Требования к проведению занятий по гимнастике

Требования к проведению занятий по гимнастике

К занятиям допускаются учащиеся:

  • отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
  • прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
  • имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Учащийся должен:

  • иметь коротко остриженные ногти;
  • заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
  • бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению;
  • знать и выполнять настоящую инструкцию.

Гимнастические снаряды должны быть надежно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:

  • маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений;
  • канат не должен иметь порывов и узлов;
  • бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям занимающихся;
  • жерди брусьев должны быть сухими и гладкими, без трещин;
  • перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии;
  • поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов.

Не выполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках.

Выполняя упражнения потоком (один за другим) соблюдайте достаточные интервал и дистанцию. Не выполняйте сложные элементы без страховки, если нет уверенности в их выполнении.

Учащийся должен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной гимнастикой. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.

II. Требования безопасности перед началом занятий

Учащийся должен:

  • переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
  • снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, браслеты, часы и т. д.);
  • убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;
  • под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;
  • по команде учителя встать в строй для общего построения.

Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастических снарядов.
Не переносите и не перевозите тяжелые гимнастические снаряды без специальных тележек и устройств.
При переноске матов держитесь за специальные ручки сбоку по два человека с каждой стороны. При укладке следите, чтобы их поверхность была ровной и не сбивалась в комок, не было зазоров, а также наложения края мата на другой. Вся площадь вокруг бревна застилается матами в один слой, а в месте приземления — в два слоя.
На опорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя, длиной не менее пяти метров.
Изменяя высоту брусьев вдвоем, ослабив винты, поднимите одновременно оба конца, держась за жердь, а не за металлическую опору. Ширина между жердями не должна превышать ширины плеч.
Высоту перекладины устанавливайте в положении, когда она лежит на полу.
Хорошая прочность растяжек и креплений должна обеспечить устойчивость снаряда. Не стойте под перекладиной во время ее установки.
Устанавливая прыжковые снаряды, выдвигайте ножки поочередно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд.

III. Требования безопасности во время занятий

Учащийся должен:

  • каждый раз перед выполнением упражнения проверять крепление стопорных винтов;
  • вытирать руки насухо, использовать магнезию;
  • выполнять сложные элементы и упражнения со страховкой;
  • при выполнении прыжков и соскоков приземляться мягко на носки ног, пружинисто приседая;
  • при появлении во время занятия боли в руках, покраснения кожи, водяных пузырей на ладонях прекратить занятие и сообщить об этом учителю;
  • переходить от снаряда к снаряду организованно, по общей команде, способом, указанным учителем.

Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнения другим учащимся, не отвлекайте и не мешайте ему.
Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем. Не раскачивайте канат, на котором учащийся выполняет упражнение. Не используйте его не по назначению.
Прежде чем выполнять упражнение на бревне, разучите его и добейтесь уверенного исполнения на полу или гимнастической скамейке.
Выполняя упражнение на перекладине, необходимо помнить, что неточность в исполнении упражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и падению.
Перед выполнением опорного прыжка установите гимнастический мостик от снаряда на расстоянии в зависимости от ваших возможностей, способностей и подготовленности. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи при разбеге или в месте приземления. При выполнении опорного прыжка другим учащимся не перебегайте место для разбега. Осуществляйте страховку стоя за снарядом.
Выполняйте вольные и акробатические упражнения на матах или ковре. Перед выполнением упражнения убедитесь, что на ковре или матах нет посторонних предметов или учащихся, которые могут помешать выполнить задание. Во время выполнения упражнений не выбегайте на ковер, не мешайте другим.

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях

Учащийся должен:

  • при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
  • с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
  • при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
  • по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий

Учащийся должен:

  • под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
  • организованно покинуть место проведения занятия;
  • переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
  • вымыть с мылом руки.

Требования к местам проведения занятий по гимнастике

Подготовка мест занятий, качество спортивного инвентаря и оборудования имеют важное значение для повышения мастерства гимнастов и обеспечения их безопасности в процессе учебных за­нятий и соревнований. Размеры гимнастического зала должны соответствовать установленным стандартам, пол быть гладким и нескользким, естественное освещение, определяемое отношени­ем площади окон к площади пола, составлять 1:5— 1:6, искусст­венное освещение — не менее 80 люксов на уровне пола, темпе­ратура в помещении — не менее 15 —16 С. В процессе проведения занятий нужен постоянный приток свежего воздуха (нагнетатель-но-вытяжная вентиляция). До и после занятий помещения тща­тельно проветриваются и содержатся в чистоте.

Безопасность занятий зависит от правильности установки сна­рядов и другого подсобного инвентаря. Перед установкой снаря­дов проверяется технический паспорт завода-изготовителя. Раз в год испытываются на прочность установка снаряда и все его дета­ли. Это особенно важно, так как многие залы не являются специ­ализированными (особенно в школе), что приводит к более ран­нему износу и порче снарядов и другого оборудования. В зале сна­ряды располагают на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Их ставят так, чтобы при выполнении упражнений свет не падал в глаза занимающимся. Гимнаст должен хорошо видеть сна­ряд и место приземления при соскоках. Установка и проверка со­стояния различных снарядов имеют свою специфику.

При установке коня с ручками необходимо соблюдать следую­щие правила: он должен стоять устойчиво на полу без малейших колебаний; ручки должны быть тщательно прикреплены к телу коня и иметь гладкую, очищенную от магнезии поверхность; по­крытие коня — без порезов и различных неровностей.

При установке перекладины обеспечиваются: вертикальное по­ложение стоек и горизонтальное положение грифа, прочное при­крепление грифа к стойкам; нормальное натяжение растяжек и Удержание перекладины в устойчивом и прочном положении; на­личие запасной глубины вкручивания тандеров; надежность креп­ления пластинок в полу и его исправное состояние. Для быстрой установки перекладины на нужную высоту рекомендуется сделать постоянные разметки на стойках.

При установке брусьев необходимо: следить за параллельным расположением жердей (они поднимаются и опускаются с обеих сторон путем удержания одной рукой жерди, другой — отвинчи­вания или завинчивания винта; нельзя стоять под жердью при ее опускании или поднимании); следить за соединением жердей со стойками; проверить исправность крепящих винтов и зажимов, а также вращение стержней в стойках; передвигать брусья с помощью специальной тележки или приподнимая их над полом; про­верить устойчивость снаряда.

При установке брусьев разной высоты соблюдаются правила, установленные для брусьев и перекладины.

При подвеске колец высоту устанавливают в соответствии с ро­стом занимающихся; проверяют состояние тросов, ремней и пря­жек, а также надежность крепления цепи в металлическом стерж­не, наличие трещин на кольцах. Периодически проверяют проч­ность крепления блоков к потолку. Если установка колец состоит из специальной рамы, прикрепленной тросами к полу, то обес­печение прочности ее крепления аналогично требованиям к уста­новке перекладины.

При установке бревна необходимо следить, чтобы его поверх­ность была в горизонтальном положении, без царапин и других повреждений; основание стоек плотно прилегало к полу; винты и другие виды крепления были исправны и удерживали бревно на соответствующей высоте.

При установке прыжковых снарядов обеспечивается: исправное состояние снаряда и его прочное крепление к полу; исправное состояние мостика, покрытого специальным синтетическим ма­териалом, и его установка на специальную синтетическую дорожку для разбега гимнаста. При отсутствии последних используют мос­тики с покрытием ребристой резиной и резиновую дорожку для разбега.

Канаты, шесты, лестницы, гимнастические скамейки и стенки должны быть крепкими, надежно прикрепленными к потолку, стене или полу. На канатах не допускается завязывания узлов. Шесты, рейки гимнастической стенки и лестницы должны иметь гладкую поверхность, прочно прикрепляться к боковым плоско­стям. Гимнастическая лестница устанавливается в наклонное по­ложение с помощью двух крюков. Гимнастическая скамейка дол­жна плотно стоять на полу, иметь гладкую поверхность. Необхо­димо следить за исправностью металлических креплений, кото­рые часто выходят из строя.

Во всех случаях тщательно проверяется правильность установ­ки и крепления снарядов, укладка матов и дорожек

Маты кладут без промежутков и с таким расчетом, чтобы при­земление приходилось на середину одного из них, при этом учи­тывается и возможность падения занимающихся. При выполне­нии относительно сложных соскоков с большой высоты маты ук­ладывают в несколько слоев. Они должны быть целыми, ровны­ми, без бугристостей.

Надо постоянно следить за тем, чтобы рабочая поверхность снарядов (гриф перекладины, жерди брусьев, ручки на коне, кольца) была гладкой, очищенной от магнезии и не имела рако­вин и трещин. В гимнастическом зале обязательно должны быть (в специальных ящиках) магнезия и канифоль, а также весь не­обходимый для учебно-тренировочного процесса подсобный ин­вентарь и оборудование.

Установка и уборка снарядов осуществляются организованно.

ИНСТРУКЦИЯ №_____ по охране труда при проведении занятий по гимнастике

ИНСТРУКЦИЯ №_____

по охране труда при проведении занятий по гимнастике

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям гимнастикой допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по гимнастике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

    1. При проведении занятий по гимнастике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

Просмотр содержимого документа
«ИНСТРУКЦИЯ №_____ по охране труда при проведении занятий по гимнастике»

по охране труда при проведении занятий по гимнастике

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям гимнастикой допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по гимнастике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

При проведении занятий по гимнастике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

— травмы при выполнении упражнений на неисправных спортивных снарядах, а также при выполнении упражнений без страховки;

— травмы при выполнении гимнастических упражнений без использования гимнастических матов;

— травмы при выполнении упражнений на спортивных снарядах с влажными ладонями, а также на загрязненных снарядах.

— травмы при выполнении упражнений без разминки.

1.4. В школе должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5. При проведении занятий по гимнастике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации школы. При неисправности спортивного оборудования прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

1.7. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения упражнений и правила личной гигиены.

1.8. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

1.9. Запрещено входить в зал с жевательной резинкой.

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.2. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.

2.3. Проверить надежность крепления перекладины, крепления опор гимнастического коня и козла, крепление стопорных винтов брусьев.

2.4. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Запрещено разговаривать, отвлекать внимание ученика, выполняющего упражнение.

3.2. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя или его помощника, а также без страховки.

3.3. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями.

3.4. Не выполнять упражнения на гимнастических матах без разминки мышц шеи, рук и спины.

3.5. Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений другим обучающимся.

3.6. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться мягко, на носки ступней, пружинисто приседая.

3.7. При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.

3.8. Запрещено без учителя изменять высоту гимнастических снарядов.

3.9. Запрещено пользоваться телефоном и другими отвлекающими внимание предметами.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

Смотрите так же:  Образец приказа о вступлении в должность руководителя

4.1.При появлении во время занятий боли в руках, покраснения кожи или потертостей на ладонях, а также при плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

4.2. При возникновении пожара немедленно прекратить занятия, эвакуировать учащихся из спортивного зала, сообщить о пожаре администрации школы и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью огнетушителя

4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании занятий

5.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

5.2. Протереть гриф перекладины ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой.

5.3. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.

Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. За последнее время число здоровых детей уменьшилось в пять раз и составляет 10% от общего количества (Горькова Л. Г., Обухова Л. А., 2005). В связи с этим одним из путей в решении проблем оздоровления детей и профилактики различных заболеваний являются занятия фитбол-гимнастикой.

Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи (Казанская А. В., Пикалева Е. Ю., 2001):

  • Развитие двигательных качеств;
  • Обучение основным двигательным действиям;
  • Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
  • Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
  • Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
  • Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;
  • Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
  • Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;
  • Развитие мелкой моторики и речи;
  • Адаптация организма к физической нагрузке.

Занятия фитбол-гимнастикой должны проходить не менее двух раз в неделю по 30 минут. Группы подбираться с учетом возрастных, двигательных и индивидуальных особенностей детей. Занятие подразделяется на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки. В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. В связи с этим во время занятия должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Всё занятие проходит под музыкальное сопровождение.

Начинать лучше с веселой и задорной игры. Это сразу поднимает настроение у малышей и настраивает их на веселое занятие. Начинается разминка с игровой гимнастики под музыку Екатерины Железновой (“Аэробика для малышей”). Все движения выполняются по тексту песен, только сидя на мяче. Далее занятие проходит под любую музыку (лучше в обработке для детей). Темп мелодий может меняться. В начале, лучше использовать мелодии медленного или среднего темпа, чтобы организм постепенно входил в работу. Если ребёнок пришел в первый раз, то надо дать ему время привыкнуть к мячу, помочь правильно принять нужное положение для выполнения упражнений.

Содержание занятия (30 минут)

Оборудование: мячи по количеству человек в группе (мяч подбирается с учетом ростовых параметров), коврики по количеству детей, магнитофон, диски, кассеты с музыкой.

Подготовительная часть (10 минут)

Выполняется сидя на мяче с пружинящими движениями. Разминка проводится под веселую детскую музыку. Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами.

  • Игра под музыку (“Аэробика для малышей”).
  • Наклоны головой вперед-назад и вправо-влево. Темп медленный.
  • Повороты головой направо-налево. Темп медленный.
  • Круговые вращения руками вперед и назад. Темп средний.
  • Наклоны туловища вправо-влево. Темп средний.
  • Повороты туловища направо-налево. Темп средний.
  • “Лестница” – поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно так же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу). Постепенно темп упражнений можно увеличивать.
  • Ходьба сидя на мяче вперед-назад (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая. .
  • Ходьба сидя на мяче вправо-влево (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.
  • Прыжки на мяче как можно выше отрываясь от пола .
  • Прыжки сидя на мяче вокруг себя (подпрыгиваем, постепенно переставляя ноги и двигаемся по кругу).

Основная часть (15 минут)

Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).

  • Стоя на коврике, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз (5-10 раз) .
  • Стоя на коврике мяч в руках. Повороты туловища вправо-влево (руки с мячом на уровне груди) .
  • “Маятник”. Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх .
  • Ходьба по кругу, держа мяч над головой (руки прямые). Можно ходить по кругу, а можно “змейкой”, постепенно, то увеличивая, то уменьшая темп.
  • Отбивание мяча одной рукой, двумя и поочередно на месте и в движении.
  • Бросание мяча вверх и ловля его. Также упражнение можно выполнять в парах.
  • Катание мяча друг другу.
  • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Удержание равновесия. Ноги прямые. Руки в стороны .
  • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Катание мяча вперед-назад и (или) вправо-влево.
  • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Приседания 5 раз. Руки в стороны. Ноги в коленях прямые .
  • Стоя, ноги на ширине плеч, руки касаются мяча. Прокатывание мяча вперед и назад, не отрывая ноги от пола (колени прямые). Нужно прокатить мяч как можно дальше .

Упражнения, сидя на мяче:

  • Перекаты с носочков на пятки. Руки в стороны.
  • Сидя на мяче (пятки и голень как можно ближе к мячу), ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как можно дольше. Руки в стороны .
  • Ходьба вперед, не отрывая ягодицы от пола, постепенно опуская спину на мяч . Лежа на мяче удерживать равновесие (руки в стороны), затем постепенно поднимаясь идти назад .

Упражнения, лежа на коврике, на спине:

  • Лежа на коврике, на спине мяч под ногами. Катание мяча, вперед-назад сгибая и выпрямляя ноги .
  • Лежа на коврике, на спине мяч под ногами . Поднимание и опускание ног поочередно. Ноги прямые.
  • Лежа на коврике, на спине, мяч обхватить ногами с двух сторон. Поднимание и опускание прямых ног. Руками можно держаться за коврик.
  • Лежа на коврике, на спине мяч под ногами, руками держаться за пол. Поднимание и опускание таза .

Упражнения, лежа на коврике, на животе:

  • Лежа на коврике, на животе руки впереди с мячом. Поднимание и опускание туловища (по возможности подниматься как можно выше). Можно удерживать положение наверху несколько секунд.

Упражнения, лёжа на мяче, на животе:

  • “Качалочка”. Стоя на коленях, перекат на мяче вперед на прямые руки и вернуться обратно на колени .
  • Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые не касаются пола. Туловище параллельно полу. Удерживать равновесие несколько секунд.
  • Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, сгибать и выпрямлять ноги поочередно и одновременно. Ноги не касаются пола .
  • Лёжа на животе, на мяче, ходьба на прямых руках вперед и назад. Ноги прямые параллельно полу.
  • “Самолёт”. Лёжа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны. Удерживать позу несколько секунд .

Упражнения, лёжа на спине, на мяче:

  • “Звёздочка”. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Удерживать положение несколько секунд .
  • Перекаты на спине вперед-назад. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Выполнять сгибание и разгибание ног.
  • “Мостик” на мяче выполняется с помощью педагога, который поддерживает и страхует ребёнка . Во время выполнения упражнения нужно оттолкнуться ногами от пола, выполнить перекат назад на мяче и поставить руки на пол . Вначале можно выполнять только перекаты на руки и обратно, отталкиваясь от пола то руками, то ногами.

Заключительная часть (5 минут)

В заключительной части выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче и подвижные игры с фитболом.

  • Дышите тихо, спокойно и плавно

И.п.: стоя, сидя, лёжа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз).

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох (3-6 раз).

И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий; живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается (4-10 раз).

  • “Воздушный шар” в грудной клетке

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох. Медленно выполнять вдох через нос, руки должны ощущать распирание грудной клетки. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6-10 раз).

  • “Воздушный шар” поднимается вверх

И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плеч (4-8 раз).

И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 секунды; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук “с”, выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3-4 раза).

  • Повторить 3-5 раз упражнение “Дышим тихо, спокойно и плавно”.

Подвижные игры с фитболом.

Дети садятся на фитболы друг за другом и первый ребёнок или педагог исполняет роль машиниста. Он “везёт” ребят по залу в разных направлениях. Дети, подпрыгивая, передвигаются друг за другом, подталкивая свой мяч руками .

Дети садятся на фитболы друг за другом и представляют, что руки – это ножки гусеницы, которая лежит на спине. Первому ребенку дают в руки фитбол и он, прогнувшись назад, передаёт мяч следующему ребенку. Когда мяч дойдет до последнего игрока его начинают передавать обратно .

Фитболы (на один меньше чем детей) лежат по кругу. Под весёлую мелодию дети ходят вокруг мячей. Как только прекратится музыка, нужно быстро сесть на мяч. Кому не хватило мяча, выбывает из игры. Один мяч убирается, и игра продолжается, так происходит до тех пор, пока не останется один игрок (победитель).

Также можно использовать и другие подвижные игры, в которых возможно применение фитболов.

Не все упражнения и игры, приведенные выше, могут быть использованы во время одного занятия. Лучше делать тренировки разнообразными, включая в них то одни, то другие упражнения. Начинать следует с более простых упражнений и постепенно переходить к более сложным. Занятие может быть направленно на развитие одного или нескольких качеств.

Важно следить за правильным положением тела на фитболе, за правильностью выполнения упражнений. Кроме того, следует принимать меры для предотвращения травматизма.

В занятия можно включать дополнительные пособия, такие как гантели , мячи, гимнастические палки, что также разнообразит занятие и помогает решать дополнительные задачи. Важно следить за нагрузкой постепенно увеличивая её и учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Для самых маленьких ребят занятия можно проводить с участием родителей, которым будет интересно провести время с ребёнком, посмотреть чему он научился и помочь ему в выполнении сложных упражнений . Побывав на тренировках, родители смогут помочь детям продолжать заниматься в домашних условиях. И самое главное это положительные эмоции, радость и удовольствие от занятий фитбол-гимнастикой.

Общие требования безопасности при проведении занятий по гимнастике;

К занятиям гимнастикой допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности. Занятия проводятся в зале согласно расписанию, утвержденному директором школы. Гимнастический зал открывается за 5 мин до начала занятий. Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя. Учащиеся должны быть в спортивной форме установленного образца. Школьники, опоздавшие к началу, на занятия не допускаются. Установка и переноска снарядов в зале осуществляется только по указанию преподавателя. Запрещается выполнение упражнений на неисправных или загрязненных спортивных снарядах, без страховки, без использования гимнастических матов, а также имея влажные ладони. После занятий все снаряды должны быть поставлены на места в соответствии со схемой их размещения в зале. Выход учащихся из спортивного зала во время занятий возможет только с разрешения преподавателя. Не разрешается заниматься на спортивных снарядах без преподавателя (инструктора, тренера). В спортивном зале должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи.

5. Какими должны быть тренировочные нагрузки при выполнении физических упражнений?

Физическая нагрузка — это величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся. При соблюдении определенных условий нагрузка ведет к повышению функциональных возможностей организма. Повторное применение нагрузки, постепенное ее увеличение и чередование с необходимым отдыхом способствуют развитию необходимых физических (двигательных) качеств. Отсюда следует, что результаты занятий физическими упражнениями зависят главным образом от объема и интенсивности нагрузки. Под объемом понимают количество физической нагрузки за одну тренировку (неделю, месяц), выраженное в мерах времени, длины, веса, в количестве выполненных упражнений и других конкретных показателях. Интенсивность — это объем выполненной работы в единицу времени. Распределение нагрузки на занятиях должно соответствовать возрасту занимающихся, степени их тренированности. Слишком малая нагрузка не способствует увеличению результатов, а слишком большая может привести к утомлению и перетренированности. Непосильная физическая нагрузка приводит к тому, что лицо тренирующегося бледнеет или краснее, с его лба струится обильный пот, у него появляется одышка, нарушается координация движений, пропадает желание и интерес к любым занятиям. Чтобы повысить эффективность занятий, необходимо тщательно дозировать физическую нагрузку и не допускать перетренированности.
В соответствии применяемой нагрузки функциональному состоянию организма можно судить по пульсу перед началом очередного занятия.
Это делается следующим образом. До начала занятия надо отдохнуть сидя в течение 3 мин, а затем сосчитать количество сердечных сокращений за 1 мин. Если перед каждым занятием их количество примерно одинаково, это говорит о нормальном восстановлении и готовности организма к началу очередного занятия. Величину пульса 48— 60 уд./мин оценивают как отличную, 60—74 удара — как хорошую, 74—89 ударов — как удовлетверительную и более 90 уд. /мин — как неудовлетворительную.
Во время занятий физическими упражнениями степень увеличения пульса зависит от многих факторов, основными из которых являются интенсивность и объем физической нагрузки. Если ЧСС во время занятия будет колебаться в пределах 100— 130 уд./мин, это свидетельствует о небольшой нагрузке. Частота пульса 130—150 уд./мин характеризует нагрузку средней интенсивности. Пульс 150—170 уд./мин соответствует высокой нагрузке, учащение пульса до 170—200 уд./мин сигнализирует о достижении предельной нагрузки.

Смотрите так же:  Статья 60.1 трудовой кодекс

Инструкция по охране труда при проведении занятий по гимнастике

Инструкция по охране труда
при проведении занятий по гимнастике

1.Общие требования безопасности

1.1. К занятиям гимнастикой допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицин­ский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При проведении занятий по гимнастике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. При проведении занятий по гимнастике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
— травмы при выполнении упражнений на неисправных спортивных снарядах, а также при выполнении упражнений без страховки;
— травмы при выполнении гимнастических упражнений без исполь­зования гимнастических матов;
травмы при выполнении упражнений на спортивных снарядах с влажными ладонями, а также на загрязненных снарядах.
1.4. В спортивном зале должна быть медаптечка с набором необходи­мых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.5. При проведении занятий по гимнастике в спортивном зале соблю­дать правила пожарной безопасности, знать места расположения первич­ных средств пожаротушения. Спортивный зал должен быть обеспечен дву­мя огнетушителями.
1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитате­лю), который сообщает об этом администрации учреждения. При неисп­равности спортивного оборудования прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).
1.7. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок вы­полнения упражнений и правила личной гигиены.
1.8. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструк­ции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучаю­щимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2.Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2.2. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.
2.3. Проверить надежность крепления перекладины, крепления опор гимнастического коня и козла, крепление стопорных винтов брусьев.
2.4. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты там чтобы их поверхность была ровной.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя (преподавателя, воспитателя) или его помощника, а также без страховки.
3.2. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями.
3.3. Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений другим обучающимся.
3.4. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая.
3.5. При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1.При появлении во время занятий боли в руках, покраснения кожи или потертостей на ладонях, а также при плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).
4.2. При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать обучающихся из спортивного зала, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичны! средств пожаротушения.
4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании занятий

5.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
5.2. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.
5.3. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.
5.4. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Общие требования безопасности при проведении занятий по гимнастике

Общие требования безопасности при проведении занятий по гимнастике.

К занятиям гимнастикой допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности. Занятия проводятся в зале согласно расписанию, утвержденному директором школы. Гимнастический зал открывается за 5 мин до начала занятий. Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя. Учащиеся должны быть в спортивной форме установленного образца. Школьники, опоздавшие к началу, на занятия не допускаются. Установка и переноска снарядов в зале осуществляется только по указанию преподавателя. Запрещается выполнение упражнений на неисправных или загрязненных спортивных снарядах, без страховки, без использования гимнастических матов, а также имея влажные ладони. После занятий все снаряды должны быть поставлены на места в соответствии со схемой их размещения в зале. Выход учащихся из спортивного зала во время занятий возможет только с разрешения преподавателя. Не разрешается заниматься на спортивных снарядах без преподавателя (инструктора, тренера). В спортивном зале должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи.

Какими должны быть тренировочные нагрузки при выполнении физических упражнений?

Физическая нагрузка — это величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся. При соблюдении определенных условий нагрузка ведет к повышению функциональных возможностей организма. Повторное применение нагрузки, постепенное ее увеличение и чередование с необходимым отдыхом способствуют развитию необходимых физических (двигательных) качеств. Отсюда следует, что результаты занятий физическими упражнениями зависят главным образом от объема и интенсивности нагрузки. Под объемом понимают количество физической нагрузки за одну тренировку (неделю, месяц), выраженное в мерах времени, длины, веса, в количестве выполненных упражнений и других конкретных показателях. Интенсивность — это объем выполненной работы в единицу времени. Распределение нагрузки на занятиях должно соответствовать возрасту занимающихся, степени их тренированности. Слишком малая нагрузка не способствует увеличению результатов, а слишком большая может привести к утомлению и перетренированности. Непосильная физическая нагрузка приводит к тому, что лицо тренирующегося бледнеет или краснее, с его лба струится обильный пот, у него появляется одышка, нарушается координация движений, пропадает желание и интерес к любым занятиям. Чтобы повысить эффективность занятий, необходимо тщательно дозировать физическую нагрузку и не допускать перетренированности.

В соответствии применяемой нагрузки функциональному состоянию организма можно судить по пульсу перед началом очередного занятия.

Это делается следующим образом. До начала занятия надо отдохнуть сидя в течение 3 мин, а затем сосчитать количество сердечных сокращений за 1 мин. Если перед каждым занятием их количество примерно одинаково, это говорит о нормальном восстановлении и готовности организма к началу очередного занятия. Величину пульса 48— 60 уд./мин оценивают как отличную, 60—74 удара — как хорошую, 74—89 ударов — как удовлетверительную и более 90 уд. /мин — как неудовлетворительную.

Во время занятий физическими упражнениями степень увеличения пульса зависит от многих факторов, основными из которых являются интенсивность и объем физической нагрузки. Если ЧСС во время занятия будет колебаться в пределах 100— 130 уд./мин, это свидетельствует о небольшой нагрузке. Частота пульса 130—150 уд./мин характеризует нагрузку средней интенсивности. Пульс 150—170 уд./мин соответствует высокой нагрузке, учащение пульса до 170—200 уд./мин сигнализирует о достижении предельной нагрузки.

Самоконтроль с применением функциональной пробы (рассказать, продемонстрировать и оценить).

Обычные исследования в покое не могут вскрыть существенных отклонений от нормы в деятельности сердца и сосудов. Поэтому для этой цели применяют функциональные пробы сердечнососудистой системы, которые помогают выявить приспособляемость организма к физическим нагрузкам. Чаще всего используют различные функциональные пробы с разной дозированной нагрузкой (например, 60 подскоков, 20 приседаний, 3-минутный бег на месте и др.). Для определения общего уровня тренированности функциональные пробы должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, нагрузка должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям организма. Во-вторых, пробы должна выявлять приспособляемость организма к физическим напряжениям. В-третьих, проба должна быть проста и выполнима в любых условиях.

Следует учитывать, что в процессе систематических тренировочных занятий частота пульса в покое становится реже, а разница между величинами пульса в положении лежа и стоя постепенно уменьшается. Кроме того, чем более тренирован организм, тем на меньшую учащается пульс после физической нагрузки, и через более короткий промежуток времени происходит восстановление пульса до нормального.

Для самоконтроля чаще всего применяется шес-тимоментная функциональная проба сердечно-сосудистой системы, которая производится в следующей последовательности:

• после 5-минутного отдыха лежа подсчитать пульс в течение 1 мин;

• спокойно подняться и простоять 1 мин, после чего подсчитать пульс в течение 1 мин;

• высчитать разницу между величинами пульса в положении стоя и лежа и умножить эту цифру на 10;

• сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 с. Во время приседаний энергично направлять руки вперед, а при вставании опускать вниз. После этого вновь подсчитать пульс в течение первой минуты;

• подсчитать пульс в течение второй минуты после нагрузки;

• подсчитать пульс в течение третьей минуты после нагрузки.

Оценка уровня тренированности получается путем суммирования всех шести полученных результатов. Чем меньше суммарный показатель, тем выше уровень тренированности. У высокотренированных учащихся этот показатель может колебаться в пределах от 300 до 350 (5 баллов); у хорошо тренированных — от 350 до 400 (4 балла); у среднетре-нированных — от 400 до 450 (3 балла); у плохо тренированных — от 450 до 500 (2 балла); у нетренированных или имеющих отклонения в состоянии здоровья — более 500 (1 балл). Эту функциональную пробу нужно провести три раза: в сентябре, декабре и мае. При прочих равных условиях уменьшение суммарного показателя будет свидетельствовать об улучшении состояния здоровья и повышении уровня тренированности, а его увеличение — об ухудшении самочувствия и снижении спортивной формы.

Для предупреждения травматизма во время занятий физической культурой следует для начала определить причины, условия и обстоятельства получения травм обучающимися во время выполнения различных упражнений, а затем выработать травмоисключающие поведенческие рекомендации.

Чаще всего встречаются легкие спортивные травмы, которые не доставляют пострадавшим больших неприятностей. Как правило, это обычные травмы, такие же как и в повседневной жизни. Но есть травмы, которые характерны только для спортсменов. Они могут быть различной тяжести, в том числе и тяжелыми, требующими оперативного вмешательство медицинских специалистов. Следует выделить три основных фактора, влияющих на травматизм: индивидуальные особенности занимающихся физической культурой; условия проведения занятий, наличие и качество инвентаря (снаряжения); особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности.

Среди индивидуальных особенностей людей, занимающихся физической культурой и спортом, наибольшее значение имеют возраст, состояние нервной системы, темперамент, психологическую зрелость и практический опыт. В образовательных учреждениях наибольшее количество травм наблюдается в начале и в конце учебного года, когда учащиеся еще функционально не готовы к нагрузкам или уже находятся в перенапряженном состоянии. Резко возрастает риск получения травм при инфекционных заболеваниях, часто сопровождающихся различными осложнениями.

Важное значение для предупреждения травматизма имеют условия проведения занятий, спортивный инвентарь и снаряжение. Так, неблагоприятная погода и недостаточное освещение значительно увеличивают риск получения травмы.

К травмам могут привести также недоброкачественный или не подходящий по размеру или для данного вида спорта инвентарь, недооценка специального защитного снаряжения.

В равной степени надо учитывать особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности. Некоторые виды спорта предъявляют свои особые требования к занимающимся. Их особенности могут привести к специфическим для этих видов спорта травмам. Неодинаковые требования к занимающимся предъявляют и различные виды физической активности. Для предотвращения травм на занятиях физической культурой и спортом каждому занимающемуся рекомендуется выполнять следующие правила:

— иметь для занятий соответствующие одежду, обувь, инвентарь и снаряжение;

— не стремиться сразу же к рекордным результатам, а улучшать свои спортивные показатели постепенно, без ущерба для здоровья;

— перед каждым занятием непременно выполнять разминочные упражнения, чтобы уменьшить вероятность растяжения и разрыва мышц, связок и сухожилий;

— обязательно пользоваться в необходимых случаях защитным снаряжением (щитками, шлемами, очками).

Средства и методы достижения духовно-нравственного, физического и психического благополучия.

Духовно-нравственное и психическое благополучие человека обеспечивает ему необходимые условия для полноценной, активной и творческой жизни. Подобное состояние возможно только при определенных обстоятельствах: когда человек здоров физически, нацелен на благородные поступки, а также способен нейтрализовать собственные негативные побуждения по отношению к окружающим и окружающих по отношению к себе.

Ведущим направлением действий по достижению такого состояния является приобщение к здоровому образу жизни, который нацелен на физическое и психическое благополучие. Наиболее важной составляющей здорового образа жизни являются физическая культура и спорт, которые используют средства и методы определенной направленности. Для физического воспитания характерна комплексность в применении средств, к которым помимо физических упражнений, следует отнести естественные силы природы и гигиенические факторы.

Физическое упражнение — это двигательное действие, специально разработанное для решения задач физического воспитания.

Отличие физического упражнения от трудового двигательного действия состоит в том, что физическое упражнение направлено на себя, на свое личное физическое совершенствование, а трудовое двигательное действие направлено на предмет производственной деятельности.

Смотрите так же:  Судебно-медицинская экспертиза в ханты-мансийске

Использование естественных сил природы как средства физического воспитания осуществляется по двум направлениям:

• они как сопутствующие факторы создают наиболее благоприятные условия для занятий физическими упражнениям и дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм человека;

• в качестве относительно самостоятельных средств оздоровления и закаливания в виде специальных процедур, солнечных, воздушных и водных ванн, они, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха, повышают эффект восстановления и создают положительные эмоции.

Одним из главных требований при использовании естественных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями. Их правильное использование позволяет реализовать механизм переноса эффекта закаливания, т. е. проявить приобретенный эффект закаливания в учебной, трудовой деятельности; создает возможности для преодоления больших нагрузок, а следовательно, повышения работоспособности; увеличивает сопротивляемость организма к действию радиации, перегрузок, вибрации, укачивания и пр.; формирует высокие волевые качества.

Обширную группу разнообразных средств представляют собой гигиенические факторы, условно разделяемые на две подгруппы. В первую подгруппу входят средства, обеспечивающие жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общественной гигиены, быта, учебы, труда, питания, отдыха, т. е. условия для полноценных занятий физическими упражнениями. Вторую группу составляют средства, включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, обеспечение рационального питания, создание внешних условий для занятий физическими упражнениями (чистота воздуха, достаточная освещенность, искусственная аэронизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. д.) и восстановления после них (баня, душ, массаж и т. п.).

В процессе физического воспитания применяются разнообразные методы обучения. Их можно подразделить на три группы: наглядные, словесные и практические. Методы наглядного восприятия заключаются в демонстрации, показе плакатов, кинограмм, рисунков, предметных пособий (шарнирных моделей), кинофильмов и видеофильмов. Методы использования слова — это беседа, задание, команда, объяснение, описание, оценка, подсчет, разбор, рассказ и указание. Практические методы — строго регламентированные упражнения (разучивание по частям или в целом) и частично регламентированные упражнения (игры и соревнования). Они являются основными при обучении двигательным действием.

Самоконтроль с применением ортостатической пробы (рассказать, продемонстрировать и оценить).

Во время занятий физическими упражнениями наиболее информативным и простым показателем самочувствия является частота сердечных сокращений (ЧСС), которую можно измерить, приложив пальцы к запястью.

Для того чтобы оценить влияние физических упражнений на состояние сердечно-сосудистой системы, можно рекомендовать выполнение о р-тостатической пробы. Она заключается в подсчете ЧСС сначала в положении лежа за одну минуту времени, затем после подъема без резкого усилия в положении стоя. Если разница между двумя подсчетами более 20 уд./мин, то это может свидетельствовать о недостаточном восстановлении функций организма в результате перенесенного заболевания либо скрытом ухудшении самочувствия, связанном с перетренировкой.

Существуют и другие способы самоконтроля: проба с приседаниями; измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ); антропометрические измерения; определение степени утомления (большая, значительная, легкая) по внешним признакам — окраска кожи, самочувствие, внимание, потливость и дыхание и т. д.

Общие требования безопасности при проведении спортивных соревнований.

Общие требования безопасности при проведении спортивных соревнований предусматривают следующее:

— соблюдение возрастных норм начала специализации в спорте и допуска к соревнованиям («Настольная книга учителя физической культуры», табл. 12. Авт.-сост. Г. И. Погадаев);

— участниками соревнований могут быть только лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж. К спортивным соревнованиям не допускаются учащиеся подготовительной и специальной медицинской группы;

— правила соревнований должны строго соблюдаться всеми участниками;

— участники допускаются к соревнованию в спортивной одежде и обуви, соответствующих виду спорта, сезону и погоде, и обязаны соблюдать правила их ношения;

— должна быть медицинская аптечка для оказания первой помощи пострадавшим;

— о каждом несчастном случае следует немедленно сообщить руководителю соревнований и администрации учреждения;

— при неисправности инвентаря и оборудования соревнования немедленно прекращаются, и об этом сообщается руководителю.

В отношении лиц, допустивших невыполнение или нарушение общих требований безопасности при проведении спортивных соревнований, проводится расследование для принятия конкретного решения

Физиологическая характеристика предстартового состояния и «второго дыхания». Как себя вести в подобных ситуациях?

Не все люди находятся в одинаковом психологическом и физическом состоянии за несколько дней, часов, минут или секунд до начала выступлений в соревнованиях. В обиходе люди называют этот период предстартовым состоянием, а среди спортсменов, преподавателей и тренеров он получил название стартового состояния. Стартовым состоянием называют усиление ряда функций организма человека перед началом соревнований, несмотря на то что в это время организм еще находится в состоянии покоя. Стартовое состояние может наступить за много часов до начала соревнования. Мысли о предстоящем соревновании, разговоры о нем могут вызывать изменения физиологических функций, которые обычно сопровождают соревновательные действия спортсмена, но отсутствуют при полном покое организма. В этом состоянии отмечается учащение пульса, повышение кровяного давления, усиление дыхания, в крови увеличивается содержание сахара и некоторых гормонов (в частности, адреналина). В физиологическом смысле стартовое состояние — это условный рефлекс, имеющий эмоциональную окраску. Различают три разновидности эмоций, характеризующих это состояние: боевую готовность, стартовую лихорадку и стартовую апатию. Состояние боевой готовности — это благоприятная форма стартового состояния. Физиологические сдвиги соответствуют интенсивности предстоящей работы, психологически это проявляется в уверенном ожидании предстоящего старта, в стремлении победить в состязании. Стартовая лихорадка представляет собой слишком сильное возбуждение нервной системы. Физиологические изменения в этом случае непомерно велики по сравнению с предстоящей работой. Наблюдается дрожание рук, иногда оно охватывает все тело. Стартовая лихорадка вследствие чрезмер-но-го возбуждения бывает причиной недостаточной координированности движений, фальстартов, неудачного начала выступления. Стартовая апатия — это торможение, пришедшее на смену чрезмерному возбуждению. Она представляет собой обратную сторону лихорадки и характеризуется неуверенностью спортсмена в своих силах, появлением желания отказаться от соревнования. Важным средством борьбы с неблагоприятными формами стартового состояния служит разминка. Она уменьшает избыточное возбуждение при стартовой лихорадке и снимает угнетенное состояние при стартовой апатии.

Иногда у спортсменов (особенно у начинающих) через некоторое время после старта возникает своеобразное состояние, получившее название «мертвой точки». Чаще всего это наблюдается при беге. Такое состояние проявляется в скованности ног, в ощущении стеснения в груди, одышке, и даже в удушье. Если преодолеть состояние «мертвой точки», невзирая на неприятные ощущения и некоторое снижение скорости, собрать свою волю и продолжать движение, как обычно поступают опытные спортсмены, то через некоторое время наступает облегчение. Такое состояние, приходящее на смену «мертвой точки», получило название «второе дыхание».

Главная причина возникновения «мертвой точки» состоит в том, что чрезмерно большая скорость с начала дистанции не создает условий для нормального функционирования систем дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Это приводит к недостаточному снабжению мышц кислородом, их работа совершается преимущественно в анаэробных условиях. Кроме того, такое состояние может возникнуть, если перед стартом спортсмен недостаточно разогрелся и размялся. Замечено, что, если скорость на дистанции во время «мертвой точки» не уменьшается, тогда все описанные явления прогрессируют, быстро наступает утомление и дело может кончиться сходом с дистанции. Снижение интенсивности работы предохраняет организм от наступления острого утомления и создает условия, благоприятствующие нормализации физиологических функций. В этом случае «мертвая точка» сменяется «вторым дыханием». Опытные спортсмены перед стартом хорошо разминаются, распределяют свои усилия на дистанции сообразно своим возможностям и выбирают такую скорость на дистанции, при которой исключается возникновение «мертвой точки».

Каким требованиям должен отвечать дневник самоконтроля? Методика самоанализа его данных (на личном примере).

Запись результатов самоконтроля в личный дневник позволяет планировать и корректировать пути дальнейшего совершенствования учебно-тренировочного процесса. В личном дневнике, который можно вести в произвольной форме, должны найти отражение такие вопросы, как выполнение режима дня, характер питания, самочувствие, заданий и выполненный объем утренних физических упражнений во время зарядки, их интенсивность, содержание тренировочных занятий в течение дня, недели и т. д. Систематическая запись пульса дает представление об изменении функционального состояния и тренированности. Если пульс измерять после пробуждения от сна, до и после зарядки, во время тренировочных занятий, в восстановительном периоде, то эта информация поможет определить собственное функциональное состояние и окажет помощь в текущем планировании тренировочных и соревновательных нагрузок. В дневник самоконтроля следует заносить и результаты своего взвешивания, которое рекомендуется проводить до и после занятий. Анализируя изменение веса под влиянием нагрузок, можно судить о тренированности, темпах роста результатов, достаточности или недостаточности питания, признаках утомления. В дневник самоконтроля необходимо записывать и результаты выполнения контрольных упражнений. Например:

1. Подтягивание из виса на руках на высокой перекладине на количество раз.

2. Поднимание прямых ног из положения лежа на спине, руки вдоль туловища на количество раз.

Упражнение на быстроту

Бег на месте с высоким подниманием бедра в течение 10 с с максимальной частотой. Подсчитывается количество касаний коленями ладоней рук, согнутых под углом 90°.

Упражнение на выносливость

Бег в течение 6 мин. Выносливость определяется по количеству метров, которые удается пробежать за это время.

Такие записи помогают определить, улучшилась ли физическая подготовленность за определенный период, и составить план занятий на следующий срок.

История Олимпийских игр и их значение.

Олимпийские игры пришли к нам из глубокой древности. Считается, что первые игры проводились в 776 г. до н. э. в греческом городе Олимпии на берегу реки Алфей.

На время проведения Игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался. В состязаниях могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабов и женщин к соревнованиям не допускали. Участники Игр должны были, готовясь к выступлениям, 10 месяцев тренироваться вне Олимпии, затем 1—2 месяца в Олимпии. Программа Игр предусматривала бег, состязание колесниц, пятиборье, кулачный бой, конкурс искусств. Соревнования продолжались 5 дней. В 394 г. Миланский эдикт запретил использование олимпийского летосчисления и проведение Олимпийских игр.

Олимпийские игры нашего времени родились в 1896 г. Большую роль в их возрождении сыграл французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования», будут способствовать культурному сотрудничеству народов планеты. В Олимпийской хартии записано, что «цели олимпийского движения заключаются в содействии развитию тех прекрасных физических качеств, которые приобретаются в соревнованиях на дружеских полях любительского спорта и в объединении молодежи мира раз в четыре года на великом спортивном празднике, создающем международное доверие и добрую волю, способствующем созданию лучшего и более сплоченного мира».

С помощью каких упражнений можно эффективно развивать такое двигательное качество, как выносливость?

Выносливость — это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Для развития выносливости применяются различные упражнения. К наиболее доступным средствам развития выносливости относится бег. Скорость бега во время первых занятий должна быть такой, чтобы легко дышалось через нос и можно было контролировать свое дыхание и движения. Начинать бегать рекомендуется в медленном темпе (трусцой) продолжительностью от 3 до 5 мин при пульсовом режиме в пределах 120—130 уд./мин. Продолжительность бега надо постепенно увеличивать и после месяца занятий довести ее до 10—20 мин.

Используя бег для повышения своей выносливости, необходимо выполнять определенные правила:

• лучше всего бегать в утренние часы;

• не стоит стремиться бегать в высоком темпе, наибольшее значение для развития выносливости имеет постепенное увеличение общей продолжительности упражнения по времени;

• почувствовав сильную усталость во время бега, постепенно следует перейти на ходьбу;

• после перенесенного заболевания возобновлять тренировки можно только с разрешения врача.

Несколько слов о том, как правильно бежать на ровном участке, в гору, с горы.

При беге по ровному участку дистанции туловище бегуна наклоняется слегка вперед. Шаги по длине естественные и свободные. Скорость на дистанции лучше увеличивать за счет учащения шагов, а не их длины. Руки следует согнуть примерно под прямым углом и работать ими в такт с ногами. Кисти держать свободно, слегка повернутыми вниз, а пальцы собранными в кулак без особого напряжения. Плечи должны быть расслаблены и опущены, а голову надо держать прямо, без напряжения . Дышать следует через нос и полуоткрытый рот: на 2—3 шага — вдох, на 3—4 шага — выдох. Выдох должен быть полным.

При подъеме в гору туловище бегуна больше наклоняется вперед, длина шага укорачивается, но увеличивается частота движений ног и рук.

При спуске с горы туловище бегуна отклоняется назад, длина шага увеличивается.

Примерное содержание одной тренировки, направленной на развитие выносливости, предусматривает: медленный бег в течение 6—10 мин, обще-развивающие упражнения — 8—10 мин, кросс в переменном темпе с ускорениями — 15—20 раз по 100 м или 10 раз по 200—300 м или 5 раз по 400 м. Пульсовой режим после 2—3 месяцев занятий должен быть в пределах 140—160 уд./мин.

Выносливость бывает скоростная и силовая. Для развития скоростной выносливости применяются:

• повторный бег на дистанции 60—300 м;

• многократное пробегание коротких (20—30 м) отрезков;

• ускорения на 20—30 м в беге на 2 км, выполняемом в умеренном темпе (выполнить 6—8 ускорений);

• ускорения на лыжах при прохождении дистанции 5—6 км (длина отрезков ускорения 300— 500 м).

Для развития силовой выносливости необходимо многократно выполнять упражнения, требующие максимального напряжения мышц. К таким упражнениям относятся:

• лазанье по канату 3—5 раз без помощи ног;

• подтягивание на перекладине 8—12 раз (по 3—4 подхода);

• поднимание гири весом 16 кг (жим) правой и левой рукой или одновременно двух гирь двумя руками;

• поднимание штанги весом 25—35 кг в положении лежа на спине.

Author: admin