Виды правонарушение в информационной сфере

Виды правонарушение в информационной сфере

Правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения

Основным предметом правового регулирования информационного права являются информационные отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации

Информационное право как наука — это система научных знаний об информационном праве как отрасли права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

Информационное право как учебная дисциплина — это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Информационное право — отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества.[2]

Отдельные нормы информационного права содержат в себе также положения гражданского, финансового и предпринимательского права, регулирующие соответствующие гражданские, финансовые и предпринимательские отношения.

Конституционно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью обеспечения гарантий осуществления информационных конституционных прав и свобод граждан, которые нашли свое развитие в других законодательных актах.

Гражданско-правовое регулирование информационных отношений обусловлено тем, что большая часть информационных прав и свобод реализуется в процессе гражданского оборота информации. Это имущественные права и право собственности на информационные ресурсы в информационной сфере.

Административно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью государственного управления информационными процессами формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности.

Уголовно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью противодействия противоправным действиям в информационной сфере.

Информационно-правовая деятельность, осуществляемая в процессе информационных отношений, направлена на сбор и обработку информации, ее оценку, принятие решений, создание программных продуктов и т.д. В процессе этой деятельности решаются цели и задачи правового регулирования и в случае нарушения информационного законодательства принимаются меры административного и уголовного характера.

Итак, учитывая комплексный характер информационного права, можно сделать вывод, что его предметом являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов.

Виды и формы правонарушений в информационной сфере

Приведены конкретные виды информационных правонарушений.

Наиболее целесообразным для обособления информационных правонарушений представляется критерий ответственности за совершение правонарушений. Поэтому отдельные виды информационных правонарушений упоминаются как отраслевые. Однако не все разновидности ответственности рассматриваются в качестве предмета настоящего исследования (например, конституционный или процессуальный вид ответственности), поскольку они не носят типичный для общества характер.

Анализируются научные позиции в области общей теории права и отраслевых юридических наук о преступлениях, административных правонарушениях, гражданско-правовых деликтах, дисциплинарных проступках с тем, чтобы установить в какой части их можно применить к соответствующим информационным правонарушениям. Отдельно представлены нормативные правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за тот или иной вид информационных правонарушений. Рассмотрены иные нормативные акты, имеющие непосредственное значение для решения вопросов, какое именно деяние считать информационным правонарушением, изучена судебная практика по делам, связанным с отраслевыми информационными правонарушениями.

Понятие информационного правонарушения автором используется при обосновании отраслевых дефиниций, раскрывающих суть конкретных разновидностей информационных правонарушений в зависимости от вида ответственности, которая предусмотрена за их совершение.

Приводятся определения понятий отраслевых информационных правонарушений, которые имеют некоторые отличия от приводимых в отдельных кодексах.

Информационное преступление — общественно опасное, противоправное, влекущее за собой уголовную ответственность, виновное деяние (действие или бездействие) деликт способного лица, совершенное в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы, либо в иной области человеческой деятельности в условиях информационной среды.

Административное информационное правонарушение — посягающее на установленный порядок государственного управления общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) деликт способного лица, совершенное в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы, либо в иной области человеческой деятельности в условиях информационной среды.

Гражданское информационное правонарушение — посягающее на имущественные и неимущественные блага общественно вредное, противоправное, виновное деяние деликт способного лица, совершенное в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы, либо в иной области человеческой деятельности в условиях информационной среды.

Дисциплинарное информационное правонарушение — посягающее на установленный трудовой или служебный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное деяние деликт способного лица, совершенное в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы, либо в иной области человеческой деятельности в условиях информационной среды.

Виды правонарушение в информационной сфере

Тема 13. Ответственность за информационные правонарушения.

1. Виды нарушений в информационной среде.
2. Административная ответственность.
3. Уголовная ответственность.
4. Дисциплинарная ответственность
5. Гражданско-правовая ответственность.

1. Виды нарушений в информационной среде.
Правонарушение – юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению).

Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.

Признаки, состав и характеристика правонарушений в информационной сфере.

Наиболее частые правонарушения в информационной сфере – проступки (незначительная опасность): дисциплинарные, административные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемых соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций.

Административный проступок – противоправное виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое действующее законодательство предусматривает административную ответственность в виде штрафа, конфискации или предупреждения. При этом правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с организацией или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций.

Дисциплинарный проступок – проступок, совершенный лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должен соблюдать правила, устанавливающие тот или иной режим деятельности. Санкции – замечание. Выговор, штраф и т.д.

Гражданские правонарушения выражаются в нарушении норм, регулирующих информационно-имущественные отношения и интересы собственно информационных ведомств, организаций, структур и фирм. Ведущим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением.

Наиболее серьезные правонарушения в информационной сфере – преступления.

Преступлением в РФ признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:

· Общественная опасность преступления выражается в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности (в информационной сфере – свобода личности, конституционные права и свободы).

· Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности. За их деяния отвечают виновные лица, по инициативе, под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния.

· Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится только в одном федеральном законе – Уголовном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.

Состав правонарушения в информационной сфере – совокупность характерных признаков рассматриваемого правонарушения, которые предусмотрены соответствующими нормами ИП и характеризуют данное правонарушение как общественно-опасное, противоправное и наказуемое явление.

2. Административная ответственность

Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией, определены в отношении нарушения установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), нарушения правил защиты информации (ст. 13.12), незаконной деятельности в области защиты информации (ст. 13.13), разглашения информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), злоупотребления свободой массовой информации (ст. 13.15), воспрепятствования распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16), нарушения правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17), воспрепятствования уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18), нарушения порядка представления статистической информации (ст. 13.19), нарушения правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20), нарушения порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21), нарушения порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23).

Иные составы действий, квалифицируемых в качестве административных правонарушений в информационной сфере, содержатся в разрозненном виде практически во всей Особенной части КоАП.

Административно-правовые санкции установлены, в частности, в отношении нарушения права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1), нарушения установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов (ст. 5.5), нарушения в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (ст. 5.9), изготовления или распространения анонимных агитационных материалов (ст. 5.12), непредоставления возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13), умышленного уничтожения или повреждения печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14), непредоставления сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25), непредоставления информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29), отказа в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39), уклонения от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов и данных в государственныйкартографо-геодезический фонд РФ (ст. 7.25), сокрытия или искажения экологической информации (ст. 8.5), сокрытия сведений о внезаконном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7), нарушения законодательства о рекламе (ст. 14.3), непредоставления сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6), нарушения требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.19), использования служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21), публичного размещения рекламы под видом ценных бумаг, документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства (ст. 15.24), непредоставления информации для составления списков присяжных заседателей (ст. 17.6), разглашения сведений о мерах безопасности (ст. 17.13), непредоставления сведений (информации) (ст. 19.7), непредоставления ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий (ст. 19.8), нарушения законодательства о наименованиях географических объектов (ст. 19.10), предоставления ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство (ст. 19.18), подделки документов, штампов, печатей или бланков, их использования, передачи либо сбыта (ст. 19.23), нарушения правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 20.23), несообщения сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.4), умышленной порчи или утраты документов воинского учета (ст. 21.7).

Значительный перечень административных правонарушений, содержащихся в КоАП, касается противоправных действий в области связи. К их числу отнесены: самовольная установка или эксплуатация узла проводного вещания (ст. 13.1), самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования (ст. 13.2), самовольное проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.3), нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.4), нарушение правил охраны линий или сооружений связи (ст. 13.5), использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи (ст. 13.6), несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст. 13.7), изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (ст. 13.8), самовольное строительство или эксплуатация сооружений связи (ст. 13.9), изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей (ст. 13.10), повреждение телефонов-автоматов(ст. 13.24).

За совершение административных правонарушений в информационной сфере установлены и применяются, как правило, такие виды административных наказаний, как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Так, согласно ст. 13.12 КоАП, нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой.

В соответствии со ст. 13.20 КоАП нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

Административно-правовая ответственность строится на началах вины, существующей в форме умысла и форме неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность относится к одному из видов юридической ответственности и является по своему содержанию наиболее строгим из них. Уголовная ответственность возлагается только за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Другие виды ответственности могут наступать как за совершение правонарушений, содержащих состав преступления, так и за совершение иных проступков.

Под уголовной ответственностью чаще всего понимают обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть наказание, заключающееся в лишениях личного или имущественного характера, порицающее его за совершенное преступление [1] . Уголовная ответственность носит личный характер, т.е. возлагается на виновное в совершении преступления физическое лицо (ст. 19 УК РФ). В соответствии со ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Таким образом, единственным и достаточным основанием уголовной ответственности является наличие в совершенном деянии состава преступления. Законодатель не раскрывает само понятие состава, однако в уголовно-правовой доктрине под ним понимают совокупность объективного и субъективных признаков (объект преступления, объективная сторона преступления, субъективная сторона преступления, субъект преступления).

Уголовное законодательство РФ устанавливает значительное количество норм, в соответствии с которыми деяния, совершение в информационной сфере, признаются уголовно наказуемыми. Данные нормы рассредоточены в следующих главах УК РФ: преступления против свободы, чести и достоинства личности (гл. 17), преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19), преступления против собственности (гл. 21), преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22), преступления против общественной безопасности (гл. 24), преступления против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25), преступления в сфере компьютерной информации (гл. 28), преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30), преступления против правосудия (гл. 31), преступления против порядка управления (гл. 32), преступления против мира и безопасности человечества (гл. 34).

Уголовно-правовые санкции, связанные с информацией прямо или опосредованно, установлены в отношении таких деяний, как клевета (ст. 129), оскорбление (ст. 130), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140), фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142), воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144), хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164), заведомо ложная реклама (ст. 182), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183), злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185), незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189), невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242), неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274), государственная измена (ст. 275), шпионаж (ст. 276), разглашение государственной тайны (ст. 283), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284), отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287), служебный подлог (ст. 292), разглашение данных предварительного расследования (ст. 310), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320), приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324), похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325), подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354).

Смотрите так же:  Приказ распоряжение о предоставлении отпуска это

За совершение преступлений применяются наказания, виды которых определены ст. 44 УК РФ. К ним, в частности, относятся: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, конфискация имущества, арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Так, согласно ст. 140 УК РФ неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

В соответствии со ст. 183 УК РФ собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом с целью разглашения либо незаконного использования этих сведений, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Более строгое наказание предусмотрено за деяния, повлекшие разглашение государственной тайны. Согласно ст. 283 УК РФ разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

5. Гражданско-правовая ответственность

Специфика гражданско-правовых отношений, характеризующихся равенством участников, предопределяет особенности гражданско-правовой ответственности, которая, как было показано выше, выступает одной из разновидностей юридической ответственности. Главной из этих особенностей является имущественный характер принудительных мер воздействия на правонарушителя.

Комплекс гражданско-правовых мер, носящих имущественный характер, с помощью которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) субъективных прав в информационной сфере, достаточно неоднороден по своим общественным последствиям и юридической природе.

Какие из принудительных гражданско-правовых мер следует отнести к разряду влекущих для нарушителя неблагоприятные последствия имущественного плана? Это будут меры, связанные с возмещением убытков, взысканием неустойки и компенсацией морального вреда. Имущественные издержки нарушителя, являющиеся следствием применения данных мер, должны компенсировать или, говоря другими словами, эквивалентно восполнить имущественную сферу потерпевшего. Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в общем плане в информационном законодательстве и в ГК РФ.

Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. При этом требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством РФ требования защиты информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

В случае если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

· по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

· по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

В ст. 1100 и 1101 ГК РФ определено, в частности, что компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме и независимо от вины причинителя вреда. В соответствии со ст. 58 Закона РФ «О средствах массовой информации» умаление свободы массовой информации, т.е. воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством осуществления цензуры, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию.

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере подразделяется на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, которым предусмотрены санкции, прямо не обеспеченные нормами действующего законодательства. Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с неисполнением нарушителем договорных обязательств. Внедоговорную ответственность обычно именуют деликтной. Примером деликтной ответственности будут являться меры по возмещению вреда, причиненного вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), предусмотренные ст. 1095 ГК РФ.

Для наступления ответственности должны существовать специфические основания. Применительно к гражданско-правовой ответственности такими основаниями будут являться условия, образующие в совокупности состав гражданского правонарушения. В Доктрине гражданского права и на ее основе сформировался взгляд, в соответствии с которым состав правонарушения в имущественной сфере образуют следующие факты:

· противоправность поведения (действия или бездействия) лица, на которое предполагается возложить ответственность;

· наличие у потерпевшего убытков или вреда, в том числе морального;

· наличие причинной связи между противоправным характером поведения нарушителя и наступившими последствиями в виде убытков или вреда у потерпевшего;

· наличие вины правонарушителя.

Если иное не установлено законом (например, правилами ст. 1100 ГК РФ), возникновение ответственности связывается с одновременным наличием всех этих фактов.

Так, состав гражданского правонарушения (деликта), совершенного вследствие использования незаконных методов получения информации, находящийся в режимекоммерческой тайны, будут образовывать следующие факты.

Противоправность поведения, состоящая в том, что лицо получило информацию, обладающую действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу ее неизвестности, помимо воли обладателя этой информации, например, путем несанкционированного сбора либо находки документов, содержащих сведения, отнесенные к коммерческой тайне и последующего их разглашения. Установление факта противоправности поведения предполагаемого нарушителя выступает определяющим звеном при квалификации правонарушения, которое фиксируется для сведений, находящихся в режиме коммерческой тайны, присущими характеру этих сведений методами. Выявленный факт утраты соответствующих документов должен быть доведен до сведения руководителя организации или уполномоченного должностного лица, которые обязаны принять решение о проведении разбирательства (проверки). В ходе разбирательства должны быть собраны фактические данные, имеющие отношение к данному событию, которые в дальнейшем могут использоваться в качестве доказательств в суде.

При оценке наличия убытков у обладателя информации может учитываться большое количество факторов, производных от характера правонарушения. При этом принцип полноты возмещения причиненных убытков, присущийгражданско-правовой ответственности, требует, чтобы правонарушитель возместил их в полном объеме, включая как реальный ущерб, так и неполученные доходы. Оценивая убытки обладателя информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, следует учитывать такие факторы, как неизвестность информации конкурентам, потребителям продукции, контрагентам по договорам, возможность использования информации путем продажи ее заинтересованным лицам, влияние на конъюнктуру рынка и т.п. Размер убытков должен быть подтвержден соответствующими документами.

Для возложения ответственности на лицо, незаконными методами получившее информацию, находящуюся в режиме коммерческой тайны, необходимо наличие причинной связи между действиями правонарушителя и возникшими убытками. При этом необходимо иметь в виду, что противоправное поведение лица только тогда является причиной убытков, когда оно прямо (непосредственно) связано с этими убытками. В рассматриваемом нами случае юридически значимой причинной связью будет связь между разглашением сведений, отнесенных к коммерческой тайне и наступившими вследствие этого разглашения убытками обладателя информации.

Необходимым условием для привлечения лица, незаконными методами получившего информацию, находящуюся в режиме коммерческой тайны, является его вина, которая выступает в качестве субъективного условия ответственности. Это условие имеет значительную специфику по сравнению с другими фактами, образующими состав правонарушения. Данная специфика обусловлена, во-первых,особенностями гражданско-правовых отношений и, во-вторых, ролью субъективного отношения нарушителя к собственным действиям, квалифицируемым по закону как правонарушение.

По общему правилу правонарушитель сам должен доказать отсутствие своей вины в разглашении сведений, отнесенных к коммерческой тайне. Соответственно обладатель информации не обязан доказывать вину лица, незаконно получившего информацию. Отсутствие вины правонарушителя за изъятиями, установленными законом, освобождает его от гражданско-правовой ответственности.

Виды правонарушение в информационной сфере

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Информационное правонарушение :

Полушкин, А. В.
Информационное правонарушение :Понятие и виды :
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Нынешний социум испытывает переход в качественно новое состояние — информационное общество, т. е. в такую форму и способ организации действительности, при которой информационная сфера становится приоритетной областью человеческой деятельности. Руководители ведущих стран мировой элиты в 2000 г . зафиксировали в «Окинавской Хартии глобального информационного общества» один из главных критериев нового состояния цивилизации — влияние информационно-коммуникационных технологий на формирование общества двадцать первого века[1].

В Российской Федерации в настоящее время определена цель информационного общества — повышение качества жизни человека, а одним из направлений его развития — обеспечение конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере[2]. Названные положения становятся ориентиром для юриспруденции в части обеспечения формирования новой объективной реальности, при которой информация приобретает невиданное ранее значение, традиционные конфликты обостряются, появляются новые их формы, в том числе, информационные правонарушения.

Действующее законодательство, направленное на преодоление информационных правонарушений, недостаточно адекватно отражает складывающиеся тенденции развития информационного общества.

За последние 15-20 лет динамика информационных правонарушений приобретает характер угрозы национальной и международной безопасности. Системообразующая роль информации и влияние современных компьютерных технологий ее обработки на все сферы жизни не только благоприятно воздействуют на устойчивое развитие всех общественных институтов, но и способствуют формированию условий совершения правонарушений. Поэтому возрастает значимость информационной безопасности как системы защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере[3] и

правовых средств ее обеспечения, в том числе, в части предупреждения и пресечения правонарушений в этой области человеческой деятельности.

Степень научной разработанности темы. Юридической наукой пока еще не выработаны устойчивые позиции изучения природы правонарушений в информационной сфере. Большинство исследований проводится в замкнутом предметном пространстве, в рамках одной какой-либо отрасли юриспруденции — административном праве (диссертация А. Ю. Шорохова «Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов), трудовом праве (диссертация К. А. Федина «Правонарушения в сфере труда как основание привлечения к дисциплинарной ответственности по нормам трудового права»), в уголовном праве (диссертации А. В. Суслопарова «Информационные преступления» и Л. А. Букалеровой «Информационные преступления в сфере государственного и муниципального управления: законотворческие и правоприменительные проблемы»), криминалистике и криминологии (труды В. Б. Вехова, А. Г. Волеводза, Ю. В. Гаврилина, В. А. Мещерякова, Ю. И. Ляпунова, В. В. Крылова, С. П. Кушниренко, Е. И. Панфиловой, В. В. Поповой и др.), в гражданском праве (диссертация О. Ю. Автаевой «Гражданские правонарушения: Сущность и состав») и др. Представляется, что исследование проблем правонарушений в информационной сфере не является специфической задачей какой-либо одной отрасли знаний и более эффективно их анализировать на междисциплинарном уровне.

На решение этой задачи нацелено информационное право — комплексная отрасль юридической науки, непосредственно изучающая закономерности правового регулирования общественных отношений в сфере информации и связанных с нею систем (П. У. Кузнецов). Информационное право как новое направление юриспруденции призвано обобщать существующие, разрабатывать и использовать новые комплексные теоретико-методологические инструменты для правового понимания изучаемых феноменов, а также «задавать определенный тон» при определении вектора предупреждения «возмущений» информационной среды существования общественных отношений и правового обустройства устойчивого развития социума в информационных условиях[4]. «Именно эта отрасль должна отве-

тить на вопросы: зачем, для чего, как использовать ресурс информационной сферы сегодня, чтобы обеспечить свободное, справедливое и упорядоченное завтра»[5].

Создавая предпосылки производства востребованных современностью новых юридических знаний о правовом регулировании информационных правоотношений, информационное право обогащает общие юридические знания; юриспруденция при этом прирастает в своем развитии и может реально способствовать решению названных общественных проблем.

Лишь немногими исследователями (в подавляющем большинстве — представителями информационного права) сделаны попытки комплексного системного анализа сферы информации в контексте информационной безопасности и правонарушений (И. Л. Бачило, В. А. Копылов, П. У. Кузнецов, А. В. Морозов, М. М. Рассолов, А. А. Стрельцов, Т. А. Полякова, А. А. Фатьянов и др.).

До настоящего времени проблема юридической природы информационных правонарушений не была предметом анализа на диссертационном уровне, что в немалой степени вызвано недостатком теоретических оснований для проведения глубоких исследований, сложностью понимания изучаемых информационных феноменов и новизной решения правовых проблем развития информационного общества, особенно вопросов защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Пожалуй, самым главным фактором является «молодость» науки информационного права, которая только формируется и поэтому существует много нерешенных вопросов (М. М. Рассолов).

В познавательном смысле обособление информационных правонарушений в отдельную группу позволяет более четко определить их природу, глубже усвоить сущность и специфику данных явлений, эффективнее выстроить систему их предупреждения. Определяя сущностные характеристики информационных правонарушений в целом, представляется возможным более детально регламентировать применение отраслевых юридических методов в этой области. Вследствие этого возникают предпосылки, позволяющие присту-

пить к формированию конкретных юридических конструкций, описывающих составы отдельных информационных правонарушений.

Целью исследования является изучение и осмысление природы и сущности информационных правонарушений, а также комплексный анализ правовых основ наиболее эффективных путей их нейтрализации.

Из характера поставленной цели вытекают следующие основные задачи исследования:

раскрыть наиболее существенные признаки информационного правонарушения как одной из форм информационного конфликта, запрещенного правом;

осуществить попытку определить понятие информационного правонарушения;

проанализировать нормативно-правовой массив об ответственности за информационные правонарушения и правоприменительную практику по данному вопросу;

выявить место, роль и значение института ответственности за информационные правонарушения;

изучить отраслевые особенности информационных правонарушений.

Объектом исследования выступают общественные отношения в информационной сфере, т. е. области человеческой деятельности, связанной с созданием, обработкой, распространением, получением, хранением, защитой и использованием сведений об окружающем нас мире (информации); общественные отношения по поводу охраны указанной сферы от общественно вредных (опасных) противоправных посягательств.

Смотрите так же:  Федеральный закон по потребительским кредитам

Предметом изучения являются нормативные правовые акты, регулирующие и охраняющие общественные отношения в информационной сфере; правоприменительная практика (в том числе, судебная); научные труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам информационной конфликтности и борьбы с общественно вредными (опасными) противоправными посягательствами на интересы личности, общества и государства в информационной сфере.

Теоретическая основа диссертационного исследования. Общетеоретической основой исследования стали труды С. С. Алексеева, В. К. Бабаева, В. М. Баранова, Ж.-Л. Бержеля, А. Б. Венгерова, В. Б. Исакова, В. П. Казимирчука, Д. А. Керимова, В. М. Корельско-

го, В. Н. Кудрявцева, А. В. Малько, Н. И. Матузова, М. Н. Марченко, В. Д. Перевалова, А. С. Пиголкина, В. В. Сорокина, В. М. Сырых, Н. Н. Тарасова, А. Ф. Черданцева и др.

Теоретической основой комплексного исследования являются труды ученых в области информационного права, таких как: Ю. М. Батурин, И. Л. Бачило, Л. В. Воронцова, О. А. Городов, О. В. Домаскин, А. К. Жарова, В. А. Копылов, П. У. Кузнецов,

B. Н. Лопатин, А. В. Минбалеев, А. В. Морозов, В. Б. Наумов, М. М. Рассолов, И. М. Рассолов, Т. А. Полякова, С. И. Семилетов, А. А. Стрельцов, Э. В. Талапина, Л. С. Терещенко, Л. В. Филатова, A. А. Фатьянов, Д. Б. Фролов и др.

В ходе изучения конкретных видов правонарушений, а также иных аспектов предмета исследования, связанных с информационными правонарушениями, были использованы труды представителей отраслевых юридических наук: А. Б. Агапова, Д. Н. Бахраха, C. Н. Братуся, В. Б. Вехова, Д. В. Винницкого, А. Г. Волеводза, Ю. В. Гаврилина, С. Ю. Головиной, А. И. Горева, К. Н. Гусова, Г. М. Денисова, В. А. Дозорцева, Д. А. Илюшина, О. С. Иоффе, B. Е. Козлова, А. Н. Кокотова, В. В. Крылова, О. Е. Кутафина, Ю. И. Ляпунова, В. И. Майорова, Г. К. Матвеева, В. А. Мещерякова, С. М. Паршина, В. В. Поповой, А. И. Рарога, Р. С. Российской, А. П. Сергеева, В. И. Синайского, Н. С. Таганцева, Ю. А. Тихомирова, Т. Я. Хабриевой, Р. Л. Хачатурова, А. А. Чернова, Г. Ф. Шершеневича, М. Д. Шиндяпиной, В. Ф. Яковлева, В. С. Якушева и др.

Важное значение для понимания природы и сущности информационных правонарушений имеют работы отечественных и зарубежных авторов: Д. Айкова, Н. Винера, А. Г. Здравомыслова, М. Кастельса, Н. Лумана, Арнольда П. Луцкера, М. Маклюэна, М. М. Моисеева, И. Н. Панарина, П. Педли, С. П. Расторгуева, Э. Тофлера, И. Т. Фролова, Ю. Хабермаса, и др.

Методологическая основа исследования. При изучении информационных правонарушений, а также тесно связанных с ними феноменов, применялись общенаучные и специальные методы познания: исторический, логический, системно-структурный, аналитический, синтетический, комплексный, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.

Нормативная и эмпирическая база исследования включает в себя анализ международных правовых актов, Конституции Россий-

ской Федерации, норм уголовного, гражданского, административного, трудового, информационного и других отраслей законодательства, зарубежный опыт правового регулирования информационной сферы, а также судебной практики по данной тематике.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на диссертационном уровне комплексно исследованы проблемы определения природы правонарушений в сфере информации, их сущность, общие черты и отраслевая специфика, а также классификация. В результате анализа сформулированы выводы и предложения по совершенствованию законодательства.

Обособление целого ряда правонарушений в отдельную группу информационных правонарушений позволили автору более четко определить их наиболее общие черты и родовые признаки, лучше усвоить отраслевую сущность и особенности данных явлений.

Для снижения негативного воздействия информационных конфликтов на человеческую деятельность посредством системы правовых инструментов проанализированы общие подходы к формированию государственной системы предупреждения информационных правонарушений.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Обосновывается вывод о том, что информационные правонарушения имеют структурно-сложную природу, обусловленную единством социально-конфликтного, информационного и юридического элементов, что вызывает необходимость комплексного межотраслевого подхода при их исследовании.

Сложность природы информационного правонарушения предопределяет многообразие методов и средств государственной правовой политики предупреждения злоупотреблений информационными правами и свободами, выбор методики профилактики информационных деликтов, а также разработку эффективных мер по борьбе с информационными преступлениями.

2. Сущность информационного правонарушения проявляется в тесной связи норм, предусматривающих юридическую ответственность за их совершение, с системой дозволений, запретов, ограничений и стимулов, которые формируют правовой режим в информационной сфере. От степени такой связанности в значительной степени зависит не только эффективность конструирования составов информационных правонарушений, но и решение задач противодействия

Автором приводятся обоснования о возможности включения в состав правового режима в информационной сфере, в зависимости от ситуации, вместе с правовыми организационных и технико-технологических средств обеспечения защиты информационных интересов личности, общества и государства.

3. Доказывается, что информационные правонарушения могут совершаться преимущественно в особой области человеческой деятельности — в информационной сфере, т. е. в области поиска, создания, обработки, передачи, получения, хранения, защиты и использования всевозможных сведений об окружающем мире и (или) с использования информационных средств и технологий работы с информацией, независимо от ее формы.

Информационное правонарушение может совершаться в иной области человеческой деятельности в условиях информационной среды, связанной с использованием информации, информационных средств и различных технологий работы с информацией.

4. В ходе исследования автор пришел к выводу о том, что понятие «информационное правонарушение» обладает общими и специальными признаками, имеющими существенное значение для этого класса правонарушений. К общим существенным признакам относятся: общественная опасность, противоправность, деликтоспособность и виновность лиц, их совершивших. К специальным существенным признакам относятся: информационная сфера, информационная среда их совершения, а также использование информационных средств и технологий.

На основе анализа общих и специальных признаков в диссертации сформулировано определение понятия информационного правонарушения как общественно опасного, противоправного, виновного деяния (действия или бездействия) деликтоспособного лица, совершенного в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы, либо в иной области человеческой деятельности в условиях информационной среды.

5. Возможность выделения противоправных деяний по сферам их совершения позволила автору представить информационное правонарушение в определенной системе координат влияния на ту или иную область жизнедеятельности. Такое представление имеет су-

щественное значение для осмысления средств и способов правовой защиты информационных интересов личности, общества и государства, в частности, при дифференциации правовых норм, предусматривающих различные виды и степень ответственности за информационные правонарушения.

6. Комплексный анализ законодательства об ответственности за информационные правонарушения позволил автору сделать вывод о том, что устанавливаемая в нормативных правовых актах система дозволений и запретов, определяющих режим в информационной сфере, не полностью соответствует конструкциям составов информационных правонарушений. Система ограничений и стимулов законодателем используется недостаточно активно, что не позволяет эффективно противодействовать правонарушениям в информационной сфере.

7. На основе анализа информационного законодательства автором делается вывод о том, что институт ответственности за информационные правонарушения как комплекс охранительных норм системы права представляет собой межотраслевое структурное образование, обеспечивающее безопасность общественных отношений в информационной сфере и направлен на защиту интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Институт ответственности за информационные правонарушения представляет собой межотраслевой комплексный институт информационного права, выполняющий в нем важную охранительную функцию, поскольку он направлен на защиту общественных отношений в информационной сфере.

8. Совершение информационных правонарушений нередко связано с использованием разнообразных технико-технологических систем (ЭВМ, компьютерных сетей связи), приемов и способов воздействия на информационную среду. Эта особенность характеристики противоправных деяний, совершаемых при использовании «технических» информационных средств, позволяет сделать вывод о том, что понятие «информационное правонарушение» поглощает такие понятия, как «компьютерное правонарушение», «компьютерное преступление», «киберпреступление». Автор предлагает считать их разновидностями более общего понятия информационного правонарушения.

9. Специальные признаки информационного правонарушения рассматриваются в качестве критерия выделения из множества других правонарушений. Главным критерием обособления информаци-

онных правонарушений в отдельную группу служит информационная сфера их совершения, а дополнительным основанием — информационная среда, использование различных информационных средств и технологий.

В качестве оснований общей классификации информационных правонарушений рассматриваются специальные признаки понятия информационного правонарушения, в связи с чем их разделение предлагается проводить в соответствии с такими признаками.

Дополнительным основанием классификации информационных правонарушений рассматриваются виды ответственности за их совершение.

Понятие информационного правонарушения автором используется при обосновании отраслевых дефиниций, раскрывающих суть конкретных разновидностей информационных правонарушений в зависимости от вида ответственности, которая предусмотрена за их совершение.

Обособление и последующее исследование информационных правонарушений в качестве специфического типа правонарушений позволяет эффективнее решать вопросы информационной безопасности в целом.

Автором вносятся конкретные предложения по совершенствованию информационного законодательства.

Научная и практическая значимость работы заключается в том, что выводы диссертации могут быть использованы для дальнейших научных исследований проблем правового обеспечения информационной безопасности в различных ее аспектах. Также возможно использование положений диссертации для преподавания учебного курса информационного права, при подготовке лекций и учебных пособий.

Практические рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут использоваться в нормотворческой и правоприменительной деятельности, при разработке мер противодействия информационным правонарушениям, а также при формировании правовой политики в области информационной безопасности в целом.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена, обсуждена и одобрена на кафедре информационного права и естественнонаучных дисциплин Уральской государственной юридической академии.

Отдельные положения диссертации были изложены в сообщениях на научно-практических конференциях и семинарах. В частности, на Международной научно-практической конференции «Авторское право в науке, образовании и бизнесе» (Екатеринбург, 2008) и на теоретическом семинаре «Конфликты в информационной сфере» (Москва, 2009).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка, предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, показывается степень научной разработанности, определяются цель, задачи, объект и предмет, методологические и теоретические основы исследования, формулируются научная новизна, теоретическое и практическое значение результатов исследования, а также указывается форма их апробации.

Первая глава «Природа и сущность информационного правонарушения» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Юридическая конфликтология как доктринальная основа характеристики информационного правонарушения» исследованы основные положения смежных научных знаний в области природы и сущности конфликтов в информационной сфере.

Основываясь на работах авторов, разрабатывающих учение об общей (Н. П. Дедов, А. В. Дмитриев, А. Г. Здравомыслов, В. В. Касьянов и др.) и юридической (В. П. Казимирчук, В. Н. Кудрявцев, В. М. Сырых и др.) конфликтологии как науке о закономерностях существования конфликтов, автор выделил основные черты и свойства, имеющие значение для определения сущности противоправных деяний и их причин в современный период. Рассмотрены основные вопросы существования социального конфликта в сфере информации и использовании информационных технологий, дана характеристика информационных конфликтов как разновидности социальных. Отдельное внимание уделено анализу теоретических положений относительно сущности юридического конфликта как основы понимания содержания информационного правонарушения.

Автором проанализированы признаки формирующегося и развивающегося информационного общества, его информационные характеристики. К таковым относится информационная сфера, имеющая важное значение в жизнедеятельности человека и становящаяся преобладающим компонентом практически во всех других областях его существования. Соглашаясь с тезисом о важности нового этапа развития истории человечества, который принято называть «информационным обществом», диссертант отметил, что наряду с положительными моментами ему сопутствуют угрозы существо-

ванию интересов личности, общества и государства в информационной сфере. На существование этого противоречия обращал внимание один из разработчиков ЭВМ Н. Винер, еще на ранней стадии их внедрения и повсеместного использования человечеством. Им был поставлен гуманитарный вопрос о существовании угроз компьютеризации 1 . По существу, автор кибернетического направления в мировой науке стал одним из основоположников теории и методологии информационной безопасности как системы защиты интересов субъектов информационной сферы. Упомянутые угрозы стали проявляться особенно выпукло вместе с бурным развитием современных технологий и их широким применением на рубеже XX-XXI вв., когда возросло количество правонарушений в информационной сфере. Более того, появились новые, опасные и неизвестные ранее их разновидности — информационные преступления.

Отмечая особую важность обеспечения информационной безопасности, в работе подчеркивается актуальность комплексных исследований в данном направлении, поскольку защита сферы информации в условиях информационного общества стала одной из насущных задач государства и его институтов. Автором аргументирована необходимость комплексных теоретических исследований в юриспруденции: комплексного взгляда на информационные правонарушения при исследовании данного феномена; адекватного отражения комплексного подхода в нормах права, определяющих ответственность за информационные правонарушения: построения комплексной системы предупреждения информационных правонарушений. Комплексный подход при исследовании характеристики информационного правонарушения позволил автору определить структурно-сложную его природу. Сложность природы информационных правонарушений заключается в единстве социально-конфликтного, информационного и юридического элементов.

Информационное правонарушение представлено как разновидность социального конфликта, и запрещенное нормами права взаимодействие субъектов информационной сферы, выражающее противоречия интересов его участников. Сущностные характеристики информационных конфликтов и соотнесение их с признаками юридического конфликта автор связывает с существованием причин и условий правонарушений в информационной сфере.[6]

Во втором параграфе «Правовая природа информационного правонарушения» проанализировано общее учение о правонарушении и юридической ответственности, на основе его базовых положений рассмотрена правовая природа информационного правонарушения.

Опираясь на позиции ученых в области общей теории права (С. С. Алексеев, А. В. Малько, В. Д. Перевалов, А. Ф. Черданцев и др.) и информационного права (И. Л. Бачило, П. У. Кузнецов и др.) в ходе изучения сущности информационного правонарушения исследована модель соотношения категориальной пары «правонарушение» и «юридическая ответственность», рассмотрены правовые основания их взаимовлияния. Такой анализ имеет не только строго научное значение для определения правовой природы и сущности информационного правонарушения, но и для практики формирования информационного законодательства.

В науке принято соотносить понятия «правонарушение» и «юридическая ответственность» через включенность механизма правового регулирования в разрешение и предупреждение конфликтных ситуаций с помощью института ответственности за правонарушения.

Тесная связь правонарушения и юридической ответственности проявляется не только в алгоритме состава (объект, субъект, объективная и субъективная сторона) правонарушения и его фактообразующем свойстве возникновения охранительного правоотношения (В. Н. Кудрявцев), не только завершенностью динамики противоправных деяний злоумышленника, наступлении правовых карательных последствий и правовосстановительных мер. Важное значение для определения природы правонарушения имеет существование правовых дозволений и запретов (С. С. Алексеев), ограничений и стимулов (А. В. Малько) как разнообразных методов правового регулирования и обеспечения интересов субъектов информационной сферы. Представляется, что все названные средства правового воздействия на установление правопорядка в информационной сфере имеют самое существенное значение, поскольку с их помощью законодатель четко определяет границы правомерного поведения субъектов общественных отношений по поводу информационных объектов, обладающих повышенной сложностью и структурообразующим качеством.

Анализируя названные гибкие правовые инструменты воздействия на информационные отношения, автор соглашается с мнением П. У. Кузнецова об их объединении в особые режимные правила формирования норм права, сочетающие запрещение, разрешение, ограничение либо стимулирование действий субъектов информационных правоотношений в целях защиты прав и интересов, а также для решения проблем предупреждения информационных правонарушений. Эффективная реализация таких целей определяется необходимостью четкого и предельно ясного закрепления в нормах права системы дозволений, запретов и ограничений, которые становятся содержанием состава информационного правонарушения. При этом проявляется их тесная связь с нормами, определяющими юридическую ответственность. Данная задача в юриспруденции решается с помощью конструирования модели конкретных составов правонарушений (А. Ф. Черданцев). Формирование конкретных составов информационных правонарушений во многом зависит от того, как определяются в нормах права информационного законодательства конкретные дозволения, запреты или ограничения, которые формируют правовой режим в информационной сфере.

Таким образом, сущность информационного правонарушения проявляется в тесной связанности норм, предусматривающих юридическую ответственность за их совершение, с системой дозволений, запретов, ограничений и стимулов, которые формируют правовой режим в информационной сфере. От степени такой связанности в значительной степени зависит не только эффективность конструирования составов информационных правонарушений, но и решение задач противодействия информационным правонарушениям.

В диссертации приводится анализ современной ситуации с распространением нарушений целостности информационных систем, размещением в общедоступной информационной среде человеческой деятельности информации ограниченного использования (А. В. Минбалеев), имеющей социально-вредный контент либо высокий уровень его общественной опасности, а также нарушениями авторского права в сети Интернет. Автором приводятся обоснования о возможности включения в зависимости от ситуации в состав правового режима в информационной сфере вместе с правовыми организационные и технико-технологические средства обеспечения защиты информационных интересов личности, общества и государства.

В третьем параграфе «Понятие информационного правонарушения» проанализированы содержание и объем понятия информационного правонарушения.

В ходе исследования признаков, обозначающих явления, процессы и состояния, тесно связанные с информационными правонарушениями, в частности, подробно рассмотрены основные подходы к пониманию информационной сферы, информационной среды, информационных средств и систем, информационных технологий.

Смотрите так же:  Днк экспертиза в перми

Базовым условием исследования сущности информационного правонарушения как феномена является общенаучное его представление с точки зрения анализа существенных его признаков, абстрагирования свойств и взаимосвязей, сопоставление с другими предметами и явлениями[7].

Общие свойства исследуемого явления принадлежат более общему классу (множеству) понятий — категории «правонарушение». Среди таких свойств и признаков общая теория права выделяет: противоправность, общественную опасность, деликтоспособность и виновность.

Общее понятие «правонарушение» и его категориальные признаки, применительно к различным областям человеческой деятельности, сохраняют свое содержание и качество. Вместе с тем, свойства и признаки, характерные для всех таких областей деятельности, имеют свои отличительные черты и существенные признаки. Анализ информационной области человеческой деятельности и его современные особенности позволили автору обнаружить их множество, а среди них выявить наиболее существенные, сохраняющие свое качество во всем многообразии противоправных действий.

Информационные правонарушения совершаются преимущественно в особой области человеческой деятельности — в информационной сфере, т. е. в области поиска, создания, обработки, передачи, получения, хранения, защиты и использования всевозможных сведений об окружающем мире (информации). Нередко они совершаются с использованием информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы.

Информационные правонарушения могут совершаться в разных сферах человеческой деятельности. Важными обстоятельствами совершения информационных деяний являются условия среды их

реализации, которые связанны с использованием информации, информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы. Совокупность таких условий принято называть информационной средой (И. Л. Бачило, П. У Кузнецов).

Диссертант пришел к выводу о том, что информационные правонарушения обладают общими и специальными признаками, имеющими существенное значение для этого класса правонарушений.

К общим признакам относятся противоправность, общественная опасность, деликтоспособность и виновность. К специальным признакам — информационная сфера, информационная среда их совершения, использование информационных средств и технологий. Анализ специальных признаков основан не только на их легальных определениях, но и на знаниях в области смежных с юриспруденцией научных дисциплин.

На основе анализа общих и специальных признаков в диссертации сформулировано определение понятия информационного правонарушения как общественно опасного (вредного), противоправного, виновного деяния (действия или бездействия) деликтоспособного лица, совершенного в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы, либо в иной области человеческой деятельности в условиях информационной среды.

Проанализировав сущность информационных правонарушений и наличие тесно связанных с ними феноменов, диссертант пришел к выводу о том, что противоправные деяния тесно связаны с использованием разнообразных технико-технологических систем (ЭВМ, компьютерных сетей связи), приемов и способов воздействия на информационную среду. Эта особенность использования таких «технических» информационных средств позволяет автору сделать вывод о том, что понятие «информационное правонарушение» поглощает такие понятия, как «компьютерное правонарушение», «компьютерное преступление», «киберпреступление» и предлагает считать их разновидностями информационных правонарушений, поскольку киберпространство как среда является частью информационной сферы.

Вторая глава «Нормы об ответственности за информационные правонарушения и их место в системе информационного права» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Система законодательства об ответственности за информационные правонарушения» исследуется массив нормативных правовых актов, обеспечивающих информационную сферу в целом.

Нормы права по своей природе объективно сохраняют инертное начало и отстают от динамично складывающихся общественных отношений. Это качество имеет несомненную ценность в «традиционных» условиях и формах развития общества, однако, в информационную эпоху «торможение» привносит неопределенность ситуации, связанной с правовым обеспечением информационных интересов личности, общества и государства.

Отмечается роль и место международных правовых актов в вопросах регулирования информационной сферы, их влияние на формирование правового обеспечения защиты интересов субъектов информационных правоотношений в России.

Анализируется особая роль нормативных положений Конституции РФ, являющейся ядром правовой системы России, а также значение и место «вводимых конституционным правом общеправовых категорий» (А. Н. Кокотов), имеющих определяющее содержание для правовых понятий и конструкций информационного права.

В частности, сопоставляется существование и генезис конституционно-правовой ценности «свобода информации» с ее конституционными ограничениями, а также отраслевым режимом ограничения распространения отдельных видов информации и наличием соответствующих составов информационных правонарушений. Комплексное изучение категорий «злоупотребление правом» и «уважение прав и свобод других» (п. 3 ст. 17 Конституции РФ), межотраслевой анализ норм права и конкретизации в них информационно-правовых ограничений и запретов отдельных видов деятельности участников информационной сферы (например, СМИ, операторов и пользователей сети Интернет) позволили автору обнаружить незавершенность процесса законодательного закрепления отдельных составов информационных правонарушений, предусматривающих ответственность за злоупотребление правом и неуважение прав других при осуществлении собственных прав и свобод.

В порядке сравнения сопоставляются нормы базовых федеральных законов системы информационного законодательства (об информации, о доступе к официальной информации, о персональных

данных, о связи, о коммерческой тайне, об электронной цифровой подписи и др.) с правовыми нормами кодексов (УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ, ГК РФ), определяющих ответственность за различные информационные правонарушения. В ходе такого анализа обращается внимание на недостаточно эффективное использование законодателем всего разнообразия правовых средств формирования нормативного материала, особенно таких инструментов, как запреты, ограничения и стимулы, их реализацию при конструировании составов информационных правонарушений (особенно, при формировании системы их предупреждения).

Рассматриваются варианты зарубежного законодательства, обеспечивающего правопорядок в информационной сфере, в частности, законы США, Великобритании, Франции, Канады, Австралии и др. Исследовались примеры отечественной и зарубежной судебной практики по делам о правонарушениях в информационной сфере.

Комплексный анализ законодательства об ответственности за информационные правонарушения позволил автору сделать вывод о том, что устанавливаемая в нормативных правовых актах система дозволений и запретов, определяющих режим в информационной сфере, не полностью соответствует конструкциям составов информационных правонарушений. Система ограничений и стимулов законодателем используется недостаточно активно, что не позволяет эффективно противодействовать правонарушениям в информационной сфере.

Во втором параграфе «Место института ответственности за информационные правонарушения в системе отрасли информационного права» комплексно анализируются существующие правовые нормы, которые определяют ответственность за информационные правонарушения.

Отмечается, что нормы, регламентирующие информационную сферу, общественных отношений, содержатся как в собственно информационном законодательстве, так и в других отраслях. При этом основная часть норм, касающихся непосредственно ответственности в информационной сфере, т. е. содержащих конкретные санкции, находится в УК РФ и КоАП РФ. Но этими двумя нормативными правовыми актами рамки института ответственности за информационные правонарушения не ограничиваются. Определяющее значение для существования юридической ответственности за противоправные

деяния в информационной сфере имеют нормы, которые образуют состояние противоправности в составе признаков информационного правонарушения. Такие нормы сосредоточены в базовых федеральных законах, определяющих общие положения противоправности (основные понятия информационной сферы и их определения, принципы правового регулирования информационных правоотношений, правовой статус и общие правила поведения участников и др.). При этом правовые нормы базовых законов соотносятся как общие нормы по отношению к отраслевым нормам, в них содержатся общего характера правовые дозволения, запреты и ограничения, которые являются основой отраслевых составов информационных правонарушений. Нормы, определяющие более конкретные правила поведения и режимы, расположены в отраслевых нормативных правовых актах. Вместе с тем, наиболее высокая степень определенности и системности составов информационных правонарушений отражена в УК РФ и КоАП РФ.

Сравнение названных правовых норм позволило автору выявить их межотраслевую однородность и логическую связанность (системность). Рассмотрен вопрос о наличии в системе права комплексных структурных образований, в том числе, комплексных отраслей и комплексных институтов. Основываясь на позиции ученых как в области общей теории права (например, С. С. Алексеева, А. Ф. Черданцева), так и информационного права (И. Л. Бачило, П. У. Кузнецова, А. А. Стрельцова, Т. А. Поляковой и др.), диссертант присоединяется к точке зрения исследователей о том, что информационное право является комплексной отраслью системы права, состоящей из совокупности комплексных институтов.

Однородность норм права, определяющих ответственность за информационные правонарушения и отраженных в них обособленных охранительных общественных отношений, опосредует существование межотраслевого комплексного их характера.

В диссертации обосновывается вывод автора о том, что институт ответственности за информационные правонарушения как комплекс охранительных норм системы права представляет собой межотраслевое структурное образование, обеспечивающее безопасность общественных отношений в информационной сфере и направлен на защиту интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Институт ответственности за информационные правонарушения является межотраслевым комплексным институтом информационного права, выполняющим в нем важную охранительную функцию, поскольку он направлен на защиту общественных отношений в информационной сфере.

Третья глава «Классификация информационных правонарушений» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Основания классификации информационных правонарушений» исследуются различные критерии объединения и разделения множества информационных правонарушений.

В диссертации проведен анализ отраслевых массивов норм права, определяющих составы информационных правонарушений, в частности, КоАП РФ, УК РФ, ТК РФ и ГК РФ.

Административные виды составов информационных правонарушений расположены в КоАП РФ. Отдельные разновидности обособлены в главе 13 названного кодекса в зависимости от существования родового объекта противоправного посягательства -общественных отношений в области связи и информации. Большая часть составов информационных правонарушений расположена в других главах кодекса. Родовым объектом таких правонарушений являются общественные отношения в различных областях человеческой деятельности, они выделены в другие главы КоАП РФ — «охраны окружающей природной среды и природопользования» (ст. 8.5), «финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» (ст. 15.19,15.21, 15.22), «воинского учета» (ст. 21.1,21.2,21.4) и др. Названные правонарушения совершаются в условиях информационной среды, более того, отдельные из них направлены на различные информационные объекты. В силу чего характер и содержание таких областей человеческой деятельности придает родовому объекту посягательства свойство факультативного. Автор приходит к выводу о том, что при таком расположении норм об ответственности за информационные правонарушения законодатель использовал один из способов юридической техники — рациональность организации структуры кодекса (Е. В. Ракитина).

Уголовные преступления как разновидность информационных правонарушений расположены в аналогичном порядке. В отдельную гл. 28 УК РФ обособлены составы преступлений в сфере компьютерной информации, а все остальные составы преступлений, по своему

характеру и признакам относимые к информационным, размещены в других разделах и главах УК РФ. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что критерием обособления составов информационных преступлений законодателем выбран разный по названию общий родовой объект — «сфера компьютерной информации» в УК РФ и «область связи и информации» КоАП РФ.

Отмеченная рациональность формирования структуры нормативного материала не полностью оправдана, поскольку она не учитывает все особенности современной ситуации с состоянием информационных правонарушений. Во-первых, не все виды совершаемых противоправных деяний в информационной сфере отражены в названных кодифицированных нормативных правовых актах. Во-вторых, не проводится дифференциация ответственности за правонарушения, совершаемые с использованием весьма «эффективного» технико-технологичного информационного инструментария для совершения правонарушений, объектом которых являются важнейшие для личности, государства и общества предметы общественных отношений (как правило, это жизненно важные интересы). При этом опасность таких правонарушений значительно повышается, поскольку они носят динамичный и скрытный характер, однако в текстах норм это не отражено.

В диссертации существенные специальные признаки понятия информационного правонарушения рассматриваются в качестве критериев вьщеления из множества других правонарушений. Главным критерием обособления информационных правонарушений в отдельную группу служит информационная сфера, а дополнительным основанием классификации — информационная среда их совершения, а также использование различных информационных средств и технологий.

Названные основания обособления информационных правонарушений дают возможность определять дополнительные их составы, а также дифференцировать ответственность в зависимости от того, использует злоумышленник информационные средства и технологии при совершении посягательств на иные объекты или нет.

Возможность выделения противоправных деяний по сферам их совершения и в зависимости от использования технологических средств позволили автору представить информационное правонарушение в определенной системе координат их влияния на ту или иную

область жизнедеятельности. Такое представление имеет существенное значение для осмысления средств и способов правовой защиты информационных интересов личности, общества и государства. В частности, при дифференциации правовых норм, предусматривающих различные виды и степень ответственности за информационные правонарушения.

Вторым основанием классификации рассматриваются виды ответственности за совершение информационных правонарушений. В зависимости от видов ответственности их множество подразделяется на информационные преступления, административные информационные правонарушения, дисциплинарные информационные правонарушения и гражданские информационные правонарушения.

Во втором параграфе «Виды информационных правонарушений» исследованы конкретные виды информационных правонарушений.

Наиболее обоснованным и целесообразным в рамках диссертационного исследования для обособления информационных правонарушений представляется критерий ответственности за совершение правонарушений. Поэтому отдельные виды информационных правонарушений в диссертации упоминаются как отраслевые. Однако, не все разновидности ответственности рассматриваются в качестве предмета настоящего исследования (например, конституционный или процессуальный вид ответственности), поскольку они не носят типичный для общества характер.

Анализируются научные позиции в области общей теории права и отраслевых юридических наук о преступлениях, административных правонарушениях, гражданско-правовых деликтах, дисциплинарных проступках с тем, чтобы установить в какой части их можно применить к соответствующим информационным правонарушениям. Отдельно исследованы нормативные правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за тот или иной вид информационных правонарушений. Рассмотрены иные нормативные акты, имеющие непосредственное значение для решения вопросов, какое именно деяние считать информационным правонарушением, изучена судебная практика по делам, связанным с отраслевыми информационными правонарушениями.

Понятие информационного правонарушения автором используется при обосновании отраслевых дефиниций, раскрывающих суть

конкретных разновидностей информационных правонарушений в зависимости от вида ответственности, которая предусмотрена за их совершение.

Приводятся определения понятий отраслевых информационных правонарушений, которые имеют некоторые отличия от приводимых в отдельных кодексах.

Информационное преступление — общественно опасное, противоправное, влекущее за собой уголовную ответственность, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, совершенное в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы, либо в иной области человеческой деятельности в условиях информационной среды.

Административное информационное правонарушение — посягающее на установленный порядок государственного управления общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, совершенное в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы, либо в иной области человеческой деятельности в условиях информационной среды.

Гражданское информационное правонарушение — посягающее на имущественные и неимущественные блага общественно вредное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица, совершенное в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы, либо в иной области человеческой деятельности в условиях информационной среды.

Дисциплинарное информационное правонарушение — посягающее на установленный трудовой или служебный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица, совершенное в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы, либо в иной области человеческой деятельности в условиях информационной среды.

Автором вносятся конкретные предложения по совершенствованию отраслевого информационного законодательства.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования и формулируются его основные выводы.

В приложении приведены проекты изменений норм права.

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

Статья, опубликованная в ведущем рецензируемом журнале, указанном в перечне ВАК

1. Полушкин А. В. Понятие информационного правонарушения // Рос. юрид. журн. — 2009. — № 3. — 0,3 п. л..

В иных научных изданиях

2. Полушкин А. В. Признаки информационных правонарушений //Конфликты в информационной сфере: материалы теорет. сем. Сектора информационного права. ИГЛ РАН (2008) / отв. ред. И. Л. Ба-чило. — М., 2009. -0,51 п. л.

3. Полушкин А. В. Нарушение интеллектуальных прав как разновидность информационных правонарушений в гражданско-правовой сфере // Авторское право в науке, образовании и бизнесе: материалы междунар. науч.-практ. конф. (29 октября 2008 г .) / отв. ред. Д. В. Грибанов. — Екатеринбург, 2008. — 0,3 п. л.

[1] Окинавская Хартия глобального информационного общества 22 июля 2000 г . // Дипломатический веста. 2000. № 8.

[2] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации // Рос. газ. 2008.16 февр.

[3] Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Рос. газ. 2000. 28 сент.

[4] Кузнецов П. У. Теоретические основания информационного права: автореф. дис. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 24—44; Он же. Правовая методология информационных процессов информационной безопасности (вербальный подход). Екатеринбург, 2001. С.159-160.

[5] Бачило И. Л. Информационное право: учеб. 2009. М ., С. 15.

[6] Винер Н. Кибернетика и общество. М., 2002. С. 142-143.

[7] Рузавин Г. И. Основы логики и аргументации: учеб. пособие. М., 2007. С. 34-49.

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст книги, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Author: Profi