Законы хаммурапи брачный договор

Брачно-семейное право вавилонского царя Хаммурапи

В Вавилоне брак считался действительным, если скреплялся письменным договором. Без договора отношения не имели юридической силы. Основным содержанием договора являлись: порядок его заключения, взаимоотношения супругов, родителей и детей, правовой режим семейного имущества. Допускались браки между свободными и рабами; дети в этих случаях признавались свободными. Запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, а также между свойственниками (например, между мачехой и пасынком).

Брачный договор заключался между женихом и отцом невесты; они определяли и содержание договора. Жених вносил выкупную плату и свадебный подарок в семью невесты (компенсация за потерю работницы). Приданое невесты, выделяемое отцом, передавалось жениху. В случае отказа сторон от заключения брака до официальной церемонии бракосочетания жених терял выкупную плату и свадебный подарок в пользу отца невесты и возвращал приданое, несостоявшийся тесть обязывался вернуть все полученное им в двойном размере.

О равноправии полов речи не было. Господствующее положение в семье занимал муж. Он ведал хозяйственным обеспечением семьи. Власть над домочадцами, хотя и не беспредельна, но достаточно велика. В случае необходимости он мог продать жену и детей в рабство или отдать в долговую кабалу (на срок до трех лет).

Юридически закрепленная моногамная форма семьи в значительной степени была фикцией, поскольку сам законодатель допускал многоженство и половую свободу для мужчин. При бездетности жены муж мог взять наложницу, а жену либо оставить в доме, либо «отвергнуть ее», но при непременном условии возврата ей приданого. Муж может жениться вторично, а первую жену оставить в доме как свою рабыню либо развестись с ней, если жена «станет поступать безрассудно, разорять свой дом или пренебрегать своим мужем». Наконец, муж вправе взять в дом вторую жену, если первую постигнет болезнь. Если больная жена захочет вернуться в дом своего отца, препятствовать этому не следует, главное – не удерживать приданое. Супружеская неверность со стороны жены жестоко наказывалась, виновной грозила смертная казнь – утопление в реке. Муж же мог не только открыто сожительствовать с рабыней, но и узаконить детей, рожденных от этого сожительства. Такая рабыня не могла быть продана в другой дом, а после смерти хозяина получала свободу.

Брако-разводный процесс также подчинен интересам мужчины. Развод для мужа был осуществим достаточно легко, хотя и требовал некоторого обоснования (бесплодие, расточительство, дурное поведение жены); жена же имела право на развод лишь при наличии серьезных причин: злостной клеветы на нее, нарушение мужем супружеской верности и пренебрежение ею как женой, длительное отсутствие и неоказание семье материальной помощи, при серьезном заболевании, когда муж вторично женится или берет в дом наложницу. Дети, как правило, остаются с отцом и только в исключительных случаях следуют за матерью, когда ее социальный и имущественный статус выше, чем у отца.

Вместе с тем Законы рассматривали замужнюю женщину как вполне правоспособную личность, наделив ее широкими имущественными правами. Приданое остается ее собственностью, находясь лишь во временном пользовании и заведывании мужа. Жена может распоряжаться также тем имуществом, которое получит в подарок от мужа; это имущество со смертью мужа остается собственностью жены, и она может завещать его тому из своих детей, кому пожелает. Жена свободно заключает сделки, покупает и арендует имущество, занимается ремеслом, торговлей, ростовщичеством, может выступать в суде по имущественным спорам. По условиям брачного договора долги, сделанные мужем до брака, на имущество жены не распространялись.

§ 2.4. Брачно-семейные отношения по «Законам Хаммурапи»

По ЗХ брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Да и вряд ли такое согласие имело правовое значение. Если учесть, что девочек выдавали замуж с 7-8 лет. Действовало правило: нет договора — нет брака и семьи. «Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена» (ст. 128).
Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если последний служил во дворце или был в услужении у мушкенума. Дети от таких браков считались свободными (ст.ст. 175, 176). В случае смерти их отца половина наследства принадлежала хозяину раба. Будущий зять платил выкуп, обменивался с тестем подарками. Дочери полагалось приданое. Закон уже отказывался от прежнего брака как вида сделки купли-продажи.
Приданое и подарки давали будущей жене некоторые гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в разгульном образе жизни или предосудительном поведении).
Муж мог, если того пожелает, выделить жене часть наследства наравне с долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то она могла взять приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства. Взяв приданое эта женщина могла выйти замуж за человека, «который ей по сердцу» (ст. 172). Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу, если ее муж «гулял, очень унижал. А она блюла себя и греха не совершала, или же она люто возненавидела своего мужа. Сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст. 142)». Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает.
Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее оставил сожитель. Муж-авилум, покидая ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Если дети достигали совершеннолетия, их мать могла получить свою долю наследства, равную части любого сына наследника (ст. 137). Она могла выйти замуж за человека, «который ей понравился». В данном случае усматривается один из первых и древнейших видов алиментных обязательств.
Жена могла уйти к другому, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств к существованию (ст. 134). Но если он возвращался из плена, то жена обязана была вернуться к нему, а дети «должны идти за своими отцами». Если муж-авилум бросил семью и убежал из своего селения, а потом вернулся, то его жена не обязана была возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она была бездетной и не могла рожать. В этом случае ей возвращались выкуп и приданое или мина серебра (ст.ст. 138, 139). Мушкенум при таком разводе платил полмины. По тем временам сумма весьма значительная. При бездетной жене муж мог привести в дом наложницу, но он не вправе взять наложницу, если его жена привела ему рабыню, родившую детей.
Закон детально определяет положение супругов, их права на наследство и т.д. Муж-авилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте она в письменной форме не оградила себя от такой напасти (ст. 151). В случае тяжелой болезни супруги муж мог взять вторую жену. Муж мог выгнать жену, если она разоряла семью, была мотовкой. Унижала достоинство супруга. Приданое ей не возвращалось (ст. 141). Если такую жену не прогоняли, она становилась рабыней, а муж мог жениться на другой (ст. 141). Следовательно, развод для мужчины был возможен в любое время. Вместе с тем закон говорит о некоторой правоспособности замужней женщины.
Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130).
Если муж обвинял свою жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться в дом отца (ст. 131). В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невинности жена могла подвергнуть себя водной ордалии. Утонувшая считалась виновной.
За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и «вошла в дом другого» (ст. 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (ст. 129). Жену за убийство мужа сажали на кол (ст. 153). Ее могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично.
По ЗХ, положение женщин-вавилонянок, по сравнению с законами шумеров, ухудшалось. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе ее считали «гулящей». В случае изнасилования такой девушки мужчина мог освободиться от ответственности, поклявшись в том, что принял ее за «гулящую». Если дочь не вышла замуж, отец мог передать ее храму на положение блудницы, что не считалось зазорным и постыдным.
В более привилегированном положении находились жрицы, состоящие при храме. Однако там высокие должности получали дочери высокопоставленных родителей. Права жриц и других служителей богини любви Иштар в сфере имущественных отношений мало чем отличались от прав авилум.
ЗХ предусматривал большую власть отца семейства над детьми. Он мог продать своих детей в рабство, в долговую кабалу, отдать дочь в храм в качестве жрицы любви, где она становилась проституткой, торговала своим телом, а деньги отдавала храму, что считалось богоугодным занятием.
Если сын ударил своего отца, ему отрубали пальцы (ст. 195). Если приемный сын отрекался от своих родителей, которые его вскормили и воспитали, ему отрезали язык. Отец мог лишить сына наследства, предварительно получив санкцию суда.
Таким образом, ЗХ не только закрепил и сохранил большую власть хозяина дома как главы патриархальной семьи, но и усилил ее. Возможно, что обычаи и традиции шумеров, аккадцев, аморитов и других народов, не зафиксированные в ЗХ, содержали иные установления в области брачно-семейных отношений.

Контрольные вопросы

1. Кто такие авилумы?
2. Кто такие мушкенумы?
3. В какой форме заключался брак по «Законам Хаммурапи»: в письменной или в устной?
4. В каких случаях муж мог ввести наложницу в дом?
5. Перечислите наказания по «Законам Хаммурапи»?

Вопросы для подготовки к семинару

1. Общая характеристика «Законов Хаммурапи».
2. Правовое положение населения по «Законам Хаммурапи».
3. Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи».
4. Брачно-семейные отношения по «Законам Хаммурапи».

Задание для самостоятельной работы:

1. Опишите систему наказаний, предусмотренных «Законами Хам- мурапи».
2. Приведите примеры (письменно) норм, содержащихся в «Законах Хаммурапи» и относящихся соответственно к уголовному, гражданскому и семейному праву.

Список рекомендуемой литературы

1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. — М., 2005.
2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М., 2000.
3. История государства и права зарубежных стран в 2-х ч. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. — М., 2005.
4. Скрипелев Е.А. Основные черты права Древнего Востока (Законы Хаммурапи). — М., 1964.
5. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. В 2-х ч. — Ростов-н/Д, 1994.
6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. — М., 1994.
7. Хрестоматия по истории Древнего мира. — Т. 1: Древний Восток / Под ред. В.В. Струве. — М., 1950.
8. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М., 2003.

Смотрите так же:  Игорный налог рк

Семейно-брачные отношения по Законам Хаммурапи

Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128)

Неверность со стороны жены каралась смертью (129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (130 — 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: «Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств, для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна». То есть, здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня, и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же воина из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133).

Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128).Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, «ходить из дома в дом», то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца (п. 142).В определенных обстоятельствах: болезнь жены (п. 148), женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей (п. 145), плохое поведение жены (п. 141) муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество и будут поддерживать культ предков.

Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами: о приданом, брачном выкупе (159 — 164), о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (151 — 152), об имуществе жены, о котором сказано в п. 150, который сам по своему содержанию очень оригинален: «Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать». Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако, вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.

Брачно-семейное и наследственное право

Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.).

Положение женщины в вавилонской семье эпохи Хаммурапи несравненно выше обычного положения ее на Востоке. Она — самостоятельная хозяйка в семье, в вне последней — граждански полноправная личность. Выходя замуж, она может через особую оговорку в брачном договоре отказаться от ответственности за добрачные долги мужа (ст. 151). Приданое остается её собственностью и по выходу замуж, находясь лишь в заведовании и пользовании мужа. В случае продолжительной служебной отлучки мужа и малолетства детей, жена заведует домом, а по смерти мужа на неё переходит его власть над семьею Волков, И. М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. — М. : 1914. — С. 74..

Законы Хаммурапи устанавливают обязательность «брачного договора» при заключении брака (без него брак недействителен). Такой договор, вопреки широко распространенной в современной науке точке зрения, не был письменным: письменный договор заключался лишь в особых случаях (при взятии второй жены и т.п.) Якобсон, В. А. Законы Хаммурапи как источник по истории Древней Месопотамии : автореферат. — Ленинград : 1988. — С. 30-31. . Ни ранний возраст невесты, ни отсутствие согласия женщины не были препятствием для заключения брака. Тесть мог требовать от будущего зятя выкуп за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В ряде случаев не было препятствием к браку и рабское положение мужа (ст. 175-176). Одним из распространенных условий брака была выкупная плата («тархатум»), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения («библум»). Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы (ст. 159), со стороны тестя — двойную плату того и другого. Если женщину, изменившую мужу, бросали в воду (когда муж ее не прощал), то и длящаяся измена мужа, который «ходит из дома и очень позорит свою жену», давала право женщине уйти от мужа со своим приданым в дом отца. Это право она приобретала и, тогда, когда муж покидал общину или клеветал на нее. Оправдывался также уход женщины к другому мужчине «из-за пропитания» — в случае отсутствия мужа. После возвращения мужа она должна была вернуться к нему, дети же должны «были идти за своими отцами» (ст. 135).

Брак в Вавилоне не считался нерасторжимым. По закону оставление мужем жены оговаривалось определенными условиями. Муж не мог покинуть даже больную проказой жену (ст. 142). Он мог уйти от бесплодной жены, дав ей выкуп и вернув приданое (ст. 138). Но он не мог ввести в дом в этом случае наложницу, если жена предоставляла ему рабыню с целью рождения детей. Рабыня, однако, не могла «равняться с госпожой» (ст. 146). Только расточительную и позорящую мужа жену можно было покинуть без всякой выкупной платы, оставив ее «в доме в качестве рабыни» (ст. 141). Особо в законах Хаммурапи говорилось о правосудие в отношении женщин, на характер наказаний наложило отпечаток положение женщины в семье. Закон предусматривает ответственность жены за неверность, распутное поведении её. Так, ст. 129 предусматривает: «Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду», или ст. 153 гласит: «если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины, то эту женщину должно посадить на кол».

Весьма интересны также нормы, касающиеся усыновления. Новорожденный ребенок мог быть отвергнут своим отцом. В этом случае его сразу же (не отмыв от крови и амниотических вод) передавали для усыновления или просто выбрасывали. Если такой ребенок был подобран или усыновлен, усыновление не могло быть расторгнуто. Ребенок, усыновленный по соглашение с его родителями, мог быть истребован обратно, если усыновитель не выполнил своих обязательств по этому соглашению Якобсон, В. А. Законы Хаммурапи как источник по истории Древней Месопотамии : автореферат. — Ленинград : 1988. — С. 32..

Свод законов Хаммурапи и мы

Вы помните о своде законов Хаммурапи, самом раннем кодексе законов, известном на настоящий момент, о котором почти все мы читали когда-то в учебниках по античной истории?

Этот текст, почти не тронутый временем, написанный клинописными буквами, был обнаружен в 1901 году и спустя два года переведен в американском Корнелльском университете. В нем 282 параграфа, или статьи, из которых часть или совсем не сохранилась, или сохранилась фрагментами.

Свод законов Хаммурапи – барометр, зафиксировавший изначальные ценности человеческого общества и показывающий, куда они сдвинулись спустя 4 тысячи лет

Может, кто-нибудь спросит: а что общего у этого самого древнего в истории человечества свода законов с современной семьей, нашими ценностями, миром? Общее есть. Причем очень много. Этот свод законов – барометр, зафиксировавший изначальные ценности человеческого общества и показывающий, куда они сдвинулись спустя 4 тысячи лет. К лучшему или худшему. Он показателен и облегчает нам понимание регресса ценностей в наши дни.

Это самый ранний документ в истории человечества, в котором мы находим такие слова, как «муж», «жена», «брак», семья, «развод», «измена», «дети», «мужчина» и «женщина». Таким образом, было бы очень полезно в наши времена ценностной дезориентации и хаоса оглянуться назад и посмотреть, что думали человеческие создания 4 тысячи лет назад касательно ценностей.

Это светский документ, поэтому его нельзя заклеймить как «фикцию некоего божества»

Этот свод законов был написан во времена Вавилонского царя Хаммурапи, жившего за 1750 лет до Рождества Христова, то есть более 3750 лет тому назад. От свода его законов нас отделяют самое меньшее 3750 лет. Это светский документ, поэтому его нельзя заклеймить как «фикцию некоего божества». Здесь речь не идет о десяти заповедях Ветхого Завета. Нам говорят, что нельзя приводить аргументы в пользу традиционных ценностей из библейской, христианской и вообще религиозной сфер. Подобные аргументы не принимаются во внимание в спорах, проводимых вокруг современного брака, сексуальной жизни и нравов. Однако свод законов Хаммурапи является мирским документом, и он будет весьма полезен для оценки степени деградации современных ценностей в сравнении с теми, которые были кодифицированы вавилонянами 3750 лет тому назад.

Общие замечания

Кроме того, этот документ дает ясно понять, что в какой-то момент своего развития общество определило, что одни социальные практики являются полезными, а другие нет. В итоге как полезные, так и вредные практики были кодифицированы с целью защищать и поощрять первые и запрещать или карать последние.

Анализ, который мы можем провести сегодня, свидетельствует: на то, на что люди 4 тысячи лет назад смотрели как на нормальное, сегодня смотрят как на ненормальное. Естественно, мы имеем в виду не рабство и прочие институты подобного рода, а многотысячелетний институт семьи и брака.

Слово «брак» упоминается в своде Хаммурапи 13 раз, слово «муж» – 44 раза, «жена» – 67 раз, «измена» – 3 раза, «семья» – 1 раз и «развод» – 3 раза. Слово «секс» не появляется совсем.

Смотрите так же:  Исковое заявление в суд образцы расписка

Это указывает на то, что для вавилонского общества 4000-летней давности брак был чем-то важным, отношения между супругами были четко определены для того, чтобы защищать единство семьи, а отсутствие слова «секс» указывает на то, что, в отличие от наших дней, «примитивное» общество не было одержимо сексуальностью, как это имеет место сегодня.

Развод упоминается как позволительный в том случае, если женщина оказывалась бесплодной; измена каралась смертью. Муж, бросивший свою семью, больше не мог вернуться в нее, а его жена имела право присоединиться к дому другого мужчины. Суровые наказания за измену и уход из семьи свидетельствуют о том, что вавилоняне всерьез подходили к защите семьи и брака.

Брак

Интересные подробности, касающиеся брака, мы находим в кодексе Хаммурапи. Кодекс определяет брак не прямо, а косвенно. Параграф 128 утверждает: «Если мужчина взял себе жену, но не заключил с ней брачного договора, эта женщина не является его женой». Брак, таким образом, создавался мужчиной и женщиной, мужчина при этом назывался мужем, а женщина – женой. Но чтобы быть официально созданным и признанным в обществе, союз между мужем и женой должен быть задокументирован в форме брачного договора.

4 тысячи лет тому назад общество проводило различие между сожительством и браком

Это указывает на то, что при отсутствии брачного договора между мужчиной и женщиной имели место отношения сожительства. Это означает, что еще 4 тысячи лет тому назад общество проводило различие между сожительством и браком. А почему? Без сомнения, потому, что брак, а не сожительство, придавал стабильность отношениям между супругами, что, в свою очередь, вносило социальную стабильность в жизнь всех членов общества.

Брак ставил пределы сексуальным и семейным отношениям, отношениям между мужем и женой, между родителями и детьми. Все знали свои роли и пределы. Но от этого все только выигрывали: мужья и жены, родители и дети и общество в целом.

Что значит «брачный договор»? Именно то, что в наши дни продолжает отличать брак от сожительства. Сожительство не основано на договоре, а является совместным проживанием по расчету без взаимных обязательств. Брак же основан на договоре. Брачный договор между мужчиной и женщиной означает взаимные обещания верности и моногамии, обещание быть вместе в добре и зле, в здоровье и болезни и исключить из отношений между мужем и женой третьих лиц. Обещания эти давались в присутствии свидетелей.

Интересно заметить, что Священное Писание в Ветхом Завете определяет брак как договор между мужчиной и женщиной, заключенный в присутствии свидетелей (Мал. 2: 14: «Вы скажете: “за что?” За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» [1] ).

Сопоставим это традиционное определение брака, имеющее самое меньшее 4000-летнюю давность, с определениями, предлагаемыми сегодня. Новая идеология семьи больше не основывает брак ни на союзе между мужчиной и женщиной – лицами разного пола, ни на договоре между мужем и женой, на верности, моногамии и исключении третьих лиц из взаимоотношений между мужем и женой. Речь всё больше идет о браке нового типа, об «открытых браках» («open marriages»), в которых муж разрешает жене поддерживать сексуальные отношениями с другими лицами – будь они противоположного или одного с ней пола, и жена тоже разрешает это своему законному мужу. Полиамурность, или групповой брак, тоже является частью этой тенденции и всё громче требует своего легального признания.

Нерожденные дети

Нерожденными детьми дорожили, и они имели реальную ценность в своде законов Хаммурапи. Если человек покушался на беременную свободную женщину и становился причиной гибели ее плода, то назначались не уголовные наказания, а денежные, при этом компенсация составляла 10 сиклей (§ 209).

В кодексе Хаммурапи упоминается много преступлений, подлежащих денежной компенсации, но самой большой была компенсация в случае убийства нерожденного ребенка свободной женщины…

Развод

Развод был разрешен при определенных обстоятельствах, но запрещен при других. Например, если жена заболевала, муж не мог с ней развестись, он обязан был содержать ее до конца ее жизни (§ 148). А если развод разрешался, то муж обязан был отдать жене часть урожая, имущества и благ, чтобы она содержала на это своих детей (§ 137).

Сексуальные преступления

В своде не используется слово «секс», определенные сексуальные отношения были запрещены и карались

При том что в своде не используется слово «секс», определенные сексуальные отношения были запрещены и карались. Инцест был запрещен. Отец, вступивший в кровосмесительную связь с дочерью, подлежал изгнанию из города (§ 154). Отца, который брал жену для своего сына и ложился с ней, вешали, а ее топили (§ 155). Если мужчина ложился с женой своего отца после его смерти, то как его, так и женщину сжигали на гумне (§ 157). Насилие каралось смертью мужчины (§ 130). Измена каралась смертью обоих через удушение и утопление (§ 129).

Актуальность свода законов Хаммурапи сегодня

Вне всякого сомнения, принципы, провозглашенные сводом законов Хаммурапи, были приняты для того, чтобы предотвратить нравственный хаос и нравственный упадок, имевшие место в прежних поколениях. Если Хаммурапи счел за благо определить и стандартизировать брак, то это значит, что его поколение нашло предшествующие способы общежития хаотичными и ущербными.

Брак как раз и был призван поддерживать общественный порядок, регламентировать отношения между полами, родителями и детьми, защищать детей, защищать супругов от вмешательства третьих лиц и обеспечивать гармоничное преемство поколений.

Хаммурапи и древние поколения перевернулись бы в гробу, если бы узнали, что «просвещенные» страны Европы узаконят браки между лицами одного пола

Современные идеологии и практики располагаются на противоположном от этого полюсе. Спустя 3750 лет после записанной истории и 4000 лет человеческого опыта брак заново переформулируется. Хаммурапи и древние поколения перевернулись бы в гробу, если бы узнали, что по прошествии 3750 лет «просвещенные» страны Европы узаконивают браки между лицами одного пола.

Сексуальные преступления сейчас тоже по большей части декриминализированы. Измена уже не подлежит наказанию, инцест тоже. Только насилие всё еще наказывается. Развод либерализован, а веских причин для его получения больше не требуется.

С другой стороны, однако, свод законов Хаммурапи представляет собой стандарт, проводящий разграничительные линии цивилизации. Цивилизация начинается тогда, когда общество научается различать между добром и злом, выбирает добро, отвергает зло, кодифицирует добро и наказывает зло. Следовательно, общество может называться цивилизованным только до тех пор, пока оно обладает рассудительностью, пока оно может проводить различие между добром и злом и запрещать зло.

Пропасть и моральный коллапс начинаются там, где способность проводить различие между добром и злом заканчивается, а желание отвергнуть зло затухает. В этой точке и находится Европа наших дней, возьмем на себя смелость это сказать. Аборты, сексуальная безнравственность, мерзкие сексуальные союзы, культура смерти, порнография, гедонизм, отсутствие интереса к благополучию завтрашнего общества – всё это симптомы того, что Европа утрачивает способность отличать добро от зла и что ее желание отвергнуть зло затухает.

А что Румыния?

Свод законов Хаммурапи кодифицирует первый институт человечества – брак и семью. Тот же институт, который упомянут и в 48-й статье Конституции Румынии [2] . Самый древний институт в истории человечества. Первый и самый важный. Способствовавший появлению и формированию всех остальных институтов. Свод законов Хаммурапи кодифицировал брак потому, что древние поколения сочли его самым полезным и важным институтом для предотвращения возврата общества к варварству.

Поэтому удивительно, а может, даже жаль, что политические лидеры Румынии противятся кодификации этого института в Конституции Румынии. Господа Понта, Бэсеску и Черня [3] выглядят как двоечники в истории. Им было бы неплохо прочитать правила Хаммурапи и осознать, насколько они сами не правы. Может, они и считают себя интеллигентными и образованными, однако выглядят как невежды в истории. Уже 3750 лет как брак кодифицирован в виде союза между мужчиной и женщиной, а их это не волнует.

С 2006 года Альянс семей Румынии борется именно за защиту института брака и определения его в Конституции Румынии в том виде, в каком он был кодифицирован впервые 3750 лет тому назад в своде законов Хаммурапи. Это борьба, которую мы считаем благородной. Да, мы на стороне Истории. А наши руководители – нет.

Альянс семей Румынии

Перевел с румынского Родион Шишков

[1] В рум. и ц.-сл. переводе: «она общница твоя и жена завета (договора) твоего».

[2] 48-я статья Конституции Румынии определяет семью как союз, основанный на добровольном согласии супругов (а не мужчины и женщины). Гомосексуалистское лобби начиная с 2006 г. ведет в румынском парламенте большую борьбу за пересмотр Конституции в выгодную для себя пользу. В том же году было собрано более 650 тыс. подписей против гомосексуальных нововведений в Конституцию; неоднократно выступала против этого и Румынская Церковь, но вопрос и сегодня остается открытым.

[3] Виктор Понта (р. 1972) – премьер министр Румынии с 2012 г.; Траян Бэсеску (р. 1951) – президент Румынии с 2009 г.; Ремус Черня (р. 1974) – председатель Партии зеленых, борец за права человека, за свободу самовыражения и свободу мысли, совести и религии, против дискриминации меньшинств.

Законы хаммурапи брачный договор

Брачно-семейное право по «Законам Хаммурапи»

Брачно-семейные отношения имели большое значение и основные его институты регулировались в Древнем Вавилоне в XVIII в. до н.э. светским нормативным актом. Брак должен был заключаться на основе специального брачного договора, а не договора купли-продажи, как было ранее. Брачный договор обязательно под страхом его недействительности должен был заключаться в письменной форме. Так, ст. 128 гласит: «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина — не жена». Ст. 159 предусматривала, что жених при заключении брачного договора должен был принести в дом тестя брачный дар родителям невесты и выкуп за нее, а невеста — в дом жениха приданое.

Необходимо отметить, что при наличии такого источника, как религиозные догмы, Законы Хаммурапи допускают расторжение брака не только в связи со смертью одного из супругов, но и в результате развода. При этом инициатива в расторжении брака признавалась как за мужем, так и за женой.

Взаимоотношения родителей и детей также получили отражение в Законах Хаммурапи. В ст. 135 четко определен главный принцип этих взаимоотношений: «дети следуют за их отцами», — это означает, что при расторжении брака дети всегда остаются с отцами.

Дети должны проявлять послушание и уважение и не совершать «тяжкого греха» в отношении отца (ст. 169). Анализ статей позволяет утверждать, что равенства детей в семье не было. Сыновья имели больше прав, чем дочери, а среди сыновей мог быть «приятный» сын, которого выделял по своему усмотрению отец (ст. 165). Разные права имели родные и усыновленные дети.

Итак, брак считался разновидностью договора. Сыновья имели больше прав, чем дочери. Брак мог быть прекращен вследствие не только смерти супругов, но и в случае развода.

Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»

В Законе Хаммурапи отсутствует общее понятие преступления и определенный перечень видов преступлений.

Смотрите так же:  Договор подряда на строительство с частным лицом образец

В данном законе отсутствуют нормы о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

К преступлениям против личности относятся неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится), к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину. Таким же образом будет отвечать врач, причинивший смерть человеку в результате операции.

К преступлениям против имущества относятся: кража скотов, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов законы называют преступными действиями. Как отличное от кражи преступление законы называют грабеж.

Законы Хаммурапи приравнивали к краже присвоение краденого, невыдачу беглых царских рабов по первому требованию глашатая. Санкции за нарушение закона предусмотрены законом, санкций за нарушение моральных норм не существует Киселев А. Мораль и закон: вечные конкуренты // ЭЖ-Юрист. — 2013. — № 11. — С. 1, 8..

К преступлениям, которые подрывают устои семьи: прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и других близких родственников). Названы преступлениями действия, подрывавшие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишается руки) Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. — М.: Высшая школа, 2005. — С.39..

В своде «Законов Хаммурапи» имеется ряд статей, в которых определяется наказание за причинение вреда здоровью человека в зависимости от тяжести и социального положения пострадавшего. Вред здоровью, причиненный свободному, налагается смертной казнью, если же вольноотпущенному или рабу, то дело улаживается через денежную пеню: «206. Если кто-нибудь, ударив другого в драке, причинит ему повреждение, то должен поклясться: «я ударил его неумышленно» и уплатить врачу. 207. Если (потерпевший) умрет от побоев, то он должен поклясться и если (потерпевший) свободный — уплатить полмины серебра. 208. Если (потерпевший) сын вольноотпущенника, то он должен уплатить треть мины серебра».

Так в Законах Хаммурапи — судебнике, составленном в XVIII в. до н.э. в Древнем Вавилоне, содержались нормы, предусматривавшие наказание за причинение вреда жизни или здоровью гражданина. В основе лежал принцип «талиона» — равновозмездной ответственности, применяемый в случаях, когда потерпевший относился к категории полноправных граждан Вавилона: «Если человек повредит глаз сына человека, — должно повредить его глаз. Если он сломает кость (сына) человека, — должно сломать его кость». Если потерпевший принадлежал к категории «мушкенумов» — крестьян-общинников, то вместо талиона применялся штраф: «Если он повредит глаз мушкенума или сломает кость мушкенума, — он должен отвесить одну мину серебра». Этот же принцип встречается и в более поздних памятниках древнеримского права — Законах XII таблиц и Дигестах Парфенова М.В. История возникновения и развития института возмещения морального вреда и материального ущерба в Российском уголовном судопроизводстве // История государства и права. — 2012. — № 20. — С. 16..

Итак, в законах Хаммурапи выделяются преступления: имущественные, против личности, подрывающие устои семьи. Наказания за преступления предусматривались в виде членовредительства и штрафов.

Суд и процесс по «Законам Хаммурапи»

Анализ текста Законов Хаммурапи свидетельствует о том, что судебный процесс велся специально назначенными должностными лицами — судьями, которые в своей деятельности должны были руководствоваться установленными для ведения судебного процесса правилами (ст.ст. 5, 13). Нарушение последних влекло довольно тяжкие последствия для судьи: отстранение от должности и уплата штрафа в 12-кратном размере от цены иска. По существовавшей в то время идеологии считалось, что суд осуществлялся по воле царя и всегда справедлив. К сожалению, не все институты процессуального права нашли отражение в Законах Хаммурапи (судебные инстанции, стадии процесса, исполнение приговора и др.) Но сведения, которые имеются в памятнике права, позволяют утверждать, что дело могло рассматриваться как несколькими судьями, так и одним судьей, а процесс в основном был обвинительно-состязательным.

Судебный процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания применялись свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое вынесенное решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. — М.: Высшая школа, 2005. — С.39..

Итак, процесс является состязательным и проводится судьями.

5. Вавилонское брачно-семейное право в Законах Хаммурапи

Заключение (совершение) брака

Брак заключался без участия государственной власти и считался заключенным только при условии заключения договора в присутствии свидетелей. Без договора он считался недействительным: «Если человек взял жену, но договора касательно нее не составил, эта женщина — не жена» (ст. 128). Этот договор составлялся обычно между отцом невесты и женихом или его родителями. Согласия самой невесты на брак не требовалось.

Такие договоры, вероятно, заключались в большинстве случаев устно, но при наличии особых обстоятельств договор мог быть и письменным. Письменный брачный договор составлялся в случае женитьбы на жрице или на богатой женщине, а также для урегулирования вопроса о разводе, о детях и о возможной второй жене. Этот брачный договор улучшал семейное положение замужней женщины. Вот пример брачного договора: «Башту, дочь жрицы Шамаша Белисуну, дочери Узибиту, взял Риму, сын Шамхату, для брака и супружества. 10 сиклей серебра ее свадебный подарок. С того момента, как она их получит, она будет удовлетворена. Если Башту скажет своему супругу Риму: «Ты не муж мой», — она будет убита и брошена в реку. Если Риму скажет своей супруге Башту: «Ты не жена моя», — должен он дать ей разводную плату 10 сиклей серебра. Шамашем, Мардуком, царем. клялись они».

Письменный договор мог быть и весьма простым по содержанию. Один договор, относящийся к периоду более двух веков до Хаммурапи гласил: «Пузур-хайя взял Убартум себе в жёны. Поклялся царём в присутствии четырёх свидетелей таких — то. В год, когда Энамгаланна стал жрецом-представителем божества Инанны на земле» 4 .

Брачный договор заключался в форме мнимого договора купли-продажи невесты, напоминающий римский брачный договор. Жених, сговариваясь о невесте, вносил в семью невесты вначале свадебный подарок, а затем полную выкупную плату. Отказ от исполнения заключённого сторонами брачного договора был возможен и сопровождался имущественным ущербом для лица, отказавшегося исполнять договор.

«Если человек, который принёс брачный дар в дом тестя, отдал выкуп, обратит свой взор на другую женщину и скажет своему тестю: «Я не возьму твоей дочери», то отец девушки может забрать всё, что было принесено ему» (ст. 159). «Если человек принесёт в дом тестя брачный дар и отдаст выкуп, а затем отец девушки скажет: «Я не отдам тебе моей дочери», то он должен вернуть вдвойне всё, что было принесено ему» (ст. 160).

Невеста получала от своего отца приданое, которое после заключения брака переходило в пользование мужа, но, тем не менее, оставалось её собственностью (ст. 178-184). Приданое обычно своими размерами превышало выкупную плату со свадебным подарком (ст. 164). Купля-продажа невесты представляла собою обряд, а не настоящий договор купли-продажи. Выкупная цена невесты служила неустойкой (штрафной суммой) за неисполнение брачного договора (ст. 159-161). Выкуп удерживал мужа от слишком лёгкого прекращения брака, а жена получала некоторые средства для дальнейшего своего существования. Если муж разведётся с бездетной женой, то он был обязан вернуть ей приданое и уплатить ей также сумму, равную выкупу (ст. 137-138). Если же брак был заключён без выкупа, то в таком случае муж обязан был дать жене одну мину (ст. 139). Выкуп не был стоимостью женщины, но платой за право иметь от неё детей. Поэтому тесть возвращал своему зятю выкуп, если дочь умирала бездетной (ст. 163). Отсюда и брачный договор был сделкой найма, а купли-продажи женщины.

Моногамия, многожёнство и внебрачное сожительство мужа

Основной формой брака в Вавилонии являлась моногамия, то есть муж имел право только на одну законную жену. Это подтверждается тем, что, с одной стороны, прелюбодеяние жены наказывалось смертной казнью, утоплением в реке (ст. 129). С другой стороны, неоднократное прелюбодеяние мужа (муж «ходит из дома и очень позорит её») давало жене право на развод (ст. 142). В случае обвинения в прелюбодеянии, не доказанном на месте преступления, жена была обязана доказать свою невиновность перед мужем с помощью водной ордалии, испытания водой. При этом утонувшая считалась виновной (ст. 132).

Законы допускали для мужа многожёнство.

Например, в случае тяжелой болезни жены, муж мог взять себе вторую жену, но он не имел права развестись с ней и был обязан содержать её, пока она жива (ст. 148). Законодатель здесь проявлял заботу об этой невиновной и несчастной женщине. Однако фактически тяжело больная первая жена являлась здесь приложением ко второму браку.

Закон разрешал и одобрял внебрачное сожительство для продолжения рода. При бездетности жены муж мог взять себе наложницу, либо бездетная жена могла дать мужу одну из своих рабынь в качестве наложницы, чтобы та вместо неё родила наследника-мальчика (ст. 144, 145). Однако в любом случае наложница не могла равнять себя с законной женой (ст. 146). Закон также терпел внебрачное сожительство мужа с рабынями. Муж мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признать своими законными детьми, то есть усыновить (ст. 170).

Муж мог развестись с женой свободно, в одностороннем порядке без участия государственной власти и без всякой вины жены. Однако если она ни в чем не провинилась, то он обязан был вернуть ей приданое, выкуп, а иногда ещё и отдельную разводную плату, что могло быть предусмотрено брачным договором или законом. Например, в случае бесплодия жены, которая в этом не виновата (ст. 138). Муж мог развестись с женой без всякой разводной платы и возврата приданого, когда развод происходил по вине жены.

Например, если жена «станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа» (ст. 141). При этом муж мог не только жениться вторично, но и оставить первую жену в доме в качестве рабыни. Обращение в рабство являлось санкцией этой испорченной женщине за особо безнравственное поведение. По жалобе мужа суд мог приговорить столь порочную жену и к смертной казни (ст. 143).

Жена имела право на развод по решению суда в исключительных случаях, при особо виновном поведении мужа: 1) в случае неоднократной измены мужа, но при этом соседи должны были подтвердить её собственную беспорочность (ст. 142); 2) в случае, если муж ложно поклялся в супружеской неверности жены (ст. 131); 3) в случае оставления мужем дома и общины (ст. 136); 4) в случае, если жена тяжело больна и муж вводит в дом другую жену (ст. 149); 5) в случае, если муж попадал в плен и у нее нет средств к существованию, причем, если муж возвратится из плена, она обязана оставить второго мужа и вернуться к первому (ст. 134, 135); если же средства к существованию у нее были («в его доме пропитание есть»), то жена не вправе выходить замуж в случае пленения мужа, она обязана ждать его освобождения, соблюдать верность; если женщина это сделает, это приравнивалось к прелюбодеянию и её предписывалось утопить в реке.

Author: admin