Президент ссср полномочия

Закон СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» (утратил силу)

Закон СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I
«Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР»

Настоящий Закон фактически прекратил действие

Соглашением о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.) констатируется, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование

В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР Съезд народных депутатов СССР постановляет:

I. Учредить пост Президента Союза Советских Социалистических Республик.

Установить, что учреждение поста Президента СССР не меняет правового положения и не влечет ограничения компетенции союзных и автономных республик, закрепленной конституциями союзных в автономных республик и Конституцией СССР.

II. Внести в Конституцию (Основной Закон) СССР следующие изменения и дополнения:

1. Из преамбулы исключить слова «Возросла руководящая роль Коммунистической партии — авангарда всего народа».

2. Статьи 6, 7, 10, 11, 12, 13 и 51 изложить в следующей редакции:

» Статья 6. Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами.

Статья 7. Все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, действуют в рамках Конституции и советских законов.

Не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни»;

» Статья 10. Экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности.

Государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, и обеспечивает равную их защиту.

Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, находятся в ведении Советов народных депутатов и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Статья 11. Собственность гражданина СССР является его личным достоянием и используется для удовлетворения материальных и духовных потребностей, самостоятельного ведения хозяйственной и иной не запрещенной законом деятельности.

В собственности гражданина может находиться любое имущество потребительского и производственного назначения, приобретенное за счет трудовых доходов и по другим законным основаниям, кроме тех видов имущества, приобретение которых гражданами в собственность не допускается.

Для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства и других целей, предусмотренных законом, граждане вправе иметь земельные участки в пожизненном наследуемом владении, а также в пользовании.

Право наследования имущества гражданина признается и охраняется законом.

Статья 12. Коллективной собственностью является собственность арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных организаций и других объединений. Коллективная собственность создается путем преобразования предусмотренными законом способами государственной собственности и добровольного объединения имущества граждан и организаций.

Статья 13. Государственной собственностью является общесоюзная собственность, собственность союзных республик, собственность автономных республик, автономных областей, автономных округов, краев, областей и других административно-территориальных единиц (коммунальная собственность)»;

» Статья 51. Граждане СССР имеют право объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, которые способствуют развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.

Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач».

3. Дополнить Конституцию СССР новой главой 15.1 следующего содержания:

Глава 15.1. Президент СССР

Статья 127. Главой Советского государства — Союза Советских Социалистических Республик является Президент СССР.

Статья 127.1. Президентом СССР может быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом СССР более двух сроков.

Президент СССР избирается гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Число кандидатов на пост Президента СССР не ограничивается. Выборы Президента СССР считаются действительными, если в них приняло участие не менее пятидесяти процентов избирателей. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по Союзу ССР и в большинстве союзных республик.

Порядок выборов Президента СССР определяется Законом CCСР.

Президент СССР не может быть народным депутатом.

Лицо, являющееся Президентом СССР, может получать заработную плату только по этой должности.

Статья 127.2. При вступлении в должность Президент СССР приносит присягу на заседании Съезда народных депутатов СССР.

Статья 127.3. Президент СССР:

1) выступает гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР;

2) принимает необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально-государственного устройства СССР;

3) представляет Союз Советских Социалистических Республик внутри страны и в международных отношениях;

4) обеспечивает взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР;

5) представляет Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны; информирует Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР;

6) представляет Верховному Совету СССР кандидатуры на посты Председателя Совета Министров СССР, Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, затем представляет этих должностных лиц Съезду народных депутатов СССР на утверждение; входит с представлениями в Верховный Совет СССР и на Съезд народных депутатов СССР об освобождении от обязанностей указанных должностных лиц, за исключением Председателя Верховного Суда СССР;

7) ставит перед Верховным Советом СССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров СССР; по согласованию с Председателем Совета Министров СССР освобождает от должности и назначает членов Правительства СССР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР;

8) подписывает законы СССР; вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет СССР для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат подтвердит ранее принятое им решение, Президент СССР подписывает закон;

9) имеет право приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;

10) координирует деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР, назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил СССР, присваивает высшие воинские звания; назначает судей военных трибуналов;

11) ведет переговоры и подписывает международные договоры СССР; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; назначает и отзывает дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях; присваивает высшие дипломатические ранги и иные специальные звания;

12) награждает орденами и медалями СССР, присваивает почетные звания СССР;

13) решает вопросы принятия в гражданство СССР, выхода из него и лишения советского гражданства, предоставления убежища; осуществляет помилование;

14) объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Верховного Совета СССР; объявляет в интересах защиты СССР и безопасности его граждан военное положение в отдельных местностях. Порядок введения и режим военного положения определяются законом;

15) в интересах обеспечения безопасности граждан СССР предупреждает об объявлении чрезвычайного положения в отдельных местностях, а при необходимости и вводит его по просьбе или с согласия Президиума Верховного Совета или высшего органа государственной власти соответствующей союзной республики. При отсутствии такого согласия вводит чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР. Постановление Верховного Совета СССР по данному вопросу принимается большинством не менее двух третей от общего числа его членов.

В случаях, указанных в части первой данного пункта, может вводить временное президентское правление при соблюдении суверенитета и территориальной целостности союзной республики.

Режим чрезвычайного положения, а также президентского правления устанавливается законом;

16) в случае разногласий между Советом Союза и Советом Национальностей Верховного Совета СССР, которые не могли быть устранены в порядке, предусмотренном статьей 117 Конституции СССР, Президент СССР рассматривает спорный вопрос в целях выработки приемлемого решения. Если достичь согласия не удается и возникает реальная угроза нарушения нормальной деятельности высших органов государственной власти и управления СССР, Президент может внести на Съезд народных депутатов СССР предложение об избрании Верховного Совета СССР в новом составе.

Статья 127.4. Президент СССР возглавляет Совет Федерации, в состав которого входят высшие государственные должностные лица союзных республик. В заседаниях Совета Федерации вправе участвовать высшие государственные должностные лица автономных республик, автономных областей и автономных округов.

Совет Федерации: рассматривает вопросы соблюдения Союзного договора; разрабатывает меры по проведению в жизнь национальной политики Советского государства; представляет Совету Национальностей Верховного Совета СССР рекомендации по разрешению споров и урегулированию конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях; координирует деятельность союзных республик и обеспечивает их участие в решении вопросов общесоюзного значения, отнесенных к компетенции Президента СССР.

Вопросы, затрагивающие интересы народов, не имеющих своих национально-государственных образований, рассматриваются в Совете Федерации с участием представителей этих народов.

В заседаниях Совета Федерации вправе участвовать Председатель Верховного Совета СССР и председатели палат.

Статья 127.5. При Президенте СССР действует Президентский Совет СССР, задачей которого является выработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики СССР, обеспечению безопасности страны.

Смотрите так же:  Страховка росгосстрах орел

Члены Президентского Совета СССР назначаются Президентом СССР. Председатель Совета Министров СССР входит в состав Президентского Совета СССР по должности.

В заседаниях Президентского Совета СССР вправе участвовать Председатель Верховного Совета СССР.

Статья 127.6. Президент СССР проводит совместные заседания Совета Федерации и Президентского Совета СССР для рассмотрения наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики страны.

Статья 127.7. Президент СССР на основе и во исполнение Конституции СССР и законов СССР издает указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны.

Статья 127.8. Президент СССР обладает правом неприкосновенности и может быть смещен только Съездом народных депутатов СССР в случае нарушения им Конституции СССР и законов СССР. Такое решение принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Съездом народных депутатов СССР по инициативе самого Съезда или Верховного Совета СССР с учетом заключения Комитета конституционного надзора СССР.

Статья 127.9. Президент СССР может передавать исполнение своих обязанностей, предусмотренных пунктами 11 и 12 статьи 127.3, Председателю Верховного Совета СССР и Председателю Совета Министров СССР, а обязанностей, предусмотренных пунктом 13 статьи 127.3, — Председателю Верховного Совета СССР.

Статья 127.10. Если Президент СССР по тем или иным причинам не может далее исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента СССР его полномочия переходят к Председателю Верховного Совета СССР, а если это невозможно — к Председателю Совета Министров СССР. Выборы нового Президента СССР при этом должны быть проведены в трехмесячный срок».

4. В связи с дополнением Конституции СССР главой 15.1 «Президент СССР» внести изменения и дополнения в следующие статьи Конституции СССР:

1) часть первую статьи 77 изложить в следующей редакции:

«Союзная республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Совете Федерации, Правительстве СССР и других органах Союза ССР».

пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6) избрание Верховного Совета СССР и Председателя Верховного Совета СССР»;

пункты 7 и 8 исключить;

пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11) избрание Комитета конституционного надзора СССР по представлению Председателя Верховного Совета СССР»;

пункты 9, 10, 11, 12, 13 считать соответственно пунктами 7, 8, 9, 10, 11;

из части четвертой исключить слова «Постановления Съезда народных депутатов СССР об отзыве Председателя Верховного Совета СССР или его Первого заместителя принимаются большинством голосов не менее двух третей от общего числа народных депутатов СССР».

3) Части четвертую и пятую статьи 110 изложить в следующей редакции:

«Очередные заседания Съезда народных депутатов СССР проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные заседания созываются по инициативе Верховного Совета СССР, по предложению одной из его палат, Президента СССР, не менее одной пятой народных депутатов СССР либо по инициативе союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти.

Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов СССР ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР, а затем — Председатель Верховного Совета СССР».

4) Части первую и седьмую статьи 111 изложить в следующей редакции:

«Верховный Совет СССР — постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР»;

«Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета СССР либо поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей».

5) Части первую и вторую статьи 112 изложить в следующей редакции:

«Верховный Совет СССР ежегодно созывается Председателем Верховного Совета СССР на очередные — весеннюю и осеннюю — сессии продолжительностью, как правило, три-четыре месяца каждая.

Внеочередные сессии созываются Председателем Верховного Совета СССР по его инициативе либо по предложению Президента СССР, союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти, не менее трети состава одной из палат Верховного Совета СССР».

пункт 2 изложить в виде пунктов 2 и 3 в следующей редакции:

«2) назначает по представлению Президента СССР Председателя Совета Министров СССР;

3) утверждает по представлению Председателя Совета Министров СССР состав Совета Министров СССР и вносимые в него изменения; по предложению Совета Министров СССР образует и упраздняет министерства СССР и государственные комитеты СССР»;

пункт 3 исключить;

пункты 7, 13, 14 и 18 изложить в следующей редакции:

«7) осуществляет в пределах компетенции Союза ССР законодательное регулирование порядка реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений»;

«13) определяет основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение по всей стране; объявляет состояние войны в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

14) принимает решение об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР при необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности»;

«18) имеет право отменять постановления и распоряжения Совета Министров СССР».

7) Статью 114 изложить в следующей редакции:

» Статья 114. Право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР принадлежит народным депутатам СССР, Совету Союза, Совету Национальностей, Председателю Верховного Совета СССР, постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета СССР, Президенту СССР, Совету Министров СССР, Комитету конституционного надзора СССР, союзным и автономным республикам в лице их высших органов государственной власти, автономным областям, автономным округам, Комитету народного контроля СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР, Главному государственному арбитру СССР.

Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных органов и Академия наук СССР».

8) Статью 117 изложить в следующей редакции:

» Статья 117. В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании».

9) Статью 118 изложить в следующей редакции:

» Статья 118. Для организации работы Верховного Совета СССР создается Президиум Верховного Совета СССР во главе с Председателем Верховного Совета СССР. В состав Президиума Верховного Совета СССР входят: Председатель Совета Союза и Председатель Совета Национальностей, их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, другие народные депутаты СССР — по одному из каждой союзной республики, а также два представителя от автономных республик и один — от автономных областей и автономных округов.

Президиум Верховного Совета СССР осуществляет подготовку заседаний Съезда и сессий Верховного Совета СССР, координирует деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, организует проведение всенародных обсуждений проектов законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни.

Президиум Верховного Совета СССР обеспечивает публикацию на языках союзных республик текстов законов СССР и других актов, принятых Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР, его палатами, Президентом СССР».

Статью 120 считать статьей 119 и изложить ее в следующей редакции:

» Статья 119. Председатель Верховного Совета СССР избирается Съездом народных депутатов СССР из числа народных депутатов СССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Съездом народных депутатов СССР.

Председатель Верховного Совета СССР подотчетен Съезду народных депутатов СССР и Верховному Совету СССР.

Председатель Верховного Совета СССР издает постановления о созыве сессий Верховного Совета СССР, по другим вопросам — распоряжения».

11) Статью 121 исключить.

Статьи 122 и 123 считать соответственно статьями 120 и 121.

12) Статью 124 считать статьей 122 и изложить ее в виде двух статей в следующей редакции:

» Статья 122. Народный депутат СССР имеет право обратиться с запросом на заседаниях Съезда народных депутатов СССР и сессиях Верховного Совета СССР к Совету Министров СССР, руководителям других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, а к Президенту СССР — на заседаниях Съезда народных депутатов СССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данном заседании Съезда или на данной сессии Верховного Совета СССР не более чем в трехдневный срок.

Статья 123. Народные депутаты СССР вправе освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, его палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения.

Народный депутат СССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета СССР».

13) Статьи 125, 126 и 127 считать соответственно статьями 124, 125 и 126.

пункты 2, 3, 4 и 5 изложить в следующей редакции:

«2) по предложениям не менее одной пятой народных депутатов СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Съезду народных депутатов СССР заключения о соответствии Конституции СССР законов СССР и иных актов, принятых Съездом.

По поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложению Верховного Совета СССР дает заключения о соответствии указов Президента СССР Конституции СССР и законам СССР;

3) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Съезду народных депутатов СССР или Верховному Совету СССР заключения о соответствии Конституции СССР конституций союзных республик, а законов союзных республик — также и законам СССР;

4) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям не менее одной пятой членов Верховного Совета СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Верховному Совету СССР или Президенту СССР заключения о соответствии актов Верховного Совета СССР и его палат, проектов актов, внесенных на рассмотрение этих органов, Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР, а постановлений и распоряжений Совета Министров СССР — также и законам СССР, принятым Верховным Советом СССР; о соответствии международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик Конституции СССР и законам СССР;

Смотрите так же:  Договор ип с физ лицом пример

5) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, его палат, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, высших органов государственной власти союзных республик, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, общесоюзных органов общественных организаций и Академии наук СССР дает заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией СССР не осуществляется прокурорский надзор».

15) Части первую и вторую статьи 125 изложить в следующей редакции:

«Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР осуществляют контроль за всеми подотчетными им государственными органами.

Верховный Совет СССР и Президент СССР направляют деятельность Комитета народного контроля СССР».

16) Части третью и четвертую статьи 130 изложить в следующей редакции:

«Совет Министров СССР не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Верховным Советом СССР и регулярно информирует Президента СССР о своей деятельности.

Верховный Совет СССР может по собственной инициативе или по предложению Президента СССР выразить недоверие Правительству СССР, что влечет его отставку. Постановление по этому вопросу принимается большинством голосов не менее двух третей от общего числа членов Верховного Совета СССР».

часть первую изложить в следующей редакции:

«Совет Министров СССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции СССР, в компетенцию Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и Президента СССР»;

пункты 3 и 4 части второй изложить в следующей редакции:

«3) осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов страны, охране собственности и общественного порядка;

4) принимает меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности»;

пункт 5 исключить;

пункты 6 и 7 считать соответственно пунктами 5 и 6, изложив их в следующей редакции:

«5) осуществляет общие мероприятия в области отношений с иностранными государствами, внешней торговли, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества СССР с зарубежными странами; принимает меры к обеспечению выполнения международных договоров СССР; утверждает и денонсирует межправительственные международные договоры;

6) образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров СССР».

18) Статью 133 изложить в следующей редакции:

» Статья 133. Совет Министров СССР на основе и во исполнение законов СССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, указов Президента СССР издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР».

19) Часть четвертую статьи 135 изложить в следующей редакции:

«Министерства и государственные комитеты СССР несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов СССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, указов Президента СССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР; организуют и проверяют их исполнение».

20) Части первую и пятую статьи 152 изложить в следующей редакции:

«Все суды в СССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей, за исключением судей военных трибуналов»;

«Судьи военных трибуналов назначаются Президентом СССР, а народные заседатели избираются собраниями военнослужащих открытым голосованием».

21) Статью 171 изложить в следующей редакции:

» Статья 171. Государственный гимн Союза Советских Социалистических Республик утверждается Верховным Советом СССР».

III. 1. Установить, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов СССР сроком на пять лет.

Кандидатуры на пост Президента СССР на этих выборах могут выдвигаться общественными организациями в лице их общесоюзных органов, Верховным Советом СССР, каждой из его палат, группами народных депутатов СССР не менее 100 человек и союзными республиками в лице их высших органов государственной власти. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов от общего числа народных депутатов СССР. Если при голосовании никто из кандидатов не набрал больше половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов.

2. Лицо, избранное Президентом СССР, вступает в должность с момента принесения присяги.

Утвердить следующий текст присяги Президента СССР:

«Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции СССР, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР».

IV. Настоящий Закон ввести в действие с момента его принятия.

История должности президента России. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 апреля 2016 г. исполняется 25 лет со дня учреждения Верховным Советом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) должности президента страны.

История учреждения поста

Институт президентства в России ведет свое начало с 15 марта 1990 г. В этот день генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на III внеочередном съезде народных депутатов был избран президентом СССР.

12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР была принята декларация о государственном суверенитете России. Первоначально съезд высказался против введения в республике поста президента. Однако затем по инициативе трети народных депутатов (согласно требованию Основного закона) вопрос об учреждении такой должности был вынесен на всероссийский референдум.

Соответствующее голосование состоялось 17 марта 1991 г., одновременно с общесоюзным референдумом о сохранении СССР. Всего в списки избирателей были включены 101 млн 776 тыс. 550 человек. Из них приняли участие в референдуме 76 млн 425 тыс. 110 (75,09%). За введение поста президента республики высказались 53 млн 385 тыс. 275 человек (69,85%), против — 21 млн 406 тыс. 152 (28,01%). Недействительными были признаны 1 млн 633 тыс. 683 бюллетеней (2,14%). Голосование не проводилось в Северо-Осетинской, Татарской, Чечено-Ингушской и Тувинской автономных республиках, органы власти которых бойкотировали проведение референдума.

24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР утвердил итоги плебисцита: были приняты законы «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР». 24 мая 1991 г. соответствующие изменения внесены в действующую на тот момент Конституцию 1978 г.

Полномочия президента в 1991 года

Согласно закону, президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в стране. На этот пост мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок президентских полномочий составлял пять лет.

При этом съезд народных депутатов РСФСР обладал значительно большими полномочиями, чем глава республики. Согласно ст. 104 Конституции, высшим органом власти в России являлся Съезд народных депутатов РСФСР. К его исключительному ведению относились определение внутренней и внешней политики; принятие Конституции и внесение в нее поправок; изменение национально-государственного устройства республики, а также избрание Конституционного суда РСФСР. Кроме того, съезд мог отменять любые акты высшего должностного лица республики. Президент мог назначать главу правительства, а также распускать кабинет министров только с согласия Верховного Совета. Не имел права распускать Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, а также приостанавливать их деятельность.

Изменения полномочий президента в 1992 году

Выборы первого российского президента состоялись 12 июня 1991 г. Победу на них одержал Борис Ельцин, набравший 57,38% голосов избирателей.

25 декабря 1991 г. РСФСР решением Верховного Совета была переименована в Российскую Федерацию, президент РСФСР стал именоваться президентом Российской Федерации.

9 декабря 1992 г VII Съезд народных депутатов РФ расширил полномочия российского парламента. Было установлено, что Верховный Совет дает согласие не только на назначение президентом главы правительства, но и также и четырех ключевых министров: иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел. Тогда же парламент получил право назначать председателя Центрального банка РФ. В ст. 121-6 Основного закона, гласившую, что полномочия президента не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности избранных органов госвласти, также были внесены изменения. Согласно поправке, в случае нарушения этой статьи полномочия президента «прекращаются немедленно».

Кризис 1993 года

В 1992-1993 гг. развернулось острое противостояние между президентом РФ Борисом Ельциным и Съездом народных депутатов РФ. Глава государства стремился ликвидировать конституционные ограничения своих полномочий. Парламент, в свою очередь, выступал против проводимой президентом и его командой социально-экономической и внешней политики. Также депутаты отказывались сохранить за главой государства чрезвычайные полномочия, предоставленные ему осенью 1991 г. для проведения экономической реформы.

21 сентября 1993 г. президент РФ выпустил указ номер 1400 «О поэтапной конституционной реформе», которым был распущен Съезд народных депутатов и Советы, назначены выборы в новый парламент — Федеральное собрание. Митинги сторонников Съезда народных депутатов в течение двух недель встречали силовое противодействие органов МВД, занявших сторону президента Ельцина. 4 октября 1993 г. верные Борису Ельцину войска, после танкового обстрела, взяли штурмом здание парламента и арестовали Александра Руцкого, Руслана Хасбулатова и других руководителей оппозиции. Во время октябрьских событий погибли свыше 140 человек, несколько сотен получили ранения.

Полномочия президента РФ в Конституции 1993 года

12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции. В списки избирателей, по данным ЦИК, были внесены 106 млн 170 тыс. 835 человек. В голосовании приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 (54,81%) избирателей. Из них 32 млн 937 тыс. 630 (58,43%) проголосовали за принятие Основного закона. «Против» высказались 23 млн 431 тыс. 333 (41,57%).

В Конституции РФ 1993 г. полномочия президента были значительно расширены. Основной закон исходит из главенствующего положения первого лица в системе государственных органов власти, что отражено даже в очередности глав Конституции: глава 4 «Президент Российской Федерации» предшествует главе 5 «Федеральное Собрание». Согласно ст.80 Основного закона президент получил статус «главы государства», «гаранта» Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе органов госвласти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Смотрите так же:  Трудовой договор заведующего производством

В Основном законе к компетенции президента относится определение российской внутренней и внешней политики. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ. Также глава государства получил право единолично принимать решение об отставке правительства (назначение премьера происходит по-прежнему с согласия парламента). Кроме того, президент представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность председателя Центробанка, Совету Федерации — кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда.

Срок пребывания первого лица у власти в 1993 г. был сокращен до четырех лет. Право быть избранными на этот пост получили граждане РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающие в стране не менее 10 лет. Согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции президент Борис Ельцин осуществлял свои полномочия до окончания своего первоначального срока, то есть до 1996 г. (в том же году был переизбран).

Изменения полномочий президента после 2000 года

31 декабря 1999 г. Борис Ельцин объявил о своей отставке и возложил исполнение обязанностей главы государства на премьер-министра РФ Владимира Путина.

25 лет назад Михаил Горбачев ушел с поста президента СССР

«Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту президента СССР» — с таких слов началось телеобращение Михаила Горбачева 25 декабря 1991 года.

За два дня до этого в Кремле состоялась встреча Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, которая длилась почти 10 часов. Обсуждались технические процедуры перехода государственной власти от президента Союза к главе РСФСР. В частности, лидеры договорились, что 25 декабря состоится передача Ельцину ядерных кодов (т.н. «ядерного чемоданчика»). Кроме того, речь шла об архивах Политбюро ЦК КПСС и личном архиве президента СССР.

Лидеры также договорились об условиях отставки Горбачева: предоставлении ему пенсии, дачи, автотранспорта, охраны, помещения для «Горбачев-Фонда». Президент СССР обязался в течение полугода не выступать с критикой российских властей.

25 декабря 1991 г. около 17:00 состоялись два телефонных разговора Михаила Горбачева: с президентом США Джорджем Бушем и министром иностранных дел Германии Гансом- Дитрихом Геншером.

В разговоре с Бушем Горбачев сообщил, что через два часа сделает заявление об уходе с поста президента СССР и выразил надежду, что страны Запада окажут поддержку СНГ и России.

Кроме того, Михаил Горбачев проинформировал президента США, что передает право на использование ядерного оружия президенту РФ Борису Ельцину. «Так что вы можете спокойно праздновать Рождество, спокойно спать этой ночью. Что касается меня, то я не собираюсь прятаться в тайгу. Я буду оставаться в политике, в общественной жизни», — заключил Горбачев.

Прощание президента и спуск флага

Около 19:00 советский президент подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР и упразднении Совета обороны при президенте СССР.

В 19:00 по московскому времени Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения и объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. «Я твердо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны. События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться», — заявил в Горбачев.

Он посетовал, что решение о ликвидации СССР было принято без учета «народного волеизъявления». Однако тут же заявил, что будет делать все возможное, чтобы Алма-Атинские соглашения «привели к реальному согласию в обществе, облегчили бы выход из кризиса и процесс реформ».

В 19:38, еще до того как завершилось телевизионное обращение Горбачева, с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации.

После завершения телеобращения Горбачев дал краткое интервью корреспондентам американской телекомпании Си-эн- эн. Затем, согласно договоренности, бывший глава СССР готовился передать «ядерный чемоданчик» Борису Ельцину. Однако российский президент не явился на встречу, так как был недоволен содержанием выступления Горбачева по телевидению.

Ельцин отказался принимать ядерные коды в кабинете бывшего президента СССР и предложил провести эту процедуру в другом помещении Кремля, на «нейтральной территории», — в Екатерининском зале Большого Кремлевского дворца. Горбачев не согласился с таким вариантом и передал «ядерный чемоданчик» командующему Вооруженными силами СССР маршалу Евгению Шапошникову.

Никаких иных официальных церемоний, связанных с прекращением деятельности президента СССР, не проводилось. Вечером 25 декабря в Ореховой гостиной Кремля состоялся прощальный ужин с участием нескольких человек из ближайшего круга Горбачева (советника президента СССР Александра Яковлева, председателя Всесоюзной телерадиокомпании Егора Яковлева, помощника Горбачева Анатолия Черняева, пресс-секретаря президента СССР Андрея Грачева).

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного совета СССР принял декларацию, в которой говорилось, что в связи «с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование».

27 декабря 1991 г. Горбачев собирался в последний раз приехать в свой кабинет в Кремле, чтобы разобрать бумаги и встретиться с японскими журналистами. Но сделать это ему не удалось, поскольку выяснилось, что кабинет уже занят Борисом Ельциным.

Пост президента СССР

В феврале 1990 г. генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев заявил о необходимости учреждения поста президента СССР и отмены положения советской Конституции о руководящей роли КПСС в государстве. 14 марта того же года в Основной закон были внесены поправки, согласно которым отменялась однопартийная система и учреждался пост президента Советского Союза. 15 марта на III съезде народных депутатов Горбачев был избран президентом СССР. За него проголосовали 1 тыс. 329 депутатов, «против» — 495 (из 2 тыс. 245).

Попытка реформирования политической системы СССР в годы перестройки (1985-1991) привела к обострению всех имевшихся противоречий. Ослабление власти КПСС вызвало резкий рост сепаратизма союзных республик. Первая декларация о суверенитете была принята Верховным советом Эстонской ССР 16 ноября 1988 г. В 1989 г. аналогичные правовые акты приняли Литва, Латвия и Азербайджан, а в течение 1990 г. — остальные союзные республики, включая РСФСР (декларация от 12 июня 1990 г.). Этот процесс получил название «парад суверенитетов».

В попытке преодолеть дезинтеграционные процессы Михаил Горбачев предложил главам союзных республик заключить новый Союзный договор. Документ предусматривал новую концепцию: каждая республика, входящая в состав Союза, получала статус суверенного государства. 24 декабря на IV Съезде народных депутатов было принято решение о проведении всесоюзного референдума о сохранении СССР. 17 марта 1991 г. за сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против — 21,7%. Армения, Грузия, Молдавия, Литва, Латвия и Эстония отказались от участия в плебисците.

С 23 апреля по 23 июля 1991 г. в резиденции главы СССР в Ново-Огарево велись переговоры между Михаилом Горбачевым и президентами девяти из 15 союзных республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской и Туркменская ССР) о создании Союза Суверенных Государств. Подписание соглашения было запланировано на 20 августа, однако в ночь на 19 августа группа высших руководителей СССР сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

Члены ГКЧП ввели в стране чрезвычайное положение и попытались отстранить Михаила Горбачева от власти. Таким образом они намеревались не допустить подписание нового Союзного договора, который, по их мнению, привел бы к распаду СССР. Однако руководители ГКЧП не решились на применение силы. 21 августа вице-президент СССР Геннадий Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП и недействительности всех его решений. В тот же день аналогичный акт издал президент РСФСР Борис Ельцин, а прокурор республики Валентин Степанков вынес постановление об аресте его членов.

После провала ГКЧП союзные республики заявили о своей независимости (24 августа — Украина, 30 — Азербайджан, 31 — Узбекистан и Киргизия, остальные — в сентябре-декабре 1991 г.). Политические позиции президента СССР ослабли. 24 августа 1991 г. Михаил Горбачев распустил Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР.

2-5 сентября 1991 г. в Москве состоялся V Съезд народных депутатов СССР (высший орган власти в стране). В последний день заседаний был принят закон «Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период», в соответствии с которым съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному совету СССР.

В качестве временного органа высшего союзного управления «для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики» был учрежден Государственный совет СССР в составе президента Советского Союза и глав РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана, Азербайджана. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового союзного договора.

14 ноября 1991 г. Госсовет принял постановление о ликвидации всех министерств и других центральных органов государственного управления СССР с 1 декабря 1991 г. В тот же день главы семи союзных республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и президент СССР договорились подписать 9 декабря новый Союзный договор. Согласно ему, Союз Суверенных Государств предполагалось учредить как «конфедеративное демократическое государство». Этот план осуществлен не был.

«Беловежское соглашение» и Алма-Атинская декларация

8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции Вискули (Беловежская Пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР. 10 декабря документ ратифицировали Верховные советы Украины и Белоруссии, 12 декабря аналогичный акт принял российский парламент.

10 декабря состоялось заседание Координационного совета при президенте СССР, в ходе которого советники Михаила Горбачева заявили о бесперспективности силового противодействия республикам. В частности, глава Центральной службы разведки СССР Евгений Примаков заявил, что «на армию не опереться, международные силы будут взаимодействовать с Россией, с республиками». Такую же позицию заняли командующие частями советской армии, созванные Горбачевым в тот же день на совещание в Москве (участвовали 500 человек от всех родов войск, начиная с командиров дивизий).

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) 11 руководителей бывших союзных республик подписали декларацию о целях и основных принципах СНГ. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование.

Author: admin