Требования к качеству окружающей среды

Экологическое право

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.

Есть основание считать нормирование допустимого загрязнения природной среды традиционным направлением деятельности во охране окружающей среды в России.

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Они прежде всего устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду. К примеру, предельно допустимая концентрация двуокиси азота (NO2) (максимальная разовая и среднесуточная) в атмосферном воздухе не должна превышать 0,085 мг/куб.м; свинца и его соединений – 0,0007 мг/куб.м; сернистого ангидрида – 0,5 (максимальная разовая) и 0,05 (среднесуточная) мг/куб.м; соляной кислоты – 0,2 мг/куб.м.

Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения ее благоприятного состояния. На практике это важно иметь в виду в случае необходимости, к примеру, защиты права граждан на благоприятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, соответствующее нормативам качества, т.е. благоприятное, свидетельствует либо об отсутствии антропогенной нагрузки на природу, либо о высокой эффективности действия механизма по охране окружающей среды. И наоборот.*

· Иной подход предлагает экономист Международного банка реконструкции и развития Герман Дейли. По его мнению, предельная интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должна превышать темпов, с которыми эти вещества перерабатываются, поглощаются или теряют вредные для окружающей среды свойства (например, канализационные стоки можно спускать в реки или озера со скоростью, при которой природные экосистемы имеют возможность их переработать). Не r та n Daly. Toward Some Operational Principles of Sustainable Development // Ecological Economics. 1990. 2. P. 1-6.

Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Соблюдение этих нормативов и других экологических требований, когда разрабатываются природоохранные меры при проектировании предприятий и иных объектов, может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих проектных решений.

Рассматриваемые нормативы качества образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками – предприятиями, транспортными средствами и т.п.

При установлении этих нормативов и с экономической, и с экологической точек зрения важно исходить из их научной обоснованности. Соблюдение завышенных даже на мизерные доли нормативов оборачивается для государства огромными финансовыми и материальными затратами. В то же время занижение их сопряжено с риском причинения ущерба здоровью людей и окружающей среде.

Поэтому в законодательстве определены юридические критерии, с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов. Они выражены, к примеру, в ст. 26 Закона «Об охране окружающей природной среды», согласно которой нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Это означает, что нормативы ПДК соответствующих вредных веществ должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру. Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило.

В природоресурсном законодательстве критерии нормирования устанавливаются применительно к отдельным охраняемым природным ресурсам. Так, критерии нормирования допустимого загрязнения водоемов даны в приложениях к Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами от 16 мая 1974 г .* В самих Правилах критерий загрязненности рассматривается как ухудшение качества вод вследствие изменения их органолептических свойств и появления вредных веществ для человека, животных, птиц, рыб, кормовых и промысловых организмов – в зависимости от вида водопользования, а также повышение температуры воды, изменяющей условия для нормальной жизнедеятельности водных организмов. Правила определяют общие требования к составу и свойствам воды объектов, используемых для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования и рыбохозяйственных целей. С учетом этих требований осуществляется нормирование и оценка таких показателей, как взвешенные вещества, плавающие примеси, запахи, привкусы, окраска, температура, реакция на рН (кислотность), минеральный состав, наличие растворенного кислорода, биохимическая потребность в кислороде, возбудители заболеваний, ядовитые вещества.

* Сборник нормативных актов по охране природы. М., 1978.

В законодательстве сформулированы общие принципы нормирования допустимого отрицательного воздействия на окружающую среду. В соответствии с Законом «Об охране атмосферного воздуха» они заключаются в том, что вредные воздействия на воздух, для которых не существует соответствующих нормативов, могут допускаться в исключительных случаях по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными на то государственными органами на определенный срок, в течение которого должен быть установлен соответствующий норматив.

В научной и учебной литературе по охране окружающей среды можно встретить суждение о том, что нормативы ПДК вредных веществ являются санитарно-гигиеническими. Действительно, ранее, когда охрана природы от загрязнения рассматривалась как санитарная проблема и нормативы ПДК разрабатывались лишь с учетом интересов охраны здоровья человека от вредного воздействия загрязненного атмосферного воздуха или воды, такие нормативы были санитарно-гигиеническими. С тех же пор, когда при разработке нормативов ПДК стала предусматриваться и необходимость охраны других живых объектов природы, они стали экологическими. Так, применительно к охране атмосферного воздуха они стали таковыми с принятием в 1980 г . Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха».

В соответствии с природоохранным законодательством нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий) установление более строгих нормативов ПДК (ч. 2 ст. 26 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»). Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает также в связи с наличием на территории России различных природных и климатических зон и соответственно с различной реакцией растительных и животных организмов на однотипные воздействия.

Реализации этой меры настоятельно требует практика. Установление более жестких нормативов качества окружающей среды для особо охраняемых природных территорий служит одной из мер сохранения природных комплексов этих территорий и объектов. Поэтому в законодательстве об особо охраняемых природных территориях целесообразно закрепить соответствующие требования. Между тем Федеральными законами от 23 февраля 1995 г . «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и от 14 марта 1995 г . «Об особо охраняемых природных территориях» они не предусмотрены.

К настоящему времени установлен значительный массив нормативов ПДК вредных веществ в окружающей среде и ориентировочно-безопасных уровней воздействия (ОБУВ): для атмосферного воздуха – ПДК более 500 вредных веществ и ОБУВ более 1100 веществ; для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения – ПДК более 1600 вредных веществ и ОБУВ более 200 веществ; для почв – более 100 ПДК вредных веществ и около 70 ориентировочно допустимых концентраций. Законами не предусмотрено установление ОБУВ, хотя их полезность для практики несомненна: как и нормативы, они используются при проектировании и экологической экспертизе проектов строительства новых и реконструкции действующих предприятий, а также для экологического мониторинга.

Качество окружающей среды

Для оценки окружающей среды используются различные виды мониторинга. Это позволяет определить качество не только отдельных экосистем, но и биосферы в целом, а именно природной среды. Для этого исследуется состояние различных оболочек земли по показателям изменения обменных процессов между людьми и природой, воспроизводство жизни на планете и самоочищение среды от всевозможных загрязнений. Все это осуществляется в рамках природных циклов.

Нормативные качества природной среды

Для того чтобы исследовать состояние окружающей среды, нужно разработать определенные юридические и технические нормы качества, научные нормативы, согласно которых установлены определенные допустимые показатели, согласно которым люди воздействуют на экологию и среду обитания в целом. Для этих нормативов в РФ предъявляются следующие требования:

  • сбережение генетического фонда;
  • безопасность окружающей среды для людей;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • антропогенная деятельность в рамках экологической безопасности.

Все эти требования позволяют населению проводить экономическую деятельность, минимизировав разрушение и загрязнение экологии. В результате нормативные качества – это своеобразный компромисс между людьми и природой. Они не обладают юридической силой в полной мере, но обязательны к применению и соблюдению. Выпускаются технико-экономические нормы качества природной среды в виде рекомендаций, которые особенно используются в различных учреждениях, министерствах, на промышленных объектах, в научных и лабораторных организациях. Для них нормативы качества среды являются обязательными к соблюдению.

Виды нормативных качеств природы

Все нормативы и качества среды обитания можно разделить на такие группы:

  • производственные и хозяйственные – регулируют деятельность различных предприятий, чтобы снизить их влияние на экологию;
  • комплексные – должны соблюдаться на всех уровнях деятельности населения;
  • санитарно-гигиенические – регулируют допустимое количество вредных веществ, попавших в биосферу, и уровень физического воздействия.

Таким образом, качество среды и состояние земной биосферы регулируется специальными нормативами. Несмотря на то, что они не имеют значительной юридической силы, тем не менее, обязаны соблюдаться различными предприятиями и организациями, чтобы не допустить чрезмерного антропогенного влияния на природу.

2.5.Стандарты качества окружающей среды (экологические нормативы)

Экологические стандарты – это нормативно-технические документы, устанавливающие обязательные для исполнения нормы, правила и требования к качеству товаров, работ и услуг. В России действуют стандарты международные, государственные (ГОСТы), отраслевые (ОСТы), а также стандарты предприятий. В системе стандартизации экологическим стандартам присвоен классификационный номер 17. Например, ГОСТ 17. 4.2.03-86. Охрана природы. Почвы. Паспорт почвы.

Стандарты качества окружающей среды (ОС) или экологические нормативы – это показатели, характеризующие критерии качества окружающей среды.Качество ОС– это возможная мера (интенсивность) использования ресурсов и условий среды для реализации нормальной, здоровой жизни и деятельности человека, не приводящая к деградации биосферы. Нормирование качества ОС проводят с целью установления предельно допустимых масштабов воздействия на ОС, гарантирующих экологическую безопасность человека и сохранение генофонда живых организмов, обеспечение рационального природопользования и воспроизводства природных ресурсов. Кроме того, стандарты качества ОС необходимы для осуществленияэкономического механизма природопользования, т.е. для установленияплатежей за использование природных ресурсов и загрязнение ОС.

Предельно допустимая концентрация(ПДК)это та концентрация загрязняющего вещества, которая еще не опасна для живых организмов. Нормативы ПДК загрязняющих веществ рассчитываются по их содержанию в атмосферном воздухе, почве, водах и устанавливаются длякаждого вредного вещества (или микроорганизма) в отдельности. Напомним, что концентрация – это отношение единицы массы вещества к единице объема, измеряются концентрации в г/л или в мг/мл.

Величины ПДК основных загрязняющих веществ рассчитаны и приведены в справочниках.В настоящее время выпущено много справочников, включающих значения ПДК более полутора тысяч загрязняющих веществ. Их устанавливают, исходя из влияния вредных веществна человека, и эти значения являются общепринятыми длявсей территории и акватории РФ (территория – поверхность участков суши, акватория- водная поверхность). В свое время Советский Союз был одним из первых государств, где были установлены довольно жесткие нормативы ПДК. Однако в настоящее время в большинстве экономически развитых стран от показателей ПДК отказались, поскольку в реальном производстве в составе сточных вод или газовых выбросов находится, как правило, несколько веществ. В результате в сбросах или выбросах концентрация каждого из них может не превышать ПДК, а суммарный эффект оказывается опасным для живых организмов и человека. Более передовой в настоящее время является технология с использованием биотестов– определенных микроорганизмов, – которые помещают в сточные воды или газообразные выбросы предприятия. В зависимости от выживания этих микроорганизмов сброс или выброс разрешают или запрещают.

Нормативы ПДВ(предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу) иПДС(предельно допустимых сбросов сточных вод в водный объект) – это предельно допустимые массы (или объемы) вредных веществ, которые можно выбросить (сбросить) в течение определенного промежутка времени (как правило, за 1 год). Величины ПДС и ПДВ рассчитываютдля каждого загрязняющего вещества и каждого природопользователя на основании значений ПДК. Общепринятая в РФ практика такова: в конце календарного года предприятие рассчитывает ПДВ и ПДС для всех загрязняющих веществ в своем производстве на следующий год. Полученные данные посылают в Министерство природных ресурсов, которое разрешает или не разрешает установленные предприятием величины ПДС и ПДВ. В случае отказа предприятие обязано пересчитать величины ПДС и ПДВ и снова обратиться в Министерство.

Нормативы предельно допустимых уровней(ПДУ)физических воздействий устанавливают безопасные пределы шума, вибраций, электромагнитных полей и радиоактивных излучений на ОС и здоровье человека. Как уже было сказано, шум является загрязняющим биосферу фактором, негативно воздействующим на живые организмы. В цивилизованных странах в целях защиты от шума автомагистрали защищают специальными противошумными щитами. Вблизи аэропортов запрещено строить новые жилые массивы. Соответственно, новые аэропорты должны строиться вдалеке от жилья. Согласно экологическим нормативам во избежание негативного воздействия вибраций в подвалах жилых домов запрещено размещать производственные мощности. Существуют также санитарные нормы размещения любых производственных объектов вдали от жилых помещений.

Жесткие нормы установлены также при прокладывании линий электромагнитных передач (ЛЭП) высокого напряжения в жилых массивах. Особое внимание уделяется защите от радиоактивных излучений и размещению радиоактивных отходов. Как правило, это отходы атомных электростанций и ядерных реакторов. Такие отходы должны закапываться в землю на довольно значительных глубинах. Любые источники высокоэнергетических излучений (радиоактивных – ядерные реакторы, рентгеновских установок) должны размещаться в специальных помещениях, чтобы исключить их негативное воздействие на человека. Заметим, что высокоэнергетические излучения при длительном воздействии вызывают онкологические заболевания.

Нормативы (лимиты) изъятия природных ресурсов устанавливают с учетом экологической обстановки в регионе, возможностей их регенерации (возобновления или восстановления).

Лимиты размещения отходовсвязаны с недопущением занятия огромных площадей на потенциально сельскохозяйственных землях под свалки и помойки.

Законодательство устанавливает также нормативы санитарных и защитных зонохраны источников питьевого водоснабжения, курортных и лечебно-оздоровительных местностей.

Технологические стандартыустанавливают определенные требования к технологиям как основных производственных процессов, так и к очистным сооружениям. Наилучшая из доступных технологий принимается в качестве эталона.

Смотрите так же:  Нотариус с 7-00

Стандарты качества продукцииустанавливают четкие согласованные требования к готовой продукции, например, стандарты содержания вредных веществ (нитратов) в продуктах питания, стандарты содержания примесей в питьевой воде и т.д.

Таким образом, в РФ введены экологические нормативы (стандарты качества ОС) для целей дальнейшего расчета платежей за использование природных ресурсов и загрязнение ОС.

1. Человек начал негативно влиять на природу с того момента, как выделился из животного мира, но у биосферы хватало ассимиляционного потенциала, чтобы противостоять этим воздействиям.

2. В ХХ веке в результате хозяйственной деятельности и благодаря интенсивному развитию экономики разразился глобальный экологический кризис, угрожающий существованию биосферы и человечества.

3. Антропогенные загрязнения биосферы различного происхождения и масштаба (механические, физические, химические, биологические и биотические) пагубно влияют на состояние биосферы и здоровье человека.

4. В целях введения количественных характеристик антропогенных воздействий на биосферу и для расчета платежей за использование природных ресурсов и загрязнение биосферы были установлены стандарты качества ОС (ПДК, ПДВ, ПДС, ПДУ, различные лимиты).

Вопросы для самопроверки

1. Что такое антропогенное воздействие на природу?

2. В чем главная особенность глобального экологического кризиса конца ХХ века по сравнению с кризисами прошлого?

Что такое загрязнения биосферы?

Какими веществами загрязняется атмосфера?

5. Что такое ассимиляционный потенциал?

6. Какими соединениями загрязняются гидросфера и литосфера?

7. К какому виду загрязнений относится мусор?

8. Почему шумы опасны для человека?

9. В чем причина радиоактивных загрязнений?

Как классифицируются загрязнения по масштабу воздействия на ОС?

Какие металлы являются наиболее токсичными?

Почему нефтяные разливы являются экологическими катастрофами?

13. Чем опасны пестициды?

Что такое болезнь Минамата?

15. Что такое экологические стандарты?

16. Каковы основные стандарты качества ОС?

17. Что такое ПДК?

18. Откуда берут численные значения величин ПДК?

19. Что такое ПДС, ПДВ и ПДУ, на какой период они устанавливаются?

31.Ответ. Качество окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, их классификация.

Под качеством окружающей природной среды понимается степень со­ответствия природных условий потребностям людей или других живых орга­низмов.

В более широком смысле качество природной среды не ограничивается только степенью соответствия природных условий потребностям популяций, поскольку изменение качества одного элемента природной среды неизбежно нарушает природное равновесие и влечет за собой изменения других элемен­тов биосферы. Так, изменение климатических характеристик атмосферы могут привести к ландшафтным изменениям (опустыниванию, затоплению и др.).

Оценка качества окружающей среды проводится дифференцированно по ряду направлений, по которым анализируется качество воздушного бас­сейна, водной среды, почвенного слоя, продуктов питания и т.д.

Нормативы качества окружающей среды, их классификацияВ Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» установлены требования к нормированию качества среды обитания и уровней воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей природной среды определяют научно обоснованную меру сочетания жестких экологических требований общества к качеству среды обитания и возможностей природопользователей соблюдать их в хозяйственной деятельности.

В основу нормативов качества природной среды положены три показателя:

медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его ге­нетической программе);

технологический (способность экономики обеспечить выполнение ус­тановленных пределов воздействия на человека и условия его жизне­деятельности);

научно-технический (способность технических средств обеспечить контроль за соблюдением пределов воздействия по всем параметрам). Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требо­вания к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной по­роговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физического, био­логического, радиационного и другого воздействия.

32.Ответ. Нормирование качества окружающей среды, основные принципы и практические подходы.

Нормирование качества окружающей природной среды — это установление нормативов предельно допустимых воздействий человека на природу и является центральной идеей Закона «Об охране окружающей природной среды» – раздел 4 (ст.25-34).

Под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных и других интересов человека, вносящая изменения в природную среду.

Разработка нормативов ведется в трех основных направлениях:

1. гигиеническое нормирование качества окружающей среды;

2. экологическое нормирование допустимых нагрузок на экосистему;

3. регламентация объемов загрязнения, поступающих в окружающую природную среду.

Общие требования к нормам качества: экологическая безопасность населения; сохранение генетического фонда; обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Задача экологического нормирования — обеспечение благополучия экологических систем в целом и здоровья человека, т.е. сохранение установившегося в природе равновесия в пределах возможной саморегуляции.

По объектам охранынормативы объединяются в три группы:

1. санитарно- гигиенические нормативы, направленные на охрану здоровья человека (ПДК для водных объектов санитарно- гигиенического и культурно- бытового назначения, ПДК воздуха рабочей зоны и населенных пунктов, нормативы санитарно- защитных зон, уровней радиационных воздействий и др.);

2. производственно- хозяйственные нормативы (ПДВ, ПДС, ОБУВ, различные строительные нормы и правила);

3. собственно экологические нормативы ПДН — предельно допустимые нагрузки на экосистемы, ПДК для водоемов, используемых в рыбохозяйственных целях, нормативы изъятия природных ресурсов (минеральных, животных и растительных), добычи полезных ископаемых.

По принципам вводимых ограничений подразделяются на группы:

1. нормативы качества или состояния природной среды или объекта;

2. нормативы воздействия на природную среду, природный объект или экосистему.

Гигиенические нормативы устанавливаются в интересах охраны здоровья человека и сохранения генетического фонда некоторых видов растительного и животного мира.

Установленные и утвержденные нормативы обязательны на всей территории РФ (и стран СНГ).

Нормативы качества окружающей среды — предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах и объектах.

Под ПДК понимают предельно допустимую концентрацию различных видов загрязнителей в воздухе, воде или почве, превышение которой оказывает вредное воздействие на человека, растения или животных.

ПДВ(предельно допустимые выбросы)- это масса выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения атмосферы.

ПДС(предельно допустимый сброс) — масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

ПДВ и ПДСявляются основой для планирования мероприятий и проведения экспертизы по предотвращению загрязнения атмосферы и гидросферы.

ЭДК — экологически допустимые концентрации вредных веществ в окружающей среде, не нарушающие гомеостатические механизмы саморегуляции экосистем. На основе ЭДК можно рассчитывать ЭДН.

ЭДН – мера, которая позволит обеспечить баланс экологических и социально-экономических интересов человека- инструмент устойчивого развития общества.

Норма загрязнения — предельная концентрация вещества, поступающего или содержащегося в среде, допускаемая нормативными актами.

В качестве критериев количественной оценки уровня загрязнения окружающей среды используются:

Ø индекс загрязнения (ИЗ) показатель, качественно и количественно отражающий присутствие в окружающей среде вещества- загрязнителя и степень его воздействия на живые организмы;

Ø фоновая концентрация (ФК) — содержание вещества в объекте окружающей среды, определяемое суммой глобальных и региональных естественных и антропогенных вкладов;

Ø под токсической концентрацией понимают концентрацию вредного вещества, которое способно при различной длительности воздействия вызывать гибель живых организмов или концентрацию вредного начала, вызывающую гибель живых организмов в течение 30 суток в результате воздействия на них вредных веществ.

Вредное вещество это инородный нехарактерный для природных экосистем ингредиент, оказывающий отрицательное влияние на них и живые организмы, обитающие в этих экосистемах.

По химической природе вредные вещества или токсиканты бывают неорганического происхождения (ртуть, свинец, хром, цинк и др.) и органического (фенолы, нефтепродукты, пестициды и др.) происхождения.

Наиболее приоритетными являются тяжелые металлы (свинец, ртуть, кадмий, медь, никель, кобальт, цинк), обладающие высокой токсичностью и миграционной способностью. Степень загрязнения окружающей среды токсикантами определяется их химически активными миграционными формами и механизмом миграции.

Миграция элементов — это перенос и перераспределение химических элементов в земной коре и на поверхности Земли.

Показателями негативного воздействия элементов и соединений на живые организмы являются токсичность и канцерогенность — это свойства элементов и соединений, отрицательно влияющие на живые организмы и приводящие к уменьшению продолжительности их жизни.

Факторы окружающей среды, влияющие на токсичность: температура, растворенный кислород, рН, жесткость и щелочность воды.

Канцерогенные вещества разделены на три категории: металлосодержащие частицы; водорастворимые соединения металлов; жирорастворимые соединения.

К канцерогенным веществам относятся вещества, воздействие которых достоверно увеличивает частоту возникновения опухолей в популяциях человека или животных.

Химические канцерогенные вещества подразделяются на группы:

· полиароматические углеводороды (ПАУ) и гетероциклические соединения;

· нитрозоамины и нитроамины;

· металлы, металлоиды и неорганические соли.

Наибольшее распространение получила классификация загрязняющих веществ по степени опасности. В соответствии с ГОСТ в РФ все вредные вещества по степени опасности разделены на 4 класса:

1 – чрезвычайно опасные

3 – умеренно опасные

Опасность химических соединений характеризуют величиной минимально действующей концентрации:

· пороговой дозой концентрации вещества, которая при однократном (остром) или многократном (хроническом) воздействии вызывает явные необратимые изменения жизнедеятельности человека;

· смертельными (летальными) показателями ЛД50 – средней смертельной дозой, вызывающей гибель подопытных животных в 50% случаев;

· абсолютно смертельной дозой, ЛД99, вызывающей 100% гибель животных.

33.ответ. Санитарно-гигиенические нормативы охраны окружающей среды и их практическое использование. Санитарно-гигиенические нормативы. Санитарно-гигиенические нормативы регламентируют условия и характеристики зон источников питье­вого водоснабжения, объектов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий и предназначены для защиты здоровья человека и снижения вредного воздействия источников загрязнения на элементы природной среды.

Санитарно-гигиенические нормативы, в свою очередь, включают само­стоятельные группы: гигиенические нормативы и санитарно-защитные.

Гигиенические нормативы отражают предельно допустимые концентра­ции загрязнителей в атмосферном воздухе, водной среде, почве, а также уров­ни вредных физических воздействий (акустических колебаний, электромаг­нитных полей, ионизирующего излучения), величины которых не оказывают какого-нибудь вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленном будущем, а также на здоровье последующих поколений.

Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую приро­ду в меньших концентрациях, чем на организм человека, то при нормирова­нии исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.

К гигиеническим нормативам относят также токсикометрические пока­затели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или фи­зические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма. Эти нормативы наиболее распространены и едины по всей территории страны. Наряду с ними в необходимых случаях устанавливают более жесткие норма­тивы вредных воздействий для отдельных районов.

Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья человека от вредного воздействия источников загрязнения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования. Их используют при образо­вании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.

Требования к качеству городской среды

Воздух, воды и почвы в городе подвергаются негативному воздействию хозяйственной и иной деятельности. В результате этого физические, химические и биологические показатели их качества ухудшаются и могут сильно отличаться от соответствующих показателей для компонентов естественных экологических систем. Плохое качество окружающей среды создает угрозу здоровью человека, животных, растений и негативно влияет на все объекты городской экосистемы.

Регламентация качества окружающей среды и воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности осуществляется с помощью нормирования. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на нее. Эти нормативы представлены в ст. 1 и 19…28 Закона ООС. Их система показана на рис. 2.1. Нормативы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов (ст.19 Закона ООС) [10].

Нормативы качества окружающей среды – это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда (ст. 1 Закона ООС). К нормативам качества окружающей среды относятся нормативы предельных допустимых концентраций (ПДК) химических веществ и микроорганизмов. Нормативы ПДКхимических, иных веществ и микроорганизмов – это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем (ст. 1 Закона ООС).

К нормативам биологических показателей состояния окружающей среды относятся виды и группы растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды (ст. 21 Закона ООС). Нормативами физических показателей состояния окружающей среды являются показатели уровней допустимых воздействий физических факторов, в том числе показателей уровней радиоактивности и тепла (ст. 1 и 21 Закона ООС).

Рис. 2.1. Схема нормативов в области охраны окружающей среды

В Законе ООС использован экологический подход к определению нормативов качества окружающей среды. Он заключается в следующем. При соблюдении всей совокупности нормативов окружающая среда является благоприятной и обеспечивает устойчивое функционирование природных и природно-антропогенных объектов. Это означает, что природные составляющие окружающей среды выполняют функции самовосстановления и самоочищения. При антропогенном воздействии изменение состояния окружающей среды может происходить в допустимых пределах, но при этом устойчивое функционирование естественных экосистем не нарушается. Этим обеспечивается благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания других организмов. При установлении нормативов качества окружающей среды должны учитываться природные особенности территорий и акваторий, назначение природных и природно-антропогенных объектов (ст. 21 Закона ООС).

В настоящее время для регламентации качества окружающей среды города используются санитарно-гигиенические нормативы. Санитарно-гигиеническим нормативом является предельно допустимая концентрация (ПДК) – это наибольшая концентрация вредного вещества в среде (воздухе, воде, почве), которая при более или менее длительном действии на организм – контакте, вдыхании, приеме внутрь – не оказывает влияния на здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у потомства. В зависимости от длительности действия вредного вещества, чувствительности организма, условий его жизнедеятельности и др. обстоятельств различают ПДК среднесуточные (ПДКс.с), максимально разовые (ПДКм.р), ПДК рабочих зон (ПДКр.з), ПДК для человека, животных, растений. В соответствии со ст. 109 Водного кодекса РФ [24], нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условий целевого использования водного объекта.

Одни и те же концентрации вредных веществ по-разному действуют на организмы в разных средах: воздухе, воде и почве. Поэтому ПДК вредных веществ в разных средах могут сильно различаться. Существуют несколько тысяч ПДК индивидуальных вредных веществ.

Следует отметить, что в некоторых случаях даже соблюдение гигиенических нормативов ПДК не дает никаких гарантий сохранения благоприятной окружающей среды. Так, присутствие особо опасных токсичных веществ – ксенобиотиков (чужеродных веществ) даже в количествах, не превышающих ПДК, представляет угрозу для здоровья и жизни людей. Нормативные значения ПДК загрязнителей, а также показатели оценки состояния и загрязнения окружающей среды приведены в главах 4 и 5.

Смотрите так же:  Ликвидация филиала увольнение декретниц

Уровни допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду регламентируются действующими гигиеническими нормативами. К ним относятся, например, предельно допустимые уровни (ПДУ) электромагнитного излучения, допустимые уровни звука и др. Значения уровней допустимых физических воздействий на территории населенных мест, установленные по гигиеническим нормам, приводятся в параграфах 4.6 и 5.3.

Таким образом, основным требованием к качеству городской среды является соблюдение установленных нормативов качества окружающей среды. Разработка и установление нормативов качества окружающей среды является ключевой задачей в экологии. С развитием науки и техники могут пересматриваться как сами значения нормативных показателей, так и методы их определения.

Дата добавления: 2016-06-22 ; просмотров: 1520 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РСФСР от 19.12.91 N 2060-I (ред. от 02.06.93) «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 19.12.91 -«Ведомости СНД и ВС РФ», 1992, N 10, ст. 457;
  • 1993, N 29, ст. 1111)

Статья 25. Основные требования к нормированию качества окружающей природной среды

1. Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

2. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

3. При нарушении требований нормативов качества окружающей природной среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Экология СПРАВОЧНИК

норма качества окружающей среды

КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА СРЕДЫ — экологическое и антропоцентрическое понятие, отражающее устойчивое взаимоотношение человека и окружающей среды, характеризующее специфику этой среды. К.о.ч.с. определяет преимущественно качество жизни и критерием его, как правило, выступает состояние здоровья населения. К.о.ч.с. — понятие относительное: различно для разных групп населения, меняется во времени как в связи с адаптационными изменениями организма, так и из-за накопления в нем негативных последствий. К.о.ч.с. регулируется нормами санитарно-гигиеническими. См. Индекс качества среды. КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА СРЕДЫ УСЛОВНОЕ — качество среды, рассматриваемое относительно одной из форм человеческих потребностей [76].[ . ]

Качество очищенных сточных вод. В нормах и правилах Агентства по охране окружающей среды приведены требования к качеству сточной воды после биологической очистки.[ . ]

ГОСТ выполняет служебную функцию по отношению к законодательству. Он не регулирует экологические отношения, а устанавливает определенные качества, критерии, которым должен соответствовать тот или иной объект.[ . ]

Нормы и нормативы качества окружающей среды подразделяются на: санитарно-гигиенические, экологические, производственно-хозяйственные и временные.[ . ]

В качестве отрасли оно признается, поскольку, являясь крупным звеном структуры права в целом, охватывает основные специфические виды отношений и поведения, требующие обособленного, юридически своеобразного регулирования. Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета регулирования — экологически значимого поведения людей и специфических задач, к которым относятся: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление средообразующих элементов, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, экологического правопорядка и др. Эти задачи не могут быть решены другими отраслями права. Комплексность экологического права объясняется тем, что данная отрасль, не будучи связанной единым методом и механизмом ре1улирования, объединяет совокупность правовых норм, которые с определенного периода возникли и выделились в правовой системе. Эти нормы, не разрушив ранее сложившихся основных структур права, существуют в виде новых вторичных правовых образований. По удачному выражению С. С. Алексеева, многие нормы таких отраслей имеют «двойную прописку», т. е. двойной режим. Иными словами, комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя и собственно экологические нормы — ядро права и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных (уголовного, гражданского, конституционного и административного), так и производных, вторичных (трудового, земельного, водного и т. п.).[ . ]

В качестве норматива допустимых концентраций остаточных количеств пестицидов в продуктах питания принимается такое их количество, которое, поступая в организм человека ежедневно, не наносит никакого ущерба его здоровью. Нормы допустимых остаточных количеств для каждого устанавливаются Отдельно. Некого рые пестициды не должны присутствовать в пищевых продуктах. Не допускается присутствие многих пестицидов (байтекс, гамма-изомер, гекса-хлорциклогексан, гексахлоран, ДДТ и др.) в молоке, мясе, масле, яйцах. Остаточные количества пестицидов в продуктах питания в СССР в ряде случаев ниже, чем в других странах. Для определения остаточных количеств пестицидов в пищевых продуктах и других объектах окружающей среды используются методы, рекомендованные Министерством здравоохранения СССР.[ . ]

Все нормы Земельного кодекса разделяются на четыре группы. Первая группа — нормы, регулирующие земельно-гражданские отношения; вторая группа — земельно-административ-ные нормы, регулирующие управленческие отношения в области использования, распределения и перераспределения земель, их учета по количеству и качеству; третья группа — земельные отношения, связанные с использованием земель и выполнением прав и обязанностей землепользователями; и, наконец, четвертая группа — земельно-экологические нормы, регламентирующие охрану земель в качестве природного фактора и защиту окружающей природной среды от вредного воздействия использования земель.[ . ]

Эти нормы должны быть основаны на соблюдении некоторых норм качества окружающей природной среды [например, ПДК, ПДЭН с учетом изложенных выше (см. главу 2) подходов к выработке ПДЭН и замечаний в отношении величин ПДК].[ . ]

Нормативы качества — предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду антропогенной деятельности человека (хозяйственной, рекреационной и т. п.).[ . ]

Стандарты качества окружающей среды выступают как критерии ее состояния и определяются предельно допустимыми нормативами вредных воздействий, превышение которых создает угрозу для здоровья человека и биоты ландшафта. Это прежде всего санитарно-гигиенические нормативы: нормы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе, воде, почве.[ . ]

Стандарты качества окружающей природной среды регламентируют предельно-допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду, гарантирующие экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающие рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Среди стандартов качества окружающей природной среды наиболее широко распространенным является норматив предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных компонентов. Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений [27]. Одновременно ПДК указывает класс опасности и временной интервал, к которому он отнесен. В основу учения о ПДК положена так называемая концепция приемлемого риска. Сущность этой концепции заключается в том, что ПДК должны основываться на оценке риска влияния нормированного загрязнителя на здоровье человека, т.е. на количественной оценке приемлемых последствий влияния данного загрязнителя. Такой подход, является по своей сущности антропоцентрическим, т.к. позволяет оценить как потенциальный вред общественной деятельности, так и пользу, которой сопровождается экономическое развитие общества в целом и отдельного человека, в частности.[ . ]

Для оценки качества окружающей среды используют нормы и нормативы, ограничивающие воздействие вредных факторов. При обосновании норм и нормативов исходят из общего принципа — естественная адаптационная возможность организма. При воздействии вредного вещества на организм вначале возникает адаптация, затем — «предболезнь» и далее, при сохранении той же интенсивности воздействия, развиваются различные патологические болезненные эффекты, включающие в себя токсичные, канцерогенные, мутагенные, аллергенные, гонадотропные и эмбриотропные. Эти болезненные эффекты могут вызвать V болезнь и даже привести к летальному (смертельному) исходу.[ . ]

Показатели качества стоков, сбрасываемых в природные водные объекты. В целях облегчения контроля используются наиболее общие показатели. В Великобритании, согласно нормам Королевской комиссии, очищенные сточные воды должны иметь БПК ниже 20 г/м3, а содержание взвешенных веществ должно составлять менее 30 г/м3. Главный недостаток таких показателей состоит в том, что он не учитывает воздействия сбрасываемых вод на окружающую среду, хотя указано, что водоприемник должен разбавлять поступающие стоки в 8 раз. Необходим постоянный мониторинг, и если качество сточных вод оказывается хуже требуемого, то подобные воды нужно возвратить и повторно очистить, пока их качество не будет удовлетворять необходимым требованиям.[ . ]

Нормативами качества окружающей природной среды являются предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду со стороны производственной и хозяйственной деятельности человека. К содержанию предельно допустимых норм воздействия предъявляются общие требования. Эти требования сформулированы в Законе РФ об охране окружающей природной среды и сводятся к следующему: обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий устойчивого развития хозяйственной деятельности; экологическая безопасность населения; сохранение генетического фонда растений, животных и человека. Основной целью этих требований является обеспечение научнообоснованных соотношений экономических и экологических интересов общества. Предельно допустимые нормативы следует рассматривать как компромисс, достигнутый между экономикой и экологией и позволяющий на взаимовыгодных условиях развивать хозяйственную деятельность и охранять природную среду, здоровье и жизнь людей.[ . ]

Нормирование качества окружающей природной среды — это процесс разработки и придания юридической нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания.[ . ]

К нормативным качествам окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (в частности, Минздравом России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.[ . ]

Регулирование качества природной среды должно начинаться с определения экологически допустимого воздействия, выработки норм такого воздействия в каждой точке среды и крупных зонах (например, норм предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых экологических нагрузок (ПДЭН) для каждого организма и системы в целом соответственно). Далее, должны быть выработаны критерии, направленные на ограничение источников воздействия, например нормы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в окружающую среду.[ . ]

Экологические нормы и мониторинг. Государства устанавливают соответствующие нормы охраны окружающей среды, осуществляют мониторинг изменений в качестве окружающей среды и использования ресурсов, а также публикуют относящиеся к ним данные. Государства производят предварительные экологические оценки или требуют их осуществления в связи с предлагаемыми видами деятельности, которые могут в значительной мере воздействовать на окружающую среду или использовать какие-либо виды природных ресурсов.[ . ]

В 1973 г. Совет по качеству окружающей среды, ответственный за методическое обеспечение и анализ выполнения принятого законодательного акта, утвердил правила проведения и оформления оценки воздействия на окружающую среду. Но на практике, как показал опыт проектирования и строительства новых предприятий в 70-е гг., комплексная экологическая оценка проводилась только в половине случаев. Поэтому нередко возникали промышленные конфликты, обусловленные несоблюдением природоохранных норм и приводившие к затяжке строительства, увеличению стоимости и целому ряду других негативных последствий [4 — 7].[ . ]

Природоохранные нормы и правила (ПНиП) — общее наименование системы норм и правил, соблюдение которых обеспечивает возможность рационального природопользования и со хранения природой (и ее отдельными средами) функций воспроизводства природных ресурсов, поддержания качества окружающей человека среды и гарантирует достижение гармоничного взаимодействия общества и природы. ПНиП выполняют важную роль в реализации экономической стратегии ускоренного развития народного хозяйства, определенной XXVII съездом КПСС.[ . ]

Основополагающие нормы экологического обоснования проектов содержатся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»; экологическому нормированию отведена самостоятельная глава (гл. В ней выделено и охарактеризовано несколько видов экологических нормативов, норм и требований.[ . ]

Под нормированием качества окружающей природной среды понимается установление норм воздействия на природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда в условиях устойчивого развития экономики.[ . ]

Для регулирования качества окружающей среды введен и строго контролируется предельно допустимый выброс (ПДВ), который является научно обоснованной технической нормой выброса вредных веществ из промышленных источников в атмосферу, определяемой на основе различных параметров источников, свойств выбрасываемых вредных веществ и атмосферных условий.[ . ]

Снижение качества окружающей среды в результате антропогенной деятельности человека приводит к отклонению конкретных условий среды от норм, что ведет к заболеванию людей, животных и растений и часто к их гибели. Безотходных промышленных производств не существует, а отходы влияют на состояние природной среды, ее качество, ее ухудшение, что ведет к заболеванию людей от химических веществ (оксид углерода, повышенное содержание двуокиси углерода в воздухе, оксиды серы и азота, предопределяющие возникновение кислотных дождей, в свою очередь закисляю-щие земли и ведущие к снижению урожайности сельскохозяйственных культур и т. д.).[ . ]

Контроль состояния окружающей среды — проверка соответствия показателей качества окружающей среды (воды, атмосферного воздуха, почв и т.д.) установленным нормам и требованиям (ПДК, ПДС, ПДВ, ПДВВ и др.).[ . ]

Основным комплексным нормативом качества окружающей природной среды является допустимая норма антропогенной нагрузки.[ . ]

В Российской Федерации управление качеством окружающей среды основано на системе природоохранных норм и правил, которая является средством сочетания хозяйственной деятельности природопользователей и требований охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.[ . ]

Критерием ограничения сброса загрязнений в окружающую среду является необходимость достижения высокого качества природной среды, обеспечивающего здоровье, благосостояние человека и нормальное функционирование экосистем без каких-либо негативных последствий. Такими критериями могут быть соблюдение норм предельно допустимых концентраций (ПДК) и каких-либо количеств веществ в локализованной части пространства или элементе биосферы, не создающих превышения в этом районе предельно допустимых экологических нагрузок (ПДЭН). В последнем случае речь идет о нормировании нагрузки (например, сброса какого-то загрязняющего вещества) на отдельный природный объект (озеро, река), элемент биосферы или даже на биосферу в целом.[ . ]

Практическое осуществление системы мониторинга окружающей среды подразумевало выбор определенных приоритетных направлений в системе контроля и выбор критериев состояния окружающей среды. Приоритетным направлением на ЯГКМ стал контроль за состоянием водной среды и в первую очередь Обской губы, в которой обитает 26 видов ценных рыб. Промысловое стадо этих рыб составляет одну треть осетровых запасов России. Практическое уменьшение загрязнения водной среды достигалось применением современных технологических процессов на канализационных очистных сооружениях. Достигнутый уровень очистки стоков при сравнительно небольших их фактических объемах сброса не превышает естественный потенциал самоочищения водоемов — приемников очищенных стоков. До уровня санитарных норм и требований всемирной организации здравоохранения доведено качество питьевой воды, получаемой из поверхностного источника — Обской губы. Таким образом, впервые в мире в промышленном масштабе реализована задача об очистке болотных вод, что особенно важно для районов распространения многолетнемерзлых пород, в которых отсутствуют подземные источники пресных вод. Технология очистки и подготовки высококачественной питьевой воды из поверхностного источника (бассейн Обской губы) в условиях Заполярья на Ямбургском ГКМ удостоена Золотой медали и Гран-при в конкурсе «Экопродукты и экотехнология России» 2001 г.[ . ]

Смотрите так же:  Приказ на списание документов с истекшим сроком хранения

О социальной значимости оценок состояния природной среды говорится в п. 3.1, где подчеркивается, что необходимым условием для перехода к социальному оптимуму является требование более или менее одновременного достижения норм питания населения, обеспечения жильем, норм высокого качества окружающей среды и т. д.[ . ]

Глава IV «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» включает всего пять статей о методах экономического регулирования, целевых программах, плате за негативное воздействие на окружающую среду, о поддержке предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды государством, и об экологическом страховании. Более объемной является следующая глава — о нормировании. В ст. 19—28 устанавливаются общие положения об экологическом нормировании, в том числе о нормативах качества окружающей среды, допустимого воздействия на нее, допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, образования отходов, допустимых физических воздействий, допустимого изъятия компонентов окружающей среды, допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, чуть более подробно расшифровывающие положения ст. 1 Закона, содержащей основные термины, а также общие положения о государственных стандартах, лицензировании и экосертификации. Глава VI включает две небольшие статьи об оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе.[ . ]

На сегодня во всем мире все более осознается важность сохранения качества окружающей среды (ОС) и прослеживается тенденция к ужесточению норм и правил, регулирующих техногенную нагрузку на ОС [1, 2, 17]. Все больше внимания уделяется также соответствующему научно-методическому обоснованию подходов к разработке природоохранных мероприятий [3, 4, 16, 18].[ . ]

Российское законодательство не определяет понятие «благоприятная окружающая среда», хотя в данном контексте в нем имеются юридически значимые критерии. Прежде всего они выражены системой нормативов охраны окружающей среды и лимитов природопользования. Система таких нормативов и лимитов, а также общие требования к их разработке определены Законом «Об охране окружающей природной среды». В систему нормативов качества окружающей природной среды входят нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ст. 26), нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий (ст. 28), нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия (ст. 29), предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ст. 33), нормативы санитарных и защитных зон (ст. 34). Перечисленные нормативы выражают качественные характеристики состояния природной среды и направлены преимущественно на обеспечение ее чистоты, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.[ . ]

Безопасность, риск и развитие общества [44]. В конце XIX—начале XX в. управление качеством окружающей среды шло на уровне предприятий и заключалось в издании отдельных указов по регулированию деятельности. Затем (1920—1960) шла разработка правил технической безопасности и санитарно-гигиенических норм и использовались следующие критерии: ОСТ, СТ, ГОСТ, СНиП, СанПиН. Затем появились первые законы в области охраны природы, т.е. документы, действующие уже на уровне страны [7].[ . ]

Парламентом Российской Федерации 21 февраля 1992 г. принят новый Закон «Об охране окружающей природной среды», который определяет три основные задачи: 1) охрана природной среды; 2) предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; 3) оздоровление окружающей среды, улучшение ее качества. Основной принцип при решении этих задач — научно обоснованное сочетание как экологических, так и экономических интересов. В этом основная идея закона, содержащего свод правил охраны окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития. Таким образом, он является экологическим кодексом России. По закону нормативы качества окружающей природной среды должны устанавливаться при сочетании экологии и экономики. Нормативами определяются предельно допустимые нормы различного воздействия (физического, химического, биологического, акустического, радиационного и т.п.), предельно допустимые концентрации вредных веществ, предельно допустимые их выбросы и сбросы, пределы радиации, шумов, вибрации, остаточных химических веществ в продуктах питания и т.д. Система нормативов в законе определяется тремя факторами: соответствием уровню развития науки и техники, международным стандартам, ответственностью предприятий, организаций и граждан за их исполнение.[ . ]

Человеку как биологическому виду необходимы строго определенные эволюцией условия окружающей среды, или экологические факторы: газовый состав воздуха, набор ассимилируемых с пищей веществ, температура окружающей среды, режим освещенности, влажности и многое другое. При этом требования любого живого организма к качеству окружающей среды консервативны. При отклонении факторов среды от нормы возможны нарушения жизнедеятельности вплоть до несовместимости с жизнью.[ . ]

Цель экологической функции права состоит в том, что государство с помощью законодательных норм обязано обеспечить надлежащее качество окружающей среды в условиях осуществления хозяйственной деятельности, отведя экологии ведущую роль в решении экономических задач.[ . ]

Действующие в России нормативы можно подразделить на несколько групп. Первая группа включает показатели, характеризующие качество окружающей среды: нормы предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе, воде, почве. Вторая группа включает показатели, устанавливающие требования к источнику вредного воздействия: нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) в водные объекты, предельно допустимые уровни вредных физических воздействий (шума, электромагнитного излучения, радиационного воздействия и др.), разрешения на вывоз и захоронение твердых отходов и некоторые другие. Третья группа содержит нормы и правила, направленные на обеспечение единства и унификации деятельности организационных, правовых и производственных структур. К ним могут быть отнесены нормативы санитарнозащитных зон, строительные и градостроительные правила, предельно допустимые нагрузки (ПДН) на окружающую природную среду, регламентирование рационального использования природных ресурсов, экологические требования к продукции, лицензирование экологической деятельности, разрешения на землепользование, недроиспользование, водопользование и лесопользование, установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных и т.п.[ . ]

В экологической и эколого-правовой литературе описываются основные законы природы, которые влияют на содержание правовых норм. Это законы, сформулированные академиком В. И. Вернадским,— биогенной миграции атомов, константности, физико-химического единства живого вещества, другими учеными (законы экологической корреляции, снижения энергетической эффективности природопользования, убывающего плодородия, ограниченности природных ресурсов и др.). С учетом названных и других законов разрабатываются различные экологические теории. Так, В. В. Петров выделял следующие концепции взаимодействия общества и природы в качестве формирующих нормы экологического права на разных этапах его становления и развития: натуралистические, в том числе невмешательства в природу; потребительские; алармистские; причин экологического кризиса, наступления на природу, саморегуляции в природе и адаптации человека; пределов роста и органического роста; глобального управления, а также теорию экологической революции. На современном этапе в условиях глобализации экономических и иных социальных процессов получили распространение концепции устойчивого развития, ограничения экономического развития, потребностей и народонаселения, сохранения биоразнообразия и пр. Особое место занимает в этом ряду пока еще формирующаяся теория экологического развития. Наиболее продвинутой в наши дни является концепция устойчивого развития, которая стремится сочетать удовлетворение потребностей настоящего времени, не создавая угроз для будущих поколений людей. В ней сделана попытка обосновать комплексный подход к сбалансированному развитию экономической, экологической, социальной сфер, сочетанию интересов развитых и развивающихся стран, внедрению системы разумных ограничений в потреблении, технике, технологиях, не наносящих невосполнимого ущерба окружающей среде при сохранении (и создании) приемлемого, достойного уровня жизни людей. В РФ по итогам Конференции в Рио-де-Жанейро были приняты определенные меры по реализации этих положений1.[ . ]

Как видно, ПДКсс России жестче, чем других стран. Западные страны руководствуются тем, что чрезмерное ужесточение стандартов качества окружающей среды вызовет и чрезмерные издержки их достижения. По мнению зарубежных специалистов, эти стандарты имеют смысл, если они соотносятся с затратами, которые несет общество. В то же время предусмотренные ими нормы обеспечивают здоровье населения. Часто в США национальные стандарты качества воздуха (НСКВ) устанавливают на двух уровнях. Первый из них (табл. 2.6) основан на критериях здоровья населения, второй — на критериях благосостояния, связан с воздействием загрязнителей на архитектуру сооружений, растительность и т.п.[ . ]

Производственно-ресурсное нормирование. К нему относят, во-первых, производственно-технологическое обеспечение соблюдения экологических норм и правил через экологизацию технологических процессов, нормирование качества выпускаемой продукции, ограничение прямого воздействия на природную среду со стороны предприятий, нормирование и стандартизацию в области обращения с отходами производства и потребления. Основными показателями, лимитирующими вредные воздействия на окружающую среду, являются ПДВ и ПДС загрязняющих веществ, а также ПДРО.[ . ]

Обычно в литературе для обозначения этой сферы правового регулирования используют несколько громоздкий оборот «международное право охраны окружающей среды». Его источниками в соответствии со ст. 38 Статута Международного суда ООН являются: 1) международные конвенции, как общие, так и специальные, как многосторонние, так и двусторонние, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; 2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; 3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; 4) вспомогательное право, т. е. решения судов и работы наиболее известных и квалифицированных юристов различных стран. Кроме того, в число источников включают так называемое мягкое право, т. е. носящие рекомендательный характер и не имеющие обязывающей юридической силы решения международных конференций и организаций.[ . ]

Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации, и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Закон об окружающей природной среде (ст. 25, 27 и др.) устанавливает юридическую обязанность их исполнения, что и придает таким нормам юридический характер. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.[ . ]

Экоаудит, проводимый в полном объеме, включает в себя широкий круг мероприятий, в том числе отбор проб, их анализ и исследование воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду и местное население и др. Для предприятий, где экологические проблемы связаны с их нынешней деятельностью, наиболее разумной формой экологического анализа является аудит соблюдения стандартов качества окружающей среды, позволяющий установить степень значимости проблем и наметить шаги, которые позволят привести работу предприятия в соответствие с национальными или международными стандартами. При проведении аудита внимание должно быть сосредоточено на экологических проблемах, связанных с нынешним качеством окружающей среды: воды и воздуха, удалением твердых и опасных отходов, а также с существующим уровнем гигиены труда и техники безопасности. Результатом должны стать рекомендации по приведению работы предприятия или администрации определенной территории в соответствие со стандартами, нормами и требованиями обеспечения экологической безопасности.[ . ]

Стандартизация в комплексе мер по обеспечению экологической безопасности биосферы — это разработка и внедрение в практику научно обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм (стандартов), регламентирующих человеческую деятельность по отношению к окружающей среде. Стандарты качества окружающей среды устанавливают государственные органы (Госстандарт России, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и другие министерства, комитеты, ведомства).[ . ]

Принимая во внимание важность учета при выработке ПДВ технического уровня, достигнутого (или достижимого) технологического уровня того или иного производственного процесса, весьма полезной представляется разработка норм выброса и на единицу продукции. Такая норма, не являясь основной (основной должен быть нормируемый ПДВ для источника загрязнений, обеспечивающий безопасность для здоровья населения и экосистем, высокое качество среды), может быть чрезвычайно полезной для разработки ограничений сбросов загрязнений в одной отрасли — можно (для правильной ориентировки) установить такую среднюю норму по отрасли, для новых строящихся предприятий, различных категорий уже существующих предприятий и т. д. Когда при выработке норм ПДВ для источника загрязнения указывается на необходимость учета достигнутого (или достижимого) технологического уровня, количественным выражением такого уровня может быть нормирование сброса (или поступления) в окружающую среду загрязнения на единицу продукции — для промышленных предприятий, на единицу пути пробега — для автотранспорта и т. д. Такой подход в некоторых странах (США, Швеция и др.) уже нашел практическое применение.[ . ]

Основные экологические законы и нормативно-правовые акты были разработаны и введены в действие в течение последних 10 лет. Главным документом, регламентирующим любой вид деятельности, связанной с эксплуатацией ПР, является Федеральный закон от 20 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”. Закон является комплексным нормативным актом, регулирующим природоохранительные отношения в сфере всей природной среды. Ведущим принципом, направленным на решение задач охраны природы, Закон называет научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов. Это обеспечивается тремя группами норм: нормативами качества ПС; экологическими требованиями к хозяйственной и иной деятельности, влияющей на ОС, и механизмами исполнения этих требований.[ . ]

При определении тех и других нормативов следует исходить из того, что каждая экосистема образована совокупностью взаимосвязанных элементов, характеризующихся специфическими формами реакции на различные виды воздействия. Данные реакции и являются исходной базой для определения обобщенной характеристики качества всей территории в целом. Это означает, что разработка нормативов качества окружающей среды основывается на структуризации территории, формировании частных характеристик (нормативов) каждого из ее элементов и свертывании их в один или несколько обобщающих показателей. Здесь следует отметить, что ни к одной из перечисленных проблем еще не выработано единого подхода. В определенной степени это объясняется относительностью понятия нормы экосистемы в пространстве и времени, т.е. ее детерминированностью конкретным регионом и временным отрезком. При этом для разных регионов (в смысле месторасположения, размера, структуры) допускается различие и в составе показателей, и в методах определения их количественных значений.[ . ]

В процессе послепроектной экспертизы, главным образом, проводится проверка соответствия параметров и характеристик планируемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности (функционирования действующих объектов) требованиям природоохранного законодательства, стандартам по обеспечению необходимого качества окружающей среды нормам экологической безопасности и риска. Кроме того, проверяется степень реализации положений и выводов заключения проектной экологической экспертизы.[ . ]

Открытая система добычи и переработки представляет собой экстенсивный тип, отличающийся низким выходом готовой продукции на единицу минеральных ресурсов, высоким уровнем загрязнения воздуха, воды, накоплением значительных объемов твердых отходов (рис. 3.2, а). При ее использовании не обеспечивается эффективная очистка сбрасываемых газовых, жидких отходов, и выполнение санитарных норм качества окружающей среды достигается за счет разбавления сточных вод и воздушных выбросов в природных водоемах и в атмосфере с надеждой на их самоочищение.[ . ]

Author: Advokat