Биомедицинская этика учебное пособие

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата

Год: 2016 / Гриф УМО ВО

Видеопрезентация

В учебнике рассматриваются теоретические основы биомедицинской этики, ее связь с основными положениями международного и отечественного медицинского права, с российскими этическими и медицинскими традициями. Принципы и нормы биомедицинской этики и деонтологии рассматриваются в контексте их применения в различных направлениях современной медицинской практики. Морально-этические традиции отечественной культуры рассматриваются как теоретическое основание решения этических проблем репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение), прерывания беременности, контрацепции, стерилизации, фетальной терапии, клонирования, генных технологий, трансплантации, проблем эвтаназии, реанимации, психиатрии и новых подходов к смерти человека, включая проблему ее критериев, и прав пациента на информацию. Учебник «Биомедицинская этика» не только содержит необходимую информацию для изучения профессиональной этики, но и является фундаментальным обоснованием ценности отечественных традиций врачевания, беречь которую обязывает «Клятва врача России», принятая Государственной Думой Российской Федерации.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для ‘ class=»text-primary»>Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для ‘ class=»text-primary»>Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

‘ class=»text-primary»>Наличными оплата принимается через терминалы. Без процентов можно оплатить через отделения салонов связи Евросеть или Связной или через Сбербанк. В терминалах других систем возможно взимание комиссий.

Если оплата производится через салон связи: код платежа необходимо назвать оператору и указать, что платеж для Яндекс.Денег.

Если Вы находитесь за пределами РФ, список компаний, принимающих подобные платежи в Вашей стране, будет виден в окне с кодом платежа.

Возможен ли возврат моего заказа? Возврат средств?

Согласно Постановлению 55 Правительства РФ, книги входят в список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Поэтому, если Вы оплатили и получили заказ, надлежащего качества и в составе, аналогичном оплаченному, возврат не производится.

В остальных случаях возврат заказа и денежных средств обговаривается отдельно. Вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 744-00-12 или электронной почте [email protected] .

Доставка заказов печатных книг осуществляется через партнерскую сеть службу доставки. Доставка данной службой осуществляется в пределах Российской Федерации. В некоторые страны СНГ доставка возможна через транспортные компании по согласованию с сотрудниками Издательства.

Обратите внимание, что для корректной и своевременно доставки необходимо верно указать свой ‘ class=»text-primary»>мобильный телефон , чтобы сотрудник курьерской службы мог с Вами связаться. Указывать телефон необходимо, начиная с цифры 9 (без восьмерки)!

При оформлении заказа можно выбрать один из способов доставки:

    С амовывоз с пункта выдачи заказов. На территории России открыто большое количество пунктов выдачи. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа в блоке «Доставка» нажмите на « ‘ class=»text-primary»>Самовывоз », выберите населенный пункт. (Начните печатать название, появится выпадающий список городов. Выбрать нужно из тех, что есть в списке.) После выбора на карте отразятся все возможные пункты выдачи в данном населенном пункте. Карту можно приблизить. Справа от подходящего пункта выдачи в открывшемся окне необходимо нажать кнопку «Выбрать пункт», тогда адрес появится в строке «Адрес самовывоза». В отдельном окне видны часы работы пункта выдачи, ориентировочная дата готовности заказа, стоимость доставки и поясняющая информация (если таковая имеется). В этом же блоке Вы увидите стоимость доставки и срок хранения заказа.

К урьерская (адресная) доставка. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа нажмите на слово « ‘ class=»text-primary»>Курьерская ». Необходимо указать Ваш населенный пункт (начните водить название в строке «Город», выбрать необходимо из появившегося списка). Затем заполните адрес доставки, начиная с улицы. В комментариях можно указать дополнительные сведения. Сотрудник курьерской службы всегда предварительно звонит перед приездом для согласования времени и адреса, однако можно дополнительно подчеркнуть необходимость звонка заранее. Просим обратить внимание, что без подтверждения от Вас готовности принять заказ, курьер не выезжает по адресу! Время ожидания курьера на адресе составляет строго 15 мин.

Выбрать удобную дату доставки можно из списка дней, что выделены зеленым. В этой же форме Вы увидите стоимость курьерской доставки.

Гоглова, Ерофеев, Гоглова: Биомедицинская этика. Учебное пособие

Аннотация к книге «Биомедицинская этика. Учебное пособие»

В издании изложены теоретические основы и сущность биомедицинской этики. Рассмотрены вопросы этико-правового регулирования медико-биологических экспериментов на животных и людях; этико-правовые проблемы репродуктивных технологий и аборта. Отдельные разделы посвящены темам эвтаназии, трансплантации органов. В качестве приложений приведены тексты Клятвы Гиппократа, Клятвы российского врача, Международного кодекса медицинской этики, Этического кодекса российского врача, ФЗ РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Пособие предназначено студентам медицинских вузов. Соответствует учебным дисциплинам «Биоэтика», «Биомедицинская этика». Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Биомедицинская этика учебное пособие

В книге освещаются острейшие, наиболее актуальные моральные проблемы биомедицинской науки и практического здравоохранения. Рассматриваются основополагающие ценности и нормы медицинской этики, восходящие к Гиппократу. Наряду с этим анализируются те этические вопросы, которые возникают в условиях взрывоподобного прогресса медицинских технологий, позволяющих вмешиваться в глубинные телесные и психические структуры человеческого существа. Центральная тема книги — защита прав и достоинства человека в системе современного здравоохранения. Издание адресовано студентам и аспирантам медицинских и биологических вузов, практикующим медикам, ученым-биологам, социальным работникам, а также философам, юристам, священнослужителям и широкой гуманитарной общественности.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Природа этического знания (gl1.pdf — 272K)

    1. Этика как наука о морали
    2. Соотношение морали и права
    3. Моральный выбор и моральная ответственность
    4. Средства и уровни этического анализа
    5. Основания морали
    6. Этика утилитаризма
    7. Деонтологическая этика

Глава II. Принципы биоэтики (gl2.pdf — 277K)

    1. Принцип «не навреди»
    2. Принцип «делай благо»
    3. Принцип уважения автономии пациента
    4. Принцип справедливости

Глава III. Медицина и права человека в современной России (gl3.pdf — 207K)

    1. Право на охрану здоровья — универсальное и фундаментальное право человека
    2. Кризис отечественного здравоохранения
    3. Современная динамика показателей здоровья российского населения
    4. Российское законодательство о правах пациента
    5. Проблема справедливости в обеспечении доступности и качества медицинской помощи

Глава IV. История медицинской этики и биомедицинских экспериментов на человеке и животных (gl4.pdf — 277K)

    1. Врачебная этика Гиппократа
    2. Врачебная этика Древнего и Средневекового Востока
    3. Медицинская этика европейского Возрождения и Нового времени
    4. История биомедицинских экспериментов на человеке и животных
    5. История медицинской этики в России
    6. Медицинская этика в Советском Союзе

Глава V. Врач и пациент: типы и формы взаимоотношений (gl5.pdf — 238K)

    1. Модели врачевания
    2. Биологический и биографический планы заболевания
    3. Общественное распределение или рынок медицинских услуг?
    4. Модели врачевания, основанные на специфике состояния больного
    5. Медицина научная и медицина «параллельная»

Глава VI. Этические правила взаимоотношений медицинского работника и пациента (gl6.pdf — 265K)

    1. Правило правдивости
    2. Правило конфиденциальности
    3. Правило информированного согласия

Глава VII. Морально-этические проблемы искусственного аборта (gl7.pdf — 215K)

    1. Краткая история проблемы искусственного аборта
    2. Легализация «аборта по просьбе» в СССР
    3. Аборт: морально-этические pro et contra
    4. Природа и статус эмбриона
    5. Основные моральные позиции по отношению к аборту
    6. Аборт и современная религиозная мораль
    7. Законодательство об аборте в современном мире
    8. Аборт и медицинское сообщество

Глава VIII. Новые репродуктивные технологии: этико-правовые проблемы (gl8.pdf — 208K)

    1. Искусственная инсеминация
    2. Экстракорпоральное оплодотворение
    3. Суррогатное материнство
    4. Религиозные оценки новых репродуктивных технологий

Глава IX. Медицинская генетика и этика (gl9.pdf — 207K)

    1. Специфика моральных проблем медицинской генетики
    2. Медико-генетическая информация: моральные проблемы получения и использования
    3. Этические проблемы международного проекта «Геном человека»
    4. Евгеника
    5. Моральные проблемы генной терапии

Глава X. Смерть и умирание. Эвтаназия (gl10.pdf — 232K)

    1. Медицина и проблема смерти: история вопроса
    2. Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий
    3. Паллиативная помощь. Хосписы
    4. Определение смерти: моральные проблемы
    5. Жизнеполдерживающее лечение и отказ от него
    6. Воззрения на эвтаназию: от древности до наших дней
    7. Моральный смысл различных форм эвтаназии
    8. Аргументы «за» и «против» эвтаназии

Глава XI. Моральные проблемы трансплантологии (gl11.pdf — 229K)

    1. Морально ли тратить средства на трансплантологию?
    2. Моральные проблемы получения органов от живых доноров
    3. Моральные проблемы пересадки органов от трупа
    4. Типы забора органов для трансплантации от трупа и связанные с ними моральные проблемы
    5. Проблема справедливости в распределении дефицитных ресурсов для трансплантации
    6. Моральные проблемы трансплантации фетальных органов и тканей
    7. Этические аспекты ксенотрансплантации

Глава XII. Этические проблемы оказания психиатрической помощи (gl12.pdf — 214K)

    1. Патернализм и антипатернализм в истории психиатрии
    2. Этическое и правовое регулирование в сфере психиатрии
    3. Недобровольная госпитализация психически больных
    4. Принцип «не навреди» в психиатрии
    5. О злоупотреблениях в психиатрии
    6. Защита конфиденциальности психически больных
    7. Особенности проведения экспериментов на душевнобольных пациентах

Глава XIII. СПИД: морально-этические проблемы (gl13.pdf — 215K)

    1. «Спидофобия» и требования медицинской этики
    2. Тестирование и скрининг на ВИЧ в контексте принципа уважения автономии пациента
    3. СПИД как ятрогения
    4. СПИД и профессиональный риск медицинских работников

Глава XIV. Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований на человеке и на животных (gl14.pdf — 241K)

    1. «Нюрнбергский кодекс»
    2. «Хельсинкская декларация»
    3. Конвенция Совета Европы «О правах человека и биомедицине»
    4. Этические проблемы, связанные с проведением экспериментов на животных
    5. Этические комитеты: история создания, основные направления и проблемы деятельности

Биомедицинская этика учебное пособие

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 558 923
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 501 817

О. Гоглова, С. Ерофеев, Ю. Гоглова

Биомедицинская этика. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения

© ООО Издательство «Питер», 2014

Тема 1. Теоретические основы биоэтики

В современном мире в результате развития новых технологий в медицине и широкого внедрения их в практику возник целый ряд этико-правовых проблем биологии и медицины, которые получили название «биоэтика». Термин bioethics образован от bios (греч.) – «жизнь» и ethica (греч.) – «этика».

Биоэтика введена как обязательный предмет для изучения в медицинских вузах в 2000 году. Это дисциплина новая, но она основана на многовековых теоретических исканиях, а именно на этике и ее учениях. Поэтому сначала разберемся в том, что такое этика.

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова ethos, которое первоначально (в частности, в «Илиаде» Гомера) означало «место пребывания, совместное жилище». Впоследствии оно приобрело новое значение – «обычай, характер». Отталкиваясь от этого значения термина ethos, Аристотель образовал прилагательное ethicos – «этический». Им он обозначил особый класс человеческих добродетелей, отличных от разума: мужество, умеренность, порядочность и т. д. Для обозначения науки, изучающей этические добродетели, Аристотель создал новое существительное ethica. Так в IV веке до н. э. этическая наука получила свое наименование, которое сохраняет до сих пор.

Латинским аналогом термина ethos является слово mos, которое переводится как «нрав, обычай, характер». Цицерон образовал от слова mos прилагательное moralis, а от него в IV веке н. э. возник термин moralitas – «мораль». Следовательно, по значению греческий термин ethica и латинский moralitas совпадают.

В русском языке есть собственный термин с тем же значением – «нравственность». Однако общеевропейское распространение получили лишь термины «этика» и «мораль». В современном языке термин «этика» сохраняет первоначальный смысл и обозначает науку. Под моралью понимают явление, которое эта наука изучает. Вычленение этических норм проходило параллельно со становлением этики и последующим оформлением ее в науку.

Существует несколько концепций, объясняющих происхождение морали и ее основы. Религиозные и биологические направления сосредоточены на личности, а социологические – на обществе.

Остановимся на характеристике натуралистического направления. Оно выводит мораль из природы человека и предшествующей эволюции животного мира.

Довольно четкое оформление натуралистическая теория получила в трудах Ч. Дарвина, Г. Спенсера и П. А. Кропоткина. В частности, Ч. Дарвин отмечал, что целый ряд чувств и способностей, которыми так гордится человек (память, внимание, любопытство, любовь), нетрудно обнаружить у животных не только в зачатке, но и даже в довольно хорошо развитом состоянии. Он считал, что у собаки есть нечто вроде чувства почтения к своему хозяину. Сторонники этого направления приводят многочисленные факты взаимопомощи у животных, говорят о сильно развитом родительском инстинкте, даже о проявлениях самопожертвования ради спасения молодых особей или стада в целом. П. А. Кропоткин, известный русский мыслитель и общественный деятель, пришел к выводу, что «нравственное начало в человеке есть не что иное, как развитие инстинкта общительности, свойственного почти всем живым существам». По его мнению, нравственный процесс, «начавшись уже в животном мире, перешел к человеку и здесь развивается». В. Соловьев признавал наличие чувства жалости, сострадания в зачаточном виде у многих животных. Он отмечал, что животные также ищут своеобразной полноты бытия, удовлетворения своих не только физиологических, но и психических потребностей (радости существования) в играх, пении и т. д.

Подобная точка зрения находит свое развитие в трудах современных биологов. Например, такие выдающиеся ученые, как Ч. Шеррингтон, Д. Мак-Фарленд, П. В. Симонов, говорят о том, что в жизни животных в процессе их эволюции все большую роль играет альтруизм, который способствует сохранению и развитию вида в целом.

Особенно активно в отечественной науке идею о наследственной природе альтруизма, доброты, скромности и других нравственных качеств отстаивал известный генетик В. П. Эфроимсон. В целом ряде своих публикаций он писал о том, что уже в генотипе человека заложена способность различать добро и зло. Но этический код доброты, альтруизма может быть заглушен средой, воспитанием. «В природе человека заложено много звериного, а в зверях заложено много человеческого», – писал В. Эфроимсон[1].

Натуралистическое направление располагает рядом серьезных аргументов. Оно отмечает биологические предпосылки морали. Процесс эволюции человека не мог бы начаться, если бы его предки не имели довольно сложного поведения, хорошо развитых исследовательских, стадных, родительских рефлексов, если бы у них не было способности к подражанию и научению (многие животные учат своих детенышей азам охоты, поведению в опасных ситуациях и т. д.). На первых этапах своего развития человек многое унаследовал от своего животного предка.

Роль биологического фактора – инстинкта – в повседневном поведении человека и развитии человеческой культуры подчеркивали З. Фрейд и его последователи. Например, К. Г. Юнг отмечал, что в природе человека имеются самые различные инстинкты – инстинкт продолжения рода, инстинкт самосохранения, моральный инстинкт. Мораль есть «инстинктивное регулирующее начало действия, начало, которое позволяет упорядочить совместную жизнь животного стада»[2].

Социологическое направление, представленное теориями общественного договора и разумного эгоизма, подчеркивало социальную природу морали. Идея договорной природы законов и норм морали зарождалась в античную эпоху (софисты, Аристотель). Широкое распространение она получила в новое время (Гоббс, Руссо). Здесь мораль выступает в качестве условия совместного социального бытия, благодаря ей становится возможным человеческое общежитие.

Этические идеи разумного эгоизма получили обоснование в теориях французских просветителей XVIII века и русских революционеров-демократов XIX века. Особенно активно эти идеи отстаивали марксисты. Смысл теорий состоял в том, чтобы человек научился сочетать личные интересы с общественными.

Подобный подход имеет свои достоинства. Сторонники этого направления опирались на конкретные данные – определенные исторические события, факты, обычаи, традиции, нравы. Они пытались выявить общественные интересы, осмыслить общество как целое, подчеркивали тесную взаимосвязь личности и общества, признавая приоритет последнего.

Однако это направление имеет и недостатки. Его представители подчеркивали роль общественных отношений в жизни общества и умаляли значимость отдельной человеческой личности. С. Н. Булгаков по этому поводу писал: «…личности погашаются социальными категориями подобно тому, как личность солдата погашается полком или ротой». В результате значимость отдельной человеческой личности сводилась на нет, а сложная структура и сущность морали подменялась либо политикой (марксизм), либо социологией (Э. Дюркгейм).

В социологических теориях морали нравственные ценности подменяются интересами общества в целом (в лучшем случае), а чаще интересами различных социальных групп, которые, конечно же, меняются в различные периоды и у разных народов.

Практическая реализация приоритетности интересов общества над личными интересами была продемонстрирована тоталитарными режимами ХХ века Здесь задачи развития общества считались основными, а человек рассматривался как средство для реализации этих задач. Его собственные интересы и потребности обществом не учитывались.

В социологических теориях нравственные ценности рассматриваются в определенном историческом периоде, относительно конкретного народа. Часто цитируется мысль Ф. Энгельса о том, что представления о добре и зле «так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили друг другу». Французский социолог Э. Дюркгейм утверждал, что моральные правила могут отставать от изменившихся социальных условий и превращаться в пережиток.

Медицинская этика: Учебное пособие для студентов — Сапёров В.Н.

В учебном пособии последовательно изложены современные аспекты медицинской этики. Наряду с традиционными вопросами освещаются новые, вытекающие из современных проблем развития медицины. Подробно разбираются основные принципы и правила медицинской этики, которые логично вытекают из постулатов Гиппократа. На протяжении всей книги автор показывает тесную взаимосвязь этических и правовых вопросов в работе врача.

Учебное пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования и предназначено для обучения студентов медицинских и фармацевтических вузов по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», «Медицинская биофизика», «Медицинская биохимия», «Медицинская кибернетика», «Фармация».

Мишаткина Т.В. Биомедицинская этика. Учебно-методическое пособие

Дедюлина М.А., Папченко Э.В. Этикет

Биштова Т.Р. Этика

Учебно-методические материалы по курсу

Этика как наука о морали
Предмет и задачи этики.
История этических учений.
Теоретические проблемы этики
Возникновение и историческое развитие
морали.
Сущность, специфика, структура и
функции морали.
Высшие моральные ценности и
категории этики.

Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Этика делового общения

Логвиненко О.Н. Этика

Учебно — методическое пособие для студентов экономических специальностей. УО «БГЭУ». г. Бобруйск — 2007 год. 162 страницы.

Этика. Предмет этики. Виды этики. Структура этики. Исторические этапы развития морали. Первобытная мораль. Мораль рабовладельческого общества. Сословно — корпоративная мораль феодального общества. .

Белоус И.А. Этика: практикум для студентов дневной и заочной формы обучения

Минск. МИУ. 2004 — 60 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной формы обучения всех специальностей. В практикум включены основные положения курса с логическими схемами, вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы студентов, практические советы и рекомендации по этикету, ли.

Стрежнева Т.В. Учебно-методическое пособие по курсу этика

Минск. Международный институт трудовых и социальных отношений. 2003 — 104 с.

Учебно-методическое пособие по курсу «Этика» представляет собой возможный вариант систематизации теоретических и методологических аспектов преподавания данной дисциплины с целью активизации самостоятельной работы студентов в процессе усвоения и.

Министерство здравоохранения рф

КУБАНСКая Государственная медицинская академия

КАФЕДРА СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ

Для студентов медицинских ВУЗов

К р а с н о д а р — 2004

Для студентов медицинских ВУЗов

К р а с н о д а р — 2004

Б 63 Ломакина Л.И., Породенко В.А., Травенко Е.Н., Быстрова Е.И., Ильина А.В.

Биомедицинская этика: Учебное пособие /под ред. проф. В.А. Породенко. —

Заведующий кафедрой философии Кубанской государственной медицинской академии, док-

тор философских наук, профессор И.Н. Ремизов;

начальник Краснодарского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы, кандидат медицинских

наук, заслуженный врач РФ, юрист Н.П. Варшавец.

Учебно-методическое пособие подготовлено преподавателями кафедры судебной медицины Кубанской государственной медицинской академии: кандидатом медицинских наук доцентом Л.И. Ломакиной, доктором медицинских наук профессором В.А. Породенко, кандидатом медицинских наук доцентом Е.Н. Травенко, ассистентами Е.И. Быстровой и А.В. Ильиной, под общей редакцией заведующего кафедрой профессора В.А. Породенко.

В настоящем пособии впервые представлен информационно-справочный материал по разделам программы дисциплины «Биомедицинская этика», соответствующей государственному образовательному стандарту, снабженный контрольными вопросами и тестовыми заданиями. В пособии подробно освещены актуальные вопросы биомедицинской этики в контексте проблем современного здравоохранения и практической медицины.

Пособие может быть использовано студентами медицинских и фармацевтических вузов, медицинских факультетов университетов для подготовки к занятиям, преподавателями, слушателями ФППВ и всеми, интересующимися вопросами этики в современном здравоохранении.

Рекомендовано к печати редакционно-издательским Советом

Пояснительная записка

С установлением в России в начале 90-х годов отношений, характерных для правового государства, и в связи с нарастанием движения за демократические права всё заметнее становится интерес общественности, органов общественной власти, медиков, населения к широкому кругу социальных, экономических, этических и правовых проблем биологии и медицины, которые получили название биомедицинской этики (биоэтики).

В последнее десятилетие ушедшего века биоэтика стала играть заметную роль в мировой культуре. В США уделяется большое внимание моральным проблемам медицинского образования, в котором программа по биоэтике рассчитана на 112 часов и изучается 9 месяцев. И это только базисный (пропедевтический) курс – общая биоэтика, а в последующем обучении биоэтика интегрируется с клиническими дисциплинами – специальная биоэтика.

Формирование биоэтики как новой области знаний обусловлено небывалым прогрессом медицины, связанным с начавшейся в 60-е годы ХХ столетия научно — технической революцией. Широкое внедрение в медицинскую практику новейших биомедицинских технологий вызвало к жизни комплекс морально-этических и правовых проблем, решение которых в рамках традиционной медицинской этики оказалось почти невозможным. Причём эти проблемы касались всех периодов жизни человека — от зачатия до смерти (разработка концепции «смерти мозга» в неврологии и реаниматологии, фундаментальные открытия в трансплантологии, психофармакологии, в области экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона, молекулярной биологии и медицинской генетики — генодиагностика и генотерапия — и т. д.).

Другой ведущей причиной развития биоэтики стали идеи экологического и правозащитного движения, борьба за демократические права, массовое распространение и утверждение в общественном сознании населения западных стран понятий о либерально — демократических правах и свободах, о примате прав человека, в контексте которых получили новое осмысление права пациента.

Основополагающие положения биоэтики (автономия личности, правило добровольного информированного согласия и др.) содержатся в многочисленных документах международного права, национальных законодательствах, этических кодексах и декларациях международных и национальных медицинских ассоциаций. Новый международно признанный этический стандарт медицинской практики должен быть внедрен в отечественное здравоохранение.

Для того, чтобы идеи биоэтики нашли своё отражение в практической медицине, необходимо подготовить почву для её восприятия нашими врачами. В системе подготовки отечественных врачей до последнего времени отсутствовало систематическое образование в области современной биомедицинской этики, что препятствовало формированию новых отношений в отечественном здравоохранении. Кроме того, это негативно сказывалось на решении проблемы конвертируемости дипломов наших выпускников, имидже российского врача в глазах международного медицинского сообщества.

Изучение курса «Биомедицинская этика», целью которого является соединение современных этических знаний и профессиональной медицинской деятельности, является необходимым и важным компонентом в подготовке врача.

Настоящее пособие составлено на основе государственного образовательного стандарта и рабочей программы по биомедицинской этике кафедры судебной медицины. Оно может быть использовано как для подготовки к занятиям студентами, так и для самостоятельной проработки и осмысления рассматриваемых проблем практикующими врачами, преподавателями, юристами и всеми, интересующимися современными положениями биомедицинской этики.

Выписка из Государственного образовательного стандарта:

«Биоэтика: Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения. Права пациента и врача. Этические основания современного медицинского законодательства. Применение этических принципов при использовании новых биомедицинских технологий».

Смотрите так же:  Земля в собственность в санкт-петербурге

Author: admin