Пособие психических процессов

Год публикации: 2010

Библиографическая ссылка:: Локалов В.А. Общие закономерности развития психики и когнитивных процессов: Учебное пособие. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. — 116 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебное пособие знакомит учащихся с общими закономерностями развития психики и когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), а также с экспериментами, подтверждающими данные закономерности. Особое внимание уделяется применению теоретических знаний в профессионально-педагогической практике. Пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Теоретические основы развивающего обучения» и обучающихся по специальности 050501 «Профессиональное обучение» на кафедре инженерной и компьютерной графики (ИКГ) СПбГУ ИТМО.

Развитие психических процессов и профилактика дезадаптации при подготовке детей к школе

Данная программа включает в себя пояснительную записку, в которой описываются основные психические процессы, формирующиеся при подготовке к школе.

Выделяются показатели и причины психологической незрелости ребенка, поступающего в школу.

В программе сочетаются разные направления, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный, методический.

Работа предназначена психологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также и родителям.

В сотрудничестве, под руководством,
с чьей – то помощью ребёнок всегда
может сделать больше и более
трудные задачи, чем самостоятельно.

В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти, зрительно-моторной координации. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого. Именно совместная деятельность психолога и педагога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого–педагогическую коррекцию.

Психолого–педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов. Психолог, родитель, педагоги – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребёнка.

Исходными теоретическими положениями работы являются общепризнанные закономерности развития ребёнка, исследованные Л.С. Выгодским, А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, а также системный подход в развитии возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта с привлечением ресурсов. Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационной сфере, произвольности психических процессов, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Важное значение имеет успешная школьная адаптация ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7–8 годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка в школе. Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.

К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

По мнению современных психологов Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой, к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Авторы выделяют ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу:

1. Слабое речевое развитие детей.

2. Неразвитость тонкой моторики. В определенной мере неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания деталей.

3. Дети с трудом ориентируются на листе, испытывают сложности во время графического диктанта. Хорошо умеют считать к моменту поступления в школу, но испытывают затруднения в понимании причинно-следственных связей, в умении обобщать и классифицировать.

4. Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других ребят.

5. Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый просит сравнить выполнение с поставленной задачей, найти собственные ошибки.

6. Не сформированность учебной мотивационной готовности, т.е. желание идти в школу для получения знаний, чаще всего дети хотят идти в школу из-за того, что купили новые туфли или портфель.

Статистически значимые факторы, которые влияют на увеличение психологической незрелости у детей старшего дошкольного возраста:

  • увеличивается количество детей амбидекстров;
  • увеличение детей с нарушением речи;
  • увеличивается количество детей рекомендованных городским ПМПК лечение у невролога;
  • недостатки воспитания (например, гипоопека, когда взрослые не обращают внимание на проблему ребёнка; гиперопека над ребёнком, ребёнок получает слишком много словесных указаний, большой объём информации, привыкает к постоянной смене впечатлений, внимание такого ребёнка становится поверхностным, не формируется наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания, памяти).
  • Цель программы: развитие психических процессов и профилактика дезадаптации детей к школе.

    Задачи:

  • развивать познавательный интерес и познавательную активность;
  • развивать и корректировать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, зрительно-моторная координация);
  • стимулировать и обогащать развитие познавательной деятельности;
  • формировать положительное отношение к школе;
  • помочь создать у ребенка готовность к принятию новой социальной позиции «школьника».
  • Основные принципы психологической коррекции

    (по Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой)

  • Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
  • Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
  • Принцип единство коррекции и развития.
  • Принцип наглядности — демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
  • Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
  • Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих развитию способностей детей старшего дошкольного возраста.
  • Принцип включение родителей или лиц их заменяющих в коррекционно-педагогический процесс.
  • В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

    • диагностический;
    • развивающий;
    • консультативный;
    • методический.

    “Эталоны” Л.А. Венгера.

    “Проставь значки” (методика Пьера-Рузера модифицированная Л.В. Венгером, Ю.В. Тихоновой).

    “Исключение неподходящей картинки” (С.Д. Забрамная, О.В.Боровик).

    (исследование сформированности координации зрения и движения руки)

    • Тест для родителей А.Е.Хасанова “Готовы ли Вы отдать ребёнка в школу”.

    Занятия рассчитаны на один год обучения, проводятся с октября по апрель месяц включительно, с детьми подготовительной группы. Сентябрь и май проводится диагностика. Предлагается 28 занятий в год (по одному в неделю) I, II, III, неделя месяца, занятия проводятся на развитие и коррекцию психических процессов, в IV неделю месяца занятие на профилактику школьной дезадаптации, с продолжительностью 25-30 минут, что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данного возраста. Занятия расписаны в календарном плане. (Приложение 1)

    Содержание изучаемого курса

  • Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий.
  • Помогает в развитие внимания и зрительной памяти.
  • Развивает умение анализировать и обобщать.
  • Обучает способности к переключению внимания.
  • Развивает целостность восприятия, концентрирование внимания.
  • Способствует развитию внимания, мелкой моторики, синхронизирует работу полушарий.
  • Развивает у детей школьнозначимые функции. Доставляет детям радость.
  • Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий.
  • Развивает внимание и зрительную память.
  • Развивает активное внимание, умение соотносить свои действия со звуком инструмента.
  • Способствует развитию ориентировки на листе.
  • Помогает развитию целостности восприятия.
  • Развивается внимание, мелкая моторика, синхронизируется работа полушарий.
  • “Создание Лесной школы”

  • Введение и знакомство со школой, школьными атрибутами.
  • Развитие интереса к школе.
  • Расширение социальных представлений детей о школе.
  • Развитие положительного образа школы.
  • Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий.
  • Развивает внимание и зрительную память.
  • Развивает мышление, умение называть противоположные по смыслу слова.
  • Развивает способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
  • Развивает целостность восприятия, концентрированности внимания.
  • “Как утро начнёшь, так и день проведёшь”

  • Создать обстановку доверия в группе, включить каждого ребёнка в групповое взаимодействие, вызвать положительное эмоциональное отношение к ценности собственной жизни и жизни других людей.
  • Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий
  • Развитие пространственных представлений, воспроизведения, графических навыков.
  • Помогает развивать умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.
  • Тренируется распределение внимания.
  • Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мысленный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически.
  • Развивать внимание, мелкую моторику, синхронизировать работу полушарий.
  • “Если рядом друг”

  • Уточнить представление детей о том, что значит “уметь дружить”.
  • Укрепить чувство единства в детском коллективе.
  • “Угадай, узнай, придумай”

  • Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий
  • Развивает графические навыки, усидчивость.
  • Развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
  • Развивает умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, умению внимательно слушать говорящего.
  • Помогает развитию слухового внимания, формированию умения узнавать друг друга по голосу.
  • Упражнения, способствующие снятию напряжения с мышц туловища, рук и ног.
  • Создать ощущение единства.
  • Формировать взаимопонимание.
  • Содействовать формированию внимательного отношения друг к другу, снятию эмоционального напряжения.
  • Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий
  • Развивает сообразительность, умение сравнивать, анализировать и открывать скрытые закономерности.
  • Помогает развивать способность к переключению внимания.
  • Развивает умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, умению внимательно слушать говорящего.
  • Развивает внимание, мелкую моторику, синхронизирует работу полушарий.
  • Смотрите так же:  Лицензия на такси без ип и без желтого цвета московская область
  • Снижение школьной тревожности.
  • Формирование позитивной модели поведения в реальной жизни.
  • Повышение работоспособности, сплоченности группы.
  • Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий
  • Активизирует воображение и формирование оптимистичного чувственного фона.
  • Развивает умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, умению внимательно слушать говорящего.
  • Формирует у детей умения обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы.
  • Развивает внимания, мелкой моторики, синхронизирует работу полушарий.
  • “Мне скоро в школу”

  • Закрепление имеющихся знаний о школе.
  • Снятие страха перед школой.
  • Развитие положительной мотивации.
  • Данный блок составляет 2 направления:

    1. Работа с родителями.
    2. Работа с воспитателями и педагогами-специалистами.

    I направление. Работа с родителями заключается в проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия.

    — Групповые консультации определены учебным планом с целью приобщения родителей к учебно-воспитательному процессу: знакомство родителей с содержанием занятия, для повышения психологической грамотности родителей. (Приложение 2)

    — Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).

    — Открытые занятия для родителей проводятся ежемесячно.

    II направление. Работа с воспитателями и педагогами-специалистами включает консультации, открытые занятия.

    — Консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок). (Приложение 3, 4)

    — Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и воспитателями и педагогами-специалистами. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.

    Методический блок.

    — оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;

    — разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;

    — анализ и обработка диагностических данных;

    — разработка рекомендаций для родителей и педагогов.

    — разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;

    — разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;

    — разработка анкет для родителей, педагогов.

    — приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих технологий;

    — изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.

    Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.

    Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

    Структура данной работы заключается в комплексе занятий направленных на развитие и коррекцию взаимосвязанных между собой психических процессов.

    Для развития и коррекции психических процессов и профилактики школьной дезадаптации ребёнка используются следующие методы и техники:

    • самовнушения “Я хочу”, “Я смогу”, “Я буду”;
    • интеллектуальные, подвижные, речедвигательные, развивающие игры;
    • психогимнастика;
    • ожидание успеха;
    • наблюдение за детьми;
    • “Минуты шалости”;
    • элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов, загадок);
    • релаксация (подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения);
    • элементы мнемотехники (зарисовка пиктограмм после прочтения текста), использование схем.

    К 7 годам ребёнок:

    Вступает в контакт с взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 6 и более частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, серый, коричневый, голубой, розовый, оранжевый и т.д.), геометрических фигур: (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб), различает по величине до 10 предметов. Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “цветы”, “ягоды”, “деревья”, “транспорт”, “домашние и дикие животные”, “домашние и дикие птицы”, “части суток”, “времена года”, “месяцы года”, “дни недели” и название предметов и явлений, обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета. Самостоятельно выполняет задания по образцу. Развита зрительно-моторная координация, т.е. может перенести рисунок на чистый лист. Проявляет интерес к новым заданиям.

  • Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности № 2002 “Дошкольное воспитание” и № 2010 “Воспитание в дошкольных учреждениях” [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
  • Диагностика в детском саду: Методическое пособие [Текст] / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003. – 288 с. – (Серия “От детского сада к школе”).
  • Ермолаева, М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: Учеб. Пособие [Текст] / М.В. Ермолаева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2006. – 224 с. – (Серия “Библиотека педагога-практика”).
  • Клюева, Н.В., Филиппова, Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с., ил. – (Серия “Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем”).
  • Леоненко, О.Б., Евтюхина, О.В., Горбунова, Е.В. Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения [Текст] / О.Б. Леоненко, О.В. Евтюхина, Е.В. Горбунова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. — № 5. – С. 47-56.
  • Ломакина, Е.В. Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Ломакина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. — № 9. – С. 37-46.
  • Марцинковская, Т.Д. Диагностика психологического развития детей: Пособие по практической психологии [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 176 с., ил.
  • Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / З.А. Михайлова. – 2-е издание, доработанное. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с., ил.
  • Немов, Р.С. Психология [Текст]: в 3 кн. Р.С. Немов. – Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – 3-е издание. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
  • Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. – 5-е издание, дополненное. – М.: Знание, 1994. – 192 с.
  • Осипова, А.А., Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет [Текст] / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 104 с. – (Серия “Программа развития”).
  • Резепина, Е.А. Готовность детей к обучению к школе [Текст] / Е.А. Резепина // Психолог в детском саду. – 2005. — № 2. – С. 40-52.
  • Севостьянова, Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения [Текст] / Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с. – (Серия “Программа развития”).
  • Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников [Текст] / А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
  • Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 1994. – 144 с., ил.
  • Психология (схемы, определения, таблицы): учебное пособие

    Пояснительная записка

    Учебных пособий по общей психологии существует огромное число. Усвоение научных понятий — один из ключевых шагов в постижении студентами научного знания, задача данного пособия состоит в том, чтобы дать студентам представление о понятийном аппарате психологии.

    Учебного пособие раскрывает тему курса через группу ключевых понятий: познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь, внимание, память); эмоциональные (чувства и эмоции); волевые; индивидуально-типологические особенности личности (способности, характер, темперамент); а также междисциплинарные категории (личность, общение, деятельность).

    Более широко в учебном пособии раскрыты темы «Периодизации психического развития», имеющие непреходящее значение для профессиональной подготовки будущих специалистов.

    Удобство учебного пособия состоит в том, что категориальный аппарат представлен в виде схем и рисунков, что делает его удобным для восприятия и понимания.

    Это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

    Это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельные их свойства, как это происходит при ощущении.

    Изучением данной проблемы занимались: И.П.Павлов, Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, В.Вильгельм

    зависимость восприятия человека от его прошлого опыта, избирательность восприятия, связанная с характером его профессиональной или иной деятельности, индивидуальных способностей.

    Например, художник воспринимает ландшафт как объект художественного отражения, а архитектор — как объект возможной застройки

    Это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

    Изучением данной проблемы занимались: И.М.Сеченов, И.П.Павлов, П.К.Анохин, А.Р.Лурия, Ч.Шеррингтон, Н.А. Берштейн, Г.Т. Фехнер, М.Вебер.

    Психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект и явление.

    Характеристики: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность

    Это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

    Феномен внимания рассматривали в своих теориях и концепциях П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Т.Рибо, А.А. Ухтомский, И.П. Павлов, И.М.Сеченов.

    Свойства внимания

    • концентрация
    • избирательность
    • объем
    • интенсивность
    • устойчивость
    • отвлекаемость.

    Это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

    Изучением данной проблемы занимались следующие психологи: Г.С. Альтшуллер, Т.Рибо, П.М.Якобсон, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.

    Форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовывать способность к волевой регуляции.

    Это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизировать все свои силы на достижение поставленных целей.

    Проблемы воли рассматривали в своих работах К.Н.Корнилов, К.Г.Юнг, К. Хорни, В.А. Бец, Б.В.Зейгарник, П.П.Зимин, В.А.Иванников, С.Л.Рубинштейн, Ш.Н. Чхартишвили.

    это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

    Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание.

    Виды памяти: наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, механическая, логическая

    Р. Аткинсон, Р. Шифрин, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Б.В. Зейгарник.

    Психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении в сфере сознания или в процессе жизнедеятельности информации.

    • Запечатление,
    • Сохранение,
    • Узнавание,
    • Воспроизведение,
    • Забывание.

    Это психический познавательный процесс отражения существенных связей в отношений предметов и явлений объективного мира.

    Смотрите так же:  Коллегия адвокатов г челябинска 3

    Теоретическими проблемами происхождения мышления занимались Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия.

    По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое

    По характеру решаемых задач: теоретическое, практическое

    По степени развернутости: дискурсивное, интуитивное

    По степени новизны и оригинальности: репродуктивное, продуктивное.

    Процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

    Виды речи: устная, монологическая, диалогическая, письменная, внутренняя.

    Теоретическими проблемами происхождения речи занимались Н.Хомский, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, П.П. Блонский, А.А.Смирнов, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.М.Теплов и др.

    Совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

    Разработка и развитие психологической теории деятельности связана с именами таких психологов, как Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин

    Высший уровень отражения человеком действительности и высший уровень саморегуляции.

    Теоретическими проблемами происхождения сознания занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.Р.Лурия и др.

    Совокупность сложных реакций (актов поведения), предопределяющие целесообразное поведение организма во внешней среде.

    Над проблемой работали: И. П. Павлов, А. Н. Леонтьев, К. Э. Фабри.

    Внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.

    Анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

    Это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

    Проблему способностей рассматривали в своих теориях и концепциях Ф. Гальтон, Ф. Галлей, К.А.Гельвеций, Е.А.Климов, И.П.Павлов, А.Н.Леонтьев, В.Д. Небылицин, Б.М.Теплов

    Это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

    Проблему темперамента исследовали в своих трудах Гиппократ, У. Шелдон, И.П.Павлов, В.М. Русалов, Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин, Я. Стреляу, Э. Кречмер и др.

    Это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающемуся миру, труду, другим людям, к самому себе.

    Исследованием характера занимались такие ученые как С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, К. Леонгард, А.Е. Личко, Э. Фромм, К.Юнг и др.

    Это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

    Изучением проблемы личности занимались К.К.Платонов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Б.Г.Ананьев, Б.М. Ломов, Э. Эриксон.

    Направленность личности

    Это такое ее психическое свойство, в котором выражается потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жизни и деятельности.

    Психические процессы, протекающее в форме переживаний и отражающее личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

    Проблемами эмоций занимались: Джемс-Ланге, У.Кэннон, Линсей -Хебб, П.В.Симонов и др.

    Субъективная причина (осознанная или не осознанная) того или иного поведения, действия человека — психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного действия и его осуществлению.

    Это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности побуждают ее к определенной деятельности.

    Психическое состояние личности и одновременно возможный этап волевого действия, поступка. Характеризуется одновременным существованием в психике личности, «сшибкой» взаимоисключающих мотивов и соответствующих им способов действий.

    Совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

    Совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

    Адаптация (от лат. adapto)

    Приспособление организма к внешним условиям.

    • Физиологическая
    • Психофизиологическая
    • Психическая
    • Социально-психологическая

    Валидность теста

    Адекватность и действенность теста, важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого психологического свойства или явления.

    Интеллектуальное развитие ребенка по Ж. Пиаже

    ПЕРИОДЫ

    ПОДПЕРИОДЫ И СТАДИИ

    ВОЗРАСТ

    СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (0-2 ГОДА)

    Элементарные навыки, первичные круговые реакции

    Книги и учебники по психологии человека

    Изучение психологии человека – процесс довольно сложный, хотя очень увлекательный и интересный. В наши дни существует огромное количество самых разнообразных способов получения психологических знаний. К ним можно отнести многочисленные интернет-ресурсы (такие, как 4brain, например), интерактивные семинары, называемые вебинарами, сотни аудио- и видеоматериалов, курсы, тренинги, мастер-классы и т.д. Но, пожалуй, самым популярным источником информации по психологии (и любой другой), к которому обращаются люди, всегда были и остаются по сей день именно книги.

    На данной странице будут рассмотрены самые лучшие и, на наш взгляд, самые стоящие, интересные и популярные книги и учебники по психологии. Причём эта литература касается не только психологии в общем, но посвящена и разным разделам психологической науки: социальной психологии, психологии личности, психологии развития, воспитания и т.д. Большинство книг, которые мы рассмотрим, проверены уже не одним десятком лет и изучены тысячами людей, а информация из этих книг успешно применяется на практике ведущими специалистами и обычными людьми долгие годы. Но будут представлены также и такие работы, которые были написаны совсем недавно, а это значит, что они содержат в себе данные, наиболее характерные для нашего времени и актуальные для современного человека. Итак, предлагаем вашему вниманию небольшой обзор одних из самых лучших книг и учебников по психологии.

    1. Общая психология. А. Г. Маклаков
    2. Психология личности. В. А. Аверин
    3. Психология (серия из 3 книг). Р. С. Немов
    4. Социальная психология. Г. М. Андреева
    5. Социальная психология. Дэвид Майерс
    6. Игры, в которые играют люди. Эрик Берн
    7. Введение в психоанализ. Зигмунд Фрейд
    8. Психология влияния. Роберт Чалдини
    9. Как завоевать друзей. Дейл Карнеги
    10. Как перестать беспокоиться и начать жить. Дейл Карнеги
    11. Психология лжи. Пол Экман
    12. Гении и аутсайдеры. Малкольм Гладуэлл

    Общая психология. А. Г. Маклаков

    Представленная книга соответствует учебной программе курса «Общая психология». В ней максимально и предельно доступно с общепризнанных позиций излагаются все учебные вопросы. А материалы, предлагающиеся в данной работе вниманию читателя, являются результатом изучения, обработки и обобщения трудов различных отечественных и зарубежных учёных, а также соответствуют требованиям ГОСТа подготовки специалистов в области психологии.

    Учебник состоит из 4 частей и 25 глав. Вся информация подана максимально доступно и лаконично. Книга начинается с введения в общую психологию, рассмотрения её предмета, задач и методов. Представлены методологические основы изучения человека и основные методы психологии. Также разговор идёт и о том, какое место занимает психология среди других наук, затрагивается история становления психологической науки. Далее детально рассматриваются вопросы психики, сознания и деятельности человека. Отдельно друг от друга разбираются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Помимо этого, подробно изучаются и многие другие вопросы, тесно связанные с психологией человека. В конце каждой главы даётся ряд контрольных вопросов и рекомендуемая для изучения литература.

    Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

    Психология личности. В. А. Аверин

    Данная книга придётся по вкусу всем, кому интересная психология человека. Тщательно отобранный и систематизированный материал очень разнообразен и иногда может показаться даже противоречивым. Но это объясняется тем, что в работе рассмотрено множество проблем, касающихся личности человека и его места в системе современного научного знания.

    Книга состоит из двух частей. В первой рассмотрены наиболее известные концепции личности отечественных учёных: С. Л. Рубинштейна, В. С. Мерлина, Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалёва, К. К. Платонова, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядова и других, а также говорится о природе человека и о том, какое место занимает его личность в таких науках, как социология, психология и философия. Материал второй части посвящён психологическим характеристикам человека как личности, индивида и индивидуальности. Приводятся характеристики психодинамических, нейродинамических и конституционных параметров, анализируются свойства психики: потребности, способности, характер, мотивы и другие. Также даётся психологическая характеристика личности человека.

    Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

    Психология (серия из 3 книг). Р. С. Немов

    Представленный учебник предназначен для высших педагогических учебных заведений. Это три книги, в состав которых входит основной курс психологических знаний, необходимых педагогам и руководителям, работающим в системе образования. В работе представлено множество сведений из разных областей психологии: социальной психологии, психологии управления, психодиагностики, психофизиологии и других. Все эти сведения имеют, как прямое, так и косвенное отношение к воспитанию и обучению.

    В первой книге даны основы общей психологии. Рассмотрены такие вопросы как предмет психологии, задачи и методы этой науки, её естественнонаучные основы, взаимосвязь с другими науками о человеке (социологией, философией, педагогикой). Отдельные главы посвящены развитию психики человека и животных, сознанию человека, психологии его деятельности и познавательных процессов. Есть разделы о психологии личности и психологии взаимоотношений.

    Вторая книга — учебник о психологии образования. В нём подробнейшим образом рассматриваются возрастные особенности детей, психологические основы обучения и воспитания, психология педагогической деятельности, а также множество связанных с этими темами проблем и вопросов.

    Третья книга посвящена теме психодиагностики. Она состоит из двух больших частей. Первая часть — это основы психодиагностической науки и общие представления о ней, её различные аспекты. Приведена общая характеристика методов психодиагностики, и отдельно рассматриваются методы психодиагностики детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков и юношей, студентов, учителей и родителей. Во второй части разговор ведётся о том, что такое экспериментальная педагогическая психология, какие существуют виды научных психолого-педагогических исследований, что такое статистический анализ экспериментальных данных и как происходит подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования.

    В конце каждой книги приводятся полезные практические рекомендации и программы их внедрения, а также присутствует словарь основных терминов.

    Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

    Социальная психология. Г. М. Андреева

    В настоящем учебнике собрано огромное количество самых разных психологических данных. Начиная с теоретических основ социальной психологии и заканчивая способами применения представленных в книге знаний на практике. Учебник рассчитан не только на студентов психологических факультетов и отделений университетов, но и на представителей других социальных групп, а именно: предпринимателей, финансистов, менеджеров, социологов, экономистов, представителей технических дисциплин и всех тех, кто применяет психологические знания в своей деятельности.

    Учебник состоит из 5 разделов и 20 глав. Рассматривается место социальной психологии в системе научного знания, история формирования социально-психологических идей и методологические проблемы социально-психологического исследования. Отдельные главы посвящены закономерностям общения людей и из взаимодействия, социальной психологии групп и социально-психологическим проблемам в исследованиях личности. В заключительной части находятся практические приложения социальной психологии.

    Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

    Социальная психология. Дэвид Майерс

    Эту книгу можно одновременно назвать и строго научной и чисто человеческой, т.к. её страницы наполняет интереснейшая информация и интригующие факты, что делает изучение материала познавательным и увлекательным. В работе приводятся данные о фундаментальных принципах социального мышления, социального поведения, социального влияния, а также результаты последних исследований и экспериментов. Книга адаптирована для психологов, политологов, социологов и философов.

    Смотрите так же:  Налоговый вычет за ремонт квартиры в новостройке

    Книга состоит из 13 глав и нескольких дополнительных модулей. В главах рассматривается вопрос о том, что такое социальная психология и её взаимодействие со смежными дисциплинами, как она сопряжена с человеческими ценностями. Рассматриваются вопросы социального мышления, места человека в обществе, самоконтроля, убеждений, поведения, установок, социального влияния и социальных отношений. В конце каждой главы автор делает очень интересные выводы.

    Часть, посвящённая модулям, состоит из нескольких небольших глав, в которых идёт речь о прикладной социальной психологии и соприкосновении социальной психологии с темами правосудия и надёжного будущего. В конце книги находится глоссарий и алфавитный указатель для удобного поиска нужной информации в книге.

    Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

    Игры, в которые играют люди. Эрик Берн

    В этой уникальной книге даны подробные описания игр, позволяющих человеку осмыслить трансакционный анализ, т.е. психологическую модель, при помощи которой становится возможным описывать и анализировать индивидуальное и групповое поведение людей. Особое внимание в книге уделяется философии, теориями и методам, при помощи которых люди могут глубже понять самих себя и особенности своего взаимодействия с окружающими.

    Книга состоит из 4 частей. В первой части приводятся общие соображения автора по поводу транскационного анализа. Вторая часть посвящена таким темам, как родительское программирование, судьба человека, влияние предков, развитие человека в детские годы, трудности, возникающие в детстве, юности, зрелости и старости. В третьей части представлены типы сценариев, по которым действуют люди и способы их передачи. В заключительной части подробно разбирается научный подход к сценарной теории, рассматриваются возражения против теории сценариев, проблемы методологии и сценарный вопросник.

    Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

    Введение в психоанализ. Зигмунд Фрейд

    Предлагаемая вниманию читателя работа – это подробный курс лекций, которые автор читал в течение двух семестров с 1915 по 1917 годы. В этом курсе содержится информация о психоанализе и его составляющих, которая представляет собой целостную и завершённую картину данной психологической теории, разработанной самим автором.

    Учебник состоит из трёх больших частей и отдельной части с продолжением лекций. В первой части (четыре лекции) подробно рассматривается тема ошибочных действий личности. Вторая часть (одиннадцать лекций) посвящена сновидениям. В ней рассматриваются трудности понимания этого феномена, предположения и техника толкования, содержание сновидений, их символика, работа, анализ и многие другие, сопряжённые с темой вопросы. В третьей части (тринадцать лекций) речь идёт об общей теории неврозов, смысле их симптомов и путях их образования, сексуальной жизни человека, его либидо и многих других вещах.

    Продолжение лекций по введению в психоанализ составляют лекции на тему пересмотра теории сновидений, связи сновидений и оккультизма, разделения психической личности, женственности и некоторых других.

    Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

    Психология влияния. Роберт Чалдини

    В отличие от первой версии данной книги, имевшей более коммерческий характер, настоящая версия больше рассчитана на учебные группы и рекомендуется к изучению преподавателям и студентам. В работе представлено множество доказательств идей автора, его наблюдений, утверждений, выводов и рекомендаций по теме социальной психологии, социологии и менеджмента. Информация из данной книги, помимо всего прочего, изложена таким образом, что её очень удобно применять в практической деятельности.

    В восьми главах книги приводится интересная информация по таким вопросам, как орудия влияния людей, взаимообмен при общении, обязательства и последовательности, социальные доказательства, благорасположение, авторитетность и методы управления уважением, роль стереотипов в общении людей и другим. Отличительной особенностью книги является то, что материал излагается в довольно необычной форме, вызывающей у читателя интерес и желание продолжить изучение. Вся информация вполне соответствует требованиям современности. В конце каждой главы автор делает обобщающие выводы и предлагает ответить на контрольные вопросы, способствующие лучшему усвоению материала.

    Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

    Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Дейл Карнеги

    Представленная книга описывает, в первую очередь, специфику взаимоотношений людей в условиях капиталистического строя. Но, несмотря на это, информация оказывается очень полезной для людей, живущих в любых условиях и в любом обществе. Особое место в книге уделяется теме взаимоотношений между руководителями и подчинёнными, а также между руководителями и руководителями. В общем и целом, материал рассчитан на тех, кто нуждается в притоке новых мыслей, идей и целей, новых друзьях, повышении статуса, улучшении способности влиять на других, возможности и способности больше зарабатывать, а также на тех, кто просто хочет улучшить многие другие качества своей личности.

    Содержание данной книги является предельно эффективным для использования получаемой информации в повседневной жизни. Во-первых, приводятся действенные методы общения с людьми. Во-вторых, рассматриваются способы влияния на людей. В-третьих, даются ценные советы и рекомендации на тему того, как развивать себя и улучшать качества своей личности. Главной идеей работы является убеждение автора в том, вера человека в собственные силы и свой успех способна привести его к его целям и заветным мечтам и сделать его лучше. Материал наполнен множеством примеров и представляет собой эффективнейшее практическое руководство.

    Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

    Как перестать беспокоиться и начать жить. Дейл Карнеги

    Данная работа состоит из многочисленных рекомендаций на различные темы, связанные с практической стороной применения психологических знаний. В книге содержатся советы на тему избавления от тревог и беспокойства, обретения счастья, гармонии и благополучия, решения финансовых проблем и разрешения трудных ситуаций на работе, повышения личной продуктивности, избавления от вредных привычек и т.п. Информация рассчитана на людей любой социальной группы: домохозяек, педагогов, бизнесменов, руководителей, людей творчества, учащихся, психологов и т.д.

    Как уже говорилось, представленная книга – это сборник практических советов и рекомендаций. Первая часть посвящена основным положениям, которые должен знать человек о беспокойстве и его природе. Далее речь идёт об основных методах анализа чувства беспокойства и способах избавления от привычки беспокоиться. Во второй половине книги излагаются способы, при помощи которых человек может настроить себя на ощущения счастья и спокойствия, а также изменить своё отношение к критике со стороны других людей. И в заключительной части предлагаются наиболее эффективные приёмы, как поддерживать тонус, энергию и состояние духа на высоком уровне. В конце каждой части книги автор делает краткое резюме по изложенному материалу.

    Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

    Психология лжи. Пол Экман

    Эта книга очень своеобразна по своему содержанию, т.к. в ней представлена уникальная информация: автором со строго научной точки зрения рассматриваются особенности поведения людей в таких ситуациях, когда они стремятся обмануть других. Изучаются предпосылки такого поведения, мотивация людей, склонных к обману, способы распознавания лжи и многие другие интригующие вопросы. Интересным также является и то, что до сих пор в России таких книг не издавалось. Поэтому, познакомиться с данной работой будет интересно любому человеку, интересующемуся психологией личности.

    Книга начинается с того, что автор рассматривает природу лжи, её признаки, факторы, влияющие не её успех или, наоборот, провал. Затем приводятся примеры распознавания лжи по словам человека, его голосу, движениям и мимике, а также даются основные положения толкования признаков лжи и меры предосторожности, чтобы что-то не было истолковано неверно. Далее автор рассказывает о полиграфе (детекторе лжи), его устройстве, принципе работы и областях применения. А три заключительные части книги повествуют о технике обнаружения лжи, как обнаруживалась ложь и уличались лжецы в 90-е годы XX столетия, и о том, какое место ложь занимает в жизни общества. В самом конце книги находятся приложения, улучшающие усвоение материала и делающие возможным применение его на практике.

    Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

    Гении и аутсайдеры. Малкольм Гладуэлл

    Настоящая книга — это ещё один сборник очень необычной в своём роде информации. Речь пойдёт о том, почему в жизни одним людям достаются все блага: деньги, успех, слава, власть, а другие остаются «у разбитого корыта». Автор объясняет, что причиной этому служат не только те индивидуальные качества, которыми наделяет людей природа, но и некие скрытые закономерности. Так, например, Малкольм Гладуэлл обнаружил связь между способностями человека и месяцем его рождения, местом, где он родился, национальностью, расой и многими другими особенностями. Эта книга не только необычное пособие по достижению успеха, но и своеобразная энциклопедия законов жизни. Она пойдёт на пользу всем, интересующимся психологией и просто стремящимся к самосовершенствованию людям.

    Книга состоит из двух частей и девяти глав, раскрывающих читателю множество данных на тему природы человека, его предрасположенности к успеху или неудачам. Автор подробно объясняет основные различия между успешными людьми и аутсайдерами, приводит яркие примеры и даёт ценные рекомендации. Каждая глава представляет собой отдельную законченную историю. Но все вместе эти истории составляют уникальное знание, которым должен обладать любой человек и которое способно изменить устоявшиеся представления о гениальности и успехе.

    Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

    Это небольшое количество книг, представленных нами вашему вниманию, является мизерной частью того огромного наследия психологической науки, которым на сегодняшний день обладает человечество. Но даже если вы изучите только несколько из них, ваш багаж знаний станет намного больше, и вы сможете понять, как на самом деле разностороння и многогранна психология человека и само его бытие; вы станете умнее и сможете улучшить свою жизнь, применяя знания на практике.

    Изучайте книги, учебники и другую литературу по психологии. И, конечно же, не пренебрегайте использованием и других всевозможных источников. Психологические знания станут одними из ваших лучших проводников в мир особенностей личности человека и его жизни!

    Author: Advokat