Требования к профессиональной подготовке психолога

Оглавление:

Требования к профессиональной компетентности, психометрической подготовке психологов

Помимо этических принципов психодиагностики важно соблюдение требований к профессиональной компетентности, психометрической подготовке психологов.

В США и Канаде были приняты законы о лицензиях и аттестации психологов, а также законы, регулирующих психологическую практику.

Законами обычно требуется докторская степень по Психологии, определенный стаж работы под руководством наставника и удовлетворительная сдача квалификационного экзамена.

Законы о лицензировании включают перечень оснований для применения к психологам административных мер воздействия, от штрафов и взысканий до приостановки действия и аннулирования лицензии.

Американским Советом по профессиональной психологии проводится аттестация для ведения практики в клинической психологии, психологическом консультировании, промышленной, организационной и школьной психологии.

Создан Колледж профессиональной психологии АПА, который выдает свидетельства о присвоении разнообразных квалификаций внутри психологии на основе процедуры, учитывающей результаты экзаменов, а также необходимые требования к образованию и опыту работы.

Разработан процесс официального признания специальностей и квалификаций в области психологической практики.

Профессиональные требования к пользователю-психологу:

1. уметь квалифицированно разбираться с психометрической документацией,

2. владеть методами рестандартизации теста, проверки надежности и валидности,

3. владеть основами дифференциальной психометрии,

4. иметь сведения о валидности и надежности теста,

5. Психолог должен знать, какие психометрические характеристики теста должны указать его разработчики, как психометрические характеристики соответствуют типу теста и задаче,

6. Психолог должен определить, насколько тестовые нормы по методики применимы в ситуации. При необходимости должен уметь произвести рестандартизацию.

7. Располагать также сведениями об ограничениях теста, связанных с его применением.

8. Психолог должен уметь самостоятельно определять появление слишком высокой погрешности в результатах, утрату методикой необходимого уровня надежности, при этом проверять свою гипотезу статистически.

9. Психолог обязан все копии протоколов он должен быть готов передать в головную методическую организацию для пополнения общего банка данных и совершенствования психометрических характеристик методики.

10. Психолог должен уметь самостоятельно выявлять и измерять уровень мотивационных искажений, обусловливающих фальсификацию испытуемыми тестовых данных, должен уметь корректно отсеивать недостоверные протоколы.

11. Психолог должен уметь поставить задачу программисту (или психологу-психометристу) для автоматизации подсчетов на ЭВМ.

12. Отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования,

13. В подборе методик исходить из требований максимальной эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат.

Профессиональные требования к психологу-психометристу:

1. Уметь самостоятельно осуществлять проверку надежности и валидности, отсев ненадежных и невалидных пунктов, построение и анализ распределения тестовых баллов.

2. Уметь организовывать хранение и обработку психодиагностических данных на ЭВМ, владеть навыками работы с ЭВМ в режиме диалога, знать структуру используемых в психодиагностике баз данных и уметь управлять базами данных.

3. Уметь организовать работу психологов-психодиагностов по ведению документации к методикам, соблюдению методических стандартов, сведению и интеграции результатов в общие банки психодиагностической информации.

4. Уметь вести картотеку методик в рамках заданной области, иерархизировать методики по уровню психометрической обеспеченности, вести библиотеку методических материалов к использованию стандартизованных методик.

Профессиональные требования к специалистам-непсихологам:

1. предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной отрасли, какие методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно аттестованными методиками;

2. если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки, то пользователь обязан:

  • либо выбрать другую методику,
  • либо пройти соответствующую подготовку,
  • либо привлечь к проведению психодиагностики психолога,
  • либо отказаться от проведения психодиагностики.

3. пользователь, получающий доступ к «п-методикам», автоматически берет обязательство по соблюдению профессиональной тайны;

4. не злоупотреблять доверием

5. предупреждать испытуемого как будет использована информация.

6. не использовать методики без необходимых показателей надежности и валидности.

Основные требования к профессиональной подготовке психолога

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГА

(продолжение статьи «Как выбрать психолога?»)

После того как вы определились с выбором необходимого специалиста, необходимо обратить внимание на наличие у него соответствующего уровня образования: краткосрочных курсов явно недостаточно для осуществления действенной помощи людям. Также важно убедиться и в том, что серьёзно подготовленный специалист регулярно повышает свою квалификацию.

В случае выбора психолога-психотерапевта необходимо выяснить имеет ли он опыт прохождения индивидуальной терапии, поскольку каждый психотерапевт по долгу своей профессии обязан прорабатывать свои проблемы с другим психотерапевтом, чтобы не привносить их в работу с клиентами. Психолог-психотерапевт обязан пройти длительную личную терапию (не менее 100 часов), по мере необходимости обращаться за супервизией, быть интегрирован в профессиональное сообщество. Только при соблюдении этих требований специалист соблюдает «профессиональную гигиену», не нарушает профессиональную этику, что гарантирует определенную степень безопасности и эффективности его работы.

Профессиональный психолог должен находиться в профессиональной среде, то есть иметь профессиональные контакты (не обязательно многочисленные) с коллегами по цеху. Это косвенно свидетельствует о профессиональности психолога (коллеги поддерживают с ним профессиональные отношения) и обеспечивает клиенту более высокое качество услуг.

О профессионализме психолога свидетельствует и прохождение ним регулярных супервизий, которые дают возможность поиска новых возможностей при возникновении сложностей в работе с клиентами. Супервизия предусматривает совместную работу профессионала с более опытным психотерапевтом в процессе которой разбирается работа с клиентами, осмысливаются используемые методы, происходит обмен опытом, исправляются ошибки. Супервизия обязательна для всех без исключения практикующих психологов, независимо от их опыта профессиональной деятельности. К тому же прохождение супервизий гарантирует наличие критического отношения к себе самого специалиста, который тем самым перепроверяет уровень своего профессионализма.

Важно обращать внимание не только на общее психологическое образование специалиста, но и то, в какой конкретной психотерапевтической парадигме он работает: психоанализе, гештальт-терапии, психодраме и т.д. Одни направления в психотерапии занимаются практически всеми проблемами, другие же фокусируются на отдельных проблемах. В таком случае выбор напрямую зависит от конкретной проблемы клиента.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта

Профессиональная подготовка психолога-консультанта включает в себя, кроме обязательной для любого психолога общеобразовательной научной подготовки (в нее входит минимум научных знаний, необходимых профессиональному психологу любого профиля), также и освоение ряда разделов психологии, предполагающих специализацию в соответствующей профессиональной области, в данном случае – в области психологического консультирования. Эти специальные направления профессиональной подготовки психолога-консультанта следующие:

1. Изучение подготовительного этапа психологического консультирования.

2. Освоение информации о содержании работы психолога-консультанта.

3. Овладение методами работы психолога-консультанта с клиентом.

4. Ознакомление с особенностями проведения психологического консультирования в следующих специальных областях: семейное консультирование, деловое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, интимно-личностное консультирование.

5. Работа психолога-консультанта под руководством более опытного психолога-консультанта–супервизора.

Изучение процесса подготовки работы психологической консультации включает в себя внимательное ознакомление с комплексом организационных вопросов, включая выбор области консультирования, начала работы консультации и т.д.

Среди тех конкретных задач, которые в практическом плане должен уметь решать психолог-консультант, могут быть названы следующие:

• Определение круга потенциальных клиентов – посетителей психологической консультации, их возможных проблем в зависимости от содержания работы психологической консультации и от тех профессиональных требований, которые могут быть предъявлены к работающим в консультации психологам.

• Подбор кадров психологов и обслуживающего персонала для работы в психологической консультации. Проведение с кадрами специальной подготовительной работы по ознакомлению с условиями работы и обязанностями, с организацией взаимодействия друг с другом, с правилами работы консультации.

• Подготовка материальной базы и документации для начала практической работы консультации.

• Подготовка и распространение информации о работе консультации среди потенциальных клиентов.

Знакомство с организацией работы психологической консультации включает в себя также освоение того, как создается психологическая консультация, что входит в минимум необходимого для нее оборудования, каков оптимальный режим работы психологической консультации и психолога-консультанта, какой должна быть обстановка в психологической консультации во время ее работы и ряд других вопросов.

Знакомство начинающего специалиста с содержанием работы психолога-консультанта в свою очередь предполагает следующее. Во-первых, ознакомление с тем, что представляет собой психологическое консультирование, в чем заключается его отличие от других видов практической деятельности психолога. Во-вторых, выяснение того, что должен знать и уметь делать психолог-консультант, чтобы на достаточно высоком уровне справляться со своими профессиональными обязанностями. В-третьих, ознакомление с основными видами психологического консультирования, с главными требованиями, предъявляемыми к ним. В-четвертых, знание условий работы психолога-консультанта.

Освоение методов работы психолога-консультанта предполагает овладение начинающим психологом-консультантом приемами общения с клиентами, методами психодиагностики, используемыми в практике психологического консультирования. Эти приемы и методы должны быть освоены будущим психологом-консультантом практически, в ходе соответствующих специальных занятий. В число таких приемов и методов входят, в частности, методы прямого психотерапевтического воздействия психолога-консультанта на клиента.

Необходимость изучения особенностей проведения психологического консультирования в разных областях связана с тем что, во-первых, интимно-личностное, семейное, деловое и психолого-педагогическое консультирование – это разные вещи, во-вторых, психолог-консультант не в одинаковой степени занимается данными видами консультирования и, обращаясь к ним время от времени, должен, тем не менее, сохранять свою профессиональную квалификацию во всех указанных областях. К тому же в этих сферах психологического консультирования существует множество частных, довольно тонких и сложных специфических вопросов, познание которых требует долгого времени, а успешное практическое решение – твердых умений и навыков.

Смотрите так же:  Аверьянова т.В судебная экспертиза

Работа в роли практикующего психолога-консультанта под руководством более опытного специалиста необходима психологу-консультанту для приобретения профессионального опыта и овладения на практике необходимыми умениями и навыками. Этому всему гораздо легче научиться на опыте других, чем в результате прослушивания лекций и чтения книг. Кроме того, в практической работе психолога-консультанта нередко возникает множество неожиданных вопросов, которые невозможно заранее предусмотреть и в ходе учебной деятельности получить на них удовлетворительные ответы. Умения вырабатываются практически в ходе подражания профессиональной работе других, это же сводит к минимуму возможные ошибки, которые в своей работе может допустить начинающий психолог-консультант. Функция супервизора, которую выполняет более опытный психолог-консультант, в данном случае заключается в том, чтобы не только подготовить малоопытного психолога к самостоятельной работе, но и квалифицированно оценить степень его готовности к такой работе.

С чего начинается, как проводится и на чем основывается подготовка психолога-консультанта

Профессиональная подготовка психолога-консультанта обычно начинается с получения им общего высшего психологического образования. Такое образование включает в себя знание общей психологии, социальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, специальной психологии, психофизиологии, истории психологии. Далее следует ряд дисциплин, связанных с познанием психологических аспектов тех видов деятельности, в которых психологу практически придется вести консультирование. Это, в частности, медицинская психология, психология семьи, психология управления, детская психология, экономическая психология и ряд других специальных дисциплин.

Вслед за этим психолог-консультант получает знания, необходимые для выработки практических умений и навыков по проведению консультирования. Это умения, связанные с пользованием психологическими тестами (психодиагностика), самим психологическим консультированием и, наконец, с психокоррекцией. Учебные дисциплины, связанные со всем этим, обычно преподаются в достаточно большом объеме, и их изучение включает в себя не только лекционные, но также семинарские и практические занятия.

Все это в целом обеспечивает фундаментальную, или базовую, профессиональную подготовку психолога-консультанта и входит в содержание начального этапа обучения. По его завершении будущий психолог-консультант уже может приступать к началу самостоятельной практической работы, связанной с освоением практики психологического консультирования. Поначалу, однако, уровень такой работы бывает недостаточно высоким, так как кроме общих и специальных знаний для достижения профессионализма в работе необходимо приобретение опыта.

Жизнь показывает, что примерно половину всего того, что крайне необходимо психологу-консультанту для хорошей профессиональной работы, он фактически приобретает не в стенах учебного заведения, а только в практической деятельности. На это требуется обычно не меньше того времени, которое будущий психолог-консультант провел в стенах высшего учебного заведения. Поэтому, чтобы действительно со временем стать профессионалом высокого класса, психолог-консультант должен достаточно долго проработать под патронажем супервизора. На это обычно тратится один-два года уже после окончания учебного заведения.

Профессиональная подготовка консультанта-психолога заключается в освоении им комплекса знаний, умений, навыков. Он должен обладать:

• необходимыми теоретическими знаниями в области психологии и других, смежных с ней наук, изучение которых необходимо для проведения психологического консультирования на высоком уровне;

• знаниями, необходимыми для организации успешной работы психологической консультации;

• развитыми умениями в области практического общения с клиентами;

• достаточно большим опытом проведения психологического консультирования по разным вопросам и с разными людьми.

Отличие работы психолога-консультанта от деятельности ученого-психолога и преподавателя психологии заключается в следующем. Психологу-консультанту не обязательно знать все, что накоплено к настоящему времени в науке даже в тех областях, где он проводит психологическое консультирование. Однако ему желательно знать все, что может оказаться полезным в практической работе с людьми в психологической консультации. Психолог-консультант не обязательно должен уметь правильно определять научные тер-

мины, организовывать и проводить научные исследования. Но ему важно научиться связывать практические проблемы, с которыми к нему обращаются люди, с научными теоретическими знаниями и эффективно использовать эти знания для решения соответствующих проблем. Консультант-психолог не обязан уметь на высоком научном и методическом уровне преподавать психологию, но ему важно научиться передавать клиентам полезные им психологические знания и убедительно и в доступной форме излагать их непосвященным людям.

Психолог-консультант – не только практик, но и организатор дела. Поэтому ему желательно научиться всему, что касается создания и организации работы психологической консультации как учреждения. Сюда, в частности, относятся знания определенных социальных, правовых, финансово-экономических вопросов и того, что необходимо начинающему бизнесмену для создания и организации начала работы нового учреждения. Сюда же относится подбор, расстановка кадров, распределение между ними обязанностей, организация их взаимодействия.

В практике общения с клиентами от психолога-консультанта требуется уметь правильно воспринимать и верно оценивать людей, добиваться взаимопонимания, устанавливать хорошие взаимоотношения и убеждать.

Личный опыт проведения психологического консультирования необходим психологу-консультанту потому, что без такого опыта он будет не в состоянии узнать то, что касается частных вопросов, а главное – не сможет приобрести нужные ему практические умения и навыки. Дело в том, что абсолютно все в процессе профессиональной вузовской подготовки предусмотреть невозможно, и такая подготовка по сложившимся традициям скорее ориентирована на получение знаний, чем на выработку умений и навыков. Они-то и вырабатываются в практическом опыте проведения психологического консультирования.

Как повышать профессиональную квалификацию психолога-консультанта

Систематическое повышение профессиональной квалификации – это такое же обязательное требование к профессиональной подготовке психолога-консультанта, как и его общее и специальное высшее психологическое образование. Необходимость постоянного повышения квалификации вызывается следующими основными причинами. Во-

первых, знания, полученные в вузе, со временем устаревают, и возникает необходимость в их обновлении. Во-вторых, каждая психологическая консультация, каждый консультант-психолог накапливает полезный для других опыт практической работы, и обмен им обычно производится во время повышения квалификации.

В соответствии с основными областями и направлениями профессиональной подготовки психологов-консультантов и с предъявляемыми к работе психолога-консультанта требованиями можно назвать следующие главные направления повышения его профессиональной квалификации:

1. Получение новейших научных и практически полезных знаний в тех областях современной психологии, которые лежат в основе деятельности психолога-консультанта. Эти знания могут приобретаться различным путем: на специальных факультетах повышения квалификации, курсах, семинарах, а также самостоятельно за счет постоянного знакомства с новейшими научными и научно-практическими публикациями.

2. Подготовка и защита диссертаций, сдача квалификационных экзаменов для получения более высокого профессионального разряда. Это направление обычно контролируется со стороны государственных или общественных организаций, официально наделенных соответствующими полномочиями.

3. Освоение психологом-консультантом новых методов психотерапии или психокоррекции. Хотя в обязанности психолога-консультанта обычно не входит оказание прямого психотерапевтического или психокоррекционного воздействия на клиента, ему надо знать и при необходимости уметь пользоваться соответствующими методами. Чем лучше психолог-консультант будет знать эти методы, тем выше будет уровень его профессионального мастерства.

4. Прохождение стажировки в других психологических консультациях и под руководством более опытных психологов-консультантов. Эта форма повышения квалификации связана с обменом опытом работы, а такой постоянный обмен необходим для поддержания и развития собственного профессионального мастерства любому психологу-консультанту.

5. Прохождение психологического консультирования в роли клиента, знакомство с консультированием, методами психокоррекции и психотерапии на самом себе. Данная форма повышения квалификации играет вдвойне положительную роль в работе психолога-консультанта. Во-первых, благодаря ей он имеет возможность решить собственные психологические проблемы, которые у него, как и у любого живого человека, наверняка есть. Не решив для себя эти проблемы, не избавившись от них, он вряд ли сможет успешно консультировать других людей. Во-вторых, выступая в роли клиента, психолог-консультант может научиться глубже понимать и чувствовать своих будущих клиентов, лучше овладеет соответствующими методами психокоррекции и психотерапии.

Не останавливайтесь, читайте дальше:

4. Выдвигаются следующие требования к профессиональной подго­товке психолога-консультанта.

• серьезная теоретическая подготовка консультанта и психотера­певта, на основе которой формируются его профессиональные знания и навыки, теоретические взгляды, профессиональное мышление, стиль работы и т. п.;

• прохождение личной терапии (групповой и/или индивидуаль­ной), которая позволяет’.

— проработать серьезные личностные конфликты и проблемы, с тем чтобы потом они не проецировались в консультативное поле и психолог не удовлетворял бы за счет клиента свои невроти­ческие потребности и т. п.;

— развить необходимые для профессиональной работы навыки и умения;

— осуществить познание себя, продолжить процесс личностного роста и зрелости;

— увидеть процесс консультирования изнутри и, находясь в роли клиента, понять различные чувства, эмоции и состояния, ко­торые он испытывает;

— познакомиться со стилем работы коллег;

• личностная зрелость психолога, означающая наличие у него необ­ходимых для успешной профессиональной работы качеств лич­ности, а также понимание психологом зрелости не как ста­тичного, а как динамичного, постоянно развивающегося процес­са, требующего усилий с его стороны.

Вопрос 9. Этические принципы психологического консультирования

1. Этические принципы психологического консультирования

2. Границы конфиденциальности в психологическом консультировании

1. Выделяют следующие этические принципы и нормы психологи­ческого консультирования:

• адекватная оценка консультантом уровня и пределов своей про­фессиональной компетенции;

• запрет на применение диагностических методик и техник, кото­рые еще недостаточно изучены и освоены;

• запрет на использование клиента в качестве испытуемого для проведения научных и практических экспериментов без пред­варительного обсуждения и согласия с его стороны;

• запрет на двойные отношения, в частности на вступление кон­сультанта в сексуальную связь с клиентом, супружеские отноше­ния и т. п. в процессе всего консультирования;

Смотрите так же:  Ликвидация автомобилей 2019

• предоставление клиенту во время первой встречи максимально полной информации, касающейся процесса и условий консуль­тирования.

Выделяют следующие моменты, которые необходимо обсудить с клиентом:

• основные цели консультирования;

• квалификация и образование консультанта;

• приблизительная продолжительность консультирования и гра­фики и время встреч;

• контактная информация о консультанте;

• целесообразность и необходимость проведения консультативных встреч;

• возможное временное ухудшение состояния клиента в процессе прохождения психологического консультирования;

• возможность применения в процессе консультирования специальных процедур: аудио- и видеозаписи, наблюдения за третьим лицом через зеркало Геззела;

• допустимые и возможные границы конфиденциальности, которые может соблюдать консультант.

2. В пространстве психологического консультирования существует два уровня конфиденииалъности:

• пределы использования консультантом сведений о клиенте, когда консультант имеет право использовать информацию о клиенте исключительно в профессиональных (например, обсуждение кон­кретного случая на супервизорской группе) и ни в каких иных целях, а информация о клиенте должна храниться в недоступ­ных для других лиц местах;

• условия использования консультантом информации о клиенте. когда консультанту необходимо поделиться сведениями с окру­жением клиента — родителями, детьми, учителями, супругом и т. п. Консультанту необходимо предварительно обсудить это с клиентом и обосновать целесообразность таких действий, и только в том случае, если клиент не возражает, консультант может использовать полученную информацию.

Консультант обязан обсудить с клиентом пределы конфиденци­альности, которые он может соблюдать, опираясь на правила, определяющие границы конфиденциальности:

• относительность соблюдения правил конфиденциальности;

• конфиденциальность зависит от характера предоставляемой информации, и в первую очередь консультант должен ориенти­роваться на построение доверительных отношений с клиентом;

• консультант имеет право не соблюдать правила конфиденциаль­ности, если информация, полученная им от клиента, может причинить вред последнему;

• та информация, которую консультант может использовать для повышения эффективности терапевтической работы, например консультация по данному случаю с компетентным специали­стом и т. п., не относится к конфиденциальной при условия до­говоренности с клиентом;

• консультант обязан заботиться в первую очередь о сохранении прав и свобод самого клиента и, если полученная информация не является нарушением прав других людей, должен соблюдать правило конфиденциальности и не разглашать данную информацию;

• ограничение пределов конфиденциальности и неразглашения информации консультантом обусловлено и правом самого кон­сультанта на сохранение своей безопасности и достоинства;

• консультант обязан соблюдать безопасность третьих лиц, и в случае если информация, полученная от клиента, каким-то об­разом нарушает это, то правило конфиденциальности переста­ет действовать;

необходимость госпитализации клиента ограничивает пределы соблюдения конфиденциальности;

при совершении клиентом преступных действий, предполагающих уголовную ответственность (насилие, убийство, развращение, инцест и т. п.) и угрожающих чьей-то жизни, консультант обя­зан сообщить эту информацию в соответствующие инстанции, принять меры по соблюдению безопасности потенциальной жертвы, предупредив ее и ее близких, а также сообщить о сво­их намерениях клиенту.

Профессиональные требования к психологу-консультанту

Профессия психолога-консультанта непростая, требующая значительных личностных и эмоциональных затрат, поэтому она предъявляет высокие требования как к профессиональным, так и к личностным качествам психолога.

Перечислим эти требования.

1. Наличие соответствующего образования и квалификации.

В России только начинает формироваться система специальной подготовки психологов-консультантов. Долгое время единственным способом подготовки консультантов были один-два спецкурса по психологическому консультированию в процессе обучения в университете на факультете психологии и дальнейшее самообразование и саморазвитие психолога. Юридически психолог, имеющий документ о высшем психологическом образовании, имеет право работать консультантом, хотя фактически он к этому часто не готов.

На данный момент в России не существует единого стандарта подготовки психолога-консультанта [1] . Единственное формальное требование — психолог-консультант должен иметь закопченное высшее психологическое образование.

Западная система подготовки психологов-консультантов аналогична системе подготовки психотерапевтов и включает в себя несколько этапов обучения, как правило постдипломного, т.е. после получения базового высшего образования:

  • 1) теоретическая подготовка в области консультативной психологии;
  • 2) прохождение индивидуальной психотерапии для проработки собственных личностных проблем и получения клиентского опыта;
  • 3) практика собственного консультирования под руководством супервизора.

Такая подготовка обычно занимает не менее двух лет — считается, что именно такой срок необходим для личностного «вызревания» психолога-консультанта и приобретения им готовности к работе с клиентом. По-видимому, эта модель подготовки будет внедряться и в России с принятием закона о психотерапии и с введением сертификации психологов-консультантов.

  • 2. Наличие опыта консультативной работы под руководством супервизора — важное требование, обеспечивающее профессионализм психолога. Большинство университетов, готовящих психологов-консультантов в рамках программ бакалавриата, специалитета и даже магистратуры, не могут обеспечить такой подготовки. В хороших консультациях и психологических центрах психолог может начинать консультативную практику под руководством супервизора — более опытного психолога.
  • 3. Личностные качества психолога.

Не каждый человек способен работать психологом-консультантом. Существует модель личности эффективного консультанта, включающая перечень личностных качеств, необходимых для такой работы, а также противопоказания.

Личностные качества, необходимые психологу, должны обеспечивать эффективное выполнение консультантом его ролевых функций в процессе консультирования. Выделяют следующие ролевые функции консультанта [2] :

  • • построение отношений с клиентом на взаимном доверии;
  • • выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиента;
  • • непосредственное вхождение в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;
  • • создание вокруг клиентов здорового психологического климата;
  • • постоянное совершенствование процесса консультирования.

Национальная ассоциация профессиональной ориентации

США [3] выделила следующие качества, необходимые психологу — консультанту: проявление интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей.

Комитет по надзору и подготовке консультантов США [4] отмечает необходимость следующих качеств: доверие к людям, уважение ценностей другой личности; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; сознание профессионального долга.

В то же время отмечаются и вредные для консультанта качества: авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическая установка в отношении денег.

Также называются такие качества, необходимые психологу для эффективной работы консультантом [5] : восприятие других как способных решать свои проблемы и принимать на себя ответственность, предпочтение отождествляться с людьми, а не с предметами, внимательность, умение слушать, теплота, сердечность, умудренность в дружеских советах, симпатичный человек, откровенность и открытость чувствам других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми, теплота, но не сентиментальность, отсутствие стремления к самоутверждению, умение защитить свое мнение.

Качества, которые психолог должен проявлять в общении с клиентом для установления консультативного контакта [6] :

  • 1) способность к эмпатии;
  • 2) открытость;
  • 3) выражение личной заботы о клиенте;
  • 4) доброжелательность;
  • 5) безоценочное отношение к клиенту;
  • 6) отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов;
  • 7) доверие к клиенту, вера в его способности и возможность справиться с проблемой;
  • 8) готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло;
  • 9) умение держать оптимальную психологическую дистанцию;
  • 10) умение вселять в клиента уверенность и решимость изменить себя.

Как мы видим, спектр личностных качеств, важных для психолога-консультанта, достаточно широк.

Можно сделать вывод, что главный «инструмент» работы психолога-консультанта, — его личность.

Еще одно понятие, используемое специалистами в отношении личности консультанта, — интенциональность.

Интенционалъностъ — это направленность сознания на клиента и на процесс консультирования (табл. 1.3).

Параметры модели личности интенционалыюго консультанта [7]

Описание требований к профессиональной подготовке врача-психолога

Личностно ориентированный подход и гуманизация образования требуют необходимость поиска путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов, создания условий для формирования их профессиональных компетенций и становления профессиональной идентичности.

В условиях развития национальной системы образования особого значения приобретает проблема формирования профессионализма современного специалиста, в частности врача, медицинского психолога.

Под профессионально важными свойствами ученые понимаем ряд значимых качеств специалиста, способствующие успешному выполнению профессиональной деятельности, а также личностно-профессиональному росту и совершенствованию.

Современный специалист на высоком профессиональном уровне должен обладать определенными компетенциями, чтобы предоставлять качественные психологические услуги.

Профессиональная компетентность врача-психолога включает не только эмоционально-чувственную сферу, но и знания, умения, навыки, необходимые, как врачу, так и психологу.

Представителям данной профессий необходимо уметь:

– достигать взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных обязанностей;

– разбираться в поведении людей;

– понимать их эмоциональные состояния, потребности, оказывать эмоциональную поддержку;

– эмоционально адекватно реагировать на гнев, печаль, недовольство, критику со стороны других;

– сохранять равновесие в конфликтных ситуациях;

– находить индивидуальные подходы, то есть быть подготовленными к эффективной коммуникации и эмоционально разумного поведения.

Более детально об особенностях работы психологов можно прочитать на этой странице в сети: http://integratsia.ru/services/5.htm. Здесь Вы сможете также узнать, что услуги психолога, стоимость на которые являются доступными, пользуются большим спросом в наше время.

На данном этапе развития компетентностного подхода нет четкого определения компетентности будущего врача, в частности врача-психолога.

Важными задачами кредитно-модульной технологии обучения является обеспечение качественного образования, его личностной ориентации, создание условий для обновления содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, внедрение образовательных инноваций и информационных технологий, формирование профессионального самосознания.

Учитывая это, подготовка будущих специалистов приобретает особого значения.

Основываясь на анализе сущности профессиональной деятельности врача, медицинского психолога, образовательно-квалификационной характеристики специалиста, учеными была определена цель курса обучения, которая заключается в:

– формировании зрелой личности и профессиональной идентичности специалиста врача, медицинского психолога;

– развитии эмоциональной компетентности будущего специалиста;

– формировании собственного профессионального стиля;

Смотрите так же:  Знак только направо штраф

– осознании специалистом своих собственных профессиональных возможностей;

– профилактике синдрома профессионального выгорания специалиста.

Определены основные задачи курса:

– содействие развитию профессиональной идентичности, профессиональных качеств и компетенций врача, медицинского психолога;

– актуализация профессиональных и личных ресурсов, чтобы услуги психолога, цены на услуги которых интересуют многих людей, предоставлялись на высоком уровне;

– построение адекватного профессионального образа «Я»;

– формирование профессиональной и других компетенций и достоинства.

Таким образом, ученые обращают внимание на круг проблем по формированию профессиональных компетенций медицинских психологов в процессе профессионального становления и работают над обеспечением будущих специалистов методологическими основами реализаций этих компетенций.

А. Лазуренко, Т. А. Тамакова. Формирование профессиональных компетенций будущих медицинских психологов в процессе изучения профильных дисциплин. // “Достижения и перспективы внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших медицинских учебных заведениях Украины” (Тернополь, 15-16 мая. 2014 г.): в 2 ч.. – Тернополь.: ТГМУ, 2014. – Ч. 1. – 468 с.

Требования к профессиональной подготовке психолога

Требования к личности и профессиональной подготовке профессии специального психолога

специальный психолог профессиональный этический

Не каждый человек пригоден для работы с людьми. Как представитель одной из «помогающих», человеческих профессий психолог имеет дело с личностью, обладающей психической реальностью; в то же время он и сам ею обладает.

Важными личностными характеристиками психолога являются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность.

В структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы основных качеств.

В первую группу включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решительность, активность и др.).

Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения.

Третья группа включает коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречивость как способность внушать и убеждать [18].

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов, можно выделить следующие личностные черты, желательные для специального психолога: концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь; открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость; аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания; энтузиазм и оптимизм; уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции; уверенность в себе, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов; богатое воображение, интуиция; высокий уровень интеллекта [5].

К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления у группового психотерапевта: он «должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства» [21; 69].

Можно выделить в структуре личности профессионала так называемые интегральные характеристики:

а) профессиональное самосознание специалиста, т.е. комплекс его представлений о себе как профессионале;

б) индивидуальный стиль деятельности и общения — характерное для данного специалиста устойчивое сочетание задач, средств и способов профессиональной деятельности и общения;

в) творческий потенциал, т.е. комплекс уникальных способностей личности, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне [15].

Важнейшее качество деятельности психолога — профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Профессиональные знания психолога — это сведения из общей, возрастной психологии, психологии личности, психодиагностики, педагогической и практической психологии, других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии.

Можно представить профессиональные знания в определенной иерархии:

теоретико-методологические — комплексное знание о человеке как био-социо-психо-космическом существе; основные методологические подходы и принципы исследования психики человека; психологические закономерности воспитания, обучения, развития личности во всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание и принципы профессиональной деятельности психолога;

методические — современные технологии специальной психологической работы с разными возрастными группами детей в различных социально-педагогических ситуациях; практические основы прогнозирования, проектирования, моделирования профессиональной деятельности;

прикладные — способы, приемы, виды психологической диагностики и коррекции, психологического сопровождения и консультирования личности и малой группы в психолого-педагогическом процессе.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники». Их можно классифицировать следующим образом: гностические (поиск, восприятие и отбор информации); проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование); конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств); организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и изменение обучаемых); коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения); оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса); рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения) [25].

Уместно рассмотреть профессиональные умения психолога, отражающие специфику его деятельности, более подробно.

— вступать в контакты с разными людьми; устанавливать профессиональные отношения;

— осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами;

— сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности;

— вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в решении их проблемы;

— соблюдать конфиденциальность в работе и такт;

— побуждать человека к действию, творчеству, проявлению милосердия;

— влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме;

-правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.

— исследовательские (анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов);

— психолого-педагогические (анализ социальной ситуации развития ребенка, его психологических проблем, планирование, прогнозирование, формы и методы психологической помощи);

— специально-психологические (психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др.).

— ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем; организовывать подопечных на их выполнение; рационально организовывать свое рабочее время; планировать этапы и средства деятельности; планировать индивидуальную работу с клиентом;

— организовывать отдельные виды психологической работы, выполнение программ и проектов;

— определять нужды клиентов и помогать им найти соответствующие их потребностям службы;

— выявлять и поддерживать полезную инициативу, создавать условия для ее реализации;

— объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости.

— изучать личность, ее микросоциум, ставить психологический диагноз;

— анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, предвидеть и предотвращать жизненные кризисы;

— проектировать конечный результат профессиональной деятельности;

— анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными, выдвигать новые задачи;

— анализировать недостатки своей профессиональной деятельности;

— анализировать опыт и практику работы специалистов психологической службы;

— творчески перерабатывать необходимую информацию;

— анализировать конкретную жизненную ситуацию, причины и истоки проблем.

— обучать других искусству помогать людям;

— выявлять резервные возможности личности, открывать положительное в человеке и организовывать процесс его самопомощи;

— обучать социальным повседневным жизненным навыкам;

— стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям;

— воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство);

— излагать материал доступно, логично, образно, выразительно.

— контролировать свои эмоции в любой ситуации, управлять своим настроением, предъявлять к себе повышенную требовательность;

— переносить большие нервно-психические нагрузки, поступаться своими интересами ради интересов подопечного, снимать психологическое напряжение [17].

Профессиональные навыки — это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу.

К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Существует несколько основных характеристик, требующихся для этой профессии.

1. Знания, необходимые для оказания профессиональной помощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу. Это знания о поведении человека, социальной политике и программах, ценностях и этике, о способах выработки оценки собственной практики.

2. Навыки анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо оказать ее.

3. Поддержка таких ценностей, как гуманность, справедливость,

самоопределение, конфиденциальность, честность профессиональной деятельности.

4. Сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях.

5. Признание и принятие того факта, что часто один человек должен брать на себя ответственность за создание новых организаций и общественных институтов, если они необходимы для всех.

6. Глубокая и искренняя заинтересованность в клиентах и работе с ними.

7. Настрой на работу в трудных условиях и решение сложных социальных проблем.

В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессиональной деятельности. В научной литературе выделены следующие виды деятельности:

1) репродуктивный — умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам (однако даже самые глубокие знания не являются признаком профессиональной квалификации);

2) адаптивный — достижение нового уровня знаний и умений, включающего в себя знание не только предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания;

3) локально моделирующий знания — умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их;

4) системно моделирующий знания — владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом [19].

Author: admin