Федеральный закон 135 ст 17.1

«21» ноября 2017 г. г. Киров

В Кировское УФАС России поступило обращение Региональной службы по тарифам Кировской области (вх. № 6750 от 27.09.2017) по вопросу законности передачи администрацией Слободского района Кировской области по договору аренды муниципального имущества б/н от 01.06.2010 г. объектов водоснабжения и водоотведения ООО «Восток».

В ходе проверки Кировским УФАС были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в следующем.

Администрацией Слободского района Кировской области (Арендодатель) на основании договора аренды муниципального имущества б/н от 01.06.2010 г. (далее – Договор) осуществлена передача ООО «Восток» (Арендатор) в аренду без проведения процедуры торгов муниципального имущества – объектов водоснабжения и водоотведения согласно Приложению № 1 к Договору.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, указанных в части 1 указанной статьи.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции предоставление имущества в аренду без проведения торгов возможно лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, для установления условий возможности применения исключения, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, необходимо, чтобы передаваемое в аренду имущество являлось частью сети инженерно-технического обеспечения и было технологически связано с этой сетью.

Установлено, что 11.06.2008 г. администрацией Слободского района Кировской области заключен договор аренды муниципального имущества б/н по передаче во временное владение и пользование ООО «Восток» недвижимого имущества и оборудования (согласно приложению № 1 к Договору):

-котельная № 7 д. Денисовы с оборудованием (поз. 1);

-котельная д. Совье № 8 с оборудованием (поз. 3);

-котельная д. Лекма с оборудованием (поз. 4);

-котельная п. Центральный с оборудованием (поз. 5);

-теплотрасса (д. Денисовы) (поз. 6);

-теплотрасса (с. Лекма) (поз. 7);

-теплотрасса (с. Совье) (поз. 8);

-теплотрасса (п. Центральный) (поз. 9);

-теплострасса (п. Шестаково) (поз. 10).

Указанный договор аренды был заключен в соответствии с положениями законодательства, действующими на момент его заключения.

Вместе с тем, для обоснования заключения договора в 2010 г. по п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции не подтвержден факт наличия технологической связи с имуществом, переданным по договору аренды б/н от 11.06.2008 г., следующего муниципального имущества по договору аренды б/н от 01.06.2010 г.:

-водопроводные сети п. Летский рейд (поз. 1);

-водопроводные сети п. Перекоп (поз. 2);

-водопроводные сети д. Осиновка (поз. 3);

-водопроводные сети д. Мяконьки (поз. 5);

-водопроводные скважины п. Летский рейд (поз. 6);

-водопроводные скважины п. Перекоп (поз. 7);

-водопроводные скважины д. Осиновка (поз. 8);

-скважина № 6301 д. Б.Гора (поз. 13);

-скважина № 6293 д. Б.Гора (поз. 14);

-скважина № 6106 д. Тороповщина (поз. 15);

-скважина № 6519 д. Лопари (поз. 16);

-скважина № 6520 д. Лопари (поз. 17);

-скважина № 5889 д. Мяконьки (поз. 18);

-скважина № 1534 д. Мяконьки (поз. 19);

-водонапорная башня п. Летский рейд (поз. 20);

-водонапорная башня п. Перекоп (поз. 21);

-водонапорная башня д. Осиновка (поз. 22);

-водонапорная башня д. Лопари (поз. 24);

-водонапорная башня д. Мяконьки (поз. 25);

-накопительная емкость с. Тороповщина (поз. 26).

Следовательно, передача указанного имущества не могла быть осуществлена ООО «Восток» без проведения процедуры торгов по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, 26.08.2011 г. администрацией Слободского района Кировской области и ООО «Восток» заключено дополнительное соглашение к договору аренды б/н от 01.06.2010 г. Указанным соглашением перечень предаваемого в аренду имущества дополнен следующими объектами, не имеющими технологическую связь с имуществом, переданным по договору аренды б/н от 11.06.2008 г.:

-водопроводная сеть д. Фаришонки;

-водопроводная сеть д. Пушкари;

-скважина № 3211 д. Фаришонки;

-скважина № 5878 д. Пушкари;

-скважина № 6749 д. Пушкари;

-водонапорная башня д. Фаришонки;

-водонапорная башня д. Пушкари.

З аконодательство не ус­танавливает возможность заключения органами местного самоуправления договоров, соглашений, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении указанного муниципального имущества без проведения процедуры торгов по основанию п. 8 ч. 1 ст 17.1 Закона о защите конкуренции. Непроведение торгов приво­дит к ограничению равного доступа хозяйствующих субъектов к данной публичной процедуре.

Таким образом, в нарушение требований федерального законодательства, действующего на момент заключения соглашений, договор аренды муниципального имущества, а также дополнительное соглашение к нему в части указанного имущества были заключены администрацией Слободского района без проведения процедуры торгов в нарушение требования ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с этим договор аренды имущества, заключенный без проведения торгов, является оспоримой сделкой ( статья 168 ГК РФ), равно как и дополнительное соглашение к такому договору.

В соответствии с пунктом 2, пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относятся обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

По смыслу вышеуказанных норм следует, что любые действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству РФ.

То есть достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30, при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов, в том числе органов местного самоуправления, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Непроведение конкурсов и аукционов на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса, аукциона в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставить товары, выполнить работы, услуги, получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров по владению и пользованию государственным (муниципальным) имуществом, и соответственно, необоснованно препятствует осуществлению ими деятельности.

Данные выводы корреспондируют с позицией Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса либо аукциона, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса либо аукциона в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Заключение администрацией Слободского района Кировской области договора аренды муниципального имущества, а также дополнительного соглашения к нему без проведения процедуры торгов лишило иных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, возможности получить указанное имущество в пользование на тех же условиях. Передавая во временное владение и пользование имущество без применения процедуры торгов, администрация Слободского района Кировской области совершила действия, которые привели и (или) могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными, осуществляющими функции указанных органов, органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Смотрите так же:  Как рассчитать стоимость полиса осаго в 2019 росгосстрах

Статьи 19, 20 Закона о защите конкуренции регламентируют порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Администрация Слободского района Кировской области не обращалась в Кировское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции и не приняла мер по возврату имущества, переданного хозяйствующему субъекту с нарушением требований антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган квалифицирует передачу муниципального имущества по договору аренды б/н от 01.06.2010 г., с учетом дополнительного соглашения от 26.08.2011 г. ООО «Восток» без процедуры торгов как предоставление муниципальной преференции с нарушением порядка, установленного статьями 19, 20 Федерального закона «О защите конкуренции».

С учетом вышеизложенного, Кировское УФАС России приходит к выводу о необходимости принятия мер по возврату в казну муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области муниципального имущества, переданного по договору аренды б/н от 01.06.2010 г. ООО «Восток».

В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ) в случаях выявления в действиях органа местного самоуправления, признаков нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции, возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

С учетом изложенного, и на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России предупреждает администрацию Слободского района Кировской области о необходимости прекращения в срок до 25.12.2017 г. указанных действий (бездействия), а именно:

Принять меры по возврату в казну муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области следующего муниципального имущества, переданного ООО «Восток» по договору аренды б/н от 01.06.2010 г., с учетом дополнительного соглашения от 26.08.2011 г.:

-водопроводные сети п. Летский рейд (поз. 1);

-водопроводные сети п. Перекоп (поз. 2);

-водопроводные сети д. Осиновка (поз. 3);

-водопроводные сети д. Мяконьки (поз. 5);

-водопроводные скважины п. Летский рейд (поз. 6);

-водопроводные скважины п. Перекоп (поз. 7);

-водопроводные скважины д. Осиновка (поз. 8);

-скважина № 6301 д. Б.Гора (поз. 13);

-скважина № 6293 д. Б.Гора (поз. 14);

-скважина № 6106 д. Тороповщина (поз. 15);

-скважина № 6519 д. Лопари (поз. 16);

-скважина № 6520 д. Лопари (поз. 17);

-скважина № 5889 д. Мяконьки (поз. 18);

-скважина № 1534 д. Мяконьки (поз. 19);

-водонапорная башня п. Летский рейд (поз. 20);

-водонапорная башня п. Перекоп (поз. 21);

-водонапорная башня д. Осиновка (поз. 22);

-водонапорная башня д. Лопари (поз. 24);

-водонапорная башня д. Мяконьки (поз. 25);

-накопительная емкость с. Тороповщина (поз. 26);

-водопроводная сеть д. Фаришонки;

-водопроводная сеть д. Пушкари;

-скважина № 3211 д. Фаришонки;

-скважина № 5878 д. Пушкари;

-скважина № 6749 д. Пушкари;

-водонапорная башня д. Фаришонки;

-водонапорная башня д. Пушкари.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (часть 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (Зернова И.)

Дата размещения статьи: 20.10.2015

Статьей 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрены особенности заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом и иных договоров, которыми предусматривается переход прав в отношении государственного или муниципального имущества. ФАС изданы Разъяснения в отношении применения положений этой статьи, с которыми мы и предлагаем ознакомиться.
———————————
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Разъяснения ФАС России от 05.06.2012 «Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ) и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (с учетом изменений, внесенных Приказами ФАС России от 20.10.2011 N 732 и от 30.03.2012 N 203)».

Порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. Статьей 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов. В то же время ч. 1, 3.1 и 9 ст. 17.1 этого Закона предусмотрены исключения в отношении предоставления указанных прав на такое имущество.
Например, из ч. 3.1 ст. 17.1 следует, что заключение договоров аренды в отношении имущества государственных или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Постановлением Правительства РФ от 12.08.2011 N 677, при одновременном соблюдении следующих требований:
1) арендаторами являются хозяйственные общества, созданные учреждениями, указанными в абз. 1 настоящей части;
2) деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;
3) договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду этого имущества, предоставленного хозяйственным обществам по таким договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.
Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, также может осуществляться без проведения конкурсов или аукционов при предоставлении права на указанное имущество государственным и муниципальным учреждениям (п. 3 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
Частью 3 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ определено, что в порядке, установленном ч. 1 ст. 17.1, также осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества, указанного в этом Законе, в частности:
— государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
— государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
В Разъяснениях ФАС указала, что, поскольку заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в соответствии с положениями ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, исключения, установленные ч. 1 ст. 17.1 данного Закона, распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в ч. 3 ст. 17.1 этого Закона.
Заключение договора с единственным участником торгов. Из п. 15 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ следует, что права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества могут быть переданы без проведения торгов лицу:
— подавшему единственную заявку на участие в аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе;
— лицу, признанному единственным участником аукциона.
Право владения и (или) пользования передается на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным. Это подтверждается и п. 151 Правил N 67 .
———————————
Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.

В Разъяснениях ФАС, ссылаясь на п. п. 50 и 120 Правил N 67, указала, что заявка на участие в торгах должна подаваться в срок и по форме, которые установлены документацией о торгах. Подача заявки на участие в торгах является акцептом оферты в соответствии со ст. 438 ГК РФ. Из п. 2 ст. 432 ГК РФ следует, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Таким образом, организатор торгов обязан заключить договор аренды государственного или муниципального имущества с единственным участником торгов, единственным заявителем (в случае соответствия заявки на участие в торгах, поданной единственным заявителем, требованиям, установленным документацией о торгах, в том числе требованиям к участникам торгов) на условиях, предусмотренных документацией о торгах.
Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, с некоммерческими организациями. ФАС, основываясь на положениях ст. 3, п. п. 5, 7 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ, делает вывод, что действие положений ст. 17.1 этого Закона не распространяется на случаи, когда стороной, получающей по договору о передаче имущества права владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, выступают некоммерческие организации, не осуществляющие приносящую доход деятельность.
Следовательно, передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим такую деятельность, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.
Кроме того, в Разъяснениях ФАС обращает внимание на положения п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ. Из них следует, что без проведения торгов возможно предоставлять права владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также других видов деятельности, предусмотренных ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Таким образом, передача государственного или муниципального имущества без проведения торгов может производиться вне зависимости от того, осуществляют указанные в данном пункте некоммерческие организации деятельность, приносящую доход, или нет.
Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, с образовательными учреждениями. Без проведения торгов могут заключаться договоры на предоставление прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества образовательным учреждениям (независимо от их организационно-правовых форм) (п. 6 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
В Разъяснениях ФАС указала, что передача государственного или муниципального имущества в соответствии с этим пунктом может осуществляться только некоммерческим организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Причем положения п. 6 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ следует применять с учетом определений и норм, содержащихся в Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании).
Предоставление прав владения и (или) пользования для размещения сетей связи. Договоры по предоставлению имущества для размещения сетей связи могут заключаться без проведения торгов (п. 7 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
В Разъяснениях ФАС указано, что Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи) определяет сеть связи как технологическую систему, включающую в себя средства и линии связи и предназначенную для электросвязи или почтовой связи.
Представлены также разъяснения о том, что следует понимать под средствами и линиями связи.
Так, под средствами связи понимаются технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями (п. 28 ст. 2 Закона о связи).
К средствам связи относятся базовые станции сотовой связи и ретрансляторы (ст. 2 Закона о связи).
Под линиями связи понимаются линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи (п. 7 ст. 2 Закона о связи), к которым могут быть отнесены отдельные линии передачи, в том числе волоконно-оптические линии связи, используемые при оказании услуг связи.
Предоставление прав владения и (или) пользования на сети инженерно-технического обеспечения. Возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, допускается согласно п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ.
Исходя из п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее — Правила N 83), технологически связанные сети — это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
В Разъяснениях ФАС, основываясь на положениях ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, п. п. 1, 6, 9, 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», делает вывод: объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование) относятся к сетям инженерно-технического обеспечения.
С учетом изложенного понятие технологически связанных сетей, определенное в Правилах N 83, применимо и к электрическим сетям.
Однако ФАС обращает внимание на то, что положения п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ могут применяться только при обязательном соблюдении двух условий:
— участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети;
— данные часть сети и сеть являются технологически связанными.
Предоставление государственного или муниципального имущества на срок не более чем 30 календарный дней. Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, в том числе договоров аренды, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается) (п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
В Разъяснениях указано: поскольку ст. 190 ГК РФ прописано, что установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ исчисление срока установлено в днях, минимальным сроком предоставления прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 17.1 этого Закона является один день.
Предоставление прав владения и (или) пользования частью или частями помещения, здания, строения или сооружения. Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов в случае предоставления имущества, которое является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если его общая площадь составляет не более чем 20 кв. м и не превышает 10% площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество (п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ). ФАС приводит следующие разъяснения:
— вышеуказанное ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в отношении каждого здания (строения, сооружения, помещения) в совокупности;
— в случае превышения ограничения предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам осуществляется в соответствии с ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ.
Заключение договора субаренды. В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ передача имущества в субаренду без проведения торгов может осуществляться лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов, на основании государственного или муниципального контракта, на основании п. 1 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, а также если такие торги признаны несостоявшимися.
Согласно ст. 615 ГК РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Из Разъяснений ФАС следует, что в случае несоблюдения требований п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ передача государственного или муниципального имущества в субаренду осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 17.1 этого Закона.
Срок подписания договора, заключенного по результатам торгов. Положения ч. 7 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ регламентируют недопущение заключения договоров, указанных в ч. 1 и 3 ст. 17.1 этого Закона, ранее 10 дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте торгов. Соответствующее требование также содержится в пп. 14 п. 40, пп. 14 п. 114 Правил N 67.
Из Разъяснений следует, что договор, заключенный ранее указанного срока, будет являться ничтожным как не соответствующий требованиям закона (ст. 168 ГК РФ).
Изменение существенных условий договора. В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
При заключении дополнительных соглашений, изменяющих существенные условия договора, у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим и в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
ФАС в Разъяснениях указал, что заключение дополнительных соглашений, изменяющих существенные условия договора без проведения торгов, является нарушением требований, предусмотренных ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, поскольку указанные условия согласованы в момент заключения договора на торгах (п. 5 ст. 448 ГК РФ).
Учитывая указанные нормы ГК РФ и требования антимонопольного законодательства, пп. 16 п. 40, пп. 16 п. 114 Правил N 67 не допускает изменение условий договора, заключенного на торгах, как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке.
Цена в договорах, указанных в ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.
Как следует из Разъяснений, в этом случае документация о торгах должна содержать порядок пересмотра цены договора (цены лота) в сторону увеличения, а также указание на то, что цена заключенного договора не может быть пересмотрена сторонами в сторону уменьшения.
Заключение на новый срок (пролонгация) договоров. Из ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ следует, что по истечении срока договора аренды, предусмотренного ч. 1, 3 этой статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ, при одновременном соблюдении следующих условий:
— размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, если иное не установлено другим законодательством РФ;
— минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
В соответствии с ч. 10 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении договора аренды на новый срок в порядке и на условиях, которые указаны в ч. 9 этой статьи, за исключением следующих случаев:
— принятия в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;
— наличия у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.
Из всего вышесказанного следует, что договор может быть продлен в установленном ч. 9 — 10 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ порядке, если он был заключен в соответствии с законодательством РФ, иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 17.1 этого Закона предоставление прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом возможно без проведения торгов в порядке, установленном гл. 5, из п. 4 ч. 3 ст. 20 которой следует, что при принятии решения о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган может ввести ограничения путем установления предельного срока предоставления такой преференции. Если такое ограничение установлено, преференция не может быть предоставлена (использована) после окончания указанного срока.

Смотрите так же:  Функции спор грибов и спор бактерий

Примечание. Преференции (предпочтение) — это преимущества, льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности; осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. Преференции предоставляются государством, носят адресный характер. В отношениях между государствами преференции предоставляются как на началах взаимности, так и в одностороннем порядке.

Кроме того, срок предоставления государственной или муниципальной преференции должен быть установлен актом соответствующего органа, которым такая преференция предоставлена.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ предоставление прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом возможно без проведения торгов лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта.
Согласно п. 3 ст. 610 ГК РФ законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
При этом договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.
На основании вышеизложенного ФАС разъясняет, что максимальный срок договора аренды, заключенного по основаниям, установленным п. п. 9 — 11 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, ограничен законодательством и не может быть изменен (продлен) по правилам, предусмотренным ч. 9 — 11 указанной статьи.
Условие об оплате задатка. Поскольку Правилами N 67 не регулируется порядок определения размера задатка, при проведении конкурса, аукциона размер задатка и необходимость его внесения определяются организатором торгов.
При этом в соответствии с пп. 12 п. 40, пп. 12 п. 114 Правил N 67 установление требования об обязательном заключении договора задатка между организатором конкурса (аукциона) и заявителем не допускается.
Возврат задатка победителю конкурса (аукциона). В соответствии с п. п. 100, 147 Правил N 67 в случае если было установлено требование о внесении задатка, он возвращается победителю конкурса (аукциона) в течение пяти рабочих дней с даты заключения с ним договора.
Из п. 4 ст. 448 ГК РФ следует, что при заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
Из Разъяснений ФАС следует, что задаток засчитывается победителю в счет исполнения обязательств по заключенному договору, предусматривающему переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества в случае, если такие обязательства возникают в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора в размере таких обязательств.
При этом сумма задатка, превышающая размер указанных обязательств, подлежит возврату в соответствии с п. п. 100, 147 Правил N 67.
Срок действия договоров в отношении имущества, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) включенного в перечни государственного или муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). В соответствии с п. п. 31, 105 Правил N 67 в извещении о проведении конкурса (аукциона) указывается срок действия договора, который определяется организатором торгов (конкурса, аукциона) самостоятельно в соответствии с принципом свободы договора, который декларируется ст. 421 ГК РФ, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор на определенных условиях предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством сторон.
Из п. 4.3 ст. 18 Закона N 209-ФЗ следует, что срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в перечни государственного или муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее чем пять лет.
Пунктом 39, 113 Правил N 67 также предусмотрено положение о том, что указываемый в конкурсной документации (документации об аукционе) срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, предусмотренного Законом N 209-ФЗ, должен составлять не менее пяти лет.
Из Разъяснений ФАС следует, что заключение договоров в отношении государственного или муниципального имущества, не включенного в указанные перечни, возможно на любой срок.
Предоставление бизнес-инкубаторами субъектам малого и среднего предпринимательства государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду). Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать три года (п. 4.3 ст. 18 Закона N 209-ФЗ). Такой же срок установлен п. п. 39, 113 Правил N 67.
Пунктом 77 Правил N 67 установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе при предоставлении бизнес-инкубаторами государственного и муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства.
Подача заявки на участие в торгах в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами РФ. Под электронным документом понимается документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме (ст. 3 Закона об электронной цифровой подписи ).
———————————
Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Смотрите так же:  Госпошлина кбк мфц

Author: admin