Договор на передачу имущества на праве хозяйственного ведения

Оглавление:

Договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области (примерная форма)

Приложение N 1 к Положению о порядке закрепления имущества, находящегося в муниципальной собственности городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области, на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями

ДОГОВОР О ЗАКРЕПЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ ЗА МУНИЦИПАЛЬНЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МОЖАЙСК МОЖАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРИМЕРНАЯ ФОРМА)

Администрация городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области, находящаяся по адресу: 143200, Россия, Московская область, г. Можайск, ул. Московская, д. 15, действующая на основании Устава городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области, зарегистрированного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу, свидетельство о государственной регистрации от 22 ноября 2006 года N RU505261022006001, в лице главы городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области Насонова Владимира Владимировича, действующего на основании вышеуказанного Устава, именуемая в дальнейшем «Администрация», с одной стороны, и муниципальное унитарное предприятие «___________», находящееся по адресу: ________________, зарегистрированное в ИФНС России по г. Можайску Московской области ________________ за основным государственным регистрационным номером __________ (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия _________ N _______), действующее на основании Устава, в лице директора _________________________, действующего на основании постановления главы городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от _____________ 200__ года N ________, именуемое в дальнейшем «Предприятие», с другой стороны, заключили настоящий договор (далее — Договор) о нижеследующем:

1. Цель и предмет Договора

1.1. Целью настоящего Договора является создание экономических условий, обеспечивающих повышение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области.

1.2. Администрация на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления главы городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от «____» __________ г. N ___________ закрепляет за Предприятием безвозмездно на праве хозяйственного ведения следующее имущество:

Недвижимое имущество: __________________________________________________.

Движимое имущество согласно перечню имущества муниципальной собственности Можайского муниципального района Московской области, указанному в приложении N 2 (не приводится) к данному Договору. Перечень передаваемого имущества прилагается и является неотъемлемой частью настоящего Договора.

Движимое имущество, закрепленное за Предприятием и указанное в перечне объектов, переданных в хозяйственное ведение (приложение N 2), отражается на балансе Предприятия по состоянию на «____» _______________ 200__ г., недвижимое имущество учитывается в Реестре муниципальной собственности городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области.

1.3. Имущество, закрепленное за Предприятием настоящим Договором, является муниципальной собственностью городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области.

1.4. Действие настоящего Договора распространяется также на имущество, созданное или приобретенное Предприятием в результате его деятельности и отраженное на балансе Предприятия, которое также подлежит учету в Реестре муниципальной собственности городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области и включается в настоящий Договор в виде дополнений по окончании периода бухгалтерской отчетности, в котором произошло приобретение имущества.

1.5. Имущество Предприятия, приобретенное в дополнение к указанному в пункте 1.2 настоящего Договора составу (плоды, продукция и доходы от уставной деятельности Предприятия, имущество, приобретенное по договору или иным основаниям, в том числе подаренное или поступившее в качестве безвозмездных, благотворительных взносов или пожертвований, имущество, приобретенное за счет средств, выделенных по смете; имущество, переданное другими муниципальными и (или) государственными органами, учреждениями), поступает в хозяйственное ведение Предприятия и является муниципальной собственностью городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области.

1.6. Прием-передача имущества осуществляется по акту приема-передачи (приложение N 1), который является неотъемлемой частью настоящего Договора.

2. Срок Договора

2.1. Договор заключается на срок с ___________ 200__ г. по _____________ 200__ г.

2.2. В случае принятия решения о реорганизации, ликвидации Предприятия Договор считается расторгнутым с момента принятия соответствующего решения.

3. Права и обязанности сторон

3.1. Предприятие в отношении закрепленного за ним имущества имеет право:

3.1.1. Предприятие, владеющее муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения, вправе им владеть, распоряжаться и пользоваться в пределах, очерченных требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

3.1.2. Предприятие не вправе отчуждать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника в письменной форме.

3.1.3. Представлять в Администрацию подготовленные в установленном порядке предложения по передаче имущества в залог, аренду или внесению в качестве вклада в уставный фонд других предприятий.

3.1.4. Представлять в Администрацию подготовленные в установленном законодательством порядке предложения по приватизации имущества.

3.1.5. Представлять в Администрацию подготовленные в установленном законодательством порядке предложения по списанию имущества, а также документы, необходимые для списания имущества, в соответствии с Положением о порядке выбытия муниципального имущества, относящегося к основным средствам, находящегося на балансе муниципальных предприятий и учреждений городского поселения Можайск Можайского муниципального имущества Московской области.

3.2. Предприятие в отношении закрепленного за ним имущества обязуется:

3.2.1. Пользоваться по прямому назначению для осуществления уставной деятельности.

3.2.2. Вести в установленном порядке балансовый учет закрепленного за Предприятием имущества, а также учет зданий, сооружений и их частей и результатов хозяйственного использования имущества в установленном порядке. Представлять в Администрацию необходимые документы для внесения изменений в реестр муниципальной собственности городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области.

3.2.3. Производить своевременные отчисления обязательных налоговых платежей в государственные и местные бюджеты.

3.2.4. Перечислять в бюджет городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области часть прибыли (дохода) за использование имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия. Размер этой части, периодичность передачи части прибыли (дохода) собственнику, порядок осуществления расчетов устанавливаются решением Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области или постановлением городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области.

3.2.5. Представлять ежегодно отчетность о состоянии и результатах использования имущества.

3.2.6. Осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества за счет средств Предприятия, включая амортизационные отчисления, определяемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2.7. Вести в установленном порядке необходимую документацию, акты приема-передачи на все действия по передаче, реконструкции, восстановлению и ремонту имущества.

3.2.8. Обеспечивать сохранность, возмещать собственнику имущества материальный ущерб и убытки, вызванные ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств по исполнению, содержанию и хранению имущества.

3.2.9. Заключить в установленном порядке договоры со специализированными организациями, осуществляющими тепло-, водо-, газо-, электроснабжение имущества, а также предоставляющими иные коммунальные услуги.

3.2.10. Нести риск случайной гибели имущества, переданного в хозяйственное ведение.

3.3. Администрация имеет право в одностороннем порядке расторгнуть настоящий Договор в случае нарушения Предприятием своих договорных обязательств, а также в случае причинения материального ущерба имуществу. Факты нарушения Предприятием договорных обязательств и факты причинения материального ущерба имуществу устанавливаются Администрацией и оформляются документально.

3.4. Администрация обязуется:

3.4.1. Оформлять в установленном порядке передачу Предприятию имущества для последующего использования по назначению.

3.4.2. Рассматривать и принимать решения по предложениям, касающимся имущества, и в срок, установленный законодательством, письменно информировать Предприятие о принятом решении.

3.4.3. Выступать арендодателем имущества, принадлежащего Предприятию на праве хозяйственного ведения.

3.5. Собственник имущества, закрепленного за Предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

3.6. Стороны имеют иные права и несут иные обязанности, установленные действующим законодательством Российской Федерации, Московской области, нормативными правовыми актами городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области.

4. Ответственность сторон

4.1. Стороны Договора несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4.2. Администрация не несет ответственность за убытки Предприятия, возникающие в результате финансово-хозяйственной деятельности Предприятия.

5. Особые условия

5.1. Споры, возникающие между Администрацией и Предприятием в процессе реализации настоящего Договора, решаются по согласованию сторон. Споры, не урегулированные сторонами Договора непосредственно, разрешаются в установленном законодательством порядке в Арбитражном суде Московской области.

5.2. При изъятии имущества в случаях, предусмотренных п. 3.3 настоящего Договора, любые убытки Предприятия возмещению не подлежат.

5.3. Право хозяйственного ведения по настоящему Договору подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Московской области. Расходы по государственной регистрации права хозяйственного ведения несет Предприятие.

6. Порядок внесения изменений и прекращения действия Договора. Заключительные положения

6.1. Любые изменения и дополнения к Договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны всеми сторонами Договора.

Смотрите так же:  Как оформляется субсидия на ипотеку

6.2. Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством, настоящим Договором и иными правовыми актами для прекращения права хозяйственного ведения, а также в случаях правомерного изъятия имущества у Предприятия по решению собственника на основании постановления главы городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области стороны руководствуются действующим законодательством.

6.3. По вопросам, не предусмотренным настоящим Договором, стороны руководствуются действующим законодательством.

6.4. В случае изменения законодательства настоящий Договор подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством, если это изменение не повлечет за собой ущерба правам и законным интересам третьих лиц.

6.5. Настоящий Договор составлен в 3 (трех) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, из которых по одному экземпляру хранится у сторон, один экземпляр передается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

НУЖНО ЛИ ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОРЫ О ЗАКРЕПЛЕНИИ ИМУЩЕСТВА НА ПРАВЕ ПОЛНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ?

ИМУЩЕСТВА НА ПРАВЕ ПОЛНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ
И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ?
Р. ЛЮБИМОВА
Р. Любимова, председатель коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ по разрешению дел по спорам, возникающим в сфере управления.
При разрешении споров о правовом режиме имущества, находящегося в ведении государственных предприятий и учреждений, арбитражные суды столкнулись с такими фактами, когда Госкомимущество России и его территориальные комитеты на местах заключают договоры о закреплении имущества за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.
При этом Госкомимущество считает, что право полного хозяйственного ведения или оперативного управления возникает у предприятий и учреждений вследствие заключения с ними таких договоров. При отсутствии договора о закреплении за предприятием имущества в полное хозяйственное ведение это имущество, по мнению комитета, может быть изъято.
В качестве примера приведу рассмотренное Арбитражным судом г. Санкт — Петербурга и Ленинградской области дело по иску АО «Леноблремстрой» к правительству Ленинградской области о признании недействительным распоряжения правительства от 4 февраля 1994 года о передаче на баланс предприятия «Недвижимость» здания по ул. Некрасова, д. 14, находящегося во владении и пользовании АО «Леноблремстрой».
Принимая распоряжение об изъятии здания у АО «Леноблремстрой» и передаче его предприятию «Недвижимость», правительство Ленинградской области исходило из того, что Госкомимуществом области указанное здание не передавалось в полное хозяйственное ведение тресту «Леноблремстрой» (предшественнику акционерного общества «Леноблремстрой») по договору, заключенному между Госкомимуществом Ленинградской области и трестом. Действительно, между названными сторонами был заключен договор о закреплении имущества на праве полного хозяйственного ведения, в перечне которого спорное здание не значилось.
Исковые требования АО «Леноблремстрой» были удовлетворены по следующим основаниям.
Решением Леноблисполкома от 14 апреля 1986 года N 142 здание по ул. Некрасова, д. 14 было передано на баланс треста «Леноблремстрой» и находилось на балансе этого предприятия до его преобразования в акционерное общество. В момент издания распоряжения спорное здание находилось на балансе и в пользовании у акционерного общества «Леноблремстрой».
В соответствии со ст. 24 Закона о собственности в РСФСР и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 сентября 1992 года N 13 факт нахождения здания на балансе предприятия создавал презумпцию полного хозяйственного ведения. Данная презумпция материалами дела не опровергнута. Заключение договора о закреплении имущества за предприятием на праве полного хозяйственного ведения законом не предусмотрено.
Согласно п. 5 Указа Президента от 1 июля 1992 года N 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» государственное имущество, ранее переданное в ведение (на баланс) объединениям органами государственного управления, при условии преобразования объединений в акционерные общества открытого типа вносится в уставный капитал этих акционерных обществ.
В данном случае при преобразовании истца в акционерное общество здание по ул. Некрасова, д. 14 не было внесено в его уставный капитал, чем нарушены права и интересы предприятия.
На основании п. 2 ст. 28 Закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации акционерное общество является правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия. Поскольку у треста «Леноблремстрой» в отношении здания по ул. Некрасова, д. 14 было право полного хозяйственного ведения и это право перешло к акционерному обществу, правительство Ленинградской области не имело права изымать здание и передавать другому предприятию.
Вместе с тем необходимо определиться, как быть в тех случаях, когда между Госкомимуществом и предприятием или учреждением заключен договор.
Согласно законам о собственности и о предприятиях и предпринимательской деятельности, действовавшим до 1 января 1995 года, собственник мог закрепить принадлежащее ему имущество за созданным им предприятием на праве полного хозяйственного ведения. Осуществляя это право, предприятие владело, пользовалось и распоряжалось указанным имуществом, совершало в отношении его любые действия, не противоречащие закону. К праву полного хозяйственного ведения применялись правила о праве собственности, если законодательными актами или договором предприятия с собственником не предусматривалось иное.
В связи с этим собственник или уполномоченное им лицо в соответствии с Законом о собственности в РСФСР были вправе заключать с предприятием договор, в котором могли определять полномочия предприятия, но не решать вопрос о закреплении имущества. Отсутствие договора с предприятием означало, что это предприятие пользуется всеми правами на закрепленное за ним имущество (владеет, пользуется и распоряжается имуществом, совершает любые действия, не противоречащие закону).
В настоящее время имущество согласно части первой Гражданского кодекса РФ может быть закреплено за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения. Вопрос о действии договора, ранее заключенного Госкомимуществом с предприятием о его полномочиях на закрепленное за ним имущество, обсуждается при подготовке проекта постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ о применении части первой Гражданского кодекса РФ.
Закрепленное собственником за учреждением, которое финансируется за счет его средств, имущество находится в оперативном управлении. Действовавшие до 1 января 1995 года законы о собственности и о предприятиях и предпринимательской деятельности не предусматривали право собственника заключать с таким учреждением договор.
Статьей 113 Гражданского кодекса РФ установлено, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Возможность заключения договора с таким предприятием Гражданским кодексом не предусмотрена.
Однако отсутствие такого указания не лишает собственника или уполномоченное им лицо и предприятие права заключить договор, который не может менять правовой режим переданного имущества и объем правоспособности предприятия, то есть право хозяйственного ведения или оперативного управления. Заключенные собственником с предприятием договоры не могут противоречить императивным нормам, установленным законодательством.
Вопрос о режиме переданного имущества и объеме правоспособности решается законодательством в зависимости от формы предприятия (например, казенные предприятия будут владеть имуществом на праве оперативного управления).
Следовательно, договоры, заключенные после 1 января 1995 года и не противоречащие законодательству, не следует признавать ничтожными или оспоримыми.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РСФСР от 24.12.1990 N 443-1
«О СОБСТВЕННОСТИ В РСФСР»
ЗАКОН РФ от 03.07.1991 N 1531-1
«О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
УКАЗ Президента РФ от 01.07.1992 N 721
«ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРАХ ПО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ, ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА»
(вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ С ОДНОВРЕМЕННЫМ ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ В АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА
ОТКРЫТОГО ТИПА»)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 17.09.1992 N 13
«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С
ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОБСТВЕННОСТИ»
Хозяйство и право, N 7, 1995

Право хозяйственного ведения

Это форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона.

Понятие права хозяйственного ведения, субъекты права хозяйственного ведения

Хозяйственное ведение – форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона. Право хозяйственного ведения предоставляется юридическим лицам на основании нормативных актов, ГК РФ.

Гражданский кодекс регулирует отношения, которые возникают в связи с правом хозяйственного ведения, определяет особенности его приобретения.

Право хозяйственного ведения имуществом предоставляется государственным и муниципальным предприятиям.

Согласно нормам ГК РФ, предприятие получает право распоряжения, владения и пользования имуществом в рамках договора и положений закона. Использование имущества возможно в пределах компетенции организации.

В перечень прав собственников имущества входят:

  • создание организации;
  • ликвидация, реорганизация и другие действия по отношению к организации, согласно положениям закона;
  • назначение руководителя юридического лица;
  • собственность сохраняется за собственником, который передал имущество в хозяйственное ведение, поэтому он может полностью распоряжаться данным имуществом.

Лицо, получившее право хозяйственного ведения, не может свободно распоряжаться имуществом – нельзя передавать объекты в аренду, продавать, отдавать в качестве залога. Для распоряжения имуществом необходимо согласие собственника.

Субъектами хозяйственного ведения могут выступать только предприятия унитарного типа – это юридические лица, которые не имеют прав собственности. Имущество могут получить только от собственника в хозяйственное ведение или в аренду. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления регулируются нормами гражданского законодательства. В качестве субъектов могут выступать муниципальные или государственные организации.

Особенности унитарных предприятий, относительно имущества:

  • имущество неделимо, как и сама организация;
  • унитарное предприятие не имеет прав собственности;
  • имущество, переданное на основании хозяйственного ведения, является основой ответственности имущественного характера данного предприятия.
Смотрите так же:  Развод инфо

Использование имущества должно соответствовать целям и задачам организации.

Основания приобретения унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения

Имущество в хозяйственное ведение получают только организации муниципальные или государственные унитарного типа, поскольку унитарная структура не имеет права собственности на имущество.

Унитарное предприятие – юридическое лицо коммерческого типа, которое отличается тем, что не имеет права собственности, поэтому получает имущество в хозяйственное или оперативное ведение, в аренду.

Имущество, переданное унитарному предприятию, не может быть поделено на доли или другие части. Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.

В хозяйственное ведение может быть передано движимое и недвижимое имущество. Для распоряжения недвижимостью требуется согласие собственника. Ряд исключений касается движимого имущества – не всегда требуется согласие собственника, если определенная собственность используется в рамках закона, по назначению.

Основания для получения объектов имущества в хозяйственное ведение – договор, нормы закона и нормативных актов, положения которых необходимо соблюдать. Положения договора фиксируют особенность, сроки, условия передачи имущества.

Собственник имеет не только права, относительно своего имущества, переданного в хозяйственное ведение, но и может формировать юридическое лицо, вносить изменения в его работу, ликвидировать организацию.

Владение имуществом на праве хозяйственного ведения

Регистрация права хозяйственного ведения на объекты осуществляется, согласно нормам права. Хозяйственное ведение предполагает передачу имущества муниципальной или государственной организации унитарного типа для реализации целей и задач данного предприятия.

Наиболее важные вопросы, относительно управления имуществом, решает собственник. Без согласия собственника, организация унитарного типа, которая имеет право хозяйственного ведения, не может осуществлять действия по отчуждению имущества, не может передавать его в качестве залога, сдавать в аренду, продавать.

Наличие имущества не дает унитарной организации права брать кредит без согласования с собственником. Все финансовые сделки должен утвердить собственник.

По определению, хозяйственное ведение является специфической формой ограниченного вещного права юридических лиц. Рамки деятельности, относительно переданного имущества, определяются нормами права и особенностями деятельности предприятия.

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 февраля 2010 г. N Ф03-103/2010 по делу N A24-3969/2009 Иск о признании ничтожными соглашения о расторжении договора, акта приема-передачи здания и применении последствий их недействительности в виде возврата здания бани удовлетворен частично в связи с обоснованностью заявленных требований (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 февраля 2010 г. N Ф03-103/2010
по делу N A24-3969/2009
(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа на решение от 03.11.2009, по делу N А24-3969/2009 Арбитражного суда Камчатского края, по иску муниципального унитарного предприятия «Лотос» к Комитету по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Социальные технологии», муниципальное унитарное предприятие «Лотос-М» о признании недействительными соглашения о расторжении договора N 01/Х-04 от 29.03.2004, акта приема-передачи здания от 29.12.2006 и применении последствий недействительности в виде возврата здания.

Резолютивная часть постановления от 09 февраля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2010 г.

Муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос» (далее — МУП «Лотос», муниципальное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Комитету по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа (далее — комитет по управлению имуществом) о признании ничтожными соглашения о расторжении договора N 01/Х-04 от 29.03.2004, акта приема-передачи здания от 29.12.2006 и применении последствий их недействительности в виде возврата здания бани N 6 по ул. Карьерная (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью «Социальные технологии», муниципальное унитарное предприятие «Лотос-М».

В обоснование исковых требований муниципальное предприятие сослалось на статьи 235 , 295 , 296 , 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 03.11.2009 исковые требования удовлетворены частично: признано недействительным соглашение от 29.12.2006 о расторжении договора N 01/Х-04 от 29.03.2004 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Лотос». В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в части признания недействительным соглашения от 29.12.2006 о расторжении договора N 01/Х-04 от 29.03.2004. По мнению заявителя жалобы, спорная сделка не противоречит пункту 1 статьи 235 и пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым возможен отказ муниципального предприятия от закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества, и его изъятие было необходимо так как, эксплуатация здания бани приносила предприятию убытки.

Конкурсный управляющий МУП «Лотос» в отзыве на кассационную жалобу возражает против ее удовлетворения, просит решение и постановление оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили. Ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284 , 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

При рассмотрении дела судами установлено, что здание бани N 6 (литера «А»), расположенное по адресу: г. Петропавловск — Камчатский, по ул.Карьерная, 1, было предано муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения на основании договора N 01/Х-04 от 29.03.2004 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Лотос».

В связи с реорганизацией МУП «Лотос» в форме выделения и создания МУП «Лотос-М» приказом от 07.11.2006 N 528 комитет по управлению имуществом закрепил за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения следующее имущество: здание бани N 6 (литера «А») по ул.Карьерная, сотовый телефон «Моторола», машина экстраторная моющая, радиотелефон «Senao SN 358R», экскаватор ЭО-3323, автомобиль ЗИЛ-ММЗ-45021 N51-06.

Письмом от 27.10.2006 N 04-187 директор предприятия отказался от закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения здания бани N 6 по ул.Карьерная, 1, в связи с ее нерентабельностью и большими материальными затратами на ее восстановление и просил комитет по управлению имуществом изъять у муниципального предприятия названное имущество с целью сокращения убытков.

В связи с данным письмом комитетом по управлению имуществом осуществлены действия по прекращению права хозяйственного ведения и изъятию у муниципального предприятия муниципального имущества: здания бани N 6 инв. N 7193 литер «А», этажность 2, площадь 819,1 кв. м., расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Карьерная, 1.

29.12.2006 между комитетом по управлению имуществом и муниципальным предприятием подписано соглашение о расторжении договора N 01/Х-04 от 29.03.2004, а здание бани N 6 по акту — приемапередачи передано от МУП «Лотос» Комитету по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа.

Полагая, что изъятие имущества у МУП «Лотос» противоречит действующему гражданскому законодательству, муниципальное предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Федеральный закон N 161-ФЗ) унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Согласно пункту 7 статьи 114 Гражданского кодекса Российской собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.

При этом ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон N 161-ФЗ не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.

Руководствуясь положениями статьи 295 , пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, арбитражный суд правомерно счел, что изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.

Вместе с тем добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

Пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 25.02.1998 N 8 предусмотрено, что действия унитарного предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества. Поэтому в тех случаях, когда действия предприятия, в том числе и осуществленные в порядке требований пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, по отчуждению или предоставлению в долгосрочное пользование другим лицам закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе предприятия, приводят к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению, соответствующие сделки являются недействительными по основаниям, предусмотренным статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, независимо от того, совершены они с согласия собственника (уполномоченного им органа) или самостоятельно предприятием.

Согласно целевой правоспособности муниципального предприятия, определенной его уставом, МУП «Лотос» осуществляет функции по организации деятельности муниципальных бань, саун, оказанию платных услуг населению, связанных с их деятельностью, в связи с чем данному предприятию необходимо специализированное помещение.

Смотрите так же:  Деньги под залог часов москва

Судом установлено, что в связи с изъятием здания бани и оставлением у предприятия только движимого имущества, муниципальное предприятие было лишено возможности осуществлять виды деятельности, определенные его уставом, и что изъятие спорного имущества и отсутствие возможности осуществления уставной деятельности повлекло возбуждение в отношении муниципального предприятия процедуры банкротства.

При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что сделка по прекращению права хозяйственного ведения МУП «Лотос» на здание бани N 6, оформленная соглашением от 29.12.2009 о расторжении договора N 01/Х-04 от 29.03.2004, является ничтожной в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, независимо от того, совершена она по инициативе муниципального предприятия либо по решению или с согласия собственника.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому при недействительности сделки стороны обязаны возвратить друг другу все полученное по сделке, и исходя из того, что имущество, ранее принадлежавшее на праве хозяйственного ведения МУП «Лотос», не находится у собственника, так как передано по договору аренды ООО «Социальные технологии», суд обоснованно не применил последствия недействительности сделки путем возврата имущества муниципальному предприятию.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку им дана соответствующая оценка арбитражным судом, а переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного арбитражный суд, правильно установив фактические обстоятельства по делу, дал им надлежащую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обосновал свои выводы нормами действующего законодательства, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного решения и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:

Решение от 03.11.2009 по делу N А24-3969/2009 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Типовой Договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района

Текст документа

О ЗАКРЕПЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА НА ПРАВЕ

ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ ЗА МУНИЦИПАЛЬНЫМ УНИТАРНЫМ

ПРЕДПРИЯТИЕМ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГОЛИЦЫНО

ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

(полное наименование предприятия)

г.п. Голицыно «____» ____________ 20____ г.

Городское поселение Голицыно Одинцовского муниципального района Московской

области (свидетельство о государственной регистрации Устава муниципального

образования (дата) N ______________ выдано Главным управлением Министерства

юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу

в Московской области, свидетельство о включении муниципального образования

в государственный реестр муниципальных образований от (дата) N ____________

выдано Главным управлением Министерства Российской Федерации

по Центральному федеральному округу в Московской области, адрес

(месторасположение) органов местного самоуправления муниципального

образования: _____________________________________) в лице главы городского

поселения Голицыно Одинцовского муниципального района (Ф.И.О.), ИНН, ОГРН,

свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических

лиц (дата), N ______ выдано Инспекцией МНС России по г. Одинцово Московской

области) (именуемый далее — Отдел), с одной стороны, и муниципальное

унитарное предприятие «__________________» (свидетельство о государственной

регистрации юридического лица N ___________ выдано 20______ г. (кем выдано)

____________, ИНН, ОГРН, ОКПО адрес (местоположение) постоянно действующего

исполнительного органа юридического лица: _______________) в лице директора

(Ф.И.О., паспорт серия ________, N ______, выдан ___________), действующего

на основании Устава (именуемое далее — Предприятие), с другой стороны,

заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора

1.1. Администрация городского поселения Голицыно (далее —

Администрация) на основании постановления главы городского поселения

Голицыно Одинцовского муниципального района от «___» _______ г. N _________

закрепляет за Предприятием на праве хозяйственного ведения следующее

1.1.1. Наименование имущества, адрес места нахождения, общая площадь,

назначение по БТИ.

Указанное недвижимое имущество принадлежит городскому поселению

Голицыно Одинцовского муниципального района Московской области на праве

собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое

имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись N _________________

1.1.2. Администрация на основании постановления главы городского

поселения Голицыно Одинцовского муниципального района от «____» ________ г.

N ______________ закрепляет за Предприятием на праве хозяйственного ведения

движимое имущество согласно Перечню объектов движимого имущества,

переданных в хозяйственное ведение Предприятию.

1.1.3. Муниципальное имущество, закрепляемое за Предприятием, учитывается в Реестре муниципальной собственности городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района Московской области и отражается в балансе Предприятия.

2. Имущественные права Предприятия

2.1. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом в соответствии с назначением имущества, предметом, целью и видами деятельности Предприятия, предусмотренными уставом Предприятия, с ограничениями, установленными действующим законодательством РФ и настоящим Договором.
2.2. Предприятие не вправе отчуждать муниципальное недвижимое имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал других юридических лиц, иным образом распоряжаться имуществом без согласия собственника и в нарушение порядка, установленного собственником имущества и действующим законодательством.
Договор аренды муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, может быть заключен только по результатам проведения торгов на право заключения договора аренды имущества.
2.3. Движимым и недвижимым имуществом муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом этого Предприятия. Сделки, совершенные муниципальным унитарным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

3. Обязательства и права сторон

3.1. Предприятие в отношении закрепленного за ним имущества обязуется:
пользоваться по прямому назначению для осуществления уставной деятельности;
вести в установленном порядке балансовый учет закрепленного за Предприятием имущества, а также учет зданий, сооружений и их частей и результатов хозяйственного использования имущества в установленном порядке. Представлять в Отдел необходимые документы для внесения изменений в Реестр муниципальной собственности;
производить своевременную уплату обязательных налоговых платежей в бюджет в соответствии с действующим законодательством;
перечислять в бюджет городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района часть прибыли за использование имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия, в размере, установленном решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района;
представлять ежегодно отчетность о состоянии и результатах использования имущества;
осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества за счет средств Предприятия, включая амортизационные отчисления, определяемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
вести в установленном порядке необходимую документацию по списанию муниципального имущества, акты приема-передачи на все действия по передаче, реконструкции, восстановлению и ремонту имущества;
обеспечивать сохранность, возмещать собственнику материальный ущерб и убытки, вызванные ненадлежащим исполнением принятых на себя обязательств по использованию, содержанию и сохранности имущества.
3.2. Предприятие в отношении закрепленного за ним имущества имеет право:
представлять в Администрацию подготовленные в установленном порядке предложения по передаче имущества в залог, аренду или внесению в качестве вклада в уставный фонд других предприятий;
представлять в Администрацию подготовленные в установленном законодательством порядке предложения по приватизации имущества;
списывать физически изношенное или морально устаревшее имущество в порядке, установленном собственником имущества.
3.3. Администрация городского поселения обязуется:
оформлять в установленном порядке передачу Предприятию имущества для последующего использования по назначению;
рассматривать и принимать решения по предложениям, касающимся имущества, и в срок, установленный законодательством, письменно информировать Предприятие о принятом решении.

4. Прекращение права хозяйственного
ведения на муниципальное имущество

4.1. Право хозяйственного ведения муниципальным имуществом может быть прекращено в установленном порядке постановлением главы городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района по согласованию с Предприятием, за исключением муниципального имущества Предприятия, ликвидируемого в установленном порядке или в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротству).
4.2. Муниципальное имущество может быть принудительно изъято из хозяйственного ведения Предприятия на основании:
4.2.1. Постановления главы городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района, принимаемого при:
изъятии имущества у Предприятия для целей ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;
изъятии имущества у Предприятия в связи с правомерным изъятием земельного участка, на котором размещено это имущество.
4.2.2. Решения суда об изъятии имущества у Предприятия в случаях, установленных действующим законодательством.

5. Особые условия

5.1. Споры, возникающие между Администрацией и Предприятием в процессе реализации настоящего Договора, решаются по согласованию сторон, а в случае невозможности достичь согласия — в судебном порядке.
5.2. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания, составлен в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, и хранится по одному экземпляру в Администрации, на Предприятии и в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

6. Порядок прекращения действия Договора

6.1. Действие Договора прекращается в следующих случаях:
при ликвидации, реорганизации Предприятия;
при преобразовании Предприятия.
6.2. В случае изменения законодательства настоящий Договор подлежит приведению в соответствие в месячный срок после вступления в силу указанных изменений.

Приложение 1 — Перечень объектов движимого имущества, переданных в хозяйственное ведение Предприятию.
Юридические адреса и банковские реквизиты сторон:

Author: admin