обвиняемому или подозреваемому и именуемая «домашний арест» (ст. 107 УПК); 2) административный арест, применяемый в качестве меры административного взыскания (ст. 3.9 КоАП). В УК термином «арест» обозначается также новый вид наказания, который может применяться лишь по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и который должен быть введен в действие по мере создания необходимых условий, но не позднее 2006 г. (ст. 4 ФЗ от 13 июня 1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» в ред. от 10 января 2002 г.). «Заключением под стражу» именуется применяемая в рамках уголовного судопроизводства к обвиняемому или подозреваемому наиболее строгая мера пресечения (ст. 108 УПК).

Что же касается понятия «содержание под стражей», то оно в контексте рассматриваемой конституционной нормы обозначает любые случаи продолжающегося ограничения личной свободы — при задержании, аресте и лишении свободы, применяемом в качестве меры наказания.

Как специфический вид лишения свободы нередко рассматривается также принудительное помещение лица в психиатрическое лечебное учреждение для обследования или лечения. И хотя названная мера непосредственно не обозначается как лишение свободы или содержание под стражей, в такой позиции есть определенный резон, если даже отвлечься от того, что в недалеком прошлом именно помещение «неблагонадежных» граждан в психиатрические больницы использовалось в качестве средства борьбы с инакомыслием. В любом случае содержание в психиатрическом учреждении по своему принудительному характеру, по условиям изоляции лица, по иным признакам весьма близко к аресту. В связи с этим помещение лица в психиатрический стационар может иметь место только по основаниям, предусмотренным статьями 28 и 29 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», главой 15 УК, статьей 203 УПК, и при условии принятия судебного решения о применении этой меры.

Административное задержание, производимое, как правило, в целях установления личности административного правонарушителя или составления протокола о таком правонарушении, может длиться не более трех часов. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, а также лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (ст. 27.5 КоАП).

Смотрите так же:  Имеет ли право сотрудник дпс останавливать без причины

В условиях чрезвычайного положения за нарушение правил комендантского часа лицо может быть задержано до окончания комендантского часа, а при отсутствии у лица документов — на срок до трех суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя; по решению суда этот срок может быть продлен до десяти суток (ст. 31 ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»//СЗ РФ. 2001. N 23. ст. 2277). Пункт «ж» ст. 12 названного Закона также предусматривает возможность продления срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, возможно при наличии одного из следующих оснований: 1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда очевидцы прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на подозреваемом, на его одежде либо при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления; 4) при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, если оно покушалось на побег или не имеет постоянного места жительства, или когда его личность не установлена, или когда в отношении него в суд внесено представление прокурора, следователя, дознавателя о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу. Задержание может быть осуществлено лишь по возбужденному уголовному делу при наличии подозрения в совершении лицом преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, не может превышать 48 часов. Он может быть продлен на основании судебного решения не более чем на трое суток, в случае если суд, рассматривающий ходатайство органов предварительного расследования о заключении подозреваемого под стражу, сочтет возможным предоставить сторонам время для собирания и представления дополнительных доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие оснований для применения этой меры пресечения.

Арест как мера административного взыскания может применяться лишь в исключительных случаях по решению судьи районного (городского) суда за отдельные виды правонарушений (в частности, мелкое хулиганство) на срок до 15 суток; за нарушение требований чрезвычайного положения, а также за воспрепятствование проведению контртеррористической операции арест может быть наложен на срок до 30 суток. Причем административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп (ст. 3.9 КоАП), военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Как мера уголовного наказания арест в соответствии со ст. 54 УК заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. Это наказание неприменимо к лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.

Домашний арест, применяемый в уголовном судопроизводстве в качестве меры пресечения, заключается не только в ограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого, обвиняемого, но и в запрете общаться с определенными лицами; получать и отправлять корреспонденцию; вести переговоры с использованием любых средств связи. Домашний арест, как и другая мера пресечения — заключение под стражу, применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет (а применительно к несовершеннолетним свыше пяти лет) при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. Применение этих мер пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет (а в отношении несовершеннолетнего — если он подозревается, обвиняется в совершении преступления средней тяжести), допустимо при наличии одного из следующих обстоятельств: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения либо он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Домашний арест и заключение под стражу, как и иные меры пресечения, могут применяться лишь при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый): 1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда; 2) будет угрожать участникам судопроизводства, уничтожать доказательства либо иным способом препятствовать производству по уголовному делу; 3) будет заниматься преступной деятельностью; 4) может воспрепятствовать исполнению приговора. Такие обстоятельства, как тяжесть инкриминируемого лицу преступления или негативная характеристика его личности, сами по себе не могут служить основаниями для избрания этих мер пресечения, хотя наряду с другими обстоятельствами и подлежат учету при их выборе.

Заключение под стражу возможно на срок до 2 месяцев. В период производства предварительного расследования этот срок может быть продлен в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, до 6 месяцев, а в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, — соответственно до 12 и до 18 месяцев. Продление времени содержания под стражей в период досудебного производства сверх указанных выше предельных сроков допускается на время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела в случаях, если таковое не может быть завершено в течение 30 суток.

В период судебного производства срок содержания под стражей может составлять 6 месяцев, начиная с момента поступления уголовного дела в суд. Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей допускается лишь в случае, если он обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, но каждый раз не более чем на 3 месяца. Закон не устанавливает предельного срока содержания обвиняемого (подсудимого, осужденного) под стражей в период судебного производства, что, однако, не должно восприниматься как санкционирование законодателем безграничного во времени лишения свободы, поскольку это противоречило бы нормам международного права, гарантирующим право каждого арестованного быть судимым без неоправданной задержки и исключающим возможность произвольного содержания под стражей (п. «с» ст. 14 и п. 1 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах), а также внутреннему законодательству, запрещающему поступать с человеком как с преступником до постановления в отношении его обвинительного приговора (ч. 1 ст. 49 Конституции).

Гарантируемое статьей 22 Конституции каждому право на свободу и личную неприкосновенность, как отмечалось в Постановлении Конституционного Суда от 13 июня 1996 г. N 14-П (СЗ РФ. 1996. N 26. ст. 185), включает, в частности, право не подвергаться ограничениям, которые связаны с применением задержания, ареста, заключения под стражу или с лишением свободы во всех иных формах, без предусмотренных законом оснований и вне установленной процедуры, без санкции суда или компетентных должностных лиц, а также сверх установленных или контролируемых сроков. Иное означало бы произвольное ограничение свободы и нарушало бы как требования ст. 22 Конституции, так и предписания п. 1 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах. Избрание заключения под стражу в качестве меры пресечения, равно как и продление срока содержания обвиняемого под стражей, возможно только по судебному решению, принимаемому в ходе предварительного следствия по ходатайству соответствующего начальника следственного органа или следователя с согласия начальника следственного органа, а в ходе дознания — по ходатайству прокурора или дознавателя с согласия прокурора; принятие такого решения в ходе судебного производства возможно как по ходатайству стороны обвинения, так и по инициативе самого суда. Такое решение, как признал Конституционный Суд в Постановлении от 22 марта 2005 г. N 4-П, может быть принято лишь по результатам судебного заседания, проводимого с обязательным участием обвиняемого (за исключением случаев, когда обвиняемый объявлен в международный розыск) в условиях обеспечения ему возможности изложить свою позицию и представить в ее обоснование необходимые доказательства (СЗ РФ. 2005. N 14. ст. 1271).

Конституционный Суд также признал нарушающим ст. 22 Конституции п. «б» ч. 1 ст. 1 Закона Республики Мордовии от 20 января 1996 г. «О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью», допускавший задержание, якобы в административном порядке, на срок 30 суток членов организованных преступных групп (Постановление от 2 июля 1997 г. N 11//СЗ РФ. 1997. N 28. ст. 3498). Конституционный Суд в своем Постановлении подчеркнул, что лишение свободы лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении, может предусматриваться только федеральным уголовным или уголовно-процессуальным законом. Лишь федеральный законодатель может установить как основания, так и порядок применения этой меры, в связи с чем любые иные, помимо закона, акты, предусматривающие возможность задержания или иного лишения свободы, не должны применяться как противоречащие Конституции РФ.

Порядок и условия содержания под стражей определяются ФЗ от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (СЗ РФ. 1995. N 29. ст. 2759), исходя из принципов законности, равенства прав граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства. Согласно этому Закону, содержание под стражей может осуществляться лишь на основаниях и в целях, установленных УПК, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий обвиняемым и подозреваемым.

В силу ч. 1 ст. 49 Конституции содержащиеся под стражей обвиняемые и подозреваемые считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда, и поэтому они пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, хотя и с ограничениями, предусмотренными федеральным, прежде всего вышеназванным, законом. Эти ограничения не могут быть произвольными и должны вводиться лишь в той мере, в какой они обуславливаются требованиями изоляции от общества.

Особым видом содержания под стражей является отбывание лицом, признанным по приговору суда виновным в совершении преступления, наказания в виде лишения свободы, которое заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Лишение свободы может назначаться как на определенный срок — от 2 месяцев до 20 лет (при назначении наказания по совокупности преступлений до 25 лет, а по совокупности приговоров до 30 лет), так и пожизненно (ст. 56, 57 УК). Пожизненное лишение свободы является наиболее строгим видом наказания, применяемым в настоящее время в Российской Федерации; оно может устанавливаться лишь за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности. Оно не может быть назначено женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. подчеркивалось, что нельзя забывать о таком принципиальном вопросе, как гуманизация закона и порядка его применения. «Судам следует более взвешенно относиться к избранию меры пресечения в виде ареста и к назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества. В то же время правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту прав и интересов лиц, пострадавших от совершенных преступлений».

Author: Advokat