Приказ предприятия о предрейсовом медицинском осмотре водителей

Оглавление:

Образец приказа о прохождении предрейсового медосмотра водителей

  • Home
  • Блог
  • Образец приказа о прохождении предрейсового медосмотра водителей

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

Если в ходе проведения предрейсового медицинского осмотра у водителя будут выявлены признаки употребления алкоголя, наркотических средств или других психоактивных веществ, медработник обязан провести ему контроль трезвости. По результатам контроля обязательно составляется протокол контроля трезвости (по установленной форме) в двух экземплярах: один остается у медработника, а второй передается руководителю организации. Каждый случай контроля трезвости регистрируется в специальном журнале. Не забывайте, что любой журнал учета должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью организации или печатью учреждения здравоохранения.

При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, употребления спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, а также нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе. В его путевом листе ставится штамп предрейсового медосмотра: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр», указывается дата и точное время медосмотра, а также фамилия, инициалы и подпись специалиста-медика, проводившего обследование. Образец штампа предрейсового медосмотра для путевых листов водителей как легковых, так и грузовых автомобилей, общий. Бланки путевых листов вы найдете в разделе «Образцы документов»

Правильная организация предрейсового медосмотра гарантирует в дальнейшем, его неукоснительное соблюдение. Проведение предрейсовых медосмотров водителей служит превентивной мерой для предотвращения ДТП. Согласно закону, те из работодателей, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров и грузов либо просто эксплуатируют автотранспорт для управленческих или прочих надобностей, обязательно должны обеспечить прохождение предрейсового медосмотра водителей независимо от того, находятся автотранспортное средство в собственности предприятия или арендовано на время.

Если порядок проведения предрейсового (послерейсового) медосмотра нарушен, работодателям и должностным лицам грозит штраф:

Послерейсовый медосмотр водителей входит в перечень мер по обеспечению безопасности дорожного движения и жизни пассажиров. Видимо предрейсового медосмотра для соблюдения этих целей недостаточно. Некоторые водители, осведомленные об отсутствии послерейсового контроля на предприятии позволяют себе употребить алкоголь или другие психотропные средства. Подвергая тем самым опасности не только свое здоровье и жизнь, но и жизни пассажиров, а также сохранность грузов и имущества предприятия.

  • температура тела свыше 37 °C, имеются жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную или зубную боль, острые заболевания глаз, временную нетрудоспособность (в частности, симптомы острого заболевания или обострения хронического заболевания, боли в области уха, грудной или брюшной полости и тому подобное). А также повышение или понижение частоты сердечных сокращений и изменение артериального давления выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя;
  • положительную пробу на алкоголь, другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах;
  • воздействие наркотических веществ;
  • воздействие лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность водителя.

Общий вид процедуры следующий: медработник опрашивает водителя о его общем самочувствии, обращает внимание, как осматриваемый двигается, проверяет состояние кожи на предмет инъекций, определяет состояние зрачков, их реакцию на свет, проводит мониторинг артериального давления, частоту пульса, температуру. Если у водителя нет жалоб, отсутствуют признаки заболеваний или употребления алкоголя, то водитель допускается к дальнейшей работе.

Образец приказа о прохождении предрейсового медосмотра водителей

Требование о прохождении обязательных предрейсовых и. 24: Приняты новые правила медосмотра водителей перед рейсом.

Проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей. Приказ Отметка о прохождении медицинского осмотра должна быть проставлена.

Контроль за прохождением водителями ежедневных предрейсовых. обеспечивает учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выявления. для чего используются бланки карт амбулаторного больного ( форма 25).

РЕСПУБЛИКЭМ ЩЭНХАБЗЭМКIЭ И МИНИСТЕРСТВЭМ И. ПРИКАЗ «О проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», Для прохождения предварительного медицинского осмотра работодатель. Форма журнала учета движения путевых листов утверждена.

Предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителей становится медицинских осмотров, утвержденный Приказом Минздрава России от При этом в путевой лист будет ставиться штамп о прохождении медосмотра.

24 декабря 2014 Предрейсовый медосмотр водителей обязаны проводить о том, как оформить направление на медицинский осмотр (бланк), какой образец как составить приказ о прохождении медосмотра на предприятии и.

Новый порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей с 1 мая 2015 года Как известно, уже довольно давно на всех уровнях обсуждался вопрос о введении обязательного медицинского обследования для водителей транспортных средств непосредственно перед выходом в рейс. Подобная ситуация связана с большим числом дорожно-транспортных происшествий, причиной которых становилось неудовлетворительное здоровье водителя.

Приказ о прохождении медосмотра на предприятии

Законодательством РФ могут определяться иные категории работников, для которых прохождение медосмотров обязательно.

Приказ о проведении медосмотра может пригодиться работодателю в целях информирования работников о необходимости пройти соответствующую процедуру, а также сроках ее проведения. Документ может дополняться различными приложениями, например перечнем сотрудников, которые должны проходить медосмотр.

О последних нововведениях по вопросам медосмотров работников узнайте по ссылке.

Приказ о прохождении медосмотра — это локальный нормативный акт, издаваемый работодателем в целях информирования работников о порядке прохождения процедуры, регламентирующий ее сроки и иные условия проведения. Приказ о проведении медосмотра может пригодиться работодателю в связи с обязанностью информировать сотрудников о календарном плане периодических медосмотров, который разрабатывается совместно с медицинской организацией (п. 26 приложения 3 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н).

Форма, которой должен соответствовать рассматриваемый документ, законодательно не определена. На практике приказы о медосмотрах на предприятии включают:

Об особенностях медосмотра водителей узнайте из статьи «Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2018 году».

  • наименование фирмы;
  • дату составления, номер, название документа;
  • текстовый блок, который содержит формулировки, обосновывающие издание приказа («В соответствии с. »);
  • текстовый блок, содержащий резолютивные формулировки («Приказываю. »);
  • текстовый блок с перечнем указаний руководителя фирмы, утверждаемых приказом;
  • приложения (посредством них могут быть, к примеру, сформированы списки сотрудников, которым необходимо пройти медосмотр).

Образец приказа о прохождении предрейсового медосмотра водителей

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ
  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями)
  • Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г.

При таких расценках оформлять врача в штат имеет смысл только при наличии более пятнадцати водителей или получении лицензии на предприятие для проведения медосмотра водителей сторонних организаций.

Для того чтобы медицинский работник имел право на проведение медицинских осмотров водителей, необходима его специальная подготовка. На сегодняшний день осмотр не может быть проведен любым работником, чтобы дать разрешение на поездку в рейс, медицинский работник должен прослушать специальный курс, который длиться 36 часов, после чего должен получить специальное удостоверение, дающее ему все полномочия для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей.

При этом количество водителей и вид предпринимательской деятельности на необходимость организовывать и проводить ПМО не влияет Пример: «У меня винный магазин, и работает один водитель на Пойнтере, который развозит товар.

Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.

Наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, появившегося в состоянии алкогольного опьянения (ст. 49 ТК). Поскольку при проведении предрейсового медицинского осмотра прибор показал наличие алкогольного опьянения, то наниматель выполнил свою обязанность и отстранил работника от работы в этот день (смену).

Предрейсовый медицинский осмотр водителей — стандартная процедура для всех, кто работает с автомобильным транспортом. Кто обязан проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей, как оформляются его результаты, а также на что они влияют.

Смотрите так же:  Образец заполнения заявление о регистрации по месту жительства ребенка

Образец приказа о прохождении предрейсового медосмотра водителей

Вопрос: Вправе ли работодатель требовать от водителей медицинскую справку о допуске к управлению транспортным средством?

Минфин разъяснил, как учитывать расходы на обязательные медосмотры работников

«Медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами изготавливается в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшей его медицинской организации, а другой выдается водителю транспортного средства (кандидату в водители транспортного средства).
Медицинское заключение по результатам обязательного предварительного или обязательного периодического медицинского осмотра изготавливается в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшей его медицинской организации, а другой выдается водителю транспортного средства для представления работодателю, у которого хранится.»

Рискнем предположить, что приказ исполнятся не будет, так как его исполнение не представляется возможным.

Специально для тех, кто не отличает медосмотр от медосвидетельствования, рекомендуется прочесть закон еще разок повнимательнее.

Обязательные медосмотры — это то, что организует работодатель за свой счет, при поступлении на работу и ежегодно. Медосвидетельствование водителей — не ежегодное, и водители его проходят сами, и требовать результаты этого медосвидетельствования не может ни работодатель с работника, ни какие-либо проверяющие органы — с работодателя.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
У работодателя отсутствуют какие-либо правовые основания для требования медицинской справки о допуске к управлению транспортным средством как с поступающих к нему на работу водителей, так и водителей, уже работающих в организации.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Работодатель издает распорядительный документ, на локальном уровне закрепляющий необходимость проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей: приказ составляется в свободной форме, поскольку унифицированного бланка не существует. Он должен содержать не только реквизиты компании и распоряжение о проведении медосмотров с указанием типа процедуры (послерейсовые, предрейсовые, послесменные и т. д.), но и сведения о медицинской организации или должностном лице, уполномоченном ее проводить. Списки лиц, направляемых на осмотры, можно оформить как отдельным документом, так и в виде приложения к приказу.

При обращении в стороннюю организацию нужно убедиться в наличии лицензии, выданной на срок не менее трех лет. Держателем лицензии может быть как государственная больница или поликлиника, так и частная клиника или медицинский кабинет.

Копию лицензии на оказание медуслуг, образцы путевого листа и штампа о прохождении медосмотра, прейскурант с расценками тоже рекомендуется приложить к договору. Заверьте его печатями и подписями сторон с перечислением основных реквизитов:

Аналогичным образом оплачиваются и другие периоды — специальные перерывы для отдыха водителей в пути и на конечных пунктах маршрута, стоянка во время погрузки/выгрузки багажа и т.д. Подробности — в статье «Как вести учет рабочего времени водителя»: эксперт разъясняет правила оформления путевых листов и табеля учета рабочего времени, дает полезные советы по нормированию труда и отдыха, а также приводит примеры эффективного применения суммированного учета и режима ненормированного рабочего дня.

Цены и порядок расчета с исполнителем тоже стоит прописать в самом договоре или приложении к нему. Обязательно указывается срок действия договоренностей.

Важно: обязанность оплачивать услуги в рамках договора полностью ложится на работодателя, удерживать с работников деньги за медосмотр недопустимо.

Разноплановые приказы, связанные с организацией медосмотров, можно объединять. Ничто не мешает работодателю издать общий распорядительный документ о порядке проведения процедуры и назначении должностных лиц, уполномоченных заниматься ее подготовкой и оформлением:

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Предсменный или предрейсовый медицинский осмотр водителей является обязательным в силу Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Работодатель обязан организовать его перед началом рабочего дня своих водителей (смены или рейса). Такой медицинский осмотр необходим для выявления признаков воздействия на организм работника вредных и (или) опасных производственных факторов, а также состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. К таким состояниям законодатели относят алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение, а также остаточные явления такого опьянения. Это значит, что даже после вчерашней выпивки садиться за руль нельзя. Кроме того, недопустимо управление автомобилем в состоянии болезни: от банальной простуды или повышения артериального давления до обострения хронических заболеваний. Выявить их признаки может человек, имеющий медицинское образование.

Обязанность проводить медицинские осмотры распространяется на любую организацию или ИП, эксплуатирующиесейа транспортные средства, и не зависит от осуществляемого вида деятельности и количества штатных работников. Если в штате есть даже один «офисный» водитель или ИП работает на грузоперевозках самостоятельно, все равно необходимо позаботиться о проведении медосмотров перед выездом (речь идет о коммерческих грузоперевозках, если ИП везет сам себя или для себя, медосмотр не нужен).

Как организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей

Кроме Федерального закона N 196-ФЗ существует сразу три подзаконных акта, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году. Приказ Минздрава от 15.12.2014 № 835н, более старый, еще советский приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555, содержит рекомендуемую форму журнала регистрации предрейсового медицинского осмотра водителей. Кроме того, юридическую силу имеет письмо Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, в котором приведено требование о том, что каждый работодатель до начала проведения предрейсовых медосмотров водителей должен утвердить внутренний локальный правовой акт: положение об организации соответствующих осмотров. Эта типовая форма содержится в приложении № 2 к указанному письму Минздрава.

Таким образом, работодатели должны соблюдать требования приказа № 835н и учитывать их при составлении положения о медосмотрах в организации.

Новое в законодательстве

С 21 декабря 2018 года вступил в силу Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296. Рассмотрим нововведения 2018 года. Согласно новому приказу предрейсовый контроль нужно будет проводить до начала рейса в следующих случаях:

  • за одну смену (рабочий день) выполняется только один рейс;
  • длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя.

Предсменный контроль нужно будет проводить до начала смены, если водитель за смену (рабочий день) совершает несколько рейсов.

Оба вида контроля необходимо проводить до выезда ТС со стоянки. Если на одном транспорте посменно работают несколько водителей, время для контроля — до начала рейса или смены (рабочего дня) того из них, кто первый выезжает со стоянки.

Водители должны проходить не только предрейсовые, но и предсменные, послерейсовые и послесменные осмотры у медработника. При этом предрейсовые медосмотры обязательны для всех работников за рулем. Исключение составляют шоферы машин экстренных служб (пожарная, скорая, аварийная газа или водоканала). Такие сотрудники должны в обязательном порядке показаться врачу только перед началом смены, ведь выезд в рейс у них происходит незапланировано. А вот после возвращения из рейса врач обязательно должен осмотреть водителя, который осуществлял перевозку пассажиров или опасных грузов. Все остальные шоферы могут после завершения работы врачу не показываться.

Оформление документации

Первая страница типового положения выглядит так:

В этом документе работодатель должен регламентировать организацию предрейсовых медосмотров своих работников, в частности:

  • указать содержание медосмотров;
  • определить проведение отдельных процедур в рамках медосмотра;
  • определить условия проведения процедуры;
  • установить критерии допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
  • определить обязанности медучреждений, с которыми заключен договор или установить необходимость найма штатного медработника.

Кто имеет право проводить медосмотры?

Обратим внимание на пункт 1.6 страницы Положения, показанной выше. Там сказано, что проведение медицинских осмотров — прерогатива медицинских работников. Это следует из пункта 8 Порядка, утвержденного приказом N 835н. Итак, доверить проведение этой процедуры можно только:

  • медработникам, имеющим высшее и (или) среднее профессиональное образование (в том числе работникам, состоящим в штате работодателя);
  • медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность.

Кроме того, если речь идет о штатном медработнике, то на основании статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ организации придется получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Это оправданно только в случае большого штата шоферов. Чаще всего организации и ИП просто заключают договор на оказание таких услуг с теми организациями, у которых уже есть лицензия. Этот момент необходимо тщательно проверить перед заключением договора. Кстати, все расходы на эти мероприятия несет исключительно работодатель, как это предусмотрено статьей 212 ТК РФ и статьей 213 ТК РФ .

Журнал медосмотров

В пункте 14 Порядка, утвержденного приказом N 835н, сказано, что организация или ИП должны занести все результаты осмотров в специальный журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров. О каждом из водителей должна быть указана такая информация:

  • дата и время проведения осмотра;
  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, дата рождения;
  • результаты обследования;
  • заключение о результатах;
  • подпись медработника с расшифровкой;
  • подпись сотрудника, который прошел контроль.
Смотрите так же:  Федеральный закон многодетным семьям московская область

Вести такой журнал можно на бумажном носителе. Существует типовой бланк, рекомендованный к применению. Он содержится в приложении к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.Также работодатель может разработать его самостоятельно. В любом случае страницы журнала о медосмотре должны быть прошнурованы, пронумерованы и сзади скреплены печатью организации. Кроме того, журнал можно вести в электронном виде. В этом случае должна быть предусмотрена возможность распечатки отдельных страниц, а внесенные в журнал сведения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного медработника или организации. Пункт 15 Порядка, которым определена возможность ведения электронного журнала, не предусматривает в этом случае проставления в нем подписи шоферов.

На бумажном бланке образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей — 2019 будет выглядеть так:

На основании данных этого документа уполномоченный работник раз в месяц должен подводить итоги контроля и анализировать причины отстранения шоферов от работы. Результаты такого анализа должны быть доведены до сведения директора. При этом особое внимание как сам медработник, так и руководитель должны обратить на случаи отстранения от работы в связи с употреблением алкоголя и наркотиков.

Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя

Контроль состояния здоровья работников проводят непосредственно перед началом рабочей смены или выезда в рейс. Происходит предрейсовый медосмотр следующим образом.

  1. Визуальный осмотр сотрудника: походка, внешний вид, поведение.
  2. Опрос о состоянии здоровья.
  3. Медосмотр видимых слизистых и кожных покровов (наличие расчесов, следов от инъекций на руках, бледность или покраснение кожных покровов, состояние зрачков (сужены или расширены)).
  4. Измерение артериального давления и пульса (если выявлено отклонение от нормы, нужно провести повторное исследование не менее чем через 20 минут).
  5. Выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) или остаточных явлений опьянения.

Для последнего этапа медосмотра могут проводиться лабораторные и инструментальные исследования. Например, определение содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе или анализ мочи.

По результатам всех этих исследований уполномоченный медработник делает заключение о возможности выхода в рейс. Если допуск получен, то на путевом листе должен быть поставлен штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр» или запись от руки, заверенные подписью лица, которое проводило контроль. Если шофер контроль не прошел, об этом составляется протокол.

В каких случаях запрещен допуск к работе и каковы последствия этого

Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например, признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, такому сотруднику должна быть выдана справка для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке должны быть указаны:

  • ее порядковый номер;
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
  • цель направления в поликлинику;
  • предварительный диагноз;
  • объем помощи, оказанной на месте;
  • подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.

Такие справки подлежат обязательному учету. Работодатель, получив информацию о недопуске шофера в результате предрейсового медосмотра, должен отстранить его от работы в силу статьи 76 ТК РФ . Это делается путем издания приказа в произвольной форме. Указанный в приказе сотрудник должен быть ознакомлен с ним под подпись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт. До установления обстоятельств, которые стали причиной состояния шофера (в случае его виновного повидения), заработная плата ему не начисляется.

Сам водитель должен явиться в поликлинику и предъявить справку. Врач обследует его, может выдать больничный лист и освободить от работы на время болезни или сделать отметку о том, что оснований для оформления больничного нет. В этом случае сотрудник должен приступить к работе на следующий день. Если в действительности необходимости в отстранении не было, то день, который сотрудник пропустит из-за посещения врача, включается в рабочее время, но оплачивается при отстутствии больничного как простой в соответствии со ст. ст. 157 ТК РФ .

Ответственность работодателя за выпуск водителя на линию без медосмотра

Допуск водителей к работе без проведения предрейсового или предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ . Размер штрафа составляет:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

За повторное нарушение должностное лицо или ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, кроме того, может грозить дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Об этом сказано в части 5 вышеупомянутой статьи.

Также можно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ . Размер штрафов составляет:

  • на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Кроме того, должностные лица, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым шофером за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ . Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей: требование закона — условие безопасности

Предрейсовый осмотр водителей является обязательным для каждой компании, осуществляющей деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Склонность к алкоголизму или наркомании может стать серьезной помехой работе водителя.

Все виды лабораторных анализов по доступным ценам.

Сэкономить на медицинском обследовании можно, став участником специальной дисконтной программы.

Выбирать желательно лаборатории, осуществляющие контроль клинических лабораторных исследований по международным стандартам.

Развитие рынка логистических услуг ведет к появлению все большего числа транспортных компаний и расширению их штата. Ответственность водителя за грузы, транспортное средство, жизнь пешеходов и пассажиров предполагает, что он здоров и не находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Эту ответственность с ним разделяет транспортная компания, которая обязана организовать предрейсовый медосмотр.

Со стороны все выглядит очень просто: по итогам осмотра водитель допускается или не допускается к работе, допуск (печать организации, проводившей осмотр) должен значиться в его маршрутном листе. На практике руководство транспортных компаний часто испытывает затруднения в обеспечении требований законодательства.

Законодательство в области предрейсовых медицинских осмотров

Предрейсовый медицинский осмотр — обязательное условие работы водителя в транспортной компании. Это регламентируется рядом нормативно-правовых документов. В их числе положения трудового законодательства (ст. 213 ТК РФ), Кодекса об Административных правонарушениях и Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20 п. 1), а также письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств». В общем случае рекомендован, но не является обязательным и послерейсовый осмотр, если его проведение считает уместным работодатель. Например, такой осмотр возможен в отношении сотрудников «группы риска» — часто болеющих или имеющих хронические заболевания, употребляющих алкоголь, работающих пенсионеров. Стоит, однако, сказать, что согласно законодательству водители, которые перевозят пассажиров и опасные грузы, должны проходить такой вид осмотра в обязательном порядке.

Медосмотр позволяет определить: здоров ли водитель, не страдает ли он от переутомления или похмельного синдрома, не принимал ли он алкоголь, наркотики или другие вещества, которые могут повлиять на его способность к вождению. Если выявлен хотя бы один из перечисленных признаков, к работе в этот день водитель не допускается.

Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей

Давайте вместе ответим на самые распространенные вопросы о порядке проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей.

  • Какие категории водителей подлежат осмотру? Все, кто числится в компании на водительских должностях, независимо от места, дальности поездки, типа транспортного средства. Исключение может быть сделано только для водителей, работающих в экстренных службах (скорая помощь, газовая служба, полиция, автоинспекция, МЧС, пожарная бригада и так далее).
  • Когда осуществляется проверка? Проверка осуществляется перед выездом водителя в рейс и засчитывается как его рабочее время.
  • Где осуществляется проверка? Для предрейсового медицинского осмотра должен быть выделен специальный кабинет на предприятии площадью не менее 12 кв. м. Также на медосмотр сотрудники могут быть отправлены в медучреждение организованно — например, корпоративным транспортом.
  • Что проверяется? Основная задача — выяснение готовности к вождению автотранспорта. Сюда входят определение общего самочувствия, выявление признаков алкогольной или иной интоксикации, похмельного синдрома.
  • Какие медицинские манипуляции позволяют решить те или иные задачи? Необходимо провести внешний осмотр кожного покрова, зрачков на предмет реакции, слизистой глаз и ротовой полости. Затем водителя опрашивают о состоянии его здоровья, чтобы получить данные о его самочувствии и психическом состоянии. Измеряются пульс и артериальное давление. Если у водителя есть гипертонические проблемы, в его медицинской карточке отмечаются рамки нормы артериального давления, при которых он может быть допущен к работе. Эти рамки определяются как среднее арифметическое зафиксированных врачом показаний на протяжении десяти дней. Прием алкоголя определяется с помощью алкотестера, наркотические и психотропные вещества требуют лабораторного анализа крови и мочи.
  • Сколько времени занимает осмотр одного водителя. На осмотр достаточно 10–15 минут, если нет подозрений на наркотическое или лекарственное опьянение (например, от приема больших доз обезболивающих). Если есть необходимость в такой проверке, делается экспресс-тест крови и мочи, на это требуется дополнительно 20 минут.
  • Документы, в которые вносятся данные об осмотре. Результат медосмотра отображается в путевых листах и журнале предрейсовых медосмотров водителей.
  • В каких случаях может быть вынесено решение об отказе в допуске водителя к транспортному средству? Если выявлены следы приема алкоголя, наркотических или психотропных средств, ненормально учащен пульс или повышено давление, есть признаки острого заболевания.
  • Что выдается по итогам, куда вносится информация? В результате медосмотра в путевой лист ставится штамп допуска. В нем проставляются дата и точное время прохождения медосмотра, фамилия, инициалы и подпись врача, проводившего обследование. Информация дублируется в журнал медосмотров. Если водитель по медицинским показателям отстранен от рейса, данные об этом заносятся в журнал, а факт отстранения доводится до внимания руководства предприятия.
Смотрите так же:  Чтобы оформить детские куда обратиться

Предрейсовый медицинский осмотр водителей, выявивший факт нахождения водителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, может послужить поводом для наложения на водителя взыскания в соответствии с трудовым законодательством. Отметим, что данный штраф накладывается не сотрудниками ГИБДД, а должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Требования к организации, проводящей осмотр

Медицинский осмотр водителей считается отдельным видом медицинской деятельности, требующим лицензирования. Проводить осмотр имеет право медицинский персонал, прошедший специальный курс обучения и имеющий соответствующий сертификат/диплом. Исходя из этого, у предприятия есть три варианта организации предрейсовых медицинских осмотров водителей:

  • Сертифицированный врач, работающий в штате компании по трудовому договору. В этом случае лицензия не требуется.
  • Привлеченная организация, имеющая лицензию и работающая по договору на оказание услуг по проведению медицинских осмотров. Держателем лицензии может быть не только медучреждение в общепринятом смысле (больница, поликлиника), но и организация, для которой медицинские осмотры являются единственным медицинским видом деятельности.
  • Самостоятельное получение предприятием лицензии на проведение медицинских осмотров водителей. Это имеет смысл для крупных автотранспортных предприятий, которым в любом случае приходится нести затраты по содержанию медицинского кабинета и выплате зарплаты сертифицированным специалистам. Получив лицензию, они могут также оказывать услуги медосмотра водителей более мелким предприятиям.

Организация, проводящая медицинские осмотры водителей, должна обладать собственным помещением для их приема или иметь возможность предоставить выездных специалистов с необходимыми наборами для медицинских исследований.

Предрейсовый медицинский осмотр водителя: цена услуги

В таблице ниже приведена примерная стоимость услуги предрейсового медицинского осмотра водителей в случае, если привлекается сторонняя организация.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Проведение предрейсового и послерейсового медосмотра водителей зачастую вызывает трудности даже у экспертов. Узнайте, кто может проводить предрейсовый медосмотр, скачайте образец договора

Читайте в нашей статье:

Порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей

Перед каждым выходом на смену водители должны пройти медосмотр. Именно врач выявляет серьезные болезни, состояние опьянения и оценивает допустимость субъекта к управлению средством повышенной опасности. Исключения закон делает только для служб экстренного реагирования (Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 г. No 835н). Время медосмотра включается в табель учета как рабочее.

Скачайте документы из статьи:

Разумеется, проводить такую экспертизу имеет право только врач, имеющий необходимую квалификацию. Здесь есть два варианта: либо он числится в медорганизации, которая работает с вашим предприятием по договору, либо у вас в штате. В последнем случае необходимо оборудовать для работы врача кабинет площадью не менее 12 кв. м. Это должны быть 2 комнаты – одна для осмотров, а вторая для забора анализов.

Оборудование для такой работы тоже необходимо – хотя и не очень сложное. Это тонометры, градусники, стетофонендоскопы, прибор для определения паров спирта в дыхании (так называемая «трубочка») и экспресс-тесты на наркотики и алкоголь. Кроме того, ваша организация должна в обязательном порядке получить лицензию на проведение медосмотров.

Что именно должен сделать врач:

  1. Провести визуальный осмотр водителя.
  2. Спросить о состоянии здоровья.
  3. Осмотреть водителя на предмет видимых повреждений: ссадин, следов от инъекций, реакции зрачков на свет и т. д.
  4. Измерить температуру, давление, пульс.
  5. Провести тесты на алкоголь и наркотики.

Далее принимается решение о допуске или недопуске к работе, которое фиксируется в специальном журнале учета.

Допустим, осмотр выявил, что водитель пришел на работу пьяным. Необходимо зафиксировать это в журнале, затем написать служебную записку на имя руководителя – после чего издается приказ об отстранении от работы. Кроме того, у работодателя есть полное право наказать или вообще уволить провинившегося согласно подпункта «б» пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Все работодатели в 2019 году организуют медосмотр за собственный счет. Экономных руководителей стоит проинформировать, что при выявлении нарушений в области организации медосмотров статья 11.32 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает следующие наказания: с водителя — денежное взыскание до 1500 р., а также задержание сотрудником ГИБДД и направление на освидетельствование, для медработника – штраф до 3000 р., для организации — до 50000 р.

А также интересные судебные решения, которые спасут от провокаций работника

Приказ о прохождении предрейсового медосмотра водителей

Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. No2510/9468-03-32 рекомендует руководителям организаций утвердить Положение о проведении предрейсового и послерейсового медосмотров (далее – Положение).

В нем предусмотрены содержание медосмотра, основания допуска (отстранения) сотрудников, обязанности медучреждений. Лишь выпустив такое положение, вы можете разработать приказ о проведении предрейсовых медосмотров и назначить ответственных лиц.

Приказ о назначении ответственного за проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров

Пошаговая процедура

Шаг 1. Разработать Положение об организации предрейсового медосмотра – по упомянутому выше образцу;

Шаг 2. Назначить должностных лиц, ответственных за проведении осмотров, и указать их в тексте приказа.

Шаг 3. Определить время осмотров и сроки отчетности по проверкам, также указав все это в тексте приказа.

Шаг 4. Возложить контроль за исполнение распоряжений на кого-либо из сотрудников либо оставить его за руководителем предприятия.

Шаг 5. Ознакомить с приказом под роспись всех заинтересованных сотрудников.

Предрейсовый медосмотр водителей по договору

Если водительский состав организации малочислен, то экономически нецелесообразно нанимать врача и тратиться на его регулярное обучение и сертификацию. Для работодателей, ограниченных в офисных помещениях, невозможно создать лицензированный медицинский кабинет, площадью не менее 12 кв.м.

Справочник кадровика в подарок!

В этих случаях идеально подойдет заключение договора со сторонней организацией. Она не обязательно должна быть государственной – подойдет любая медицинская структура, у которой есть лицензия на проведение медицинских осмотров. Но это – обязательное условие.

Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Возможно два сценария проведения предрейсовых медосмотров:

  1. Штатный медик с высшим или средне-специальным образованием, который прошел курс лекций и получил сертификат (диплом), а также обязательно — лицензию на ведение медицинской деятельности.
  2. Лицензированная сторонняя компания по договору на оказание услуг.

Договор об оказании услуг по предрейсовым медицинским осмотрам

Послерейсовый медосмотр

С 2015 года в российской практике появились обязательные послерейсовые медицинские осмотры (Приказ Минздрава No 835н) следующих категорий водителей:

  • осуществляющих перевозки опасных грузов;
  • перевозящих пассажиров;
  • индивидуальных предпринимателей, оказывающих транспортные услуги.

Рекомендуется проводить проверку физического состояния после управления служебным транспортным средством сотрудникам «группы риска»:

  • пенсионерам;
  • работникам, имеющим хронические заболевания;
  • сотрудникам, периодически злоупотребляющим алкоголем.

Мы разобрали основные вопросы организации предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, и прием на работу водителя теперь не вызовет лишнего беспокойства.

Author: urist