Федеральный закон это какой акт

Законодательство Российской Федерации

База данных «Законодательство Российской Федерации» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Нормативные документы Российской Федерации

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Он имеет общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания. Нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Кодекс – это систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-либо отрасли права (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс, процессуальный кодекс).

Расположение правовых норм в кодексе производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

По законодательству России закон – это нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом России и обнародованный в установленном порядке.

Основное законодательство Российской Федерации выглядит следующим образом:

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Законы и подзаконные акты.

Закон – нормативно-правовой акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы.

Закон занимает ведущее положение в системе нормативно-правовых актов.

· закон – юридический акт, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон – всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения;

· закон – акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны (парламент) или непосредственно народа (при принятии закона на референдуме;

· закон – нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; он отличается юридической всеобщностью; все иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

· закон содержит первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было; это нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны.

Рассматривая закон как нормативный юридический акт – источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов, а именно:

· от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих не нормы права, а индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам (например, назначение на должность, поручение передать имущество);

· от интерпретационных актов, т.е. актов толкования, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые, не изменяются и не отменяются действующие нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например «постановление», «разъяснение»).

По способу принятия можно выделить следующие законы:

· принятые на референдуме;

· принятые в силу делегирования полномочий (в том числе Конституцией или специальным актом парламента) главой государства или правительством.

В зависимости от значимости и юридической силы законов в системе действующего законодательства законы подразделяются: а) на Конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные, или текущие.

Конституция представляет собой основополагающий учредительный юридический акт страны, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы граждан, форму государства, систему органов государственной власти и другие основные устои жизни общества.

Конституция может быть принята путем октроирования – пожалована монархом, а также парламентом или специальным учредительным органом (например, Учредительным собранием), но каждый раз от имени. Реже Конституция принимает непосредственно народом на референдуме.

По форме закрепления Конституция может быть единой (в виде одного официального документа); комплексной (состоящей из нескольких конституционных законов); комбинированной, складывающейся из различных источников (судебных прецедентов, конституционных соглашений, обычаев и традиций, а также правовых доктрин).

К конституционным законам относятся, прежде всего, сами конституции; затем законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексте конституции, и наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

К обыкновенным, или текущим, законам относятся все другие законы.

Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе форм права, в частности среди нормативно-правовых актов.

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь федеральные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие.

На территории РФ действуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон – нормативно – правовой акт, определяющий начало государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, но основе, которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Федеральный конституционный закон имеет следующие особенности: развивает и дополняет положения Конституции РФ; принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны; обладает большой юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов Федерации; имеет особый порядок принятия, который определен ст. 108 Конституции РФ; Президент РФ не может отклонять федеральные конституционные законы, он обязан их подписать и обнародовать.

Федеральный закон — это нормативно – правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирующий определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом РФ. Вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечению десяти дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок введения в действие.

Высшие, представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного введения Федерации и ее субъектов, что означает ст. 72 Конституции РФ. Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно – правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам исключительного введения субъекта, то действует нормативный – правовой акт субъекта РФ.

Подзаконные нормативно – правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов. В юридической литературе считается, что понятие «подзаконные нормативно – правовые акты» является собирательным, так как представляет собой иерархию актов, начиная от высших органов власти и кончая актов местных органов власти и управления.

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Они принимаются по вопросам нормативного характера, не должны противоречить федеральной Конституции федеральным конституционным и федеральным законам. Как правило, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

Правительство РФ на основании федеральных законов, указав Президента РФ издает постановление и распоряжения. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Акты министерств, ведомств и государственных комитетов относятся к числу ведомственных подзаконных нормативно – правовых актов. Они издаются в виде приказов, инструкций, указаний.

Ведомственные акты, содержащие нормы права, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, а также устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав либо носящие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Государственная регистрация означает проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию.

2.1.2 Виды нормативных актов.

Правовой акт или акт юридический представляет собой документ, порождающий определённые правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование правовых общественных отношений в той или иной сфере жизнедеятельности.

Нормативные акты классифицируются, в первую очередь, по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в общей системе правотворческих органов государства, а также характером самих актов. Регламентируя наиболее важные вопросы общественной жизни, на вершине всей системы нормативных актов стоит закон, который имеет высшую юридическую силу. Статья 4 Конституции Российской Федерации гласит: «Конституция Российской

Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» [19] .

Законы в широком смысле слова — это любые нормативные правовые акты, установленные государством общеобязательные правила поведения. В юридическом смысле закон — это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или в порядке референдума и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон пришел на смену правовому обычаю и судебному прецеденту.

Среди законов Российской Федерации важнейшее место занимает Конституция Российской Федерации. Не случайно конституции называют основным законом государства. Правовые нормы, отражённые в Конституции, регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, они обладают высшей юридической силой. Никакой другой нормативный правовой акт не может противоречить положениям Конституции Российской Федерации. Конституция представляет собой правовую основу, фундамент всего действующего законодательства.

Федеральные законы. В понятие федеральные законы входят — законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, имеющие большую юридическую силу, чем иные федеральные законы, федеральные конституционные законы, федеральные законы (в том числе кодексы). В понятие закона входят также действующие на территории Российской Федерации законы СССР, РСФСР и Российской Федерации, принятые до 12 декабря 1993 года, в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Первой ступенькой после Конституции РФ в иерархии нормативных правовых актов являются Законы о поправке к

Конституции. Изменение положений глав 3, 4, 5, 6, 7, 8

Конституции РФ осуществляется в форме особого акта — закона РФ о поправке к Конституции [20] , который принимается парламентом аналогично федеральному конституционному закону, но для вступления в силу требует также ратификации законодательными органами субъектов Федерации [21] . При этом одним законом РФ о поправке к Конституции охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста; сам же закон получает наименование, отражающее суть данной поправки.

Далее ниже по юридической силе располагаются федеральные конституционные законы. Это разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

При этом по одному вопросу может приниматься несколько ФКЗ, по нескольким вопросам — один ФКЗ. В настоящее время не принят ФКЗ, определяющий порядок созыва Конституционного собрания.

Смотрите так же:  Апк рф заявление об обеспечении иска

Федеральный закон — федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения

Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Количество федеральных законов исчисляется тысячами. Они регулирую разные аспекты общественных отношений: гражданские, жилищные, семейные, административные, наследственные, связанные с авторским правом и т.п. Кодексы также являются федеральными законами.

Особое место в иерархии нормативных актов занимают акты Конституционного Суда Российской Федерации, и в первую очередь постановления о толковании Конституции Российской Федерации. Часто Конституционный Суд Российской Федерации называют «негативным законодателем». Формально Конституционный Суд Российской Федерации не имеет права принимать федеральные законы, но он имеет право принять решение о несоответствии Конституции Российской Федерации любого федерального закона, что является фактической отменой федерального закона. В связи с этим некоторые авторы ставят решения Конституционного Суда Российской Федерации по юридической силе выше федеральных законов, сразу после Конституции Российской Федерации.

В последние годы заметную роль в регулировании конституционно-правовых отношений играют указы и распоряжения Президента Российской Федерации, который имеет статус главы государства, избираемого народом и ответственного перед ним. Акты Президента Российской Федерации, как и федеральные законы, обязательны для исполнения на всей территории страны. Они не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации, но это не является признаком их подзаконности, т.е. соответствия данного акта тому или иному закону. Право Президента издавать такие акты было закреплено также указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года «О правовом регулировании в период проведения поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» после роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Это объяснялось тем, что в стране, лишенной законодательного органа, некому было принимать законы, и вместо законов стали приниматься указы, имеющие силу закона [22] . Но и теперь, когда в стране избрана Государственная Дума, есть Совет Федерации, Президент Российской Федерации продолжает принимать указы, имеющие нормативный характер.

Такого рода нормативные акты Президента Российской Федерации, как правило, издаются в сферах общественных отношений, не урегулированных федеральными законами, для устранения пробелов в законодательстве. Они сохраняют своё действие до тех пор, пока не будут приняты соответствующие законы, поэтому можно считать, что эти акты Президента Российской Федерации по своей юридической силе находятся ниже федеральных законов.

Так, например, в октябре 1993 года при отсутствии закона о регулировании земельных отношений в условиях рыночной экономики Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин издал указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» [23] . А после принятия Земельного кодекса Президентом Российской Федерации был издан указ, в соответствии с которым полностью или частично утратили силу 25 указов Президента Российской Федерации, которые в той или иной мере противоречили новому закону (в их числе был и упомянутый выше указ).

Некоторые правоведы заявляют, что такое положение было характерно для «времён Б.Н. Ельцина». Однако и «во времена В.В. Путина» такие указы издаются. Например, в сентябре 2000 г. В.В. Путиным был издан указ «О Государственном совете Российской

Федерации» [24] . В указе говорится: В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, руководствуясь статьями 80 и 85 Конституции Российской Федерации, а также на основании предложений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации постановляю: Образовать Государственный совет

Российской Федерации. ». В марте 2013 г. был издан Указ «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернетресурса «Российская общественная инициатива» [25] . Данные указы, как и любые федеральные законы, соответствуют Конституции Российской Федерации, а не какому-либо отдельному закону.

При этом необходимо отметить, что нигде официально президентские указы не называются подзаконными актами. Поскольку и у законодателя (Федерального Собрания), и у Президента один источник легитимности — волеизъявление граждан, которое и определяет более высокую юридическую силу как закона, так и президентского указа. Это позволяет многим российским правоведам вообще исключать возможность считать указы Президента Российской Федерации подзаконными актами [26] .

Самостоятельными нормативными правовыми актами, не связанными с законами, являются нормативные правовые акты палат Федерального Собрания — постановления Совета Федерации и Государственной Думы, в т.ч. регламенты палат, которые не являются законами и по своей юридической силе находятся ниже их. В то же время эти акты ни в коей мере нельзя назвать подзаконными, т.к. они принимаются не в соответствии с законом, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В статьях 102 и 103 Конституции чётко определены вопросы ведения палат Федерального Собрания, по которым принимаются постановления Совета Федерации и Государственной Думы. Регламенты палат, как самостоятельные нормативные правовые акты, имеют весьма узкую сферу своего действия. Они предназначены для регулирования деятельности палат Федерального Собрания и его основных структурных подразделений, внутренней структуры, порядка формирования их внутренних органов (советов палат, комитетов, комиссий, фракций и др.), порядка законотворческого процесса. Их нормы, как правило, носят процессуальный характер.

Несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации не упоминается о декларациях, об их юридической силе и порядке принятия, они по-прежнему занимают важное место в системе нормативных правовых актов Российской Федерации. В декларациях, как правило, провозглашаются новые принципы конституционного развития страны. В стране продолжают действовать Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июля 1990 г.), Декларация о языках народов России (25 октября 1991 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (22 ноября 1991 г.). Все они были приняты высшим законодательным органом страны — Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом РСФСР. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 2 раздела второго) они применяются в части не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Определённую особенность в системе нормативных правовых актов имеют международные и иные нормативные договоры. Статья 15 Конституции Российской Федерации констатирует, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью её правовой системы. Однако в мире не существует общепринятого определения этих принципов и норм. Даже признание какой-либо нормы подавляющим большинством государств не порождает обязанности каждого государства соблюдать её, если эта норма не нашла своего закрепления во внутреннем праве, в акте ратификации или в межгосударственном договоре. В последние годы мерилом общепризнанности тех или иных норм стало признание этих норм США и Европейским Союзом, что не всегда приемлемо для многих стран мира. Поэтому эти нормы и принципы чаще всего носят рекомендательный характер.

Наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права составной частью правовой системы Российской Федерации являются международные договоры Российской Федерации, которые являются важной основой межгосударственных отношений. Поэтому в п.4 статьи 15 Конституции Российской Федерации записано положение о приоритетности международных договоров Российской Федерации перед иными правилами, предусмотренными законом. Однако в статье 4 Конституции Российской Федерации чётко записано, что федеральные законы, как и сама Конституция Российской Федерации, имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, т.е. и над международными договорами. В юридической практике существует правило, что чем ближе к началу правового акта расположена правовая норма, тем большую юридическую силу она имеет. Поэтому статья 4 Конституции Российской Федерации естественно имеет большую юридическую силу, чем статья 15. Необходимо учитывать, что международный договор вступает в законную силу только после его ратификации законодательным органом государства в форме принятия федерального закона о ратификации конкретного международного договора. А все федеральные законы, кроме федеральных конституционных, имеют одинаковую юридическую силу, в случае же противоречия между положениями правовых актов с одинаковой юридической силой действуют положения того акта, который был принят последним по дате принятия. В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, чтобы коллизия, связанная с приоритетностью международных договоров не стала предметом международного скандала, на стадии подготовки международного договора необходимо не допускать противоречий между готовящимся договором и существующими федеральными законами, а после вступления договора в силу не допускать принятия законов, противоречащих договору. Определённая роль в преодолении этой коллизии возложена на Конституционный Суд Российской Федерации, который вправе по запросам разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации о несоответствии Конституции Российской Федерации международного договора не позволит палатам Федерального Собрания принять федеральный закон о ратификации такого договора. Особое место среди международных договоров Российской Федерации занимают договоры и соглашения с участием Российской Федерации о создании Содружества Независимых государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Таможенного Союза. Так, например, с 6 июля 2010 г. в Российской Федерации вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза [27] , принятый в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, и одновременно утратил силу Таможенный кодекс Российской Федерации. Поэтому никакой коллизии, связанной с приоритетностью нормативных актов не возникло.

Важную роль в правовой системе Российской Федерации продолжает играть Федеративный договор и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий в Российской Федерации. Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации был подписан 31 марта 1992 г.

Значительную роль в системе российского права играют подзаконные акты. Это — правовые акты государственных органов, издаваемые в пределах их компетенции, в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение данного закона. Эти акты могут быть нормативными, содержащими правила неоднократного применения (например, правила приёма в высшие учебные заведения) и ненормативные, которые носят индивидуальный характер и применяются для разрешения конкретного индивидуального вопроса (назначение на должность, оказание материальной помощи). К подзаконным актам, в первую очередь, относятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. В случае противоречия Конституции Российской Федерации, а также указам Президента Российской Федерации, они могут быть отменены Президентом Российской Федерации. Постановления могут носить нормативный характер, а распоряжения, как правило, ненормативные акты.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в соответствии со статьёй 115 Конституции Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации, т.е. на всей территории Российской Федерации, всеми субъектами Федерации, всей системой исполнительных органов и иными государственными органами и их должностными лицами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами, находящимися на территории Российской Федерации. Они обязательны для федеральных министерств, служб, агентств и других ведомств Российской Федерации, для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Федерации и её субъектов. Они обязательны также для органов местного самоуправления, которые в соответствии со статьёй 132 Конституции Российской Федерации наделены законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Правительство Российской Федерации в соответствии со статьёй 104 Конституции принимает также заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, об изменении финансовых обязательств государства и др. Эти заключения являются обязательными для рассмотрения Государственной Думой при принятии федеральных законов.

Федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Министр в пределах своих полномочий, в т.ч. в сфере деятельности подведомственных ему федеральных служб и агентств, издает нормативные правовые акты (приказы), которые могут иметь нормативный характер. В случае регистрации их в Министерстве юстиции Российской Федерации они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, издают

индивидуальные правовые акты. А федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные непосредственно Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, вправе издавать собственные нормативные правовые акты.

Правовые акты территориальных органов федеральных органов исполнительной власти фактически также относятся к правовым актам общефедерального значения, но действуют они только на отдельной территории, подведомственной конкретному территориальному органу.

Смотрите так же:  Оплатить патент сумма 2019

Кроме того, при Правительстве Российской Федерации создаются различные органы специфического характера: координационные и совещательные органы, государственные фонды, организации при Правительстве (инспекции, центры, советы и т.д.). В качестве координирующих органов в системе исполнительной власти действуют около 50 межведомственных комиссий для решения долгосрочных и других актуальных проблем. Они возглавляются руководителями федеральных ведомств. Их решения обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.

Федеративный характер устройства России обусловливает наличие нормативных правовых актов на уровне субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьёй 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации обязательны к исполнению на территории конкретного субъекта и признаются на всей территории Российской Федерации.

В первую очередь, это конституции и уставы субъектов Российской Федерации, принимаемые законодательным органом субъекта Российской Федерации, законы, издаваемые их законодательными органами, действующие нормативные акты бывших областных и краевых советов, не противоречащие Конституции Российской Федерации; указы, постановления, распоряжения, решения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, представительных и исполнительных органов власти, конституционных и уставных судов; регламенты и положения о деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Это подразумевает признание актов органов местного самоуправления неотъемлемой частью общероссийской правовой системы.

Муниципальные правовые акты по вопросам местного значения принимаются населением муниципальных образований непосредственно, а также должностными лицами и органами местного самоуправления. Они подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В систему муниципальных правовых актов, в первую очередь, входит устав муниципального образования, который принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек — населением непосредственно на сходе граждан.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает

нормативные правовые акты в виде решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории

муниципального образования [28] , Глава муниципального

образования и председатель представительного органа в пределах своих полномочий издают постановления и распоряжения по организационным вопросам. Глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий.

Учитывая изложенное выше, нормативные правовые акты по территории их действия можно разделить на:

— общефедеральные акты, действующие на всей территории Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и др.);

— правовые акты субъектов Федерации (конституции республик, уставы иных субъектов Федерации, законы субъектов Федерации и др.), а также общефедеральные акты, принятые по вопросам, касающимся отдельного региона и действующие на территории этого региона, например, в случае объявления чрезвычайного положения на какой-либо территории;

— муниципальные или местные акты, действующие на территории отдельного муниципального образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации все законы подлежат официальному опубликованию,

неопубликованные законы не применяются. Соответственно законы не могут содержать в себе сведения, военного, экономического и политического характера, имеющие важное государственное значение и специально охраняемые государством. В целях борьбы с разглашением государственной тайны устанавливается определённый порядок составления, хранения и использования документов, сведения о которых содержат государственную тайну. За нарушение установленного порядка виновные привлекаются к уголовной ответственности. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, а также акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). «Собрание законодательства Российской Федерации» состоит из пяти разделов: в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы и федеральные законы; во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания; в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации; в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» [29] устанавливает, что федеральные законы подлежат опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом Российской Федерации. Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу. Причём отдельные части закона могут вступать в силу в различные сроки. Например, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [30] был принят в 2003 году, ряд положений указанного закона должно было вступить в силу с момента опубликования и до 1 января 2006 года, другие положения с 1 января 2008 года и т.д.

Акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» [31] [32] 33 подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после дня их подписания, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Официальными являются также тексты, распространяемые в машиночитаемом виде научнотехническим центром правовой информации «Система».

Нормативные акты Президента Российской Федерации, а также акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их регистрации, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Порядок опубликования и действия иных правовых актов регулируется другими соответствующими нормативными документами.

Нормативные правовые акта по своему действию во времени могут быть постоянными и временными. Постоянными нормативными правовыми актами могут быть конституции, уставы, законы, указы, постановления и другие акты, в которых не указан конкретный срок действия этого акта. Временные акты, как правило, принимаются на определённый срок. Например, в соответствии с федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации не может превышать 30 дней, а на части территории Российской Федерации — 60 дней.

Таким образом, в зависимости от вида нормативного акта будет различаться и его юридическая сила, определяемая во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Понятие и виды нормативных актов

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права

Понятие нормативных актов

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.

Требования, предъявляемые к нормативным актам

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Федеральный закон 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым введена пропорциональная избирательная система, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии развитой и сбалансированной партийной системы в России.

2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от единого социального налога образовательных учреждений) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере 20% неуплаченной суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

Смотрите так же:  Договор между обществом и единоличным исполнительным органом общества

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые должны максимально учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации его исполнения повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территориях городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важной является разработка руководства но подготовке нормативных актов (закона о подготовке нормативных актов).

Виды нормативных актов

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы — это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов — кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ — самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь — очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления — зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации — законы, это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация — вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты — это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Понятие нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Он широко используется во всех современных правовых системах (особенно в странах романо-германской правовой семьи).

Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны, прежде всего, с повышением роли государства как координатора социальной жизни, выявляющего общий интерес и обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать на изменения общественных потребностей, с документальной письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую информацию до адресата и т. д.

Как следует уже из самого наименования, это — акт, обладающий двойственной природой, т. е. одновременно и нормативной и правовой. Его следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию бытовой техникой и др.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т. п.). Для нормативно- правового акта характерны следующие признаки.

Это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.

Это — акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.

Это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.

Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

Достижение целей нормативно-правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

Следует иметь в виду, что нормативно-правовые акты, действующие в границах определенного государства, объединяются в замкнутую иерархическую систему. Каждый из элементов этой системы должен соответствовать не только компетенции органа, но и иерархическим связям системы в целом. Тот нормативный акт, который вступает в противоречие с конституцией или иным актом более высокой юридической силы, выпадает из данной системы и по существу становится формой проявления правонарушения. Так что не любой акт правотворчества, содержащий нормы права, является нормативно-правовым актом.

Виды нормативно-правовых актов

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды подзаконных актов:

  • указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
  • постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
  • приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:

  • государственных органов;
  • иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);
  • совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
  • принятые на референдуме.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы действия:

  • общефедеральные;
  • субъектов федерации;
  • органов местного самоуправления;
  • локальные.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока действия

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.

Выделяют еще и такие нормативно-правовые акты, как директивы и постановления, которые принимаются международными организациями. Директивы, как правило, дают возможность государству конкретизировать формы и методы исполнения своих международных обязательств. Постановления содержат требования, подлежащие прямому исполнению.

Author: admin