Требования к кандидату в опекуны

Требования к кандидату в опекуны

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только:
• совершеннолетие лица (достигшие 18-летнего возраста);
• дееспособные лица (отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным в порядке, установленном статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации или об ограничении дееспособности гражданина в порядке, установленном статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Не могут быть назначены опекунами (попечителями):
• лица, лишенные (ограниченные) родительских прав (наличие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении (ограничении) его родительских прав (независимо от времени его вынесения);
• лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
• лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
• бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
• лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
• лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
• лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.05.96 г. № 542, при этом Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, утвержден приказом Минздрава России от 10 сентября 1996 г. № 332);
• лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
• лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине.

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются:
• нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя) (если поведение лица, желающего стать опекуном (попечителем) ребенка нельзя назвать нравственным, то роль воспитателя подопечного ему доверить нельзя);
• способность опекуна (попечителя) к выполнению своих обязанностей (под способностью к выполнению обязанностей опекуна (попечителя) следует понимать не педагогическую грамотность как таковую, а умение влиять положительным образом на развитие личности ребенка);
• отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя) (непременным условием успешного семейного воспитания служат добрые, доверительные, свободные от вражды и неприязни отношения воспитателя и воспитанника, а также всей семьи, в которой проживает ребенок);
• желание самого ребенка (в соответствии со статьей 57 Семейного кодекса Российской Федерации мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, по любому касающегося его вопросу должно быть обязательно учтено, в том числе оно должно быть учтено и органом опеки и попечительства).
Бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

Возможна ли взять под опеку не совершенно летнего ребенка,если у человека есть прописка но живет он на съемной квартире?

Здравствуйте!Скажите пожалуйста,если у человека нет пропискиХ ,а живет он на съемной квартире может ли он взять под опеку несовершенно летнего ребенка?А если прописка будет,но так же будет проживать на съемной квартире,возможно ли что ему откажут в опеке?

Ответы юристов (3)

Здравствуйте. Сама по себе регистрация не влияет. Есть она или нет не столь важно. А вот наличие жилья вполне может повлиять на решение о согласии опеки на опеку Вами Тут много факторов, жилищный вопрос важны но не всегда главный.

Статья 35. Опекуны и попечители
1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.
2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Есть вопрос к юристу?

Так же по Семейному Кодексу РФ есть определённые требования к опекуну.

Статья 146. Опекуны (попечители) детей
1. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями):
лица, лишенные родительских прав;
лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 237-ФЗ)
лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 351-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 20.04.2015 N 101-ФЗ)
лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 386-ФЗ)
2. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.
3. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью (пункт 1 статьи 127 настоящего Кодекса). Медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Добрый день! То, что нет жилья в собственности — не страшно. А вот отсутствие прописки (регистрации по месту пребывания или проживания) — это уже серьезное препятствие.

Жилье в собственности не является обязательным требованием ни к кандидатам в усыновители, ни к кандидатам в опекуны.
Если у Вас есть жилье в собственности, в котором Вы проживаете, то Вам надо предоставить в органы опеки и попечительства при подаче документов для получения заключения о возможности быть усыновителем/опекуном копию свидетельства о праве собственности и копию финансового лицевого счета по данному жилью. Однако некоторые юристы считают, что можно предоставить и только документ о праве собственности, так как в законе приведена такая формулировка: «копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение».
Если жилье, в котором Вы проживаете, не является Вашей собственностью, то Вам надо быть зарегистрированными по месту проживания, а в органы опеки и попечительства подать два документа: выписку из домовой (поквартирной) книги и копию финансового лицевого счета по данному жилью.
Если Вы проживаете в съемном (арендованном) жилье, то Вам надо предоставить долгосрочный договор аренды (его форма и максимальный срок действия не установлены), выписку из домовой (поквартирной) книги и копию финансового лицевого счета по данному жилью. Вопрос необходимости регистрации по адресу проживания в такой ситуации обсуждается здесь.
Требование определенных норм по квадратным метрам, согласия на приемного ребенка всех собственников жилья, всех зарегистрированных в данном жилье не являются правомерными (правомерно только требование согласия всех совместно проживающих при оформлении заключения о возможности быть опекуном). Вы можете, но не обязаны их выполнять.

Смотрите так же:  Как оплатить транспортный налог в 2019 году

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Справка о доходах от опекуна

От кандидата в опекуны над совершеннолетним недееспособным требуют справку о доходах. Как размер моих доходов влияет на то, могу ли я быть опекуном или нет?

Ответы юристов (6)

Размер доходов не установлен, но справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, — иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения) нужно предоставить.

Есть вопрос к юристу?

Добрый день! Во-первых, юридически данное требование закреплено в п. 4 Постанолвения Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423, во-вторых, фактически, если Вы станете опекуном нелдееспособного лица, именно Вы должны будете покупать ему еду, одежду, оплачивать лечение (елси таковое потребуется) и нести иные траты. Соответственно, органы опеки должны удостовериться в том, что кандидат в опекуны сможет обеспечить опекаемому достойный уровень жизни

Уточнение клиента

Если у меня доход ниже прожиточного минимума, то я не смогу стать опекуном?

28 Января 2015, 17:40

Если у меня доход ниже прожиточного минимума, то я не смогу стать опекуном?

Это будут решать органы опеки, как минимум в зависимости от того, в каких отношениях Вы находились с опекаемым. Однако, вопрос о том, на что Вы собираетесь содержать опекаемого, Вам в органах опеки скорей всего зададут

Уточнение клиента

у опекаемого есть пенсия по инвалидности. Опекун же должен опекать а не содержать или не так?

28 Января 2015, 17:50

Оже должен опекать а не содержать или не так?

Не так. В силу ч. 3 ст. 36 ГК РФ Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Таким образом, именно на опекуне лежит обязанность по содержанию опекаемого.

Уточнение клиента

Дак в этом Постановлении Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 же пишется про несовершеннолетних, а меня интересует вопрос про совершеннолетнего, могу ли я стать его опекуном независимо от моих доходов, т.к. у него есть своя пенсия?

28 Января 2015, 18:24

Ни Семейный Кодекс РФ, ни ФЗ «Об опеке и попечительстве», Ни Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» размер дохода не устанавливают.

Уточнение клиента

А для чего тогда нужна справка о доходах, если они не имеют значения?

28 Января 2015, 18:29

Для характеристики личности. Вы покажете, что хотя бы себя вы можете обеспечить самостоятельно, а в случае необходимости- окажете помощь опекаемому. Но конкретно из-за размере дохода отказать не могут.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Социальный проект

Школа приемных родителей

Памятка кандидату в усыновители (опекуны, приемные родители)

— Где воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей?

Из родильных отделений и детских больниц малыши попадают в дома ребенка. В домах ребенка они находятся до исполнения четырех, а иногда и пяти лет (в основном по медицинским показаниям). По исполнении четырех лет ребенка обычно переводят в дошкольный детский дом. Из дошкольных детских домов дети, достигшие школьного возраста, переводятся в детский дом или школу-интернат, где они живут до совершеннолетия. Подавляющее большинство сиротских учреждений для детей старше трех лет находится в ведении Минобразования РФ, однако специальные и коррекционные учреждения могут относиться к Минсоцзащиты РФ, Минздраву РФ или негосударственным организациям.

Иногда дети долгое время остаются в лечебных учреждениях, куда были направлены для первичного осмотра сразу после изъятия из биосемьи или где были оставлены биоматерью. Такое положение дел говорит о плохой работе ООП по месту нахождения больницы, а не реальных проблемах со статусом детей на семейное устройство. Наличие заинтересованного кандидата помогает с успехом добиваться передачи «больничных» сирот в семью, включая усыновление, поэтому непременно проконсультируйтесь с независимым юристом, прежде чем делать какие-то выводы о статусе проживающих в больнице сирот.

— Могу ли я прийти с заключением о возможности быть усыновителем (опекуном, приемным родителем) прямо в больницу, дом ребенка или детский дом?

Для личного знакомства с ребенком вы должны получить направление на его посещение, которое выдает либо орган опеки и попечительства (ООП) по месту нахождения детского учреждения, либо оператор регионального банка данных (о последнем будет подробнее рассказано ниже). Обращение в детское учреждение без этих документов обычно встречает обоснованные возражения администрации, особенно если речь идет о детской больнице или доме ребёнка, которые относятся к медицинским учреждениям и более закрыты от внешнего мира, чем детские дома и школы-интернаты.

Более того, даже если администрация учреждения и готова показать вам ребенка неофициально, я не советую злоупотреблять этой возможностью и откладывать посещение ООП или оператора банка данных. Во-первых, только ООП или оператор банка данных могут дать вам исчерпывающую и точную информацию о статусе ребенка на семейное устройство (как показывает опыт, у администрации учреждений обычно очень смутное, скорее бытовое, представление об этом аспекте), во-вторых, лишь получение официального направления на посещение закрепляет ваш приоритет на этого ребенка и исключает появление других кандидатов на знакомство, и, в-третьих, именно ООП (а не администрация учреждения, которая часто пытается произвести такое впечатление на кандидатов) уполномочены принимать решение о назначении вас опекуном ребенка или участвовать в суде по усыновлению ребенка. Поэтому нужно и важно сначала получить официальное направление на посещение от ООП или оператора банка данных (который в обязательно порядке поставит ООП в известность о выданном направлении), а уж затем «штурмовать» воспитательное учреждение.

Некоторые детские учреждения с разрешения органов опеки создают собственные сайты, где помещают сведения о детях. Однако, если вас заинтересовал ребенок с одного из этих ресурсов, вам все равно следует сначала обратиться за направлением на посещение к специалисту ООП по месту нахождения детского учреждения, контакты которого всегда есть на подобных сайтах.

— Как устроена российская система распространения информации, подбора и поиска детей для кандидатов в усыновители?

Если кратко, то система работает так: в течение первого месяца с момента выявления на территории своего района или города ребенка, оставшегося без попечения родителей, ООП обязан поставить ребенка на учет как лишенного родительского попечения, завести личное дело и предпринимать усилия по устройству его в семью. В деле ребенка подробно указываются все данные ребенка, его биородителей и других известных родственников, прикладывается фотография, результаты медосмотра. Если в течение месяца ребенок не устроен в семью, то ООП обязан передать составленную на основе личного дела ребенка анкету в региональный банк данных, который чаще всего находится в ведении окружного комитета (департамента) образования, или же подчиняется органам социальной защиты при администрации региона. За передачу кандидатам информации, находящейся в региональном банке данных, отвечает региональный оператор, при этом личное дело ребенка продолжает храниться в ООП по месту нахождения ребенка. Если в течение месяца подобрать семью ребёнку не удалось, то его анкета передаётся (а по сути — дублируется) на самый высокий уровень — Федеральному оператору банка данных при Минобразования РФ, база данных которого находится на www.usinovite.ru. Таким образом, во многом от профессионализма ООП зависит оперативность появления информации о ребенке в банке данных. Также, картотеки ООП по определению более подробны и информативны, чем данные банков всех уровней.

Есть несколько документов, регулирующих работу этой системы, из которых Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 217 , непосредственно касаются взаимоотношений кандидатов и оператора банка данных.

Смотрите так же:  Договор на поставку огурцов

Обратите внимание: согласно п. 10 Правил передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства № 275 Федерального закона РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» даже если сведения о ребенке были переданы в банк данных, ООП по месту нахождения ребенка обязан продолжать предпринимать все усилия для подыскания ребенку семьи и предоставлять кандидатам сведения о нем и направления на посещения.

— Я могу сразу же обратиться в ООП или банк данных другого региона или надо сначала просмотреть все дела детей из моей районной опеки?

Если на территории вашего района есть дома ребенка, детские дома и школы-интернаты, то сведения о всех детях-сиротах, находящихся там, в обязательном порядке передаются в ООП по месту вашего жительства, и вы можете начать поиск именно там. Но если на территории вашего района нет соответствующих детских учреждений или вы по каким-то причинам не хотели бы подбирать ребенка из своего района, это совсем не значит, что у вас нет альтернативы. Согласно п. 10 Правил передачи детей на усыновление и п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» при наличии заключения о возможности быть усыновителем вы имеете право обратиться к любому ООП и/или региональному оператору банка данных на территории РФ напрямую, минуя ООП по вашему месту жительства.

— Мы обратились к специалисту ООП по месту нахождения ребенка, а она отказалась нас принять, объяснив, что все направления теперь дают только через региональный банк данных.

Как говорилось выше, независимо от факта передачи сведений о детях в региональный банк данных, орган опеки обязан предоставлять кандидатам информацию о детях на территории соответствующего района и выдавать направление для посещения. Эта обязанность закреплена в п. 10 Правил передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства № 275 , а также в п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» , который гласит:

Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Действительно, банк данных создавался не с целью освободить районные ООП от выполнениях их обязанностей, а чтобы расширить круг поиска кандидатов. Первичной инстанцией, где хранится дело ребенка, остается ООП по месту нахождения ребенка, которые обязаны продолжать поиски семьи для ребенка и оказывать услуги по подбору ребенка всем обратившимся кандидатам. О выдаче направления на ребенка или передаче его в семью орган опеки извещает оператора банка данных стандартным извещением, и наоборот.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Если обратиться к оператору банка данных (чтобы просто не спорить с ООП) неудобно или невозможно, то необходимо сделать несколько копий заключения и документов, на основании которых оно было выдано (это можно сделать в любом почтовом отделении РФ, а оригиналы всегда остаются с кандидатом!), и подать в ООП на личном приеме вместе с заявлением с просьбой «в соответствии с п. 10 Правил передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства РФ № 275 в кратчайшие сроки предоставить мне информацию о состоянии здоровья и статусе на различные формы семейного устройства воспитанника ___(номер детского учреждения)___ и выдать направление на его посещение». Формулировка может быть любая, главное дать ссылку на пункт Правил и по смыслу потребовать именно подобной информации и выдачи направления. Для верности второй такой же пакет документов после визита в ООП необходимо переслать по почте заказным письмом, а почтовую квитанцию сохранить.

Внимание! Устные беседы, устные отказы и любые другие устные сообщения не имеют никакого правового значения и не могут быть основанием для обжалования действий ООП в прокуратуру или суд. Поэтому всегда старайтесь оставить грамотный письменный «след», который, в свою очередь, заставит ООП рассмотреть ваш запрос в официальном порядке. Как только ваше дело переходит в это официальное русло, процент отказов (но уже письменных, а не устных) начинает стремительно стремиться к нулю — проверено практикой! Не бойтесь испортить отношения: вам не нужна «дружба» с ООП, которая не дает результатов, а вот вежливое, но твердое настаивание на своем привносит в ваше общение с чиновником не вражду, а внимание к вашим запросам — и это тоже проверено практикой! Смелее напоминайте сотрудникам ООП о нормах закона, просите их прокомментировать, цитируйте: вы удивитесь, как часто именно кандидат становится источником знаний для лиц, которые по логике должны были владеть ими в силу должностных обязанностей.

Как быстро оператор банка данных предоставляет сведения о детях?

После получения заявления кандидата о подборе ребенка оператор банка данных в течение 10 дней обязан предоставить анкеты детей, соответствующих пожеланиям кандидата. Если желаемого ребёнка найти не удается, кандидат оставляет заявление о поиске, а оператор обязан каждый месяц информировать кандидата о наличии (отсутствии) в банке данных информации о требуемом ребенке, а также знакомить кандидата с вновь поступившими анкетами детей.

— Что делать, если оператор банка данных фактически отказывается работать с кандидатом?

Прежде всего, ваше общение с оператором банка данных должно строиться исключительно в рамках и по правилам, предписанным Правилами ведения государственного банка данных, а именно пп. 14-17 Правил. Для начала поиска ребенка вам необходимо подать только три документа: заявление и анкету (которые вы заполняете на приеме у оператора, формы их приводятся в Приказе Минобразования № 2750 ) и заключение о возможности быть усыновителем (желательно, копию), и с этого момента у оператора есть только 10 дней, чтобы ответить вам по существу: выдать направление на посещение ребенка или мотивированный письменный отказ, причины которого, кстати, ограничены Правилами. Если оператор начинает придираться к вашим документам, требовать какие-то дополнительные документы или устно сообщает, что «детей у нас нет», вспомните, пожалуйста, что:

Внимание! Устные беседы, устные отказы и любые другие устные сообщения не имеют никакого правового значения и не могут быть основанием для обжалования действий оператора банка данных в прокуратуру или суд.

И поэтому обязательно оставляйте пакет документов, предусмотренный именно Правилами (а не больше), и требуйте письменного ответа в установленные законом сроки! Смелее напоминайте оператору о нормах закона, просите их прокомментировать, цитируйте: вы удивитесь, как часто именно кандидат оказывается источником знаний для лиц, которые по логике должны были владеть ими в силу должностных обязанностей.

— Я получила направление и пришла в дом ребенка, но главврач (юрист, психолог и пр.) фактически саботирует мои встречи с ребенком, мотивируя то неудобным расписанием, то карантином, то еще какими-то явно надуманными причинами…

Увы, такие случаи имеют место и являются грубым несоблюдением установленных пп. 11 и 12 Правил передачи детей на усыновление и Приказом Минздрава РФ № 369 обязанностей руководителя учреждения (или лица, исполняющего его обязанности) по отношению к кандидату в усыновители, а именно:

· предоставить кандидатам полную информацию о ребенке, показать личное дело, рассказать о состоянии здоровья и особенностях развития на настоящий момент,

· разъяснять кандидатам их право на независимую экспертизу в медицинских учреждениях по вопросам, связанным с освидетельствованием состояния здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в семью (независимое медицинское освидетельствование осуществлять при участии медицинского работника учреждения), и

· обеспечить кандидатам возможность посещать ребенка в часы, установленные распорядком дня данного учреждения.

Обратите внимание, что согласно п. 11 Правил передачи детей на усыновление кандидаты не только имеют право, но и обязаны наладить личный контакт с ребенком и знакомиться с его медицинской картой. При возникновении таких препятствий необходимо направить письменную жалобу (со ссылкой на нормы закона и описанием фактов) в ООП по месту нахождения учреждения с копией в адрес районного прокурора и руководителя самого учреждения.

— Что такое «статус ребенка на семейное устройство»? Где его можно уточнить?

Статус на семейное устройство — это способность данного ребенка быть переданным на усыновление, или под опеку, или в приемную семью. Способность эта обусловлена исключительно ситуацией с биородителями ребенка, а не национальностью, возрастом, состоянием здоровья или другими особенностями самого ребенка. Легче всего показать разницу в статусе на различные формы семейного устройства в виде таблицы, и как вы увидите, требования к передаче в приемную семью и опеку самые низкие, так что практически любой ребенок, оказавшийся в системе органов государственного воспитания, может быть передан на воспитание в приемную семью или под опеку:

Смотрите так же:  Доверенность от физического лица на получение документов образец

Кто может быть усыновлен

Ст. 124 Семейного кодекса РФ п. 2 Правил передачи детей на усыновление, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 275

Усыновлению (удочерению) подлежит несовершеннолетний ребенок (дети), родители которого:

· умерли;
· неизвестны (усыновление найденного или подкинутого ребенка возможно при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел, а усыновление ребенка, оставленного в родильном доме возможно при наличии соответствующего акта, составленного администрацией этого учреждения ;
· признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
· признаны судом недееспособными;
· лишены судом родительских прав (усыновление возможно через 6 месяцев после вступления в силу решения о лишении прав);
· дали в установленном порядке согласие на усыновление;
· по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. Наблюдается тенденция получать либо согласие биородителей на усыновление, либо лишать биородителей прав, что откладывает усыновление как минимум на полгода. Однако закон предоставляет значительно больше оснований для усыновления ребенка, чем эти два. Каждое из перечисленных выше оснований является самостоятельным и констатируется непосредственно в суде по усыновлению, кроме лишения родительских прав, которое должно быть утверждено судом по месту нахождения биородителей не менее чем за 6 месяцев до усыновления.

Кто может быть передан под опеку

ст. 121 и ст.145 Семейного кодекса РФ

Под опеку (попечительство) можно принять любого ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, а именно в случае:

смерти родителей,
· лишения их родительских прав,
· ограничения их в родительских правах, · признания родителей недееспособными,
· болезни родителей,
· длительного отсутствия родителей,
· уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений,
· в других случаях отсутствия родительского попечения. Обратите внимание, что перечень фактически открытый и сформулирован очень общо. Это не случайно — опека не прерывает отношений ребенка с биосемьей, поэтому фактически каждый лишенный родительского попечения сирота может быть передан на воспитание в семью опекуна.

Кто может быть передан на воспитание в приемную (замещающую) семью

На воспитание в приемную семью передаются:

· дети-сироты;
· дети, родители которых неизвестны;
· дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
· дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. При этой форме семейного устройства требования к статусу ребенка минимальны, поскольку приемная семья фактически выполняет роль воспитателей государственного учреждения, в котором находится ребенок.

Обратите внимание, что вопросами статуса ребенка заведует ООП или оператор банка данных, обсуждать их с администрацией учреждения просто бессмысленно с правовой точки зрения, поскольку первичное дело ребенка и его анкета хранятся именно и только в ООП и у оператора банка данных. Более того, даже если ООП или оператор банка данных сообщают вам о «проблемах со статусом», вы, как кандидат, имеете право изучить документы самостоятельно и в дальнейшем самостоятельно же оценить значительность этих проблем (не без помощи независимого юриста, если необходимо).

Удачи!

© «Радио России», 2006-2019. Социальный проект «Детский вопрос» существует с 2004 года. Использование материалов сайта без разрешения редакции запрещено.

Создание и поддержка: Дирекция интернет-сайтов ВГТРК. Техническое сопровождение: Дирекция информационных технологий ВГТРК.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Требования, предъявляемые к опекунам (попечителям)

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только:

совершеннолетие лица (достигшие 18-летнего возраста);

дееспособные лица (отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным в порядке, установленном статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации или об ограничении дееспособности гражданина в порядке, установленном статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Не могут быть назначены опекунами (попечителями):

лица, лишенные (ограниченные) родительских прав (наличие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении (ограничении) его родительских прав (независимо от времени его вынесения);

лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией,

лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);

бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лица, не прошедшие подготовки приемных родителей (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящих в браке;

лиц, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью (медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи). Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 117:

1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.

2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.

4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.

5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.

6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются:

нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя) (если поведение лица, желающего стать опекуном (попечителем) ребенка нельзя назвать нравственным, то роль воспитателя подопечного ему доверить нельзя);

способность опекуна (попечителя) к выполнению своих обязанностей (под способностью к выполнению обязанностей опекуна (попечителя) следует понимать не педагогическую грамотность как таковую, а умение влиять положительным образом на развитие личности ребенка);

отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя) (непременным условием успешного семейного воспитания служат добрые, доверительные, свободные от вражды и неприязни отношения воспитателя и воспитанника, а также всей семьи, в которой проживает ребенок);

желание самого ребенка (в соответствии со статьей 57 Семейного кодекса Российской Федерации мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, по любому касающегося его вопросу должно быть обязательно учтено, в том числе оно должно быть учтено и органом опеки и попечительства).

Бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

Новости Минпросвещения

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

Проблема семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетов государственной семейной политики.

22 Октября 2018

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы сообщает, что 27 октября 2018 года с 11до 14 часов пройдет общегородское мероприятие «День Аиста».

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

Author: admin