Детские пособия с работы до 3 лет

Пособие на ребенка до 3 лет может вырасти в 60 раз

На рассмотрение Государственной Думы РФ поступил законопроект №478277-7, предусматривающий увеличение срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет — до 3 лет. Авторами инициативы являются депутаты от партии «Справедливая Россия». Кроме увеличения срока выплаты пособия депутаты предлагают установить возможность нахождения для матерей или отцов в отпуске по уходу за ребенком с сохранением рабочего места до 7 лет. Поправки должны быть внесены в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Цель — улучшение демографии

Авторы инициативы в пояснительной записке к законопроекту отметили, что в последние годы в России начала падать рождаемость. Как показывает опыт «демографической ямы» 90-х годов, это приводит в дальнейшем к значительному уменьшению количества трудоспособного населения и росту числа пенсионеров. Последний раз рождаемость в России превышала смертность в 2016 году. Даже существующие меры поддержки семей с детьми, в частности материнский капитал, как отмечают депутаты, уже не дают нужного эффекта. Поэтому срочно необходимы новые меры для поддержки рождаемости. В частности, гарантии для матерей, что они будут получать в декрете достойные деньги.

Законопроект, внесенный парламентариями, предполагает продление срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Эта мера логически следует из норм Трудового кодекса РФ, в соответствии с которым один из родителей, усыновителей или опекунов ребенка имеет право на отпуск по уходу на три года. Размер пособия авторы инициативы изменять не собираются, сохранив принципы начисления, предусмотренные действующим законодательством для детского пособия до 1,5 лет. Кстати, сам отпуск по уходу законодатели также хотят продлить до 7 лет.

Новые получатели пособия по беременности и родам

Также законопроектом предложены поправки к перечню возможных получателей пособия по беременности и родам, или, как его называют в обиходе, декретных выплат. Депутаты отмечают в пояснительной записке, что:

Женщинам, которые не работают, пособие по беременности и родам не выплачивается вообще. Например, домохозяйки, которые никогда не работали и не служили, либо же трудились неофициально и не имели отчислений в ФСС, не получают указанных выплат. Кроме того, аналогично не получают указанные выплаты лица, проходящие очно-заочную и заочную форму обучения.

Они считают это несправедливым, ведь такие женщины также рождают детей. В перечень получателей декретных выплат авторы инициативы предлагают включить:

  • будущих мам, которые обучаются по любой форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;
  • женщин, которые работали в течение одного года за двухлетний период, предшествующий обращению за пособием по уходу за ребенком, но сейчас не работают и не состоят на учете в качестве безработных.

Если инициатива парламентариев будет поддержана их коллегами, то женщины, уволившиеся по собственному желанию, смогут получать декретное пособие.

Примечательно, что этот законопроект его авторы вносят в Госдуму уже не в первый раз, но в прошлые разы он не прошел даже первого чтения и был отклонен на уровне профильного комитета. Сейчас шансов у инициативы больше, ведь об увеличении детского пособия до 3 лет задумались в Правительстве РФ, и предложения об установлении размера этой выплаты аналогично размеру пособия до 1,5 лет от чиновников также звучали.

Законопроект зарегистрирован в профильном комитете по вопросам семьи, женщин и детей. Дата его рассмотрения пока не определена.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет. Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей, никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Меню для навигации по странице

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Примечательно, что в исходной редакции указа, подписанного первым Президентом РФ Борисом Ельциным в 1994 году, речь шла о компенсационных выплатах «в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда». Однако в 2001 году в соответствии с указом Владимира Путина № 136 от 08.02.2001 г. величина компенсации была установлена в фиксированном размере — 50 рублей (что на тот момент как раз составляло 50% МРОТ, поскольку базовая сумма для исчисления пособий, компенсаций и иных социальных выплат согласно ст. 4 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года была установлена в размере 100 руб.). После этого размер выплаты ни разу не индексировался (вот уже 17 лет).

Необходимо отметить, что в каждом отдельно взятом регионе до достижения ребенком 3 лет могут устанавливаться иные, дополнительные региональные детские выплаты, обращаться за которыми можно в органы социальной защиты населения (Собес) по месту жительства.

Особо востребованы среди родителей детей в возрасте от 1.5 до 3 лет компенсации за непредоставление места в детском саду, сопоставимые с суммой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако подобные выплаты до сих пор устанавливаются исключительно по инициативе региональных властей с учетом возможностей местного бюджета. Федеральным законом подобное обязательство до сих пор не предусмотрено, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму на рассмотрение.

Более того — с 2016 года ранее повсеместная компенсация родительской платы за посещение детского сада устанавливается во многих регионах страны исключительно на основании принципа адресности и критерия нуждаемости, что приведет к существенному сокращению числа ее получателей.

С 2015 года на высшем уровне также начал обсуждаться вариант продления срока выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет на основании критерия нуждаемости малообеспеченным семьям. Для введения нового пособия, по оценкам Минтруда и соцзащиты, может потребоваться более 50 млрд. рублей из федерального бюджета, что сложно в условиях жесткой экономии.

Вопрос об отмене компенсационной выплаты находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет

Выше было сказано, что ежемесячное детское пособие, выплачиваемое в виде компенсации в размере 50 руб., назначается в России с 1994 года, причем за прошедшие два десятилетия указанная сумма ни разу не индексировалась. В настоящее время предоставляемой компенсации на период отпуска по уходу за ребенком с учетом ежегодной инфляции во многих регионах не хватает даже для оплаты проезда за оформлением пособия на общественном транспорте. С учетом требуемого для ее назначения пакета документов предоставляемая работодателем компенсация (600 руб. за год) часто становится и вовсе невостребованной.

Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

Смотрите так же:  Договор на аудит бухгалтерской отчетности

Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) — на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб., что в 3.5 раза превышает действующий в 2018 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников, на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого было предложено:

  • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.
Смотрите так же:  Экспортная пошлина на нефть в январе 2019

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график.

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы, в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

Компенсация за детский сад

Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.

В связи с этим российским семьям с небольшим доходом зачастую сложно оплачивать услуги детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), особенно при наличии нескольких детей дошкольного возраста. Для частичного решения этой проблемы региональными и местными властями в городах и других населенных пунктах страны вводятся компенсации за детский сад.

Меню для навигации по странице

  • Предусматриваемые сейчас региональные компенсации за детсады частично решили проблему, связанную с высокой стоимостью содержания ребенка в ДОУ. Например, в Москве и других городах многодетные семьи, в которых в детсад определены сразу трое детей, освобождаются от оплаты за содержание.
  • Однако до сих пор более актуальной продолжает оставаться проблема, связанная с нехваткой мест в государственных и муниципальных детских садах, особенно ощутимая для родителей детей от 1.5 до 3 лет (когда прекращаются выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком и в связи с нехваткой ясельных групп устроить ребенка в детсад не представляется возможным). Сейчас строятся детсады в основном для детей младшего и дошкольного возраста от 3 до 7 лет, а ясли до сих пор остаются без должного внимания.

По данным Министерства образования и науки РФ, на начало второго полугодия 2015 года количество детей, не обеспеченных местами в муниципальных и государственных ДОУ, составляло:

  • 430 708 человек — в возрасте до 3 лет;
  • 243 986 человек — дети от 3 до 7 лет.

В последние годы государство делает акцент на развитие сети дошкольных образовательных организаций. Правительством в большинстве субъектов федерации ведется активная работа по строительству новых детских садов, призванная в обозримом будущем (в течение нескольких ближайших лет) полностью ликвидировать имеющиеся очереди. Однако несмотря на это, ситуация до сих пор во многих городах и регионах страны продолжает оставаться очень сложной.

Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена, а проблема остается катастрофически актуальной — прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.

Компенсация родительской платы за детский сад

По действующему федеральному российскому законодательству любая семья, которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение.

Как формируются цены на посещение детских образовательных учреждений

Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.

С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области — 40%.

Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).

Закон о компенсационной выплате за детский сад

Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:

  • 20% от фактически внесенной суммы ежемесячной оплаты — на первого ребенка в семье;
  • 50% — на второго;
  • 70% — на третьего и следующих.

В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.

Например, ни в одном регионе не требуется оплата за детей-инвалидов, сирот и оставшихся без родительского попечения. А в городе федерального значения Севастополе компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере — 30%, на второго и последующих — 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.

Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:

  • количеству детей в семье до 18 или до 23 лет (последнее — при обучении ребенка на очном отделении);
  • фактической стоимости услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • установленным льготам на региональном и федеральном уровнях (например, в зависимости от дохода семьи, количества детей, их состояния здоровья и других обстоятельств).

Заявление на компенсацию оплаты детского сада

Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.

Образец заявление на возмещение оплаты за детсад

Заявление в общем случае содержит следующие данные:

  • название ДОУ, в которое обращается заявитель;
  • ФИО и место проживания родителя;
  • содержание заявления с просьбой предоставить частичную компенсацию родительской платы на ребенка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • обязательство сообщать обо всех существенных изменениях, которые влияют на право предоставления компенсации.

Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельства о рождении всех детей в семье (если оформление компенсации осуществляется на второго ребенка и последующих);
  • данные о номере счета в банке и реквизитах кредитной организации для перечисления денег (обычно указаны на титульном листе сберкнижки или по справке из банка о реквизитах счета).

Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.

Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:

  • заверяет копии документов, а оригиналы возвращает заявителю;
  • формирует и подает в уполномоченный орган (например, Департамент образования, соцзащиты и здравоохранения) списки заявителей на получение компенсации;
  • ежеквартально актуализирует эти списки и направляет в уполномоченный орган данные о фактически произведенной оплате родителями стоимости посещения ребенком детсада.

Пример расчета размера компенсационной выплаты за детсад

Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:

  • 682 руб. (20%) — на первого ребенка;
  • 1705 руб. (50%) — на второго 50%.
Смотрите так же:  Размер пособия на ребенка до полутора лет

Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб., что составляет 65% от исходной суммы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на оптимистичное заявление Премьер-министра Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников, проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед. Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с завершением отпуска по уходу за ребенком, имеют такую возможность.

Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5, который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.

Проект федерального закона 556611-5

В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5, который предусматривал изменения в закон «Об образовании», действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012.

В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной — в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.

Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:

  • частично разгрузить действующие детсады от наплыва желающих, в том числе стоящих в очередях;
  • дать возможность родителям решить вопрос подготовки ребенка к школе самостоятельно, в том числе в частных детских садах и с помощью репетиторов;
  • предоставить матерям материальную поддержку на детей, если они не смогут выйти на работу после окончания декрета.

В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания. Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания», где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.

Компенсация за отсутствие места в детском саду в регионах

На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована, устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности — возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.

В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:

  • в Липецке она предусмотрена для детей от 3 до 6 лет;
  • в Самаре, Кирове, Краснодаре — от 1.5 до 3 лет.

В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:

  • в Перми компенсация для детей 1.5-3 лет составляла 5295 руб., а в возрасте 3-6 лет — 4490 руб.;
  • в Самаре на первого ребенка компенсируют 1000 руб., второго — 1500 руб., третьего — 2000 руб.

Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует. Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.

Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке (разводе) родителей;
  • номер и реквизиты его счета в банке;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • справка из ДОУ о постановке ребенка на очередь и отсутствии мест;
  • приказ о предоставлении матери декретного отпуска с места работы (или трудовая книжка для неработающих);
  • справка о составе семьи;
  • медицинский полис матери и ребенка.

Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе — никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!

Оплата материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за ребенком

В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств материнского (семейного) капитала. С 2015 года обсуждается возможность расширения круга лиц, оказывающих образовательные услуги по присмотру и уходу за детьми-дошкольниками, до индивидуальных предпринимателей — частных детских садов и нянь-ИП.

Постановлением Правительства РФ № 926 от 24.12.2007 года регулируются Правила направления средств материнского капитала на получение образования детьми. В соответствии с ними средства по сертификату на маткапитал разрешается использовать полностью или частично на оплату услуг образовательных учреждений, которые работают по программам, получившим государственную аккредитацию.

Для распоряжения средствами владелец сертификата должен подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда России (ПФР), к которому прилагается копия договора об оплате образовательных услуг с детским садом. Деньги перечисляются на счет организации, предоставляющей услуги, в безналичной форме в двухмесячный срок.

Таким образом, в 2015 году на уровне высшего руководства страны рассматривается законопроект, по которому мат. капитал можно будет расходовать на оплату услуг ИП. Это могло бы способствовать решению проблемы нехватки мест в государственных детсадах и яслях, а также расширить возможности женщин в отношении трудоустройства или возобновления рабочей деятельности.

Компенсация за частный детский сад

Во многих регионах компенсационные выплаты предусматриваются также родителям детей, которые посещают не только государственные, но и частные детсады. Однако оплата за частный детский сад часто составляет существенную сумму (до нескольких десятков тысяч рублей в месяц), и проблематичным для регионального бюджета может стать даже возмещение 20% от оплаты за одного ребенка.

  • В связи с этим размеры компенсаций за частные детские сады зачастую привязываются к средней плате за ДОУ в регионе в государственных или муниципальных учреждениях того же субъекта федерации, к которому относится коммерческая организация.
  • Средний размер платы за посещение государственных или муниципальных детских садов определяется местными органами власти субъекта РФ каждый год и приводится по состоянию на 1 января.
  • Возмещение расходов не предусматривается для специализированных (музыкальных, спортивных, художественных) платных образовательных организаций.

Региональные программы поддержки частных детсадов

Для уменьшения дефицита мест в детсадах некоторые регионы внедряют местные программы поддержки негосударственных дошкольных учреждений.

Например, в Свердловской области для частичного решения проблемы с очередями в детские сады решили поддерживать уже работающие частные учреждения путем выделения субсидий для сокращения размера устанавливаемо родительской платы. Это даст возможность родителям посещать коммерческие детские сады на условиях оплаты, схожих с государственными и муниципальными ДОУ.

Аналогичные предложения были направлены в федеральные органы власти для внесения изменений в действующий закон «Об образовании в РФ». Законодательная инициатива предусматривает:

  • субсидии муниципалитетам, поддерживающим развитие в регионе частных детсадов;
  • компенсации родителям за содержание ребенка в мини-садике.

По мнению губернатора Омской области, привлечение на рынок услуг частных детсадов способно улучшить экономику региона. В области действует 12 видов поддержки частным социальным предпринимателям.

Однако подобные инициативы сталкиваются с рядом сложностей.

Проблема предоставления детям мест в детсадах и оплаты за услуги дошкольных образовательных учреждений в стране еще не решена даже на уровне нормативных правовых актов.

  • Федеральной программы компенсационных выплат родителям, которые не могут устроить ребенка в дошкольное учреждение, не существует. В отдельных субъектах РФ разработаны и внедрены местные компенсации из региональных бюджетов.
  • На федеральном уровне введены компенсации родителям за фактическую оплату услуг детсадов, размер которых зависит от количества детей в семье, их возраста и региональных особенностей денежных возмещений. Они частично снимают с плеч родителей финансовый груз.
  • В некоторых регионах действуют компенсации за частные детсады, однако для их получения образовательная программа коммерческой организации должна соответствовать утвержденной государством, а размер возмещения обычно невелик по сравнению со стоимостью ежемесячной платы.

Author: admin