Доплата до фактического заработка это

Доплаты до фактического заработка в расчете отпускных

В письме Минтруда от 16 марта 2016 г. № 14-1/В-226 разъяснено, учитываются ли при расчете среднего заработка (например, при расчете отпускных) доплаты до фактического заработка за период командировки и доплаты до среднего заработка за период временной нетрудоспособности, осуществленные в расчетном периоде. Чиновники исходили из того, можно ли отнести данные выплаты к заработной плате, или нельзя.

Порядок исчисления среднего заработка установлен статьей 139 Трудового кодекса и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 № 922).

Для расчета средней зарплаты учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат (часть 2 ст. 139 ТК РФ).

При расчете среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (п. 3 Положения). Это материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие. Все подобные выплаты не соответствуют понятию «заработная плата», определенному статьей 129 ТК РФ.

1.За работником, находящимся в командировке, сохраняется средний заработок (ст. 167 ТК РФ). Бывает, что он оказывается меньше, чем заработная плата, которую получил бы работник, если бы командировки не было. В таких случаях некоторые организации осуществляют доплату своим работникам до фактического заработка.
Если такая выплата включена в фонд оплаты труда и на нее начисляются страховые взносы в ФСС РФ и ПФР, ее можно рассматривать как часть заработной платы и учитывать при расчете среднего заработка.

2. Выплата разницы между средней заработной платой и пособием по временной нетрудоспособности не является вознаграждением за труд. Она является выплатой социального характера, поскольку выплачивается в возмещение утраченного заработка во время болезни работника. Поэтому в расчет среднего заработка она не включается.

Минфин назвал условие, при котором можно списать на расходы доплату до фактического заработка за время командировки

Доплаты к среднедневному заработку во время нахождения работников в командировке, предусмотренные трудовым или коллективным договором, уменьшают налогооблагаемую прибыль. Такая позиция выражена в письме Минфина России от 28.04.14 № 03-03-06/1/19699.

Как известно, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение среднего заработка (ст. 167 ТК РФ). Расчет заработка производится исходя из фактически начисленной сотруднику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 предыдущих календарных месяцев (ст. 139 ТК РФ). Иногда средний заработок может оказаться меньше оклада. В этом случае некоторые работодатели производят доплаты. Можно ли включать сумму доплаты до текущего оклада сотрудникам, находившимся в командировке, в состав расходов на оплату труда? Минфин не видит препятствий для этого.

Авторы письма напомнили, что перечень расходов на оплату труда не является закрытым. В расходы на оплату труда включаются не только выплаты, прямо указанные в пунктах 1-24.1 статьи 255 Налогового кодекса, но и иные затраты, произведенные в пользу работника и предусмотренные трудовым или коллективным договором (п. 25 ст. 255 НК РФ).

Следовательно, если доплата до оклада на период командировки предусмотрена трудовым или коллективным договором, то указанные расходы можно учесть в целях налогообложения прибыли.

В этом же письме чиновники отметили, что аналогичный порядок действует при доплатах к пособию по беременности и родам до должностного оклада. То есть налогоплательщик вправе учесть сумму доплаты работнику до оклада на период отпуска по беременности и родам в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, при условии, если это предусмотрено договором.

Доплата до среднего заработка по больничному

Пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам рассчитываются исходя из среднего заработка работника за 2 календарных года, предшествующих наступлению страхового случая – болезни, беременности и т.д. (ч. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ ). При расчете пособия учитывается правило о том, что суммарный доход работника за год не может превышать сумму предельной базы по страховым взносам в ФСС (ч. 3.2 ст. 14 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ ). И если фактический заработок работника эту сумму превышает, то рассчитанное пособие будет меньше, чем если бы оно определялось исходя из суммы его заработка. Кроме того, не все работники могут получить оплату по больничному в размере 100% среднего заработка, а некоторым пособие и вовсе начисляется исходя из МРОТ.

С целью компенсации потерь некоторые работодатели устанавливают в организациях доплату до среднего заработка по больничному листу, которая, естественно, не покрывается средствами ФСС.

Документальное оформление доплаты до среднего заработка

О том, что организация при выплате пособий доплачивает своим работникам суммы до среднего заработка, можно указать непосредственно в трудовых договорах с работниками либо в коллективном договоре. Также можно составить локальный нормативный акт (ЛНА). Поскольку в законодательстве нет требования делать такие доплаты работникам, руководство организации самостоятельно устанавливает в ЛНА:

  • кому из работников будет выплачиваться доплата (не обязательно всему персоналу);
  • каков будет порядок расчета доплаты.

Налоги и взносы с доплаты до среднего заработка

Поскольку сумма доплаты – это уже не государственное пособие, то она подлежит обложению НДФЛ в общем порядке (ст. 209, п. 1 ст. 217, п. 4 ст. 226 НК РФ).

Кроме того, с суммы доплаты до среднего заработка (как с трудовой выплаты в пользу работника) должны быть начислены страховые взносы во внебюджетные фонды ПФР, ФФОМС и ФСС, включая взносы «на травматизм» (ч. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ , п. 1 ст. 20.1 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ ).

При расчете налога на прибыль и при УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» сумма доплаты признается в расходах на оплату труда (п. 25 ст. 255, пп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина от 10.04.2014 N 03-03-РЗ/16325 ).

Доплата до среднего заработка командированным: что с налогом на прибыль

Компания, применяющая окладно-премиальную систему оплаты труда, оплачивает командированному сотруднику дни нахождения в командировке исходя из сумм оклада и ежемесячной премии. Будут ли учитываться в целях налогообложения прибыли расходы в виде доплаты до среднего заработка? В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходы для расчета налога на прибыль

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Документально подтвержденные расходы — это затраты, которые подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Смотрите так же:  Алименты больше прожиточного минимума

Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика делятся на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

На основании ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, которые предусмотрены нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, перечень расходов на оплату труда, приведенный в ст. 255 НК РФ, является открытым.

Согласно п.6 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относится, в частности, сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о труде.

В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Статьей 167 ТК РФ установлено, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Сохранение среднего заработка командированным

За время командировки работодатель обязан выплачивать работнику средний заработок, рассчитанный в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Постановлением № 922.

Таким образом, как указано в письме Минфина России от 22.03.12 г. № 03-03-06/1/150, в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, учитывается сумма начисленного работнику среднего заработка за период его нахождения в командировке.

Как определено в ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Доплаты сотрудникам, находившимся в командировке

Следовательно, работодатель вправе принять решение о том, что помимо сохранения среднего заработка командированным работникам производится доплата в размере разницы между текущей (фактической) заработной платой и величиной сохраненного на период командировки среднего заработка. Принятое решение с соблюдением установленной законом процедуры должно быть отражено в коллективном договоре, трудовых договорах с работниками либо в локальном нормативном акте организации.

В письме Минфина России от 28.04.14 г. № 03-03-06/1/19699 указано, что в случае, когда доплаты сотрудникам, находившимся в командировке производственного характера, предусмотрены в трудовом договоре или локальном нормативном акте, то расходы по начислению подобных выплат могут учитываться в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций (см. также письма от 3.12.10 г. № 03-03-06/1/756, от 14.09.10 г. № 03-03-06/2/164).

Доплата до фактического заработка по больничному листу

В соответствии с пунктом 15 статьи 255 НК РФ в расходы налогоплательщика включаются расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ. Указанная доплата прямо не предусмотрена нормами трудового права.

Возможность отнесения на расходы в целях налогообложения выплат работникам, связанных с временной нетрудоспособностью последних, прямо предусмотрена подпунктом 6 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Такие выплаты учитываются в качестве расходов налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения.

Однако подпунктом 6 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ также указывает на то, что такие выплаты должны быть предусмотрены законодательством РФ.

В то же время статьей 183 ТК РФ предусмотрена выплата работнику пособия по временной нетрудоспособности, размер и условия выплаты которого устанавливаются Федеральным законом от 29.12.2004 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» (подробнее о новом порядке выплаты больничных читайте здесь), которым установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать 12 480 рублей.

Указанные выплаты учитываются в качестве расходов на основании пункта 16 статьи 255 НК РФ как расходы на обязательное социальное страхование. В то же время все расходы на оплату больничных сверх суммы 12 480 рублей за полный календарный месяц в качестве расходов на обязательное социальное страхование не признаются.

Следует отметить, что до 1 января 2005 года глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не содержала прямого указания на возможность отнесения к расходам выплат пособий по временной нетрудоспособности.

Федеральным законом от 29.12.2004 № 202-ФЗ внесены изменения в статью 264 НК РФ. В соответствии с пунктом 48.1 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам от производства и реализации относятся расходы работодателя по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые два дня нетрудоспособности работника в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями. Кроме того, теперь к расходам можно относить и платежи работодателей по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые два дня нетрудоспособности.

Указанные платежи включаются в состав расходов, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает размера пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые два дня нетрудоспособности работника, определяемого в соответствии с законодательством РФ (подп. 48.2 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Однако внесенные изменения не решили проблему отнесения на расходы сумм доплаты работникам до фактического заработка в случае временной потери трудоспособности, поскольку они прямо не предусмотрены ни налоговым, ни трудовым законодательством.

В то же время нормы главы 25 НК РФ, в частности, статья 270 НК РФ не содержит и прямого запрета на учет таких выплат в качестве расходов в целях налогообложения. Исходя из общих правил признания расходов в целях налогообложения прибыли, можно обосновать возможность отнесения рассматриваемых выплат на расходы организации. Перечень расходов, указанных в главе 25 НК РФ не является закрытым. В соответствии со статьей 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. На основании статьи 252 НК РФ эти выплаты также должны являться обоснованными, экономически оправданными и документально подтвержденными.

Таким образом, любые затраты налогоплательщика по выплатам в связи со временной нетрудоспособностью работника, если они соответствует требованиям статьи 252 НК РФ и предусмотрены трудовым или коллективным договором, могут быть отнесены на расходы в целях налогообложения.

Нормы трудового законодательства не содержат запрета на осуществление работодателем в пользу работника выплат, связанных с временной нетрудоспособностью последнего.

При этом следует иметь в виду, что указанные выплаты должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

Вопрос относительно экономической обоснованности расходов работодателя по выплатам в связи со временной нетрудоспособностью работника является оценочным, то есть подлежит разрешению в каждом конкретном случае сторонами спора.

Смотрите так же:  Требования к размещению компьютера

Если такой вопрос возникнет в ходе судебного разбирательства, то рекомендуем настаивать на то том, что работодатель, осуществляя такие выплаты, реализует социальные гарантии, которые предоставляет своим работникам. Что касается документального подтверждения расходов, то такими подтверждениями могут служить:

  • приказ руководителя организации об осуществлении выплат, в котором должен быть указан размер и основания выплат;
  • положения трудового договора, которые бы предусматривали возможность таких выплат;
  • документы, подтверждающие, что денежные средства были действительно выплачены работнику и приняты последним.

В целом, рекомендуем разработать специальный классификатор выплат работникам в целях налогообложения и оформить его в качестве приложения к Учетной политике.

Наличие такого документа в организации существенно упростит процесс обоснования и подтверждения расходов и перед налоговыми органами, и в ходе в судебного разбирательства.

Позиция Минфина России по рассматриваемому вопросу изложена в письме Минфина России от 15.06.2004 № 03-02-05/4/19. В этом документе указано, что налогоплательщик имеет право отнести к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, суммы превышения фактически выплачиваемого пособия по временной трудоспособности над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из ФСС РФ. Минфин России также указывает на то, что при исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности работодатели должны руководствоваться Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 № 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию», согласно пункту 25 которого пособие по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания, определяется в процентном отношении от заработка в зависимости от непрерывного трудового стажа.

Приведенная позиция Минфина России свидетельствует об отсутствии существенных налоговых рисков при отнесении на расходы организации сумм, фактически уплаченных сотрудникам в качестве пособий по временной нетрудоспособности, в том числе, и в части, превышающей 12 480 руб.

Напомним, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или его должностным лицом в пределах их компетенции, исключают вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (подробнее читайте здесь).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Минфине России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в налоговой сфере.

В пункте 1 статьи 236 НК РФ указано, что объектом обложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 236 НК РФ выплаты и вознаграждения не признаются объектом обложения ЕСН, если они не отнесены налогоплательщиком к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 «Единый социальный налог (взнос)» НК РФ.

Таким образом, если суммы, выплаченные сотрудникам в качестве пособий по временной нетрудоспособности, относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, то указанные суммы облагаются ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

Доплаты до фактического заработка на время болезни сотрудника можно учесть, если они предусмотрены трудовым договором

Компания вправе списать в составе расходов на оплату труда при расчете налога на прибыль суммы доплат до фактического заработка сотрудникам на период временной нетрудоспособности, поскольку кодексом перечень таких затрат не ограничен. Однако сделать это можно при условии, что доплаты предусмотрены трудовым или коллективным договором.

Письмо Минфина России от 28.04.10 № 03-03-06/1/306

Вопрос: В организации локальными актами и трудовыми договорами предусмотрена доплата до суммы оклада за период временной нетрудоспособности работника, не превышающий 15 рабочих дней в год, из них 3 дня без подтверждающих документов (больничного листа).

Вправе ли организация учесть при исчислении налога на прибыль в составе расходов на оплату труда в соответствии со ст. 255 НК РФ разницу между суммой оклада и суммой пособия за период временной нетрудоспособности, подтвержденный больничным листом, а также сумму оклада за период временной нетрудоспособности, не подтвержденный больничным листом?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о доплате сотрудникам до оклада за период временной нетрудоспособности и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Статьей 255 Кодекса установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

С 1 января 2010 г. согласно ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» п. 15 ст. 255 Кодекса был признан утратившим силу.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.04.2009 № 78-ФЗ, Федеральный закон от 25.11.2008 № 216ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» устанавливает максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности только на 2009 г.

С 1 января 2010 г. в соответствии с п. 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Смотрите так же:  Как изменится пенсия с 1 октября 2019г.

Частью 1 ст. 7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ установлено, что размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа работника. При стаже восемь и более лет пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка. При стаже от пяти до восьми лет оно составит 80%, до пяти лет – 60%.

Согласно ст. 3 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ первые два дня временной нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя. Остальной период, начиная с третьего дня временной нетрудоспособности, оплачивается за счет средств бюджета ФСС РФ.

Одновременно сообщаем, что установленный ст. 255 Кодекса перечень расходов на оплату труда не является закрытым.

На основании п. 25 ст. 255 Кодекса в качестве расходов на оплату труда признаются также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым или коллективным договором, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса.

Доплата до фактического заработка это

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Всё о больничных и детских пособиях ›
  • Глава 3. Детские пособия и другие выплаты за счет соцстраха ›
  • 3.9. Доплата пособия до фактического заработка сотрудницы

3.9. Доплата пособия до фактического заработка сотрудницы

3.9. Доплата пособия до фактического заработка сотрудницы

Организация, как и в случае с больничными, может доплатить пособие по беременности и родам до среднего фактического заработка женщине. При этом средняя фактическая заработная плата превышает установленный размер пособия по беременности и родам, выплачиваемого из средств ФСС России. Можно ли учесть такую доплату при расчете налога на прибыль и надо ли начислять на эту сумму страховые взносы.

Прежде чем отвечать на этот вопрос, напомним, что ограничение размера пособия по временной нетрудоспособности не соответствует Конституции РФ. Об этом мы уже писали. Так что в данном случае особо не играет роли, превысит доплата максимальный размер или нет.

Столичные налоговики в письме от УФНС России по г. Москве от 21 июня 2007 г. № 28-11/058415 относительно доплаты по декретным привели такие разъяснения. Согласно статье 255 Налогового кодекса РФ в состав расходов налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с пунктом 15 статьи 255 Налогового кодекса РФ к расходам на оплату труда для целей налогообложения прибыли относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ.

Следовательно, расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности учитываются в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, только в случаях, когда специальными актами законодательства РФ предусмотрена обязанность работодателя в конкретных случаях производить указанную доплату.

В соответствии со статьей 255 Трудового кодекса РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов 86, а при рождении двух или более детей 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Таким образом, Трудовой кодекс РФ не устанавливает обязанности работодателей по выплате за счет собственных средств сверх установленных ограничений специальных доплат до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, связанной с беременностью и родами.

В статье 3 Федерального закона № 255-ФЗ определено, что финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета ФСС России, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 данной статьи.

При этом в пункте 4 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ установлено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом ФСС России также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 11 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка.

Однако размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год.

В статье 13 Федерального закона № 234-ФЗ установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать максимальный размер.

Если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия, исчисленного согласно трудовому договору, превышает сумму законодательно установленного максимального размера пособия по беременности и родам, определенного за полный календарный месяц, налогоплательщик имеет право в целях налогообложения прибыли учесть в расходах сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из средств ФСС России.

Правда, по мнению Минфина России, приведенному в письме от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-02/47, доплата до фактического заработка, превышающая размер пособия по беременности и родам, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации, производится организацией за счет собственных средств и не рассматривается как государственное пособие. Соответственно, суммы вышеназванной доплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Что касается НДФЛ, то в отношении доплаты до фактического заработка, не превышающей максимальный размер пособия по беременности и родам Минфин России в письме № 03-04-06-02/47 разъяснял следующее. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Author: admin