Договор страхования грузов страховая сумма

Условия страхования грузов

Полисные условия страхования грузов могут иметь существенные отличия в зависимости от характера груза, вида, способа, маршрута и других индивидуальных параметров перевозки.

Ниже приведены основные условия страхования грузов, которые можно встретить в классическом договоре страхования.

Какой груз можно застраховать?

На страхование могут быть приняты все типы грузов, в упаковке или без нее, в том числе негабаритные и опасные.

Отдельного согласования требуют следующие грузы:

— акцизные товары;
— наличные денежные средства;
— драгоценные металлы, камни, ювелирные изделия и украшения;
— рисунки, картины, скульптуры и другие произведения искусства;
— живые животные;
— цветы и растения
— продукция военного назначения (оружие, боеприпасы и др.)

Для страхового полиса Страховщики стараются запрашивать максимально полную информацию о перевозимом грузе (объекте страхования). Кроме этого, зачастую для четкой идентификации перевозимого товара в полисе дополнительно дается ссылка на товаросопроводительные документы (инвойс, упаковочный лист).

Перевозки какими видами транспорта можно страховать

Могут быть застрахованы грузы, перевозимые автомобильным, железнодорожным, морским (речным), авиационным транспортом и в смешанных (мультимодальных) перевозках несколькими видами транспорта. Существуют также специальные программы для страхования грузов, перемещаемых при помощи трубопроводных систем.

При этом страхование распространяется как на перевозку, так и на перегрузки (перевалки) и временное хранение на складах, терминалах, если они происходят в период и на территории действия страхования, указанных в страховом полисе.

Территория страхования (маршруты перевозок)

Страховая защита в отношение застрахованного груза предоставляется в пределах оговоренной в страховом полисе территории страхования. Под территорией страхования понимается страна, (регион) по которой пролегает маршрут перевозки груза между пунктами отправления и назначения, включая пункты промежуточного хранения и перегрузок (перевалок).

Российские компании могут осуществлять страхование грузовых перевозок по всему миру, но только в отношении интереса России и стран СНГ. Это условие обусловлено договорами перестрахования и означает, что страхование грузоперевозки возможно в случаях:

  • когда место назначения и/или отправления расположено в России или в странах СНГ
  • когда ни место назначения, ни место отправления не расположено в России или странах СНГ, но Страхователь или Выгодоприобретатель имеет в своем капитале долю России или стран СНГ более 50%.

Кроме того, в международной практике страхования грузов традиционно исключены из покрытия зоны военных конфликтов.

Страховая сумма

Страховой суммой является установленная в договоре страхования денежная сумма, в пределах которой Страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору страхования.

Размер страховой суммы определяется соглашением сторон при заключении договора страхования. Как правило, страховая сумма устанавливается на основании товаросопроводительных документов (договор купли-продажи, инвойс, товарная накладная ТОРГ-12 и пр.). Страховая сумма по грузу не должна превышать его действительную стоимость (страховую стоимость) на момент заключения договора страхования.

Страховая сумма устанавливается

  • в российских рублях при перевозках по территории РФ, кроме случаев перевозок в режиме таможенного транзита;
  • в иностранной валюте при перевозках в режиме экспорта (с момента прохождения таможенного оформления) или импорта (до момента растаможки товара) в договора купли-продажи.

При страховании импортных грузов в некоторых случаях в страховую сумму могут быть включены расходы, связанные с организацией перевозки, хранения груза, уплатой таможенных пошлин и прочих сборов, которые в последствии могут быть подтверждены документально.

При страховании экспортных поставок на условиях CIP или CIF (Инкотермс), согласно которым в цену товара включаются его стоимость и расходы по страхованию и транспортировке товара до места назначения), страховая сумма может быть установлена в размере 110 % от контрактной (действительной) стоимости груза.

Страховые риски

Согласовывая условия страхования грузов, стороны могут договориться как о страховании на общепринятых стандартных категориях страхового покрытия, так и о страховании на базе произвольной комбинации отдельных рисков.

Подробнее о страховых рисках можно узнать здесь.

Срок страхования (начало и окончание действие страхования)

Страхование действует в пределах указанных в полисе дат начала и окончания перевозки. Как правило срок страхования указывается исходя из планируемого транзитного времени на весь период транспортировки с учетом хранения, перегрузок (перевалок).

В случае увеличения сроков доставки груза Страхователь вправе запросить продление срока действия договора страхования. При этом Страховщик вправе затребовать уплату дополнительной страховой премии в случае если изменяются условия перевози (маршрут, перевозчик и т.д.)

Помимо этого в страховом полисе прописываются конкретные операции с грузом, ограничивающие начало и окончание действия страхования. Такими действиями могут являться начало или окончание погрузки на транспортное средство перевозчика (автомобиль, судно), передача груза первому перевозчику, на терминал, склад авиапредприятия и др.

В российской практике по умолчанию в страховое покрытие не включаются погрузо-разгрузочные работы.

Франшиза в страховании грузов

В договоре страхования грузов, как правило, применяется такое понятие как бузусловная франшиза. Этот термин относится к процедуре урегулирования убытка и обозначает невозмещаемую его часть, т.е. применении БЕЗУСЛОВНОЙ франшизы автоматически уменьшает размер страхового возмещения на ее величину.

Выражается франшиза в процентах от страховой суммы (стоимости груза) или фактической денежной величине. При этом величина франшизы влияет на тариф: чем больше франшиза, тем тариф ниже, и, соответственно, наоборот.

С одной стороны, франшиза в страховании грузов служит неким психологическим фактором, способствующим более бережному отношению Страхователю к застрахованному грузу. С другой стороны, франшиза является одним из факторов, при помощи которых можно корректировать страховые тарифы.

Страховой тариф (ставка) и страховая премия

Подробнее о страховых тарифах можно узнать здесь.

Образцы договоров международной купли-продажи

_______________, являющееся юридическим лицом по законодательству РФ, именуемое далее «Страховщик», в лице _________________, действующего на основании Устава и лицензии № ________ от __________ года, с одной стороны, и ________, именуемая далее «Страхователь», в лице директора Билла Гейтса, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ

1.1. Страхователь поручает, а Страховщик обязуется произвести страхование груза, перевозимого автомобильным транспортом по поручениям Страхователя в страховой компании _____________.
1.2. Предметом настоящего Договора является страхование груза отправляемого Страхователем автомобильным транспортом до Москвы следующим маршрутом: ___________________________ — в соответствии с Правилами страхования грузов, утвержденными _____________________.

2. ОБЪЕКТ СТРАХОВАНИЯ

2.1. Объектом страхования являются имущественные интересы Страхователя (Выгодоприобретателя), связанные с владением, пользованием, распоряжением грузом, перевозимым наземным транспортом.

3. СТРАХОВЫЕ СЛУЧАИ

3.1. По настоящему Договору страхования страховщик страхует указанный груз на условиях “от всех рисков” – для упакованных грузов. Страховым случаем является утрата, гибель или повреждение застрахованного груза.
По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:

1) ущерб (убытки) от повреждений или полной гибели всего или части груза, возникший по любой причине, кроме случаев, оговоренных в п.3.2 настоящего договора;
2) убытки, расходы и взносы по общей аварии, то есть убытки, понесенные вследствие произведенных намеренных, разумных и чрезвычайных расходов и пожертвований в целях спасания транспортного средства, фрахта и перевозимых на транспортном средстве грузов от общей для них опасности;
3) если это предусмотрено договором страхования — все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению ущерба (убытка) и по установлению его размера, если этот ущерб (убыток) возмещается по условиям страхования.
3.2. Не является страховым случаем утрата, гибель или повреждение застрахованного груза, а также возникновение иного ущерба (убытка) у лица, в пользу которого был заключен договор, произошедшие:

1) в результате военных действий или их последствий, народных волнений, забастовок, гражданской войны, конфискаций, реквизиций, национализаций, ареста, запретительных мер органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, действий таможенных, санитарных или карантинных служб;
2) в результате прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиоактивного заражения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;
3) в результате виновных действий Страхователя (Выгодоприобретателя) или его работников, нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки, хранения грузов, а также их действий, в которых следственными органами или судом установлены признаки умышленного преступления;
4) в результате нарушения ГОСТов (ОСТов) упаковки, укупорки грузов, отправления их в поврежденном состоянии;
5) в результате влияния температуры или особых и естественных свойств груза, включая усушку, утруску, внутренних дефектов или иных неисправностей груза;
6) в результате пожара или взрыва самовозгорающихся взрывоопасных веществ и предметов, погруженных в транспортное средство без ведома Страховщика;
7) в результате недостачи груза при целостности наружной упаковки, внутренних и внешних пломб, креплений груза;
8) вследствие просрочки доставки грузов и изменения рыночных цен на груз;
9) в результате отклонения транспортного средства, перевозящего застрахованный груз, от обычного или согласованного со Страховщиком маршрута, кроме случаев, когда это было вызвано необходимостью сохранения груза;
10) вследствие непригодности транспортного средства или контейнера к перевозке страхуемого груза, если об этом Страхователю (Выгодоприобретателю) или его работникам было известно или должно быть известно к моменту окончания погрузки;
11) в виде повреждения груза при отсутствии повреждений транспортного средства;
12) при использовании для перевозки груза не обусловленного договором страхования вида транспорта;
13) в период, когда страхование, обусловленное договором, не действовало.

4. СТРАХОВАЯ СУММА

4.1. Страховая сумма по договору устанавливается по соглашению сторон в пределах документально подтвержденной стоимости груза. Действительной стоимостью (страховой стоимостью) груза считается стоимость, указанная в транспортной накладной или в других документах. Страховая стоимость груза определяется как 100% инвойсной стоимости груза и составляет _____________ рублей.
4.2. Страховая сумма для возмещения расходов Страхователя по спасанию груза, а также по уменьшению ущерба (убытка) и по установлению его размера устанавливается по соглашению Страхователя со Страховщиком в размере не более __% действительной стоимости груза.
4.3. С согласия Страховщика в период действия договора страхования страховая сумма может быть изменена. В этом случае заключается дополнительное соглашение к договору страхования.
4.4. С момента когда сумма выплаты страхового возмещения по объекту застрахованного имущества (партии груза, виду страхового случая) достигнет размера страховой суммы, установленной по договору для данного объекта имущества (партии груза, страхового случая), обязательства Страховщика в части страхования данного объекта (партии груза, по данному страховому случаю) прекращаются.

5. СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ

5.1. Страховая премия для указанного груза устанавливается в размере __% от его страховой стоимости и составляет ___________ рублей.
5.2. Страховая премия выплачивается в безналичной форме путем банковского перевода со счета компании-плательщика на счет Страховщика единовременно. Страховая премия по страхованию указанного груза должна быть оплачена Страхователем или по его поручению в срок не позднее 1 дня с момента загрузки по этой конкретной перевозке согласно счету, выставленному Страховщиком.
5.3. При неуплате страховой премии в срок, установленный договором, страхование, обусловленное договором, приостанавливается с 00.00 часов дня, следующего за просроченным днем уплаты страховой премии.
С 00.00 часов дня, следующего за днем поступления просроченного очередного взноса страховой премии, страхование возобновляется.
5.4. Днем уплаты страховой премии считается день поступления страховой премии на счет Страховщика в банке.
5.5. За превышение срока оплаты счетов сверх сроков, оговоренных в пункте 5.2. настоящего договора, начисляется пеня в размере __% от просроченной суммы за каждый день просрочки.
5.6. Безусловная франшиза составляет __% от страховой суммы груза.

6. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА. ДЕЙСТВИЕ СТРАХОВАНИЯ

6.1. Настоящий договор является бессрочным и вступает в силу с момента его подписания. Условия настоящего Договора могут быть изменены или дополнены при согласии обеих сторон. Расторжение данного договора возможно по инициативе одной из сторон при условии предварительного письменного уведомления об этом другой стороны за 10 дней и исполнения всех ранее принятых обязательств в рамках настоящего договора. Договор страхования вступает в силу с даты его подписания сторонами договора.
6.2. Страхование груза действует «от двери до двери». Страхование начинает действовать с момента начала погрузки груза в транспортное средство и заканчивается в момент выгрузки у получателя.
6.3. Страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, произошедшие с момента приемки груза для перевозки с его месторасположения в пункте отправления и продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки, перевалки и хранение на складе), прекращаясь в момент доставки груза на склад грузополучателя, указанный в договоре страхования.
6.4. Договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, в случаях:

1) исполнения Страховщиком обязательств перед Страхователем по договору в полном объеме;
2) ликвидации Страховщика или Страхователя юридического лица в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации;
3) вступления в законную силу судебного решения о признании договора страхования недействительным;
4) отказа Страхователя от договора страхования;
5) когда после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. В этом случае Страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
6) другие случаи, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.
6.5. Страхователь вправе отказаться от договора страхования в любое время, письменно уведомив об этом Страховщика, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам иным, чем страховой случай. Договор страхования прекращается с момента получения Страховщиком извещения Страхователя об отказе от договора.

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

6.1. Страхователь имеет право:

1) Получать страховое возмещение в соответствии с условиями договора страхования.
2) Назначить Выгодоприобретателя по настоящему договору. Страховое возмещение по настоящему договору страхования выплачивается только Выгодоприобретателю.
3) В любое время отказаться от договора страхования.
4) С согласия Страховщика изменить размер страховой суммы, с перерасчетом страховой премии.
6.2. Страховщик имеет право:

1) Требовать от Страхователя предоставления информации, необходимой для оценки страхового риска.
2) В случае возникновения обстоятельств, влияющих на увеличение степени риска наступления страхового случая, предложить Страхователю внести соответствующие изменения в договор страхования или уплатить дополнительно страховую премию соразмерно увеличению страхового риска. Если Страхователь в течение 2-х рабочих дней, с момента получения письменного требования Страховщика, не ответил ему, либо отказался от изменения условий договора страхования или доплаты страховой премии, Страховщик вправе потребовать расторжения договора страхования. В этом случае страхование, обусловленное договором, прекращается с даты увеличения степени риска.
3) Привлечь независимых специалистов для определения размера ущерба (убытка).
6.3. Страхователь обязан:

1) До начала перевозки страхуемого груза по факсимильной связи или электронной почте выслать Страховщику уведомление о необходимости застраховать данный груз или включить данное уведомление в транспортный заказ и предоставить Страховщику необходимую информацию о грузе (точное название груза, инвойсная стоимость, вес нетто и брутто, номер транспортного средства, дата загрузки). Страхователь гарантирует полноту и достоверность переданной информации.
2) Страхователь также обязан своевременно уплачивать очередные взносы страховой премии.
3) Страхователь обязан обеспечивать упаковку и крепление груза по нормам, гарантирующим сохранность груза во время транспортировки.
4) Страхователь обязан немедленно информировать Страховщика о переадресовке транспортного средства или о его замене для информирования об этом страховой компании.
6.4. Страховщик обязан:

Смотрите так же:  Приказ о досрочном окончании испытательного срока

1) По каждой отдельной перевозке Страховщик направляет Страхователю по факсу подтверждение страхования груза.
2) Произвести выплату страхового возмещения в соответствии с условиями договора;
3) Не разглашать сведения о Страхователе (Выгодоприобретателе) и его имущественном положении за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТОРОН ПРИ НАСТУПЛЕНИИ СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ

7.1. При наступлении страхового случая Страхователь (Выгодоприобретатель) обязан:

1) принять меры к предотвращению или уменьшению ущерба (убытка), к обеспечению сохранности груза;
2) незамедлительно (не позднее 24 часов с момента, когда ему стало известно о причинении ущерба (убытка) сообщить о случившемся любым доступным ему способом, позволяющим объективно зафиксировать факт сообщения, Страховщику, а также в компетентные органы (милицию, ГИБДД, пожарные и аварийные службы, полицию т.п.);
3) предоставить Страховщику документы, необходимые для предъявления требования о возмещении ущерба (убытка) лицам, ответственным за их причинение, в трехдневный срок с момента их получения;
4) вызвать представителя Страховщика (аварийного комиссара, услугами которого пользуется Страховщик для защиты своих интересов при наступлении страхового случая) и до его прибытия не допускать изменения состояния груза и его упаковки;
5) в течение трех рабочих дней с момента, когда ему стало известно о причинении ущерба (убытка), сделать письменное заявление Страховщику на бланке установленной формы, в заявлении подробно описать обстоятельства страхового случая, указать дату, время и место происшествия, иные известные Страхователю сведения;
6) в течение трех рабочих дней с момента получения предоставить Страховщику документацию, необходимую для выяснения факта наличия страхового случая и расчета размера ущерба (убытка):
а) сюрвейерский акт по состоянию груза, устанавливающий факт наступления ущерба, причины его возникновения, размер причиненного ущерба, а также документ об оплате услуг сюрвейера (если Страхователь самостоятельно либо по поручению Страховщика вызывал сюрвейера).
б) инвойсы на поврежденный груз для подтверждения стоимости груза, упаковочные ведомости на груз или спецификация. В обязанность Страхователя входит предоставления оригинальных документов, подтверждающих стоимость застрахованного груза.
в) контракт на поставку данного груза,
г) коммерческий акт железной дороги (если составлялся),
д) транспортные накладные/коносаменты на груз с прилагаемыми к ним документами,
е) фотоснимки поврежденного груза в нескольких ракурсах (количество фотоснимков должно быть достаточным для идентификации повреждений),
другие документы, необходимые страховой компании для выплаты возмещения.
7.2. Все расходы по спасению и сохранению груза, также по предотвращению ущерба (убытков) производятся Страхователем, если не было иного соглашения. Расходы, которые согласно условиям страхования подлежат возмещению, оплачиваются Страховщиком при выплате страхового возмещения.
7.3. После получения сообщения о страховом случае, Страховщик обязан:

1. произвести осмотр поврежденного груза;
2. составить акт установленной формы и произвести расчет размера ущерба (убытка);
3. Размер ущерба (убытка) определяется Страховщиком самостоятельно на основании имеющихся в его распоряжении документов компетентных органов, актов осмотра, составленных Страховщиком, документов, предоставленных Страхователем (Выгодоприобретателем).
7.4..В случае возникновения разногласий относительно наличия факта наступления страхового случая, размера ущерба (убытка), каждая из сторон может требовать проведения независимой экспертизы. Оплата услуг эксперта (экспертной организации) производится стороной, потребовавшей проведения экспертизы.
7.5. Для получения страхового возмещения Страхователь должен представить:

1) договор страхования (полис);
2) доказательства наличия интереса в застрахованном грузе (автомобильные накладные и иные документы, из содержания которых следует право Страхователя (Выгодоприобретателя) распоряжаться грузами, а также подтверждающие наличие у него риска утраты (гибели) груза;
3) доказательства наступления страхового случая (акт о факте страхового случая, заверенный компетентными органами, документы о результатах разгрузки транспортного средства, другие официальные акты и документы, подтверждающие факт страхового случая. В случае пропажи транспортного средства без вести или неприбытия в пункт назначения в срок — достоверные сведения об его отбытии из пункта отправления и неприбытии в конечный пункт);
4) документы, подтверждающие размер причиненного в результате страхового случая ущерба (убытка) — акты осмотра груза, акты экспертизы, акт об уценке груза – если она проводилась, акт оценки, оправдательные документы по произведенному расходу, счета, первичные учетные документы, а также иные документы, запрошенные Страховщиком для расчета суммы выплаты страхового возмещения.
7.6. Страховое возмещение выплачивается в следующем размере:

1) в случае утраты, полного уничтожения груза или полной утраты грузом своих качеств — в размере страховой суммы по договору за вычетом стоимости остатков, годных для применения по назначению или реализации. Полным уничтожением груза или полной утратой его качеств считается такое его поврежденное состояние, когда затраты на восстановление превышают 80% стоимости аналогичного имущества на дату страхового случая.
2) при частичном повреждении груза – в размере затрат на его восстановление. Уценка груза производится специалистами Страхователя в присутствии Страховщика, либо по соглашению Страховщика и Страхователя — независимыми специалистами. По результатам уценки составляется акт об уценке груза. Страховое возмещение выплачивается в размере разницы между страховой стоимостью груза и суммой стоимости груза после его уценки.
7.7. Страховое возмещение выплачивается только за грузы и конкретные их объекты, отраженные в заявлении или описи, в пределах страховой суммы, обусловленной договором.
7.8. Страховщик производит выплату страхового возмещения в течение пяти рабочих дней с момента получения документов, указанных в п.10.5. настоящего договора.
7.9. Если ущерб (убыток) возник у лица, в пользу которого заключен договор страхования, по вине третьих лиц и возмещен ими в полном размере, страховое возмещение не выплачивается. В случае частичного возмещения ущерба (убытка) третьими лицами выплата производится в размере разницы между суммой, подлежащей выплате по условиям страхования, и суммой, полученной от третьих лиц.
7.10. По согласованию сторон Выгодоприобретатель по полису не указывается («to order» – на предъявителя).

8. ОСНОВАНИЯ ОТКАЗА В ВЫПЛАТЕ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ

8.1. Страховщик вправе полностью или частично отказать в выплате страхового возмещения в следующих случаях:

1) Страхователь (Выгодоприобретатель) сообщил Страховщику заведомо ложную информацию о страховом случае или об обстоятельствах его наступления;
2) Страхователь (Выгодоприобретатель) не выполнил свои обязанности, предусмотренные п. 6.3 настоящего договора, лишив тем самым Страховщика возможности самостоятельно установить размер причиненного ущерба (убытка) и причины его возникновения;
3) Страхователь (Выгодоприобретатель) не принял мер, обеспечивающих право требования к лицу, ответственному за причинение вреда (в размере суммы не обеспеченного требования).

9. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

9.1. Споры, вытекающие из договора страхования, рассматриваются в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
9.2. При возникновении споров стороны будут стремиться к их урегулированию путем переговоров. Если стороны не смогут прийти к обоюдному согласию, то дело передаётся в суд по местонахождению ответчика, и рассмотрение спора ведется по законам этой страны на основании «Правил Примирения и Арбитража Международной Торгово-Промышленной палаты» одним или несколькими судьями, уполномоченными на то в соответствии с вышеуказанными Правилами. Решение суда является окончательным, не подлежит пересмотру и обязательно к исполнению обеими сторонами.

10. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

10.1. Настоящий договор на 7 страницах составлен в двух экземплярах на русском и французском языках, по одному для каждой из сторон, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
10.2. По соглашению сторон факсимильные копии настоящего Договора, дополнения и изменения к нему имеют полную юридическую силу и приравниваются к оригинальным документам до момента получения сторонами оригинальных экземпляров.
10.3. Приложение к настоящему договору является его неотъемлемой частью.

Страхование грузов

Объекты, подлежащие страхованию
По договору страхования могут быть застрахованы имущественные интересы предприятия, связанные с владением, пользованием и распоряжением различными грузами, в том числе наливными, насыпными и навалочными, в процессе их перевозки, включая погрузочно-разгрузочные работы, и/или хранения (промежуточного хранения, накопления судовой партии в порту, экспонирования и т.д.).

  • На страхование принимаются грузы по экспортно-импортным контрактам и внутрироссийским перевозкам любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

Риски, подлежащие страхованию
По договору страхования грузы предприятия могут быть застрахованы на случай их повреждения и/или утраты в результате любых возможных событий, обладающих признаками вероятности и случайности их наступления (соответствует условиям Института лондонских страховщиков оговорка(A)).
Груз может быть застрахован по одному из условий:

  • «С ответственностью за все риски»: страхованием покрываются все заранее непредвиденные риски. Наиболее подходит для страхования дорогостоящих материалов и оборудования, подверженных краже и повреждениям различной степени;
  • «С ответственностью за частную аварию»: более узкое страховое покрытие – набор рисков ограничивается поименованными опасностями;
  • «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения»: наиболее узкое страховое покрытие – возмещаются убытки от полной гибели груза, а убытки от повреждения груза – только вследствие крушения транспортного средства.

Срок страхования
Договор страхования может быть заключен:

  • на конкретную перевозку определенного груза (страхование по разовому полису);
  • на весь объем грузоперевозок, которые осуществляются в течение определенного периода времени (страхование по Генеральному договору), что позволяет согласовать более удобный порядок приема риска на страхование и оплаты страховой премии. При этом на каждую отдельную отправку будет выдаваться страховой полис, подтверждающий факт заключения договора страхования в отношении данной конкретной перевозки.

Страховая сумма
Страховая сумма устанавливается по соглашению между предприятием и страховой компанией в размере, не превышающем страховую (действительную) стоимость груза, определяемую исходя из контрактной стоимости и условий поставки с учетом стоимости транспортировки, таможенного оформления и других расходов, обязательных в отношении застрахованного груза, или без учета таковых.

Базовые страховые тарифы по страхованию грузов
Страховые тарифы устанавливаются в процентах от страховой суммы в зависимости от характера груза, способа и условий транспортировки, выбранных условий страхования.

5.4. Страхование грузов

Страхования грузов – распространенный вид имущественного страхования. По характеру перевозимых грузов различают: страхование генеральных грузов (упакованные в стандартную, общепринятую тару, не требующие особых условий перевозки); страхование наливных, насыпных, навальных грузов; страхование сельскохозяйственных и других животных; страхование «специе» (драгоценные металлы, банковские банкноты и т.д.).

2 ст. 179 ГК РФ (ч. 3 ст. 944 ГК РФ).
Для заключения договора страхования груза между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение по существенным условиям договора, т.е. о грузе, который подлежит страхованию; страховых рисках; размере страховой суммы; сроке действия договора страхования; уплачиваемой страховой премии (ч. 1 ст. 432, ч. 1 ст. 942 ГК РФ). Права страхователя и страховщика проявляются свободе выбора партнера по страховой сделке (ст. 927, ч. 2 и 3 ст. 940 ГК РФ).
Существенные условия страхования груза в договоре определяют основное его содержание и главные обязанности сторон. Страховщик обязуется при наступлении предусмотренного договором страхового случая возместить страхователю (выгодоприобретателю) причиненные вследствие этого события убытки в пределах страховой суммы. Страхователь же обязуется уплатить установленную договором страховую премию в предусмотренные сроки единовременно или в рассрочку (ч. 1 ст. 929 ГК РФ).
Возмещение убытков по видам ответственности при страховании грузов производится в пределах их страховых сумм по соответствующим договорам страхования. Обобщенная оценка объема страховой ответственности страховщика осуществляется по общей величине страховой суммы всех видов застрахованных грузов. При установлении страховой суммы применяются правовые нормы ч. 2 ст. 947, ст. 949, ч. 1 ст. 950, ч.1 и 4 ст. 951 ГК РФ.
При заключении договора страхователь обязан объявить сумму, в пределах которой груз будет считаться застрахованным. Страховая сумма определяется как стоимость груза по договору купли-продажи. По желанию страхователя страховая сумма, равная контрактной стоимости груза, может быть увеличена на суммы транспортных расходов и ожидаемой прибыли от реализации товара в пункте назначения. Согласовывается и размер страховой премии, которая устанавливается в процентах от страховой суммы. На ее размер оказывают влияние: характер груза и его подверженность повреждениям, род и качество упаковки, способ отправки груза, вид перевозочного средства, время года, дальность перевозки, объем перевозки, условия страхования, статистические данные страховщика об убыточности прохождения страхования по соответствующему грузу. Страховая премия уплачивается до вступления договора в законную силу. После истечения срока действия договора страховая премия в большинстве случаев остается у страховщика. Характерной особенностью страхования грузов является франшиза, ограничивающая ответственность страховщика по сумме возмещаемого убытка. Она позволяет исключить из ответственности некоторые виды убытков, которые неизбежны при транспортировке определенных грузов. Если договором установлена безусловная (условная) франшиза, то при расчете страховой премии из страховой суммы вычитается величина франшизы.
Срок действия договора устанавливается по соглашению страхователя и страховщика, он может заключаться на разовую перевозку, на несколько перевозок в течение определенного периода времени, а также генеральный договор (генеральный страховой полис), заключаемый обычно на год по любой схеме перевозки.
Страхование заканчивается в момент доставки груза в место назначения в день, указанный в страховом полисе, и передача его перевозчиком получателю (покупателю). При превышении времени, установленного договором для доставки груза в пункт назначения по не зависящим от страхователя и страховщика причинам стороны должны достигнуть соглашения об изменении условий страхования или по уплате, дополнительной суммы страховой премии (ст. 959 ГК РФ).
Договор страхования груза вступает в действие с момента уплаты страховой премии или первого ее взноса, если договором не усмотрено иное.
Страхователь (его представитель) обязан уведомить страховщика обо всех изменениях в обстоятельствах перевозки груза (ч.1 ст. 959 ГК РФ). Страховщик вправе потребовать (ч. 2 ст. 959 ГК РФ) изменить условия страхования груза (уменьшения страховой суммы и (или) срока страхования, вида ответственности без изменения уплаченной страховой премии) или уплатить дополнительную сумму страховой премии при неизменных других условиях договора. При невыполнении страхователем установленных законодательством требований страховщик потребовать расторжения договора страхования груза и возмещения страхователем убытков, причиненных расторжением договора (ч. 2 и 3 ст. 959, ч. 5 ст. 453 ГК РФ).
Если в период транспортировки застрахованный груз был продан страхователем (покупателем, выгодоприобретателем) другому лиц
у, то к последнему вместе с правом на этот груз переходят права и обязанности по договору страхования, за исключением случаев принудительного изъятия имущества согласно ч. 2 ст. 235 ГК РФ и отказа от права собственности в соответствии ст. 236 ГК РФ.
Страхователь (выгодоприобретатель) при наступлении страхохового случая с грузом, предусмотренного договором, обязан: уведомить страховщика (его представителя) о наступлении страхового случая незамедлительно или в срок и способом, которые указаны в договоре страхования груза (ч. 1 ст. 961 ГК РФ); принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по уменьшению возможных убытков от страхового случая (ч. 1 ст. 962 ГК РФ); сообщить о страховом случае в соответствующие органы согласно их компетенции; составить перечень поврежденного или погибшего либо утраченного (похищенного) застрахованного груза; сохранить поврежденные грузы, а также остатки от уничтоженных грузов и обеспечить представителю страховщика, сюрвейеру (аварийному комиссару, диспашеру) условия для осмотра грузов, транспортного средства, места происшествия, выяснения обстоятельств, причин наступления страхового случая с грузом и установления ущерба от него; получить в соответствующих компетентных органах документы, подтверждающие факт, обстоятельства и причины наступления страхового случая с грузом, характера и величины причинного вреда для предъявления их страховщику.
Для получения страхового возмещения страхователь (выгодоприобретатель) должен предъявить страховщику заявление о страховом случае с грузом и о требовании по выплате страхового возмещения.
Страховщик должен возместить страхователю все произведенные им расходы по предотвращению или уменьшению убытков, возникших в результате страхового случая. Размер убытка определяется представителем страховщика с участием страхователя. В случае разногласий при установлении причин и размера убытка каждая из сторон может требовать, чтобы убыток был определен независимой экспертизой. Для получения страхового возмещения страхователь обязан документально доказать свой интерес в застрахованном грузе, наличие страхового случая, размер претензий по убытку. Для доказательства предъявляются аварийные сертификаты, акты экспертизы, счета по убытку. Все спорные вопросы разрешаются в установленном законом порядке.

Смотрите так же:  Правила и требования личной гигиены

Транспортное страхование грузов (страхование карго)

Страхование карго — это защита от различных убытков, связанных с транспортировкой груза, являющегося предметом купли-продажи по внешнеторговому договору. При ущербе в результате гибели, повреждения и иного неблагоприятного воздействия на застрахованное имущество оно компенсируется в виде определенной суммы, называемой страховым возмещением. Страхование грузов подразумевает страховую защиту в процессе перевозки (перемещения) груза из одного пункта в другой, как правило, на всех стадиях схемы транспортного процесса. Страхование грузов относится к страхованию имущества.

Объектом страхования имущества могут быть имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, — это определенная договором страхования или установленная законом страховая сумма. При страховании имущества страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора (страховой стоимости). Объектом страхования карго могут быть имущественные интересы, связанные не только со стоимостью груза, но и расходы по транспортировке, ожидаемая прибыль таможенные платежи, комиссионные расходы посредникам, расходы, связанные с непредвиденными обстоятельствами в ходе транспортировки.

Особенности страхования грузов (в отличие от страхования других видов имущества):

  • 1) страховая сумма может превышать стоимость груза в месте сто приобретения на величину ожидаемой прибыли и транспортных расходов;
  • 2) технология и состав страховой защиты должны учитывать технологию процесса доставки груза:
    • o переход груза из-под контроля собственника под контроль перевозчика;
    • o перевозчиков и видов транспорта может быть несколько, поэтому необходимо, чтобы на всех стадиях была страховая защита;
    • o перевозка может осуществляться по территории различных стран, следовательно, необходимо учитывать особенности международного права.

Грузоперевозки носят периодический характер на долговременной основе, что требует упрощения процедуры страхования. Необходимо учитывать специфику грузоперевозок.

Все грузы классифицируются в 18 групп:

  • 1) руда и каменный уголь;
  • 2) металл и металлоизделия;
  • 3) строительные материалы;
  • 4) древесина, пиломатериалы;
  • 5) нефть и нефтепродукты;
  • 6) производственное оборудование, машины, агрегаты, комплектные технологические линии;
  • 7) транспортные средства и погрузочно-разгрузочная техника;
  • 8) приборы, аппараты, измерительная, регулирующая и контролирующая различные процессы техника;
  • 9) офисная мебель, малоценные и быстро изнашивающиеся предметы (МБП);
  • 10) зерно, бобовые, мука;
  • 11) сельскохозяйственные животные;
  • 12) домашнее имущество физических лиц;
  • 13) цветные и драгоценные металлы;
  • 14) медикаменты;
  • 15) аудио- и видеотехника, ЭВМ и оргтехника;
  • 16) стекло, изделия из фаянса и фарфора;
  • 17) овощи и фрукты;
  • 18) скоропортящиеся продукты.

Для каждого из них существует определенный специфический риск, например, для металлоизделий — коррозия, общим и одним из наиболее вероятных для всех видов грузов является риск кражи или грабежа.

Перечень рисков также зависит от вида транспорта и способа перевозки (навалом, насыпью, на палубе, в трюме, в контейнере, на открытой железнодорожной платформе). По данным группы «Ренессанс Страхование», на море страхуется около 50% всех перевозок, па железнодорожном транспорте около 40%, на автотранспорте — 20%, авиаперевозки — 10%.

Страхованием грузов занимается подавляющее большинство зарубежных транснациональных страховых компаний, в том числе корпорация «Ллойд». В России среди лидеров страхования грузов выступают универсальные компании «Ингосстрах», «СОГАЗ», «Ренессанс Страхование», «Росгосстрах», «Военно-страховая компания», «РЕСО-Гарантия» и др.

Страховые риски и условия страхования грузов. К страховым событиям в правилах страхования имущества, в том числе и грузов, относятся порча, утрата, гибель. Ответственность страховщика наступает, если, во-первых, эти случаи записаны в правилах страхования; во-вторых, они явились следствием страховых причин, предусмотренных договором страхования.

Большое распространение в международной торговле получили правила, которые именуются как Оговорки «Л», «В» и «С» «Института Лондонских страховщиков (ИЛС) по страхованию грузов». Эти правила предусматривают три варианта страхования, которые отличаются разной степенью ответственности страховщика за возможные риски. При этом используются два основных принципа формирования рисков, обеспечивающих страховую защиту.

Первый принцип построен на методе исключения, т.е. по этому принципу страхуется груз от всех рисков, за исключением некоторых. По этому принципу построена страховая защита при страховании на условиях «С ответственностью за все риски» (оговорки «Л» ИЛС, правила «Ингосстраха» и др.).

Условие с ответственностью за все риски является наиболее широким, но не покрывает «все риски». Из этих условий исключаются:

  • o повреждение и гибель груза от всякого рода военных действий, орудий войны, пиратских действий, конфискации, ареста или уничтожения по требованию властей;
  • o риски радиации;
  • o умысла и грубой неосторожности страхователя или его представителей;
  • o нарушения установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов, несоответствия упаковки;
  • o влияние трюмного воздуха или особых свойств груза;
  • o огня или взрыва, если без ведома страховщика на судно одновременно были погружены вещества, опасные в отношении взрыва и самовозгорания;
  • o недостачи груза при целости наружной упаковки (недовложения); повреждения груза грызунами, червями, насекомыми;
  • o замедления в доставке груза и падения цен и др. Второй принцип построен на методе включения,т.е.

груз считается застрахованным только от тех рисков, которые перечислены. Именно по этому принципу построена страховая защита при страховании па условиях «С ответственностью за частную аварию» и «Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения» и соответственно Оговорок «В» и «С» ИЛС.

Условие страхования «с ответственностью за частную аварию», в отличие от первого, имеет твердый перечень рисков, по которым страховщик несет ответственность. Объем ответственности страховщика здесь меньше, кроме того, также исключаются риски, которые не покрываются условием «все риски».

К страхуемым рискам относятся:

  • o огонь, молния, буря, вихрь и другие стихийные бедствия, крушение или столкновение судов, самолетов и других перевозочных средств между собой или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадка судна на мель, провал мостов, взрыв, повреждение судна льдом, подмочка забортной водой;
  • o пропажа судна или самолета без вести;
  • o несчастные случаи при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме топлива;
  • o общая а пария;
  • o вес необходимые и целесообразные произведенные расходы по спасению груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Условие страхования «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» предусматривает ответственность страховщика только за случаи полной гибели всего или части груза, а за повреждение груза — лишь в случае какого-либо происшествия (в целом именуемого крушением) с транспортным средством (судном). Перечень страховых случаев и совокупность исключений из страхового покрытия данного условия в целом совпадает с условием «с ответственностью за частную аварию». Риски, которые обычно являются исключением (например, военные риски), по согласованию сторон также могут быть застрахованы по отдельному договору.

При всех трех условиях страховщик возмещает убытки и расходы по общей аварии, необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка. Под аварией обычно принято понимать любые поломки, которые могут произойти с оборудованием и сооружениями на суше; с транспортными средствами на море: поломки, взрывы, пожары, столкновения судов, посадка на мель и т.и.

В морском праве слово «авария» получило иное толкование: под аварией понимается не само происшествие, а убытки и расходы, причиненные этим происшествием морскому предприятию. Эти убытки делятся на убытки общей аварии, которые распределяются между всеми участниками морского предприятия, и частной аварии, которые падают на владельца поврежденного имущества. Определение этих понятий приведено в Йорк-Антверпенских правилах 1974 г. и Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ).

Убытком по общей аварии признаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно, разумно и чрезвычайных расходов, взносов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимых на судне грузов от общей для них опасности (ст. 232 КТМ).

Таким образом, для того чтобы убыток был признан общей аварией, необходимы четыре условия: 1) преднамеренность; 2) разумность; 3) чрезвычайность и 4) цель действий — спасение груза, судна и фрахта от общей опасности. Если не окажется хотя бы одного из этих условий, убыток будет признан частной аварией.

В соответствии со ст. 234 КТМ к общей аварии относят:

  • o убытки, «вызванные выбрасыванием за борт груза и принадлежностей судна, а также убытки от повреждений судна и груза при принятии мер для общего спасения, в частности, вследствие проникновения воды в трюм через люки, открытые для выбрасывания груза, или через другие, сделанные для этого отверстия»;
  • o убытки, вызванные тушением возникшего на судне пожара, но к ним не будут отнесены убытки от сгоревших грузов, которые являются частной аварией их владельца;
  • o убытки, связанные со снятием судна с мели. Если судно в целях спасения выбросилось на мель, то все расходы будут отнесены к убыткам общей аварии; если случайно — к убыткам общей аварии будут отнесены только те убытки, которые были вызваны мерами по снятию судна с мели;
  • o расходы и убытки, связанные с вынужденным заходом судна в порт-убежище.

Содержание и порядок заключения договора страхования грузов. Объектами страхования грузов могут быть имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением грузами и потребностью в денежных средствах с целью возмещения убытков, возникающих вследствие утраты, недостачи или повреждения товара; транспортных и других платежей, связанных с доставкой этого товара; неполучения ожидаемой прибыли.

Субъекты — участники страхования:

  • o страхователь — юридическое или физическое лицо, имеющее определенный имущественный интерес (грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик, экспедитор);
  • o страховщик (insurer, underwriter) — это юридическое лицо, принимающее на себя обязательство возместить убытки, возникшие в процессе транспортировки, при наступлении событий от которых осуществляется страхование;
  • o выгодоприобретатель (бенефициар) — юридическое или физическое лицо, имеющее интерес в застрахованном грузе, в пользу которого заключен договор страхования и который вправе получить страховое возмещение всего убытка или его части. Таким лицом может быть получатель, указанный в товарно-транспортных документах, например, покупатель, или уполномоченное им лицо (коммерсант, экспедитор). Иногда выгодоприобретатель может быть не известен, в этом случае выписывается полис на предъявителя, такое страхование называется «страхование за счет кого следует».

Страховщики могут осуществлять свою деятельность через страховых агентов и брокеров.

Договор страхования груза заключается на основе письменного заявления, в котором страхователь обязан сообщить точные сведения, имеющие существенное значение, позволяющие страховщику судить о степени риска:

  • o наименование и юридический адрес страхователя;
  • o сведения о грузе;
  • o условия транспортировки;
  • o сведения о перевозчике;
  • o страховая стоимость и страховая сумма;
  • o условия страхования;
  • o срок страхования и др.

Страховая компания может заключать договор с осмотром и составлением описи и указанием всей информации по грузу, а также и без осмотра в зависимости от вида и способа перевозки груза. Ответственность за правильность информации о грузе несет страхователь. Он должен сообщать страховщику о всех заключенных или заключаемых договорах по данному грузу, принимать все меры предосторожности, сообщать страховщику, как только это станет ему известно, о всех существенных изменениях в риске, а также место нахождения утраченного груза, если последний найден. В заявлении страхователь должен подтвердить, что все сведения, изложенные в нем, являются достоверными и что он ознакомлен и согласен с Правилами страхования грузов данной компании. На основании заявления страхователь и страховщик заключают договор страхования, который может быть оформлен только в письменной форме. Несоблюдение этого требования влечет недействительность договора.

В соответствии с законодательством возможны два основных способа установления договорных отношений между клиентом и страховой организацией.

  • 1. «Правила-полис» . На основании заявления страхователя, в котором он соглашается принять Правила страхования данного страховщика, страховщик выдает письменное подтверждение заключения договора страхования — страховой полис.
  • 2. «Договор-полис» . На основании заявления страхователя разрабатывается и подписывается двумя сторонами договор страхования, в котором излагаются конкретные, согласованные в процессе переговоров условия, отличающиеся от стандартных Правил страхования. В подтверждение заключения договора страхования также выписывается полис, содержащий условия данной сделки и ссылку на номер и дату заключенного договора.

При страховании грузов могут применяться различные виды страховых полисов: рейсовые, срочные, смешанные, генеральные.

По рейсовому полису объект страхуется на перевозку из одного пункта в другой, по временному (срочному) страхуется на определенное время (срок), а по смешанному полису и на рейс, и на срок.

Рейсовый страховой полис оформляется на бланках страхового общества и подписывается страхователем или его экспедитором в порту отгрузки товаров. Он содержит следующие основные данные: наименование страхователя, условия страхования, размер страховой суммы, размер страховой премии, вносимой страхователем в качестве оплаты за страхование.

Систематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.и.) на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования — генерального полиса (ст. 941 ГК РФ).

Генеральные полисы содержат общие условия страхования, а не частности, обусловленные отдельными отправками предназначенных для страхования товарами, и выдаются на 12 месяцев. На основании генерального полиса страхователю выдается книжка декларационных бланков или сертификатов, на которых он объявляет об отправке грузов по мере их отгрузки. На каждую отправку груза страхователь должен предоставить страховщику заявление, содержащее сведения о грузе и его страховой сумме, пунктах отправления и назначения, способе перевозки и т.д. Груз считается застрахованным на основании такого заявления. Поскольку при внешнеторговых сделках, заключенных на условиях С1Ё, экспортер обязан передать импортеру в числе товарораспорядительных документов страховой полис на конкретную грузовую партию, то по мере получения заявлений страховщик обязан выдать на конкретную экспортную отгрузку еще и разовый рейсовый полис, который страхователь передает импортеру. Требования о выплате страхового возмещения предъявляются держателем разового рейсового полиса непосредственно страховщику или его представителю.

Одним из средств реализации генерального страхования является открытое страхование (ковернот), сочетающееся с выдачей страхового сертификата, которое стало популярным и распространенным в экспортной торговле. Открытый ковернот — вид автоматического страхования грузов на длительный период без установления общих лимитов, при этом страхователь должен декларировать каждую отгрузку (неформальное соглашение о составлении полисов). Может действовать определенный период или в течение неопределенного срока (при повторяющихся перевозках, подробности которых неизвестны). Документ, выдаваемый брокером страхователю в подтверждение того, что договор страхования по его поручению заключен. В коверноте указываются условия страхования и ставка премии. Страховщик не несет юридической ответственности по коверноту, выданному брокером. Но, если брокером допущена небрежность, имеющая определенные последствия, ковернот может быть использован страхователем в качестве доказательства вины брокера. Ковернот подлежит замене на полис, так как ковернот не имеет юридической силы.

Смотрите так же:  Приказ о назначении экспертной комиссии по уничтожению документов

Открытый ковернот не является страховым полисом, это документ, на основе которого морской страховщик в дальнейшем обязан выдать должным образом оформленный генеральный или специальный полис па условиях ковернота. Последний может быть временным и постоянным (генеральный полис ограничен двенадцатью месяцами). Открытый ковернот обычно содержит максимальный предел ответственности страховщика за судно и оговорку о местонахождении груза подобно генеральному полису. Различие между ними с практической точки зрения можно свести к следующему: по генеральному полису страхователь получает официальный страховой документ (полис). При открытом коверноте такой документ не выдается, и договор является более неформальным.

Страховой сертификат — документ, который выдает страховое общество страхователю. Он удостоверяет, что страхование было произведено и что был выдан полис. Страховой сертификат чаще всего используется при наличии открытого ковернота. Он состоит из двух элементов: в первой части перечисляются основные условия открытого ковернота, на которых страхуются товары; вторая часть содержит информацию о товарах с указанием застрахованной стоимости, рейса, обозначений, номеров и других атрибутов товаров. Этот документ не обладает правовыми качествами и поэтому считается менее значимым, чем полис, он подтверждает получение страховой защиты и по требованию страхователя может обмениваться на страховой полис.

Чтобы не заявлять каждый раз об отдельных партиях товаров по генеральному полису или открытому коверноту при поставках грузов малыми партиями и краткосрочными рейсами, используются блок-полисы. При этом страхователю не нужно договариваться со страховщиком об отдельных поставках, премия устанавливается на блок-партии грузов.

Физическое или юридическое лицо, на руках которого находится страховой полис, называется держателем страхового полиса или полисодержателем. Характерно, что в страховом полисе часто не указывается наименование бенефициара. Передача страхового полиса от одного предъявителя к другому осуществляется с помощью специальной передаточной надписи — индоссамента.

Объем страховой ответственности, страховая сумма и срок действия договора. Объем страховой ответственности страховщика определяется перечнем страховых случаев и причин их вызывающих, т.е. условиями страхования и величиной страховой суммы всех видов застрахованных грузов.

Страховая сумма — это сумма, в пределах которой страховщик обязан возместить страхователю (или выгодоприобретателю) убытки, возникшие в результате наступления страхового случая. Максимальные убытки, угрожающие страхователю, как правило, выражаются в полной гибели застрахованного имущества и соответственно в утрате его стоимости. Именно поэтому страховая сумма не должна превышать действительную (страховую) стоимость застрахованного имущества.

Страховой стоимостью груза следует считать его цену, указанную в договоре купли-продажи, с добавлением расходов но перевозке, если они не включены в цену, и потому осуществляются покупателем. В зарубежной практике в общую стоимость груза включаются также затраты на страхование. По дополнительным договорам страхования зарубежные страховщики могут застраховать также расходы на доставку груза к месту отправления, таможенную пошлину и ожидаемую прибыль покупателя от продажи купленного товара.

Определение страховой суммы при страховании грузов базируется на тех же принципах, что и при страховании имущества. Если имущество застраховано полностью, страховое возмещение будет равно полной сумме убытков. При частичном страховании имущества (когда страховая сумма меньше страховой стоимости) ответственность страховщика строится па основе пропорциональной системы — страховщик возмещает убытки в той же пропорции, какая существует между страховой суммой и страховой стоимостью.

Например, стоимость груза — 500 тыс. долл., страховая сумма 400 тыс. долл., ущерб 300 тыс. долл.; возмещение составит: 300 o (400 : 500) = 240 тыс. долл.

Превышение страховой суммы над страховой стоимостью вследствие страхования одного и того же имущества по нескольким договорам от одних и тех же рисков называется двойным страхованием, таким договорам применяются нормы о двойном страховании (и. 2 ст. 952 ГК РФ).

Например, стоимость груза 500 тыс. долл., груз застрахован у первого страховщика: страховая сумма 400 тыс. долл., у второго страховщика, страховая сумма 200 тыс. долл. Ущерб 300 тыс. долл. Возмещение составит 300 тыс. долл.: первый страховщик 300 o (400 : 600) = 200, второй страховщик: 300 o (200 : 600) = 100 тыс. долл.

В зависимости от способа определения страховой стоимости страховые полисы могут быть таксированными и нетаксированными.

В таксированном полисе оценка застрахованного имущества заранее согласована между страховщиком и страхователем (при заключении договора страхования). По нормам международного права стороны страхового правоотношения обязаны воздерживаться от оспаривания объявленной стоимости, за исключением случаев преднамеренного обмана. Перед страховой суммой в таксированном полисе делается соответствующая отметка valued at или sovalued.

При страховании па условиях «от всех рисков» применяются таксированные полисы.

В нетаксированном полисе опенка застрахованного имущества не носит окончательного характера и при полной гибели имущества должна быть доказана документально (посредством предъявления коносамента, счета-фактуры, актов сюрвейерского осмотра и других документов). Бремя доказательства размера ответственности страховщика по нетаксированному полису полностью лежит на страхователе. При нетаксированном полисе страхователь может в страховую сумму включить размер ожидаемой прибыли, и при возникновении убытка страхователь получает страховое возмещение в таком размере, как если бы морское предприятие было завершено.

Условия страхования могут содержать такое понятие, как франшиза, которая представляет собой определенную часть убытков страхователя, не подлежащую возмещению в соответствии с условиями страхования.

Франшиза устанавливается в виде или определенного процента от стоимости застрахованного имущества (например, 5%), или фиксированной суммы (например, 100 долл.), и может быть условной и безусловной. При условной франшизе не возмещается сумма ущерба в пределах суммы франшизы. Если сумма ущерба превышает франшизу, ущерб возмещается полностью. При безусловной франшизе из суммы ущерба вычитается франшиза. Например, при условной франшизе 100 долл., а сумме ущерба 90 долл., страховое возмещение не выплачивается. Если же сумма ущерба равна 200 долл., страхователю выплачивается 200 долл. При безусловной франшизе из суммы ущерба 200 долл. вычитается размер франшизы, например 100 долл., и на руки страхователю выдается 100 долл. (200-100).

Условная франшиза может быть записана, как «свободно от стольких-то процентов повреждений», безусловная — «свободно от первых стольких-то процентов повреждений». Внесение в договор страхования франшизы имеет целью освобождение страховщика от оплаты незначительного ущерба в размере действующей франшизы, что позволяет ему упростить и удешевить порядок возмещения ущерба и соответственно снизить тарифные ставки.

По общему правилу франшиза не применяется к убыткам по общей аварии и при страховании с условием «от всех рисков».

Страховая премия и страховые тарифы. Страховая премия представляет собой плату за страхование перевозимого груза, которую уплачивает страхователь страховщику в порядке и сроки, установленные в договоре страхования. Размер страховой премии определяется, как и в других видах страхования, умножением страхового тарифа (брутто-ставки) на страховую сумму:

где Рбр — брутто-премия; Тб|) — тарифная брутто-ставка; 5 — страховая сумма.

Если договором страхования установлена франшиза, то она вычитается из страховой суммы:

где Рбр — брутто-премия; Тбр — тарифная брутто-ставка; 5 — страховая сумма; Ф — безусловная франшиза, ден. ед.

Страховые тарифы устанавливаются на основе актуарных расчетов с учетом многочисленных факторов, таких как характер груза, упаковка, условия транспортировки, характер и способ перевозки, продолжительность рейса, количество перегрузок в пути, состояние транспортного средства, опасности при перевозке, проблемы па отдельных участках перевозки и др. Устанавливаются базовые ставки и система скидок и надбавок в определенном проценте от базовой ставки.

Исполнение договора страхования и выплата страхового возмещения. Договор страхования груза, как и любой другой договор страхования, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса, если договором не предусмотрено иное (например, с определенного этапа перевозочного процесса). Срок действия договора страхования устанавливается по соглашению сторон: от одного рейса до одного года. Страховая защита груза может начинаться с любого момента схемы перевозки, заканчивается в момент доставки груза в пункт назначения и передачи его перевозчиком получателю (покупателю).

Согласно ст. 959 ГК РФ при значительных изменениях после вступления договора страхования груза в силу в обстоятельствах, существенно влияющих на увеличение риска наступления страхового случая, страхователь обязан сообщить об этом страховщику. Страховщик вправе потребовать от страхователя изменить условия страхования груза или уплатить дополнительную премию. Страхователь может заменить выгодоприобретателя, если только он уже не участвовал в договоре или не предъявил страховщику иск о возмещении ущерба.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая обычны при любом виде страхования. Прежде всего, страхователь должен относиться к объекту страхования так, как если бы он не был застрахован, и при наступлении страхового случая принять все меры к его спасению и сохранению поврежденного (расходы на эти цели возмещаются страховщиком), обеспечить страховщику право регресса к виновной стороне и своевременно известить страховщика о происшествии. Для получения страхового возмещения страхователь (или выгодоприобретатель) обязан документально доказать свой интерес в застрахованном имуществе, наличие страхового случая, размер своей претензии по убытку.

Для доказательства интереса в застрахованном грузе необходимо представить коносаменты, железнодорожные накладные и другие перевозные документы, фактуры и счета, если по содержанию этих документов страхователь или его представитель имеют право распоряжаться грузами. При страховании фрахта необходимо представление чартеров и коносаментов.

Наличие страхового случая подтверждается следующими документами: морским протестом, выпиской из судового журнала и другими актами, свидетельствующими о причинах страхового случая, а при пропаже судна без вести — достоверными сведениями о его выходе из последнего порта и ожидаемой дате прибытия в очередной порт. Бремя доказывания страхового случая лежит на страхователе, который должен:

  • o уведомить страховщика и принять меры по снижению возможных убытков (по указанию страховщика);
  • o сообщить в соответствующий компетентный орган;
  • o сохранить поврежденные грузы и обеспечить их осмотр;
  • o получить в соответствующих компетентных органах документы, подтверждающие факт наступления страхового случая;
  • o предоставить необходимые документы, позволяющие страховщику реализовать свое регрессное право.

Все действия, связанные с заявлением о наступлении страхового случая, расследованием его причин, с выявлением размером ущерба, возмещением ущерба называются ликвидация убытка.

Первое место среди всех документов, подтверждающих страховой случай и размер убытков, занимает страховой акт, составленный аварийным комиссаром — аварийный сертификат, который содержит описание причин и размера убытка при любом страховом случае, а также другие данные, позволяющие судить о наличии ответственности страховщика. Аварийный комиссар — физическое или юридическое лицо, к услугам которого прибегают страховщики для защиты своих интересов при наступлении страхового случая с застрахованным имуществом. Аварийный комиссар обычно назначается страховщиком.

На основании аварийного сертификата страховщик принимает решение об оплате или отклонении претензии страхователя. Расходы страхователя по оформлению убытка возмещаются ему вместе с суммой ущерба по грузу. Убытки общей аварии распределяются между судном, грузом и фрахтом пропорционально их стоимости. Каждый из страховщиков груза, судна или фрахта соответственно безоговорочно возмещает падающую на него долю убытков. Наличие общей аварии определяется диспашерами, которые также распределяют связанные с ней расходы. Расчет по распределению общей аварии называется диспашей и составляется диспашерами по заявлению заинтересованных сторон. При составлении диспаш при неполноте требований закона диспашеры руководствуются международными обычаями торгового мореплавания. Сводом таких обычаев в определении общей аварии являются Йорк-Антверпенские правила 1974 г. Общая стоимость имущества, участвующего в покрытии убытка по общей аварии, называется контрибуционным капиталом. Страховщик, как правило, несет ответственность за убытки только в пределах страховой суммы. Однако убытки общей аварии возмещаются даже в тех случаях, когда общая сумма выплат может превысить страховую сумму.

Все убытки, не подпадающие под определение общей аварии, относятся к убыткам по частной аварии. Эти убытки несет владелец того имущества, на которое они пришлись, или тот, кто ответствен за их причинение.

Грузополучатель при приеме груза обязан возместить перевозчику все необходимые расходы, произведенные им за счет грузоотправителя, а в случае общей аварии внести аварийный взнос или представить надежное обеспечение (на основании залогового права перевозчик до уплаты соответствующей суммы может задержать выдачу груза). При определении общей аварии учитываются следующие документы.

Аварийная подписка — письменное заявление грузополучателя, где он обязуется уплатить долю расходов, падающую на него в порядке распределения по общей аварии.

В качестве обеспечения платежей по общей аварии может вноситься денежный депозит, или банковская гарантия солидного банка.

Морской протест — письменное заявление капитана судна с изложением важнейших обстоятельств морского происшествия и мер, принятых командованием судна для предотвращения возможных неблагоприятных последствий такого происшествия. Подается компетентному государственному органу в первом же порту прибытия для снятия ответственности за возможные повреждения в грузе или на судне в случае какого-либо происшествия во время рейса, связанного со стихийными силами. В этом заявлении капитан доказывает, что экипажем принимались все меры для благополучного завершения рейса и сохранности груза, а если это не удалось, то виной этому стихийные силы природы и капитан протестует против всех претензий, которые могут быть предъявлены к нему или к судовладельцу (ст. 286 КТМ).

Капитан или вахтенный помощник в хронологическом порядке заносит все факты и обстоятельства, относящиеся к регламенту на судне (о самом судне, грузе, экипаже и пр.), в судовой журнал. По машинному отделению ведется отдельный журнал, где регистрируются работы машин, полученные и исполненные команды.

Страховщик должен возместить страхователю все целесообразные произведенные им расходы по предотвращению или уменьшению убытков, возникших в результате страхового случая. Размер убытка определяется представителем страховщика с участием страхователя. В случае появления разногласий каждая из сторон может потребовать, чтобы убыток был определен независимой экспертизой. Общий

размер страхового возмещения (В) для всех видов ответственности страховщика определяется по формуле

где У — размер ущерба, причиненный застрахованному грузу; Ф — безусловная франшиза, ден. ед.; Р — расходы по уменьшению убытков при наступлении страхового случая, произведенные по указанию страховщика; А — расходы страхователя (выгодоприобретателя) по общей аварии; 5 — страховая сумма; С — страховая стоимость. Ущерб определяется как:

где У — размер ущерба, причиненный застрахованному грузу; С — страховая стоимость; О — стоимость оставшегося или пригодного для использования груза.

Согласно международному законодательству (ст. 229 КТМ) после выплаты страхового возмещения к страховщику переходит (в пределах выплаченных сумм) право предъявления регрессного требования к виновной стороне — право на регресс. В этом случае страхователь должен своевременно обеспечить страховщику получение такого права, передав ему свои полномочия.

Author: Advokat