Доклад двойное гражданство

Оглавление:

В ГД внесен законопроект о запрете двойного гражданства для высокопоставленных госслужащих

МОСКВА, 31 марта. /ИТАР-ТАСС/. Депутат от «Справедливой России» Алексей Казаков внес в Госдуму законопроект, запрещающий иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другом государстве высокопоставленным госслужащим и членам их семей.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, размещенному в думской электронной базе данных, речь идет лицах, «принимающих по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности РФ», а также их супругах и несовершеннолетних детях. К таким лицам парламентарий предлагает отнести замещающих госдолжности РФ, должности первого заместителя и заместителей генерального прокурора, членов совета директоров Центробанка, госдолжности субъектов РФ, должности федеральной государственной службы, в государственных корпорациях (компаниях). Им, как следует из законопроекта, будет запрещено «иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства».

Предлагаемые санкции

Нарушение установленного запрета предлагается карать досрочным прекращением полномочий (в отношении членов Совета федерации, депутатов Госдумы, депутатов региональных заксобраний, федеральных судей) или освобождением от иной должности «в связи с утратой доверия». Документ оговаривает порядок проведения проверки соблюдения запрета, а также устанавливает, что в ходе ее проведения «могут направляться запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскных мероприятий, о проведении таких мероприятий для добывания информации о соблюдении» запрета.

Депутат от ЛДПР Сергей Иванов между тем внес в Госдуму другой законопроект, вводящий административную ответственность — штраф от 1,5 до 2,5 тыс. рублей — за сокрытие иностранного гражданства. Депутат напоминает, что согласно действующему законодательству гражданину РФ гарантировано право на приобретение гражданства иного государства без выхода из гражданства России. Однако, по его словам, вопрос отслеживания получения российскими гражданами гражданства иностранного государства не урегулирован. «В настоящее время ни один официальный орган, ведающий делами о гражданстве РФ, не может предоставить информацию о том, сколько российских граждан имеют гражданство иностранного государства», — отмечает политик.

Президент РФ Владимир Путин на встрече с членами Совета федерации отметил ранее, что РФ должна фиксировать, кто из ее граждан имеет гражданство других государств. «Мы вполне должны и имеем право знать, кто живет в России, чем занимается», — сказал глава государства.

Тему закона о гражданстве во время беседы поднял глава комитета Совета федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас, который предложил «ввести в законодательство норму, по которой граждане, имеющие паспорта других государств, должны уведомлять об этом РФ». За сокрытие факта иного гражданства он предложил установить уголовную ответственность в виде исправительных работ.

«Вопрос сокрытия двойного гражданства нуждается в серьезной проработке»

Председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов призывает тщательно проработать законопроекты об ответственности за сокрытие иностранного гражданства.

«Если человек скрывает, что у него есть двойное или тройное гражданство — это вопрос, который нуждается в очень серьезной проработке. Вот у лиц, которые сегодня проживают на территории Крыма, двойное, тройное гражданство, или они лица без гражданства? Это тончайшая юридическая материя конституционного права. Это все рождается в результате коллизий различных законов, столкновения различных юрисдикций», — сказал Федотов на пресс-конференции в Москве.

«Это вопросы, которые нужно прорабатывать очень тонко, очень деликатно, с участием серьезнейших специалистов», — подчеркнул глава СПЧ. «Можно решить эти вопросы так, что у нас увеличится число лиц без гражданства. Существует общая линия ООН на сокращение числа лиц без гражданства», — предупредил председатель Совета.

Двойное гражданство выгоды и трудности

Понятие двойного гражданства

Двойное гражданство предопределяет сущность государственной и правовой политики государства в области гражданства.

В отечественном праве двойное гражданство, по сложившейся традиции во времена СССР, рассматривается преимущественно как коллизионное и нежелательное явление. Хотя в Конституцию Российской Федерации от $12.12.1993$ года введена норма, признающая двойное гражданство.

Согласно части $1$ статьи $62$ нашей Конституции, гражданин России может обладать гражданством иностранного государства, т.е. двойным гражданством, в соответствии международным договором РФ или федеральным законом.

Двойное гражданство – это специфическое политико-правовое положение физического лица, при котором оно параллельно обладает гражданством более одного иностранного государства.

Двойное гражданство значительно усложняет правовое положение человека, имеющего не одно гражданство. Это обусловлено тем, что его правовая связь с несколькими государствами порождает одновременно двойные права и двойные обязанности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По своему характеру двойное гражданство может быть легальным и не легальным. В первом случае государство, гражданство которого имеет человек, признает за ним наличие гражданства иного государства. В данном случае речь идет о двойном гражданстве. Во втором случае государство игнорирует наличие других гражданств у его гражданина. Здесь можно говорить о множественном гражданстве. Следует отметить, что во внутригосударственных правовых актах и в международно-правовых договорах данные понятия используются как синонимы.

Причины возникновения двойного гражданства

Двойное гражданство начало распространяться только в буржуазную эпоху. Это было связано с тем, что в эпоху феодализма крестьяне прикреплялись к земле, и миграция населения фактически была запрещена. Возникновение двойного гражданства в тот период у представителей низших сословий было явлением не частым. У граждан высшего сословия двойное подданство возникало тогда, когда они имели владения в разных государствах.

Двойное гражданство может возникнуть по объективным и субъективным причинам.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

К объективным причинам относятся:

  • расхождение в законах государств о порядке приобретения и утраты гражданства;
  • территориальные изменения, которые влекут за собой изменение государственной юрисдикции, приток беженцев, миграцию населения;
  • целенаправленное и согласованное решения государств об этом.

Чаще всего наличие гражданства нескольких государств порождается коллизиями законодательства различных государств. Например, когда одна страна, определяя принадлежность к своему, признает своими гражданами тех лиц, родители которых являются его гражданами, а другая страна признает своими гражданами лиц, родившихся на ее территории. Бипатризм возникает независимо от места рождения ребенка, если законы страны позволяют передать ребенку имеющиеся у его родителей множественные гражданства. Двойное гражданство может приобрести женщина, вступая в брак с иностранцем, если закон страны мужа автоматически присваивает ей гражданство супруга, а вместе с тем отечественное законодательство не лишает ее гражданства после этого. При вступлении в брак автоматическое предоставление гражданства иностранцам предусмотрено в Италии и Доминиканской Республике.

Основным субъективным фактором, способствующем получению двойного гражданства, является определенная деятельность лиц, приобретающих второе гражданство.

Последствия двойного гражданства

К положительным последствиям двойного гражданства относятся:

  • дополнительные гарантии в отношении прав и свобод личности;
  • определенные выгоды в отношении права на жительство в нескольких государствах, права на возвращение, возможность сохранения гражданства в браке между иностранцами;
  • государство легче принимает лицо с двойным гражданством, чем иностранного гражданина, при этом государство происхождения сохраняет связь со своим гражданином, не теряя его безвозвратно;
  • наличие большого количества людей с двойным гражданством может спровоцировать интенсификацию связей между государствами.

К отрицательным последствиям двойного гражданства относятся:

  • двойное гражданство порождает дополнительные обязанности для гражданина;
  • лица с двойным гражданством имеют усеченные права, связанные с дипломатической защитой;
  • в отношении людей с двойным гражданством часто возникают трудности в области межгосударственных отношений;
  • для любого государства лица с двойным гражданством считаются недостаточно лояльными;
  • для международных отношений двойное гражданство может породить значительные противоречия между международными и двусторонними соглашениями о двойном гражданстве.

Можно сделать вывод, что двойное гражданство может быть выгодно для отдельного лица, но не для государства, которое с ним сталкивается. В данном случае интересы отдельной личности не всегда совпадают с интересами государства. Исключением являются страны, чьи соотечественники разбросаны по всему миру. При двойном гражданстве у граждан страны, она обладает меньшими рычагами воздействия на отдельную личность, помимо этого, существует определенный риск для безопасности государства.

Правовое регулирование двойного гражданства

Сложная и неоднозначная природа двойного гражданства порождает разные подходы к его регулированию.

Такие государства, как Канада, Испания, Йемен, Ирландия, Албания, Лихтенштейн свободно допускают двойное гражданство или гражданство более чем одной страны.

Великобритания, США, Италия, Нидерланды, Бельгия допускают наличие двойного гражданства при соблюдении определенных условий или просто не требуют отказа от первого гражданства при приобретении нового.

Швеция, ЮАР, Филиппины, Япония, руководствуясь принципом одного гражданства, не допускают двойное гражданство. При приобретении гражданства этих государств необходимо отказаться от иностранного гражданства.

В России, согласно Закону о гражданстве, двойное гражданство допускается. Но Россия не признает фактическое двойное гражданство, не принимая во внимание наличие у гражданина дополнительного гражданства, кроме российского.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Двойное гражданство

Многие российские граждане получают паспорта других государств после определенного времени законопослушной жизни за пределами РФ. В международной практике получение двух гражданств является нормальной практикой, бипатриды стали частью общества державы по их собственному выбору, могут беспрепятственно ездить в Россию и страну второго гражданства, платят налоги по выбранной ими схеме. Но есть в двух гражданствах и подводные камни.

В каких странах запрещено двойное гражданство?

Возможность получить два или более паспорта зависит от наличия международных договоров, позволяющих это сделать. К примеру, можно одновременно быть гражданином США и России. Но в Германии от вас потребуют отказаться от российского гражданства при получении немецкого паспорта. Бипатридом невозможно быть в следующих государствах:

  • большинство стран Африки (за исключением западной части континента);
  • все страны Средней Азии, в том числе в островных странах на Востоке;
  • Украина, Беларусь и государства Прибалтики не позволяют становиться бипатридами;
  • ряд государств центральной Европы, а также Испания.

На континентах Северной и Южной Америки присутствует лишь несколько небольших государств, отказавшихся от международных договоров о множественной государственной принадлежности жителей. Практически во всем цивилизованном мире можно оформить второй и даже третий паспорт, оставшись при этом резидентом России.

Двойное гражданство – плюсы и минусы

Нужно различать термины двойного гражданства и двух отдельных паспортов. Двойная государственная принадлежность в России доступна только для резидентов Таджикистана и Туркменистана. В остальных случаях речь идет о двух паспортах. Человек со статусом бипатрида получает следующие выгоды:

  • свобода действий и пользование выгодами гражданства разных государств;
  • свободное передвижение без необходимости получать визы;
  • возможность выбора страны для получения социальных выплат, оплаты налогов;
  • свободный выбор государственной принадлежности детей.

Не следует забывать о том, что в каждом законодательстве есть свои тонкости в отношении к таким лицам. К примеру, если у вас есть паспорт США и России, вы не можете скрыть этого при поездке в РФ, показывая только российские документы. Это будет считаться грубым нарушением миграционного законодательства. Выехать с таким набором документов, скажем, в Германию или Индию будет еще сложнее – в оформлении визы возникнет много препятствий.

Консультации и миграционная поддержка для бипатридов

Если вы столкнулись со сложностями в оформлении миграционных документов при наличии двух или более паспортов, стоит обратиться к специалистам. Сотрудники компании «Visardo» предложат вам оптимальные пути решения самых сложных ситуаций и помогут правильно оформить пакет бумаг и заявлений на визу в любую точку мира. Также можно получить актуальные правовые консультации по действиям бипатридов в России.

Двойное гражданство: плюсы и минусы

Правительство РФ раскритиковало идею введения уголовного наказания для россиян за сокрытие второго гражданства, хотя ранее президент Владимир Путин заявил, что Россия должна вести учет всех граждан, кто имеет паспорта других стран. О том, как россиянам живется с двойным гражданством, «Сноб» поговорил с участниками проекта

В Москве я здорово намучилась с визами в начале 90-х, поэтому мечтала получить американский паспорт для пропуска в другие страны, чтобы ездить в них тогда, когда захочу. В Штатах, где я оказалась в середине 90-х, меня сильно удивляли американцы: они никогда не покидали свою страну. Даже по последним данным, больше половины населения США никогда не выезжало за пределы страны, а у трети американцев нет паспортов, которые нужны для выезда из США. Когда я наконец получила заветный американский паспорт, мне еле хватило свободных страниц для въездных виз до получения следующего документа. Когда пришло время продлевать российский паспорт и я с опаской заглянула на сайт Генерального консульства России в Сан-Франциско, я обнаружила, что это легально — иметь два гражданства. Мало того, там было сказано, что если я хочу отказаться от российского гражданства, то мне необходимо объяснить причину этого решения и заплатить 400 долларов. Теперь сумма за отказ стала меньше — по последним данным, 145 долларов.

Лично я не собираюсь отказываться от гражданства страны, в которой родилась, где выросла и где у меня остались родные, друзья и коллеги. Но у меня в ней нет никакой собственности, а значит, нет и прописки. Из гонорара за мои публикации в России у меня вычитают налоги как у иностранки, и они существенно больше, чем у россиян. Кроме того, я плачу налоги в Америке с учетом общего заработка, то есть получается, что за работу в России я плачу налоги дважды. Двойное гражданство для меня связано с двойным налогообложением.

В некоторых европейских странах, я знаю, лучше не говорить про свое приобретенное гражданство: американцев там недолюбливают. Помню, как на Сицилии мне во время шопинга посоветовали на вопрос «откуда вы?» говорить, что из России. Но обычно я не скрываю ни свое происхождение, ни место жительства.

Смотрите так же:  Как оформить снилс в 1с

Лос-Анджелес, где я провожу много времени, многонациональный город, и мы все здесь хорошо уживаемся. Что уж говорить про Нью-Йорк или Майами. А в маленьких городках, где все друг друга знают и у людей немного другой менталитет, я никогда не жила и вряд ли буду.

Алексей Федосеев, бизнесмен, издатель:

Являясь одновременно гражданином России и Америки, я не вижу в этом никакой проблемы и воспринимаю это как вполне нормальный случай для XXI века, когда люди не «эмигрируют», а просто живут в разных странах в разное время, в зависимости от целей их карьеры и обстоятельств личной жизни, уважая законы государств, где они находятся. США не создает людям никаких проблем из-за второго гражданства, и, надеюсь, Россия тоже не будет их создавать. Хотя времена меняются, и то, что я слышу на эту тему, вызывает некоторое беспокойство.

Второе гражданство я получил после нескольких лет работы в Америке: сперва грин-карту (причем мне ее оформила компания, а жена параллельно умудрилась выиграть ее в лотерею). Через пять лет, как и многие другие, я оформил гражданство США. Это был естественный процесс — стать гражданином страны, в которой живешь и работаешь, плюс я действительно ценю здешнее государственное устройство и настоящую свободу выбора. Вообще-то американцы, особенно в Калифорнии — это все народы мира, которые вместе живут и вполне успешно сотрудничают. Для получения гражданства мне пришлось выучить историю Америки и многие правовые вопросы. Мы их обычно зубрили всей семьей во время поездок в машине, так что это было весело.

До недавнего времени никаких сложностей с двойным гражданством не было. В большинство стран мира я летал по американскому паспорту, а в Россию — с двумя. Сейчас, конечно, есть беспокойство, что начнутся ужесточения, хотя рано или поздно придет прозрение, что на дворе XXI век и мир стал очень близким и интегрированным, поэтому совершенно нормально жить на две (а то и три) страны, как приходилось и мне, и коллегам.

Сергей Дрезнин, пианист, композитор:

В 1987-м я выехал в Вену на ПМЖ­, моя жена Алисон получила там пост. Хмурый мент в паспортном столе забрал у меня внутренний паспорт с московской пропиской. Взамен «дубликата бесценного груза» выдали общегражданский. Прошло восемь лет. За это время я, конечно, все страны уже объездил, но каждый раз с визой была морока. Чтобы поехать в Лондон к семье Алисон, надо было за 2­3 недели подавать заявление в английское консульство. С «дубликатом» пускали без визы только на Кипр и в Братиславу. На Кипр не выбрался, а вот в Братиславу очень даже. Благо от Вены всего 45 минут. Как-­то еду я туда на кастинг для фильма Спилберга Peacemaker, а у меня в машине еще две очаровательные венские певицы, которые для сцены требовались, и пианист. Пограничник, взявший мой паспорт, понимающе усмехнулся, мол, везет русский пацан девушек на промысел в дружественную Словакию… Через несколько дней ехал уже на съемки, уже с Алисон. Тот же пограничник опять понимающе ухмыляется, мол, пацан новый товар везет. Напрасно я ему обручальное кольцо в лицо совал, не поверил он мне, мол, видали мы тут таких женатых…

Итак, прошло восемь лет. Менять гражданство я не собирался, не хотел становиться иностранцем… И тут меня кто-­то надоумил подать на австрийское гражданство как «художнику», который очень ценен для Австрии. При таком гражданстве можно было сохранить и российское гражданство! Собрал я документы, рекомендательные письма, афиши, отзывы, рецензии и подал эту папку в магистрат. Дали гражданство! Когда фройляйн фотографировала меня возле знамени, я чуть не бросился ее целовать. Она меня спрашивает: «Чему вы так радуетесь? У нас турки еще недовольны, дорого, говорят…» Не понимала она, что теперь мне никаких виз не надо (кроме китайской и тому подобных). Вот так и живу с двумя гражданствами. При всех контактах с консульствами РФ на Западе, когда требуют у меня основания для проживания за границей, показываю австрийский (он же европейский) паспорт. К этому там всегда относились с пониманием. А вот год назад мне понадобился наконец внутренний паспорт РФ — не дают! Паспортистка требует у меня «подтверждение гражданства». Я ей показываю коллекцию «дубликатов бесценного груза» — ­у меня их за 27 лет скопилось шесть штук, и СССР есть, и РФ! Нет, говорит, российский паспорт не считается, не подтверждает он мое гражданство. Времена трудные были, многие консульства не по правилам выдавали, ошибки допускали… Надо консульства запросить… Запрашивает год. Я уже и в МИД написал (третий отдел), может, ответят…

Регистрация двойного гражданства в УФМС: что нужно и какова процедура?

Регистрация двойного гражданства в УФМС предусмотрена федеральным законом №142-ФЗ, который был принят 04.06.2014. О том, что нужно для этого и какова процедура регистрации, вы узнаете из нашей статьи.

Что такое двойное гражданство?

Позиция РФ в отношении двойного гражданства четко закреплена в Конституции (статья 62). Согласно основному закону, гражданин РФ вправе иметь гражданство другого государства, но этот факт не освобождает его от обязанностей и не лишает прав, предусмотренных российским законодательством.

Информация о двойном гражданстве также закреплена в статье 6 закона «О гражданстве РФ». В ней содержится базовое положение о том, что даже если гражданин РФ имеет иное гражданство, он в первую очередь будет рассматриваться именно как гражданин РФ. Но делается весьма существенная оговорка — за исключением случаев, которые могут быть предусмотрены международными договорами.

При этом даже если гражданин РФ приобрел гражданство иностранного государства, из гражданства РФ ему выходить не нужно.

Соглашения о двойном гражданстве у России заключены лишь с Туркменистаном и Таджикистаном. Ну и, естественно, с Белоруссией действует особый правовой режим. Актуален также договор о дружбе и сотрудничестве с Республикой Арменией.

Термин «двойное гражданство» является составляющим понятия «множественного гражданство». Но так как у РФ заключены всего лишь 2 соглашения по вопросам двойного гражданства, то, в соответствии с нормами законодательства, гражданства других стран как бы остаются в стороне.

В теории юриспруденции это называется правовым вакуумом. Но учитывая политическую обстановку в мире, остается верить в лучшее и надеяться, что подобные соглашения будут заключены еще с рядом стран.

Регистрация лиц с двойным гражданством

Федеральный закон, принятый 04.06.2014 и вносящий изменения в закон «О гражданстве РФ», установил новое правило: гражданин РФ (за исключением тех, кто постоянно проживает за пределами РФ) при наличии у него гражданства иностранного государства, вида на жительство или иного документа, который позволяет проживать на территории иностранного государства, должен уведомить органы ФМС об этом факте.

Уведомление должно быть осуществлено в срок не позднее 60 дней со дня, когда лицо приобрело двойное гражданство или получило документ, который разрешает проживать на территории иностранного государства.

Регистрация двойного гражданства осуществляется в территориальных подразделениях ФМС по месту регистрации гражданина РФ; если такового нет — по месту пребывания. В исключительных случаях — по месту нахождения на территории РФ.

Исходя из требований законодательства, такое уведомление гражданин РФ может подать лично или через своего представителя (при предъявлении соответствующих документов).

Делается это в органах ФМС или посредством почтового отправления.

Регистрация граждан с двойным гражданством: уведомление ФМС

Давайте разберемся, что за уведомление необходимо подавать в органы ФМС (Подробнее см. Образец заявления о двойном гражданстве (форма, бланк)).

В документе должна содержаться следующая информация:

б) место и дата рождения;

в) место жительства, пребывания или нахождения в РФ;

г) реквизиты паспорта РФ;

д) сведения об ином гражданстве с указанием данных документа, разрешающего проживание на территории иностранного государства, или паспорта;

е) дата получения второго гражданства;

ж) сведения о том, продлевалось ли гражданство иностранного государства;

з) если направлялось обращение в уполномоченные органы иностранного государства с просьбой о выходе из его гражданства, то необходимо указать и этот факт.

К уведомлению должны быть приложены документы, подтверждающие наличие гражданства иностранного государства, копия паспорта РФ и документы на представителя заявителя, если уведомление подается им.

Проблемы регистрации двойного гражданства

В законе о регистрации двойного гражданства четко сказано, что порядок регистрации устанавливается уполномоченным органом — ФМС.

Но если обратиться к хронологии, то мы увидим, что закон был принят 04.06.2014, а порядок ФМС о регистрации вступил в силу только лишь с 17.08.2014, несмотря на то, что принят был 28.07.2014.

Более того, в редакции данного приказа ФМС нет ни слова о том, что уведомление можно подать через интернет. В первоначальном же варианте, который выносился на обсуждение общественности, был пункт, который гласил, что гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, может подать уведомление через официальный сайт ФМС.

Но в окончательном варианте данный пункт убрали, аргументируя это тем, что при таком способе подачи документов нет возможности проверить подлинность подаваемых сведений, в то время как, например, на почте соответствующий сотрудник может сверить все представленные бумаги.

Приказ ФМС № 450

Чтобы узнать о процедуре регистрации двойного гражданства более подробно, необходимо детально изучить приказ ФМС № 450 от 27.08.2014.

Приказ состоит из 3 приложений:

  1. Приложением № 1 утверждается форма уведомления о том, имеется ли у гражданина РФ иное гражданство, вид на жительство или иной действительный документ, который подтверждает право на его постоянное проживание в иностранном государстве.
  2. Приложением № 2 утверждена аналогичная форма уведомления для несовершеннолетних граждан.
  3. Приложение № 3 устанавливает порядок подачи уведомлений.

Вот на этот порядок мы и обратим внимание.

Процедура уведомления о наличии двойного гражданства

Подать уведомление в территориальный орган ФМС по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в РФ гражданина, который имеет гражданство иностранного государства, вправе:

  • сам гражданин,
  • его представитель,
  • родители или законные представители от имени несовершеннолетних или недееспособных/ограниченных в дееспособности граждан.

Уведомление заполняется собственноручно либо с применением технических средств. Не допускается использование различных аббревиатур и сокращений, но при необходимости можно применять латинский алфавит.

Если гражданин — совершеннолетний и дееспособный, то он прикладывает копию своего паспорта РФ и копию паспорта или иного документа (например, вида на жительство), который подтверждает факт двойного гражданства и/или разрешает проживать на территории иностранного государства.

Если документы подаются в отношении несовершеннолетнего и/или недееспособного гражданина, то к уведомлению прикладывается свидетельство о рождении гражданина и соответствующий акт органа опеки и попечительства о том, что был назначен опекун или попечитель.

Если гражданину, имеющему двойное гражданство, нет 14 лет, то ко всем вышеуказанным документам прикладываются бумаги, которые подтверждают наличие у ребенка гражданства РФ.

Процедура приема документов со стороны уполномоченных лиц заключается в том, что они должны сверить оригиналы и копии бумаг и удостоверить факт совпадения подписей заявителей. Причем такими полномочиями наделяются как сотрудники органов ФМС, так и работники почтовых отделений.

Если документы были переданы через почтовое отделение, то сотрудник почты должен их отправить в ФМС не позднее 1 дня, который следует за днем подачи уведомления.

Кто освобождается от регистрации факта двойного гражданства?

Для всех граждан, которые имеют двойное гражданство, срок подачи уведомлений установлен до 04.10.2015.

Хорошая новость для жителей Крыма и Севастополя: в органах ФМС для подачи уведомления о двойном гражданстве им не требуется появляться вплоть до 31.12.2015. А вот с 2016 года извольте форму уведомления заполнить и передать в ФМС.

Кроме того, полностью освобождены от подачи уведомлений о регистрации двойного гражданства:

  • жители Туркменистана и Таджикистана, так как у РФ есть соглашение по урегулированию вопросов двойного гражданства с этими государствами;
  • граждане РФ, которые постоянно проживают за пределами РФ.

Нюансы, на которые стоит обратить внимание

Все уведомления о наличии факта двойного гражданства подаются только на территории РФ. Если гражданин находится за границей, то оттуда посылать уведомление не нужно.

При этом подавать уведомление нужно всем лицам, имеющим гражданство иностранного государства — вне зависимости от срока действия вида на жительство (даже если он выдан всего лишь на 1 год).

О двойном гражданстве ребенка достаточно сообщить одному родителю, второму такую информацию предоставлять не нужно.

В Уголовный кодекс РФ были внесены изменения и введена новая статья — 330.2, которая устанавливает уголовную ответственность за неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии двойного гражданства.

Санкция у статьи следующая: штраф до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за 1 год либо обязательные работы (до 400 часов).

Граждане, имеющие двойное гражданство, не могут занимать государственные должности.

Возникает закономерный вопрос: если сложилась ситуация правового вакуума — законен ли вообще второй паспорт на территории РФ?

Если исходить из логических рассуждений, то каждое государство заинтересовано в налогоплательщиках, постоянной службе в армии со стороны мужского (а в некоторых случаях и женского) населения. Поэтому двойное гражданство — предмет постоянных споров.

Запретить его, как это сделали Дания с Германией, могут не все государства; вот и приходится мириться с существующим порядком.

Но на территории РФ паспорт иностранного государства, с которым у РФ не заключены соответствующие договоры, по сути, юридической силы не имеет.

Гражданам РФ, которые имеют двойное гражданство, не стоит опасаться, что после подачи документов о регистрации этого факта на них могут быть наложены какие-либо санкции — эта информация необходима лишь для создания единой базы данных.

Кроме того, уведомления принимаются с 04.10.2014 либо через ФМС, либо через почтовые отделения. За несвоевременную подачу уведомления (а оно должно быть подано не позднее 60 дней со дня получения гражданства иностранного государства или документа, позволяющего проживать на территории этого государства) предусмотрена уголовная ответственность.

Понятие и принципы гражданства. Двойное гражданство и многогражданство

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный лингвистический университет

Факультет экономики и права (юридическое отделение)

по Конституционному праву

Понятие и принципы гражданства. Двойное гражданство и многогражданство

Студент: Прусакова Д.С.

Карпова И.Б., доцент

Смотрите так же:  Приставы первомайского района киров

Понятие и принципы гражданства

1.1 Понятие гражданства

1.2 Принципы гражданства

Двойное гражданство и многогражданство

Развитие законодательства о гражданстве РФ

Список использованной литературы

Выбранная автором тема является крайне актуальной в условиях глобализации и мировой интеграции. Данная работа имеет своей целью раскрыть основные положения, касающиеся института гражданства в РФ, условий получения двойного гражданства и многогражданства. Автор постарался обработать максимальное количество доступной информации по рассматриваемому вопросу, с намерением сделать работу насыщенной, интересной, качественной и познавательной.

Как показал анализ полученной информации, законодательство в сфере гражданства находится в постоянном развитии, что вызвано нестабильной политической, экономической и социальной ситуацией в мире. Данная работа призвана раскрыть основные положения, касающиеся гражданства, рассмотреть его принципы, а также проследить развитие данной сферы законодательства.

Понятие и принципы гражданства

Гражданство — один из основных элементов правового статуса личности, определяющий ее взаимоотношения с государством, являясь необходимым условием для распространения на нее всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты ее государством, независимо от местоположения. Помимо правового статуса граждан РФ, Конституция также определяет положение следующих групп:

лиц без гражданства, проживающих на территории РФ на законных основаниях

Чтобы изучить вопрос гражданства, необходимо не только рассмотреть его понятие, но также и принципы, которые являются основной характеристикой гражданства и основываются на Конституции РФ и международных соглашениях РФ. Автор постарался наиболее полно осветить этот вопрос в своей работе.

1.1 Понятие гражданства

Обладание гражданством – предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только на территории страны, но и за ее пределами.

Вопросы гражданства в Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 1 июля 2002 г.1, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В действующей Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).

Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, а также ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство является не только фактическим, но и правовым состоянием личности. Правовой характер связи лица с государством выражается в юридическом оформлении этой связи.

Отношения гражданства не зависят напрямую от страны проживания лица, например, многие граждане РФ постоянно проживают за границей, а население РФ включает в себя не только граждан РФ, но и иностранцев, временно или постоянно проживающих на территории РФ, лиц без гражданства.

В законе государство устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения данных вопросов.

Гражданство каждого человека оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются: паспорт гражданина РФ, иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Согласно Положению о паспорте гражданина РФ, установленному постановлением Правительства от 8 июля 1997 г.1, паспорт является основным документом, удостоверяющем личность гражданина РФ на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав РФ, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом перевода на языке данной республики). В паспорт должны быть внесены:

фамилия, имя, отчество владельца

дата и место рождения.

отметки о регистрации по месту жительства, либо снятии с регистрационного учета

отметки об отношении к воинской обязанности (для мужчин, достигших 18-летнего возраста)

отметки о регистрации брака, либо о его расторжении в органах ЗАГС

отметки о детях, не достигших 14-летнего возраста

отметки о выдаче документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами

отметки о ранее выданных документах, удостоверяющих личность, при наличии таковых.

Любые дополнительные отметки, не указанные в данном списке, автоматически делают паспорт недействительным.

Срок действия паспорта гражданина РФ также установлен:

от 14 лет – до достижения 20-летнего возраста

от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста

от 45 лет – бессрочно.

1.2 Принципы гражданства

Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые определяют сущность данного института:

Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип – один из важнейших и закреплен в Конституции (ст. 6). Он закрепляет за гражданами, которые проживают на территории республик в составе РФ право иметь гражданство данной республики наравне с общефедеральным. Статья 22 Закона о гражданстве устанавливает, что прекращение гражданства РФ автоматически влечет за собой прекращение гражданства республики в составе России.

Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ на различных основаниях: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, браком, усыновлением и т.д. не имеет правового значения и время приобретения гражданства. В отличии от некоторых других государств, например, США, где, согласно Конституции Президентом страны может стать только прирожденный гражданин США1, в РФ все граждане страны обладают равными правами и свободами.

Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство, при этом, должны быть созданы все условия со стороны государства, чтобы дать человеку возможность вступить в гражданство, выйти из него на доступных для него основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, гражданин не может быть лишен права свободно выйти из гражданства или вступить в него.

В законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является гражданином РФ.

Свободный характер гражданства РФ выражается в том,что Конституция и Закон закрепляют право человека беспрепятственно выйти из гражданства. Присущая гражданству устойчивость связей гражданства и лица не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это было бы ущемлением его прав и свобод, противоречило Конституции и было противозаконно.

Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства.

Все предшествующее законодательство указывало лишение гражданства, как одну из форм его утраты, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г.

Лишение гражданства — это расторжение гражданских связей в одностороннем порядке по инициативе государства, не предусматривающее в качестве условия согласия гражданина.1

Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания права граждан проживать за границей. Характерно, что до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких указаний на ряд причин, по которым можно было лишиться гражданства, вопрос оставался на усмотрение правоприменителя. В 1978 г. появилась расплывчатая формулировка данных причин: «действия, порочащее высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».

С появлением закона 1990 г. положение граждан изменилось. Теперь гражданства могли быть лишены только те, кто жили за границей, и каким-либо образом себя дискредитировал. Также был решен ранее не контролируемый вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства. Практика лишения гражданства в СССР имела свою специфику. Гражданства лишались не отдельные граждане, а целые группы, например, невозвращенцы (подданные Российской Империи, покинувшие территорию государства, не уведомив об отъезде компетентные органы).

Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст.62 конституции РФ). Двойное гражданство не может возникнуть автоматически, хотя основания бывают. Закон о гражданстве утверждает, что за лицом, обладающим гражданством РФ не может быть признана принадлежность к другому гражданству, кроме случаев предусмотренных международными договорами РФ. Приобретение гражданином РФ гражданства другого государства не влечет прекращение гражданства РФ, не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором.

В настоящее время распространена практика заключения между странами договоров о двойном гражданстве, которые обязывают стороны учитывать наличие у своих граждан иного гражданства и не требовать от них выполнения некоторых гражданских обязанностей, если данные обязанности уже выполнены в отношении другой стороны.

Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства РФ лицами, постоянно проживающими за ее пределами. Этот принцип вытекает из естественного права человека на свободные перемещения и выбор места жительства, что закреплено в ст.27 Конституции РФ. В СССР это право также грубым образом ущемлялось.

Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении, расторжении брака гражданином РФ с гражданином другого государства, а также при изменении гражданства одним из супругов. Это позволяет супругам иметь равные права, а гражданину РФ защитить свои права и не потерять гражданства Российской Федерации.

Гражданство РФ является гарантией защиты и покровительства для своих граждан за пределами страны. Этот принцип закреплен в ст.61 Конституции РФ и в Законе о гражданстве. Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, защищать их права и интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан России. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За правонарушения, совершенные за границей, гражданин РФ несет ответственность по законам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданина перед своим государством, необходимость применения к нему гарантий прав и свобод, установленных в уголовном процессе РФ.

Сокращение без гражданства также является очень важным принципом политики РФ в этой области. Статья 7 Закона о гражданстве устанавливает, что РФ поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, в свою очередь основываясь на Ст. 15 Всеобщей декларации прав человека.

К числу принципов можно отнести такой институт, как почетное гражданство, которое предоставляется Президентом РФ лицу, не являющемуся гражданином РФ, но имеющему выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом.

2. Двойное гражданство и многогражданство

Часть 1 статьи 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина — при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.

До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина.

Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года.

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:

1) если такую возможность предусматривает федеральный закон;

2) если это предусмотрено международным договором РФ.

Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно Ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию — наличию международного договора — Закон о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.

Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.

Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства РФ может сохранить гражданство своей страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, при получении российского, не требуется). Но в России, в соответствии с нашим законодательством, будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным обязательствами с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих.

Несмотря на то, что факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.

В ч. 3 Ст. 62 Конституции РФ определяет правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства.

Правовое положение иностранных граждан в РФ также определяется ФЗ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ ( в ред. 06.01.2007) « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Иностранными гражданами признаются лица, не принадлежащие к гражданству РФ, и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Существуют определенные принципы проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации:

равенство иностранных граждан перед законом независимо от каких-либо условий;

предоставление иностранным гражданам прав и свобод в той мере, в какой оно не наносит ущерб безопасности и интересам Российской Федерации, правам, свободам и законным интересам граждан РФ;

обязанность уважения и неукоснительного соблюдения Конституции РФ, как высшего источника права в нашей стране.

В случае несоблюдения данных принципов, а также условий пребывания на территории РФ, иностранный гражданин может подвергнутся административному взысканию, предупреждению или штрафу, а за злостное нарушение может наступить уголовная ответственность. За совершение уголовного преступления иностранные граждане подлежат наказанию наравне в гражданами РФ. За нарушение законодательства о правовом положении иностранцев на территории РФ, может быть сокращен отведенный ему срок пребывания на территории страны.

Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов РФ:

Смотрите так же:  Ппр как оформить

если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

если это необходимо для охраны здоровья или нравственности граждан РФ или других лиц;

если он грубо нарушил законодательство РФ о правовом положении иностранных граждан на территории РФ, а также валютное, таможенное или иное российское законодательство.

Лица без гражданства — это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Как уже упоминалось ранее, исходя из Ст.15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, и Ст. 7 Закона о гражданстве, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц, поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.

В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для данных лиц национальный режим. Согласно ч. 3 Ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонения от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.

Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев),т.е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со Ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан ответные ограничения (реторсии).

3. Развитие законодательства о гражданстве

Необходимым условием изучения данной темы является рассмотрение динамики развития российского законодательства в этой области, анализ его содержания в историческом аспекте.

В царской России не было гражданства как такового, имело место подданство. При этом законодательство о подданстве сохраняло черты феодальных отношений, не соответствовало демократическим началам законодательств других стран, юридически закрепляя неравенство подданных.

В Российской империи поданные подразделялись на разряды, с разным правовым статусом:

дворяне (потомственные и личные)

духовные лица (делились по вероисповеданиям)

городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане, цеховые)

инородцы (евреи и восточные народы)

Кроме того, природных подданных законодательство делило на лиц неподатного и податного состояния. Неподатными являлись дворяне и почетные граждане, и они имели право перемещаться по всей территории империи без каких-либо ограничений, а также получали бессрочные паспорта. Лица податного состояния, мещане и крестьяне, не обладали этими правами. Т.е. принадлежность к той или иной группе определяло права и обязанности подданного.

После падения Российской империи, первым актом советской власти по вопросам гражданства становится Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 г. Он провозглашал, что отныне уничтожены все существовавшие в России сословия и сословные деления, сословные привилегии для одних и ограничения для других, сословные организации и учреждения, гражданские чины, различные звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.) и титулы, и установлено одно общее наименование – гражданин Российской Республики.

Затем, 1 апреля 1918 г., ВЦИК принимает Декрет « О приобретении прав российского гражданства». Возможность принятия в гражданство РФ иностранных граждан, проживавших в пределах РСФСР оставалась на усмотрение местных Советов. В свою очередь, Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

В 1918 г. была принята Конституция РСФСР, которая отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих положений о приобретении и утрате российского гражданства и о правах иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории Республики. За местными Советами Конституция оставляла право предоставлять возможность вступления в гражданство тем иностранным гражданам, которые проживали в РСФСР по роду трудовых занятий и относились к рабочему классу или трудовому крестьянству.

С образованием СССР было установлено единое гражданство для всех республик в его составе, данное положение было закреплено в Ст.6 Конституции СССР 1924 г.

В том же году, 29 октября, было утверждено Положение о союзном гражданстве, согласно которому правом принятие в гражданство отныне наделялись ЦИК союзных республик. Трудящихся на территории СССР иностранных граждан могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Также были установлены категории лиц, утративших гражданство СССР:

лишенные его на основании декретов, принятых до появления Конституции СССР 1924 г.

не возвратившиеся из-за границы

лишенные гражданства по приговору суда.

Данное положение впервые регламентировало вопрос о гражданстве детей, в случае изменения гражданства родителями.

Новое Положение о гражданстве было утверждено 13 июня 1930 г. ЦИК и СНК СССР. В том же году ЦИК и СНК СССР вводят постановления об упрощение порядка принятия и выхода из гражданства, что год спустя закрепляется в Положении о гражданстве СССР.

Положение о гражданстве 1931 г. урегулировало все основные вопросы, касавшиеся гражданства, в том числе вход и выход из гражданства, гражданство детей. Согласно данному постановлению, каждое лицо, находящееся на территории СССР отныне признавалось гражданином этого государства, если принадлежность к гражданству иного государства не была доказана. Гражданин СССР признавался гражданином той республики, на территории которой проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой республикой, то он мог претендовать на вступление в гражданство этой республики. Был установлен

Данное положение также изменило порядок принятия в гражданство иностранных граждан. Теперь принятие их в гражданство осуществлялось на основе постановления Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК республики, в которой они постоянно проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать иностранных граждан в гражданство только на основе их письменного заявления в эти органы.

Выход из гражданства могли разрешить не только Президиумы ЦИК СССР, но и Президиумы ЦИК союзных республик, при условии, что лицо, ходатайствующее о выходе из гражданства, проживает на территории СССР.

Лишение гражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке. Новое положение о гражданстве уравнивало в политических правах иностранных граждан – рабочих и крестьян, с гражданами СССР.

Также устанавливался упрощенный порядок принятия в гражданство следующих групп граждан:

иностранцев – рабочих и крестьян, проживавших в СССР для трудовых занятий;

иностранцев, пользовавшихся правом политического убежища в связи с преследованием их иностранным государством революционно-освободительную деятельность;

лиц, менявших гражданство, в следствии вступления в брак с гражданином СССР.

В этих случаях приобретение гражданства и выход из него могли регистрироваться краевым (областным) исполнительным комитетом, ЦИК АССР или исполнительным комитетом автономной области, если заявитель проживал на территории государства. Если же человек проживал за пределами СССР, вопрос, касавшийся гражданства, решался полномочным представителем СССР.

В новой Конституции СССР, принятой в 1936 г., также нашел закрепление принцип единого союзного гражданства. В соответствии с новой союзной Конституцией Верховным Советом 19 августа был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя предыдущие прогрессивные достижения, он вводил ряд новых положений. Он установил, что отныне гражданами СССР признаются:

все лица, которые к 7 ноября 1917 г. состояли в подданстве Российской империи и не утратили советского гражданства на момент принятия Конституции;

лица, которые приобрели гражданство СССР в установленном законом порядке.

Лица, не отвечавшие этим условиям, но проживавшие на территории

СССР отныне именовались апатридами, т.е. лицами без гражданства. Также был изменен порядок решения вопросов о выходе из гражданства и его лишении, отныне данные пункты были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Данный факт отразил стремительное усиление централизма советского союзного государства.

Впоследствии было принято большое количество актов, касавшихся вопросов гражданства, его приобретения, лишения, восстановления. К таковым относятся:

указ Президиума Верховного Совета СССР « О порядке приобретения гражданства Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик», принятый в 1940 г.

указ Президиума Верховного Совета СССР « О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Буковины», принятый в 1941 г.

а также ряд других актов, касавшихся лиц, проживавших на территории Франции, Японии, Югославии, Болгарии, Бельгии, Чехословакии.

В Конституции 1977 г. более четко были отражены вопросы гражданства, а также нашел отражение очень важный принцип гражданства: было закреплено положение о защите и покровительстве советских граждан, находившихся за границей.

На основании Ст. 33 новой Конституции, 1 декабря 1978 г. был принят усовершенствованный закон о гражданстве, что потребовало от руководства страны принятия срочных мер по изменению структуры органов и законодательства, связанных с гражданством.

Принадлежность человека к гражданству определялась новым термином, нулевым вариантом.

Исходным пунктом в определении гражданства признавалось состояние в гражданстве на момент принятия данного закона, а не состояние в подданстве Российской империи, как это было раньше, что было закономерным, ведь после октябрьской революции родилось не одно поколение, а процент людей, бывших подданными империи, был слишком мал, и не принимался в расчет законодателем, в силу незначительности.

Новый этап в развитии государства, названный перестройкой, потребовал внесения корректировок в законодательство о гражданстве. Был учрежден пост Президента СССР, что также стало катализатором изменения данной сферы права.

Первые шаги к демократизации общества отразились в новом Законе о гражданстве СССР, который был принят 23 мая 1990 г. В нем были отражены такие важные моменты, как компетенция органов в вопросах о гражданстве, производство и рассмотрение заявлений граждан, по всем вопросам, касающимся гражданства, исполнение и обжалование решений вышеназванных органов. Таким образом, законодатель сумел восполнить пробелы в предыдущем законе, тем самым сократив вероятность произвольного применения законодательства компетентными органами. Вопросы принятия в гражданство, согласно новому закону переходили от Президиума Верховного Совета СССР к Президенту СССР.

Таким в общих чертах было правовое регулирование вопросов о гражданстве в СССР, предшествовавшее становлению собственного законодательства Российской Федерации, в качестве суверенного государства, отдельно от других союзных республик бывшего СССР.

Принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределило необходимость совершенствования законодательства в вопросах гражданства Российской Федерации. Первый российский Закон о гражданстве был принят в 1991 г. Он урегулировал вопросы гражданства уже нового государства, с расчетом на изменения в политике, экономике, социальной сфере.

Данный закон действовал до 2002 года, когда был принят новый закон о гражданстве РФ от 31 мая. Данный закон также сохранил многие достижения законодательства в области гражданства от прошлых лет, при этом добавив новые статьи. В нем указаны, например, все права и свободы, которыми наделяются различные группы граждан, органы, обладающие компетенцией в вопросах гражданства, к которым отнесены

Президент Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Данный закон является несомненным достижением в области законодательства о гражданстве, при этом законодатель постарался исправить некоторые предыдущие свои ошибки, восполнить пробелы в праве, что совершенно точно благотворно скажется на демократизации государства в целом, и права в частности.

Автор данной работы постарался глубоко изучить тему, вникнуть в суть вопроса, с целью представить не только информацию, но также ее анализ. Для этого было рассмотрено развитие законодательства о гражданстве в России на протяжении существования государства, что позволило проследить его изменение в сторону демократизации. Подводя итог, хотелось бы суммировать все данные и получить в результате цельную картину. Гражданство является необходимой составляющей правового статуса личности. Законодательство о гражданстве определяет все права и обязанности, которые существуют между гражданином и государством. Также четко регламентировано положение в пределах границ РФ таких социальных групп как иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, беженцы и вынужденные переселенцы. В нашей стране действуют национальный режим, закрепляющий равноправие граждан РФ и всех остальных людей, проживающих на территории Российской Федерации. Последний закон о гражданстве был принят 31 мая 2002 г. Он позволил восполнить пробелы в законодательстве и усовершенствовать данную отрасль права.

Таким образом, можно утверждать, что законодательство о гражданстве не является статичным, оно постоянно меняется, подстраиваясь под политические, экономические и другие не менее важные аспекты жизни общества. Это, безусловно, очень хорошо для государства в целом, учитывая нестабильность, меняющиеся приоритеты и акценты, законодательство о гражданстве должно соответствовать новоизбранному курсу.

По мнению автора, данная тема была, есть и будет очень актуальной, ведь гражданство – это необходимая составляющая правового статуса любого человека. А ее изучение является необходимым не только для юристов, но и для всех остальных граждан, обладающих желанием знать свои права и защищать их.

Список использованной литературы

ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. в ред. ФЗ от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ

Конституция РФ 1993 г.

Конституция Российской Федерации: Комментарий. М., Юрид. Лит. 1994 г.

Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев.- М.: Юриспруденция, 1999. – 288 с.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 587 с.

1 В ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ,от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

1 СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444

1 Конституция США. М., 1993

1 Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 587 с.

Author: admin