Севрский мирный договор условия

Турция в Первой мировой войне: Мудроский, Севрский и Лозаннский мир

Причины вступления Османской империи в Первую мировую войну

Турция в начале прошлого века продолжала оставаться, если и не великой, то все еще Империей, пытающееся сохранить былую свою славу и остатки территориального обширного территориального пространства.

Произошедшая накануне Первой мировой войны смена власти в империи стала причиной продолжительной и кровопролитной войны с Италией, в которою включились многие Балканские страны. Военный конфликт 1911-1913 годов стоил Османской империи Салоников, Македонии, Албании и целого ряда других территорий, потеря которых сократила размер государства практически до нынешней величины. Оказавшись в числе проигравших, турецкий султан осознал, что продолжись противостояние еще хоть год, и от его императорского трона ничего не останется, потому, не задумываясь, принял предложение кайзеровской Германии об оказании Турции военной и политической поддержки.

Турция рассчитывала на поддержку Германии в возвращении большей части отторгнутых от нее территорий, и была готова ради этой цели пойти на все, в том числе и стать одной из стран участниц Центрального блока держав. Тесные дипломатические отношения между Германией и Турцией стали развиваться в 1913 году, после того, как в Стамбул прибыла немецкая миссия, которую возглавил Лиман фон Сандерс. В начале августа 1914 года, когда мир уже был охвачен войной, Турция и Германия подписали секретные протоколы, вступать в войну Турцию в принципе не обязывающие, но предусматривающие данное обстоятельство.

3 августа Турция объявила о том, что готова придерживаться нейтралитета в ведомой великими державами войне. Военное командование турецкой армии имело веские причины опасаться того, что объявив о своей поддержке Германии и Австро-Венгрии, страна окажется втянутой в войну не только с Россией, но также и с Англией, Францией и рядом Балканских государств. Военные действия против Румынии и Сербии с целью возвращения своих территорий для Турции могли означать введение в войну русских войск, имевших большой опыт ведения боевых действий на Кавказе, где турки на успех в этот момент претендовать не могли.

План вступления в Первую мировую войну Турции был готов уже в середине лета, но после первых успехов русских, английских и французских армий его пришлось значительно пересмотреть и доработать. Окончательная версия плана сложилась к началу сентября 1914 года. Придерживаясь данной версии, 4-я турецкая армия должна была начать действовать на территории Египта, а 3-я приступить к немедленному наступлению в Восточной Анатолии. По существу разработанный план был весьма неплох, единственным его минусом было отсутствие денег и современного оружия. Столетия не утихающих военных конфликтов ослабили страну до невозможности, единственными в чем не было недостатка являлись людские ресурсы, принять участие в Первой мировой войне вызвались сразу более 2.5 миллионов мобилизованных.

Начало Первой мировой для Турции

Несмотря на явную неподготовленность к войне, турецкое правительство от решительного в нее вступления не отказывалось, уже к октябрю 1914 года выкупив у немецкой стороны одновременно два военных корабля с немецкими экипажами на борту. Первая мировая война для турецкой стороны началась с вторжения турецкой армии на территорию Батумской области, являвшейся составной частью Российской империи. Нападение было совершено 19 октября 1914 года, а уже 2 ноября Российская империя объявила Османской империи войну, спустя три дня это же сделали Великобритания и Франция.14 ноября Турция подтвердила в официальном заявлении свое вступление в войну против этих стран на стороне Германии и Австро-Венгрии.

Закавказье, Балканы, Египет, Палестина, Аравия, Ирак

Закавказье и Балканские государства в первые месяцы войны являлись основными фронтами ведения боевых действий. В этом регионе турецкие солдаты в очередной раз встали лицом к лицу с русскими, именно здесь стало окончательно ясно, насколько слабой и неподготовленной является армия турецкого султана. Совсем иные события можно было наблюдать на всем протяжении последующих трех военных лет в Египте, Палестине, Аравии и Ираке, где против турок выступили англичане, французы, индийцы и арабы. В этих регионах турки, несмотря на значительные потери, наносили не менее значительный урон. Так, на территории Ирака турецкой армией было уничтожено свыше 90 тысяч англичан, такие же потери наблюдались на территории Египта и Палестины.

Вместе с тем, к концу войны турки потеряли практически всю свою армию, свыше 700 тысяч солдат было убито на поле боя, еще более чем 400 тысяч погибло от болезней, связанных с ранениями и болезнями, примерно 60 тысяч пропало без вести. К сожалению, эти цифры являются далеко не полными, поскольку подробных записей в те времена никто не вел, а очевидцев событий в наши дни уже не сохранилось. Дольше всего турки продержались в Египте и Сирии, но и там к октябрю 1918 года были вынуждены начать отступление и признать себя проигравшими.

30 октября 1918 года в портовом городе Мудросе на острове Лемнос представители воющих сторон подписали перемирие, ставшие предпосылкой для дальнейшего установления мира.

Севрский мирный договор

10 августа 1920 года бывшая уже Оманская империя и государства союзники по Антанте, собравшиеся во французском городе Севр подписали мирный договор, ратификация которого означала бы окончание военных действий и переход страны к миру на официальных условиях.

Условия заключенного мира турецкую сторону не удовлетворяли, поскольку их принятие означало бы для страны следующее:

Турция обязывалась более не претендовать на земли в Африке и передавала все свои территории Великобритании и Франции;

Додкаденские острова, являвшиеся важным стратегическим объектом, отходили к Италии;

Большая часть турецкой территории передавалась Сербии, Греции, Румынии и Албании;

Столица Турции – Константинополь передавалась под международное управление;

Турция была обязана признать территориальную целостность Армении и право президента США устанавливать разграничительные границы;

На бывшей турецкой территории предполагалось создать независимое государство Курдистан.

В случае принятия договора Турция, не только как империя, но и как государство существовать переставала, потому правительство отказалось ратифицировать соглашение и продолжило войну.

Новый мир был заключен только в 1922 году, после чего Османская империя перестала существовать не только де-факто, но и де-юре, а условия Севрского мира признаны недействительными, благодаря чему страна все же не потеряла своей целостности.

Окончательно Севрский мир был упразднен на Лозаннских конференциях 1923 года, потому многими историками в качестве документа, завершающего Первую мировую войну для Турции не рассматривается.

В Первой мировой последний раз воевали Российская и Османская империи. И вскоре обе империи перестали существовать. Арабское восстание 1916-1918 заслуживает упоминания как одно из ключевых событий Первой мировой в этом регионе.

Думаю, ключевым событием на Ближневосточном ТВД в ту войну был десант Антанты в проливах. Именно оборона Дарденелл показала все положительные стороны турецкого солдата: храбрость, стойкость, способность к осмысленным действиям. Недостаточная подготовка и слабость офицерского корпуса — причины, приводившие к поражениям армии султана, в Дарданелльской операции были нивелированы. Результат — десятки тысяч убитых англичан и полный провал «Владычицы морей».

После наступления османов на Батум, аджарцы подняли восстание и начали против императорской армии партизанскую войну. Такой вот факт.

Севрский мирный договор (1920)

Севрский мирный договор, Севрский мир (англ. Treaty of Sèvres ) — один из договоров по итогам Первой мировой войны.

Основные данные

Подписан 10.08.1920 г. в г. Севр (Франция) странами Антанты и присоединившимися к ним государствами Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Хиджазом, Чехословакией и Арменией, с одной стороны, и правительством Османской империи, с другой.

Договор отменил Османскую империю и обязал Турцию отказаться от всех прав на арабские страны Азии и Северной Африки. Договор также предусматривал:

  • независимость Армении,
  • автономию Курдистана,
  • греческое присутствие в восточной Фракии и на анатолийском западном побережье, а также
  • греческий контроль над островами Эгейского моря, с которых можно контролировать Дарданеллы.

Отвергнутый новым турецким националистическим режимом, Севрский договор был заменен Лозаннским договором в 1923 году.

Связь между договором и условиями британского мандата на Эрец-Исраэль

Вопрос об окончательных границах Палестины должен был решиться в результате переговоров между Великобританией и Францией. Соответствующие параграфы вошли в текст Севрского договора.

США, не принимавшие участия в конференции в Сан-Ремо и подписании Севрского договора, выразили поддержку Декларации Бальфура в форме специального законодательного акта (июнь-сентябрь 1920 г.).

Из-за сложных международных переговоров о статусе святых мест, форме правления в Сирии и Ливане и границах между Сирией и Ираком британский мандат был утвержден Советом Лиги Наций лишь 24 июля 1922 г. Так как республиканское правительство Турции отказалось ратифицировать Севрский договор, мандат вступил в силу лишь 29 сентября 1923 г. — через день после ратификации Лозанского договора, согласно которому Турция формально отказалась от тех частей Османской империи, которые фактически отделились от нее ранее.

  • Д. Киган. Первая мировая война. — Москва, 2004
  • F. Schevill. The history of the Balkan Peninsula from the earliest times to the present. — New York: Harcourt, Brace and Company, 1922. [Существуют репринты, некоторые с измененным названием: ISBN 0-405-02774-5, ISBN 0-8369-5908-6, ISBN 0-88029-697-6, ISBN 1-125-56548-9 и др.]
  • S. Kostova (сост.). Rulers of the Ottoman Empire. The sultans of the Osman Gazi dynasty. — Sophia: KIBEA publishimg co., 2003. ISBN 954-474-329-4.
  • КЕЭ, том 3, кол. 62–218
  • Treaty of Sèvres ALLIES-TURKEY (1920) — Encyclopædia Britannica
  • British White Papers: Churchill White Paper (June 3, 1922) | Jewish Virtual Library
  • Текст Севрского договора
  • Севрский мирный договор и акты, подписанные в Лозанне. — М.: 1927. — 135 с. — (Пер. с франц.).
  • The Treaty of Sèvres, 1920 (англ.) . lib.byu.edu (Last modified on 20 May 2009). Проверено 18 декабря 2014.
Смотрите так же:  Куда писать заявление по ст 119 ук

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк в ЭЕЭ

Последние изменения на 18:15 9 августа 2016

СЕ́ВРСКИЙ МИ́РНЫЙ ДОГОВО́Р 1920

  • В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 660

    Скопировать библиографическую ссылку:

    СЕ́ВРСКИЙ МИ́РНЫЙ ДОГОВО́Р 1920, ме­ж­ду Ос­ман­ской им­пе­ри­ей и го­су­дар­ст­ва­ми-по­бе­ди­те­ля­ми в 1-й ми­ро­вой вой­не. Под­пи­сан 10 авг. в г. Севр (близ Па­ри­жа), но в си­лу не всту­пил.

    Севрский мирный договор 1920 года, 10 августа (Вышинский)

    Легенда карты:

    Линия из жирных точек – Границы Османской империи на 1914 год.
    Жирная пунктирная линия – Границы Турции по Севрскому договору 1920 года.
    Сплошная жирная линия – Зона проливов, передававшаяся по Севрскому договору под контроль международной комиссии проливов.
    Участок, заштрихованный точками – Территории, отходившие к Греции (район Измира формально выделялся в самостоятельную область).
    Участок, заштрихованный вертикальными чёрточками со смещением – Территория, которую намечалось включить в дашнакскую Армению.
    Участок, ограниченный линией из поперечных штрихов – Территория, которую намечалось включить в «автономный» Курдистан.
    Также на карте обозначены «сферы влияния»:
    Вертикальная штриховка – Франции,
    Наклонная штриховка – Италии.

    Севрский мирный договор 1920 года — между султанской Турцией и союзными державами-победительницами в первой мировой войне — Великобританией, Францией, Италией и Японией (названными Севрским мирным договором главными союзными державами), Арменией (в то время дашнакской), Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Сербо-хорвато-словенским государством, Хиджазом и Чехословакией — подписан 10. VIII в г. Севре (близ Парижа).

    Севрский мирный договор принадлежит к группе международных договоров, завершивших первую мировую войну и образующих так называемую версальскую систему (см. Версальский мирный договор 1919 года). Севрский мирный договор оформил раздел Турции, составлявший одну из основных империалистических целей войны для стран Антанты (см. «Сайкс — Пико соглашение», Сен-Жан де Морьенн соглашение и Мудросское перемирие).

    Вопрос о разделе Турции не раз обсуждался во время Парижской мирной конференции, однако, переплетаясь с вопросом о репарациях и территориальными вопросами в Западной Европе, он служил объектом комбинаций и сделок между державами и разрешён ими не был. Только в начале 1920 года конференция послов главных союзных держав в Лондоне разработала, наконец, проект мирного договора с Турцией. В апреле 1920 года на конференции в Сан-Ремо (см.) между Англией и Францией было достигнуто соглашение о разделе азиатских владений Турции; тогда же был выработан проект мирного договора с Турцией. 11. V 1920 года этот проект был сообщён делегации султанского правительства, прибывшей для этого в Париж, и опубликован в печати.

    Созданное в апреле 1920 года в Анкаре Великое национальное собрание Турции, провозгласив себя единственной законной властью, обратилось 26. IV 1920 года к Советскому правительству с просьбой об оказании помощи в борьбе против империалистов, а после опубликования проекта мирного договора заявило, что ни в коем случае его не признает. Союзники решили использовать вооружённую силу для восстановления власти султанского правительства на всей территории Турции. К этому времени войска Антанты (английские, французские, итальянские, греческие) оккупировали уже не только все арабские земли бывшей Оттоманской империи, но и некоторые важные районы собственно Турции, в т. ч. Константинополь, зону проливов и Измир (Смирну). Согласно решению Верховного совета Антанты (принятому на заседании в Булони 21-22. VI) греческая армия, обильно снабжённая английским оружием, при поддержке английского флота 22. VI 1920 года начала наступление на турецкие национально-освободительные силы. Султанское правительство, фактически уже не обладавшее властью, полностью капитулировало перед союзниками и подписало Севрский мирный договор.

    Севрский мирный договор состоял из 13 частей и 433 статей. Часть I включала текст устава Лиги наций.

    Судьба территорий Турции определялась II частью договора, трактовавшей вопрос о границах, и главами III части («Политические положения»). Севрский мирный договор лишал Турцию владычества над арабами, курдами, армянами и другими угнетёнными народами, но только для того, чтобы эти народы были закабалены империалистами Антанты. От Оттоманской империи отходило 3/4 её территории. Восточная Фракия с Адрианополем, европейский берег Дарданелл и весь Галлиполийский полуостров, а также Измир, передавались Греции. Турция утрачивала все земли в европейской части империи, кроме узкой полосы вблизи Стамбула, который оставался формально в турецких руках. Однако, как указывалось в той же статье, в случае уклонения Турции от соблюдения Севрского мирного договора «союзные державы определённо оставляют за собой право изменить предшествующее условие».

    Зона проливов (см.), также номинально остававшаяся в составе турецкой территории, не только подлежала полному разоружению, но и поступала целиком под контроль специальной международной «Комиссии проливов», которая образовывалась (ст. 40) из делегатов США, «в том случае и с того дня, когда они захотят принять в ней участие», Великобритании, Франции, Италии, Японии и России, «если она (Россия) сделается и с того дня, как она сделается членом Лиги наций», Греции, Румынии, а также Болгарии и Турции (в отношении двух последних с той же оговоркой, что и в отношении России). Члены комиссии согласно ст. 41 пользовались дипломатическими привилегиями; комиссия получала право действовать «в полной независимости от местной власти». Комиссия могла организовать корпус особой полиции под командованием иностранных офицеров (ст. 48) и воспользоваться вооружёнными силами по согласованию с представителями союзных держав в Стамбуле (ст. 44). Комиссия могла также устанавливать собственный бюджет и иметь флаг (ст. 42).

    Статьи, касавшиеся проливов, носили явно антисоветский характер: державы, проводившие интервенцию против Советской России, получили возможность базировать свои военно-морские силы на порты зоны проливов.

    Сирия, Ливан, Палестина и Месопотамия отбирались у Турции и передавались под мандатное управление (см. Мандатная система). Турция лишалась своих владений на Аравийском полуострове и обязывалась признать королевство Хиджаз (ст. 98-100). Определение границы между Турцией и Арменией предоставлялось третейскому решению президента США (ст. 89). «Великая Армения» по замыслу Вильсона и его советников должна была явиться государством, фактически зависимым от США, и плацдармом в борьбе против Советской России. От Турции отделялся Курдистан. Для определения его границ назначалась англо-франко-итальянская комиссия, после чего, если Совет Лиги наций найдёт население этой области «способным к независимости», Курдистану будет предоставлена «автономия» (ст. 62-64).

    Турция отказывалась от всех прав в Египте и над Египтом (ст. 101) и признавала английский протекторат над ним, объявленный 18. XII 1914. Турция утрачивала также всякие права в отношении Судана (ст. 113), признавала британскую аннексию Кипра, провозглашённую 5. XI 1914 (ст. 115), и протекторат Франции над Марокко и Тунисом (ст. 118- 120). Она отказывалась также от всяких прав и привилегий, которые были сохранены за султаном в Ливии (ст. 121). Согласно ст. 122 Турция отдавала Италии все свои права на острова Эгейского моря (Додеканез).

    Турция фактически была лишена прав суверенного государства. Специальное постановление восстанавливало режим капитуляций (см.), распространяя его и на те союзные державы, которые не пользовались им до первой мировой войны (ст. 261).

    Для руководства турецкими финансами образовывалась финансовая комиссия из представителей Франции, Британской империи и Италии, а также турецкого представителя с совещательным голосом (ст. 231). В распоряжение финансовой комиссии предоставлялись «все ресурсы Турции, за исключением доходов, уступаемых или даваемых в качестве гарантии платежей по Оттоманскому публичному долгу» (ст. 236). Эта комиссия должна была «принимать такие меры, какие она сочтёт наиболее подобающими для сохранения и увеличения ресурсов Турции». Ей предоставлялся полный контроль над всей экономикой Турции. Без одобрения финансовой комиссии турецкий бюджет не мог быть поставлен на обсуждение парламента, и без её санкции парламент не мог его изменить (ст. 232).

    В экономический раздел Севрского мирного договора были включены также внешнеполитические статьи, по которым Турция признавала отменёнными все договоры, конвенции или соглашения, которые она заключила когда-либо до вступления в силу Севрского мирного договора с Германией, Австрией, Венгрией или Болгарией (ст. 275), а также «с Россией или со всяким государством или правительством, территория которого составляла ранее часть России» (ст. 277).

    Смотрите так же:  Приказ мз рб 64

    Часть IV Севрского мирного договора касалась вопроса о «защите меньшинств», причём предусматривалось, что «главные союзные державы по совместному рассмотрению с Советом Лиги наций определят, какие меры необходимы, чтобы гарантировать выполнение постановлений настоящей части», а Турция заранее соглашалась на «всякие решения, которые будут приняты по этому предмету».

    «Военные, морские и воздушные положения», составлявшие V часть Севрского мирного договора, фиксировали полную демобилизацию турецких вооружённых сил. Армия Турции не должна была превышать 50 тыс. солдат и офицеров, в т. ч. 35 тыс. жандармерии (ст. 152-164). Все турецкие военные суда сдавались главным союзным державам, а для административных нужд Турции оставлялось 7 сторожевых судов и 5 миноносцев (ст. 181-189).

    Подписание Севрского мирного договора — самого кабального и грабительского из всех договоров версальской системы — вызвало негодование турецкого народа. Анкарское правительство категорически отвергло договор. Даже султан не решился ратифицировать его.

    В своей борьбе за отмену Севрского мирного договора анкарское правительство опиралось на массовое антиимпериалистическое движение в стране, на поддержку Советской России (см. Советско-турецкий договор 1921) и на сочувствие угнетённых народов Востока. Одержав победу над англо-греческой интервенцией и умело использовав начавшийся уже сразу после подписания Севрского мирного договора раскол по турецкому вопросу в лагере Антанты (см. Лондонская конференция 1921, Франко-турецкое соглашение 1921), кемалисты в конечном счёте добились отмены этого договора (см. Лозаннская конференция).

    Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

    Севрский договор: в чьих интересах?

    Владимир Захаров

    Намерения масонов определить нельзя. Поэтому лучше с ними дружить

    Севрский договор: в чьих интересах?

    Божьей милостью зодчий

    В армянском Дилижане установлен памятник героям фильма «Мимино»

    Сборная Армении по шахматам – чемпион мира

    «При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается…»

    Ариф Юнусов: «Число сторонников военного разрешения карабахского конфликта растет»

    Турнир из серии «Futures» ITF прописался в Армении

    Армянский мотив острова Мальта

    Перевернуть страницу прошлого

    Во время Первой мировой войны Тройственному союзу – Германии, Австро-Венгрии и Италии противостояла Антанта – союз России, Англии и Франции. Результат войны, как известно, оказался драматическим. Четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская в результате войны вообще распались; государства же, созданные на территории Российской империи, вынуждены были искать поддержки у Антанты. Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия сохранили независимость, остальные были присоединены к Советской России (и впоследствии – к СССР).

    После победы над Германией в 1919 году Верховный совет Антанты практически выполнял функции «мирового правительства», занимаясь устроением послевоенного порядка, однако провал политики Антанты в отношении России и Турции обнаружил предел ее могуществу, подтачиваемому внутренними противоречиями между державами-победительницами. В этом политическом качестве «мирового правительства» Антанта прекратила существование только после образования Лиги Наций.

    В России немедленно после Февральской революции Временное правительство упразднило посты генерал-губернаторов в Закавказье и Туркестане и передало власть комитетам, созданным из депутатов Думы, являвшихся местными уроженцами.

    Закавказье переживало непростые времена. Три главные политические партии Кавказа – азербайджанская Мусульманская демократическая партия (Мусават), армянская Дашнакцутюн и грузинская социал-демократическая – сразу же после Февральской революции в ответ на признание со стороны Временного правительства получили гарантии автономии в рамках будущей федеративной России. В конце мая 1918 г. в Закавказье в результате сложных политических процессов были провозглашены три независимые республики: Грузия,

    Армения, Азербайджан. Четких границ между ними не могло быть по определению, и разногласия возникли незамедлительно. Почти сразу же начались боевые действия между Арменией и Азербайджаном, возник территориальный конфликт между Арменией и Грузией. Некоторые современники указывали в этой связи на влияние внешних факторов. Так, автор статьи в первом издании Большой советской энциклопедии (вышла в 1926 г.), писал, что правительство Азербайджана само пригласило турецкие войска, а правительство Грузии пригласило войска Германии, которая решила разместить там одну «кавалерийскую бригаду и 5-6 пехотных батальонов». Но сделать это не успела – осенью 1918 г. Германии надо было разбираться со своими проблемами – перемирием и революцией, в результате чего в Грузии побывали лишь две немецкие роты.

    К концу 1920 г. Республика Армения (1918-1920) контролировала области Еревана, Карса, Ардагана, Карабаха, Зангезура и Нахиджевана. А в ходе национальных съездов Карабаха в 1918-1920 гг. принимались решения о присоединении области к Республике Армения. Однако установление советской власти в Закавказье, ликвидация недолго просуществовавших независимых республик изменили ситуацию во всем регионе.

    На все это следует обратить внимание для того, чтобы была ясна сложившаяся в мире ситуация к моменту подписания в Севре мирного договора, который формально оформил раздел территории Османской империи.

    10 августа 1920 г. в Севре – небольшом городке недалеко от Парижа, был подписан Севрский мирный договор. Подписантами были с одной стороны страны Антанты, к которым присоединились: Италия, Япония, Бельгия, Греция, Польша, Португалия, Румыния, Королевство сербов, хорватов и словенцев, королевство Хиджаз (провозгласившее независимость от Османской империи в 1916 г.), Чехословакия и Армения. С другой стороны было только правительство султанской Турции.

    Севрским мирным договором Турция и союзные державы признали независимость Армении. Согласно документу, Турция заявляла, что «признает Армению, как то уже сделали союзные державы, в качестве свободного и независимого государства». Согласно разделу «Армения», к Республике Армения переходила территория некоторых вилайетов Турции. На третейское решение президента США Вудро Вильсона, который был назначен арбитром, представлялось определение границ между Арменией и Турцией и принятие всяких мер относительно выхода Армении к морю и демилитаризации оттоманской территории, прилегающей к этой границе. Границы Армении в Закавказье должны были устанавливаться на Парижской мирной конференции. Содержались в договоре и положения, связанные с геноцидом 1915 года и устранением его последствий: «Чтобы исправить в наиболее широкой мере зло, причиненное лицам во время зверств, совершавшихся в Турции во время войны, оттоманское правительство обязуется оказать всяческую поддержку, свою и оттоманских властей, — розыску и освобождению всех лиц всякой расы и всякой религии, исчезнувших, похищенных, интернированных или лишенных свободы после 1 ноября 1914 года» и «торжественно обязуется облегчить в пределах возможности оттоманским гражданам нетурецкого племени, насильственно изгнанным после 1 января 1914 года из своих очагов либо страхом перед зверствами, либо в силу всякого иного способа принуждения, возвращение к своим очагам, а также возобновление своих дел».

    22 ноября 1920 г. В. Вильсон внес на рассмотрение союзников предложение, согласно которому к Армении переходили две трети вилайетов Ван и Битлис, почти весь вилайет Эрзрум, значительная часть вилайета Трапезунд, включая и порт (около 100 тысяч кв. км). В результате территория этой «вильсоновской» Армении имела бы около 150 тысяч кв. км и получала выход к Черному морю.

    Подписание договора первоначально вызвало восторг и ликование в Армении, но неожиданно быстро оно закончилось разочарованием и новыми сложностями. Мнения многих авторов, исследовавших данный документ, предысторию его подписания и нереализованные возможности, сходятся в одном – договор давал армянскому народу «исторический шанс для национального возрождения, который, к сожалению, остался на бумаге из-за противодействия Турции и усилившихся противоречий между союзниками». Но насколько исчерпывающей является подобная оценка? И для каких целей были включены в Севрский договор столь многообещающие, но заведомо труднореализуемые положения? Лишь один человек в Армении внимательнейшим образом изучил этот вопрос. Речь идет о генерал-майоре запаса Давиде Оганяне. В своей статье «Иллюзии Севрского договора» он попытался по-новому взглянуть на многие традиционные положения этого международного документа и высветить настоящие, хотя и скрытые действия союзников.

    Как известно, еще в конце апреля 1920 г. в Сан-Ремо состоялась конференция, главными участниками которой стали Франция, Англия, Италия, Япония. США были представлены наблюдателями. В ходе данного международного форума были утверждены некоторые территориальные и иные условия относительно Турции. В последующем многие из пунктов принятых в Сан-Ремо решений легли в основу Севрского мирного договора. Но многие забывают, что в Сан-Ремо прозвучало и мнение британского правительства, высказанное премьер-министром Ллойд Джорджем относительно Армении и армян. Они были вполне определенными и крайне характерными для дипломатии империалистических государств во все времена. Ллойд Джордж не скрывал своего раздражения: «Если армяне не могут защитить свои границы, то. от подобного народа нет никакой пользы, и ни одно союзное государство не будет готово помочь им хоть одним батальоном». Слова весьма неприятные для народа Армении, если вспомнить, что именно Англия сделала тогда все возможное, чтобы ослабить Армению – политически, территориально, экономически… Безусловно, высказывание британского премьера является «высоким» образцом подлинной политики, проводившейся Западом в конце XIX – начале XX вв. по отношению к Армении. По свидетельству участников конференции в Сан-Ремо, отмечает армянский исследователь Р.Казанджян, уже тогда было ясно, что «союзным державам будет очень трудно создать Армению, способную защитить и отстоять себя» и «великие державы, безусловно, не смогут оказать Армении действенную поддержку», «не могут послать никаких войск на помощь армянам».

    Смотрите так же:  Аксай страховые осаго

    Турция тем временем не дремала. Весной 1920 года она сконцентрировала крупные силы на границе и готова была начать вторжение в Армению. Как справедливо считает Давид Оганян, лишь позиция Советской России, выступавшей в то время против этого и предложившей свои услуги в качестве посредника, предотвратила войну, вернее – оттянула ее на некоторое время. В конце лета начались переговоры в Москве. Нарком иностранных дел России Чичерин предложил армянской делегации отказаться от европейской дипломатии и передать разрешение армяно-турецкого спора Москве. Согласившись на подобное посредничество, представители Республики Армения не увидели никакого подвоха. Шок скорее был у союзников: ведь им было хорошо известно об уже начавшемся сближении Турции и советской России, что в свою очередь вело к потере ими Передней Азии.

    И союзники не стали ожидать результатов, которые они предвидели. 10 августа 1920 г., когда переговоры в Москве еще продолжались, подписывается Севрский мирный договор, по сути, разделявший Турцию. Реакция преемников Османской империи была, конечно же, прогнозируема – война с Арменией. К этому времени у ангорского правительства были полностью развязаны руки. Позиция европейских держав, представленная, в частности, вышеприведенными словами Ллойд Джорджа, была всем известна. Вот еще одна его цитата, из работы «Правда о мирных договорах»: «. У держав нет средств добиться осуществления договора», и они «заведомо не могут и не собираются привести [договор] в жизнь». А прожекты Вильсона, предложенные в 1919 г., оказались простой видимостью. Никто в США не собирался направлять вооруженные силы для поддержания мира в Армении и снабжать армянскую армию оружием. Жаль, что в сегодняшней Армении не желают знать о подлинном поведении Америки. Оно всегда было и есть весьма, мягко говоря, двусмысленно. Соединенные Штаты преследуют только свои собственные интересы в каждом конкретном регионе, для чего могут пойти на любые ухищрения, на любые обещания и заверения, оказывающиеся на поверку банальной политико-дипломатической «пустышкой».

    В мае 1920 г. Сенат США утвердил лишь резолюцию, позволяющую президенту направлять военные корабли и морскую пехоту в Черное море, но для спасения американцев, а вовсе не армян. А 1 июня Сенат окончательно отклонил идею о взятии США мандата на Армению. Таким образом, американское неоказание военной помощи Армении было гарантировано на законодательном уровне. Запад чуть ли не буквально подталкивает Турцию к войне с Арменией. И в сентябре 1920 г. Турция начинает крупномасштабное вторжение в Армению. 28 сентября Армения обращается за помощью к странам Антанты, а 8 октября – уже ко всему цивилизованному миру. Молчание всего этого «цивилизованного мира» было красноречивым ответом на просьбы армянского правительства. Согласно некоторым исследованиям, о которых упоминает Д. Оганян, в ноябре Россия предложила правительству Первой республики вооруженную помощь и посредничество, от которых она отказалась, до последнего надеясь на помощь Запада. Однако, по большому счету, это было уже не важно. 7 ноября 1920 г. между Турцией и Арменией было достигнуто соглашение о перемирии. Армянский народ сумел сконцентрировать все силы и героически остановил турецкое наступление, но и силы армянского народа были уже на пределе. 9 ноября турки выставляют такие требования, которые были равносильны капитуляции Армении. 18 ноября в Александрополе подписываются тяжелейшие для Армении условия перемирия. Таким образом, отказ Армении от Севрского договора был практически предрешен.

    На фоне этих событий президент Вильсон идет на очередной фарс. 22 ноября он вносит на рассмотрение союзников арбитражное предложение, по которому Турция должна передать Армении примерно 100 тыс. кв. км. Невероятный случай – впервые в истории человечества выигравшая войну страна должна передать проигравшей огромный кусок территории! Известный специалист по армянской истории новейшего периода Ричард Ованнисян считал, что это решение уже не имело значения, поскольку войска Кемаля, захватив Карс, Александрополь, угрожали самому существованию Армении.

    Но неужели этого не понимал Вильсон? Для чего президенту США было вносить бессмысленное предложение союзникам? К тому же ситуация в Закавказье, пути продвижения XI армии, устанавливавшей советскую власть, были хорошо известны всем заинтересованным сторонам. И когда через несколько дней в Армении провозгласили новую, «рабоче-крестьянскую» власть, ни для кого это не было неожиданностью.

    Таким образом, все положения Севрского договора, касающиеся Армении, как и итоговое предложение Вильсона – совершенно неприемлемое для набиравшей силу и обзаводившейся мощными союзниками Турции – не просто являлись совершенно пустыми, а именно таковыми заранее и предполагались. Правды, честности в пунктах и статьях Севрского договора не было – была лишь попытка обмануть доверчивую, ослабленную Армению.

    И если кто-то считает, что Вильсон хотел оказать Армении помощь и не знал о том, что происходило в Закавказье – это умышленное искажение фактов. Вот, например свидетельство двух американских офицеров, перепуганных реальным контактом с «революционно настроенными массами», которые подписывают уникальную по своему содержанию расписку:

    «Мы, представители американской помощи, даем гарантии российской компартии в Армении в том, что все продовольственные грузы, предназначенные для Армении и находящиеся по пути в Армению, невзирая на то, будет ли у власти нынешнее империалистическое правительство или Советское Социалистическое, будут доставлены.

    Александрополь, 4 мая 1920 г. Полковник Тельфорд – представитель главного директора NER, Экманн – районный командир».

    Подобных свидетельств существует множество. Приведем еще один документ. В ходе обсуждения в Сенате вопроса о принятии США мандата на Армению в мае 1920 г. сенатор Томпсон прямо заявил: «. согласно последним данным, полученным с Ближнего Востока, можно предположить, что большевики уже в Армении». Получается, что американцы лучше знали обстановку в Армении, чем даже тогдашнее правительство Армении. До установления советской власти оставалось четыре месяца. Пойти на передачу входивших в состав Турции территорий Армении фактически означало бы их присоединение к России. Той самой большевистской России, которую страны Антанты и США люто ненавидели и боялись, видя в ней угрозу своему существованию и войну с которой они практически проиграли. Интересно, что данный момент был четко подмечен представителями белоэмигрантского движения: «Уж на что нелепо был задуман Версальский договор, но Севрский трактат, кажется, оставляет его в этом отношении далеко позади, — отмечал в декабре 1920 г. бывший депутат

    IV Государственной думы (от Закавказья), общественный деятель Б. Нольде. – В ту минуту, когда стало совершенно ясным, что в Европе нет больше ни дозы свободной энергии для сколько-нибудь крупных политических действий, был составлен акт, для осуществления которого потребно колоссальное усилие, военное, финансовое и политическое. И сделано это было, когда все чувствовали, что инерция, приобретенная победителями во время войны, уже исчезла и ее сменила пока еще слабая, но все же подымающаяся обратная волна политического течения».

    Совершенно справедлив Давид Оганян, утверждающий, что предложенные Вильсоном параграфы договора предназначались вовсе не для Армении, а в первую очередь для Турции! Севрский договор в сочетании с арбитражным положением президента США, угрожая расчленением Турции, создавал прекрасную почву для дипломатической торговли с главной целью – недопущения ухода Турции из сферы влияния западной дипломатии в сферу российской. По мнению Д. Оганяна, Севрский договор не впоследствии стал предметом торга, а изначально был предназначен для этого. А Армения, как всегда, использовалась в качестве предлога. Торг завершился в 1923 г. и увенчался отказом союзников от Севрского договора в ходе Лозаннской конференции.

    Турция осталась в западном силовом поле. Армению даже не допустили на конференцию. А слова «Армения», «армяне», столь раздражающие турок, вообще исчезли из итоговых документов конференции. Вот теперь становится понятным, в какую логику укладываются и поведение союзников, и арбитражное предложение Вильсона. Становится понятным, почему цивилизованные Европа и США остались «глухи к призывам Армении» – не могли же они противодействовать своим собственным планам. Лица, подписавшие Севрский (вовсе не мирный) договор, не могли не сознавать, что тем самым подписывают смертный приговор тысячам и тысячам армян, а также в очередной раз подвергают армянский народ утонченной психологической пытке. Пытке надеждой, которой не суждено сбыться!

    Севрский мирный договор давно уже умер. Но остался его призрак, что наверняка входило в замыслы и долгосрочные программы тех, кто приложил руку к составлению данного документа. Р. Ованнисян писал: «Севрский мирный договор продолжает оставаться напоминанием о праве армянского народа добиваться справедливого решения армянского вопроса». Но в Турции его не желают знать. Турецкие исследователи выпускают в России работы, подобные вышедшей недавно книге М. Перинчека «Армянский вопрос: 120 документов из российских архивов». Выборочно публикуя документы, автор заявляет, что проделанная им якобы работа доказывает, что никакого геноцида армянского народа в Турции не было. В этой связи исследования по новейшей истории армянского народа и государства представляют особую актуальность. Щедро оплачиваемой деятельности оппонентов необходимо противопоставлять адекватную альтернативу, основанную на исторической правде во всей ее полноте. Всестороннее изучение ошибок прошлого поможет избежать их в будущем.

    Владимир Захаров, директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона

    Author: admin