Статус адвоката обяжут

Оглавление:

Новое в российском законодательстве (ежедневно)

9 ноября 2017 года

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

Минюстом России предложены революционные преобразования рынка профессиональной юридической помощи

Согласно проекту основной задачей разработанной Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи является формирование единой правовой основы предоставления юридических услуг в Российской Федерации, предполагающей:

повышение уровня правовой защиты получателей юридических услуг;

совершенствование института адвокатуры, в том числе путем устранения ограничений, затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности;

создание условий для недопущения низкоквалифицированных юристов к оказанию юридических услуг, условий исключения из профессии недобросовестных консультантов;

создание системы профессиональной правовой помощи, отвечающей общепризнанным международным стандартам, и формирование условий для интеграции институциональной среды адвокатуры в мировое правовое пространство.

Предполагается, что реализация концепции будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2018 год) предусматривается разработка нормативных правовых актов по следующим направлениям:

создание возможностей для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих корпоративных организаций для ведения адвокатской деятельности (объединения в адвокатские образования), при этом создание новых организационно-правовых форм коммерческих организаций, не предусмотренных ГК РФ, не предполагается;

обеспечение возможности работы адвокатов по трудовому договору с адвокатскими образованиями;

детализация режима налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от избранной формы адвокатского образования и условий соглашения об оказании юридической помощи;

обеспечение возможности использования адвокатскими образованиями, в том числе являющимися некоммерческими организациями, средств индивидуализации;

обеспечение возможности участия адвокатских образований в государственных закупках;

введение правила о том, что оказание юридической помощи лицами, являющимися адвокатами или юристами иностранных государств и не имеющими статуса адвоката на территории РФ, допускается при условии их регистрации в специальном реестре, который ведется федеральным органом юстиции, и только по вопросам права данного иностранного государства при соблюдении принципа взаимности (то есть иностранное государство, в котором данное лицо является адвокатом или юристом, предоставляет российским адвокатам на своей территории статус, позволяющий оказывать юридическую помощь);

введение правила о том, что иностранные граждане вправе получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо высшее юридическое образование, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации, при условии соблюдения принципа взаимности (то есть если в соответствии с законодательством данного иностранного государства гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, вправе получить в данном государстве на тех же условиях статус адвоката или иной аналогичный статус, позволяющий оказывать юридическую помощь по вопросам права этого государства);

введение требований к адвокатским образованиям, устанавливающих запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В рамках второго этапа (2019 год) предусматривается разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру, а также осуществление оценки реализации первого этапа концепции в целях прогнозирования готовности перехода к третьему этапу.

Упрощенный порядок приема в адвокатуру предполагает проверку знаний только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, осуществляемую в форме тестирования. При этом упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для лиц, соответствующих общим требованиям закона об адвокатуре и одновременно отвечающих ряду дополнительных критериев. Лицам, не отвечающим установленным критериям, необходимо будет сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке.

Квалификационные экзамены в упрощенном порядке могут быть предусмотрены для всех лиц, имеющих высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо ученую степень в области юриспруденции, и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет в организациях (либо в качестве индивидуальных предпринимателей по этому виду деятельности), оказывающих юридические услуги на территории РФ. При этом должна допускаться возможность сдачи повторного экзамена для претендентов, не сдавших его в первый раз, в течение всего переходного периода реализации концепции.

Правила предоставления статуса адвоката в упрощенном порядке и порядок сдачи соответствующего квалификационного экзамена должны быть унифицированными, максимально прозрачными и публичными и будут утверждены совместно Федеральной палатой адвокатов РФ и Минюстом России.

На лиц, получивших статус адвоката в упрощенном порядке, в переходный период не должно распространяться требование, предусмотренное пунктом 1 статьи 21 и пунктом 1 статьи 22 закона об адвокатуре, о необходимости наличия стажа адвокатской деятельности не менее пяти лет у адвоката, учреждающего адвокатский кабинет, либо не менее чем у двух адвокатов, учреждающих коллегию адвокатов.

Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке должны быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами целевым образом при вступлении в адвокатуру. В настоящий момент размер таких отчислений устанавливается решениями собраний (конференций) адвокатов адвокатских палат субъектов РФ и существенным образом отличается в различных регионах. Установление упрощенного порядка вступления в адвокатуру должно предполагать единообразие в решении данного вопроса.

На третьем этапе реализации Концепции (2020 — 2022 годы) — будет осуществляться прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе в упрощенном порядке в соответствии с переходными правилами, разработанными и принятыми в рамках второго этапа. К моменту окончания третьего этапа должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех заинтересованных представителей юридического сообщества.

С 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты, а также лица, указанные в разделе IV концепции (в частности, юристы, осуществляющие профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений (иных структурных подразделений) организаций).

Одновременно предусматривается, что с 1 января 2023 года юридическую помощь в Российской Федерации на возмездной основе вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования.

Коммерческие организации, осуществлявшие деятельность по оказанию юридических услуг и намеренные продолжить ее в дальнейшем, до 1 января 2023 года должны будут привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами закона об адвокатуре и при соблюдении необходимых требований получить статус адвокатского образования.

В адвокаты в три этапа: Минюст показал новую концепцию регулирования юррынка

Минюст опубликовал новый вариант концепции регулирования рынка профессиональной юрпомощи. Обновленная программа предусматривает введение адвокатской монополии в России с 1 января 2023 года. В документе подробно расписано, как можно будет получить адвокатский статус в упрощенном порядке и какие требования будут предъявляться к иностранным юристам. За внедрение большей части нововведений будут отвечать Минюст и ФПА.

Первый этап: новые законы

Из опубликованного документа следует, что концепция будет реализовываться в три этапа. На первом из них в 2018 году собираются разработать нормативные акты по нескольким направлениям:

1) Создать возможности для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, чтобы вести адвокатскую деятельность.

2) Обеспечить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями.

3) Детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от той организационной формы, которую они выберут.

4) Обеспечить адвокатским образованиям возможность использовать средства индивидуализаци и участвовать в госзакупках.

5) Ввести правило о том, что иностранные юристы и защитники смогут оказывать в России юрпомощь только после регистрации в специальном реестре, который будет вести Минюст. Иностранцы смогут консультировать в нашей стране только по вопросам права своего зарубежного государства, если там власти дают аналогичную возможность для российских адвокатов (принцип взаимности).

6) Ввести правило о том, что иностранцы смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование вуза России, СССР или иностранного университета той страны, где действует принцип взаимности с Россией.

7) Ввести требование к адвокатским образованиям, которое запретит прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В документе указано, что для достижения перечисленных целей потребуется внести изменения в целый ряд актов: Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, в процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках. На первом этапе реализации Концепции для укрепления статуса адвоката планируется при участии ФПА разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению.

Второй этап: упрощенный экзамен не для всех

В 2019 году должен пройти второй этап реализации концепции, в рамках которого планируется разработать законы, регулирующие временный упрощенный порядок перехода юристов в адвокатуру. Чтобы получить адвокатский статус по облегченному механизму, надо будет успешно пройти тест на знания только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для тех специалистов, кто соответствует общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечает ряду дополнительных критериев.

Всем остальным юристам придется сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке. Авторы концепции указывают на то, что сдачу экзамена надо сделать удобной и технологичной с использованием интернета. Разработкой такой системы займется ФПА. Правила предоставления статуса адвоката как в упрощенном порядке, так и в общем предстоит унифицировать, сделать максимально прозрачными и публичными. Их должны будут совместно утвердить ФПА и Минюст. Вопрос с уплатой взносов при вступлении в адвокатуру тоже предстоит упростить. Разработчики документа предлагают установить единый необременительный размер таких сумм.

Смотрите так же:  Договор пожизненной ренты на квартиру расторгнуть

В перспективе планируется предусмотреть преференции для адвокатских образований, которые оказывают помощь pro bono. В частности, наличие такой практики у адвокатов могут сделать обязательным условием для участия в гостендерах на оказание юруслуг. Число адвокатов будет стремительно расти, поэтому ФПА в 2019 году придется создать все условия для эффективной и системной работы квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ.

Финальный аккорд: сроки могут продлить

Последний этап реализации Концепции собираются провести за 3 года – с 2020 по 2022 год. За это время собираются принять в адвокатуру в упрощенном порядке всех желающих, которые отвечают заявленным требованиям. С 1 января 2023 года представительство во всех судах вправе будут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, муниципальные служащие, инхаусы в интересах своих компаний, законные представители, руководители организаций и НКО.

Кроме того, с этой же даты только адвокаты и адвокатские образования смогут оказывать юридическую помощь в РФ на возмездной основе. Всем юркомпаниям придется до этого времени привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре, и получить статус адвокатских образований.

Во время третьего этапа ФПА и Минюст будут вести мониторинг тех результатов, которые удалось достичь с 2018 по 2020 год в процессе реализации поставленных задач:

  • Установить число лиц, которые получили статус адвоката в упрощенном порядке, уточнить динамику увеличения численности адвокатского сообщества;
  • Оценить доступность адвокатских услуг для всех категорий граждан в денежном эквиваленте;
  • Подсчитать число вновь зарегистрированных адвокатских образований
    и их организационно-правовые формы;
  • Узнать число адвокатов, которые заключили трудовые договоры с адвокатскими образованиями;
  • Выявить проблемы правоприменения, которые возникли при реализации Концепции.

Если в ходе мониторинга выяснится, что к 1 января 2023 года численность адвокатов не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юрпомощи либо имеются иные проблемные аспекты, то срок третьего этапа реализации концепции могут увеличить.

Тем временем сегодня Законодательный комитет Госдумы по итогам своего заседания рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который предлагает альтернативные правила представительства для юристов в российских судах (см. «Представителей в судах обяжут иметь высшее юридическое образование»). Его автором является депутат Госдумы, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

О законопроекте

Его идея состоит в том, чтобы прописать в законе требования о наличии специального образования у тех, кто хочет представлять чьи-либо интересы в суде. При этом представитель гражданина или организации должен иметь присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности или получить образование по программе с государственной аккредитацией. К иностранным гражданам законопроект предъявляет точно такие же требования.

Если проект примут, то в АПК вместо слов «иные лица» появится такое уточнение: «дееспособные граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом, и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование». Такую же норму пропишут в ГПК и КАС.

Что касается компаний, то представителями смогут быть как российские организации, так и иностранные. Последние при этом будут обязаны иметь специальную аккредитацию от «общероссийской общественной организации, определяемой Правительством».

С текстом законопроекта № 273154-7 «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» можно ознакомиться здесь.

Юристов обяжут получать адвокатский статус: что думает рынок

Комментарии юристов и адвокатов о новой инициативе Минюста

Фото: «Новая газета»

Минюст может обязать юристов получить статус адвоката. Концепция вызвала неоднозначную реакцию в юридическом сообществе. Тем не менее, большинство экспертов, опрошенных «Новой» положительно оценивают инициативу.


Генри Резник и Анатолий Кучерена. Фото: ТАСС

Минюст может обязать юристов получить статус адвоката. На этой неделе ведомство планирует внести соответствующий документ на рассмотрение правительства. Если предложенная концепция регулирования юридического рынка России будет одобрена, то почти все юристы, число которых оценивается от 70 тысяч до 2 млн человек, должны будут получить адвокатский статус до 2017 года.

В самой адвокатуре планируется ввести специализации — гражданскую, уголовную и арбитражную с разными наборами экзаменов.

Концепция вызвала неоднозначную реакцию в юридическом сообществе. Кроме того, источники «Коммерсанта» в министерстве экономики говорят, что ведомство выступает противником реформы, отмечая, что «концепция не содержит обоснований необходимости реформ».

Тем не менее, большинство экспертов, опрошенных «Новой» положительно оценивают инициативу.

Генри Резник , вице-президент Международного союза адвокатов:

Такое решение обсуждается уже длительное время, и я его поддерживаю. Речь идет не о юристах, которые работают в государственных структурах или корпорациях, а о юристах-предпринимателях, которые регистрируются как юридические фирмы и индивидуальные предприниматели. Там может оказывать юридическую помощь кто угодно: создал ООО и написал «качаем нефть», «штампуем колготки», «содействуем в продаже фруктов» и «оказываем юридическую помощь». Эта деятельность никак не регулируется, это позорная ситуация.

У нас в стране существует широкий круг людей, которых и юристами назвать нельзя. Но ведь, чтобы оказывать подобную помощь, есть стандарт. Должен быть допуск к профессии, высшее юридическое образование, во многих странах нужно и вовсе пройти стажировку, проработать какое-то время, нужны наработанные профессиональные стандарты, контроль самоуправляющейся ассоциации.

Все эти требования соблюдены в адвокатуре. Юристы-предприниматели не хотят подчиняться правилам и стандартам нашей профессии, у нас есть кодекс адвокатов, за нарушение этих стандартов, неоказание помощи и обман клиента, нарушение адвокатской этики, адвокату могут даже прекратить статус.

Если оказание профессиональной помощи рассматривается как источник заработка для юриста, то в этом случаем нужно подчиняться стандартам. Чтобы эти люди могли оказывать юридическую помощь, они должны объединиться на принципах адвокатуры.

Таким образом урегулировано оказание юридической помощи в тех странах, которые мы называем цивилизованными. Подобная ситуация существовала во Франции. Там помимо адвокатов были юридические консультанты, но к ним и то предъявлялись хоть какие-то требования. Они 20 лет шли к объединению и объединились на принципах адвокатуры.

Татьяна Славинская , член Ассоциации юристов России:

Если вопрос касается судов общей юрисдикции, то лучше, чтобы работали профессиональные адвокаты: многие граждане безграмотны в правовой сфере, их очень легко обмануть.

И многие обманывают: называют себя адвокатами, а у них даже нет диплома. А чтобы стать адвокатом, нужно сдать экзамены, пройти стажировку.

Кстати, если юрист имеет знания и опыт, ничто не помешает ему получить статус адвоката. По уголовным делам это правило уже давно введено. Но по делам, связанным с экономическими спорами, которые рассматриваются в арбитраже, это нецелесообразно: нанятый со стороны адвокат не может сразу вникнуть в суть дела так, как юрист, уже работающий в компании.

В таких узких отраслях, как, например, металлургия, чтобы разбираться в сути споров, нужно много лет заниматься именно такой работой.

Вадим Кобзев , адвокат:

Я приветствую инициативу, но как она будет реализована — это отдельный вопрос. Юристы, представители в судах, которые работают на основании доверенности, могут в суде говорить что угодно, и судья не имеет никакого давления на них.

Например, судья может направить в адвокатскую палату письмо о нарушении юристом профессиональной этики, и в отношении него начнется дисциплинарное производство. На остальных это не распространяется, и это плохо.

Рынок юридических услуг огромный, и если его «хлопнуть» мгновенно, это может негативно отразиться на гражданах, ведь если юристы не смогут больше защищать их в суде, все сразу бросятся искать адвокатов. Может получиться бардак.

Там еще хотят ввести отдельные группы по гражданским, арбитражным и уголовным делам. Получается, те, кто занимается гражданскими и арбитражными делами, не смогут заниматься уголовными, это как с водительскими правами.

Сложно говорить, отразиться ли это на цене, но, что касается адвокатов, то каждый устанавливает ее сам. Не думаю, что в ситуации экономического кризиса кто-то будет ее повышать. А вот услуги юридических фирм, где все сотрудники на основании доверенности представляют граждан в суде, могут подорожать. Их издержки возрастут, ведь нужно будет, чтобы каждый работник получил статус адвоката, сдал экзамен, а это довольно сложно.

Иван Павлов , адвокат, глава объединения Команда 29:

С одной стороны, я вижу некоторый плюс в том, что деятельность по защите прав граждан будет лицензироваться. У нас же лицензируется медицинская деятельность, а юридическая тоже может быть небезопасной, если не для здоровья человека, то для судьбы.

Но предвидя, как это будет применяться в России, я опасаюсь, что за введением монополии последует определенная чистка рядов в адвокатских палатах, и в результате могут быть вычищены те, кто слишком активно проявляют себя с точки зрения политики и общественной деятельности.

Возможно, неожиданно введут какой-нибудь внешний контроль над адвокатскими палатами, и ради монополии мы пожертвуем своей независимостью — такая опасность есть.

Читайте также:

В России мало адвокатов: есть регионы, где адвокатов меньше сотни, например, в Еврейской автономной области. Вопрос о присвоении адвокатского статуса решается квалификационной коллегией, куда входят не только адвокаты, но и представители Министерства юстиции, претенденты сдают экзамен.

Смотрите так же:  Налог на имущество 2019 год автомобиль

Насколько этот процесс коррупционен, не могу сказать, но, если судить по высказываниям моих коллег, к сожалению, в адвокаты пролезают и люди абсолютно некомпетентные.

Цены что в коллегии адвокатов, что в юридических фирмах очень разные: рынка как такового нет, и нет никаких устоявшихся ставок.

Евгений Емельянов , юрист «Общества защиты прав потребителей»:

Чтобы попасть в адвокаты, люди платят деньги. Вот у меня есть 20 лет юридического стажа, я представительствую в суде по гражданским делам и теперь я буду искать деньги, чтобы попасть в адвокатскую палату?

Я недавно говорил с моим бывшим сослуживцем, который работает адвокатом: по его словам, чтобы попасть к ним, нужно заплатить до миллиона рублей.

При этом претензий к работе лицензированных адвокатов немерено: статус, полученный за деньги, ничего не дает. Даже если ты имеешь квалификацию, но не заплатишь взятку, статус не получишь.

Андрей Гривцов , бывший следователь СКП РФ, в настоящее время адвокат в Адвокатском бюро «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры»:

Я поддерживаю предложение Минюста. И не потому, что я сейчас адвокат, а в связи с тем, что, думаю, что рынок юридических услуг надо упорядочить.

Марина Савватеева , юрист и общественный деятель:

Я категорически против. Это значит загнать всех под крышу, и выполнять чего изволите. А в Госдуме задумывались, как получают, например, юридическую помощь в селах и райцентрах Забайкальского края? Кому там по карману адвокат?!

Александра Букварева , юрист фонда «За права человека»:

Я категорически против. Это продолжение движения в сторону отрезания путей к судебной защите граждан.

Такое требование создает дополнительный барьер между гражданином и судом. Вообще такие барьеры периодически создают и сейчас. Как, например, недавно введенный Кодекс административного судопроизводства, по которому быть защитником в административном суде теперь может быть только человек с высшим юридическим образованием.

Теперь же, обязав всех практикующих юристов получать адвокатский статус, авторы инициативы снизят число практикующих юристов (кто-то из юристов плюнет и не станет получать адвокатский статус и займется деятельностью, не связанной с представительством в суде и в других местах), а также удорожают услуги тех, кто все же пойдет на это. Услуги адвоката и так стоят немало. Это естественно в первую очередь ударит по необеспеченным слоям населения. Если раньше можно было с кем-то «башковитым» договориться о бесплатной защите, или о защите за маленькие, подъемные деньги, то теперь финансово необеспеченным людям придется обязательно нанимать адвоката.

Аргументы тех, кто поддерживает это нововведение, в том, что дескать побольше будет порядка, не будет мошенничества и т.д. Это все полная чушь. Мошенников с адвокатскими корками полно. И эти мошенники никуда, увы, не денутся.

Считаю, что инициатива Минюста — прямое нарушение гарантированного всем Конституцией и Международными соглашениями (в частности, Конвенцией по правам человека) права на защиту. Причем, по имущественному цензу.

Елена Левина , адвокат:

Я поддерживаю. Думаю, квалификационный экзамен стоило бы сдать всем, кто считает себя вправе представлять интересы граждан. А то иногда читаешь жалобы некоторых юристов в защиту их клиентов, и страшно становится от их непрофессионализма.

Алексей Иванов , адвокат в Краснодарской краевой коллегии адвокатов:

Безусловно, инициатива важная и полезная, пусть и запоздалая. Именно у адвокатуры развито «Pro bono» (от лат. pro bono publico — ради общественного блага — ред.), т.е. деятельность в общественных интересах. Как это будут делать посторонние от адвокатуры люди? Кто они? Чем они руководствуются? Каков их мотив? Как вы представляете посторонних людей, защищающих по уголовным делам? Это нонсенс, но это существует в нашей стране.

В целом, сложилась следующая практика европейских стран по поводу адвокатской монополии:

1) Страны, где адвокаты владеют абсолютной монополией на представительство в судах и на консультирование. Лица, не будучи адвокатами, оказывать правовые услуги не могут (Австрия, Кипр, Чехия, Германия, Венгрия).

2) Страны, где адвокаты владеют относительной монополией. В таких странах консультирование по правовым вопросам не является абсолютным правом адвокатов. Любое лицо может давать консультации по правовым вопросам, однако представительство в судах принадлежит исключительно адвокатам (Бельгия, Литва, Норвегия, Португалия).

3) Это у нас, в России. Когда одновременно интересы людей по уголовным делам в судах могут представлять и адвокаты, и юристы. Последние — посторонние лица, ничем не подтверждающие свою компетентность и квалификацию — оказывают юридическую помощь наряду с профессиональными адвокатами.

Помимо России такая практика в Финляндии, Швеции и в большинстве стран бывшего СССР. Большинство же европейских стран принадлежит к первым двум группам, которые являются примерами полной или частичной монополией адвокатов на юридическом рынке. Что важно, все эти страны устанавливают, что защита по уголовным делам может осуществляться исключительно адвокатами. В России же защиту по уголовным делам вправе осуществлять и не адвокаты. В основном такая практика сложилась в силу национальной правовой традиции.

Я положительно отношусь к введению адвокатской монополии. Не столь важно, будет она абсолютная, как в первом варианта, или ограниченная, как во втором, важно ее установление и соответствие юридической профессии высоким стандартам: самоуправление и независимость. Что еще важно: право на принадлежность к профессии безусловно нужно подтверждать: экзамен, лицензия, статус и т.д. Только в этом случае речь может идти и о высоком стандарте и о праве на профессию и о качестве юридических услуг. Адвокаты ведь те же врачи.

И потом, адвокаты платят налоги с гонораров. В отличие от юристов, адвокаты руководствуются в своей деятельности не только законом, но и профессиональными стандартами и кодексом профессиональной этики. Адвокаты несут ответственность перед клиентом, вплоть до лишения статуса. У профессиональной адвокатуры совершенно другие задачи, нежели у людей, оказывающих юридические услуги. Для адвокатуры это не бизнес, а социальная функция. Так называемая «монополия» – это мировой стандарт, проверенный временем. Пора бы и нам подтягиваться к нему, а не идти своим путем неизвестно куда».

Не все юристы смогут представлять интересы клиентов в судах с 2023 г.: разработана новая концепция регулирования юрбизнеса

Ограничить работу иностранных юристов и юридических компаний в России, запретить выступать в судах юристам без адвокатского статуса (за исключением штатных юристов компаний), разрешить создавать адвокатские образования в форме обществ с ограниченной ответственностью или непубличных акционерных обществ. Эти и другие предложения содержатся в новой Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, разработанной Минюстом России.

За последние годы появилось немало проектов с предложением установить адвокатскую монополию. Но дальше обсуждений дело не шло. Теперь Минюст России опубликовал на своем сайте новую Концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи (далее — Концепция). И на этот раз она претендует на реальное воплощение в жизнь.

Зачем нужно что-то менять?

Еще при принятии АПК РФ в нем было указано, что представлять интересы компаний в судах могут только инхаус-юристы либо адвокаты (ч. 5 ст. 59 АПК РФ). В 2004 г. Конституционный суд РФ признал эту норму не соответствующей Конституции РФ в той части, в которой она исключала возможность представлять интересы организаций другим лицам, то есть тем, кто не является адвокатом или не состоит в штате этих организаций (постановление КС РФ от 16.07.2004 № 15-П). С того времени во всех процессах (за исключением уголовного) в судах могут выступать не только адвокаты, но и другие лица. Причем для этого не требуется даже высшего юридического образования.

После этого стали появляться предложения о введении адвокатской монополии. Мотивировка всегда была примерно одинаковая — для улучшения качества оказания юридической помощи. В 2010 г. министр юстиции Александр Коновалов заявил, что готовится соответствующий проект. Сначала была разработана программа «Юстиция», затем появилась концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Со своими проектами выступили Ассоциация юристов России во главе с Павлом Крашенинниковым, а также Федеральная палата адвокатов во главе с Юрием Пилипенко. Но все предложения, связанные с адвокатской монополией, так и остались на стадии обсуждений.

На этот раз Минюст России подготовил новую концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Несмотря на то что в целом юридическое сообщество выступает против адвокатской монополии, многие уже заявили, что это более проработанный документ. В нем разработчики попытались учесть интересы и адвокатов, и юристов без этого статуса.

Главная идея Концепции — не допускать недобросовестных и неквалифицированных представителей в суды. Статистика показывает, что лиц, оказывающих юридические услуги на возмездной основе на порядок больше, чем адвокатов. При этом их деятельность, в отличие от адвокатской, никто не регулирует и не контролирует. Более того, отсутствие единого правового регулирования юридического рынка приводит к тому, что адвокаты, статус которых прекращен из-за нарушения Кодекса адвокатской этики или неисполнения ими своих профессиональных обязанностей перед доверителем, могут продолжить оказывать юридические услуги низкого качества в нерегулируемом сегменте рынка, в том числе представлять интересы клиентов в судах.

Адвокатская монополия за рубежом

Разработчики Концепции настаивают на том, что в адвокатской монополии нет ничего страшного. Во многих странах с развитыми правовыми системами оказывать профессиональную юридическую помощь вправе только лица, обладающие специальным правовым статусом (адвоката, барристера, солиситора и иных). Так, в Германии, Франции, Японии, Индии, Белоруссии большую часть юридических услуг, таких как правовое консультирование и представление интересов доверителя в суде, оказывают именно адвокаты.

Законодательство ряда стран закрепляет определенные изъятия из этого правила. Например, в Германии предоставление юридических услуг лицами, не обладающими статусом адвоката, допускается в кругу семьи или среди близких родственников. В Японии исключительное право на оказание юридических услуг, в том числе на судебное представительство, тоже принадлежит адвокатам. При этом оказание таких услуг лицами, не обладающими статусом адвоката, является преступлением и преследуется уголовным законом.

Смотрите так же:  Приказ министерства культуры рф 558 от 25.08.2010 г.В

Порядок перехода из юристов в адвокаты

С 2019 г. Минюст России предлагает перейти к разработке нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок получения юристами статуса адвоката.

Упрощенный порядок приема в адвокатуру предполагает проверку знаний (квалификационный экзамен) только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Этот экзамен придется сдавать в форме тестирования. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 г. Он будет распространяться на лиц, соответствующих общим требованиям Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре) и одновременно отвечающих ряду дополнительных критериев. Лицам, не отвечающим установленным критериям, необходимо будет сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке.

Квалификационные экзамены в упрощенном порядке могут быть предусмотрены для всех лиц, имеющих:

высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо ученую степень в области юриспруденции, и

стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет в организациях (либо в качестве индивидуальных предпринимателей по этому виду деятельности), оказывающих юридические услуги на территории РФ.

Процедура сдачи экзамена в Концепции не описана. Но сказано, что экзамен можно будет сдавать удаленно через интернет. При этом должна допускаться возможность сдачи повторного экзамена для претендентов, не сдавших его в первый раз, в течение всего переходного периода.

На лиц, получивших статус адвоката в упрощенном порядке, в переходный период не будет распространяться требование о наличии стажа адвокатской деятельности не менее пяти лет у адвоката, учреждающего адвокатский кабинет, либо не менее чем у двух адвокатов, учреждающих коллегию адвокатов.

К 2023 г. все заинтересованные юристы должны будут перейти в адвокатуру. С 1 января 2023 г. представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты, а также штатные юристы в интересах своих компаний (включая государственные и муниципальные), законные представители, руководители организаций. То есть другие юристы, которые сейчас возмездно оказывают юридические услуги, не имея статуса адвоката, не смогут представлять интересы клиентов в судах.

Коммерческие организации, которые оказывают юридические услуги и намерены продолжить эту деятельность в дальнейшем, до 1 января 2023 г. должны будут привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре. При соблюдении всех необходимых требований они смогут получить статус адвокатского образования.

Если к 1 января 2023 г. окажется, что численность адвокатского сообщества не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юридической помощи, то срок для упрощенного порядка перехода в адвокатуру могут продлить.

Работа адвоката по трудовому договору

В Концепции предлагается предоставить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатским образованием. Наем адвоката будет происходить при общем соблюдении гарантий независимости и самостоятельности деятельности адвокатов. Речь идет:

об обязанности соблюдения адвокатом требований адвокатской этики и адвокатской тайны;

об обязанности информирования адвокатом своего работодателя о возможном конфликте интересов, связанном с работой по трудовому договору и адвокатской этикой;

об обязанности адвоката по передаче дел в случае прекращения с ним трудовых отношений (или по его инициативе).

Адвокатские образования в форме ООО

Одно из самых спорных предложений Концепции — разрешить деятельность адвокатских образований в форме коммерческих организаций. Сейчас Закон об адвокатуре позволяет учреждать только некоммерческие организации в качестве адвокатских образований. Но разработчики Концепции предложили внести изменения, в соответствии с которыми адвокатская деятельность сохранит непредпринимательский характер, но при этом адвокатам разрешат создавать не только некоммерческие организации, но и адвокатские образования в организационно-правовых формах коммерческих корпоративных организаций, предусмотренных ГК РФ.

То есть они смогут создавать общество с ограниченной ответственностью, непубличное акционерное общество, полное товарищество, производственный кооператив. В то же время предусмотрят специальный статус таких организаций путем включения ограничительных положений в Закон об адвокатуре (по использованию наименований, составу учредителей, предмету деятельности). При этом для адвокатских образований, созданных в форме коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации, сохранят действующий в настоящее время правовой режим.

Также разработчики предложили разрешить адвокатским образованиям участвовать в закупках юридических услуг частными, государственными и муниципальными организациями. Сейчас Закон об адвокатуре не допускает такой возможности, поскольку соглашения с клиентами заключают не адвокатские образования, а сами адвокаты.

Запрет на деятельность иностранных юристов

В Концепции предлагается ограничить работу иностранных юристов и иностранных юридических компаний. В частности, могут предусмотреть правило о том, что оказание юридической помощи адвокатами или юристами из иностранных государств, которые не имеют статуса адвоката на территории РФ, допускается только при наличии двух условий. Во-первых, если они зарегистрируются в специальном реестре. Этот реестр будет вести федеральный орган юстиции. Во-вторых, если они будут работать только по вопросам права данного иностранного государства и при соблюдении принципа взаимности. То есть если иностранное государство, в котором данное лицо является адвокатом или юристом, предоставляет российским адвокатам на своей территории статус, позволяющий оказывать юридическую помощь.

В то же время иностранные граждане смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо высшее юридическое образование, полученное в иностранном государстве и признаваемое в РФ. Но тоже при соблюдении принципа взаимности.

Не получится обойти эти положения путем создания иностранными юридическими компаниями новых организаций. В Концепции предлагается ввести требования к адвокатским образованиям, устанавливающие запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

Налоги и взносы

Разработчики Концепции предложили освободить адвокатские образования от уплаты НДС. Сейчас услуги адвокатов не облагаются НДС, поскольку адвокаты, не являясь организациями или индивидуальными предпринимателями, не признаются плательщиками НДС. Но если внесут поправки о возможности создавать адвокатские образования, например, в форме ООО, то юридические услуги таких организаций будут облагаться НДС, что приведет к увеличению их стоимости для клиентов. В этой связи предлагается либо полностью освободить адвокатские образования от уплаты НДС, либо освободить их только в отношении услуг, которые адвокаты будут оказывать физическим лицам.

Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке должны отменить взносы при вступлении в адвокатуру либо установить их необременительный и единый размер. Сейчас размер таких отчислений устанавливают собрания (конференции) адвокатов адвокатских палат субъектов РФ, поэтому суммы существенно отличаются в различных регионах.

При заключении соглашения об оказании юридических услуг от имени адвокатского образования сумма вознаграждения за оказание юридической помощи будет признаваться доходом, учитываемым также в целях налогообложения прибыли организации. В этой связи НК РФ могут дополнить нормой, предусматривающей в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, распределение адвокатским образованием вознаграждения между адвокатами согласно заключенному между ними соглашению, а также выплату вознаграждения адвокатам, которые работают по трудовым договорам и не являются партнерами (участниками) такого адвокатского образования.

В части уплаты страховых взносов предлагается сохранить действующий в настоящее время режим обложения страховыми взносами вознаграждения адвокатов независимо от того, какую форму адвокатского образования выбирает адвокат. Также могут оставить для адвокатских образований упрощенную систему налогообложения, которую сейчас применяют многие юридические компании.

Специализация адвокатов

Еще одно предложение — адвокаты смогут получать специализацию. В частности, адвокату, получившему звание специализированного, адвокатская палата могла бы выдавать соответствующий сертификат. В то же время адвокат сохранял бы в полном объеме право практиковать в качестве адвоката общего профиля. Начать внедрение специализации предлагается с ограниченного числа направлений. Например, в сфере недвижимости, корпоративного, налогового, семейного и наследственного права, трудового права и права социального обеспечения. Затем, по мере накопления опыта и заявок адвокатов, число сфер специализации можно было бы расширять.

Сертификат специализированного адвоката будет являться подтверждением того, что качество работы адвоката в соответствующей сфере действительно соответствует заявленной специализации. По сути, он будет являться дополнительным знаком качества, выданным и подтвержденным адвокатской палатой.

Адвокат, желающий получить сертификат специализированного адвоката, должен будет подтвердить уровень знаний в этой сфере доказательствами повышения квалификации на специализированных курсах, наличием практического опыта в выбранной области права, а также успешно сдать экзамен специальной комиссии. Программы обучения, правила сдачи и приема экзаменов, а также состав оценочных комиссий могли бы определяться адвокатской палатой субъекта РФ по согласованию с Федеральной палатой адвокатов РФ.

Специализированный адвокат должен будет в рамках выполнения обязанностей по повышению квалификации, установленных для адвокатов общего профиля, регулярно проходить повышение квалификации в области избранной специализации. Невыполнение этого требования повлечет отзыв звания специализированного адвоката.

На прошлой неделе, 27 октября 2017 г., в Госдуму поступил другой законопроект, устанавливающий требования к представителям в судах (законопроект № 273154-7 «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»). Документ внес депутат Госдумы Павел Крашенинников, сопредседатель Ассоциации юристов России. В законопроекте предлагается установить для судебных юристов требование о наличии высшего юридического образования либо присвоенной в РФ ученой степени по юридической специальности, либо юридического образования, полученного за рубежом, но при условии сдачи профессионального экзамена по юридической специальности в общероссийской общественной организации. Кстати, подобное требование уже частично реализовано. Напомним, что на сегодняшний день в административном процессе могут участвовать только те юристы, которые имеют диплом о высшем юридическом образовании. Теперь аналогичные правила хотят распространить на все виды процесса.

Author: Advokat