340 федеральный закон

Оглавление:

Подписан федеральный закон, направленный на совершенствование законодательства в сфере ИЖС, государственного строительного надзора, экспертизы проектной документации, сноса объектов капитального строительства и самовольных построек

Федеральным законом, в частности:

— уточняется определение объекта ИЖС;

— устанавливаются единые требования к строительству объектов ИЖС;

— вводится уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта ИЖС и садовых домов;

— вводится обязанность органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, направить по окончании строительства объекта ИЖС или садового дома в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на возведенный объект;

— Градостроительный кодекс РФ дополняется новой главой, регулирующей порядок сноса объектов капитального строительства;

— вводятся положения о членстве лиц, осуществляющих снос объектов капитального строительства в СРО в области строительства;

— вводятся нормы об изъятии земельного участка (части земельного участка) у собственника, иного обладателя, не осуществившего в установленный срок снос или приведение самовольной постройки в соответствие с требованиями законодательства;

— на органы местного самоуправления возлагается обязанность снести самовольную постройку в случае если не выявлено лицо, осуществившее самовольную постройку, правообладатель земельного участка, на котором расположена самовольная постройка и данный земельный участок не передан новому правообладателю.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 26 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года

Президент Российской Федерации

3 августа 2018 года

Поправки призваны упорядочить индивидуальное жилищное строительство. Они устанавливают единые требования к строительству жилых домов на земельных участках, предоставленных в целях индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках.

Определены максимальные параметры жилого дома: количество надземных этажей — не более 3-х; высота — не более 20 м. Это должно быть отдельно стоящее здание, не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Такой подход позволит решить проблему возведения под видом объектов индивидуального жилищного строительства многоквартирных домов.

Планируется пересмотреть подход к разрешительным процедурам при возведении жилых и садовых домов. При их строительстве (реконструкции) подготовка проектной документации не требуется. Для получения разрешения на строительство надо подать уведомление о планируемом строительстве с указанием параметров возводимого дома.

Вместе с тем предусмотрено обязательное проведение экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию объектов массового пребывания граждан.

Установлены особенности государственного кадастрового учета и госрегистрации прав на жилые и садовые дома.

В целях контроля за соблюдением параметров строительства предусмотрена возможность проведения проверок в случае поступления информации о нарушениях предельных параметров разрешенного строительства.

Также детально регламентированы основания и порядок сноса объектов капстроительства, в том числе самовольных построек. Установлен механизм прекращения прав на земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в случае неисполнения решения о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.

Предусмотрены переходные положения. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 4 августа 2018 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 4 августа 2018 г., в «Российской газете» от 7 августа 2018 г. N 171, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 августа 2018 г. N 32 (часть II) ст. 5134

История рассмотрения и принятия Федерального закона

340 федеральный закон

Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
26 июля 2018 года

Одобрен
Советом Федерации
28 июля 2018 года

Муталипов Магомед

Ассоциация Саморегулируемая организация Межрегиональное отраслевое объединение работодателей «Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа» (рег.№ СРО-С-028-17082009)

367014, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. А. Акушинского 98 «е» 8 (8722) 60-28-70 [email protected]

Copyright © 2018. Гильдия строителей СКФО. Разработка Quantor-∀

Обзор изменений в Градостроительный кодекс и Земельный кодекс в августе 2018

Краткий обзор-конспект (без аналитики) довольно обширных изменений Градостроительный кодекс, Земельный кодекс и других законов, внесенных 340-ФЗ и 342-ФЗ. Тексты довольно сложные, насыщенные множественными оборотами-определениями, отсылками и проч., времени разобраться нужно очень много. Если кому-то поможет, буду рад.

Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Добавлена новая глава 6.4 по сносу (вступила в силу 04.08.2018).

2.1. Не применяется к сносу в рамках нового строительства (в этом случае снос учитывается в проекте на строительство – ч.8 ст.55.30 ГрадК).

2.2. Для сноса необходим проект организации работ по сносу. Проект не обязателен при сносе объектов, для строительства/реконструкции которых не нужно РнС, т.е. а) гаражей, жилых, садовых домов, хоз.построек на садовых участках; б) ИЖС; в) неОКСов; г) вспомогательных строений/сооружений.

2.3. Специальное разрешение на снос не нужно. Однако не позднее чем за 7 дней до начала сноса требуется подать в ОМСУ уведомление о планируемом сносе ОКСа (ч.9 ст.55.31 ГрадК). К уведомлению прилагаются материалы обследования объекта и проект (если он нужен). Кроме того, в теч.7 дней после сноса в ОМСУ подается уведомление о завершении сноса ОКСа (ч.12 ст.55.31 ГрадК). ОМСУ размещает уведомления в ИСОГД, уведомляет госстройнадзор.

Смотрите так же:  Договор аренды плоды

2.4. Перед сносом необходимо также: а) получить ТУ сетевых организаций по отключению ОКСа от сетей, б) подтвердить отключение актом, подписанным у сет.организации (ч.1-2 ст.55.31 ГрадК).

2.5. Правила по СРО в целом аналогичны строительству. Если цена работ по сносу более 1 млн.руб. (для строительства — 3 млн.), работы выполняются только членами СРО строителей (или их подрядчиками, т.е. субподрядчику СРО не нужно). Самому застройщику СРО не нужно, если он привлекает подрядчика со СРО (ч.4-8 ст.55.31 ГрадК).

2.6. Здесь же урегулирован порядок сноса самоволок (ст.55.32 ГрадК) по новой редакции ст.222ГК.

2.6.1. Выявляют самоволки различные органы: ГСН, гос.зем.надзор (Росреестр, Росприроднадзор), орган охраны ОКН, зем.контроль и др. – они направляют уведомление о выявлении в уполномоченный орган МСУ (причем уведомление направляется даже при простом несоответствии ОКСа ВРИ ЗУ – п.10.1 ст.71, п.9 ст.72 ЗК!) .

2.6.2. ОМСУ в теч. 20 раб. дней принимает решение о сносе/сносе или приведении в соответствие (административный снос), либо обращается в суд с иском о сносе, либо отвечает выявившему органу, что признаков самоволки не обнаружено.

2.6.3. При административном сносе ОМСУ в теч.7 раб.дней уведомляет о решении застройщика/правообладателя ЗУ, либо, если их не выявил, публикует в местной печати, на сайте, а также размещает щит с информацией о сносе на самом ЗУ.

2.6.4. Застройщик в установленный решением срок сносит самоволку/ предоставляет проектную документацию на реконструкцию + осуществляет саму реконструкцию для приведения самоволки в соответствие.

2.6.5. Если не выполнил в срок – ОМСУ в теч.6 мес. через суд требует изъятия ЗУ и продажи его на торгах, а если за 6 мес. не удалось продать, либо если ЗУ неделим и помимо самоволки на нем имеются законные ОКСы, то ОМСУ обеспечивает снос самоволки собственными силами за счет застройщика/правообладателя ЗУ.

2.7. Здесь же урегулированы отношения между владельцем объекта с ЗОУИТ и собственниками ОКСов в пределах ЗОУИТ (ст.55.33 ГрадК).

2.7.1. ЗОУИТ – зоны с особыми условиями использования территории – СЗЗ, ЗСО, ОЗТ и проч. (п.4ст.1 ГрадК, ст.105 ЗК).

2.7.2. В этих случаях собственники ОКСов в пределах ЗОУИТ обязаны снести свои ОКСы или привести их в соответствие с ЗОУИТ в теч.3 лет (2 лет со дня ввода в эксплуатацию объекта с ЗОУИТ) (ч.1 ст.55.33 ГрадК, п.4 ст.107 ЗК), но при условии, что владелец объекта с ЗОУИТ (в его отсутствие – орган власти, установивший ЗОУИТ) заключил с ними соглашение о возмещении им убытков.

2.7.3. Если такое соглашение не подписано, собственник объекта с ЗОУИТ может добиваться сноса (приведения в соответствие) ОКСов в суде, а собственники ОКСов – требовать выкупа их ОКСов, если их невозможно использовать из-за ЗОУИТ.

3.2. Исключена необходимость РНС на строительство/реконструкцию ОИЖС (п.1.1 ч.17 ст.51 ГрадК).

3.3. Однако вместо этого введена даже местами более сложная и рискованная процедура: 1) уведомление о планируемом строительстве от застройщика в ОМСУ (орган, выдающий РНС) (ч.1ст.51.1 ГрадК) + 2) ответное уведомление ОМСУ застройщику о соответствии и допустимости (несоответствии и (или) недопустимости) планируемого ОИЖС (ч.7-8 ст.51.1 ГрадК) + 3) уведомление об окончании строительства от застройщика в ОМСУ (ч.16-18 ст.55 ГрадК) + 4) итоговое уведомление ОМСУ о соответствии/несоответствии построенного ОИЖС (ч.19-21 ст.55 ГрадК).

3.4. Если от ОМСУ получено уведомление о соответствии планируемого ОИЖС либо в теч.7 раб. дней не получено никакое, предварительное согласование на постройку ОИЖС считается полученным и действует 10 лет (ч.13 ст.51.1 ГрадК), но от рисков это не спасает (!): ОИЖС все равно может быть снесен как самоволка, если нарушает установленные требования, просто у застройщика появляется право требовать убытков с казны, но и то – только если судом будет установлена вина (sic!) соответствующего должностного лица в направлении «неправильного» положительного уведомления либо его ненаправлении (ч.15 ст.51.1 ГрадК).

3.5. На этапе итогового уведомления (после постройки) проверяется соответствие построенного ОИЖС требованиям на момент поступления в ОМСУ первого уведомления (о планируемом строительстве) (ч.19 ст.55 ГрадК). Но все равно на этом этапе может быть выдано уведомление о несоответствии, если размещение ОИЖС «не допускается в соответствии с земельными ограничениями на дату поступления уведомления об окончании строительства» (кроме ЗОУИТ от еще не введенного объекта) (п.4 ч.20 ст.55 ГрадК). Как итог – ОИЖС может быть признан самоволкой и снесен по суду, причем даже компенсации убытков на этот случай не предусмотрено.

3.6. О несоответствии/недопустимости ОМСУ «стучит» сообщает в госстройнадзор, земконтроль, орган охраны ОКН (ч.12 ст.51.1, ч.21 ст.55 ГрадК).

3.7. Пункты 3.2-3.6 применяются также к садовым домам.

4. Заблокировали обход правил о самоволках путем изменения ПЗЗ (ч.7 ст.33 ГрадК), выдачи разрешения на УРВИ (ч.11.1 ст.39 ГрадК), на отклонение от ППРС (ч.6.1 ст.40 ГрадК).

5. Исключили положения о модифицированной проектной документации и возможности внести изменения в проект по заключению проектировщика без экспертизы. По таким изменениям снова требуется экспертиза (ч.55 ст.26 342-ФЗ).

6. Срок годности град.плана (ППТ для лин.объекта) для экспертизы – полтора года (ч.5.2 ст.49 ГрадК) (для РнС – по-прежнему три года).

7. К докам для получения РНС добавили решение об установлении/изменении ЗОУИТ для ОКСа, если требуется по закону (т.е. ЗОУИТ нужно устанавливать ДО строительства, а не после). Соответственно, исключили из доков для РВЭ проект границ охранной зоны. В ЗК включили обязанность застройщика обращаться за установлением ЗОУИТ до получения РНС (п.13 ст.106 ЗК).

8. Аналогично ИЖС основанием отказа в выдаче РВЭ на ОКС теперь является несоответствие ОКСа ВРИ ЗУ и (или) земельным ограничениям на момент выдачи РВЭ, а не градплана, представленного для РНС (кроме ЗОУИТ от еще не введенного объекта) (п.5 ч.6 ст.55 ГрадК). Т.е. если легально построили объект по РНС, а ВРИ ЗУ поменялся или введены ограничения по зем.законодательству – РВЭ не получить.

9. Наконец прямо написали, что РВЭ не требуется, если не требуется РНС (ч.15 ст.55 ГрадК) (раньше этот вывод делался только системным толкованием).

10. С 01.01.2019 ИСОГД станут ГИСОГД (государственными) (гл.7 ГрадК), их передают в ведение субъектов РФ (ст.57 ГрадК). Доступ к ГИСОГД будет бесплатно открыт всем желающим, при этом там же можно будет в автоматизированном режиме подготавливать, согласовывать и утверждать ППТ, ПМТ, градпланы, РОППРС, РУРВИ, РНС, РВЭ и проч. документы (если субъект РФ принял соответствующий закон) – это называется «функции автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности» (ч.7.1-8 ст.56 ГрадК).

11. Внесены соответствующие поправки в ЗК:

11.1. Самоволки: в случае возведения пользователем/арендатором ЗУ самоволки собственник вправе прекратить право пользователя/арендатора на ЗУ полностью либо в части ЗУ, на котором размещена самоволка (если выдел ЗУ в принципе возможен) и др. (подп.5 п.4 ст.11.2, абз.7 п.2 ст.45, п.4-7 ст.46 ЗК); порядок изъятия ЗУ у собственника и продажи его с публ.торгов, если он не выполнил обязанности по сносу/приведению в соответствие самоволки (ст.54.1 ЗК) (но изъятие производится, только если на этом ЗУ находятся одни самоволки либо если ЗУ можно разделить на ЗУ с самоволками и ЗУ с не-самоволками; если это невозможно, ОМСУ может только снести самоволки, изъять ЗУ не может – ч.13 ст.55.32 ГрадК).

Смотрите так же:  Пособие по уходу за ребенком до полутора лет женщине

11.2. ЗОУИТ: в ЗК с 04.08.2018 добавлена целая новая глава XIX по ЗОУИТ; ЗОУИТ считается установленной со дня внесения в ЕГРН (п.24 ст.106 ЗК) – де факто применяется с 01.01.2022 (ч.8, 12ст.26 342-ФЗ); порядок определения убытков и заключения соглашения о их возмещении определит Правительство РФ (п.5 ст.57 ЗК); подробным образом урегулированы вопросы возмещения в полном объеме (включая уп.выгоду) убытков в случае установления ЗОУИТ (ст.57.1 ЗК).

Предусмотрены внушительные переходные положения (ч.8-46 ст.26 342-ФЗ), в частности:

11.2.1. Срок установления ЗОУИТ/приведения ЗОУИТ в соответствие – до 01.01.2022, при условии принятия Правительством требований к ЗОУИТ (ч.11, 17 ст.26 342-ФЗ).

11.2.2. С 01.01.2020 ликвидируются ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, при этом собственники обязаны до 01.10.2019 обратиться за установлением итоговой СЗЗ либо прекращением расчетной (ч.13 ст.26 342-ФЗ).

11.2.3. Подробно урегулирован порядок сноса объектов и выплаты компенсаций их собственникам, если объекты попали под снос из-за «неожиданного» обнаружения этих объектов в «неопубличенной» и «опасной» для жизни/здоровья ЗОУИТ, в т.ч. в охранной зоне газопроводов (ч.25-42 ст.26 342-ФЗ). Их снос возможен только на основании решения суда с предварительным возмещением убытков в размере рыночной стоимости сносимых объектов либо после их выкупа собственниками объектов с ЗОУИТ или органами власти. В то же время, если ЗОУИТ не «опасная», то можно продолжать эксплуатировать ЗУ, ОКСы, но без права застройки и изменения ВРИ в противоречие с ЗОУИТ, при этом никаких возмещений за такие ограничения уже не положено (ч.33-35 ст.26 342-ФЗ). Также закреплены признаки «опубличенности» ЗОУИТ (ч.37 ст.26 342-ФЗ), «карты района» и «паспорта безопасности территории муниципального образования» там нет.

Таким образом, законодательно решены проблемы, обнаруженные в деле СКЭС «Газпром трансгаз Чайковский v. Николай Мамаев» (А71-15106/2014) и множестве других таких же (дома, построенные в неопубличенной охранной зоне газопровода, обязывали снести), а также – в противоположном по исходу деле СКГД «Газпром трансгаз Нижний Новгород v. Татьяна Марчук» (9-КГ17-11) (в сносе дома в неопубличенной зоне газопровода отказано).

Молния! Новый 340-ФЗ добавит «головной боли» и СРО, и Нацобъединению. А знают ли об этом в НОСТРОЙ? Похоже, что нет…

В минувшую субботу, 4 августа, как уже отмечал ЗаНоСтрой.РФ, был опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с документом можно ознакомиться по ссылке внизу – ред.). На этот факт обратил внимание наш добровольный эксперт из Северной столицы. Слово – внештатному автору.

Согласно этому Федеральному закону, введено новое понятие «снос объекта капитального строительства» – ликвидация объекта капитального строительства путём его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей
Индивидуальные предприниматели или юридические лица, осуществляющие снос объектов капитального строительства (ОКС), теперь должны быть членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса ОКС. Требования о членстве в СРО, правда, не на всех распространяются юридических лиц и ИП.

Саморегулируемым организациям и Национальному объединению строителей придётся привести свои внутренние документы в соответствие с данным Федеральным законом, а НОСТРОЙ ещё и наименование должен изменить.

Юрлица и ИП осуществлять снос ОКС могут в том числе по договорам подряда, заключаемым на конкурентной основе. Тогда они должны внести взнос в ОДО.

Если член СРО только осуществляет снос ОКС, то он может внести взнос в КФ ВВ в размере 100 тысяч рублей и получить простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации. Всё это должно быть отражено в реестре членов СРО. А поскольку этого пока там не видать, то можно сделать вывод, что юристы Национального объединения просто проспали данное важное событие…

Дополнительные требования при сносе особо-опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства устанавливаются Правительством РФ. Пока их нет, когда и какими они будут – непонятно.

Саморегулируемыми организациями могут быть разработаны внутренние документы о страховании риска ответственности за нарушение членами СРО условий договора подряда о сносе объектов капитального строительства, а также условия такого страхования.

К членам СРО, осуществляющим снос объектов капитального строительства, предъявляются требования:

  • квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим снос объектов капитального строительства, наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее, чем пять лет;
  • не менее 2-х специалистов в Национальном реестре специалистов (специалистом по организации специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключённому с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта, сносу объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в Национальный реестр специалистов в области строительства). Добавляются функции таким специалистам (организаторам строительства): оперативное планирование, координация и организация сноса объекта капитального строительства, организация входного контроля проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства.

ОТ РЕДАКЦИИ. А мы, как всегда, с нетерпением ждём на нашем форуме Ваших комментариев, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

Молния! Новый 340-ФЗ добавит «головной боли» и СРО, и Нацобъединению. А знают ли об этом в НОСТРОЙ? Похоже, что нет…

В минувшую субботу, 4 августа, как уже отмечал ЗаНоСтрой.РФ, был опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с документом можно ознакомиться по ссылке внизу – ред.). На этот факт обратил внимание наш добровольный эксперт из Северной столицы. Слово – внештатному автору.

Согласно этому Федеральному закону, введено новое понятие «снос объекта капитального строительства» – ликвидация объекта капитального строительства путём его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей
Индивидуальные предприниматели или юридические лица, осуществляющие снос объектов капитального строительства (ОКС), теперь должны быть членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса ОКС. Требования о членстве в СРО, правда, не на всех распространяются юридических лиц и ИП.

Смотрите так же:  Как оформить разборку оборудования

Саморегулируемым организациям и Национальному объединению строителей придётся привести свои внутренние документы в соответствие с данным Федеральным законом, а НОСТРОЙ ещё и наименование должен изменить.

Юрлица и ИП осуществлять снос ОКС могут в том числе по договорам подряда, заключаемым на конкурентной основе. Тогда они должны внести взнос в ОДО.

Если член СРО только осуществляет снос ОКС, то он может внести взнос в КФ ВВ в размере 100 тысяч рублей и получить простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации. Всё это должно быть отражено в реестре членов СРО. А поскольку этого пока там не видать, то можно сделать вывод, что юристы Национального объединения просто проспали данное важное событие…

Дополнительные требования при сносе особо-опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства устанавливаются Правительством РФ. Пока их нет, когда и какими они будут – непонятно.

Саморегулируемыми организациями могут быть разработаны внутренние документы о страховании риска ответственности за нарушение членами СРО условий договора подряда о сносе объектов капитального строительства, а также условия такого страхования.

К членам СРО, осуществляющим снос объектов капитального строительства, предъявляются требования:

  • квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим снос объектов капитального строительства, наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее, чем пять лет;
  • не менее 2-х специалистов в Национальном реестре специалистов (специалистом по организации специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключённому с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта, сносу объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в Национальный реестр специалистов в области строительства). Добавляются функции таким специалистам (организаторам строительства): оперативное планирование, координация и организация сноса объекта капитального строительства, организация входного контроля проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства.

ОТ РЕДАКЦИИ. А мы, как всегда, с нетерпением ждём на нашем форуме Ваших комментариев, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования!

Устранен пробел в правовом регулировании сноса объектов капитального строительства

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации и направленный на упрощение строительства объектов ИЖС, совершенствование механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства. Кроме того, как сообщает Минстрой России, внесены изменения в правила сноса самовольных построек.

Еще до принятия федерального закона законопроект № 302153-7 был рассмотрен Экспертным Советом НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере.

Экспертный Совет отметил, что действующим законодательством о градостроительной деятельности отношения, связанные с осуществлением сноса (демонтажа) объектов капитального строительства, их частей, урегулированы исключительно в части сноса (демонтажа), необходимого для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства. Отношения по сносу (демонтажу) объекта капитального строительства, который осуществляется в рамках самостоятельного договора, законодательством о градостроительной деятельности не урегулированы.

В этой связи принятие Федерального закона № 340-ФЗ является своевременным и необходимым и позволит устранить описанный выше пробел в регулировании градостроительных отношений.

Соответствующие корректировки внесены Федеральным законом № 340-ФЗ и в части деятельности саморегулируемых организаций – работы по сносу стали в один ряд со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом, а положения отдельных статей главы 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнены необходимыми уточнениями. Теперь индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие исключительно снос объектов капитального строительства, также должны являться членами саморегулируемых организаций в области строительства. Членство в СРО не требуется для выполнения работ по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 1 млн рублей, а также для отдельных категорий юридических лиц (ГУПы, МУПы и др.).

Однако наряду с техническими нормами Федеральным законом № 340-ФЗ введен дополнительный уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда – простой. Теперь член СРО, планирующий осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством или реконструкцией, должен уплатить взнос в указанный компфонд в размере 100 тыс. рублей. При этом для компфонда обеспечения договорных обязательств аналогичный уровень ответственности не введен – договоры подряда на осуществление сноса, заключенные с использованием конкурентных способов, должны быть обеспечены взносами в компенсационный фонд ОДО в рамках уже сложившегося порядка.

Экспертный Совет НОСТРОЙ в своем заключении высказал отрицательную позицию относительно предложенной конструкции, отметив, что введение нового уровня ответственности по иному критерию, никак не связанному со стоимостью работ по одному договору, нарушает требования формальной логики, а также общую направленность, заданную Федеральным законом № 372-ФЗ – все члены СРО в области строительства вправе осуществлять как работы по строительству, так и работы по реконструкции и капитальному ремонту. Кроме того, по мнению Экспертного Совета, вышеназванные противоречия могут привести к спорам об установлении заказчиками в документации о закупке требований к члену СРО в части уровня ответственности по компфонду ОДО для выполнения ими работ по договорам о сносе, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров.

К сожалению, замечания и предложения НОСТРОЙ к законопроекту № 320153-7, направленные в адрес Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, в этой части учтены не были.

Федеральный закон № 340-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования (4 августа 2018 года) и теперь саморегулируемым организациям в области строительства предстоит внести необходимые уточнения в свои внутренние документы. Переходными положениями Федерального закона № 340-ФЗ не установлены требования к порядку и сроку приведения внутренних документов СРО в соответствие принятому закону, однако, по мнению НОСТРОЙ, саморегулируемым организациям не следует затягивать с актуализацией документов.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

НОВОКУЗНЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Жизненные ситуации

Применение норм Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом от 03.08.2017 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации…» (далее – 340-ФЗ) внесены поправки, в том числе следующие законодательные акты:

Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Земельный кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 13.072017 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Чтобы ознакомиться более подробнее, рекомендуем Вам посмотреть презентацию!

Author: admin