Денежная компенсация военнослужащим за найм жилья

Оглавление:

Минтруд определил размер денежной компенсации за наем жилья для военнослужащих на 2019 г.

Минтруд России приказом от 1 августа 2018 г. N 512н утверждил предельную стоимость найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения на 2019 год, применяемую для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации.

Примечание ЮК «Стратегия»: Указанная предельная стоимость 1 кв. м применяется для определения размера денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, выплачиваемой военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, стоящим в очереди на получение жилых помещений.

Практически во всех регионах Росийской Федерации предельная стоимость найма (поднайма) уменьшилась.

Для самостоятельного расчета размера денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, начиная с 1 января 2019 года, воспользуйтесь онлайн калькулятором.

© 2016 Юридическая компания «СТРАТЕГИЯ» © Аll rights reserved (Все права защищены). Копирование материалов сайта без письменного разрешения правообладателя (ст. 1229 ГК РФ) запрещено!

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва) (на этом номере работает WhatsApp и Viber)

Задать вопрос военному юристу E-mail:[email protected]

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, выплаты денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерана военной службы, ветерана боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Майкопе, г. Армавире

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)

Уточнен порядок расчета размера денежной компенсации военнослужащим-контрактникам за наем жилых помещений

Правительство РФ своим постановлением от 18 сентября 2015 г. № 989 1 скорректировало порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей.

В частности, уточнен порядок расчета размера денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений российским военнослужащим, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей. Теперь такая компенсация будет предоставляться в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. м общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Минтрудом России.

При этом норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации для указанных категорий военнослужащих будет устанавливаться в размере:

  • 24 кв. м – для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина РФ, уволенного с военной службы;
  • 36 кв. м. – на семью из двух человек;
  • 43 кв. м – на семью из трех человек;
  • по 12 кв. м – на каждого члена семьи при численности семьи четыре человека и более.

Кроме того, утверждены предельные размеры денежной компенсации военнослужащим, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей. Ее планируется выплачивать в размере, не превышающем в Москве и Санкт-Петербурге – 15 тыс. руб., в других городах и районных центрах – 3,6 тыс. руб., в иных населенных пунктах – 2,7 тыс. руб. Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50%, если совместно с военнослужащим проживают три и более членов семьи, либо если семья военнослужащего состоит из четырех и более человек.

При этом, если размеры денежной компенсации, рассчитанные для офицеров, прапорщиков или мичманов, будут ниже указанных предельных размеров, денежная компенсация им будет выплачиваться в размере фактических расходов, но не выше предельных размеров.

Учитывается ли при заключении с военнослужащим контракта о прохождении военной службы наличие высшего образования до призыва на службу? Узнайте из материала «Денежное довольствие и контракт» в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Также постановлением уточняются сроки выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений:

  • военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей. Такая компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации;
  • гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей. Такая выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин, уволенный с военной службы, утратил основание для получения денежной компенсации.

Расчет денежной компенсации за наем жилых помещений

Расчет денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений основан на:

  • Федерального закона №76 “О статусе военнослужащих“
  • Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 “О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей”
  • Постановлении Правительства РФ от 18 сентября 2015 г. № 989 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909”
  • Постановлении Правительства РФ от 27.10.2012 N 1103 “Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения”
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 июля 2017 г. N 554н “Об утверждении предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения на 2018 год, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации”
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 августа 2018 г. № 512н “Об утверждении предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения на 2019 год, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации”

Денежная компенсация военнослужащим – гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины , проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем:

  • в гг. Москве и Санкт-Петербурге – 15000 рублей ;
  • в других городах и районных центрах – 3600 рублей ;
  • в прочих населенных пунктах – 2700 рублей .

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при следующих условиях:

  1. совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, указанными в абзаце первом настоящего пункта, проживают 3 и более членов семьи.
  2. семья военнослужащего, проходившего военную службу по контракту в воинском звании солдата, сержанта, матроса или старшины, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, или гражданина, уволенного с военной службы в воинском звании солдата, сержанта, матроса или старшины, состоявшего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, состоит из 4 и более человек.

Правила процедуры поднайма жилья военнослужащими

К большому сожалению, но не все воинские части нашей страны готовы предоставить жилье для своих военнослужащих, а те в свою очередь не могут воспользоваться ипотечными кредитами либо государственными субсидиями для его приобретения.

По этой причине они вынуждены самостоятельно снимать для себя жилплощадь.

Однако за это можно получать денежную компенсацию. Каким образом это возможно? Рассмотрим это подробней.

Понятие поднайма и чем оно отличается от найма

Наверняка многие военнослужащие нашей страны, впрочем, как и сами гражданские лица не знают о том, чем отличается наем от поднайма.

На самом деле, все очень просто. Эти оба вида договорных отношений отличаются исключительно объемом прав и обязанностей для каждой из сторон.

Если говорить конкретней, то договор о найме подписывается непосредственно в том случае, когда владельцем жилого помещения выступает физическое лицо.

В свою очередь договор о поднайме подписывается исключительно в том случае, если собственником жилого помещения является само государство. Вот и вся разница между двумя этими понятиями.

Законодательная база

Каждый военнослужащий в обязательном порядке должен хоть немного знать о нормативных законодательных актах, которые регулируют вопрос поднайма.

Одними из главных законодательных актов принято считать:

  1. Постановление Правительства РФ №909, которое регулирует вопрос о предоставлении денежных компенсаций по договору поднайма;
  2. Постановление Правительства РФ №989, которое регулирует вопрос выплат для тех категорий военнослужащих, которые снимают жилье самостоятельно;
  3. Статья №76 Жилищного Кодекса РФ, который раскрывает все нюансы и понятия в вопросе аренды жилого помещения для военнослужащих.

Стоит также отметить тот факт, что в некоторых регионах нашей страны военнослужащие имеют полное право получать до 80% денежной компенсации за аренду по поднайму квартиры.

Необходимо также брать во внимание тот факт, что военнослужащий в первую очередь является гражданином РФ, и соответственно, на него также распространяются все НПД. По этой причине стоит также брать во внимание и положения Жилищного Кодекса РФ.

Смотрите так же:  Windows server 2008 r2 минимальные требования

Денежные компенсации

В том случае, если на балансе воинской части, где служит военнослужащий, который нуждается в жилье, отсутствует недвижимость, ему должны в обязательном порядке арендовать квартиру.

Более того, вся ответственность по арендной плате ложится непосредственно на саму воинскую часть. Параллельно с этим, военнослужащий сразу после предоставления жилья обязан зарегистрироваться в ней сам и зарегистрировать там всех членов семьи.

Помимо всего этого, для получения денежной компенсации за поднаем жилого помещения следует встать на жилищный учет.

Следует отметить, что Конституционный суд еще несколько лет назад решил одобрить возможность предоставления денежных выплат военнослужащим РФ по договору поднайма, вне зависимости от срока аренды.

Помимо этого, суд также напомнил о том, что данная выплата подразумевает под собой единовременный характер. Если говорить простыми словами, то получение выплат осуществляет до момента получения в пользование собственной жилплощади.

Законодательный орган в свою очередь не позволил объединить возможность приобретения ежемесячной компенсации по причине отсутствия служебных жилых помещений с момента постановки на учет тех, кому крайне важно улучшить свои жилищные условия.

По этой причине привязка самих денежных выплат производится непосредственно к дате, когда возникла сама потребность в жилплощади. Но, несмотря на этот нюанс, в реальной жизни военнослужащие в обязательном порядке должны собрать немалый пакет документов, поставить себя на жилищный учет и пройти соответствующую комиссию, которая в свою очередь должна определить – положена выплата либо же нет.

Для определения порядка самого получения денежной компенсации за поднаем, жилищный совет базируется несколькими ключевыми законодательными актами, а именно инструкциями по:

  • предоставлению квартир для военнослужащих по контракту;
  • оплате денежных выплат за поднаем жилого помещения.

Данные документы, по сути, четко определяют порядок денежных компенсаций, саму процедуру оформления, а также сумму этих компенсаций.

Помимо этого необходимо учитывать и сам регион проживания, поскольку выплаты в каждом из них отличаются друг от друга.

Кто и на каких условиях может воспользоваться поднаймом жилья

Осуществление денежных выплат по договору поднайма является неотъемлемой мерой содействия, с помощью которой государство существенно помогает компенсировать сумму затрат офицерам за съем жилья.

Те, кто имеют право воспользоваться этой возможностью, разделены на несколько категорий, а именно:

  • военнослужащие, которые продолжают нести воинскую службу по контракту;
  • военнослужащие, которые были уволены в запас.

Если говорить конкретней, то воспользоваться поднаймом военнослужащие могут при соблюдении таких требований:

  • у офицеров, в том числе и членов его семьи, нет во владении собственной жилплощади в том регионе, где военный проходит службу;
  • при личном желании самого военнослужащего.

Если говорить об основании для получения денежной компенсации за поднаем, то этим выступает приказ командира части, в которой проходит службу военнослужащий.

Та категория военнослужащих, которые были уволены в запас, имеют также все основания для получения компенсации за поднаем. Однако в этом случае необходимо учитывать, что на учет по необходимости в жилплощади они должны были быть поставлены еще до 2005 года.

Процесс заключения договора поднайма

Договор поднайма заключается между самим военнослужащим и воинской частью, в которую он прибыл для прохождения дальнейшей службы. Основаниями для оформления такого договора является отсутствие у воинской части собственного жилья, которое они могут предоставить военнослужащему и его семье для создания нормальных условий жизни.

Стоит отметить, что военнослужащий имеет в таком случае полное право самостоятельно подобрать для себя место проживания и оформить договор найма между ним и собственником арендуемого жилья.

После того, как будет подписанный данный договор, военнослужащий обращается к своему командиру воинской части и пишет рапорт.

В этом рапорте указывается:

  • инициалы военнослужащего;
  • прошение о заключении договора поднайма;
  • дату составления рапорта;
  • подпись военнослужащего.

По сути, документов необходимо немного для заключения данного договора. В частности речь идет о таком перечне, как:

  • копия паспорта военнослужащего;
  • копия удостоверения военнослужащего;
  • договор о найме между военнослужащим и арендодателем.

На основании рапорта и сопровождающей документации командир части создает Приказ о подписании договора поднайма между военнослужащим и воинской частью, который и будет являться основанием для получения денежной компенсации.

Порядок получения компенсации

Для того чтобы воспользоваться возможностью получить денежную компенсацию за поднаем, военнослужащему в обязательном порядке необходимо предоставит своему командиру части рапорт.

В нем должны содержаться такие сведения, как:

  • дата и время, когда военнослужащий прибыл в конкретный регион для прохождения дальнейшей воинской службы;
  • четкое указание района, в котором военнослужащий арендовал для себя и членов семьи жилплощадь;
  • какая сумма выплачивается ежемесячно по договору поднайма;
  • обязательное указание того, что договор поднайма заключен.

Стоит отметить, что в обязательном порядке к рапорту необходимо приложить определенный перечень документов, а именно:

  • копию договора поднайма. Стоит отметить, что в этом документе в обязательном порядке должна находиться такая информация: сколько квадратных метров в квартире либо доме, какова стоимость арендной платы;
  • справку о составе семьи военнослужащего, которая предоставляется в самой воинской части;
  • выдержку из распоряжения, которая свидетельствует о зачислении военнослужащего в штат;
  • копии паспортов всех членов семьи, в том числе и самого военнослужащего;
  • если имеются несовершеннолетние дети необходимо также предоставление их свидетельства о рождении.

На основании этих документов можно будет воспользоваться возможностью получения выплат по договору поднайма.

Для военнослужащего, который решил получить денежную компенсацию по договору поднайма открывается личный лицевой счет. На него будет ежемесячно поступать определенная денежная сумма. Сами номера лицевых счетов всех военнослужащих сохраняются в контролирующем подразделении воинской части до того момента, пока военным не предоставят в собственность недвижимость.

Помимо этого необходимо учитывать, что если в семье рождается ребенок, военнослужащий может предоставить об этом сведения в воинскую часть и таким образом увеличивается размер денежной компенсации.

В том случае, если воинская часть не увеличивает размер компенсации, это является основанием для подачи искового заявления в суд либо же в военную прокуратуру.

Порядок расчета денежной выплаты

Необходимо помнить о том, что при расчете компенсации для семьи из 4 и более членов семьи размер компенсации в обязательном порядке увеличивается в 2 раза.

Если говорить о стоимости 1 квадратного метра, то этим занимается Министерство социального труда. Этот показатель может видоизменяться с периодичностью 1-2 раза в год.

Если говорить о нормах жилой площади для военнослужащих, то они имеют следующий вид:

  • 24 квадратных метра на одного военнослужащего, у которого нет семьи;
  • 36 кв. метра, если военнослужащий проживает со своей супругой либо ребенком. Здесь на самом деле во внимание берется семью из 2 человек, а ребенок это либо взрослый человек не важно;
  • 43 кв. метра, для военнослужащего, который проживает в семье из 3 человек;
  • 12 кв. метра на каждого члена семьи, если ее численность четыре и больше людей.

Если говорить о самих суммах компенсации, то их размеры зависит от каждого конкретного региона проживания.

В среднем этот показатель составляет:

  • 15 000 рублей – для военнослужащих в Москве и Санкт-Петербурге;
  • 3,6 тысяч рублей – в других городах и районных центрах Российской Федерации;
  • 2,7 тысяч рублей – в других населенных пунктах (к этому могут относиться воинские деревни, закрытые поселения и так далее).

Вышеуказанные цифры относятся непосредственно к военнослужащим таких категорий:

Стоит отметить, что на сегодняшний существует немало споров вокруг законодательства РФ, который регулирует вопрос о выделении денежной компенсации для военнослужащих. Дело в том, что в нем указано о том, что сам военнослужащий имеет полное право выбирать для себя район для съема квартиры, если у воинской части нет своего жилья для предоставления военному. По этой причине, военнослужащий может выбирать любой район в городе, где он собирается снять жилье и государство все равно компенсирует затраты за арендную плату. То есть, военнослужащий выбрал для себя квартиру в элитном центре, где стоимость квадратного метра жилья запредельное, но государство компенсирует часть, поскольку это допускается.

По последней информации, Правительство РФ собирается сделать в этом направлении поправку, которая бы ограничивала территорию вокруг воинской жилья.

Вопрос поднайма жилья военнослужащими рассмотрен в следующем видеоматериале:

Новые правила расчета денежной компенсации за наем жилья военнослужащим

Согласно изменениям в порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, от 18 сентября 2015 года № 989), с 1 января 2016 года установлены новые правила расчета этой компенсации, размер которой приближен к рыночным условиям.

Теперь такая компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади и предельной стоимости найма (поднайма) одного квадратного метра общей площади жилого помещения. Последняя ежегодно утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года № 1103.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 квадратных метров для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина, уволенного с военной службы, 36 квадратных метров – на семью из двух человек, трех квадратных метров – на семью из трех человек, по 12 квадратных метров – на каждого члена семьи при ее составе четыре человека и более.

Предельная стоимость найма (поднайма) одного квадратного метра общей площади жилого помещения на 2016 год установлена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 августа 2015 года № 545н и составляет для проживающих в г. Москве 847,10 рубля в месяц, г. Санкт-Петербурге – 596,44, Московской области – 617,83, Ленинградской области – 423,04, Калининградской области – 451,84, Республике Крым – 506,34, Краснодарском крае – 519,39, Ростовской области – 402,25, Ставропольском крае – 367,20, Саратовской области – 357,32, Свердловской области – 496,64, Новосибирской области – 483,32, Забайкальском крае – 347,81, Хабаровском крае – 673,22, Сахалинской области – 923,09 рубля.

Расчет компенсации за наем (поднаем) жилья рассмотрим на примере семьи военнослужащего из двух человек, проживающей в Новосибирской области.

Путем умножения норматива общей площади жилого помещения, которая составляет 36 квадратных метров, на предельную стоимость найма (поднайма) одного квадратного метра, установленную в Новосибирской области, – 483,32 рубля, размер данной компенсации составит 17 399,52 рубля (ранее – 3 600 рублей).

Смотрите так же:  Жалоба в промсвязьбанк

Денежная компенсация выплачивается военнослужащему одновременно с денежным довольствием за истекший месяц по месту военной службы и со дня заключения в письменной форме договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Выплата денежной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Денежная компенсация выплачивается также военнослужащим, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняются жилые помещения, где они проживали до поступления на военную службу, или бронируются жилые помещения при их переводе на новое место военной службы в другую местность, если в этой местности они не обеспечены служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии.

Членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, денежная компенсация выплачивается ежемесячно воинской частью (организацией) по последнему месту военной службы военнослужащего до получения ими жилого помещения либо предоставления им субсидий по государственным жилищным сертификатам, для приобретения или строительства жилого помещения или в виде безвозмездной финансовой помощи, но не более чем в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца.

Изменения коснулись только указанной выше категории военнослужащих и граждан, а военнослужащим, имеющим воинское звание рядового, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается в прежних размерах.

Начальник управления кадров Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Игорь Триполев.

О размере выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья при осуществлении военнослужащим такого найма (поднайма) не по месту прохождения военной службы

(Глухов Е. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 12) Текст документа

О РАЗМЕРЕ ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛЬЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ТАКОГО НАЙМА (ПОДНАЙМА) НЕ ПО МЕСТУ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Глухов Е. А., адъюнкт Военного университета, подполковник юстиции.

В статье идет речь о размере выплаты компенсации за наем (поднаем) жилья военнослужащим при осуществлении ими такого найма (поднайма) за пределами населенного пункта, в котором они проходят военную службу.

Ключевые слова: право военнослужащих на жилище, компенсация за наем (поднаем) жилья, близлежащий населенный пункт, коррупциогенные факторы.

On the amount of monetary compensation for the lease (sublease) of housing… E. A. Gluhov

In article goes speech about the size of payment of the compensation for employment (поднаем) habitation the military personnel at realization of such hiring by them (поднайма) outside settlement in which they pass military service.

Key words: right to housing personnel, compensation for the lease (sublease) of housing, a nearby town, corruption-generating factors.

На страницах журнала «Право в Вооруженных Силах» уже не раз обсуждались вопросы выплаты денежной компенсации за поднаем жилья военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту . Однако анализ правоприменительной практики органов военного управления и судебных инстанций позволяет сделать вывод об отсутствии единообразия в толковании указанной нормы права. Так, до настоящего времени не сложилось единого мнения по вопросу размера выплаты денежной компенсации в случаях осуществления найма жилого помещения военнослужащим в отличном от своего места службы населенном пункте. ——————————— См., напр.: Белов К. В. Сниму квартиру, оплату не гарантирую… // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 10; Зорин А. С. Отказ военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями, от получения компенсации за их наем (поднаем) в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, как способ возмещения этих расходов в полном объеме (о правовых последствиях отказа от получения компенсации за поднаем жилых помещений) // Там же. 2007. N 1; Выскубин А. А. Размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений определяется исходя из места (населенного пункта) прохождения военнослужащим военной службы // Там же. 2009. N 8. С. 69 — 71.

В настоящей статье автором будут проанализированы нормативные правовые акты о праве военнослужащих на получение компенсации за наем жилья, приведены выдержки из судебных постановлений и сформулирована точка зрения автора по данному вопросу. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту , до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих — граждан Российской Федерации и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. ——————————— Далее в настоящей статье под военнослужащими будет пониматься именно эта их категория. Далее в настоящей статье под воинскими частями будут пониматься и иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации.

Немного отступая от рассмотрения основного вопроса настоящей статьи, хотел бы обратить внимание читателя, что первоначально Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» в п. 3 ст. 15 содержал правовую норму, согласно которой воинские части обязаны были по желанию военнослужащих выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья. В этой связи споров о размере выплаты денежной компенсации за наем жилья в зависимости от местности не возникало. Кстати, именно такой подход используется и в американской армии. Так, «если командование не в состоянии обеспечить военнослужащего армии США жильем, то он может снять его в поднаем. Причем не какой-то угол, а квартиру, которая соответствует его статусу и положению. В этом случае он получает в полном объеме компенсацию за расходы по найму квартиры» . ——————————— Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. N 4338-1. Военно-промышленный курьер. 2007. 26 дек.

С вступлением в силу Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ подход законодателя к установлению размера компенсации за наем жилья был изменен. С 1998 г. государство обязуется выплачивать военнослужащим и членам их семей компенсацию не в полном размере оплаты найма жилого помещения, а в размере и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Указанная норма Закона носит бланкетный характер и отсылает регулирование вопроса выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений к нормативному акту Правительства Российской Федерации. Причем Правительство Российской Федерации в рамках делегируемых ему законодателем полномочий должно было четко определить и порядок выплаты такой компенсации, и ее размеры. 31 декабря 2004 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей». Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем: — в городах Москве и Санкт-Петербурге — 15000 руб.; — в других городах и районных центрах — 3600 руб.; — в прочих населенных пунктах — 2700 руб. Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50% при условии совместного проживания с военнослужащим трех и более членов его семьи. Как видно из анализа приведенного выше положения, размер компенсации действительно зависит от населенного пункта, но не уточнено: должен ли военнослужащий проходить службу в данном населенном пункте либо снимать там жилое помещение. Между тем такой пробел в правовом регулировании на практике вызывает множество споров, в том числе и в судах. Рассмотрим ниже два примера из судебной практики по вопросу законности требований военнослужащего о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения в населенном пункте, отличном от места службы военнослужащего, где размер данной компенсации выше, чем в месте дислокации воинской части военнослужащего. Пример 1. 17 сентября 2009 г. гарнизонный военный суд отказал военнослужащему в удовлетворении его требования о выплате денежной компенсации за наем жилья в размере 15000 руб. исходя из максимальной суммы компенсации по г. Москве. В судебном заседании было установлено, что заявитель проходит военную службу в г. Подольске Московской области (расстояние от Москвы около 20 км), является нуждающимся в жилых помещениях и осуществляет поднаем жилья в г. Москве. 26 ноября 2009 г. окружной военный суд, рассматривая кассационную жалобу заявителя на данное решение суда первой инстанции, не нашел оснований для изменения решения суда. По мнению судебных инстанций, «законодатель связывает обоснованность выплаты указанной денежной компенсации с правом военнослужащего на получение жилья и реализацией этого права путем признания такого военнослужащего в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении. Поскольку заявитель признан нуждающимся в жилом помещении по месту прохождения военной службы в г. Подольске Московской области, суд правильно возложил на начальника госпиталя обязанность издать приказ и выплатить заявителю денежную компенсацию за поднаем жилья в размере, предусмотренном п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 как для военнослужащих, проходящих службу в других городах и районных центрах, т. е. в размере 3600 руб.» . ——————————— URL: http:// konoplev. net/ forum/ index. php/ topic/ 79/ page__st__60.

В приведенном примере показано, что суды связали размер выплаты компенсации за наем жилья с местом прохождения военной службы военнослужащего, а не с местом расположения занимаемого по договору поднайма жилого помещения. Пример 2. 20 апреля 2010 г. гарнизонный военный суд удовлетворил требования военнослужащего к командиру воинской части, связанные с отказом в выплате ему денежной компенсации за поднаем жилья в размере 15000 руб. При рассмотрении данного спора судом было установлено, что заявитель проходит военную службу в п. Большая Ижора Ленинградской области, жильем не обеспечен, зарегистрирован по месту жительства по адресу своей войсковой части в п. Большая Ижора. Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из следующего. «В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах . Исходя из п. 11 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья, но не более размеров, определенных Правительством Российской Федерации. ——————————— Более подробно см.: Глухов Е. А. К вопросу о критериях отнесения населенного пункта к категории близлежащего при предоставлении служебного жилья военнослужащим // Право в Вооруженных Силах. 2010 N 8. С. 61 — 66. Приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909» от 16 июня 2005 г. N 235.

Смотрите так же:  Пособие матерям одиночкам по калужской области

Анализ действующего законодательства позволяет суду прийти к выводу о том, что заявитель, не обеспеченный для проживания постоянным жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации как по месту службы, так и в близлежащем населенном пункте — г. Санкт-Петербурге, может претендовать на получение денежной компенсации за наем жилого помещения в размере 15000 руб., поскольку такое право предусмотрено для военнослужащих, не обеспеченных по месту военной службы или в других близлежащих населенных пунктах в установленном порядке жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, к каковым заявитель безусловно относится. Поскольку в судебном заседании было установлено и сторонами не оспаривался то факт, что арендовать заявителю жилое помещение в п. Большая Ижора не представилось возможным, он был вынужден снимать его в близлежащем населенном пункте — г. Санкт-Петербурге. При этом, следует признать, что реальная стоимость аренды жилого помещения в п. Большая Ижора и в г. Санкт-Петербурге практически равна ввиду незначительной отдаленности от границы города — 4,5 километра». Из второго примера видно, что суд связал размер выплаты компенсации за наем (поднаем) жилья с местом расположения занимаемого по договору поднайма жилого помещения, а не с местом прохождения военной службы военнослужащим. Таким образом, даже профессиональные правоприменители — судьи в двух похожих случаях совершенно по-разному интерпретировали положение п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 и приложение N 2 изданного в его развитие Приказа Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235. Причиной тому стало наличие в указанных документах коррупциогенных норм права, в частности широты дискреционных полномочий. Такое утверждение можно сделать ввиду того, что в приведенных документах не определены условия или основания принятия решения о размере выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья при осуществлении военнослужащим такого найма (поднайма) не по месту прохождения военной службы. С одной стороны, свое право на свободу передвижения военнослужащие реализуют с некоторыми ограничениями с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы (п. 1 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Конкретизируя это правило, ст. 239 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации определяет, что порядок выезда военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяется командиром воинской части исходя из необходимости поддержания боевой готовности и обеспечения своевременности прибытия указанных военнослужащих к месту службы. Напомним, что до 2008 г., согласно требованию ст. 243 ранее действовавшего Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации , выезд указанной категории военнослужащих за пределы гарнизонов осуществлялся лишь с разрешения командира воинской части, а зачастую только с отпускным билетом. И многие командиры воинских частей определяют выезд за пределы гарнизона в таком же порядке и в настоящее время. ——————————— Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140, утратил силу с 1 января 2008 г. в связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 и введением в действие новых общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.

С другой стороны, служебные жилые помещения закон разрешает предоставлять военнослужащим не по месту прохождения ими военной службы, а в ином близлежащем населенном пункте (абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). В связи с тем что критерии отнесения населенного пункта к категории близлежащих в вопросах жилищного обеспечения военнослужащих до настоящего времени ни одним органом власти не определены, жилье военнослужащему может быть предоставлено командованием даже за пределами местного гарнизона. Изложенное означает, что проживание военнослужащего в отличном от места дислокации воинской части населенном пункте стало обыденной реальностью, соответствующей действующему законодательству. Реализация жилищного права военнослужащего на доступное жилье (по критерию оплаты) признается законной в случае его проживания на некотором удалении от места дислокации его воинской части или в другом гарнизоне. Однако здесь инициатива выбора близлежащего населенного пункта, где военнослужащий будет проживать в служебном жилье, принадлежит командованию. Вопрос же о правомерности самому военнослужащему избирать конкретный, по его мнению, близлежащий населенный пункт, где он имеет возможность осуществить наем (поднаем) жилья, в настоящее время остается дискуссионным. Причиной противоречий является как раз размер компенсации за наем (поднаем) жилья. На практике боязнь быть привлеченным за возможную переплату денежных средств к юридической ответственности толкает командиров воинских частей в такого рода неоднозначных ситуациях на принятие решения об отказе подчиненным в удовлетворении их рапортов о выплате указанной компенсации в большем размере, чем предусмотрено при найме (поднайме) жилья в месте дислокации воинской части, хотя прямого запрета на это законодательство не содержит . Более того, в случаях осуществления найма (поднайма) жилого помещения в местности, где размер указанной компенсации ниже, критерием определения максимальной суммы компенсации, по мнению командования, будет уже не место дислокации воинской части, а именно местность, где военнослужащий снимает жилую площадь, т. е. в первом случае командование мотивирует отказ, ссылаясь на то, что в п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 идет речь о пункте постоянной дислокации воинской части, а во втором — воинские должностные лица утверждают, что Постановление N 909 устанавливает максимальную величину выплаты исходя из места расположения жилого помещения. ——————————— Как разъяснено в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества» от 11 июля 1972 г. N 4, умышленное незаконное получение должностным лицом государственных или общественных средств в качестве премий, надбавок к заработной плате, а также пенсий, пособий и других выплат путем совершенного с этой целью злоупотребления служебным положением должно квалифицироваться как хищение. Также следует квалифицировать заведомо незаконные назначение или выплату должностным лицом в корыстных целях государственных или общественных средств в качестве платежей лицам, не имеющим права на их получение (Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам / Отв. ред. В. И. Радченко. М., 2000. С. 252 — 262).

Рассматривая данный вопрос, необходимо также остановиться на мнении финансовых органов Министерства обороны Российской Федерации по этому вопросу. Так, в телеграмме от 29 марта 2010 г. (исх. N 180/2/5/553), подписанной заместителем Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе В. Чистовой, указано следующее: «…исходя из того, что территориальное ограничение найма (поднайма) жилых помещений действующим законодательством не предусмотрено, военнослужащие вправе осуществлять наем (поднаем) жилого помещения вне города (населенного пункта), в котором они проходят военную службу. Таким образом, в случаях, когда военнослужащие осуществляют наем (поднаем) жилого помещения вне города (населенного пункта), в котором они проходят военную службу, выплату денежной компенсации следует осуществлять на основании представленного договора найма (поднайма) жилого помещения, то есть фактического адреса снимаемого жилого помещения» . Подобную правовую позицию занимает и Главное правовое управление Министерства обороны Российской Федерации, что следует из письма, подписанного врид начальника данного управления В. Рымашевским 29 мая 2009 г. (исх. N 207/670), в адрес заместителя руководителя Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации. ——————————— URL: http:// www. gvka. ru/ forum/ index. php? showtopic= 28654.

В поддержку данного вывода можно привести еще и следующие доводы. Отношения коммерческого найма жилого помещения регулируются нормами гл. 35 ГК РФ. В соответствии со ст. 1 данного Кодекса гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Жилищные отношения также строятся на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями (ст. 1 ЖК РФ). Учитывая изложенное, к правоотношениям по найму (поднайму) жилого помещения применим принцип частного права «разрешено все, что не запрещено законом». Следует сделать оговорку о том, что правоотношения по оплате компенсации за наем жилья военнослужащим регулируются также и нормами публичного права, основанного на методе властных полномочий. При этом публичные административно-правовые методы правового регулирования сочетаются с методами частного права, где господствует метод дозволения. При таком регулировании действует несколько иная формула, нежели в публичном праве, а именно формула, согласно которой «разрешено все, что прямо не предписано или не запрещено законом» . ——————————— Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 120 — 130.

Таким образом, по мнению автора настоящей статьи, у командиров воинских частей есть все основания выплачивать подчиненным военнослужащим денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения исходя из предельного размера данной компенсации по месту расположения снимаемого военнослужащим жилья.

Author: admin