Требования к противооткатным упорам

Противооткатный упор для грузовых автомобилей: описание и требования

Противооткатный упор является незаменимым устройством при эксплуатации грузовых автомобилей. Другим названием на языке автовладельцев является «башмак», так как их форма его напоминает: прямоугольный треугольник с изгибом. При остановке водитель обычно ставит машину на ручной тормоз, но в некоторых случаях одного ручника может быть недостаточно.

Например, при остановке на склоне горы, холма потребуется дополнительная мера безопасности – противооткатный упор, который обеспечивает удержание автомобиля при наклоне дорожного пути. Он способен выдерживать высокую нагрузку, поэтому может подойти как легковому, так и грузовому автомобилю.

Противооткатный упор для грузовых автомобилей должен соответствовать определенным нормам качества, иметь сертификат. С их помощью легко предотвратить неожиданное перемещение машины. На данный момент упор должен быть обязательно у всех владельцев автомобилей.

Конструкция противооткатных упоров

Правила эксплуатации автомобиля обязывают владельцев всегда иметь противооткатные упоры для грузовых автомобилей. Требования к ним предъявляются следующие: они должны иметь конструкцию, отвечающую всем стандартам, а также выдерживать высокую нагрузку. При этом водитель должен соблюдать некоторые условия:

  • Упоры должны быть подходящего колесу диаметра.
  • Расположение упора.
  • Местоположение в багажнике легкового автомобиля (для грузовых должны находиться на кузове или в прицепе).

Игнорирование данных условий грозит наказанием – крупным штрафом

Бывает 2 вида конструкции противооткатных упоров: треугольный обычного типа и раскладной в виде упора-клина. Материалов, из которых изготавливается противооткатный упор для грузовых автомобилей, тоже два. Во-первых, это очень прочный, укрепленный пластик высокого качества. Во-вторых, это оцинкованная сталь. Для первого экземпляра степень нагрузки начинается от 800 кг и заканчивается на отметке 6500 кг. Для второго экземпляра минимальная выдерживаемая нагрузка равна 1750 кг и максимальная – 6500 кг.

Казалось бы, что преимущество стального упора налицо, но существует ограничение. При перевозке горючих, легковоспламеняющихся жидкостей, материалов использование разрешается только пластиковых упоров по технике пожарной безопасности. Если же грузовая машина перевозит сыпучие материалы, например песок, то преимущественно использование стального упора, так как существует возможность попадания мелких элементов перевозимого груза в зазор между упором и дорогой, что в случае с пластиковыми может привести к откату автомобиля из-за уменьшенного коэффициента сопротивления упора и дорожного полотна.

Пластиковые упоры

Самую распространенную ошибку, покупая противооткатный упор для грузовых автомобилей, совершают новички, не имеющие опыта. Они покупают твердые, но непрочные пластиковые изделия. Данные упоры быстро ломаются при наезде на них колесом. Также бывает ситуация, в которой водитель забывает перед продолжением движения их убрать, тогда в случае с пластиковыми от них остаются лишь небольшие кусочки.

Пластиковые упоры являются очень хрупкими, недолговечными, поэтому приобретать их не рекомендуется, если в дальнейшем планируется эксплуатация в экстремальных условиях.

Более прочным, чем пластиковый, является резиновый противооткатный упор для грузовых автомобилей.

Описание изделия, по словам многих покупателей, совпадает с реальностью. Резиновые упоры — очень хороший вариант для покупки, они выполнены из прочной твердой резины, если наехать на них, то они не сломаются, в отличие от пластиковых. Существует множество различных марок резиновых изделий, но качество у всех примерно одинаковое – хорошее.

Самым прочным из представленных моделей является упор противооткатный металлический для грузовых автомобилей. Металл имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков по сравнению с пластиковыми и резиновыми аналогами. Во-первых, основным преимуществом металлических упоров является их прочность. Она в разы больше прочности резины или пластика. Во-вторых, возможно надежное использование складного варианта, который гораздо практичнее своих аналогов из других материалов; складной вариант будет занимать крайне мало места в багажнике по сравнению с обычным.

Основным недостатком, иногда являющимся ключевым при выборе, является коррозийная неустойчивость, то есть при нарушении правил хранения изделие покроется ржавчиной и потеряет свою надежность и прочность. Использовать тогда противооткатный упор для грузовых автомобилей будет небезопасно.

Согласно известным правилам, противооткатные упоры должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Максимальная нагрузка, которую должны выдерживать упоры, равняется половине полной массе автомобиля.
  2. Должна обеспечиваться плотная установка под колеса.
  3. Должно быть исключено любое возможное проскальзывание по дорожному полотну упора.
  4. Обязан иметь сигнальный цвет: красный, оранжевый или желтый.

Условия, представленные ниже, должны соблюдаться, когда используются противооткатные упоры для грузовых автомобилей. Требования ПДД к ним следующие:

  1. В транспортных средствах массой более 3,5 т (для грузовых машин) и 5 т (для автобусов) обязательно использование не менее двух упоров.
  2. Комплектация грузовых автомобилей массой более 3,5 т и автобусов массой более 5 т должна предусматривать наличие хотя бы двух упоров.
  3. Они должны находиться в легкодоступном месте, но должны быть крепко установлены во избежание их потери.
  4. Для гужевых повозок конструкция должна предполагать работоспособное тормозное устройство и противооткатные упоры.

Если все перечисленные выше требования выполняются, то противооткатные упоры допускаются к эксплуатации. Кроме этого перед отправкой на продажу они должны пройти испытания на прочность. Поэтому в магазине выбор покупателя должен пасть на качественное изделие, которое сможет прослужить ему долгое время.

Новости по теме

Требования к автобусу, предназначенному для организованной перевозки группы детей

Для организованной перевозке групп детей используется автобус, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, с года выпуска которого прошло не более 10 лет [1] :

1. Оснащен ремнями безопасности, а для перевозки детей до 12-летнего возраста — оснащен детскими удерживающими устройствами, соответствующих весу и росту ребенка, или иными средствами, позволяющими пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства [2] .

2.1. Спереди и сзади опознавательным знаком «Перевозка детей» — в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы — 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади — 400 мм).

2.2. При следовании в колонне — информационной табличкой с указанием места автобуса в колонне, которая устанавливается на лобовом стекле автобуса справа по ходу движения.

2.3.Тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS [3] (с 22 июня 2014 года).

3.1. Знаком аварийной остановки, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.

3.2. Медицинскими аптечками: для автобусов с полной массой менее 5 тонн — в количестве 2 штук, для автобусов с полной массой более 5 тонн классов II и III — в количестве 3 штук.

3.3. Не менее чем двумя противооткатными упорами (для автобуса с полной массой более 5 тонн).

3.4. Двумя порошковыми или хладоновыми огнетушителями емкостью не менее 2 л., один из которых должен размещаться в кабине водителя, а второй — в пассажирском салоне. Огнетушители должны быть опломбированы, и на них должен быть указан срок окончания использования, который на момент проверки не должен быть завершен.

3.5. В случае нахождения детей в пути следования согласно графику движения более 3 часов — набор пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) согласно ассортименту, установленному Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальным управлением

4. Автобус должен быть допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении: зарегистрирован в установленном порядке, проведен технический осмотр с установленной периодичностью (каждые шесть месяцев [4] ), застрахован в рамках ОСАГО, и не должен иметь неисправностей, предусмотренных Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств [5] .

[1] В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.213 г. № 117 данное требование вступает в силу с 22 июня 2014 года.

[2] Пункт 22.9 Правил дорожного движения

[3] В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.213 г. № 117 данное требование вступает в силу с 22 июня 2014 года.

[4] Статья 15 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

[5] Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

Форум инженеров по охране труда Беларуси

Противооткатные башмаки

petroq 02 Май 2012

LIRIK 03 Май 2012

petroq 03 Май 2012

Ещё вопрос про упоры. У меня на стоянке (просто под открытым воздухом) на территории базы больше 20 МАЗ-ов. Стоянка ровная. Некоторые, в том числе и мой директор, пытаются доказать, что под все эти машины тоже неприменно нужно ложить упоры. Какую мне бумагу распечатать, чтоб тыкать им. Может где нибудь уклон нормирован в градусах.

LIRIK 04 Май 2012

Некоторые, в том числе и мой директор, пытаются доказать, что под все эти машины тоже неприменно нужно ложить упоры. Какую мне бумагу распечатать, чтоб тыкать им. Может где нибудь уклон нормирован в градусах.

Необычная ситуация: руководство настаивает на усилении мер безопасности, а инженер по ОТ сопротивляется, в основном бывает наоборот.
Бегло (на поиске слова «упор» в тесте) Правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте нашел порядка десяти пунктов, в которых требуется установка противооткатного упора. А тыкать руководству не надо, лучше укажите им правильное решение.

tatata 18 Янв 2016

Подскажите, пожалуйста, а допустимо ли самостоятельное произвести противооткатные упоры для использования на предприятии?

Евгений Савик 18 Янв 2016

Подскажите, пожалуйста, а допустимо ли самостоятельное произвести противооткатные упоры для использования на предприятии?

ИМХО: если вы изготовите упоры для собственных нужд в соответствии с СТБ 2249-2012 «Упоры противооткатные для транспортных средств. Общие технические условия», то проверяющие против не будут.

Смотрите так же:  Трудовой кодекс рф 2019 увольнение на пенсию

Требования к противооткатным упорам

ГОСТ Р 52280-2004 Автомобили грузовые. Общие технические требования

1 июля 2005 года

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

TRUCKS. GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS

ГОСТ Р 52280-2004

Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» и ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов».

Сведения о стандарте

1. Разработан Государственным научным центром Российской Федерации, Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ»), Федеральным государственным унитарным предприятием 21 научно-исследовательский испытательный институт автомобильной техники Министерства обороны Российской Федерации (ФГУП 21 НИИИ АТ МО РФ).

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт».

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 107-ст.

4. Введен впервые.

В редакции Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.11.2006 N 266-ст, ИУС «Национальные стандарты», N 2, 2007

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст этих изменений — в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты».

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства категорий N (далее — автомобили) по ГОСТ Р 52051 и устанавливает общие технические требования к ним.

Стандарт не распространяется на автомобили многоцелевого назначения, специальные автомобили (пожарные, коммунальные, автокраны и т.п.), а также автомобили, предназначенные для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.012-90. Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 2349-75. Устройства тягово-сцепные системы «крюк — петля» автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования

ГОСТ 7593-80. Покрытия лакокрасочные грузовых автомобилей. Технические требования

ГОСТ 9200-76 (ИСО 1185-75, ИСО 1724-80, ИСО 3731-80, ИСО 3732-82, ИСО 4091-78). Соединения семиконтактные разъемные для автомобилей и тракторов

ГОСТ 9238-83. Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 10409-74 (ИСО 4107-95). Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования

ГОСТ 12105-74. Тягачи седельные и полуприцепы. Присоединительные размеры

ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18699-73. Стеклоочистители электрические. Технические условия

ГОСТ 20306-90. Автотранспортные средства. Топливная экономичность. Методы испытаний

ГОСТ 21624-81. Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий

ГОСТ 22576-90. Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний

ГОСТ 22613-77. Система «человек — машина». Выключатели и переключатели поворотные. Общие эргономические требования

ГОСТ 22614-77. Система «человек — машина». Выключатели и переключатели клавишные и кнопочные. Общие эргономические требования

ГОСТ 22615-77. Система «человек — машина». Выключатели и переключатели типа тумблер. Общие эргономические требования

ГОСТ 23435-79. Техническая диагностика. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Номенклатура диагностических параметров

ГОСТ 23945.0-80. Унификация изделий. Основные положения

ГОСТ 25044-81. Техническая диагностика. Диагностирование автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. Основные положения

ГОСТ 25651-83. Приборы автомобилей контрольно-измерительные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 25907-89. Устройства буксирные автомобилей. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 27226-90. Платформы бортовые автотранспортных средств. Внутренние размеры

ГОСТ 28247-89. Устройства седельно-сцепные седельных тягачей. Типы, основные размеры и технические требования

ГОСТ 30599-97 (ИСО 3006-76, ИСО 3894-77, ИСО 7141-81)/ГОСТ Р 50511-93 (ИСО 3006-76, ИСО 3894-77, ИСО 7141-81). Колеса из легких сплавов для пневматических шин. Общие технические условия

ГОСТ Р 41.6-99 (Правила ЕЭК ООН N 6). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения указателей поворота механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.7-99 (Правила ЕЭК ООН N 7). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения подфарников, задних габаритных (боковых) огней, стоп-сигналов и контурных огней механических транспортных средств (за исключением мотоциклов) и их прицепов

ГОСТ Р 41.8-99 (Правила ЕЭК ООН N 8). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар с асимметричными огнями ближнего света и (или) огнями дальнего света, предназначенных для использования с галогенными лампами накаливания (лампами Н1, Н2, Н3, НВ3, НВ4, Н7, Н8, Н9, H1R1, H1R2 и (или) Н11

ГОСТ Р 41.10-99 (Правила ЕЭК ООН N 10). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории в отношении электромагнитной совместимости

ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН N 13). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории М, N и О в отношении торможения

ГОСТ Р 41.16-2005 (Правила ЕЭК ООН N 16). Единообразные предписания, касающиеся: I. Ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств; II. Транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности

ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24). Единообразные предписания, касающиеся: I — Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II — Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III — Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV — Измерения мощности двигателей

ГОСТ Р 41.26-2001 (Правила ЕЭК ООН N 26). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их наружных выступов

ГОСТ Р 41.27-2001. (Правила ЕЭК ООН N 27) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения предупреждающих треугольников

ГОСТ Р 41.29-99. (Правила ЕЭК ООН N 29) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты лиц, находящихся в кабине грузового транспортного средства

ГОСТ Р 41.43-2005 (Правила ЕЭК ООН N 43). Единообразные предписания, касающиеся безопасных материалов для остекления и их установки на транспортных средствах

ГОСТ Р 41.46-99. (Правила ЕЭК ООН N 46) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения зеркал заднего вида и механических транспортных средств в отношении установки на них зеркал заднего вида

ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН N 48). Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации

ГОСТ Р 41.49-2003 (Правила ЕЭК ООН N 49). Единообразные предписания, касающиеся сертификации двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выбросов вредных веществ

ГОСТ Р 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН N 51). Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом

ГОСТ Р 41.55-2005 (Правила ЕЭК ООН N 55). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических деталей сцепных устройств составом транспортных средств

ГОСТ Р 41.58-2001 (Правила ЕЭК ООН N 58). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Задних защитных устройств; II. Транспортных средств в отношении установки задних защитных устройств официально утвержденного типа; III. Транспортных средств в отношении их задней защиты

ГОСТ Р 41.61-2001 (Правила ЕЭК ООН N 61). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения грузовых транспортных средств в отношении их наружных выступов, расположенных перед задней панелью кабины водителя

ГОСТ Р 41.73-99 (Правила ЕЭК ООН N 73). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения грузовых транспортных средств, прицепов и полуприцепов в отношении их боковой защиты

ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83). Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей

ГОСТ Р 50577-93 . Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования

ГОСТ Р 50993-96. Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

ГОСТ Р 51266-99. Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 51616-2000. Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний

ГОСТ Р 51980-2002. Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования

ГОСТ Р 51998-2002. Дизели автомобильных транспортных средств. Общие технические условия

ГОСТ Р 52051-2003. Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ Р 52230-2004. Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия

ГОСТ Р 52302-2004. Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний.

Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

(Раздел 2 Измененная редакция, Изм. N 1).

3. Общие технические требования

3.1. Требования назначения

3.1.1. Максимальная скорость, измеренная по ГОСТ 22576, должна быть не менее:

для автомобилей категории N1 — 120 км/ч;

для автомобилей категории N2 и N3 — 110 км/ч;

для автомобилей в составе автопоезда — 90 км/ч;

для автомобилей в составе автопоезда, предназначенных для междугородных и международных перевозок, — 100 км/ч.

3.1.2. Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем или автомобилем в составе автопоезда полной массой при движении по сухому, твердому и ровному покрытию на низшей передаче, должен составлять не менее:

для одиночных автомобилей — 25% (14,0°);

для автомобилей в составе автопоезда — 18% (6,84°).

3.1.3. Автомобили и автомобили в составе автопоезда должны обеспечивать трогание с места на подъеме, имеющем сухое, твердое и ровное покрытие, с уклоном не менее:

для одиночных автомобилей — 20% (11,30°);

для автомобилей в составе автопоезда — 12% (8,84°).

3.1.4. Автомобили в составе автопоезда полной массой при движении по сухому, твердому и ровному покрытию должны преодолевать подъем 3% (1,71°) протяженностью не менее 3 км при установившейся скорости движения не менее 35 км/ч.

3.1.5. Автомобили должны быть рассчитаны на эксплуатацию при скорости ветра до 20 м/с на высоте до 4500 м над уровнем моря, должны преодолевать перевалы высотой до 4650 м с соответствующим изменением тягово-динамических качеств, а также при запыленности воздуха 1 г/куб. м.

Смотрите так же:  Трудовой договор с главным бухгалтером образец заполнения

3.1.6. Автомобили должны иметь запас хода не менее:

категории N1 по ГОСТ Р 52051 — 650 км;

категории N2 и N3 по ГОСТ Р 52051 — не менее 800 км.

Автомобили в составе автопоезда, специально предназначенные для междугородных и международных перевозок, должны иметь запас хода не менее 1000 км.

Для обеспечения более высокого запаса хода по требованию потребителя (заказчика) могут быть установлены дополнительные баки заводского изготовления.

Для обеспечения выполнения требования по запасу хода на автомобилях в составе автопоезда, специально предназначенных для междугородних и международных перевозок, допускается установка дополнительных заправочных баков на прицепе (полуприцепе), при этом должна быть обеспечена механизированная перекачка топлива в бак тягача.

Запас хода определяют измерением контрольного расхода топлива по ГОСТ 20306 при движении со скоростью 60 км/ч и вместимостью топливного бака (баков).

3.2. Требования надежности

3.2.1. Средний ресурс автомобилей до капитального ремонта в условиях, приведенных к первой категории условий эксплуатации по ГОСТ 21624, устанавливают в конструкторской документации (далее — КД) на автомобиль конкретного типа, но не менее 300000 км при сроке службы не менее 10 лет.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2.2. Наработка автомобиля на отказ при пробеге должна быть не менее 15000 км.

3.3. Требования стойкости к внешним воздействиям

3.3.1. Климатическое исполнение автомобилей должно соответствовать исполнению У по ГОСТ 15150. По требованию потребителя (заказчика) допускается изготавливать автомобили в других климатических исполнениях.

3.3.2. Технические требования к окрашиванию — по ГОСТ 7593.

Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей должны допускать возможность окрашивания (перекрашивания) лакокрасочными материалами с естественным высыханием, механизированную мойку направленной струей воды под давлением до 14,7 МПа (1,5 кгс/кв. см), а также должны быть стойкими к возгоранию и воздействию топливо-смазочных материалов (далее — ТСМ).

3.3.3. Материалы, применяемые при изготовлении автомобилей, должны быть стойкими к возгоранию и воздействию воды и ТСМ в случаях рабочего контакта с ними.

3.3.4. Автомобили должны быть рассчитаны на эксплуатацию при безгаражном хранении.

3.4. Требования эргономики

3.4.1. Автомобили должны быть оборудованы подножками и поручнями для удобной посадки в кабину и выхода из нее водителя и пассажиров, если высота нижней кромки дверного проема от опорной поверхности более 650 мм. При необходимости седельные тягачи должны быть оборудованы подножкой для выхода на раму тягача.

Автомобили с передним расположением кабины для удобства протирки стекол должны быть оборудованы подножкой и поручнем спереди, если высота верхней кромки проема ветрового стекла более 2000 мм от опорной поверхности.

3.4.2. Органы управления должны быть снабжены четкими надписями, схемами и символами по ОСТ 37.001.012 [1], указывающими порядок пользования ими и размещенными вблизи них в хорошо просматриваемых местах рабочих зон.

Размеры, форма и расположение органов управления автомобилем должны соответствовать требованиям ОСТ 37.001.413 [2]. Материал, форма и размеры рукояток должны соответствовать требованиям ГОСТ 22613, ГОСТ 22614, ГОСТ 22615.

3.4.3. Усилия, прикладываемые к органам управления автомобилем, не должны превышать:

— на рулевом колесе — установленных в ГОСТ Р 52302;

— на педалях ножного привода тормозных систем — 686 Н (70 кгс);

— на рычагах ручного привода тормозных систем — 588 Н (60 кгс);

— на педалях выключения сцепления: 147 Н (15 кгс) — при наличии усилителя; 240 Н (25 кгс) — без усилителя; 490 Н (50 кгс) при отказе усилителя;

— на педалях подачи топлива — 78 Н (8 кгс);

— на рукоятках привода жалюзи радиатора системы охлаждения, постоянной подачи топлива, ручного останова двигателя — 78 Н (8 кгс);

— на ножной кнопке аварийной остановки двигателя — 78 Н (8 кгс);

— на рычаге коробки передач — 98 Н (10 кгс).

3.4.4. Конструкция агрегатов и узлов массой более 30 кг должна обеспечивать возможность их подъема при помощи грузоподъемного оборудования.

Усилие, необходимое для установки и снятия запасного колеса водителем, не должно превышать 490 Н (50 кгс).

Усилие поднятия бортов не должно превышать 295 Н (30 кгс).

3.4.5. Обзорность с места водителя должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51266.

3.4.6. Системы отопления и вентиляции должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50993.

Системы отопления и вентиляции кабины должны обеспечивать устранение запотевания и обмерзания ветровых стекол на всей площади, очищаемой стеклоочистителями, а боковых стекол — в пределах нормативной зоны боковой обзорности по ГОСТ Р 51266.

3.4.7. Ветровые стекла должны быть оборудованы стеклоомывателями и стеклоочистителями. Стеклоочистители должны иметь не менее трех режимов работы, один из которых должен обеспечивать прерывистый режим включения привода.

Эффективность стеклоочистителей должна соответствовать требованиям ГОСТ 18699.

3.4.8. Контрольно-измерительные приборы и сигнализаторы должны соответствовать требованиям ГОСТ 25651, ОСТ 37.001.202 [3], ОСТ 37.001.283 [4].

Подсветка щитка приборов и световая сигнализация, за исключением аварийной, должны регулироваться от максимального значения до полного выключения.

Средний уровень освещения, создаваемого подсветкой, должен обеспечивать уверенную читаемость показаний приборов.

3.4.9. Уровень шума в кабине не должен превышать значений, установленных в ГОСТ Р 51616.

3.4.10. Подвеска автомобиля, его агрегатов и узлов должна обеспечивать плавность хода и значения вибрационных нагрузок, действующих на водителя, в соответствии с ГОСТ 12.1.012 и ОСТ 37.001.291 [5].

3.5. Требования технологичности

3.5.1. Конструкция и компоновка сборочных единиц автомобилей должны обеспечивать удобство и простоту диагностирования, технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Агрегаты должны обеспечивать возможность установки датчиков для определения диагностических параметров.

Номенклатуру диагностических параметров и требования по проведению технической диагностики устанавливают по ГОСТ 23435 и ГОСТ 25044.

3.5.2. Количество видов технического обслуживания (далее — ТО) при эксплуатации автомобилей должно быть не более двух — ежедневное и периодическое с контролем технического состояния.

Периодичность ТО автомобилей при первой категории условий эксплуатации по ГОСТ 21624 должна быть не менее 15000 км.

Эксплуатационная технологичность устанавливается в технической документации (далее — ТД).

3.5.3. Резьбовые пробки сливных и заливных отверстий агрегатов должны соответствовать требованиям ОСТ 37.001.312 [6].

3.6. Требования стандартизации и унификации

3.6.1. Автомобили должны разрабатываться с учетом возможности создания на их базе различных модификаций, а также семейств унифицированных автомобилей различной грузоподъемности.

3.6.2. На автомобилях должны преимущественно применяться унифицированные комплектующие изделия, агрегаты, узлы и механизмы.

Основные положения по унификации должны соответствовать требованиям ГОСТ 23945.0.

3.7. Конструктивные требования

3.7.1. Общие требования

3.7.1.1. Автомобили, предназначенные для работы с прицепом, должны быть оборудованы тягово-сцепными устройствами по ГОСТ 2349 и ГОСТ Р 41.55.

По требованию потребителя (заказчика) автомобили, предназначенные для междугородных и международных перевозок, должны быть оборудованы беззазорной сцепкой.

3.7.1.2. Седельные тягачи должны быть оборудованы седельно-сцепным устройством по ГОСТ 28247 и ГОСТ Р 41.55.

По требованию потребителя (заказчика) седельные тягачи (кроме предназначенных для междугородных и международных перевозок) могут быть оборудованы седельно-сцепными устройствами с тремя степенями свободы, обеспечивающими дополнительную возможность относительного качания тягача и полуприцепа в вертикальной плоскости, перпендикулярной к продольной оси автопоезда (поперечная гибкость). При этом в конструкции седельно-сцепного устройства должна быть предусмотрена возможность ограничения угла поперечной гибкости до +/- 3°, а также возможность полного выключения поперечного наклона седла.

3.7.1.3. Присоединительные размеры седельных тягачей должны соответствовать указанным в ГОСТ 12105.

3.7.1.4. В передней части автомобилей должны быть буксирные устройства по ГОСТ 25907.

3.7.1.5. На автомобилях с бортовой платформой, предназначенных для работы в составе автопоезда с одноосными прицепами (кроме роспусков), а также с прицепами, не имеющими тормозов, должны быть предусмотрены места для крепления страховочных приспособлений.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.7.1.6. Конструкцией автомобилей должна быть предусмотрена возможность установки механизма отбора мощности.

3.7.1.7. Параметры отбора мощности на автомобиле устанавливают по требованию потребителя (заказчика).

3.7.1.8. На автомобилях должны быть предусмотрены места для установки номерных знаков по ГОСТ Р 50577.

3.7.1.9. Над задними колесами автомобилей-тягачей должны быть установлены крылья (брызговики). Над задними колесами шасси крылья (брызговики) устанавливают по требованию потребителя (заказчика).

Конструкция устройств, устанавливаемых над передними колесами (крыльев), должна обеспечивать оптимальную защиту автомобиля от забрызгивания грязью.

3.7.1.10. Автомобили должны иметь держатель запасного колеса, расположенный в доступном месте и обеспечивающий надежное крепление колеса при всех условиях эксплуатации.

На седельных тягачах и шасси автомобилей держатель запасного колеса допускается не устанавливать.

3.7.2. Требования к двигателю и его системам

3.7.2.1. Пусковые качества двигателей должны соответствовать требованиям ОСТ 37.001.052 [7].

3.7.2.2. Двигатель и компоновка автомобиля должны обеспечивать возможность установки предпускового подогревателя и устройства, облегчающего пуск.

3.7.2.3. Система жидкостного охлаждения должна быть приспособлена для работы на низкозамерзающей жидкости. Допускается кратковременная работа на воде, продолжительность которой устанавливают в руководстве по эксплуатации (далее — РЭ).

3.7.2.4. Расположение двигателя, его навесных узлов и агрегатов должно обеспечивать удобное и безопасное проведение обслуживания и регулировочных работ, предусмотренных РЭ.

3.7.2.5. На автомобилях с передней кабиной должна быть обеспечена возможность проверки уровня охлаждающей и тормозной жидкостей, а также масла без подъема кабины.

3.7.2.6. Дизели, устанавливаемые на автомобили, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51998.

3.7.2.7. Расположение и конструкция наливных горловин топливных баков должны обеспечивать возможность их заправки как механизированным способом, так и вручную из канистры (для автомобилей категории N1 допускается применение воронки).

Конструкция наливных горловин топливных баков автомобилей категорий N2 и N3 должна обеспечивать заправку без выплескивания топлива от топливораздаточного устройства производительностью не менее 150 куб. дм/мин. (л/мин.).

3.7.2.8. Не допускается размещать наливную горловину топливного бака, а также топливный бак в кабине.

3.7.3. Требования к трансмиссии

3.7.3.1. Трансмиссия должна обеспечивать возможность торможения двигателем, а также буксировку неисправного автомобиля как с полупогрузкой на тягач, так и без нее без подготовительных работ по демонтажу.

3.7.4. Требования к колесам и шинам

3.7.4.1. На автомобили должны устанавливаться шины, основные параметры и размеры которых соответствуют КД на автомобиль конкретной модели.

Смотрите так же:  Срок привлечения к административной ответственности в рк

3.7.4.2. При двухскатной ошиновке должна быть обеспечена возможность измерения давления и подкачки шин внутренних колес без демонтажа внешних.

3.7.4.3. Колеса в сборе с шинами должны соответствовать требованиям КД на автомобиль конкретного типа.

3.7.4.4. Конструкцией колеса должна быть предусмотрена возможность монтажа и демонтажа шин с помощью комплекта водительского инструмента одним водителем.

3.7.4.5. Дисковые колеса должны центрироваться по центральному отверстию диска на ступице и крепиться гайками по ОСТ 37.001.195 [8].

Присоединительные размеры крепления колес на ступице должны соответствовать требованиям ГОСТ 10409 и ГОСТ 30599.

3.7.5. Требования к рулевому управлению и тормозным системам

3.7.5.1. Требования к управляемости должны соответствовать ГОСТ Р 52302. Суммарный (кинематический) люфт рулевого колеса автомобиля, стоящего на дороге с сухим, твердым и ровным покрытием в положении, соответствующем прямолинейному движению, не должен превышать 10° для автомобилей с усилителем рулевого управления и 5° — для автомобилей без усилителя рулевого управления.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.7.5.2. Тормозные системы и система их сигнализации и контроля должны соответствовать требованиям ГОСТ 41.13 и ОСТ 37.001.283 [4].

3.7.5.3. Автомобили, оборудованные пневматической системой тормозов, должны иметь устройства для подвода сжатого воздуха при буксировке их с неисправными компрессорами или должна быть обеспечена возможность растормаживания колес.

3.7.6. Требования к кабине

3.7.6.1. Кабина и рабочее место водителя должны соответствовать требованиям ОСТ 37.001.413 [1].

3.7.6.2. Ударно-прочностные характеристики кабины при опрокидывании должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.29.

3.7.6.3. Стекла кабины должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.43.

3.7.6.4. Зеркала заднего вида должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.46.

3.7.6.5. Шарнирно закрепленные кабины и капот оперения должны фиксироваться в транспортном и поднятом положениях; для их фиксации в транспортном положении должны быть предусмотрены основной и дублирующий запоры, действующие независимо один от другого.

3.7.6.6. Пылевлагонепроницаемость кабины должна соответствовать требованиям ОСТ 37.001.248 [9].

3.7.7. Требования к бортовой платформе

3.7.7.1. Бортовые платформы должны соответствовать требованиям ГОСТ 27226.

3.7.8. Требования к электрооборудованию

3.7.8.1. Электрооборудование, внешнее освещение и светосигнальное оборудование должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52230, ГОСТ Р 41.6, ГОСТ Р 41.7.

3.7.8.2. Номенклатура, цвет и расположение внешних световых приборов должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.48.

3.7.8.3. Схема включения указателей поворота должна обеспечивать их одновременное включение в аварийном (мигающем) режиме независимо от включения зажигания или положения ключа выключателя приборов электрооборудования и стартера.

3.7.8.4. Автомобили должны быть оборудованы двухконтактной розеткой, устанавливаемой в кабине. Допускается установка дополнительных розеток вне кабины.

3.7.8.5. В системе электрооборудования должен быть установлен выключатель аккумуляторных батарей, управляемый с рабочего места водителя.

3.7.8.6. Аккумуляторные батареи должны быть защищены от загрязнения и обеспечивать возможность контроля уровня и плотности электролита в каждом аккумуляторе без демонтажа.

Аккумуляторные батареи должны располагаться вне кабины.

3.7.8.7. Требования по электромагнитной совместимости и уровню радиопомех должны соответствовать ГОСТ Р 41.10.

3.7.8.8. На автомобилях, предназначенных для международных и междугородных перевозок, должны устанавливаться тахографы. На остальных автомобилях должны быть предусмотрены места для установки тахографа.

3.7.8.9. На автомобилях должна быть предусмотрена возможность использования средств диагностики.

3.7.8.10. Разъемные соединения для подключения электрооборудования прицепа (полуприцепа) должны соответствовать требованиям ГОСТ 9200.

3.7.9.1. По требованию потребителя (заказчика) в комплект поставки автомобиля должны входить:

— комплект водительского инструмента и принадлежностей, обеспечивающих проведение технического обслуживания и ремонта согласно РЭ;

— знак аварийной остановки по ГОСТ Р 41.27 или красный фонарь, работающий в проблесковом режиме (90 +/- 30 проблесков в минуту);

3.7.9.2. Автомобили категорий N2 и N3 по требованию потребителя (заказчика) должны иметь места для размещения и устройства для крепления следующего дополнительного оборудования:

— буксирного устройства по ГОСТ 25907;

— комплекта цепей противоскольжения;

— утеплительного чехла радиатора;

— лопаты, пилы и топора;

— бачка (термоса) для питьевой воды;

— бачков (канистр) для топлива и масла;

В случае, если дополнительное оборудование не может быть размещено на седельных тягачах, часть его допускается размещать на полуприцепе.

4.1. Маркировка должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51980.

5. Требования безопасности

5.1. На автомобилях должны быть предусмотрены места для установки заднего защитного устройства по ГОСТ Р 41.58 (за исключением случаев, когда функцию заднего защитного устройства выполняет сам кузов) и устройства боковой защиты в соответствии с требованиями ГОСТ Р 41.73.

5.2. Пожароопасные трубопроводы и агрегаты, входящие в системы питания, гидроусилителя рулевого управления, смазки и др., должны быть расположены таким образом, чтобы при их неисправности исключить попадание капель на детали, имеющие температуру, способную вызвать их воспламенение. В качестве устройств защиты допускается применять защитные щитки и другие устройства.

5.3. Откидывающиеся борта грузовой платформы автомобилей грузоподъемностью 1,5 т и более должны иметь надежную блокировку запоров, обеспечивающую безопасность при перевозке грузов.

5.4. Наружные выступы должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.61 и ГОСТ Р 41.26.

5.5. Кабины автомобилей по безопасности рабочего места водителя должны соответствовать требованиям ОСТ 37.001.413 [2].

5.6. В кабинах автомобилей должны быть предусмотрены места для крепления ремней безопасности по ГОСТ Р 41.16.

5.7. Автомобили по согласованию с потребителем (заказчиком) должны быть оборудованы противоугонными устройствами.

6. Требования охраны окружающей среды

6.1. Уровень внешнего шума автомобиля должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.51.

6.2. Токсичность отработавших газов не должна превышать значений, установленных в ГОСТ Р 41.49 и ГОСТ Р 41.83.

6.3. Дымность отработавших газов должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.24.

6.4. Выбрасывание и вытекание смазки, топлива, охлаждающей, тормозной и других жидкостей из любого агрегата, узла или через соединения не допускаются.

7. Транспортирование и хранение

7.1. Автомобили должны быть приспособлены для транспортирования железнодорожным, водным, автомобильным и воздушным (в негерметичных отсеках самолетов и вертолетов) транспортом с учетом соответствующих правил перевозки грузов, действующих на этих видах транспорта, и иметь подготовленные места для крепления при транспортировании, погрузке и разгрузке.

7.2. Автомобили должны соответствовать требованиям вписываемости в железнодорожный габарит 02-ВМ по ГОСТ 9238 (допускается частичная разборка).

7.3. Порядок и правила погрузки, разгрузки, крепления и перевозки автомобилей должны быть указаны в эксплуатационной документации, прилагаемой к автомобилю.

8. Указания по эксплуатации и ремонту

8.1. Рекомендуется применять не более шести марок основных масел и смазок без учета заменителей.

8.2. Пресс-масленки должны устанавливаться под смазочный наконечник одного типа и обеспечивать выполнение смазочных работ как ручными, так и механизированными средствами технического обслуживания. При этом должно быть гарантированно предотвращено попадание грязи и смазки в смазываемый узел, в том числе механическим способом.

8.3. Конструктивное исполнение кабин, грузовых платформ, оперения, моторных отделений и других агрегатов должно обеспечивать удобство уборочно-моечных работ, в том числе механическим способом.

8.4. Конструкция автомобилей должна обеспечивать ремонт агрегатным методом, а также удобство монтажных и ремонтных работ.

Сопряженные детали, расположение которых не должно нарушаться, должны иметь установочные места или метки, обеспечивающие правильную сборку после ремонта.

8.5. Системы автомобилей, агрегаты и узлы должны обеспечивать возможность применения диагностических установок и приборов.

8.6. Подготовка к эксплуатации и эксплуатация автомобилей должны осуществляться в соответствии с РЭ на конкретный автомобиль.

8.7. К каждому автомобилю прилагают эксплуатационную документацию, соответствующую требованиям ОСТ 37.001.511 [10].

9. Гарантии изготовителя

9.1. Изготовитель гарантирует соответствие автомобилей требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, хранения и транспортирования.

9.2. Гарантийный срок и гарантийную наработку автомобилей исчисляют со дня ввода их в эксплуатацию, но не позднее 3 мес. со дня отгрузки с предприятия-изготовителя.

Гарантийный срок эксплуатации автомобилей — не менее 3 лет. Гарантийную наработку автомобилей устанавливает изготовитель в пределах гарантийного срока, но не менее 50000 км.

[1] ОСТ 37.001.012-85. Обозначения условные органов управления, контрольных приборов, сигнализаторов и предохранителей электрических цепей автомобилей, автобусов и троллейбусов

[2] ОСТ 37.001.413-86. Система стандартов безопасности труда. Кабина. Рабочее место водителя. Расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Основные размеры. Технические требования

[3] ОСТ 37.001.202-77. Контрольные приборы и сигнализаторы грузовых автомобилей. Номенклатура и размещение

[4] ОСТ 37.001.283-84. Система сигнализации и контроля состояния тормозных систем автотранспортных средств. Технические требования

[5] ОСТ 37.001.291-84. Автотранспортные средства. Технические нормы плавности хода

[6] ОСТ 37.001.312-88. Пробки резьбовые сливных и заливных отверстий агрегатов. Ограничительный перечень

[7] ОСТ 37.001.052-2000. Двигатели автотранспортных средств. Качества пусковые. Технические требования

[8] ОСТ 37.001.195-97. Гайки крепления дисковых колес грузовых автомобилей. Общие технические условия

[9] ОСТ 37.001.248-86. Автотранспортные средства. Методы определения и оценки водопыленепроницаемости кабин и кузовов

[10] ОСТ 37.001.511-81. Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы на изделия автомобильной промышленности

Изменение N 1 ГОСТ Р 52280-2004. Автомобили грузовые. Общие технические требования

Утверждено и введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2006 г. N 266-ст

ИУС «Национальные стандарты», N 2, 2007

1 января 2007 года

Раздел 2. Заменить ссылки: ГОСТ Р 41.16-2001 на ГОСТ Р 41.16-2005, ГОСТ Р 41.58-99 на ГОСТ Р 41.58-2001;

для ГОСТ Р 41.16-2005 исключить слова: «официального утверждения»;

ссылку на ГОСТ Р 41.43-99 и наименование изложить в новой редакции: «ГОСТ Р 41.43-2005 (Правила ЕЭК ООН N 43). Единообразные предписания, касающиеся безопасных материалов для остекления и их установки на транспортных средствах»;

следующие ссылки дополнить словами:

ГОСТ Р 41.29-2001 — «(Правила ЕЭК ООН N 29)»;

ГОСТ Р 41.46-99 — «(Правила ЕЭК ООН N 46)»;

заменить ссылку: ГОСТ Р 41.55-99 на ГОСТ Р 41.55-2005 (Правила ЕЭК ООН N 55) и исключить слова: «официального утверждения».

Пункт 3.2.1. Заменить слова: «но не менее 30000 км» на «но не менее 300000 км».

Пункт 3.7.1.5 изложить в новой редакции:

«3.7.1.5. На автомобилях с бортовой платформой, предназначенных для работы в составе автопоезда с одноосными прицепами (кроме роспусков), а также с прицепами, не имеющими тормозов, должны быть предусмотрены места для крепления страховочных приспособлений».

Пункт 3.7.5.1. Заменить ссылку: ГОСТ Р 52230 на ГОСТ Р 52302.

ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки

ГОСТ Р 52280-2004 Автомобили грузовые Общие технические требования

Author: admin