Приказ минобрнауки 462 от 14.06.2019 с приложениями

Приказ Минобрнауки России от 14.12.2017 N 1218 «О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 462» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2018 N 49562)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 декабря 2017 г. N 1218

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 ИЮНЯ 2013 Г. N 462

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 462 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2013 г., регистрационный N 28908).

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 14 декабря 2017 г. N 1218

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ САМООБСЛЕДОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 14 ИЮНЯ 2013 Г. N 462

1. Абзац второй пункта 7 изложить в следующей редакции:

«Отчетным периодом является предшествующий самообследованию календарный год.».

2. Пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Размещение отчетов организаций в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети «Интернет», и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года.».

Еще раз о самообследовании ОО

Мы уже информировали наших гостей О самообследовании образовательной организации (рубрика «Страничка директора»), Порядок проведения которой утвержден приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013 г. № 462 (зарегистрирован Минюстом РФ 27.06. 2013 г. Регистрационный № 28908).

Напомним, что согласно ему в процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

На момент подготовки материала показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, еще не были утверждены.

  • показатели деятельности дошкольной образовательной организации , подлежащей самообследованию (приложение N 1);
  • показатели деятельности общеобразовательной организации, подлежащей самообследованию (приложение N 2);
  • показатели деятельности профессиональной образовательной организации, подлежащей самообследованию (приложение N 3);
  • показатели деятельности образовательной организации высшего образования, подлежащей самообследованию (приложение N 4);
  • показатели деятельности организации дополнительного образования , подлежащей самообследованию (приложение N 5);
  • показатели деятельности организации дополнительного профессионального образования, подлежащей самообследованию (приложение N 6).

Приказ можно найти на сайте Минобрнауки РФ, а также ИА Гарант, RG.RU Российская Газета, КонсультантПлюс.

Самообследование проводится образовательной организацией ежегодно. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно.

Результаты самообследования оформляются в виде отчета, который направляется учредителю и размещается в Интернете.

Отчет включает аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью.

  • для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций — по состоянию на 1 августа текущего года;
  • для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования — по состоянию на 1 апреля текущего года.

Еще раз о самообследовании ОО : 6 комментариев

Здравствуйте!
Подскажите за какой период (2012/2013 или 2013/2014 учебный год) должна отчитаться Школа искусств исходя из того что отчёт о самообследовании должен быть представлен до 20 апреля 2014 года.

Уважаемый Максим!
Так как ваша организация представляет отчет Учредителю, то советуем данный вопрос уточнить с ним.

Добрый день!
Правильно ли я понимаю, что на момент 1 апреля 2014 года, в самообследовании мы должны отразить данные по показателям. Этого будет достаточно?

Добрый день, Наталья!
В соответствии с Порядком проведения самообследования образовательной организацией, утвержденным приказом от 14.06.2013 г. № 462, отчет составляется: для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования — по состоянию на 1 апреля текущего года. Все остальное советуем согласовывать с учредителем, которому Вы предоставляете отчет.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, есть ли методика расчета показателей для общеобразовательной организации, подлежащей самообследованию?

Добрый день, Ирина! См. приказ Минобрнауки РФ от 10.12.2013 № 1324 приложение 2.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 марта 2014 г. N АК-634/05 «О проведении самообследования образовательных организаций высшего образования»

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» прошу обеспечить предоставление отчета о самообследовании деятельности руководимой Вами образовательной организации высшего образования (включая деятельность филиалов).

1. Методические рекомендации по проведению самообследования образовательной организацией высшего образования на 4 л. в 1 экз.

2. Методика расчета показателей деятельности образовательной организации высшего образования, подлежащей самообследованию на 11 л. в 1 экз.

Методические рекомендации
по проведению самообследования образовательной организации высшего образования

Самообследование образовательной организации высшего образования (далее — самообследование) проводится в соответствии с Порядком проведения самообследования образовательной организацией (далее — порядок проведения самообследования), утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован Минюстом России 27 июня 2013 г., регистрационный N 28908).

Самообследование проводится в целях обеспечения доступности и открытости информации о деятельности образовательной организации.

В процессе самообследования проводится оценка образовательной организации высшего образования на основании расчета и анализа показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию (далее — показатели самообследования), утвержденных приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. N 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2014 г., регистрационный N 31135).

Отчет о самообследовании для образовательных организаций высшего образования (далее — отчет о самообследовании) формируется по состоянию на 1 апреля текущего года, размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в срок до 20 апреля текущего года.

Отчет о самообследовании включает в себя аналитическую часть и результаты анализа показателей самообследования. В аналитической части приводится информация о деятельности образовательной организации высшего образования (далее — вуз):

1. Общие сведения об образовательной организации

Указываются полное наименование и контактная информация образовательной организации в соответствии со сведениями в уставе и лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Описываются цель (миссия) вуза, система управления и планируемые результаты деятельности, определенные программой развития вуза.

2. Образовательная деятельность

Приводится информация о реализуемых образовательных программах, их содержании, качестве подготовки обучающихся, ориентации на рынок труда и востребованности выпускников. Проводится оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения реализуемых образовательных программ.

Проводится анализ внутренней системы оценки качества образования и кадрового обеспечения по направлениям подготовки обучающихся. Приводятся сведения об организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, анализ возрастного состава преподавателей.

3. Научно-исследовательская деятельность

Приводятся сведения об основных научных школах вуза и планах развития основных научных направлений, объемах проведенных научных исследований. Описывается опыт использования результатов научных исследований в образовательной деятельности, внедрения собственных разработок в производственную практику. Проводится анализ эффективности научной деятельности (издание научной и учебной литературы, подготовка научно-педагогических работников, научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), докторантуре и т.д.), активность в патентно-лицензированной деятельности.

4. Международная деятельность

Приводится результативность форм международного сотрудничества: участие в международных образовательных и научных программах; обучение иностранных студентов; мобильность научно-педагогических работников и студентов в рамках международных межвузовских обменов (обучение студентов за рубежом, повышение квалификации научно-педагогических работников за рубежом, учебно-научная работа педагогических работников за рубежом).

5. Внеучебная работа

Приводятся сведения об организации воспитательной работы в вузе и участии студентов и педагогических работников в общественно-значимых мероприятиях.

6. Материально-техническое обеспечение

Анализируется состояние материально-технической базы образовательной организации в целом и по направлениям подготовки, состояние и развитие учебно-лабораторной базы, уровень ее оснащения. Характеризуются социально-бытовые условия в вузе: наличие пунктов питания и медицинского обслуживания, общежитий и спортивно-оздоровительных комплексов.

Смотрите так же:  Как оплатить транспортный налог в 2019 году

Аналитическая часть отчета о самообследовании формируется по состоянию на 1 апреля текущего года.

Вторая часть отчета о самообследовании — результаты анализа показателей самообследования.

Показатели самообследования рассчитываются на основании сведений, отраженных в формах статистической отчетности (ВПО-1, ВПО-2, 2-Наука, 3-НК, 1-ЗП и др.) за отчетный период на основании методики расчета показателей самообследования (приложение 2 к настоящему письму).

В целях оптимизации формирования статистических отчетов образовательными организациями высшего образования Минобрнауки России предусмотрело возможность автоматического расчета показателей самообследования в рамках проведения мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования при сборе данных и формировании отчета по форме «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2013 г. (форма N 1-Мониторинг)» (далее — форма N 1-Мониторинг). Расчет показателей самообследования по филиалам образовательных организаций осуществляется отдельно по каждому филиалу.

Подготовленная аналитическая часть отчета о самообследовании и сформированный отчет с рассчитанными показателями самообследования подписываются руководителем образовательной организации и размещаются на официальном сайте образовательной организации (сайте филиала — при его наличии).

В соответствии с порядком проведения самообследования отчет направляется учредителю образовательной организации. Вузы, подведомственные Минобрнауки России, направляют отчет о самообследовании, сформированный с помощью программного модуля и подписанный ректором, вместе с отчетом по форме N 1-Мониторинг по адресу ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет приборостроения и информатики», 107996, г. Москва, ул. Стромынка, дом 20, офис 231, ГИВЦ в срок до 20 апреля 2014 года.

О самообследовании

Минобрнауки РФ приказом от 14.06.2013 г. № 462 (зарегистрировано Минюст РФ 27.06. 2013 г. Регистрационный № 28908) «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (далее — Порядок) определило её новый порядок, который вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

С этого учебного года самообследование проводится организацией ежегодно. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно. В общеобразовательной организации следует разработать соответствующий локальный акт, а организацию самообследования оформлять приказом руководителя организацией.

Целями самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования (далее — отчет).

В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:

  • планирование и подготовку работ по самообследованию организации;
  • организацию и проведение самообследования в организации;
  • обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
  • рассмотрение отчета органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.

Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию. Отчет подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью.

Отчет по итогам самообследования составляется для общеобразовательных организаций — на 1 августа текущего года.

Примечание. Приказ Минобрнауки России от 26.01.2012 N 53, которым был регламентирован ранее действовавший порядок проведения такого самообследования, утрачивает силу. Форма отчета о результатах самообследования, как правило, утверждается учредителем организации.

О самообследовании : 37 комментариев

«В общеобразовательной организации следует разработать соответствующий локальный акт» — дело касается только общеобразовательных организаций? Волнует судьба дополнительного образования в этом русле. И есть ли на сегодняшний день утвержденные министерством показатели деятельности организаций?

Добрый день, Алёна!
Настоящий приказ распространяется на все образовательные организации, в т.ч. и организации дополнительного образования. Отчет о результатах самообследования организаций дополнительного образования составляется по состоянию на 1 апреля текущего года.
Показатели деятельности образовательных организаций дополнительного образования можно посмотреть в проекте приказа Минобрнауки РФ приложение 4 (найдете в интернете).

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, если в организации дополнительного профессионального образования не проводилось обучение, как делать отчет о Самообследовании? Не включая аналитическую часть?

Добрый день, Евгения! Для официального ответа советуем обратиться в орган управления, которому подчиняется ваше учреждение.

7. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета по форме, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации*.Зарегистрировано в Минюсте России 12 апреля 2012 г. № 23821
Министерство образования и науки Российской Федерации
Приказ
от 26 января 2012 года № 53
ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ ФОРМУ?

Добрый день, г-жа Молчанова!
1.Приказ от 26.01.2012 г. №53 утратил силу.
2.В п.7 действующего нормативного акта не содержится подобного указания. Оно дано в
п. 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ: «Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Посмотрите проект на сайте «Об утверждении показателей деятельности образовательной …»

Я преподаватель дополнительного предпрофессионального образования, директор поставил перед фактом чтобы мы. преподаватели должны делать самообследование учреждения. А он должен только печать ставить. Кто должен это всё делать?

Уважаемая Антонина!
В соответствии с приказом Минобрнауки о самообследовании сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно. Для этого в организации должен быть разработан соответствующий локальный акт, обязательный к исполнению работниками учреждения.Как правило, самообследование осуществляется комиссионно, в т.ч. и с участием преподавателей. Возможно, Вы входите в состав комиссии. Возможно, среди заполняемых форм есть такие, которые можете заполнить только Вы. Конечно, формы подписывает директор.

Уважаемые коллеги, в соотвествтии с приказом отчет по самообследованию ссуза должны представить по состоянию на 1 апреля текущего года. Может быть я что-то не понимаю, но за какой период? Сейчас нам нужно сделать отчет за 2013 год? или? Подскажите пожалуйста.

Уважаемая Татьяна!
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013 г. № 462 для профессиональных образовательных организаций отчет составляется по состоянию на 1 апреля текущего года (см п.7), а размещение отчетов в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети «Интернет», и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года (см п.8).Вы должны были также обратить внимание, что отчет составляется ежегодно.

Уважаемые коллеги!
Изучив приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013г. № 462 в части касающейся п.7 о предоставлении отчета по состоянию на 1 апреля текущего года, возникает вопрос: за какой период должен предоставляться отчет о самообследовании? С 01.04.2013г. по 01.04.2014г. или с 01.01.2013г. по 01.04.2014г.?
2) Подскажите, что должно входить в аналитическую часть отчета о самообследовании?
3) Правильно ли я понимаю, что форму отчета о самообследовании образовательная организация разрабатывает самостоятельно в удобной для нее форме. В Вашей ссылке на пункт 3 часть 2 статьи 29 ФЗ-273 от 29.12.2012г. об этом ничего не сказано.

Уважаемая Оксана!
1.В соответствии с утвержденным Порядком самообследование проводится ежегодно и для учреждений профессионального образования по состоянию на 1 апреля.
2. Отчет включает аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию (см. приказы Минобрнауки РФ от 14.06.2013 г. № 462 и от10.12.2013 г. №1324).
В аналитической части на основе проведенного самообследования может быть представлен анализ состояния и результативности образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования и др.
3. В п.3.ч.2 ст.29 ФЗ-273 от 29.12.2012г. речь идет об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядке его проведения, относящихся к компетенции Федеральных органов, что уже и сделано Минобрнауки РФ: подготовлены и утверждены приказы от 14.06.2013 г. № 462 и от 10.12.2013 г. №1324.
Форма отчета о результатах самообследования, который направляется учредителю и размещается в Интернете, как правило, согласуется с учредителем организации.
Советуем посмотреть «Методические рекомендации по проведению самообследования образовательной организацией профессионального образования и подготовке отчета в 2014 году» на сайте «Департамент образования города Москвы Учебно-методический Центр по профессиональному образованию».
P.S. В поисковике наберите Методические рекомендации по проведению самообследования образовательной организацией профессионального образования и подготовке отчета в 2014 году.

Добрый день!
1.Подскажите за какой период должен предоставляться отчет о самообследовании? С 01.04.2013г. по 01.04.2014г. или с 01.01.2013г. по 01.04.2014г.?
2. Аналитическая часть отчета составляется в произвольной форме или имеются определенные формы?

Уважаемые коллеги!
Подскажите пожалуйста, распространяются ли приказы Минобрнауки РФ от 14.06.2013г. № 462 и от 10.12.2013г. № 1324 на ведомственные военные вузы и вузы системы МВД России?

Смотрите так же:  Требования предъявляемые к учету виды учета задачи бухгалтерского учета

Уважаемая Наталья!
Советуем обратиться к вашему учредителю.

И все-таки за какой период делаем отчет по самообследованию? И второе: чем он будет отличаться далее от публичного доклада и анализа работы учреждения за учебный год?

Уважаемая Валентина!
1.Согласуйте с учредителем, которому Вы предоставляете отчет.
2.Сравните документы о них: рекомендации Минобрнауки РФ «Общие рекомендации по подготовке Публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений» с приказами от 14.06.2013 г. № 462 и от 10.12.2013 г. №1324.

Добрый день!
Подскажите, отчет о самообследовании готовится отдельно по головному университету и отдельно по каждому филиалу, или же один отчет по университету в целом? Заранее спасибо!

Уважаемая Ирина!
Советуем с данным вопросом обратиться к учредителю.

Добрый день. Наш учебный центр реализует профессиональную программу подготовки частных охранников. Где нам взять Показатели деятельности образовательных организаций дополнительного профессионального образования ?

Уважаемая Анастасия!
Это приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (приложение № 6).

А если отчет по самообследованию до 20.04 на сайт не выложен? Какое наказание будет? Или никакого?

Добрый день, Ольга! Ответственность за это лежит на директоре школы, который подчиняется органу управления образованием. Он и должен определить меру ответственности.

Здравствуйте, скажите пожалуйста как написать письмо органам управления организации о проведенном самобследовании ОУ

Добрый день, Хусаинова О.В.! Советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется ваше ОУ.

Если с февраля 2016 по декабрь 2016 не было лицензии на право ведения образовательной деятельности составляется ли отчет по самообследованию?

Добрый день, гульназ! Организация, неимеющая лицензии на образовательную деятельность, таковой заниматься не может.

Подскажите пожалуйста, каким должен быть объем отчета ( не менее 20 страниц; свободный, зависит от содержания; регламентирован на уровне субъекта РФ; может ворьироваться каждый год? Каков будет правильный ответ для экзамена?

Добрый день, valentina! Минобрнауки РФ приказом от 14.06.2013 г. № 462 (зарегистрировано Минюст РФ 27.06. 2013 г. Регистрационный № 28908) «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» установило, что форма отчета о результатах самообследования, как правило, утверждается учредителем организации.

Какой орган управления должен рассматривать отчет о самообследовании? В уставе ничего не сказано.

Добрый день, Лилия! В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013 г. № 462 отчет о самообследовании рассматривается, например, на педсовете, подписывается руководителем организации, заверяется ее печатью, размещается на сайте организации и направляется ее учредителю не позднее 20 апреля текущего года.

Добрый день! В связи с изменениями в Порядке проведения самообследования (приказ №1218 от 14.12.2017) абзац 7 звучит теперь так: ОТЧЕТНЫМ ПЕРИОДОМ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ КАЛЕНДАРНЫЙ ГОД. Вопрос: на какую дату составлять отчет? на 01.01.2018 или на 01.04.2018 г.? И за какой период времени?

Добрый день, Анна! Для официального ответа советуем обратиться в Рособрнадзор либо Минобрнауки РФ. Блог не комментирует нормативные документы.

Добрый день! В предписании (по результатам проверки) указано нарушение: «…введен в действие локальный акт «Положение о порядке подготовки и организации проведения самообследования…» , тогда как вопросы самообследования ОО регламентируются Порядком проведения…. № 462…»
Вы пишите о необходимости создания данного локального акта. Поясните, пожалуйста, данную ситуацию

Добрый день, Ирина! Советуем читать внимательнее: «Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно. В общеобразовательной организации следует разработать соответствующий локальный акт, а организацию самообследования оформлять приказом руководителя организацией». Как видите, речь идет совершенно о другом, и замечание вам сделано правильно.

Добрый день. Подскажите пожалуйста, существует ли типовое положение о проведении само обследования? Для разработки локального акта.

Добрый день, Марина! Нет. В качестве примера посмотрите опыт своих коллег, которым они делятся в сети Интернет.

Приказ минобрнауки 462 от 14.06.2019 с приложениями

Каким образом вашей школы коснулась цифровизация?

Только сейчас ввели электронные дневники

С нового учебного года дети начали заниматься по электронным учебникам

Оснастили школу компьютерами в полном объеме

Никак! На оснащение школы нет денег, а Интернет работает с перебоями

Всего проголосовало: 167

Откровенный разговор о жизни после конкурса

номер 03, от 15 января 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

«Сегодня, когда серьезных (глубоких, трудных, умных, с нешуточной конкурентной борьбой и с по-настоящему высокопрофессиональным жюри) конкурсов школ почти не осталось, конкурс «Успешная школа» и важен, и значим, и ценен как для самих конкурсантов, так и для развития отечественного образования в целом. Он очень привлекателен своей открытостью на всех без исключения этапах. Эта открытость позволяет говорить о конкурсе «Успешная школа» как о серьезной (пролонгированной) акции, служащей важному делу, нашему общему делу – развитию российской школы», — так считает Екатерина Тенютина, заместитель директора академической гимназии №56 Санкт-Петербурга, абсолютный победитель конкурса «Успешная школа» — 2018. И мы очень рады, что она так верно и глубоко понимает наш замысел.

Профессии стремительно рождаются и так же неизбежно умирают. Но среди них остаются те, изчезновение которых означает и потенциальную гибель целых культурных пластов. Одна из таких профессий — фонтанщик. Именно с нее мы начинаем рассказ о редких профессиях. Герой первого материала — Андрей Бирюков, начальник отдела фонтанов и гидротехнических сооружений Государственного музея-заповедника «Петергоф». Читаем, удивляемся и планируем путешествие в Северную столицу!

С 1963 года в Сергиевом Посаде работает уникальное даже в масштабах страны реабилитационное, образовательное и воспитательное учреждение. Это дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов Министерства труда и социального развития РФ. Его воспитанники хорошо знают, что такое темнота и тишина, но они также уверены: не нужно бояться попросить о помощи, если нуждаешься, и помогать, если просят. Об этой и других вечных ценностях нормального человеческого общения – в репортаже Ильи Бруштейна.

Наши приложения

Исследование самообследования

У каждой школы своя траектория развития и свои особенности

Люблю я прогуливаться по сайтам. Почти профессиональное хобби — изучение школы по архитектуре и наполнению сайта. Очень захватывающее занятие! Убедительно, если на первой странице сайта в правом верхнем углу отображаются знаки отличия школы, показывающие ее принадлежность к московским и российским рейтингам вклада школ в качественное образование по итогам текущих лет. Сразу ясно — школа топовая, имеет высокие результаты, следовательно, там стоит учиться детям или искать вакансии учителям.
Нетоповая школа не является синонимом неуспешной, по крайней мере не должна. У каждой школы своя траектория развития и свои особенности, и понять это можно только одним способом — читая и анализируя отчет о самообследовании и публичный доклад, в которых видно, как ведется образовательная деятельность и какова динамика результатов школы. Некомпетентному читателю подчас трудно разобраться, в чем различия этих документов, почему и для кого написаны, почему в чем-то дублируются, почему отчет спрятан в разделе документов, а публичный доклад размещен на стартовой странице. Ну и самое главное — они должны быть написаны так, чтобы объективно, достоверно, полно и ответственно были отражены содержание и результаты образовательной деятельности, а читатель невооруженным глазом мог увидеть, чем особенным отличается эта школа, хоть и не входит в Топ. Это правило касается всех.
Чтение этих обязательных для каждой школы документов подчас производит странное впечатление, наводящее на вопрос: а сами авторы этих документов прочитали их перед тем, как вывесить на сайте? Ну в самом деле, заглядываем же мы в зеркало, перед тем как выйти в люди? Ладно, критика не наш жанр. А работники системы образования не только читатели, но еще и писатели. Поэтому ясно одно — всем надо учиться писать отчет о самообследовании, чтобы читатели сайтов получили информацию о деятельности школы в соответствии с законодательными требованиями. А для этого необходимо грамотно организовать работу по проведению самообследования и подготовке отчета и публичного доклада по итогам текущего учебного года. Давайте разберемся, чем они отличаются и почему должны быть написаны по-разному.

Самообследование
Требования к порядку самообследования образовательной организации установлены Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации»; приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте России 27.06.2013, №28908); приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2014, №31135)».
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования. Целью самообследования является обеспечение доступности и открытости информации о деятельности школы в виде отчета о результатах самообследования, которые размещаются на официальном сайте школы в виде ежегодного отчета о самообследовании. Таким образом, отчет о самообследовании — регламентированный документ, отражающий официальную информацию о содержании, условиях и результатах образовательной деятельности образовательной организации по итогам каждого учебного года. На основе отчета о самообследовании достоверную информацию об образовательной организации получают как участники образовательных отношений (обучающиеся, родители, педагогические работники), так и участники отношений в сфере образования (федеральные государственные органы, учредитель, органы местного самоуправления). Предметом самообследования выступает образовательная деятельность, система управления, содержание и качество подготовки обучающихся, организации учебного процесса, качество кадрового, учебно-методического обеспечения и в соответствии с показателями, установленными Минобрнауки России.
Процедура проведения самообследования включает сбор и обработку самой разной информации: общую характеристику образовательной деятельности; сведения о структуре и системе управления образовательной организацией; особенности организации образовательного процесса; анализ качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения и материально-технической базы школы; качество подготовки обучающихся; данные о востребованности выпускников; анализ показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию. Самообследование должно выявить уровень соответствия образовательной деятельности школы требованиям ФГОС. Порядок проведения самообследования согласуется с внутренней системой оценки качества образования (ВСОКО), основывается на инструментах оценки качества, применяемой в школе. Таким образом, результаты самообследования измеряемы, сопоставимы и позволяют увидеть динамику развития. Количественные результаты в соответствии с установленными на федеральном уровне показателями деятельности организации, подлежащей самообследованию, должны быть авторами отчета тщательно проанализированы, сопоставлены, выявлены и описаны причины, обуславливающие результаты, позитивные или негативные тенденции, резервы развития и др. Аналитическое содержание отчета должно отражать систему управления, условия осуществления образовательной деятельности, включая материально-техническую базу, успешность или сбои в функционировании внутренней системы оценки качества образования. По существу, отчет о самообследовании является верхушкой айсберга под названием ВСОКО, и если она работает, то стройная архитектура и ясное содержание отчета это отражают. Таким образом, отчет о самообследовании представляется ежегодно о результатах исполнения основной цели деятельности — организации образовательной деятельности в соответствии с законодательными требованиями. А публичный доклад — это отчет перед общественностью.

Смотрите так же:  Залог имущественных прав по контракту это

Публичный доклад
Публичный доклад не имеет строгих регламентов, к нему имеются рекомендации, направленные письмом Минобрнауки РФ от 28.10.2010 №13-312 «О подготовке публичных докладов» (вместе с Общими рекомендациями по подготовке публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений) и письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными Минобрнауки России 1.04.2015). В соответствии с указанными рекомендациями публичный доклад — это аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения. Требованиями к качеству информации, включаемой в публичный доклад, являются актуальность (информация должна соответствовать интересам и информационным потребностям целевых групп, способствовать принятию решений в сфере образования); достоверность (информация должна быть точной и обоснованной), необходимость и достаточность — приводимые данные и факты должны служить исключительно целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений публичного доклада.
Публичный доклад адресован самому широкому кругу читателей, возможно, не столь компетентных и подготовленных, но каждый из которых в равнодоступной мере должен получить объективную, достоверную информацию, представленную понятным и доступным стилем изложения. Публичный доклад должен выполнять публичную миссию разъяснения, установления диалога с широкой целевой аудиторией, заинтересовывать, привлекать, завоевывать доверие. Публичный доклад должен быть имиджевой визитной карточкой, выступать инструментом брендинга школы на рынке образовательных услуг. Ведь совершенно очевидно, что публичный доклад является инструментом диалога с сообществом в условиях конкуренции и завоевания доверия заказчиков образовательной услуги. Публичный доклад является презентацией образовательной организации, которая демонстрирует достижения за отчетный период, сообщает о результатах и способах их достижения в лаконичной, удобной и яркой для восприятия форме. Допустим, сегодня мы еще не взошли на вершины, но в публичном докладе убедительно рассказываем о том, как настойчиво движемся вперед и как интересно у нас учиться, что это может стать основанием для выбора именно нашей организации. Когда чтение публичного доклада школы станет увлекательным делом, сайты станут реальными конкурентами сарафанному радио. И родители при выборе школы будут руководствоваться не субъективным мнением домохозяйки, которая советует, где в районе надо учиться, а руководством к выбору станет публичный доклад руководителя школы. Значит, структура и текст публичного доклада должны стать ближе потенциальному родителю. Значит, надо внимательно исследовать рынок услуг современными методами маркетинга и брендинга. Все же школа должна научиться управлению информацией! Типовые сайты, отражающие исполнение нормативных требований по своей структуре, свои различия и отличия должны проявить в разнообразии наполнения контента, индивидуализированных стилях завоевания общественного доверия и ведения диалога со своей целевой аудиторией. Помните, что встречают по одежке, провожают по уму.

Проведение самообследования
Самообследование проводится ежегодно. Проведение самообследования включает планирование и осуществление процедуры самообследования, обобщение полученных результатов, подготовку на их основе отчета о самообследовании. Отчет о самообследовании готовится по состоянию на 1 августа текущего года, предоставляется учредителю и размещается на официальном сайте не позднее 1 сентября текущего года.
Процедура самообследования осуществляется по следующему алгоритму.
1. Принимается решение о проведении самообследования: издается приказ по школе о формировании комиссии или рабочей группы по проведению самообследования, при необходимости принимаются локальные акты, описывающие порядок проведения самообследования.
2. Планирование самообследования: определяются методы сбора информации, способы технического обеспечения, сроки поэтапного исполнения конкретными исполнителями в соответствии с приказом руководителя образовательной организации.
3. Проведение самообследования: осуществляются сбор, обработка и систематизация информации, анализ полученных данных, выявление проблем, причин и способов устранения. Напомним, что при проведении процедуры самообследования используются различные формы и методы сбора и обработки информации: плановые запросы информации, качественная и количественная обработка информации, экспертиза, анкетирование, опросы и др.
4. Подготовка и утверждение отчета по самообследованию: осуществляется подготовка текста отчета, обязательны чтение и согласование текста отчета ответственными лицами, участвующими в подготовке отчета по приказу, утверждение отчета директором.
5. Размещение отчета на официальном сайте школы строго в установленные регламентом сроки.
6. Анализ отчета о самообследовании закономерно приведет к анализу ВСОКО, ее функциональности и результативности, самое главное — будет понятно, какие механизмы не работают, а какие просто еще не включены, вслед за этим обязательно последуют коллегиальная выработка решений по выявленным недостаткам и далее трудоемкий путь по обеспечению качества образования.
А где же место подготовке публичного доклада? Здесь уместно будет напомнить, что самообследование — регламентированный требованием законодательства документ, который является главным отчетным документом перед учредителем и надзорными органами. На основе текста и информационной базы отчета о самообследовании формируется публичный доклад. Технологии организации его подготовки могут быть самыми разными, это решает сама школа. Основные сведения в двух документах должны строго соответствовать, а вот стили изложения и построения материала должны отличаться. Иначе говоря, отчет должен давать полную картину анализа результатов деятельности, а публичный доклад — высвечивать ключевые позиции. Поскольку публичный доклад готовится и публикуется на сайте в те же сроки, что и отчет о самообследовании, очевидно, что его подготовка должна быть организована в те же сроки и в том же порядке. Только это должно быть определено локальным нормативным актом, где каждая организация сама устанавливает и ответственно описывает этот порядок. Ведь вышеперечисленные шаги — только общее руководство к действию на основе исследования самообследования.
Пишите отчет и доклад честно и правильно, ясно отдавая себе отчет, что кто-то это будет читать.
Пишите! А мы прочитаем. Ведь мы не писатели, а читатели.

Author: admin