Требования к проведению аттестации рабочих мест

Оглавление:

Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

В соответствии с законодательством РФ все работодатели обязаны проводить аттестацию рабочих мест. Но когда и зачем это нужно делать? Чем грозит уклонение от этой процедуры и какие бонусы приносит организации ее регулярное осуществление? Разбираемся в тонкостях процесса аттестации рабочих мест и выясняем, куда обратиться за получением этой услуги.

Требования к аттестации рабочих мест

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», каждый работодатель обязан обеспечивать проведение мониторинга условий труда (специальную оценку условий труда) сотрудников на соответствие нормам и устранять нарушения, угрожающие жизни и здоровью работников. Работодатель должен следить за состоянием производства, оценивать уровень опасности тех или иных производственных факторов, а также стремиться минимизировать эти факторы. Такой комплекс мер широко известен как аттестация рабочих мест. Отметим, что сегодня в законодательстве фигурирует иное обозначение процесса — «специальная оценка условий труда», или СОУТ. Новый термин пока не прижился в сфере практического применения, поэтому зачастую в качестве его синонима используют более привычное сочетание «аттестация рабочих мест». Так для удобства читателя поступим и мы.

Итак, цель аттестации — устранение выявленных нарушений в части условий труда (например, неполадок в работе оборудования, отклонений каких-либо показателей от нормы (концентрация вредных веществ в воздухе, воде и т.д.)), угрожающих жизни и здоровью работников, или установление факта отсутствия таковых нарушений. Комплекс перечисленных мер реализуется в несколько этапов:

  • подготовка к проведению оценки условий труда;
  • идентификация и декларирование опасных производственных факторов;
  • исследование выявленных нарушений;
  • оценка полученного результата.

По итогам мониторинга работодатель обязан привести условия труда к показателям нормы (при несоответствии).

Аттестация рабочих мест необходима любому бизнесу, но есть организации, для которых ее проведение обязательно. Это прежде всего предприятия, сотрудники которых работают:

  • со сложным технологическим оборудованием;
  • оборудованием, находящимся под высоким напряжением, либо работа которого сопряжена с риском радиационного заражения работника;
  • с транспортными средствами, а так же с эксплуатацией и транспортировкой опасного сырья (например, химикатов) и др.

Оценку условий труда может проводить только организация, удовлетворяющая определенному набору критериев. Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ, такая организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, среди которых хотя бы один должен иметь высшее образование в сфере гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. В ее структуре должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на проведение измерений вредных и/или опасных производственных факторов. Кроме того, организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда России akot.rosmintrud.ru/sout/organizations), либо в реестр компаний, оказывающих услуги в области охраны труда (akot.rosmintrud.ru/ot/organizations) и имеющих право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям ст.18 Федерального закона № 426-ФЗ.

К сожалению, человеческий фактор (например, халатность) оценить сложнее, чем какие-либо количественные показатели. Но профессиональные эксперты могут заметить явные нарушения со стороны персонала и проинформировать об этом ответственных лиц. Таким образом, своевременный мониторинг условий труда и устранение несоответствий избавляет организацию от многих проблем.

Как проводится аттестация рабочих мест: этапы процедуры

Как именно происходит СОУТ и какова роль в этом процессе поставщика услуг по аттестации рабочих мест? Алгоритм действия последнего зафиксирован в основополагающем законе № 426-ФЗ, а также в приказе Минтруда России от 24.01.2014 №33н. В последнем приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и/или опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Остановимся подробнее на процессе проведения аттестации.

  • Подготовка к процедуре. По инициативе работодателя создается комиссия по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей, куда должны входить специалист по охране труда, члены профсоюза, представители работодателя. После этого комиссия прописывает и утверждает график и перечень работ.
  • Выявление потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Далее проводится проверка действующих условий труда (например состояния оборудования) и выявление опасных и вредных факторов. Проводя эту работу, эксперты учитывают результаты прошлой аттестации и статистику несчастных случаев на производстве.
  • Испытания/измерения вредных и/или опасных факторов. В том случае, если в процессе проверки были выявлены вредные и/или опасные факторы, они должны быть исследованы испытательной лабораторией, экспертами или иными уполномоченными лицами. При необходимости проводится измерение показателей.
  • Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности/опасности к классам и подклассам. После испытаний производственных факторов эксперты производят классификацию условий труда, на которых эти факторы были зафиксированы. Условия труда относят к одному из четырех классов:
    • оптимальные (опасности нет, или она в пределах нормы);
    • допустимые (вред, наносимый работой организму, исчезает после отдыха: например, усталость глаз);
    • вредные (вред, наносимый организму, может вызвать профессиональные заболевания, грозящие временной или постоянной потерей трудоспособности (к примеру, язва желудка у диспетчеров авиакомпаний));
    • опасные (труд может вызвать острое профессиональное заболевание или угрожает жизни (например, травмы промышленных альпинистов)).
  • Оформление результатов СОУТ. Результаты предоставляются в виде отчета. В нем содержится:
    • информация о компании, проводившей СОУТ;
    • перечень рабочих мест и выявленных на них опасных или вредных факторов;
    • протоколы измерений;
    • заключение экспертов.

    Не позднее чем через 30 календарных дней после утверждения отчета работодатель раскрывает его содержание персоналу и размещает документ на сайте организации в открытом доступе. После этого принимаются меры по улучшению условий труда (например, устраняется неисправность приборов и т.д.) или выдается компенсация (увеличение заработной платы или пенсии, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительное страхование и др.).

Оформление и срок действия декларации соответствия условий труда

Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства.

Эта декларация действует в течения пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.

Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

Обязательная аттестация рабочих мест: порядок проведения, штрафные санкции

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК РФ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК РФ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011 г.

Требования данного Порядка распространяются на работодателей:

  • юридических лиц;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя. (см. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011 г.)

Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация. Аттестующая организация привлекается работодателем на основании договора гражданско-правового характера.

В качестве аттестующей организации может выступать только юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке. Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю. На основании гражданско – правового договора аттестующая организация выполняет измерения и оценки, оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также оформление и подготовку отчета об аттестации.

Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия.

В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (если таковые имеются в организации), представители аттестующей организации.

В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники.

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (аттестация) включает в себя:

  • оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
  • оценку травмоопасности рабочих мест;
  • оценку обеспеченности работников СИЗ;
  • комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Порядок проведения каждого вида аттестации подробно описан в Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011 г.

Государственные нормативные требования охраны труда, то есть правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности содержаться:

  • в стандартах безопасности труда.
  • правилах и типовых инструкциях по охране труда;
  • государственных санитарно-эпидемиологические правилах и нормативах. (см. ст. 211 ТК РФ и п.2 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утв. Постановлением Правительства РФ № 1160 от 27.12.2010 г.)

В частности, Минтруд России уполномочен принимать следующие документы (см. Положение о Министерстве труда и социальной защиты РФ):

  • типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охране труда в организациях;
  • порядок обучения работников организаций по охране труда;
  • рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и численности работников данной службы;
  • правила и типовые инструкции по охране труда.

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации. Аттестационная комиссия рассматривает данный отчет и подписывает соответствующий протокол заседания. Протокол заседания вместе с отчетом передается работодателю (его представителю). В течении 10 (десяти) рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации работодатель подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации.

С результатом аттестации работники рабочего места каждый работник должен быть ознакомлен под роспись.

Результаты аттестации рабочих мест работодателем направляются в государственную инспекцию труда, а аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.

Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв.

Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011 г., предусмотрена также внеплановая аттестация. Внеплановая аттестация проводится:

  • в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации.

Работодатели, которые не провели аттестацию рабочих мест, могут быть подвергнуты административному наказанию на основании ст. 5.27 КоАП РФ.

Разъяснения порядка проведения аттестации рабочих мест.

Вниманию работодателей!

Разъяснения порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

В соответствии со ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях.

Аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н (в ред. Приказа Минтруда России от 12.12.2012 N 590н) (далее — Порядок).

Требования Порядка распространяются на работодателей — юридических и физических лиц (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее — аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Аттестации подлежат рабочие места работодателя , в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее — вновь организованные рабочие места ), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:

За исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Вновь организованное рабочее место должно быть определено в структуре организации соответствующей исполнительной технической документацией и локальными нормативными актами работодателя (акт приемки, штатное расписание, технологические инструкции, рабочие инструкции и другие документы).

— работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;

— эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;

— работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;

— использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;

— хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

Сроки проведения повторной аттестации устанавливаются работодателем, исходя из следующего:

а) на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), аттестация проводится не реже одного раза в пять лет;

б) на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), аттестация не проводится, за исключением случаев проведения внеплановой аттестации.

Срок проведения повторной аттестации отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

Датой начала проведения очередной аттестации является дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика проведения аттестации.

Внеплановая аттестация проводится:

— в случае обращения работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;

— по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;

— в соответствии с предписанием, выданным работодателю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

Работодатель обязан провести внеплановую аттестацию также в случаях:

— выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;

— замены производственного оборудования;

— изменения технологического процесса;

— изменения средств коллективной защиты.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Аттестующая организация — юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по проведению аттестации рабочих мест и выполняющей измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации.

Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, размещен на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по адресу: www.rosmintrud.ru .

Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.

Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации. В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включаются работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя: оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам; оценку травмоопасности рабочих мест; оценку обеспеченности работников СИЗ; комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

При соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, невыявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

При несоответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются: — приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации; — перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда; — карты аттестации рабочего места по условиям труда, с протоколами измерений и оценок; — сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда; — сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам; — план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда; — протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый); — сведения об аттестующей организации с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации); — протоколы заседаний аттестационной комиссии; — заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии); — предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию.

Государственный надзор за соблюдением работодателем Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

Аттестация рабочих мест по условиям труда

С 1992 по 2013 год включительно, прoводилась аттестация рабочих мест по условиям трудa.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля 2011 г. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагала проведение комплексной оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, выявления степени их вредности и опасности для работника. Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда были:

  • трудовой кодекс Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;
  • системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.

Термин «рабочее место аттестованное» означал – рабочее место подвергшееся процедуре аттестации по условиям труда. При этом оценка условий труда могла быть разной в зависимости от соответствия или несоответствия фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам, выполнения или невыполнения требований травмобезопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ. В общем случае Аттестация рабочих мест по условиям труда включала в себя:

  • гигиеническую оценку условий и характера труда (инструментальные измерения и оценка физических и химических факторов: освещенности, шума, вибрации, микроклимата, неионизирующего излучения, химического состава воздуха рабочей зоны);
  • оценку психофизиологических факторов трудового процесса (тяжести и напряженности трудового процесса);
  • экспертную оценку травмобезопасности рабочего места;
  • оценку обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда использовались в целях:

  • предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья;
  • обоснование льгот и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях труда;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • обоснование планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснование предоставления работникам бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание;
  • расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (скидка может достигать до 40% от страхового тарифа).

Начиналось проведение аттестации с выбора аттестационной комиссии, формируемой из сотрудников организации, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест. Аттестационная комиссия.

Аттестации рабочих мест подлежали все имеющиеся в организации рабочие места. Срок действия результатов такой же как и при спецоценке 5 лет с даты проведения первых инструментальных измерений вредных и опасных производственных факторов. Документы по аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендовалось хранить в организации в течении 45 лет.

Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежали рабочие места:

  • после замены производственного оборудования;
  • изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.

Если в результате проведений измерений по программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил обнаружены критические изменения уровней факторов трудового процесса, то полученные данные подлежат оценке, а также рассмотрению необходимости внесения изменений в карты аттестации рабочих мест. Вновь организованные рабочие места аттестовались после ввода их в эксплуатацию.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформлялись в виде пакета документов, содержащего:

  • приказа о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);
  • перечня рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
  • копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией;
  • карт аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
  • ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;
  • плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов (выполняется аттестуемой организацией).

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда могли быть возвращены. ФСС мог также частично возместить затраты учреждения на аттестацию и на улучшение условий труда работников. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 787 «О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009 — 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Минздравсоцразвития разработало Правила финансирования, утвержденные Приказом от 30 января 2008 г. N 43н.

Согласно п. 2 Правил финансирования финансированию за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в том числе расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Финансирование предупредительных мер осуществлялось страхователем соответственно суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС в текущем календарном году. Размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не мог превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предыдущий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Для получения возмещения учреждение должно было представить в отделение ФСС в срок до 1 августа:

  • план финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний;
  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • копию акта о результатах проверки государственной инспекцией труда, в котором должны быть рекомендации провести аттестацию рабочих мест и (или) снизить уровень запыленности и загазованности воздуха;
  • копию договора с аккредитованной организацией на проведение работ по аттестации рабочих мест;
  • калькуляцию стоимости работ;
  • копию аттестата аккредитации с областью аккредитации;
  • копии документов по результатам аттестации рабочих мест;
  • копии документов, подтверждающих приобретение оборудования, проведение работ по снижению уровня запыленности и загазованности воздуха рабочих мест;
  • документы аккредитованной организации о результатах повторных измерений запыленности и загазованности.

Возмещение выплачивалось в пределах ассигнований, выделенных ФСС региональным фондам.

Необходимо было учитывать что финансирование аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда могло быть осуществлено за счет (20%) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, организация, которая провела аттестацию рабочих мест по условиям труда, могла рассчитывать на получение скидки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний (необходимые основания).

По результатам работ, можно было обосновать:

  • Льготы и компенсации, полагающиеся работникам за вредные условия труда;
  • Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;
  • Доплаты за вредные условия труда;
  • Выдачу молока или других равноценных продуктов;
  • Льготное пенсионное обеспечение.

Проведение аттестации рабочих мест

Вопрос: Добрый день. В феврале 2013 года была отменена аттестация рабочих мест для компаний, которые имеют только офисы. У меня есть противоречивая информация: одни юристы мне говорят, что аттестацию рабочих мест проводить нам не нужно вообще, другие юристы говорят, что 1 раз всё равно обязательно нужно проводить, но не нужно каждые 5 лет. Мне бы хотелось все-таки разобраться – как правильно?

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (ст. 209 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Какие рабочие места подлежат аттестации

Согласно п. 4 указанного приказа, с учетом внесенных изменений, аттестации подлежат, рабочие места, которые предполагают:

  • работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
  • эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
  • работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
  • использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Какие рабочие места не подлежат аттестации

Согласно п. 4 указанного приказа, с учетом внесенных изменений, аттестации не подлежат рабочие места, на которых работники:

  • заняты работой исключительно на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах);
  • эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную оргтехнику;
  • эксплуатируют бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Таким образом, не подлежат аттестации рабочие места офисных работников организации при условии, что они относятся к числу исключений, указанных выше (например, работники заняты только на персональных компьютерах менее 50% рабочего времени, эксплуатируют аппараты копировально-множительную техники (настольного типа, стационарные), используемой периодически для нужд организации, иную офисную оргтехнику и т.п.). Если же работники заняты только на персональных компьютерах, но более 50% рабочего времени, то их рабочие места нужно аттестовывать в установленном порядке.

Порядок проведения аттестации рабочих мест, кто проводит аттестацию рабочих мест

В соответствии с п. п. 9 , 10 Порядка аттестация проводится аттестационной комиссией, в состав которой включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

Таким образом, созданная в организации аттестационная комиссия определяет, какие рабочие места, в том числе вновь организованные, подлежат аттестации.

Аттестация рабочего места офисного работника

Как можно подтвердить занятость офисного работника за персональным компьютером менее 50% рабочего времени?

Как уже было указано, аттестационная комиссия сама определяет, какие рабочие места подлежат аттестации.

Для того чтобы определить, занят ли работник за ПЭВМ более или менее 50% рабочего времени, согласно п.7 Приказа, аттестующая организация исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация.

В данном случае такой документацией будут являться те документы, в которых указаны должностные обязанности работников, а также документация по учету времени, отработанного каждым работником.

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • должностная инструкция;
  • коллективные договоры;
  • трудовой договор;
  • табель учета рабочего времени

Судебная практика по аттестации рабочих мест

Как указал Седьмой арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 3 июня 2013 г. по делу № А03-968/2013 лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени – это лица профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ. Документами, подтверждающие работу на ПЭВМ более 50% рабочего времени в данном деле были приказ о приеме сотрудников на работу, а также акт проверки рабочих мест, в которых отражен режим работы (в данном случае Общества). При этом суд отметил необходимость связанности работников с эксплуатацией ПЭВМ. Работниками были: приемщик-кассир, инженер электросвязи, главный бухгалтер.

В своем Апелляционном определении от 22 августа 2013 г. по делу № 33-5043 Саратовский областной суд отметил, что ответчиком предоставлены достаточные доказательства того, что рабочие места в ООО не подпадают под перечень, содержащийся в п. 4 Порядка, не содержат вредных и (или) опасных производственных факторов, сотрудники организации заняты на работе с ПЭВМ не более 50 процентов рабочего времени. При этом ответчик, ООО, предоставило копии должностных инструкций лиц, занятых за работой на ПЭВМ (среди них: директор, главный бухгалтер, управляющий ломбардами, бухгалтер, помощник бухгалтера, администратор АХЧ, старший товаровед, товаровед, помощник товароведа, оценщик-товаровед, менеджер по продаже и оценке бытовой техники).

Апелляционное определение Верховного суда республики Саха (Якутия) от 1июля 2013г. по делу №33-2267/2013: в деле указано, что все работники заняты работой исключительно на ПЭВМ. Суд пришел к выводу, что в данном случае аттестация рабочих мест являлась необходимой.

Рабочие места, подлежащие аттестации

Таким образом, аттестация рабочих мест должна проводиться в отношении тех рабочих мест, где лица заняты работой на ПЭВМ более 50% своего рабочего времени на профессиональной основе.

Документами, подтверждающими занятость работника на ПЭВМ менее 50 % своего рабочего времени, могут являться должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры и т.п.

Как часто необходимо проводить аттестацию рабочих мест

Согласно п.8 Приказа от 26 апреля 2011 г. № 342н на рабочих местах, где установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), аттестация проводится не реже одного раза в пять лет.

Согласно п. 3.2.2.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, проведение медосмотров обязательно для работников, занятых на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени. Таким образом, аттестация рабочих мест работников, занятых на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени, должна проводиться не реже одного раза в пять лет.

Ответственность и штрафы по аттестации рабочих мест

За неисполнение обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, предусмотренной статьей 209 Трудового кодекса РФ, работодатель или организация могут быть привлечены к административной ответственности (штрафу) в размере от 1000 до 5000 рублей; организация — от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток в соответствии со ст. 5.27 КоАП.

  1. Аттестация должна проводиться в отношении тех рабочих мест, где офисные сотрудники заняты работой на персональных компьютерах более 50% своего рабочего времени на профессиональной основе не реже одного раза в пять лет.
  2. Доказывать проверяющему органу (трудовая инспекция или прокуратура) занятость своих офисных сотрудников на персональных компьютерах менее чем на 50% рабочего времени будет сам работодатель, путем предоставления локальных актов, содержащих трудовые обязанности работников, а также времени их занятости.
Смотрите так же:  Исковое заявление на компаньон

Author: admin