Требования к нормативам градостроительного проектирования

Требования к нормативам градостроительного проектирования

Наши проекты это:

– инструмент управления развитием территорий

– единство красоты, надежности, пользы

– путь к гармонии среды жизни и деятельности людей

Нормативы градостроительного проектирования

Согласно Приказу Минрегиона РФ от 26 мая 2011 г. №244 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов», региональные и местные нормативы градостроительного проектирования представляют собой совокупность стандартов по разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории, включая стандарты обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения, включая инвалидов, объектами инженероной инфраструктуры, благоустройства территории), предусматривающих качественные и количественные требования к размещению объектов капитального строительства, территориальных и функциональных зон в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, объектам культурного наследия, элементам планировочной структуры, публичным сервитутам, обеспечивающим устойчивое развитие территорий.

Результатом разработки нормативов градостроительгого проектирования является документ, который позволяет:

разрабатывать градостроительную документацию, решения которой представляют собой «пространственную проекцию» стратегий и программ социально-экономического развития, выраженных в непространственных количественных и качественных показателях;

оптимизировать процесс подготовки и оценки качества градостроительной документации за счет: установления минимального набора показателей, расчет которых необходим при разработке документов градостроительного проектирования; распределения используемых при проектировании нормируемых показателей и качественных требованийна группы по видам градостроительной документации и по видам объектов градостроительного регулирования;

дифференцировать требования к характеру и интенсивности будущего градостроительного развития различных территорий путем установления границ таких территорий и различных значений нормируемых показателей;

установить требования к качеству и полноте исходных данных, используемых при разработке градостроительной документации, путем формирования соответствующего раздела в составе нормативов градостроительного проектирования;

осуществлять постоянный контроль соответствия проектных решений градостроительной документации изменяющимся социально-экономическим условиям на территории путем сравнения нормативных значений показателей с фактическими их значениями в любой период времени;

установить требования к материалам, сдаваемым в составе документов территориального планирования и документации по планировке территории, для обеспечения формирования ресурсов ИСОГД и ИАС УГРТ.

Институтом территориального планирования «Град» разработаны следующие нормативы градостроительного проектирования:

6. Нормативы градостроительного проектирования города Новокузнецка. Утверждены решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 19 октября 2011 г. №11/59;

7. Нормативы градостроительного проектирования города Радужный;

8. Нормативы градостроительного проектирования города Южно-Сахалинска;

9. Нормативы градостроительного проектирования города Ухты;

10. Нормативы градостроительного проектирования города Магадана;

11. Нормативы градостроительного проектирования города Красноярска;

12. Нормативы градостроительного проектирования города Волгограда

Приложение. Региональные нормативы градостроительного проектирования Кировской области

Региональные нормативы
градостроительного проектирования Кировской области
(утв. постановлением Правительства Кировской области от 30 декабря 2014 г. N 19/261)

С изменениями и дополнениями от:

3 июля, 30 декабря 2015 г., 24 октября 2016 г.

1. Область применения

1.1. Региональные нормативы градостроительного проектирования Кировской области (далее — региональные нормативы) подготовлены в соответствии с требованиями статьи 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Закона Кировской области от 28.09.2006 N 44-ЗО «О регулировании градостроительной деятельности в Кировской области».

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Кировской области от 3 июля 2015 г. N 47/371 в пункт 1.2 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения

1.2. Региональные нормативы градостроительного проектирования Кировской области устанавливают:

совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения Кировской области, установленными статьей 7 Закона Кировской области от 28.09.2006 N 44-ЗО «О регулировании градостроительной деятельности в Кировской области» (далее — Закон области), и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения области;

предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными статьями 10.1 и 10.2 Закона области, населения соответствующего муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.

В целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека региональные нормативы градостроительного проектирования области содержат расчетные показатели и параметры развития, организации и использования территорий.

1.3. Региональные нормативы градостроительного проектирования области включают в себя следующие разделы:

1.3.1. Область применения.

1.3.2. Основная часть. Расчетные показатели нормативов градостроительного проектирования. В основной части установлены:

расчетные показатели для объектов регионального и местного значения Кировской области, установленные статьями 7, 10.1 и 10.2 Закона области;

расчетные показатели и параметры градостроительного развития, организации и использования территорий;

градостроительные показатели и нормы для архитектурно-строительного проектирования.

1.3.3. Материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Кировской области от 30 декабря 2015 г. N 77/903 в пункт 1.4 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения

1.4. Расчетные нормативы, содержащиеся в основной части нормативов градостроительного проектирования области, применяются при подготовке документов территориального планирования, документации по планировке территории, а также при установлении в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, иных градостроительных показателей и норм, направленных на обеспечение создания благоприятных условий жизнедеятельности человека, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения, при архитектурно-строительном проектировании.

1.5. В случае, если в региональных нормативах градостроительного проектирования установлены предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными статьями 10.1 и 10.2 Закона области, населения муниципальных образований, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности такими объектами населения муниципальных образований, устанавливаемые местными нормативами градостроительного проектирования, не могут быть ниже этих предельных значений.

1.6. Расчетные показатели для объектов муниципального значения, не включенных в настоящие региональные нормативы, должны быть установлены в местных нормативах градостроительного проектирования с учетом административно-территориального устройства муниципального образования, особенностями развития населенного пункта входящего в муниципальное образование, социально-демографического состава и плотности населения муниципального образования.

1.7. Для населенных пунктов, входящих в состав городского округа, расчетные показатели объектов муниципального значения устанавливаются в местных нормативах градостроительного проектирования при соответствующем обосновании.

1.8. Региональные нормативы обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Кировской области независимо от их организационно-правовой формы, если иные расчетные показатели местного значения не предусмотрены местными нормативами градостроительного проектирования.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Кировской области от 3 июля 2015 г. N 47/371 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения

3. Материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования

В региональных нормативах градостроительного проектирования Кировской области установлены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения Кировской области и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения области и муниципальных образований с учетом:

административно-территориального устройства Кировской области;

социально-демографического состава и плотности населения муниципальных образований на территориях, расположенных в границах Кировской области;

природно-климатических условий Кировской области;

Стратегии социально-экономического развития Кировской области, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 25.09.2008 N 28/194 «О «Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года»;

программы социально-экономического развития Кировской области с учетом прогноза социально-экономического развития Кировской области и муниципальных образований;

предложений органов государственной власти Кировской области;

предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области;

федерального законодательства, иных градостроительных показателей и норм.

Нормативы градостроительного проектирования Кировской области направлены на повышение благоприятных условий жизни населения Кировской области, устойчивое развитие ее территорий.

Минимальные расчетные показатели содержащиеся в основной части обеспечения объектами социального и иного назначения в области обеспечения учреждениями и предприятиями обслуживания действуют в отношении объектов, размещаемых на застроенных и подлежащей застройке территориях общественно-деловых, жилых, ландшафтно-рекреационных зон.

Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами в области транспорта, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в иных областях, расчетные показатели и параметры развития, организации и использования территорий, градостроительные показатели и нормы для архитектурно — строительного проектирования подготовлены в соответствии с:

Смотрите так же:  Анализ приказа образец

Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004N 190-ФЗ;

Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ;

Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ;

Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ;

Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ;

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;

Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;

Федеральным законом от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;

распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р «О социальных нормативах и нормах»;

распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 N 1683-р «О методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления»;

перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста» N Пр-2159 от 09.09.2014;

СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию»;

СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»;

СП 30.13330.2012. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий;

СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения;

СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения;

СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги;

СНиП 2.06.03-85 «Мелиоративные системы и сооружения»; СП 39.13330.2012. Свод правил. Плотины из грунтовых материалов; СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления»;

СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений;

СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения;

СП 43.13330.2012. Свод правил. Сооружения промышленных предприятий;

СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы»;

СП 47.13330.2012. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения;

СНиП 11-04-2003 «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» (применяется в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации);

СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

СП 113.13330.2012. Свод правил. Стоянки автомобилей;

СП 116.13330.2012. Свод правил. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов;

СП 131.13330.2012. Свод правил. Строительная климатология;

СП 50.13330.2012. Свод правил. Тепловая защита зданий;

СП 51.13330.2011. Свод правил. Защита от шума;

СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные;

СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные;

СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения;

СП 18.13330.2011. Свод правил. Генеральные планы промышленных предприятий;

СП 19.13330.2011. Свод правил. Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий;

ГОСТ 17.5.3.01-78 «Охрана природы. Земли. Состав и размер зеленых зон городов»;

ГОСТ 17.5.3.03-80 «Охрана природы. Земли. Общие требования к гидролесомелиорации»;

ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель»;

ГОСТ 17.6.3.01-78 «Охрана природы. Флора. Охрана и рациональное использование лесов зеленых зон городов»;

ГОСТ 17.8.1.02-88 «Охрана природы. Ландшафты. Классификация»;

ГОСТ Р 52023-2003 «Сети распределительные систем кабельного телевидения. Основные параметры. Технические требования. Методы измерений и испытаний»;

НПБ 101-95 «Нормы проектирования объектов пожарной охраны»;

ОНД 86 «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий»;

СанПиН 2.1.2.2645-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;

СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»;

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»;

СанПиН 2.1.7.573-96 «Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения»;

СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»;

СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»;

СанПиН 2.1.7.1322-03 Санитарные правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»;

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»;

СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»;

СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства»;

СП 11-112-2001 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований»;

СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»;

СП 30-101-98 «Методические указания по расчету земельных участков в кондоминиумах»;

СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства»;

ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»;

Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог»;

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»;

приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.01.2012 N 19 «Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения»;

Законом Кировской области от 28.09.2006 N 44-ЗО «О регулировании градостроительной деятельности в Кировской области»;

постановлением Правительства Кировской области от 29.05.2009 N 13/130 «Об автомобильных дорогах общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения»;

данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области (Киров стат).

Требования к нормативам градостроительного проектирования















Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования. Нормативы как неотъемлемый элемент подготовки документов территориального планирования

Н.А. Богатырева (ГУП ВО «Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро», Владимир)

Т.К. Убоженко (ГУП ВО «Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро», Владимир)

Федеральный закон «О техническом регулировании» и действующий Градостроительный кодекс РФ обеспечивают рациональную организацию системы нормирования, при которой вся совокупность обязательных к выполнению требований, обусловленных соблюдением мер безопасности при градостроительном проектировании, содержится в технических регламентах, принимаемых посредством федеральных законов, а остальная нормативно-техническая база, в том числе региональные и местные нормативы градостроительного проектирования, выведена за пределы технических регламентов.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с законом «О техническом регулировании» все нормативно-технические документы (ГОСТ, СНиП, СП, РДС, МДС и др.) являются документами добровольного применения, а региональные и местные нормативы градостроительного проектирования после их разработки и утверждения в соответствии с требованиями ст. 24 Градостроительного кодекса РФ приобретают силу обязательных для применения и исполнения нормативно-технических документов в области градостроительства в том или ином субъекте Российской Федерации.

Смотрите так же:  Заявление о выдаче определения арбитражным судом

Вот почему так важна разработка региональных и местных нормативов, с учетом которых должна осуществляться подготовка документов территориального планирования — схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов городских округов и поселений.

В 2005 г. в соответствии с требованиями действующего Градостроительного кодекса РФ и постановления губернатора Владимирской области от 12 декабря 2005 г. № 714, которым было утверждено Положение о составе, порядке подготовки и утверждения областных нормативов градостроительного проектирования, Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области принял решение о разработке данного нормативного документа. Разработчиком на основании заключения конкурсной комиссии стало Государственное унитарное предприятие Владимирской области «Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро» (ГУП «ОПИАПБ»), имевшее квалифицированных специалистов с достаточным опытом работы в градостроительстве.

Основными документами, определившими схему построения первого проекта нормативов, а также его состав и содержание, стали: Градостроительный кодекс РФ (ст. 35), СНиП 2.07.01–89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», рекомендации Федерального агентства по строительству и ЖКХ в рамках мероприятий по реализации требований Градостроительного кодекса РФ, законодательство Владимирской области в сфере градостроительной деятельности и техническое задание, разработанное в соответствии с требованиями вышеперечисленных документов. В общей же сложности в связи с расширением границ нормативов использованы более 40 документов законодательного и около 250 нормативного характера.

Постановлением губернатора от 6 мая 2006 г. № 341 во Владимирской области были утверждены областные нормативы градостроительного проектирования, в которых приведены нормы и правила прямого действия и нормы, основанные на расчетных показателях, обеспечивающие благоприятные условия жизнедеятельности населения. Все расчетные показатели разработаны на основе статистических и демографических данных с учетом природно-климатических, геологических, социальных, национальных, историко-культурных, экономических и других особенностей городских округов и поселений области. Данные систематизированы по разделам в соответствии с требованиями схемообразующих документов.

После этого специалисты ГУП «ОПИАПБ» выполнили аналогичную работу для 15 регионов и 6 муниципальных образований, а также продолжают вести деятельность по совместной с органами архитектуры разработке нормативов градостроительного проектирования в трех регионах Российской Федерации.

В каждом новом проекте состав нормативов менялся в соответствии с техническими заданиями и дополнялся с учетом особенностей регионов. Так, при разработке нормативов для Ростовской области особое внимание было уделено организации и развитию шахтерских поселений, а также размещению высотной застройки, Краснодарского края — развитию курортов, Республики Башкортостан и Чувашской Республики — развитию жилых комплексов коттеджной застройки; для городов Центрального региона России (Ярославль, Смоленск, Калуга и др.) были дополнительно разработаны разделы по реконструкции центральных и периферийных исторически сложившихся районов в соответствии с требованиями ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ, а для городских округов Губкинский, Муравленко и муниципального района Тазовский Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Саха (Якутия) нормативы были разработаны в соответствии с климатическими и национальными особенностями данных территорий.

Большой объем работы выполнялся в процессе согласования проектов нормативов с заказчиками — субъектами Российской Федерации. Как правило, нормативы направлялись на согласование представителям 10–25 региональных служб и организаций, в том числе проектным институтам, а также в муниципальные образования региона. Обязательно проверялось соответствие разработанных нормативов градостроительного проектирования нормативно-правовым и нормативно-техническим документам в части санитарно-эпидемиологических и экологических требований, требований по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), требований пожарной, промышленной, радиационной и иной безопасности.
Следует отметить, что с 1 мая 2009 г. вступил в действие Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в связи с чем из нормативов градостроительного проектирования исключен раздел, регламентирующий требования пожарной безопасности.

Нормативы включают 9 основных разделов с таблицами (порядка 120) и 20–25 приложений.

В соответствии с требованиями ст. 34 и 35 Градостроительного кодекса РФ нормативы разработаны по всем видам территориальных зон (жилая, общественно-деловая, рекреационная, производственная, транспортной и инженерной инфраструктур, сельскохозяйственного использования, специального назначения, особо охраняемых территорий и др.). По каждой зоне определяются минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения в соответствии с требованиями нормативно-технической документации с учетом особенностей того или иного региона.

В общих положениях определены назначение и область применения нормативов, в качестве приложений приведены разделы «Термины и определения» и «Перечень законодательных и нормативных документов». Разработано приложение с типологическими характеристиками городских округов и поселений региона с учетом их численности, значения в системе расселения, историко-культурного потенциала и других особенностей.

В качестве приложения приведена «Примерная форма баланса территории в границах городских округов, городских поселений и населенных пунктов, входящих в состав сельских поселений», разработанная с учетом территориального зонирования в соответствии с требованиями ст. 35 Градостроительного кодекса РФ и ст. 7 Земельного кодекса РФ.

Разработаны нормативы по формированию пригородных зон. Для тех регионов, где межселенные территории отсуствуют, отмечено, что нормы данного раздела применяются после приведения к единой нормативной базе Земельного и Градостроительного кодексов РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

В целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения в разделе «Жилые зоны» приведены элементы планировочной структуры, показатели расчетной плотности населения по ним, интенсивности использования территории (плотность жилой застройки и процент застроенности территории), потребности в территориях различного назначения, в том числе для: размещения жилищного строительства; озелененных территорий общего пользования; объектов социального и коммунально-бытового обслуживания, здравоохранения, дошкольного и школьного образования, парковки и хранения автомобильного транспорта и других объектов, связанных с проживанием граждан.

Для определения размеров жилой территории в нормативах приведены показатели расчетной минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений в регионе, которые рассчитаны в соответствии с требованиями приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», т. е. с учетом перспективы на расчетные сроки — 2015 и 2025 гг.

С целью прекращения уплотнения застройки в городских округах и поселениях регионов нормативные показатели расчетной плотности населения территории микрорайонов разработаны с учетом фактической и перспективной обеспеченности жильем (м2/чел.) и рассчитаны по зонам различной степени градостроительной ценности.

В нормативах разработаны дифференцируемые показатели интенсивности использования территории, которые представлены в расчетной таблице для условий жилой застройки городских округов и поселений при проектировании домов высотой до 25 этажей, застроенности территории 10–50% и плотности жилой застройки 5–25 м2 общей площади на один гектар территории.

В разделе «Жилые зоны» приведены такие показатели, как нормы по размещению зданий и сооружений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и противопожарными требованиями; нормы обеспеченности площадками дворового благоустройства и под контейнеры для отходов, минимально допустимые расстояния до них; площадь озелененной территории застройки; минимальная удельная обеспеченность объектами социального и культурно-бытового назначения и доступность этих объектов; удельные показатели площади нормируемых элементов территории; нормы обеспеченности местами для постоянного и временного хранения автомобилей, размещение закрытых и открытых автостоянок, протяженность пешеходных подходов и др.

Нормативы необходимой обеспеченности местами хранения транспортных средств определяются на основании фактических статистических и демографических данных с учетом перспективы развития автомобилизации. Расчет удельной площади участков автостоянок выполняется с учетом перспективы до 2015 и 2025 гг.

Показатели разработаны для всех видов жилой застройки, в том числе малоэтажной, высотной и в сельских поселениях.

Соответствующие показатели разработаны и приведены для каждой территориальной зоны.

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса по обеспечению при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений в нормативах разработаны разделы«Охрана окружающей среды», «Защита населения и территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Обеспечение доступности жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения». Данные разделы основываются на требованиях Земельного, Водного, Лесного, Воздушного кодексов РФ; федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О недрах», «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (и соответствующей нормативно-технической документации), а также нормативных документов по охране природы, защите от шума, электромагнитных полей, излучений и облучений и радиационной безопасности.

Смотрите так же:  Ликвидация старых диванов

Таким образом, нормативы градостроительного проектирования состоят из норм, основанных на расчетных показателях, разработанных с учетом особенностей территорий, и норм прямого действия в соответствии с требованиями федерального законодательства, нормативно-технических документов, санитарных норм и правил и других документов, которые обеспечивают полный перечень необходимых нормативов градостроительного проектирования. После утверждения в соответствии с требованиями ст. 24 Градостроительного кодекса РФ рассматриваемый нормативно-технический документ является единственным юридически обоснованным документом, с учетом которого осуществляется подготовка документов территориального планирования в конкретном субъекте Российской Федерации.

Кроме региональных должны быть разработаны и утверждены местные нормативы градостроительного проектирования, чтобы обеспечить муниципальные образования законными и жизненно необходимыми документами.

Следует отметить еще один аспект регулирования градостроительной деятельности: после формирования рынка недвижимости дополнительно к документам территориального планирования должно быть проведено градостроительное зонирование, устанавливающее юридически значимые градостроительные регламенты посредством муниципальных нормативных правовых актов — правил землепользования и застройки, при отсутствии которых в 2010 г. деятельность в строительной отрасли может замереть. Поэтому необходимо отметить, что там, где нормативы градостроительного проектирования утверждены, будет легче разрабатывать правила землепользования и застройки, так как по всем функциональным зонам приведены нормы застройки и ограничения, которые должны быть прописаны в правилах землепользования и застройки.

ГУП «ОПИАПБ» активно участвует в подготовке правил землепользования и застройки.

Нельзя не отметить тот факт, что все заказчики — министерства или департаменты, курирующие в регионах градостроительную отрасль, оказывают неоценимую помощь в разработке региональных нормативов градостроительного проектирования. Успешность нормативов градостроительного проектирования, разработанных ГУП «ОПИАПБ», доказывают не только благодарственные письма заказчиков, но и факты плагиата документа некоторыми организациями. В настоящее время ГУП «ОПИАПБ» завершает мероприятия по оформлению авторских прав на свои разработки и в ближайшее время сможет предъявить иски недобросовестным организациям.

Нормативы градостроительного проектирования

Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает ряд нормативов проектирования, которые, в свою очередь, разделяются на две большие категории. В первую входит разработка региональных нормативов, вторую – местных. Последняя категория включает в себя требования, которые касаются градостроительного проектирования муниципальных районов, поселений и городских округов. Согласно статье 29.1 указанного выше кодекса, за местные нормативы градостроительного проектирования отвечают органы исполнительной власти. Они обязаны систематизировать уже имеющиеся правила в зависимости от типа объектов местного/регионального значения в установленном законодательством порядке.

Актуальность нормативов градостроительного проектирования обуславливается тем, что специалисты применяют принципиально новый подход к развитию как отдельных поселений, так и крупных городов. Как сообщает градостроительный кодекс, в каждом населенном пункте должны присутствовать местные профильные нормативы. Стоит отметить, что далеко не каждый специалист понимает, в чем заключается основное отличие от текущих норм СНиП. Несколько десятков лет назад СНиПом пользовались для определения норм проектирования, территориального размещения и строительства сооружений различного назначения. Причем они отдельно разрабатывались для школьных заведений, детских садов, котельных, больниц, дорог и так далее. Несмотря на то, что такой подход обеспечивал максимально подробное раскрытие требований к конкретному объекту, такая база нередко оказывалась противоречивой. Они, в свою очередь, не позволяли спроектировать городскую среду с достаточным уровнем комфорта, в которой принимался бы во внимание ряд социальных, региональных и экономических особенностей населенных пунктов в целом.

Как только была введена разработка местных нормативов градостроительного проектирования, пришедшая на смену правилам СНиП, процедура дала возможность стать комплексным документом, который отображает природную, градостроительную и социально-экономическую специфику областей и городов. Кроме того, такое решение обеспечивает четкое определение строительных правил, которые предъявляются к объектам разных категорий и функционального назначения. Выдвигается и ряд нормативных требований касательно реорганизации и реконструкции территорий в целом.

Парламентарии уже зафиксировали новый подход к ведению нормирования в Градостроительном кодексе. Но основная проблема заключается в том, что Градостроительный кодекс ставит перед собой цель разрабатывать местные нормы, не давая при этом никаких практических рекомендаций касательно того, как это следует делать. На сегодняшний день практически отсутствуют подзаконные инструкции и методики, касающиеся Градостроительного кодекса. Проблема заключается и в том, что заказчики, вместе с проектировщиками, сейчас не могут поделиться собственным опытом ввиду полного его отсутствия.

Единственным способом наработки качественной нормативной базы является налаживание обмена опытом между разработчиками документации и заказчиками, выступающими как администрации субъектов/городов Федерации. Исходя из этого, создается максимально комфортная и эффективная схема, позволяющая избавиться от допущенных неточностей и нарушений законодательства.

Какая ответственность предусматривается за нарушение нормативов?

В данном случае необходимо отметить, что степень ответственности определяется местной администрацией, поэтому рассматривать ее в общей сложности нельзя. Предлагаем рассмотреть пример Томской области.

Согласно местному кодексу об административных правонарушениях, ответственность определяется статьей 7.1 и 72. Если физическое лицо допустит ошибки, не соответствующие требованиям местных и региональных нормативов в рекреационной зоне и территориях с повышенным уровнем охраны, придется заплатить штраф в размере 1000-1500 рублей. Должностные лица обязаны заплатить в таком случае от 1000 до 2500 рублей. В случае с юридическими лицами, суммы увеличиваются в десять раз – до 10000-25000 рублей соответственно.

Если в процессе ведения деятельности, связанной с обустройством нового поселения, были допущены нарушения Градостроительного кодекса, касающиеся прочих территорий, гражданам придется заплатить от 800 до 1000 рублей, должностным лицам – от 1000 до 1500 рублей. Должностные лица в таком случае будут обязаны заплатить от 1500 до 2000 рублей, в зависимости от степени тяжести.

При наличии нарушений, касающихся нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру подготовки и дальнейшего утверждения схемы планирования территории, составление документов разработки муниципальных образований, местных или региональных нормативов градпроектирования, должностным лицам придется заплатить от 1 до 2 тысяч рублей. Такая же ответственность накладывается в случае, если документация, отвечающая за планирование территории, была составлена с незначительными и грубыми нарушениями.

Нормативы градостроительного проектирования: результаты работы

Как только разработка местных нормативов градостроительного проектирования будет завершена, в конечном итоге муниципалитет утверждает готовый документ, обеспечивающий:

  • комплексное создание градостроительной документации, которая позволяет спроектировать программы социально-экономического развития. Они выражаются в качественном или непространственном количественном показателе;
  • оптимизацию процедуры подготовки и дальнейшего проведения оценки качества полученных градостроительных документов. Результат достигается благодаря установлению минимального количества требуемых показателей, расчет которых требуется в процессе создания документации градостроительного проектирования. Также добиться заданной цели можно благодаря распределению нормируемых показателей/требований на несколько групп в зависимости от типа регулирования и документации градостроительного типа;
  • дифференциацию требований к интенсивности и особенностям градостроительного развития конкретных территорий за счет определения их границ и значений ряда нормируемых показателей;
  • установление ряда требований к полноте и качеству исходных данных, которые используются в процессе разработки градостроительных документов. Достичь результата в данной ситуации можно методом формирования специального раздела, в котором указывается состав нормативов проектирования;
  • ведение регулярной проверки соответствия проектных решений действующим градостроительным документам методом сравнения нормативных показателей с уже имеющимися в любой промежуток времени;
  • установление требований к ряду материалов, которые отправляются на проверку вместе с документами территориального планирования и бумагами по планированию территории.

Ввиду ряда нестыковок, с которыми приходилось сталкиваться при использовании СНиП, на смену им пришли местные нормативы градостроительного проектирования. Они разрабатываются в индивидуальном порядке местными властями в соответствии с территориальными особенностями конкретно взятого региона. Практика показывает, что на сегодняшний день создание нормативов местного типа нуждается во взаимодействии с исполнителями, поскольку лица, ответственные за создание комплекса требований, не могут похвастаться достаточным запасом знаний и практического опыта. За нарушение уже имеющихся норм законодательство предусматривает штрафные санкции, размер которых зависит от особенностей ситуации и исполнительного лица.

Author: admin