Завещание древнее

Документальный фильм «Завещание древних майя» о Юрии Кнорозове

В 2012 году в Канкуне (Мексика) Юрию Кнорозову был установлен памятник, созданный Григорием Потоцким, а в марте 2018 года — ещё один, в городе Мерида (Мексика), авторства скульптора Рейнальдо Болио Суареса. В 2016 одна из улиц Харькова получила имя Юрия Кнорозова.

Завещание древних майя (часть 1)

Завещание древних майя (часть 2)

Еще записи по тегу «Юрий Кнорозов»

Галина Ершова. «Как Юрий Кнорозов разгадал тайну майя, не покидая Ленинграда»

11 марта в Мексике откроют памятник Юрию Кнорозову, расшифровавшему письмо майя. Его ученица Галина Ершова — рассказала ТАСС о великом…

В Мексике поставят памятник этнографу Юрию Кнорозову, расшифровавшему письменность майя

Памятник выдающемуся советскому этнографу и лингвисту, дешифровщику письменности майя Юрию Кнорозову откроют 11 марта в Мериде — столице…

Юрий Кнорозов. «Этногонические легенды. Общий обзор»

Юрий Валентинович Кнорозов (1922-1999) — советский историк и этнограф, лингвист и эпиграфист, основатель советской школы майянистики. Известен…

Завещание древних славян

Славянская культура намного старше, чем предполагалось до сих пор. Что скрывают от нас учебники истории и не пришло ли время пересмотреть всё, что мы знали о самой истории человечества?

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНОДРУГИЕ СТАТЬИ АВТОРА

Управляемый Апокалипсис. Краткое содержание предыдущих столетий

Пересмотр официальной версии истории. Тартария / Скифия / Сарматия / Русь. Петиция

МУДРЫЙ ДЕД И ЕГО УРОКИ. Всем бы таких дедов..

Не могу понять, какое имеет отношение к Древне-Славянской или Славяно-Арийской Ведической Культуре Анна Васильевна Кущенко (Чапман)? В варновой системе самодержавного родового строя её варна смерд(холоп), а может и нелюдь. Нет в её облике Света, Темень одна!

Она жидовка из рода Сефардов, предавшая наших в уша и засланная сюда своим Коленом для разведки!

Чтобы вскрыть ГЕНЕТИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ славянских народов — нужно ВОССТАНОВИТЬ ИСКОННО РУССКИЙ ЯЗЫК — древнеславянский. Можно начать с изучения древнеславянской БУКВИЦЫ. Удивительный факт — после заучивания образов каждой буквы — можно вскрыть свою генетическую память, которая хранится в позвоночнике человека и в его ДНК.

Кстати, ЛОСЬ — СИМВОЛ БОГОРОДИЦЫ ЛАДЫ!

Супер эксперт Чапман и сюда добралась…

Что вы имеете против? Это для телевидения, все очень растянуто. Суть верна, только все это уже открыто давно Н. Левашовым. Почитайте все его книги и смотреть передачи не будет смысла. Но для молодежи это хорошие передачи, чтобы их зацепить, направить на изучение настоящей истории ( Хронологии).

Правильные мысли!))) Чтобы хоть немного пробудить в людях, а особенно в молодом поколении, их собственное сознание, необходимо для начала УКАЗАТЬ людям на ЛОЖЬ, которой опутана наша с Вами – БЫСТЬТВОРЬ! А следующим этапом – направить молодое поколение по пути изучения ИСТИНЫ, которую так долго скрывали и скрывают ПАРАЗИТЫ. Запомните, уважаемые земляки… Наши потомки – это НАША СИЛА и наше БУДУЩЕЕ! И пока паразитическая система промывает нашему подрастающему поколению мозги: с обложек глянцевых журналов, телеэкранов, планшетов, телефонов, соцсетей и т.п. источников массовой информации — гейпарадами, примерами аморального образа жизни и поведения в обществе, ложной ИСТОРИЕЙ, которой окутано ВЕЛИКОЕ прошлое Древнеславянского народа, «героями»-идолами (слуг паразитов), которых воздвигла на пьедестал СЛАВЫ Паразитическая система, причинившими огромный вред, как всему Славянскому РОДУ, так и Великой Славянской Руси… Мы с вами – сограждане ничего не изменим, ни в нашем настоящем, и уж тем более в БУДУЩЕМ…
ШКОЛЫ, ВУЗЫ и другие учебные заведения не обучают наших с вами детей, скорее все больше ОТУПЛЯЮТ и превращают в управляемое «быдло», убивая в еще незрелом сознании молодых людей попытки самостоятельно и правильно мыслить, выражать свою точку зрения и отстаивать справедливость, как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям, а это — первые шаги к подавлению ВОЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ. Без свободной воли – существо называется РАБОМ Паразитической СИСТЕМЫ, это даже уже не ЧЕЛОВЕК – просто винтик (при отработке своего срока, который выбрасывают и заменяют другим винтиком, чтобы система матрица продолжала работать дальше), всего лишь заменяемая деталь механизма матрицы. Зря смеются те, кто отшучивается по поводу мирового господства — ПАРАЗИТОВ-МИРОВЫХ ОЛИГАРХОВ, они просто СЛЕПЫ и ГЛУХИ… И это не просто «сон отупления человеческого мозга», это полное атрофирование человеческого СОЗНАНИЯ, без сознания — нет человека, есть – биоробот, есть животноподобное существо (сущность). Такое будущее хотите видеть для своих детей? Пусть оно не приснится никому, даже в самом страшном ночном кошмаре…

РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

245. Хотя завещание сохранило на всем протяжении истории Рима значи­тельные черты формализма, однако со времени классических юристов скла­дывается то, что называли залог favor testamenti , т.е. тенденция при помощи благоприятного толкования сохранять, насколько то было возможно, силу завещаний. Так, например, если кто-нибудь был назначен наследником под невозможным условием, условие считалось ненаписанным ( pro n о n scripto habetur ), а назначение наследника безусловным.

Однако и завещание, составленное с соблюдением всех требований зако­на, могло утратить силу до открытия наследства, прежде всего, вследствие от­мены его завещателем, которая в древнейшее время могла быть произведена только путем составления нового завещания, а по преторскому праву унич­тожением tabulae testamenti , срывом с них печатей и т.п. В период империи сначала было постановлено, что завещание утрачивает силу, если до истече­ния десяти лет со дня его составления не будет открыто наследство, а затем во изменение этого правила Юстиниан постановил, что по истечении десяти лет завещание может быть изменено соответствующим заявлением в присут­ствии трех свидетелей. В период империи допускалось также внесение в за­вещание изменений путем составления кодициллов и распоряжений о фидеикомиссах (см. п. 273).

Наследование по завещанию

Со времен Древнего Рима в гражданском праве закрепились два основания наследования: закон и завещание. Действующий ГК РФ ста­вит на первое место наследование по завещанию.

Завещатель может распорядиться своим имуществом или какой- либо его частью, составив одно или несколько завещаний.

Согласно ст. 1121 ГК РФ завещатель может совершить завещание в пользу одного или нескольких лиц, как входящих, так и не входящих в круг наследников по закону. При этом завещатель может указать в за­вещании другого наследника (подназначить наследника) на случай, если назначенный им в завещании наследник или наследник завещате­ля по закону умрет, не успев принять наследство, либо не примет на­следство по другим причинам или откажется от него, либо не будет иметь право наследовать.

Форма и порядок совершения завещания регламентированы ст. 1124-1129 ГК РФ.

Согласно ст. 1124 ГК РФ завещание должно быть составлено в пись­менной форме и удостоверено нотариусом. Несоблюдение установлен­ного правила влечет за собой недействительность завещания.

Нотариально удостоверенное завещание должно быть написано за­вещателем или с его слов нотариусом. Записанное нотариусом со слов завещателя завещание до его подписания должно быть полностью про­читано завещателем в присутствии нотариуса. Если завещатель не в со­стоянии лично прочитать завещание, его текст оглашается для него нотариусом, о чем на завещании делается соответствующая надпись. Завещание должно быть собственноручно подписано завещателем, а если завещатель в силу физических недостатков, тяжелой болезни или неграмотности не может собственноручно подписать завещание, оно по его просьбе может быть подписано другим гражданином в присутствии нотариуса.

Завещание, приравненное к нотариально удостоверенному, должно быть подписано завещателем в присутствии лица, удостоверяющего завещание, и свидетеля, также подписывающего завещание. Такое за­вещание должно быть, как только для этого представится возможность, направлено лицом, удостоверившим завещание, нотариусу по месту жительства завещателя.

Статья 1126 ГК РФ допускает совершение закрытого завещания, когда завещатель не предоставляет другим лицам, в том числе нота­риусу, возможности ознакомиться с его содержанием. Закрытое заве­щание должно быть собственноручно написано и подписано завеща­телем и в заклеенном конверте передается завещателем нотариусу в присутствии двух свидетелей, которые ставят на конверте свои под­писи. Конверт, подписанный свидетелями, запечатывается в их при­сутствии нотариусом в другой конверт, на котором нотариус делает надпись, содержащую сведения о завещателе, месте и дате принятия завещания, фамилии, имени, отчестве и месте жительства свидетелей. Принимая от завещателя конверт с закрытым завещанием, нотариус выдает завещателю документ, подтверждающий принятие закрытого завещания. По представлении свидетельства о смерти лица, соверши­вшего закрытое завещание, нотариус не позднее чем через 15 дней вскры­вает конверт с завещанием в присутствии не менее двух свидетелей и пожелавших при этом присутствовать наследников по закону. После вскрытия конверта текст содержащегося в нем завещания оглашается нотариусом, после чего нотариус составляет и вместе со свидетелями подписывает протокол, удостоверяющий вскрытие конверта с завеща­нием и содержащий полный текст завещания. Подлинник завещания хранится у нотариуса, а наследникам выдается нотариально удостове­ренная копия протокола.

В виде исключения в случаях, предусмотренных ст. 1129 ГК РФ, допускается составление завещания в простой письменной форме, ког­да гражданин находится в положении, явно угрожающем его жизни, и в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств лишен возмож­ности совершить нотариально удостоверенное завещание. В этих слу­чаях он вправе в присутствии двух свидетелей собственноручно напи­сать и подписать документ, являющийся завещанием. Такое завещание подлежит исполнению только при условии подтверждения судом по требованию заинтересованных лиц факта его совершения в чрезвычай­ных обстоятельствах. Если завещатель в течение месяца после прекра­щения этих обстоятельств не воспользуется возможностью совершить завещание в иной форме, предусмотренной ст.

Завещатель вправе отменить или изменить составленное им заве­щание в любое время после его совершения, не указывая при этом причины его отмены или изменения. При этом не требуется чье-либо согласие, в том числе лиц, назначенных наследниками в отменяемом (изменяемом) завещании. Последующее завещание отменяет прежнее завещание полностью или в части, в которой оно противоречит новому завещанию. Завещание может быть отменено также посредством рас­поряжения о его отмене, которое должно быть совершено в той же форме, что и само завещание. Совершенное в чрезвычайных обстоя­тельствах завещание может отменять или изменять только такое же завещание.

В соответствии со ст. 1131 ГК РФ при нарушении положений ГК РФ, влекущих за собой недействительность завещания, оно может быть признано оспоримым или ничтожным. При этом не могут служить основанием недействительности завещания описки и другие незначи­тельные нарушения порядка его составления, подписания или удо­стоверения, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя. Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы кото­рого нарушены этим завещанием. Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается.

Исполнение завещания осуществляется наследниками по завеща­нию, за исключением случаев, когда его исполнение полностью или в опре­деленной части осуществляется исполнителем завещания.

Смотрите так же:  Приказ о расширении москвы

В соответствии со ст. 1134 ГК РФ завещатель может поручить ис­полнение завещания указанному им в завещании гражданину — душе­приказчику (исполнителю завещания) независимо от того, является ли этот гражданин наследником.

Согласие гражданина быть исполнителем завещания выражается им в его собственноручной надписи на самом завещании или в заяв­лении, приложенном к завещанию либо поданном нотариусу в течение месяца со дня открытия наследства. Полномочия исполнителя заве­щания удостоверяются свидетельством, выдаваемым нотариусом. Ис­полнитель завещания вправе от своего имени вести дела, связанные с исполнением завещания, в том числе в суде, других государственных органах и учреждениях. Он имеет право на возмещение за счет на­следства расходов, связанных с исполнением завещания, а также на получение сверх расходов вознаграждения, если это предусмотрено завещанием.

Статьями 1137 и 1138 ГК РФ регламентированы такие понятия на­следственного права, как завещательный отказ и завещательное воз­ложение.

Завещательный отказ заключается в праве завещателя в завеща­нии возложить на одного или нескольких наследников исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного харак­тера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), кото­рые приобретают право требовать исполнения этой обязанности. Предметом завещательного отказа может быть передача отказополу­чателю в собственность, во владение или в пользование вещи, входя­щей в состав наследства, передача входящего в состав наследства имущественного права, приобретение и передача отказополучателю иного имущества, выполнение для него определенной работы или оказание определенной услуги либо осуществление в его пользу пе­риодических платежей. Право на получение завещательного отказа действует в течение 3 лет со дня открытия наследства и не пере­ходит к другим лицам. Наследник, на которого завещателем возложен завещательный отказ, должен исполнить его в пределах стоимости перешедшего к нему наследства за вычетом приходящихся на него долгов завещателя и своей обязательной доли в наследстве.

Завещательное возложение состоит в праве завещателя в завещании возложить на одного или нескольких наследников обязанность совер­шить какое-либо действие имущественного или неимущественного характера, направленное на осуществление общеполезной цели. Такая обязанность может быть возложена и на исполнителя завещания при условии выделения части наследственного имущества для исполнения завещательного возложения. Завещатель вправе также возложить на одного или нескольких наследников обязанность содержать принад­лежащих ему домашних животных, осуществлять необходимый надзор и уход за ними.

Если вследствие обстоятельств, предусмотренных ГК РФ, доля на­следства, причитавшаяся наследнику, на которого была возложена обязанность исполнения завещательного отказа или завещательного возложения, переходит к другим наследникам, последние постольку, поскольку из завещания или закона не следует иное, обязаны испол­нить такой отказ или такое возложение.

19. Наследственное право Древнего Рима. Понятие и виды наследования по завещанию.

Наследование возможно было либо по закону, либо по завещанию. Римское право не допускало возможности наследования после одного и того же лица по разным основаниям. Это означало невозможность, чтобы одна часть наследства перешла к наследнику по завещанию, а другая часть того же наследства — к наследникам по закону.

Открытие наследствапроисходит в момент смерти наследодателя. С этого момента у наследников возникает право на получение наследства. Вступление в наследство — это выражение желания принять наследство. Собственником наследуемого имущества наследник становился не в момент открытия наследства, а только после его принятия.

В древнейшее время существовало только наследование по закону. После смерти домовладыки все имущество в силу закона автоматически оставалось за агнатской семьей. Наследниками признавались только агнаты. Наследственное имущество поровну делилось между ними. Когнаты, то есть кровные родственники, получили право на наследование по закону только в преторском праве.

Позднее стали составляться и завещания, однако для их действительности необходимо было соблюсти немало формальностей. Например, в начале республиканской эпохи любое наследственное распоряжение нуждалось в утверждении народного собрания. В период поздней республики и принципата большинство формальностей исчезло. Само завещание стало составляться в письменной форме и удостоверяться 7 свидетелями.

Появилось понятие обязательного наследования, то есть ближайший родственник наследодателя получил право на часть наследства независимо от воли наследодателя. Претор стал давать судебную защиту лицам, которые по старым законам не имели права наследовать, и одновременно признавал завещания, составленные без особых формальностей. Так постепенно формировалась преторская собственность. В эпоху империи старая цивильная система наследования и преторская практически слились.

Общим признаком, определяющим право на наследство на всех этапах, было родство наследника с наследодателем. Первоначально преимущество при наследовании по закону имели агнаты.

В связи с этим цивильное право различало три группы (очереди) наследников: «Свои»наследники составляли первую очередь и включали детей наследодателя, а также внуков от ранее умерших детей. Эти наследники именовались также и «необходимыми» наследниками, поскольку получали (вступали) наследство независимо от своей воли.Агнаты.Если после умершего не оставалось «своих» наследников, то к наследованию призывались агнаты (например, брат умершего). Когда имелось несколько агнатов, наследовал тот, кто имел ближайшую родственную связь с наследодателем (ближайший агнат).когнаты.Степень родства значения не имела.

Старая цивильная система наследования, основанная на агнатском родстве, была заменена преторской системой наследования.Преторское право установило четыре группы (очереди) наследников: 1 включала детей наследодателя, в том числе и эманципированных; 2 составляли все агнаты; 3 ключала когнатов до шестой степени включительно; 4 супруг (супруга) умершего.В эпоху принципата мать получила предпочтительное перед агнатами право наследования после своих детей, и наоборот.

Уложение Юстиниана различало пять очередей законных наследников: 1 все нисходящие наследники умершего, при этом усыновленные дети наследовали наравне с родными детьми наследодателя; 2 восходящие родственники умершего, а также родные братья, сестры и их дети; 3 неполнородные братья и сестры умершего; 4 все остальные боковые родственники умершего независимо от степени родства; 5 супруг (супруга) умершего.

Если не было ни одного из наследников по закону (и по завещанию) либо все они отказались от наследства, наследство становилось выморочным. Сначала такое имущество признавалось бесхозяйным и поэтому становилось собственностью любого, кто его захочет захватить. Начиная с эпохи принципата выморочное имущество стало передаваться государству.

Наследуемое имущество по общему правилу делилось поровну между всеми законными наследниками, относящимися к одной очереди.

Наследование по праву представления — это право внуков получить ту долю наследства, которая бы досталась их родителям, если бы те пережили наследодателя. Наследственная трансмиссия — это ситуация, при которой наследник пережил наследодателя, то есть наследство открылось, но не успевал его принять, так как умер сам. В таком случае наследовали его наследники, поэтому дети в данном случае считались не наследниками деда (наследодатель), а наследниками своего отца, так как тот умер уже после открытия наследства. Римское право сперва не допускало наследственной трансмиссии, так как право наследника рассматривалось как сугубо личное и оттого непередаваемое. В дальнейшем трансмиссия была разрешена, но ограничена одним годом со дня извещения первоначального наследника об открытии ему наследства.

Завещание по римскому праву — это не просто всякое распоряжение лица своим имуществом на случай смерти, а лишь такое, которое содержало назначение наследника. Назначение наследника должно было быть в самом начале завещания, и без него завещание не имело юридической силы.Завещание — это односторонняя сделка,выражающая волю лишь одного лица — завещателя.это позволяло завещателю в любой момент и без каких-либо ограничений отменить или изменить составленное им ранее завещание.

Условия действительности завещания:

1. для составления завещания требовалась специальная правоспособность, которой не обладали, например, недееспособные, осужденные за порочащие преступления, расточители и др. Специальная дееспособность требовалась на момент составления завещания;

2. специальная правоспособность, то есть способность быть назначенным наследником, должна была быть и у лиц, назначаемых в качестве наследников. Такой правоспособности не имели и, следовательно, не могли быть назначены в качестве наследников дети государственных преступников, рабы, перегрины и др.;

3. необходимо было соблюсти установленную форму завещания.

В древнейшее время завещание могло быть составлено в двух формах: объявлено перед народным собранием и им утверждено либо объявлено воином перед строем в походе или перед сражением.

В дальнейшем устное завещание было заменено обязательной письменной формой с приложением печатей завещателя и свидетелей (начиная с эпохи принципата их должно было быть не менее семи).

Завещание не должно было нарушать права на обязательную долю. Наследник мог быть назначен под отлагательным условием, что означало открытие наследства не в момент смерти наследодателя, а после наступления определенного условия. Отменительное условие не допускалось и считалось ненаписанным.

Подназначение наследника делалось для того, чтобы в случае смерти основного наследника либо его отказа от принятия наследства оно перешло ко второму указанному в завещании лицу («запасной» наследник).

Дети умершего становились его наследниками автоматически, и им не надо было совершать каких-либо действий по принятию наследства.Существовали два способа принятия наследства:

· прямое волеизъявление наследника;

· фактическое поведение лица, свидетельствующее о принятии им наследства.

Принимая наследство, лицо приобретало не только права, но и становилось правопреемником по всем долгам умершего. При этом такое правопреемство носило неограниченный характер и не зависело от размера наследства, которое получило лицо. Избежать такой неограниченной ответственности можно было, лишь отказавшись от наследства. В эпоху империи было установлено, что лица, не достигшие 25 лет, всегда отвечают только в пределах полученного ими наследства. Отказ от наследства имел место, если лицо прямо заявило об этом либо не приняло наследство в установленные сроки и надлежащим способом.

Отказ от наследства приводил к нескольким последствиям:

1. наследство переходило к подназначенному наследнику;

2. наследство могло перейти к наследникам той же очереди, а при их отсутствии — к другой;

3. наследство могло перейти к наследникам по закону;

4. при отсутствии иных наследников имущество становилось выморочным.

Для защиты интересов кредиторов умершего преторским эдиктом было введено право кредиторов требовать отделения наследственной массы от личного имущества наследника. В результате становилось возможным, чтобы наследственное имущество в первую очередь шло на удовлетворение требований кредиторов умершего.Кредиторы наследника подобного выдела требовать не могли.

Необходимость в судебной защите наследника могла возникнуть в случаях, если кто-то:

1. не признавал тех прав, которые входили в наследство (например, оспаривал право собственности умершего на какое-либо имущество);наследник имел те же иски, что и наследодатель.

2. своими действиями нарушал права лица как наследника (например, оспаривал действительность завещания). Если лицо не признавалось имеющим право на наследование, то оно могло предъявить иск об истребовании наследства. Данный иск по своему характеру и последствиям был аналогичен виндикационному.

Преторский наследник получал для своей защиты преторский интердикт.

Легат, или завещательный отказ — это возложение на наследника по завещанию исполнения какого-либо обязательства в пользу одного или нескольких лиц (легатариев). Легат должен был быть прямо указан в завещании. Легат можно было установить только в завещании. Легат приводил к сингулярному правопреемству. Так как преемник получал лишь отдельные права, а не долю в наследстве, он не становился ответственным по долгам наследодателя.

Смотрите так же:  Налог на имущество организаций прямой

• «легат по виндикации» устанавливал право собственности легатария на определенную вещь завещателя. Легатарий защищал свои права при помощи виндикационного иска;• «легат из обязательства» предоставлял легатарию обязательственное право требования от наследника исполнения воли завещателя. Он возникал, если на наследника было возложено обязательство передатьчто-то легатарию. При данном виде легата легатарий защищал своиправа с помощью обязательственного иска к наследнику.

Легат приобретался в два этапа.Первыйвозникал после смерти наследодателя. Его значение заключалось в том, что если легатарий пережил наследодателя, то его право на получение легата само становилось способным переходить по наследству. Второй этап — это момент принятия наследства наследниками. С этого момента легатарий или его наследники получали право требовать осуществления своих прав. При отказе наследников они могли подать соответствующие иски.

Завещание древнее

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ КАРДИНАЛА ГЕРЦОГА ДЕ РИШЕЛЬЕ ФРАНЦУЗСКОМУ КОРОЛЮ.

Написано в период с 1637 по 1642 год, впервые опубликовано в 1688 году в Амстердаме. Источник данной электронной версии: Андреев А. Р. Гений Франции, или Жизнь кардинала Ришелье. Документальное историческое исследование. Политическое завещание Ришелье. М., 1999. Печатается с сокращениями по изданию Московского университета 1766 года.

Сие писание будет на свете под титулом моего политического завещания; понеже оно писано с тем, чтоб по смерти моей годно было для порядков и правления государства Вашего, ежели оное Ваше Величество за достойное почесть изволите. Ибо оно содержит мои последние желания до сего касающие, и оставляя Вам его, поручаю Вашему Величеству все, что могу наилучше завещать Вам, когда угодно будет Богу позвать меня от жития сего.

Ежели тень моя, которая в сих записках явится, возможет по смерти моей несколько способствовать в учреждение сего великого государства, в правлении которого изволили Вы меня учинить участником свыше моего достоинства, то я почту себя счастливым.

Сие писание учинено будет по рассуждению верных свидетелей истории Вашего времени, с такой искренностью, что всему свету подаст причину верить, что данные от меня советы Вашему Величеству не имеют другого основания, кроме пользы государства и преимущества особы Вашей, которой вечно пребуду.

Нижайший, вернейший, покорнейший, усерднейший подданный и слуга

Арман дю Плесси.

Когда Вы, Ваше Величество, вознамерились дать мне вдруг доступ в советы Ваши и великое участие в ведении Ваших дел, то я могу сказать по истине, что гугеноты разделяли государство с Вашим Величеством, что вельможи вели себя, как если бы они не были Вашими подданными, а наиболее могущественные губернаторы провинций вели себя так, как будто они были государями в чинах своих.

Я могу сказать, что худой пример тех и других так был предосудителен королевству, что самые порядочные люди их невоздержанием соблазнялись. Могуж сказать, что всяк достоинство свое измерял своею наглостью. Я могу еше сказать, что иностранные союзы находились в пренебрежениями: интересы частные предпочитались государственным; одним словом, достоинство Вашего Величества было столь унижено и столь отличалось от того, каким бы оно должно было быть, по вине тех, кто имел тогда главное управление

Вашими делами, что почти невозможно было признать его.

Уже нельзя было сносить более поступки тех, коим Ваше Величество правление своего государства вверили, не потеряя всего; с другой же стороны невозможно переменить всего вдруг, не наруша законов мудрости, которые не дозволяют переходить от одного до другого края, миновав середину.

Плохое состояние Ваших дел, казалось, побудит Вас к опрометчивым решениям без выбора времени и средств; однако необходимо было выбрать и то и другое, чтобы извлечь пользу из перемены, которой требовала от Вашего благоразумия необходимость.

Лучшие умы не думали, что можно без крушения обойти все подводные камни, которые появились в столь мало надежное время; двор был полон людей, которые уже порицали безрассудство тех, кто желал взяться за это; и так как все знали, что государи легко приписывают тем, кто находится при них, плохие успехи дел, относительно которых они получили хорошие советы, то столь немного людей надеялось на хороший исход перемены, которую, как объявили, я хотел произвести, что многие считали мое падение обеспеченным ранее, чем Ваше Величество возвысили меня.

Я Вам обещал употребить все свое искусство и всю власть, которую мне дать изволили на истребление гугенотского общества, на сражение гордости знатных вельмож, на приведение в должность всех Ваших подданных и на возвышение Вашего имени в чужих народах на такую степень, на какой ему быть надлежит.

И тако успехи, кои следовали за добрыми намерениями, которые Бог дать мне изволил для приведения в порядок сего государства, оправдают в будущие времена твердость мою, с которою я постоянно производил мое предприятие.

Я говорю, что дворянство надо рассматривать, как один из главнейших нервов государства, могущий много способствовать его сохранению и упрочению. Оно в течение некоторого времени было столь унижено благодаря большому числу чиновников, которых ало., века создало в ущерб ему, что оно весьма нуждается в поддержке против посягательств этих людей. Богатство и спесь одних отягчают нужду других, богатых только храбростью, благодаря которой они свободно жертвуют жизнью государству, от которого чиновники получают содержание.

Происходящим из этого сословия свойственна обычная ошибка жестоко обращаться с народом, которому Бог, по-видимому, дал руки скорее для того, чтобы добывать пропитание, нежели для того, чтобы защищать свою жизнь.

Весьма важно прекратить подобный беспорядок обуздывающей строгостью, благодаря которой слабые Ваши подданные, даже будучи безоружными, имели бы под сенью Ваших законов столько же безопасности, как если бы в руках у них было оружие.

Хотя дворяне заслуживают того, чтобы с ними обращались хорошо, когда они поступают хорошо, но нужно быть и с ними строгим, если они пренебрегают тем, к чему обязывает их рождение. Я без всякого колебания говорю, что те, кто, отстав от доблести предков, уклоняются от того, чтобы служить короне шпагой и жизнью с постоянством т твердостью, коих требуют законы государства, заслуживают быть лишенными выгод своего происхождения и принужденными нести часть бремени народа.

Ввиду того, что честь для дворян должна быть дороже жизни, их следует карать скорее лишением первой, нежели последней.

Хотя же сведение учения необходимо обществу, однакож то подлинно, что не всякого без разбору обучать должно.

И како тело человеческое, есть ли бы имело глаза на всех частях своих, было б безобразно, так и государство было бы такое же, ежели б все жители оного были ученые, ибо в нем столь же бы мало было послушания, сколько много гордости и тщеславия.

Обхождение с науками прогнало б обхождение с торговлею, которая богатит государство, погубило бы земледелие, истинную питательницу народов, и в малое время опустошило бы сад солдатства, который возрастает больше в суровости невежества, нежели в мягкости учения книжного; наконец, наполнило бы Францию ябедниками, более удобными разорить целые домы горожан, и возмутить покой всенародный, нежели принести какое добро государству.

И ежели б книжное учение всякому уму без разбору дано было, то б было больше таких людей, кои б наделали сумнительств, нежели таких, кои б их решили; и многие б были способнее противиться истине, нежели защищать оную.

«В сем рассуждении политики хотят, чтоб в порядочном государстве было больше учителей художеств рукодельных, нежели учителей наук свободных, для обучения книжной мудрости.

Слабость существа человеческого требует во всех вещах равновесия, а в том и состоит основание истины.

Сколько опасно всякому уму без разбору определяться к наукам, столькож желательно, чтоб добрые к оным привлечены были.

Все политики согласны, что ежели народ будет в достатке, то невозможно будет содержать его в границах его обязанностей. Они основываются на том, что, имея меньше знаний, чем другие сословия государства, несравненно лучше воспитанные и более образованные, народ едва ли оставался бы верен порядку, который ему предписывают разум и законы, если бы он не был до некоторой степени сдерживаемый нуждою.

Разум не позволяет освобождать его от каких бы то ни было тягот, ибо, теряя в таком случае знак своего подчинения, народ забыл бы о своей участи и, будучи освобожден от податей, вообразил бы, что он свободен и от повиновения.

Его, народ, должно употребить ослам, которые, привыкши к вьюкам, портятся от долговременного покоя больше, нежели от работы, но чтоб та работа была в меру, и бремя оных животных равно было их силе.

Еще я знаю, что многие государи потеряли государства свои и подданных от того, что не содержали сил, нужных к своему охранению, боясь отяготить народ свой, а некоторые подданные впали в рабство к своим неприятелям тем, что желали много вольности у своего природного государя, — но есть некоторая мера, которой без погрешения преступить не можно.

Как нельзя считать хорошим государя, берущего от своих подданных больше, чем следует, так нельзя считать всегда наилучшим и того из них, который берет меньше, чем следует. Как у раненого человека сердце, ослабевает от потери крови, привлекает к себе на помощь кровь нижних частей организма лишь после того, как истощена большая часть крови верхних частей, так и в тяжелые времена государства монархи должны, поскольку это в их силах, воспользоваться благосостоянием богатых прежде, чем чрезмерно истощать бедняков.

В великих делах действия никогда не соответствовало точно данным повелениям.

Разумный Государь есть великое сокровище в государстве, как и искусный Совет, и согласие обоих бесценно, ибо от того то все государственное благополучие зависит.

По истине те государства суть благополучнейшие, в коих государи и советники мудры.

Польза народная должна быть единым упражнением Государя и его советников, или по малой мере те и другие обязаны иметь их в столь особливом смотрении, чтоб они ее предпочитали всем собственным.

Невозможно понять того добра, которое Государь и определенные от него к делам его могут сделать, если они будут свято соблюдать сие правило, и не можно же изобразить зла, которое случается государству, когда собственные корысти предпочтены будут народной пользе, и когда оная установлена будет на особенной пользе.

Ничто столь не нужно в правлении государственном, как прозорливость; ибо ее способом можно легко предупредить многие бедствия, коих не можно избыть, разве с великим трудом, когда приключаются оные.

Как врач, который может предупреждать болезни, больше в почтении того, который только старается лечить их, так и министры государственные должны часто представлять, и напоминать своему государю, что гораздо нужнее рассуждать о будущем, нежели о настоящем, и что с болезьми обстоит равно, как с неприятелями государственными, противу коих лучше выступить навстречу, нежели наждав на себя, выгонять их после нашествия.

Смотрите так же:  Договор продажи б у оборудования

Те, кои иначе в том поступят, впадут в превеликие замешательства, на которые трудно будет сыскать после уврачевания.

Тот, кто предвидит издалече, не делает ничего безрассудно, потому что он о том заблаговременно надумается, да и трудно ошибиться, когда о чем наперед думаешь.

Надобно спать по львиному не затворяя глаза, а иметь их всегда отверсты, дабы предвидеть все злополучия, могущие приключиться, и напоминать себе, что как чахотка пульса в движение не приводит, хотя она и смертельна, так часто случается с государствами, что беды, кои неудобозрительны в своем начале, и о которых меньше помышляют, гораздо опаснее, и те то самые, кои наконец становятся наиважнейшими.

Королям весьма осторожными быть надобно в чинимых ими договорах, но когда уже оные сделаны, то должны они наблюдать их свято.

Столь много приключается бедствий от неспособности определенных к главным должностям и к важнейшим делам, что государи и участники управления дел их не могут довольно иметь тщания в том, чтоб каждый определен был к должностям, которые ему свойственны.

Кто способен служить государству в некоторых должностях, будет вреден оному в прочих.

Посол худого выбора для учинения великого договора может неведением своим принесть знатное предосуждение.

Полководец неспособный к таковому чину, может безвременно отважить все счастие своего государя и благополучие его государства.

Губернатор важной крепости, неимеющий свойств нужных к своей осторожности, может в один час так споспешествовать разорению всей державы, что едва ли целый век в состоянии будет исправить его прегрешения.

Смею сказать, что ежели б все определенные к делам государственным были тому достойны, то бы государства не токмо были, изъяты многих приключений, часто тревожащих покой их, но и наслаждались бы благоденствием несказанным.

Я весьма знаю, что очень трудно найти таких подданных, кои бы имели все качества, потребные к положенным на них должностям; но по малой мере надобно, чтоб они хотя главными из оных снабдены были, и когда из них не можно сыскать совершенных, однакож не мало удовольствия, ежели изберутся лучшие, кои найдутся в веке безплодном.

Ежели маска, которою большая часть людей покрывают свои лица, и есть ли ухищрения, кои они обыкновенно употребляют, дабы притвориться и укрыть свои пороки, делает, что в них ошибаются до такой степени, что будучи определенные в великие чины оказываются они столь же худыми, сколько они были наполнены добродетелями, когда их выбирали; то надобно вскоре исправлять сию ошибку, и хотя послабление может упустить какое малое недостоинство, однакож не должна она никогда допускать сносить лукавство весьма вредное государствам ради чьей нибудь особенной корысти.

В сем месте надлежит смело представлять государям, сколь много будут отвечать они пред Богом, когда дадут из сущей своей склонности великие чины к должности, кои не могут быть отправляемы посредственными умами без вреда государственного.

Государь, который хочет любим быть своими подданными, должен занять главные чины и первые начальства своей своей державы особами столь почтенными от всего света, чтоб могли находить причину его выбора в достоинстве.

Временщики тем наипаче опасны, что возвышенные счастием, редко употребляют рассудок; и понеже он несогласен с их намерениями, то он обыкновенно у них вовсе бессилен остановить стремление поступающих в предосуждение государству.

Многие государи погубили себя тем, что предпочли особенные свои угодности пользе народной.

Нет поветрия столь способного к разорению государства, как льстецы, клеветники и некоторые души, которые иного намерения не имеют, как токмо сочинять умыслы и сплетни при дворах их. Они так проворны в рассеянии своего яда разными неудобозримыми образами, что трудно от него защититься, есть ли в том великая предосторожность не принята будет. Едва я могу исчислить все беды, которым сии худые души были производцами во время царствования Вашего Величества; но я такую на них жестокую досаду имею за пользу государственную, что она принуждает меня сказать, что дожно быть немилосерду к таковым людям, дабы предупреждать подобные тем тревоги, которые в мое время случались.

Как худой воздух, заперт будучи в бауле, заражает часто дом моровою язвой, которая потом и по всему городу рассыплется, так и пронырства кабинетов наполняют часто дворы государей раздорами, которые наконец возмутят все государства.

Как благодеяние есть повод к любви, так могущество есть причиною страха, да и известно, что между всеми правилами, способными вращать государством, страх, основанный на почтении и на величании, имеет ту силу, которая принуждает каждого к исправлению его должности.

Государь должен быть силен славою, порядочным числом людей военных, непрестанно содержанных, знатным числом казны в кладовых своих, для поспешения в нечаянных случаях, которые часто постигают тогда, когда меньше об них думают; привлечением к себе сердец своих подданных.

Слава тем наипаче нужна государям, что тот, о котором доброе мнение носится, делает больше одним .своим именем, нежели неимеющие почтения своими войсками.

Государь должен быть силен крепостью границ своих. Надобно быть лишену рассудка, если не знать, коль важно великим государствам, чтобы границы их весьма укреплены были.

Сие дело тем наипаче нужное в сем королевстве, что хотя бы легкомыслие страны нашей учинило ее неспособною к великим завоеванием, однакож храбрость оныя учинит ее непобедимою в обороне, ежели в ней будут великие крепости, столь укрепленные и снабженные всякими вещьми, чтоб она могла показать свое мужество, не будучи подвержена сносить великих неспокойств, яко единых неприятелей, коих ей одолевать должно.

Граница, довольно укрепленная, способна лишить неприятелей хотения к предприятиям противу государства, или по крайней мере, остановить их набеги и стремление, если они столь смелы, что придут отверстою силою.

Самое сильнейшее государство в свете не может похвалиться, чтоб владело надежным покоем, если оно не в состоянии защитить себя во всякое время от внезапного нашествия и от нечаянного нападения.

Сей ради причины надобно, чтоб великое королевство имело всегда на содержании некоторое число военных людей, достаточное для предупреждения предприятий, которые зависть и ненависть учинить могут противу благосостояния его и великости.

И как часто приключаются беды воину, который не носит всегда своего оружия, так и государство, которое не всегда осторожно, и в состоянии защищаться от нечаянного нападения, много бояться должно.

Каждая страна имеет свои пороки, а самые умные народы суть те, которые тщаться достигнуть искусством того, чего природа не дала им.

Нет легче как давать правило доброй жизни, нет же тяжелее, как доводить до исполнения оных, а однакож то дело не невозможное.

Нет общества, в котором бы не находилось гораздо больше худых людей, нежели добрых.

Порученное дело попечению многих людей тем безнадежнее, что каждый, на своего товарища полагается, и выборы, кои чинятся согласием общества, редко бывают на основании рассудка, потому что хотя и есть много в них людей разумных и добрых, однако число дураков и злых всегда больше.

Сила оружия требует не токмо чтоб Государь был крепок на сухом пути, но еще б был он многолюден и на море. Море есть могущество из всех наследств, которого все самодержавцы по большей части добиваются, а однакож на оное права каждого меньше всех ясны.

Одним словом, древние права сего владычества суть сила, а не доказательство, надобно быть сильну, чтоб вступаться в сие наследство.

Никогда великому государству не должно до того доходить, чтобы сносить обиды, а быть в состоянии чинить наоборот отмщение:

Слово простое, однакож правильное, что как государства умножают часто обширности свои войною, так и богатятся они обыкновенно в мирное время торговлею.

Казна есть сердце государства, да и воистину она есть Архимедово орудие, которое будучи укреплено твердо, дает способ ворочать всем светом.

Недостаточный Государь не может предпринять никакова славного дела.

Надобно, чтоб был размер между тем, что Государь берет с своих подданных, и тем, что они дать могут, не токмо без своего разорения, но и без знатного беспокойства.

Когда расходы неотменно нужные для содержания государства подлинны, то чем меньше брать с народа, тем лучше.

Чтоб не быть принуждену брать великие налоги, надобно меньше тратить, и нет лучше способу, чтоб сделать расходы умеренными, как изгнать всякое мотовство и запретить все способы, ведущие к сему концу. Я знаю, что в великом государстве надобно всегда быть казне в запасе, дабы его подспешить в непредвидимых случаях; но сей скоп должен быть соразмерен достатку государства и числу золотой и серебрянной монеты, которая ходит в государстве; а если оная собрана не на сем основании, то богатство Государево будет в сем случае его бедностию, потому что его подданные уже не будут иметь достатку как для содержания торговли, так и на заплату надлежащих налогов, коими они законно сдлжаются своему самодержцу.

Надобно быть щедру в употреблении казны, когда польза всенародная того потребует, да и делать заблаговременно и кстати, иначе же скупость в таковых обстоятельствах часто беды приключает государству и теряет время, которого никогда возвратить не можно.

Часто виданы такие Государи, которые от жаления своих денег, потеряли и деньги свои и государства вообще.

Когда казна скоплена будет, тогда народ всемирно облегчен будет, король усилится любовию своих подданных, которые, рассуждая попечения его о их иждивении, принуждены будут его любить из собственной своей корысти.

Я еще должен представить Вашему Величеству, что ежели государи и определенные под ними в первые достоинства в государстве имеют великие выгодности пред рядовыми людьми, то владеют они такими награждениями по праву весьма тяжелому; ибо они не токмо упущением своим погрешают, но есть еще многие другие погрешения, им свойственные, в которые они учинением оных впадают.

Ежели они употребят власть свою на какую несправедливость и насильство, чего б они не могли сделать будучи простыми гражданами, то творят учинением грех государский или властелинский, которого единая власть их есть источник, и в котором Царь Царей в день судный взыщет от них особливого ответа.

Если во время разбора обыкновенных дел суд требует бесспорных доказательств, то совсем иначе в делах, касающихся государства; в таких случаях то, что вытекает из основательных догадок, должно иногда считаться за ясные доказательства.

Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства.

Author: Profi