Договор в исламе аят

Datalife Engine Demo

Аллах Всевышний сказал:
«И исполняйте обещание, ибо за обещанное спросится». («Ночное путешествие», 34)
Всевышний также сказал:
«И соблюдайте договор с Аллахом, если вы заключили его. » («Пчёлы», 91)
Всевышний также сказал:
«О те, кто уверовал! Соблюдайте договоры». («Трапеза», 1)
Всевышний также сказал:
«О те, кто уверовал! Почему говорите вы то, чего не делаете? Великую ненависть вызывает у Аллаха то, что говорите вы то, чего не делаете!» («Ряды», 2-3)

689 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает своё обещание , а когда ему доверяются, он поступает вероломно.

В другой версии этого хадиса приводимой только Муслимом , сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал :
. даже если он постится, молится и утверждает, что он — мусульманин.

690 Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет Доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Отличающийся четырьмя качествами является лицемером в полном смысле этого слова , а тот, кому присуще хотя бы одно из этих качеств, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него. Подобные качества присущи тому, кто предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает о чём-либо , поступает вероломно, заключив договор, и действует незаконно в случае возникновения расхождений с кем-либо. (Аль-Бухари; Муслим)

691 Сообщается, что Ибн Джабир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне : «Если бы доставили деньги из Бахрейна, я дал бы тебе столько-то, столько-то и столько-то», — однако при жизни Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, деньги из Бахрейна так и не поступили, а когда их доставили, по велению Абу Бакра было объявлено: «Пусть придёт к нам тот, кому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обещал что-нибудь или остался должен». И тогда я пришёл к Абу Бакру и сказал: «Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пообещал дать мне столько-то», -и он отсыпал мне пригоршню монет , а я пересчитал эти монеты , и оказалось, что там их было пятьсот штук, после чего он сказал мне : «Возьми еще два раза по столько».(Аль-Бухари; Муслим)

Договор в исламе аят

О важности соблюдения договоров

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ

«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам…»
(Сура «Маида», аят 1)

Священный Коран требует от всех мусульман оставаться верными данному слову и соблюдать заключенные договоренности. Это касается и завета с Аллахом, и договоров между людьми. Понятие “акид” (обязательства) в приведенном аяте включает в себя и основы имана, и повеления и запреты Аллаха, которые содержатся в Коране, а в широком смысле означает любые договоренности и обязательства.

Повеление Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам» (Маида, 5:1) заставляет нас быть внимательными при исполнении любых заключенных нами договоров. Прежде всего мы должны понимать, что иман – это тоже очень важный договор между человеком и Всевышним Аллахом. Каждый из нас должен исправно исполнять свой долг служения нашему Господу. Этого требует наш иман, которого мы носим в своем сердце. Насколько безупречно мы будем выполнять наши обязанности касательно вероубеждения и поклонения, настолько будет высоким наше положение перед Аллахом и в той же пропорции увеличатся заслуженные нами воздаяния.

Кроме этого, мы в нашей повседневной жизни заключаем многочисленные договоренности и берем на себя определенные обязанности. О чем бы мы не договаривались, если это не противоречит повелениям Аллаха, мы должны быть до конца верными данному слову. Тем более, что здоровая жизнь общества возможна лишь при условии соблюдения заключенных договоров. Без этого социальное и деловое сотрудничество не могут развиваться в необходимом направлении. Если не держать данное слово, не исполнять взятые на себя обязательства, то это приведет к потере доверия в личных и общественных взаимоотношениях. А потеря доверия – это одна из главных причин социального неспокойствия. Люди проявляют больше всего недовольства из-за неис-полнения данных им обещаний, из-за несоблюдения заключенных контрактов.

Мухаммад (с.а.в.) еще до своего пророчества был известен в своем окружении как человек, заслуживающий доверия и верный данному слову. И несмотря на все многочисленные трудности, с которыми ему пришлось столкнуться в период своей пророческой деятельности, он проявил прекрасные примеры соблюдения договоров. Даже во взаимоотношениях с заклятыми врагами Ислама, идолопоклонниками Мекки, он был очень щепетилен в вопросах соблюдения договоренностей и соглашений. И в этом вопросе он всегда старался показывать хороший пример окружающим его мусульманам.

Во время заключения Худайбийского Договора произошел один случай, который свидетельствует о том, что не подобает мусульманам отказываться от данного слова и от заключенных договоров. Одним из условий этого договора была выдача людей, сбежавших из Мекки в Медину и попросивших там убежища.В момент заключения договора к нашему Пророку медленно, звеня цепями на ногах, подошел Абу Джандал, сын Сухайля бин Амра из племени курайш. Абу Джандаль(р.а.)испытал много мучений со стороны мушриков из-за того, что был мусульманином. Воспользовавшись удобным моментом, он как-то смог вырваться из рук своих мучителей и примкнул к мусульманам. Но его отец Сухайль, который был мушриком, ударил своего сына по лицу палкой и закричал, что его сын будет первым, кто должен быть возвращен согласно заклю-ченному договору. Пророк Милости с огорчением следил за происходящим и обратился к Сухайлю с просьбой сделать для Абу Джандаля исключение и оставить его. Однако отец-идолопоклонник не соглашался с этим. Абу Джандаль (р.а.) кричал и плакал, умоляя мусульман не отдавать его обратно в руки своих мучителей. Мусульмане тоже не могли сдержать своих слез, будучи не в силах видеть его страдания. Тогда Посланник Аллаха обратился к Абу Джандалю с такими словами:

«О, Абу Джандаль! Потерпи еще немного, смирись! Попроси у Аллаха Та`аля за это воздаяния! Поистине, Всевышний Аллах для тебя и для находящихся рядом с тобой слабых и одиноких мусульман создаст выход из этого положения. Мы заключили мирный договор с этим племенем и на этом пути дали им слово именем Аллаха. Они также поклялись нам именем Аллаха. Мы не можем изменить данному слову. Тем более, что нам никак не подобает нарушать данное слово!» (Ибн Ханбал,IV, 325; Ибн Хишам,III, 367).

В период военных столкновений при Хайбаре с одним пастухом по имени Йасар произошел случай, который также является хорошим примером по нашей теме. Как передают, этот Йасар пас овец одного из знат-ных иудеев и тем зарабатывал себе на жизнь. В те дни, когда шли столкновения при Хайбаре, он внутри укреплений часто слышал имя Посланника Аллаха и очень захотел с ним встретиться. И вот одним утром, когда он пас своих овец за пределами крепости, он повстречался с нашим Пророком и после короткой беседы с ним Йасар принял Ислам. Посланник Аллаха дал ему имя Аслам. Позже пастух спросил у нашего Пророка, что теперь ему делать с порученными ему овцами. Он же ответил: «Поворачивай их обратно и гони! И пусть у тебя не будет никакого сомнения, они вернутся к своему хозяину». Аслам взял пригоршню мелких камушков и кинул в сторону овец. Он крикнул: «Возвращайтесь к своему хозяину! Валлахи, я уже не буду вечно с вами». Овцы тронулись в путь всем стадом и словно их кто-то подгонял, вместе вошли внутрь укреплений. Пастух тоже двинулся в сторону крепости, чтобы сражаться вместе с мусульманами (Ибн Хишам,III, 397-398; Ибн Хаджар, I, 38-39).

Расуль Акрам не стал брать овец в качестве трофеев, а вместо этого отправил стадо обратно и тем самым дал возможность пастуху сдержать обещание, данное им владельцу овец. Это событие произошло как раз в то время, когда мусульмане испытывали трудности с питанием из-за продолжительных военных действий. И этот прекрасный поступок нашего Пророка еще более ясно показывает, насколько важное значение имеет соблюдение соглашений.

Между иманом и доверием имеется определенная связь. Человек, обладающий иманом, это одновременно и человек, чьи слова и дела заслуживают доверия. Мы тоже должны заслужить всеобщего доверия.

Грех не исполнения договора

Пусть ни один мусульманин не будет халатным к договору, который он заключил с кем-либо, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение), его сподвижники и великие учёные общины показали лучший пример в исполнении договора.

Договор с кем-либо является очень важным действием, и нужно исполнять, если он заключён. На сегодняшний день нарушение обязательств стало чем-то обыденным, а исполнение договора – не важным. Но забыли некоторые мусульмане, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) соблюдал договор даже с иноверцами, не говоря о уже о мусульманах.

Нарушение договора является признаком лицемерия, как сказал Пророк (мир ему и благословение):

أربع من كن فيه كان منافقًا خالصًا، ومن كانت فيه خصلة منهن كانت فيه خصلة من النفاق حتى يدعها: إذا حدث كذب وإذا وعد أخلف وإذا أؤتمن خان وإذا عاهد غدر

Смысл: «Если четыре качества присутствуют в человеке, значит, он лицемер. Если даже одно из четырёх качеств, значит, в нём качества лицемера, пока он не избавится от него. Это: 1) когда говорит, врёт; 2) когда обещает, нарушает; 3) когда доверяют, вероломствует; 4) когда договаривается, не исполнят» (Имамы аль-Бухари и Муслим).

Потому что не будет человек с полноценной верой обманывать другого, не боясь Аллаха, а также не будет ранить сердца окружающих тем, что обнадёжил человека, а после не исполнил это.

Аллах в священном Коране сказал:

وَأَوْفُواْ بِالْعَهْدِ إِنَّ الْعَهْدَ كَانَ مَسْؤُولاً

Смысл: «Исполняйте договор, поистине, за договор (исполнение) будет спрошено» (аль-Исра, 34). Так, Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ

Смысл: «О те, которые уверовали! Исполняйте договоры» (сура аль-Маида, аят 1). В данных аятах Аллах не просто говорит, а повелевает исполнять договор! Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Договор бывает дозволенным, запретным и обязательным, а также есть правила каждого из этих решений», об этом же говорил и Муджахид (да смилуется над ним Аллах).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) всегда соблюдал договор и призывал исполнять его, о чём в хадисе сказано:

إِذَا جَمَعَ اللهُ الأَوَّلِينَ وَالآخِرِينَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ يُرْفَعُ لِكُلِّ غَادِرٍ لِوَاءٌ فَقِيلَ : هَذِهِ غَدْرَةُ فُلاَنِ بْنِ فُلاَنٍ

Смотрите так же:  Системные требования бателфилд 3 на пк

Смысл: «Когда Аллах соберёт первых и последних в День Суда, то поднимут знамя над каждым вероломным и скажут: «Это вероломство того-то, сына того-то»» (Имам Муслим).

Пророк (мир ему и благословение) не раз говорил: «Несоблюдение договора – это признак лицемера».

Ибн Абу аль-Хамса (да будет доволен им Аллаха) сказал: «Я договорился с Пророком (мир ему и благословение), ещё до получения им пророческой миссии, прийти в одно условленное место. Я забыл об этом и вспомнил только через три дня. Как только вспомнил, я отправился к условленному месту и нашёл там Мухаммада (мир ему и благословение), ожидавшего меня. Он сказал: «Юноша, ты меня поставил в трудное положение, я жду тебя здесь уже три дня».

Договор с иноверцами

Договор нужно исполнять, с кем бы не был заключен, даже если это иноверец, потому как в достоверных преданиях написано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был назван «Доверенным» не только мусульманами, а и многобожниками за то, что на него можно было положиться, Пророк (мир ему и благословение) договору был верен всегда.

Язычники хранили своё имущество у Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который даже после пророчества, хотя идолопоклонники воевали с ним и ненавидели его, все равно честно исполнял все данные им обещания.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إنَّ مَنْ أَمَّنَ حَرْبِيًّا ثُمَّ غَدَرَ بِهِ وَقَتَلَهُ كَانَ كَبِيرَةً

Смысл: «Поистине, тот, кто гарантировал безопасность харбию (иноверец, который враждует с Исламом в войне между мусульманами и немусульманами) и нарушив (договор о гарантии безопасности), убил его, тот совершил большой грех». Этот хадис приводит Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллаха) в разделе «Грех невыполнения договора».

Примечание: Конечно, предметом договора может быть как дозволенное, так и запретное. Договор на запретное нельзя соблюдать, более того, такой договор не будет действительным, например, договор взять деньги под процент или вместе что-то своровать или убить кого-то и т.д.

Вышеприведённые аяты и хадисы ясно указывают на значение исполнения договора в Исламе. Каждый человек должен постараться следовать написанному, а плоды и вознаграждение за следование мы увидим в день Великого суда.

Обязанности мусульман по отношению друг к другу

Всевышний сделал нас братьями мусульманской уммы. В Коране говорится (смысл): «Поистине, муъмины (верующие) – это братья» (Сура 49, аят 10).

В хадисе говорится: «Мусульманин мусульманину — брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении» (Муслим).

То, что мы братья по вере и члены мусульманской уммы – самое великое благо для нас, и мы обязаны быть благодарными Аллаху за это благо. Братство по вере намного сильнее и крепче, чем кровное братство. Ведь кровное братство ограничено этим светом, а братство по вере существует как на этом свете, так и на Том. Кровное братство мы приобретаем через родителей, а братство по вере – через Всевышнего и Его Посланника (мир ему и благословление). Именно поэтому Посланник Аллаха сказал: «Я для вас – что отец для детей» (Абу Давуд, Нисаи, Ибну Маджах).

Родители всегда желают, чтобы между детьми складывались хорошие отношения. А пророк Мухаммад (мир ему и благословление) ещё больше желает, чтобы между людьми из его уммы складывались благие отношения. Ведь милосердие Пророка (мир ему и благословление) по отношению к людям из его уммы превосходит милосердие родителей к детям. Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) более милостив к мусульманину, даже чем он сам к себе. Поэтому он чётко изложил обязанности мусульман по отношению друг к другу.

Мы видим, как ревностно многие люди защищают свои права на преходящие блага короткой жизни на этом свете. Как же следует стараться нам, мусульманам, в соблюдении взаимных прав и обязанностей, ведь от этого зависит счастье как на этом, так и на Том свете!

Перечислим некоторые обязанности мусульман по отношению друг к другу, на которые указал Посланник Аллаха(мир ему и благословление).

Бухари и Муслим приводят хадис, рассказанный Абу Хурайрой, который передаёт слова Посланника Аллаха(мир ему и благословление): «У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: ответить на его приветствие, посещать его при болезни, участвовать в его похоронах, ответить на его зов и чтение за него дуа: «Да смилуется над тобой Аллах!», если тот чихнет». В хадисе, говорится: «Когда встретишь его, то приветствуй, если он попросит совета, то посоветуй». (Муслим) В другом хадисе говорится: «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим, чего не желаешь себе». (Ахмад) А также в хадисе говорится: «Если кто-то из них (мусульман) попросит чего-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют». ( Бухари и Муслим)

В высокочтимом Коране говорится о благочестивых верующих (смысл): «Это те, которые милосердны друг другу» (Сура «Аль-Фатх», аят 29). Ибну Аббас, комментируя этот аят, сказал: «Это из признаков уммы Мухаммада: когда тот, кто похуже, увидит того, кто лучше него, то он молится за него: «О Аллах, благослови то благое, чем Ты его одарил, и укрепи его в этом, и не лиши нас пользы от него!». Когда же увидит тот, кто лучше, того, кто хуже него, то и он молится за него: «О Аллах, веди его к покаянию и прости ему грехи его!» . Но ныне некоторые мусульмане далеки от приведённого в этом аяте признака, ибо те, кто наделён благом, хулят тех, кто его не имеет — и наоборот.

В достоверном хадисе, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «В любви и милосердии друг другу верующие подобны телу [человека]: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и лишается сна». (Бухари Муслим)

Этот высокочтимый хадис призывает мусульман сплотиться, не оставаться равнодушными к боли, страданиям, проблемам друг друга. И если мусульмане не ведут себя таким образом, значит — вера их несовершенна.

В другом хадисе говорится: «Кого не волнуют проблемы мусульман — тот не из них!».

Нельзя наносить какой-либо вред мусульманам, даже думать об этом нельзя. В другом хадисе, говорится: «Мусульманин – это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман». (Бухари Маслим)

Из этого высокочтимого хадиса следует, что не может быть настоящим мусульманином тот, от языка или рук которого исходит хоть малое зло для других. Нанесение вреда мусульманам влечёт нестерпимые муки в Вечной жизни.

Один из табиинов, Ибну Аббасил Муджид сказал: «Всевышний нашлет на обитателей ада чесотку, такую, что они станут чесаться, пока не раздерётся мясо до костей. Тогда раздастся голос, вопрошающий: «Не мучаетесь ли вы из-за этого?». Они ответят: «Да, мучаемся». Им будет сказано: «Это вам за вред, который вы нанесли мусульманам в земной жизни!». То есть, нельзя мусульманину делать ничего плохого, даже смотреть на человека запрещено, если это ему не нравится. Нужно стараться всегда и во всём делать людям добро. Даже если просто убрать с дороги то, что мешает людям ‑ и за это предусмотрено большое вознаграждение! В достоверном хадисе говорится, что один человек получил Рай за то, что срубил дерево, которое росло на дороге и мешало людям.

Обязанностью мусульманина по отношению к другим является также проявление благонравия. Благонравие возвышает мусульманина на уровень тех, кто проявляет старательность в поклонении, проводя дни в посте, а ночи в бдении, поклоняясь Всевышнему. Так говорится в высокочтимом хадисе.

Мусульманину следует проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим. Посланник Аллаха сказал: «Тот не из нас, кто не уважает старших и не милосерден к младшим!» (Табрани, Абу Давуд, Ахмад).

Мусульманину следует проявлять вежливость, благожелательность, довольство при общении с людьми. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит того, кто кроток и доброжелателен» (Байхаки).

Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал своему сподвижнику Муазу (да будет доволен им Аллах): «Завещаю тебе: будь богобоязненным, говори только правду, соблюдай договоры, оправдывай доверие, не будь вероломным, защити соседей, будь милосердным к сиротам, в речах будь вежливым, приветствуй людей и не проявляй высокомерия!» (Хараити, Байхаки). Соблюдение договора и выполнение обещаний также входят в наши обязанности. Договор подобен долгу, его следует исполнять. Несоблюдение договора – из признаков лицемеров в религии. Нельзя также проявлять высокомерие из-за богатства или занимаемого высокого общественного положения, высокой должности. Посланник Аллаха (мир ему и благослволение) был самым скромным из людей, он помогал беднякам и вдовам решать их проблемы (Нисаи, Хаким).

Также следует воздержаться от хулы на братьев по вере, нельзя даже слушать хулу в их адрес. В хадисе говорится: «Клеветник в Рай не войдёт!» (Бухари, Муслим).

Нельзя также держать обиду на мусульманина более трёх дней, какой бы большой обида ни была. В хадисе сказано: «Не подобает мусульманам прекращать общение с братом по вере (то есть держать на него обиду) более, чем на три дня, отворачиваться друг от друга при встрече. И лучший из них тот, кто поприветствует первым!» (Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульманина также является совершение добра всем людям, как хорошим, так и плохим. В хадисе сказано: «Совершение добра и по отношению к хорошему и по отношению к плохому является следующим, после уверования, признаком (основой) ума» (Табрани). Но если известно, что плохой человек, которому сделали добро, воспользуется этим для совершения дурного, то по отношению к нему нельзя совершать добро.

Мусульманину запрещено переступать порог дома другого мусульманина без его разрешения. В хадисе сказано: «Разрешения [войти в чужой дом] попроси трижды. Если получишь разрешение – входи, а если нет – возвращайся обратно» (Бухари, Муслим). Если разрешение не дано, то нельзя обижаться на это.

Обязанностью мусульманина также является соблюдение справедливости по отношению к другим людям. Следует поступать по отношению к другим так же, как бы тебе хотелось, чтобы другие поступали по отношению к тебе. В хадисе говорится: «Кто желает отдаления от ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог – Один, и Мухаммад – Его посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие» (Хаким).

Обязанностью мусульманина является также проявление почтения к уважаемому человеку. В хадисе сказано: «Если прибудет к вам авторитетный среди своего народа человек, то и вы окажите ему почтение!» (Хаким).

Ещё есть хадис, в котором говорится, что каждого следует посадить на своё место — то есть, каждому следует воздать должное, соответствующее его статусу и авторитету.

Братство в религии

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Аль-Бакара (Корова), 282-й аят из 286

О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо. Писец не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы глупец, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и и ближе, чтобы вы не сомневались. Кроме как если это будет наличной сделкой и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишите ее. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писцу и свидетелю. Если же вы поступите таким образом, то совершите грех. Бойтесь Аллаха — Аллах обучает вас. Аллах ведает обо всякой вещи.

Смотрите так же:  Как оформить документы по охране труда

Это самый длинный аят в Коране. Имам Абу Джафар ибн Джарир передает от Саида ибн аль-Мусаиба, что это следующий аят, ниспославшийся после аята о Троне.

Слова Аллаха: ( يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ إِذَا تَدَايَنتُم بِدَيْنٍ إِلَى أَجَلٍ مُّسَمًّى فَاكْتُبُوهُ ) О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его – наставление Аллаха Своим верующим рабам записывать свои торговые сделки, дабы был установлен размер и срок долга, и чтобы было точнее для свидетеля. Он обратил внимание на этот факт в конце аята: ( ذَلِكُمْ أَقْسَطُ عِندَ اللَّهِ وَأَقْوَمُ لِلشَّهَـدَةِ وَأَدْنَى أَلاَّ تَرْتَابُواْ ) Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений

В двух Сахихах приводится хадис от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) , что когда посланник Аллаха прибыл в Медину, там было заведено расплачиваться за фруктыс рассрочкой на два или на три года. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « مَنْ أَسْلَفَ، فَلْيُسْلِفْ فِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ، وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ، إِلَى أَجَلٍ مَعْلُوم » «Кто расплачивается в рассрочку (за финики) , то пусть расплачивается за известную меру, известный вес и с известным сроком».

Слово Аллаха: ( فَاكْتُبُوهُ ) То записывайте его – приказ от Него записывать долги для большей сохранности и достоверности. Абу Саид, аш-Шааби, ар-Раби ибн Анас, аль-Хасан, ибн Джурайдж, ибн Зейд и другие сказали, что это было обязательным, но потом было отменено словами Аллаха: ( فَإِنْ أَمِنَ بَعْضُكُم بَعْضًا فَلْيُؤَدِّ الَّذِى اؤْتُمِنَ أَمَـنَتَهُ ) Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему

Слова Аллаха: ( وَلْيَكْتُب بَّيْنَكُم كَاتِبٌ بِالْعَدْلِ ) И пусть писец записывает его справедливо – т.е. беспристрастно и правдиво, и чтобы записывал только то, о чем договорились стороны без прибавления и утайки.

Слова Аллаха: ( وَلاَ يَأْبَ كَاتِبٌ أَن يَكْتُبَ كَمَا عَلَّمَهُ اللَّهُ فَلْيَكْتُبْ ) Писец не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах, пусть он пишет – т.е. тот, кто обучен письму, не должен отказываться записать сделку, если его попросят об этом. И это не обязательно для него, ибо Аллах научил его тому, чего он не знал. Пусть же и он будет благосклонным к тем, кто не умеет писать, и запишет сделку. Ведь в хадисе говорится: « إِنَّ مِنَ الصَّدَقَةِ أَنْ تُعِينَ صَانِعًا، أَوْ تَصْنَعَ لِأَخْرَق » «Поистине милостыней будет помочь умелому работнику, или сделать что-то для неумелого». « مَنْ كَتَمَ عِلْمًا يَعْلَمُهُ، أُلْجِمَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِلِجَامٍ مِنْ نَار » «Кто скрыл знание, которое он знал, на того будет надета уздечка из огня в Судный день».

Слова Аллаха: ( وَلْيُمْلِلِ الَّذِى عَلَيْهِ الْحَقُّ وَلْيَتَّقِ اللَّهَ رَبَّهُ ) Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха – т.е. пусть должник диктует писарю то, что он должен, и побоится Аллаха в этом. ( وَلاَ يَبْخَسْ مِنْهُ شَيْئاً ) и ничего не убавляет из него – т.е. пусть не скрывает ничего из этого. ( فَإن كَانَ الَّذِى عَلَيْهِ الْحَقُّ سَفِيهًا ) А если берущий взаймы глупец – т.е. был замечен в расточительстве ранее и т.п. ( أَوْ ضَعِيفًا ) или немощен – т.е. молод или слабоумен ( أَوْ لاَ يَسْتَطِيعُ أَن يُمِلَّ هُوَ ) или не способен диктовать самостоятельно – т.е. из-за его неосведомленности в этих вопросах или неграмотности. ( فَلْيُمْلِلْ وَلِيُّهُ بِالْعَدْلِ ) пусть его доверенное лицо диктует по справедливости – т.е. его опекун. Аллах сказал: ( وَاسْتَشْهِدُواْ شَهِيدَيْنِ مِّن رِّجَالِكُمْ ) В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вас – здесь повеление свидетельствовать при записи для большей достоверности. ( فَإِن لَّمْ يَكُونَا رَجُلَيْنِ فَرَجُلٌ وَامْرَأَتَانِ ) Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин – и это в делах, связанных с имуществом, Аллах приравнивает свидетельство одного мужчины к свидетельству двух женщин из-за недостатка разума у женщин.

Как передается в Сахихе Муслима от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) , что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « يَا مَعْشَرَ النِّسَاءِ تَصَدَّقْنَ وَأَكْثِرْنَ الْاسْتِغْفَارَ، فَإِنِّي رَأَيْتُكُنَّ أَكْثَرَ أَهْلِ النَّار » «О, собрание женщин, раздавайте милостыни и побольше просите прощения, ибо я видел вас большинством обитателей ада». Одна красноречивая женщина из них спросила: «О, посланник Аллаха, почему мы будем большинством обителей ада?» Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: « تُكْثِرْنَ اللَّعْنَ، وَتَكْفُرْنَ الْعَشِيرَ، وَمَا رَأَيْتُ مِنْ نَاقِصَاتِ عَقْلٍ وَدِينٍ، أَغْلَبَ لِذِي لُبَ مِنْكُن » «Вы много проклинаете, неблагодарны к мужьям. И я не знаю иных кроме вас, чтобы недостаточные разумом и религией руководили разумными людьми». Она спросила: «Что это за недостаток разума и религии». Он ответил: « أَمَّا نُقْصَانُ عَقْلِهَا، فَشَهَادَةُ امْرَأَتَيْنِ تَعْدِلُ شَهَادَةَ رَجُلٍ، فَهَذَا نُقْصَانُ الْعَقْلِ، وَتَمْكُثُ اللَّيَالِي لَا تُصَلِّي وَتُفْطِرُ فِي رَمَضَانَ، فَهَذَا نُقْصَانُ الدِّين » «Недостаток разума в том, что свидетельство двух женщин приравнивается к свидетельству одного мужчины. Это от недостатка разума. Женщина проводит ночи и дни, не совершая молитву и не постясь в Рамадан (из-за месячных циклов и послеродовых кровотечений) .Это недостаток в религии. ( مِمَّن تَرْضَوْنَ مِنَ الشُّهَدَآءِ ) Которых вы согласны признать свидетелями – здесь указание на условие справедливости и компетентности свидетелей. Имам Шафии считает это обязательным условием в любом аяте о свидетелях без дополнительных уточнений. Он считает неприемлимым свидетельство незвестных людей, т.е. они должны быть справедливыми и доверенными. ( أَن تَضِلَّ إْحْدَاهُمَا ) И если одна из них ошибется – здесь подразумевается одна из двух свидетельниц. Если она забудет, то: ( فَتُذَكِّرَ إِحْدَاهُمَا الاٍّخْرَى ) То другая напомнит ей – то, что было во время сделки при свидетельстве. ( وَلاَ يَأْبَ الشُّهَدَآءُ إِذَا مَا دُعُواْ ) Свидетели не должны отказываться, если их приглашают — т.е. обязательно должны отозваться, если их призвали. Так считают Катада и Раби ибн Анас. Это как в слове Всевышнего: ( وَلاَ يَأْبَ كَاتِبٌ أَن يَكْتُبَ كَمَا عَلَّمَهُ اللَّهُ فَلْيَكْتُبْ ) Писец не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах, пусть он пишет – исходя из этого некоторые посчитали, что согласие быть свидетелем является фарзом кифая. Абу Муджахид и Абу Мильджам считали, что если человека позвали в свидетели, то он перед выбором, но если он был свидетелем, а потом его позвали подтвердить свидетельство, то он обязан ответить.

( وَلاَ تَسْـَمُواْ أَن تَكْتُبُوهُ صَغِيرًا أَوْ كَبِيرًا إِلَى أَجَلِهِ ) Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока – это повеление Аллаха записывать любую сумму, малая она или большая. Аллах сказал: ( وَلاَ تَسْـَمُواْ ) Не тяготитесь – т.е. не ленитесь записывать правду, не смотря на ее масштаб или сумму.

Слово Аллаха: ( ذَلِكُمْ أَقْسَطُ عِندَ اللَّهِ وَأَقْوَمُ لِلشَّهَـدَةِ وَأَدْنَى أَلاَّ تَرْتَابُواْ ) Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и ближе, чтобы вы не сомневались – т.е. Мы повелели вам записывать долг, дабы это будет ближе к истине, если долг с отсрочкой, справедливее и точнее для свидетеля, если он еще и подписал, а потом это напомнит ему о его свидетельстве. Ведь возможно если он не запишет его, то забудет о свидетельстве, как это обычно случается. ( وَأَدْنَى أَلاَّ تَرْتَابُواْ ) и ближе, чтобы вы не сомневались – т.е. ближе к избеганию сомнений. При возникновении прений вы просто обратитесь к расписке, которую вы написали, и это решит спор между вами без сомнений.

Слова Аллаха: ( إِلاَ أَن تَكُونَ تِجَـرَةً حَاضِرَةً تُدِيرُونَهَا بَيْنَكُمْ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَلاَّ تَكْتُبُوهَا ) Кроме как если это будет наличной сделкой и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишите ее – т.е. если сделка происходит из рук в руки, то нет нужды записывать ее из-за отсутствия опасения. ( وَأَشْهِدُواْ إِذَا تَبَايَعْتُمْ ) Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор – Саид ибн Джубайр считает, что следует призывать свидетелей в любой сделке – в наличной или с отсрочкой. Так же считают Джабир ибн Зейд, Муджахид, Ата, Даххак и другие. Аш-Шааби и аль-Хасан считают, что это положение было отменено аятом: ( فَإِنْ أَمِنَ بَعْضُكُم بَعْضًا فَلْيُؤَدِّ الَّذِى اؤْتُمِنَ أَمَـنَتَهُ ) Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему. Поэтому у большинства этот аят имеет смысл желательности, а не обязательности.

Свидетельство при расписке является желательным делом, как указывает на это хадис в Муснаде имама Ахмада от Хузеймы ибн Сабита аль-Ансари. Умара ибн Хузейма ибн Сабит аль-Ансари сообщает, что его дядя из числа сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал, как посланник Аллаха заключил сделку о покупке лошади у одного бедуина. Пророк попросил бедуина следовать за ним, чтобы он расплатился с ним. Бедуин шел позади пророка, и по пути люди предлагали ему продать лошадь, не зная, что пророк уже купил лошадь. Некоторые предложили цену больше цены посланника Аллаха. Тогда будуин обратился к пророку: «Если ты хочешь купить эту лошадь, купи ее, иначе я продам ее другим». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не купил ли я уже у тебя лошадь?». Бедуин сказал: «Клянусь Аллахом, я не продал ее тебе». Пророк сказал: «Неужели? Я купил ее у тебя». Бедуин сказал: «Приведи тогда своих свидетелей, что я продал тебе лошадь». Мусульмане собрались вокруг них, и стали говорить бедуину: «Горе тебе, разве ты не знаешь, что пророк всегда говорит правду?» Тогда вышел Хузейма ибн Сабит и сказал: «Я свидетельствую, что ты купил у него лошадь». Пророк сказал: «О, Хузейма, чем ты подтвердишь свое свидетельство?» Тот ответил: «Верой в тебя, опосланник Аллаха». После этого пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приравнял свидетельство Хузеймы к свидетельству двух мужчин. Этот же хадис приводит Абу Дауд и ан-Насаи. Но свидетельство предпочтительнее.

Смотрите так же:  Приказ тимошенко

Два имама Аль-Хафиз Абу Бакр ибн Мардвайх и аль-Хаким в Мустадрике передают хадис от Абу Бусы, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Троим Аллах не внемлет в мольбах: человеку, который не развел жену с плохим характером, человек, вручившему имущество сироте до наступления совершеннолетия, и человеку, который занял в долг денег и не привел свидетелей». ( وَلاَ يُضَآرَّ كَاتِبٌ وَلاَ شَهِيدٌ ) И не причиняйте вреда писцу и свидетелю – т.е. нельзя давить или причинять вред писарю или свидетелю, чтобы писарь записал неправиль-ную расписку, а свидетель лжесвидетельствовал. Это мнению аль-Хасана и аль-Катады.

Слово Аллаха: ( وَإِن تَفْعَلُواْ فَإِنَّهُ فُسُوقٌ بِكُمْ ) Если же вы поступите таким образом, то совершите грех – т.е. вы нарушите то, что вам было приказано, и совершите то, что вам было запрещено. Вы не избежите этого греха, если сделаете так. ( وَاتَّقُواْ اللَّهَ ) Бойтесь Аллаха – т.е. страшитесь Его, помните Его наблюдение за вами, следуйте за Его приказами, сторонитесь Его запретов. ( وَيُعَلِّمُكُمُ اللَّهُ ) Аллах обучает вас – это подобно словам Аллаха: ( يِـأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ إَن تَتَّقُواْ اللَّهَ يَجْعَل لَّكُمْ فُرْقَانًا ) «О, вы, которые уверовали, бойтесь Аллаха, и Аллах вам даст различие». (8:29) ( يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ اتَّقُواْ اللَّهَ وَءَامِنُواْ بِرَسُولِهِ يُؤْتِكُمْ كِفْلَيْنِ مِن رَّحْمَتِهِ وَيَجْعَل لَّكُمْ نُوراً تَمْشُونَ بِهِ ) «О, вы, которые уверовали, бойтесь Аллаха и веруйте в Его посланника, он даст вам дважды Свою милость, и даст вам свет, с которым вы пойдете». (57:28) ( وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ ) Аллах ведает обо всякой вещи – т.е. Аллах знает истину всех дел, их пользу и их оконцовку. Ничего не может быть скрыто от Него. Ибо знание Его объемлет все создания.

Предоставление в долг согласно шариату

Давать в долг людям является желательным действием, брать же в долг является дозволенным. Аллах говорит в Коране (смысл): «Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заём, то Он увеличит его многократно. Аллах удерживает и щедро одаряет, и к Нему вы будете возвращены» (сура «Корова», аят 245). Под «заёмом Аллаху» имеются в виду милостыня или долг, даваемые людям. Также Аллах говорит (смысл): «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определённый срок, то записывайте его» (сура «Корова», аят 282).

На дозволенность долга указывают слова и дела Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Так, он сказал:«Аллах отдаст долги за того, кто берёт деньги у людей, желая вернуть их, а того, кто берёт деньги, желая только растратить их и не намереваясь возвращать, Аллах погубит» (Аль-Бухари).

В сделках с долгами участвовал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники, табиины (последователи сподвижников) и следующие поколения, а исламские учёные во все времена были единогласны относительно дозволенности долговых сделок.

Когда долг становится запрещённым или обязательным?

Желательность дачи в долг является основой. Однако в некоторых случаях положение дачи в долг может быть другим. Так, если кредитор знает, что заёмщик хочет потратить имущество, которое он берёт у него в долг, на запретное, то в таком случае предоставлять ему долг запрещено.

Если же заёмщик сильно нуждается в деньгах, например, от этого может зависеть жизнь человека, и ему больше неоткуда ждать помощи, то в таком случае предоставить ему долг является для кредитора обязательным. Аллах говорит в Коране: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (сура «Трапеза», аят 2). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит его собственное положение и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином, и Аллах будет оказывать помощь Своему рабу, пока сам раб оказывает её брату своему» (Муслим).

Мудрость законности предоставления имущества в долг

Шариат запрещает ростовщические сделки (риба) и при этом призывает мусульман к взаимопомощи. А поскольку в каждой сложной ситуации является затруднительным делать подарки, шариат дозволяет долг как форму поддержки людьми друг друга. В одном из хадисов даже содержится указание на предпочтительность дачи в долг над безвозмездной передачей имущества, поскольку долг, как правило, берётся в ситуации крайней нужды.

От долгов лучше отказаться

Несмотря на дозволенность брать в долг, от этого всё же лучше отказаться. На это указывает Сунна. Поскольку мусульманину лучше не зависеть от людей и полагаться на Аллаха.

В одном из хадисов сообщается о нескольких умерших людях, для совершения заупокойной молитвы которым обратились к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «…Через некоторое время принесли третьи носилки, и люди снова обратились к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) с просьбой: «Помолись за него». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Оставил ли он что-нибудь?» Люди ответили: “Нет”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А есть ли у него долги?» Они ответили: “Он остался должен три динара”, и тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Помолитесь вы за своего товарища». Услышав это, Абу Катада сказал: «Помолись за него ты, о Посланник Аллаха, а я обязуюсь оплатить его долги», и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил за него заупокойную молитву» (Аль-Бухари).

Этим Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) хотел показать, что мусульманину лучше воздержаться от влезания в долги.

Составляющие и обязательные условия долга

Они совпадают с составляющими и обязательными условиями договора купли-продажи, о которых мы говорили в статье «Фикх всеобъемлющий». Таким образом, давать в долг можно всё, что можно продавать и обменивать.

Имущество, отдаваемое в долг, обязательно должно быть известным. Должен быть известен его вес, объём или количество, поскольку в противном случае невозможно будет вернуть его эквивалент. Если же в долг будет передана неизвестная сумма или продукты неизвестного веса или объёма, то такая сделка будет недействительной.

Юридические последствия предоставления в долг

Если были соблюдены все условия сделки с долгом, то после её заключения и после того, как заёмщик возьмёт имущество в свои руки, право владения передаваемым в долг имуществом переходит от кредитора к заёмщику.

Здесь возникает вопрос: имеет ли кредитор право требовать возврат долга до истечения оговорённого времени?

По мнению большинства учёных, в числе которых ханафиты, шафииты и ханбалиты, кредитор может требовать погашения долга в любое время, в том числе и до истечения оговорённого периода, а заёмщик должен исполнить его требование. Учёные, придерживающиеся этого мнения, основываются на том, что предоставление в долг является актом доброй воли со стороны кредитора и он может вернуть своё право в любой момент. Если же он тем самым нарушит условие о сроке долга, то это, по мнению большинства учёных, будет невыполнением обещания и грехом, однако не будет иметь правовых последствий.

По мнению маликитов, соблюдение оговорённого срока является обязательным и кредитор не имеет права требовать погашения долга до его истечения. Это мнение также выбрали шейху-ль-ислам Ибн Таймийя и его ученик Ибн аль-Кайим, а также современный учёный-специалист по фикху Мухаммад Мухтар аш-Шанкити.

Аллах говорит в Коране (смысл): «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам» (сура «Трапеза», аят 1). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульмане соблюдают условия, о которых они договорились».

Как возвращается долг?

Если заёмщик не совершил со взятым в долг имуществом действий, которые изменили его, и с этим имуществом не связаны какие-либо обязательства по отношению к третьему лицу, то он может вернуть непосредственно взятое в долг имущество. В противном случае он должен вернуть его эквивалент.

Например, если человек взял в долг быка и зарезал его, то он должен вернуть подобного быка.

Если вернуть имущество, подобное взятому в долг, является затруднительным, то возвращается его стоимость на момент получения заёмщиком взятого в долг имущества после заключения сделки. Поскольку именно после получения происходит переход прав на собственность. Например, заёмщик взял в долг автомобиль и сделка состоялась в сентябре, однако забрал он машину только в ноябре. Если он продаст машину и вернуть подобную окажется затруднительным, то ему надо будет вернуть стоимость автомобиля в ноябре.

Вознаграждение за предоставление в долг

Устанавливать штраф за задержку погашения долга запрещено шариатом. Также запрещено условие возврата долга с надбавкой.

Здесь же возникает вопрос: если заёмщик вернёт долг кредитору и добавит ещё что-либо сверху, не оговаривавшееся в договоре, в качестве благодарности в виде подарка, будет ли это дозволенным, или это будет риба?

Такой подарок будет дозволенным и не будет относиться к риба, поскольку он не оговаривался в договоре. Передаётся, что Джабир ибн Абдуллах сказал: «Однажды утром я пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), который находился в мечети, и он сказал мне: «Соверши молитву в два раката». А он был должен мне, и после этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не только рассчитался со мной, но и прибавил» (Аль-Бухари). Также передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто не благодарит людей, тот не благодарит и Аллаха».

Однако если в обществе приняты такие подарки, и они обычно ожидаемы сторонами, то такая добавка будет нежелательной согласно шариатскому правилу: «То, что принято в обществе, подобно оговорённому договором».

Гарантии исполнения договора

Кредитор имеет право потребовать залог (в следующих статьях мы подробно поговорим о нормах, связанных с залогом), присутствие свидетелей, письменное подтверждение договора и другие законные способы гарантии исполнения договора.

Аллах говорит в Коране (смысл): «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определённый срок, то записывайте его Если вы окажетесь в поездке и не найдёте писца, то назначьте залог, который можно получить в руки. Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернёт доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа. Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете» (сура «Корова», аяты 282, 283).

1. «Аль-фикху-ль-манхаджи» (современный труд по шафиитскомумазхабу), Мустафааль-Хан и другие;

2. «Шархузади-ль-мустакни’»(аудиоуроки по ханбалитскому мазхабу), МухаммадМухтараш-Шанкити. В спорных вопросах предпочтение в данной статье отдавалось мнению шейха Аш-Шанкити.

Author: urist