Срок привлечения к административной ответственности в рк

Оглавление:

Каков срок исковой давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
За нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 7.29-7.32, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ) установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности. Данный срок исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, а для длящихся правонарушений — за днем его обнаружения.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут в том числе и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 4.5 КоАП РФ установлен срок давности привлечения к административной ответственности, в течение которого лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности и по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев, а при рассмотрении дела судьей — трех месяцев. По ряду административных правонарушений, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год, два года или шесть лет.
Так, Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу 1 января 2014 года, в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ внесены изменения, согласно которым за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 7.29-7.32, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения*(1). То есть в течение года после совершения административного правонарушения, объектом которого являются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов, и состав которых описан в указанных нормах, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности (решение Ростовского областного суда от 24.02.2016 по делу N 11-170/2016, решение Московского городского суда от 12.12.2016 N 7-15330/16, решение Оренбургского областного суда от 27.11.2015 по делу N 21-667/2015, решение Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 01.02.2016 по делу N 12-6/2016, решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 16.05.2016 по делу N 12-329/2016, решение Самарского областного суда от 24.05.2016 по делу N 21-963/2016).
Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (для длящихся правонарушений — за днем его обнаружения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Из положений ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в их взаимосвязи следует, что по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения обсуждаться не может, положение лица не может быть ухудшено, в том числе и при пересмотре дела в порядке ст.ст. 30.2-30.9 КоАП РФ. По смыслу закона, истечение срока давности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

14 апреля 2017 г.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что поскольку до этого времени редакция ст. 4.5 КоАП РФ не содержала указания на специальные сроки давности привлечения к административной ответственности по нормам, размещенным в главе 19 КоАП РФ «Административные правонарушения против порядка управления», суды применяли общий срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ — два месяца (п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 03.07.2013, решение Ростовского областного суда от 20.05.2013 по делу N 11-263).

Кодекс РК Об административных правонарушениях
Статья 62. Освобождение от административной ответственности в связи с истечением срока давности

1. Лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за совершение административного правонарушения в области окружающей среды, а также за нарушение законодательства Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве – по истечении одного года со дня его совершения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Примечание РЦПИ!
В пункт 2 предусмотрено изменение Законом РК от 05.10.2018 № 184-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

2. Физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, а также правонарушения в области налогообложения, защиты конкуренции, сфере таможенного дела, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, об энергосбережении и повышении энергоэффективности, о государственных секретах, о естественных монополиях, о недрах и недропользовании – по истечении одного года со дня его совершения, а юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, правонарушения в области законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности, а также о недрах и недропользовании – по истечении трех лет со дня его совершения, за правонарушения в области налогообложения, защиты конкуренции, сфере таможенного дела, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, о естественных монополиях – по истечении пяти лет со дня его совершения.

3. При длящемся административном правонарушении, а также при совершении административного правонарушения в области бюджетных отношений, посягающего на охраняемые законом интересы общества и государства, лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

При совершении административного правонарушения в области финансов лицо подлежит привлечению к административной ответственности не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения, но не может быть привлечено к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

4. Положения частей первой и третьей настоящей статьи не распространяются на случаи, когда административное правонарушение способствовало совершению уголовного правонарушения и об этом стало известно в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела. Суд вправе в порядке, предусмотренном частью первой статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, наложить на лицо, виновное в таком правонарушении, административное взыскание, если с момента совершения административного правонарушения прошло не более одного года.

5. Течение срока наложения административного взыскания за административное правонарушение приостанавливается с момента назначения экспертизы, вынесения определения о приводе лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также направления дела в суд или должностному лицу государственного органа, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях.

Исчисление этих сроков возобновляется с момента получения результатов экспертизы, дела об административном правонарушении судом или должностным лицом государственного органа, уполномоченным его рассматривать в соответствии с настоящим Кодексом, а также фактического доставления лица, привлекаемого к административной ответственности, в орган (к должностному лицу), исполняющий определение о приводе.

Общий срок привода не может превышать более одного месяца.

Смотрите так же:  Сколько налог на прибыль в беларуси

6. В случае прекращения уголовного дела при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня поступления решения о его прекращении.

7. Течение срока наложения взыскания за административное правонарушение прерывается, если до истечения сроков, указанных в частях первой и третьей настоящей статьи, лицо совершит новое административное правонарушение. Исчисление срока в этих случаях начинается с момента обнаружения нового административного правонарушения.

8. Постановление судьи или уполномоченного органа о прекращении административного производства вне зависимости от срока, предусмотренного в части первой настоящей статьи, может быть пересмотрено по протесту прокурора в течение года со дня вступления его в законную силу.

Примечание. Длящимся признается правонарушение, которое характеризуется непрерывным осуществлением единого состава определенного деяния, предусмотренного статьей Особенной части настоящего раздела, и не завершено к моменту его обнаружения.

Сноска. Статья 62 с изменениями, внесенными законами РК от 29.10.2015 № 376-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 03.12.2015 № 432-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.12.2016 № 34-VI (вводится в действие с 01.01.2017); от 28.12.2017 № 127-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Сроки давности привлечения лица к административной ответственности (Н.И.Мамонтов, Судья Верховного Суда Казахстана в почетной отставке, член Высшего Судебного Совета Казахстана; В.Н. Мамонтов, секретарь судебного заседания Алматинского районного суда города Астаны)

Судья Верховного Суда Казахстана

в почетной отставке, член Высшего

Судебного Совета Казахстана

секретарь судебного заседания

Алматинского районного суда

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее — Кодекс) устанавливает не только виды и размеры административных наказаний для лиц, совершивших административные правонарушения, но и сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо не могут быть привлечены к административной ответственности.

Под административной ответственностью понимаются предусмотренные Кодексом виды административного наказания, назначаемые юридическому лицу или вменяемому физическому лицу, достигшему возраста шестнадцати лет, в отношении которого ведется производство о конкретном административном правонарушении, если это правонарушение по своему характеру не влечет наступление уголовной ответственности.

Под сроком давности привлечения лица к административной ответственности понимается период времени, исчисляемый со дня совершения или дня выявления административного правонарушения, и до дня вступления постановления о привлечении лица к административной ответственности в законную силу. С истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности исключается общественная опасность административного правонарушения, а назначение лицу административного наказания становится просто нецелесообразно.

Началом течения срока давности привлечения лица к административной ответственности считается, по общему правилу, день совершения административного правонарушения.

Днем совершения административного правонарушения признается день выполнения физическим или юридическим лицом объективной стороны предусмотренного Кодексом противоправного, виновного (умышленного или неосторожного) действия или бездействия, влекущего административную ответственность, независимо от времени наступления последствий [1] .

Помимо общего двухмесячного срока давности привлечения лица к административной ответственности законодатель предусмотрел более длительные сроки:

— один год со дня совершения физическим лицом деяния, квалифицируемого как 1) административное коррупционное правонарушение; 2) правонарушение о области налогообложения; 3) правонарушение в области защиты конкуренции; 4) правонарушение в сфере таможенного законодательства; 5) правонарушение в области законодательства о пенсионном обеспечении; 6) правонарушение в области законодательства об обязательном социальном страховании; 7) правонарушение в области законодательства об энергосбережении и повышении энергоэффективности; 8) правонарушение в области законодательства о государственных секретах; 9) правонарушение в области законодательства о естественных монополиях;

— три года со дня совершения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деяния, квалифицируемого 1) как административное коррупционное правонарушение, 2) правонарушение в области законодательства об энергосбережении и повышении энергоэффективности;

— пять лет со дня совершения деяния, квалифицируемого 1) в области налогообложения; 2) правонарушение в области защиты конкуренции; 3) правонарушение в сфере таможенного дела; 4) правонарушение в области законодательства о пенсионном обеспечении; 5) правонарушение в области законодательства об обязательном социальном страховании; 6) правонарушение в области законодательства о естественных монополиях;

— один год на все административные правонарушения, которые способствовали совершению уголовного правонарушения, о чем стало известно в хода расследования уголовного дела.

Законодатель указал, что в случае прекращения уголовного дела, если в действиях правонарушителя усматриваются признаки административного правонарушения, это лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня поступления постановления о прекращении производства по уголовному делу. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении выносит прокурор [2] .

Законодатель также предусматривает и административные правонарушения, за совершение которых срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется не со дня совершения, а со дня обнаружения.

К таким правонарушениям отнесены длящиеся административные правонарушения, а также административного правонарушения в области бюджетных отношений либо посягающие на охраняемые законом интересы общества и государства [3] .

К длящимся административным правонарушениям относятся такие, в которых состав правонарушения характеризуется непрерывным осуществлением единого деяния, предусмотренного Особенной частью Кодекса, не завершившегося к моменту обнаружения деяния [4] .

Примером длящегося административного правонарушения может являться незаконное хранение холодного оружия или огнестрельного оружия либо боеприпасов; допуск к работе лица без заключения трудового договора; невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию детей; непринятие мер к уничтожению дикорастущей конопли и т.д.

Указанные выше сроки давности привлечения лица к административной ответственности, подлежащие исчислению со дня совершения административного правонарушения или со дня обнаружения административного правонарушения, имеют важное правовое значение — их истечение влечет безусловное прекращение производства по делу [5] . Вступившее в законную силу постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по мотивам истечения срока давности привлечения лица к административной ответственности исключает повторное привлечение лица к административной ответственности, если только постановление не будет отменено специализированной судебной коллегией Верховного Суда Казахстана по основаниям, предусмотренным Кодексом [6] .

Срок давности привлечения лица к административной ответственности не следует отождествлять со сроком производства по делу об административном правонарушении, но срок производства по делу об административном правонарушении включается в срок давности привлечения лица к административной ответственности.

Срок производства по делу об административном правонарушении исчисляется со дня составления уполномоченным должным лицом протокола об административном правонарушении, со дня вынесения прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, объявления судьей (председательствующим коллегиального состава суда) об установлении факта проявления неуважения к суду со стороны присутствующего в зале судебного заседания лица, с момента доставления уведомления о фиксации административного правонарушения в сфере дорожного движения сертифицированным специальным контрольно-измерительным техническим средством и прибором, работающим в автоматическом режиме, а также уведомления об административных правонарушениях, дела по которым рассматриваются должностными лицами органов государственных доходов [7] .

Протокол об административном правонарушении должен составляться в день совершения административного правонарушения (незамедлительно), а при выявлении административного правонарушения, требующего расследования (проверки), протокол составляется незамедлительно после принятия соответствующего решения по результатам расследования.

Если по делу требуется проведение экспертизы, то протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток со дня получения заключения, а если требуется установление размера суммы ущерба, нанесенного окружающей среде, то протокол об административном правонарушении составляется в течение одних суток со дня установления такого ущерба [8] .

В предусмотренных Кодексом случаях протокол об административном правонарушении не составляется, а производство по делу об административном правонарушении считается законченным путем вынесения постановления об объявлении предупреждения, вручения уведомления об уплате штрафа по признанному правонарушению, рассмотрением заявления или постановления прокурора [9] .

Протокол об административном правонарушении или постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в течение трех суток со дня составления подлежит направлению для рассмотрения дела об административном правонарушении соответствующему должностному лицу уполномоченного государственного органа по подведомственности или в суд по подсудности. Если санкция статьи, по которой квалифицировано административное правонарушение, предусматривает административное наказание в виде административного ареста, то материалы дела об административном правонарушении направляются в соответствующий суд (специализированный административный суд, специализированный ювенальный суд или в районный (городской) суд в тот же день, в котором был составлен протокол или прокурором вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении [10] .

Дело об административном правонарушении, поступившее должностному лицу уполномоченного государственного органа в соответствии с подведомственностью и судье суда первой инстанции в соответствии с подведомственностью и подсудностью должно быть рассмотрено по существу в течение пятнадцати суток со дня его получения. В этот срок включается и срок подготовки дела к рассмотрению [11] .

Если в суд поступило дело об административном правонарушении, за совершение которого санкция предусматривает административное наказание в виде административного ареста или административного выдворения иностранца за пределы Казахстана, то оно должно быть рассмотрено судьей в день поступления в суд. При этом законодатель ничего не говорит о том, применено ли к физическому лицу административное задержание [12] .

Смотрите так же:  Требования к кабинету музыки в школе

Если же по делу об административном правонарушении в отношении физического лица в качестве меры обеспечения производства по делу применено административное задержание, то дело должно быть рассмотрено судьей не позднее сорока восьми часов с момента задержания [13] .

Однако такая мера обеспечения производства по делу как административное задержание может применяться на срок не более трех часов [14] . Продление срока административного задержания Кодексом не предусмотрено, задержание является временным лишением свободы физического лица, но неясно, на каком законном основании физическое лицо может быть лишено свободы на срок более трех часов, но до рассмотрения дела не позднее сорока восьми часов с момента поступления его в суд.

Если для рассмотрения дела об административном правонарушении требуется выяснение дополнительных обстоятельств по ходатайству участников производства или по инициативе судьи или должностного лица уполномоченного государственного органа, то названные лица выносят мотивированное определение о продлении срока рассмотрения дела, но не более чем на один месяц. При этом срок производства по делу об административном правонарушении не приостанавливается [15] .

Вынесенное должностным лицом уполномоченного государственного органа или судьей суда первой инстанции постановление по делу об административном правонарушении объявляется присутствовавшим при его рассмотрении участникам производства или судопроизводства, а копия постановления вручается в сроки, установленные законом [16] .

На постановление по делу об административном правонарушении участниками производства может быть подана жалоба, а прокурором — протест в течение десяти суток со дня получения (вручения) копии постановления [17] .

На постановление по делу об административном правонарушении, предусматривающим административную ответственность за неисполнение или ненадлежащим образом исполнения налогового обязательства или обязательства, предусмотренного законодательством о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании

На постановление по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом уполномоченного государственного органа, апелляционное ходатайство или протест прокурора могут быть поданы вышестоящему должностному лицу в порядке непосредственной подчиненности либо в специализированный административный суд, специализированный ювенальный суд, а при отсутствии в административно-территориальной единице указанных видов судов — в районный (городской суд).

Вынесенное вышестоящим должностным лицом уполномоченного государственного органа постановление по результатам рассмотрения апелляционной ходатайства или апелляционного протеста прокурора на постановление должностного лица уполномоченного государственного органа может быть обжаловано (опротестовано) в течение десяти дней со дня вручения копии постановления в суд первой инстанции [18] .

Если постановление должностного лица уполномоченного государственного органа не было обжаловано (опротестовано) вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу уполномоченного государственного органа или в суд, оно вступает в законную силу.

Если постановление вышестоящего должностного лица уполномоченного государственного органа, вынесенное по результатам рассмотрения апелляционного ходатайства (протеста) не было обжаловано (опротестовано) в суд первой инстанции, оно вступает в законную силу.

Если постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судом первой инстанции не было обжаловано (опротестовано) в суд апелляционной инстанции, то оно вступает в законную силу со дня вынесения постановления судом апелляционной инстанции.

Постановление должностного лица уполномоченного государственного органа, постановление вышестоящего должностного лица уполномоченного государственного органа, постановление судьи суда первой инстанции со дня вступления в законную силу означает, что физическое или юридическое лицо привлечено к административной ответственности и срок давности привлечения этого лица к административной ответственности истек [19] .

Срок давности привлечения физического или юридического лица к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения или со дня выявления такого правонарушения и завершается днем вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. В этот срок включается и период рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом или вышестоящим должностным лицом уполномоченного государственного органа либо судьей суда первой или апелляционной инстанций.

Если принять во внимание все предусмотренные Кодексом сроки составления протокола об административном правонарушении, сроки рассмотрения дела должностным лицом уполномоченного государственного органа, сроки вручения (направления) копии постановления, сроки подачи апелляционного ходатайства (протеста прокурором), сроки их рассмотрения вышестоящим должностным лицом уполномоченного государственного органа, сроки вручения (направления) копии постановления вышестоящего должностного лица уполномоченного государственного органа, сроки обжалования (опротестования) этого постановления, сроки рассмотрения ходатайства (протеста) судьей суда первой инстанции, то возникает реальная опасность при несоблюдении этих сроков того, что к моменту рассмотрения дела судьей суда первой инстанции двухмесячный срок давности привлечения лица к административной ответственности истечет. А это может повлечь за собой вынесение постановления об отмене постановлений должностного лица и вышестоящего должностного лица уполномоченного государственного органа и прекращения производства по делу за истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Чтобы исключить возможность принятия такого процессуального решения, было бы целесообразно при соблюдении сроков движения (рассмотрения) дел об административных правонарушениях увеличить общий срок давности привлечения лица к административной ответственности с двух до четырех месяцев.

Кодексом предусмотрены производства по пересмотру вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях по основаниям допущенных нарушений закона при рассмотрении таких дел и по пересмотру вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам [20] . Однако эти производства находятся за пределами сроков давности привлечения лица к административной ответственности, поскольку со дня вступления постановления в законную силу действие института сроков давности привлечения лица к административной ответственности прекращено.

[1] ч. 2 ст. 4 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года, в редакции от 11 июля 2017 года

Какой срок давности привлечения к административной ответственности по нарушениям

миграционного законодательства в Казахстане.

5 ответов на вопрос от юристов 9111.ru

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ указывает в ст. 62 срок давности:

«Статья 62. Освобождение от административной ответственности в

связи с истечением срока давности

1. Лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды – по истечении одного года со дня его совершения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, а также правонарушения в области налогообложения, сфере таможенного дела, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, об энергосбережении и повышении энергоэффективности, о государственных секретах, естественных монополиях и регулируемых рынках и антимонопольного законодательства по истечении одного года со дня его совершения, а юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, а также правонарушения в области законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности по истечении трех лет со дня его совершения, а за правонарушение в области налогообложения, сфере таможенного дела, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, естественных монополиях и регулируемых рынках и антимонопольного законодательства – по истечении пяти лет со дня его совершения.

3. При длящемся административном правонарушении, а также при совершении административного правонарушения в области бюджетных отношений, посягающего на охраняемые законом интересы общества и государства, лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

При совершении административного правонарушения в области финансов лицо подлежит привлечению к административной ответственности не позднее пяти лет со дня совершения административного правонарушения, но не может быть привлечено к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

4. Положения частей первой и третьей настоящей статьи не распространяются на случаи, когда административное правонарушение способствовало совершению уголовного правонарушения и об этом стало известно в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела. Суд вправе в порядке, предусмотренном частью первой статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, наложить на лицо, виновное в таком правонарушении, административное взыскание, если с момента совершения административного правонарушения прошло не более одного года.

5. Течение срока наложения административного взыскания за административное правонарушение приостанавливается с момента назначения экспертизы, а также направления дела в судебные инстанции или должностному лицу государственного органа, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях.

Исчисление этих сроков возобновляется с момента получения результатов экспертизы.

6. В случае прекращения уголовного дела при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня поступления решения о его прекращении.

7. Течение срока наложения взыскания за административное правонарушение прерывается, если до истечения сроков, указанных в частях первой и третьей настоящей статьи, лицо совершит новое административное правонарушение. Исчисление срока в этих случаях начинается с момента обнаружения нового административного правонарушения.

Смотрите так же:  Льготы на землю участникам вов

8. Постановление судьи или уполномоченного органа о прекращении административного производства вне зависимости от срока, предусмотренного в части первой настоящей статьи, может быть пересмотрено по протесту прокурора в течение года со дня вступления его в законную силу.

Примечание. Длящимся признается правонарушение, которое характеризуется непрерывным осуществлением единого состава определенного деяния, предусмотренного статьей Особенной части настоящего раздела, и не завершено к моменту его обнаружения.»

Кодекс Республики Казахстан от 30.01.2001 N 155-II
«Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»

Раздел 2. Административное правонарушение и административная ответственность

Подраздел 1. Общая часть

Глава 8. Освобождение от административной ответственности и административного взыскания

Статья 69. Освобождение от административной ответственности в связи с истечением срока давности

1. Лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды — по истечении одного года со дня его совершения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, а также правонарушения в области налогообложения, сфере таможенного дела, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, об энергосбережении и повышении энергоэффективности, естественных монополиях и антимонопольного законодательства по истечении одного года со дня его совершения, а юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, а также правонарушения в области законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности по истечении трех лет со дня его совершения, а за правонарушение в области налогообложения, сфере таможенного дела, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, естественных монополиях и антимонопольного законодательства — по истечении пяти лет со дня его совершения.

3. При длящемся административном правонарушении, а также при совершении административного правонарушения в области бюджетных отношений, посягающего на охраняемые законом интересы общества и государства, лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

При совершении административного правонарушения в области финансов лицо подлежит привлечению к административной ответственности не позднее пяти лет со дня совершения административного правонарушения, но не может быть привлечено к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

4. Положения частей первой и третьей настоящей статьи не распространяются на случаи, когда административное правонарушение способствовало совершению преступления и об этом стало известно в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела. Суд вправе в порядке, предусмотренном частью первой статьи 387 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, наложить на лицо, виновное в таком правонарушении, административное взыскание, если с момента совершения административного правонарушения прошло не более одного года.

4-1. Течение срока наложения административного взыскания за административное правонарушение приостанавливается с момента направления дела в судебные инстанции или должностному лицу государственного органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.

Исчисление этих сроков возобновляется в случаях возвращения дела органу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для устранения недостатков.

5. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

6. Течение срока наложения взыскания за административное правонарушение прерывается, если до истечения сроков, указанных в частях первой и третьей настоящей статьи, лицо совершит новое административное правонарушение. Исчисление срока в этих случаях начинается с момента обнаружения нового административного правонарушения.

7. Постановление судьи или уполномоченного органа о прекращении административного производства вне зависимости от срока, предусмотренного в части первой настоящей статьи, может быть пересмотрено по протесту прокурора в течение года со дня вступления его в законную силу.

Примечание. Длящимся признается правонарушение, которое характеризуется непрерывным осуществлением единого состава определенного деяния, предусмотренного статьей Особенной части настоящего раздела, и не завершено к моменту его обнаружения.

Срок исковой давности по административным нарушениям

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в частности гл. 2 ст. 1, правонарушение – есть действие, противоречащее закону, совершенное физическим или юридическим лицом. Отметим, что правонарушением является не только уже совершенное действие, но также и его отсутствие, признающееся, как общественно опасное. Административное правонарушение отличается от преступления степенью общественной опасности и является наказуемым. Административная ответственность за совершение противоправных действий регламентируется КоАП и законами субъектов РФ. В соответствии с законодательством РФ, административными правонарушениями принято считать: нарушения в сфере транспортных перевозок, посягательства на права и здоровье граждан, несоблюдение правил охраны окружающей среды и т.д.

В случаях установления судом факта возможности избежать нарушения норм и требований законодательства, но подозреваемый при совершении противоправного действия умышленно этого не выполнил либо выполнил, но не в полном объеме, возникновение административного правонарушения будет доказано.

К административным наказаниям относятся штрафы, административный арест, общественные работы и т.д. Кроме наказания, которое было определено судом, виновный в совершении административного правонарушения обязан возместить принесенный ущерб либо исполнить обязательства, невыполнение которых стало основанием для вынесения наказания.

Что такое исковая давность

В соответствии с действующим ГК РФ исковая давность – это срок, который был установлен судом для защиты законных прав и интересов лица, чьи права были нарушены. Значение исковой давности стимулирует участников гражданско-правовых отношений в случае их нарушения своевременно предъявлять требования о защите своих законных прав и интересов. По истечении срока давности лицо, чьи права были нарушены, лишается судебной защиты.

Какие существуют сроки исковой давности по административным нарушениям

В каждой законодательной отрасли определены свои сроки давности, которые регламентируются конкретным законодательным документом. Так, например, срок исковой давности по гражданским делам определяется ст. 195-208 Гражданского кодекса РФ, а сроки исковой давности по административным правонарушениям устанавливаются ст. 4.5-4.6 КоАП РФ.

Отметим, что по отношению к административным нарушениям применимо понятие давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с законодательной базой определяется следующая давность привлечения виновного в правонарушении лица к административной ответственности:

  1. Постановления по делам об административном правонарушении могут быть вынесены только по истечении 2 месяцев (по делам, рассматриваемым судом, определен срок — 3 месяца) с момента совершения правонарушения.
  2. Постановления по делам о нарушении законодательства РФ (о защите детей, авторском праве, об охране окружающей среды, пожарной безопасности и другие) выносятся по истечении срока давности – 1 год с момента совершения правонарушения.
  3. В случае совершения административного правонарушения, повлекшего наказание в виде дисквалификации, виновный может быть привлечен к ответственности не позднее 1 года с момента совершения противоправного деяния, при длящемся правонарушении – не позднее 1 года с момента его выявления.
  4. За нарушение Таможенного законодательства РФ и ряд других правонарушений виновное в совершении противоправного действия лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение 2-х лет, нарушение закона о противодействии коррупции и ряд других правонарушений предполагает срок исковой давности – 6 лет.
  5. При обнаружении нарушения закона об использовании запрещенных препаратов исковая давность дела начинается со дня подтверждения факта применения запрещенного препарата Общероссийской Антидопинговой Организацией.
  6. Отказ в возбуждении уголовного дела либо его прекращение при обнаружении признаков административного нарушения предполагает начало исчисления срока исковой давности с момента принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении.

Отдельным пунктом стоит рассмотреть вопрос, связанный с административными правонарушениями касаемо штрафов за нарушения Правил дорожного движения (ПДД). Сроки исковой давности в этих случаях составляют 12 месяцев с момента обнаружения нарушения. Полученную квитанцию из ГИБДД о штрафе водитель вправе обжаловать в 10-тидневный срок, в противном случае штраф должен быть уплачен в полном размере с предоставлением квитанции об оплате в орган, которым было вынесено постановление.

В случае неисполнения данного обязательства дело об административном правонарушении может быть передано в суд либо судебным приставам, что в свою очередь, может повлечь за собой увеличение суммы штрафа, исполнение обязательных работ на срок до 50 часов, административный арест на срок до 15 суток.

Все дела по административным правонарушениям до передачи их в суд имеют возможность досудебного урегулирования споров. Кроме того, исковая давность по административному делу может быть приостановлена в случаях удовлетворения ходатайства виновного лица о рассмотрении дела по его месту жительства. Приостановление дела начинается с момента удовлетворения представленного ходатайства, срок действия устанавливается до дня поступления материалов уполномоченному лицу либо судье по месту жительства лица, совершившего правонарушение.

Author: admin